День информации по экологии в детской библиотеке. Сценарий мероприятия "маленькие чудеса большой природы"

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.


Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу - переориентировать: охранять не от человека, а для человека.


Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей.

Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной; она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:

  1. Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятии;
  2. Совершенствование информационной работы;
  3. Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
  4. Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;
  5. Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
  6. Изготовление печатно-рекламной продукции;
  7. Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
  8. Освещение работы в СМИ;
  9. Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:

o тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;

o экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, не обеспеченным обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных пользователей;

o фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организации, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера. Эффективно оформленное пространство оригинальными растениями в красивых кашпо и вазах, украшенные цветочными композициями стены, подоконники, витрины, уютно организованные «зеленые уголки»- все это вызывает чувство приобщения к прекрасному миру живой природы. Уместен стенд «Природа – наш общий дом», на котором размещена подробная информация об экологической деятельности библиотеки.

Внимание посетителей библиотеки привлечет уголок «Жить в согласии с природой», где представить коллаж из книг, фотографии, иллюстрации. Особенную прелесть уголку придадут заботливой рукой расставленные цветочные композиции. Непременно, оформить выставки книг и журналов, названия которых говорят сами за себя: «Дорога к заповеднику», «Россия: здоровье природы и людей», «Рекам и людям – чистую воду!»

Работа со справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».

Читателей следует информировать о наличии в фонде новой литературы с помощью проводимых в библиотеке дней информации.

· «Мир, окружающий нас, прекрасен»

· «Мы – твои друзья, природа»

· «В объятиях родной природы»

Массовые мероприятия играют особую роль в экологической работе библиотеки:

¾ Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Акции вносят реальный вклад в улучшение экологической обстановки.

¾ Вечер вопросов и ответов «Экологический и экономический кризис: есть ли у тебя будущее?»

¾ Круглый стол «Экология современной жизни: правильно ли мы живем? И можно ли жить иначе?» (на подобные мероприятия желательно приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников ведомств и т.д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в регионе, населенном пункте и т.д.)

¾ музыкальная гостиная» «Прекрасное пленяет навсегда» (использовать и зрительные, и звуковые образы, а также нравственные, эстетические, психологические аспекты воздействия на читательскую аудиторию)

¾ праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.

¾ конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности; поделки из природного материала могут быть самымиразнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции).

Экологическое воспитание в библиотеках приобретает новые формы, усиливающие эмоциональное воздействие, поскольку сочетают в себе проблемы охраны природы, искусство и книгу. К примеру, конкурс рисунков «Мы за мир без химического оружия», конкурс стенгазет, фотоконкурсы и фотовыставки: «В мире цветов», «В родном краю», «Чистота и красота нашего села (города)», конкурс цветоводов «Рукотворная красота», мультимедиа-уроки «Сохраним нашу планету», фитобар и т.д.

Многие русские и зарубежные писатели , такие, как В. В. Бианки, К. Г Паустовский, И. С. Соколов-Микитов, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Э. Э. Сетон-Томпсон, Д. М. Даррелл и другие, посвятили свое творчество природе. Эти писатели в своих произведениях сумели описать ее во всем многообразии и неповторимости, поэтому книги данных писателей помогают проводить различные экологические уроки, беседы, обзоры книг, викторины, организовывать книжные выставки.

Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности . Начало акции можно обозначить проведением дискуссии или круглого стола.

В продолжение акции инициировать экологические десанты, акции, рейды и экологические патрули:

¾ «Чистая улица»,

¾ «Чистый берег»,

¾ «Чистый двор»,

¾ «Лучшая защита - это забота»,

¾ «Чистая земля - чистый двор»,

¾ «Чистое село»,

¾ «Самый лучший палисадник» и др.

Акции и рейды будут тем более успешными, чем больше социальных партнеров подключится к ней. В нынешнем году уборку и озеленение следует приурочить также к 70-летию Победы.

практическое значение для читателей, к примеру:

¾ дайджест «Экология- 2015»,

¾ список сценариев «Экология-2015»,

¾ библиографический список статьей, публиковавшихся в местной прессе за последние 5 лет,

¾ экологические путеводители и др.

Все больше библиотек создают электронные ресурсы по экологии, веб-проекты и вею-страницы, так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php) собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек.

Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании. «Надо возделывать наш сад», - сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека.

НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ:

— «Заповедными тропами»,

— «Природы мудрые советы»,

— «Пернатые обитатели земли»,

— «Лес исцеляющий»,

— «Живая планета»

— «Вода в нашей жизни»,

— «Живительный источник» (к Всемирному дню водных ресурсов)

— «Русские „колумбы“ (о путешественниках)

— «Живи, Земля!»,

— «Как сберечь голубую планету» (к Международному дню Земли)

— «И вечная природы красота»

¾ «Книжный дозор» (к Всем. дню охраны окружающей среды)

— «Бросим природе спасательный круг»

— «Не только в гости ждет тебя природа!»

— «Они цветут, сердца отогревая» (о цветах)

— «Времена года моего села»

¾ Цикл о временах года (4): «Красавица зима», «Пришла весна нарядная», «Ах, лето красное любил бы я тебя…», «Осенний калейдоскоп»

— «Чистая экология – здоровая жизнь…»

— «Наша матушка Земля» (к Всемирному Дню Земли)

— «Наши милые питомцы» (к Всемирному дню домашних животных)

— «Пришла красавица весна»,

— «Мама всех звериных малышей» (105-летию со д. р. В. В. Чаплиной),

— «Природа, как же ты загадочна!»,

— «Моя малая Родина»,

— «Моя страна – безмерна и бездонна»

— «Времена года»

— «Открой для себя удивительный мир птиц»,

— «Стремительные и непостижимые» (к Международному дню птиц)

— «Охрана природы – веление времени» (к Международному дню охраны окружающей среды)

— «Берегите природу!» (к Году экологии)

— «Царица-Водица»,

¾ «Всегда и везде человек нуждается в воде» (к Всемирному дню воды)

— «Соловьиный праздник» (к Международному дню птиц)

— «Береги природу своего края»,

— «Путешествие в зелёную аптеку» (к Международному дню охраны окружающей среды)

— «Солнце, воздух, вода – это наша жизнь» (к Межд. году водного сотрудничества)

— «О братьях наших меньших»: (к Всемирному дню защиты животных)

— «Заповеди природы»

— «Сохраним природу для потомков»

— «Что вы знаете об охране окружающей среды»

— «Очистим планету от мусора»

— «Наши пушистые друзья» (к Всемирному дню кошек)

— «Наши пернатые друзья» (к Всемирному дню птиц)

— «Учись правилам поведения в лесу» (к Всемирному дню Земли)

— «Любимые уголки природы» (к Всемирному дню эколога)

— «Зоны экологического бедствия»

— «Она – твой давний добрый лекарь»

— «Заглянем в мир живой природы»

— «Наш общий друг – природа»

— «Тем, кто любит природу»

— «Моя планета – ЗЕМЛЯ»

¾ «Охрана природы – веление времени»

— «Сохраним природу» (к Международному дню Земли)

— «Вы слыхали о воде? Говорят, она – везде!…» (к Всемирному дню воды)

— «Наши пернатые друзья» (к Международному дню птиц)

— «Спасем мир сегодня» (к Всемирному дню окружающей среды)

— «Мы в ответе за этот мир!»

— «За чистоту озер и рек в ответе человек» (2005-2015 – Международное

десятилетие действий «Вода для жизни»)

— «Травкина премудрость» (о лекарственных растениях)

— «Сохраним природу – значит, сохраним Родину» (к Всем. дню охраны

окруж. среды)

— «Семь страниц про зверей и птиц»

— «Через книгу – любовь к природе»

— «В капле воды отражается мир» (К Международному году водного сотрудничества и Международному десятилетию действий «Вода для жизни»)

— «Земля – слезинка на щеке Вселенной!» (ко дню Земли)

— «Жить в согласии с природой»

— «Мир зверей и птиц сходит со страниц»

— «Живая планета — живая душа»

— «Потомкам – цветущую Землю!» (год экологической культуры)

— «Изучаем родную природу»

— «Прогулки по лесу»

— «По страницам Красной книги»

— «Наши меньшие братья» (ко Дню защиты животных)

— «Вода – источник жизни» (ко Всемирному дню Воды)

— «Красная книга и ее обитатели» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Новоселье птиц»

— «Земля у нас только одна» (ко Всемирному Дню Земли)

— «Мир, окружающий нас, прекрасен» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Экологическое ассорти»

— «Книги писателей-натуралистов»

— «Земля – наш дом» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Как не любить нам эту Землю!»

¾ «Слово о родной природе»

¾ «Моя любимая кошка»

¾ «Всё о кошках»

¾ «Моя семья любит природу»

¾ «В мире животных»

¾ «Природа и фантазия»

¾ «Причуды природы»

¾ «Удивительный мир природы»

¾ «Сохраним наш мир»

¾ «Природе надо, чтоб её любили»

¾ «Человек – гармония – природа»

¾ «Экологические проблемы XXI века»

¾ «Краски осеннего леса»

¾ «Где зимуют наши птицы?»

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Указом Президента Российской Федерации 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом экологии.
Библиотеки Тогучинского района вносят свой посильный вклад в сохранение окружающей среды, воспитание любви к родной природе.
16 марта в библиотеках г. Тогучина и Тогучинского района прошел ЭКО – день в библиотеке «Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей» (по целевой программе «Школа экологических знаний «Окно в природу»), который посетило 397 человек.
Библиотекари отдела обслуживания центральной библиотеки Галактионова Н. Н. и Пуркина С. В. рассказали о том, как с глубокой древности люди знали о целебных свойствах растений, постигали целебные свойства трав и передавали накопленные знания из поколения в поколение. Гости узнали много нового о лекарственных растениях, которые растут не только в лесу, на полях и лугах нашей необъятной России, но и даже возле своего двора можно найти очень много полезных растений. В течение мероприятия презентация дала возможность познакомиться с некоторыми из них воочию. В конце мероприятия гости познакомились с выставкой «Растения, которые нас лечат». На выставке была представлена литература о лекарственных растениях, о фитотерапии (траволечении). О том, когда лучше всего собирать иван-чай и тысячелистник, крапиву и подорожник, сушить листья смородины и малины, а так же, как с помощью этих и других трав поправить свое здоровье, продлить красоту и молодость, читатели библиотеки смогут узнать, воспользовавшись представленными на выставке справочниками, энциклопедиями, книгами, брошюрами и журналами.
Для учащихся 7-х классов СОШ №4 в детском отделе ЦБ прошел экологический урок-диалог «Земля наш дом!». На уроке ребята совершили виртуальное путешествие в удивительный мир природы. Узнали, какую роль играет человек в охране природы. Они активно беседовали, отвечали на вопросы, определили связь человека с окружающей средой. Посмотрели видеоролики об исчезающих животных, о роли леса в жизни человека, познакомились с экологическими проблемами, которые возникли по вине человека. Самостоятельно сформулировали и обосновали правила поведения в лесу. В заключительной части мероприятия, дети дали обещание БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ.
Городской филиал № 3 провел ЭКО – день с учащимися 2 «А» класса Т.С.О.Ш.№ 3. Мероприятие прошло в форме виртуального путешествия «Сохраним зеленый мир!». Дети узнали много интересного о богатствах лесных массивах, его обитателях, о значении леса, его охране, запомнили правила поведения в лесу. Отвечали на вопросы экологических загадок. Приняли участие в интерактивной игре «В мире животных». Встреча прошла оживлённо, открыла для присутствующих много неизвестного для них в окружающем мире природы.
Для учащихся 6 класса ТСШ № 5 в библиотеке городского филиала № 35 прошёл день экологический знаний. Ученики побывали на «лесной поляне» и «поляне цветов», сделали остановку « В мире животных», где листая Красную книгу НСО, вспоминали правила поведения в лесу и думали над тем, как сохранить исчезающие виды. На «Поляне Загадочная» вспоминали пословицы и поговорки, отгадывали авторов книг о природе. В ходе экологической игры ребята узнали много нового из жизни живого мира нашего края, проявили интерес к книгам о природе, познакомились с книжной выставкой «Биоинформация: Царица – водица». В завершении встречи ребята с удовольствием отправились по удивительным природным уголкам Тогучинского района и Новосибирской области (посмотрев электронную презентацию «Дюжина чудес родного края»).
В городском филиале № 1 Тогучинской МЦБ познакомились с удивительным многообразием книг о природе, представленных на выставках «Мы с книгой открываем мир родной природы» и «Мы пассажиры одной планеты, одного корабля», также смогли полюбоваться картинами В. Бушнева, представленными на арт – выставке «Свет и тепло сибирского пейзажа». А для учащихся 4 «Б» класса средней школы № 2 библиотекари С. В. Зуева и Л. В. Мелехина подготовили час интересных сообщений «Мир живой природы» и провели викторину «Зоологическое ассорти». Ребята знакомились с произведениями детских писателей – натуралистов, рассматривали красочные энциклопедии и иллюстрации в книгах. Школьники узнали много нового о жизни животных и растений: например, какой длины уши у слона и сколько пар глаз у паука, и ещё много интересных фактов из мира Природы. Ребята показали себя настоящими знатоками природы: отгадывали загадки, отвечали на вопросы, играли и в, заключении мероприятия, каждый получил книжную закладку с книгами о природе. Надеемся, что юным читателям захочется узнать ещё больше о жизни птиц и зверей, растений и насекомых. И в этом им помогут книги о природе.
Репьевская сельская библиотека провела познавательно-игровую программу по экологии "За природу в ответе и взрослые и дети". Мероприятие прошло в школе, участвовали ребята из начальных классов. Перед началом игровой программы показали видеосюжет о природе, подготовили слайд программу. Ребята с удовольствием, с азартом участвовали, присутствовал дух состязания, оказалось дети много знают и любят природу, очень ответственно подошли к домашнему заданию, нужно было каждому классу подготовить плакат "Береги природу".
В рамках Года экологии в России в библиотеке посёлка Горный состоялся День Экологии. Сценарий, разработанный библиотекарем Тамарой Сергеенко, включал в себя познавательную игровую программу по Красной Книге, театрализованную мини-постановку, в которой были задействованы Динозаврик, бабушка Динозаврика, а также двоечник и прогульщик Федька Сороконожкин (в исполнении работников библиотеки Татьяны Смирновой, Любови Мацнёвой и работника Дома культуры Евгения Суховий), а также были использованы видеоролики, соответствующие теме.
Ведущая программы, работник библиотеки, Елена Бородаева, в роли Хранительницы Всемирной Истории провела с ребятами интерактивную беседу о современных экологических проблемах, о Красной Книге, о том, как важно всем нам беречь и охранять природу. В завершение была проведена акция-обращение ко всем жителям земли «Наведём порядок на планете!». Мероприятие посетило учащиеся 1-х и 2-х классов Горновской средней и начальной школ.
В библиотеке Городского КДЦ прошла экологическая викторина «Полна загадок чудесница – природа». Целью было формирование высокой культуры поведения человека в окружающей среде, привитие любви и ответственного отношения к природе. На мероприятие пришли учащиеся из ТСОШ № 4, 4 и 8 классы. Школьникам было рассказано о красоте родного края, о бережном отношении к окружающему миру. Учащиеся 8 класса разделились на две команды. « Лучик» и «Звёзды». Они показали хорошие знания в области экологии, наблюдательность. Угадывали исчезающих животных по описанию, отвечали на сложные вопросы викторины, на необычные загадки.
В конце мероприятия по кругу был пущен импровизированный микрофон, они высказывали свои пожелания о том, что бы он сделал на практике, чтобы наша планета стала чище и красивее. Ребятам была дана памятка «Береги природу». В библиотеке была оформлена выставка- размышление »Экологическая мозаика».
В библиотеке с. Завьялово мероприятие называлась «Сохранить природу – сохранить жизнь». Здесь собрались учащиеся начальной школы на состязание в знаниях, необходимых для правильного обращения с природой. Под звуки природы библиотекарь Богачкина Е.И. рассказала о науке экологии, познакомила с Красной Книгой Новосибирской обл., Затем все перешли в фойе, где ребят встречала Божья коровка и Кузнечик. Они предложили ребятам сыграть в интеллектуально – познавательную игру «Юные друзья природы». Затем Божья Коровка провела Блиц-опрос игры « Кто здесь лишний», «Живая буква». Ребята вспоминали названия насекомых, птиц, земноводных, деревьев и цветов. С увлечением дети вспоминали народные приметы, связанные с явлениями природы. Отвечали дружно и хором! Оживлённо прошла игра « Вода - не вода» и много смеха вызвала игра «Путаница», которую провёл Зелёный Кузнечик! В заключение праздника ребята единодушно согласились с мнением, что для того, чтобы сохранить живую природу, надо её изучать и любить.
В Юртовской сельской библиотеке прошел экодень с ребятами 3-4 класса. Они были приглашены на устный журнал «Поэтический гимн лесу Александра Пархаева». Александр Пархаев наш земляк, родился в деревне Конево. Писал замечательные стихи о природе. Устный журнал состоял из шести страниц:1. «Земля родная», 2. «Отдых душу исцелит», 3. «Цветут, рассыпавшись, как капли», 4. «Вдруг кто-то тишь лесную разорвал», 5. «Вы в гостях - не дома»,6. «Помни, человек!». Ребята читали стихи Пархаева на каждой из страниц журнала. Прозвучали стихи: «Тарсьма», «Святое место», «В осеннем лесу», «Березка», «Подранок» и другие. В фойе клуба познакомились с плакатом, посвященном году экологии в России. В конце мероприятия посмотрели и обсудили фильм «Улыбка природы». Взято с книжной выставки «Наша живая планета» 13 книг.
В Зареченской сельской библиотеке прошло мероприятие, посвященное главной теме года – экологии. Ученики третьего класса Зареченской средней школы (классный руководитель Аветисян Т. В.), а также другие маленькие читатели собрались, чтобы поговорить и больше узнать о проблемах, которые стоят перед человечеством как сохранить природу, а значит и свою жизнь на Земле. Затем мероприятие продолжилось экологическим КВНом «Знатоки природы».
Для проведения КВН были выбраны три команды по три человека. Первая команда называлась – «Бурые медведи», вторая - «Тюльпаны», а третья - «Быстрые рыси». Конкурсная программа состояла из нескольких конкурсов: «Приветствие», «Разминка», «Почтовый ящик», «Экологический рисунок», «Узнай животное по описанию», «Пантомима», «Экологические задачи» и «Блиц-турнир». Каждый конкурс - это проверка знаний, выяснение позиции ребят по важным экологическим проблемам. Ведь защита жизни на земле начинается с малого: непогашенный костёр в лесу, выброшенный на улице мусор. Это всё губит природу.
Во время проведения разминки команды задали высокий темп работы, который сохранялся на протяжении всей игры. Соперничество между командами было «острым», борьба шла за каждый бал. Самым запоминающимся и выразительным стал конкурс «Пантомима», в котором команды изображали животное, а соперники угадывали их.
Победу в экологической игре одержала команда «Бурые медведи». А самыми знающими из ребят оказались – Иваненко Степан, Корякин Евгений, Альдиева Амина и читатель из первого класса Маслов Михаил. Ребятам было интересно демонстрировать свои знания, умения, способности, проверять себя открывать новое. В конце мероприятия детям было предложено написать пожелание природе на «берёзовом» листочке и повешать на «Дерево пожеланий», которое «выросло» в библиотеке.
Природа наш дом, общий для всех людей, без которого нам не прожить. Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с другими животными и растениями, а всё вместе - с ласковым солнцем, землёй, водой, человеком. Нарушим эти связи и всё, начнёт разрушаться, а чтобы этого не случилось, надо знать и выполнять законы экологии.
Библиотеки Тогучинского района, выполняют важнейшую функцию экологического просвещения населения, подрастающего поколения и проводят разнообразные формы мероприятий. Необходимость нравственно-экологического воспитания юных читателей, библиотеки стараются привить детям любовь и бережное отношение к природе, заинтересовать подрастающее поколение проблемами экологии.


Очередное заседание клуба «В гармонии с природой» в Детском отделе Межпоселенческой центральной библиотеки - «Маленькие чудеса в большой природе», было посвящено 145 – летию со дня рождения М.Пришвина.

Дети перенеслись в волшебный мир природы! Познакомились с творчеством писателя, узнали, о чём его книги, послушали и обсудили рассказы «Ёж», «Ребята и утята», «Лисичкин хлеб». Близкое знакомство с героями рассказов М. Пришвина оставили у юных любителей творчества известного писателя-натуралиста положительные эмоции!

Дошкольники узнали о том, что писатель был большим любителем и поклонником природы, о повадках животных, о том, как они защищают свое потомство. Отвечали на вопросы викторины, рассуждали о многообразии окружающего мира, о роли человека в охране природы, о волшебстве леса. Побывали на станции «Творческая», на которой каждая команда получила конверт с буквами, из которых нужно было собрать название рассказа М. Пришвина.

Просмотрели презентацию «Путешествие в царство Берендея» Понравившиеся книги с выставки «Думаешь – чудеса далеко, а они тут рядом», дошкольники взяли почитать с собой.

Закончилось мероприятие напоминанием детям о бережном отношении к окружающему миру, советом быть наблюдательными и замечать прекрасное в обыденных вещах.

29 декабря в Детской библиотеке «ЛиК» состоялась встреча под названием «Проделки обезьянки» для учащихся 3-х и 2-х классов СОШ № 11.

Ребятам была показана слайд-презентация об истории праздника Новый Год, а затем был проведен мастер-класс по изготовлению новогоднего сувенира. Аппликациями разных обезьянок-символов нового года, снеговиков, елочек, Дедов Морозов ребята украсили свои тарелочки, вырезали, приклеивали и рисовали красивые звездочки и снежинки. Дети творчески и с фантазией сделали свои новогодние поделки-сувениры.

В завершении встречи ребята смотрели новогодний выпуск мультфильма «Ну, погоди!».

Празднично-игровая программа «Новогодние чудеса»

24 декабря в гости в Детскую библиотеку «ЛиК» пришли ребята из МДОУ №4 для участия в празднично-игровой программе «Новогодние чудеса». Ребята познакомились с новогодними выставками библиотеки, где им рассказали о новогодних сказках, историях и новогодних чудесах, вслух читали добрую сказку «Чудеса под Новый Год», которая детям понравилась, вместе посмотрели музыкальный новогодний видеоролик.

А как хочется сделать волшебство своими руками! В ходе мастер-класса дети самостоятельно собирали новогоднюю игрушку-подвеску «колокольчик», а затем украшали ее по своему желанию. У новогодней елочки ребята отгадывали новогодние загадки с подвохом, играли в игры и дружно водили хоровод, исполняя песенку о елочке. Всем было радостно и весело, каждый ребенок получил маленький подарочек от Деда Мороза и свою красивую новогоднюю поделку.

Экологический маршрут «Сказки библиотечного леса»

18 декабря Детскую библиотеку «ЛиК» посетили ребята из МДОУ № 11 для участия в экологическом маршруте «Сказки библиотечного леса» из цикла экологических встреч «У природы есть друзья – это мы: и ты, и я».

Ребят в библиотеке познакомили с экологическими сказками, представленными на выставке, читали вслух сказку Л.Ф.Воротниковой «Как человек приручил растения», вместе обсуждали экологические проблемы всего человечества и знакомились с обитателями настоящих лесов и лесов сказочных. Ребята узнавали обитателей леса по описанию, отгадывали загадки с видео-ответами, познакомились со сказкой Н.Сладкова «Суд над декабрем» из сборника «Лесные сказки». Также ребятам рассказали о вечнозеленой красавице – елочке, о том, что существует 50 видов елей, и эти прекрасные деревья могут расти 250-300 лет, а человек должен их беречь.

В завершении встречи дети посмотрели мультфильм «Лесные сказки». На память о встрече дети взяли «своих» обитателей леса, которых они старательно раскрасили.

Исторический час
«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»

3 декабря в России, начиная с 2014 года, отмечается новый праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами. Дата для праздника была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1966 году, в ознаменование 25-й годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был торжественно захоронен у стен Московского Кремля в Александровском саду.

В Детской библиотеке «ЛиК» прошел исторический час «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» ко Дню Неизвестного солдата, который посетили учащиеся 5 «А» и 5 «Б» классы СОШ №2 г. Пскова.

Ребятам рассказали об истории и значении этого молодого праздника, о первом мемориале в Москве и о памятнике Неизвестному солдату на площади Победы в г. Пскове. А в завершении встречи каждый смог проверить свои знания по военной истории России, отвечая на вопросы викторины.

День информации «Наши верные друзья»


26 ноября в Детской библиотеке «ЛиК» прошел день информации «Наши верные друзья», посвященный Всемирному Дню защиты домашних животных (30 ноября). Эта дата была предложена Международным фондом защиты животных и в России отмечается с 2000 года.

В библиотеке для детей подготовили выставку книг «Я и мой друг».
В течение дня ребята узнали о домашних животных и их предках из презентации и беседы о собаках и кошках. Дети приняли участие в интерактивной викторине и познакомились с 40 удивительными фактами из жизни собак, например о том, что собаки понимают до 250 слов и жестов и могут решать простейшие математические задачи.

«На свете добрых слов не мало, но всех важнее слово МАМА»

Накануне Дня матери, 24 и 25 ноября, Детскую библиотеку «ЛиК» посетили ребята из МДОУ №15 для участия в праздничной программе «На свете добрых слов не мало, но всех важнее слово МАМА».

Сотрудники библиотеки рассказали ребятам о празднике, показали трогательный видеоролик о мамах и малышах. Ребята участвовали в конкурсе «Какая твоя мама?», отвечали на различные вопросы о своих мамах, а затем все вместе разгадывали веселые загадки о маме и предметах, которыми она пользуется. Вслух читали рассказ А. Гончаровой «Мама не слушается», рассказывали о своих мамах, о том, как они им помогают и заботятся о них. Участвуя в веселом, подвижном конкурсе «Мамины помощники» ребята соревновались командами, старательно выполняли задания.

В такой замечательный праздник каждая мама будет рада получить подарок от своего ребенка, поэтому дети в ходе мастер-класса сами сделали с помощью аппликаций поздравительную открытку «Букет для мамы». Ведь лучший подарок - это подарок, сделанный своими руками.

"В слове «МЫ» сто тысяч «Я»"

С 16 по 22 ноября в Детской библиотеке «ЛиК» прошла Неделя доброты "В слове «МЫ» сто тысяч «Я»".

В рамках программы Недели были разнообразные по форме и содержанию мероприятия. В библиотеке работала книжная выставка «К добру через книгу», раскрывающая тему дружбы и доброты.

Началась неделя с познавательно-игрового мероприятия «Мы все такие разные» для учеников 3 класса МБОУ "Средняя образовательная школа №11", посвященного Международному дню толерантности (16 ноября). Участники искали ответы на вопросы: что подразумевает слово «толерантность»; как терпеть нетерпимость?; как понимать не похожего на нас человека?; как прямо и разумно действовать с окружающими нас людьми, никого не смущая и не огорчая? В завершении встречи ребята прошли тест «Как ты проявляешь толерантность?». Участвуя в подвижных играх и групповых упражнениях, ребята научились слаженно работать в коллективе, помогать товарищу, терпимее и доброжелательнее относиться друг к другу.

Для малышей библиотекари подготовили развивающее занятие по сказкотерапии «Самые добрые сказки», которое посетили ребята из старшей группы МДОУ № 19. Дети совершили путешествие в страну Толерантности, узнали о содержание понятия «толерантность» на примере сказки Катаева В. «Цветик-семицветик». В ходе беседы дети, постарались ответить на вопрос – зачем нужна в мире доброта? Какие поступки называют добрыми? Ребята вместе с сотрудниками библиотеки составляли детский «солнечный цветок доброты», отвечали на вопросы конкурса «Угадай-ка», узнавали сказочных героев по отрывку из сказок, а затем приняли участие в работе «Сказочной почты».

Так же для дошкольников проведено библио-путешествие по сказкам А. Линдгрен, которое посетили ребята из МДОУ №4. Сотрудники библиотеки познакомили детей с «Добрыми героями книг Линдгрен». После просмотра слайд-презентации обсудили добрых персонажей сказок писательницы, поговорили о Пеппи, Карлсоне, Малыше, о том какими качествами обладают эти герои, как они любят шалить, играть и фантазировать. Ребята с удовольствием смотрели мультфильм «Малыш и Карлсон».

Принимая активное участие в мероприятиях Недели, дети размышляли: что такое добро, какой человек добрый, какие поступки его украшают. Проводя Неделю доброты, мы ставили своей целью создать не только в библиотеках, но и за их стенами атмосферу радости, тепла и доброты. Этому способствовала акция «Добрые пожелания», в ходе которой читатели создали Солнце добра из своих сердечных слов.

Надеемся, что благодаря мероприятиям, прошедшим в нашей библиотеке в эту Неделю, в сердцах наших читателей станет немного больше доброты и взаимопонимания.

Библиографический обзор «Плесков град»

9 ноября в Детской библиотеке «ЛиК» проведен библиографический обзор «Плесков град» для детей МДОУ №46.


Ребят познакомили с книгами о Пскове и Псковском крае. Детям было интересно узнать о времени и месте возникновения Пскова, об обороне города от немецких рыцарей, о первой каменной стене и укреплениях Пскова, о Кроме и Троицком соборе, о псковских зодчих, княгине Ольге и князе Довмонте. Обзор сопровождался видео-презентацией о памятных и знаменательных местах нашего города. Детям читали отрывки из книг Н. Вальнер «Ольгин град», «Господин Псков» и «Благословенный Псков», а затем была проведена викторина по истории древнего Пскова.

«Живой мир наших лесов»

Завершающим мероприятием в дни школьных каникул в Детской библиотеке «ЛиК» стал экологический час для учащихся школьного лагеря СОШ № 18 под названием «Живой мир наших лесов» из цикла встреч «У природы есть друзья, это мы - и ты, и я».

В ходе просмотра презентации ребята узнали много нового о пернатых друзьях нашего леса, затем выбрали название и командами разгадывали кроссворды, отвечали на занимательные вопросы, определяя животных по описанию внешнего вида и среды обитания и участвовали в конкурсе «Дальше в лес», разгадывали видео-загадки. Библиотекари подготовили библиографический обзор и познакомили ребят с книгами Н. Сладкова, И. Соколова - Микитова, Г. Скребицкого, В. Бианки и книгой Б. Житкова «Рассказы о животных», которой в 2015 году исполнилось 80 лет. В завершении встречи посмотрели мультфильм «Дядя Миша».

«Итальянский сказочник» в библиотеке

В дни школьных каникул, 2 и 3 ноября, в Детской библиотеке «ЛиК» проводились литературно-познавательные программы «Итальянский сказочник», посвященные 95-летию со дня рождения известного итальянского писателя Джанни Родари, которые посетили ребята из школьных лагерей СОШ № 9,18 и ребята из МДОУ № 11.
Сотрудники библиотеки познакомили детей с творчеством Родари, провели обзор книг, представленных на выставке « Сказки из Италии». Вместе вслух читали некоторые из «Сказок по телефону» и стихотворение «Чем пахнут ремесла?», а затем вместе обсуждали персонажей этих фантастических историй, сами фантазировали и придумывали продолжение считалок.
Каждый из присутствующих изготовил свою закладку с героями сказок Дж. Родари.

В завершении ребята посмотрели мультфильм по сказке Дж. Родари «Мальчик из Неаполя».

Подведение итогов акции
«По главной улице с открыткой: вчера и сегодня»

В детской библиотеке «ЛиК» прошло подведение итогов акции «По главной улице с открыткой: вчера и сегодня», которая проходила в библиотеке с 15 сентября по 15 октября. Акция была приурочена к 15-летию издания Н.Ф. Левиным первого выпуска альбома «Псков на старых открытках». Мы предложили читателям познакомиться с этим изданием и соединить прошлое и настоящее в фотографиях Пскова.

На встрече с учащимися 8«А» класса школы №9 и участниками акции Натан Феликсович Левин лично рассказал об идее издания своего альбома.
Активные участники акции - Чугунова Иоанна, учащаяся 4 класса школы №23, и Воропаева Евгения, учащаяся 8 класса школы №9, предоставившие наибольшее количество фотографий - получили благодарственные письма и выпуски альбомов с автографом автора.

Библиографический обзор «Путешествие в волшебный мир»

29 октября сотрудники библиотеки «ЛиК» провели библиографический обзор «Путешествие в волшебный мир» для учащихся первых классов средней школы №9. Известно, что практически вседети любят читать книги об эльфах, гномах, троллях, ведьмах и волшебстве.

Накануне Дня Всех Святых они с удовольствием познакомились с такими книжками как «Королевство фей» С. Баркер, «Жили-были тролли» С. Беэ, «Песенки и сказки веселых гномов», «Маленькая Ведьма» О. Пройслер, «Волшебствоведение» и «Волшебник Рональд и ручной дракон» К. Умански. В заключение встречи библиотекари ребятам показали добрый мультфильм «Место на метле».

«Почтовые истории» в библиотеке

16 октября Детскую библиотеку «ЛиК» посетили ребята из МДОУ №19. Для ребят была проведена тематическая программа «Почтовые истории», посвященная Международной неделе письма, которую отмечают во всем мире с 9 октября.

Ребятам рассказали о празднике Всемирный День Почты,истории возникновения почты, о том каким способом передавали сообщения друг другу древние люди, о возникновении письменности. Вместе вслух читали замечательное произведение Р.Киплинга «Как было написано первое письмо», а затем в ходе слайд-презентации дети познакомились с интересными фактами из истории почты и узнали новое о современной почтовой службе. Дети активно участвовали в конкурсе «Моя марка», где каждый мог проявить свою фантазию в создании своей марки, а в завершении встречи ребят познакомили с литературными произведениями о почте и показали интересный мультфильм о доставке корреспонденции.

Познавательная программа «На лесной полянке Виталия Бианки»

7 октября в Детской библиотеке «ЛиК» в рамках Года литературы для ребят из МДОУ № 15 прошла познавательная программа «На лесной полянке Виталия Бианки» из цикла «Литературные портреты». Сотрудники библиотеки рассказали ребятам о Всемирном Дне защиты животных, который проходит в начале октября (4 октября), рассказали о Виталии Бианки - человеке, который был наделен особенным отношением ко всему живому, очень любил природу, был замечательным писателем-натуралистом, его часто называли «лесным сказочником», «лесным корреспондентом».

Для юных любознаек была представлена слайд-презентация о жизни и творчестве В. Бианки. Ребята обнаружили, что книги В. Бианки могут помочь найти ключи ко многим тайнам окружающего мира. В ходе встречи дети читали вслух рассказы автора «Мишка-башка» и «Ёж-спаситель», участвовали в хоровой игре о животных, разгадывали загадки о птицах и лесных обитателях, участвовали в конкурсе «Кто в Псковском лесу живет?», составляли пазлы «Дикие животные».

В этот день в библиотеке ребята познакомились не только с книгами В.В. Бианки, но и с другими писателями-натуралистами, произведения которых были представлены на выставке «Неизвестное об известном». В завершении встречи дети посмотрели мультфильм по произведению Бианки «Первая охота».

Экологические встречи в библиотеке

23 и 24 сентября в Детской библиотеке «ЛиК» прошли экологические встречи из цикла «У природы есть друзья, это мы – и ты, и я» под названием «Осенние приметы» и «Виртуальное путешествие по Псковскому дендропарку», которые посетили ребята из МДОУ №15 и МДОУ № 4.

Детям сотрудники библиотеки рассказали об экологических цепочках в природе и о вековых наблюдениях за растительным и животным миром. Ребята узнали о астрономическом начале осени – 22 сентября (День осеннего солнцестояния), о народных приметах осени, увидели слайд-презентацию о наступлении осени и сезонных изменениях в природе, затем ребята отгадывали «осенние» загадки, вместе вслух читали сказку В.Г.Сутеева «Под грибом» и раскрашивали листья, показывая как выглядят листья летом и осенью.

Ребята участвовали в виртуальной прогулке по Псковскому дендропарку, детям рассказали о растениях, которые растут в парках и садах, и чем отличаются сады от парков. В библиотеке ребятам была продемонстрирована необычная выставка под названием "Книжный парк». В завершении встречи ребята вместе делали свой парк из пластилина, лепили растения, животных и птиц, которые обитают в парках.

Литературно-познавательная программа
«Добрый доктор Айболит»

8 сентября в рамках Года литературы из цикла «Литературные портреты» к 90-летию произведений Корнея Чуковского «Доктор Айболит», «Бармалей» и 80-летию «Лимпопо» ребята из МДОУ № 4 пришли в гости на литературно-познавательную программу «Добрый доктор Айболит».

Сотрудники библиотеки рассказали ребятам о профессии врача, детям была представлена слайд-презентация о профессии врача разных специальностей: педиатр, окулист, лор, стоматолог, затем вслух читали отрывки из добрых сказок «дедушки Корнея», а так же все вместе участвовали в конкурсе «Доскажи словечко» и отвечали на вопросы занимательной викторины по чудесным сказкам автора. С помощью детской мягкой игрушки чего ребятам были показаны некоторые навыки оказания медицинской помощи. Для того, чтобы запомнить доброго, всегда готового прийти на помощь Айболита, ребята дружно раскрашивали картинки с его изображением. В завершении ребятам показали мультфильм «Доктор Айболит и его звери».

Акция «По главной улице с открыткой: вчера и сегодня»

Детская библиотека «ЛиК» с 15 сентября по 15 октября приглашает принять участие в акции «По главной улице с открыткой: вчера и сегодня» к 15-летию издания Н.Ф. Левиным первого выпуска альбома «Псков на старых открытках»

Псков сохранил немало памятников старины, но за последние полтора века его архитектурный облик значительно изменился. Между тем, каждое здание – страничка в истории города. И желание узнать, как раньше выглядел город, естественно для любого, особенно коренного, жителя Пскова. Издание «Псков на старых открытках», состоящее из четырех выпусков, построено как экскурсионные маршруты, оно позволяет увидеть Псков таким, каким он был на рубеже XIX-XX веков. Показывает безвозвратно утраченный город, разрушенный Второй мировой войной, запечатленный более чем на 800 открытках с комментариями краеведа Натана Феликсовича Левина.

Детская библиотека «ЛиК» предлагает соединить прошлое и настоящее в фотографиях Пскова.

Для участия в акции нужно выбрать любое фото из альбома ПСКОВ НА СТАРЫХ ОТКРЫТКАХ. Вып. 1: По главной улице...с открыткой / Авт.Н.В.Левин. - Псков: Издат.Дом"Стерх", 2000. - 83 с. и сфотографировать то же место.

Выложить оба фото в группе библиотеки Вконтакте (http://vk.com/biblio_lik) с тэгом #Псков_на_старых_открытках_15_лет, или отослать на электронный адрес ([email protected]) с 15 сентября по 15 октября 2015 г.

До 30 октября 2015 г. в библиотеке состоится встреча с автором книги Н.Ф. Левиным и подведение итогов акции.

Условия проведения акции:
- Каждый участник может представить неограниченное количество работ.
- Фото из сети Интернет не рассматриваются.
- В фото запрещается использовать анимацию.
- Организаторы имеют право не допустить или удалить фото, не удовлетворяющее заявленным требованиям или имеющие рекламный или оскорбительный характер.
- Наиболее интересные фотографии (на взгляд организаторов акции) будут отмечены призами. Критерии оценки: эстетичность; соответствие тематике и условиям акции; композиционное решение.
- При просмотре фотографий можно проголосовать за понравившуюся фотографию. Работы, набравшие наибольшее количество «лайков», также будут отмечены организаторами.

Дополнительная информация по телефону: 73-82-82, или по электронному адресу: [email protected]

Мы желаем всем участникам фотоакции оригинальных идей, классных кадров и успехов!

Урок мира "Нам этот мир завещано беречь"

1 сентября в Детской библиотеке «ЛиК» для учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов Псковской общеобразовательной школы – интерната прошел урок мира "Нам этот мир завещано беречь". Сотрудники поздравили ребят с Днем знаний и началом учебного года, который будет наполнен интересными школьными событиями.

В ходе встречи ребятам напомнили о трагических событиях, которые произошли 1 сентября 2004 года в республике Северная Осетия в маленьком городе Беслане. Одиннадцать лет назад, 1 сентября около 9-00 по московскому времени группа вооруженных людей захватила школу № 1 г. Беслана. Террористы, снабженные поясами смертников, захватили заложников. Трагедия в Беслане потрясла весь мир. В библиотеке провели минуту молчания в честь памяти всех жертв терроризма.

Вместе с ребятами сотрудники выясняли значение таких слов, как милосердие, доброта, отзывчивость, любовь, доверие, дружба, мир. В ходе слайд-презентации ребята узнали о жизни и учебе детей из разных стран, а также поучаствовали в интерактивной викторине «Новости из школьного портфеля».

В завершении встречи для ребят был проведен мастер-класс по изготовлению голубя - символа мира. Дети очень старались, помогали друг другу и у них получились красивые голуби, которых они взяли с собой на память о встрече.

Праздник подведения итогов летнего чтения

27 августа в Детской библиотеке "ЛиК" прошел праздник подведения итогов летнего чтения "Вас ждут приключения на острове чтения".

Традиционно в конце лета за чашкой ароматного чая библиотекари встречаются с ребятами и их родителями, обсуждают прочитанные книжки, строят планы на новый учебный год, делятся впечатлениями о лете и подводят итоги.

Этим летом в библиотеке с 1 июня по 26 августа проходил конкурс «Остров детского чтения». В конкурсе приняло участие более 40 читателей - ребята из школ №9, №11, №18, №21 и №23. В течение летних месяцев дети читали свои любимые книги, формуляры участников конкурса отмечались специальными закладками. Ежедневно на импровизированном «Острове чтения» подводился итог прочитанных книг. Самые читающие ребята были приглашены на праздничную встречу, многие пришли с родителями.

Победителем конкурса стал Гоша Даниил, учащийся школы №18, который прочитал 48 книг, а самая юная участница конкурса - первоклассница Шарыпкина Катя из школы № 21 прочитала 33 книги. Самым активным читателям были вручены памятные медали, грамоты и подарки.

Интерактивная выставка ко Дню флага

С 12 по 21 августа в Детской библиотеке "ЛиК" проходила интерактивная выставка ко Дню флага "Я - России часть и знак, Бело-сине-красный флаг". В эти дни читатели могли узнать об истории флага России, познакомиться с имеющейся на выставке литературой и собрать пазл с триколором.

Экологический час «Берегите лес!»

19 августа в Детской библиотеке «ЛиК» для ребята из МДОУ № 33 был проведен экологический час «Берегите лес!». Сотрудники библиотеки рассказали ребятам о том, что более половины территории нашего государства занимают леса. Леса - это легкие нашей планеты, ведь без кислорода нет жизни на земле. С детства лес для многих из нас лес является таинственным, волшебным, добрым и надежным другом.

Детям продемонстрировали видеофильм о летнем лесе, рассказали о дарах леса, о природной аптеке, о использовании леса человеком. Лесные запасы не беспредельны, поэтому люди должны защищать леса от пожаров, не загрязнять окружающую среду и вести посадку новых деревьев. Народная мудрость гласит: срубил дерево - посади два.

В рамках экологического часа для ребят была проведена викторина «Знатоки леса», маленькие читатели отгадывали загадки, громко вслух читали рассказ В. Берестова «Как найти дорожку?». Завершилась встреча просмотром мультфильма о лесных обитателях.

Краеведческие чтения «Плесков град»

С 20 по 23 июля в Детской библиотеке «ЛиК» прошли детские краеведческие чтения «Плесков град», в которых приняли участие летний лагерь школы №18 и дети микрорайона.
Ребятам была представлена видео-презентация о книгах псковской писательницы Надежды Вальнер. Дети сами читали книги «Ольгин град», «Господин Псков» и «Благословенный Псков», а затем приняли участие в викторине по истории древнего Пскова.

Каждому из ребят были подарены памятный значок и сборник «Псков – Город воинской славы»

«Сколько чудес на свете…»

С 6 по 16 июля в Детской библиотеке «ЛиК» для ребят из летних лагерей общеобразовательных школ города №№2,9,18 и 11 прошёл цикл мероприятий «Сколько чудес на свете…».

Ребятам были представлены книги из серии «Узнай мир»: «Загадки древних цивилизаций», «Чудеса природы» и «Удивительный мир вещей».

В ходе презентации дети узнали о Семи чудесах света Древнего мира, о Новых чудесах света, а затем ребята познакомились с Семью чудесами России, участвовали в конкурсе «Узнай место».

Чудеса природы и необычные явления окружают человека, но так же много чудес в мире, которые сделал сам человек, об этом ребята узнали из книги «Новые чудеса света». Ребятам был продемонстрирован видеоматериал о чудесах природы и рукотворных чудесах (здания в виде фортепьяно и скрипки, остров в Исландии, скала в виде океанской волны, самое высокое дерево, необыкновенной красоты водопад, самый позитивный дом, построенный в Германии и др.).

В завершении встречи ребятам рассказали о том, что с 1 июня по 30 июля 2015 года в Псковской области объявлен конкурс об определении 15 чудес Псковщины. В настоящее время поступило много заявок: Псковский Кремль, усадьба Строгоновых в д. Волышево Порховского района, фрески Мирожского монастыря, народность «Сету», город Псков и т.д.). По итогам первого этапа будут отобраны 50 объектов, а затем путем народного голосования будет определен список, из которого выберут «15 чудес Псковщины». Ребята активно предлагали свои объекты, которые по их мнению достойны быть в этом списке.

Часы экологических знаний

С 23 по 25 июня в Детской библиотеке «ЛиК» в рамках цикла экологических встреч «У природы есть друзья: это мы- и ты, и я» прошли часы экологических знаний «Красная книга и ее обитатели» и «Сохраним природу», в которых приняли участие учащиеся летних оздоровительных лагерей при общеобразовательных школах №2, 9 и 18.

Ребятам продемонстрировали видеоролик о Красной книге, а в ходе презентации рассказали о редких, исчезающих видах животных и растений и животных, которые исчезли навсегда. В ходе беседы ребята узнали о том, что человек, как часть природы, должен отвечать за бережное отношение к природе.
Была организована выставка книг о животных и растениях Красной Книги. Во время встреч ребята отвечали на вопросы «Дикие животные», разгадывали кроссворды, соревновались в знании мира животных и растений, группами придумывали и рассказывали о своей эмблеме по защите растений.

Виртуальное путешествие «Мы живем в России»

В преддверии Дня России 10 и 11 июня Детскую библиотеку «ЛиК» посетили воспитанники МДОУ №15 и летний лагерь СОШ №9 для участия в виртуальном путешествии «Мы живем в России».

Дети вместе с библиотекарем на воображаемом поезде объехали самые дальние уголки нашей страны, полюбовались равнинами, горами, реками и озерами и прибыли в столицу.
В Москве ребята посмотрели на основные достопримечательности и вспомнили, какие государственные символы существуют. Подробней узнали о значении герба, флага и спели гимн России хором.
Затем отправились на свою малую родину – в Псков. Прошлись виртуально по знакомым красивым местам, послушали стихотворение Валентины Игнатьевой о Пскове и завершили экскурсию.

Ребята выполнили еще несколько заданий: отгадали загадки о символах, нарисовали герб Москвы и герб России – и посмотрели мультфильм «Жихарка».

Литературная игра «Сказок мудрые уроки»

9 июня ребята из оздоровительного летнего лагеря средней школы №11 пришли в гости в Детскую библиотеку "ЛиК" для участия в литературной игре «Сказок мудрые уроки».

Сотрудник библиотеки рассказала о сказках авторских и народных, о сказках волшебных и бытовых, о сказочных животных. Ребята придумали эмблемы и сказочные названия своим командам. В библиотеке для детей оформили книжную выставку, где были представлены русские народные сказки и сказки зарубежных авторов. Ребята активно участвовали в «сказочной разминке», вспоминали героев народных сказок, отвечая на вопросы кроссворда, командами соревновались в конкурсе «По страницам любимых сказок». Все вместе отгадывали сказочных персонажей, отправивших « телеграммы», а затем по отрывкам из произведений узнавали «сказочных нянь».
Ребята в ходе программы, как и сказочные герои, проявили ум, мудрость и умение работать вместе!

«В гостях у русского языка»

4 июня в преддверии Дня русского языка Детскую библиотеку «ЛиК» посетил летний лагерь СОШ №9 для участия в литературно-игровой программе «В гостях у русского языка».

Из презентации дети узнали об истории праздника и вспомнили великих писателей, поэтов и публицистов, отдающих должное величию нашего языка, таких как А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, П. Мериме, А.А. Ахматова, М.Ю. Лермонтов и другие.

Затем ребята разделились на команды для участия в соревновании «Знатоки русского языка», где они состязались в смекалке, логике и знании произведений А.С. Пушкина. Все дети активно участвовали, отвечали на вопросы и в конце вместе с библиотекарем дружно вспоминали самые известные четверостишия из сказок Александра Сергеевича.

Литературно-игровая программа
«Мы эти сказки с увлечением читаем»

3 июня в рамках предстоящего 49-го Всероссийского Пушкинского праздника поэзии Детскую библиотеку «ЛиК» посетили ребята из МДОУ №15 для участия в литературно-игровой программе «Мы эти сказки с увлечением читаем».

Ребят познакомили с произведениями Александра Сергеевича Пушкина, рассказали о жизни и творчестве поэта. Вслух читали отрывки из сказок «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Руслан и Людмила». Дети приняли участие в конкурсе «Назови сказку правильно» и хором отгадывали сказочных героев Пушкина. Ребятам была продемонстрирована презентация об авторе сказок, а затем небольшими группами дети «собирали картинки» по сюжетам Пушкинских сказок. В завершении программы детям было предложено раскрасить персонажей сказок: Русалку, белочку, Царевну-Лебедь, Кота ученого, а в завершение программы все участвовали в физкультминутке «Лукоморье».

Праздничная программа «Подари улыбку детям»

1 июня в Детскую библиотеку «ЛиК» пришли ребята из МДОУ №11 для участия в праздничной программе «Подари улыбку детям», посвященной Международному дню защиты детей.

«От улыбки хмурый день светлей…» - с этих слов началась встреча в библиотеке. После шутливого приветствия дети в игровой форме узнали, какие бывают библиотеки, что такое современная библиотека.

Королевой детского праздника стала Книга. Ребят познакомили с книгами известных детских авторов, а затем дети активно отвечали на вопросы сказочной викторины. Ребята участвовали в конкурсе рисунков «Лето, солнце и улыбка», командами рисовали коллективный рисунок «Колобок улыбается!», вместе отгадывали загадки «Сказочный герой». Детям был показан добрый мультфильм «Крошка Енот», а в завершении программы все вместе играли в подвижную игру с воздушными шариками. Ребят поздравили с праздником и подарили небольшие подарки.

«Лети, лети лепесток..»
к 75-летию сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

22 мая ребята из МДОУ №18 пришли в гости в Детскую библиотеку «ЛиК», чтобы поучаствовать в волшебном путешествии «Лети, лети лепесток..» к 75-летию сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Путешествие проводилось в рамках цикла «Литературные портреты».

Известный автор сказок, повестей, очерков, стихов и рассказов Валентин Петрович Катаев написал замечательную, добрую сказку, которая нескольким поколениям читателей рассказывает о человеческих ценностях. Ребята вслух читали отрывок из сказки и смотрели мультфильм, после отвечали на вопросы викторины, обсуждали действия главной героини сказки Жени. Дети приняли участие в хоровой игре «Летит, летит…», вспоминали, где встречается цифра семь, рисовали свой Цветик-семицветик. В завершении встречи вместе прочитали заклинание:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.., чтобы все добрые желания, которые загадали дети, исполнились.

Урок мужества «Простые истории великой Победы»

6 мая в Детской библиотеке «ЛиК» прошел урок мужества «Простые истории великой Победы», который посетил 1«Б» класс СОШ №2.

Детям рассказали о Великой Отечественной войне, какой она была тяжелой и памятной для всех жителей нашей страны. О том, какие испытания выпали на долю наших соотечественников и какими памятниками это увековечено.

Затем приглашенный гость – Соколова Антонина Михайловна, член Совета ветеранов, которая пережила фашистскую оккупацию, поделилась своими воспоминаниями. Ребята поблагодарили Антонину Михайловну и подарили ей собственноручно нарисованный поздравительный плакат.

Урок памяти «Скажи «Спасибо» герою!»

5 мая в рамках проекта «От нас, не видевших войны» в Детскую библиотеку «ЛиК» пришли ребята из МДОУ №15 для участия в уроке памяти «Скажи «Спасибо» герою!».

Ребятам рассказали о том, как начиналась война, о героическом подвиге нашего народа и юных защитниках Родины, о том, как важно помнить о миллионах погибших в борьбе с фашизмом. Ребятам была продемонстрирована слайд-презентация о Великой Отечественной Войне, вместе вслух читали рассказ Ю.Королькова "Леня Голиков". С большим желанием и старательностью дети сами делали красочные поздравительные открытки для ветеранов, а затем познакомились с выставкой книг о войне.

Елена Романько

Цели и задачи :

Пополнить знания о природе родного края ;

Способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни;

Развивать память , любознательность, коммуникативные способности, ловкость и силу, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Оборудование :

Листья деревьев двух видов (березы и рябины) ; лепестки цветика-семицветика, обручи, шишки, волшебная палочка, 2 корзинки, карточки разрезанных цветов, большие и маленькие грибки, яблоки в корзинке.

Ход мероприятия.

Ведущий :

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие , в гости к Природе . Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!

Ведущий :

А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.

В руки палочку возьму,

Круг волшебный проведу

Стукну тихо раз, два, три,

Волшебство ты оживи!

Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…

В Королевство Природы попасть легко ,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так :

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель : Вот мы и попали в царство Природы .

Здравствуй лес, красивый лес!

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же знаешь мы свои!

Ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного.

Появляется Старичок-Лесовичок.

Лесовичок : Здравствуйте, друзья!

Дети и ведущий : Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?

Лесовичок :

Это я седой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу.

За порядком здесь слежу.

Лесовик : - Зачем пожаловали?

Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой .

Лесовик -Знаю я, как вы гуляете, муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете.

Дети. Мы знаем как нужно вести себя в лесу : нельзя рвать цветы, листья, ветки ломать, громко кричать, оставлять мусор в лесу.

Лесовичок : был здесь сегодня один хулиган, сорвал волшебный цветок и разбросал все лепестки, а я никак не могу их собрать, ветер мне мешает.

Ведущий : Ребята! Поможем Лесовичку?

Дети : Да!

Ведущий : давайте поищем волшебный лепесток.

Находят - Ой, смотрите - волшебный лепесток (красный лепесток) Цветика-Семицветика. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестке что-то есть. Читает. Да это же задание.

Лесовичок : Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» .

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да» , если плохо, то все вместе кричите «нет» !

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер ,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Я люблю свою природу ,

Я ей помогаю! (да)

Ведущий : Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери) . В лесу надо ходить осторожно. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

Посмотрите, сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут? (дети называют : береза, тополь, рябина)

Ведущий : Как узнали берёзу?

Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.

Послушайте стихотворение «Берёза»

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Ведущий : Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Кора защищает от солнца, мороза, ветра. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? (дети прикладывают ладошки и пробуют ствол березы)

Дети : нет.

Ведущий : Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь : даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. Белый цвет отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным.

А что это за деревья? Высокие, раскидистые.

Дети : Тополя.

Ведущий : Какой ствол?

Дети : Толстый.

Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.

Дети находят волшебный лепесток (оранжевый, Лесовик читает задание :

Игра «Кто скорее соберёт свои листья»

(Дети собирают в корзинку листья– березы, тополя и т. д.)

Лесник читает загадки о животных, дети отгадывают их.

Загадки о животных.

1. Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка) .

2. Летом ходит без берлоги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь) .

3. Кто зимой холодной,

Бродит в лесу злой, голодный? (волк) .

4. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (ежик) .

Игра «Кто соберет больше припасов на зиму для белочки»

Команды за две минуты собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

Ведущий : Я хочу узнать, знаете ли вы названия цветов. Для этого мы сейчас поиграем в

игру «Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка» .

Игра «Что лишнее на цветочной клумбе?» (Комнатный цветок)

Лесовичок находит зеленый лепесток и читает задание :

эстафетная игра «Собери цветок»

Дети собирают цветы из частей, располагая их внутри обручей.

Лесовичок ведет детей к высоким елям и загадывает загадку :

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим :

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем (ёлочка)

Дети находят голубой лепесток и выполняют задание.

«Найди пару»

Лесовик раздаёт детям большие и маленькие грибки. Дети бегают по поляне с грибками в руках. Лесовик даёт команду» Раз, два, три - пару найди. Каждый должен стать рядом с тем, у кого есть большой или маленький грибок (большой с большим, маленький с маленьким) .

Лесовик хвалит детей и предлагает пройти на грибную полянку, но тут преграда-обручи, проводится игра «С кочки на кочку»

Ребенок стоит в одном обруче, другой обруч он кладет перед собой, перепрыгивает в него, забирает предыдущий обруч и перекладывает его вперед и так пока не доберется до условного места.

Лесовик приводит детей к грибной полянке, дети находят синий лепесток и читают задание :

Назовите, какие вы знаете съедобные грибы? - рыжик, сыроежка, опенок, лисичка.

Несъедобные - бледная поганка, мухомор.

Лесовичок ведет детей к яблоньке, там они находят фиолетовый лепесток и выполняют задание :

Игра «Назови одним словом»

1. Волк, лиса, медведь, заяц – это (звери)

2. Малина, земляника, голубика - это (ягоды)

3. Ель, сосна, береза, дуб, осина - это (деревья)

4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка - это (птицы)

5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые) .

Лесовичок : - Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы . Я с радостью принимаю вас в «Царство природы » и угощаю вас лесными яблочками.

Ведущий : А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.

Список литературы.

1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Под редакцией Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.

2. Золотая птица. (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.

3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.

4. Веселые чижи. Хрестоматия для детей М. 2006г.

5. Дыбина О. Ребенок и окружающий мир. М. 2010г.

6. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: