Природоохранные мероприятия в крыму для защиты флоры. Природно-ресурсный потенциал и проблемы охраны окружающей среды крыма

Крым по праву называют музеем природы. Здесь в горах и на равнинах Крыма наблюдается сложное сочетание более 200 видов и разновидностей горных пород и минералов возрастом до 300 млн лет. В недрах гор насчитывается более 800 карстовых пещер, шахт и колодцев, многие из которых украшены уникальными натечными образованиями, хранят остатки древней фауны полуострова Крым. Самая крупная из пещер — Кизил-Коба — имеет 6 этажей, подземную реку, озера, а совокупная длина ее галерей простирается на 13,7 км. Склоны гор изрезанны грандиозными долинами, ущельями и каньонами. Самый глубокий из них — Большой каньон — врезан в толщу гор на 320 м. Красивы Крымские водопады Учан-Су, Головкинского, Джур-Джур, целебные воды и илы многих озер полуострова Крым (Сакское, Сасык, Чокракское и др.).

Общеизвестны богатства флоры Крыма: здесь насчитывается более 2600 видов дикопроизрастающих растений, многие из которых эндемичны (клен Стевена, боярышник Поярковой, крымский «эдельвейс») или являются реликтами прошлых эпох (можжевельник высокий, земляничник мелкоплодный, тис ягодный и др.).

Все это в условиях, когда в Крым ежегодно приезжают около 10 млн отдыхающих и туристов, требует исключительно большого внимания для сохранения природных уникумов полуострова.

Первые шаги по организации охраны редкостных объектов природы Крыма были предприняты сразу же после Октябрьской революции. В соответствии с ленинской идеей превращения Крыма во всесоюзную здравницу было положено начало и заповедной охране природы полуострова. В 1923 г. в его горной части был создан Крымский государственный заповедник им. В. В. Куйбышева. (В 1957 г. постановлением Совета Министров СССР реорганизован в Крымское государственное заповедно-охотничье хозяйство). Но особенно плодотворными по организации сети особо охраняемых природных территорий в Крыму стали 50 — 70-е годы. Ученые выявили, описали и картографировали десятки ландшафтных уникумов — постепенно было создана для охраны природных редкостей довольно развития сеть заповедников, заказников, памятников природы и садово-паркового искусства. Главная их цель — сохранить уникальные творения неживой природы и редкостные сообщества живых организмов для научных и учебно-познавательных целей, обеспечить охрану генетического фонда флоры и фауны ландшафтов в качестве средовоспроизводящих источников природы.

Сформированная нынешняя сеть заповедных ландшафтов Крыма включает 157 объектов общей площадью более 1 тыс кв км (3,7% территории Крыма, один из самых высоких в России показателей заповедной насыщенности). Эта мозаичная есть ландшафтных уникумов объединяет 3 заповедника (Ялтинский горно-лесной государственный заповедник, государственный заповедник «Мыс Мартьян», Карадагский государственный заповедник) и Крымское государственное заповедно-охотничье хозяйство (они занимают 58,6% общей заповедной территории полуострова) и 32 заказника (35% общей заповедной площади), в том числе 15 республиканского значения (мыс Айя, гора Аю-Даг, Большой каньон, каньон Черной речки, Качинский каньон, Хапхальское ущелье с водопадом Джур-Джур, гора Кубалач, участок Караби-яйлы, урочище Канака, побережье Нового Света, Арабатская стрелка, Каркинитский залив, Алтанинские плавни, «Горный карст Крыма», «Плачущая скала»). Кроме того, имеется 17 заказников местного значения (урочище Касьель, целинная степь села Григорьевка (Красногвардейский район), Караларский (Ленинский район) и др.). Более мелкие по площади уникумы образуют сеть из 87 заповедных памятников природы (3,3% площади общей охраняемой территории), среди них 13 — республиканского значения (гора Кошка, мыс Караул-Оба, Агармышский лес, гора Мангуп-Кале, Бельбекский каньон, гора Ак-Кая, урочище Демерджи, урочище и пещера Кизил-Коба, шахта Солдатская, сопка Джау-Тепе, урочище Карасу-Баши, гора Кара-Тау, Караби-яйлинская котловина). Кроме того, в охраняемую сеть включены 10 заповедных урочищ (1,9% площади заповедного фонда: балка Большой Кастель, побережье Атлеша, гора Опуск, мыс Казантип, роща Левадки, лес у Тополевки, яйла Чатыр-Дага, скалы Ласпи, долина Сатеры, мыс Алчак). Наконец, государством охраняются 24 крымских парка — памятника садово-паркового искусства. Среди них — Государственный Никитский ботанический сад и 10 парков — памятников республиканского значения (Форосский, Алупкинский, Мисхорский, Харакский, Ливадийский, Массандровский, Гурзуфский, Кипарисеый, парк санатория «Утес», Карасанский).

В заключении отметим, что, помимо территориальной заповедной охраны природных редкостей Крыма, в 1978-1984 годы значительная часть редких растений и животных полуострова включена в Красную книгу СССР (сосудистых растений — 57 видов, низших растений — 6, грибов — 7 и животных — 58 видов), в 1980 г. — в Красную книгу УССР (66 видов растений и 48 видов животных). В перечень особо охраняемых представителей флоры и фауны вошли виды, находящиеся под угрозой исчезновения, сокращающиеся по численности или по площади мест своего обитания. Всего таких видов (со вмещенных по двум Красным книгам — СССР и УССР) в Крыму насчитывалось 178: растений — 93 вида, животных — 85. Помимо этого, 29 видов редких растений полуострова были взяты под защиту решениями Крымского областного (1974 г.) и Ялтинского городского (1971 г.) Советов народных депутатов.

Людмила Остапенко
Конспект занятия «Охрана растительного и животного мира Крыма»

РОДНАЯ ПРИРОДА

Тема : «Охрана растительного и животного мира Крыма »

Цель : уточнить представления детей об охране растительного и животного мира . Углубить знания детей о том, что такое «заповедник» , «заказник» , «красная книга» , их значение для сохранения редких видов растений и животных .

Закрепить знания о растениях и животных Крыма (3-4 представителя, занесённых в красную КНИГУ, а также названия крупнейших заповедников (заказников) полуострова.

Развивать память, мышление, связную речь, внимание.

Воспитывать любовь к природе и интерес к сохранности редких видов флоры и фауны, бережное отношение к их представителям.

МАТЕРИАЛ : карта Крыма , иллюстрации животных и растений .

СЛОВАРЬ : вымирающие , флора, фауна, «Лебяжьи острова» .

Ход занятия

1. Вступительная беседа

Воспитатель :

Сегодня наше занятие я хочу начать с чтения стихотворения. Послушайте внимательно.

Этот край чудесный, там, где синь небес,

Голубое море и зеленый лес,

Ручеек звенящий и веселый гром,

Это запах хлеба, это отчий дом

Родина родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая страна.

Воспитатель :

О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем?

Ответы детей :

Воспитатель :

Россия – большая страна. А как называется наша маленькая родина, наш родной край?

Ответы детей :

- … (Республика Крым )

Воспитатель :

А как называется наш родной город?

Ответы детей :

Евпатория!

Воспитатель :

Городок наш небольшой

Дворики с цветами.

Пахнет морем край родной

Знойными ветрами.

Воспитатель :

Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым . Здесь живут наши родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный. Со словом «Крым » люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы . С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром . Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая , но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди.

Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму ?

Ответы детей :

- … (Крымчане )

Воспитатель :

Да, мы крымчане и Крым – наш дом . Многие поэты и писатели восхищались красотой Крыма , писали о Крыме стихи и рассказы .

Крым – наша Родина , помните это!

Души не жалейте ради нее,

Пусть над зеленым островом этим

Мирное, доброе солнце встает!

Крым – это здравница и это чудо-сад,

Крым – это фрукты и сладкий виноград,

Крым – это море и райские места,

Крым – это южных гор крутая красота!

Прекрасен мир в любое время года

Ласкает солнца взор иль непогода

О скалы волны бьют, свирепа моря даль

Подснежники цветут, на склонах гор миндаль

Великолепен лес, красивы горы

Цветы садов бескрайние просторы…

Воспитатель :

Давайте с вами рассмотрим карту Крыма . Почему Крым называется полуостровом?

Ответы детей :

Воспитатель :

Какими морями омывается Крым ?

Ответы детей :

Воспитатель :

Покажите на карте.

Воспитатель :

Что вы можете сказать о Черном море?

Ответы детей :

Воспитатель :

Что можете сказать об Азовском море?

Ответы детей :

Воспитатель :

Как назывался Крымский полуостров раньше ?

Ответы детей :

- … (Таврида, Таврика)

Воспитатель :

Что еще есть на нашем прекрасном полуострове?

Ответы детей :

- … (Леса, скалы, реки, озера, пещеры, горы, животные , растения и т . д.)

Воспитатель :

Ребята, на нашем полуострове очень много разных растений и животных . Давайте вспомним, какие растения растут в наших краях ? Какие животные обитают на нашем полуострове? Птицы? Насекомые? Кто живет в Черном море?

Ответы детей :

Воспитатель :

Молодцы! Много представителей флоры и фауны вы знаете. А теперь давайте превратимся в белых лебедей и минутку полетаем как они!

2. Физминутка «Лебеди»

Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

3. Продолжение беседы

Воспитатель :

Среди тех животных и растений , которые вы называли, есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют - редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими?

Ответы детей :

Воспитатель :

Редкие животные и растения в нашей стране , и в других странах тоже, охраняются законом . Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным . Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Посмотрите на эти картинки. (Показ) .

Вот это – тюлень-монах, а это – обыкновенный длиннокрыл. Эти рисунки нарисованы художником. А вот сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, потому что люди уничтожили их всех, они исчезли навсегда и никогда больше не появятся.

Задумались люди : как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа .

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.

Вот так выглядит Красная Книга Крыма . (Показ) . А есть и Красная Книга России. И другие Красные Книги.

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе?

Ответы детей :

Воспитатель :

А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными . Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе : исчез один – заболел другой – погиб третий.

Взгляните на эти картинки. (Показ) . На них изображены животные , птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в Крыму осталось мало . Кого вы узнаете на этих картинках?

Ответы детей :

4. Дидактическая игра «Птицы-рыбы-звери»

Воспитатель :

Предлагаю вам поиграть в игру. Нужно все эти картинки разложить в разные коробки. В коробку с изображением жука складывайте картинки с изображением насекомых. В коробку с изображением дятла? Птиц. В коробку с зайцем? Зверей. В коробку с дельфином? Морских обитателей.

5. Продолжение беседы

Воспитатель :

- Растения тоже нуждаются в нашей защите. (Показ) .

Многие из этих растений вам знакомы . Какие?

Ответы детей :

Воспитатель :

А ведь их тоже осталось мало.

В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.

К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все : травы, грибы, птицы, рыбы и все живое . Кто из вас бывал в поселке Коктебель?

Ответы детей :

Воспитатель :

Возле него есть заповедник. Он находится на потухшем вулкане Кара-Даг. Поглядите на карту Крыма . Вот здесь находится Карадагский заповедник. (Показ) .

Воспитатель :

А кто знает, какие ещё в Крыму есть заповедники ?

Ответы детей :

Воспитатель :

На территории Крыма на сегодняшний день находятся пять заповедников.

Казантипский природный заповедник - государственный заповедник. Расположен на северо-западном побережье Керченского полуострова на мысе Казантип.

Крымский природный заповедник – государственный заповедник, наибольший заповедник Крыма . Площадь 44 175 га. В состав заповедника входит 5 лесничеств и Раздольнинский орнитологический филиал «Лебяжьи острова» , а также в ведении заповедника находится Каркинитский орнитологический заказник водно-болотных угодий общегосударственного значения с площадью акватории 24 646 га.

Основная часть заповедника занимает центр Главной гряды Крымских гор .

Мыс Мартьян - природный заповедник на южном берегу Крыма , самый маленький заповедник - его площадь 240 га (120 га суши, 120 прилегающей акватории Чёрного моря) .

Опукский природный заповедник - природный заповедник, расположенный на юге Керченского полуострова. Площадь 1 592,3 га.

Ялтинский горно-лесной природный заповедник - государственный заповедник, площадь 14 523 га. В состав заповедника входит 4 лесничества (Оползневое, Гурзуфское, Ливадийское, Алупкинское) и 4 наблюдательных пункта. На территории заповедника расположены такие достопримечательные объекты как вершина (зубцы) горы Ай-Петри (1234 м, пещера Трёхглазка, водопад Учан-Су и перевал Чертова лестница.

Заповедник простирается вдоль побережья Чёрного моря полосой с юго-запада на северо-восток от Фороса до Гурзуфа на 40 км, максимальная ширина заповедника с севера на юг - 23 км. В состав территории заповедника входит также небольшая часть побережья Черного моря.

Воспитатель :

Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?

Ответы детей :

Воспитатель :

Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы .

1. На природе запоминать увиденное.

2. Ходить по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев.

4. Не топтать цветы, травы.

5. Не кричать, не включать громко музыку.

6. Не лезть в птичьи гнезда.

7. Не ловить насекомых.

8. Не разрушать грибницы.

9. Не ловить мальков и лягушек.

10. Не рвать паутинки.

11. Не оставлять не затушенных костров.

12. Не разорять муравейники.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным ?

Ответы детей :

Воспитатель :

Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах .

Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных , мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.

И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных , для всех растений .

Сейчас давайте разомнём наши пальчики, а затем возьмём в руки карандаши, и разукрасим редких животных и редкие растения Крыма !

6. Пальчиковая гимнастика

Паучок (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по

предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем

стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к

другу, пальцы растопырены , качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом

Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

7. Самостоятельная деятельность детей

Дети разукрашивают картинки редких животных и растений Крыма .

Итог занятия

Флора Крыма очень богата и разнообразна, она включает в себя более чем 2,5 тысяч видов растений. Видовой состав растительности Крыма поражает не только своим изобилием, но и качественным составом. Обычными для юга Украины, здесь являются не более трети степных и обычных для гор и предгорий растений умеренного климатического пояса Европы, зато более 50% видов растительности имеют средиземноморское происхождение и являются представителями средиземноморского ареала.

Кроме того, здесь имеется не менее 10% видов, так называемых эндемичных растений, то есть таких, которые можно встретить только в одном месте на планете — на Крымском полуострове. Такое обилие эндемиков позволяет считать природу Крыма уникальной. Произрастающие в горной части полуострова можжевельник высокий, подснежник складчатый, земляничник мелкоплодный, характерны для третичного периода, который был почти два миллиона лет назад. А вот, к примеру, грушанка таежная и костяника совсем не характерны для южных широт, но свойственны скорее тайге и северным широколиственным лесам. Это реликтовые растения ледниковой эпохи, от которой они и остались в южных широтах Крыма благодаря его уникальному географическому положению.

2016-11-08

Губаренко С.А.
Конспект занятия «Охрана растительного и животного мира Крыма»

РОДНАЯ ПРИРОДА

Тема: « Охрана растительного и животного мира Крыма»

Цель: уточнить представления детей об охране растительного и животного мира. Углубить знания детей о том, что такое «заповедник» , «заказник» , «красная книга» , их значение для сохранения редких видов растений и животных.

Закрепить знания о растениях и животных Крыма(3-4 представителя, занесённых в красную книгу, а также названия крупнейших заповедников (заказников) полуострова.

Развивать память, мышление, связную речь, внимание.

Воспитывать любовь к природе и интерес к сохранностиредких видов флоры и фауны, бережное отношение к их представителям.

Материал: карта Крыма, иллюстрации животных и растений.

Словарь: вымирающие, флора, фауна, «Лебяжьи острова».

Ход занятия:

1. Вступительная беседа

Воспитатель :

Сегодня наше занятие я хочу начать с чтения стихотворения. Послушайте внимательно.

Этот край чудесный, там, где синь небес,

Голубое море и зеленый лес,

Ручеек звенящий и веселый гром,

Это запах хлеба, это отчий дом

Родина родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая страна.

Воспитатель :

О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем?

Россия – большая страна. А как называется наша маленькая родина, наш родной край?

Воспитатель :

А как называется наш родной город?

Воспитатель :

Городок наш небольшой

Дворики с цветами.

Пахнет морем край родной

Знойными ветрами.

Воспитатель :

Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный. Со словом « Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы. С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром. Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая, но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди.

Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму?

Воспитатель :

Да, мы крымчане и Крым – наш дом. Многие поэты и писатели восхищались красотой Крыма, писали о Крыме стихи и рассказы.

Крым – наша Родина, помните это!

Души не жалейте ради нее,

Пусть над зеленым островом этим

Мирное, доброе солнце встает!

Прекрасен мир в любое время года

Ласкает солнца взор иль непогода

О скалы волны бьют, свирепа моря даль

Подснежники цветут, на склонах гор миндаль

Великолепен лес, красивы горы

Цветы садов бескрайние просторы…

Воспитатель :

Давайте с вами рассмотрим карту Крыма. Почему Крым называется полуостровом?

Воспитатель :

Какими морями омывается Крым?

Воспитатель :

Покажите на карте.

Воспитатель :

Что вы можете сказать о Черном море?

Воспитатель :

Что можете сказать об Азовском море?

Воспитатель :

Как назывался Крымский полуостров раньше?

Ответы детей :

-(Таврида, Таврика)

Воспитатель :

Что еще есть на нашем прекрасном полуострове?

Ответы детей :

Леса, скалы, реки, озера, пещеры, горы, животные, растения и т. д.

Воспитатель :

Ребята, на нашем полуострове очень много разных растений и животных. Давайте вспомним, какие растения растут в наших краях? Какие животныеобитают на нашем полуострове? Птицы? Насекомые? Кто живет в Черном море?

Воспитатель :

Молодцы! Много представителей флоры и фауны вы знаете. А теперь давайте превратимся в белых лебедей и минутку полетаем как они!

2. Физминутка «Лебеди»

Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

3. Продолжение беседы

Воспитатель :

Среди тех животных и растений, которые вы называли, есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют - редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими?

Воспитатель :

Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Посмотрите на эти картинки.

Вот это – тюлень-монах, а это – обыкновенный длиннокрыл. Эти рисунки нарисованы художником. А вот сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, потому что люди уничтожили их всех, они исчезли навсегда и никогда больше не появятся.

Задумались люди : как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.

Вот так выглядит Красная Книга Крыма. А есть и Красная Книга России. И другие Красные Книги.

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе?

Воспитатель :

А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.

Взгляните на эти картинки. На них изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в Крыму осталось мало. Кого вы узнаете на этих картинках?

4. Дидактическая игра «Птицы-рыбы-звери»

Воспитатель :

Предлагаю вам поиграть в игру. Нужно все эти картинки разложить в разные коробки. В коробку с изображением жука складывайте картинки с изображением насекомых. В коробку с изображением дятла? Птиц. В коробку с зайцем? Зверей. В коробку с дельфином? Морских обитателей.

5. Продолжение беседы

Воспитатель :

Растения тоже нуждаются в нашей защите.

Многие из этих растений вам знакомы. Какие?

Воспитатель :

А ведь их тоже осталось мало.

В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.

К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Кто из вас бывал в поселке Коктебель?

Воспитатель :

Возле него есть заповедник. Он находится на потухшем вулкане Кара-Даг. Поглядите на карту Крыма. Вот здесь находится Карадагский заповедник.

Воспитатель :

А кто знает, какие ещё в Крыму есть заповедники?

Воспитатель :

На территории Крыма на сегодняшний день находятся пять заповедников.

Казантипский природный заповедник - государственный заповедник. Расположен на северо-западном побережье Керченского полуострова на мысе Казантип.

Крымский природный заповедник – государственный заповедник, наибольший заповедник Крыма. Площадь 44 175 га. В состав заповедника входит 5 лесничеств и Раздольнинский орнитологический филиал «Лебяжьи острова», а также в ведении заповедника находится Каркинитский орнитологический заказник водно-болотных угодий общегосударственного значения с площадью акватории 24 646 га.

Основная часть заповедника занимает центр Главной гряды Крымских гор.

Мыс Мартьян - природный заповедник на южном берегу Крыма, самый маленький заповедник - его площадь 240 га (120 га суши, 120 прилегающей акватории Чёрного моря).

Опукский природный заповедник - природный заповедник, расположенный на юге Керченского полуострова. Площадь 1 592,3 га.

Ялтинский горно-лесной природный заповедник - государственный заповедник, площадь 14 523 га. В состав заповедника входит 4 лесничества (Оползневое, Гурзуфское, Ливадийское, Алупкинское) и 4 наблюдательных пункта. На территории заповедника расположены такие достопримечательные объекты как вершина (зубцы) горы Ай-Петри (1234 м, пещера Трёхглазка, водопад Учан-Су и перевал Чертова лестница.

Заповедник простирается вдоль побережья Чёрного моря полосой с юго-запада на северо-восток от Фороса до Гурзуфа на 40 км, максимальная ширина заповедника с севера на юг - 23 км. В состав территории заповедника входит также небольшая часть побережья Черного моря.

Воспитатель :

Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?

Воспитатель :

Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.

1. На природе запоминать увиденное.

2. Ходить по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев.

4. Не топтать цветы, травы.

5. Не кричать, не включать громко музыку.

6. Не лезть в птичьи гнезда.

7. Не ловить насекомых.

8. Не разрушать грибницы.

9. Не ловить мальков и лягушек.

10. Не рвать паутинки.

11. Не оставлять не затушенных костров.

12. Не разорять муравейники.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным?

Воспитатель :

Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.

Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.

И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

Сейчас давайте разомнём наши пальчики, а затем возьмём в руки карандаши, и разукрасим редких животных и редкие растения Крыма!

6. Пальчиковая гимнастика

Паучок (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по

предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем

стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к

другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом

начале.)

Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

7. Самостоятельная деятельность детей

Дети разукрашивают картинки редких животных и растений Крыма.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Сохраним природу Крыма Устный журнал РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР КРЫМА Подготовили учащиеся 10-Б класса биолого-химического профиля, воспитанники кружка «Основы биологии» и учитель биологии, руководитель кружка Кадырова Л.И. Цель мероприятия: воспитывать у учащихся любовь к родному краю и уникальности его природы

2 слайд

Описание слайда:

Ученик 1. Крым мы любим, наверно, не меньше! И стихи очень любим о нём:- Но порою шутливые вещи Мы читаем, вновь пишем, поём... Точно также нас манят просторы, Точно также пьянят песнь цикад И чудесные крымские горы, И сентябрьский ночной звездопад, Суховеи и горные тропы, Виноградники, солнце, вино... О Тавриде прекрасные строки Все читаем взахлёб и давно!

3 слайд

Описание слайда:

Ученик 2.Со времен Геродота и Страбона- уже более чем две с половиной тысячи лет - европейская цивилизация знакомится с природными богатствами Тавриды. Таврида, Крымский полуостров, является самым северным уголком Средиземноморья и одновременно самым южным регионом всей Восточной Европы. Великолепие и уникальность природы Крыма воспеты многими поэтами, писателями, учеными и путешествен-никами. Крым Л. С. Пушкина - это «волшебный край»-, Пабло Неруды - «орден на груди планеты Земля», у академика А. Е. Ферсмана - «музей природы»…

4 слайд

Описание слайда:

Ученик 3.Крым и на самом деле оказывается исключительно привлекательным местом, превратившимся теперь в крупнейший украинский курорт и одним из центров международного туризма. Крым испытывает сегодня настоящий туристский бум, который вместе с тем приводит к обострению экологических проблем. В этой связи встает главный вопрос - как сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие полуострова для будущих поколений. Устойчивое развитие заповедных территорий здесь оказывается ключевым направлением в разрешении противоречий между человеком и природой.

5 слайд

Описание слайда:

Ученик 4.Современная сеть заповедных территорий Крыма, насчитывает более 160 объектов, охватывающих около 5% площади полуострова. Среди особо охраняемых территорий - 6 природных заповедников (Крымский, Ялтинский, Мыс Мартьян, Карадагский, Казантип-скийский, Опукский - треть имеющихся в стране!), 35 ландшафтных, гидрологических, ботанических, орнитологических заказников, 74 памятника природы, 38 парков-памятников садово-паркового искусства и 9 заповедных урочищ. Большая их часть расположена в Крымском лесном среднегорье и Крымском Субсредиземноморье - двух самых уникальных и ранимых ландшафтных областях полуострова.

6 слайд

Описание слайда:

Ученик 5.Охрана растений Крыма - необходимая мера для защиты и сохранности крымского растительного мира. Чтобы сохранить растения Крыма, создано следующее постановление,решение которого гласит: «Учитывая серьезную опасность обеднения флоры Крыма в результате беспорядочного сбора цветов, что ведет к их постепенному уничтожению, запретить на тер-ритории Крыма собирать дикорастущие цветы, выкапывать луковицы, клубни и корни с целью дальнейшей продажи, вывоз растений за пределы Крымской территории».

7 слайд

Описание слайда:

Ученик 6.В распоряжении говорится: «Областному управлению торговли, областному управлению внутренних дел, местным исполкомам и народным депутатам принять меры к прекращению продажи на рынках и улицах городов и сел всех видов дикорастущих и лекарственных растений». Ялтинский горисполком первым в Крыму издал решение «Об охране редких дикорастущих растений». В нем говорится о запрете массового и любительского сбора и продажи цветов, выкопку луковиц, а также сбор любых частей растений в качестве технического и лекарственного сырья. В решении перечисляется 48 видов охраняемых растений. Контроль за выполнением этого решения возложен на органы УВД, Ялтинский лесхоззаг и управление рынками города Ялты.

8 слайд

Описание слайда:

Ученик 7.За нарушение заповедного режима лесная охрана имеет право налагать штраф до 500 гривен. Основанием является «Кодекс Украины об административных правонарушениях», ст. 91 «Нарушение правил охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда». Большое число всевозможных запретов на первый взгляд удручает. Но давайте на минуту задумаемся и вновь представим себе маленький Крым, совсем миниатюрный Южный берег, посещаемый миллионами отдыхающих и туристов, природу горного Крыма, пока еще пышную, богатую и яркую, но уже потерявшую часть своей великолепной мантии.

9 слайд

Описание слайда:

Ученик 8.Многие растения, животные, насекомые стали редкими в Крыму из-за массового уничтожения людьми, некоторые исчезли совсем. И мы понимаем, что все ограничения - разумны, что они должны помочь нашей внутренней перестройке. Когда же экологическое воспитание общества достигнет должной высоты, запреты перестанут быть необходимыми. А пока нам придется привыкать к тому, что летом свободное посещение леса в горном Крыму запрещено из-за высокой пожароопасности, что нельзя нарушать границ заповедников.

10 слайд

Описание слайда:

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ Ученик 9.Почти 130 лет назад, в 1870 году, часть горно-лесных ландшафтов в Крыму обрела статус заказника императорской (царской) охоты. Однако первые реальные шаги по выявлению и организации особой охраны наиболее выдающихся природных территорий и объектов были предприняты в Крыму только в 1917, 1918 и в 20-е годы по инициативе геолога акад. А.П. Павлова и зоолога проф. И.И. Пузанова. Важным этапом на пути организации заповедной охраны природы Крыма стал декрет Совнаркома РСФСР от 30.07.1923 г. “О Крымском государственном заповеднике и лесной биологической станции”. В последующие годы ряд редких природных объектов полуострова были объявлены памятниками природы. Заповедное дело в Крыму многие годы развивалось по пути “накопления сил” и организации (по мере открытия и описания ценных объектов, отличающихся природным разнообразием) с каждым десятилетием все новых и новых сравнительно небольших по площади заповедных территорий: заповедников, заказников, памятников природы, парков-памятников садово-паркового искусства, заповедных урочищ. .

11 слайд

Описание слайда:

Алексей Петрович Павлов (1854 - 9 сентября 1929) Алексей Петрович Павлов - геолог, палеонтолог, профессор Московского университета (1886), академик Петроградской академии наук (1916), учитель В.И. Вернадского. С именем А.П. Павлова связано создание богатейших геологических и палеонтологических коллекций Московского университета.

12 слайд

Описание слайда:

Пузанов Иван Иванович (1885-1971), зоолог и зоогеограф, доктор биологических наук, профессор (с 1923) Таврического университета (Симферополь). Основные исследования по экологии и систематике наземных животных, гидробиологии, истории формирования фаун, в том числе Крыма. Труды по охране природы, охотоведению, истории науки. Многочисленные природоведческие научно-популярные работы, в том числе для детей и юношества.

13 слайд

Описание слайда:

Ученик 10.Особенно ощутимой потребность в заповедной охране природы Крыма стала после Второй мировой войны: в связи с мощным развитием на полуострове химической, горнодобывающей, строительной промышленности, транспорта, резким увеличением численности населения и курортно-рекреационным бумом. В разные годы на основе изысканий ученых состоялись государственные решения, значительно увеличившие число и площади особо охраняемых природных территорий и объектов в Крыму.. Эти исследования и документы обосновали важность заповедного дела как составной части оптимального природопользования в Крымском регионе, способствовали формированию системного подхода в охране природных уникумов, сохранению ландшафтного и биоразнообразия на полуострове.

14 слайд

Описание слайда:

Ученик 11.Заповедный фонд Крыма за 80 лет своего развития стал важнейшим показателем эталонно-научного и природно-ресурсного потенциала полуострова. Это естественный источник равнинно-степной, горно-лесной и южнобережно-субсредиземноморской природы полуострова. При этом особо охраняемые территории и объекты, отражая степень уникальности природы в разных регионах полуострова, неравномерно распределены по ландшафтным областям Крыма. Наибольшей заповедной насыщенностью отличается Главная Крымская гряда и Крымское Субсредиземноморье. Значительно меньшей заповедной насыщенностью характеризуются ландшафтные области Равнинного Крыма, Керченского холмогорья и Крымского предгорья В целом на долю заповедного фонда в Крыму приходится 5. 4% территории полуострова. Это в 2. 5 раза превышает аналогичный средний показатель по Украине в целом, но в 2 раза ниже рекомендуемого ООН оптимального уровня заповедной насыщенности для регионов мира.

15 слайд

Описание слайда:

Ученик 12.Крымский полуостров по праву считается природной сокровищницей Украины. Здесь произрастает более 2000 видов дикорастущих растений, из них более 100 видов – это растения Красной книги, а также растения, признанные заповедными. Если говорить об уникальной растительности, в первую очередь необходимо упомянуть редкие растения Крыма. Некоторым их видам угрожает цивилизация настолько, что они навсегда могут исчезнуть. Например, орхидеи - самое редкое и самое оберегаемое семейство флоры Крыма. Почти все 45 местных видов этого семейства - растения Красной книги. Многие виды из них нуждаются в культивировании с целью сохранения и репатриации мест, где они раньше произрастали, а теперь исчезли.

16 слайд

Описание слайда:

Цикламен Кузнецова (Cyclamen kuznetzovii Kotov & Czernova сем. Primulaceae). Ученик 13.К редким видам, занесенным в Красную книгу Крыма, также можно отнести цикламены. Активная деятельность этих цветов приходится на холодное время года. Нежные лиловые соцветия цикламена косского распускаются прямо на снегу. Единственная популяция этого представителя семейства первоцветных в Крыму охраняется в ботаническом заказнике «Кубалач».

17 слайд

Описание слайда:

Ясколка Биберштейна, или «крымский эдельвейс» (Cerastium biebersteinii, сем. Гвоздичных). Это невысокое - 10-12 см – растение густо покрыто серебристым пушком голубоватого оттенка. Ясколка широко распространена на яйлах, где предпочитает обитать на каменистых почвах.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Тимьян (чабрец) Дзевановского (Thymus dzevanovsyi, сем. Губоцветных). В Крыму обитает 12 видов чабреца и среди них 6 видов – эндемы. Все они являются ценными эфироносами – содержат до 0,6% эфироного масла, в основном тимол и корвалол.

21 слайд

Описание слайда:

Учение 14.Богатейшая флора Крыма способствует практическому применению полезных свойств дикорастущих растений. В Крыму насчитывается около 600 видов лекарственных растений, многие из которых здесь выращивают, заготавливают и перерабатывают промышленным способом. В качестве примера можно привести одно из самых популярных растений Крыма – лаванду. Разводят лаванду в основном для извлечения эфирного масла, которое применяется в парфюмерной и косметической промышленности, для лечебных ванн в медицине. Отвар из лаванды известен как успокаивающее и обезболивающее средство. Разведенное спиртом лавандовое масло принимают при сильном сердцебиении, при мигренях, при повышенной раздражительности, приступах ревматизма. Известно благоприятное действие лаванды при гриппе. Вкупе с некоторыми травами дополняет оздоровительные сборы для фиточаев. Веточки с цветками и листья лаванды используют в кулинарии в качестве пряности.

22 слайд

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: