Где живут рыбки. Где живут рыбы

Рыба-клоун, или амфиприон (Amphiprion) относится к роду морских рыб и распространённому семейству помацентровые. Как правило, такое название предполагает описание аквариумной рыбки оранжевый амфиприон, но в обиходе используется для обозначения всех видов.

Рыба клоун в дикой природе

Аквариумная рыба клоун и морская рыба клоун не имеют существенных внешних отличий . Этот наиболее яркий представитель морских глубин, прекрасно приспособленный не только к жизни в природных условиях, но и отлично чувствующий себя в аквариумных условиях.

Внешний вид и описание

Окрашивание морской рыбы-клоуна отличается насыщенными и яркими оттенками. Внешний вид может быть представлен темно-синими и даже ярко-оранжевыми цветами. Несколько реже встречаются экземпляры, обладающие нехарактерным ярко-красным или светло-лимонно-желтым цветом.

Это интересно! Абсолютно все мальки рыбы-клоуна изначально являются самцами. Однако с течением времени, рыбка при определенных обстоятельствах изменяет свой пол и становится женской особью.

Самцы этого вида значительно мельче самок. Средняя длина морского амфиприона в природе не превышает пятнадцать-двадцать сантиметров. Рыбы-клоуны имеют короткую голову, сплюснутое с боков тело и высокую спинную часть. Верхний плавник разделенный. Его передняя часть имеет колючие шипы, поэтому визуально может казаться, что их пара.

Места обитания – где живет рыба-клоун

Во всём мире насчитывается порядка тридцати видов рыбы-клоуна. В природной среде обитания, морская рыба клоун способна жить примерно десять лет, но аквариумные амфиприоны при создании комфортных условий живут, как правило, в полтора-два раза дольше диких сородичей.

В естественных условиях рыба-клоун населяет воды в Тихом и Индийском океанах . Значительная по численности популяция наблюдается вблизи территории восточной Африки, а также обитает у прибрежной зоны Японии и Полинезийских островов. Большое количество амфиприонов можно встретить вблизи рифов восточной части Австралии.

Образ жизни амфиприона

Для амфиприона очень характерным является взаимовыгодный симбиоз с практически любыми видами актиний. Сначала рыба-клоун легко касается поверхности ядовитой актинии, которая жалит рыбку и тем самым рассекречивает точный состав своего слизистого покрытия.

В результате, амфиприон максимально точно воспроизводит такой состав и получает прекрасную возможность прятаться между щупальцами ядовитой актинии, спасаясь от многочисленных врагов. Рыбы-клоуны бережно заботятся об актинии, выполняя вентилирующую функцию и удаляя все непереваренные пищевые остатки.

Это интересно! На протяжении всей своей жизни, амфиприоны не удаляются на большое расстояние от «своих» актиний.

Рыбы-клоуны достаточно популярны у отечественных аквариумистов, что обусловлено необыкновенно яркой тропической окраской, а также интересным поведением. Еще одним большим плюсом при содержании в неволе является абсолютная неприхотливость аквариумной рыбы-клоуна по сравнению с другими популярными коралловыми рыбками

Тем не менее, существуют и некоторые недостатки аквариумного выращивания амфиприона . Как показывает практика аквариумистики, в условиях неволи рыбы-клоуны очень часто становятся достаточно агрессивными, поэтому нежелательно подселять к ним миролюбивые разновидности.

Окрашивание аквариумной рыбы-клоуна с максимальной точностью повторяет природный окрас вида. Рыбка обладает крупными черными полосами, которые чередуются с полосками красного или оранжевого и белого цвета. Плавники имеют выраженное черное окаймление. Участок вокруг глаз отличается ярко-оранжевым окрашиванием. Единственным отличием видов является различная форма полос. Размеры аквариумной рыбы клоуна чаще всего не превышают 60-80 мм.

Критерии выбора аквариума

Прежде чем приобретать рыб-клоунов, необходимо позаботиться о покупке хорошего и достаточного по объёму аквариума. Для пары амфиприонов будет достаточно выделить аквариум, объёмом в 50-60 литров.

Это интересно! Рыбы-клоуны или амфиприоны являются единственной «шумной» аквариумной рыбой. Взрослые особи этого вида щелкают, негромко ворчат, а также издают другие, не менее забавные звуки.

Обязательным условием выращивание рыбы-клоуна в неволе является высаживание в аквариумный грунт анемонов, а также нескольких кораллов. Такое правило обусловлено необходимостью клоунов прятаться. Наиболее правильной, принято считать прямоугольную или панорамную форму домашнего аквариума.

Требования к воде

Очень важно соблюдать внутри аквариума правила совместимости рыбок, а также регулярно осуществлять мониторинг параметров воды и условий содержания декоративных гидробионтов. На аквариум с рыбками-клоунами не должны попадать лучи прямого солнечного света. Наполненному водой аквариуму нужно постоять до момента заселения рыбок примерно сутки.

Важно! Всех вновь приобретаемых особей нужно обязательно помещать в карантинные аквариумы, где в течение недели можно определить наличие или отсутствие заразных заболеваний.

Также нужно поступать и с любыми экземплярами, подозрительными по поведению или внешнему виду.

Питание и рацион

Кормление рыбы-клоуна нужно осуществлять несколько раз в день, выдавая аквариумным питомцам корм небольшими, но равными порциями . Пища не должна оставаться в аквариумной воде, так как в этом случае происходит загнивание корма и быстрая порча воды.

Основной рацион питания амфиприона может быть представлен специальными, качественными сухими кормами, предназначенными для выращивания декоративных аквариумных рыб. Очень хорошо подходит для кормления рыбы-клоуна белковое питание живыми или замороженными артемиями, мелкими кусочками морской рыбы или кальмара, а также водорослями, включая спирулину.

Размножение амфиприона и разведение

Для всех амфиприонов-клоунов характерно рождение самцов, имеющих активные мужские и совершенно бездействующие женские репродуктивные органы. Рыба моногамна и, если в природных условиях размножение напрямую зависит от лунного цикла, при котором лунный свет оказывает активизирующее воздействие на поведение клоунов-самцов, то в неволе такой природный фактор не имеет существенного значения.

Откладывание икры чаще всего приходится на вечерние часы. Местом для метания игры могут служить аквариумные искусственные гроты или кораллы. Такое место на протяжении нескольких дней очень тщательно вычищается. Весь процесс икрометания занимает не более пары часов. За икринками ухаживает самец, который постоянно находится неподалёку. Период инкубации длится не более девяти дней, и происходит при температурном режиме в 26 о С. Самки пригодны для размножения до возраста десяти-двенадцати лет.

Появившихся на свет мальков рекомендуется сразу же отсадить в отдельный небольшой домашний аквариум. Как показывает опыт аквариумного содержания рыбы-клоуна, пересадка мальков в возрасте двух-трёх недель и их выкармливание качественными кормовыми заменителями, не отражаются негативно на процессе выживания и ростовых характеристиках.

Купить рыбу-клоуна

Не рекомендуется приобретать амфиприонов-клоунов, выловленных в природных, естественных условиях . Именно такие, так называемые дикие экземпляры, чаще всего, реализуются уже пораженными многими заболеваниями, включая оодиниоз, криптокариоз и бруклинеллез. Кроме всего прочего, именно взрослые особи, чаще всего погибают при смене природного содержания на условия в неволе.

При выборе рыбы-клоуна, нужно произвести очень внимательный визуальный осмотр:

  • здоровая рыбка обязательно имеет яркие и блестящие глаза;
  • должны полностью отсутствовать на поверхности тела вздутия и светлые или шелушащиеся пятна;
  • плавники и хвост не должны иметь видимых повреждений, надорванности, обломов или изменения окрашивания.

Обязательной отбраковке подлежат экземпляры с мутными или прикрытыми плёнкой глазами, вялые или плавающие нехарактерными рывками, с повреждениями или покусами, имеющие нехарактерное для вида окрашивание, пятна или вздутия.

Где купить, цена рыбы клоуна

Аквариумных рыб лучше всего приобретать в специализированных зоомагазинах, где вся реализуемая живая продукция сопровождается сертификатами, а также соблюдаются все санитарные нормы по содержанию.

Допускается делать покупки у проверенных временем заводчиков-аквариумистов. Стоимость может варьироваться в зависимости от разновидности и возраста:

  • рыба-клоун нигрипес или мальдивский черноплавничный амфиприон – 3200-3800 рублей;
  • рыба-клоун премнас или амфиприон желтополосый – 3300-3500 рублей;
  • рыба-клоун розовый – 2300-2400 рублей;
  • рыба-клоун перкула или амфиприон оранжевый – 3300-3500 рублей;
  • рыба-клоун оцеллярис или амфиприон трехленточный – 1900-2100 рублей;
  • рыба-клоун меланопус или амфиприон томатный темный – 2200-2300 рублей;
  • рыба-клоун френатус или амфиприон томатный красный – 2100-2200 рублей;
  • рыба-клоун ефиппиум или амфиприон огненный – 2900-3100 рублей;
  • рыба-клоун Кларка или амфиприон шоколадный – 2500-2600 рублей.

Перед приобретением нужно внимательно изучить аквариум, в котором содержится реализуемая рыба-клоун . Вода в нём не должна быть мутной. Нельзя приобретать сразу большое католичество аквариумных рыбок, так как в этом случае может быть спровоцировано резкое изменение баланса, что достаточно часто становится основной причиной гибели питомцев.

Рыбы - это животные, которые живут в воде и не могут долго без нее обходиться. Поэтому к условиям жизни в воде хорошо приспособлен весь организм рыб, начиная от формы тела и заканчивая органами чувств.

Большинство рыб покрыты чешуей, которая выделяет много слизи, чем обеспечивает быстрое скольжение рыбы в толщах воды.

Рыба движется в воде, виляя из стороны в сторону хвостом, а с помощью плавников она сохраняет равновесие и меняет направление движения. Есть у рыб и плавательный пузырь, наполненный газом, - мешок, благодаря которому они регулируют глубину своего плавания.

Окраска и форма тела у рыб отличаются большим разнообразием. Наиболее обтекаемую, торпедообразную форму тела имеют рыбы, которым постоянно приходится бороться с течением (форель, усач). Рыбы, обитающие в тихих водах, широкие, высокотелые, ведь такая форма помогает им лучше избегать хищников, неохотно хватающих широких рыб. А у рыб, живущих на дне (донных),тело сплющенное, чтобы им удобно было опираться на грунт (сом, налим, бычок).

Видят рыбы не очень далеко: самые «глазастые» в прозрачной воде не смогут разглядеть предмет даже на расстоянии 10-12 м, а ясно рыбы видят не далее 1,5 м. Зато они умеют различать цвета, а некоторые видят даже в темноте!

Рыбы, как и все живые существа, дышат кислородом. Однако если мы вдыхаем этот газ из воздуха, то рыбам приходится добывать его из воды. Для этого у рыб есть особые органы - жабры. Когда рыба плывет, она ртом захватывает воду и выталкивает ее через особые щели в голове, в которых и находятся жабры. Кислород из воды поступает в жабрах прямо в кровь и разносится по всему телу. У взрослых рыб жабры скрыты под жаберной крышкой, однако у головастиков (рыбьих мальков) жабры находятся на внешних сторонах головы.

У большинства рыб есть удивительный орган чувств, который называется боковой линией. При помощи этого органа рыбы улавливают малейшие движения в воде: направление и силу течения, приближение подводных предметов и животных, волнение на
поверхности воды. Боковая линия служит рыбам для ориентирования в пространстве и нахождения пути. Именно благодаря этому органу рыбы, плывущие в многотысячном косяке, чувствуют движения соседей и действуют согласованно, как один организм.
Боковая линия состоит из расположенных под кожей трубочек, в которые через крошечные отверстия попадает вода. Вода перемещается внутри трубочек под действием давления воды,и рыба ощущает движения своих соседей.

Какие бывают виды рыб?
На земле существует около 25000 различных видов рыб, и каждый год ученые открывают все новые и новые виды. По месту обитания рыб можно условно разделить на пресноводных, которые живут в реках и озерах с пресной водой, лиманных (живут в заливах с полусоленой водой) и морских (живут в морях и океанах). Хоть пресноводные водоемы и менее населены, чем море, но все же и здесь достаточно представителей рыбьего царства.

Лещ, карась, сазан - это ценные промысловые виды. А домашний карп - самый распространенный вид рыбы, который специально выращивается в водоемах. Обычными обитателями водоемов России являются плотва и такая малоподвижная рыба, как сом. Сом имеет удлиненное тело и может достигать трех метров в длину (если его поставить на хвост, он достанет от пола до потолка обычной комнаты!). Одним из самых распространенных хищников пресных вод является щука. Эта рыба имеет темно-зеленое вытянутое тело и достигает в длину размеров взрослого человека. Она никогда не преследует свою жертву, а подкарауливает ее в засаде. Наиболее распространенными обитателями лиманов являются камбалы, бычки и сельди.

Настоящая родина рыб - это море. Каких только видов здесь не встретишь!
Сельдь, тюлька, шпроты, хамса (анчоус) - промысловые рыбы. Они небольшого размера и поэтому, в целях безопасности, держатся большими стаями.

Осетровые - одни из древнейших рыб, которые жили на Земле еще во времена динозавров. Большинство осетровых - это проходные рыбы. Их так называют, потому что большую часть своей жизни они проводят в море и только на нерест (откладывание икры) поднимаются в реки. Из-за ценной черной икры и вкусного мяса осетровые рыбы имеют большое промысловое значение. К ним относятся стерлядь, осетр, белуга (достигает в длину 4м). Красную икру и высококачественное мясо («красную рыбу») дают лососевые (форель, лосось).

Окуневых от других рыб всегда можно отличить по плавникам с колючками. К ним относятся скумбрия, ставрида, тунец, бычки. Изредка в Черном море можно встретить меч-рыбу, которая, преследуя добычу, может развивать скорость до 120 км/ч! Длина этой рыбы немалая - 4 м, и вес достигает 300 кг.

МБОУ Новоназимовская СОШ № 4

Тема урока: «Кто такие рыбы? Где живут рыбы?»

Урок окружающего мира 1 класс.

Провела и подготовила учитель начальных классов Юркова Т. В.

Цель:

Способствовать формированию представления о разнообразии животного мира.

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с отличительными признаками рыб, с особенностями их строения и поведения.

    Развивать у детей познавательную активность, умение сравнивать и обобщать, точно выражать свои мысли.

    Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

Учебник «Окружающий мир» (1 класс) (авт. А. А. Плешаков); рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков); компьютер, мультимедийный проектор, диск с записью шума волн, видеозапись «Звуки моря», изображения батискафа, морского дна, иллюстрации морских жителей, плакат с девизом; шаблоны рыбок; цветные карандаши; рисунки с изображением рыб.

Ход урока:

І. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.

ІІ. Мотивация к учебной деятельности

Учитель. Ребята, жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда – то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях, и в вечных снегах, на суше, в воздухе и в воде.

Слайды 2 – 5

Просмотр видеоклипа «Звуки моря».

Слайд 6

Учитель. А о чём мы с вами сегодня будем говорить, вы узнаете, если разгадаете загадку:

В воде они живут,

Нет клюва,

А они «клюют».

(Рыбы. )

Слайд 7

О ком на сегодняшнем уроке у нас пойдёт речь? Какова тема урока?

Дети. Кто такие рыбы.

Учитель. Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию на подводном спускаемом аппарате – батискафе – для наблюдения за рыбами, изучения их строения и определения отличительных признаков.

ІІІ. Изучение нового материала

    Создание проблемной ситуации

Учитель. Наша экспедиция будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!» Как вы его понимаете?

Дети отвечают.

Учитель. Итак, начинаем погружение.

Слайд 8

- Посмотрите, как много обитателей глубин нам встретилось! Ребята, а все ли это рыбы?

Слайд 9

Чтобы точно ответить на этот вопрос, давайте познакомимся со строением и отличительными признаками рыб.

Слайд 10

    Открытие нового (моделирование). Работа в группах.

Учитель. Ребята, вам необходимо из частей собрать рыбу и назвать все её части.

Каждая группа собирает свою рыбку: 1 - я группа – морскую; 2 – я группа – речную; 3 – я группа – аквариумную.

Дети выполняют задание.

Скажите, из каких частей состоит тело рыбы? Кто сможет ещё раз показать части, из которых состоит тело рыбы, и назвать их?

Дети отвечают.

    Беседа.

Учитель. Ребята, а что вам известно о глазах рыбы? У многих рыб хорошее зрение, но их глаза не имеют век. Окружающая вода увлажняет и очищает глаза. Для чего рыбе нужны жабры?

Дети. Чтобы дышать.

Учитель. Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из воды, а затем выталкивают воду наружу.

Чем покрыто тело рыбы?

Дети. Чешуёй.

Учитель . Для чего рыбе нужны плавники и хвост?

Дети. Чтобы плавать.

Учитель . Хвост ей нужен для поворотов при движении, плавники – для сохранения равновесия.

Итак, скажите, каковы же отличительные признаки рыб?

Дети отвечают.

На каких рисунках изображены не рыбы?

Слайд 11.

Где могут жить рыбы?

Дети. В реке, море, аквариуме.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, на какие группы можно разделить рыбок по месту их обитания? Как называются рыбы, живущие в море?

Дети. Морские.

Учитель. Приведите примеры.

Дети отвечают.

Вы сказали, что рыбы могут жить в реке, в озере, в пруду. Таких рыб мы называем «пресноводные», или «речные». Приведите примеры.

Дети отвечают.

Где живут рыбы?

Дети. В аквариуме.

Учитель. Как называют таких рыб?

Дети. Аквариумные.

Учитель. Приведите примеры.

Слайды 12 – 16.

ІV. Физкультминутка

Рыбки плавали в реке.

В тёплой чистенькой воде:

То сойдутся, разойдутся,

То в песочек загребутся.

Дети имитируют движения рыб.

V. Первичное закрепление материала

1. Работа по учебнику.

Учитель. Рассмотрите иллюстрации в учебнике с. 22 – 23. Правы мы были или нет? Теперь мы запомним, какие рыбы морские, а какие речные?

2. Игра «Смотри, не зевай».

Показываю детям рисунки с изображением различных животных, в том числе и рыб, и предлагаю хлопнуть в ладоши, если на картинке они увидят рыбу.

3.Практическая работа

(изготовление коллективного панн в технике коллажа).

Учитель. А теперь, ребята, я предлагаю вам создать своё подводное царство. На партах у вас лежат шаблоны рыбок. Каждый из вас сейчас вспомнит то, о чём мы говорили, и создаст свою рыбку – раскрасит шаблон и поместит её на наше морское дно.

Дети выполняют работу.

Учитель. Вот, ребята, какое красивое подводное царство у вас получилось! Давайте вспомним, под каким девизом мы с вами сегодня работаем.

Дети. «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги».

    Охрана водоёмов.

Сценка «Экологические проблемы водоёмов».

Фиолетовая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красная. А ты почему такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне лежал груз! Банки, брёвна, даже колёса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела… Вот и стала фиолетовой – еле – еле выбралась из – под мусора.

Красная рыбка. Ой, смотрите, а это кто?

Чёрная рыбка. Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы. Чёрной плёнкой покрыло воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и погибают от нефти.

Красная рыбка. Что нам делать?

Чёрная рыбка. А может, ребята, нам помогут?

Учитель. Скажите, а какие опасности могут подстерегать водных жителей?

Обращаю внимание детей на изображения сточных вод заводов, разлива нефти, мусора.

Слайды 18 – 20

Знаете ли вы?

Слайд 21

* 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды.

*Завод за 1 минуту выбрасывает 25 литров отходов.

*100 граммов нефти покрывает плёнкой 50 м² поверхности воды (примерный размер нашей классной комнаты).

Учитель. Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоёмов было уютно в их домах?

Дети отвечают.

Я надеюсь, что все вы будете помнить и соблюдать эти правила.

Подготовленный ученик читает стихотворение:

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди – взрослые мужчины,

Храните речку, светлую мою!

VІ. Рефлексия

Что вам на уроке понравилось? За что вы можете себя похвалить? За что вы можете похвалить своего товарища?

Поднимите руку, кто узнал для себя много нового и интересного.

Дети поднимают руки.

VІІ. Подведение итогов урока

Учитель . Вспомните, чему мы хотели научиться7

Дети. Отличать рыбу от других животных по их признакам.

Учитель. Давайте вспомним, как отличить рыб от других животных? Урок окончен.


1. Рыбы-бабочки


2. Рыбы-ангелы


3. Каллоплезиопс


4. Самцы бойцовой рыбки надо держать в аквариуме по одному, так как они будут драться не на жизнь, а на смерть.

На фотографиях вы видите некоторых представителей щетинозубов: 1. длинноносая рыба-бабочка с похожими на глаза черными пигментны ми пятнами, 2. рыба-ангел пигоплит. Щетинозубы обитают в коралловых рифах тропических морей. Об этих необычайно красивых рыбах подробно рассказано на стр. 33, где описывается фантастически яркий мир коралловых рифов. Щетинозубов часто содержат в морских аквариумах.

3. Усеянная жемчужными пятнами рыбка каллоплезиопс; 4 - бойцовая рыбка, или сиамский петушок. Ее, как и других лабиринтовых - макроподов, лялиусов, гурами, разводят многие аквариумисты. Лабиринтовыми их называют потому, что у них есть специальный орган - лабиринт, где разветвленная кровеносная система обогащается кислородом из атмосферного воздуха.

Благодаря этому приспособлению лабиринтовые могут жить в бедной кислородом воде и даже - довольно долго - без воды. Рыбки часто, подплыв к поверхности, заглатывают воздух. Их нельзя перевозить в закрытых сосудах, доверху наполненных водой, так как в этом случае им грозит гибель. Петушок сфотографирован в минуту покоя, когда он одет в свой самый скромный наряд. В момент сильного раздражения особи этого вида напоминают чудных тропических бабочек.

Особенно красиво расцвечиваются их плавники: они играют всеми цветами радуги, отливая то кармином, то яркой лазурью, то металлической зеленью. Самое замечательное, что окраска петушков постоянно меняется, цвета переходят из одного в другой. В Москве у аквариумистов популярны так называемые вуалевые бойцовые рыбки, у которых спинной, хвостовой и заднепроходный плавники сильно расширены и удлинены, что придает им особенную красоту.

Самцы бойцовых рыбок редкие драчуны. Распушив плавники, они с ожесточением бросаются друг на друга, как петухи, за что и получили свое название. У жителей Юго-Восточной Азии очень популярны турниры бойцовых рыбок, которых тренируют для этого специальным образом. В аквариумах петушки размножаются легко.

Самец строит на поверхности воды гнездо из пузырьков воздуха, склеенных слюной, аккуратно переносит в него собранные на дне икринки, отложенные самкой, и усердно их охраняет, Мальки первое время живут в этой пене, а отец строго следит за ними и загоняет - домой» любого, посмевшего отплыть от гнезда. Самка не участвует в воспитании потомства, и самец грозно отгоняет ее от гнезда. В это время самку лучше отсадить. Таким же образом строят гнезда и выводят потомство макроподы и гурами (пятнистый, полосатый и жемчужный). У лялиусов же икра такая легкая, что сама всплывает на поверхность. Распространены эти лабиринтовые в тропической и субтропической Юго-Восточной Азии.

Обычно начинающему аквариумисту советуют разводить гуппи. Это тоже тепловодная рыбка, но родом из Южной Америки.

Гуппи обитают во всех сравнительно крупных болотах, старицах рек и в ручьях Гвианы, Венесуэлы, Барбадоса и Тринидада.

Как и принадлежащие к тому же семейству обыкновенные гамбузии, гуппи приносят большую пользу, истребляя комаров-анофелесов, переносчиков малярии, и их личинок. Гуппи, завезенные в Россию еще в начале века, - живородящие. Они очень неприхотливы, хорошо уживаются с другими обитателями аквариумов. Одно время к этим невзыскательным рыбкам повсеместно был утрачен интерес, но потом аквариумисты разных стран вновь начали разводить их, так как они оказались исключительно благодатным объектом для селекционной работы. Энтузиастам удалось получить множество разновидностей: шарфовых, вильчатых, вуалевых с ярчайшей окраской. В Москве с 1958 г. ежегодно проходят конкурсы, где любители гуппи показывают все новые и новые их разновидности.

Почти столь же неприхотливы пецилии.

Родина их - Мексика и Гватемала, но там они совсем не такие яркие, как золотистые гольды, черные с металлическим блеском шварцы, кроваво-красные рубры, ситцевые и шарфовые разновидности которых разводят в аквариумах.

Живущих на юге Мексики и в Гватемале пецилий, известных в Европе с 1907 г., стали скрещивать с меченосцами, и в результате были получены интересные гибриды. Меченосцев завезли в Европу из Юго-Восточной Мексики в 1909 г. Это самые изящные живородящие рыбки. У самцов на нижнем конце хвостового плавника есть удлиненный вырост - «меч». Селекционеры вывели шарфовых, вильчатых и вуалевых меченосцев. Получить потомство от меченосцев так же просто, как и от гуппи, но некоторые специалисты советуют держать беременных самок отдельно и хорошо их кормить, чтобы не пострадала молодь.

Более требовательны к условиям содержания живородящие моллинезии, или молли, как их называют любители. Самые популярные их разновидности - черные и парусные. Им нужны большие аквариумы с чистой, богатой кислородом водой, в которую следует добавлять немного морской, глауберовой или поваренной соли. Едят они не только животную, но и растительную пищу - нитчатые водоросли и побеги нежной подводной зелени.

Украшением аквариума могут стать и цихлиды: скалярии, цихладомы, хелихромисы. Многие из этих красивых, необычных по форме рыбок очень разборчивы в выборе партнера. Создавшаяся пара не расстается и после нереста, воинственно защищает свою гнездовую территорию, охраняет икру и заботится о потомстве.

При воспитании мальков родители часто выполняют разные обязанности: самка охраняет мальков в убежище, а самец собирает беглецов ртом и загоняет их в безопасное место. Есть у цихлид и отрицательные качества: они часто бывают агрессивны, забивают других рыбок, пожирают чужих мальков. Лучше всего в аквариуме уживаются с другими видами скалярии и цихладомы Меека Но пальма первенства среди аквариумных рыбок принадлежит, несомненно, светящимся неонам, тетрам и копеинам.

Их родина - тропические реки Америки. Неоны живут в маленьких проточных озерах и речках верховья Амазонки. Впервые неонов обнаружила в 1936 г. французская экспедиция.

Светящиеся рыбки размножаются лишь в местах, куда не проникают лучи света, от которого гибнет их икра, поэтому найти друг друга в темных заиленных водах они могут лишь благодаря своему свечению.

Разводить неонов в аквариумах непросто, требуется опыт. Начинать лучше с тетрафон-рио. Эти рыбки, горящие, словно красные фонарики, отчего их называют красными тетра, очень невзыскательны и к объему аквариума, и к температуре воды, и к корму. А родом красная тетра из далекой Бразилии, из реки Рио-де-Жанейро.

Не менее интересно разводить холодноводных рыбок: колюшек, горчаков и особенно золотых рыбок, которых вывели из серебряного карася почти тысячу лет назад в Китае. В XVI в. их завезли в Японию.

В результате кропотливой селекционной работы удалось создать аквариумные породы карася: комету, вуалехвоста, веерохвоста, жемчужинку, телескопа, львиноголовку, небесное око и много других.

<<< Назад
Вперед >>>

Первую золотую рыбку вывели тысячу лет назад в Китае. Ее прародителем стал серебряный , селекция которого в дальнейшем привела к появлению целого ряда форм у золотых рыбок. Эти красивые и экзотичные были завезены в Португалию в 1611 году, а в 17 веке их привезли и на территорию России.

На сегодняшний день золотые рыбки удерживают лидерские позиции в категории наиболее популярных аквариумных питомцев.

Внешний покров тела рыбы образован защитной чешуей, под которой находится слой дермы. Под дермой, в свою очередь, расположен слой жира и мышц – именно в этих слоях находятся пигменты, которые придают этим рыбкам такие яркие цвета. Желтые и красновато-оранжевые пигменты (липохромы) содержатся в верхних слоях, тогда как черный пигмент (меланин) может располагаться как под чешуей, так и в более глубоких слоях. Если разные слои содержат одновременно и липохромы, и меланин, то рыбка будет окрашена в медные или шоколадные оттенки. При полном отсутствии этих пигментов рыбка будет иметь серебристый цвет.

Где и как золотые рыбки обитают в природных условиях

Поскольку золотые рыбки были выведены искусственно, в дикой среде обитания встретить их невозможно. Такая рыбка, выпущенная в природный водоем, даст потомство, которое быстро переродится в своего родоначальника – обыкновенного серебряного .

Традиционно золотых рыбок разводят в аквариумах или прудах – на теплом воздухе самцы охотятся на самок, которые икру, оплодотворяемую самцами. Для того чтобы икринки выжили в пруду, его нужно засадить большим количеством прудовых растений-оксигенаторов – болотником, камышом, водяным , роголистником или фонтиналисом.

Если рыбки нерестятся в пруду, нужно накрыть его сеткой, поскольку они часто выпрыгивают из воды и могут стать легкой добычей для птиц или кошек.

Если золотые рыбки будут разводиться , нужно отделить их на период нереста от мальков, которые в противном случае будут съедены более крупными особями. За один раз самка золотой рыбки мечет 500 крошечных икринок, которые приклеиваются к листьям растений и другим предметам. Если разбухшая от воды икринка не будет оплодотворена сразу, она погибнет.

Мальки, вылупившиеся в пруду, не требуют дополнительной подкормки, тогда как аквариумное потомство необходимо кормить специальным кормом сразу после того, как они начнут нормально плавать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: