Воздушная разведка. Организация тактической воздушной разведки на твд Характеристика воздушной разведки и различных ее видов

Ведение воздушной разведки в операции "Буря в пустыне"

Полковник В.Палагин,
капитан А.Кайшаури

Одно из ключевых мест в обеспечении подготовки и ведения воздушной наступательной кампании и воздушно-наземной операции многонациональных сил (МНС) против Ирака (17 января - 28 февраля 1991 года) занимала воздушная разведка. На этапе стратегического развертывания и подготовки группировки вооруженных сил США и их союзников к боевым действиям основные усилия сосредоточивались на слежении за ходом оперативного развертывания вооруженных сил Ирака, сборе и обработке данных о военных объектах на территориях Ирака и Кувейта в целях планирования ракетно-бомбовых ударов и радиоэлектронного подавления, а также обеспечения проведения мероприятий по контролю за морской блокадой в Персидском заливе. С началом боевых действий разведывательные задачи перенацеливались на оценку результатов ракетно-бомбовых ударов, выявление новых объектов для поражения, в первую очередь мобильных оперативно-тактических ракет (ОТР) <Скад>, слежение за перемещениями иракских войск и авиации, контроль воздушного пространства, прежде всего с целью обнаружения пусков иракских ракет.
В решении данны,х задач наряду с космическими силами и средствами (спутники: видовой оптико-электронной разведки КН-11, радиолокационной - <Лакросс>, радио- и радиотехнической - <Феррет>, <Шале>, <Аквакейд>) принимали участие самолеты-разведчики стратегического авиационного командования ВВС США (с 1992 года - боевое авиационное командование), самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управления, в том числе палубной авиации, а также тактические средства воздушной разведки.
К началу боевых действий в зоне Персидского залива командование МНС создало группировку разведывательной авиации в составе 41 самолета ДРЛО (17 Е-ЗА <Сентри> системы AWACS и 24 Е-2С <Хокай>), двух Е-8А и около 180 самолетов-разведчиков (шесть RC-135, один U-2C, девять TR-1A и примерно 150RF-4C, <Мираж-F.lCR>, RF-14A <Томкэт>, рис. 1, <Торнадо-GR.lA> в варианте тактического разведчика, рис. 2, и другие).
Стратегические самолеты-разведчики RC-135, U-2C и TR-1A осуществляли круглосуточную радиолокационную, радио- и радиотехническую разведку вдоль линии боевого соприкосновения в целях выявления военных объектов и группировок войск противника, определения результатов авиационных и ракетных ударов, доразведки радиоэлектронных средств управления войсками и оружием, заблаговременного вскрытия подготовки иракской стороны к внезапному авиационному удару. Интенсивность воздушной разведки в этот период составляла 10-12 самолето-вылетов в сутки, а в ходе боевых действий - до 200 (10 - 15 проц. общего их количества). Комплексы бортовой разведывательной аппаратуры стратегических самолетов-разведчиков позволяли:
- фотографировать военные объекты и позиции войск на удалении до 60 км с самолетов RC-135, до 150 км - с U-2C (с разрешающей способностью 0,2 -10м) и до 40 км в инфракрасном диапазоне волн (с разрешающей способностью 5- 10 м);
- снимать объекты телевизионной аппаратурой (с разрешающей способностью 0,2-0,5м);
- производить радиолокационную съемку объектов на дальности до 150 км (с разрешающей способностью 3 - 4,5 м);
- вести радио- и радиотехническую разведку в KB диапазоне в радиусе до 1000 км, а в УКВ диапазоне - до 450 км наземных РЭС и до 1000 км авиационных РЭС в полете.
Значительное внимание командование МНС уделяло решению задач поиска и обнаружения мобильных объектов вооруженных сил Ирака, что потребовало выделения большого наряда сил разведывательной авиации. Для этого впервые была применена перспективная система воздушной радиолокационной разведки и целеуказания <Джистарс> (авиаэскадрилья из двух самолетов Е-8А, созданных на базе Боинг 707, и шесть наземных мобильных пунктов приема и обработки данных AN/TSQ-132). Наземные станции были развернуты в составе основного и передового командных пунктов сухопутных войск, штабов 7 АК и 18 ВДК, штаба группировки ВВС (9 ВА), а также при командующем контингентом морской пехоты вооруженных сил США.
Два опытных образца Е-8А совершили 54 боевых вылета. Система <Джистарс> позволяла решать следующие задачи: отслеживать одиночные и групповые мобильные цели, прежде всего бронетанковые соединения иракских войск; обеспечивать распознавание гусеничной и колесной техники; обнаруживать низколетящие вертолеты и вращающиеся антенны РЛС системы ПВО; определять характеристики объектов и выдавать по ним целеуказания.
По замыслу американского командования, основное предназначение данной системы состояло в разведке целей для поражения их ракетами ATACMS (дальность стрельбы более 120 км). Кроме того, она успешно использовалась для наведения самолетов тактической авиации (F-15, F-16 и F-111) на наземные цели, значительно повышая их боевые возможности. Благодаря выдаче целеуказаний ночью можно было осуществлять круглосуточное воздействие на противника.
Например, только 13 февраля за 11 ч летного времени самолет Е-8А обнаружил 225 боевых машин, по большинству из которых тактические истребители нанесли удары. Самолеты радиолокационной разведки Е-8А и TR-1 наряду с искусственными спутниками Земли типа <Лакросс> обеспечили разведку территории противника в условиях плотной облачности, песчаных бурь, а также сильной задымленности, вызванной пожарами на предприятиях нефтяной промышленности.
Слежение за иракскими мобильными установками ОТР на самолете Е-8А системы <Джистарс> осуществляла РЛС с селекцией движущихся целей, данные которой передавались на самолет TR-1A, оборудованный РЛС ASARS с синтезированной апертурой, имеющей более высокую разрешающую способность. Эта РЛС обеспечивала обнаружение предполагаемых позиций ОТР с больших высот, причем самолеты находились за пределами зоны действий иракской ПВО. Считается, что TR-1A, получившие в 1993 году обозначение U-2R, и в дальнейшем будут действовать совместно с серийными самолетами Е-8С, поступление которых на вооружение ожидается в 1996 году. Самолет U-2R обеспечивал ведение не только видовой, но и радиотехнической разведки, что позволяло наблюдать за районами, замаскированными от системы <Джистарс>.
Кроме самолетов Е-8А, для ведения воздушной разведки ОТР и управления нанесением по ним ударов авиации привлекались:
- самолеты RF-4C <Фантом>, на которых установлены фотокамеры перспективной съемки, инфракрасные станции и РЛС бокового обзора, а также RF-5E ВВС Саудовской Аравии с ИК и фоторазведывательным оборудованием;
- палубные самолеты RF-14 <Томкэт>, оснащенные подвесными контейнерами с фотокамерами и ИК станциями;
- всепогодные разведывательные самолеты <Торнадр-GR.lA> ВВС Великобритании с тремя бортовыми ИК станциями.
Разведывательные задачи по обнаружению ОТР оказались наиболее сложными для авиации союзников. В течение первых двух недель на решение данных задач было затрачено до 30 проц. общего числа боевых вылетов самолетов авиации союзников. Однако все мобильные комплексы уничтожить не удалось, несмотря на то что на протяжении почти часа перед пуском они находились на открытой местности в стационарном положении. Небольшое количество комплексов было обнаружено на начальной стадии подготовки к пуску, благодаря чему появилась возможность наводить на них ударные самолеты. Часть вылетов пришлась на ложные цели, что отвлекло значительные силы разведывательной и ударной авиации.
В ходе боевых действий против Ирака в интересах сухопутных войск и морской пехоты использовались новые разведывательные комплексы на базе беспилотных летательных аппаратов (БЛА) типа <Пионер>-. Комплекс включал 14 - 16 БЛА, а также наземную аппаратуру управления и приема данных, размещенную на двух автомобилях типа <Хаммер>. Всего было развернуто шесть подразделений: 3 предназначались для морской пехоты, одно - для 7-го армейского корпуса и по одному - для линкоров <Висконсин> и <Миссури>. На вооружении каждого из них находилось до пяти БЛА, управление которыми в радиусе до 185 км могло осуществляться с основной наземной станции, а до 74 км - с портативной вспомогательной. В ходе операции <Буря в пустыне> суммарный налет БЛА типа <Пионер> составил 1011 ч. Эти аппараты, оснащенные телевизионными камерами или тепловизионными станциями переднего обзора, выполняли полеты как в дневное, так и в ночное время.
В интересах ВМС аппараты использовались для поиска мин и целеуказания корабельной артиллерии. Кроме того, они выполняли разведывательные полеты по заданию воздушно-десантных подразделений специального назначения (SEAL) военно-морских сил и привлекались для поиска береговых стартовых комплексов иракских противокорабельных ракет <Силкворм>.
В сухопутных войсках перед БЛА ставилась задача разведки маршрутов для полетов ударных вертолетов АН-64 <Апач>. Перед вылетом на боевое задание летчики проводили рекогносцировку местности с выбором потенциальных целей по изображениям, которые поступали с борта аппарата, выполняющего полет над заданным районом. Всего в ходе боевых действий в Ираке США потеряли 12 БЛА: два были сбиты, пять получили повреждения от огня зенитных средств, а пять - из-за отказов материальной части или ошибок операторов.
Кроме указанных, в районе Персидского залива использовались БЛА типа FQM-151A <Пойнтер>. Пять комплексов, каждый из которых включал четыре аппарата и две наземные станции, были развернуты в районах дислокации подразделений морской пехоты и 82-й воздушно-десантной дивизии. Облегченные аппараты в алюминиевых футлярах общей массой 23 кг, переносимые в ранцах, собирались в полевых условиях. БЛА имеет радиус действия 4,8 км, рассчитан на работу в воздухе в течение 1 ч. Высота его полета 150 - 300 м. Эффективность действия аппаратов <Пойнтер>, предназначенных для разведки и наблюдения на малой высоте, снижалась из-за неблагоприятных условий пустынной местности, лишенной ориентиров. В настоящее время изучается возможность оснащения этих БЛА приемником глобальной спутниковой навигационной системы (GPS) и прибором ночного видения фирмы LORAL.
Оценивая результаты воздушной и воздушно-наземной операций МЫС в зоне Персидского залива, зарубежные специалисты отмечают, что успешному решению поставленных задач в значительной степени способствовало всестороннее разведывательное обеспечение. Благодаря этому удалось достигнуть достаточно высокого уровня осведомленности о группировках войск и системах управления, оружии и военной технике Ирака, их тактико-технических характеристиках, уязвимых сторонах, боевых возможностях и особенностях применения на данном ТВД. Тщательная и продолжительная (более пяти месяцев) разведка территорий Ирака и Кувейта позволила командованию МНС четко спланировать и провести военные действия.
Воздушная разведка своевременно обеспечивала командование США и МНС подробными топогеодезическими и топографическими данными с точной привязкой важных военно-политических, экономических и военных объектов, расположении группировок вооруженных сил, пунктов управления и связи, коммуникаций, инженерных фортификационных сооружений. На основе полученной информации производились выбор и расчет оптимальных маршрутов выхода на цели (объекты), определялись наряды сил, необходимое количество и состав вооружения. Для повышения эффективности применения высокоточного оружия приходилось в отдельных случаях уточнять разведданные о ключевых компонентах объектов поражения.
Вместе с тем война в Персидском заливе выявила ряд недостатков в организации и ведении разведки МНС. Специалисты считают, что, несмотря на использование всех имеющихся воздушных и космических средств, американские разведывательные службы так и не смогли вскрыть места дислокации всех иракских ОТР и установить их точную численность, хотя было известно, что они базируются только в двух районах на относительно небольшой территории. Неоднократно отмечались задержки в обработке и предоставлении оперативной информации соответствующим органам боевого управления. Темп боевых действий авиации зачастую опережал скорость потока данных, поступающих от авиационных и космических средств оптико-электронной разведки.
В отчете о разведке, подготовленном комитетом по вооруженным силам палаты представителей конгресса США указывалось, в частности, что самым серьезным ее недостатком стали неточности в оценке нанесенного противнику ущерба. Так, было значительно (на 100 - 134 проц.) преувеличено число иракских танков, уничтоженных авиацией. Главнокомандующий МНС генерал Шварцкопф принял решение о проведении воздушно-наземной наступательной операции на основе этих оценок, а позднее заявил: <Военные разведчики просто не знают, как вести подсчет ущерба, нанесенного боевой технике противника. Во время шестинедельной воздушной войны методика подсчета неоднократно изменялась в попытках повысить достоверность, однако анализ, проведенный по окончании боевых действий, показывает, что цифры оказались все же на удивление завышенными>.
Командование ВВС США, проанализировав недостатки при ведении воздушной разведки в ходе боевых действий в зоне Персидского залива, планирует предпринять конкретные меры по повышению уровня достоверности и оперативности доведения разведданных, всестороннему и своевременному обеспечению ими своих войск, и прежде всего сил воздушного нападения.

Главной целью ША является нанесение максимального ущерба заданным объектам и группировкам войск противника, представляющим наибольшую опасность для наших войск. Главным предназначением ША является уничтожение наземных малоразмерных и подвижных объектов на поле боя и в тактической глубине. Объекты ее действий могут находиться и в ближайшей оперативной глубине до 300 км от линии фронта.

Основными объектами ударов для штурмовой авиации будут бронированные объекты на переднем крае (танки, артиллерийские установки, бронемашины), мотопехота, пункты управления, ракетные установки, зенитные средства, объекты коммуникации, наземные элементы систем высокоточного оружия.

Выполняя свои задачи, ША действует с малых и предельно малых высот.

    уничтожение средств массового поражения;

    уничтожение резервов противника;

    уничтожение средств управления войсками

    содействие высадке своих десантов

    воспрепятствование маневрам противника.

17. Виды и способы ведения воздушной разведки

Воздушная разведка в зависимости от масштаба, задач, а также от того, в чьих интересах она проводится, подразделяется на три вида:

    стратегическую;

    оперативную;

    тактическую.

Стратегическая воздушная разведка организуется главнокомандующими видов Вооруженных Сил или Верховным Главнокомандующим в интересах войны в целом или в интересах операций, проводимых группой фронтов, на глубину всего ТВД. Выполняется стратегическими самолетами-разведчиками, самолетами и средствами космической разведки.

Оперативная воздушная разведка организуется фронтовым командованием, ведется на глубину проведения фронтовых, воздушных и морских операций самолетами-разведчиками фронтовой авиации.

Тактическая воздушная разведка организуется армейским командованием в тактической глубине противника в интересах соединений различных родов войск с целью получения необходимых данных для организации боя.

Для ведения разведки используются самолеты-разведчики ФА, а также тактические беспилотные разведчики. В интересах боевых действий авиации ведется предварительная воздушная разведка (при недостатке данных для принятия решения на выполнение задач), доразведка (для уточнения положения объектов, их ПВО, радиационной обстановки и погоды на маршруте и в районе боевых действий), контрольная (в ходе или после авиационного удара для определения его результатов).

    визуальное наблюдение;

    воздушное фотографирование;

    воздушная разведка с помощью радиоэлектронных средств.

Визуальное наблюдение: позволяет просматривать большие районы, и незаменимо при поиске или доразведке малозаметных ракетно-ядерных средств, средств управления и ПВО и других подвижных объектов. Минусы: снижение возможностей визуального наблюдения с увеличением высоты и скорости самолетов-разведчиков, при повышении степени сложности объектов, а также субъективность информации.

Воздушное фотографирование: имеет преимущества в объективности и документальности, подробности и достоверности. Оно позволяет зафиксировать на фотопленке самые сложные объекты, получить довольно полные данные о группировках войск противника, его оборонительных сооружениях, больших железнодорожных узлах, аэродромах и позициях ракетных установок, выявить даже самые незначительные изменения в таких крупных объектах. Однако возможности воздушного фотографирования зависят от погоды и времени суток. Даже при простых метеоусловиях качество фотоизображения обуславливается состоянием атмосферы, ночью же фотографирование возможно только при искусственном освещении объектов.

Воздушная разведка с помощью радиоэлектронных средств: заключается в добывании сведений о противнике с помощью радиоэлектронных средств. Она подразделяется на:

    радиоразведку,

    радиотехническую,

    радиолокационную,

    радиотепловую (тепловизионную),

    тепловую (инфракрасную),

    лазерную

    телевизионную.

Радиоразведка – добывание сведений о противнике путем радиопоиска, перехвата его радиопередач.

Радиотехническая разведка (РТР) – добывание сведений о типе и назначении работающих РЭС противника (радиолокационных, радионавигационных, радиотелеуправления). Ведется с помощью специальных радиотехнических станций. Обнаружение РЭС противника, определение их типа и назначения осуществляется по параметрам излучаемых ими сигналов.

Радиолокационная разведка (РЛР) - добывание сведений об объектах (целях) противника, в том числе определение их координат или параметров движения с помощью радиолокационных станций. РЛР выявляет объекты (цели) на земле, в воздухе, на воде в любых метеорологических условиях, днем и ночью, определяет вид и интенсивность радиолокационных помех противника, засекает эпицентры ядерных взрывов.

Воздушная тепловая разведка ведется с помощью теплопеленгаторов и позволяет вскрыть тепло контрастные объекты: боевая техника, самолеты на аэродромах, ВПП аэродромов и другие объекты.

Лазерная разведка - это обнаружение, распознавание и определение координат объектов (целей) с помощью приборов, работающих на принципе использования энергии лазерного излучения. Для ведения лазерной разведки применяются лазерные дальномеры.

Телевизионная разведка - это добывание сведений о противнике с помощью телевизионной разведывательной аппаратуры. Телевизионные передающие камеры устанавливаются на летательных аппаратах.

Разведывательная авиация при выполнении боевых задач применяет следующие способы боевых действий:

    разведка одиночными самолетами (парами);

    разведка одновременным вылетом всем составом.

ВОЗДУШНАЯ РАЗВЕДКА , один из видов военной разведки. Ведётся частями развед. авиации, развед. подразделениями авиац. соединений, всеми экипажами, выполняющими боевые задания, а также беспилотными летательными аппаратами (самолёты, автоматические аэростаты и др.) с целью получения данных о пр-ке (объектах, силах и средствах, местности и т. д.), необходимых для успешного ведения военных действий всеми видами вооруж. сил и родами войск. Первыми летат. аппаратами (ЛА), к-рыо в кон. 50-х гг. 19 в. были использованы для ведения В. р., были аэростаты. В нач. 20 в. для В. р. стали широко применяться самолёты.

В России 1-й опыт В . р. с самолётов получен на манёврах Петербургского, Варшавского и Киевского воен. округов в 1911. В 1912-13 в 1-й Балканской войне рус. авиац. отряд под командованием капитана Щетинина, действовавший на стороне Болгарии, выполнял задачи В. р. с фотографированием крепостных и полевых сооружений.

Как самостоят, вид разведки (см . Разведка военная) В. р. оформилась во время 1-й мировой войны. В годы Великой Отечеств, войны 12% самолёто-вылетов сов. авиация совершила в целях В. р. С увеличением размаха воен. действий интенсивность В. р. возрастала. В 1941 кол-во самолёто-вылетов на В. р. составило 9,2%, в 1944 оно увеличилось до 15%. В. р. не только добывала данные о пр-ке, но дополняла и документально уточняла данные др. видов разведки.

В условиях быстро меняющейся обстановки В . р. часто являлась единств, средством добывания данных о пр-ке для общевойскового и авиац. командования. Напр., зимой 1942/43 только В. р. смогла своевременно вскрыть переброску с Сев. Кавказа 2 нем. -фаш. танковых дивизий в р-н Ко-тельниково для деблокады войск, окружённых под Сталинградом. При подготовке Вис-ло-Одерской операции 1945 В. р. обнаружила за р. Висла 7 подготовл. оборонит, полос пр-ка, эшелонированных на глубину до 500 км, и 6 противотанковых рвов.

В вооруж. силах большинства стран осн. средствами В. р. являются пилотируемые и беспилотные самолёты-разведчики. Они способны быстро выходить к объектам разведки, расположенным на значительном удалении, просматривать в короткие сроки обширные пространства, добывать достоверные развед. данные о пр-ке и оперативно доставлять их командованию (в т. ч. путём передачи с борта самолёта). В целях наиболее полного и своевременного обеспечения боевых действий В. р. должна постоянно взаимодействовать с др. видами разведки.

В . р. подразделяется на стратегическую, оперативную и тактическую. Стратегическая В. р. ведётся в целях обеспечения главного командования необходимыми развед. данными о стратег, объектах пр-ка, расположенных в его глубоком тылу. Оперативная В. р. выполняется в интересах командования объединений (соединений) видов вооруж. сил и родов войск с целью получения развед. данных, необходимых для подготовки и ведения фронтовых и армейских операций, а также операций, проводимых флотами и ВВС.

Такт . В. р. ведётся в интересах командования соединений и частей видов вооруж. сил и родов войск с целью обеспечения их развед. данными, необходимыми для организации и ведения боя. Осн. усилия такт. В. р. сосредоточиваются на объектах, находящихся на поле боя и в такт, глубине.

Осн . способами ведения В. р. являются: визуальное наблюдение, аэрофоторазведка и разведка с помощью радиоэлектронных средств. Выбор способа ведения В. р. зависит от выполняемой задачи, типа ЛА и его развед. оборудования, противодействия пр-ка, времени суток и метеорологич. условий. Визуальное наблюдение осуществляется нево-оруж. глазом или с помощью оптич. приборов.

Оно позволяет быстро обследовать большие р-ны, получить общие данные о группировке и действиях пр-ка, об объектах, местности и погоде, немедленно обобщить и передать добытые развед. данные с борта ЛА командованию. Аэрофоторазведка выполняется с помощью дневных и ночных аэрофотоаппаратов (плановых, перспективных, панорамных). Она обеспечивает получение наиболее полных, достоверных н точных данных о войсках пр-ка, объектах и местности. В. р. с помощью радиоэлектронных средств делится на радио-, радиотехническую, радиолокац. и телевизионную.

Для радиоразведки используются самолётные радиоприёмные устройства, дающие возможность вскрывать содержание радиопередач пр-ка, определять состав и дислокацию его сил, получать данные об их деятельности и намерениях . При радиотехн. разведке применяются приёмо-пеленгац. устройства, позволяющие определять осн. техн. параметры работы средств радиолокации и радиотелеуправления пр-ка, а также их местонахождение.

Она может вестись в любых метеорологич. условиях днём и ночью. Радиолокац. разведка выполняется с помощью самолётных РЛС, которые позволяют обнаруживать объекты, контрастные в радиолокац. отношении, получать фотоснимки радиолокац. изображений объектов и местности, вскрывать мероприятия пр-ка по радиолокац. маскировке. Телевиз. разведка осуществляется с помощью телевиз. систем, имеющих в своём составе самолётную передающую и наземную приёмную станции, которые позволяют наблюдать за объектами и действиями войск пр-ка и своих войск.

В ряде стран внедряются также тепловые, лазерные и др. развед. средства. Развед. данные, добытые В. р., поступают в виде донесений по радио с борта ЛА, информации от автоматич. бортовой развед. аппаратуры, а также обработанных документальных данных об объектах пр-ка (дешифрованные фотоснимки и аэрофильмы, фотоснимки экранов индикаторов самолётных РЛС), в виде устных и письменных докладов экипажей после посадки Л А.

Литература:
Авдеев А. И. Организация и планирование воздушной разведки.

М., 1943; Воздушная разведка железных дорог . М., 1963; Карпович Н. К., Соловьев Е. И., Р о ж д е с т-в и н Н. II. Аэрофоторазведывательная служба. М. ~ Л., 1940; Лазарев Б. А., Сизов А. II.

Фотографические средства воздушной разведки . Ч. 1.

Рига, 1973; Маковский В. П. Системы обработки и передачи разведпнформации. Ч. 1. Рига, 1973; Соколов А. Н. Разведывательная авиация.

М., 1939; Соколов А . Н. Тактика разведывательной авиации. М. - Л., 1933; H о в и к о в А., Ю н у-с о в Т. Визуальный поиск наземных целей в сумерках. - «Авиация и космонавтика», 1965, № 12; Разведчик надполем боя. - «Авиация и космонавтика», 1965, № 9. M. M. Данилевский.

  • АВИАЦИОННАЯ ГРУППИРОВКА - АВИАЦИОННАЯ ГРУППИРОВКА, силы и средства авиац. частей, соединений или опе-рат. объединений, расположенные на аэродромах (кораблях) и предназначенные для совместных боевых действий с соединениями, объ...
  • АВИАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА - АВИАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА, боевые действия авиации, выполняемые в интересах объединений (соединений) сухопутных войск в операции, а также высаженного мор. (возд.) десанта. А. п., являющаяся составной част...
  • АВИАЦИОННАЯ РАЗВЕДКА - АВИАЦИОННАЯ РАЗВЕДКА, см. Воздушная разведка.
  • АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ - АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ (аэ), основное авиац. подразделение, предназначенное для решения тактических задач. Отдельная аэ является авиац. частью. Аэ выполняет свои задачи самостоятельно или в составе по...
  • АВИАЦИОННЫЙ КОРПУС - АВИАЦИОННЫЙ КОРПУС (ак), высшее тактическое или оперативное авиац. соединение ВВС, предназначенное для решения опе-рат. (оперативно-стратегических) задач самостоятельно и в составе авиац. объединения...
  • АВИАЦИОННЫЙ УДАР - АВИАЦИОННЫЙ УДАР, воздействие с воздуха на наземный (мор.) объект авиац. средствами поражения с целью его уничтожения (подавления). В зависимости от состава сил, привлекаемых для выполнения А. у., он...
  • АГЕНТУРНАЯ РАЗВЕДКА - АГЕНТУРНАЯ РАЗВЕДКА, широко применяемый капиталистическими государствами вид разведки, к-рый осуществляется с помощью тайных агентов. Осн. задача А. р.- добывание сведений о вооруж. силах, военно-экон...
  • АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ - АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ, вид авиации, предназначенный для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований. В армиях некоторых стран входит в состав сухопутных войск и является родом войск. В...
  • АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ РАЗВЕДКА - АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ РАЗВЕДКА (АИР), составная часть артиллерийской разведки, предназначенная для разведки и определения координат объектов и целей в расположении пр-ка, обслуживания стрель...
  • АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ РАЗВЕДКА - АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ РАЗВЕДКА, вид обеспечения боевой деятельности ракетных войск и арт-и. Осн. задача А. р.- добывание и обработка данных, необходимых для подготовки эффективного огня арт-и и ударов такт, ...

Звукометрия является хорошим средством разведки, но область действия ее ограничена. Она не может находить те не наблюдаемые с земли цели, которые не выдают себя звуками выстрелов, например, батареи, не ведущие огня, штабы, колонны войск в тылу и многие другие глубоко расположенные цели. {262}

Во всех этих случаях на помощь артиллерии приходят средства воздушной разведки - самолеты и привязные аэростаты наблюдения.

Рис. 234 дает наглядное представление о сравнительных возможностях наземного наблюдения, а также наблюдения с аэростата и с самолета. Что недоступно одному, - доступно другому, что недоступно другому,- доступно третьему.

Привязной аэростат - в сущности обычный наблюдательный пункт, но только поднятый на большую высоту. В корзине аэростата можно устроиться вполне удобно, взяв с собой все приборы, необходимые для стрельбы и наблюдения.

С аэростата удается увидеть многое из того, что для наземного наблюдателя скрыто в складках местности и за местными предметами. Перед наблюдателем, находящимся на аэростате, открывается очень большой кругозор. С аэростата можно определить не только направление на стреляющую батарею, но достаточно точно и место ее расположения.

Аэростатом удобно пользоваться в тихую погоду. При сильном ветре он раскачивается из стороны в сторону и это мешает наблюдению.

Чтобы обеспечить успешную работу аэростата в бою, необходимо охранять его от вражеских самолетов и от огня дальнобойной артиллерии, {263} для которых он является заманчивой и сравнительно легко уничтожаемой целью.

Самолет - наиболее удобное и надежное воздушное средство разведки. С его помощью можно наблюдать с очень большой высоты, можно отправиться в глубокий тыл противника и проникнуть в тайны его расположения. У самолета для выполнения этой задачи есть два способа: разведка наблюдением и фотографирование. И первый, и второй способы решают в сущности одну и ту же задачу: обнаружить цель, не видимую с наземных наблюдательных пунктов, и определить ее положение на карте или планшете. Наиболее точное решение этой задачи дает фоторазведка. Поэтому разведка наблюдением с самолета обычно сопровождается фотографированием района, где обнаружены цели.

Фотоснимок, сделанный с самолета (рис. 235), дает возможность разыскать даже те цели, которые при современном состоянии маскировки не могут быть обнаружены наблюдением. А главное, имея такой фотоснимок, можно определить положение цели относительно местных предметов, зафиксированных на фотоснимке, и точно нанести эту цель на карту, что при наблюдении можно сделать лишь приближенно.

Заснятые с самолета фотопленки сбрасываются на парашютах на установленные для этого приемные пункты артиллерии, оттуда они передаются в специальные фотолаборатории для немедленного проявления. После этого они подвергаются дешифрированию, то-есть их тщательно изучают и выявляют на них все заснятые объекты - местные предметы и цели. {264}

Нельзя, однако, думать, что полеты авиации над территорией, занятой противником, совершать очень просто. Противник всегда применяет многочисленные и сильные средства противовоздушной обороны (ПВО), ятобы воспрепятствовать наблюдению и фотографированию цели прямо сверху. Но с самолетов можно иногда с успехом наблюдать цели и летая над своим расположением под защитой своих средств ПВО.

В Великой Отечественной войне все рассмотренные нами способы разведки имели широкое применение.

В связи с развитием техники и позднейшими исследованиями в области физики в минувшую войну на полях сражений появились и другие виды разведки, как, например, наблюдение и фотографирование в инфракрасных лучах, а также обнаружение целей при помощи радиолокационных средств.

Использование инфракрасных лучей для наблюдения открывает большие возможности в этом деле: человек приобретает способность видеть сквозь облака, ночью, в туман. Таким образом, разведка наблюдением становится возможной даже при тех условиях, при которых обычные средства для этого применить нельзя.

Как известно из физики, инфракрасные лучи в спектре солнечного луча (разложенного на составные части) занимают определенное место - за пределами видимого спектра, рядом с красными лучами; они изображаются в виде темной полосы. Эти невидимые лучи обладают свойством проникать даже через насыщенную водяными парами атмосферу (сквозь туман). При помощи прожектора инфракрасные лучи, незаметные для глаза, могут быть направлены на какой либо объект, от которого эти лучи отражаются. Для улавливания невидимых отраженных лучей служит оптический прибор особого устройства. В этом приборе имеются объектив, окуляр и так называемый электронно-оптический преобразователь с экраном (рис. 236). Пройдя через объектив и преобразователь, {265} лучи попадают на светящийся экран, на котором и получается четкое изображение объекта. Это изображение рассматривается через окуляр.

Использование радиолокационных средств дает возможность при помощи радиоволн обнаруживать ненаблюдаемые цели, находящиеся в воздухе, на воде и на земле, и определять их местоположение. О том, как производится такая разведка, вы узнаете при чтении главы тринадцатой.

Итак, вы ознакомились со многими способами разведки, которые применяются для отыскания целей.

Какой же из этих способов является самым лучшим?

Было бы ошибкой, если бы вы, отвечая на этот вопрос, выбрали какой-нибудь один способ разведки и сказали, что он самый лучший.

Надо заметить, что ни один из перечисленных способов разведки в отдельности не может обеспечить получение исчерпывающих сведений о противнике. В боевой обстановке должны использоваться все способы артиллерийской разведки, которые применимы в данных условиях, и, кроме того, должны всегда учитываться и те данные о противнике, которые добыты разведкой других родов войск. Только при этом условии можно рассчитывать на то, что наиболее важные цели для артиллерии будут разысканы.

Воздушная разведка

Может быть, следует считать закономерным, что в послевоенный период почти во всех случаях, когда обсуждались вопросы военной авиации, основное внимание уделялось стратегическим бомбардировщикам, авианосцам, реактивным истребителям, реактивным управляемым и неуправляемым снарядам и борьбе с подводными лодками. Такие события, как война в Корее 1953 года, наводнения в Голландии и Великобритании, показали, что вертолеты приобретают важное значение. Вопрос о транспортных самолетах выдвинулся на передний план во время снабжения Берлина по воздуху и в первые напряженные дни войны в Корее, когда жизненно необходимые предметы снабжения должны были перебрасываться по воздуху на небольшой клочок Южной Кореи, который оставался еще в руках войск Объединенных Наций. Но ни в одном значительном труде о воздушных силах, написанном после окончания второй мировой войны, нельзя найти сведений о разведывательных самолетах и разведывательных операциях, за исключением отдельных замечаний.

Трудно понять, почему в период между двумя мировыми войнами в большинстве воздушных флотов разведывательной авиации стали отводить второстепенную роль и почему, несмотря на опыт второй мировой войны, в этом вопросе не произошло никаких изменений. В течение первых двух лет первой мировой войны самолеты и дирижабли использовались в основном для наблюдения. Их основная задача заключалась в том, чтобы быть глазами армии и морского флота: обнаруживать пушки и передвижение войск на суше и корабли противника на море. Естественно, что с появлением новых методов бомбометания и ведения воздушных боев вопросам ведения воздушной разведки стали уделять соответственно меньшее внимание. Но каждый этап второй мировой войны все больше убеждает нас в том, что хорошее или плохое патрулирование в воздухе или разведка должны быть основным фактором воздушной, наземной и морской обстановки.

Наиболее яркий пример развития и деятельности разведывательной авиации показали военно-воздушные силы Германии. В 1939 году, в самом начале второй мировой войны, 20 процентов от общего количества, примерно 3750 боевых самолетов, являлись разведывательными самолетами дальнего и ближнего действий, гидросамолетами и летающими лодками, предназначенными для ведения воздушной разведки и патрулирования. Такой большой процент разведывательных самолетов сохранялся примерно до 1943 года, когда в больших масштабах началось развертывание истребительной авиации. Во всей истории военной авиации никакая другая страна не выделяла столь большой доли своих авиационных ресурсов для выполнения задач воздушной разведки, наблюдения и патрулирования. В течение первых девяти или десяти месяцев войны немецкая разведывательная авиация успешно выполнила свои задачи по добыванию сведений, необходимых для эффективного и экономичного использования немецкой воздушной мощи. Гидросамолеты береговой охраны успешно выполняли задачи по наблюдению за побережьями Скандинавии и Балтийского моря. Над Северным морем и Западной Европой ежедневно проводилась метеорологическая и общая разведка; эти задачи выполнялись квалифицированными экипажами двухмоторных бомбардировщиков "Хейнкель", приданных каждому основному авиационному соединению. Во время кампании в Норвегии при выполнении этих задач им оказывали помощь четырехмоторные летающие лодки дальнего действия и самолеты Фокке-Вульф-200. Самолеты "Хеншель" выполняли важные задачи по тактической разведке в интересах сухопутных войск, действовавших в Польше, скандинавских странах, Франции и Фландрии. Они быстро сообщали точные сведения о передвижениях войск противника, благодаря чему можно было быстро применять пикирующие бомбардировщики по наиболее выгодным целям. Почти каждая танковая дивизия немцев располагала эскадрильей тактических разведывательных самолетов "Хеншель", выполнявшей задачи по обнаружению танков, а также звеном самолетов "Физелер", обеспечивавшим связь взаимодействия в районах боевых действий. В составе каждой части средних или пикирующих бомбардировщиков имелось хорошо подготовленное звено разведывательных самолетов, которое выполняло специальные задачи по наблюдению и ведению аэрофоторазведки в интересах своей части. Никогда раньше в истории авиации военно-воздушные силы не имели такой первоклассной воздушной разведки, которая была бы в состоянии обеспечить использование минимального количества бомбардировщиков с максимальной эффективностью.

Но к лету 1940 года даже этого количества немецких разведывательных частей оказалось недостаточно. В битве за Англию и во время боевых действий в Атлантике разведывательная авиация немцев прошла первые суровые испытания и обнаружила первые признаки, указывающие на слабость военно-воздушных сил Германии в отношении воздушной разведки. Во время битвы за Англию вскоре выяснилось, что 300 самолетов "Хеншель", имевших небольшую скорость, должны представлять хорошую цель для истребителей "Спитфайр" и "Харрикейн", вооруженных восемью пулеметами и превосходящих их в скорости почти на 160 км/час, так что эти машины необходимо было исключить из активных действий, хотя отчасти они использовались для патрулирования в районе побережья Бискайского залива. Оставшиеся разведывательные самолеты дальнего действия "Дорнье", "Хейнкель" и "Юнкерс" также оказались уязвимыми для истребителей "Харрикейн" и "Спитфайр", когда они попытались выполнять задачи по ведению разведки над сушей. В результате немцам не удалось провести разведку многих аэродромов и заводов, которые являлись важными объектами для бомбардировочной авиации Геринга. Немецкой разведывательной авиации не удалось получить достоверных сведений о результатах своих налетов на аэродромы, радиолокационные установки и заводы. Во время битвы за Англию разведывательная морская авиация немцев также начала испытывать трудности на новом Атлантическом театре военных действий. Во время действий по кораблям, главным образом в Северном море или в портах на восточном побережье Англии, разведывательная авиация немцев выполняла задачи по метеоразведке, аэрофоторазведке и наблюдению. Когда боевые действия авиации распространились дальше на Запад и на район Бискайского залива, разведывательная авиация немцев оказалась не на высоте своих задач. С конца 1940 года она стала все больше и больше играть второстепенную роль, и ее действия стали менее эффективными. На Средиземноморском театре военных действий дальняя разведка в интересах военно-воздушных сил Германии часто выполнялась авиацией Италии. Положение немецкой разведывательной авиации продолжало ухудшаться на всех трех основных фронтах, потому что немцы знали, что они располагают средствами лишь для выполнения самых минимальных задач. На Западе за период с января 1941 по сентябрь 1944 года немцы не могли провести ни одного самолетовылета по аэрофотосъемке Лондона. В решающий период перед вторжением союзников во Францию можно было получить массу сведений о планах вторжения путем воздушной разведки портов южного побережья Англии, но английские патрульные истребители отгоняли большинство немецких разведывательных самолетов, и полученные ими аэроснимки были плохого качества и давали очень мало сведений. На Востоке положение было еще хуже, так как после 1943 года части разведывательной авиации часто привлекались к выполнению бомбардировочных задач. Конечно, немецкие войска, действовавшие против Советской Армии, получали мало сведений от воздушной разведки, позволявших судить о направлении и силе ударов советских войск с конца 1942 года. В то время авиационное обеспечение зоны Суэцкого канала и центрального района Средиземного моря со стороны немцев и итальянцев также было недостаточным. Положение немецкой разведывательной авиации ухудшилось в то время, когда было особенно необходимо усилить разведывательную деятельность ВВС Германии. Когда противник слаб, передвижения его войск не играют большой роли; но когда он силен - значение воздушной разведки возрастает.

Вопросы воздушной разведки еще не нашли должного отражения в современных доктринах о воздушной стратегии и воздушной мощи. Хорошо организованная воздушная разведка (или информация) является "первой линией" противовоздушной обороны и первым важным условием для успешных действий авиации. Если в качестве средств нападения используются управляемые снаряды и бомбардировщики, то в первую очередь необходимо знать, где находится противник, каковы его средства и численность. Чтобы обеспечить защиту кораблей от нападения подводных лодок, необходимо своевременно их обнаружить. Чтобы оценить результаты бомбардировок во время войны, необходимо располагать новейшими сведениями о причиненных разрушениях, рассредоточении промышленности, восстановительных работах и строительстве новых заводов. Воздушная разведка может полностью изменить исход боевых действий сухопутных войск. Наступление немцев в Арденнах зимой 1944/45 года началось в период туманов, вследствие чего воздушная разведка союзников не проводилась. Едва ли на всем Тихоокеанском театре военных действий - от Пёрл-Харбора до о. Окинава - проводились морские бои, в которых воздушная разведка не играла бы важной роли.

И все же значение воздушной разведки всегда недооценивается. Во время войны нельзя экономно распределить силы и средства и максимально использовать их без знания обстановки. То, что писал Клаузевиц о войне сто лет назад, еще и теперь изучается и не утратило своей силы: "Многие донесения, получаемые на войне, противоречат одно другому; ложных донесений еще больше, а основная их масса мало достоверна". Неспециалисту трудно понять, что имеющиеся в распоряжении верховного командования сведения, которые служат основой при принятии решений, часто являются недостаточными и неполноценными. Командующие войсками могут месяцами руководить боевыми действиями, совершенно не имея сведений о том, сколько выпускает противник самолетов, кораблей, танков или подводных лодок. Правда, существует много источников получения разведывательных сведений: военнопленные, захваченные у противника документы, агенты и радиоперехват. Но как узнать, какими сведениями обладает тот или иной военнопленный? Как можно определить заранее, какие радиограммы могут быть расшифрованы и какие сведения они содержат, не всегда представляется возможным захватить документы противника, содержащие важные сведения. Редко можно положиться на то, что агентура доставит необходимые разведывательные данные в том виде, как это требуется. Единственным источником получения достоверных и новейших сведений военного характера является аэрофоторазведка. Действия воздушной разведки можно планировать и контролировать. Почти всегда самолеты, выполняющие задания по воздушной разведке, привозят снимки, которые дают ценнейшие сведения, так как известны объекты, время и дата фотографирования. Даже визуальная разведка, несмотря на то, что на ее результаты влияют ошибки, присущие людям, дает возможность быстро получать сведения, которые могут удовлетворять оперативным требованиям. Более того, знать точно время и место получения разведывательных сведений - это уже наполовину быть уверенным в их достоверности.

В советских военных кругах слова "тактическая (войсковая) разведка" (reconnaissance) и "стратегическая разведка" (intelligence) являются синонимами. И все же СССР никогда не придавал такого большого значения тактической разведке, какое придавали ей немцы в период между двумя мировыми войнами. В советских военно-воздушных силах всегда были (и сейчас есть) разведывательные авиационные полки численностью в 30–40 самолетов, но их никогда не хватало, чтобы обеспечить потребности армии в разведывательных сведениях. Слышал ли кто-нибудь и когда-нибудь о существовании разведывательного авиационного командования в военно-воздушных силах западных держав, равного по своему положению бомбардировочному и истребительному авиационным командованиям и командованию береговой авиации военно-воздушных сил Англии? Положение, достоинство и популярность в военной жизни играют такую же важную роль, как и в гражданской жизни. Редко можно слышать, чтобы летчик или штурман самолета-разведчика стал национальным героем. Во время сообщения о налете на Бруневаль немногие слышали о ценнейших перспективных аэрофотоснимках, которые были сделаны с малых высот майором авиации Хиллом. Разведывательные сведения, полученные из аэрофотоснимков, послужили исходными данными для налета на Бруневаль. Впоследствии он сделал много аэрофотоснимков радиолокационных станций во время полетов, требовавших умения, смелости и предприимчивости; но, как было со многими другими летчиками-разведчиками, доставлявшими ценные сведения как во время первой, так и второй мировой войны, его подвиг был вскоре забыт. По-видимому, летчики истребителей и бомбардировщиков считаются аристократами воздуха и монопольными носителями креста Виктории и Почетного ордена конгресса. Это мнение является ошибочным, так как каждый летчик или штурман самолета-разведчика должен быть первоклассным специалистом, чтобы справиться со своими задачами. При наличии современного радио - и радиолокационного оборудования на бомбардировщиках и истребителях экипаж средней квалификации может часто добиться хороших результатов. Является показательным, что в английских ВВС штурман носит только половину крыла на своей военной форме и редко дослуживается до чина полковника. Те, кто летает, знают, как часто штурман является наиболее важным и авторитетным членом экипажа самолета. И все же стал, ли хоть один штурман, участник первой мировой войны, генералом авиации или маршалом авиации во время второй мировой войны?

Современные военно-воздушные силы должны рассмотреть вопрос об организации воздушной разведки на совершенно новой основе. В начале второй мировой войны только военно-воздушные силы Германии смогли обеспечивать разведывательными данными проведение бомбардировочных операций. В военно-воздушных силах армии США! объективы многих аэрофотоаппаратов удовлетворяли лишь требованиям картографической аэрофотосъемки мирного времени. Во многих случаях их размеры были недостаточными для получения аэрофотоснимков в масштабе, необходимом для детального дешифрирования. Было очень мало подготовленных дешифровальщиков и летчиков-разведчиков.

Во время второй мировой войны воздушная разведка всех видов получила широкое развитие, но война не дала основного стратегического урока, состоящего в том, что проведение многоцелевых воздушных операций больших масштабов требует ведения многоцелевой воздушной разведки соответствующих масштабов. В современной войне задачи воздушной разведки очень разнообразны. На морских коммуникациях ведет разведку береговая авиация, над сушей и над морем проводится метеорологическая разведка, радиолокационная разведка проводится с целью обнаружения радиолокационных станций противника, а стратегическая авиационная разведка - в целях определения результатов бомбометания и получения разведывательных данных о целях. Кроме этого, существует тактическая разведка, которая включает корректировку артиллерийского огня, опознавание замаскированных объектов и целей и наблюдение за передвижением войск противника по шоссейным и железным дорогам. Во время второй мировой войны разведывательные действия для решения каждой из вышеперечисленных задач едва ли продолжались несколько месяцев. В течение первых двух лет войны на Тихоокеанском театре не проводилась аэросъемка заводов растущей авиационной промышленности Японии. Англичане вели недостаточную метеорологическую разведку над территорией Германии. Из захваченных журналов боевых действий стало известно, что считавшиеся союзниками дни с плохой погодой в таких важных городах, как Берлин и Лейпциг, в действительности были ясными, солнечными днями. Уинстон Черчилль писал о налетах английской авиации на Берлин, которые начались в ноябре 1943 года, следующее: "Мы вынуждены были ждать до марта 1944 года, чтобы получить достаточно отчетливые аэрофотоснимки, необходимые для оценки результатов бомбометания. Частично это объяснялось плохими метеорологическими условиями, а также недостаточным количеством разведывательных самолетов "Москито". Американская авиация, совершавшая налеты на нефтеперерабатывающие заводы в Румынии в 1943 году, и в последующем не имела данных аэрофоторазведки как в период планирования операций, так и в период оценки результатов бомбометания. Эффективное воздушное патрулирование в прибрежных зонах и хорошая радиосвязь могли бы сорвать нападение японской авиации на Пёрл-Харбор. Немецкие линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау" во время их прорыва через Ла-Манш были случайно обнаружены с самолета "Спитфайр", выполнявшего задачу боевого воздушного патрулирования, а не самолетами-разведчиками. Можно привести много примеров, когда на решающих этапах второй мировой войны организация воздушной разведки была поставлена слабо.

Тактические уроки второй мировой войны хорошо усвоены. Теперь ясно, что самолеты-разведчики должны быть самыми лучшими, а их экипажи - самыми квалифицированными. С бомбардировщиков и истребителей, предназначенных для разведки, должно сниматься вооружение и заменяться дополнительными топливными баками с тем, чтобы увеличить радиус действия и скорость полета. Все самые лучшие самолеты периода второй мировой войны: "Москито", "Мустанг", "Лайтнинг", "ЛаГ" и реактивные самолеты "Мессершмитт использовались для ведения воздушной разведки. В послевоенный период такие самолеты, как "Канберра", двухмоторный реактивный самолет конструкции Туполева, "Сэйбр" и другие реактивные истребители, а также стратегические бомбардировщики В-36 и В-52 - все были специально приспособлены для выполнения задач воздушной разведки. Может также появиться вариант тяжелого бомбардировщика, с которого при приближении к территории противника будет выпускаться сверхзвуковой истребитель-разведчик. Совершенно ясно, что при воздушном фотографировании большое значение имеет точное выдерживание курса, высоты и скорости полета - что может быть выполнено лишь немногими летчиками; важное значение также имеет выбор маршрута полета и точное выдерживание времени нахождения над целью. В настоящее время широко используются фотоаппараты с объективами, имеющими фокусные расстояния от 150 до более чем 1500 мм; они обеспечивают большую площадь фотографирования при большом перекрытии, позволяющем подробное дешифрование аэрофотоснимков, сделанных с высот более 9000 м. Во всех современных военно-воздушных силах применяются машины, обеспечивающие быстрое и эффективное дешифрирование. Как только самолет приземляется, 16- или 35-мм фотопленка быстро доставляется в местный подвижный центр дешифрирования, где в течение нескольких часов производится первый этап обработки: проявление, промывка, сушка, печатание и первичное дешифрирование. Пользуясь этими снимками, можно быстро приблизительно оценить ущерб, причиненный бомбардировкой, или подсчитать примерное количество автомашин, поездов и войск, находящихся в движении. Чтобы максимально использовать полученные после первой обработки аэрофотоснимки в оперативных целях, необходимо иметь хорошую картотеку разведывательных сведений и военные карты последних изданий. Сами по себе сведения о количестве кораблей в порту, самолетов на аэродроме или составов на сортировочной станции имеют сомнительную ценность. Необходимо знать, для какой цели сосредоточены те или иные средства. Это положение можно проиллюстрировать на одном примере из второй мировой войны. На аэродроме в центральной Норвегии фоторазведка обнаружила большое количество четырехмоторных бомбардировщиков, предназначенных для борьбы с кораблями. Это указывало на то, что немцы готовят нападение на корабли, находящиеся у берегов Шотландии или Ирландии. На кораблях началась суматоха. Было принято решение вывести их в безопасное место или принять другие меры. В действительности же оказалось, что сосредоточение большого количества самолетов на одном аэродроме было вызвано плохой погодой в районе авиабаз в юго-западной Франции и юго-западной Норвегии, а также ввиду отсутствия запасных частей на базах в центральной Норвегии, что послужило причиной выхода из строя нескольких самолетов. Очень часто не учитывается то положение, что самолеты, сфотографированные на аэродроме, могут оказаться неисправными. Из каждого снимка можно почерпнуть много сведений, но чтобы эти сведения принять как факты, их необходимо дополнить другими данными.

На втором и третьем этапах дешифрирования аэрофотоснимков осуществляется более тщательное их изучение. Применение стереоскопа повышает точность дешифрирования. Неясные тени на холмах и в долинах становятся ясными. Просмотр аэрофотоснимков через стереоскоп помогает опознать самолеты на стоянках, распознать камуфлированные мосты и здания путем определения разницы в высоте объекта по сравнению с окружающими предметами. Стереоскоп позволяет видеть рельеф предмета по его тени, что часто является последним ключом для распознавания объектов при дешифрировании. Изучая детали аэрофотоснимков, можно получить большое количество разведывательных данных, например сравнительные данные о развитии сети радиолокационных станций и огневых позиций зенитной артиллерии, сведения о строительстве и расширении аэродромов со значительным удлинением взлетно-посадочных полос. С помощью данных, полученных путем аэрофоторазведки, была вскрыта подготовка стран оси к несостоявшейся высадке воздушного десанта на о. Мальта с о. Сицилия, где были для этой цели специально построены аэродромы и взлетно-посадочные площадки. Именно с помощью аэрофоторазведки было обнаружено, что в Пенемюнде немцы разрабатывают новое оружие, которое в будущем может сыграть решающую роль в войне. Роль воздушной разведки стратегических целей нельзя переоценить. Из других разведывательных источников можно получить точные и достоверные основные разведывательные данные. Но только с помощью воздушной разведки можно получить достоверные сведения о наилучшем маршруте полета к цели, учитывая противовоздушную оборону в данном районе, маскировку противника и важные районы целей, которые недавно подверглись реконструкции или восстановлению.

Однако один важный вопрос аэрофоторазведки часто понимают неправильно. В настоящее время все еще утверждают, что, пользуясь аэрофотоснимками, можно определить, насколько времени тот или иной объект выведен из строя. В период второй мировой войны на основании аэрофотоснимков делались примерно такие заключения: "Предполагается, что производственная мощность объекта уменьшилась на 50 процентов на срок от двух до трех месяцев". Никто не может подсчитать процент разрушений на основании аэрофотоснимков с такой точностью. Темпы восстановительных работ зависят от многих факторов: морального состояния населения, очередности выполнения работ, снабжения электроэнергией, наличия рабочей силы и сырья. В 1944 году оценка разрушений заводов авиационной промышленности Германии, произведенная на основе аэрофотоснимков, была оптимистичной потому, что противник рассредоточил промышленные предприятия и использовал производственные площади на неизвестных заводах. Оценка разрушений заводов авиационной промышленности Японии в 1944–1945 годах часто являлась пессимистической, так как темпы восстановительных работ в Японии были низкими, а переоценка разрушений немецких заводов в 1944 году, вероятно, слишком хорошо запомнилась.

Один из печальных уроков воздушной войны в Корее говорит о том, что опыт ведения воздушной разведки во время второй мировой войны оказался растерянным. Во-первых, ощущался большой недостаток в квалифицированных дешифровальщиках. Работа по дешифрированию аэрофотоснимков требует большой подготовки и мастерства. Многие хорошие дешифровальщики потеряли свою квалификацию за время работы в гражданских учреждениях. В 1950 году американские военно-воздушные силы имели в Японии и Корее только две разведывательные авиационные эскадрильи, одна из которых была занята картографической съемкой. Вторая эскадрилья не могла быть эффективно использована, так как сильно страдала от недостатка материальной части и личного состава. Когда эти эскадрильи приступили к выполнению своих задач, тактические уроки сороковых годов уже были забыты. К ним поступало слишком много невыполнимых заявок на аэрофотоснимки крупного масштаба, которые необходимо было производить с малых высот и на большой скорости. Существовали различные органы, которые, несмотря на ограниченные ресурсы, использовали средства воздушной разведки для удовлетворения своих собственных потребностей; случалось, что в один и тот же день по заявкам различных организаций дважды совершались разведывательные полеты по одному и тому же маршруту. Хуже всего то, что не было специалистов-дешифровальщиков. Но эти трудности начального периода вскоре удалось преодолеть. К началу 1952 года были организованы подвижные фотолаборатории, оборудованные фургонами, прицепами с силовыми установками и резервуарами для воды. Имелись фургоны для печатания снимков и проявления фотопленок, мастерские по ремонту фотооборудования, фильмотека - то есть все необходимое для обработки аэрофотоснимков в полевых условиях. Количество оборудования, личного состава и самолетов постепенно увеличивалось. Заявки на воздушную разведку координировались в управлении разведки ВВС США на Дальнем Востоке, и действия войск Объединенных Наций в Корее стали более экономными и целесообразными.

Из уроков воздушной разведки в период второй мировой войны один урок остался, пожалуй, неусвоенным - это недопустимость недооценки использования гидросамолетов и летающих лодок. Во время войны американские летающие лодки "Каталина", английские "Сандэрленд", советские "МР" и немецкие гидросамолеты и летающие лодки "Хейнкель" и "Дорнье" вели прибрежную и метеорологическую разведку, несли противолодочное патрулирование и выполняли другие задачи в интересах военно-морских сил. Но после войны гидросамолеты и летающие лодки вышли из моды в военно-воздушных силах западных держав, хотя в Советском Союзе осталось несколько таких эскадрилий. К счастью, коммунисты в Корее имели незначительные силы бомбардировочной авиации; если бы те несколько аэродромов, которыми располагала авиация Объединенных Наций в начальный период войны в Корее, подверглись хотя бы слабому нападению с воздуха, то их самолетам пришлось бы действовать с авиабаз в Японии, лишившись больших преимуществ. Во многих случаях только гидросамолеты и летающие лодки, рассредоточенные на якорных стоянках на случай воздушного нападения, могут доставлять важные сведения о передвижениях противника и изменении метеорологических условий. Немцы оценили летающие лодки и гидросамолеты в 1940 году во время кампании в Норвегии, когда в их распоряжении было мало аэродромов, а метеорологические и другие сведения были необходимы для быстрого успеха кампании. Несомненно, что в будущем могут иметь место условия, аналогичные условиям на Тихоокеанском театре, в которых летающие лодки сыграют важную роль. Летающие лодки являются удобным и экономичным средством пассажирских перевозок на гражданских авиалиниях; они способны нести большую полезную нагрузку и могут быть быстро приспособлены для военных целей. Летающие лодки представляют большую ценность, чем это кажется многим.

Необходимость получения прогнозов погоды в глобальном масштабе в настоящее время гораздо больше, чем когда-либо раньше, но роль воздушной разведки в этом отношении определить трудно. Если возникнет необходимость перебрасывать авиационные эскадрильи через большие водные пространства на скоростях свыше 1100 км/час, как это имело место в начале 1954 года, то метеорологическая служба должна обеспечить прогноз погоды в мировом масштабе. В настоящее время во всех странах созданы тысячи наземных и морских метеорологических станций, доставляющих основные метеоданные. Имеется бесчисленное множество ранее собранных сведений о метеорологических условиях и климате, которые могут помочь установить взаимосвязь между текущими местными метеорологическими данными и возможными долгосрочными тенденциями погоды. Для предсказания погоды все чаще и чаще применяется электронное оборудование. УКВ радиостанции используются для предупреждения о надвигающемся шторме, представляющем опасность для полета самолетов. С помощью радиолокационных станций определяют характер ветров в верхних слоях атмосферы. Было бы нецелесообразно занять большое количество самолетов разведкой погоды, когда эти самолеты необходимы для выполнения более важных задач. Целесообразнее было бы увеличить количество наземных подвижных метеостанций и судов для разведки погоды в море, усовершенствовать метеорологические приборы и обеспечить надежную связь с центральными органами, обобщающими информацию о состоянии погоды.

Конечно, пока еще существует необходимость использовать определенное количество самолетов для метеорологической разведки, особенно в условиях возрастающей дальности действия всех типов самолетов, когда бомбардировщики во время полета к цели могут встретиться с разнообразными метеорологическими условиями. Трудно предвидеть весь объем оперативных требований в области метеорологической разведки, так же как и в области войсковой разведки. По мере роста возможностей использования дорогостоящего атомного оружия для непосредственной авиационной поддержки, тактическая войсковая разведка становится все более и более важной. Нельзя допускать траты атомного оружия на второстепенные цели. В эпоху атомных снарядов и тактических атомных бомб, которые могут применяться с истребителей-бомбардировщиков, своевременные и достоверные сведения являются чрезвычайно важными. Дорогостоящие тактические управляемые снаряды также нельзя применять по небольшим объектам. Если сухопутные войска будут действовать в Африке, Южной Америке, Азии и на Среднем Востоке, где на многие районы еще не составлены карты, то там потребности в аэрофотосъемке будут значительными. Об этом говорит опыт военных действий в Малайе. Имевшиеся карты Малайи оказались бесполезными для военных целей. Потребовалось составить новые военные карты, для чего необходимо было произвести воздушное фотографирование территории площадью более 10 тыс. кв. км. Большая часть этой работы была выполнена с помощью вертолетов. Эти машины оказались также исключительно ценными для воздушной разведки в период войны в Корее. Но территории Кореи и Малайи не идут ни в какое сравнение, например, с огромными пространствами Азии, где также нет современных военных карт крупного масштаба и для составления которых потребуются колоссальные усилия воздушной разведки. Можно с уверенностью сказать, что любой конфликт в будущем, во время которого придется вести воздушную разведку, почти наверняка охватит весь мир. Количество самолетов для ведения разведки будет очень ограничено. Что же можно сделать в сравнительно спокойной обстановке мирного времени, чтобы максимально подготовиться к войне, имея ограниченные ресурсы? Первым и самым главным условием является проведение всеобщей подготовки личного состава вооруженных сил по визуальному наблюдению. Часть времени, которое расходуется на физическую подготовку и лекции по текущим вопросам, полезно использовать на изучение метеорологии, маскировки, техники наблюдения с воздуха, географии, особенностей местности - то есть всех вопросов, которые развивают у личного состава всех видов вооруженных сил теоретические и практические навыки по ведению разведки. Такие мероприятия, как показ всему личному составу специальных документальных кинофильмов, проведение после полетов практических проверок на предмет присвоения специального знака наблюдателя, который дает право на надбавку к денежному содержанию, повысят общий уровень разведывательной подготовки. Во всех бомбардировочных истребительных и транспортных частях военно-воздушных сил должно быть больше летчиков, специально подготовленных для выполнения разведывательных задач. Если в вооруженных силах организовать в широких масштабах первоначальную подготовку наблюдателей, то будет нетрудно создать разведывательные отряды в боевых авиачастях и укомплектовать их личным составом. Кроме этого, должны быть созданы условия для более гибкого переключения самолетов на ведение воздушной разведки. Почему бы, например, не использовать целое авиационное крыло бомбардировщиков и истребителей для обозрения целого района и получения таким образом данных визуальной разведки по данному району. Но слишком часто для ведения воздушной разведки выделяется всего лишь два или три самолета. Подобно тому, как хороший боксер бережет свой коронный удар до тех пор, пока не узнает сильные и слабые стороны своего противника, для успешного проведения наступательных действий в воздухе необходимо подробное знание территории противника, и часто бывает целесообразно отложить начало операций до тех пор, пока необходимые сведения не будут получены. Экономия сил и средств на воздушную разведку ведет лишь к бесполезной трате средств при бомбардировке.

Если громадные пространства, охватываемые современной войной, вызывают необходимость ведения воздушной разведки к больших масштабах, то они требуют также особого внимания к вопросам связи и централизованного управления. В США, Великобритании и СССР созданы центральные разведывательные управления, но они выполняют главным образом задачи стратегической разведки. Необходимо организовать единую разведывательную службу вооруженных сил, которая бы включала подразделение дешифровальщиков фотоснимков, обрабатывающих все разведывательные материалы, поступающие по всем каналам: в этот отдел должны входить как военные, так и гражданские специалисты. Конечно, в этом отделе должны быть специализированные подразделения: техническое, научное, промышленное и т. д., но эти подразделения должны быть общими, без какого-либо предпочтения одному из видов вооруженных сил. Разведывательная информация представляет ценность для всех видов вооруженных сил: разведывательные данные о состоянии погоды, о радиолокационных станциях, кораблях противника и почти все остальные сведения редко представляют интерес только для какого-либо одного вида вооруженных сил.

Подобным же образом разведывательные авиационные части и дополнительно создаваемые отряды разведчиков наблюдателей также должны обслуживать все вооруженные силы, а не только авиационные силы. Воздушная разведка так же, как и стратегическая бомбардировка, должна вестись в соответствии с государственной военной политикой, определяемой министерствами обороны и объединенными комитетами начальников штабов. Управление советской бомбардировочной авиацией дальнего действия во время второй мировой войны осуществлялось Государственным Комитетом Обороны, а разведывательные авиационные части были распылены, находясь в распоряжении командующих объединений сухопутной армии и военно-морского флота. Англо-американская стратегическая бомбардировочная авиация временно находилась в подчинении объединенного комитета начальников штабов, но он никогда не добивался подчинения себе воздушной разведки, которая часто являлась глазами стратегической бомбардировочной авиации и оценщиком результатов ее действий. Конечно, в настоящее время усиливаются тенденции к объединению видов вооруженных сил. Уже организованы объединенные разведывательные управления, объединенные комитеты и ведется совместная разработка многих штабных документов. Уже настало время для отмены различных форм одежды отдельных видов вооруженных сил и для разработки подробных планов наиболее тесного объединения армии, военно-морских и военно-воздушных сил во всех звеньях, где это возможно. Однако это большой самостоятельный вопрос, который более подробно разбирается в главе IX.Глава 3. Разведка Вести разведку в горах сложнее, чем на равнинной местности. Горная сильно пересеченная местность, наличие горных отрогов и хребтов, ущелий и долин между ними способствует скрытности передвижений противника и расположения его частей. Кроме того, складки

Из книги Очерки секретной службы. Из истории разведки автора Роуан Ричард Уилмер

Глава тридцать пятая Разведка и секретная служба Для противников Германии и даже для нейтральных наблюдателей этот неожиданный и почти неправдоподобный провал германского шпионажа явился полной неожиданностью. На протяжении целого поколения правительства и народы

Из книги Асы шпионажа автора Даллес Аллен

Глава 8 Научно-техническая разведка Примеры, которые приводятся в этом разделе, показывают тесную взаимосвязь между наукой и техникой и разведывательными службами.Привлечение современных научно-технических средств к разведывательной деятельности (У-2, спутники,

Из книги Арктические конвои. Северные морские сражения во Второй мировой войне автора Шофилд Брайан

Глава 5 ВОЗДУШНАЯ УГРОЗА И в воздухе смерть плачет и поет. Джулиан Гренфелл Результатом действий, описанных в предыдущей главе, стала временная ликвидация угрозы атаки на конвои со стороны немецких эсминцев, базировавшихся на севере Норвегии. По оценкам экспертов, те,

Из книги Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения автора Ирвинг Дэвид

Глава 2 В бой вступает разведка 1 В конце осени 1942 года в Лондон просочились первые сообщения британской разведки, содержащие предположения о том, что Германия работает над созданием ракет дальнего радиуса действия.Союзники не слишком удивились: военная разведка еще с

Из книги Окинава, 1945 автора Вольны Антони

Воздушная разведка расположения японских войск и их оборонительных укреплений При подготовке к окинавской операции американское командование особое внимание уделило разведке японской обороны. Эту информацию пришлось добывать на протяжении нескольких месяцев, так

Из книги Русские конвои автора Скофилд Брайан Бетэм

Глава 5 Воздушная угроза В результате боев, описанных в предыдущей главе, угроза конвоям со стороны немецких эсминцев, базирующихся в Норвегии, была устранена. Те корабли, которые не были потоплены, нуждались в ремонте. Разумеется, угроза атаки карманного линкора «Адмирал

Из книги Воздушная мощь автора Эшер Ли

Глава IV Воздушная разведка Может быть, следует считать закономерным, что в послевоенный период почти во всех случаях, когда обсуждались вопросы военной авиации, основное внимание уделялось стратегическим бомбардировщикам, авианосцам, реактивным истребителям,

Из книги Секретный корпус. Повесть о разведке на всех фронтах автора Тохай Фердинанд

Из книги Атомный проект: Тайна «сороковки» автора Новоселов В. Н.

Глава первая Разведка Это рассказ о войне внутри войны - о сражении, скрытом от дневного света, о затяжной, безжалостной «битве умов». Под словом «Разведка» и подразумевают подобное состязание, т. е. процесс, посредством которого одно лицо или государство получает

Из книги Воздушная мощь автора Ли Эшер

Глава 5 МОЖЕТ ЛИ РАЗВЕДКА ЗАМЕНИТЬ АКАДЕМИЮ НАУК? Решение Государственного Комитета Обороны от 15 февраля 1943 года было крупным шагом на пути создания научной, сырьевой и строительной базы урановой программы. ГКО поручил И.В. Курчатову подготовить докладную записку о

Из книги Господство в воздухе. Сборник трудов по вопросам воздушной войны автора Дуэ Джулио

Из книги «Кондор» оставляет следы автора Машкин Валентин Константинович

Из книги Маршал Берия. Штрихи к биографии автора Гусаров Андрей Юрьевич

ГЛАВА IV ВОЗДУШНАЯ КАТАСТРОФА Необъявленная война против Кубы И декабря 1959 г., когда не истек еще первый год после победы кубинской революции, полковник Кинг, начальник отдела стран Западного полушария ЦРУ, вручил своему шефу Аллену Даллесу, тогдашнему директору этого

Из книги автора

Глава 7. Разведка. Убийство Троцкого. 1939–1941 годы В молодости Лаврентий Павлович Берия начинал разведчиком, и к сорока годам ему пришлось вернуться к шпионской работе, на этот раз не рядовым сотрудником, а руководителем всей разведки страны.Внешняя разведка досталась ему

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: