Военно-воздушные силы японии. ВВС Японии

Двадцатый век стал периодом интенсивного развития военной авиации во многих европейских странах. Причиной появления стала потребность государств в противовоздушной и противоракетной защите экономических и политических центров. Развитие боевой авиации наблюдалось не только в Европе. Двадцатое столетие - это время наращивания мощи ВВС которой также стремилось обезопасить себя, стратегические и государственно важные объекты.

Как все начиналось? Япония в 1891-1910 годы

В 1891 году в Японии были запущены первые летательные машины. Это были модели, использующие резиновые моторчики. Со временем был создан побольше, в конструкции которого имелся привод и толкающий винт. Но данное изделие ВВС Японии не заинтересовало. Рождение авиации произошло в 1910 году, после приобретения самолетов “Фарман” и “Гранде”.

1914 год. Первый воздушный бой

Первые попытки использования японской боевой авиации были предприняты в сентябре 1914 года. В это время армия Страны восходящего солнца вместе с Англией и Францией противостояла немцам, дислоцирующимся на территории Китая. За год до этих событий ВВС Японии для учебных целей приобрели два двухместных самолета “Ньюпор NG” и один трехместный “Ньюпор NM” 1910 года выпуска. Вскоре эти авиаединицы стали применяться и для боев. ВВС Японии в 1913 году в своем распоряжении имели четыре самолета “Фарман”, которые конструировались для разведки. Со временем они стали применяться для нанесения авиаударов по врагу.

В 1914 году немецкая авиация совершила атаку на флот в Цингатао. Германия в то время использовала один из лучших своих летательных аппаратов - “Тауб”. В ходе этой военной кампании самолеты ВВС Японии совершили 86 вылетов и сбросили 44 бомбы.

1916-1930 годы. Деятельность компаний-производителей

В это время японскими компаниями “Кавасаки”, “Накадзима” и “Мицубиси” проводятся разработки уникальной летающей лодки “Йокосо”. С 1916 года японские производители создавали конструкции лучших авиационных моделей Германии, Франции и Англии. Такое положение вещей длилось пятнадцать лет. С 1930 года компании начинают производство самолетов для ВВС Японии. Сегодня этого государства входят в десятку самых сильных армий мира.

Отечественные разработки

К 1936 году японскими фирмами-производителями “Кавасаки”, “Накадзима” и “Мицубиси” были сконструированы первые самолеты. ВВС Японии уже обладали двухмоторными бомбардировщиками отечественного производства G3M1 и Ки-21, разведывательными самолетами Ки-15 и истребителями А5М1. В 1937 году конфликт между Японией и Китаем разгорелся снова. Это повлекло за собой приватизацию Японией крупных промышленных предприятий и восстановление над ними государственного контроля.

ВВС Японии. Организация командования

Руководителем военно-воздушных сил Японии является главный штаб. В его подчинении находится командование:

  • боевого обеспечения;
  • авиации;
  • связи;
  • учебное;
  • группа обеспечения безопасности;
  • испытательное;
  • госпиталь;
  • отдел контрразведки ВВС Японии.

Боевой состав ВВС представлен боевыми, тренировочными, транспортными и специальными самолетами и вертолетами.

Империалистические круги Японии продолжают активно наращивать военный потенциал страны под видом создания «оборонительных сил», составной частью которых является авиация.

Судя по сообщениям иностранной печати, возрождение японских ВВС началось в 50-е годы в рамках созданного при непосредственной помощи Пентагона «корпуса общественной безопасности». После преобразования этого корпуса в «силы самообороны» (июль 1954 года) авиацию выделили в самостоятельный вид вооружённых сил. К этому времени её численность составляла около 6300 человек, в ней имелось примерно 170 устаревших самолётов американского производства. В 1956 году ВВС (16 тыс. человек) уже включали два авиационных крыла, четыре группы управления и предупреждения, шесть авиационных школ. Самолеты базировались на восьми аэродромах.

По данным зарубежной печати, формирование ВВС в основном было завершено к началу 60-х годов. В их состав вошли боевое авиационное командование с тремя авиационными направлениями, имевшими авиационные крылья (четыре истребительных и одно транспортное). Летчики готовились в учебном авиационном командовании, а наземные специалисты - в пяти авиационных технических школах, объединенных в учебный технический центр, который затем был преобразован в учебное авиатехническсе командование. В то время снабжением частей и подразделений занималось командование МТО, в которое входили три центра снабжения. Всего в ВВС числилось 40 тыс. человек.

Важную роль в последующем развитии военно-воздушных сил Японии сыграли третья и четвертая пятилетние программы строительства вооружённых сил. По третьей программе (1967/68 - 1971/72 финансовые годы) устаревшие истребители F-86F и F-104J заменялись самолётами F-4EJ (рис. 1), выпускаемыми японской промышленностью по американской лицензии. В были закуплены разведывательные самолёты RF-4E. На смену транспортному поршневому самолёту C-4G был создан собственный транспортный реактивный самолёт С-1 (рис. 2), а для обучения лётного состава сконструирован учебно-тренировочный сверхзвуковой самолёт Т-2 (рис. 3). На базе последнего разработан одноместный самолёт непосредственной авиационной поддержки FS-T2.

Рис. 1. Истребитель F-4EJ «Фантом»

В ходе реализации четвертой программы (1972/73 - 1976/77 финансовые годы), главной задачей которой считается коренная модернизация японских вооружённых сил, в том числе и ВВС, продолжается поставка в части новой авиационной техники. Как сообщалось в иностранной печати, к 1 апреля 1975 года в военно-воздушных силах находилось уже около 60 истребителей F-4EJ (всего намечено приобрести 128 самолётов). Со второй половины 1975 года ожидалось поступление в части самолётов FS-T2 (заказано 68 единиц).

Систему ПВО страны начали создавать в начале 60-х годов. Наряду с истребительной авиацией, составившей её основу, в неё вошли ракетные подразделения ЗУР. В 1964 году имелось уже две группы ЗУР «Найк-Аякс» (в каждой по зенитно-ракетному дивизиону). По планам третьей программы строительства вооружённых сил сформированы две группы ЗУР «Найк-J» (японский вариант ракеты ). В 1973 году к ним прибавилась еще одна группа этих ракет. В это же время ЗУР «Найк-Аякс» были заменены ракетами «Найк-J».


Рис. 2. Транспортный самолёт С-1

Ниже дается краткая характеристика современного состояния ВВС Японии.

Состав ВВС Японии

На середину 1975 года численность личного состава ВВС Японии была около 45 тыс. человек. На вооружении состояло более 500 боевых самолётов (в том числе до 60 истребителей F-4EJ, свыше 170 F-104J, около 250 F-86F и почти 20 разведчиков RF-4E и RF-86F), примерно 400 самолётов вспомогательной авиации (более 35 транспортных и 350 учебных самолётов). Кроме того, имелось не менее 20 вертолётов и приблизительно 150 ПУ ЗУР «Найк-J». Авиация базировалась на 15 авиабазах и аэродромах.


Рис. 3. Учебно-тренировочный самолёт Т-2

Организация ВВС Японии

Военно-воздушные силы Японии включают штаб ВВС, боевое авиационное командование, учебные авиационное и авиатехническое командования, командование МТО, а также части центрального подчинения (рис. 4). Командующий ВВС является одновременно и начальником штаба.


Рис. 4. Схема организации ВВС Японии

Боевое авиационное командование не является высшим оперативным объединением ВВС. Оно состоит из штаба, расположенного в Футю (близ Токио), трёх авиационных направлений, отдельной истребительной авиационной группы на о. Окинава, отдельных частей и подразделении, в том числе разведывательной авиационной эскадрильи.

Авиационное направление считается специфической оперативно-территориальной организационной единицей, характерной только для ВВС Японии. В соответствии с территориальным делением страны на три зоны ПВО (Северную, Центральную и Западную) созданы три авиационных направления. Командующий каждым из них отвечает за деятельность авиации и противовоздушную оборону в зоне своей ответственности. Общая схема организации авиационного направления изображена на рис. 5. Организационно направления различаются между собой только количеством авиационных крыльев и групп ЗУР.


Рис. 5 Схема организации авиационною направления

Северное авиационное направление (штаб на авиабазе Мисава) прикрывает с воздуха о. Хоккайдо и северо-восточную часть о. Хонсю. Здесь размещены истребительное авиационное крыло и отдельная истребительная авиационная группа, вооружённые самолётами F-4EJ и F-1U4J, а также группа ЗУР «Найк-J».

Центральное авиационное направление (авиабаза Ирумагава) отвечает за оборону центральной части о. Хонсю. Оно включает три истребительных авиационных крыла (самолёты F-4FJ, F-104J и F-86F) и две группы ЗУР «Найк-J».

Западное авиационное направление (авиабаза Касуга) обеспечивает прикрытие южной части о. Хонсю, а также о-вов Сикоку и Кюсю. Его боевые силы составляют два истребительных авиационных крыла (самолёты F-104J и F-86F), а также две группы ЗУР «Найк-J». Для обороны архипелага Рюкю на о. Окинава (авиабаза Паха) размещены оперативно подчиненная этому направлению отдельная истребительная авиационная группа (самолёты F-104J) и группа ЗУР «Найк-J», входящая в его состав. Здесь же находятся отряды: МТО, управления и предупреждения, а также базовый.

Как сообщалось в иностранной печати, истребительное авиационное крыло (рис. 6) - основная тактическая единица японских ВВС. Оно имеет штаб, боевую группу (две-три истребительные авиаэскадрильи), группу МТО, состоящую из пяти отрядов различного назначения, и группу аэродромного обслуживания (семь-восемь отрядов).


Рис. 6 Схема организации истребительного авиационного крыла

Крыло управления и предупреждения действует в зоне своего направления (сектора ПВО). Его основная задача - своевременное обнаружение воздушных целей, их опознавание, а также оповещение командиров частей и подразделении ПВО о воздушном противнике и наведение на него истребителей. В крыло входят: штаб, группа контроля воздушной обстановки, три-четыре группы управления и предупреждения, группы МТО и базового обслуживания. Крыльям управления и предупреждения Северного и Западного авиационных направлений подчинено по одному подвижному отряду обнаружения и предупреждения, предназначенному для усиления радиолокационного прикрытия на наиболее важных направлениях или для замены вышедших из строя стационарных РЛС.

Группа ЗУР «Найк-J» может поражать воздушные цели на средних и больших высотах. Она состоит из штаба, дивизиона ЗУР трёх- или четырёхбатарейного состава (по девять ПУ в батарее), отряда МТО и отряда обслуживания.

Отряд МТО авиационного направления несёт ответственность за организацию снабжения частей и подразделений боевой техникой, вооружением, боеприпасами и другим военным имуществом.

Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (аэродром Ирумагава), непосредственно подчиненная штабу боевого авиационного командования, оснащена самолётами RF-4E и RF-80F. Она имеет штаб, отряд МТО и отряд аэродромного обслуживания.

Учебное авиационное командование обеспечивает подготовку летно-подъёмного состава ВВС. Оно включает штаб, одно истребительное и три учебных авиационных крыла, а также учебный авиаотряд. Обучение ведется на самолётах Т-1А, Т-2, T-33A и F-86F.

Учебное авиатехническое командование, объединяющее пять авиационных технических школ, готовит специалистов для обеспечивающих и вспомогательных служб военно-воздушных сил.

Командование МТО занимается долгосрочным планированием, закупками и распределением боевой техники, вооружения и предметов снабжения в соответствии с потребностями боевых и вспомогательных частей и подразделений ВВС. Командованию МТО подчинены три базы снабжения.

К частям центрального подчинения относятся транспортное авиационное крыло и крыло спасательной авиации. Первое предназначено для перебрасывания по воздуху войск и грузов, а также для высадки воздушных десантов. В крыло входят: штаб, транспортная авиационная группа, включающая две авиационные эскадрильи и учебный авиационный отряд (самолёты С-1, YS-11 и С-40), а также группы МТО и аэродромного обслуживания. Задача второго крыла состоит в поиске и спасении экипажей самолётов (вертолётов), потерпевших аварию непосредственно над территорией Японии или над прибрежными водами. Составные элементы крыла - штаб, восемь спасательных отрядов, размещённых в различных районах страны, учебный авиаотряд и группа МТО. На его вооружении находятся самолёты MIJ-2, Т-34 и вертолёты S-G2, Y-107.

Противовоздушная оборона Японии организуется и ведется по единому плану командования вооружённых сил с использованием истребителей F-4EJ, F-104J, F-8GF и ЗУР «Найк-J» из состава военно-воздушных сил. Кроме того, для этих целей привлекаются имеющиеся в сухопутных войсках Японии 3УР (семь зенитный групп - до 160 ПУ). Наблюдение за воздушным пространством осуществляют 28 радиолокационных постов. Для централизованного управления силами и средствами ПВО используется автоматизированная система .

Боевая подготовка личного состава ВВС Японии направлена в первую очередь на отработку задач ПВО страны. Экипажи тактических истребителей и транспортных самолётов обучаются выполнению задач авиационной поддержки и обеспечения действий сухопутных войск и в меньшей мере - военно-морских сил.

Японское военное руководство считает, что возможности авиации страны не соответствуют в полной море современным требованиям ведения боевых действий в первую очередь потому, что большая часть состоящей на вооружении авиационной техники изношена. В связи с этим принимаются меры по замене устаревших истребителей F-86F и F-104J. С этой целью японские специалисты изучают боевые возможности истребителей зарубежных стран (американских F-16, F-15 и F-14, шведского , французского и других), производство которых можно было бы освоить на японских предприятиях по лицензиям. Помимо этого, японские фирмы увеличивают выпуск современных самолётов F-4FJ, FS-T2, С-1 и T-2.

Опубликованные в иностранной печати сведения о японских ВВС показывают, что находящаяся на их вооружении авиационная техника постоянно улучшается в качественном отношении, а организационная структура систематически совершенствуется. Характерным в строительстве ВВС является то, что они все в большей и большей степени комплектуются авиационной техникой собственного производства.

Авиация Японии во Второй Мировой войне. Часть первая: Айчи, Йокосука, Кавасаки Фирсов Андрей

Зарождение и довоенное развитие японской авиации

Еще в апреле 1891 один предприимчивый японец Чихачи Ниномия успешно запускал модели с резиновым моторчиком. Позже он спроектировал большую модель с приводом от часового механизма на толкающий винт. Модель успешно летала. Но японская армия проявила к ней мало интереса, и Ниномия оставил свои эксперименты.

19 декабря 1910 в Японии совершили первые полеты самолеты Фармана и Гранде. Так в Японии началась эпоха летательных аппаратов тяжелее воздуха. Уже через год один из первых японских летчиков - капитан Токиг&ва спроектировал улучшенный вариант Фармаяа, который был построен воздухоплавательной частью в Накано под Токио, и который стал первым выпущенным в Японии самолетом.

Вслед за приобретением нескольких типов зарубежных самолетов и выпуском их улучшенных копий, в 1916 году был построен первый самолет оригинальной разработки - летающая лодка «тип Йокосо», спроектированная первым лейтенантом Чикухем Накадзимой и вторым лейтенантом Кисичи Магоси.

Большая тройка японской авиационной индустрии - «Мицубиси», «Накадзима» и «Кавасаки» - начали свою деятельность в конце 1910-х годов. «Мицубиси» и «Кавасаки» были до того предприятиями тяжелой индустрии, а за «Накадзимой» стояла влиятельная семья Мицуи.

В течение последующих пятнадцати лет эти фирмы выпускали исключительно самолеты иностранной разработки - в основном французские, английские и немецкие образцы. Одновременно японские специалисты проходили обучение и стажировку на предприятиях и в высших инженерных школах США. Однако к началу 30-х годов японская армия и флот пришли к заключению, что авиационной промышленности пора встать на собственные ноги. Было решено, что в дальнейшем будут приниматься на вооружение самолеты и двигатели только собственной разработки. Это, тем не менее, йе остановило практику закупки зарубежных самолетов для ознакомления с последними техническими новинками. Базой для развития собственной авиации Японии стало создание в начале 30-х годов мощностей по производству алюминия, что позволило уже к 1932 г производить ежегодно 19 тыс.т. «крылатого металла».

К 1936 г эта политика дала определенные плоды - японцами были самостоятельно спроектированы двухмоторные бомбардировщики Мицубиси Ки-21 и СЗМ1, разведчик Мицубиси Ки-15, палубный бомбардировщик Накадзима В51Ч1 и палубный истребитель Мицубиси А5М1 - все эквивалентны или даже превосходящие зарубежные образцы.

Начиная с 1937 г, как только разразился «второй китайско-японский конфликт», японская авиационная промышленность закрылась завесой секретности и резко увеличила выпуск самолетов. В 1938 г вышел закон, требовавший установления государственного контроля над всеми авиационными компаниями с капиталом больше трех миллионов йен, правительство контролировало планы производства, технологию и оборудование. Закон защищал такие компании - они освобождались от налогов на прибыль и капитал, и гарантировались их экспортные обязательства.

В марте 1941 г авиационная индустрия получила очередной импульс в своем развитии - императорские флот и армия решили расширить заказы ряду компаний. Японское правительство не могло предоставить средства под расширение производства, но гарантировало предоставление займов частными банками. Более того, флот и армия, которые имели в своем распоряжении производственное оборудование, сдавали его внаем различным авиафирмам в зависимости от собственных нужд. Впрочем армейское оборудование не годилось для производства флотской продукции и наоборот.

В течение того же периода армия и флот установили стандарты и процедуры принятия всех видов авиационных материалов. За производством и соблюдением стандартов следил штат технических специалистов и контролеров. Эти офицеры также осуществляли контроль за руководством фирм.

Если посмотреть на динамику производства в японской авиапромышленности, то можно отметить, что с 1931 по 1936 гг выпуск самолетов вырос в три раза, а с 1936 по 1941 г - в четыре раза!

С началом войны на Тихом океане эти службы армии и флота также участвовали в программах расширения производства. Так как флот и армия выдавали заказы независимо, то интересы сторон порой сталкивались. Чего не хватало - так это взаимодействия, и, как этого можно было ожидать, сложности производства от этого только увеличивались.

Уже во второй половине 1941 г осложнились проблемы с поставками материалов. Причем дефицит сразу стал довольно острым, а вопросы распределения сырья постоянно осложнялись. В результате армия и флот установили свой собственный контроль за сырьевыми материалами в зависимости от своих сфер влияния. Сырье делилось на две категории: материалы для производства и материалы для расширения производства. Используя план производства на будущий год, штаб-квартиры распределяли сырье в соответствии с требованиями производителей. Заказ на узлы и агрегаты (на запчасти и для производства) поступал производителям прямо из штабов.

Проблемы с сырьем осложнялись постоянной нехваткой рабочей силы, к тому же ни флот, ни армия управлением и распределением рабочей силы не занимались. Производители сами, как только могли, набирали и обучали персонал. К тому же с удивительной близорукостью вооруженные силы постоянно призывали гражданских рабочих, совершенно не согласуясь с их квалификаций или потребностями производства.

В целях унификации производства военной продукции и расширения выпуска самолетов в ноябре 1943 г японское правительство создало министерство снабжения, ведавшее всеми вопросами производства, в том числе трудовыми резервами и распределением сырья.

Для координации работы авиационной индустрии министерство снабжения установило определенную систему разработки плана производства. Генеральный штаб на основе текущей военной обстановки определял потребности в боевой технике и направлял их в морское и военное министерства, которые после одобрения отсылали их на утверждение в министерства, а также соответствующему морскому и армейскому ^генеральным штабам. Далее министерства согласовывали эту программу с производителями, определяя потребности в мощностях, материалах, людских ресурсах и оборудовании. Производители определяли свои возможности и отсылали протокол о согласовании в министерства флота и армии. Министерства и генеральные штабы определяли вместе месячный план для каждого производителя, который направляли министерству снабжения.

Табл. 2. Производство авиационной продукции в Японии во время второй мировой войны

1941 1942 1943 1944 1945
Истребители 1080 2935 7147 13811 5474
Бомбардировщики 1461 2433 4189 5100 1934
Разведчики 639 967 2070 2147 855
Учебные 1489 2171 2871 6147 2523
Другие (летающие лодки, транспортные, планеры и др.) 419 355 416 975 280
Всего 5088 8861 16693 28180 11066
Двигатели 12151 16999 28541 46526 12360
Винты 12621 22362 31703 54452 19922

В производственных целях узлы и части авиационной техники разбивались на три класса: находящиеся под контролем, распределяемые правительством и поставляемые правительством. «Контролируемые материалы» (болты, пружины, заклепки и т.п.) выпускались под контролем правительства, но распределялись по заказам производителей. Распределяемые правительством" узлы (радиаторы, насосы, карбюраторы и т.п.) производились по специальным планам рядом дочерних фирм для поставок производителям самолетов и авиамоторов непосредственно на сборочные линии последних. "Поставляемые" правительством узлы и детали (колеса, вооружение, радиооборудование и т.п.) заказывались непосредственно правительством и поставлялись по указанию последнего.

Ко времени образования министерства снабжения поступило распоряжение прекратить строительство новых авиационных мощностей. Было очевидно, что мощностей достаточно, и главным было увеличение эффективности уже существующего производства. Для усиления контроля и управления на производстве к ним представлялись многочисленные контролеры из министерства торговли и промышленности и наблюдатели от флота и армии, которые находились в распоряжении региональных центров министерства снабжения.

Вопреки этой, довольно беспристрастной системе контроля производства, армия и флот всеми силами старались сохранить свое особое влияние, направив своих собственных наблюдателей на авиационные, двигателестроительные и смежные производства, а также все делали для сохранения своего влияния на тех заводах, которые уже находились под их контролем. В том что касалось производства вооружения, запчастей и материалов, флот и армия создавали свои собственные мощности, причем даже не информируя министерство снабжения.

Несмотря на вражду между флотом и армией, а также тяжелые условия, в которых работало министерство снабжения, японская авиационная индустрия была в состоянии постоянно с 1941 по 1944 г наращивать производство самолетов. В частности в 1944 г только на контролируемых заводах производство выросло на 69 процентов по сравнению с предыдущем годом. Производство двигателей выросло на 63 процента, винтов - на 70 процентов.

Несмотря на эти впечатляющие успехи, этого все равно было недостаточно для того, чтобы противостоять огромной мощи противников Японии. Между 1941 и 1945 гг США производили самолетов больше, чем Германия и Япония вместе взятые.

Табл.З. Производство самолетов в некоторых странах противоборствующих сторон

1941 1942 1943 1944 Всего
Япония 5088 8861 16693 28180 58822
Германия 11766 15556 25527 39807 92656
США 19433 49445 92196 100752 261826
СССР 15735 25430 34900 40300 116365

Табл. 4. Число занятых в японской авиаиндустрии в среднем

1941 1942 1943 1944 1945
Самолетостроительные заводы 140081 216179 309655 499344 545578
Двигателестроительные заводы 70468 112871 152960 228014 247058
Производство винтов 10774 14532 20167 28898 32945
Всего 221323 343582 482782 756256 825581
Из книги А6М Zero автора Иванов С. В.

Из книги Японские асы. Армейская авиация 1937-45 автора Сергеев П. Н.

Список асов японской армейской авиации Звание Имя Победы фельдфебель Хиромичи Синохара 58 майор Ясухико Курое 51 м.-сержант Сатоси Анабуки 51 майор Тосио Сакагава 49+ фельдфебель Иосихико Накада 45 капитан Кендзи Симада 40 фельдфебель Суми

Из книги Ки-43 «Hayabusa» Часть 1 автора Иванов С. В.

Сентай японской армейской авиации 1-й СентайСформирован 05.07.1938 в Кагамигахаре, префектура Саитама, Япония.Самолеты: Ки-27, Ки-43 и Ки-84.Зона действия: Манчжурия (Халхин-Гол), Китай, Бирма, Ост-Индия, Индокитай, Рабаул, Соломоновы острова, Новая Гвинея, Филиппины, Формоза и

Из книги Японская императорская военно-морская авиация 1937-1945 автора Тагая Осаму

История организационной структуры японской армейской авиации На заре истории японской армейской авиации, незадолго до начала Первой Мировой войны, основной тактической единицей был коку дайтай (полков), состоявший из двух чутаев (эскадрилий) по девять самолетов в

Из книги Истребители - на взлет! автора

АТАКА ТОРПЕДОНОСЦА ЯПОНСКОЙ МОРСКОЙ АВИАЦИИ И БОМБАРДИРОВКА С ПИКИРОВАНИЯ 1. Уставной вариант действий торпедоносца (в японской терминологии - когеки-ки, или «самолет нападения») предусматривал переход в бреющий полет на дистанции примерно в 3000 м до цели. Пуск торпеды

Из книги Уроки войны [Победила бы современная Россия в Великой Отечественной войне?] автора Мухин Юрий Игнатьевич

Глава 1. РАЗВИТИЕ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ ВВС РККА ПЕРЕД ВОЙНОЙ Еще в ходе разработки и проведения в Советском Союзе военной реформы 1924-1925 гг. был взят курс на построение трехвидовой структуры вооруженных сил, причем важное место занимала авиация. Как писал видный

Из книги Субмарины Японии, 1941–1945 автора Иванов С. В.

Из книги Операция «Багратион» [«Сталинский блицкриг» в Белоруссии] автора Исаев Алексей Валерьевич

Зарождение и развитие подводных сил Императорского флота Японии На момент начала войны на Тихом океане в составе Императорского японского флота насчитывалось 64 подводных лодки. В годы войны в строй ВМС Японии вошло еще 126 крупных субмарин. Данная монография проливает

Из книги Победила бы нынешняя Россия в Великой Отечественной? [Уроки войны] автора Мухин Юрий Игнатьевич

Глава 1 Позиционный фронт: зарождение К началу октября 1943 г. действия войск Западного фронта можно охарактеризовать как фронтальное преследование отступающего противника. Соответственно, соседний Калининский фронт наступал на Витебск, медленно обходя его с севера и

Из книги Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». автора Цветков Игорь Федорович

Довоенное предательство В нашей истории довольно хорошо изучены мотивы, которыми руководствовались патриоты, понятны и мотивы, которыми руководствовались откровенные предатели. Но никто не занимался изучением мотивов, которыми в годы войны руководствовался обыватель,

Из книги Рыцари сумерек: Тайны спецслужб мира автора Аростегай Мартин

1.1. Развитие крейсеростроения. Влияние опыта русско-японской воины Термин «крейсерские суда» был введен в российском флоте еще в XVIII в, для обозначения кораблей с различным парусным вооружением, способных осуществлять крейсерство Крейсера как новый класс боевых

Из книги Рождение советской штурмовой авиации [История создания «летающих танков», 1926–1941] автора Жирохов Михаил Александрович

Из книги Год решающих побед в воздухе автора Руденко Сергей Игнатьевич

Взаимодействие штурмовой авиации с другими родами авиации и сухопутных войск Взгляды на организацию управления штурмовыми авиационными частями тесно переплетаются с положениями, касавшимися организации взаимодействия штурмовой авиации с другими родами авиации и

Из книги Авиация Японии во Второй Мировой войне. Часть первая: Айчи, Йокосука, Кавасаки автора Фирсов Андрей

Дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Т. Хрюкин Некоторые вопросы действий авиации в Крыму Личный состав наших частей вырос и окреп в боях за Сталинград, Донбасс, Миус-фронт, Молочную. Имея в своих рядах лётчиков высокого класса, мы начали готовить

Из книги Трагедии тихоокеанского подплава автора Бойко Владимир Николаевич

Краткая история японской военной авиации

Из книги автора

Зарождение и становление Тихоокеанского Подплава Первые подводные лодки в Сибирской флотилии (так в IXX веке называлась флотилия кораблей Тихого океана) появились в период Русско-японской войны 1904–1905 гг. Первоначально их отправили для усиления прибрежной обороны

Со времён окончания Второй мировой войны японский ВПК не блистал «перлами» своей военной промышленности, и целиком и полностью входил в зависимость от навязываемой продукции американской оборонной индустрии, мощное лобби которой осуществлялось японской властью из-за прямой зависимости капитала и проамериканских настроений в менталитете верхушки общества.

Ярким тому примером является современный состав ВВС (или Воздушных сил самообороны): это 153 единиц F-15J(полная копия F-15C), 45 единиц F-15DJ (копия двухместного F-15D). На данный момент именно эти, построенные по американской лицензии машины, формируют количественный костяк авиации завоевания превосходства в воздухе, а также подавления ПВО, на самолётах предусмотрено применение ПРЛР AGM-88 «HARM».

Остальная часть истребительно-разведовательной авиации, скопированной у США, представлена самолётами F-4EJ, RF-4EJ, EF-4EJ, которых в ВВС страны около 80, сейчас они постепенно снимаются с вооружения. Имеет место быть и контракт на закупку 42 истребителей ВВП F-35A, являющихся усовершенствованной копией Як-141. Авиация РТР, как и у лидеров в Европе, представлена самолётами E-2C и E-767.

18 декабря 2012 г. Японский F-2A сопровождает новейший российский морской разведчик Ту-214Р

Но в 1995 г. японский военный лётчик Е.Ватанабе поднял в воздух совершенно новую боевую машину, которую сейчас можно смело причислять к поколению 4++. Это был первый прототип XF-2A многоцелевого истребителя F-2A, и последующего двухместного F-2B. Не глядя на сильное сходство F-2A с американским F-16C Block 40, а именно он и был взят японскими инженерами за эталонный образец, F-2A представлял собой относительно новую техническую единицу.

Наибольшим образом это коснулось планера и БРЭО. Нос фюзеляжа – чисто японская разработка с использованием новой геометрической идеи, отличающейся от «Фалкона».

Может похвастаться F-2A и совершенно новым крылом с меньшей стреловидностью, но в 1,25 большим аэродинамическим подъёмным коэффициентом (несущим свойством): площадь крыла у «Фалькона» — 27,87 м 2 , у F-2 – 34,84 м 2 . Благодаря увеличенной площади крыла, японцы воплотили в своём истребителе способность «энергетическому» маневрированию в БВБ в режиме установившегося разворота со скоростью около 22,5 град/с, а также уменьшить расход топлива при высотном боевом дежурстве в сложной островной сетке Японии. Также это стало возможным и благодаря использованию передовых композиционных материалов в элементах планера нового самолёта.



На повышение маневренности оказала влияние и большая площадь рулей высоты.

Мотогондола осталась стандартной «Фалькону», поскольку было решено использовать турбореактивный двухконтурный форсажный двигатель General Electric F110-GE-129 с предельной тягой 13,2 т. Заметьте, что ёмкость внутренних топливных баков – 4675 л, и 5678 – при подвесе ещё 3-х ПТБ. У новейшего американского F-16C Block 60 во внутренних баках всего 3080 л. Японцы сделали весьма мудрый ход: ссылаясь на свой оборонительный характер ВС, в случаи конфликта, в пределах только Японии, они дали возможность F-2A иметь больше топлива на борту, и сохранить маневренность на высоком уровне, не применяя массивные ПТБ. За счёт этого и более высокий боевой радиус действия, составляющий около 830 км против 580 у «Фалькона».

Истребитель имеет практический потолок более 10 км, скорость полёта на большой высоте около 2120 км/ч. При установке 4хУР AIM-9M(4х75кг) и 2хУР AIM-120C(2х150кг) и заправленных на 80% внутренних топливных баках(3040л), тяговооружённость будет составлять около 1,1, что даже на сегодняшний день – сильный показатель.

БРЭО, на момент поступления истребителя в ВВС, давало фору всему китайскому авиапарку. Самолёт оснащается многоканальной помехозащещённой БРЛС фирмы Mitsubishi Electric с АФАР J-APG-1, антенная решётка которой сформирована 800 ППМ, изготовленных из GaAs (арсенида галлия), являющегося важнейшим полупроводниковым соединением, использующимся в современной радиотехнике.

БРЛС способна осуществлять «завязку» (СНП) не менее 10 трасс целей, и обстреливать 4-6 из них. Учитывая, что в 90-е годы отрасль ФАР активно развивалась в РФ и других странах, можно судить о дальности работы БРЛС по цели типа «истребитель» (3 м 2) не более, чем 120-150 км. Тем не менее, в то время АФАР и ПФАР стояли лишь на французском «Рафале», нашем МиГ-31Б и американском F-22A.

Бортовая МРЛС J-APG-1

F-2A оснащён цифровым автопилотом японо-американского производства, комплексом РЭП фирмы «Melko», устройствами связи и передачи данных о тактической обстановке в диапазонах коротких и ультракоротких волн. Инерциальная навигационная система построена вокруг пяти гироскопов (основного — лазерного, и четырёх резервных механического типа). Кабина экипажа оснащена качественным голографическим индикатором на лобовом стекле, большим МФИ тактической информации, и двумя монохромными МФИ – ЭЛТ.

Вооружение почти идентичное американскому F-16C, и представлено УР AIM-7M, AIM-120C, AIM-9L,M,X; стоит отметить перспективу японской УР «воздух-воздух» ААМ-4, которая будет иметь дальность около 120 км и скорость полёта 4700-5250 км/ч. Сможет применять истребитель и управляемые авиабомбы с ПАЛГСН, ПКР ASM-2 и другое перспективное вооружение.

Сейчас в Воздушных силах самообороны Японии находится 61 истребитель F-2А и 14 F-2B, которые наряду с самолётами ДРЛО и 198 истребителями F-15C, обеспечивают неплохую ПВО страны.

В 5-е поколения истребительной авиации Япония «шагает» уже самостоятельно, тому подтверждение – проект Mitsubishi ATD-X «Shinshin» («Синсин», значит – «душа»).

Япония, как и каждая технологическая сверхдержава, по определению должна иметь свой малозаметный истребитель завоевания господства в воздухе; начало работ по великолепному потомку самолёта-легенды А6М «Зеро» стартовало ещё в 2004 г. Можно сказать, что сотрудники Технического проектно-конструкторского института Минобороны подошли к этапности создания узлов новой машины в «иной плоскости».

Поскольку проект «Синсин» получил свой первый опытный образец значительно позже, чем F-22A, и , в нём, несомненно, учтены и устранены все недостатки и ошибки, на которых учились россияне, американцы и китайцы, а также вобраны все лучшие аэродинамические идеи для реализации идеальных ЛТХ, последние наработки в базе БРЭО, где Япония и так преуспела.

Первый полёт опытного образца ATD-X запланирован на зиму 2014-2015 гг. Только на разработку программы и строительство опытной машины в 2009 г. выделили ассигнования в размере 400 млн. долларов. Скорее всего «Синсин» будет называться F-3, поступит в войска не ранее 2025 г.

«Shinshin» — самый миниатюрный истребитель пятого поколения, тем не менее ожидаемый радиус действия составляет около 1800 км

Что же мы знаем о «Синсине» на сегодня? Япония – маленькая держава, и не планирует самостоятельно участвовать в крупных региональных войнах Воздушными силами самообороны, отправляя свою боевую авиацию на тысячи км в глубь вражеских территорий, оттуда и название ВС самообороны. Поэтому размеры нового «невидимки» невелики: длина — 14,2 м, размах крыла – 9,1 м, высота по задним стабилизаторам – 4,5 м. Предусмотрено место для одного члена экипажа.

Исходя из небольших размеров планера и широчайшему применению композитных материалов, а это более 30% пластика с армирующим карбоном, 2 маловесных ТРДДФ XF5-1 с тягой около 5500 кг/с каждый, масса пустого истребителя будет в пределах 6,5-7 тонн, т.е. массо-габаритные размеры будут очень близки к французскому истребителю Mirage-2000-5.

Благодаря миниатюрному миделю и максимальному уклону воздухозаборников к продольной оси самолёта (лучше, чем у ), а также минимальному количеству прямых углов в конструкции утончённого планера, ЭПР «Синсина» должна оправдать ожидания военного лётного состава Японии, и не превышать 0,03 м 2 (у F-22A около 0,1 м 2 , у Т-50 около 0,25 м 2). Хотя по заявлениям разработчиков звучал эквивалент «мелкой птицы», а это 0,007 м 2 .

Двигатели «Синсина» оснащены системой всеракурсного ОВТ, состоящей из трёх управляемых аэродинамических лепестков, выглядящих весьма «дубово», как для истребителя поколения 5+, но видимо японские инженеры увидели в такой конструкции какие-то гарантии большей надёжности, нежели у нашей «всеракурски» на изделии 117С. Но в любом случаи данное сопло лучше американского, установленного на , там управление вектором производится только по тангажу.

Архитектуру БРЭО планируется построить вокруг мощной бортовой РЛС J-APG-2 с АФАР, дальность обнаружения цели типа F-16C составит около 180 км, близко к БРЛС «Жук-А» и AN/APG-80, и многоканальной шины передачи данных на базе оптико-волоконных проводников, контролируемой мощнейшими БЦВМ. В условиях прогресса японской электроники это видно не понаслышке.

Вооружение будет весьма разнообразное, с размещением во внутренних отсеках истребителя. С ОВТ самолёт частично реализует сверхманевренные качества, но из-за меньшего отношения размаха крыла к длине фюзеляжа, чем у других самолётов (у «Синсина»- 0,62, у ПАК-ФА – 0,75), планера с аэродинамически несущей конструкцией, а также развитых передних наплывов у корней крыла, отсутствием статически неустойчивой схемы в планере, отсутствует возможность экстренного перехода в высокоскоростной неустановившийся полёт. В БВБ этому самолёту более присуще среднескоростное «энергетическое» маневрирование с использованием ОВТ.

«Трёхлепестковый» ОВТ на каждом ТРДДФ

Ранее Страна восходящего солнца хотела заключить контракт с США на покупку нескольких десятков «Рапторов», но американское военное руководство, с его однозначной позицией полного нераспространения в области «точной» оборонки, отказалось предоставить японской стороне даже «обеднённую версию» F-22A.

Затем, когда Япония начала испытывать первый макет ATD-X, и попросила предоставить специальный широкодиапазонный электромагнитный полигон типа StingRay для всеракурсного сканирования показателя ЭПР, те снова «вытерли ноги» о своего тихоокеанского партнёра. Установку согласилась выделить французская сторона, и дело пошло дальше… Что же, посмотрим, чем в конце года удивит нас шестой истребитель пятого поколения.

/Евгений Даманцев /

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 9/2008, стр. 44-51

Майор В. БУДАНОВ

Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2008. - № 8. - С. 3-12.

В первой части статьи были рассмотрены общая организационная структура ВВС Японии, а также состав и задачи, решаемые боевым авиационным командованием.

Командование боевого обеспечения (КБО) предназначено для обеспечения деятельности БАК. Оно решает задачи поисково-спасательного, военно-транспортного, транспортно-заправочного, метеорологического и навигационного обеспечения. Организационно это командование включает поисково-спасательное авиационное крыло, три транспортные авиагруппы, транспортно-заправочную эскадрилью, группы управления воздушным движением, метеорологического обеспечения и контроля средств радионавигации, а также специальную транспортную авиагруппу. Численность личного состава КБО около 6 500 человек.

В текущем году в КБО создана первая эскадрилья транспортно-заправочной авиации с целью расширения операционной зоны истребительной авиации и повышения боевых возможностей ВВС по защите удаленных от основной территории островов и морских коммуникаций. Одновременно с этим предполагается обеспечить увеличение длительности патрулирования истребительной авиации на угрожаемых направлениях. Наличие заправочной авиации позволит также осуществлять беспосадочную переброску истребителей на удаленные полигоны (в том числе за рубеж) для отработки задач оперативной и боевой подготовки. Самолеты нового для японских ВВС класса могут быть использованы для доставки личного состава и грузов и обеспечить возможность более широкого участия национальных вооруженных сил в международных миротворческих и гуманитарных операциях. Предполагается, что заправочная авиация будет базироваться на АвБ Комаки (о. Хонсю).

Всего, по расчетам специалистов военного ведомства, считается целесообразным иметь в перспективе в боевом составе японских ВВС до 12 самолетов-заправщиков. Организационно эскадрилья заправочной авиации будет включать штаб и три группы: заправочной авиации, инженерно-авиационного обеспечения и аэродромно-технического обслуживания. Общая штатная численность подразделений около ПО человек.

Одновременно с выполнением заправочных функций самолет KC -767 J предусматривается использовать как транспортный

Организационная структура командования боевого обеспечения ВВС Японии

Основу формируемой эскадрильи составят транспортно-заправочные самолеты (ТЗС) KC-767J производства американской компании «Боинг». В соответствии с заявкой министерства обороны Японии в США осуществляется переоборудование четырех уже построенных Боинг 767 в соответствующую модификацию. Один самолет оценивается примерно в 224 млн долларов. KC-767J в хвостовой части фюзеляжа оборудуется управляемой топливно-заправочной штангой. С ее помощью он сможет выполнять в воздухе заправку одного самолета со скоростью передачи топлива до 3,4 тыс. л/мин. Время, требуемое для заправки одного истребителя F-15 (объем топливных баков 8 тыс. л), составит около 2,5 мин. Общий запас топлива самолета 116 тыс. л. В зависимости от необходимости горючее может либо использоваться самим KC-767J, либо передаваться на другие самолеты. Это позволит более гибко расходовать имеющиеся на борту его запасы. Возможности машины данного типа по дозаправке в воздухе могут быть увеличены за счет установки в грузовом отсеке дополнительного топливного бака объемом около 24 тыс. л.

Одновременно с выполнением заправочных функций самолет KC-767J предусматривается использовать как транспортный для доставки грузов и личного состава. Переоборудование из одной версии в другую занимает от 3 до 5 ч 30 мин. Максимальная грузоподъемность этой машины 35 т либо до 200 человек личного состава со штатным стрелковым вооружением.

Помимо штатного радиоэлектронного оборудования, устанавливаемого на самолетах Боинг 767, KC-767J оснащается комплектом аппаратуры специального назначения, включающим в себя: систему управления дозаправкой в воздухе RARO-2, средства радиосвязи метрового и дециметрового диапазонов, систему контроля воздушным движением GATM, аппаратуру опознавания «свой - чужой», аппаратуру быстродействующих линий передачи данных «Линк-16», радиопеленгаторную станцию УВЧ-диапазона, радионавигационную систему ТАКАН и приемник КРНС NAVSTAR. Согласно плану боевого использования KC-767J предполагается, что один ТЗС будет обеспечивать деятельность до восьми истребителей типа F-15.

Организационная структура учебного командования ВВС Японии

В настоящее время в ВВС Японии имеются самолеты только трех типов (истребители F-4EJ, F-15J/DJ и F-2A/B), оборудованные системами дозаправки топливом в воздухе. В последующем наличие таких систем будет рассматриваться в качестве обязательного условия для перспективных истребителей. Подготовка летного состава истребительной авиации ВВС Японии к решению задачи дозаправки в воздухе осуществляется на регулярной основе с 2003 года при проведении специальных летно-тактических тренировок, а также совместных с ВВС США учений «Коуп тандер» (штат Аляска) и «Коуп норт» (о. Гуам, Марианские о-ва). В ходе данных мероприятий передача топлива отрабатывается совместно с американскими ТЗС КС-135, базирующимися на АвБ Кадена (о. Окинава).

По заявке военного ведомства с 2006 года проводятся мероприятия по обеспечению возможности дозаправки в воздухе вертолетов. В рамках выделяемых ассигнований в размере свыше 24 млн долларов планируется, в частности, переоборудовать военно-транспортный самолет (ВТС) С-ИОН в заправщик. В результате машина будет оснащена штангой для приема топлива и двумя устройствами его передачи в воздухе методом «шланг - конус», а также дополнительными баками. Модернизированный С-130Н сможет сам принимать топливо от другого самолета-заправщика и осуществлять одновременную заправку в воздухе двух вертолетов. Предполагается, что объем запасов топлива составит около 13 тыс. л, а скорость его передачи - 1,1 тыс. л/мин. Одновременно с этим начались работы по установке соответствующего оборудования на вертолетах UH-60J, СН-47Ш и МСН-101.

Кроме того, министерство обороны приняло решение о придании возможностей по дозаправке перспективному транспортному самолету С-Х. С этой целью на втором опытном образце проведены необходимые доработки и исследования. По мнению руководства военного ведомства, это не повлияет на уже определенные сроки реализации программы НИОКР, согласно которым самолеты С-Х начнут поступать в войска на замену устаревших С-1 с конца 2011 года. В соответствии с тактико-техническим заданием грузоподъемность С-Х будет 26 т или до 110 человек личного состава, а дальность полета - около 6 500 км.

Учебное командование (УК) предназначено для подготовки кадров для ВВС. Оно функционирует с 1959 года, а в 1988-м в рамках реорганизации этого вида было переформировано. В структуру командования входят два истребительных и три учебных авиакрыла, офицерское кандидатское училище и пять авиационно-технических училищ. Общая численность постоянного личного состава УК около 8 тыс. человек.

Истребительные и учебные авиационные крылья предназначены для обучения слушателей и курсантов технике пилотирования самолетов. По своей организационной структуре эти авиакрылья аналогичны истребительному авиакрылу БАК двухэскадрильного состава. Кроме того, в 4 иакр имеется демонстрационно-пилотажная авиаэскадрилья «Блу импалс» (самолеты Т-4).

Подготовка летчиков истребительной, военно-транспортной и поисково-спасательной авиации ВВС Японии осуществляется в учебных заведениях и боевых авиационных частях. Она включает три основных этапа:

Обучение курсантов технике пилотирования и основам боевого применения учебно-боевых самолетов;

Освоение техники пилотирования и боевого применения истребителей, военно-транспортных самолетов и вертолетов, находящихся на вооружении ВВС;

Совершенствование выучки летного состава авиационных частей во время прохождения службы.

Продолжительность обучения в военном авиационном учебном заведении с момента зачисления и до присвоения первичного офицерского звания лейтенант составляет пять лет и три месяца. В учебные заведения ВВС принимаются юноши в возрасте от 18 лет до 21 года, имеющие среднее образование.

На предварительном этапе происходит первоначальный отбор кандидатов для обучения, осуществляемый офицерами префектурных вербовочных пунктов. Он включает рассмотрение заявлений, знакомство с анкетными данными кандидатов и прохождение медицинской комиссии. Успешно завершившие данный этап кандидаты сдают вступительные экзамены и проходят тестирование на профессиональную пригодность. Абитуриенты, сдавшие экзамены с оценкой не ниже «хорошо» и прошедшие тестирование, становятся курсантами УК ВВС Японии. Ежегодный набор составляет около 100 человек, из них до 80 - выпускники средних школ, остальные - выпускники гражданских институтов, изъявившие желание стать военными летчиками.

В рамках теоретической подготовки перед началом летного обучения курсанты изучают аэродинамику, авиатехнику, документы, регламентирующие выполнение полетов, средства связи и радиотехнического обеспечения, а также получают и закрепляют навыки в работе с оборудованием кабины самолета в ходе комплексных тренировочных занятий. Продолжительность обучения два года. После этого курсанты переводятся на первый курс начального летного обучения (на самолетах с поршневыми двигателями).

Продолжительность первого этапа (на учебно-боевых самолетах) составляет восемь месяцев, программа рассчитана на 368 ч (138 ч наземная и 120 ч командно-штабная подготовка, 70 ч налета на самолетах Т-3, а также 40 ч тренировок на тренажерах). Обучение организовано на базе 11-го и 12-го учебных АК, которые оснащены учебно-тренировочными самолетами Т-3 (до 25 единиц в каждом), тренажерами и другим необходимым оборудованием. Общая численность постоянного состава (преподаватели, летчики-инструкторы, инженеры, техники и т. д.) одного авиакрыла 400-450 человек, курсантов 40-50.

Основой высокой боевой выучки летного состава считается индивидуальная подготовка летчиков

Летно-инструкторский состав имеет значительный опыт работы в боевых и учебных частях. Минимальный общий налет инструктора 1 500 ч, средний - 3 500 ч. За каждым из них на период обучения закрепляется не более двух курсантов. Освоение ими техники пилотирования осуществляется по принципу «от простого к сложному» и начинается с отработки взлета, полета по кругу, посадки, простого пилотажа в зоне. К технике пилотирования курсантов предъявляются довольно жесткие требования, необходимость которых обусловлена соображениями обеспечения безопасности полетов и достижения высокого профессионализма будущих летчиков. В связи с этим число курсантов, отчисленных из-за профнепригодности, довольно велико (15-20 проц.). После окончания первого курса начального летного обучения подготовка курсантов проводится в соответствии с их желанием и проявленными профессиональными способностями по программам подготовки летчиков истребительной и военно-транспортной авиации, а также вертолетчиков.

Программа подготовки летчиков-истребителей начинает осваиваться со второго курса начального обучения (на самолетах с реактивным двигателем).

Продолжительность обучения в настоящее время составляет 6,5 месяца. Программа подготовки включает наземную (321 ч, 15 учебных тем) и командно-штабную (173 ч) подготовку, 85 ч налета на реактивных учебно-боевых самолетах (УБС) Т-2, а также комплексные тренировки на тренажере С-11 (15 ч). Обучение по программе второго курса организовано на базе 13-го учебного авиакрыла. Общая численность постоянного личного состава крыла 350 человек, в том числе 40 летчиков-инструкторов, средний налет которых на самолетах всех типов 3 750 ч. В ходе обучения до 10 проц. курсантов отчисляется из-за профнепригодности.

Демонстрационно-пилотажная эскадрилья «Блу импалс» 4 иакр оснащена

самолетами Т-4

Завершив начальное летное обучение на поршневых и реактивных самолетах с общим налетом 155 ч, курсанты переходят к основному курсу обучения, которое проводится на базе 1-го истребительного авиакрыла на самолетах Т-4 японского производства. Программа этого курса обучения рассчитана на 6,5 месяца. Она предусматривает общий налет каждым курсантом 100 ч, наземную подготовку (240 ч) и занятия по командно-штабным дисциплинам (161 ч). До 10 проц. курсантов, не освоивших технику пилотирования в рамках установленного программой количества вывозных полетов, отчисляются. Выпускникам основного курса летного обучения присваивается квалификация летчика и вручаются соответствующие нагрудные знаки.

Целью второго этапа летной подготовки курсантов является освоение техники пилотирования и боевого применения самолетов, находящихся на вооружении ВВС. В интересах решения этих задач организованы курсы боевой подготовки на сверхзвуковых реактивных УТС Т-2 и курсы переучивания на боевые самолеты F-15J и F-4EJ.

Курс боевой подготовки на УТС Т-2 проводится в 4-м истребительном авиакрыле, укомплектованном летчиками-инструкторами со значительным опытом полетов на боевых самолетах F-4E и F-15. Он рассчитан на десять месяцев. Программа предусматривает общий налет курсанта 140 ч. Самостоятельные тренировочные полеты составляют примерно 70 проц. времени общего налета. При этом у обучаемых вырабатываются устойчивые навыки пилотирования и боевого применения самолетов Т-2. Характерная особенность подготовки - участие курсантов, по мере приобретения ими опыта, в совместных с летчиками боевых частей летно-тактических тренировках по отработке вопросов ведения воздушных боев истребителей различного типа. После завершения курса боевой подготовки на самолетах Т-2 общий налет курсантов составляет 395^00 ч и им присваивается воинское звание унтер-офицера. Теоретическое и практическое переучивание осуществляется в 202-й (самолеты F-15J) и 301 (F-4EJ) истребительно-авиационных эскадрильях ПВО, которые наряду с выполнением этой задачи привлекаются к боевому дежурству. В ходе его курсанты отрабатывают основные элементы техники пилотирования и боевого применения самолетов F-15J и F-4EJ.

Программа переучивания на самолеты F-15J рассчитана на 17 недель. Она включает теоретическую подготовку, тренировки на тренажерах TF-15 (280 ч) и полеты (30 ч). Всего в 202 иаэ насчитывается 26 летчиков, из них 20 летчиков-инструкторов, за каждым из которых на период обучения закрепляется один курсант. Переучивание на самолеты F-4EJ осуществляется в 301-й истребительно-авиационной эскадрилье ПВО в течение 15 недель (за это время налет курсанта составляет 30 ч). Программа теоретической подготовки и тренировок на тренажерах рассчитана на 260 учебных часов.

Подготовка летчиков на самолетах ВТА и вертолетах проводится на базе 403 аэ транспортного авиационного крыла и учебной эскадрильи поисково-спасательного АК. Большая часть этих пилотов готовится путем переучивания бывших летчиков-истребителей на военно-транспортные самолеты и вертолеты, а около половины проходят обучение в качестве курсантов, которые, как и будущие летчики-истребители, сначала занимаются в отряде теоретической подготовки (два года) и проходят на первом курсе начального летного обучения (восемь месяцев, на самолетах Т-3), после чего они осваивают технику пилотирования на УТС Т-4, а затем на учебном ВТС В-65. Далее будущие летчики военно-транспортной авиации проходят подготовку на самолетах YS-11, С-1 и вертолетах S-62.

Перед присвоением офицерского звания лейтенанта все курсанты, завершившие переучивание и летную практику в частях, направляются на четырехмесячные командно-штабные курсы летного состава при офицерском кандидатском училище в г. Нара (о. Хонсю). После окончания курсов они распределяются по боевым авиационным частям, в которых осуществляется дальнейшая их подготовка согласно планам и программам, разрабатываемым командованием ВВС Японии.

Третий этап - совершенствование выучки летного состава авиационных частей во время прохождения службы предусмотрено в процессе боевой подготовки. Основой высокой профессиональной и боевой выучки летного состава считается индивидуальная подготовка летчиков. Исходя из этого, в японских ВВС разработан и реализуется план увеличения ежегодного налета летчиков истребительной авиации. Навыки летный состав совершенствует в соответствии со специальными программами боевой подготовки ВВС, которые предусматривают последовательную отработку элементов боевого применения самостоятельно, в составе пары, звена, эскадрильи и крыла. Программы разрабатывает штаб ВВС Японии во взаимодействии со штабом 5 ВА ВВС США (АвБ Иокота, о. Хонсю). Высшей формой боевой подготовки летного состава являются летно-тактические учения и тренировки, проводимые как самостоятельно, так и совместно с авиацией США, дислоцирующейся в западной части Тихого океана.

Ежегодно в ВВС Японии проходит значительное количество мероприятий ОБП в масштабе авиакрыльев, авиационных направлений, важное место среди которых занимают летно-тактические учения-соревнования авиаподразделений БАК и транспортного авиакрыла. К числу наиболее крупных относятся итоговые учения национальных военно-воздушных сил «Соэн», японо-американские летно-тактические учения «Коуп норт», а также совместные поисково-спасательных подразделений. Кроме того, систематически организуются японо-американские летно-тактические тренировки по перехвату стратегических бомбардировщиков В-52 в условиях радиоэлектронного противодействия и еженедельные тренировки экипажей истребительной авиации в районах о-вов Окинава и Хоккайдо.

Проведение научных исследований, экспериментов и испытаний в интересах совершенствования авиационной техники и вооружения ВВС возложено на испытательное командование. Организационно в структуру командования входят испытательное авиакрыло, группа испытаний радиоэлектронного вооружения и исследовательская лаборатория авиационной медицины. Испытательное авиакрыло выполняет следующие функции: занимается испытанием и изучением летных, эксплуатационных и тактических характеристик самолетов, авиационного вооружения, радиоэлектронного и специального оборудования; разрабатывает рекомендации по их эксплуатации, пилотированию и боевому применению; проводит контрольные облеты самолетов, поступающих с заводов-изготовителей. На его базе ведется также подготовка летчиков-испытателей. В своей деятельности крыло тесно контактирует с научно-исследовательским техническим центром.

Командование материально-технического обеспечения предназначено для решения задач МТО ВВС. Оно отвечает за получение и создание запасов материальных средств, их хранение, распределение и техническое обслуживание. Организационно в структуру командования входят четыре базы снабжения.

В целом внимание, уделяемое военно-политическим руководством страны развитию национальных ВВС, свидетельствует о важной роли этого высокотехнологичного вида вооруженных сил в планах Токио по обеспечению боеготовности страны.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: