Зверобой ису 152. Военное обозрение и политика

Испытывала острую нехватку тяжёлых орудий, способных поражать бронетехнику нацистской Германии. Наиболее востребованными в войсках были крупнокалиберные пушки и тяжёлые танки. Однако те орудия, которые СССР использовал в 1941—1942 годах, имели массу недостатков.

В январе 1943 года советская промышленность начала серийное производство самоходной артиллерийской установки СУ-152 на базе тяжёлого танка КВ-1с. На гусеничную платформу инженеры установили гаубицу-пушку образца 1937 года (МЛ-20) калибра 152 мм.

Гибрид оказался весьма удачным. СУ-152 дебютировала на (июль — август 1943 года) в боях с тяжёлыми немецкими танками Т-5 «Пантера», T-6 «Тигр» и самоходными установками «Фердинанд». В дальнейшем СУ-152 приняла участие в наступательных операциях Красной армии в западных регионах СССР.

Однако запуск в серийное производство СУ-152 стал вынужденной мерой в условиях войны, отмечают эксперты. У самоходки были проблемы с надёжностью ходовой части и трансмиссией. Большинство таких орудий было уничтожено или выведено из строя к середине 1944 года.

В честь вождя

Существенные недостатки СУ-152, выявленные ещё на этапе испытаний, побудили конструкторов начать модернизацию самоходки. Работы по созданию обновлённой версии стартовали 25 мая 1943 года в КБ опытного завода №100 (сейчас — ОАО «ВНИИТрансмаш», Челябинск). Ими руководили талантливые советские конструкторы и Григорий Николаевич Москвин.

Модернизированная самоходка получила наименование ИСУ-152. Однако вскоре красноармейцы прозвали её «Зверобой»: благодаря мощному орудию МЛ-20, доставшемуся от предшественника, а также улучшенным ходовым качествам установка с лёгкостью пробивала даже самые защищённые немецкие машины.

Котин и Москвин создали ИСУ-152 на платформе перспективного тяжёлого танка ИС-1 («Иосиф Сталин»), разработку которого челябинское предприятие осуществляло с февраля 1943 года.

Танк, названный в честь советского вождя, был призван заменить в войсках , который продемонстрировал слабые ходовые качества. Танки семейства ИС оказались более лёгкими (41 тонна против 43—47), мощными, защищёнными и надёжными.

Прототипы ИС-1 прошли успешные испытания в июле — августе 1943 года, и в сентябре новый танк был принят на вооружение Красной армии. Это позволило уже в ноябре наладить серийное производство ИСУ-152.

Обновлённая самоходка получила возможность преодолевать препятствия высотой до 1,9 м (против 1,2 м у СУ-152) и ров глубиной до 1,5 м (против 0,9 м у СУ-152). Правда, инженерам пришлось пожертвовать скоростью движения по шоссе (35 км/ч против 43 км/ч) и по пересечённой местности (15 км/ч против 30 км/ч).

Помимо ходовой платформы, «Зверобой» отличался от предшественника более низкой посадкой, при этом рубка стала выше и объёмнее. С октября 1944 года самоходки выпускались с 12,7-мм зенитным крупнокалиберным пулемётом ДШК и радиостанцией 10РК.

  • Проход новейшего тяжёлого танка ИС-2 по лесной дороге
  • РИА Новости
  • Борис Кудояров

«Действительно каких-то больших отличий между двумя самоходками не было. В то же время ИСУ-152 обладала лучшей защищённостью и проходимостью. Увеличенная рубка сделала управление «Зверобоем» более удобным, хотя её величина превратила самоходку в достаточно заметную мишень на поле боя. Однако потребность в ИСУ-152 была слишком велика», — пояснил в беседе с RT кандидат военных наук Сергей Суворов.

В общей сложности в 1943—1947 годах советская промышленность выпустила 3242 ИСУ-152, а в период с ноября 1943 года по май 1945-го — 1885 единиц. Помимо Красной армии, «Зверобой» стоял на вооружении ВС Польши, Чехословакии, Египта. Трофейными ИСУ-152 пользовались солдаты вермахта и Финляндии.

«Пробивали лобовую броню»

Примечательно, что в «специализацию» ИСУ-152 изначально не входило . Согласно общепринятой классификации, «Зверобой» — это прежде всего штурмовое орудие. На поле боя танк был намного быстрее и манёвреннее самоходки. Однако Красная армия испытывала огромную нехватку в подобных крупнокалиберных орудиях.

Существенной проблемой ИСУ-152, помимо слабой подвижности, была низкая скорострельность — всего 1—3 выстрела в минуту, в то время как немецкий «Тигр» мог производить до 5—8 выстрелов в минуту. Боекомплект «Зверобоя» был невелик и составлял 20 выстрелов. Погрузка снарядов занимала около 40 минут.

Чтобы компенсировать недостатки ИСУ-152, Красная армия прибегала к тщательной маскировке боевых машин. Кроме того, «Зверобои» никогда не действовали в одиночку. Советское командование стремилось достичь численного преимущества самоходок над немецкими танками. Пока одна ИСУ-152 перезаряжалась, другая вела огонь.

Солидная броня «Зверобоя» позволяла ему сближаться с тяжёлыми танками вермахта или выходить на обстреливаемые позиции, куда солдаты не могли доставить буксируемое орудие.

С дистанции около километра ИСУ-152 могла поражать абсолютно любые цели. Основу боекомплекта «Зверобоя» в сражениях с танками гитлеровцев составляли осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-540 массой 43 кг и бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 массой 48 кг.

Из гаубицы эти невероятно тяжёлые снаряды вылетали с впечатляющей для их массы скоростью — около 600 м/с. Это позволяло пробить лобовую броню и оторвать башни немецких «Тигров» и «Пантер». Менее защищённая техника гитлеровцев и вовсе безвозвратно выходила из строя, даже если снаряды разрывались в нескольких метрах.

«МЛ-20 — не самое идеальное орудие для поражения тяжёлой бронетехники. Огромного труда стоили погрузка и заряжание БР-540 или ОФ-540. Но любое непрямое попадание этих увесистых снарядов гарантированно калечило немецкий танк», — рассказал Суворов.

ИСУ-152 оказалась незаменимым помощником Красной армии и с точки зрения своего прямого назначения — штурмовых операций. Самоходка не оставляла шансов огневым точкам противника в плотной городской застройке. Как отмечают историки, «Зверобой» отличился при взятии Кёнигсберга, Берлина, в боях с японской армией.

В вермахте и войсках союзных СССР стран (Великобритании и США) не было аналогов ИСУ-152. Как правило, зарубежные крупнокалиберные артиллерийские системы представляли собой легкобронированные лафеты. Исключением был немецкий штурмовой танк Brummbär с орудием калибра 150 мм. Однако у него были низкая начальная скорость снаряда и ненадёжная ходовая часть.

«Недостатки «Зверобоя» можно объяснить отсутствием ресурсов для создания более эффективной самоходки. Но стоит отметить, что технологический прорыв в разработке артсистем произошёл намного позже. С учётом тяжёлых экономических условий ИСУ-152 была превосходным оружием по соотношению простоты производства, ремонта и достоинств на поле боя», — резюмировал Суворов.

Эпическая самоходка

В связи с принятием осенью 1943 года на вооружение Красной Армии нового тяжелого танка ИС и снятием с производства КВ-1С, возникла необходимость создания тяжелой САУ уже на базе нового тяжелого танка. Постановление Государственного Комитета Обороны № 4043сс от 4 сентября 1943 года предписывало Опытному заводу № 100 в Челябинске совместно с техническим управлением Главного бронетанкового управления Красной Армии до 1 ноября 1943 года спроектировать, изготовить и испытать артсамоход ИС-152 на базе танка ИС.

При разработке установка получила заводское обозначение « объект 241 ». Ведущим конструктором был назначен Г. Н. Москвин. Опытный образец изготовили в октябре. В течение нескольких недель САУ проходила испытания на НИБТ Полигоне в Кубинке и Артиллерийском научно-испытательном опытном полигоне (АНИОП) в Гороховце. 6 ноября 1943 года постановлением ГКО новую машину приняли на вооружение под обозначением ИСУ-152, а в декабре началось ее серийное производство.

Компоновка ИСУ-152 принципиальными новшествами не отличалась. Боевая рубка, изготовленная из катаных броневых листов, устанавливалась в передней части корпуса, объединяя в один объем отделения управления и боевое. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса. Носовая часть корпуса на установках первых выпусков изготавливалась литой, на машинах последних выпусков имела сварную конструкцию. Количество и размещение членов экипажа были такими же, как и у СУ -152. Если экипаж состоял из четырех человек, то обязанности заряжающего выполнял замковый. Для посадки экипажа в крыше рубки имелись два круглых люка в передней части и один прямоугольный в кормовой. Все люки закрывались двухстворчатыми крышками, в верхних створках которых были установлены приборы наблюдения МК-4. В лобовом листе рубки располагался смотровой лючок механика-водителя, закрывавшийся броневой пробкой со стеклоблоком и смотровой щелью.

Сама по себе конструкция боевой рубки принципиальным изменениям не подверглась. Из-за меньшей ширины танка ИС, по сравнению с КВ, пришлось уменьшить наклон бортовых листов с 250 до 150 к вертикали, а наклон кормового листа ликвидировать совсем. Толщина брони при этом возросла с 75 до 90 мм у лобового листа рубки и с 60 до 75 мм у бортовых.

Маска пушки имела толщину 60 мм, а впоследствии была доведена до 100 мм. Крыша рубки состояла из двух частей. Передняя часть крыши приваривалась к передним, скуловым и бортовым листам. В ней, помимо двух круглых люков, делалось отверстие для установки вентилятора боевого отделения (посередине), которое снаружи закрывалось броневым колпаком, и также предусматривались лючок для доступа к заливной горловине левого переднего топливного бака (слева) и отверстие антенного ввода (справа). Задний лист крыши выполнялся съемным и крепился болтами. Следует отметить, что установка вытяжного вентилятора стала существенным достоинством ИСУ-152, по сравнению с CУ-152, в которой вытяжной принудительной вентиляции не было вообще, и члены экипажа во время боя порой теряли сознание от скапливавшихся пороховых газов. Впрочем, по воспоминаниям самоходчиков, и на новой машине вентиляция оставляла желать лучшего - при открывании затвора после выстрела лавина густого порохового дыма, похожая на сметану, струилась из ствола орудия и медленно растекалась по полу боевого отделения.

Крыша над моторно-трансмиссионным отделением состояла из съемного листа над двигателем, сеток над окнами воздухопритока к двигателю и броневых решеток над жалюзи. В съемном листе имелся люк для доступа к узлам и агрегатам двигателя, закрывавшийся откидной крышкой. В задней части листа располагались два лючка для доступа к заправочным горловинам топливного и масляного баков. Средний кормовой лист корпуса в боевом положении привинчивался болтами, при ремонте он мог быть откинут на петлях. Для доступа к агрегатам трансмиссии в нем имелись два круглых люка, закрывавшихся откидными броневыми крышками. Днище корпуса было сварено из трех броневых листов и имело лючки и отверстия, закрывавшиеся броневыми крышками и пробками.

152-мм гаубица-пушка МЛ-20С обр.1937/43 гг. монтировалась в литой рамке, игравшей роль верхнего станка орудия, и защищалась литой же броневой маской, заимствованной у СУ-152 . Качающаяся часть самоходной гаубицы-пушки имела незначительные отличия, по сравнению с полевой: были установлены откидной лоток для облегчения заряжания и дополнительная тяга к спусковому механизму, ручки маховиков подъемного и поворотного механизмов находились у наводчика слева по ходу машины, цапфы были вынесены вперед для естественного уравновешивания. Вертикальные углы наведения колебались в пределах от -30 до +200 , горизонтальные - в секторе 100. Высота линии огня составляла 1800 мм. Для стрельбы прямой наводкой применялся телескопический прицел СТ-10 с полунезависимой линией прицеливания, для ведения огня с закрытых огневых позиций служила панорама Герца с удлинителем, объектив которой выходил из рубки через открытый левый верхний люк. При стрельбе в ночных условиях шкалы прицела и панорамы, а также прицельная и орудийная стрелки подсвечивались электрическими лампочками прибора «Луч 5». Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3800 м, наибольшая - 6200 м. Скорострельность - 2- 3 выстр./ мин. Орудие имело электрический и механический (ручной) спуски. Гашетка электроспуска находилась на ручке маховика подъемного механизма. На орудиях первых выпусков использовался механический (ручной) спуск. Подъемный и поворотный механизмы секторного типа, крепились на кронштейнах к левой щеке рамки.

Боекомплект состоял из 21 выстрела раздельного гильзового заряжания с бронебойно-трассирующими остроголовыми снарядами БР-540, осколочно-фугасными пушечными и стальными гаубичными гранатами ОФ-540 и ОФ-530, осколочными гаубичными гранатами из сталистого чугуна 0-530А. Бронебойно-трассирующие снаряды находились в нише боевой рубки с левой стороны в специальных рамках, осколочно-фугасные гранаты - там же, гильзы с боевыми зарядами в нише рубки в специальных рамках и в хомутиковой укладке. Часть гильз с боевыми зарядами размещал ась на днище под орудием. Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 48,78 кг составляла 600 м/с, на дальности 1000 м он пробивал броню толщиной 123 мм.

На части машин с октября 1944 года на вращающемся погоне командирского люка стала устанавливаться зенитная турель с 12,7-мм пулеметом дшк обр. 1 938 года. Боекомплект к пулемету составлял 250 патронов. Кроме того, в боевом отделении укладывались два пистолета-пулемета ППШ (позже - ППС) с боекомплектом 1491 патрон и 20 ручных гранат Ф-1.

Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у танка ИС-1 (ИС-2). На ИСУ-152 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2ИС (В - 2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Цилиндры располагались У-образно под углом 600 . Степень сжатия 14-15. Масса двигателя 1000 кг. Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический приводы, или с помощью баллонов со сжатым воздухом.

Общая емкость трех топливных баков составляла 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Подача топлива принудительная, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса высокого давления HK-1.

Система смазки - циркуляционная, под давлением. В бак системы смазки был встроен циркуляционный бачок, обеспечивавший быстрый прогрев масла и возможность пользоваться методом разжижения масла бензином.

Система охлаждения - жидкостная закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором.

Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на САУ устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа «мультициклон». В головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой. Кроме того, для подогрева охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя использовались фитильные обогреватели, работавшие на дизельном топливе. Эти же обогреватели обеспечивали и обогрев боевого отделения машины на длительных стоянках.

Трансмиссия САУ включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатую восьмискоростную коробку передач с демультипликатором, двухступенчатые планетарные механизмы поворота с многодисковым блокировочным фрикционом и двухступенчатые бортовые передачи с планетарным рядом.

Ходовая часть САУ применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550 мм и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый. Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц, взаимозаменяемые с опорными катками. Подвеска индивидуальная торсионная. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки штампованные, шириной 650 мм и шагом 162 мм. Зацепление цевочное.

Для внешней радиосвязи на машинах устанавливались радиостанции 10Р или 10РК, для внутренней - переговорное устройство ТПУ-4-бисФ. Для связи с десантом на корме имелась кнопка звуковой сигнализации.

Уже в начале 1944 года выпуск ИСУ-152 стал сдерживаться нехваткой орудий мл-20. Предвидя такую ситуацию, на артиллерийском заводе № 9 в Свердловске наложили ствол 122-мм корпусной пушки A-19 на люльку орудия МЛ-20С и в результате получили тяжелый артсамоход ИСУ-122 «объект 242») . Опытный образец установки в декабре 1943 года проходил испытания на Гороховецком полигоне. Постановлением ГКО от 12 марта 1944 года ИСУ-122 была принята на вооружение Красной Армии. Серийное производство машины началось на ЧКЗ с апреля 1944 года и продолжалось до сентября 1945 - год.

ИСУ-122 представляла собой вариант САУ ИСУ-152, в котором 152 - мм гаубица-пушка МЛ- 20С была заменена на 122-мм пушку A-19 обр.1931/37 гг. При этом пришлось несколько изменить и подвижную бронировку орудия. Высота линии огня составляла 1790 мм. В мае 1944 года в конструкцию ствола пушки А-19 были внесены изменения, которые нарушили взаимозаменяемость новых стволов с ранее выпущенными. Модернизированное орудие получило наименование « 122 - мм самоходная пушка обр. 1931/ 44 гг. Оба орудия имели поршневой затвор. Длина ствола составляла 46,3 калибра. Устройство пушки A-19 во многом было одинаково с МЛ-20С. Она отличалась от последней стволом меньшего калибра с увеличенной на 730 мм длиной, отсутствием дульного тормоза и меньшим числом нарезов. Для наведения орудия использовались подъемный механизм секторного типа и поворотный механизм винтового типа. Углы вертикальной наводки составляли от -30 до +220, по горизонтали - в секторе 100. Для предохранения подъемного механизма от инерционных нагрузок в его конструкцию было введено сдающее звено в виде конусной фрикционной муфты, размещенной между червячным колесом и шестерней подъемного механизма. При стрельбе использовались телескопический при цел СТ-18, который отличался от при цела СТ-10 только нарезкой шкал, и панорамный при цел с полунезависимой или с независимой линией прицеливания (панорама Герца) . Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 5000 м, наибольшая - 14300 м. Скорострельность - 2 - 3 выстр./мин.

В боекомплект установки входили 30 выстрелов раздельно - гильзового заряжания с бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом БР-471 и бронебойнотрассирующим снарядом с баллистическим наконечником БР-47 1 Б, а также осколочно-фугасными пушечными гранатами: цельнокорпусной короткой ОФ- 471Н, с привинтной головкой и длинной - ОФ-471 . Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 25 кг составляла 800 м/с. Дополнительно в боевом отделении укладывались два пистолета-пулемета ППШ (ППС) с боекомплектом 1491 патрон (21 диск) и 25 ручных гранат Ф-1.

С октября 1944 года на части машин устанавливался зенитный пулемет ДШК с боекомплектом 250 патронов.

В апреле 1944 года в КБ завода № 100 была создана самоходно-артиллерийская установка ИСУ-122С (ИСУ-122-2, «объект 249»), представлявшая собой модернизированный вариант ИСУ- 122. В июне установка прошла испытания на АНИОПе в Гороховце, а 22 августа 1944 года была принята на вооружение. В том же месяце начали ее серийное производство на ЧКЗ параллельно с ИСУ-122 и ИСУ-152, которое продолжалось до сентября 1945 года.

ИСУ-122С была создана на базе ИСУ-122 и отличалась от нее установкой пушки Д-25С обр. 1944 года с горизонтальным клиновым полуавтоматическим затвором и дульным тормозом. Высота линии огня составляла 1795 мм. Длина ствола - 48 калибров. За счет более компактных противооткатных устройств и казенной части пушки удалось повысить скорострельность до 6 выстр./мин. Углы вертикальной наводки составляли от -30 до +200, по горизонтали - в секторе 100 (70 вправо и 30 влево). Прицелы пушки - телескопический TШ-17 и панорама Герца. Дальность стрельбы прямой наводкой - 5000 м, максимальная - до 15000 м. Боекомплект - такой же, как у пушки A-19. Внешне СУ-122С отличалась от CУ-122 стволом орудия и новой литой маской толщиной 120 -150 мм.С 1944 по 1947 год было изготовлено 2790 самоходных установок ИСУ-152, 1735 - ИСУ-122 и 675 - ИСУ-122с. Таким образом, суммарный выпуск тяжелых артсамоходов - 5200 штук - превысил число изготовленных тяжелых танков ИС - 4499 единиц. Следует отметить, что, как и в случае с ИС-2, к выпуску самоходных орудий на его базе должен был подключиться Ленинградский Кировский завод. До 9 мая 1945 года там собрали первые пять ИСУ-152, а до конца года - еще сто. В 1946 и 1947 годах производство ИСУ-152 осуществлял ось только на ЛКЗ.

Боевые действия с участием САУ ИСУ-152 и ИСУ-122

С весны 1944 года тяжелые самоходно-артиллерийские полки СУ-152 перевооружались установками ИСУ-152 и ИСУ-122. Их переводили на новые штаты и всем присваивали звание гвардейских. Всего до конца войны было сформировано 56 таких полков, в каждом имелась 21 машина ИСУ-152 или ИСУ-122 (часть из этих полков - смешанного состава). 1 марта 1945 года 143-я отдельная танковая Невельская бригада в Белорусско-Литовском военном округе была переформирована в 66-ю гвардейскую Невельскую тяжелую самоходно-артиллерийскую бригаду РВГК трехполкового состава (1804 человека, 65 ИСУ-122 и три СУ-76). Тяжелые самоходно-артиллерийские полки, приданные танковым и стрелковым частям и соединениям, в первую очередь использовались для поддержки пехоты и танков в наступлении. Следуя в их боевых порядках, САУ уничтожали огневые точки противника и обеспечивали пехоте и танкам успешное продвижение. В этой фазе наступления САУ становились одним из основных средств отражения танковых контратак. В ряде случаев им приходилось выдвигаться вперед боевых порядков своих войск и принимать удар на себя, обеспечивая тем самым свободу маневра поддерживаемых танков.

Так, например, 15 января 1945 года в Восточной Пруссии, в районе Борове, немцы силою до одного полка мотопехоты при поддержке танков и самоходных орудий контратаковали боевые порядки нашей наступавшей пехоты, вместе с которой действовал 390-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк. Пехота под давлением превосходящих сил противника отошла за боевые порядки самоходчиков, встретивших удар немцев сосредоточенным огнем и прикрывших поддерживаемые подразделения. Контратака была отбита, и пехота вновь получила возможность продолжать свое наступление.

Тяжелые САУ иногда привлекались к участию в артподготовках. При этом огонь велся как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. В частности, 12 января 1945 года во время Сандомирско-Силезской операции 368-й гвардейский полк ИСУ-152 1-го Украинского фронта в течение 107 минут вел огонь по опорному пункту и четырем артиллерийским и минометным батареям противника. Выпустив 980 снарядов, полк подавил две минометные батареи, уничтожил восемь орудий и до одного батальона солдат и офицеров противника. Интересно отметить, что дополнительные боеприпасы заранее выкладывались на огневых позициях, однако прежде всего расходовались снаряды, находившиеся в боевых машинах, иначе был бы значительно снижен темп стрельбы. Для последующего пополнения тяжелых САУ снарядами требовалось до 40 минут, поэтому они прекращали огонь заблаговременно до начала атаки.

Весьма эффективно тяжелые САУ использовались в борьбе с танками противника. Например, в Берлинской операции 19 апреля 360-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк поддерживал наступление 388-й стрелковой дивизии. Части дивизии овладели одной из рощ восточнее Лихтенберга, где и закрепились. На другой день противник силою до одного полка пехоты при поддержке 15 танков начал контратаковать. При отражении атак в течение дня огнем тяжелых САУ было уничтожено 10 немецких танков и до 300 солдат и офицеров.

В боях на Земландском полуострове в ходе Восточно-Прусской операции 378-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк при отражении контратак успешно применял построение боевого порядка полка веером. Это обеспечивало полку обстрел в секторе 1800 , чем облегчало борьбу с танками противника, атакующими с разных направлений. Одна из батарей ИСУ-152 , построив свой боевой порядок веером на фронте протяженностью 250 м, успешно отразила 7 апреля 1945 года контратаку 30 танков противника, подбив шесть из них. Батарея потерь не понесла. Лишь две машины получили незначительные повреждения ходовой части.

На заключительном этапе Великой Отечественной войны характерной особенностью применения самоходной артиллерии стали бои в крупных населенных пунктах, в том числе хорошо укрепленных. Как известно, наступление на крупный населенный пункт является весьма сложной формой боя и по своему характеру во многом отличается от наступательного боя в обычных условиях. Боевые действия в городе почти всегда расчленялись на ряд отдельных местных боев за отдельные объекты и узлы сопротивления. Это вынуждало наступавшие войска для ведения боя в городе создавать специальные штурмовые отряды и группы, обладавшие большой самостоятельностью.

Штурмовые отряды и штурмовые группы являлись основой боевых порядков соединений и частей, ведущих бой за город. Самоходно-артиллерийские полки и бригады придавались стрелковым дивизиям и корпусам, в последних они полностью или частями придавались стрелковым полкам, в которых использовались для усиления штурмовых отрядов и групп.

В состав штурмовых групп включались самоходно-артиллерийские батареи и отдельные установки (обычно две). САУ, входившие в состав штурмовых групп, имели задачи непосредственного сопровождения пехоты и танков, отражения контратак танков и самоходных орудий противника и закрепления на занятых объектах. Сопровождая пехоту, САУ огнем прямой наводкой с места, реже с коротких остановок уничтожали огневые точки и противотанковые орудия противника, его танки и самоходки, разрушали завалы, баррикады и дома, приспособленные для обороны, и тем самым обеспечивали продвижение войск. Для разрушения зданий иногда применялся залповый огонь, дававший весьма хорошие результаты. В боевых порядках штурмовых групп самоходно-артиллерийские установки обычно двигались совместно с танками под прикрытием пехоты, если же танки отсутствовали, то они передвигались вместе с пехотой. Выдвижение самоходно-артиллерийских установок для действий впереди пехоты оказалось неоправданным, так как они при этом несли большие потери от огня противника.

В 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта в боях за польский город Познань в состав штурмовых групп 74-й гвардейской стрелковой дивизии были включены по две-три ИСУ-1 52 394-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка. 20 февраля 1945 года в боях за 8-й, 9-й и 1 0-й кварталы города непосредственно прилегавшие к южной части крепостной цитадели, штурмовая группа в составе взвода пехоты, трех ИСУ-152 и двух танков Т-34 очищала от противника квартал № 10. Другая группа в составе взвода пехоты, двух самоходноартиллерийских установок ИСУ-152 и трех огнеметных ТО-34 штурмовала 8-й и 9-й кварталы. В этих боях САУ действовали быстро и решительно. Он и приближались к домам и в упор уничтожали размещенные в окнах, подвалах и других местах зданий немецкие огневые точки, а также проделывали проломы в стенах зданий для прохода своей пехоты. При действиях вдоль улиц самоходки двигались, прижимаясь к стенам домов и уничтожая огневые средства противника, расположенные в зданиях на противоположной стороне. Своим огнем установки взаимно прикрывали друг друга и обеспечивали продвижение пехоты и танков. Вперед самоходно-артиллерийские установки продвигались поочередно перекатами, по мере продвижения пехоты и танков. В результате кварталы были быстро заняты нашей пехотой и немцы с большими потерями отошли в цитадель.

Модификации и технические решения.

Еще в декабре 1943 года, учитывая, что в дальнейшем у противника могут появиться новые танки с более мощным бронированием, ГКО специальным постановлением предписал спроектировать и изготовить к апрелю 1944 года самоходноартиллерийские установки с орудиями повышенной мощности:

Со 122-мм пушкой, имеющей начальную скорость 1000 м/с при массе снаряда в 25 кг;
со 130-мм пушкой, имеющей начальную скорость 900 м/с при массе снаряда в 33,4 кг;
со 152-мм пушкой, имеющей начальную скорость 880 м/с при массе снаряда в 43,5 кг.
Все эти орудия пробивали броню толщиной 200 мм на дистанции 1500 - 2000 м.

В ходе выполнения этого постановления были созданы и в 1944 - 1945 годах испытаны артсамоходы: ИСУ-122- 1 («объект 243») со 122-мм пушкой БЛ-9, ИСУ-122 - 3 («объект 251 ») со 122 - мм пушкой C- 26-1 , ИСУ-130 («объект 250») со 130-мм пушкой С-26; ИСУ-152- 1 («объект 246») со 152-мм пушкой БЛ-8 и ИСУ-152-2 («объект 247») со 152-мм пушкой БЛ-10.

Пушки БЛ-8, БЛ-9 и БЛ-10 разработало ОКБ- 172 (не путать с заводом № 172) , все конструкторы которого являлись заключенными. Отсюда и расшифровка буквенной аббревиатуры в индексах установок: «БЛ» - «Берия Лаврентий».

Пушка БЛ-9 (ОБМ-50) была сконструирована под руководством И.И. Иванова. Она имела поршневой затвор и оснащалась системой продувки канала ствола сжатым воздухом. Углы вертикального наведения составляли от -20 до + 18°30\" , по горизонтали - в секторе 9°30\" (вправо 70 , влево 2°30\"). При стрельбе использовались телескопический прицел СТ-18 и панорама Герца. Приводы наведения орудия такие же, как у самоходной установки ИСУ-122 . Уравновешивание качающейся части относительно оси цапф производилось с помощью грузов, прикрепленных к неподвижной части ограждения пушки. В боекомплект установки входил 21 выстрел раздельно-гильзового заряжания с бронебойными снарядами. Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 11 ,9 кг составляла 1007 м/с и на 200 м/с превышала аналогичный показатель 122 –мм пушки Д-25. Конструкция корпуса и броневой рубки, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование машины были заимствованы у самоходной установки ИСУ-122. Для внешней связи служила радиостанция 10-РК-26 , для внутренней - танковое переговорное устройство ТПУ-4БИС-Ф.

Первый опытный образец пушки БЛ-9 изготовили в мае 1944 года на заводе № 172, а в июне ее установили на ИСУ-122-1. Эту машину представили на полигонные испытания 7 июля 1944 года. Предварительных испытаний в Гороховце в августе 1944 года установка не выдержала из-за низкой живучести ствола. Новый ствол был изготовлен к началу февраля 1945 года, и после его монтажа самоходка вновь поступила на испытания, состоявшиеся в мае 1945 года. На последних при стрельбе произошел разрыв ствола из-за дефектов металла. После этого дальнейшие работы по ИСУ-122-1 прекратили.

Самоходная установка ИСУ-152-1 (ИСУ-152 БМ) была создана в апреле 1944 года в КБ завода № 100, по инициативе ОКБ-172 , предложившего разместить в установке СУ-152 разработанную у них 152-мм пушку БЛ-7, имевшую баллистику пушки Бр-2.

Модификация пушки для монтажа в САУ получила индекс БЛ- 8 (ОБМ-43) . Она имела поршневой затвор, дульный тормоз оригинальной конструкции и систему продувки канала ствола сжатым воздухом из баллонов. Углы вертикального наведения составляли от -3°10\" до + 17°45\", горизонтального - в секторе 8°30\" (вправо 6°30\", влево 2°). Высота линии огня - 1655 мм. При стрельбе использовались телескопический прицел СТ-10 и панорама Герца. Дальность стрельбы равнялась 18 500 м. Приводы наведения остались неизменными по сравнению с установкой ИСУ-122. Боекомплект включал 21 выстрел раздельно-гильзового заряжания. Начальная скорость бронебойного снаряда достигала 850 м/с. В связи с монтажом новой пушки конструкцию броневой маски орудия несколько изменили.

При проведении испытаний пушки БЛ-8 были выявлены «неудовлетворительные показатели по действию снарядов», ненадежность работы дульного тормоза и поршневого затвора, а также плохие условия работы расчета. Большой вылет ствола (общая длина установки составляла 12,05 м) ограничивал маневренность машины. По результатам испытаний БЛ-8 заменили пушкой БЛ-10 с клиновым полуавтоматическим затвором.

В декабре 1944 года самоходная установка ИСУ-152-2 с пушкой БЛ-10 проходила испытания на Ленинградском АНИОПе. Она их не выдержала из-за неудовлетворительной живучести ствола пушки и малого угла горизонтального наведения. Пушку отправили на доработку на завод № 172, однако, до окончания войны ее доводка не была завершена.

Пушки С-26 и С-26-1 спроектировали в ЦАКБ под руководством В.Г. Грабина. Пушка С-26 калибра 130 мм имела баллистику и боеприпасы от морской пушки Б-13 , но обладала рядом принципиальных конструктивных отличий, так как оснащалась дульным тормозом, горизонтальным клиновым затвором и др. Длина ствола пушки - 54,7 калибра. Дальность стрельбы прямой наводкой - 5000 м, скорострельность -2 выстр./мин. Боекомплект пушки состоял из 25 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойными снарядами.

Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 33,4 кг - 900 м/с. Пушка С-26- 1 имела такую же баллистику, как и 122-мм пушка БЛ-9, и отличалась от нее наличием горизонтального клинового затвора и измененной конструкцией отдельных узлов. Длина ствола - 59,5 калибра. Дальность стрельбы прямой наводкой - 5000 м, максимальная - 16000 м. Скорострельность - 1,5 - 1,8 выстр. /мин. Начальная скорость бронебойного снаряда массой 25 кг - 1000 м/с.

Самоходы ИСУ-130 и ИСУ-122-3 изготовили на заводе № 100 осенью 1944 года. В качестве базы при их создании использовалась САУ ИСУ-122С. В октябре 1944 года ИСУ-130 прошла заводские испытания, а в ноябре - декабре того же года - полигонные. По их результатам было принято решение направить пушку в ЦАКБ для доработки, которая затянулась до конца войны. Ходовые и артиллерийские испытания ИСУ-130 закончились только в июне 1945 года, когда принятие этой САУ на вооружение потеряло смысл.

Опытный образец САУ ИСУ-122-3 проходил полигонные испытания в ноябре 1944 года и не выдержал их из- за неудовлетворительной живучести ствола. Доработка ствола была завершена лишь в июне 1945 года.

Самоходкам с опытными образцами пушек были свойственны те же недостатки, что и остальным САУ на шасси танка ИС: большой вылет ствола вперед, снижавший маневренность в узких проходах, малые углы горизонтального наведения орудия и сложность самого наведения, что затрудняло стрельбу по подвижным целям; невысокая боевая скорострельность из-за относительно небольших размеров боевого отделения; большая масса выстрелов; раздельно-гильзовое заряжание и наличие у ряда орудий поршневого затвора; плохая обзорность из машин; малый боекомплект и сложность его пополнения в ходе боя.

Вместе с тем, хорошая противоснарядная стойкость корпуса и рубки этих САУ, достигнутая за счет установки мощных броневых плит под рациональными углами наклона, позволяла использовать их на дистанции прямого выстрела и достаточно эффективно поражать любые цели.

На базе ИСа проектировались самоходки и с более мощными орудиями. Так, в начале 1944 года проект САУ С-51 был переведен на шасси танка ИС. Однако, из-за отсутствия необходимого количества 203-мм гаубиц Б-4, производство которых было уже завершено, приняли решение о создании самоходного варианта 152-мм пушки большой мощности Бр-2.

К лету 1944 года новая САУ, получившая индекс С-59, была изготовлена и поступила на полигонные испытания. Конструкция С-59 в целом была аналогична С-51 , но базировалась на шасси танка ИС-85. При проведении испытаний на АНИОПе были выявлены те же недостатки, что и при испытаниях С-51. И не мудрено - несмотря на уже имевшийся отрицательный опыт, установку опять не снабдили сошником! И это при том, что отдача при стрельбе полным зарядом из 152-мм пушки была большей, чем при стрельбе из 203-мм гаубицы. Неужели артиллерийские конструкторы этого не знали? Впрочем, вскоре работы по этому типу САУ прекратили.

В июле 1944 года начальник ленинградского филиала ЦАКБ И.И. Иванов направил в техуправление НКВ аванпроект самоходной установки особой мощности-210-мм пушки Бр-17 или 305-мм гаубицы Бр-18 на спаренных шасси танка Т-34. Поскольку филиал ЦАКБ не успел изготовить необходимый проект конструкторской документации к нужному сроку, проект сдали в архив.

В конце войны Опытный завод № 100, Уралмашзавод и артиллерийский завод № 9 в рамках темы «Медведь» разрабатывали дальнобойную скорострельную САУ, предназначавшуюся для контрбатарейной борьбы и артиллерийских налетов. Предполагалось создать двуствольную 122-мм артсистему, в которой заряжание одного ствола производилось бы за счет энергии выстрела из второго. Макет установки с 76-мм орудиями работал нормально, но конструкторы-артиллеристы почему-то не учли, что 122-мм пушки имеют раздельное заряжание. В итоге механизировать этот процесс им не удалось. В 1945 году была спроектирована САУ уже с орудиями, размещенными по бортам машины для облегчения ручного заряжания. Годом позже изготовили ее деревянную модель, но в металле самоходка выполнена не была.

Самоходно-артиллерийские установки ИСУ-122 и ИСУ-152 состояли на вооружении Советской Армии и в послевоенные годы. И те и другие модернизировались. Так, например, с 1958 года штатные радиостанции и ТПУ на ИСУ-122 заменялись на радиостанции «Гранат,) и ТПУ Р-120.

После того как в качестве стандартной САУ в конце 1950-x годов была принята ИСУ-152, самоходные установки ИСУ-122 начали разоружать и переоборудовать в тягачи. Тягач ИСУ-Т представлял собой обычную самоходку с демонтированной пушкой и заваренной амбразурой.

16 ноября 1962 года на вооружение приняли тяжелый эвакуационный тягач БТТ. Он существовал в двух модификациях - БТТ-1 и БТТ-1Т. Корпус машины БТТ-1 подвергся изменениям, главным образом, в лобовой части. К нижнему лобовому листу приварили два коробчатых демпферных упора для толкания танков с помощью бревна. Была изменена и крыша рубки, к которой приварили балку с подкосами для увеличения жесткости. В машинном отделении, расположенном в средней части корпуса, разместили лебедку (тяговое усилие 25 тс, рабочая длина троса 200 м) с механизмом отбора мощности от двигателя. Управление лебедкой осуществлялось механиком-водителем из машинного отделения, в котором для этой цели имелись второе сиденье и два рычага управления. В кормовой части машины располагалось сошниковое устройство для упора в грунт. На тягаче устанавливалась разборная кран - стрела грузоподъемностью 3 т с ручным приводом. На крыше силового отделения находилась грузовая платформа, рассчитанная на перевозку до 3 т груза. Буксирное устройство тягача было оборудовано подрессориванием с двусторонней амортизацией и жесткой сцепкой. На машине устанавливался двигатель B-54-ИСТ. Его особенностью был коленчатый вал, заимствованный у двигателя B- 12-5. Для движения ночью механик-водитель располагал ночным прибором БВН. Масса тягача составляла 46 т. Экипаж включал двух человек. На тягаче БТТ-1Т вместо тяговой лебедки укладывался табельный или модернизированный комплект такелажного оборудования, рассчитанный на тяговое усилие 15 тс.

Помимо Советской Армии, тягачи БТТ-1 состояли на вооружении и за рубежом, в частности, в Египте. Несколько таких машин было захвачено Израилем в ходе войн 1967 и 1973 годов.

Что же касается ИСУ-152 , то эти машины находились на вооружении Советской Армии до 1970-х годов, вплоть до начала поступления в войска САУ нового поколения. При этом ИСУ-152 дважды модернизировалась. Первый раз в 1956 году, когда САУ получила обозначение ИСУ-152К. На крыше рубки установили командирскую башенку с прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП; боекомплект гаубицы-пушки МЛ- 20С увеличили до 30 выстрелов, что потребовало изменения расположения внутреннего оборудования боевого отделения и дополнительных боеукладок; вместо прицел а СТ-10 был установлен усовершенствованный телескопический при цел ПС-10. На всех машинах смонтировали зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 300 патронов. На САУ поставили двигатель В-54К мощностью 520 л.с. с эжекционной системой охлаждения. Емкость топливных баков увеличили до 1280 л. Была усовершенствована система смазки, конструкция радиаторов стала другой. В связи с эжекционной системой охлаждения двигателя изменили и крепление наружных топливных баков. Машины оборудовались радиостанциями 10-РТ и ТПУ-47. Масса самоходки возросла до 47,2 т, однако динамические характеристики остались прежними. Запас хода возрос до 360 км.

Второй вариант модернизации имел обозначение ИСУ-152М. На машину установили доработанные агрегаты танка ИС-2М, зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 250 патронов и приборы ночного видения.

В ходе капитального ремонта некоторым переделкам подвергались и самоходки ИСУ-122. Так, с 1958 года штатные радиостанции и ТПУ заменялись на радиостанции «Гранат» и ТПУ Р-120.

Помимо Советской Армии, ИСУ-152 и ИСУ-122 состояли на вооружении Войска Польского. В составе 13-го и 25-го полков самоходной артиллерии они принимали участие в завершающих боях 1945 года.

Вскоре после войны ИСУ- 152 получила и Чехословацкая Народная Армия. В начале 1960-х один полк армии Египта также имел на вооружении ИСУ-152. В 1973 году они использовались в качестве неподвижных огневых точек на берегу Суэцкого канала и вели огонь по позициям израильских войск.

Можно сказать, наконец-то добрались! Нет, впереди еще куча рассказов о других танках, САУ и ЗСУ, но это нечто! ИСУ-152. «Зверобой». Хотя я бы назвал иначе.

Если литературно, то это орудие Армагеддона того времени. Квинтэссенция смерти, медленная и спокойная. Вы можете истерить и пытаться ее подбить. Пожалуйста, как говорится. Успехов. Можно пытаться убежать, используя скорость. Не вопрос. Снаряд все равно быстрее.

Весь облик самоходки говорит об одном принципе. Том самом: «Мы медленно спустимся с холма, медленно переползем реку, и вам хана».

Скажете – многовато эмоций. Согласен. Но даже современная «Мста», о которой речь пойдет чуть попозже, не вызывает таких чувств. «Мста» современная, утонченная такая, ну не знаю, как сказать. «Зверобой» - это концентрированный брутал, особенно когда начинаешь понимать ее суть.

А суть проста. Взяли самую мощную гаубицу-пушку 152-мм (МЛ-20, чего мелочиться?) и обварили ее бронекорпусом. И водрузили это на шасси танка.

Первая ласточка называлась СУ-152. Ласточка весила 45,5 тонны и была сделана на шасси танка КВ-1с. Получилось. После снятия КВ-1с с производства было выпущено 670 этих тяжелых штурмовых орудий, которые могли (частично) выполнять роль САУ.

Ласточка успешно шатала башни «Тиграм» и «Пантерам» на Курской дуге, и, если бы не откровенно слабое шасси КВ, наверное, выпускали бы и дальше.

Но разведка доложила о разработках у немцев новых тяжелых танков (что соответствовало действительности) и было принято решение в совершенно советском духе. Выше, дальше, сильнее или как там еще.

ИСУ-152 – это как раз то самое. База от ИСа, от него же и буква «И» в названии. Из-за меньшей ширины танка ИС по сравнению с КВ пришлось уменьшить наклон бортовых листов с 250 до 150 к вертикали, а наклон кормового листа ликвидировать совсем.

Толщина брони при этом возросла с 75 до 90 мм у лобового листа рубки и с 60 до 75 мм у бортовых. Маску пушки увеличили с 60 мм, до 100 мм.


На этом снимке можно оценить толщину брони. Не скупились

Огромным достоинством ИСУ-152 по сравнению с CУ-152 стала установка принудительной вытяжной вентиляции. При открывании затвора после выстрела густой пороховой дым, похожий по консистенции на сметану, медленно растекался по полу боевого отделения… Члены экипажа СУ-122 нередко во время боя порой теряли сознание от скапливавшихся пороховых газов после израсходования половины боекомплекта.

152-мм гаубица-пушка МЛ-20С обр.1937/43 гг. монтировалась в литой рамке, игравшей роль верхнего станка орудия, и защищалась литой же броневой маской, той же, что и у СУ-152.

В отличие от полевой гаубицы, на ИСУ-152 были установлены откидной лоток для облегчения заряжания и дополнительная тяга к спусковому механизму, ручки маховиков подъемного и поворотного механизмов находились у наводчика слева по ходу машины, цапфы были вынесены вперед для естественного уравновешивания.

Для стрельбы прямой наводкой применялся телескопический прицел СТ-10, для ведения огня с закрытых огневых позиций служила панорама Герца с удлинителем, объектив которой выходил из рубки через открытый левый верхний люк.

Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3 800 м, наибольшая – 6 200 м. Скорострельность - 2-3 выстрела в минуту.

Орудие имело электрический и механический (ручной) спуски. Гашетка электроспуска находилась на ручке маховика подъемного механизма. На орудиях первых выпусков использовался только ручной спуск.

Боекомплект состоял из 21 выстрела раздельного гильзового заряжания с бронебойно-трассирующими остроголовыми снарядами БР-540, осколочно-фугасными пушечными и стальными гаубичными гранатами ОФ-540 и ОФ-530, осколочными гаубичными гранатами из сталистого чугуна 0-530А.

Бронебойно-трассирующие снаряды находились в нише боевой рубки с левой стороны в специальных рамках, осколочно-фугасные гранаты - там же, гильзы с боевыми зарядами в нише рубки в специальных рамках и в хомутиковой укладке. Часть гильз с боевыми зарядами размещалась на днище под орудием.

Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 48,78 кг составляла 600 м/с, на дальности 1000 м он пробивал броню толщиной 123 мм.

На части машин с октября 1944 года на вращающемся погоне командирского люка стала устанавливаться зенитная турель с 12,7-мм пулеметом ДШК. Боекомплект к пулемету составлял 250 патронов.

Кроме того, в качестве личного экипажа имелись два пистолета-пулемета ППШ (позже ППС), 20 дисков с патронами и 20 ручных гранат Ф-1.

С весны 1944 года тяжелые самоходно-артиллерийские полки, вооруженные СУ-152, перевооружались установками ИСУ-152 и ИСУ-122. Их переводили на новые штаты и всем присваивали звание гвардейских. Всего до конца войны было сформировано 56 таких полков, в каждом имелась 21 машина ИСУ-152 или ИСУ-122 (либо и те, и другие, такие полки назывались смешанными).

Что еще можно показать?


С моей точки зрения, самый несчастный человек в экипаже - механик-водитель. Это план на его место. Вон там, внизу, где приборная панель... Очень сложно забраться, еще сложнее выбраться, плюс места не очень много.


Приборов минимум. Спидометра нет, но тут и скорости особо нет. Да и не сильно нужно, в принципе.

Люки экипажа все снабжены перископами.

Появились персональные световые приборы для мехвода.

Подводя некий итог для ИСУ-152, можно сказать, что самоходка являлась успешным образцом универсальной тяжёлой самоходно-артиллерийской установки. Лучшее подтверждение тому – срок ее службы, который продлился до 70-х годов прошлого века. И участие не в одном локальном конфликте.

Хорошо бронированное чудовище с пушкой, против которой не существовало тогда брони, да еще надежная и неприхотливая – чего еще желать?

Были, конечно, и недостатки. Самым весомым я назвал бы малый боекомплект. Всего 20 выстрелов. Большие снаряды, кроме того, являлись причиной долгого времени загрузки боекомплекта, около 40 минут. Ну, слабаков в артиллеристы не брали, тем не менее, силушка требовалась.

Второй минус – оптика. Ну это уже стало классикой. Телескопический прицел СТ-10 был отградуирован на стрельбу на дистанции до 900 м, хотя орудие позволяло вести стрельбу прямой наводкой на дистанции до 3,5 км. Да, был панорамный прицел, но тут как раз наоборот, на дальней дистанции нужен был телескопический.

Читал в мемуарах, что в 45-м году наши артиллеристы практиковали такой способ, как ведение огня в одну точку несколькими САУ. При таком раскладе недостаточная точность несколько компенсировалась.

Попадание осколочно-фугасного снаряда рядом с целью зачастую выводило её из строя даже без пробития брони. Взрывная волна и осколки могли повредить любому танку и САУ орудие, ходовую часть, прицелы.

Стрельба осколочно-фугасными снарядами ИСУ-152 по бронированной технике была вполне обычным явлением, поскольку в боекомплекте 13 выстрелов из 20 были именно осколочно-фугасными. Остальные 7 были бронебойными (или, значительно реже, – бетонобойными). Но повторюсь, 152-мм ОФ-снаряда было достаточно, чтобы натворить дел.

Знаете, что самое забавное в нашей ? Сравнить ИСУ-152 толком не с кем. Хотел провести пару-тройку аналогий, но никак. Если взять за критерии ТТХ, вооружение и применение, то надо признать: не было аналогов.

Были орудия крупных калибров (150-155-мм) на самоходной основе у немцев и американцев. Но что «Hummel» у немцев, что М12 у американцев представляли собой очень легкобронированные гаубицы на базе средних танков. И ни в коем разе не были ни противотанковыми САУ, ни штурмовыми орудиями.



Тяжелый истребитель танков «Ягдпантера»? Да, схож по ТТХ, но чисто противотанковая машина.

Были у немцев штурмовые орудия, которые могли бороться с танками. StuG III и StuG IV. Но обе самоходки были существенно легче ИСУ-152 по вооружению и массе, а также слабее бронированы.

САУ StuPz IV «Brummbär»… Калибр да, остальное – нет.

Самоходка была также легче по массе, и ее короткоствольная гаубица калибра 150-мм орудием была, скорее, минометом-переростком, чем полноценной пушкой.

«Ягдтигр». Похоже на правду.

Пушка калибром 128 мм и бронирование на уровне ИСУ-152, а местами и покруче. Но и вес почти в 2 раза больше, чем у нашей самоходки. Плюс опять же, явный противотанкист.

И, главное. Количество. То есть то, что могло внести реальный вклад. 79 «Ягдтигров» и 340 «Брумбаров» - в сравнении с тремя с лишним тысячами только ИСУ-152…

Лучшая? Лучшая. Может, не самая, тут с ИСУ-122 надо будет сравнить, но тем не менее.

Благодарим администрацию Музея отечественной военной истории в Падиково за предоставленный экземпляр ИСУ-152.

МОЩНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ИСУ-152 (СУ-152)

САМОХОДНУЮ УСТАНОВКУ ИСУ-152 (СУ-152) НАЗВАЛИ

САМОХОДНУЮ УСТАНОВКУ ИСУ-152 (СУ-152) ПРОЗВАЛИ

Вступление

Когда я готовил статью про свою любимую неожиданно выяснилось что практически всех интересует ТОЛЬКО ИСУ-152 (СУ-152). Причём запросы делаются не технические а эмоциональные - расскажите мне обязательно про МОЩНУЮ самоходную установку. И обязательно озвучьте легенду про то что солдаты назвали её ЗВЕРОБОЙ, потому что сорванные её снарядами башни тигров и пантер летали над полем боя и затмевали солнце. В самом начале статьи приведены примеры таких запросов.
Сначала я удивился но потом понял, что это видимо апологеты одной очень популярной игры, в которой танки тупо сражаются с танками.
Для тех кто не в курсе азов тактики сообщаю. Воздушный бой это нормально - одни летят бомбить, другие их уничтожают. Даже бой истребителя против истребителя это нормально - чем больше сейчас собьём чужих (и не так самолётов как лётчиков) тем спокойней будет нашим бомбардировщикам в будущем.
А вот если произошёл бой между танками, то сто процентов что минимум один из командиров дурак не понимающий тактики. Почему? Читайте статьи - ЧТО СТАЛО С СУМРАЧНЫМ ГЕРМАНСКИМ ГЕНИЕМ ПОСЛЕ ЗИМЫ 41 ГОДА? и Т-44 ЛУЧШИЙ ТАНК ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

Ну а что касается любителей одной танковой игры, то они любят исключительно всё очень БОЛЬШОЕ И МОЩНОЕ, поэтому и ищут в поиске исключительно МОЩНУЮ самоходную установку СУ-152 (СУ-152), забывая указать что она была не только самоходной но и АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ.

Вот как по их мнению выглядит что то заслуживающие внимания.
Обидно что про самоходную артиллерийскую установку СУ-76 запросов почти нет, хотя она имела более современную компоновку и была выпущена в количестве двенадцати тысяч против шестисот СУ-152 и полторы тысячи ИСУ-152. Ну что тут поделаешь, ведь она не была МОЩНОЙ и называлась не зверобоем а сукой.
Самое главное что многие путают эти две артиллерийские установки. И это не удивительно. У обоих одинаковое вооружение - гаубица пушка МЛ-20 калибра сто пятьдесят два миллиметра. Эти цифры естественно входят в названия обеих самоходных установок. Боевая рубка обеих самоходок напоминает бронированную коробку. А коробка она и в Африке коробка.
Ну не будем о грустном. Давайте просто посмотрим устройство самоходной установки ИСУ-152 (СУ-152) и постараемся определить у кого больше шансов у тигра или у охотника.

Устройство самоходной установки ИСУ-152 и (СУ-152)

Я прочитал статьи находящиеся в первой десятке. Вот у авторов в голове каша. Один смешал описание СУ-152 и современной гаубицы АКАЦИЯ, за одно подарив ей и вращающуюся башню и электрический привод орудия и клиновой затвор вместо поршневого. Другой, его статья на фотографиях, озвучил легенду, которая звучит примерно так. Самоходную установку создали на базе танка КВ весной сорок третьего года. Она всех разгромила на Курской дуге. Ну и конечно про летающие башни пантер и тигров. Чуть ниже я объясню почему это не возможно в принципе. Ещё автор перепутал прицельную дальность действия телескопического оптического ПРИЦЕЛА с дальностью ПРЯМОГО ВЫСТРЕЛА орудия и озвучил фантастические цифры превышающие три километра.
К сожалению он не один такой. Сейчас каждый день по телевизору рассказывают, как бандеровцы ПРЯМОЙ НАВОДКОЙ обстреливают Донецк, Луганск, далее по списку, из МИНОМЁТОВ. Вообще для совсем не грамотных поясняю - ВЫСТРЕЛ ПРЯМОЙ НАВОДКОЙ это когда траектория снаряда не ПРЕВЫШАЕТ ВЫСОТУ ЦЕЛИ.



Миномёт по определению не может стрелять прямой наводкой, потому что у него любая траектория превышает высоту цели.
А дистанция прямого выстрела ещё зависит от высоты цели. Если человек на нижней фотографии встанет на четвереньки, то дистанция прямого выстрела сократится с шестисот до трёхсот метров. При упоминании дальности прямого выстрела для танковых пушек высота цели принимается обычно два метра.





Давайте уточним. К лету сорок третьего года выпустили буквально несколько штук СУ-152 на базе танка КВ и они возможно участвовали в курской битве. Потом танк КВ перестали выпускать, заменив его на танк серии - Иосиф Сталин. Соответственно история самоходной артиллерийской установки СУ-152 на этом закончилась. К этому времени их выпустили чуть более шестисот штук. Гораздо позже, то же орудие и практически такую же боевую рубку поставили на новое шасси танка ИС-2, и юридически новую самоходную установку надо называть ИСУ-152. Но эти подробности мало кто знает и название ИСУ-152 не прижилось. Отсюда и каша в головах многих авторов.

Самоходная установка ИСУ-152 имеет простой коробчатый корпус. За основу взят танк ИС-2. Танк имел современную ходовую часть с торсионной подвеской и двигатель от Т-34, якобы форсированный.



Соответственно всё это досталось по наследству самоходной артиллерийской установке ИСУ-152.
Компоновка самоходки была самой примитивной - на корпус танка просто поставили неподвижную рубку с пушкой. Причём боевая рубка находилась в передней части корпуса. У конструкторов перед глазами были и немецкие образцы и свои разработки с более рациональной компоновкой. Но не было ни времени ни возможностей для выпуска самоходной установки другой компоновки.



Фотографии показывают что наши конструкторы имели представление о рациональных компоновках. В обоих случаях неподвижная боевая рубка расположена в задней части корпуса.
Орудие выбиралось достаточное мощное для разрушения полевых укреплений. Про тигр думали в последнюю очередь. На чём основано моё убеждение? Просто был специальный противотанковый вариант с мощнейшей 122 миллиметровой пушкой, но его в производство не пустили. Видно в конце войны тигры нас не очень беспокоили.

Противотанковый вариант самоходной установки на базе танка ИС-2. Правда были случаи, когда вместо гаубицы пушки МЛ-20 ставили пушку калибра сто двадцать два миллиметра, но это происходило потому что стволов МЛ-20 катастрофически не хватало.

Ствол с примитивным шелевым дульным тормозом и не менее примитивным поршневым затвором взяли от дальнобойной гаубицы МЛ-20



Это выдающаяся пушка, её ствол использовался на многих послевоенных системах.



Пушка Д-20 и самоходная гаубица АКАЦИЯ имеющие древний ствол от МЛ-20. Историю этого ствола можно прочитать в статье САМАЯ КРАСИВАЯ ПУШКА.



Затвор с противооткатными устройствами заняли большую часть боевого отделения. Тяжелый снаряд и примитивный поршневой затвор не позволяли сделать более двух прицельных выстрелов в минуту. Ствол мог отклоняться на двенадцать градусов в обе стороны по горизонтали и на восемнадцать градусов в верх и пять вниз. Это ограничило дальность стрельбы шестью километрами, гаубица МЛ-20 не имея таких ограничений по вертикальной наводки стреляла на восемнадцать километров. Боекомплект составлял всего двадцать снарядов.

Боевое применение самоходной установки ИСУ-152

Я не знаю встречались ли самоходные самоходки СУ-152 с тиграми на Курской Дуге, очень уж мало их было.
В дальнейшем в основном самоходные установки ИСУ-152 и СУ-152 применяли против полевых укреплений. Были случаи применения её в боях в городе. Правда в городе вместе с ИСУ-152 всегда шла пехотная штурмовая группа, которая пыталась защитить боевую машину от гранатомётчиков. Главным достоинством самоходной установки был мощный снаряд, позволяющий обрушить половину дома или сделать проход в завале перекрывавшем улицу.
А как же башни тигров летающие по воздуху и закрывающие собой солнце? Cамоходная установка появилась на фронте летом сорок четвёртого года, когда массовые танковые бои остались в прошлом и встречи с тиграми были скорее исключением чем правилом. Но встречи разумеется были, какие шансы на победу были у противоборствующих сторон?

Зверобой против тигра



Для начала давайте пройдёмся по терминам. Реальная дистанция огня - дистанция на которой попадание было осмысленным а не случайным. Для того времени это было примерно тысяча восемьсот метров.
Так вот на дистанции реального огня пушка тигра легко пробивала шестидесяти миллиметровую броню СУ-152. Орудие самоходной установки ещё более легко пробивала сто миллиметровую лобовую броню тигра. Так что и тигр и зверобой были друг для друга совсем голые. Главное было попасть первым. А вот тут у тигра было ОГРОМНОЕ преимущество. Во первых прицел. Цейс и сейчас превосходит прицелы ВОЛОГОДСКОГО ОПТИЧЕСКОГО ЗАВОДА, а про те времена и говорить нечего. Я читал о моральных мучениях командира зверобоя который подбил несколько танков с расстояния в два километра, а потом целый километр ехал и думал наградят его или расстреляют. Низкое качество оптики не позволяло ему определить пантеры он подбил или Т-34.
Оба орудия имели дульный тормоз который направлял пороховые газы в стороны и мешал наблюдать за трассером бронебойного снаряда. Наш дульный тормоз ещё умудрялся закидывать грязь с земли на оптический прицел. Здесь сказывался калибр и мощность орудия. При стрельбе в городе на дистанции пятидесяти метров от дульного тормоза гарантированно вылетали все оконные стёкла.
Второй момент скорострельность - два выстрела зверобоя против минимум шести прицельных выстрелов у тигра. На близких дистанциях ещё хуже. Пушка самоходной установки ИСУ-152 имела маленькую начальную скорость снаряда и соответственно малую дальность прямого выстрела. Во многих статьях указана дальность стрельбы прямой наводкой 3800 метров, но это от безграмотности. Тут имеется в виду на какую дальность позволял стрелять ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ ПРИЦЕЛ. А стрельба прямой наводкой предполагает что траектория снаряда не превышает высоты цели. Для стрельбы на большую дальность применялась ПАНОРАМА ГЕРЦА.
Правда иногда это помогало. Экипаж тигра пытался блокировать лесную дорогу и нарушил главное правило обороны - нельзя занимать оборону по границе леса так как лес является прекрасным ориентиром для артиллерии. Мало того сам тигр был поставлен кормой к сосне. Наш экипаж спрятал самоходку за малюсеньким холмиком и стрелял наводя по стволу сосны не видя вражеского танка. За счёт крутой траектории снаряда тигр удалось достать.
Ну и последние - у тигра орудие находилось во вращающейся башне с чудесным электрическим приводом, у нас пушка смотрящая строго вперёд. Да и количество снарядов - девяносто у тигра и двадцать у ИСУ-152.
В общем если брать чистое поле то у зверобоя против тигра шансы были, но очень маленькие.



Почему башни от тигров не могли летать над полем боя

Во всём виноваты проклятые законы физики. Если при выстреле из танка башня не слетает, то и при попадании снаряда башня слетать не должна. Мне могут возразить, что у самоходной установки ИСУ-152 не было башни и пушка была очень мощная.

Вот на фотографии современная самоходная артиллерийская установка. Причём для чистоты эксперимента сделана на базе танка. Пушка раза в два мощнее чем у ИСУ-152 при том же калибре. Башня практически не имеет брони. То есть она по определению она легче башни тигра. И при выстреле она ни куда не улетает. Почему башня должна улететь при попадании снаряда? Если я вас не убедил, то попробуйте сами выбить раму окна ударом молотка по стеклу. Пример конечно немного утрированный, но физический смысл явления он иллюстрирует.
А как же спросите вы многочисленные фотографии сорванных танковых башен? Просто башни срываются после взрыва боеприпасов.


Работы по созданию САУ ИСУ-152 начались в июне 1943 года. В октябре 1943 года был построен первый прототип, «Объект 241». 6 ноября 1943 года САУ была принята на вооружение под окончательным названием ИСУ-152. В том же месяце началось серийное производство ИСУ-152. В декабре 1943 года ИСУ-152 полностью заместила свою предшественницу СУ-152 на сборочных линиях. ИСУ-152 сразу получила прозвище - «Зверобой» которое она унаследовала от своей предшественницы СУ-152. В Вермахте ИСУ-152 называли «Dosenöffner» (нем. «консервный нож»).


Броня ИСУ-152 была вполне адекватной для поздней стадии Второй мировой войны. Лобовые 90-мм бронеплиты, наклонённые под углом 30°, уверенно защищали машину от наиболее распространённой немецкой 75-мм противотанковой пушки Pak 40 на дистанциях свыше 800 м. ИСУ-152 была лёгкой в ремонте; часто подбитые врагом самоходки через пару дней ремонта в полевых условиях возвращались в строй.


После устранения «детских болезней» машины ИСУ-152 зарекомендовала себя очень надёжной и неприхотливой самоходкой; она легко осваивалась не обученными экипажами.


Основным вооружением ИСУ-152 являлась 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С. Орудие монтировалось в рамке на лобовой бронеплите рубки и имело вертикальные углы наводки от −3 до +20°, сектор горизонтальной наводки составлял 10°. Высота линии огня составляла 1,8 м; дальность прямого выстрела - 800-900 м по цели высотой 2,5-3 м, дальность выстрела прямой наводкой - 3800 м, наибольшая дальность стрельбы - 6200 м. Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска.


Боекомплект орудия составлял 21 выстрел раздельного заряжания. Снаряды укладывались вдоль обоих бортов рубки, заряды - там же, а также на днище боевого отделения и на задней стенке рубки.


ИСУ-152 оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. (382 кВт). В моторно-трансмиссионном отделении устанавливались подогревающие устройства для облегчения пуска двигателя в холодное время года.


Они также могли быть использованы для подогрева боевого отделения машины. ИСУ-152 имела три топливных бака, два из которых располагались в боевом отделении, и один - в моторно-трансмиссионном.


Основным использованием ИСУ-152 была огневая поддержка наступающих танков и пехоты. 152,4-мм (6-дюймовая) гаубица-пушка МЛ-20С имела мощный осколочно-фугасный снаряд ОФ-540 массой 43,56 кг, снаряжённый 6 кг тротила (тринитротолуола, ТНТ). Эти снаряды были очень эффективны как против неукрытой пехоты (с установкой взрывателя на осколочное действие), так и против укреплений, таких как ДОТы и траншеи (с установкой взрывателя на фугасное действие). Одного попадания такого снаряда в обычный городской дом средних размеров было достаточно для уничтожения всего живого внутри.


ИСУ-152 могла также успешно выступать в роли истребителя танков, хотя существенно уступала специализированным истребителям танков, которые вооружались противотанковыми пушками.


Уместно заметить, что ИСУ-152 не была настоящим истребителем танков; у неё был низкий темп огня по сравнению с «настоящими» истребителями танков, такими как немецкая «Ягдпантера» или отечественная СУ-100 (их темп огня достигал 5-8 выстрелов в минуту, хотя и на короткий промежуток времени).


С другой стороны, тщательная маскировка, быстрая смена огневых позиций и использование ИСУ-152 группами по 4-5 машин значительно смягчали недостаток скорострельности.


ИСУ-152 были особо востребованы в городских боях, таких как штурмы Берлина, Будапешта или Кёнигсберга.


Хорошее бронирование самоходки позволяло ей выдвигаться на дистанцию выстрела прямой наводкой для уничтожения вражеских огневых точек.


С ноября 1943 по май 1945 года было изготовленно 1885 ИСУ-152. Серийное производство самоходки закончилось в 1946 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: