Что такое интеграция? Международная экономическая интеграция. Экономическая интеграция Современные условия формирования стратегии глобальной интеграции компании

Опыт множества интеграционных объединений XX в. показывает, что они формируются в основном на двух базовых принципах. Один принцип – это мощная инициативная роль государства (классический пример – создание и развитие Европейского союза); другой принцип – преобладающая роль крупного частного предпринимательства, которое вынуждает государство стать на путь интеграционного сближения с той или иной группой стран (примеры: Договор между США, Канадой и Мексикой, НАФТА).

В первом случае развивается институциональный тип интеграции, во втором – частно-корпоративный. Оба они – продукты мировой глобализации, характеризующейся следующими явлениями:

  • Распространением средств телекоммуникации и информационных технологий;
  • Снижением национальных барьеров на пути торговли и инвестиций;
  • Увеличением денежных потоков и взаимозависимости финансовых рынков.

Глобальный процесс экономической интеграции имеет в большинстве своем смешанный характер, поскольку он подталкивается, с одной стороны, развитыми странами и их правительствами, с другой – мощными транснациональными корпорациями, с третьей стороны – крупными и влиятельными международными финансово-экономическими и финансовыми организациями и учреждениями (ВТО, ВБ, МВФ), а также структурами ООН.

У глобализации множество преимуществ и недостатков, а соответственно, тех, кто поддерживает ее, и антиглобалистов, но они не рассматриваются в данном разделе. Процесс глобализации продолжается динамично, и остаться от него в стороне означает потерять статус прогрессивного государства и конкурентные преимущества на мировой арене. Поэтому Россия, Казахстан и Белоруссия как члены одного экономического сообщества и как отдельные государства осуществляют постепенную глобальную интеграцию через вступление в ВТО.

В 2009 году представители государств – членов Таможенного союза (Казахстана, России и Беларуси) пришли к соглашению о вступлении в ВТО в качестве единого таможенного пространства. Однако ВТО отклонила возможность вступления трех государств в формате сообщества. В октябре 2009 года власти трех государств сообщили о том, что договорились о продолжении переговоров с ВТО по отдельности, но «на основе согласованных с другими членами союза стандартов и позиций».

В 2012 году Россия завершила процесс вступления и стала членом ВТО. Казахстан продолжает реформы экономики и гармонизацию законодательства, необходимые для вступления, и планирует стать членом ВТО к 2015 году. Процесс является крайне сложным, особенно по причине возможного расхождения между условиями вступления в ВТО для Казахстана и России, что может серьезно сказаться на сотрудничестве государств в рамках Таможенного Союза. Это, пожалуй, один из самых красочных примеров конфликта региональной и глобальной интеграции, который пока решается в пользу глобальной интеграции, как более перспективной с экономической точки зрения. Однако вступление Казахстана в ВТО не исключает компромиссных решений в пользу сохранения условий региональной интеграции.

Выжить поодиночке тяжело в современном мире, это поняли все страны мира. Для устойчивого роста необходим доступ к большому общему рынку и участие в международном разделении труда. В то же время государства стремятся защитить свою экономику. Для соблюдения баланса между защитой своих рынков и получением доступа к чужим применяются различные формы региональной интеграции. Это объективные процессы, страны участвуют в различных интеграционных проектах, чтобы получить максимальные преимущества для своих экономических агентов.

Понятие

Региональная интеграция - это усиление взаимодействия в различных сферах - военной, экономической, политической, культурной. Страны создают режим наибольшего благоприятствования для членов объединения. Интеграция предполагает создание новой общности, которая пытается получить преимущества за счет большего размера, "эффекта масштаба". Объединенные ресурсы позволяют решать вопросы, которые не по силам странам по отдельности. В процесс интеграции экономики стран взаимодействуют, приспосабливаются к совместной работе, сращиваются.

Признаки

Исходя из определения региональной интеграции, выделяют следующие основные признаки:

  • она выгодна всем странам, входящим в объединение, все получают преимущества, которые поодиночке невозможно было бы получить;
  • интеграция - дело добровольное, основано на партнерских отношениях, поэтому принудительное объединение в результате войн - это другой случай;
  • в результате интеграции происходит некоторое обособление группы стран от глобального мира, внутри союза создаются благоприятные условия для участников и ставятся барьеры для других государств;
  • страны проводят согласованную внутреннюю и внешнюю политику, пример самой глубокой интеграции - Европейский Союз, где имеется единое экономическое пространство и согласованная позиция по основным внешнеполитическая позициям;
  • имеются общая нормативная база и наднациональные органы, например Евразийский экономический союз имеет единый Таможенный кодекс и общий управленческий орган - Евразийскую комиссию, которая занимается вопросами функционирования объединения;
  • единое видение общего будущего и судьбы, часто основанное на общей истории.

Конечно, степень и глубина соответствия объединения зависит от вида, формы и того, на какой стадии развития находится процесс региональной интеграции.

Степень интеграции

В зависимости от уровня объединения различают следующие формы региональной интеграции:

  • Зоны свободной торговли. Подразумевают снятие барьеров в торговле, обычно снимается большинство пошлин и квот. Могут создаваться как между странами, так и между интеграционными объединениями и странами, например между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом.
  • Таможенные союзы - следующая степень интеграции. Страны, кроме снятия барьеров в торговле между собой, принимают единые таможенные правила, тарифы и ведут общую торговую политику в отношении третьих стран: таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.
  • Страны Подразумевается свободное движение капиталов, трудовых ресурсов, товаров и услуг, ведется общая налоговая и торговая политика. Пример - латиноамериканский МЕРКОСУР, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай.
  • Экономические союзы. Самая продвинутая форма региональной экономической интеграции, подразумевает проведение общей торговой, налоговой, бюджетной политики, вводится общая валюта, часто согласуется политика в отношении третьих сторон.

Иногда вводится еще одна форма интеграции - политический союз, но уже на стадии экономического союза невозможна эффективная работа без политического объединения.

Задачи

Основные задачи, стоящие перед региональными союзами, это укрепление позиции на глобальном рынке, укрепление стабильности и мира в регионе и создание роста экономики. В ходе развития региональной экономической интеграции объединения стран начинают заниматься не только экономическими, но и политическими вопросами. Например, АСЕАН занимается не только торговлей между странами, но и экономическими взаимоотношениями с другими странами, вопросами мира и стабильности в регионе. Одна из целей организации - это создание безъядерной зоны в регионе.

Цели

Страны, создавая региональные объединения, стремятся обеспечить благоприятные условия для развития своих стран, надеясь на повышение эффективности работы национальной экономики за счет получения преференций от региональной экономической интеграции. Цели объединения включают в том числе получение выгоды от эффекта масштаба, снижение издержек внешней торговли, получение доступа к региональным рынкам, обеспечение политической стабильности и улучшение структуры экономики. Не всегда все цели достигаются, например Кыргызстан вступил в Евразийский экономический союз, чтобы получить стимулы к росту экономики и привлечению инвестиций. Однако пока эффект довольно слабый в связи с воздействием внешних факторов.

Факторы

Причины, по которым страны объединяются, самые различные, процессы региональной интеграции не происходят стихийно. Это осознанный выбор стран, которые проходят длинный путь развития экономических и политических связей. Ключевые факторы, способствующие организации региональной интеграции:

  • увеличение международного разделения труда;
  • усиление глобализации мировой экономики;
  • повышение открытости национальных экономик;
  • повышение степени специализации стран.

В целом все факторы характеризуют усложнение экономической жизни. Отдельные страны уже не всегда успевают перестраивать производство в соответствии с темпами возникновения инноваций. Глобализация экономики вынуждает конкурировать с лучшими товарами.

Предпосылки

В большинстве случаев главным стимулом развития региональной интеграции является территориальное соседство. Во многих случаях это страны, имеющие общую историю, например Евразийский возник как объединение стран постсоветского пространства. Важным значением для успешной региональной экономической интеграции является сходство уровней экономического развития. Многие интеграционные проекты в развивающихся странах работают неэффективно из-за слишком больших различий в уровне экономик. С другой стороны, Европейский союз начинался как проект самых развитых стран Европы. Союз угля и стали объединил страны, у которых были общие экономические и политические проблемы: увеличение торговли и исключение возможности войны между Германией и Францией. Успешные примеры международной региональной интеграции заставляют другие страны стремиться войти в такие союзы.

Принципы

В мире работает около тридцати интеграционных объединений. Страны, участвующие в них, прошли разный путь. От Тихоокеанского партнерства, образованного в 2016 году и так и не начавшего работать, до Европейского союза, самого продвинутого интеграционного проекта. Поэтому, начиная проект международной экономической интеграции, региональные субъекты понимают, что сразу не смогут решить все свои проблемы. Постепенность - один из принципов процесса объединения. Второй принцип - это общность интересов, интеграция - это общий проект, в процессе которого необходимо выстроить систему сложных экономических связей. Возможно, в каких-то сферах и пойти на не совсем выгодные условия для страны, чтобы способствовать достижению общей цели. Для того чтобы было устойчивое региональное развитие, интеграции нужна адекватная модель принятия решения. Обычно все основные решения вырабатываются на основе консенсуса.

Эффект масштаба и повышение конкуренции

Страны, инициируя проект региональной интеграции, стремятся получить максимальный эффект от работы в общем экономическом пространстве. Более крупный рынок дает возможность увеличить объемы производства, усилить конкуренцию и стимулировать повышение эффективности производства, снизить влияние монополий. Компании, входящие в объединение, могут увеличить объемы производства и продаж, потому что получат доступ на рынки стран, входящих в интеграционный проект. Происходит экономия издержек за счет увеличения объемов производства и экономия в сфере торговли за счет снятия таможенных барьеров и пошлин. Кроме того, работа на общем свободном рынке позволяет снизить издержки за счет доступа к более дешевой рабочей силе, прогрессивным технологиям. Экономия на масштабе особенно важна для небольших стран, где крупные местные компании быстро монополизируют местный рынок. При открытии страны увеличивается интенсивность конкуренции. Предприятия, соревнуясь с большим количеством экономических субъектов, вынуждены снижать издержки и вести ценовую конкуренцию. Отрицательными последствиями может быть вымывание целых отраслей в малых странах, не выдерживающих конкуренции. Например, после вступления в Европейский союз прибалтийские страны остались без большинства отраслей промышленности.

Расширение и переориентация торговли

Снятие торговых ограничений и пошлин может способствовать изменению географической структуры торговли. Общий свободный рынок делает товары из стран объединения конкурентоспособными на местных рынках, в том числе за счет снижения тарифных барьеров. В результате происходит замещение местных и импортных товаров. Получив доступ на региональные рынки, производители сосредотачивают свои усилия на производстве и продаже товаров, в которых они имеют сравнительные преимущества, например за счет снятия пошлин и квот. Происходит расширение торговли. Более эффективные производители вытесняют продукцию из других стран, потому что могут использовать преимущества региональной интеграции.

Страны получают свою специализацию внутри интеграционного объединения. Объединение рынков приводит к географической переориентации торговли. Получение преференций в торговле внутри объединения стимулирует увеличение внутренней торговли за счет сокращения товароборота с третьими странами. Особенно если снятие ограничений внутри интеграционного объединения сопровождается ужесточением условий торговли для других стран. Расширение и переориентация приводят к изменению страны, где размещается производственная деятельность. Притом часто это носит несбалансированный характер, одни страны получают преимущества, в других вымываются целые отрасли.

Крупнейшие проекты

Глобализация экономики вынуждает страны стремиться примыкать к тому или иному объединению.Во всех основных регионах мира есть свои экономические объединения. Самые успешные интеграционные союзы: Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Общий рынок латиноамериканских Самый большой и продвинутый интеграционный проект, ЕС объединяет 27 стран. Сравнимую экономическую мощь имеет НАФТА, включающий США, Канаду и Мексику, где доминирующую роль играет одна страна. Однако и слабейшая экономика в этом союзе получает выгоды.

Например, в Мексике расположено значительное количество автомобильных предприятий, которые работают на рынок США. Крупнейший азиатский проект АСЕАН развивался как производственная база мировой экономики. Крупнейшее объединение на ЕАЭС существует с 2014 года.

Европейский союз

История ЕС служит примером успешного развития интеграционного проекта, который прошел все стадии от зоны свободной торговли до полноценного экономического и политического союза. Объединенные общей историей и территорией, страны начали процесс интеграции для решения общих проблем послевоенной Европы. Существенное преимущество ЕС - то, что в интеграции участвовали сразу несколько развитых государств со схожей культурой и уровнем развития экономики. Страны союза делегировали значительную часть своего суверенитета общеевропейским органам.

В информационных лентах или новостных передачах часто можно услышать слово «интеграция», как правило, в контексте какого-либо экономического или политического события или ситуации. Оно достаточно плотно вошло в наш лексикон, но при этом его значение понятно не всем. Эта статья поможет ответить на вопрос о том, что такое интеграция. Кроме того, вы сможете восполнить пробелы в знаниях и лучше понимать происходящее на политико-экономическом олимпе.

Что такое интеграция?

Латинское слово «интеграция» означает процесс объединения разных частей в единое целое. При этом в зависимости от контекста применения этого термина определение уточняется и дополняется. В экономическом контексте интеграцией называется процесс активного сближения, слияния и взаимного приспособления национальных хозяйственных систем. Они склонны к саморегулированию и саморазвитию на основе согласованных между государствами политических и экономических договорённостей.

Международный уровень

Международная экономическая интеграция заключается в ряде критериев, которые в итоге определяют её сущность:

  • Она вероятна лишь между странами, которые близки друг другу по социальному и идеологическому укладу, имеют политическую совместимость систем и сопоставимость по экономическому уровню развития.
  • Международная экономическая интеграция эффективна и тем более успешна только на одинаково высоком уровне развития производительных сил, то есть возможна между развитыми странами.
  • Имеет собственную внутреннюю логическую последовательность проводимых мероприятий, так как различные компоненты интеграции имеют тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.
  • Она управляется и направляется на самом высоком уровне – межгосударственном и межправительственном.

Европейский вариант

Европейская интеграция имеет достаточно длительную историю, где уже на протяжении нескольких десятилетий осуществляется поиск оптимального пути развития и формирования единой Европы. Пока он до сих пор не найден, поскольку страны, пытающиеся объединиться, имеют весьма неоднородные процессы, что и затрудняет интеграцию. Рассмотрим, что такое интеграция по-европейски.

Наиболее длительная, с большим размахом и с глобальными процессами интеграция началась в Западной Европе ещё в 1958 году. Образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС) положило начало созданию Европейского Союза (ЕС), целью которого было формирование единого экономического, финансового рынка. А в 2002 году европейская интеграция продолжилась созданием единой союзной валюты, что привело к более сложной ступени интеграции – политической.

Признаки интеграции

Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать происходящие в стране перемены как предпосылки интеграции или непосредственное начало этого процесса:

  1. Взаимное переплетение и проникновение в другие сферы производственных процессов.
  2. Глубокие изменения экономической структуры в странах, участвующих в интеграции.
  3. Необходимое и целенаправленное управление процессами слияния.
  4. Появление в связи с этим фактором различных структур на межгосударственном уровне.

Формы интеграции

Формы (или этапы) интеграции имеют несколько уровней. В первую очередь, как правило, формируется рынок свободной торговли, направленный на постепенное снижение и дальнейший отказ от таможенных сборов и платежей между странами-участницами в части взаимной торговле различными товарами. Вторым этапом становится создание таможенного союза, предполагающего взаимные беспошлинные торговые отношения и единый внешнеторговый тариф при взаимоотношениях со странами, не объединёнными интеграцией.

Третий этап – это создание единого рынка. Это означает свободный товарооборот и производственные процессы внутри интеграционных стран, а также создание централизованного органа управления. Цель – единый рынок как одно государство, где существует свободное и беспрепятственное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. На четвёртом этапе создаётся экономический союз, затем – валютный. Проводится единая политика в отношении экономики, финансов, валюты участников интеграции, а также гражданства.

Условия интеграции

Существует ряд условий, при которых интеграция может быть не только возможной, но и успешной:

  • Экономика объединяющихся стран должна находиться на примерно одинаковом уровне.
  • Все страны объединения должны находиться на стадии роста: экономического, политического, культурного и так далее.
  • Необходимо принятие политических решений на уровне правительств участвующих стран.
  • Желательно близкое территориальное расположение держав, общие границы.
  • Необходимо определиться с государством-лидером в объединении.

Развитие

Существует ряд факторов, влияющих на развитие и ускорение прохождения интеграционных процессов. К ним можно отнести:

  • открытость и прозрачность национальных экономик стран, стремящихся к интеграции;
  • разделение труда на международном уровне;
  • динамичное развитие мировой инфраструктуры и рынка;
  • выход производства за рамки своей страны и его оптимизация на мировом уровне;
  • усиление и перераспределение финансовых потоков;
  • миграционные потоки рабочей силы;
  • международное развитие научно-технического сектора;
  • создание и развитие международных систем управлением транспорта, связи и информации.

Все вышеперечисленные факторы стимулируют этапы слияния и способствуют переходу объединения на принципиально новый уровень по качеству. Интеграция и развитие вместе усиливают конкуренцию, приводят к увеличению масштабов, прогрессированию специализации и кооперации производства, которые, в свою очередь, способствуют экономическому подъёму.

Плюсы и минусы

Несмотря на то что проведение интеграционных процессов несёт в себе массу положительных факторов для национальных экономик объединяющихся стран-участниц, здесь существуют и негативные моменты. Самые распространённые проблемы интеграции следующие:

  1. Процессы сближения и слияния сдерживаются из-за неполного и слабого дополнения экономик стран-участников.
  2. Инфраструктура развивается неоднородно.
  3. Существует различие в экономических уровнях и, соответственно, в потенциалах дальнейшего развития.
  4. Возможна нестабильность политической системы хотя бы в одной стране-участнице.

Сталкиваясь с подобными препятствиями на интеграционном пути, страны затягивают процессы объединения на долгие годы, что не может положительно сказываться на их экономике и приводит к отрицательным последствиям. Что такое интеграция для стран с менее развитым экономическим сектором? Она приводит к оттоку различных ресурсов и их перераспределению в сторону более устойчивых участников коалиции. Помимо этого, наращивание производства в рамках интеграционного объединения несёт в себе отложенный эффект потерь именно от увеличения масштабов. Существует риск сговора между странами-участницами на определённый сегмент рынка товаров, что, несомненно, приведёт к увеличению цен на них.

К преимуществам интеграционных процессов можно отнести увеличение размеров рынка для свободной торговли, что, в свою очередь, приводит к конкурентной борьбе между странами. Это даёт толчок для обеспечения лучших условий для торговли, вследствие чего происходит улучшение инфраструктуры и также активно распространяются новейшие мировые технологии.

Примеры интеграции

Их в мире достаточно много. Приведём пример самых крупных, известных и успешных объединений:


Явления интеграции прослеживаются на глобальном и региональном уровнях.

На глобальном уровне интеграция проявляется:

  • 1. в создании международно-правовых связей между региональными интеграционными объединениями;
  • 2. в создании, функционировании и развитии транснациональных рынков товаров и услуг (в рамках системы ВТО и за пределами этой системы).

В качестве метода международно-правового регулирования интеграционных процессов выступает не только координационный, присущий МП, но и субординационный метод (элементы наднационального регулирования в ЕС).

Однако наиболее комплексный и управляемый характер приобретает интеграция на региональном уровне: в Европе, Северной и Южной Америке, Азии, Тихоокеанском регионе, на Среднем и Ближнем Востоке, в Африке.

56. Интеграционное объединение -- это экономическое пространство со специальным (льготным) правовым режимом. С точки зрения МЭП, в связи с интеграционными процессами возникает проблема соотношения этого "внутриинтеграционного" режима и ПНБ. Подобные вопросы вставали в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ, ЛАСТ.

Если допустить, что в силу ПНБ третьи государства могут требовать "внутриинтеграционные" льготы, это будет означать невозможность интеграции, запрет на интеграцию.

Эта проблема рассматривалась в Комиссии международного права ООН при подготовке "проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации", который мог бы стать международной конвенцией.

Следует отметить, что ст. XXIV текста ГАТТ предусматривает "таможенные союзы", "зоны свободной торговли" в качестве исключения из-под сферы действия ПНБ. Однако на практике ни одно из соглашений о таможенном союзе или зоне свободной торговле не отвечало полностью требованиям ГАТТ, и тем не менее за всеми этими объединениями было признано право на освобождение от обязательств, вытекающих из ПНБ.

С учетом этого можно утверждать, что льготы, предоставляемые государствами друг другу в рамках интеграционных объединений, не подпадают под сферу действия ПНБ либо на основании международного договора (ГАТТ, двусторонние торговые договоры, предусматривающие подобные исключения), либо на основании сложившегося международно-правового обычая.

В связи с установлением международно-правовых связей между интеграционными объединениями новые черты привносятся и в практику применения ПНБ: происходит своего рода "перемещение" применения этого принципа с межгосударственного уровня на уровень "интеграционное объединение -- интеграционному объединению".

Так, например, в 1983 году было заключено Соглашение об экономическом сотрудничестве между ЕЭС и Андским пактом, предусматривающее (ст.4) взаимное предоставление РНБ.

Аналогичное положение содержалось в соглашении между ЕЭС и странами-- членами АСЕАН, а также в проекте рамочного соглашения между ЕЭС и СЭВ.

Сила региональной экономической интеграции заключается не только в расширении возможностей для роста стран региона за счёт снижения торговых барьеров и удешевления товаров для потребителей. Налицо важные внешние дивиденды, которые получают успешные и динамично развивающиеся интеграционные блоки, благодаря чему сила притяжения расширяющегося экономического блока улучшает условия для торговли и инвестиций с внешним миром.

В экономической интеграции успех порождает успех, в том числе с точки зрения создания достаточно большой экономической массы, чья сила притяжения («гравитационная модель» в международной торговле) становится всё более мощной по сравнению с соседними экономиками.

Показательным примером в этом отношении является эволюция интеграции ЕС, которая следовала примеру построения критической массы крупных экономик в Европе (Франция и Германия в качестве ключевых тяжеловесов), что послужило привлечению торговых потоков от соседних экономик. В результате гравитационное притяжение торговых потоков вызвало так называемый «эффект домино», который привёл к тому, что всё больше европейских стран начали присоединяться к постоянно расширяющемуся и массивному Европейскому союзу. С тех пор времена изменились, и в ситуации, когда , следующий цикл «интеграционного роста» может быть осуществлён глобальным Югом, национальные государства и интеграционные блоки которого по-прежнему в значительной степени фрагментированы, особенно в Евразии.

Нынешняя система высокоинтегрированного развитого мира и в значительной степени фрагментированного глобального Юга может сохраняться в течение достаточно долгого времени, если развивающиеся страны не активизируют усилия по объединению существующих интеграционных блоков в рамках единых интеграционных платформ. Первым начинанием в этом процессе может быть создание критической массы сначала в Евразии путём объединения Индии, Китая и России в рамках расширенной Шанхайской организации сотрудничества (ШОС+), которая создаст основу для привлечения других региональных блоков глобального Юга в Евразии (таких, как АСЕАН) на самую широкую платформу для развивающихся стран на континенте. Это также сформирует фундамент для вовлечения ЕС в более активное экономическое сотрудничество с развивающимися экономиками Евразии, в то время как расширенный ШОС+ также может способствовать созданию глобальной платформы для интеграции «Юг –Юг» либо на основе БРИКС+, либо ТРИА (см. Я. Лисоволик, «Imago Mundi: согласованные действия континентов в направлении “Юг – Юг”»).

Соответствующая последовательность создания глобальных рамок взаимодействия в рамках «Юг – Юг», которое становится достаточно значительным для обеспечения полномасштабного сотрудничества с развитым миром, может развиваться по следующим этапам:

    Треугольник «Россия – Индия – Китай»: более тесная координация между тремя странами в продвижении ШОС в качестве ключевой интеграционной платформы для развивающихся экономик Евразии

    Большая Евразия: создание расширенной структуры «ШОС+», которая будет уже достаточно велика для установления более тесных связей с ЕС в создании панконтинентального альянса и продвижении интеграционных связей

    Интеграция глобального Юга: создание структуры БРИКС+/BEAMS и/или ТРИА, которая привлекает другие региональные блоки из развивающегося мира при формировании всё более широких коалиций и мегаблоков глобального Юга

    Глобальная платформа «Север – Юг»: расширенная интеграционная платформа глобального Юга, вероятно, будет оказывать более сильное «гравитационное притяжение» по отношению к развитому миру, в том числе что касается координации создания интеграционных структур «Север – Юг»

Отсюда следует, что существует определённая последовательность действий, которой можно придерживаться при построении более сбалансированной глобальной экономической архитектуры. Самая важная часть этой последовательности связана с устранением фрагментации и пробелов в региональных слоях глобального управления (особенно что касается глобального Юга), которое в последние десятилетия приобретает всё большее значение для развития и поддержания макроэкономической стабильности. Формирование более скоординированных рамок в отношениях между развитыми и развивающимися интеграционными экономическими платформами вряд ли обеспечит прорыв без более активных шагов со стороны глобального Юга именно в укреплении интеграции «Юг – Юг». Для развивающегося мира два ключевых инструмента интеграции в достижении большего взаимодействия с развитыми экономиками связаны со структурой ШОС+ (налаживание сотрудничества с ЕС в Евразии) и структурой БРИКС+ (для расширения сотрудничества между развитым миром на глобальном уровне).

В конечном счёте устойчивая глобализация или экономическая интеграция вряд ли будут обеспечены исключительно на уровне глобальных экономических организаций и без прогресса в создании скоординированных структур в рамках крупнейших региональных интеграционных механизмов. Вместо того, чтобы вносить незначительные изменения в систему глобальных институтов, комплексное обновление регионального фактора глобального управления и его большей согласованности с другими уровнями глобального управления может быть ключом к успешной перестройке мировой экономической архитектуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: