Что может отнести к результатам деятельности человека. Урок по обществознанию на тему «Деятельность – способ существования людей. Учебная классификация пищевых товаров

Среди методов изучения личности претендента на вакантную должность работники кадровых подразделений могут избрать и такой незаслуженно забытый метод, как анализ продуктов деятельности. Этот метод хорош при изучении кандидатов на вакансию, но более эффективен при изучении работников, претендующих на другую должность или выдвигаемых в резерв руководящих кадров.

Решающее преимущество метода испытаний, используемого прежде всего в клинической, трудовой и образовательной психологии, заключается в его коротком времени обработки, так что его также можно использовать относительно беспроблемно в продолжающемся обучении повседневной школьной жизни. В общей сложности пять школьных лет, класс и учебники курса были проанализированы на предмет нарушений образования. Что касается позднего появления, домашнее задание и т.д. Они не были учтены.

Классификация молочных продуктов

В дополнение к записи нарушений класса на основе записей в классной книге было проведено вышеупомянутое обследование учащихся. Монитор сердечного ритма - это модель. С помощью интерфейса данные могут быть оценены с помощью компьютерной технологии. Каждая из этих строк состоит из 47 символов. С помощью шаблонов оценки могут быть определены ошибки пропуска или ошибки путаницы. Если соблюдаются все инструкции, объективность осуществления, оценки и интерпретации должна считаться защищенной.

Анализ продуктов деятельности - это метод изучения личности, позволяющий опосредованно изучать ее психологические особенности по практическим результатам (продуктам) деятельности. Суть его состоит в реконструкции свойств личности по конечным и промежуточным результатам деятельности. Специфика этого метода заключается в том, что исследователь может не вступать в непосредственный контакт с человеком, а иметь дело только с продуктами его предыдущей деятельности.

Просто скорректированный расход очень надежный почти во всех случаях относительно внутренней консистенции. Тесты проводились на школьном семестре только в дни с 6 часами в классе и без физического обучения в расписании. В рандомизированной последовательности тесты использовались на одном уроке каждый день.

Средняя школа расположена на окраине Билефельда с некоторой сельской водосборной площадью и имеет долю иностранца в 62 процента. При отображении средних значений стандартная ошибка используется как показатель разброса графики. При отображении средних значений стандартное отклонение используется как показатель дисперсии текста и стандартных ошибок в графике.

Метод анализа продуктов деятельности зачастую недооценивается, поскольку сотрудники кадровых подразделений, не зная, что же именно изучать, иногда отождествляют этот метод с его частным случаем - изучением результатов труда . Поэтому, когда речь идет о данном методе, преимущественно имеют в виду только вещественные продукты деятельности человека, т. е. то, что работник производит непосредственно на рабочем месте.

В литературе определение аудиторных сбоев на основе записей регистра класса является спорным. Основное внимание критики направлено, в частности, на индивидуальное определение образовательного расстройства. Таким образом, учитель должен использоваться как «датчик» для нарушенного курса уроков. Чтобы не видеть обнаруженные нарушения урока только через «очки учителя», анализ был дополнен запросом «зрения ученика». Кампания школьной анкеты была направлена ​​на то, чтобы обеспечить раскрытие различных представлений участников, чтобы способствовать большей прозрачности, особенно в оценке нарушений в классе в течение дня и недели.

Но продукты деятельности могут быть отнюдь не только вещественными (как и сама деятельность - не только предметной) и производиться не только на рабочем месте.

Рассматривая деятельность как форму психической активности личности, в психологии, кроме основных видов деятельности (игра, учеба и труд), выделяют и такие формы деятельности, как внешняя и внутренняя, практическая и духовная, предметная и мыслительная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная . Кроме того, различают материально-производственную, социально-политическую, управленческо-организационную, научную деятельность. Следовательно, и продукты (результаты) деятельности могут быть различными. Результатом, например материально-производственной деятельности, может быть создание материальных благ, изменение и развитие вещественно-предметной среды, результатом социально-политической деятельности - преобразование общественных институтов и отношений, духовной - изменение форм общественного сознания, научной - возникновение новых идей и теорий, коммуникативной - формирование межличностных отношений и т. д.

Конечно, не всегда постоянное восприятие нарушений обучения на стороне учителя должно быть «отфильтровано» из-за относительно низкого оборота учителей, длительного периода обучения и рандомизированного позиционирования спортивных занятий в таблице уроков и экстремальных колебаний, «усредненных».

Определение частоты сердечных сокращений в школе связано с факторами неопределенности. Один из основных моментов критики связан с отсутствием стандартизации полевых измерений. Измерения сердечного ритма для определения психофизиологического стресса в повседневной школьной жизни только перспективны с пониманием местных условий. Таким образом, можно избежать точного знания внутренней организации школы и потенциальных разрушительных факторов, уже находящихся в преддверии измерений многочисленных источников ошибок.

Именно в разнообразии форм и видов деятельности и в еще большем разнообразии продуктов деятельности состоит одна из основных сложностей использования этого метода на практике. Вторая сложность заключается в том, что анализ продуктов деятельности относится к методам, в которых существует нестандартизированный переход от признаков к выводам. Такой переход не алгоритмизируется и, следовательно, качество выводов в значительной степени зависит от подготовки и квалификации самого исследователя, от его способности замечать и анализировать разные «мелочи». Очевидно, именно поэтому в книгах, посвященных вопросам кадрового отбора, метод анализа продуктов деятельности только упоминается, обозначается как один из возможных методов изучения кандидатов на вакантную должность, но не описывается детально как, например, методы психологического тестирования. Попробуем восполнить данный пробел.

Кроме того, только детальное представление о студенческом органе допускает репрезентативный выбор предметов. Деятельность руководителя проекта в школе обеспечила соблюдение условий для измерения частоты сердечных сокращений. Методы обучения, которые не вызывают исключительной физической активности во время урока. Чтобы обеспечить сопоставимость ежедневных профилей, были выбраны только те дни класса, в которых у класса было шесть часов занятий в классе по расписанию.

Конструкция разлома была преднамеренно бесплатной, чтобы обеспечить обычное индивидуальное движение. Надежность скорости производства, которая соответствует скорости работы, оказалась очень высокой во многих контрольных измерениях. То же самое можно сказать о производительности с исправлением ошибок. В этой связи нет необходимости повышать надежность путем расширения теста. В дополнение к ошибочно перечеркнутым символам одним из источников ошибок может быть слишком быстрая, поверхностная обработка теста.

Для использования метода анализа продуктов деятельности можно провести их своеобразную классификацию и сгруппировать в несколько категорий: материальные или вещественно-предметные, документально фиксированные и функциональные . Остановимся на этих категориях более подробно.

Материальные или вещественно-предметные продукты деятельности

Если в ходе оценки были обнаружены индивидуальные тесты, касающиеся «синдрома перегрузки», они не были включены в статистическую оценку. Количество школьных перерывов в этот период неуклонно возрастало и увеличилось на 342 процента. Здесь мальчики чаще всего беспокоят уроки, чем девочки. Ученики совершают около 71 процента перечисленных злоупотреблений, а женщины-ученики - всего 29 процентов.

Рисунок, не включенный в этот отрывок. На рисунке 3 показано распределение нарушений в классе по классам. Становится ясно, что с точки зрения учителя, этап судебного разбирательства объединяет большинство школьных нарушений. Около 60 процентов записей в классе и курсовой книге относятся к классам 5 и 6, в частности, 6-й класс показывает, что большинство записей.

К ним в первую очередь можно отнести продукцию, производимую на производстве . Предметом рассмотрения в этом случае может быть тот вклад в продукцию, который работник вносит в нее в соответствии со своими должностными обязанностями. Это может быть количество и качество выпускаемой продукции, наличие и количество бракованной продукции, характер и особенности брака. Сюда же относятся созданные работником инструменты и приспособления, результаты его графического труда - рабочие чертежи, схемы, рисунки, карты и т. д. Такие продукты деятельности являются по своей сути результатами труда работника, и их анализ, как правило, затруднений не вызывает.

Распределение нарушений класса по дням указывает на отсутствие особых колебаний в течение недели. Нарушения, перечисленные в течение дня, показывают, что зарегистрированные инциденты продолжают увеличиваться до урока в начале урока. Таким образом, это особенно следующее: ухудшение в час и час затем снова уменьшается.

Признаки того времени: биоразнообразие, систематика и образование. Биология определила биоразнообразие как разнообразие и изменчивость живых существ и экосистемы, которые они составляют. Компоненты биологического разнообразия организованы в три уровня: гены, которые составляют молекулярную основу наследования; видов видов, которые представляют собой совокупности родственных организмов, способных воспроизводить между собой; и экосистем, которые представляют собой функциональные комплексы, образованные организмами и физическую среду, в которой они обитают.

Сложнее анализировать такие вещественно-предметные продукты деятельности, которые можно отнести к так называемым побочным результатам и которые напрямую не связаны с выполнением работником должностных обязанностей, но непосредственно влияют на их выполнение или свидетельствуют об отношении работника к выполняемой работе.

Биоразнообразие является результатом процесса, начавшегося 500 миллионов лет назад, когда в водах первобытного моря начали образовываться сложные молекулы, способные к автодупликации. Все существа, которые сегодня живут на Земле, разделяют это таинственное молекулярное наследование. Учитывая серьезность проблемы, обоснованно отражать эту потерю и ее последствия как зеркала нашего времени и относить их к задачам биологической систематики и образования.

Недостатки анализирования продуктов деятельности

Ключевые слова: вымирание, сохранение, классификация. Биоразнообразие - это разнообразие и изменчивость живых существ и экосистемы, которую они составляют. Его можно изучать на трех уровнях: генах, видах и экосистемах. Наиболее распространенным способом количественного определения биоразнообразия является использование видового уровня. Оценки показывают, что число видов в мире составляет около тринадцати миллионов, но только 7 миллионов из них были идентифицированы и описаны. Есть доказательства того, что мы уничтожаем виды быстрее, чем мы их идентифицируем.

Это могут быть варианты оформления рабочего места, рабочего кабинета . Сюда можно отнести и порядок расстановки папок с документами в кабинете, книг в личной библиотеке и даже такую мелочь, как размещение инструментов в мастерской или специй на кухне. Эти мелочи многое могут рассказать о собранности человека, его педантичности, предусмотрительности, об его умении (или неумении) планировать и организовывать собственную работу.

Настоящая статья представляет собой представление проблемы утраты биоразнообразия как признака нашего времени. Кроме того, биологическая систематика и образование рассматриваются как инструменты для улучшения проблемы. Южноафриканский писатель Лорен ван дер Пост утверждал: «Не зная или нет, мы все живем, помимо нашей личной жизни, жизни нашего времени». С другой стороны, французский философ Жан-Поль Сартр сказал: «Все интеллектуалы в своей задаче не решаются быть верными тому, что они хотят делать со своим временем или тем, что их время хочет с ними делать».

Например, если на рабочем месте наблюдается полное отсутствие личных вещей (даже ручка и карандаш сугубо офисные), то, скорее всего, работник относится к своей работе только лишь как к средству зарабатывания денег. Слишком большое количество вещей, не имеющих отношения к выполнению должностных обязанностей, очевидно, будет свидетельствовать о том, что человек на рабочем месте занимается чем угодно, но только не своей работой. При помощи вещей сотрудник может также обозначать «свою» территорию, вторжение на которую будет вызывать у него негативную реакцию.

Это замечательное значение, которое эпоха в нашей жизни, как личной, так и профессиональной, оправдывает взгляд на наше время, поскольку это отражается в одном из ее самых серьезных последствий: потеря биоразнообразия в результате человеческой деятельности.

Классификационные признаки верхних уровней

Планета образовалась около миллиарда лет назад, в атмосфере не хватало кислорода, озонового слоя не существовало, сильные электрические бури обрушивали атмосферу. Таким образом, между молнией и громом три с половиной миллиарда лет назад на Земле появилась жизнь: сложная молекула приобрела способность воспроизводить себя и производить потомство с изменением. Это началось с написания истории биологического разнообразия. Этот необычайный феномен глубоко изменил планету и ее атмосферу; просто осмотрите его, чтобы подтвердить это.

Часто говорят: если хочешь узнать, что творится в голове у женщины, посмотри в ее сумочку. То же самое, несколько перефразировав, можно сказать о руководителе и его рабочем столе. Не могут мысли руководителя «двигаться стройными рядами», если его рабочий стол завален горами бумаг. Более того, с большой долей вероятности можно утверждать, что у такого руководителя будут периодически «теряться» необходимые документы, не выдерживаться (а иногда и срываться) сроки выполнения отдельных мероприятий, «забываться» принятые решения и т. д. Такой руководитель сможет справиться со своей работой только тогда, когда рядом будет находиться помощник-«нянька», следящий за всем. Возникает вопрос: а нужен ли такой руководитель? Возможно, его помощник с руководящими функциями справится лучше? Ведь если человек не может упорядочить собственную работу, то как он может организовать работу и взаимодействие других? Другая крайность - абсолютно чистый рабочий стол руководителя. На наш взгляд, комментарии здесь излишни.

Бакалейные и гастрономические продукты

В те три тысячи пятьсот миллионов лет, период настолько обширный, что он искажает воображение, появились миллионы и миллионы видов. К эволюционным сценариям вступали клеточные организмы, водоросли, цветущие растения, птицы, рыбы, млекопитающие, насекомые, до недавнего времени около пятисот тысяч лет назад появился человек. Все живые существа, которые существуют и существовали, в этом происхождении соединены пополам. Каждый из видов, включая человека, содержит в своей генетической памяти звук грома, который оседлал жизнь и разделяет эту память с остальной частью биологического разнообразия.

«Побочным результатом» труда могут быть и сшитые сотрудником номенклатурные или архивные дела , которые ведутся практически в любом делопроизводстве. Показателями небрежности, незаинтересованности в работе будут перепутанные страницы, ошибки в нумерации, слабо затянутые нитки, выпадающие листы и т. д.

К категории вещественно-предметных продуктов деятельности относятся также продукты, которые никак не связаны с трудовой деятельностью, а являются результатом реализации увлечений человека, т. е. изделия домашнего прикладного творчества . Это могут быть какие-либо поделки (например, деревянные статуэтки, собственноручно собранные приемники или модели самолетов), предметы домашнего обихода (декоративные полочки для книг, вязаные вещи), предметы интерьера (картины, фотографии и т. д.).

Но в то же время каждый из видов является уникальным и ценным эссе природы, где явления Вселенной пересекаются, только один раз таким образом, и никогда больше. И поэтому каждый вид, с его сингулярностью и универсальностью, является тайным зеркалом немыслимой вселенной.

Ископаемые виды топлива, такие как уголь, нефть и газ хранят энергию в остатках организмов, которые жили миллионы лет: нефть и газ, продукт микроскопических водных организмов, уголь в качестве продукта болотных растений, которые жили 300 миллионы лет. Человек, достигший способности доминировать над другими формами жизни, одновременно угрожает существованию большинства из них, в том числе и его собственных.

Кроме качества, практичности, полезности изучаемых вещей (продуктов деятельности), здесь важно обратить внимание на то, когда и почему они производятся. Ведь один человек делает полки для книг изредка и только потому, что не хватает денег на покупку готовых, другой - потому что хочет, чтобы его полочки отличались оригинальной конструкцией, а третий занимается этим постоянно просто потому, что любит что-то мастерить. Одна сотрудница будет вязать шапочки, выкраивая время в обеденный перерыв или перед сном, чтобы ее дети носили что-нибудь яркое и красивое, а другая - вечерами, сидя перед телевизором, потому что вязание успокаивает ее после рабочего дня. Различные причины будут свидетельствовать о разных особенностях личности.

В длительной эволюционной битве человек, используя свой интеллект, сумел победить, но победит только, если он также использует свой интеллект, чтобы ограничить свою победу и обеспечить свое собственное выживание. Цель моей презентации - кратко ответить на следующие вопросы.

Происходит ли биоразнообразие в критический момент? Каковы причины? Каким образом проблема биоразнообразия влияет на простого человека? Что делать, от систематического и от образования? Какова взаимосвязь между развивающимися странами и биоразнообразием?

Биология определяет биоразнообразие как разнообразие и изменчивость живых существ и экосистемы, которые они составляют. Компоненты биологического разнообразия организованы в три уровня: гены, которые составляют молекулярную основу наследования; видов, которые представляют собой совокупности связанных организмов, способных воспроизводить между собой и экосистемами, которые представляют собой функциональные комплексы, образованные организмами и физическую среду, в которой они обитают.

Документально фиксированные продукты деятельности

К этой категории относятся разнообразные документы , составленные или проработанные и подписанные работником, а именно: приказы (распоряжения), резолюции на поступивших документах (если изучается руководитель), планы и отчеты, докладные записки, заявления, деловые записи в «сменных» журналах, разнообразные публикации, методические разработки, рецензии, отзывы и т. д. Но это могут быть и другие, более личные документы, например, рабочие тетради, конспекты, личные деловые дневники, записки сослуживцам, пометки на документах или на полях книг, письма (преимущественно деловые).

По содержанию таких документов можно изучить умение излагать мысли в письменном виде, стиль изложения, эрудицию человека, его грамотность. По оформлению и внешнему виду документов можно судить о его пунктуальности, внимательности, отношении к делу и к подчиненным (если изучается руководитель). Ведь даже резолюция может быть написана от руки (писал сам руководитель) или напечатана (готовил резолюцию помощник), написана на отдельном листе (бланке резолюции) или на самом документе. Кроме того, резолюция может быть написана на свободном месте в начале или в конце документа (чтобы удобнее было ее разбирать) или поверх готового текста («мне так нравится, а если вам не все понятно, то это ваши проблемы»). Также вместо необходимой резолюции может стоять только подпись руководителя, которая будет свидетельствовать о том, что он ознакомился с содержанием документа, но не готов (не хочет, не может или не способен) взять на себя ответственность за принятие решения по изложенному в документе вопросу.

Многое может сказать об авторе приколотая к документу записка, написанная на клочке бумаги. Не менее красноречивыми будут и пятна от чашек, бутербродов или грязных рук, появившиеся на документе после работы с ним некоторых работников.

Получить дополнительную информацию о человеке зачастую можно даже тогда, когда на документе он ставит только подпись. Рассмотрим реальный пример. Один из заместителей, претендующий на вакантное место первого руководителя и являясь исполняющим обязанности руководителя предприятия, подписал два письма в вышестоящую организацию. Разница во времени подписания этих писем - две недели. Содержание писем - взаимоисключающее (но это можно объяснить тем, что готовились они в разных структурных подразделениях). При этом в более позднем письме нет никаких упоминаний о предыдущем.

Что можно сказать о человеке, претендующем на руководящий пост, проанализировав эти письма? Здесь возможны несколько вариантов:

    руководитель не читает документы перед тем, как их подписать;

    если и читает документы, то не вникает в их содержание;

    если и вникает в содержание, то не помнит ранее подписанных документов, а следовательно, не полностью владеет информацией, касающейся предприятия;

    если и владеет информацией, то легко поддается переубеждению со стороны подчиненных, а следовательно не имеет своего мнения и четкого видения решения проблемы.

Конечно, за две недели могли произойти изменения, приведшие к принятию другого решения. Но в таком случае во втором письме должны были содержаться упоминания об этих изменениях. Поэтому, независимо от того, какая из рассмотренных причин привела к подписанию писем, вывод может быть один: данный претендент не способен эффективно выполнять обязанности первого руководителя предприятия. К счастью, именно такое решение и было принято вышестоящей организацией.

Следует отметить, что если документы содержат большой объем текста или написаны от руки, то при необходимости можно провести более углубленное их изучение, используя, например, методы контент-анализа, психолингвистического анализа текста или психографологического анализа почерка, которые можно рассматривать как частные разновидности метода анализа продуктов деятельности.

К категории документально фиксированных продуктов деятельности можно отнести и результаты труда по упорядочению вещественных и информационных материалов . Это могут быть, например, подобранные человеком информационные материалы, разнообразные каталоги, описи, картотеки и библиографические указатели. Анализируя такие продукты деятельности, можно, например, изучать мышление человека, его собранность, усидчивость, способность к монотонной работе.

Не менее интересную информацию о работнике могут дать и такие документально фиксированные продукты деятельности, как социальные преобразования . И хотя сам человек часто может не иметь отношения к таким документам, как приказы, распоряжения и т. д., но именно в них, как правило, фиксируются продукты его социально-общественной деятельности. Здесь подразумеваются созданные человеком организации или предприятия, их подразделения, отобранные и подобранные им работники, внедренные и функционирующие организационные системы и т. д. Одни подбирают сотрудников по принципу профессионализма, другие - по высокой обучаемости, третьи - по принципу личной преданности. Один руководитель внедряет жесткую систему контроля использования рабочего времени сотрудниками, другой - гибкий график рабочего времени, третий - не обращает на это внимания. Следовательно, скорее всего, первый придерживается авторитарного стиля руководства, второй - демократического, третий - либерального.

Научная психология за время своего развития достигла немалых результатов. Сформулировано закономерности психического развития человека, в разных теориях дано обоснование причин поведения людей, их психологических особенностей и типов. Кроме того, создан научный подход к способам получения всей этой информации. Об одном из методов получения данных о человеке, анализе продуктов его деятельности, - далее.

Анализ продуктов деятельности в психологии

Давайте определимся, что это за понятие. Анализ продуктов деятельности (АПД) - исследования человека путем изучения продуктов его трудовой или творческой деятельности. В отличие от основных психологических методов (наблюдения и эксперимента), АПД проводится опосредованно, т. е. без непосредственного общения психолога и его клиента. Специалист изучает продукты графического, музыкального, драматического творчества человека и на их основании делает выводы о его психологических особенностях.

Анализ продуктов деятельности в психологии чаще всего используется в работе с детьми разного возраста, поэтому приобрел такую "популярность" в педагогической практике.

Архивный, или праксиметрический метод

Для данного психологического метода существует и другое название - архивный. Этот термин употребили в своей деятельности американские психологи. Они подразумевали под архивным методом изучение жизни человека через его продукты труда, творчества, записи дневников, архивные данные о нем. Его разновидностью есть биографический метод, который позволяет изучать жизненный путь отдельного человека или группы людей через их творческие или трудовые достижения. Так современное человечество получает знания о жизни, отношениях и личностных особенностях знаменитых людей из прошлого.

В отечественной психологии более распространено название "анализ продуктов деятельности", или праксиметрический (от греч. "праксис" - "действие"). В нашем обществе этот метод широко используется в педагогической психологии для изучения развития детей.


Анализ продуктов детской деятельности

АПД очень распространен в работе с детьми с самого маленького возраста, потому что позволяет в комфортных для малыша условиях (в игре) проявить себя. Маленькие дети еще не способны словесно описать свои переживания, они пока не знают, как называется то, что они в данный момент чувствуют. Но могут сделать это другим способом - изобразить на бумаге, проиграть с друзьями, написать в сочинении. Все это может стать ценным материалом для психолога, который работает с ребенком.

Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных:

Благодаря изучению этих материалов можно сделать выводы об уровне знаний, сформированности навыков, наличии способностей, направленности интересов, эмоциональном состоянии ребенка, его взаимоотношениях с другими людьми.


В каких случаях применяется метод?

Метод психологического анализа продуктов деятельности - эффективный способ всестороннего изучения психики ребенка. Он позволяет выявить такие особенности, как:

  • психические процессы (мышление, внимание, память и др.);
  • психические состояния (настроение);
  • психические свойства (характер, способности - все, что делает ребенка индивидуальностью).

Таким образом, метод может применяться в самых различных ситуациях - для выявления причин неуспеваемости школьника, при трудностях в адаптации ребенка, для изучения его взаимоотношений со взрослыми и ровесниками, для определения интересов и склонностей ребенка к определенному виду деятельности.

Этот список можно продолжать, ведь количество вопросов о благополучном развитии малыша увеличивается с его возрастом. Опытный психолог всегда поможет обеспокоенным родителям или педагогам, если в арсенале его методов работы есть анализ продуктов деятельности.



Какие условия должны быть соблюдены?

Для того чтобы метод дал наиболее полные и точные результаты, психолог соблюдает ряд условий при проведении исследования:

  • четко формулирует цель - что конкретно и для чего исследуется (например, проявление взаимоотношений ребенка 6 лет со значимыми взрослыми и сверстниками в рисунках);
  • выбирает детей (если это группа) соответствующего возраста (в данном случае, 6 лет) и обладающих указанными навыками (например, рисования);
  • для всех детей готовит одинаковые условия для деятельности (одинаковые материалы, место проведения);
  • минимизирует собственное влияние на процесс работы детей, следит, чтобы малыши работали самостоятельно и были мотивированы;
  • фиксирует эмоциональные реакции детей, что проявляются в процессе работы;
  • если исследование подразумевает дальнейшую беседу с ребенком о продукте его творчества, заранее готовит вопросы;
  • предусматривает критерии, по которым будет оцениваться конечный продукт (например, выбор цветовой гаммы, композиция).

Каким образом проводится анализ?

Данный метод предполагает анализ процессов и продуктов деятельности. Это значит, что не только конечный продукт работы ребенка может нести информацию о нем, но и сам процесс его создания. Например, когда дети играют в постановку сказки, можно наблюдать, насколько они вовлечены в процесс, насколько им нравится роль и как они ее отыгрывают, насколько соответствует текст роли, а также то новое, что вносит в процесс малыш.

Если анализируется более пассивное занятие, например, лепка или рисование, можно фиксировать эмоциональные реакции ребенка на происходящее, наблюдать, как он сам оценивает свое произведение, насколько полученный продукт соответствует изначальной идее.

Конечный продукт деятельности оценивается по определенным критериям. Они зависят от того, какая цель была поставлена. Это может быть степень развития определенных психических функций ребенка, его эмоциональное состояние, наличие способностей к какой-то деятельности и прочее.


Этапы проведения исследования

Как и все психологические исследования, анализ продуктов деятельности подразумевает прохождение нескольких этапов:

  • подготовительный - сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы (что и почему происходит, с чем это может быть связано), подготовка материалов для анализа;
  • непосредственно исследование - психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости - дополнение его другими методами;
  • заключительный этап - систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов.

Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.

Достоинства метода

Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает:

  • Возможность собрать достаточно обширный материал как у группы, так и у одного ребенка.
  • Возможность прослеживания динамики психологического развития ребенка путем сравнения более старых и самых новых продуктов творчества. Например, увидеть, насколько усовершенствовалась мелкая как изменилось отношение ребенка к тому или иному аспекту его жизни и т.д.
  • Это наиболее естественный для ребенка способ исследования его психики: в игровой форме работы малыш чувствует себя комфортно и раскрепощенно.
  • Возможность выявить самые разнообразные психологические особенности ребенка - от степени развития внимания до характера.

Недостатки анализирования продуктов деятельности

Любой метод исследования имеет свои недостатки, которые могут влиять на полученный результат. Анализ изучения продуктов деятельности может подвергаться таким трудностям:

  • Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Например, для того, чтобы изучить рисунок малыша, нужно чтобы он уже обладал навыками рисования.
  • Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя.
  • Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.

Разновидности методов исследования продуктов деятельности

Анализ продуктов деятельности имеет свои разновидности или может быть использован как часть других методов психологического исследования. К таким относятся проективные методики. Их суть - в проецировании (переноса, изображения) внутренних свойств, переживаний человека на продукт его творчества. Изучая его, можно получить данные о развитии этого человека.

Отличается проективный метод от классического АПД тем, что он имеет стандартизированный материал, по которому проводится работа, и конкретную инструкцию. Например, испытуемый получает задание нарисовать рисунок на заданную тему, дополнить незаконченное предложение, составить рассказ по изображению и т. д. К таким наиболее известным методикам относятся "Пятна Роршаха", "Несуществующее животное", "Дом, дерево, человек" и другие.

Проективные методы эффективны не только в работе с детьми, но и со взрослыми, а также людьми, которые имеют психические заболевания.

Еще одной современной интерпретацией метода есть профессиография. Она использует АПД людей, которые принадлежат к определенному типу профессиональной деятельности. Благодаря сбору таких данных, выводятся требования, которые необходимы для успешного овладения той или иной профессией. Это психофизиологические, социально-психологические характеристики человека. Например, для того чтобы быть успешным педагогом, кроме теоретической подготовки, специалист должен быть тактичным, терпеливым, способным контролировать эмоции, достаточно гибким и изобретательным.

Контент-анализ как смежный метод

Наиболее разработанной и распространенной разновидностью архивного метода есть контент-анализ. Он используется не только в психологии, но и других социальных науках, коммуникациях. Метод предполагает изучение единиц текста и их классификацию. К таким единицам относятся:

  • отдельные слова;
  • фразы (словосочетания);
  • тема;
  • сообщение в целом.


Этот метод более точный, поскольку предполагает математические действия с полученным материалом. Все единицы исследования проходят подсчет с целью определения частоты их использования и систематизации. Это позволяет сделать выводы о психологических особенностях автора сообщения, о его взаимоотношениях с адресатом сообщения, а также о более глобальных социально-психологических процессах в больших группах людей.

Потенциальными источниками для контент-анализа выступают книги, личные дневники, заметки в газетах, песни, стихи и т. д.

Анализ педагогической документации

Широкое применение в практике обучения и воспитания детей получила еще одна разновидность АПД. Это анализ педагогической документации.

Современный или социальный работник каждый день сталкивается с большим объемом данных, касающихся учеников. Это различная документация:

  • характеристики;
  • медицинские анамнезы;
  • автобиографии;
  • журналы оценивания знаний;
  • протоколы собраний;
  • школьные дневники учеников;
  • приказы и распоряжения руководства.

Все это после изучения и систематизации позволяет создать общую картину развития ребенка, обозначить проблемные моменты и наметить пути их решения.


Метод анализа продуктов деятельности в психологии - эффективный инструмент в работе специалиста. Для его использования недостаточно теоретической подготовки. Это постоянная практика, личная заинтересованность и желание все время развиваться. Но если родители доверят своего ребенка такому специалисту, они будут уверены, что получат исчерпывающую информацию о нем и квалифицированную помощь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: