Ликвидация общественного объединения в россии. Ликвидация общественной организации

Основной закон государства (КРФ) гарантирует каждому право создавать на своё усмотрение общественные организации (далее – ОО) без предварительного соглашения органов власти и местного самоуправления. Объединения подлежат обязательной государственной регистрации и приобретают статус юридического лица (далее – ЮЛ).

Порядок ликвидации зарегистрированной ОО не отличается от порядка ликвидации любого другого юр. лица. Но существует ряд особенностей. Например, общественное объединение может существовать и без регистрации. В этом случае оно не приобретает прав ЮЛ и не нуждается в ликвидации.

Правовые основы деятельности

Создание, регистрация, деятельность и ликвидация ОО регулируется КРФ и ФЗ №82. Общественной организацией называется основанное на членстве, созданное на базе совместной деятельности добровольное объединение людей. Такие объединения создаются с целью защитить законные права и интересы.

Общественные организации независимо от их формы равны перед законом.

Подобное равенство распространяется и на участников ОО: учредители и основатели имеют одинаковые права с людьми, получившими членство. Общественные организации не занимаются коммерческой или государственной деятельностью. Одна из отличительных особенностей – членство в таких объединениях могут получить как ЮЛ, так и физические лица (ФЛ).

Руководит общественной организацией выборный орган. Он занимается реализацией прав и несёт ответственность за свою деятельность. Членами ОО могут быть только лица, достигшие 18-летнего возраста. Одно из основных обязательств ОО – иметь устав. Что касается права, то общественная организация может иметь свою символику. Регистрация только добровольная.

Если члены и основатели хотят чтобы объединение приобрело статус ЮЛ, то регистрация необходима.

К общественным организациям относятся:

  • политические партии;
  • массовые общественные движения;
  • профсоюзы и т.д.

Учредителями ОО могут быть физические и юридические лица. Членство предоставляется по аналогичному принципу, только с одним условием – ЮЛ должно пройти процедуру госрегистрации.

Одним из важнейших условий, определяющих статус ОО, является тот факт, что государство не участвует в их деятельности.

Уполномоченные органы и общественные организации соблюдают принцип невмешательства в работу друг друга. Деятельность ОО строится также и на конституционных принципах свободы, гласности и законности. Общественные организации обладают рядом налоговых льгот, которые предоставляются государством, но оно, в свою очередь, устанавливает определённые требования к уставным документам ОО.

Цели

Основной целью, которую преследует общественное объединение, является защита прав и интересов его членов. Например, для политической партии – это выражение воли ее членов и участие в формировании органов власти.

А вот массовые общественные движения преследуют не только политические цели.

Их участники не имеют фиксированного членства. Целью существования профсоюзов является защита социально-трудовых прав их участников.

Законодательство

Деятельность общественных организаций регулируют следующие н-п акты:

  • ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ»;
  • ТК РФ.

К законодательным актам, которые регулируют порядок создания, функционирования и ликвидации ОО относится ряд нормативно-правовых документов, направленных на противодействие экстремистской деятельности в стране. К источникам права в данном случае можно также отнести законы, устанавливающие порядок деятельности политических партий, общественных движений и профсоюзов.

Варианты прекращения работы

Ликвидировать общественное объединение можно:

  • добровольным способом;
  • в принудительном порядке;
  • альтернативным способом.

Завершение деятельности в добровольном порядке предусматривает проведение собрания основателей организации (партийного съезда) и принятия соглашения о ликвидации. Принудительный порядок предполагает ликвидацию по решению суда. Оно может быть вынесено, только если своей деятельности ОО не придерживалась условий указанных в ст. 44 ФЗ №82.

Альтернативная ликвидация всегда добровольная. В этом случае учредители общественного объединения решают для себя будут ли они сами участвовать в ликвидационной процедуре или им нужен представитель. Посредником между госорганами, участвующими в закрытии ОО и основателями может быть компания, предоставляющая услуги по ликвидации под ключ или грамотный юрист.

Ликвидация общественной организации: пошаговая инструкция

При ликвидации ОО должна прекратить своё существование как юридическое лицо и как участник гражданско-правовых отношений.

Порядок завершения деятельности следующий:

  1. На первом этапе проводится собрание участников, на котором принимается решения о ликвидации. Если организация имеет статус ЮЛ и статутными документами не предусмотрено иного, ее ликвидация будет правомерной при наличии зафиксированного согласия учредителей.
  2. Основатель(-ли), принявшие решение о завершении деятельности, назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию (далее – ЛК). При назначении они обязаны принять во внимание пожелания всех членов ОО, так как их право принимать участие во всех аспектах деятельности объединения не может быть нарушено.
  3. Порядок и сроки ликвидации устанавливает ЛК сразу после назначения. Это правило распространяется и на комиссии, которые приглашаются извне при альтернативном завершении деятельности общественного объединения.
  4. Члены ЛК в СМИ сообщение о ликвидации и сроки, допустимые для предъявления требований. Кредиторы и другие лица, у которых могут быть претензии к организации могут предъявить их только благодаря этому уведомлению. Сроки, отведённые для выдвижения требований, должны быть соблюдены даже, если у организации нет долгов пред третьими лицами.
  5. О принятии ликвидационного решения уведомляются ПФ, ФСС, ИФНС РФ, а также соответствующее управление МинЮста.
  6. Отсылаются письменные сообщения кредиторам о завершении деятельности организации. Это делается с целью доказать соблюдение процедуры, в случае если кредиторы, не заявившие свои требования в срок, попытаются обратиться в суд о взыскании. Предпочтительно отсылать письма с уведомлением.
  7. После того как пройдены все этапы, связанные с уведомлением третьих лиц и госорганов, ЛК приступает к составлению (далее – ПЛБ). В нем должны быть отражены все активы и пассивы объединения. Документ подлежит согласованию с руководством организации, ПЛБ заверяется органом, который принял решение о ликвидации.
  8. Следующий этап – удовлетворение требований кредиторов.
  9. Составление остаточного ЛБ. Порядок его утверждения аналогичный регламенту, предусмотренному для промежуточного ликвидационного баланса. Оба документа фиксируются по соответствующему протоколу.
  10. Предпоследний этап – . Если в уставе указанно, куда или кому должны перейти остатки имущества, то используются положения правоустанавливающего документа; в ином случае проводится съезд или собрание участников.
  11. Распределяют имущество учредители общества. Если члены ОО не могут прийти к согласию в вопросе распределения, они имеют право передать дело на рассмотрение в суд.
  12. Если организация носила статус ЮЛ, ее необходимо исключить из ЕРЮЛа.

После внесения в реестр сообщения о ликвидации ОО, процедуру можно считать завершённой полностью. Структурные подразделения завершают свою деятельность в случае ликвидации основного общества.

Собрание, решение, ликвидаторы

Для того чтобы начать ликвидационный процесс изначально необходимо провести собрание. На него должны быть приглашены все участники организации.

Соглашение о ликвидации считается правомочным, если «за» проголосовали 100% участников собрания.

Очень часто на практике уставами это количество сокращается к двум третьим от общего числа присутствующих.

Общественная организация, обладающая статусом ЮЛ, может быть ликвидирована по согласию учредителей. Когда основатель один – выносится его единоличное решение, если иное не предусмотрено статутом. Ход собрания фиксируется протоколом. На собрании формируется ЛК и устанавливается порядок ее деятельности.

Инициалы членов созданной комиссии указываются в протоколе собрания (съезда). Учредители или основатели организации могут быть участниками ЛК. Эта комиссия становится законным представителем ОО в судах и государственных органах. В своей работе она должна опираться на положения Гражданского кодекса РФ.

Подача документов

После создания или приобщения извне ЛК на комиссию возлагаются обязательства, связанные с формированием и подачей документов в различные инстанции. Члены данной комиссии занимаются размещением публикации в СМИ. Кроме того, они должны отправить уведомления в государственные органы. Для этого используются формы Р15001 и Р15002.

Все сообщения отправляются до составления проекта ПЛБ. Особенно тщательную проверку документов будет проводить управление МинЮста. Во многом это обосновано тем, что данный орган занимается регистрацией юр. лиц, а также внесением изменений в Единый реестр ЮЛ.

ПЛБ, расчёты

После завершения этапа подачи документов и публикации сообщений о ликвидации и по истечении срока, установленного для предъявления требований к ОО, ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс расходов и поступлений. Проект документа подлежит согласованию в налоговой инспекции и заверению руководством объединения (органом, принявшим решение о ликвидации).

После фиксации факта принятия баланса в протоколе, проводится удовлетворение требований кредиторов и прочих заинтересованных лиц.

В первую очередь проходит выплата долгов внебюджетным организациям (пенсионный фонд и ФСС), а также налоговикам. Потом удовлетворяют требования ЮЛ и физических лиц. Если капитала объединения недостаточно для погашения долгов, проводится продажа его имущества.

Владелец вторичного капитала будет ответственен за проведение этой процедуры. Если полученных средств окажется недостаточно для покрытия долгов, кредиторы могут обратиться в суд с требованиями к владельцу о продаже имущества. Остаточный ЛБ составляется и заверяется по аналогичному алгоритму.

Сроки и стоимость

Период ликвидации и стоимость процедуры зависят от способа завершения деятельности. Минимальный срок официальной ликвидации – 3 месяца. Самые незначительные затраты понесут организации, которые выбирают добровольное завершение деятельности с формированием собственной ЛК. Самый дешёвый путь, но далеко не самый быстрый.

Отличными альтернативными решениями являются:

  • ликвидация через управляющую компанию (срок – около 3 недель; стоимость – 20-30 тыс. рублей );
  • (срок – больше 1 месяца; стоимость – 30-35 тыс. рублей ).

Альтернативная ликвидация – это всегда временное решение проблемы. После ее завершения не вносятся изменения в ЕГР, а значит, кредиторы в любой момент могут предъявлять свои требования. Это хороший способ завершить деятельность ОО, которая не была зарегистрирована как ЮЛ.

Оптимальный способ ликвидации для объединения, которое проходило регистрацию в МинЮсте официальный.

Завершение деятельности в таком ключе с участием компании посредника занимает 3-6 месяцев и может обойтись в 25-50 тыс. рублей . Представительство интересов в случае банкротства самое дорогое – максимальная сумма может составлять 200 тыс. рублей , а сам процесс будет длиться 6-8 месяцев.

Можно ли остановить или оспорить процедуру?

Процедура ликвидации может быть оспорена и остановлена в судебном порядке. К оспариванию прибегают в большинстве случаев кредиторы, которые не смогли предъявить свои требования ввиду того, что ЛК был проигнорирован этап публикации сообщения о завершении деятельности в СМИ.

Суд, оценив все фактические данные по делу, может признать процедуру ликвидации недействительной.

Также может быть оспорено требование кредиторов о продаже имущества владельца. Законодательством предусмотрена возможность приостановления ликвидационного процесса, но не указано в каких конкретных случаях это может быть применено. Остановить процедуру закрытия ОО можно и без решения суда.

Например, это можно сделать в тот отрезок времени, пока будет проводиться альтернативная ликвидация, которая позволяет подготовиться к официальному завершению деятельности. Самым выгодным и быстрым способом ликвидации общественного объединения можно считать официальное завершение деятельности при участии компании-посредника.

Все сложности ликвидационного процесса распространяются только на те ОО, которые были зарегистрированы как юрлица. Те объединения, которые не были внесены в ЕРЮЛ, могут считать оптимальным способом завершения деятельности схему с самостоятельным назначением ликвидатора (ликвидационной комиссии).

Такая разновидность юридического лица, как некоммерческая организация (НКО), отличается особенностями создания, функционирования и ликвидации. Рассмотрим этапы закрытия НКО и процедуру в общем.

Что говорит об НКО закон

ГК РФ определяет НКО как юрлицо, не имеющее главной целью своей деятельности получение прибыли и не распределяющее её между своими участниками (ст. 50 ГК РФ).

Если устав предусматривает ведение деятельности, приносящей доход, то НКО должна иметь достаточное для этого имущество, причем его рыночная стоимость должна быть не меньше 10 тыс. руб.

ГК РФ предусматривает создание НКО в строго определенных организационно-правовых формах (п. 3 ст. 50 ГК РФ), которые и обусловливают особенности их деятельности в каждом случае.

Функционирование НКО регулируется соответствующим законодательством (Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» , Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и др.).

Ликвидация НКО

Ликвидация НКО подчиняется общим правилам ликвидации юрлиц, предусмотренным ГК РФ, но имеется и своя специфика.

Основаниями закрытия НКО могут быть:

  • добровольное решение об этом уполномоченного органа юрлица (если отсутствуют долговые имущественные обязательства);
  • для недействующих НКО и фондов - соответствующее решение суда;
  • банкротство.

Как закрыть некоммерческую организацию: пошаговая инструкция

В добровольной ликвидации НКО, как и других юрлиц, различаются этапы:

  • учредители/участники принимают решение о добровольной ликвидации;
  • ими формируется ликвидационная комиссия;
  • уведомляется о ликвидации регистрирующий орган (в 3-дневный срок согласно ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации…») путем направления уведомления по утвержденной форме;
  • извещаются о предстоящей ликвидации кредиторы;
  • в журнале «Вестник государственной регистрации» публикуется соответствующее объявление;
  • составляется промежуточный ликвидационный баланс (он включает сведения о составе имущества НКО, предъявленных кредиторами требованиях и результатах их рассмотрения) и предоставляется в регистрирующий орган;
  • происходит расчет с кредиторами;
  • расторгаются трудовые договоры с работниками и производится окончательный расчет с ними;
  • составляется ликвидационный баланс и вместе с необходимым пакетом документов предоставляется в регистрирующий орган;
  • после внесения соответствующей записи в Единый госреестр юрлиц получаются документы о ликвидации НКО.

Регистрирующим органом для НКО выступает Росреестр.

Ликвидация НКО, созданных в виде фондов, осуществляется исключительно по решению суда об этом, вынесенному по заявлению заинтересованного лица или прокурора.

Порядок ликвидации некоммерческой организации

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО содержится прямо в ст. 19 Закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (кроме религиозных организаций и госкорпораций).

Ликвидация НКО подразумевает под собой абсолютное прекращение существования этой организации без возможности перехода прав на нее другому субъекту. После данной процедуры некоммерческая организация прекращает свое существование в качестве юридического лица.

НКО отличается деятельностью от других коммерческих юридических лиц, поэтому ликвидация имеет ряд особенностей и отличий.

Деятельность некоммерческой организации

Для НКО характерна предпринимательская деятельность, а именно:

  • сфера услуг, выпуск товаров;
  • покупка и продажа активов компаний;
  • реализация прав, связанных с имуществом;
  • вклады в хозяйственные общества и товарищества;

Касаемо прибыли, некоммерческое предприятие не распределяется между членами организации, так как идет на выполнение целей, поставленных при создании НКО. Заработанные средства участники имеют право отправить в благотворительные фонды.


Для общественных объединений существует ограничение на ведение предпринимательской деятельности - территориальное. Это значит, что организация должна вести свою деятельность исключительно в одном субъекте РФ.

Разнообразие видов деятельности НКО можно разделить на:

  • деятельность, которую осуществляет сама организация;
  • деятельность, которую осуществляют созданием и участием в коммерческих организациях.

Рассматривая второй случай, могут возникнуть вопросы о том, будет ли законно НКО участвовать в коммерческой организации или покупать ее акции. Да, законно, если вся прибыль будет направлена на цели, ради которых создана некоммерческая организация.

Для некоторых видов НКО законодательство устанавливает ограничения на предпринимательство. По закону организациям запрещено составлять и подписывать договор совместной работы (договор простых товариществ) ради предпринимательской деятельности.

В ситуации, когда прибыли от предпринимательской деятельности хватает только на поддержание существования организации, а документы подтверждают, что это противоречит уставу, НКО может подвергнуться проверке Минюста РФ. Министерство или другие органы в праве потребовать в судебном порядке ликвидировать данную организацию, так как достижение целей, прописанных в уставе, не происходит.

Из этого можно сделать вывод о том, что даже если прибыль НКО небольшая, необходимо продолжать деятельность, ради которой и создавалась организация. Программы, акции, мероприятия в таком случае будут проходить за счет участников или спонсоров.

Решение о ликвидации НКО

Для того, чтобы вынести решение о ликвидации фонда, необходимо подать заявление самим участникам организации в суд. Для других НКО также могут быть ликвидированы через суд. Нарушив законодательство или устав организации, НКО получит предупреждение, вынесенное Министерством Юстиции или постановление, призывающее устранить проблемы, от прокурора.

Более, чем два предупреждения или предоставления, - возможность ликвидации некоммерческой организации через суд.

Пошаговая инструкция

Ликвидация НКО проходит в следующей последовательности:

  • Создание общего собрания о принятии решения по поводу ликвидации;
  • Поиск ликвидатора и его назначение. В качестве ликвидатора назначают лицо или группу лиц (). После этого собрание должно быть запротоколированно и закреплено подписями участников.
  • В течение трех дней необходимо обратиться в регистрирующий орган и подать заявление с бланком PH0005, протоколом собрания, уведомлением о назначении лица-ликвидатора или комиссии (бланк PH0006) и ксерокопии следующих документов: свидетельство об учете из налоговой, ИНН, выписка из ЕГР, документов, удостоверяющих личность участников, приказ о назначении бухгалтера, устав НКО. Такой набор документов необходимо отправить и в Министерство Юстиции, Фонд соц.страхования и в пенсионный фонд. Далее проверенные документы отправляются в налоговую и начинается ликвидация НКО.
  • Создание сообщения для “Вестника гос.регистрации” о прекращении НКО для всех заинтересованных в ее деятельности. Необходимо указать контактные данные, адреса, задолженности и, самое главное, название некоммерческой организации. Это необходимо для того, чтобы имели возможность связаться с организацией и выяснить претензии и проблемы. Ликвидатор или комиссия должны хранить документы о публикации данной информации в СМИ, а именно номер издания и само сообщение.
  • Следующий шаг - составление ПЛБ (промежуточного ликвидационного баланса). Он необходим для того, чтобы свести все данные об активах и пассивах. Баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации. Составление ПЛБ облегчит проверку налоговой и систематизирует все данные. Уведомление о составлении баланса составляется по бланку PH0007 и отправляется в ИФНС.
  • После нужно рассчитаться с кредиторами, если есть задолженности. Деньги выплачиваются сначала сотрудникам, потом фондам и банкам, физическим и юридическим лицам. При недостатке капитала ликвидатор имеет право продать имущество НКО для погашения задолженностей. Оставшееся имущество делят сотрудники организации, либо оно переходит к государству.
  • Составление ликвидационного баланса. Если долги отсутствуют, то он будет идентичен промежуточному.
  • Далее происходит оплата госпошлины - 800 рублей для юридических лиц. Отсутствие этой платы свидетельствует о банкротстве.
  • Предпоследний шаг - НКО исключается из ЕГРЮЛ. Это самый значимый момент в ликвидации. В регистрационный орган необходимо подать бланк PH0008 в оригинале, протокол о составлении ликвидационного баланса, документ об оплате госпошлины, заключение суда, регистрационное свидетельство, документ об уничтожении всех печатей организации. Весь пакет документов подает ликвидатор.
  • Сама ликвидация НКО в порядке суда.

Ликвидация НКО через суд

Как говорилось ранее, решение о том, стоит или нет ликвидировать некоммерческую организацию принимать могут участники, регистрирующий орган, суд. Последние два случая связаны с принудительной ликвидацией. Если суд вынес решение о прекращении любых действий, то это обязательно к выполнению.

Этапы и порядок ликвидации регулирует гражданское законодательство, а решение о дальнейшей деятельности принимают исключительно учредители.

В случае, когда были установлены нарушения закона, либо юридическое лицо не в состоянии погасить задолженность, судьбу НКО решает государство, а именно суд.

Необходимо направить иск, дабы уведомить суд, когда необходимо его решение. Это не хозяйственный спор, поэтому исходить иск должен от специально уполномоченного лица. При нарушении права этим лицом становятся госорганы власти и муниципалитет. Если нарушены права кредиторов - следует . И в том, и в другом случае юридическое лицо является ответчиком и должно предоставить факты, доказательства в качестве опровержения позиции истца. После рассмотрения всех материалов дела суд выносит решение.

При выяснении нарушений со стороны НКО по отношению к кредитору, суд может принять одно из двух решений:

  • принудительно ликвидировать организацию;
  • применить первую процедуру банкротства;

Ликвидирование некоммерческой организации судом регулируется нормами материального и процессуального законодательства. Для того, чтобы узнать основания принудительной ликвидации, нужно обратиться к Гражданскому кодексу.

Арбитражный процессуальный кодекс содержит вопросы, относящиеся к содержанию и подаче иска, выявления подсудности и рассмотрения дела о ликвидации. Также там описаны нормы, на основании которых оспариваются вынесенные решения. также споры юридических лиц.

Ликвидация минюстом

НКО, при ликвидации, обязана подать пакет документов в Министерство Юстиции. После проследует, в отличии от налоговой службы, глубокая проверка законности причин для прекращения деятельности.

Стоимость

Как говорилось ранее, при ликвидации некоммерческой организации необходимо заплатить госпошлину в размере 800 рублей. Это будет единственной платой в том случае, если ликвидацию осуществляет сама НКО. При привлечении высококвалифицированных юристов, цена возрастает до ста тысяч рублей в крупных городах и до восьмидесяти в регионах.

Ответственность

Учредитель юридического лица не несет ответственность за обязательства самого юридического лица и наоборот - общее правило. Но есть определенные исключения. Например, дополнительная ответственность собственников НКО.

Сотрудники организации несут ряд ответственностей: административную, налоговую, гражданско-правовую и уголовную. Главный руководитель обязан совершать честные и разумные действия только в интересах юридического лица, которое он предоставляет. (п.3 ст.53 ГК РФ) Вследствие этого, руководящее лицо несет полную ответственность за издержки, убытки, ущерб, причиненные организации (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 г. №10АП-18605/2014).

Оспаривание неправомерной ликвидации НКО

Только законодательство устанавливает порядок обжалования решения о ликвидации НКО. Лица, заинтересованные в деятельности организации, имеют право обжаловать решение в суде. Если была выявлена неправомерность решения, государство обязуется выплатить организации все издержки и понесенные убытки. Во время решения руководствоваться следует не только законом, но и морально-этическими факторами.

Последствия ликвидации некоммерческой организации

Главное последствие - прекращение любой деятельности некоммерческой организации. Если процедура происходила добровольно, то это напрямую соответствует желаниям участников о закрытии организации.

Еще одно последствие - потеря имущества. Как говорилось ранее, это произойдет только в том случае, если капитала НКО недостаточно для погашения задолженностей и кредитов. В том случае, если ликвидация произошла на основании прокурорского постановления, НКО потеряет средства и цели создания не будут достигнуты.

Итогом для всех форм ликвидации станет исключение организации из государственного реестра юридических лиц.

Ликвидация общественной организации несущественно отличается от аналогичного процесса по отношению к любому иному юридическому лицу. Однако работа таких обществ регламентируется отдельными законными актами, что отражается и на процессе прекращения деятельности, который приобретает несколько иную форму. Несмотря на то, что общественная организация создается не ради получения прибыли и ведения предпринимательской деятельности, до закрытия придется сверить счета, убедиться в отсутствии задолженностей государству, а также подать некоторые отчеты в контролирующие органы. Наш адвокат по регистрации и ликвидации предприятий станет Вашим помощником и советчиком в процедуре.

Какие бывают способы ликвидации общественной организации?

Прежде всего нужно понимать, что такие понятия, как и ликвидация - понятия разные. Внесение изменений влечет за собой просто появление более актуальной информации в реестре, а ликвидация влечет за собой прекращение деятельности вообще.

Виды закрытия фирмы:

В зависимости от того, какие есть основания ликвидации общественной организации, выбирается один из четырех методов проведения данной процедуры. Многие из способов ликвидации общественной организации похожи на ликвидацию коммерческих юридических лиц, аналогия с ответом на вопрос в данном случае не может быть использована.

  1. Добровольный процесс . В данном случае необходимо принять коллективное решение, запротоколировать его и затем начинать подготовку всех необходимых документов. Это процесс достаточно длительный, однако, он является одним из самых надежных процессов для ликвидации некоммерческой организации.
  2. Ликвидация путем реорганизации . Реорганизация может быть в форме присоединения, разделения или выделения, слияния или преобразования. Такая процедура проходит достаточно редко и зачастую она связана не с целью ликвидировать общественную организацию, а с целью привести ее учредительные документы в соответствие с требованиями министерства юстиции.
  3. Альтернативное закрытие общественной организации . Это не слишком распространённый метод, как закрыть общественную организацию, поскольку он связан с дополнительными операциями. Необходимо будет найти посредника, юриста или же компанию, которая оказывает соответствующие услуги по поиску нового желающего возглавить организацию. Преимуществом такого варианта является возможность переложить большую часть полномочий на представителя, но они минимальны в сравнении с рисками, ведь процедура может показаться сомнительной сделкой, в связи с чем к организаторам могут быть применены негативные последствия вплоть до привлечения к уголовной ответственности.
  4. Ликвидация общественной организации по решению суда - совсем иной случай. Это не добровольное решение, а императивное. При наличии постановления необходимо точно в срок провести все операции. В остальном же процедура также ничем не отличается от стандартной, поскольку требования предъявляются все те же. Более того, по решению суда можно ликвидировать только НКО, а та же по решению суда состояться не может.

Порядок ликвидации общественной организации

Добровольная ликвидация общественной организации будет состоять из нескольких основных этапов:

  • принятия решения и формирования комиссии;
  • составление необходимых документов и подача их в регистрирующий орган;
  • назначения сроков, уведомление кредиторов, партнеров, государственных органов;
  • составления промежуточного баланса;
  • расчет с кредиторами;
  • распоряжения остаточным имуществом;
  • составление ликвидационного баланса;
  • внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Вообще, стоит отметить, что достаточно своеобразен: он похож на порядок ликвидации коммерческого юридического лица, но имеет ряд нюансов.

Протокол ликвидации общественной организации - это обязательный документ в пакете, который должен быть составлен максимально грамотно. Сложности могут возникнуть на этом этапе в связи с тем, что все участники фактически имеют в таком обществе равные права, но в некоторых случаях можно обойтись и собранием учредителей.

Ликвидация региональной общественной организации проходит по аналогичной схеме, но требуется решение конференции, съезда, которые и принимали решение о создании данного общества. При этом процесс может быть, как добровольным, так принудительным, по судебному решению.

Несмотря на то, что общественная организация не имеет своей целью получение коммерческой выгоды, она должна тщательно сверить свой баланс с контролирующими органами, уведомить всех заинтересованных третьих лиц о планируемом закрытии. С этой целью в особых изданиях заказывается официальная публикация, в которой указывается точный срок ликвидации. Если же у кредиторов возникают какие-либо претензии, они должны быть удовлетворены, а расчеты сверены до подачи данных в единый государственный реестр.

Ликвидация общественной организации путем реорганизации происходит иначе, и включает в себя:

  • принятие решения о реорганизации;
  • составление и подача соответствующих решения и уведомления в регистрирующий орган;
  • публикацию соответствующей информации в специальном вестнике (это требуется не всегда);
  • подачу нового пакета документов - он разные в зависимости от того, каким именно способом реорганизуется общественная организация;
  • внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Так называемая альтернативная ликвидация по сути своей является передачей общественной организации под управление другим лицам. Причин тому может быть много: как пример, ее участники перестали заниматься каким-то ранее им интересным проектом, а другие люди наоборот, хотят с помощью этой организации привлечь внимание к определенной проблеме.

Если завершение работы происходит по решению судебных органов, собрания и принятия решения не требуется. В этом случае суд самостоятельно принимает решение о ликвидации, если оно вступает в законную силу - это уже является основанием для исключения такого лице из реестра юридических лиц.

Особенности ликвидации общественной организации без регистрации в реестре юридических лиц

Также следует учитывать, что общественная организация не всегда регистрируется как юридическое лицо, и это вполне законно. В этом случае нет необходимости вносить изменения в государственный реестр. Для всех остальных организаций это обязательный завершающий этап работ, с момента которого общество перестает существовать.

НА ЗАМЕТКУ : Стоит также отметить еще один этап ликвидации, который используется в отношении коммерческих организаций. Так, последнее время достаточно часто происходит , и в этом различие коммерческой организации от некоммерческой: некоммерческую организацию ФНС ликвидировать не может.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: