8 конгресс оон. Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование


Приняты Восьмым Конгрессом ООН
по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;
Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 года

Восьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, ссылаясь на Миланский план действий*, принятый на основе
консенсуса седьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и
одобренный Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 40/32 от 29
ноября 1985 года, ___________________
* Смотри Седьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,
Милан, 26 августа - 7 сентября 1985 года (издание Организации
Объединенных Наций, в продаже под N R.86.IV.I), глава 1, раздел A.
ссылаясь также на резолюцию 18 седьмого Конгресса*, в
которой Конгресс рекомендует государствам-членам обеспечить защиту
практикующих юристов от неправомерных ограничений и давления при
выполнении ими своих функций, ___________________
* Там же, раздел E.
с удовлетворением отмечая работу, проделанную во исполнение
резолюции 18 седьмого Конгресса Комитетом по предупреждению
преступности и борьбе с ней, Межрегиональным подготовительным
совещанием к восьмому Конгрессу Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями по
нормам и руководящим принципам Организации Объединенных Наций в
области предупреждения преступности и уголовного правосудия и их
выполнению и первоочередным задачам в отношении установления новых
норм*, и региональными подготовительными совещаниями к восьмому
Конгрессу, __________________
* A/CONF. 144/IPM.5.
1. принимает Основные принципы, касающиеся роли юристов,
содержащиеся в приложении к настоящей резолюции; 2. рекомендует Основные принципы для принятия решений и
осуществления на национальном, региональном и межрегиональном
уровнях с учетом политических, экономических, социальных и
культурных условий и традиций каждой страны; 3. предлагает государствам-членам учитывать и соблюдать
Основные принципы в рамках их национального законодательства и
практики; 4. предлагает также государствам-членам довести Основные
принципы до сведения юристов, судей, работников органов
исполнительной власти и законодательной власти и населения в
целом; 5. предлагает далее государствам-членам информировать
Генерального секретаря каждые пять лет начиная с 1992 года о ходе
осуществления Основных принципов, и том числе об их
распространении, их включении во внутреннее законодательство,
практику, процедуры и политику, о проблемах, возникающих в связи с
их осуществлением на национальном уровне, и помощи, которая,
возможно, требуется со стороны международного сообщества, и просит
Генерального секретаря представить соответствующий доклад девятому
Конгрессу Организации Объединенных Наций по предупреждению
преступности и обращению с правонарушителями; 6. призывает все правительства поощрять на национальном и
региональном уровнях семинары и учебные курсы, посвященные роли
юристов и соблюдению равенства условий доступа к профессии юриста; 7. настоятельно призывает региональные комиссии, региональные
и межрегиональные учреждения, занимающиеся вопросами
предупреждения преступности и уголовного правосудия,
специализированные учреждения и другие органы системы Организации
Объединенных Наций, другие заинтересованные межправительственные
организации при Экономическом и Социальном Совете, принять
активное участие в осуществлении основных принципов и
информировать Генерального секретаря о проделанной работе по
распространению и осуществлению Основных принципов и о степени их
осуществления и просит Генерального секретаря включить настоящую
информацию в его доклад девятому Конгрессу; 8. призывает Комитет по предупреждению преступности и борьбе
с ней рассмотреть в первоочередном порядке вопрос о путях и
средствах обеспечения эффективного осуществления настоящей
резолюции; 9. просит Генерального секретаря: а) принять, в случае необходимости, меры по доведению
настоящей резолюции до сведения правительств и всех
заинтересованных органов Организации Объединенных Наций и
обеспечить как можно более широкое распространение Основных
принципов; b) включить Основные принципы в следующий выпуск издания
Организации Объединенных Наций под названием "Права человека:
Сборник международных документов"; с) предоставлять правительствам по их просьбе услуги
экспертов и региональных и межрегиональных консультантов для
оказания помощи в осуществлении Основных принципов и представить
девятому Конгрессу доклад о фактически предоставленной технической
помощи и подготовке; d) представить Комитету по предупреждению преступности и
борьбе с ней на его двенадцатой сессии доклад о мерах, принятых по
осуществлению настоящих Основных принципов.
Приложение
Основные принципы, касающиеся роли юристов
Принимая во внимание, что народы мира заявляют в Уставе
Организации Объединенных Наций (995_010), в частности, о своей
решимости создать условия, при которых может соблюдаться
справедливость, и провозглашают в качестве одной из своих целей
осуществление международного сотрудничества в обеспечении и
развитии уважения прав человека и основных свобод без различия
расы, пола, языка и религии, принимая во внимание, что во Всеобщей декларации Прав
человека (995_015)* зафиксированы принципы равенства перед
законом, презумпция невиновности, право на то, чтобы дело было
рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости
независимым и беспристрастным судом, и все необходимые гарантии
для защиты любого человека, обвиняемого в совершении преступления, ___________________
принимая во внимание, что в Международном пакте о гражданских
и политических правах (995_043)* также провозглашается право
быть судимым без неоправданной задержки и право на справедливое и
публичное разбирательство дела компетентным, независимым и
беспристрастным судом, созданным на основании закона, ___________________
принимая во внимание, что в Международном пакте об
экономических, социальных и культурных правах (995_042)*
напоминается об обязанности государств согласно Уставу Организации
Объединенных Наций способствовать всеобщему уважению и соблюдению
прав и свобод человека, ___________________
* Резолюция 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи.
принимая во внимание, что в Своде принципов защиты всех лиц,
подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме
(995_206)*, предусматривается, что задержанное лицо имеет право
использовать помощь юрисконсульта, обращаться и консультироваться
с ним, ___________________
* Резолюция 43/173 Генеральной Ассамблеи, приложение.
принимая во внимание, что в Стандартных минимальных правилах
обращения с заключенными (995_212)*, в частности, рекомендуется
обеспечивать подследственным заключенным юридическую помощь и
конфиденциальное обращение с адвокатом, ___________________
* См. Права человека: Сборник международных договоров
(издание Организации Объединенных Наций, в продаже под N R.86.XIV.
1), раздел G.
принимая во внимание, что в Мерах, гарантирующих защиту прав
тех, кто приговорен к смертной казни (995_226)*, подтверждается
право каждого подозреваемого или обвиняемого в совершении
преступления, за которое может быть вынесен смертный приговор, на
соответствующую правовую помощь на всех стадиях судопроизводства в
соответствии со статьей 14 Международного пакта о гражданских и
политических правах, ___________________
* Резолюция 217 A (III) Генеральной Ассамблеи.
принимая во внимание, что в декларации основных принципов
правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью
(995_114)* рекомендуются меры, которые следует принимать на
международном и национальном уровнях для облегчения жертвам
преступлений доступа к правосудию и справедливому обращению,
реституции, компенсации и помощи, __________________
* Резолюция 40/34 Генеральной Ассамблеи.
принимая во внимание, что для обеспечения надлежащей защиты
прав и основных свобод человека, пользоваться которыми должны все
люди, независимо от того, являются ли эти права экономическими,
социальными и культурными или гражданскими и политическими,
необходимо, чтобы все люди действительно имели доступ к
юридическим услугам, предоставляемым независимыми
профессиональными юристами, принимая во внимание, что профессиональным ассоциациям
юристов отводится основополагающая роль в обеспечении соблюдения
профессиональных норм и этики в защите своих членов от
преследования и неправомерных ограничений и посягательств, в
предоставлении юридических услуг всем нуждающимся и в
сотрудничестве с правительственными и другими учреждениями в
содействии осуществлению целей правосудия и в отстаивании
государственных интересов, приведенные ниже Основные принципы, касающиеся роли юристов,
сформулированные для оказания помощи государствам-членам в
осуществлении их задачи развития и обеспечения надлежащей роли
юристов, должны соблюдаться и учитываться правительствами в рамках
их национального законодательства и практики и должны быть
доведены до внимания юристов, а также других лиц, таких, как
судьи, обвинители, представители исполнительных и законодательных
органов и населения в целом. Эти принципы, при необходимости,
также применяются к лицам, которые выполняют функции юристов, не
имея официального статуса таковых.
Доступ к юристам и юридическим услугам
1. Каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за
помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех
стадиях уголовного разбирательства. 2. Правительство обеспечивает эффективные процедуры и гибкие
механизмы эффективного и равного доступа к юристам для всех лиц,
находящихся на их территории и попадающих под их юрисдикцию, без
какого-либо различия, такого, как дискриминация по признаку расы,
цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии,
политических или иных убеждений, национального или социального
происхождения, имущественного, сословного, экономического или
иного положения. 3. Правительства обеспечивают предоставление достаточных
финансовых и иных средств для оказания юридических услуг бедным и,
в случае необходимости, другим лицам, находящимся в
неблагоприятном положении. Профессиональные ассоциации юристов
сотрудничают в организации и обеспечении услуг, средств и других
ресурсов. 4. Правительства и профессиональные ассоциации юристов
содействуют осуществлению программ по информированию людей об их
правах и обязанностях в соответствии с законом и о важной роли
юристов в защите их основных свобод. Особое внимание следует
уделять оказанию помощи бедным и другим лицам, находящимся в
неблагоприятном положении, с тем, чтобы они могли отстаивать свои
права и, когда это необходимо, обращаться за помощью к юристам.
Специальные гарантии в вопросах уголовного правосудия
5. Правительства обеспечивают, чтобы компетентные власти
немедленно информировали каждого человека о его праве пользоваться
помощью юриста по своему выбору при аресте или задержании либо при
обвинении его в совершении уголовного преступления. 6. Во всех случаях, когда того требуют интересы правосудия,
каждый такой человек, не имеющий юриста, имеет право на помощь
юриста, опыт и компетентность которого соответствуют характеру
правонарушения, назначенного в целях предоставления ему
эффективной юридической помощи бесплатно, если у него нет
достаточных средств для оплаты услуг юриста. 7. Кроме того, правительства обеспечивают, чтобы все
арестованные или задержанные лица, независимо от того, предъявлено
ли им обвинение в совершении уголовного преступления или нет,
получали немедленный доступ к юристу и в любом случае не позднее,
чем через сорок восемь часов с момента ареста или задержания. 8. Всем арестованным, задержанным или заключенным в тюрьму
лицам предоставляются надлежащие возможности, время и условия для
посещения юристом, сношения и консультации с ним без задержки,
вмешательства или цензуры и с соблюдением полной
конфиденциальности. Такие консультации могут проводиться в
присутствии должностных лиц по поддержанию правопорядка, но без
возможности быть услышанными ими.
Квалификация и подготовка кадров
9. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и
учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и
подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и
моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод,
признанных национальным и международным правом. 10. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и
учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб
какому-либо лицу в отношении начала или продолжения
профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета
кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или
иных взглядов, национального или социального происхождения,
имущественного, сословного, экономического или иного положения, за
исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен
являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается
как дискриминационное. 11. В странах, где существуют группы, общины и регионы,
потребности которых в юридических услугах не обеспечивают,
особенно там, где такие группы обладают своеобразной культурой,
традициями или языком или становились жертвами дискриминации в
прошлом, правительства, профессиональные ассоциации юристов и
учебные заведения должны принять особые меры к тому, чтобы
предоставить возможности кандидатам от этих групп получить доступ
к профессии юриста и обеспечить, чтобы они получили образование,
соответствующее потребностям их групп.
Функции и обязанности
12. Юристы при всех обстоятельствах сохраняют честь и
достоинство, присущие их профессии, как ответственные сотрудники в
области отправления правосудия. 13. По отношению к своим клиентам юристы выполняют следующие
функции: a) консультирование клиентов в отношении их юридических прав
и обязанностей и работы правовой системы в той мере, в какой это
касается юридических прав и обязанностей клиентов; b) оказание клиентам помощи любыми доступными средствами и
принятие законодательных мер для защиты их или их интересов; c) оказание, в случае необходимости, помощи клиентам в судах,
трибуналах или административных органах. 14. Защищая права своих клиентов и отстаивая интересы
правосудия, юристы должны содействовать защите прав человека и
основных свобод, признанных национальным и международным правом, и
во всех случаях действовать независимо и добросовестно в
соответствии с законом и признанными нормами и профессиональной
этикой юриста. 15. Юристы всегда строго соблюдают интересы своих клиентов.
Гарантии в отношении выполнения юристами своих обязанностей
16. Правительства обеспечивают, чтобы юристы: a) могли выполнять все свои профессиональные обязанности в
обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или
неоправданного вмешательства; b) могли совершать поездки и беспрепятственно
консультироваться со своими клиентами внутри страны и за ее
пределами; и c) не подвергались судебному преследованию и судебным,
административным, экономическим или другим санкциям за любые
действия, совершенные в соответствии с признанными
профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также
угрозами такого преследования и санкций. 17. В тех случаях, когда возникает угроза безопасности
юристов в результате выполнения ими своих функций, власти
обеспечивают им надлежащую защиту. 18. Юристы не отождествляются со своими клиентами или
интересами своих клиентов в результате выполнения ими своих
функций. 19. Ни один суд или административный орган, в котором
признается право на адвоката, не отказывается признавать права
юриста отстаивать в суде интересы своего клиента, за исключением
тех случаев, когда юристу было отказано в праве выполнять свои
профессиональные обязанности в соответствии с национальным правом
и практикой и в соответствии с настоящими принципами. 20. Юристы пользуются гражданским и уголовным иммунитетом в
отношении соответствующих заявлений, сделанных добросовестно в
виде письменных представлений в суд или устных выступлений в суде
или ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей в
суде, трибунале или другом юридическом или административном
органе. 21. Компетентные органы обязаны обеспечивать юристам
достаточно заблаговременный доступ к надлежащей информации, досье
и документам, находящимся в их распоряжении или под их контролем,
с тем чтобы юристы имели возможность оказывать эффективную
юридическую помощь своим клиентам. Такой доступ должен
обеспечиваться как только в этом появляется необходимость. 22. Правительства признают и обеспечивают конфиденциальный
характер любых сношений и консультаций между юристами и их
клиентами в рамках их профессиональных отношений.
Свобода убеждений и ассоциаций
23. Юристы, как и другие граждане, имеют право на свободу
выражения мнения, убеждений и собраний. В частности, они имеют
право принимать участие в общественных дискуссиях по вопросам,
касающимся права, отправления правосудия и поощрения и защиты прав
человека, и быть членами местных, национальных или международных
организаций или создавать их и принимать участие в их заседаниях,
не подвергаясь ограничению своей профессиональной деятельности
вследствие своих законных действий или членства в законной
организации. Осуществляя эти права, юристы в своих действиях
всегда руководствуются правом и признанными нормами и
профессиональной этикой юриста.
Профессиональные ассоциации юристов
24. Юристы имеют право создавать и являться членами
самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их
интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке
и защищающих их профессиональные интересы. Исполнительный орган
профессиональных организаций избирается ее членами и выполняет
свои функции без вмешательства извне. 25. Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают с
правительствами с целью обеспечить, чтобы все лица имели реальный
и равный доступ к юридическому обслуживанию и чтобы юристы имели
возможность без неправомерного вмешательства консультировать и
оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными
профессиональными стандартами и этическими нормами.
Дисциплинарные меры
26. Юристы через свои соответствующие органы или
законодательные органы разрабатывают в соответствии с национальным
законодательством и обычаями и признанными международными
стандартами и нормами кодексы профессионального поведения юристов. 27. Обвинения или жалобы в отношении юристов, выступающих в
своем профессиональном качестве, подлежат скорейшему и
объективному рассмотрению в соответствии с надлежащей процедурой.
Юристы имеют право на справедливое разбирательство дела, включая
право на помощь юриста по своему выбору. 28. Дисциплинарные меры в отношении юристов рассматриваются
беспристрастным дисциплинарным комитетом, создаваемым юристами, в
независимом органе, предусмотренном законом, или в суде и подлежат
независимому судебному контролю. 29. Все дисциплинарные меры определяются в соответствии с
кодексом профессионального поведения и другими признанными
стандартами и профессиональной этикой юриста и в свете настоящих
принципов.
"Права людини і професійні стандарти для юристів", 1996

По Уставу ООН на эту организацию возложена ответственность за международное сотрудничество по всем актуальным проблемам. Непосредственно вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью занимается один из главных органов ООН - Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), в структуре которого в 1950 г. был учрежден Комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1971 г. он был преобразован в Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, а в 1993 г. - в более высокий по статусу орган - в Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Комиссия (комитет) представляет ЭКОСОС рекомендации и предложения, направленные на более эффективную борьбу с преступностью и гуманное обращение с правонарушителями. Генеральная Ассамблея, кроме того, возложила на этот орган функции подготовки один раз в пять лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Конгрессы ООН играют основную роль в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. К настоящему времени было проведено 10 конгрессов, решения которых существенно продвинули вопросы международного сотрудничества на надежной научной и правовой базе.

Конгрессы ООН проходили: Первый - Женева, 1955 г., Второй - Лондон. 1960 г., Третий - Стокгольм, 1965 г., Четвертый - Киото, 1970 г., Пятый - Женева, 1975 г., Шестой - Каракас, 1980 г., Седьмой - Милан, 1985 г., Восьмой - Гавана, 1990 г., Девятый - Каир, 1995 г., Десятый - Вена, апрель 2000 г. На конгрессах ООН были выработаны важные международно-правовые документы. Из огромного перечня их назовем лишь некоторые: Стандартные минимальные правила обращения с заключенными, принятые Первым конгрессам, которые были развиты в резолюции Генеральной Ассамблеи в 1990 г. и в приложении к ней, где были сформулированы основные принципы обращения с заключенными;

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который рассматривался на Пятом конгрессе и после соответствующей доработки в 1979 г. был принят Генеральной Ассамблеей;

Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая обсуждалась на Пятом конгрессе и по его рекомендации в 1975 г. была принята Генеральной Ассамблеей.

Особенно продуктивными были шестой - девятый конгрессы. На Шестом конгрессе принята Каракасская декларация, в которой заявлено, что успех системы уголовного правосудия и стратегий по предупреждению преступности, особенно в условиях распространения новых и необычных форм преступного поведения, зависит в первую очередь от прогресса в области улучшения социальных условий и повышения качества жизни. На конгрессе было принято около 20 резолюций и других решений, касающихся стратегий предупреждения преступности, предупреждения злоупотребления властью, минимальных стандартов справедливости и правосудия в отношении несовершеннолетних, руководящих принципов обеспечения независимости судей, правовой информированности и распространения правовых знаний и т.д.

На Седьмом конгрессе принят Миланский план действий, в котором сказано, что преступность представляет собой серьезную проблему в национальном и международном масштабах. Она препятствует политическому, экономическому, социальному и культурному развитию народов и ставит под угрозу права человека, основные свободы, а также мир, стабильность и безопасность. В принятых документах правительствам рекомендовалось придать первостепенное значение предупреждению преступности, активизировать сотрудничество между собой на двусторонней и многосторонней основе, развивать криминологические исследования, уделять особое внимание борьбе с терроризмом, наркобизнесом, организованной преступностью, обеспечить широкое участие общественности в предупреждении преступлений.

Конгресс принял более 25 резолюций, в том числе: стандартные минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), декларацию основных принципов правосудия в отношении жертв преступлений и злоупотреблений властью, основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, и др.

На Восьмом конгрессе обсуждались следующие темы: предупреждение преступности и уголовное правосудие; политика в области уголовного правосудия; эффективные национальные и международные действия по борьбе с организованной преступностью и террористической преступной деятельностью; предупреждение преступности среди молодежи, правосудие в отношении несовершеннолетних и защита молодежи; нормы и руководящие принципы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.

На конгрессе принято самое большое число резолюций - 35. Назовем лишь некоторые: международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия; руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних ("Эр-Риядские принципы"); предупреждение преступности в городской среде; предупреждение организованной преступности: борьба с террористической деятельностью; коррупция в сфере государственного управления; основные принципы обращения с заключенными; международное и межрегиональное сотрудничество в области управления тюрьмами и общинных санкций.

Девятый конгресс обсуждал четыре темы: международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия; меры борьбы с национальной и транснациональной экономической и организованной преступностью; управление и совершенствование работы полиции и других правоохранительных органов, прокуратуры, судов, исправительных учреждений; стратегия в области предупреждения преступности. Конгресс принял 11 решений, в том числе: рекомендации по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, результаты обсуждения проекта конвенции по борьбе с организованной преступностью, а также о детях как жертвах и исполнителях преступлений, о насилии среди женщин, о регулировании оборота огнестрельного оружия в целях предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности.

Судя по числу принимаемых документов, после Восьмого конгресса роль этого международного института начинает несколько снижаться Она все более сдвигается к рекомендательному консультативному характеру его деятельности Значительная часть его функций переходит к крепнущей Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, к ЭКОСОС и Генеральной Ассамблее.

В разработке многих международных документов по вопросам борьбы с преступностью и уголовного правосудия активное участие принимает Международный комитет по координации (МКК), именуемый Комитетом четырех, поскольку он охватывает работу Международной ассоциации уголовного права (МАУП), Международного криминологического общества (МКО), Международного общества социальной защиты (МОСЗ) и Международного уголовного и пенитенциарного фонда (МУПФ).

Новые подходы к выработке международных правил являются менее затратными и более профессиональными. В обозначенной тенденции усматривается политика некоего прагматизма ООН, поскольку любые рекомендации, правила, стандарты, резолюции и декларации приобретают более значимый международно-правовой характер тогда, когда они принимаются руководящими структурами ООН и Генеральной Ассамблеей. Особое место в системе международных документов имеют конвенции.

Самый краткий и выборочный перечень вопросов, которые обсуждались на прошедших конгрессах, показывает, насколько они были важны при выработке оптимальных и эффективных подходов для международного сотрудничества и совершенствования национальных путей борьбы с преступностью в связи с ее глобализацией.

Третий этап международного сотрудничества по пенитенциарным проблемам начинается после создания в 1947г. Организации Объединенных Наций. Под эгидой ООН с 1955г. по настоящее время реализуется третья серия международных конгрессов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Такие конгрессы проводятся один раз в пять лет в виде специализированных конференций. Правовую основу их деятельности составляют резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и Социального Совета. Заканчиваются конгрессы ООН, как правило, принятием итогового документа - доклада по рассматриваемым проблемам. Доклад, резолюции и другие решения конгрессов, хотя и носят рекомендательный характер, однако имеют исключительно важное значение для налаживания тесного сотрудничества стран в борьбе с преступностью и обращении с правонарушителями, способствуя широкому обмену опытом между пенитенциарными учреждениями.

Всего за истекший период проведено девять таких конгрессов. В их работе принимали участие правительственные организации, представители специализированных учреждений ООН и международных организаций, а также отдельные лица, являющиеся специалистами в этой области. Наша страна участвует в конгрессах третьей серии с 1960г., т.е. со второго конгресса.

Первый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками состоялся в августе-сентябре 1955 года в Женеве. В повестку дня конгресса были включены пять вопросов: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными; открытые исправительные учреждения; пенитенциарный труд; набор, обучение и статус тюремного персонала; предупреждение преступности несовершеннолетних.

Историческое значение первого конгресса ООН состоит в том, что он принял Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. В настоящее время они являются важнейшим международным документом, защищающим права и интересы осужденных. Это, своего рода, "Великая Хартия" прав осужденных.

Принятию данного документа, по сути дела, послужила работа всех предшествующих конгрессов первой и второй серий. История создания международных норм обращения с заключенными начинается с Лондонского конгресса 1872г., на котором был принят документ под названием " Принципы пенитенциарной науки", явившийся первой попыткой описания международных правил обращения с заключенными. Упоминание о нем содержится в материалах десяти конгрессов, прошедших с 1872 по 1925 гг. Этот период можно назвать первым, подготовительным периодом в истории создания международных норм обращения с заключенными.

С 1925 г., с лондонского конгресса, начинается второй период создания международных правил обращения с заключенными. Сначала на данном конгрессе, затем на заседании Международной уголовной и пенитенциарной комиссии было внесено предложение о создании единого документа, который бы определил минимум прав лиц, лишенных свобод, по решению судебных властей. В 1929г. был создан предварительный вариант такого документа, который состоял из пятидесяти пяти правил. В 1933г. был подготовлен окончательный вариант первого международного проекта минимальных правил обращения с заключенными. Данный проект был одобрен Лигой Наций в 1934 году и просуществовал до 1949 года.



Третий этап разработки международных правил обращения с заключенными начинается с 1949 г. В этом году в г. Берне на заседании Международной уголовной и пенитенциарной комиссии было рекомендовано разработать новый вариант правил с учетом изменившихся условий. К 1951 году такой вариант был разработан и передан в ООН. Первый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшийся в Женеве в 1955 году, одной из резолюций принял Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.

По второму обсуждавшемуся вопросу первый конгресс принял резолюцию под названием "Пенитенциарные и исправительные учреждения открытого типа". В ней указывались характерные признаки открытого учреждения, давались рекомендации относительно порядка содержания в них осужденных, определения категории лиц, которые могут быть в них направлены. Подчеркивалось, что данные учреждения важны с точки зрения социальной реабилитации осужденных, приспособления их к условиям свободы.

В резолюции "Подбор и подготовка личного состава для пенитенциарных исправительных учреждений" подчеркнуто значение следующих вопросов: а) характер тюремной системы; б) статус тюремного персонала и условия службы; в) комплектование служебного персонала; г) профессиональная подготовка.

Согласно названной резолюции, служащие пенитенциарных учреждений должны приравниваться к высокооплачиваемым государственным служащим, не испытывающим нужды в жилье и иных коммунальных благах. Их служба не может быть организована на принципах военных Уставов, однако, с целью обеспечения субординации, на них распространяется действие дисциплинарного устава. Тюремный персонал должен комплектоваться специалистами из числа квалифицированных психиатров, психологов, социальных работников, педагогов, инструкторов труда. Для повышения их профессионального уровня должны создаваться специальные учебные заведения, организованы различные семинары по обмену опытом и повышению квалификации.

Второй конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями проходил с 8 по 20 августа 1960г. в Лондоне. Повестка дня конгресса включала следующие вопросы: 1) новые формы преступности несовершеннолетних, их происхождение, предупреждение и обращение с несовершеннолетними преступниками; 2) специальные полицейские службы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних; 3) предупреждение преступлений, которые являются результатом социальных изменений и связаны с экономическим развитием менее развитых стран; 4) краткосрочное лишение свободы; 5) подготовка заключенных к освобождению и постпенитенциарная помощь, а также помощь иждивенцам заключенных; 6) использование тюремного труда в рамках национального хозяйства, включая вопрос о вознаграждении заключенных.

Центральным вопросом данного конгресса был вопрос о борьбе с преступностью несовершеннолетних. Вопросы же чисто пенитенциарной проблематики рассматривались только одной секцией. В частности, на этой секции был сделан доклад "Подготовка заключенных к освобождению и постпенитенциарная помощь, а также помощь иждивенцам заключенных", основной идеей которого было то, что подготовка заключенных к освобождению должна проводиться в последний период отбывания наказания. На этом конгрессе впервые принимали участие делегаты нашей страны, которые отстаивали другую точку зрения: подготовка к освобождению должна проводиться в течение всего периода отбывания наказания и должна быть направлена на исправление осужденных.

На заседании секции был заслушан также второй доклад " Использование тюремного труда в рамках национального хозяйства, включая вопрос о вознаграждении заключенных за труд". Господствующей была точка зрения, что труд является средством исправления заключенных, а не наказанием. Конгресс рекомендовал считать качество труда одним из факторов, влияющим на решение вопроса о досрочном освобождении заключенных. В деле приобщения заключенных к труду рекомендовалось считать обязательным и их профессиональное обучение. Подчеркивалось, что школьное и профессиональное обучение должны строиться на общенациональных программах и давать возможность заключенным после окончания обучения получать такие же документы, как и в обычных заведениях на свободе.

Третий конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями работал в Стокгольме с 9 по 18 августа 1965 года. Повестка дня конгресса включала следующие вопросы: 1) социальные изменения и предупреждение преступности; 2) социальные факторы и предупреждение преступности; 3) общественные превентивные мероприятия (подготовка и осуществление программ, касающихся медицинских, полицейских и социальных служб); 4) меры по предупреждению рецидива (вредные последствия предварительного заключения и неравенство в отправлении правосудия); 5) исправительный срок и другие меры вне исправительных учреждений; 6) специальные превентивные и исправительные меры для молодежи.

По повестке дня видно, что внимание данного конгресса было сосредоточено преимущественно на вопросах уголовного права и криминологии. Тем не менее, рассматривая вопросы рецидива преступлений, конгресс так или иначе коснулся деятельности исправительных учреждений. В частности, отмечалось следующее:

а) если лишение свободы имеет цель защиту общества от преступных посягательств, то добиться этого можно лишь путем исправления правонарушителей;

б) чисто карательный подход не может достигнуть данной цели;

в) на снижение рецидива влияют такие факторы, как подготовка осужденных к освобождению, предоставление осужденным отпусков перед освобождением, оказание помощи после освобождения (трудовое и бытовое устройство);

г) на осужденных негативно влияют факторы лишения свободы, потому оно не приносит пользы ни преступнику, ни обществу;

д) необходимо чаще обращаться при применении наказания к системе мер, исключающих лишение свободы, сохранив последнее для наиболее опасных преступников;

е) к лицам, совершившим впервые преступления, следует стремиться применять условное осуждение, осуждение с испытательным сроком, штраф, труд вне места лишения свободы;

ж) длительные сроки наказания (десять и более лет) не достают цели исправления;

з) в стенах пенитенциарного заведения существуют две противоположные социальные системы - администрация и заключенные -, а в связи с тем, что последняя определяется ценностями и нормами, имеющими антисоциальный характер, она существенно влияет на зарождение преступности в стенах тюремных учреждений;

и) рецидивная преступность зависит чаще не столько от работы пенитенциарного учреждения, сколько от работы государственных органов вне этого учреждения.

При обсуждении вопроса о специальных и исправительных мерах для молодежи высказан ряд интересных рекомендаций. Например, в отношении этой категории лиц, рекомендовано как можно реже применять меру пресечения в виде заключения под стражу, а в случае заключения под стражу несовершеннолетних их следует содержать отдельно от других категорий правонарушителей. В отношении несовершеннолетних и молодых преступников следует избегать применения традиционных форм тюремного заключения, рекомендовано помещать их в пенитенциарные заведения открытого типа, в которых уделяется серьезное внимание профессионально-техническому обучению и подготовке к освобождению.

Четвертый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемуся в августе 1970г. в Киото (Япония), проходил под девизом "Развитие и преступность". Повестка дня конгресса включала следующие вопросы: 1) политика в области социальной защиты в отношении планирования развития; 2) участие общественности в предупреждении преступности и борьбе с ней, включая преступность несовершеннолетних; 3) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными в своих последних достижений в исправительной практике; 4) организация научных исследований для разработки политики в области социальной защиты.

Судя по повестке дня данный конгресс также в своей основе носил криминологический характер. Однако вопрос о Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными был вопросом сугубо пенитенциарной проблематики. Обсуждению на конгрессе подвергались следующие направления: а) характер Минимальных стандартных правил; б) сфера их действия; в) их статус; г) их применение в национальном и международном масштабах; д) необходимость их совершенствования.

На конгрессе констатировалось: хотя Минимальные стандартные правила обладают универсальным характером, тем не менее нужно применять их гибко, с учетом национально-исторических, социально-экономических и духовных особенностей каждой страны, берущей за образец обращения с преступниками эти правила. В свете названных обстоятельств пока превращать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными в ранг международной конвенции преждевременно, не снимая однако этого вопроса с повестки дня в перспективе.

На конгрессе было выслушано выступление делегатов от СССР о новом исправительно-трудовом законодательстве, которое во многих нормах впитало в себя прогрессивные идеи Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

По результатам рассмотрения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными конгресс рекомендовал: а) Генеральной Ассамблее ООН - принять резолюцию, которая бы одобрила сами правила и их применение всеми государствами - членами ООН; б) экономическому и социальному совету и Генеральному секретарю осуществить меры, направленные на содействие научным исследованиям и развитию технической помощи, создать специальную рабочую группу квалифицированных экспертов для изучения правил; в) рабочей группе экспертов - дать международную оценку применения правил.

Пятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями проходил с сентябре 1975 года в Женеве (Швейцария). В соответствии с повесткой дня работало пять секций:

1) изменение в формах и масштабах преступности - международной и внутригосударственной;

2) роль уголовного законодательства, отправления правосудия и других форм общественного контроля в предупреждении преступности;

3) новая роль полиции и других органов обеспечения правопорядка с особым упором на изменяющуюся обстановку и минимальные меры эффективности;

4) обращение с осужденными;

5) экономические и социальные последствия преступности: новые задачи в области исследования и планирования.

Данный конгресс на секционных заседаниях рассмотрел вопросы, носящие в основном уголовно-правовой и криминологический характер: преступность как форма бизнеса на внутригосударственном и международном уровне; преступность, связанная со злоупотреблением алкоголем и наркотиками, миграцией, дорожным движением и т.д.. Затрагивались также вопросы профессиональной подготовки политических кадров, о международном сотрудничестве полиции и т.д.

На четвертой секции обсуждались сугубо пенитенциарные вопросы. Здесь рассматривался проект доклада "Обращения с правонарушителями, содержащимися в заключении и находящимися на свободе, с особым упором на соблюдении принятых Организацией Объединенных Наций минимальных стандартных правил обращения с заключенными". Участники конгресса обратили внимание на вопросы гуманного уголовного правосудия и исправительных систем, замене тюремного заключения альтернативными мерами. Было установлено, что конечными целями исправительной системы являются: ресоциализация правонарушителя; защита общества и снижение преступности. Констатировано также, что в интересах реформы исправительной системы целесообразно обеспечить надежные гарантии защиты прав осужденных, расширить участие граждан в разработке и осуществлении пенитенциарных программ, усилить взаимодействие исправительных учреждений с учреждениями здравоохранения и социального обеспечения.

На пенитенциарной секции также были обсуждены и приняты " Процедуры для эффективного выполнения минимальных стандартных правил обращения с заключенными". В данном документе регламентированы основные положения по применению Правил (включению в национальное законодательство), система сбора информации о их применении, обязательного ознакомления с ними заключенных, способы их распространения.

Вопросы применения и совершенствования Правил должен заниматься постоянно действующий комитет по предупреждению преступности, как структурное подразделений Экономического и Социального Совета ООН. На секции также были выработаны рекомендации о включении Минимальных стандартных правил в учебные программы для подготовки работников пенитенциарных учреждений.

Шестой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся в ноябре 1980г. в Каракасе (Венесуэла). Работа секций конгресса осуществлялась по следующим направлениям:

1) Тенденции в области преступности и стратегия ее преодоления;

2) Судебное преследование несовершеннолетних правонарушителей до и после совершения преступлений;

3)Преступность и превышение власти, правонарушения и правонарушители, находящиеся вне досягаемости закона;

4) Реорганизация в области исправительных мер и ее влияние на находящихся в заключении;

5) Нормы и руководящие принципы Организации Объединенных Наций при исполнении уголовного правосудия; смертная казнь.

6) Новые перспективы в предупреждении преступности и уголовное правосудие; роль международного сотрудничества.

Проблемы, относящиеся к области пенологии, рассматривались при обсуждении пункта четвертого повестки дня конгресса. По итогам обсуждения была принята декларация ("Каракасская") и резолюция (решения) по проблемам уголовного правосудия и обращения с правонарушителями. Основное внимание в них обращалось на следующее:

а) поиск новых уголовно-правовых мер, вступающих в качестве эффективной альтернативы наказания в виде лишения свободы;

б) активное включение общественности в процесс исполнения альтернативных лишению свободы мер, в особенности в осуществление мероприятий по возвращению правонарушителей к социально полезной деятельности;

в) сокращение количества тюрем.

По пятому пункту повестки дня работы конгресса много внимания уделялось высшей мере наказания – смертной казни. Делегаты некоторых стран (Швеции, Австрии) предложили исключить ее из уголовного закона как негуманную и аморальную. Однако данное предложение было отвергнуто большинством делегатов. Они высказались за сохранение смертной казни, как временной меры, за наиболее тяжкие преступления (против мира, воинские преступления и преступления против человечества).

На конгрессе также обсуждались вопросы: а) об осуществлении пактов о правах человека применительно к заключенным; б) о разработке проекта конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство личности форм обращения и наказания; в) о создании кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и др.

Седьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся 26 августа – 6 сентября в Милане (Италия). Данный конгресс проходил под девизом «Предупреждение преступности в целях свободы, правосудия, мира и развития». Повестка дня включала следующие вопросы:

1) новые формы преступности предупреждение преступности в контексте развития; 2) будущие задачи; 3) процессы и перспективы уголовного правосудия в изменяющемся мире; 4) жертвы преступлений; 5) молодежь, преступность и правосудие; 6) разработка и применение стандартов и норм ООН в области уголовного правосудия.

Данный конгресс по содержанию рассматриваемых вопросов носил криминологический характер. Однако на конгрессе не остались без внимания и пенитенциарные проблемы. Среди документов, принятых на конгрессе, был такой документ, как «Стандартные минимальные правила ООН». Данные правила касались отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и получили название Пекинских правил (их разработка была завершена в Пекине). В Правилах в самой общей форме содержатся рекомендации по отношению правосудия в отношению несовершеннолетних, расследованию и судебному разбирательству, вынесению судебного решения и мер воздействия, обращению с несовершеннолетними правонарушителями в исправительных учреждениях и вне их.

В части, касающейся обращения с преступниками в исправительных учреждениях, приводится положение о том, что целью воспитательной работы с несовершеннолетними является обеспечение опеки и защиты, получение образования и профессиональных навыков, оказание им помощи для выполнения социально-конструктивной и плодотворной роли в обществе. Кроме того, им должна быть предоставлена психологическая, медицинская и физическая помощь, которая должна оказываться с учетом их возраста, пола и личности, а также интересов их полноценного развития.

В Правилах также подчеркивается, что несовершеннолетние в исправительных учреждениях должны содержаться отдельно от взрослых (в отдельных учреждениях), необходимо предоставлять возможность их встречи с родственниками, следует поощрять межведомственное сотрудничество с целью обеспечения их полноценным образованием.

На конгрессе также были приняты "Типовое соглашение о передаче заключенных-иностранцев" и "Рекомендации в отношении обращения с заключенными-иностранцами".

Предметом специального обсуждения на конгрессе были вопросы обращения с заключенными. Они касались в основном осуществления " Минимальных стандартных правил", принятых на I Конгрессе в 1955г., а также резолюции предыдущего YI Конгресса, который уделил особое внимание международным документам в области прав и их осуществлению в отношении заключенных. Итогом дискуссий по этой теме явилась резолюция под названием "Статус заключенных".

Восьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся в Гаване с 27 августа по 7 сентября 1990г. Основная тема конгресса: "Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в XXI веке". В соответствии с ней в повестку дня были включены следующие вопросы:

1) предупреждение преступности и уголовное правосудие в контексте развития: реальность и перспективы международного сотрудничества;

2) политика в области уголовного правосудия, относящаяся к проблемам тюремного заключения и к осуществлению других правовых санкций и альтернативных мер;

3 эффективные национальные и международные действия по борьбе с организованной преступностью и террористической преступной деятельностью;

4) предупреждение преступности, правосудие в отношении несовершеннолетних и защита молодежи;

5) нормы и руководящие принципы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: их выполнение и первоочередные задачи в отношении установления новых норм.

Острую полемику на конгрессе вызвал вопрос о политике в области тюремного заключения. Споры велись относительно возможности перевоспитания преступника в местах лишения свободы. Делегаты различных стран на это смотрели по-разному. Одни утверждали, что наказание само по себе несет элементы перевоспитания, другие - весьма скептически отнеслись к этой идее вообще. Однако делегаты все-таки пришли к выводу, что если есть возможность перевоспитать преступника, то следует принимать для этого необходимые меры.

Другим важным вопросом с точки зрения пенитенциарии был вопрос об альтернативных мерах лишению свободы. Оказалось, что последнее является основной формой наказания в разных странах, и это беспокоит многих, так как еще на предыдущих конгрессах было признано, что содержание в местах лишения свободы заключенных не эффективно, особенно в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести. В связи с этим на конгрессе было предложено более широко использовать системы штрафов и материальных компенсаций потерпевшим. По данному вопросу было принято решение принять "Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением" (Токийские правила).

Девятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями проходил в Каире (Египет) в 1995 г.

Повестка дня конгресса включала следующие вопросы:

1) международное сотрудничество и практическая техническая помощь в укреплении законности: содействие в осуществлении программ ООН в области предупреждения преступности и правосудия;

2) меры борьбы с национальной и транснациональной экономической и организованной преступностью и роль уголовного права в охране окружающей среды: национальный опыт и международное сотрудничество;

3) системы уголовного правосудия и юстиции: управление и совершенствование работы полиции, прокуратуры, судов и исправительных учреждений;

4) стратегии в области предупреждения преступности, в частности в отношении преступлений в городских районах и преступности среди несовершеннолетних и преступлений с применением насилия, включая вопрос о потерпевших.

Касаясь проблем работы исправительных учреждений, на конгрессе были рассмотрены следующие вопросы. Во-первых, обсуждались меры, направленные на совершенствование набора и подготовки должностных лиц пенитенциарных учреждений в качестве возможных путей улучшения обращения с правонарушителями в тюрьмах. Во-вторых, обращалось внимание на плохие условия, существующие в тюрьмах, а также на значительные расходы на их содержание. В этом плане в некоторых странах при сокращении национальных бюджетов или переоценке приоритетов часто жертвуют исправительными службами. В-третьих, предполагалось проанализировать распорядок работы тюрем в целях более рационального управления их повседневной жизнью. В-четвертых, подчеркивалось, что тюремное заключение должно сочетаться с образованием, медицинским обслуживанием и осуществлением различных программ в области предупреждения преступности.

На конгрессе получило продолжение обсуждение проблем применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, начатых на YIII конгрессе. Данные наказания считаются целесообразными в отношении значительного числа преступных действий, несмотря на то, что в глобальных масштабах принятие альтернативных мер вместо лишения свободы все еще находится на начальном этапе. Было также отмечено, что в некоторых странах свыше двух третей всех уголовных дел, рассмотренных судебными органами, не повлекли за собой тюремного заключения. Считается, что такие меры позволяют сократить численность персонала исправительных учреждений и снизить расходы на такие учреждения, а также косвенно способствуют созданию более благоприятных условий для содержания заключенных в пенитенциарных учреждениях.

На конгрессе рассматривался также вопрос о выполнении на практике Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Отмечая важность данных Правил для разработки уголовной политики и практики, на конгрессе отмечалось, что во многих странах существует множество препятствий, затрудняющих их выполнение. Для решения этой проблемы предложено: а) распространять информацию о практическом функционировании пенитенциарных систем не только среди правительств, но и среди профессиональных организаций, научных учреждений, исправительных организаций и широкой общественности; б) широко распространять среди администрации тюрем практическое руководство по толкованию и применению Минимальных стандартных правил обращения с заключенными; в) обмениваться мнениями относительно улучшения условий содержания заключенных и укреплять сотрудничество в этой области; г) стимулировать и оказывать поддержку проведению исследований, касающихся пенитенциарных систем, осуществляемых научными кругами и неправительственными организациями; д) обеспечивать открытость информации о пенитенциарных системах и повышать эффективность их функционирования путем обеспечения путей и средств для осуществления контроля за их деятельностью со стороны независимых национальных органов, таких как судебный надзор или парламентский контроль, а также уполномоченных независимых комиссий по рассмотрению жалоб.

В резолюции IX Конгресса было принято решение об изучении государствами вопроса о пересмотре пенитенциарной системы, включая принятие законодательства, направленного на обеспечение ее слаженного функционирования в более широких рамках системы уголовного правосудия. С этой целью конгресс рекомендует:

а) укрепить координацию между пенитенциарной системой и более широкой системой уголовного правосудия и обеспечить более тесное участие этой системы в исследованиях по разработке программ и в составлении законопроектов;

б) обеспечить совершенствование учебных заведений по подготовке должностных лиц и сотрудников тюрем в качестве одной из основных приоритетных задач в области модернизации системы, организовать регулярные учебные программы и содействовать обмену информацией между администрацией тюрем и научным университетским обществом;

в) продолжать и расширять обмен информацией и техническое сотрудничество на международном, региональном и национальном уровнях в целях улучшения подготовки персонала исправительных учреждений;

г) использовать, когда это целесообразно, альтернативные меры наказания в отношении правонарушителей;

д) обеспечить уважение достоинства и прав заключенных на основе анализа и изменения, при необходимости, положений, регулирующих деятельность пенитенциарной системы.

Десятый Конгресс ООН по предупреждению и обращению с правонарушителями проходил в апреле 2000 г. в г. Вене (Австрия). Повестка дня работы Конгресса включала рассмотрение следующих вопросов: укрепление законности и упрочнение системы уголовного правосудия; международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью; новые вызовы в ΧΧІ веке; эффективное предупреждение преступности в ногу с новейшими достижениями; правонарушители и жертвы; ответственность и справедливость в процессе правосудия. Отсюда и девиз Конгресса – «Преступность и правосудие: ответы на вызовы ΧΧІ века».

Кроме того, на семинарах-практикумах обсуждались и такие темы, как: борьба с коррупцией; участие общин в предупреждении преступности; преступления, связанные с использованием компьютерной сети; женщины в системе правосудия. Таким образом, проблемы, связанные с исполнением наказания на Конгрессе не рассматривались.

Особое внимание на Χ Конгрессе было обращено на проблему организованной преступности, которая опутала своими щупальцами все регионы мира и наносит им огромный ущерб, исчисляемый многими миллиардами долларов. Она связана с все возрастающим производством и распространением наркотиков, расширением незаконного рынка огнестрельного оружия, опасными тенденциями усиления терроризма и т.д. поэтому в 2000 году предполагается подписать Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, а также три правовых документа – о торговле людьми; о контрабандном провозе мигрантов; о незаконном изготовлении и обороте огнестрельного оружия. К тому же в Управлении ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности недавно создано подразделение по предупреждению терроризма, в функции которого входит осуществление мониторинга и анализ тенденций в этой области во всем мире, рассмотрение опыта различных стран борьбы с терроризмом и осуществлять глобальный обзор этого преступного явления.

На Конгрессе обсуждалась проблема укрепления законности. В основу подхода к этой проблеме была положена концепция верховенства права и природы правопорядка. В связи с этим были выработаны рекомендации по обеспечению открытости в области формирования законотворческой политики и отправления правосудия по уголовным делам, что может привести к росту доверия и уважения к закону. Реализуя меры по укреплению законности, следует подходить к ним последовательно и реалистически, чтобы общество и его граждане признали его своими.

Подчеркивалась также необходимость придания правовым нормам, регулирующих борьбу с организованной преступностью, чтобы преступники не смогли выбирать для своей деятельности страны по принципу наименьшего риска или максимально возможной прибыли.

По проблеме предупреждения преступности было обращено внимание на следующее:

а) прогрессу в области теории и практики ситуативного (специального) предупреждения преступности (при неоднократном совершении преступлений против небольшой части населения и при совершении их в «горячих точках», т.е. где они наиболее часто совершаются);

б) разработке международных принципов предупреждения преступности;

в) участию общин в предупреждении преступности;

г) социальным последствиям преступности и др.

В дискуссии по «правонарушителям и жертвам» было отмечено, что более половины жертв преступлений во всем мире не удовлетворены отношением полиции к их жалобам, что они получают двойную травму: и от преступников и от полиции.

На семинаре-практикуме о положении женщины в системе правосудия отмечалось явно непропорциональное негативное воздействие, которое оказывает на женщину транснациональная организованная преступность, в частности, находящихся в неблагоприятном положении или в качестве наиболее уязвимых жертв. Поэтому в протоколах, дополняющих проект Конвенции против транснациональной организованной преступности, особое внимание уделено защите жертв преступлений – в особенности женщин и детей – и оказанию им необходимой помощи.

Приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 года

Принимая во внимание , что народы мира заявляют в , в частности, о своей решимости создать условия, при которых может соблюдаться справедливость, и провозглашают в качестве одной из своих целей осуществление международного сотрудничества в обеспечении и развитии уважения прав человека и основных свобод без различия расы, пола, языка и религии,

принимая во внимание , что во Всеобщей декларации прав человека зафиксированы принципы равенства перед законом, презумпция невиновности, право на то, чтобы дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом, и все необходимые гарантии для защиты любого человека, обвиняемого в совершении преступления,

принимая во внимание , что в Международном пакте о гражданских и политических правах также провозглашается право быть судимым без неоправданной задержки и право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона,

принимая во внимание , что в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах напоминается об обязанности государств согласно Уставу Организации Объединенных Наций способствовать всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека,

принимая во внимание , что в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме , предусматривается, что задержанное лицо имеет право использовать помощь юрисконсульта, обращаться и консультироваться с ним,

принимая во внимание , что в Стандартных минимальных правилах обращения с заключенными , в частности, рекомендуется обеспечивать подследственным заключенным юридическую помощь и конфиденциальное обращение с адвокатом,

принимая во внимание , что в Мерах, гарантирующих защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни , подтверждается право каждого подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое может быть вынесен смертный приговор, на соответствующую правовую помощь на всех стадиях судопроизводства в соответствии со статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах,

принимая во внимание , что в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью рекомендуются меры, которые следует принимать на международном и национальном уровнях для облегчения жертвам преступлений доступа к правосудию и справедливому обращению, реституции, компенсации и помощи,

принимая во внимание , что для обеспечения надлежащей защиты прав и основных свобод человека, пользоваться которыми должны все люди, независимо от того, являются ли эти права экономическими, социальными и культурными или гражданскими и политическими, необходимо, чтобы все люди действительно имели доступ к юридическим услугам, предоставляемым независимыми профессиональными юристами,

принимая во внимание , что профессиональным ассоциациям юристов отводится основополагающая роль в обеспечении соблюдения профессиональных норм и этики в защите своих членов от преследования и неправомерных ограничений и посягательств, в предоставлении юридических услуг всем нуждающимся и в сотрудничестве с правительственными и другими учреждениями в содействии осуществлению целей правосудия и в отстаивании государственных интересов,

приведенные ниже Основные принципы, касающиеся роли юристов, сформулированные для оказания помощи государствам-членам в осуществлении их задачи развития и обеспечения надлежащей роли юристов, должны соблюдаться и учитываться правительствами в рамках их национального законодательства и практики и должны быть доведены до внимания юристов, а также других лиц, таких, как судьи, обвинители, представители исполнительных и законодательных органов и населения в целом. Эти Принципы, при необходимости, также применяются к лицам, которые выполняют функции юристов, не имея официального статуса таковых.

Доступ к юристам и юридическим услугам

1. Каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства.

2. Правительство обеспечивает эффективные процедуры и гибкие механизмы эффективного и равного доступа к юристам для всех лиц, находящихся на их территории и подпадающих под их юрисдикцию, без какого-либо различия, такого, как дискриминация по признаку расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения.

3. Правительство обеспечивает предоставление достаточных финансовых и иных средств для оказания юридических услуг бедным и, в случае необходимости, другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении. Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают в организации и обеспечении услуг, средств и других ресурсов.

4. Правительства и профессиональные ассоциации юристов содействуют осуществлению программ по информированию людей об их правах и обязанностях в соответствии с законом и о важной роли юристов в защите их основных свобод. Особое внимание следует уделять оказанию помощи бедным и другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении, с тем чтобы они могли отстаивать свои права и, когда это необходимо, обращаться за помощью к юристам.

Специальные гарантии в вопросах уголовного правосудия

5. Правительства обеспечивают, чтобы компетентные власти немедленно информировали каждого человека о его праве пользоваться помощью юриста по своему выбору при аресте или задержании либо при обвинении его в совершении уголовного преступления.

6. Во всех случаях, когда того требуют интересы правосудия, каждый такой человек, не имеющий юриста, имеет право на помощь юриста, опыт и компетентность которого соответствуют характеру правонарушения, назначенного в целях предоставления ему эффективной юридической помощи бесплатно, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг юриста.

7. Кроме того, правительства обеспечивают, чтобы все арестованные или задержанные лица, независимо от того, предъявлено ли им обвинение в совершении уголовного преступления или нет, получали немедленный доступ к юристу и в любом случае не позднее, чем через сорок восемь часов с момента ареста или задержания.

8. Всем арестованным, задержанным или заключенным в тюрьму лицам предоставляются надлежащие возможности, время и условия для посещения юристом, сношения и консультации с ним без задержки, вмешательства или цензуры и с соблюдением полной конфиденциальности. Такие консультации могут проводиться в присутствии должностных лиц по поддержанию правопорядка, но без возможности быть услышанными ими.

Квалификация и подготовка кадров

9. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом.

10. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб какому-либо лицу в отношении начала или продолжения профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения, за исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное.

11. В странах, где существуют группы, общины или регионы, потребности которых в юридических услугах не обеспечиваются, особенно там, где такие группы обладают своеобразной культурой, традициями или языком или становились жертвами дискриминации в прошлом, правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения должны принять особые меры к тому, чтобы предоставить возможности кандидатам от этих групп получить доступ к профессии юриста и обеспечить, чтобы они получили образование, соответствующее потребностям их групп.

Функции и обязанности

12. Юристы при всех обстоятельствах сохраняют честь и достоинство, присущие их профессии, как ответственные сотрудники в области отправления правосудия.

13. По отношению к своим клиентам юристы выполняют следующие функции:

a ) консультирование клиентов в отношении их юридических прав и обязанностей и работы правовой системы в той мере, в какой это касается юридических прав и обязанностей клиентов;

b ) оказание клиентам помощи любыми доступными средствами и принятие законодательных мер для защиты их или их интересов;

c ) оказание, в случае необходимости, помощи клиентам в судах, трибуналах или административных органах.

14. Защищая права своих клиентов и отстаивая интересы правосудия, юристы должны содействовать защите прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом, и во всех случаях действовать независимо и добросовестно в соответствии с законом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста.

15. Юристы всегда строго соблюдают интересы своих клиентов.

Гарантии в отношении выполнения юристами своих обязанностей

16. Правительства обеспечивают, чтобы юристы: а ) могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства; b ) могли совершать поездки и беспрепятственно консультироваться со своими клиентами внутри страны и за ее пределами; и с ) не подвергались судебному преследованию и судебным, административным, экономическим или другим санкциям за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также угрозам такого преследования и санкций.

17. В тех случаях, когда возникает угроза безопасности юристов в результате выполнения ими своих функций, власти обеспечивают им надлежащую защиту.

18. Юристы не отождествляются со своими клиентами или интересами своих клиентов в результате выполнения ими своих функций.

19. Ни один суд или административный орган, в котором признается право на адвоката, не отказывается признавать права юриста отстаивать в суде интересы своего клиента, за исключением тех случаев, когда юристу было отказано в праве выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с национальным правом и практикой и в соответствии с настоящими принципами.

20. Юристы пользуются гражданским и уголовным иммунитетом в отношении соответствующих заявлений, сделанных добросовестно в виде письменных представлений в суд или устных выступлений в суде или в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе.

21. Компетентные органы обязаны обеспечивать юристам достаточно заблаговременный доступ к надлежащей информации, досье и документам, находящимся в их распоряжении или под их контролем, с тем чтобы юристы имели возможность оказывать эффективную юридическую помощь своим клиентам. Такой доступ должен обеспечиваться как только в этом появляется необходимость.

22. Правительства признают и обеспечивают конфиденциальный характер любых сношений и консультаций между юристами и их клиентами в рамках их профессиональных отношений.

Свобода убеждений и ассоциаций

23. Юристы, как и другие граждане, имеют право на свободу выражения мнения, убеждений и собраний. В частности, они имеют право принимать участие в общественных дискуссиях по вопросам, касающимся права, отправления правосудия и поощрения и защиты прав человека, и быть членами местных, национальных или международных организаций или создавать их и принимать участие в их заседаниях, не подвергаясь ограничению своей профессиональной деятельности вследствие своих законных действий или членства в законной организации. Осуществляя эти права, юристы в своих действиях всегда руководствуются правом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста.

Профессиональные ассоциации юристов

24. Юристы имеют право создавать и являться членами самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке и защищающих их профессиональные интересы. Исполнительный орган профессиональных ассоциаций избирается ее членами и выполняет свои функции без вмешательства извне.

25. Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают с правительствами с целью обеспечить, чтобы все лица имели реальный и равный доступ к юридическому обслуживанию и чтобы юристы имели возможность без неправомерного вмешательства консультировать и оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами.

Дисциплинарные меры

26. Юристы через свои соответствующие органы и законодательные органы разрабатывают в соответствии с национальным законодательством и обычаями и признанными международными стандартами и нормами кодексы профессионального поведения юристов.

27. Обвинения или жалобы в отношении юристов, выступающих в своем профессиональном качестве, подлежат скорейшему и объективному рассмотрению в соответствии с надлежащей процедурой. Юристы имеют право на справедливое разбирательство дела, включая право на помощь юриста по своему выбору.

28. Дисциплинарные меры в отношении юристов рассматриваются беспристрастным дисциплинарным комитетом, создаваемым юристами, в независимом органе, предусмотренном законом, или в суде и подлежат независимому судебному контролю.

29. Все дисциплинарные меры определяются в соответствии с кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и профессиональной этикой юриста и в свете настоящих принципов.

1 Генеральной Ассамблеи.

2 Генеральной Ассамблеи, приложение.

3 Генеральной Ассамблеи, приложение.

4 См. Права человека: Сборник международных договоров (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под №R.88.XIV.I), раздел G.

5 Генеральной Ассамблеи, приложение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: