Занятие в старшей группе «Сказочная Гжель. Викторина «Что мы знаем о народных промыслах

By Ольга Герасимова

Загадка. Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые А может солнцем залитые. ? (Хохлома) Стихи. Хохломская роспись - алых ягод роспись, Отголоски лета в зелени травы, Рощи...

Загадка. Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые А может солнцем залитые. ? (Хохлома) Стихи. Хохломская роспись - алых ягод роспись, Отголоски лета в зелени травы, Рощи – перелески, шелковые всплески Солнечно – медовой золотой листвы. У красы точёной сарафан парчовый По волнам узоров яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В несказанный этот праздничный наряд… Роспись хохломская, словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете Нет таких соцветий Всех чудес чудесней наша Хохлома. П. Синявский

Загадка. Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые А может солнцем залитые. ? (Хохлома) Стихи. Хохломская роспись - алых ягод роспись, Отголоски лета в зелени травы, Рощи – перелески, шелковые всплески Солнечно – медовой золотой листвы. У красы точёной сарафан парчовый По волнам узоров яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В несказанный этот праздничный наряд… Роспись хохломская, словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете Нет таких соцветий Всех чудес чудесней наша Хохлома. П. Синявский

Хохлома. Простые по форме, а радуют взор Богат и наряден чудесный узор По золоту фона затейливой змейкой Орнамент здесь вьётся, попробуй сумей – ка А где – то кудрины по чёрному полю Мерцают, как звёзды в небесном раздолье Ещё характерен для всей Хохломы Чудесный рисунок волшебной травы. Золотая Хохлома. Как волшебница жар - птица Не выходит из ума, Чародейка, мастерица, Золотая Хохлома! И богата, и красива, Гостю рада от души. Кубки, чашки и ковши, И чего здесь только нету: Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета, И ромашки луговин. Зорь червонные лучи, И узорчатый орнамент Древнесуздальской парчи!

Основные цвета Хохломской росписи.

«Сказочная Гжель»

Конспект занятия для старшей группы детского сада.

Программное содержание:

  • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу - гжельский сервиз.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
  • Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
  • Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
  • Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
  • Развивать речь детей, мелкую моторику рук.


Оборудование:

слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, белый кукольный сервиз, пластилин синего цвета, салфетки, доски. ТСО.

Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Предварительная работа:

Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами.

Сегодня рано утром почтальон принес посылку. Здесь написан адрес: Россия, г. Мичуринск, детский сад №26 «Колосок», детям группы №4.

Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).

Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)

Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.

Воспитатель:

Вот игрушки. Какие они веселые, яркие, нарядные.

Как хороша - эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

А вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Воспитатель: Откуда нам их прислали?

Воспитатель: Из чего делают дымковские мастера свои игрушки?

Воспитатель: А вот это изделие есть у ваших мам. Это разделочная доска.

Отгадайте загадку:

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Разноцветные узоры тонко вывела рука!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Воспитатель: Вот ложки расписные деревянные (стучит в ложки).

Воспитатель: Как называется эта роспись?

Воспитатель: Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нем говорится.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки -

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка -

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская звонкая Гжель!

(дети находят в посылке предметы Гжели)

Воспитатель: Скажите, дома у вас есть изделия с такими синими узорами?

Ответы детей:

Воспитатель: Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.

Расскажу вам сказку.

Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель.(слайд №2) Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.

Стал каждый мастер свое умение показывать. (слайд №3) Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке - петушок красуется.

При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд№4)

А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников.(слайд №5)

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку.(слайд №6) На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита - фонтан с завитушками, а глаза рыбы - точно роза.

Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.(слайд№7)

Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.(слайд №8)

Лепили гжельские мастера животных и птиц. (слайд №9) Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка.(слайд №10) Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!

Делают в Гжели и часы. (слайд №11) Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»

У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая.(слайд №12) Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.(слайд №13)

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.(слайд №14)

Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?

Ответы детей:

Беседа по сказке.

Воспитатель:

О каком промысле эта сказка?

Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

Каким узором украшают мастера свои изделия?

Какие изделия делали мастера из глины?

Воспитатель : Давайте отдохнем.

Физкультминутка «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Воспитатель: Дети, в группе открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.

(Рассматривание изделий народного промысла)

Для чего нужны гжельские изделия?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Воспитатель: Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Поглядите на него, всего один чайник украшен гжельским цветком. Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом - при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»

Воспитатель : Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.

(Дети выбирают посуду и садятся за столы)

Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).

На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.

Этапы выполнения работы.

  • Серединка цветка . Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
  • Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем по кругу. Получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.

Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?

  • Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.

Воспитатель: Дети, с чего вы начнете работу?

Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».

(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)

В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Воспитатель : Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.

О каком промысле мы сегодня беседовали?

Ответы детей:

Воспитатель: О Гжели послушайте стихотворение. (Стихотворение читает ребенок)

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель.

Сегодня очень важно, чтобы дети не только сами создавали произведения народного искусства, но и знали о происхождении этого искусства, об истории развития народных промыслов. Хохлома - красота несравненная. Мерцающее золото, пламень киновари, глубина черного фона. Поет Хохлома человеку о мире нестареющем и прекрасном.

В нашем детском саду этому уделяется большое внимание...

Так мы знакомились с хохломой:

Рассматривали

изучаем играя

Сегодня в нашей стране и за рубежом все знают, что родина пламенной Хохломы - Горьковская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально-техническая школа хохломской росписи.

Город Семенов: родина Хохломской росписи

На территории фабрики «Хохломская роспись» стоят два памятника. Один - легендарному Семену-ложкарю, отцу-основателю промысла. Второй - Георгию Матвееву, основателю школы росписи. В 1916 году, Георгий Петрович приехал в Семенов и создал школу художественной обработки дерева. А затем объединил местные артели в один большой коллектив. Из них и выросла фабрика «Хохломская роспись».

На фабрике два цеха. Первый - где делают деревянную посуду для росписи. Там работают в основном мужчины, они вытачивают на станках деревянные матрешки, чашки, миски, блюдца и тому подобные изделия.

В цехе художественной росписи работают исключительно женщины. Они расписывают эксклюзивные вещи и имеют право ставить на них свой личный авторский знак.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа.

Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.

Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.

После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».

Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.

Легенда о "Хохломе"

Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.

Жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломскеи чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени,и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохловские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Стихи и загадки о ХОХЛОМЕ

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

За окошком метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

(П. Синявский «Хохлома».)

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Стоит студёная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая Хохлома

Напоминает нам о лете.

Ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках;

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

(Н.Глазков)

И физкультминутка (может кому пригодится)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Светлана Гринина

Цель : Закрепить знания детей о различных промыслах народного творчества , техниках их рисования. Воспитывать способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы, умение дружно работать в детском творческом коллективе. Доставить детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному. Воспитывать художественный вкус, создавать эмоциональное настроение.

Предварительная работа :

Беседы о росписях;

Рассматривание иллюстраций и поделок;

Лепка и рисование по мотивам народных росписей ;

Составление небольших рассказов о росписях.

Методы и приёмы :

Актуализация знаний детей;

Отгадывание загадок;

Рассматривание предметов, расписанных народными росписями ;

Составление небольших рассказов о дымковской росписи.

Материалы : дымковские игрушки, хохломские ложки, гжельская ваза, картинки разрезные.

Ход викторины.

Ведущий : Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей викторине «Что мы знаем о народных промыслах участвуют две команды детей : команда «Русская Матрешка» и команда «Дымковская игрушка» .

Задание на 1 тур. Отгадывание загадок о народных промыслах .

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

(Хохлома.)

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня!

(Дымково.)

Эта роспись

На белом фарфоре –

Синее небо, синее море

Синь васильков,

Колокольчиков звонких.

Синие птицы

На веточках тонких.

(Гжель)

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец

Чудо-конь и чудо-птица

Это значит … .

(городец)

Задание на 2 тур. Вопрос – ответ.

1. Назови роспись, в которой используется только синий цвет.

2. Отбери изделия из Гжели.

3. Образы каких животных используют в своих работах гжельские мастера?

4. Где изготавливают глиняные игрушки?

5. Расскажи об изготовлении дымковских игрушек (последовательность)

6. Какие элементы дымковской росписи ты знаешь ?

7. Назови главные элементы хохломской росписи.

8. Какие краски используют художники из Хохломы?

Задание на 3 тур. Собери и угадай.

Назовите предметы, которые расписываются :

Гжельской росписью (фарфоровые посуда, вазы, статуэтки)

Хохломской росписью (деревянные ложки, подносы, посуда, столы и т. д.)

Дымковской росписью (изделия из глины : лошадки, козлики, барашки, барышни и т. д.)

Городецкой росписью (посуда, доски, подносы) .

Каждому участнику команды выдается часть от целой разрезной картинки. Когда все элементы будут собраны, капитану команды предстоит собрать целую картину с изображением народного промысла , назвать его и рассказать о нем.

Задание на 4 тур. Найди и отложи.

Детям предлагается отобрать предметы, относящиеся к названному воспитателем народному промыслу .

Задание на 5 тур. Укрась матрешку.

Каждой команде предлагается украсить матрешку узором одного из народных промыслов , элементы которого надо будет выбрать из числа других.

Подсчитываются очки и награждаются победители.

Литература.

1. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве/ А . А. Грибовская :. М., 2004.

2. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2005.

Светлана Хлюстова
Занятие-развлечение «Веселая ярмарка»

Задачи:

Развивать интерес к промыслам борского края. Способствовать развитию эстетического вкуса. Закреплять знания детей о характерных особенностях разных промыслов.

Закрепить значение слов: ярмарка, коробейник, резьба по дереву, прялка, веретено, ремесло, корзина, глина, гончар, кузнец, сено, стог, улей, бортничество, перевоз.

Воспитывать интерес к быту и обычаям России.

Используемые методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, игровые приемы, игра на детских музыкальных инструментах, исполнение частушек, русской народной песни «Во кузнице…», слушание русской народной песни «Прялица», инсценировка

Оборудование: Петрушка, коробок, разрезные картинки с промыслами, деревянные ложки, веретено, изображение прялки, текст загадок, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация.

Предварительная работа: проведение бесед о промыслах борского края с использованием презентации, сбор информации совместно с родителями о промыслах борского края.

Ход занятия

раздается стук в дверь. Появляется Петрушка.

Петрушка: Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы пригласить на ярмарку. - А вы знаете, что такое ярмарка? (это шумный большой базар, на котором продают свои изделия).

Петрушка: Молодцы! Закрывайте глаза и не подглядывайте. Раз, два, три (звучит музыка).

Петрушка:

Солнце яркое встает.

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары

И отменные игрушки!

Петрушка: Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем.

Воспитатель: Ой, дети, посмотрите, что это такое стоит? Петрушка, ты не знаешь, чье это? (достает лоток коробейника).

Петрушка: Это, наверное, коробок коробейника.

Дети: А кто он такой?

Петрушка: Это человек, который ходит с лотком и предлагает всем товар, который есть у него в лотке. Давайте посмотрим, что там есть. А здесь какой-то конверт, а в нём задание для. вас

Игра «Собери картинки с промыслами села Бор»

Петрушка: Да вы просто волшебники! У вас так ловко все получается!

Воспитатель: Сейчас мы проведем экскурс в историю родного края, проведут экскурсию подготовленные экскурсоводы. А попасть в те далекие времена нам поможет волшебный бабушкин ларец!

Вступительный монтаж (Звучит фонограмма русской народной песни «Коробейники»)

Воспитатель: издавна известна работа плотника. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались в наших местах, богатых лесом. Из дерева любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, сундуки с росписью. И даже придумали пословицы о труде плотника. Вот некоторые из них (воспитатель зачитывает их).

Пословицы.

Без топора не плотник, без иглы не портной.

Не топор тешет, а плотник и др.

Воспитатель предлагает посмотреть на экран и узнать изделия какого промысла на нём изображены. (резьба по дереву).

Чтение стихотворения о промысле – резьба по дереву.

Ребята и девчата милые,

Румяные, красивые,

Бросайте-ка игру,

Идите-ко к Василию

Выучивать резьбу.

Пошли морить, раскрашивать

Ендовы и блюда.

Кто красит вещь морилкою,

Кто ковшичек долбит,

Кто режет тонкой пилкою,

Кто досочки клеит…

Воспитатель: посмотрим на экран и назовём изделие, украшенное резьбой по дереву (на экране прялка). А сейчас отгадайте загадку о том, что нужно ещё для прядения.

Загадка: Чем больше я верчусь, тем толще становлюсь (веретено)

Воспитатель: героине какой сказки нужно было опасаться веретена?

Дети: Спящая красавица.

Воспитатель: Что предсказала колдунья?

Дети: Девушка уколет палец веретеном и умрет.

Воспитатель: Но в каждой сказке добро побеждает: девушка не умерла, а лишь заснула.

Воспитатель: Вспомните, какая из сказок Пушкина начиналась словами: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

Дети: «Сказка о царе Салтане».

Воспитатель: Вот так они сидели, брали в левые руки веретена и крутили их между пальцами. Beретено – это гладкая, с заостренными концами палочка (рисунок на доске). И крутилось, и жужжало веретено в тонких девичьих пальцах, и выходила из пряжи нитка. И пели девицы либо старые бабушкины сказки сказывали.

Слушание детьми песни «Прялица»

Воспитатель: Люди придумали пословицы и об этом ремесле

Пословицы.

Без веретена пряжи не спрядешь.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение о ремесле.

Веками русский человек, не покладая рук, трудился

И труд его из века в век потомками не зря ценился.

Из простоты он создавал неповторимые изделия.

На свет рождались мастера, хранящие в крови уменья.

Теперь красивая посуда украсит в доме стол любой,

И в интерьере своё место найдёт ларец с витой резьбой.

Снаружи окна расписные расскажут о хозяйке нам.

А каменистая тропинка укажет направление вам

Воспитатель: отгадайте о каком дереве идёт речь в этой загадке.

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит.

У речек и в низинах

Они всегда растут,

Их прутья на корзины

И коробы идут… (ива)

Воспитатель: отгадайте загадку

Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА.

С ней можно по грибы ходить,

А можно ягоды собрать,

Её нетяжело носить,

И очень запросто сломать!

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как её зовут? (корзина)

Воспитатель: О трудолюбивых мастерах раньше и пословицы слагали. Кто знает такие пословицы?

«Дело мастера боится»

«Маленькое дело лучше большого безделья»

«Есть терпенье – будет и уменье» и др.

Воспитатель: А я знаю совсем другую пословицу «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда». Вы знаете, про кого это сказано, нет? Тогда я вам расскажу.

В сценке участвуют трое детей. Один ребенок ложится на ковер, запрокидывает нога на ногу.

1 ребенок:Не колода и не пень,

2 ребенок:А лежит он целый день.

3 ребенок:Чтобы многого добиться, Знаем – надо потрудиться.

1 ребенок:Федот, иди молотить!

Федот:Не могу, спина болит!

2 ребенок:Федот, иди огород полей!

Федот:Не могу, нога болит!

3 ребенок:Федот, иди, собери фрукты в саду.

Федот:Не могу, спать охота.

1 ребенок:Федот, иди, за стол садись кашу есть!

Федот встает, потягивается.

Федот:А где моя большая ложка?

2 ребенок:А Кто не хочет потрудиться,А за стол спешит садиться,

3 ребенок:Тем ответим тот же час – Угощенье не для вас.

Все дети вместе:Любите труд вы с детских лет –Всем лентяям наш ответ.

Воспитатель: попробуйте отгадать загадку о материале, с которым работали некоторые ремесленники

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

Воспитатель: отгадайте этих ремесленников

Мастера не любят скуки,

Целый день в работе руки.

Лепят все: горшки и кружки,

Миски, глечики, игрушки.

Все стоит на полках в ряд –

Дружный глиняный отряд.

Воспитатель: послушаем стихотворение о гончарном ремеслеНадежда Веденяпина)

Круг гончарный, глина, вода:

Будет посуда – будет еда!

Гончар свое дело знает,

Глину в руках разминает.

На круг насадив начинает вращенье,

И вот оно сказочное превращенье,

Из глины как сказка, как диво, как чудо

Выходит различного рода посуда.

Вот свистков забавных ряд,

Вот игрушки для ребят,

Макитры, глечики, кувшины-

Все это из обычной глины!

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Есенина «Кузнец», а перед детьми находиться иллюстрация кузницы на экране

Душно в кузнице угрюмой,

И тяжёл несносный жар,

И от визга и от шума

В голове стоит угар.

К наковальне наклоняясь,

Машут руки кузнеца,

Сетью красной рассыпаясь,

Вьются искры у лица.

Воспитатель: Я прочитаю пословицы, а вы отгадайте, о каком ремесле идёт речь в каждой из них.

Не боги горшки обжигают. Гончар

Куй железо, пока горячо. Кузнец.

Воспитатель: Ребята, скажите, на чём куёт коваль свои изделия? – Кузнец куёт на железной наковальне молотом. А сейчас дети прочитают стихотворение о кузнеце (М. Люффти).

Исполняется русская народная песня: «Во кузнице»

Воcпитатель: отгадайте загадку о том, что ещё делали у нас на Бору в прошлом и делают до сих пор.

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают…. (валенки)

Воспитатель: давайте послушаем потешку о валенках.

Лады-лады, ладыньки,

В огороде заиньки,

Зайки травку едят,

И на Машеньку глядят.

Лады-лады, ладыньки,

Скатаю Маше валенки,

Скатаю Маше валенки

Не велики - не маленьки,

В аккурат по ноженьке

Бегать по дороженьке,

К бабушке по яблочки,

К дедушке по прянички,

Будет Машенька ходить,

Будет валенки носить.

Воспитатель: отгадайте загадку.

Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком – он поделится медком.

В темной избушке живут чернушки,

Вяжут кружево без узлов и петель (пчела)

Есть на свете сладкий дом,

Садом пахнет в доме том.

А жильцы, жужжа от радости,

В домик свой приносят сладости,

Угощая нас потом.

Угадайте - что за дом? (улей)

Воспитатель: сейчас ремесло по добыче мёда называется пчеловодство, а как называлось раньше?

Дети: бортничество.

Воспитатель: Что же это такое? Подскажу вам. "Борть" – это дупло большого дерева, в котором жили дикие пчелы. Вы уже догадались, что делал человек, которого называли бортник? Он собирал мед. Это было очень сложное занятие. Оно требовало от людей большого труда, времени и, конечно, смелости. Как вы думаете, почему?

Дети: Пчелы могли ужалить.

Воспитатель: отгадайте новую загадку

Ковёр травы вокруг.

Цветов нарядных венчики,

Звонкие кузнечики.

Мотыльки игривые,

Жуки неторопливые.

С мёдом сладким пчёлки,

Песня перепёлки.

Мяты аромат,

Лета нежный взгляд

И до белых мух

С дудочкой пастух (луг).

Воспитатель: А что же делают в лугах?

Дети: косят траву. А вот чем, узнаем из загадки.

Ах, как чудно на лужайке,

Погулять когда роса,

Мне траву совсем не жалко,

Потому что я (коса)

Воспитатель: А чем собирают траву? Отгадайте загадку.

Зубасты, а не кусаются (грабли).

Воспитатель: А во что собирают траву? Отгадайте загадку.

“Стоит Федосья, растрепаны волосья” (стог).

Воспитатель: послушаем стихотворение о сенокосе (Валентина Ланцетти)

Воспитатель: давайте отгадаем следующую загадку.

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Воспитатель: А на берегу какой реки мы с вами живём?

Дети: Волга.

Воспитатель: А сейчас дети прочтут стихотворение о реке Волге (Н. А. Орлов)

Воспитатель: А на чём переправлялись через реку? Отгадайте загадку.

Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили. (Лодка)

Воспитатель: Как называлось в селе Бор место откуда перевозились люди и товар на другой берег?

Воспитатель предлагает послушать частушки о ремёслах и изделиях.

Петрушка:

Мы гуляли целый день.

Целый день гулять не лень.

Много нового узнали.

Мастерами просто стали.

Воспитатель: Петрушка, а что это за мешок, что в нем?

Петрушка: Это подарки для детей, за их хорошие знания. А, теперь мне пора домой. До свидания!

Воспитатель читает заключительное стихотворение.

О ремесле.

Зачем приходим в этот мир прекрасный.

И чувствами, какими будем жить?

Что станет для ребенка самым важным,

И чем он будет в жизни дорожить?

Мне хочется, чтоб дорожил он самым сокровенным.

Священной верой в справедливость и добро.

Любовью к Родине и помнил незабвенно

О том, что означает слово РЕМЕСЛО.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: