День гуманизма. Всемирный день гуманизма История и традиции праздника

Прошедший вчера, 21 июня, Всемирный день гуманизма Россия отметила ярко, с размахом и национальным колоритом. Собравшийся в Осло в 1986 году Всемирный конгресс Международного гуманистического и этического союза утвердил 21 июня как День гуманизма. Видимо, за то, что в этот день над Северным полушарием дольше всего висит Солнце.

В России в этот день было много всякого гуманизма. Собственно, как и в предыдущие и в последующие дни. Находясь под впечатлением Всемирного дня гуманизма следствие отказало в удовлетворении всех ходатайств защиты главы грозненского «Мемориала» Оюба Титиева.

В припадке гуманизма Рособрнадзор решил закрыть Московскую высшую школу социальных и экономических наук, более известную как «Шанинку», по имени первого декана этого вуза, британского социолога Теодора Шанина. Гуманизм Рособрнадзора состоит в том, что выпускники «Шанинки» получали одновременно дипломы Манчестерского университета и, если бы это безобразие продолжалось, эти выпускники могли по неопытности и глупости найти себе работу за рубежом, уехать и до конца жизни страдать в этих лондонах и парижах вместо того, чтобы процветать на Родине.

Режим Асада, существующий исключительно благодаря поддержке Путина, приурочил ко Дню гуманизма артиллерийский обстрел провинции Дераа, в результате чего погибло не менее 20 мирных жителей, а поскольку Асад и его подельник Путин не намерены останавливаться, существует реальная угроза жизни еще 750 тысячам жителей этой сирийской провиции.

Настоящий праздник российские гуманисты устроили вокруг голодовки Олега Сенцова, который уже почти 40 дней отказывается от пищи, требуя освободить всех украинских политзаключенных. Тут развернулись профессионалы гуманизма: уполномоченный по правам человека в РФ генерал полиции в отставке Татьяна Москалькова и ее коллега уполномоченный по правам человека в Ямало-Ненецкого автономного округа, Анатолий Сак, тоже кадровый гуманист, ранее предавался гуманизму в прокуратуре и Федеральной службе судебных приставов.

По сведениям Людмилы Денисовой, уполномоченного по правам человека Верховной Рады, которые она получила от адвоката Сенцова, у голодающего политзека стали отказывать внутренние органы, начались проблемы с почками и сердцем. Российские профессиональные гуманисты видят мир и ситуацию с Сенцовым совершенно другими глазами. В их сообщениях о Сенцове явственно звучит зависть к украинскому режиссеру, которой живет в концлагере «Белый медведь» как на курорте. «Он пьет чистую, свежую воду», - завидует государственный «правозащитник» Анатолий Сак. «Ему поставили капельницу со всеми витаминами и белками, он поправился на два килограмма», - радуется чужому счастью генерал-майор полиции Москалькова.

Идеи гуманизма, возникшие два с половиной тысячелетия назад в античном мире, пробивали себе дорогу с большим трудом. Сегодня формально они признаются почти во всем мире, получив официальное закрепление в документах ООН и других международных организаций. Это формально. На деле контролем за соблюдением прав человека на планете занимается Совет по правам человека ООН, в котором большинство составляют такие страны как Афганистан, Куба, Саудовская Аравия, Венесуэла, Ирак, Китай, Конго и другие режимы с отчетливо гуманистическим выражением лица.

Политической оболочкой гуманизма является либерализм, по отношению к которому в России сложилось устойчивое омерзение. Российский телевизор делает все, чтобы при словах «либерал», «гуманист» россияне плевались и искали что потяжелее чем кинуть в исчадье ада. Либерализм и гуманизм полностью вытеснены из российской политики, в российском парламенте нет ни одного человека, который хоть в малейшей степени мог бы считаться носителем этих идей и ценностей. В результате Россия вот уже два десятилетия семимильными шагами удаляется от гуманизма. В итоге этого стремительного движения в стране установлен режим фашистского типа.

Справедливости ради надо признать, что российские гуманисты и их политические представители – либералы – внесли немалый вклад в происходящее. Диагноз российскому либерализму, поставленный 133 года назад Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в сказке «Либерал», за минувшие годы превратился в приговор, не подлежащий обжалованию: либералы в России, как правило, действуют по щедринскому рецепту, то есть «применительно к подлости».

Наука позволяет изучать устройство мира, его законы. Она влияет на многие стороны жизни. Прогресс улучшает жизнь, совершенствует экономику, решает актуальные проблемы. Кроме благ, технологии могут обращаться против интересов человечества. Достижения применяются в военной, разведывательной сфере. Они усиливают противостояние, конфликты между людьми и государствами. Для обращения внимания человечества на существующие вызовы и для популяризации исследовательской деятельности учрежден международный праздник.

Когда проходит

Международный день науки и гуманизма (День Дарвина) отмечается ежегодно 12 февраля. В 2020 году дату празднуют в России, Украине, Беларуси и других странах мира.

Кто отмечает

Международный праздник справляют ученые, аспиранты, исследователи, изобретатели, профильные издания, люди, которые увлекаются наукой или причастные к ней. Присоединяются к действу их родственники, друзья, знакомые, близкие. Гуманитарные фонды, общественные организации способствуют торжествам.

История и традиции праздника

Первое празднование прошло в США в 2001 году. Ему предшествовала регистрация некоммерческой организации «программа Дня Дарвина». Событие стремительно приобрело популярность за пределами американского континента. С 2009 года оно получило неофициальный статус и отмечается в Академгородке Новосибирска. Дата имеет символическое значение. Она приурочена ко дню рождения Чарльза Дарвина. Действо пропагандирует идеи гуманизма, который рассматривает человека, жизнь как высшую ценность.

В этот день проводятся конференции, семинары. Устраиваются тематические занятия в образовательных учреждениях. Журналисты рассказывают о выдающихся ученых, исследователях, изобретателях, о последних технических прорывах. Проводятся конкурсы среди студентов и аспирантов, лауреатам которых вручают ценные призы, грамоты, дипломы. Коллеги обмениваются поздравлениями за праздничным столом. Устраиваются выставки научных достижений, демонстрируется работа опытных образцов. Выступают представители общественных организаций. Они упоминают насущные проблемы науки и предлагают пути их преодоления.

Существует Фонд Международного дня Дарвина - автономная программа Американской гуманистической ассоциации. Он поддерживает движение, информационный ресурс праздника.

Чарльз Дарвин первым обосновал идею эволюции живых организмов. Концепция утверждает, что главный механизм приспособления к окружающей среде - естественный отбор. В честь ученого названа премия. Ею награждают людей, которые погибли или утратили репродуктивную функцию по собственной глупости. Считается, что лауреаты внесли вклад, исключив из человечества собственные ущербные гены.

Имя исследователя Дарвина носит не только этот праздник, но и географические объекты, живые организмы.

Некоторые люди видят в событии главный международный атеистический праздник. Его чествуют противники клерикализма (главенства религии в общественной, политической жизни), технократы.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Российское гуманистическое общество, добровольная общественная научно-просветительская организация содействия развитию гуманизма приглашает вас принять участие в подготовке и проведении «Всемирного дня гуманизма», который отмечается 21 июня 2015 г.

Праздник «Вемирный день гуманизма» был утвержден в 1986 г. на Всемирном Конгрессе Международного Гуманистического и Этического Союза в Осло и с того времени все более широко отмечается во многих странах мира, помогая объединению людей, разделяющих идеи и принципы современного светского гуманизма.

Проведение мероприятий в честь Всемирного дня гуманизма в России является одним из мероприятий, проводимых совместно с Гуманистическим и этическим союзом (МГЭС) (International Humanist and Ethical Union – IHEU) и Европейской гуманистической федерацией (ЕГФ) (EuropeanHumanistFederation– EHF), членами которых является РГО.

Мы предлагаем наполнить информационное пространство сети Интернет, ТВ, читательских залов крупных публичных библиотек городов России идеями и ценностями гуманизма:человеческих прав, свободы, гражданской ответственности, ненасилия, человеческого достоинства, милосердия, равноправия, социальной справедливости.

Каждый может принять участие в:

· распространении идей гуманизма в виртуальном гуманистическом флешмобе в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook»;

· организации и проведении интерактивных мероприятий с читателями крупных библиотек Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, посвященных утверждению добра, справедливости, человеческого достоинства и других этических, гражданских, правовых и экологических ценностей гуманизма.

Программа Всемирного дня гуманизма

ПРОГРАММА

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«ГУМАНИЗМ КАК ФАКТОР ГРАЖДАНСКОГО СОГЛАСИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА».

ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ГУМАНИЗМА

Где: 21 июня, 2013 г., Российская Государственная Библиотека искусств, Москва, Большая Дмитровка, 8/1 (рядом с метро «Театральная»).

Организатор: МОО Российское гуманистическое общество, Центр исследований «Человечность» при философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова.

Оргкомитет: д.ф.н., профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Кувакин, к.ф.н., доцент МАМИ Я.Б. Головин, к. ф. н. Л. И. Крашкина, к. ф. н. И. М. Шишкин, Л.Р. Асханова, Н. А. Герго.

12.00 Открытие конференции.

Вступительное слово В.А. Кувакина и Я.Б. Головина

Приветственные слова гостей конференции

Выступления участников:

В.А. Кувакин. Гуманизм как система ценностей.

Головин Я.Б. Роль и место РГО в современной России.

Шишкин И. А. Идея цельного (интегрального) гуманизма как ответ на духовный запрос современного человека.

Асханова Л. Р. Итоги поездки делегации РГО на Генеральную Ассамблею Европейской гуманистической федерации в Афины.

Савин Я. Ф. Научные пути освобождения от иллюзий идентичности.

Бродский Д. (Тема уточняется)

Голомолзин А. (Тема уточняется)

15.00 – 15.30 Кофе, чай, бутерброды

Круглый стол:«Развитие и продвижение идей гуманизма в современной России: от гуманизма стихийного к гуманизму сознательному».

17.30 – Подведение итогов конференции.

Участники и гости конференции смогут ознакомиться с современной литературой по гуманизму.

ПРИГЛАШАЮТСЯ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ!

В Год детства в Югре уделяется усиленное внимание детям с особенностями развития, в частности, аутистам. На этом акцентировала внимание губернатор Югры Наталья Комарова. При поддержке правительства региона в округе создаются ассоциации родителей таких детишек, проводятся семинары для них.

Эту тему поддержала и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Сегодня «Местное время» приводит мнение Валентины Ивановны о проблеме воспитания детей-аутистов.

Известное изречение гласит: время лечит. Однако оно не только лечит, но и рождает болезни, характерные для того или иного периода. Одно из подтверждений этого – расстройства аутического спектра (РАС). То, что мы привычно называем аутизмом. По данным всемирной организации здравоохранения, сегодня люди с таким диагнозом составляют порядка 1% населения Земли. Ученые озабочены тем, что статистика распространенности данного расстройства в мире за последние десять лет выросла в 10 раз, и считают, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

Это проблема глобального масштаба. Не случайно с 2007 года международное сообщество объявило 2 апреля всемирным днем распространения информации об аутизме. Отмечают этот день и в России, поскольку число детей с РАС в нашей стране велико. Так сложилось, что точной статистики по аутизму у нас пока нет. Отечественные специалисты, эксперты ВОЗ называют для России цифру: один аутист на 150 – 160 детей.

По мировым меркам показатель не самый большой. Вместе с тем и не маленький: аутизм входит в четверку самых распространенных хронических заболеваний детского возраста.

Единого мнения о причинах РАС нет. Нет единства и в вопросе о том, считать аутизм болезнью в строго медицинском значении этого термина или это особенность индивидуального развития. Ведь некоторые из детей с РАС – личности яркие, талантливые, подчас на грани гениальности. Не ясно также, почему так быстро увеличивается число детей-аутистов.

И все же некоторые бесспорные выводы сделаны. Они таковы. Во-первых, к особенным детям нужен особый подход. Во-вторых, на сегодня РАС – заболевание пожизненное. Чем раньше диагностирован у ребенка аутизм, тем более эффективная помощь может быть оказана. И еще один, на мой взгляд, особенно важный вывод: помощь при аутизме включает в себя не только собственно медицинский компонент, но и комплекс мер по социальной адаптации детей-аутистов к обычной жизни в обществе.

Накопленный опыт говорит о том, что именно своевременная диагностика и социальная адаптация – ключевые факторы реабилитации ребенка. Упор в этом процессе должен делаться на персональный подход, на выработку личной стратегии развития ребенка, на меры социальной реабилитации. Иными словами, речь идет не просто о терапии, а о терапии гуманистической.

Россия вступила на путь формирования такой системы. В 2014 году наша страна присоединилась к документам ВОЗ, определяющим комплексные и согласованные усилия по оказанию помощи людям с симптоматикой РАС. Они включают в себя конкретные практические шаги, направленные на повышение эффективности диагностики аутизма, на расширение возможностей для лиц с РАС получить образование, профессиональную подготовку, трудоустроиться.

Мировой опыт говорит о том, что меры по реабилитации детей-аутистов дают особенно успешные результаты, когда РАС диагностировано у ребенка рано, желательно до полутора лет. Вот почему так важно включение соответствующей процедуры в диспансеризацию детей, начиная с младенчества, участие в ней специалистов, владеющих соответствующими методиками. Минздравом России внесены изменения в систему учета, в соответствии с которыми аутисты не растворяются в общей массе детей с особенностями развития, а учитываются отдельно. Это делает возможным планирование как объема помощи таким детям, так и количества и качества подготовки специалистов в области РАС.

В последние годы в России появился опыт создания безбарьерной среды для детей с тяжелой формой аутизма в общеобразовательных организациях. Среди сверстников особым детям создаются специальные образовательные условия, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение. Но споры по поводу того, какой способ обучения детей-аутистов предпочтительнее: обучение их в коррекционных школах или инклюзивное обучение, продолжаются.

На мой взгляд, копья ломаются напрасно. Еще с советского времени коррекционными школами нашей страны накоплен большой позитивный опыт обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации таких детей. Успехи нашей страны на этом направлении признаны в мире. Правда, достигаются они в изоляции от обычных детей, обычной жизни. Инклюзивное обучение устраняет этот недостаток. Но и у него есть свои минусы. Ведь многое для оказания педагогической, психологической, медицинской помощи детям-аутистам могут сделать именно специализированные региональные центры.

Словом, идеального во всех отношениях метода обучения детей с РАС не существует. Полагаю, что, по крайней мере, в обозримом будущем он и не появится. Поэтому, считаю, следует сохранять, поддерживать все зарекомендовавшие себя виды обучения, воспитания, адаптации. У специалистов, родителей должен быть выбор. При том не только в мегаполисах, но и в малых городах, отдаленных населенных пунктах. В нынешних непростых условиях расширение сети и повышение качества работы образовательных организаций, ориентированных на обучение и социальную адаптацию детей с РАС, другими особенностями развития, должно оставаться в ряду приоритетов органов исполнительной власти всех уровней.

Помощь детям-аутистам, их дальнейшая поддержка – сфера, положение дел в которой является зримым и точным показателем уровня гуманизма не только государства, но и общества. В эту работу включается все больше некоммерческих организаций, волонтеров. Тем не менее, масштабы этой деятельности по сравнению с рядом других стран оставляют желать лучшего.

Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо, чтобы граждане больше знали об аутизме и аутистах, о том, что они могут сделать для этих и других детей с особенностями развития. Важная роль здесь принадлежит средствам массовой информации, и, надо отметить, они держат эту тему в поле зрения. Но и государству следует подумать о том, как стимулировать людей к более широкому и активному участию в такой деятельности. Речь не о материальных, а о моральных стимулах. Люди занимаются благотворительностью по зову сердца. Но для них важно, что государство, общество видят их работу, по достоинству ее оценивают.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: