Самый массовый из легких. Самый массовый из легких Сколько стоит танк т 70

Советский легкий танк Т-70

В начале 1942 года коллектив Н.А. Астрова разработал легкий танк, явившийся развитием Т-60. Он был лучше бронирован, вооружен 45-мм пушкой. Корпус и башня – с рациональными углами наклона броневых листов, соединенных сваркой или клепкой. Позднее стали устанавливать литые башни.

Компоновку Т-70 унаследовал у Т-60. Отделение управления находилось в корпусе спереди слева, трансмиссионное отделение спереди справа. Ввиду того, что силовой агрегат – два спаренных автомобильных шестицилиндровых двигателя-размещался вдоль правого борта, боевое отделение с башней сместили влево. Главный фрикцион и коробка передач были справа в блоке с моторами, а главная передача и бортовые фрикционы – в передней части.

С сентября 1942 года Т-70 выпускались с усиленной ходовой частью, детали которой не были взаимозаменяемы с предыдущей моделью. Были увеличены ширина трака (с 260 до 300 мм), катков, ленивцев и поддерживающих роликов. Некоторые изменения внесели в конструкцию ведущего колеса, главной и бортовых передач.

Была предпринята попытка установить механизм автоматизированного заряжания пушки. Это вызывалось низкой прицельной скорострельностью, поскольку командиру приходилось совмещать функции наводчика и заряжающего. Это обстоятельство вынудило в начале 1943 года снять Т-70 с производства и заменить его Т-80 с увеличенной башней, в которой размещались два танкиста. Бронирование борта корпуса усилили до 25 мм, двигатели форсировали до 85 л.с., масса выросла до 11,6 т, а высота танка – до 217 см, Боекомплект теперь составлял 94 выстрела. Ходовая часть, трансмиссия, агрегаты управления и прочее оставались, как у Т-70, Т-80 был своего рода «зенитным»: угол возвышения пушки и пулемета составлял 60 , оснащался зенитным коллиматорным прицелом и мог вести огонь по самолетам и по верхним этажам зданий.

Производство Т-80 длилось недолго – до осени 1943 года. Это было связано с недостаточно сильным вооружением и бронированием, И все же Т-70 и Т-80 были лучшими легкими танками второй мировой войны, Выпущено соответственно 8226 и 75 машин.

На удлиненной базе Т-70 созданы самоходные установки СУ-76 и ЗСУ-37.

Советский танк Т-44

Из книги Обозрение отечественной бронетанковой техники автора Карпенко А В

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-60 Состояние принят на вооружение в 1941г.разработчик КБ ГАЗИзготовитель. з-ды NN 37,38,264,ГАЗПроизводство. серия 1941-42гг.Боевая масса, т 5,8-6,4Длина, мм:– с пушкой вперед 4100– корпуса 4100Ширина, мм 2392Высота по крышу башни, мм 1750Клиренс, мм 300Ср. уд. давление на грунт,

Из книги История танка (1916 – 1996) автора Шмелев Игорь Павлович

Советский тяжелый танк КВ В феврале 1939 года группа конструкторов танкового КБ Кировского завода в Ленинграде, возглавляемая Н.Л. Духовым, приступила к разработке однобашенного тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов») с харьковским дизель-мотором. В сентябре его прототип

Из книги автора

Советский легкий танк Т-40 В 30-е годы советская промышленность создала ряд неплохих легких и малых танков. Наиболее удачным был плавающий Т-38. Когда в Европе началась война, Красная Армия получила новый плавающий Т-40.Как и Т-38, он был создан конструкторским коллективом во

Из книги автора

Советский легкий танк Т-50 В начале 1940 года было решено заменить уже устаревший Т-26 подобным Т-126 СП (СП – сопровождения пехоты).Разработку танка (позднее переименованного в Т-50) возглавляли талантливые конструкторы завода №174 -Лев Сергеевич Троянов (1903 – 1984), а на Кировском

Из книги автора

Советский легкий танк Т-70 В начале 1942 года коллектив Н.А. Астрова разработал легкий танк, явившийся развитием Т-60. Он был лучше бронирован, вооружен 45-мм пушкой. Корпус и башня – с рациональными углами наклона броневых листов, соединенных сваркой или клепкой. Позднее стали

Из книги автора

Советский средний танк Т-44 В октябре 1944 года из цехов харьковского завода №75 вышли первые танки Т-44 (до конца года – 25 машин), И хотя по апрель 1945 года изготовили 180 машин, в боевых действиях они участия не приняли, а в 1947 году их выпуск (всего более 1800 машин) прекратили.Т-44

Из книги автора

Советский тяжелый танк ИС-2 Потребность в более мощном, чем КВ, танке была вызвана возросшей эффективностью немецкой противотанковой обороны и ожидаемым появлением «Тигра» и «Пантеры». Работы над новой моделью с весны 1942 года вела специальная группа конструкторов

Из книги автора

Советский тяжелый танк ИС-3 Несмотря на производство танка ИС-2, работали над более мощным тяжелым танком, уделяя особенное внимание усилению броневой защиты. В конце 1944 года специалисты во главе с Н.Л. Духовым и М.Ф. Балжи спроектировали ИС-3 с корпусом совершенно новой

Из книги автора

Советский средний танк Т-54 В 1945 году был изготовлен опытный образец нового танка (объект 137), отличающийся от Т-44 в основном более мощным вооружением (100-мм пушка Д-10Т). На нем применили движитель Т-44 еще с гребневым зацеплением. Затем началась доработка машины: изменили

Из книги автора

Советский средний танк Т-55 С 1958 года в войска начал поступать новый танк Т-55, созданный в 1955 году на базе Т-54Б. Боевая масса, вооружение и бронирование его не изменились, но, внедрив баки-стеллажи, увеличили боекомплект пушки и запас топлива. Зенитного пулемета не было.

Из книги автора

Советский тяжелый танк ИС-4 Одновременно с разработкой ИС-3 на челябинском и Кировском заводах проектировали тяжелый танк ИС-4. Задание на машину, значительно превосходившую ИС-2, было дано еще в 1943 году. Для этого танка весом около 60 т создавался мощный дизель-мотор В-12.

Из книги автора

Советский тяжелый танк Т-10 Масса ИС-4 оказалась превышенной, поэтому решили создать новый тяжелый танк весом не более 50 т. Его разработка как развитие ИС-3, ИС-4 и ИС-7 была осуществлена в 1949- 1950 годах, а с 1953 года он под маркой Т-10 (ранее ИС-8) пошел в производство. Как и у ИС-3, его

Из книги автора

Советский плавающий танк ПТ-76 В конце 40-х годов несколько конструкторских бюро трудились над созданием легкого разведывательного танка, способного без подготовки преодолевать водные преграды. В качестве движителя на воде предлагали постоянные и откидные гребные винты

Из книги автора

Советский средний танк Т-62 В 1960 году арсенал бронетанковой техники Советской Армии пополнился Т-62. И хотя при его создании использовали агрегаты танка Т-55, в определенном отношении это была революционная машина, потому что впервые в истории мирового танкостроения на ней

Из книги автора

Советский основной боевой танк Т-64 Эту машину, созданную на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени В.А. Малышева под руководством генерального конструктора А.А. Морозова, приняли на вооружение в декабре 1966 года, она стала первым танком второго поколения,

Из книги автора

Советский основной боевой танк Т-72 Создан коллективом танкового КБ вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле (главный конструктор В.Н. Венедиктов) и принят на вооружение Советской Армии в 1973 году. Серийное производство Т-72 началось в следующем году и продолжается и

В октябре 1941 года стало ясно, что новый легкий танк Т-60, выпуск которого был налажен в сентябре, практически бесполезен на поле боя. Дело в том, что он имел слишком слабые вооружение и броню, которую легко пробивали вражеские танки. Исправить данные недостатки без кардинального изменения конструкции было невозможно, так как его двигатель и коробка и так работали в перенапряженном режиме. Рост массы танка, который неизбежен при усилении брони и вооружения, вывел бы эти агрегаты из строя.

В конце октября 1941 года специалисты конструкторского бюро Горьковского автозавода приступили к разработке нового танка, который получил индекс ГАЗ-70 или военное обозначение Т-70 .

Работа шла очень быстро, с использованием принятого в автомобилестроении примы, непривычного для конструкторов танков. Общие виды боевой машины были выполнены в натуральную величину на специальных алюминиевых пластинах размеров 7×3 метра, которые были окрашены белой эмалью и разбиты на квадраты размером 200×200 мм. Для уменьшения площади чертежа и повышения его точности на главный вид – продольный разрез – были наложены план, а также полные и частичные поперечные разрезы. Чертежи, которые включали в себя все детали и узлы внешнего и внутреннего оборудования танка, выполняли максимально подробно и в дальнейшем они служили основой для контроля при сборке опытного образца.

Конструкция и описание

Легкий танк Т-70 имел классическую конструкцию, с передним расположением трансмиссии. Место водителя-механика было расположено в носовой части корпуса у левого борта, а место командира танка – во вращающейся башне, смещенной к левому борту. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены два спаренных последовательно двигателя, которые составляли единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса находились впереди.

Корпус сваривался из катанных бронелистов, которые имели толщину 6, 10, 15, 25, 35 и 45 мм. В особо ответственных местах сварные швы были усилены клепкой. Лобовые и кормовые листы бронекорпуса имели рациональные углы наклона. Сварная граненная башня из бронелистов толщиной 35 мм была установлена на шариковой опоре в средней части корпуса. Сварные стыки башни были усилены броневыми угольниками. Лобовая часть башни имела литую качающуюся маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и телескопического прицела. В крыше башни был сделан входной люк командира танка. В броневой крышке люка был установлен перископический зеркальный прибор наблюдения, который обеспечивал командиру круговой обзор. Также в крышке имелся лючок для фложковой сигнализации.

В качестве вооружения на танке Т-70 была установлена 45-мм танковая пушка образца 1938 года и слева от нее спаренный пулемет ДТ. Орудие было смещено вправо от продольной оси башни, что обеспечивало большее удобство для работы командира. Шестеренчатый механизм поворота башни был установлен слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки справа. Пушка имела спусковой ножной механизм, который осуществлялся путем нажатия на правую педаль, а пулемета – на левую. Боекомплект состоял из 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки и 945 патронов для пулемета ДТ.

Характеристики пушки:

  • высота линии огня – 1540 мм;
  • угол наклона спаренной установки по вертикали – от -6 до +20 градусов;
  • прицельная дальность стрельбы – 3600 м;
  • максимальная дальность стрельбы – 4800 м;
  • скорострельность – 12 выстр./мин.

В качестве силовой установки был выбран мотор ГАЗ-203, который состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей были соединены при помощи муфты с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя был соединен тягой с правым бортом, что позволило предотвратить поперечные колебания. Для каждого двигателя батарейная система зажигания, система смазки и топливная система были независимыми. Танк был оборудован двумя топливными баками общей емкостью 440 литров, которые были расположены в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.

Трансмиссия танка Т-70 состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения, четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа, главной передачи с коническим редуктором, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных от грузовика ЗИС-5.

Заметка: «Командирские танки были оборудованы радиостанцией 9Р или 12РТ, которая была размещена в башне, и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф. На линейные танки устанавливали светосигнальное устройство для внутренней связи командира с водителем-механиком и внутреннее переговорной устройство ТПУ-2».

В состав движителя с каждого борта входили: ведущие колеса со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака с шагом 98 мм. Конструкция направляющего колеса и опорного катка были унифицированы. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска – индивидуальная торсионная.

В ходе производства масса танка возросла с 9,2 до 9,8 тонны, а запас хода по шоссе уменьшился с 360 до 320 км.

Тактико-технические характеристики и габаритные размеры танка Т-70:

  • длина – 4285 мм;
  • ширина – 2420 мм;
  • высота – 2035 мм;
  • клиренс – 300 мм;
  • вооружение – пушка 20К образца 1934 года калибра 45 мм, пулемет ДТ образца 1929 года калибра 7,62 мм;
  • средства связи – переговорной устройство ТПУ-2 и на командирских танках радиостанция 12РТ или 9Р;
  • преодолеваемые препятствия – угол подъема 28 град, ширина рва 1, метра, высота стенки 0,6 метра, глубина брода 0,9 метра;
  • максимальная скорость – 45 км/ч;
  • запас хода – 250 км.

Сборка и испытания

В конце декабря 1942 года для первого танка был изготовлен корпус и отлита башня конструкции В.Дедкова. Одновременно с литой был разработан и сварной вариант башни. В январе 1942 года приступили к сборке, которая по ряду причин была закончена только 14 февраля. Затем танк был отправлен в Москву и показан там представителям Главного автобронетанкого управления. Военные отнеслись к новому танку довольно прохладно, так как по бронезащите он лишь незначительно превосходил Т-60 и имел возросшую массу благодаря установке 45-мм пушки, а мощь вооружения нивелировалась лишь одним местом для человека в башне, который должен выполнять обязанности командира, наводчика и заряжающего. Однако главной конструктор Н.А. Астров обещал в короткий срок устранить все недостатки.

Затем были проведены испытания опытного образца танка Т-70 и пробные стрельбы из основного оружия. Новый танк в сравнении с предшественником имел более высокую удельную мощность (15,2 л.с./т против 11 л.с./т), более мощное оружие (45-мм пушка вместо 20-мм) и усиленную броневую защиту (45-мм броня вместо 20-35-мм).

По результатам испытания новый танк постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) от 6 марта 1942 года был принят на вооружение Красной армии. Спустя два дня вышло следующее постановление ГКО о производстве танка с апреля на заводах № 37 и № 38, а также Горьковском автозаводе. Однако новый танк требовал вдвое больше деталей в сравнении с прежним танком, при этом не удалось наладить производство башни и Горьковскому автозаводу в спешном порядке пришлось обеспечивать документацией на сварную башню другие заводы.

Танк Т-70 выпускался с весны по ноябрь 1942 года, а затем ему на смену пришел модернизированный .

Применение танков Т-70 во время Великой Отечественной войны

В состав танковых и механизированных корпусов могли входить танковые бригады, состоящие из 32 танков Т-34 и 21танка Т-70. Однако к весне 1944 года данная модель танка была исключена из штатов танковых частей Красной армии, но в некоторых бригадах их продолжали эксплуатировать еще довольно долго.

Первыми новые танки получили 157-я и 162-я отдельные танковые бригады, которые были сформированы в городе Муроме в первой половине 1942 года. в каждой из этих бригад насчитывалось по 65 таких машин. Еще до начала боевых действий обе бригады были переформированы на более традиционный штат смешанной организации. Боевое крещение новые танки получили в ходе боев на юго-западном направлении в июне-июле 1942 года, где понесли значительные потери. Уже первые бои показали их низкие боевые качества, недостаточную бронезащиту при использовании танков в качестве поддержки пехоты и слабое вооружение, которое не позволяло вести борьбу с немецкими средними танками.

Однако в умелых руках танк Т-70 был грозным оружием. Так, 6 июля 1943 года в боях за деревню Поковку на Обояньском направлении экипаж танка под командованием лейтенанта В.В. Павлович из 49-й гвардейской танковой бригады смог подбить три средних немецких танка и одну «Пантеру».

21 августа 1943 года командир танка лейтенант А.Л. Дмитриенко 178-й танковой бригады обнаружил отступающий немецкий танк и начал его преследование. Догнав врага, Дмитриенко заметил, что люк в башне вражеского танка открыт, он вылез из своего танка, перепрыгнул на броню вражеской машины и бросил в люк гранату. Экипаж немецкого танка был уничтожен, а сам танк отбуксирован в наше расположение и после небольшого ремонта использовался в боях.

Факт: «Большое количество танков Т-70 участвовало в Курской битве. Так, танковые войска Центрального фронта накануне сражения располагали 1652 танками, из которых 369 штук или 22% были танки данной модели».

Нередко эти танки использовали для таранов. Например, в журнале боевых действий 150-й танковой бригады, которая действовала в составе 40-й армии Воронежского франта в январе 1943 года, сохранилась следующая запись:

«Старший лейтенант Захарченко и механик-водитель старший сержант Кривко, отражая контратаки танков и израсходовав снаряды, со своей ротой пошли на таран немецких танков. Захарченко сам лично протаранил два танка и взял в плен командира и начальника штаба 100-го танкового батальона особого назначения».

Факт: «В годы Второй мировой войны помимо Красной армии танк Т-70 состоял на вооружении Войска Польского в количестве 53 экземпляров и Чехословацкого корпуса в количестве 10 экземпляров».

Любителям военной истории знаком сконструированный Николаем Александровичем Астровым советский танк Т-70.

Характеристики этой боевой машины сразу же говорят сами за себя: данная боевая техника поля боя относится к легкому типу.

К созданию нового танка военных подтолкнул удручающий факт: боевые испытания легких и средних танков РККА (модели от Т-38 до Т-60) в ходе первого года ВОВ выявили их неконкурентность.

В январе 1942 года 70-й танк был продемонстрирован Сталину как усиленная версия предыдущего представителя линейки легких танков Т-60, а уже с марта началось его серийное производство.

Краткая ТТХ легкого танка Т-70

Рассмотрим основные характеристики детища Астрова:

Толщина лобовой брони: снизу - 45 мм; сверху - 35 мм;

Толщина бортовой брони - 15 мм;

Основное вооружение: пушка 20-К калибром 45 мм, (ранее используемая в танке Т-50);

Боекомплект - 90 снарядов;

Пулемет 7,62 мм, 15 дисков с 945 патронами;

Два четырехтактных шестицилиндровых бензиновых двигателя мощностью по 70 л. с.;

Скорость по пересеченной местности - до 25 км/час, по трассе - 42 км/час;

Запас хода по пересеченной местности - 360 км, по трассе - 450 км;

На командирской машине - рация 12Т или 9Р.

Проект танка Т-70 был изначально критичным

Т-70 - танк Великой Отечественной войны, отзывы о котором достаточно противоречивы. И это - несмотря на то, что количество таких изготовленных танков (почти 8,5 тыс единиц) уступало лишь знаменитому Т-34! Объективный взгляд на его достоинства и недостатки выявляет главную причину этого исторического и технического казуса. Она банальна: зачастую провальным бывает проект, который инициируют и продвигают не конечные пользователи (в данном случае - военные), а высшее партийное руководство.

Изначальный предвоенный тезис развития бронетанковых войск - «Армии нужен хороший легкий танк!» - оказался ошибочным. Стратегами не была учтена перспектива вооружения вермахта (а это случилось в 1942 году) артиллерией калибра 50 и 75 мм. Усиленные вражеские пушки эффективно с любых ракурсов поражали Т-70. Танк уступал германским «тиграм» и «пантерам» с орудиями 75-го калибра как по огневой мощи, так и по бронезащите. Командующий пятой танковой армии Катуков М. Е. нелестно писал о них Г. К. Жукову, указывая на невозможность применения Т-70 во встречном танковом бою ввиду заранее гарантированных потерь.

Ошибочно выбранное направление конструирования?

Действительно, русские танки ВОВ поначалу создавались банальным путем совершенствования предыдущей модели, без прогнозирования на основании разведданных создаваемых врагами вооружений поля боя. Исходя из вышесказанного, кажутся закономерными нелестные отзывы о несовершенстве Т-70. Просто улучшить танк Т-60 - этого было недостаточно. Сейчас, спустя более 70 лет со времени реализации проекта данного вооружения, мы уже вполне можем обосновать тупиковость такой мотивации.

Легкие танки (фото их - тому доказательство) были бы идеальны на фронтах Первой Мировой войны. Именно для орудий того времени практически непробиваемой была броня танка конструктора Астрова. Вторым важным козырем была скорость, маневренность Т-70.

Иными словами, необходимость производства легких танков для армии в средине XX века являлась фантазией советских стратегов того времени, не выросших ни тактически, ни стратегически со времен гражданской войны. Заказчикам вооружения следовало бы мыслить адекватно современной им военной мысли!

Выявленные недостатки конструкции Т-70 - индикатор его несостоятельности?

Подобные недостатки были характерны практически для всех легких танков того времени, поэтому, забегая наперед, констатируем факт: ни один из них не стал действительно эффективным на поле боя.

Все легкие русские танки ВОВ проектировались под заказ ведущим конструктором Астровым Николаем Александровичем, как и Т-70. Испытания нового вооружения, проведенные в 1941 году, выявили направления совершенствования танка:

Усиление брони;

Замену одноместной литой башни двухместной шестигранной;

Усиление трансмиссии, траков, бандажей опорных катков;

Замену основного орудия на более современное (последнее так и не было реализовано).

Что тут можно сказать? Не слишком ли много недостатков было присуще базовой модели? Действительно ли именно такая базовая модель была востребована РККА?

Неуместность легких танков на поле боя доказала дальнейшая эволюция танкостроения: армии разных стран постепенно в принципе отказались от такого вооружения поля боя. Вместо них получили развитие другие легкие бронированные машины, преимущественно выполняющие роль обеспечения, которые уже не выступают основной огневой бронированной силой поля боя. Впрочем, с другой стороны, сам процесс создания и модификации Т-70 оказался весьма творческим.

Серийные типы

Промышленное производство легких танков Т-70 производилось в варианте, соответствующем первоначальному проекту конструктора Астрова, а также в модифицированном варианте Т-70М.

Первая разновидность имела неусиленную броню, меньший вес - 9,2 т и больший боезапас - 90 снарядов; вторая - больший вес (9,8 т), достигнутый за счет дополнительного бронирования, усиления узлов и деталей. Боезапас модернизированного танка был уменьшен до 70 снарядов.

По сути, это были конструктивно разные боевые машины, имеющие разные, невзаимозаменяемые детали.

- фиаско для легкого танка Т-70

Реально армии требовались средние и тяжелые танки, способные эффективно поражать вражескую бронетехнику.

Не расслышали партийные бонзы бесчестно репрессированного и расстрелянного в подвале Военной коллегии Верховного советского суда Маршала Советского Союза Михаила Николаевича Тухачевского: «Будущая война будет войной танковых соединений!»

И, соответственно, оборонная промышленность СССР с 1942 года массово изготовляла Т-70 - танк, боевой потенциал которого в 1943 году не выдержал сурового испытания - бескомпромиссного встречного танкового сражения под деревней Курской дугой).

Броня не спасала: 75-м и 50-м калибром вражеской артиллерии легко пробивалась даже ее лобовая часть. Более того, танк оказался уязвимым даже устаревшей немецкой полковой артиллерией калибра 37 мм. Экзамен встречным танковым сражением был провален и, соответственно, после Курской Дуги было прекращено массовое изготовление Т-70.

Однако, как ни странно, именно на втором этапе Великой Отечественной, когда Красная Армия неудержимо наступала, ряд квалифицированных боевых командиров выразили сожаление по преждевременному прощанию с Т-70. Танк все-таки, вопреки очевидным недостаткам, оказался полезен!

О позитивных боевых качествах Т-70

Не дано было выявить его позитив новичкам-танкистам. В то же время асы танкового боя в условиях пересеченной и лесистой местности даже предпочитали эту легкую машину более бронированному среднему Т-34. Чем они мотивировали такой выбор? Во-первых, немецкие тяжелые орудия и тяжелые танки практически одинаково поражали Т-34 и Т-70. Кроме того, ввиду меньших размеров легкого танка прицельный огонь по нему возможен с расстояния полукилометра, тогда как по Т-34 - с километрового расстояния.

Также с помощью Т-70 можно было использовать фактор внезапности при атаке противника. В то же время и тяжелый танк ИС и средний Т-34 были лишены такой возможности из-за более шумных дизельных двигателей.

Практически вплотную, незамеченным, подъезжал по пересеченной местности к лагерю врагов легкий танк Т-70. Ведь шум работы спаренного бензинового автомобильного двигателя мощностью 140 л. с. по уровню звука напоминал всего лишь легковую машину. Генерал-лейтенант Богданов докладывал в главное автобронетанковое управлении о том, что Т-70 из-за своей малошумности идеально выполнял функцию преследования отступающего противника.

Расположение топливных баков в задней части корпуса способствовала крайне редкому детонированию топлива при попадании в танк.

В 1944 году, когда в танковых подразделениях РККА оставалось порядка полутора тысяч танков Т-70, ОГК Наркомата тяжелой промышленности констатировала эффективность его в городских боях. «Семидесятка» была труднопоражаемой «фаустпатронами» и гранатами из-за небольших размеров и высокой маневренности.

Технологичность

Следует признать, что советский танк Т-70 по своей конструкции получился одним из самых эффективных технологически. Для его изготовления использовалась основательно сбалансированная производственная база завода ГАЗ. Эффективно было налажено сотрудничество с заводами-поставщиками узлов и деталей.

Эффективно был организован ремонт вооружения на базе Т-70, поврежденного на фронтах.

Изначально конструктор Астров наладил его производство на Горьковском автозаводе.

В 1942 году заводчане выпустили 3495 единиц этого вооружения, а в 1943-м - 3348. Затем производство Т-70 в 1942 году было отлажено также на заводе №38 (г. Киров). Здесь было изготовлено 1378 таких танков.

Планировалось к производству танка также привлечь Свердловский завод № 37. Однако оно не было здесь подготовлено, и технологические издержки оказались критически высокими. Требовалось вдвое больше двигателей, чем для Т-60, изготовление более мощной катаной брони было более трудоемким. В результате - скромный результат: 10 танков и прекращение производства.

Объективный взгляд на конструктивные недостатки танка

Факт очевиден: идея эффективного легкого танка на фронтах Второй мировой войны оказалась полной утопией. Поэтому и работа над проектом создания Т-70 (несмотря на массу оригинальных инженерных находок, о чем мы еще напишем) заведомо походила на т. е. была обречена на неудачу.

Начнем с того, что советские танки ВОВ (и предмет нашего описания в том числе) имели не лишенную очевидных недостатков компоновочную конструкцию, предполагающую 5 отделений:

Управленческое;

Двигательное (справа - посредине корпуса);

Боевое (башня и слева - посредине корпуса);

Кормовое (где располагались бензиновые баки и радиатор).

Танк с подобными отделениями был переднеприводным, поэтому ходовая часть его часть характеризовалась повышенной уязвимостью.

Т-70 - экспонат бронетанкового музея в Кубинке (Подмосковье)

Не секрет, что легкие танки (фото японского “Ха-Го” и немецкого PzKpfw-II , современных с Т-70, представлено ниже) должны конструироваться с учетом технических и боевых критериев взаимоисключающих друг друга:

Эффективное распределение обязанностей между членами экипажа (функциональная перегрузка командира танка в экипаже из двух человек, включавшем также и механика- водителя);

Огневая мощь орудия оказалась недостаточной (конструкция легкого танка предполагала в качестве основного вооружения 45-миллиметровую нарезную автоматическую пушку 20-К образца 1932 года).

Желающим увидеть типовое вооружение Т-70 - основное орудие и спаренный с ним пулемет ДТ-29 калибром 7,62 мм - рекомендуем посетить специализированный военный бронетанковый музей (Кубинка). Гости музея могут увидеть и оборудование, и оснащение мест членов экипажа.

Командир танка находился в башенном отделении, которое смещено влево относительно продольной оси, а также захватывает левую среднюю часть корпуса. Согласно своим обязанностям, он руководил действиями механика-водителя посредством внутренней связи, осуществлял наблюдение за обстановкой, заряжал и стелял из оружия и спаренного с ним пулемета.

Механик-водитель находился в передней части копуса, посередине.

Поскольку экспонаты музея бережно отреставрированы и, как говорится, находятся на ходу, экскурсанты могут рассмотреть действующие узлы и агрегаты Т-70, составив для себя визуальное впечатление. Что мы имеем в виду, когда упоминаем о функциональной перегрузке командира танка? Слишком много механических, рутинных процессов в нем не было автоматизировано. Этот недостаток могут заметить и посетившие музей (Кубинка). Стоит только внимательно осмотреть механизмы реставрированной боевой машины. Посудите сами:

Ручной привод устройства поворота башни;

Ручной привод подъемника для пушки;

При стрельбе снарядами осколочного типа полуавтоматика не срабатывала, и командир был вынужден вручную открывать затвор и вытаскивать раскаленную стреляную гильзу.

Из-за этих факторов, объективно мешающих вести бой, проектная скорострельность - до 12 выстрелов в минуту - оказалась недостижимой. Реально Т-70 в минуту производил до 5 выстрелов.

Кстати, в этом же музее, а именно в павильоне № 6 посетители смогут увидеть танки фашистской Германии: “тигры” и “пантеры”, которые противоборствовали рассматриваемому нами советскому танку.

Стремительно эволюционировавшие, но все еще далекие от совершенства советские танки времен Второй Мировой войны неизменно пользуются вниманием у посетителей.

Востребованная ходовая часть Т-70

Специально для Т-70 был разработан спаренный двигатель ГАЗ-203. Впереди - мотор ГАЗ-70-6004, а сзади - ГАЗ-70-6005. Шестицелиндровые четырехтактные двигатели - оба были дефорсированы для повышения надежности и ресурса.

Унаследованная от предыдущей модели трансмиссия Т-70 отзывы вызывавала в целом положительные. Она состояла из:

Двухдискового фрикциона;

Коробки передач 4-ступенчатой;

Карданного вала ступенчатого типа;

Конической главной передачи;

Бортовых фрикционов многодисковых;

Однорядных бортовых редукторов.

Гусеница Т-70 состояла из 91 трака шириной 26 см.

Вместо заключения: боевая техника на базе Т-70

Впрочем, танк Т-70 не был тупиковой моделью. была разработана КБ завода №38 (г. Киров) на базе его удлиненной ходовой части. Основным вооружением этой САУ стала 76-миллиметровая пушка ЗИС-3. Сам же Т-70 оказался технологичным и перспективным.

Проектирование нового вооружения было драматичным. Первый конструктор Семен Александрович Гинзбург был обвинен в несуществующих “грехах” после удручающих последствий Куской Дуги, лишен права конструировать, послан на фронт, где погиб. К этому приложил руку конфликтовавший с ним комиссар танкового строительства Зальцман И. М. Впрочем, этот амбициозный чиновник вскоре был мотивированно отстранен от должности.

Назначенный на его должность Вячеслав Александрович Малышев назначил конкурс по модификации СУ-76, куда были привлечены представители ГАЗа и завода № 38.

В результате САУ была перекомпонована и запущена в массовое производство. 75-мм орудие позволяло успешно уничтожать вражеские САУ, легкие и средние танки. Она также была относительно эффективна в борьбе с тяжелой “пантерой”, пробивая маску пушки и бортовую броню. В борьбе же с более новым и более бронированным “тигром” СУ-76 оказалась малоэффективной до введения кумулятивного и

Во втором полугодии 1944 года на вооружение РККА поступила созданная на базе ходовой части танка Т-70.

Сегодня коллекционеры-любители имеют возможность приобрести любую модель танка Т-70. Цена базовой модели (в натуральную величину) - 5 млн руб. Оговоримся, что она оснащена оригинальной ходовой частью, но, конечно же, не предназначена для боя. При этом предлагаются новейшие доработки: от кожаного салона до эхолота.

Уже в октябре 1941 года стало ясно, что новый легкий танк Т-60, серийный выпуск которого начался месяцем раньше, почти бесполезен на поле боя. Его броня свободно пробивалась всеми противотанковыми средствами Вермахта, а собственное вооружение было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага. Усилить же и то и другое без кардинального изменения конструкции не представлялось возможным. Двигатель и коробка передач и без того работали в перенапряженном режиме. Рост же массы боевой машины, неизбежный при усилении бронирования и вооружения, просто привел бы к выходу этих агрегатов из строя. Требовалось иное решение.


В сентябре 1941 года КБ завода № 37, на тот момент головного по выпуску Т-60, предложило вариант его модернизации, получивший индекс Т-45. По сути дела, это был все тот же Т-60, но с новой башней, в которой была установлена 45-мм пушка. На этой машине предполагалось использовать новый двигатель ЗИС-60 мощностью 100 л.с, что позволило бы увеличить толщину лобовой брони танка до 35 - 45 мм. Однако освоить производство двигателя завод ЗИС не смог в связи с эвакуацией из Москвы на Урал, в город Миасс. Не спасла положение и попытка установить на танк двигатель ЗИС-16 мощностью 86 л.с С его освоением также не все шло гладко, а время не ждало.

Параллельно с заводом № 37 работы по созданию нового легкого танка развернулись на Горьковском автозаводе. В таком развитии событий не было ничего необычного - это предприятие уже имело опыт производства бронетанковой техники, занимаясь серийным выпуском танкеток Т-27 и малых плавающих танков Т-37А в 1930-е годы. Здесь же был спроектирован и изготовлен ряд опытных образцов бронетанковой техники В сентябре 1941 года завод получил задание по организации массового выпуска легкого танка Т-60, для чего на ГАЗе было создано отдельное структурное подразделение танкового производства и соответствующее КБ В первых числах сентября главный конструктор завода № 37 Н.А Астров перегнал своим ходом из Москвы в Горький опытный образец танка Т-60, который должен был использоваться на ГАЗе в качестве эталона Сам Н.А.Астров также был оставлен на ГАЗе для помощи в организации производства танков.

Именно Астров и представил в ГАБТУ Красной Армии проект нового легкого танка с усиленными броней и вооружением, созданного на базе Т-60. В качестве силовой установки на этой машине предполагалось использовать спарку автомобильных двигателей ГАЗ-202. Опытные образцы спаренных силовых агрегатов, получивших индекс ГАЗ-203, были изготовлены к концу ноября. Однако при первых же испытаниях спарок через 6 - 10 часов работы начали ломаться коленчатые валы вторых двигателей, и только благодаря усилиям конструкторов под руководством А.А.Липгарта ресурс спаренного силового агрегата удалось довести до требуемых 100 моточасов. К проектированию же нового танка в КБ ГАЗа приступили в конце октября 1941 года Оно велось очень быстро, с использованием принятого в автомобилестроении приема, непривычного для конструкторов танков. Общие виды боевой машины вычерчивались в натуральную величину на специальных алюминиевых пластинах размерами 7x3 м, окрашенных белой эмалью и разбитых на квадраты размерами 200x200 мм. Для уменьшения площади чертежа и повышения его точности на главный вид - продольный разрез - был наложен план, а также полные и частичные поперечные разрезы. Чертежи выполнялись максимально подробными и включали все узлы и детали внутреннего и внешнего оборудования машины. Эти чертежи в дальнейшем служили основой для контроля при сборке опытного образца и даже всей первой серии машин.
В конце декабря 1941 года для танка, получившего заводское обозначение ГАЗ-70, сварили бронекорпус и отлили башню конструкции В.Дедкова. Наряду с литой был разработан и вариант сварной башни Сборка танка началась в январе 1942 года и по ряду причин шла довольно медленно Завершить ее удалось только 14 февраля, после чего танк отправили в Москву, где он был показан представителям ГАБТУ. У военных новая машина большого энтузиазма не вызвала. По бронезащите танк лишь незначительно превосходил Т-60, а номинально возросшая, благодаря установке 45-мм пушки, мощь вооружения нивелировалась размещением в башне одного человека, на все руки мастера - командира, наводчика и заряжающего. Однако Н А.Астров пообещал в кратчайший срок устранить недостатки Довольно быстро удалось нарастить броню, доведя толщину нижнего лобового листа корпуса до 45 мм, а верхнего-до 35 мм В итоге постановлением ГКО от 6 марта 1942 года новая боевая машина была принята на вооружение РККА под индексом Т-70. Спустя два дня увидело свет и постановление ГКО о производстве танка, согласно которому к его выпуску с апреля месяца привлекались заводы № 37 и № 38. Однако действительность не позволила этим планам осуществиться полностью Так, например, новый танк требовал вдвое больше двигателей, чем Т-60 Не удалось наладить производство литой башни, и ГАЗу пришлось в спешном порядке обеспечивать другие заводы документацией на сварную башню. В итоге, апрельский план по выпуску Т-70 выполнил только ГАЗ, собравший 50 машин. Завод № 38 в Кирове сумел изготовить только семь танков, а на заводе № 37 их сборку не удалось наладить ни к апрелю, ни в дальнейшем.

Компоновка новой машины принципиально не отличалась от таковой у танка Т-60. Механик-водитель располагался в носовой части корпуса у левого борта Во вращающейся башне, также смещенной к левому борту, размещался командир танка В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены последовательно два двигателя, составлявшие единый силовой агрегат Трансмиссия и ведущие колеса располагались впереди.
Корпус танка сваривался из катаных бронелистов толщиной 6,10,15, 25, 35 и 45 мм. Сварные швы усиливались клепкой Лобовые и кормовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя, в крышке которого у танков первых выпусков имелась смотровая щель с триплексом, а затем устанавливался поворотный перископический прибор наблюдения.

Сварная граненая башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды. Сварные стыки стенок башни были усилены броневыми уголками Лобовая часть имела литую маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела. В крыше башни сделали входной люк командира танка. В броневой крышке люка устанавливался перископический зеркальный прибор наблюдения, обеспечивавший командиру круговой обзор Кроме того, в крышке имелся лючок для флажковой сигнализации.

На танке Т-70 устанавливалась 45-мм танковая пушка обр 1938 года и слева от нее - спаренный пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие сместили вправо от продольной оси башни. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, высота линии огня - 1540 мм Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от-6° до +20° Для стрельбы применялись прицелы телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический - в качестве резервного Прицельная дальность стрельбы составляла 3600 м, максимальная - 4800 м При использовании механического прицела была возможна только стрельба прямой наводкой на дистанции не свыше 1000 м. Скорострельность орудия - 12 выстрелов в минуту Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки - справа. Спусковой механизм пушки был ножным, спуск пушки осуществлялся нажатием на правую педаль, а пулемета - на левую. В боекомплект входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 дисков). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг - 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялись вручную.

Силовая установка ГАЗ-203 (70-6000) состояла из двух четырехтактных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 - передний и ГАЗ 70-6005 - задний) суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата соединили тягой с правым бортом. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Два бензобака общей емкостью 440 л находились в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.
Трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа (4+1), главной передачи с коническим редуктором, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.

В состав движителя танка применительно к одному борту входили ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм Подвеска - индивидуальная торсионная.
Командирские танки оборудовали радиостанцией 9Р или 12РТ, размещенной в башне, и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф На линейных танках устанавливались светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.
В ходе производства масса танка возросла с 9,2 до 9,8 т, а запас хода по шоссе уменьшился с 360 до 320 км.

В начале октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод № 38 перешли на выпуск танков Т-70М с усовершенствованной ходовой частью Были увеличены ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов (с 33,5 до 36 мм) подвески и зубчатых венцов ведущих колес Число траков в гусенице сократили с 91 до 80 шт. Кроме того, были усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы Масса танка возросла до 10 т, а запас хода по шоссе снизился до 250 км. Боекомплект пушки уменьшили до 70 выстрелов.

С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76 В результате, начиная с 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускались только на ГАЗе. При этом во второй половине 1943 года выпуск сопровождался большими трудностями С 5 по 14 июня завод подвергся налетам немецкой авиации. На Автозаводский район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 - непосредственно на территорию завода Были полностью разрушены или сильно повреждены более 50 зданий и сооружений. В частности, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо, серьезно пострадали и многие другие цеха завода В результате пришлось остановить выпуск бронемашин БА-64 и автомобилей. Однако выпуск танков не прекращался, хотя и несколько снизился - только в августе удалось перекрыть майский объем производства. Но век легкого танка уже был отмерен - 28 августа 1943 года вышло постановление ГКО, согласно которому с 1 октября того же года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942 - 1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.

Легкий танк Т-70 и его усовершенствованный вариант Т-70М состояли на вооружении танковых бригад и полков так называемой смешанной организации, совместно со средним танком Т-34. В бригаде имелось 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70 Такие бригады могли входить в состав танковых и механизированных корпусов или быть отдельными В танковом полку состояли на вооружении 23 Т-34 и 16 Т-70 При этом полки могли входить в состав механизированных бригад или быть отдельными К весне 1944 года легкие танки Т-70 исключили из штатов танковых частей Красной Армии. Тем не менее в некоторых бригадах они продолжали эксплуатироваться еще довольно долго. Кроме того, часть танков этого типа использовалась в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях Танки Т-70 и Т-70М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны.

Боевое крещение танки Т-70 получили в ходе боев на Юго-Западном направлении в июне-июле 1942 года и понесли серьезные потери Уже первые бои выявили низкие боевые качества новых легких танков, вооружение которых не позволяло им бороться с немецкими средними танками (доля легких боевых машин в Вермахте быстро сокращалась), а бронезащита была недостаточной при использовании их в качестве танков непосредственной поддержки пехоты Кроме того, наличие в экипаже только двух танкистов, один из которых был крайне перегружен. многочисленными обязанностями, а также отсутствие на боевых машинах средств связи крайне затрудняли их использование в составе подразделений и приводили к повышенным потерям.

Окончательную же точку в боевой карьере этих танков поставила Курская битва - возможность уцелеть, не говоря уже о том, чтобы выйти победителем, в открытом бою с новыми немецкими тяжелыми танками у Т-70 была близка к нулю. Вместе с тем в войсках отмечали и положительные достоинства «семидесяток». По мнению некоторых танковых командиров, Т-70 как нельзя лучше подходил для преследования отступавшего противника, что стало актуальным в 1943 году. Надежность силовой установки и ходовой части Т-70 были выше, чем у Т-34, что позволяло совершать длительные марши. «Семидесятка» была малошумной, чем опять-таки резко отличалась от ревущей двигателем и грохочущей гусеницами «тридцатьчетверки», которую ночью, например, было слышно за 1,5 км.

В столкновениях же с вражескими танками экипажам Т-70 приходилось проявлять чудеса изобретательности Многое зависело и от знания экипажем особенностей своей машины, ее достоинств и недостатков. В руках умелых танкистов и Т-70 был грозным . Так, например, 6 июля 1943 года в боях за д.Покровка на Обояньском направлении экипаж танка Т-70 из 49-й гвардейской танковой бригады, которым командовал лейтенант Б.В.Павлович, умудрился подбить три средних немецких танка и одну «Пантеру». Совершенно исключительный случай произошел 21 августа 1943 года в 178-й танковой бригаде. При отражении вражеской контратаки командир танка Т-70 лейтенант А.Л. Дмитриенко заметил отступавший немецкий танк. Догнав врага, лейтенант приказал своему механику-водителю двигаться рядом с ним (по-видимому, в «мертвой зоне») Можно было стрелять в упор, но, увидев, что люк в башне немецкого танка открыт (немецкие танкисты почти всегда ходили в бой с открытыми башенными люками), Дмитриенко вылез из Т-70, перепрыгнул на броню вражеской машины и бросил в люк гранату. Экипаж немецкого танка был уничтожен, а сам танк отбуксирован в наше расположение и после небольшого ремонта использовался в боях.

В начале Великой Отечественной войны советским легким танкам пришлось сыграть роль гораздо более значительную, чем та, которая предполагалась для них изначально. Еще в декабре 1939 года на вооружение Красной Армии был принят легкий (по тогдашней классификации – «малый») танк Т-40. Это была небольшая машина с экипажем из двух человек, вооруженная двумя пулеметами (крупнокалиберным ДШК и обычным ДТ). Т-40 был плавающим, обладал неплохой подвижностью, а бронирование защищало его от огня стрелкового оружия. Предназначением танка была разведка, и каких-либо серьезных боевых функций на него не возлагалось. Однако война распорядилась иначе.

Колонна танков Т-70 на подступах к Красному Селу. 1944 г. (коллекция автора)

Спустя три дня после нападения Германии заводу № 37, занимавшемуся выпуском Т-40, было приказано свернуть производство этих машин. Разведывательные танки, разумеется, нужны всегда, но в тот момент стране нужнее были танки обычные, линейные. Теперь заводу № 37 поручалось пустить освободившиеся мощности на производство танка сопровождения пехоты Т-50. Главный конструктор завода, Николай Александрович Астров, выдвинул возражение – Т-50 кардинально отличался по конструкции от Т-40 и был гораздо сложнее в производстве. У завода, занимавшегося до этого лишь легкими плавающими машинами, ушло бы непозволительно много времени на его освоение. Вместо этого Астров предложил альтернативный вариант действий – улучшить Т-40, сделав его более пригодным для поля боя, и максимально увеличить его выпуск. Это, разумеется, была полумера – легкий пулеметный разведчик, как его ни улучшай, полноценной заменой нормальному танку не станет – но любому понятно, что в отчаянной ситуации лучше хоть какие-то танки прямо сейчас, чем хорошие, но когда-нибудь потом, в неопределенно отдаленном будущем.

Предложению Астрова был дан зеленый свет, и началось производство танка, который изначально имел обозначение Т-60, но в дальнейшем стал известен как Т-30 (от заводского обозначения проекта – «030»). Т-30 отличался от Т-40 рядом упрощений, позволявших ускорить и удешевить его производство. Наиболее существенными из них стали отказ от возможности плавать и переход на более простую в изготовлении гомогенную (равномерно закаленную) броню взамен брони поверхностного закаливания. Впоследствии поменялось и вооружение – пулемет ДШК оказался в условиях лета 1941-го дефицитом, так как производился в количестве всего нескольких сотен в месяц. Вместо него Т-30 получил 20-мм автоматическую пушку ТНШ, созданную на базе авиационной пушки ШВАК. Вопреки распространенному мнению, огневой мощи танка это почти не повысило, зато решило вопрос с нехваткой оружия.

Танкисты отдыхают возле Т-70 (коллекция автора)

Следующим логическим шагом стало упрощение формы танка. Корпус Т-30 нес в себе наследие плавающего Т-40 – он имел излишний объем для обеспечения положительной плавучести, высокие борта для устойчивости, а его передняя часть имела довольно сложную форму для снижения сопротивления при движении в воде. Все это увеличивало массу танка, его габариты (а значит – заметность и уязвимость) и, главное, усложняло производство. Танк с корпусом упрощенной формы и уменьшенных размеров получил обозначение Т-60М, в некоторых документах его именуют Т-70, в итоге же прижилось название Т-60, под которым он и вошел в историю.

Именно Т-60 взвалил на себя основную тяжесть боев в конце сорок первого и начале сорок второго. Катастрофические потери летней кампании привели к тому, что средних и тяжелых танков в войсках практически не осталось, а из-за эвакуации промышленности восполнить эту нехватку в обозримые сроки не представлялось возможным. Затыкать собой брешь пришлось именно «шестидесяткам». В отдельных случаях они составляли до трети или даже половины танкового парка Красной Армии на отдельных участках фронта.


Немецкие военнопленные проходят мимо танка Т-70, сменившего хозяев дважды – он был захвачен немцами и использовался ими, затем советские войска отбили его обратно. Киев, 1944 г. (коллекция автора)

Разумеется, Т-60, как и любая экстренная импровизация, имел весомые недостатки. Наиболее существенными из них были слабость вооружения и недостаточное бронирование. Пушка ТНШ в плане реальной боевой ценности, по сути, мало чем отличалась от крупнокалиберного пулемета – бронепробиваемости ей хватало лишь на борьбу со слабо бронированной техникой, такой, как бронетранспортеры и легкие бронеавтомобили. Фугасное действие у снарядов было практически нулевым, поэтому уничтожать пехоту и полевые укрепления ими было затруднительно. Требовалось установить более мощное орудие калибром не менее 37 мм. Бронирование же, хоть и было доведено до 30-35 миллиметров в лобовой части корпуса, все еще оставалось недостаточным – по опыту использования военные отмечали, что Т-60 крайне уязвим и поражается практически любыми противотанковыми средствами на дистанциях актуального боя.

Еще в октябре 1941 года, параллельно с развертыванием производства Т-60, Астров, направленный на Горьковский автозавод, совместно с рядом других тамошних конструкторов, начал работу над улучшенной версией танка, получившей обозначение «070» или ГАЗ-70. Основным достоинством было усиленное вооружение – в новой литой башне обтекаемой формы установили 45-мм пушку 20-К, использовавшуюся на большинстве танков и пушечных бронеавтомобилей Красной Армии. Также вместо двигателя ГАЗ-202 был установлен существенно более мощный ГАЗ-203 – фактически, это было два двигателя ГАЗ-202, соединенных последовательно. Последнее изменение потребовало увеличения корпуса – его удлинили, а в ходовую часть добавили еще одну пару опорных катков.


Эшелон с танками Т-70 готовится к отправке под Сталинград. 1942 г. (коллекция автора)

Работа по модернизации затянулась, несмотря на неоднократные требования об ее ускорении со стороны высшего руководства, включая лично Сталина. Опытный образец ГАЗ-70 был представлен на испытания только в конце февраля 1942 года. На военных новый танк, однако, большого впечатления не произвел. Ими было отмечено, что бронирование у ГАЗ-70 такое же, как у Т-60, то есть явно недостаточное, а экипаж все еще недостаточен для полноценной боевой машины. ГАЗ-70 управлялся двумя танкистами – это было наследие еще его предка Т-40, не затронутое никакими из предыдущих переделок и остававшееся таковым и на Т-30, и на Т-60. Двух человек вполне хватало для разведывательного танка: механик-водитель управлял машиной, а командир, располагавшийся в башне, играл роль, по сути, наблюдателя – задействовать вооружение ему приходилось лишь в тех немногочисленных случаях, когда разведка вступала в огневой контакт с противником. Для боевой машины же одноместная башня была большим минусом: командиру приходилось активно участвовать в бою – обнаруживать противника, принимать решения о перемещении танка и передавать их механику-водителю, вести огонь из вооружения и перезаряжать его. Эта нагрузка была слишком велика для одного человека, в результате эффективность танка существенно снижалась. Требовалось увеличение экипажа до трех человек и, соответственно, расширение башни до двухместной с тем, чтобы снять с командира хотя бы обязанности заряжающего.

Астров пообещал максимально оперативно устранить отмеченные недостатки. Толщину брони увеличили до 35 мм в верхней части лба и до 45 мм (как у среднего танка Т-34) в нижней, куда по статистике приходится наибольшее число попаданий. Башню заменили на сварную восьмигранную – оригинальная литая показала слишком низкую стойкость (ее легко пробивала даже 20-мм немецкая танковая пушка) и, к тому же, не имела резервов по усилению бронирования. С расширением экипажа до трех человек, однако, возникли непредвиденные сложности. Увеличенная башня, по расчетам, должна была повысить массу машины с девяти тонн до одиннадцати с половиной. У конструкторов возникли сомнения, что элементы ходовой части выдержат подобную нагрузку – ведь они изначально создавались для Т-40, который весил вдвое меньше. В результате танк было решено принять на вооружение в существующем виде, и 6 марта 1942 года это было сделано – ГАЗ-70 пошел в войска под обозначением Т-70.

Разработка трехместного варианта танка началась сразу же после принятия на вооружение двухместного. Испытав серийную машину, утяжеленную специальными грузами до ожидаемой массы нового танка (11,5 т), конструкторы убедились, что их опасения были не напрасными – ходовая часть действительно не справлялась с возросшей массой. Ломались траки, лопались торсионы, аномально быстро изнашивалась трансмиссия. Работы по усилению ходовой прошли успешно, но к моменту их завершения руководством было решено, что создание и производство трехместной версии следует поручить другому заводу, чтобы не отвлекать ГАЗ от выпуска самоходных установок СУ-76, которые требовались войскам во все больших количествах. В результате трехместный Т-70 после внесения еще нескольких улучшений пошел в серию на заводе № 40 в Мытищах под названием Т-80. ГАЗ же, чтобы добру не пропадать, внес разработанные изменения в ходовую часть Т-70, и танк с октября 1942-го выпускался с обозначением Т-70М. Ценой незначительного (около шестисот килограмм) увеличения массы Т-70М получил заметно лучшую, за счет более широких гусениц, проходимость и существенно больший ресурс подвески и трансмиссии. В итоге, правда, получилось скорее плохо, чем хорошо. Модернизировать имеющиеся Т-70 до Т-70М было технически невозможно, поэтому в войсках оказались два практически идентичных танка с несовместимыми деталями ходовой части. У обслуживающего персонала и ремонтников это, по понятным причинам, радости не вызвало.


Т-70 1-го Украинского фронта форсирует реку Шпрее. 1945 г. (коллекция автора)

Боевая карьера Т-70 была яркой, но недолгой. Впервые они пошли в бой на Юго-Западном фронте в июне 1942-го. Сразу же выяснилось, что, невзирая на все старания конструкторов по повышению характеристик машины, боевая ценность легких танков оказалась невелика. За год, прошедший с начала войны, из рядов Панцерваффе практически исчезли легкие танки PzKpfw.I и PzKpfw.II, а средние танки значительно прибавили в толщине брони. В результате, 45-мм пушка 20-К, которой вполне хватало для борьбы с вражеской бронетехникой летом сорок первого, к лету сорок второго стала в значительной мере бесполезной. Также Т-70 оказался слишком уязвимым – хотя лоб танка был неплохо забронирован и бронелисты в нем располагались с большим наклоном, что увеличивало защиту, по бортам броня имела толщину всего 15 мм и располагалась вертикально, поэтому способна была защитить только от пуль. Кроме того, на поле боя все чаще появлялись как новые модификации танков PzKpfw.III и PzKpfw.IV, вооруженные длинноствольными орудиями, так и мощные 75-мм противотанковые пушки PaK.40 – для них не составляло труда пробить броню Т-70 с любого ракурса на всей дистанции прицельной стрельбы. Отмечалось, однако, что в среднем, при прочих равных, выживаемость у Т-70 несколько выше, чем у Т-34 и КВ за счет меньших размеров. Положительных отзывов удостоились хорошая надежность танка, простота в освоении и небольшая масса. Последняя не только облегчала эвакуацию подбитых танков с поля боя, но и позволяла «семидесяткам» проходить там, где не могли пройти другие танки, и заставать врага врасплох ударами с неожиданных направлений. Этому способствовала и малая шумность Т-70 в движении – по воспоминаниям очевидцев, шумел он не больше, чем грузовой автомобиль, что облегчало скрытное выдвижение на позиции и сближение с противником.

Наиболее массовым было применение Т-70 в битве на Курской дуге – например, танковые силы Центрального фронта состояли из него почти на четверть (369 машин из 1487 имеющихся на 4 июля 1943 года). По итогам операции был сделан вывод о том, что, в связи со стремительным развитием бронетехники и противотанковых средств, Т-70 окончательно утратил даже ту невеликую боевую ценность, которая у него была на момент создания. Кроме того, ситуация с производством полноценных, не эрзац, танков, была уже не столь острой, как два года назад, поэтому в октябре сорок третьего Т-70 сняли с производства, а освободившиеся ресурсы направили на выпуск самоходных артиллерийских установок СУ-76М, базирующихся на его шасси. Оставшиеся в строю машины отправились в учебные части, либо использовались в качестве командирских в подразделениях, вооруженных СУ-76М. Некоторые вернулись к изначальной роли своих далеких предков, занявшись разведкой. Многие из них дожили до конца войны – на начало 1946 года в советских вооруженных силах числилось 1502 танка Т-70 и Т-70М (из 8231 выпущенных).


Т-70 в зимнем камуфляже. Ленинградский фронт, 1944 г. (коллекция автора)

Т-70 стал самым массовым легким танком Советского Союза во Второй мировой войне. Невзирая на то, что чаще всего его приходилось применять в роли, совершенно неподобающей для его характеристик, он честно выполнил задачу в меру своих возможностей. Для открытого боя он был малопригоден даже на момент своего появления, не говоря уже о более поздних этапах войны, но при грамотном применении все же мог быть полезным, особенно в условиях отсутствия сильной противотанковой обороны у противника. Известны и случаи успешной борьбы Т-70 с вражеской бронетехникой. Например, в январе 1943 года экипаж старшего лейтенанта Захарченко, израсходовав боеприпасы, пошел на таран и тараном вывел из строя два немецких танка. Тип танков в документах не указывается, но так как в качестве противника выступал 100-й танковый батальон особого назначения, это, со всей очевидностью, были PzKpfw.II – обычные или огнеметные. В результате боя экипажем были взяты в плен командир и начальник штаба немецкого батальона. Известен случай, когда Т-70 3-й Гвардейской танковой армии огнем из засады уничтожил два тяжелых танка «Пантера». История может показаться невероятной, но бортовая броня у «Пантеры» была относительно слабой, причем сразу за ней располагалась боеукладка – с близкого расстояния даже 45-мм пушка имела все шансы справиться. В умелых руках обученного и хладнокровного экипажа Т-70 мог быть крайне грозным – что лишний раз подтверждает справедливость старой истины: «Воюет не оружие – воюет человек».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: