Двигатель нового поколения см 100. Отечественное оружие и военная техника

Проекты авиационных двигателей для малой и региональной авиации
АО «НПЦ газотурбостроения «Салют»

Анализ программ ТРДД в классе тяг от 2,5 до 5 тс

Потребность отечественного рынка двигателей с тягой от 2.5 до 5 тс для

самолета Як-130 составит 50-60 двигателей в год до 2025 г., для

разрабатываемых перспективных БЛА ~650 двигателей до 2030 г.

Прогноз потребности до 2030 г. показал, что поставки составят: двигателей с тягой от 2,8 до 3,5 тс ~9235 шт.; двигателей с тягой от 3,5 до 4,5 тс ~1602 шт. двигателей с тягой от 4,5 до 5 тс ~660 шт.

Анализ применяемости на ЛА показывает, что двигатели с тягой от 2.5 до

3.5 т применяются в основном на легких боевых самолетах, самолетах бизнес авиации размерности Super Midsize, двигатели с тягой от 3.5 до 5 т на региональных самолетах и специальных высотных БЛА.

Разработка проводится на основании:

Обращения Генерального директора - генерального конструктора ОАО «ОКБ им.

А.С.Яковлева» № 01-1832/2983 от 02.09.11 г.;

Решений протокола совместного совещания Министерства промышленности и

торговли РФ, АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», ОАО «ОКБ им.

А.С.Яковлева», ФГУП «ЦИАМ им. П.И.Баранова», ОАО «РСК «МиГ», 929 ГЛИЦ им.

В.П.Чкалова МО РФ, НИЦ АТ и В 4 ЦНИИ МО РФ от 30.01.12г.;

Приказа заместителя генерального директора-управляющего директора № 344 от

24.12.2015 г. «О продолжении ОКР по изделию 67»;

ТЗ № 18923 на ОКР «Разработка изделия 67 для УБС Як-130».

В период с 19.03.2014 г. по 24.12.2015 г. разработан и принят комиссией

Минобороны России эскизный проект.

Разработан технический проект, направлен на рассмотрение в НИИ МО РФ и промышленности. Разработан макет. Совместно с ОКБ им. А.С. Яковлева
проведена примерка в мотоотсек самолета Як-130.

Разработана РКД, согласованы с поставщиками и закуплены 2 к-та заготовок, изготавливаются опытные узлы КНД и КС, организована подготовка производства остальных узлов и систем, выданы ТЗ на разработку цифрового блока и ГМЧ агрегатов САУ, системы зажигания, датчиков давления.

Разработка ТРДД СМ-100 для Як-130

Основные особенности: 3 ст. КНД (рабочие колеса «блиск»), 6 ст. КВД (сварной барабанно-дисковый ротор, съемные РЛ, разъемный корпус, регулируемный ВНА и НА 1-й и 2-й ст., щеточное уплотнение), КС (двухкаскадный коллектор, «туннельная» ЖТ, свечи зажигания), турбина (диски с цапфами без отверстий в полотнах, опорный и межроторный подшипники в одной плоскости, щеточные уплотнения), выходное устройство (смеситель в опоре турбины, суфлирование - ПМП через кок-стекатель, МП через эжектор на корпусе сопла).

ТРДД для БЛА

Оценка возможности создания ТРДД для применения в составе

высотного беспилотного ЛА проводилась в соответствии с обращением

ФГБУ НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского».

Проведенные расчеты показали, что разработка двигателя этого

класса возможна на базе газогенератора ТРДД СМ-100. При этом

необходимо отметить - по диаметрам, осевым размерам и весу КВД СМ-

100 меньше КВД ТРДД АИ-222-25 и АИ-22 (которые планировалось

использовать для создания ТРДД регионального самолета и высотного

БЛА), что позволит разработать двигатель с меньшей сухой массой.

ТРДД для легкого транспортного самолета

По результатам расчетной оценки на основе газогенератора СМ-100

может быть разработан ТРДД для легкого транспортного самолета типа

модификации Ил-112В с ТРДД.

ТРДД для БМС, БЛА и ЛТС

Схемная компоновка на основе газогенератора СМ-100

Авиационный турбовинтовой двигательТВ-500С мощностью 630 л.с. разрабатывается для самолета СМ-92Т и может применяться на легких одномоторных и двухмоторных самолетах различного назначения, включая многоцелевые, транспортные, патрульные, пассажирские, административные, учебно-тренировочные, боевые, спортивные.

Может быть адаптирован для установки на вертолет.

Двигатель может использоваться с трехлопастными и пятилопастными воздушными винтами типа AV-725 и AV-80, производства Чехии или отечественными аналогами.

Серийный выпуск и широкое внедрение в эксплуатацию двигателей ТВ-500С (самолетный) и ТВ-500В (вертолетный) позволит успешно решить проблемы развития малой авиации общего назначения в России.

Понятно что все эти двигатели на основаны на газогенераторе СМ-100, однако не представляют из себя ничего нового, просто добротный реальный проект.

Однако это шанс применить наработки по НК-93. Редуктор и вентилятор НК-93 можно уменьшить в несколько раз и получить двигатель сверхвысокой двухконтурности
Закапотированный биротативный винтовентилятор такого размера и мощности реальнее некуда, подобные редукторы широко используются.
Единственн нужно обеспечить большой ресурс редуктора, но при таких мощностях это не проблемно, вес редуктора можно безболезненно наращивать.

В итоге, может получится двигатель экономичнее ПД-14!

Естественно за счёт и меньшей крейсерской скорости и относительно большого диаметра двигателя.

Двигатель АИ-222-25

Двигателям для палубных истребителей Су-33 увеличивают ресурс, а модернизированный Як-130 получит силовую установку с повышенными высотно-скоростными и динамическими характеристиками, которую при определенных доработках можно будет использовать на легких транспортных самолетах и беспилотниках. Об этих и других проектах рассказал директор по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) Алексей Потапов.


Планируете ли модернизировать двигатель АИ-222-25?

Двигатель АИ-222-25 соответствует требованиям, которые предъявляются к нему разработчиками самолета Як-130 и обеспечивает летно-технические характеристики этого самолета.

Однако в процессе эксплуатации любого двигателя выявляются определенные нюансы. Поэтому работы по развитию и совершенствованию любого двигателя ведутся в течение всего жизненного цикла. Также для развития и модернизации самолета, наделения его новыми функциями и возможностями, необходимо совершенствование двигателя. В случае значительного возрастания требований потребителя к техническим характеристикам, принимается решение о создании новой конструкции.

Когда появилась потребность разработчиков самолета по значительному увеличению тяговых характеристик двигателя в стартовых и высотных условиях при сохранении габаритов, веса, расхода воздуха и увеличении ресурсных показателей, стала целесообразной с учетом современного научно-технического задела разработка нового двигателя, который будет иметь потенциал дальнейшего развития.

Проведенная оценка показала невозможность достижения необходимых показателей без значительного улучшения характеристик всех основных узлов двигателя.

- Поэтому появился СМ-100?

В результате эскизного проекта был сформирован облик нового двигателя, получившего обозначение СМ-100 . Конструкция двигателя предусматривает использование узлов с улучшенными параметрами и разрабатывается с учетом современного НТЗ предприятий ОДК. Обязательным условием работ является полная локализация производства двигателя и его комплектующих в России.

Это не значит, что останавливается процесс улучшения двигателя АИ-222-25, его, безусловно, нужно производить, совершенствовать, повышать надежность, ресурс. Но работы в этом направлении не должны вести к кардинальным изменениям основных узлов, требующим значительного объема испытаний. Эти работы направлены на повышение потребительских свойств двигателя в пределах ТТЗ на его создание. Для обеспечения требований ОКБ им. Яковлева к двигателю для модернизированного Як-130 мы запустили работы по СМ-100 . В этом двигателе при сохранении габаритов и веса будет увеличена бесфорсажная тяга с 2,5 до 3-х тонн, а также улучшены высотно-скоростные и динамические его характеристики.


- На какой стадии сейчас создание этого двигателя?

Этот проект прошел стадию эскизного и технического проектирования. Сейчас внесены коррективы в документацию, планируется защита техпроекта. Мы ведем изготовление компрессора низкого давления (КНД), камеры сгорания. Выпущена конструкторская документация на компрессор высокого давления и турбину.

- Когда планируется подготовка к серийному производству?

Испытания узлов, которые должны подтвердить проектные характеристики, планируем в 2017-2018 гг., а в 2019 г. - испытание опытного образца. Дальше все зависит от финансирования. Пока мы ведем эти работы в инициативном порядке.

- А если финансирования не будет?

Уверены, что положительные результаты по запланированным на 2017-2018 гг. работам позволят решить вопрос финансирования. Также проводимые работы позволяют рассматривать внедрение отдельных улучшающих мероприятий в АИ-222-25.

- На какие самолеты планируется ставить СМ-100?

На первом этапе рассматриваем его для модернизированных Як-130, имеющих, по мнению специалистов, большой потенциал . Уверены, что при достижении требований тактико-технического задания двигатель будет востребован для других типов боевых самолетов. Также рассматриваем вариант дальнейшего использования газогенератора этого двигателя для создания двигателя с тягой 4-4,5 тонны, который можно использовать на транспортных самолетах. Кроме того, возможно использование на беспилотных летательных аппаратах.

- Участвует ли «Салют» в работе ОДК по морским газотурбинным двигателям (ГТД)?

- «Салют» решением ОДК привлечен к работе по морским ГТД. Для их испытаний задействованы дополнительные мощности нашего филиала — МКБ «Горизонт». Изготовление и ремонт этих двигателей организовано в АО «Сатурн» (г. Рыбинск).

Во исполнение этих решений в прошлом году конструкторским бюро «Салюта» выполнен проект модернизации испытательной станции «Горизонта», предназначенной для испытаний энергетических ГТУ мощностью до 20 МВт, с переводом ее на два вида топлива (газ и топливо судовых турбин). В 2016 г. проведен большой объем работ по реконструкции этой станции, что позволило в третьем квартале начать, а в четвертом завершить испытания первого морского ГТД на стенде «Салюта» по программе приемо-сдаточных испытаний.

К четвертому кварталу 2017 г. мы должны доработать стенд для ресурсных испытаний морских ГТД и начать испытания. Кроме того, после проведения модернизации на этом же стенде планируется проведение испытаний целой гаммы энергетических и стационарных газовых турбин мощностью 3-6 МВт.

Раз уж заговорили о морской тематике, есть ли желание Минобороны продлевать ресурс двигателей АЛ-31 серии 3 для Су-33?

По опыту эксплуатации самолетов Су-33 мы видим, что есть все основания к поддержанию исправности этого самолета, потому что он эффективен. Наше предприятие, осуществляя функции разработчика двигателя для этого самолета, ведет по заданию Минобороны работы по увеличению ресурсов двигателя. Испытания ведутся, предварительные результаты положительные.


Вы поставляете двигатели АЛ-31ФН для китайского истребителя J-10А. Китайские партнеры заинтересованы в их модернизации? Как осуществляется поддержка эксплуатации?

J-10 — это гордость китайской авиастроительной отрасли, это полностью самолет их разработки. За период сотрудничества по этому проекту, самолет уже несколько раз подвергся модернизации. Был самолет J-10A, на котором стоял двигатель АЛ-31ФН с тягой 12,5 тонн, а сейчас производится J-10B с двигателем АЛ-31ФН серии 3 с повышенными тяговыми характеристиками — до 13,5 тонн и цифровым регулятором. «Салют» производит эти двигатели, обеспечивает гарантийное обслуживание и поставку запасных частей для них.

Ранее на контрактной основе российская сторона обеспечила передачу КНР ремонтной документации на двигатель АЛ-31Ф/ФН.

TURBOJET ENGINE SM-100

Производство узлов перспективного двигателя СМ-100, предназначенного для использования в учебных самолетах, начнется до конца этого года, сообщил в четверг журналистам заместитель гендиректора – управляющий директор НПЦ газотурбостроения «Салют» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) Виталий Клочков.
«Мы в инициативном порядке разрабатываем перспективный двигатель нового поколения СМ-100. На сегодня уже завершена разработка эскизного проекта, а приступить к изготовлению первых опытных узлов СМ-100 планируется до конца 2016 года», – сказал Клочков.
По его словам, реализация проекта позволит получить газогенератор, на основе которого можно будет создать целый ряд двигателей гражданского и военного назначения.
«Мы рассчитываем, что новый двигатель со значительно улучшенными летно-техническими характеристиками будет соответствовать не только современным, но и перспективным требованиям», – добавил представитель предприятия.
ТАСС

20.08.2016


Опытный образец перспективного двигателя СМ-100 для легких учебных и боевых самолетов будет изготовлен в 2018 году, сообщил в пятницу журналистам технический директор НПЦ газотурбостроения «Салют» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК) Сергей Ляшенко.
«В течение 2016 года производится изготовление первого узла – компрессора низкого давления, который поступит на испытания в 2017 году, а в течение 2017 года будут изготовлены остальные узлы и газогенератор двигателя», – сказал Ляшенко.
По его словам, перед предприятием стоит задача в короткие сроки создать значительно превосходящий зарубежные аналоги двигатель, в котором будут применены только отечественные материалы и радиоэлектронные компоненты.
«На сегодня по двигателю разработаны эскизный и технический проекты, выпускается рабочая конструкторская документация, которая по узлам сразу направляется в производство. Предъявление технического проекта комиссии намечено на октябрь этого года. Для сокращения сроков нам приходиться совмещать этапы опытно-конструкторских работ», – уточнил технический директор «Салюта».
Перспективный двигатель, по словам Ляшенко, будет иметь взлетную тягу более трех тонн. У схожего АИ-222-25, который используется в учебно-боевых самолетах Як-130, этот параметр составляет 2,5 тонны.
«Двигатели на базе СМ-100 в перспективе будут применяться не только на самолетах Як-130 и его модификациях, но и станет базовым двигателем для бизнес- и административных самолетов, а также беспилотных летательных аппаратов различного назначения», – заключил Ляшенко.
ТАСС

УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130

20.02.2017


Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в госкорпорацию «Ростех») в 2019 году проведет испытания нового двигателя для учебно-боевой авиации СМ-100. Об этом сообщили в пресс-службе ОДК.
«Завершена разработка эскизного проекта. Ведется работа по выполнению этапов опытно-конструкторских работ. Стендовые испытания опытного образца газогенератора планируется начать в 2018 году, всего двигателя – в 2019 году», – говорится в сообщении.
Как пояснили в пресс-службе, реализация этого проекта позволит получить базовый газогенератор, на основе которого можно будет создать целый ряд модификаций двигателей военного и гражданского назначения.
Ранее сообщалось, что перспективный двигатель будет иметь взлетную тягу более 3 т. По заявлению разработчиков, двигатели на базе СМ-100 в перспективе будут применяться не только на самолетах Як-130 и его модификациях, но станут базовыми для бизнес- и административных самолетов, а также беспилотных летательных аппаратов различного назначения.
ТАСС

25.08.2017
Испытания опытного образца двигателя СМ-100, предназначенного для учебно-боевой авиации и беспилотников, планируется провести в 2019 году. Об этом, как передает «РИА Новости», заявил в рамках форума «Армия-2017″ официальный представитель Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).
Как напоминает агентство, в 2016 году управляющий директор Научно-производственного центра газотурбостроения «Салют» (входит в ОДК) Виталий Клочков заявлял журналистам о старте разработки двигателя для БЛА нового поколения СМ-100. По его словам, этой силовой установкой могут быть оснащены также модернизированные учебно-боевые самолеты Як-130.
«Проект СМ-100 прошел стадию эскизного и технического проектирования. В настоящее время НПЦ газотурбостроения НПЦ «Салют» ведется изготовление компрессора низкого давления, камеры сгорания. Испытания узлов, которые должны подтвердить проектные характеристики, запланированы на 2017-2018 годы. Испытания опытного образца планируется провести в 2019 году», – сказал собеседник агентства.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2017


ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СМ-100

Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию - ОДК) приступил к разработке двигателя для учебно-боевой авиации нового поколения СМ-100.
«Салют» с целью дальнейшего развития направления двигателей для учебно-боевых и учебно-тренировочных самолетов в инициативном порядке разрабатывает перспективный двигатель нового поколения СМ-100. Приступить к изготовлению первых опытных узлов СМ-100 планируется до конца 2016 года.
Основной российский учебно-боевой самолет Як-130 летает с двигателем АИ-222-25, однако не исключено, что в рамках последующей модернизации он получит двигатель нового поколения на базе СМ-100.
Реализация данного проекта позволит получить базовый газогенератор, на основе которого можно будет создать целый ряд модификаций двигателей гражданского и военного назначения.
«На сегодня уже завершена разработка эскизного проекта. Коллективом разработчиков ведется работа по выполнению очередных этапов опытно-конструкторских работ: разрабатываются технический проект и рабочая конструкторская документация», - сказал заместитель гендиректора – управляющий директор НПЦ газотурбостроения «Салют» Виталий Клочков в августе 2016 года.
«Мы рассчитываем, что новый двигатель со значительно улучшенными летно-техническими характеристиками будет соответствовать не только современным, но и перспективным требованиям», – добавил представитель предприятия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: