Особенности политического развития новгородской земли. Новгородская земля (Республика)

Славянское государство, известное как Новгородская Русь, образовалось приблизительно в IX веке, еще до централизации власти в Киеве. Появление его традиционно историки связывают с призванием варягов, а именно Рюрика, к власти в землях русичей.

Догосударственный период

Перед тем как на территории северо-запада современной России возникло государство, именуемое Новгородской Русью, в этих землях проживали разрозненные славянские племена. Из-за отсутствия централизованной, единой власти они постоянно конфликтовали, не могли вести эффективное хозяйство и полноценно торговать между собой.

С целью объединения всех племен в этих землях и создания централизованного государства в Новгород были приглашены варяги (скандинавы), которые обладали более развитой культурой.

Приход Рюрика к власти

Согласно "Повести временных лет" (первая летопись), которая является чуть ли не самым ранним письменным источником событий того периода, Рюрик пришел к власти в 862 году.

На основании этого писания можно сделать выводы, что в IX веке в северо-западной Руси было чрезвычайно сильно скандинавское влияние, поэтому и государственность сюда пришла несколько раньше, чем на основную территорию.

С приходом Рюрика к власти Новгородская Русь стала мощным государством с обширной территорией. Под его началом объединились многочисленные племена, среди которых крупнейшими были словене и кривичи.

Само призвание варягов, как исторический факт, находится под сомнением у многих историков, поскольку нет точных подтверждений этому.

Новгородская Русь

После Рюрика править страной стал князь Олег, который покинул В. Новгород и ушел на юг. Новгородцев же он обложил данью.

Князь Олег был успешным воеводой и объединил практически все разрозненные племена восточных славян в единое государство. Далее, в X веке, при князе Владимире в Новгороде стал править его сын Вышеслав, который вскоре скончался.

Его место занял другой сын киевского князя по имени Ярослав, который не пожелал платить дань отцу. В связи с этим Киев стал готовить вооруженный поход на Новгород, который не увенчался успехом.

С этого момента Новгородская Русь получает значительную долю свободы от Киевского гнета. Ее исторический путь становится более самобытным и обособленным от остальной части Руси.

Новгородская Республика

Получив значительную свободу от Киева, правители города решили переустраивать свое государство на новый лад. Управление стало сильно отличаться оттого, что реализовывалось в остальной Руси.

Был создан правящий орган - вече, который решал все важные государственные вопросы путем голосования, в том числе и князь тоже мог выбираться голосованием.

Фактически страна перестала быть монархией и стала Новгородской Республикой. Глава государства избирался на вече пожизненно. Однако таким же путем неугодный правитель мог быть заменен на другого.

Период раздробленности

В XII веке Русь вошла в новый исторический период, через который в разное время проходили все крупные европейские государства. Его принято называть периодом раздробленности.

Раздробленность Руси для Новгородской Земли стала периодом наивысшего расцвета. Эти события позволили городу окончательно отделиться от киевских князей и стать суверенным. К слову, Новгородская Республика была крупнейшим государством восточных славян, обладала мощным хозяйством.

Конечно, были и значительные минусы, но правители страны успешно действовали, защищаясь от соперников и внешних врагов. Об этом можно судить и по тому, что только новгородцам удалось избежать монголо-татарского ига.

Иноземные захватчики

В XIII веке Новгородская Русь вместе со всеми остальными государствами подверглась неоднократным нападкам со стороны иноземцев. Первый удар был нанесен татаро-монголами, которые вторглись в Киевскую Русь и, как смерч, пронеслись по всей ее территории, кроме Новгорода.

Только этому городу удалось практически полностью избежать нашествия татаров. В это время Новгород приобрел наивысшее могущество среди княжеств русичей.

Однако, избежав серьезных нападений со стороны татар, новгородцы столкнулись с захватчиками на Западе. Католическое рыцарское государство Ливонский Орден вело активную захватническую политику, направленную на Великий Новгород. Целью войны было обращение русских в католическую веру.

Несмотря на то, что русичи были христианами, они принадлежали к православной церкви, а ливонцы к католической. Под эгидой Папы Римского ливонцы стремились присоединить огромные земли Новгорода к своей церкви, воспользовавшись ослабленностью Руси из-за нашествия монголо-татар.

Александр Невский

Несмотря на то, что Новгород был окружен с двух сторон мощными захватчиками, ему удалось устоять и сохранить относительную свободу и независимость. Во многом это произошло благодаря умелой политике и военной стратегии князя Александра, которого впоследствии стали называть Невским.

Он понял, что противостояние с татарами сейчас было бы смертельной ошибкой для Новгорода, поэтому он пошел с ними на мировую. И бросил все силы на борьбу с рыцарским орденом. Ему удалось разбить тевтонцев в столкновении на Чудском озере, в котором он поступил, как опытный военный стратег.

Он понял, что рыцари, облаченные в тяжелые доспехи, не смогут перебраться на другой берег озера по льду, который еще был слишком тонким. Поэтому, взяв немецких рыцарей на измор, он смог одержать победу. Таким образом князь сохранил Новгородскую Русь, культуру, веру и этнос. Недаром его считают одним из величайших правителей. Влияние Александра Невского признают не только в России, но и на Западе, где его считают великим полководцем и военным стратегом.

Закат Новгорода

Начиная с XIV века на Руси отмечается тенденция к объединению в одно большое, централизованное государство. Главными претендентами на роль центра объединения взяли на себя Тверь и Москва.

Новгород держался обособленно, хотя и был сильнейшим государством.

Вплоть до полного объединения Руси под главенством Москвы Новгород оставался в стороне, не стремясь объединить русских вокруг себя, но и не желая присоединяться к московским князьям.

В итоге завершилась история Новгородской Руси присоединением к единому государству Московскому в 1478 г. Захват самого крупного княжества Руси позволило князю московскому Ивану III бросить вызов ослабевшей Золотой Орде и одолеть их в 1480 г., освободив таким образом русский народ от трехсотлетнего ига.

Отныне Новгород перестал существовать как отдельное государство и стал частью единой страны. В связи с присоединением к Московскому государству Новгород стал быстро терять свое торгово-экономическое значение, а затем и культурное. Впоследствии он перестал быть ключевым центром страны, уступив это место Москве, Твери и другим крупным городам. Несмотря на это, город по-прежнему остается важным культурным и историческим центром даже сегодня.

Искусство Новгорода

Новгород являлся одним из крупнейших городов и центров культуры Руси и всей Восточной Европы. Здесь было сосредоточение торговли, ремесел, живописи и зодчества.

Значительное влияние на живопись и культуру города в целом оказало христианство (православие), благодаря которому искусство Новгородской Руси получило мощный толчок к развитию. Стала развиваться иконопись, получившая тут очень широкое развитие.

Благодаря тому, что Новгород был крупным морским, торговым центром, он тесно взаимодействовал с европейской культурой, и в первую очередь со скандинавской. Отсюда многие веяния в искусстве с Запада попадали в культуру Руси.

Зодчество

В Новгородской Руси архитектура достигла высокого развития. Город значительно превосходил по пышности и богатству другие города раздробленной Руси. Это было связано с тем, что новгородцы не платили дань татарам, избежали их набега и активно вели торговлю.

Наличие возможностей и каналов сообщения с Западными народами позволили новгородцам значительно быстрее перенимать передовые достижения Европы того времени. Особенно ярко это было видно в зодчестве.

В Новгороде раньше остальных русских городов появились сооружения, построенные из белого камня. Строилось много церквей и часовен, а также иконописных мастерских. Помимо этого появлялись ювелирные, ткацкие и швейные мастерские. Также было много других ремесленных мастерских.

Торговля

Не секрет, что Новгород являлся крупнейшим морским торговым портом в Древней Руси. Отсюда велась практически вся торговля с Западной Европой. Заключали выгодные союзы в первую очередь со шведами, немцами и поляками. Благодаря этому город был богаче остальных, что сразу бросалось в глаза. Достаточно было взглянуть на его белокаменные сооружения, которых в то время не было ни в одном другом городе Древней Руси.

Возможность торговать с европейцами стимулировала бурное развитие ремесел. Мастера со всего города создавали свои творения, которые затем продавали на базарах и ярмарках.

Ярмарки были обычным делом для Новгорода. Здесь они проводились регулярно и имели большие масштабы. Со всей Руси сюда съезжались торговцы, чтобы реализовать свой товар и приобрести диковинные вещи из других городов и стран.

Таким образом, Новгород являлся ключевым центром торговли и ремесла во всей Руси. Он стоял в одном ряду с Киевом, Владимиром и Черниговом, а позднее Москвой и Тверью.

Земледелие

Если торговля и ремесло, искусство и зодчество были хорошо развиты в Новгородской Руси, то земледелию уделялось меньше внимания. Виной этому заболоченная местность. Малое количество пригодных для выращивания злаковых земель привело к тому, что новгородцы были вынуждены покупать хлеб, муку и другую земледельческую продукцию у других княжеств, как правило, у Владимиро-Суздальского.

Именно такая зависимость в хлебе от Суздаля стала причиной давления в XIV веке князей Суздаля на Новгородцев с целью склонить их под свою власть. Однако такая политика Суздальских князей не увенчалась успехом, и Новгород сохранил свой суверенитет.

Несмотря на все трудности выращивания злаковых культур, земледелие в княжестве было развито очень хорошо. Здесь росла озимая рожь и пшеница. Для возделывания почвы использовалась многозубая или трехзубая соха, которая появилась здесь несколько раньше, чем на остальной территории Руси. Пожинали хлеб при помощи традиционных серпов.

Заключение

Образование Новгородской Руси оказало огромное влияние и значение на культуру, историю и формирование русского этноса. Благодаря Новгороду была сохранена самобытность русского народа, которая в свое время оказалась под угрозой из-за татарского ига. Зодчество, живопись и ремесло получило широкое распространение.

Фактически Новгород был родоначальником российской государственности, без которого Киевская Русь могла не появиться вовсе. Значение этого города в общероссийской истории сложно переоценить. Это был один из крупнейших центров, на базе которого строилась и формировалась вся русская культура, торговля и экономика.

К середине 12-го столетия в Киевской Руси сформировалось 15 малых и больших княжеств. К началу 13-го века их число увеличилось до 50-ти. Распад государства имел не только отрицательный (ослабление перед нашествием татаро-монголов), но и положительный результат.

Русь в период феодальной раздробленности

В отдельных княжествах и вотчинах начался бурный рост городов, стали формироваться и развиваться торговые отношения с Прибалтикой и немцами. Заметны были и изменения в местной культуре: создавались летописи, возводились новые сооружения и прочее.

Крупные регионы страны

В государстве было несколько больших княжеств. Такими, в частности, можно считать Черниговское, Киевское, Северское. Однако наиболее крупными считались три на юго-западе, Новгородское и Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке. Это были основные политические центры государства того времени. Стоит отметить, что все они имели свои отличительные черты. Далее поговорим о том, какими были особенности Новгородского княжества.

Общие сведения

До сих пор не совсем ясны истоки, с которых началось развитие Новгородского княжества. Древнейшие упоминания о главном городе региона относятся к 859-му году. Однако предполагается, что в то время летописцы не использовали погодные записи (они появились к 10-11 веку), а собирали те легенды, которые были наиболее популярны в народе. После того как Русь переняла византийскую традицию составления сказаний, авторы должны были составлять рассказы, самостоятельно прикидывая даты, до начала погодных записей. Разумеется, такое датирование далеко неточно, поэтому доверять ему полностью не следует.

Княжество "Новгородская земля"

Каким был этот регион в обозначает "новый называли укрепленные поселения, окруженные стенами. Археологами было найдено три поселения, находившихся на территории, которую занимало Новгородское княжество. Географическое положение этих районов указано в одной из летописей. Согласно сведениям, область находилась на левом берегу Волхова (там, где сейчас расположен Кремль).

С течением времени поселения объединились в одно. Жители соорудили общую крепость. Она и получила название Новгорода. Исследователем Носовым была развита уже существовавшая точка зрения о том, что историческим предшественником нового города было Городище. Оно располагалось несколько выше, недалеко от истоков Волхова. Судя по летописям, Городище являлось укрепленным поселением. В нем пребывали князья Новгородского княжества и их наместники. Местные краеведы даже высказывали достаточно смелое предположение, что в резиденции жил и сам Рюрик. Учитывая все это, можно вполне утверждать, что от этого поселения и пошло Новгородское княжество. Географическое положение Городища можно считать дополнительным аргументом. Оно стояло на балтийско-волжском пути и считалось в то время достаточно крупным торгово-ремесленным и военно-административным пунктом.

Характеристика Новгородского княжества

В первые столетия своего существования поселение было небольшое (по меркам современности). Новгород был полностью деревянным. Он располагался по двум сторонам реки, что было достаточно уникальным явлением, поскольку обычно поселения находились на холме и на одном берегу. Первые жители сооружали свои дома неподалеку от воды, но не вплотную к ней, из-за довольно частых наводнений. Улицы города строились перпендикулярно Волхову. Чуть позже их соединили "пробойными" переулками, которые шли параллельно реке. С левого берега возвышались стены Кремля. В то время он был намного меньше, чем тот, что стоит в Новгороде сейчас. На другом берегу в Словенском поселке располагались усадьбы и княжеский двор.

Русские летописи

Новгородское княжество упоминается в записях достаточно мало. Однако эти немногочисленные сведения имеют особую ценность. В летописи, датированной 882-м годом, рассказано о из Новгорода. В результате объединились два восточнославянских крупных племени: полян и ильменских славян. Именно с того времени и начинается история Древнерусского государства. Записи 912-го года говорят о том, что Новгородское княжество платило скандинавам в год по 300 гривен за поддержание мира.

Записи других народов

Новгородское княжество упоминается и в византийских летописях. Так, например, император Константин VII писал о руссах в 10-м веке. В скандинавских сагах также фигурирует Новгородское княжество. Самые ранние сказания появились со времен правления сыновей Святослава. После его смерти между двумя его сыновьями Олегом и Ярополком разгорелась борьба за власть. В 977-м году произошла битва. В результате нее Ярополк разгромил войска Олега и стал великим князем, посадив в Новгороде своих посадников. Был еще третий брат. Но опасаясь быть убитым, Владимир бежал в Скандинавию. Однако его отсутствие было сравнительно недолгим. В 980-м году он вернулся в Новгородское княжество с наемными варягами. Тогда он разгромил посадников и двинулся на Киев. Там Владимир сверг Ярополка с престола и стал Киевским князем.

Религия

Характеристика Новгородского княжества будет неполной, если не говорить о значении веры в жизни народа. В 989 произошло крещение. Сначала оно было в Киеве, а затем и в Новгороде. Власть усилилась за счет христианской религии и ее единобожия. Церковная организация была построена по иерархическому принципу. Она стала мощнейшим инструментом становления русской государственности. В год крещения в Новгород был прислан Иоаким Корсунянин (византийский священник). Но, надо сказать, что христианство не сразу прижилось. Многие жители не спешили расставаться с верой своих предков. Согласно археологическим раскопкам, многие языческие обряды сохранились вплоть до 11-13 столетий. А, например, Масленица празднуется и сегодня. Хотя этому празднику придана несколько христианская окраска.

Деятельность Ярослава

После того как Владимир стал киевским князем, он отправил в Новгород сына Вышеслава, а после его кончины - Ярослава. С именем последнего связана попытка избавиться от влияния Киева. Так, в 1014-м году Ярослав отказался платить дань. Владимир, узнав об этом, стал собирать дружину, однако в ходе подготовки внезапно умер. На престол взошел Святополк Окаянный. Он убил своих братьев: Святослава Древлянского и причисленных впоследствии к лику святых Глеба и Бориса. Ярослав был в достаточно трудном положении. С одной стороны, он был совершенно не против захватить в Киеве власть. Но с другой - его дружина была недостаточно сильна. Тогда он решил обратиться к новгородцам с речью. Ярослав призывал народ захватить Киев, вернув, таким образом, себе обратно все, что было отобрано в виде дани. Жители согласились, и через некоторое время в битве у Любеча Святополк был на голову разбит и бежал в Польшу.

Дальнейшее развитие событий

В 1018-м году вместе с дружиной Болеслава (своего тестя и короля Польского) Святополк возвратился на Русь. В битве они разбили основательно Ярослава (он бежал с четырьмя дружинниками с поля). Он хотел отправиться в Новгород, а затем планировал двинуться в Скандинавию. Но жители не дали ему это сделать. Они порубили все ладьи, собрали деньги и новое войско, дав возможность князю продолжать сражаться. В это время, уверенный в том, что достаточно крепко сидит на престоле, Святополк поссорился с польским королем. Лишенный поддержки, он проиграл битву на Альте. Ярослав после сражения отпустил новгородцев домой, дав им особые грамоты - "Правду" и "Устав". По ним они должны были жить. В течение следующих десятилетий Новгородское княжество также зависело от Киева. Сначала в качестве наместника Ярослав прислал своего сына Илью. Затем он отправил Владимира, который в 1044-м году заложил крепость. В следующем году по его велению было начато строительство нового каменного собора вместо деревянного Софийского (который сгорел). С того времени этот храм символизирует новгородскую духовность.

Государственный строй

Он складывался постепенно. В истории выделяется два периода. В первом существовала феодальная республика, где властвовал князь. А во втором - управление принадлежало олигархии. В течение первого периода в Новгородском княжестве существовали все главные органы госвласти. Высшими институтами считались Боярский совет и вече. Исполнительной властью были наделены тысяцкий и княжеский суды, посадник, старосты, волостели и управляющие волостелями. Вече имело особое значение. Оно считалось верховной властью и обладало здесь большей силой, чем в других княжествах. Вече решало вопросы внутри- и внешнеполитического характера, изгоняло или выбирало правителя, посадского и прочих должностных лиц. Оно также являлось высшей судебной инстанцией. Другим органом являлся Совет бояр. В этом органе сосредотачивалась вся городская система управления. В составе Совета присутствовали: именитые бояре, старосты, тысяцкие, посадники, архиепископ и князь. Власть самого правителя была значительно ограничена в функциях и объеме, но при этом, безусловно, занимала ведущее место в органах управления. Сначала кандидатура будущего князя обсуждалась на Совете бояр. После этого он приглашался для подписания договорной грамоты. В ней регламентировался правовой и государственный статус и обязанности властей по отношению к правителю. Князь проживал со своим двором в предместье Новгорода. Правитель не имел права издавать законы, провозглашать войну либо мир. Вместе с посадником князь командовал войском. Имевшиеся ограничения не позволяли правителям закрепляться в городе и ставили их в подконтрольное положение.

Русские земли в период феодальной раздробленности

контрольная работа

8. Особенности развития Новгородской феодальной республики и ее культура

Рубежи Новгородской области на юге стали определяться во II-ой половине XI-века. Новгородская «область» охватывает верхнее течение реки Великой и верховье реки Ловати. Если к I-ой половине VII-века Новгороду удалось довольно далеко распространить свою дань на юго-восток, на территорию, населённую частью не новгородцами, то эти успехи объяснились тем, что представители новгородской публичной власти пришли сюда раньше ростово-суздальской. На юге предел распространения был положен смоленской и полоцкой данью; успехи на юго-западе обусловлены захватом верхней Ловати. Территориальное нарастание в восточном направлении шло не прямо на восток от Новгорода и Ладоги, а через Заонежье. Земли между Ильменем и Чудским озером и по берегам рек Волхова, Мологи, Ловати и Мсты в территориально-географическом отношении делились на пятины: на северо-запад от Новгорода простиралась по направлению к Финскому заливу пятина Вотьская; на северо-восток, справа о Волхова, шла к Белому морю Обонежская пятина; к юго-востоку, между реками Мстою и Ловатью, простиралась Деревская пятина; к юго-западу по р. Шелони - Шелонская; за Обонежской и Деревской пятинами шла Бежецкая. Особенностью пятинного деления было то, что все пятины, кроме Бежецкой, начинались вплоть у самого Новгорода ив виде расширяющихся радикальных полос бежали вовсе стороны. Земли Новгородской земли в административном плане делились на сотни и погосты. Административное устройство города определяло структуру вечевых органов. Новгород как бы поглощал все городское население в округе радиусом 200 км. Другие города, за исключением Пскова, никогда не могли достигнуть самом то деятельности. Ладога стояла недалеко от впадины реки Волховав Ладожское озеро. Её большое значение объясняет участие ладожан в решение важных политических вопросов. В торговом отношении Ладога имела значение перевалочного пункта. Другой пригород-Торжок, или Новый Торг. Этот город занимал центральное и выгодное положение. По всей видимости, то был пункт, где новгородские купцы встречались с купцами из Владимиро-Суздальско Руси. В Торожке имелся укреплённый замок, способный выдержать длительную осаду. Старая Руса представляла довольно значительное поселение, сосредоточенное около крепости. С самого начала своего существования этот город имел не столько торговое значение, сколько промышленное, так как в этом районе находились богатые соляные варницы, разрабатывемых с давнего времени. Самым южным пригородом были Великие Луки. Из всех новгородских пригородов Псков имел наибольшее значение. Географическое положение способствовало его развитию как крупного торгового и ремесленного центра. О населении Пскова говорит сообщение о гибели 600 мужей в неудачной битве Изборском. Значительность Пскова подчёркивают попытки псковичей отделиться от Новгорода в 1136-37 годах, когда в него бежал князь новгородский Всеволод Мстиславович. В результате развития вечевой жизни в-XIV-XV - веках. Общественный строй здесь получил законченное развитие в сторону образования боярской республики, власть которой распространилась на всю прилегающую к Пскову землю. Несмотря на размеры, Новгородскую землю отличал невысокий уровень плотности населения. Рыбаков указывает на то, что основу экономики здесь составляли сельское хозяйство и промыслы, хотя в Новгороде преобладало торгово-ремесленное население. Новгородская земля ввиду неблагоприятных почвенных и климатических условий была мало плодородна, поэтому земледелие не могло удовлетворять потребности населения. Хлеб вынуждены были Новгородцы ввозить из других княжеств. Зато географическое положение благоприятствовало развитию промысла, ремесла, торговли. Новгород являлся одним из крупнейших торговых центров Восточной Европы. Бояре фактически монополизировали торговлю пушниной, которую получали из. В ряде районов крестьяне занимались добычей железной руды и соли. Все это объясняет особенность общественно-экономического развития Новгорода: значительно более высокое по сравнению с другими княжествами развитие ремесла и торговли. Вечевой строй в Новгороде был своеобразной феодальной "демократии"Вече имело несравненно большую силу. Причина этого заключалась в важной роли, которую играло торгово-ремесленное население и в стремлением осуществленного боярства не допустить княжеской власти. Вече, будучи верховным органом власти, осуществляло самые разнообразные функции. Ему принадлежала вся власть в области законодательства, оно решало все принципиальные вопросы внешней и внутренней политики: избирало или изгоняло князя, выносило решения по вопросам о войне, ведало чеканкой монет и т.д. По делам о государственных и должностных преступлениях вече выступало и в качестве высшей судебной инстанции. Участвовать в вечевых собраниях могли все взрослые жители, исключая женщин и холопов. Вече созывалось по звону колокола на Ярославском дворе или Софийской площади. Вече имело свою канцелярию и архив, а вечевая печать считалась государственной. Первое место среди выборных должностных лиц занимал епископ, получивший в 1165 году сан архиепископа. К его голосу всегда прислушивалась руководящая верхушка. В распоряжении же посадника и тысяцкого находился целый штат подчинённых, с помощью которых они осуществляли управление и суд. Они объявляли решение веча, извещали суд о совершении преступления, вызывали в суд, производили обыск и т.д. Рыбаков в своей книге отмечает, что низшей ступенью организации и управления в Новгороде было объединение соседей-"уличан» с выборными старостами во главе. Пять городских районов - «концов» образовывали самоуправляющиеся территориално-административные и политические единицы, имевшие также в коллективной феодальной собственности особые кончанские земли. В концах собирались свои вече, избиравшие кончанских старост. Боярство было элитарной прослойкой. Доходы бояр складывались от земельных вотчин, особенно крупных на новгородском севере. Особенности землевладения заключали неразвитости вассалитета, и боярство выступало как безусловный собственник земель. Бояре могли определять юридическую судьбу своих земель /дарить, менять, продавать/ в условиях высокой товарности экономики, отсюда следует ещё одна особенность: отношения боярства с собственным зависимым населением строились на отношениях экономической зависимости. Церковное землевладение сложилось несколько позже боярского. Значительная часть земли принадлежала церкви. В результате чего здесь отсутствовали княжеские Землевладения. Княжеский домен здесь не сложился. Специфика положения князей, присылаемых из Киева в качестве князей-наместников, исключила возможность превращения Новгорода в княжество. С конца XI-века, когда, по мнению Тихомирова, начинается борьба за городские вольности, политические верхи стали активно бороться за» угодных князей". Иногда даже устанавливались своеобразное "двоевластие": «князь-посадник".

Роль князей заметно ограничивается в XIII-веке. С князьями заключались договора, в которых предусматривались их обязанности и права, окончательно кандидатуру утверждало вече. Предварительно она обсуждалась на заседании боярского совета. Три древнейшие договорные грамоты с великим князем Ярославом относят к 1264-1270 Развитие торговли и ремесла требует во времена феодальной раздробленности объединения. Древним купеческим объединением было Иванское сто, возникшим при церкви Ивана Предтечи на Опоках в Новгороде. Во главе стояли выборные старосты. Иванское сто носило характер замкнутой купеческой корпорации. Устав этого объединения являлся одним из древнейших уставов Средневековой Гильдии. Иванское сто с начала своего возникновения было типичной купеческой гильдией в том ё определении, а кое дает Дорен: "Купеческие гильдии это все те прочные товарные организации, в которых купцы объединяются, прежде всего, для охраны своих целей; в них цель объединения заключается в товарищеском регулировании и поощрении торговли,... единичное лицо остаётся самостоятельным купцом и ведёт, как раньше, дела на собственный счёт"..Мастера одной специальности жили и работали в определенных местах. Кое-какие выгоды относительно концентрации ремесленников позволили сделать наблюдения над поклонными крестами. В Новгороде. Здесь были распространены каменные и деревянные поклонные кресты с изображениями. Двойное указание на людгощан ведёт нас к тому месту, где делали кресты. В уставе Ярослава упоминаются сотни, как определенные организации. Но они в отличие от концов улиц не приурочены к определённой территории. Естественно предполагать, что сотни устава - это какие-то организации, связанные с торговлей или ремеслом.

Но кроме сотни в XV-веке упоминаются "ряды". Существует мнение, что рядовича приравнивали к купцу. Средневековая торговля обычно соединялась с ремеслом, поэтому организация рядовичей была одновременно и организацией ремесленников. Сразу хочу заметить, то не следует отождествлять процесс распространения государственной власти на севере и процесс колонизации, хотя в отдельных случаях оба процесса могли совпадать. Совершенно неясным остается о неславянских элементах населения Южного и Западного Подвинья. Это наиболее сложный вопрос, чем заселение Поморья и Академик Платонов не отрицает приоритета крестьянской колонизации Подвинья. прочной сетью крестьянских миров покрылось Северное Подвинье. Они дали много ценного материала для исследователей общественных форм народной жизни. Ключевский же выдвинул мысль о связи крестьянской и монастырской колонизации. Боярин шёл уже в места, расчищенные топором земледельца. Захват боярами и монастырями земель Обонежья, Беломорья, Подвинья сопровождались острой борьбой между прежними землевладельцами и новыми хозяевами. Столкновения чаще всего происходили из-за рыбных ловищ.

Уже с конца XI века новгородская власть предопределяла кандидатуры князей, присылаемых из Киева. Основная задача присылаемых князей состояла в вооружённой защите и организации обороны. Так, в 1102 году бояре отказались принять сына князя Святополка.

С 1015 года, когда Новгород отказался от уплаты дани Киеву, началась борьба Новгорода за политическую независимость от Киевского княжества. В XII-веке, когда возросло значение Великого Новгорода как крупного торгово-ремеслянного центра, сильное местное боярство, используя в своих интересах выступления торгово-ремесленного населения, добились сперва права выбора на вече ближайшего помощника князя-посадника из Новгородского боярства(1126-год), а затем, после крупного восстания смердов и низов городского населения против княжеской власти в 1136 году - права выбора князя. После этого князь Всеволод были изгнан из города, а княжеская администрация была заменена выборной. Так Великий Новгород стал феодальной республикой.

В.О. Ключевский отмечает несколько противоречий политического быта Новгорода. Первое из них состояло в несогласии политического строя с социальным. Другое заключалось в отношении Новгорода с князьями. Город нуждался в князе для внешней обороны и поддержания внутреннего порядка, иногда готов был силою удержать его у себя, нов то же время относился к нему с крайним недоверием, гнал его от себя, когда был им недоволен. Эти противоречия вызывали необыкновенное движение в политической жизни города. По мере того как политический строй здесь приобретал все более выраженный боярско-олигархический характер, права князя сокращались. Князь не мог творить единолично суд, не мог без контроля посадника раздавать новгородские земли и государственные" грамоты". Запрещалось приобретать земли в республике князю и его вассалам. Законодательная и дипломатическая деятельность не могла проводиться единолично, но князья получали определенную часть финансовых доходов Республики. В новгородском управлении важное значение имел, полагал русский митрополит с собором епископов Киеве, следовательно, под влиянием великого князя. Но со второй половины XII-века новгородцы начали выбирать из местного духовенства и своего владыку, собираясь "всем городом» на вече и посылая избранного в Киев к Митрополиту для рукоположения. Первым таким выборным епископом был игумен одного из местных монастырей Аркадий избранный новгородцами в 1156году. С тех пор за киевским митрополитом осталось лишь право рукополагать присланного из Новгорода кандидата. Политическая история Новгорода в XII-XIII веке отличалась сложным переплетением борьбы за независимость с антифеодальными выступлениями народных масс и борьбы за власть между боярскими группировками (представлявшими боярские роды Торговой и Софийской сторон города, его концов и улиц). Антифеодальные выступления городской бедноты бояре нередко использовали для устранения от власти своих соперников, притупляя антифеодальный характер этих выступлений расправой с отдельными боярами или должностными лицами. Крупнейшим антифеодальным движением было восстание 1207году против посадника Дмитра Мирошкиничаи его родственников обременявших городской люд и крестьян произвольными поборами и ростовщическими кабалами. Восставшие разгромили городские усадьбы, и села Мирошкини, чей изъяли у них долговые кабалы. Бояре, враждебные Мирошкиничам, воспользовались восстанием, чтобы устранить их от власти.

Эволюция республиканской государственности сопровождалась угасанием роли городского веча. Одновременно значение городского боярского совета росло. Не раз в истории реальное значение денег и власти над народом уничтожало так называемый демократизм. Республиканская государственность претерпела изменения от относительного демократизма до откровенной олигархической системы правления к XV веку. B XIII веке образовался совет из представителей пяти концов Новгорода из состава, которого выбирались посадники. Этот совет весьма целенаправленно играл интересами народа на вече. В начале XV века решения веча почти целиком подготавливались советом. Новгородское боярство вразрез с интересами горожан препятствовало присоединению к Москве. Но массовые избиения и насилия не помогли. В 1478 году Новгород подчинился Москве.

Государство западное Чжоу

Как выглядело западночжоуское общество и что было харак-терным для процесса его трансформации...

Исторические подходы к регулированию экономики в России в период с 1896 г. до 1941 г.

В России железнодорожное строительство развернулось до промышленного переворота, явившись мощным стимулом, с одной стороны, индустриального развития страны, с другой - капиталистической эволюции всего народного хозяйства...

История Великого Новгорода

Во главе новгородского общества (городского и сельского) стоял сильный, влиятельный и богатый класс феодалов, владевший землей, лесами, водными угодьями. Как и в других землях Руси, здесь существовали светские и духовные феодалы...

История Великого Новгорода

Новгород делился Волховом на две части, или стороны, - Торговую и Софийскую. Эти стороны соединялись мостом Великим. Торговая сторона получила название от находившегося там торга, то есть рынка. На торге находился Ярославов двор...

История государства и права России

Период феодальной раздробленности является закономерным этапом в поступательном развитии феодализма...

Моя малая родина

Историю Выборга принято делить на 5 периодов, если не включать современность. Периодизация эта связана с теми государствами, к которым принадлежал город: Швеция, Россия, Финляндия, СССР. Отдельно выделяется период с 1940 по 1944 год...

Особенности сословного строя феодальной Германии

Развитие феодализма происходило в различных германских герцогствах достаточно неравномерно. Устойчивые пережитки родоплеменного строя сохранялись, например, в Саксонии, которая ревностно охраняла свою автономию...

Принципат Октавиана Августа

Превращение Рима великую средиземноморскую державу оказало влияние на идеологическую жизнь римского общества. В высших кругах римского общества широко распространяется греческий язык...

Развитие древнерусского права в XII-XV веках

По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде и Пскове сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй. Причины, вызвавшие своеобразие развития русских северо-западных земель...

Со второй трети XII-века на Руси начался длившийся до конца XV-века период феодальной раздробленности, через который прошли все страны Европы и Азии. Феодальная раздробленность как новая форма государственной политической организации...

Русские земли в период феодальной раздробленности

До середины XI-века Ростово-Суздальская земля управлялась присылавшимися из Киева посадниками. Ёе "княжение" началось после того, как она досталась Всеволоду Переславльскому и закрепилась за его потомками в качестве родовой "волости"...

Русские земли в период феодальной раздробленности

Во второй половине XI-XII веков образовалась «областная» территория по верхней части течения Днестра. На юго - востоке по Днестру она простиралась до Ушицы. В юго-западном направлении Галицкая территория захватывала верховья Прута...

Франция как пример правового государства после Второй мировой войны

Экономическое развитие Беларуси в 20-ые годы ХХ века

После окончания гражданской войны первоочередной задачей для власти стало восстановление народного хозяйства и строительство новых хозяйственно-производственных отношений. Положение Беларуси было довольно плачевным...

Экономическое развитие Новгородской республики в XI-XV веках

Русь экспортировала в различные страны свои товары. Но о составе новгородского экспорта не существует практически никаких источников. Лишь иногда в летописях сообщается о возвращении из других стран новгородских купцов...

Новгородская земля; Великий Новгород; вече; город-государство; новгородское общество. В статье рассматриваются два этапа развития Новгородского государства: XII-XIII вв. и конец XIII-XV вв.

Сравнительное сопоставление показывает, что если в XII-XIII вв. Новгородская земля представляла собой «город-государство», то в XIV-XV вв. новгородское общество и государство приобрело целый ряд общих черт с государственными институтами и общественными структурами славянских стран Центральной Европы. Благодаря исследованиям В.Л. Янина (здесь следует особо выделить его монографию «Новгородская феодальная вотчина» ) можно считать установленным, что новгородское общество XII-XV вв. прошло в своем развитии два принципиально разных этапа. В XII-XIII вв. Новгородская земля представляла собой «городгосударство», когда население города господствовало над окружающей обширной территорией с ее сельским населением, облагавшимся данями и повинностями в пользу Новгорода.

Этим Новгородская земля принципиально отличалась от античных полисов, с которыми ее пытались сравнивать. Объектом эксплуатации со стороны новгородской городской общины были также угро-финские племена Прибалтики и Приуралья. Сбор дани, осуществлявшийся большими отрядами вооруженных людей, а в Прибалтике и Приуралье всем новгородским войском требовал совокупных усилий всей новгородской городской общины. Это служило для нее мощным интегрирующим фактором, так как вся городская община была заинтересована в сохранении такого рода отношений между городом и округой. Понятно, что в такой системе отношений собрание свободных полноправных жителей Новгорода – вече было в Новгородской земле высшим органом власти, избиравшим лиц стоявших во главе государства – посадников, а затем и тысяцких. Высший слой этой городской общины образовывали бояре. Их влиятельное положение в обществе было связано прежде всего с тем, что они играли главную роль в сборе и распределении поступавших в Новгород даней. Существенно, что в руках бояр находилась, повидимому, и значительная часть городской площади. Боярские кланы стояли во главе «концов» – отдельных частей, на которые делился Новгород.

Уже к первой половине XIII в. относится ряд упоминаний о боярских селах, но доходы от земельных владений еще не стали для бояр главным источником доходов. Сбор дани, суд и управление подчиненной периферией осуществлялось через раздачу отдельных волостей в кормление новгородским мужам. Распределение кормлений было обязанностью выборного главы городской общины – посадника, отсюда постоянная борьба за обладание этим постом между боярскими кланами и концами, во главе которых они стояли. В этой борьбе жители конца, как правило, поддерживали свой клан. Цель этой борьбы состояла в получении наиболее доходных кормлений с помощью своего посадника. В Новгородской земле в XII-XIII вв. сохранялся значительно урезанный в правах институт княжеской власти. Князя избирало вече и заключало с ним договор, определявший условия, на которых он будет править в Новгороде. Недовольное князем вече могло его сместить. Князь стоял во главе новгородского войска, вместе с посадником выступал как верховный судья и распределитель кормлений. На содержание князя и его дружины выделялись определенные волости.

Сохранение княжеской власти позволяло Новгороду лавировать между интересами правителей соседних земель, пытавшихся подчинить Новгород своей власти. Одновременно князь мог в определенной мере выступать в роли верховного арбитра в борьбе боярских кланов за власть и влияние в городе. В XII-XIII вв. в Новгороде уже существовали многочисленные духовные учреждения (епископская кафедра, монастыри, храмы), обладавшие различными источниками доходов и землями с подданными, наделенными привилегированным статусом (судебная власть над подданными, освобождение от даней), но эти учреждения находились под патронатом светских лиц, наделивших их землями и доходами – епископская кафедра и Юрьев монастырь под патронатом веча, кончанские монастыри – концов, храмы – объединений жителей улиц. По отношению к духовным учреждениям они обладали значительными ктиторскими правами. Важной особенностью положения торгово-ремесленного населения Новгорода было обеспечение определенной автономии его профессиональной деятельности по отношению к стоявшим во главе городской общины боярам.

В распоряжение новгородской купеческой организации – «иванского» купечества были переданы весы для взвешивания воска, одного из главных предметов новгородско-европейской торговли, и ряд других «мерил» на новгородском торге. «Иванские» старосты и тысяцкий, не принадлежавший в XII-XIII вв. к новгородскому боярству, осуществляли суд по торговым делам, в который не должны были вмешиваться посадники и бояре. Описанная организация общества не была особенностью одной Новгородской земли, похожий строй существовал в эпоху раннего средневековья и в Полоцкой земле, где, правда, не прослеживается автономия торгово-ремесленного населения – так, городские весы и доходы от них находились в общем владении полоцких бояр и горожан. Там, где следует в первую очередь искать аналоги древнерусским институтам раннего средневековья, – в не-каролингской Европе – подобные «города-государства» не обнаружены – ни в странах Центральной Европы, ни в Скандинавии. Для дальнейшего выявления главных особенностей общественного строя Новгородской земли XIIXIII вв., вероятно, имело бы смысл сопоставить новгородские порядки раннего средневековья с порядками в городах-государствах Италии того же времени, тем более, что ряд из них (Милан, Венеция, Флоренция) обладал достаточно обширной сельской периферией. Есть основания полагать, что к концу ХIII – первой половине ХIV в. относятся важные перемены в общественном строе Новгородской земли.

Эти перемены были связаны с превращением большей части «черных» – государственных земель в родовую собственность отдельных жителей Новгорода – прежде всего бояр, но и части простых жителей Новгорода, которые, как «житьи мужи», стали второй привилегированной частью населения Новгорода, стоящей на лестнице социальной иерархии ниже бояр. Важным проявлением этого процесса приватизации служат грамоты раннего XIV в. о покупке новгородскими боярами крупных земельных участков у сельских общин, а к концу столетия этот процесс был завершен. Позднее, по наблюдениям В.Л. Янина, происходило лишь перераспределение земель между владельцами. В результате этих перемен верхние слои городской общины превратились в сообщество землевладельцев, интересы которых не совпадали с интересами остального населения Новгорода. В сельскую округу, покрытую боярскими вотчинами, не было необходимости посылать большие отряды вооруженных людей для сбора дани, а большая балтийская периферия была потеряна в первой трети XIII в. Лишь в Югру время от времени посылалось новгородское войско. Для управления и сбора доходов с территории Новгородской земли боярство больше не нуждалось в вооруженной поддержке всей городской общины.

К тому же интересы землевладельцев и простого населения Новгорода не совпадали между собой. Если простое население было заинтересовано в притоке возможно больших доходов в Новгород и распределении их там, то землевладельцы стремились к тому, чтобы доходы от их владений по возможности оставались в их руках. Можно предполагать, что одним из итогов перемен должно было стать отстранение простого населения Новгорода от участия в управлении Новгородской землей и сборе доходов. Сокращение притока средств в Новгород должно было сказаться отрицательно на боеспособности главной военной силы земли – городского ополчения. Одновременно в войске должен был увеличиться удельный вес боярских дружин. Система кормлений, очевидно, в какой-то мере сохранялась, но в условиях формирования крупного привилегированного землевладения распределение кормлений утратило для новгородского боярства прежнее значение. Так создались условия для консолидации этой социальной элиты с формированием в ХIV в. коллективного органа управления городом и землей – собрания посадников, в котором были представлены все ранее боровшиеся между собой боярские кланы. Такой консолидации должен был способствовать нарождавшийся антагонизм между землевладельческой элитой и простыми людьми. Происходившие перемены нашли свое выражение и в ограничении автономии торгово-ремесленного населения Новгорода.

Стоявшие во главе торгового суда тысяцкие со второй четверти XIV в. стали избираться из среды новгородского боярства. Общественный строй позднего Новгорода приобретал черты олигархического режима. Происходившие перемены сопровождались ослаблением позиций княжеской власти в Новгороде, несмотря на то, что новгородским князем в XIV-XV вв. был, как правило, сильнейший из князей Северо-Восточной Руси. Разрушение старой системы кормлений сделало неактуальным участие князя в распределении волостей. Консолидация боярской элиты вела к тому, что боярство не нуждалось в князе, как в посреднике между боярскими кланами. Имело значение и постоянное отсутствие в Новгороде XIV-XV вв. самого носителя княжеской власти. Характерно, что с первой половины XIV в. Новгород стал самостоятельно передавать те или иные свои пригороды в кормление приезжавшим в город литовским князьям. С того же времени Новгород систематически не выплачивал «княжщины» – доходы, которые по традиции должны были поступать в пользу князя с определенных волостей. В условиях ослабления позиций княжеской власти и постоянного отсутствия князя, присылавшего в Новгород своих наместников, новгородский архиепископ стал постепенно приобретать роль некоего главы новгородского общества и арбитра при разрешении конфликтов. Характерно, что в последние десятилетия существования Новгородского государства высший апелляционный суд заседал во владычной палате при участии владыки и посадников. На смену «городугосударству» эпохи раннего средневековья пришло характерное для классического феодализма сословное общество.

Новгородский свод законов устанавливал разные штрафы для боярина, «житьего мужа», «молодшего» человека за одинаковые поступки. Сравнительное сопоставление показывает, что в XIV-XV вв. новгородское общество и государство приобрело целый ряд общих черт с государственными институтами и общественными структурами славянских стран Центральной Европы. Вместе с тем это сопоставление показывает, что радикального разрыва с предшествующей системой отношений так и не произошло до самого конца существования Новгородского государства. Вече – собрание свободных полноправных жителей города продолжало оставаться верховным органом власти, а новгородское боярство было одновременно собранием наиболее влиятельных и богатых землевладельцев государства и, как и ранее, образовывало верхний слой новгородской городской общины, присутствуя в руководящей роли в кончанских и уличанских объединениях жителей Новгорода.

1. Янин Л.В. Новгородская феодальная вотчина (Историко-генеалогическое исследование). М., 1989

Территория Новгородской земли складывалась постепенно. Центром ее была древняя область поселения славян, расположенная в бассейне озера Ильменя и рек - Волхова, Ловати, Меты и Мологи. Крайним северным пунктом был город Ладога - сильная крепость в устье Волхова. В дальнейшем эта древняя область обрастала новыми территориями, из которых одни органически слились с первоначальным ядром Новгородской земли, другие составили своего рода колонии Новгорода.

В XII - XIII вв. Новгород владел на севере землями по Онежскому озеру, бассейном ладожского озера и северными берегами Финского залива. На западе Новгород укрепился в Чудской земле, где опорным пунктом его стал основанный Ярославом Мудрым город Юрьев (Тарту). Но особенно быстро шел рост новгородских владений в северо-восточном направлении, где Новгороду принадлежала полоса земли, вытянувшаяся до Урала и за Урал.

Собственно новгородские земли делились на пять больших областей пятин, соответственно пяти концам (районам) Новгорода. На северо-запад от Новгорода, в сторону Финского залива шла Водская пятина, она охватывала земли финского племени водь; к юго-западу, по обе стороны реки Шелона - Шелонская пятина; к юго-востоку, между реками Достою и Ловатыо - Деревская пятина; на северо-восток (С Белому морю но обе стороны Онежского озера - Онежская пятина; за Деревскоп и Онежской пятинами, на юго-восток, лежала Бежецкая пятина.

Помимо пятин, огромное пространство занимали нов­городские волости - Заволочье, или Двинская земля - в районе Северной Двины. Пермская земля - по течению Вычегды и ее притокам, по обеим сторонам Печоры - область Печора, к востоку от Северного Урала - Югра, на север, в пределах Онежского и Ладожского озер, - Корела, наконец, на Кольском полуострове - так называемый Терский берег.

Население Новгородской земли занималось главным образом сельским хозяйством, в первую очередь, земледелием, которое составило основу новгородской экономики. Новгородские бояре и духовенство имели обширные вотчины. Здесь было развито также купеческое землевладение.

В земледелии новгородских пятен преобладала пашенная система, подсека сохранялась лишь в крайних северных районах. Ввиду неблагоприятных почвенно-климатических условий, урожаи были не высоки, поэтому, несмотря на широкое распространение земледелия, оно все же не покрывало потребностей новгородского населения в хлебе. Часть хлеба приходилось ввозить из других русских земель, главным образом, из Ростово-Суздальской и Рязанской. В неурожайные годы, которые были нередким явлением в жизни Новгородской земли, ввоз хлеба приобретал решающее значение.

Наряду с земледелием и скотоводством население Новгородской земли занималось различными промыслами: охотой за пушным и морским зверем, рыбной ловлей, бортничеством, разработкой соли в Старой Руссе и на Вычегде, Добычей железной руды в Вотской пятине. В центре Новгородской земли - Новгороде и его пригороде - Пскове Процветали ремесло и торговля. Новгород издавна славился своими ремесленниками, плотниками, гончарами, кузнецами, оружейниками, кроме того, в нем жили сапожники, кожевники, войлочники, мостовики и много других ремесленников разных специальностей. Новгородцы-плотники выписывались для работы в Киев и так прославились своим искусством, что термин «новгородец» часто обозначал - «плотник».

Большое значение в экономике Новгорода имела внутренняя и внешняя торговля. Через Новгород проходили важнейшие торговые пути того времени из Северной Европы в бассейн Черного моря и из стран Запада в страны Восточной Европы. Это издавна способствовало развитию в нем ремесла и торговли.

Предприимчивые новгородские купцы уже в X в. плавали в своих утлых суденышках по пути «из варяг в греки», достигая берегов Византии. Широкий обмен существовал между Новгородом и Европейскими государствами. Сначала Новгород был связан с островом Готландом - крупным торговым центром Северо-Западной Европы. В самом Новгороде существовал готский двор - торговая колония, обнесенная высокой стеной, с амбарами и домами для проживающих иноземных купцов. Во второй половине XII в. завязываются тесные торговые связи Новгорода с союзом северо-германских городов (Ганзой). В Новгороде был построен новый немецкий торговый двор, выросла новая торговая колония. На территории этих торговых колоний инозем­ные купцы были неприкосновенны. Особый устав «Скра» регулировал жизнь торговой колонии.

Из-за границы в Новгород шли сукна, металлы, оружие и другие товары. Из Новгорода в разные страны везли полотно, пеньку, лен, сало, воск и т.д. Значительной была роль Новгорода как посредника в обмене между Западом и Востоком. Восточные товары для Европы шли Волгой в Новгород, а затем уже в западные страны. Только татаро-монгольское иго и господство Золотой Орды подорвало это посредническое значение Новгорода.

Не менее важную роль для Новгорода играла торговля внутри самой Новгородской республики и с Северо-Восточной Русью, откуда он получал недостающий ему хлеб. Потребность в хлебе всегда заставляла Новгород дорожить своими отношениями с владимиро-суздальскими князьями.

Многочисленное и сильное новгородское купечество имело свои организации наподобие западноевропейских купеческих гильдий. Наиболее сильной из них было так называемое «Ивановское сто» обладавшее большими привилегиями. Оно избирало из своей среды пять старост, которые вместе с тысяцким ведали всеми торговыми делами и торговым судом в Новгороде, устанавливали меры веса, меры длины и наблюдали за правильностью самой торговли.

Структура новгородской экономики определяла собой его социальный и политический строй. Господствующим классом в Новгороде были светские и духовные феодалы, землевладельцы и богатое новгородское купечество. В руках новгородских бояр и церкви находились обширные земельные владения. Один из иностранных путешественников - Лалуа - свидетельствует, что в Новгороде были такие сеньоры, которые владели землями на сотни верст. Пример - боярская фамилия Борецких, которая владела огромными территориями по Белому морю и Северной Двине.

Помимо бояр и церкви, в Новгороде существовали также крупные землевладельцы, занимавшиеся разной торговлей. Это так называемые «житьи люди».

Владельцы вотчин эксплуатировали труд феодально-зависимых людей - «половников», «поручников», «давных людей». Основной формой эксплуатации феодально-зависимого населения в Новгородской земле было взимание оброка.

Крупные феодалы бы­ли хозяевами положения не только в своих вотчинах, но и в городе. Вместе с купеческой верхушкой они образовывали городской патрициат, в руках которого находилась хозяй­ственная и политическая жизнь Новгорода.

Особенности социально-экономического развития Новгорода обусловили установление в нем особого, отличного от других русских земель политического строя. Первоначально в Новгороде сидели князья-наместники, посылаемые великими киевскими князьями. Они назначали посадников и тысяцких. Но сильные новгородские бояре и богатые горожане все неохотнее подчинялись подручным киевского князя. В 1136 г. новгородцы восстали против князя Всеволода и, говорит летописец, «всадиша князя Всеволода в епископском дворе с женой и детьми с тещей и стражье Стрежаху дено и нощь. 30 муж на день с оружием». Затем Всеволод был выслан в Псков. С этого времени в Новгороде устанавливается новый политический порядок.

Верховным органом в Новгороде стало вече - народное собрание. Вече созывал обычно посадник или тысяцкий. Созывалось оно на торговой стороне па Ярославском дворе звоном вечевого колокола. В концы посылались бирючи и подвойские кликать народ на вечевую сходку. Участвовать в вече могли все свободные люди, мужчины. Вече обладало большими полномочиями. Оно избирало посадника, тысяцкого, раннее назначавшихся князем, новгородского епископа, объявляло войну, заключало мир, обсуждало и утверждало законодательные акты, судило за преступления посадников, тысяцких, сотских, заключало договоры с иностранными державами. Вече, наконец, приглашало князя, а иногда изгоняло его («показывало ему путь»), заменяя его новым.

Исполнительная власть в Новгороде сосредоточивалась в руках посадника и тысяцкого. Посадник избирался на неопределенный срок, он контролировал князя, следил за деятельностью новгородских властей, в его руках находился верховный суд республики, право смещения и назначения должностных лиц. В случае военной опасности посадник шел в поход в качестве помощника князя. По приказу посадника звоном в колокол собиралось вече, которое он возглавлял. Посадник принимал иностранных послов и, в случае отсутствия князя, командовал новгородским войском. Тысяцкий был первым помощником посадника, командовал отдельными отрядами во время войны, а в мирное время ведал торговыми делами, торговым судом.

В пользу посадника и тысяцкого шло так называемое поралье, т.е. известный доход с плуга; этот доход и служил посаднику и тысяцкому в качестве определенного жалования.

На политическую жизнь Новгорода оказывал огромное влияние новгородский епископ, а с 1165 г. - архиепископ. В его руках находился церковный суд, он ведал делами сношения Новгорода с иностранными государствами, а главное - он был самым крупным из новгородских феодалов.

С изгнанием в 1136 г. из Новгорода князя Всеволода новгородцы не устранили вовсе князя, но значение и роль князя в Новгороде резко изменилось. Новгородцы теперь сами избирали себе на вече (приглашали) того или другого князя, заключая с ним договор «ряд», который крайне ограничивал права и круг деятельности князя. Князь не мог без соглашения с вече пи объявить войну, ни заключить мир. Он не имел права приобретать земли в новгородских владениях. Он мог собирать дань, но только в определенных, назначенных ему волостей. Во всей своей деятельности князь был подконтролен посаднику. Короче, новгородский князь был «кормленым» князем. Он был только военным специалистом, который должен был стоять во главе новгородского войска во время военной опасности. Судебные и админи­стративные функции у него отнимались и передавались начальным людям - посадским и тысяцким.

Новгородскими князьями, как правило, были Владимиро-Суздальские князья, наиболее сильные из русских князей. Они настойчиво стремились подчинить своей власти Великий Новгород, но последний решительно боролся за свои вольности.

Поражение суздальских войск в 1216 г. на речке Липице завершило эту борьбу. Новгород окончательно превратился в феодальную боярскую республику.

Сложившийся в Новгороде и отделившемся от него в XIV в. Пскове вечевой строй просуществовал до самого присоединения их к Москве.

Следует отметить, что вечевой строй в Новгороде отнюдь не был народоправством. Фактически вся власть находилась в руках новгородской верхушки. Рядом с вече новгородские верхи создали свой аристократический орган - совет господ. В него входили степенные (т.е. действующие) посадник и тысяцкий, бывшие посадники и тысяцкие, старосты новгородских концов. Председателем совета господ был новгородский архиепископ. Совет господ собирался в покоях архиепископа и решал предварительно все дела, какие выносились на вечевую сходку. Постепенно совет господ стал подменять своими решениями вечевые постановления.

Народ протестовал против насилия господ. Вечевая жизнь Новгорода знает не один пример столкновения между фео­дальной знатью и широкими слоями населения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: