Самоходная противотанковая пушка «Спрут-СД. Модернизированная самоходная противотанковая пушка "Спрут-СДМ1" Какие задачи выполняет командир экипажа

Разработку легкой гусеничной самоходной установки со 125-миллиметровым танковой пушкой заказали российские десантники у ОАО "Курганмашзавод". Как сообщают "Известия" со ссылкой на представителя ВДВ, участвующего в работах, новая машина должна быть десантируемой и заменит артиллерийские установки "Спрут-СД", от которой ВДВ отказались в 2010 году, когда после парада 9 мая из-за утечки топлива сгорела одна такая самоходная артиллерийская установка с противотанковой пушкой. Получив новую машину, ВДВ обретет оружие для борьбы с американскими танками "Абрамс" и израильскими ОБТ "Меркава ", - пишет издание.

Ранее сообщалось, что 9 мая 2010 года после прохода по Красной площади у одного из "Спрутов-СД" загорелся двигатель. Позднее машина была признана аварийноопасной и принято решение прекратить дальнейшие закупки "Спрутов".

Решение о разработке новой артустановки было принято в феврале 2013 года заместителем министра обороны России Юрием Борисовым.

Как сообщает издание, новая САУ будет создана на базе боевой машины десанта БМД-4. Вместо 100-миллиметровой пушки на такую же платформу установят 125-мм танковую артсистему 2А46М-5, которой, в частности, вооружены танки Т-90 . Орудие сможет вести огонь бронебойными снарядами, включая "Свинец", и противотанковыми ракетами. Система наведения будет включать в себя тепловизор и автомат сопровождения целей, который способен самостоятельно измерять дальность и рассчитывать траекторию.

Длина новой машины составит чуть более семи метров, а вес будет около 18 тонн, то есть самоходная установка сможет без проблем транспортироваться военно-транспортными самолетами Ил-76 и вертолетами Ми-26. Новая артустановка должна передвигаться по воде, а также сможет преодолевать подъем до 35 градусов.

Легкие танки , к которым будет относиться новая САУ, приобретают все большую популярность в армиях мира. Такие машины создают в Швеции, Польше, Китае. Легкий танк требуется в горной местности, в болотах, где тяжелая техника не имеет возможности пройти. Его можно доставлять по воздуху, и у пехоты сразу появляется боевая машина, способная вести мощный огонь. Новая самоходная установка в ВДВ будет нужна не только для борьбы с танками, но и для уничтожения укрытий противника, укрепленных зданий. Когда дальнобойная артиллерия не сможет поразить цель, новая САУ уничтожит прямой наводкой.

Самоходная артиллерийская установка 2С25 "Спрут-СД" (СД - самоходная десантируемая) разработана еще в начале 1990-х годов. 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД" предназначена для поражения техники, в том числе бронированной, и живой силы противника при действии в составе подразделений сухопутных и воздушно-десантных войск, а также морской пехоты. Внешне машина похожа на обычный танк и объединяет в себе возможности десантируемой плавающей БМД с основным боевым танком. САУ "Спрут-СД" может транспортироваться самолетами ВТА и десантными кораблями, десантироваться парашютным способом с экипажем внутри машины и без подготовки преодолевать водные преграды.

125-мм гладкоствольная пушка 2А75 является основным вооружением CAУ "Спрут-СД", создана на базе 125-мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на танки Т-72, Т-80 и Т-90. При установке на более легкое шасси пушка была оснащена противооткатным устройством нового типа, обеспечивающего откат не более 700 мм. Машина при длине около 7 м, ширине 3,2 м и высоте 2,9 м имеет массу 18 тонн, может развивать скорость до 70 км/час, запас хода составляет 500 км. Поставки 2С25 в войска начались в 2008 году; в общей сложности ВДВ получили 24 машины.

Основные ТТХ самоходной противотанковой пушки 2С25 "Спрут-СД"
Экипаж, чел.
3
Бронирование
Противопульное
Боевая масса, т
18
длина / с пушкой 7,07 / 9,771
ширина
3,152
высота / с датчиком ветра 2,72 / 2,98
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе
до 70
по грунту
до 49
на плаву
до 10
Запас хода, км
500
Прицельная дальность стрельбы, м
4000

2С25 «Спрут-СД» (по индексу ГАБТУ — объект 952) – это самоходная авиадесантная противотанковая пушка производства СССР, и, впоследствии, РФ. Разработка произведена ОКБ-9 (Екатеринбург) и в КБ Волгоградского тракторного завода. При этом научное руководство осуществлял ЦНИИ Точного машиностроения (Климовск). Функционал 2С25 «Спрут-СД» заключается в борьбе с бронетехникой, танками и военнослужащими противника в составе подразделений морской пехоты, ВДВ и спецвойск.

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

3.1 Предпосылки к созданию

К концу 60-х годов Советская армия располагала легкими танками ПТ-76. Ими в большинстве своем распоряжались линейные части морской пехоты и разведывательные подразделения сухопутных войск. Когда в 1966 году на вооружение была принята БМП-1, необходимость дальнейшей эксплуатации ПТ-76 стала неочевидной, но имелись мнения, что нельзя просто так отказываться от техники этого класса. К тому же такой вид вооружения, как плавающий легкий танк, отлично себя показал во время арабо-израильских конфликтов. По этой причине в восьмилетний план опытно-конструкторских научно-исследовательских работ вошла разработка такого плавающего легкого танка, который стал бы лучше, чем ПТ-76Б и его аналоги в зарубежных государствах. До 1980-х годов произошла разработка нескольких вариантов танка, включая «Объект 934». В начале 1980 года работы по новому легкому танку были свернуты, из-за старта работ по БМП «Объект 688».

К середине соответствующего десятилетия, государства, входящие в блок NATO, начали вооружаться танками М1, М60А3, Челленджер и Леопард 2. Советская армия же была вооружена БТР-РД «Робот» и БМД-1, более слабыми по отношению к западным моделям. Тогда же благодаря началу эксплуатации самолетов Ил-76, значительно выросли возможности советской военно-транспортной авиации. Максимальная грузоподъемность стала 40 тонн, а десантируемый груз – 20 тонн. Так как военно-десантные войска смогли производить более тяжелые боевые машины с одновременным повышением огневой мощи и защищенности, то возможности модернизации шасси типа БТР-Д и БМД-1 зашли в тупик.

3.2 Предварительные проработки

В 1982 году ЦНИИ «Точного машиностроения» сделал научно-исследовательскую работу на тему создания противотанковой самоходной пушки легкой категории по массе, калибра 125 мм. В следующем году вышел нормативно-правовой акт, где говорилось о необходимости выполнения предварительных работ по оценке возможности разработки противотанковой самоходной пушки на основе агрегатов и узлов перспективной БМД.

Шасси было взято от «Объекта 934». В 1983 году состоялась передача одного из трех его опытных образцов в ЦНИИ «Точного машиностроения», и затем, в течение года там изготавливался макет самоходной авиадесантной противотанковой пушки калибра 125 мм. Он был выполнен по башенной классической схеме, но еще были такие варианты, как с вынесенным вооружением и рубочный. В 1984 году прошли опытные стрельбы, которые показали, что по кучности новое оружие также хорошо, как и танки, а нагрузки, воздействовавшие на корпус и экипаж, были в норме. Эти проработки составили базу опытно-конструкторских работ, которым было присвоено название «Спрут-СД», по индексу ГРАУ – 2С25.

3.3 Испытания и принятие на вооружение

В том же году произошло утверждение тактико-технического задания. В следующем году стартовали работы над разработкой пушки. В начале 1986 года началась разработка средств десантирования. В 1990-1991 годах прошли госиспытания пушки. При этом средства десантирования их не прошли. Были выявлены их очень высокая цена производства, проблемы в использовании и неудобное устройство кассетного блока парашютно-реактивного двигателя. Поэтому в 1994 году эти средства десантирования были отменены, а взамен стартовали разработки бесплатформенной системы десантирования П260М «Спрут-ПДС». В 2001 году прошли дополнительные испытания. Наконец, через 5 лет, пушка вошла в вооружение армии РФ.

4. Тактико-технические характеристики

4.1 Размеры

  • Длина корпуса, см: 708,5
  • Длина с пушкой вперёд, см: 977
  • Ширина корпуса, см: 315,2
  • Высота, см: 305
  • База, см: 422,5
  • Колея, см: 274,4
  • Клиренс, см: 10…50.

4.2 Бронирование

  • Тип брони: противопульная.

4.3 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: 2А75, калибр 125 мм
  • Тип пушки: гладкоствольная пушка
  • Длина ствола, калибров: 48
  • Боекомплект пушки: 40
  • Углы ВН, град.: -5…+15
  • Углы ГН, град.: 360
  • Прицелы: ТО1-КО1Р, 1А40-1М, 1К13-3С
  • Пулемёты: ПКТМ, калибр 7,62 мм.

4.4 Подвижность

  • Тип двигателя: 2В-06-2С
  • Мощность двигателя, л. с.: 510
  • Скорость по шоссе, км/ч: 70
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 45-50, вплавь — 9
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 350
  • Удельная мощность, л. с./т: 28,3
  • Тип подвески: гидропневматическая индивидуальная
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,36-0,53
  • Преодолеваемый подъём, град.: 35
  • Преодолеваемая стенка, см: 80
  • Преодолеваемый ров, см: 280
  • Преодолеваемый брод: плавает.

4.5 Остальные параметры

  • Классификация: противотанковая самоходная пушка
  • Боевая масса, кг: 18000
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 3

5. Серийное производство и модификации

Кроме самоходной артиллерийской установки «Спрут-СД», предназначающейся для военно-десантных войск, велись разработки и противотанковой самоходной пушки «Спрут-ССВ» калибра 125 мм, для использования сухопутными войсками. У нее нет возможностей десантирования, а базовым шасси стала разработка под названием «Планер» (КБ Харьковского транспортного завода), произведенная в целях замены в сухопутных войсках гусеничных тягачей МТ-Лбу и МТ-ЛБ. Но проект «Спрут-ССВ» остановился в развитии после создания и испытаний опытных образцов.

Серийный выпуск СПТП 2С25 был открыт до взятия на вооружение, в 2005 году, на Волгоградском тракторном заводе и длился 5 лет. Затем он был остановлен, в целях модернизации САУ «Спрут-СД». Ей присвоили обозначение 2С25М. Была сделана унификация с БМД-4М по трансмиссии, двигателю и ходовой части. Также впоследствии будет усовершенствован прицельный комплекс. После того, как эта модернизация завершится, выпуск САУ «Спрут-СД» будет возобновлен.

В начале 1980-х годов в СССР остановили разработки по теме нового легкого танка для Сухопутных войск. Но вскоре легкой машиной с орудием «танковой» мощности заинтересовались Воздушно-десантные войска.

Началу работ по теме «Спрут-СД» предшествовал целый ряд событий и наработок. В 1982 году была открыта научно-исследовательская работа под шифром «Бурун», в рамках которой в ЦНИИТОЧМАШ (г. Климовск) исследовали возможности создания десантируемой самоходной противотанковой пушки, максимально унифицированной со 125-мм орудием высокой баллистики танковых войск. Шасси, подходящее для решения задачи, уже было — опытный легкий плавающий танк «Объект 934» («Судья»), разработанный КБ под руководством А. В. Шебалина на Волгоградском тракторном заводе (ВгТЗ). Его элементы были использованы при разработке на ВгТЗ боевой машины десанта нового поколения по теме «Бахча». И уже в 1984 году прошли опытные стрельбы из 125-мм самоходной противотанковой пушки (СПТП), установленной ЦНИИТОЧМАШ на шасси «Объекта 934».

МУЧИТЕЛЬНОЕ РОЖДЕНИЕ

Решением Военно-промышленной комиссии Совета министров СССР от 20 июня 1985 года определялось проведение опытно-конструкторской работы по созданию 125-мм СПТП, которой присвоили шифр «Спрут-СД» (самоходная, десантируемая). Головным исполнителем работы был назначен ВгТЗ, научно-техническая координация работ была возложена на ЦНИИТОЧМАШ и ВНИИТРАНСМАШ. В работе по шасси, вооружению и приборному оборудованию СПТП принимали участие ОКБ-9 УЗТМ («Уралмашзавод»), ЦКБ ПО «Красногорский завод» («Красногорский завод им. С. А. Зверева»), ЦКБ «Пеленг» (Минск), ВНИИ «Сигнал», НИМИ, КБ Приборостроения (Тула), Волгоградский судостроительный завод. Разработкой средств десантирования занялся Московский Агрегатный завод «Универсал». На вооружение уже Российской армии «125-мм самоходная противотанковая пушка СПТП 2С25 «Спрут-СД» была принята постановлением правительства РФ от 26 сентября 2005 года. С того же 2005 года СПТП 2С25 запущена в серийное производство на ВгТЗ.

УСТРОЙСТВО, ВООРУЖЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВКА

Машина скомпонована по классической схеме с передним расположением отделения управления, средним — боевого отделения и кормовым — моторно-трансмиссионного отделения. В походном положении командир и наводчик размещаются в корпусе машины, в отделении управления.

Установленная во вращающейся башне 125-мм гладкоствольная пушка 2А75 производства завода № 9 (Екатеринбург) обеспечивает машине огневую мощью на уровне танков Т-72, Т-80, Т-90. Пушка имеет вертикальный полуавтоматический клиновый затвор, гальваноударный спусковой механизм, гидропневматический тормоз отката и пневматический накатник, эжектор. Длина отката пушки составляет 740 мм. Установлен двухплоскостной стабилизатор 2Э64. Для стрельбы из пушки может использоваться вся номенклатура выстрелов 125-мм танковых пушек, включая выстрелы с оперенными бронебойными подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Выстрелы — раздельно-гильзового заряжания с частично сгорающей гильзой. Также может использоваться комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» с запускаемой через ствол орудия управляемыми ракетами 9М119, 9М119Ф, 9М119Ф1 (выстрелы ЗУБК14) или 9М119М (ЗУБК20 «Инвар»). Боевое отделение снабжено автоматом заряжания с вращающимся конвейером на 22 выстрела и цепным досылателем элементов выстрела.

Система управления огнем включает лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель. Рабочее место наводчика оснащено прицелом-дальномером 1А40-1М, ночным прицелом «Буран-ПА», место командира — комбинированным прицелом-прибором наведения «Буг» 1К13-ЗС с ночной ветвью, лазерным дальномером, информационным каналом для пуска и наведения 125-мм управляемой ракеты. Обеспечена взаимозаменяемость командира и наводчика.

Корпус и башня выполнены из алюминиевого броневого сплава, лобовая часть башни усилена стальными накладками. В сочетании с углами наклона брони это обеспечивает защиту от 23-мм снарядов на дальности 500 м. От огня 12,7-мм оружия лобовая проекция СПТП защищена со всех дальностей. Круговая защита обеспечена от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм. На башне установлена унифицированная 81 -мм установка 902В «Туча» запуска дымовых гранат и осветительных снарядов. В моторно-трансмиссионном отделении установлен четырехтактный многотопливный оппозитный дизельный двигатель 2В06-2С, развивающий мощность 510 л. с, и сблокированная с ним гидромеханическая трансмиссия.

Бортовые передачи — одноступенчатые планетарные. Ходовая часть — с индивидуальной гидропневматической подвеской. Ведущее колесо — заднего расположения. Управляемая гидропневматическая подвеска позволяет изменять клиренс в диапазоне от 100 до 500 мм с места механика-водителя. Также с места механика-водителя управляется гидравлический механизм натяжения гусениц.

Гусеница — стальная, с резинометаллическим шарниром, цевочного зацепления. Увеличенная по сравнению с танковой установкой длина отката пушки в сочетании с откатом корпуса машины за счет работы гидропневматической подвески позволили использовать орудие с высоким импульсом отдач на легком шасси, обеспечив при этом СПТП устойчивость при выстреле. Водные преграды машина преодолевает без дополнительных приспособлений, движение на плаву обеспечивают два водометных движителя. Средства связи включают радиостанцию Р-163-50У и радиоприемник Р-163-УП, танковое переговорное устройство Р-174. Авиадесантирование осуществляется парашютным способом с высот от 400 до 1500 м с использованием специальной парашютной многокупольной бесплатформенной системы П260М с 14-купольной парашютной системой МКС-350-14М и воздушной амортизацией принудительного наполнения. Возможно десантирование 2С25 со всеми тремя членами экипажа внутри машины. Машина может перебрасываться тяжелым транспортным вертолетом Ми-26Т на внешней подвеске.

Объем выпуска «Спрут-СД» оказался невелик — в войска поступили всего 36 машин. В связи с переносом производства боевых машин десанта из Волгограда в Курган и, соответственно, переводом «семейства» бронемашин для ВДВ на шасси «Курганмашзавода» встал вопрос о смене шасси для СПТП, получившей обозначение «Спрут-СДМ1». Впрочем, это уже — новая машина.

Возможно вам будет интересно:


  • 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД"

  • Китайский основной боевой танк "Type 79"

Мечта каждого командующего ВДВ - иметь в арсенале войск вооружение, способное поддержать огнем десант непосредственно на месте высадки, отразить атаку неприятеля и самим развить наступление. Долгое время основным средством огневой поддержки у десантников была БМД-1 (с 1969 года), а ранее парашютно-десантные части были в основном вооружены только стрелковым оружием и гранатометами.

Верная и надежная «Нона»

Прорывным можно назвать начало серийного производства в 1981 году 120-мм дивизионно-полковой авиадесантной самоходной артиллерийско-минометной установки 2С9 «Нона-С». С ее появлением на вооружении ВДВ значительно расширили свои боевые возможности: новое орудие могло вести огонь как прямой наводкой, так и по навесной траектории.

«Нона» прекрасно зарекомендовала себя во время боевых действий в Афганистане, где активно использовалась в качестве средства огневой поддержки десантно-штурмовых и воздушно-десантных подразделений. И если, скажем, десантные войска во время афганской кампании пересели с БМД на БМП, имевших больший технический ресурс, то «Нона» осталась в боевом строю. Использовалась эта САУ в боевых действиях на территории Чечни, Дагестана, а также во время миротворческой миссии ООН в Боснии и Герцеговине (без боевого применения), в которой была задействована российская отдельная воздушно-десантная бригада.

Несмотря на выявленные недостатки в виде быстрого износа ходовой части и ограниченных углов горизонтального наведения, эти орудия хорошо себя зарекомендовали и подтвердили перспективность использования 120-мм нарезных универсальных систем.

С течением времени для ВДВ потребовалось более мощное артиллерийское орудие, способное, в частности, уничтожать на поле боя танки противника. И здесь, конечно, калибр имел значение. Для решения новых задач подходило 125-мм орудие 2С25 САУ «Спрут-СД» (СД - самоходное десантируемое). Эта самоходка на поле боя представляла собой реальную силу. Сыграло свою роль и то, что для стрельбы могли использоваться штатные танковые снаряды, уже имеющиеся на вооружении нашей армии. При убойной силе, способной разнести в хлам как танки противника, так и его оборонительные сооружения, «Спрут» имел сравнительно малые габариты и вес всего 18 тонн (для сравнения: танк весит от 40 до 70 тонн), что позволяло осуществлять его парашютное десантирование.

Сразу не получилось

Но у «Спрута-СД» оказалась непростая судьба. Эта бронированная артиллерийская система разрабатывалась еще с середины 80-х годов прошлого столетия, но в силу ряда причин была принята на вооружение только в 2006-м. Серийное производство велось с 2005 по 2010 год, после чего было принято решение приостановить сборку до появления проекта модернизированной самоходки.

«Проблема любой боевой техники, предназначенной для доставки в заданный район парашютным способом, заключается именно в ограничении ее веса, - рассказал корреспонденту еженедельника "Звезда" генерал-полковник Георгий Шпак, командовавший ВДВ России в 1996 - 2003 годах. - Условно говоря, танк с парашютом не сбросишь, равно как и самоходные артиллерийские установки 122-мм и 152-мм, стоящие на вооружении Сухопутных войск. Тут никакая многокупольная или парашютно-реактивная система не выдержит. При этом необходима достаточно мощная колесная база, позволяющая вести огонь из самоходной установки. Когда испытывали "Нону", то ходовую часть использовали от бронетранспортера БТР-Д с увеличенным количеством катков, при этом стрельба велась с уменьшенным клиренсом, когда бронированное днище практически соприкасалось с землей и амортизировало отдачу выстрела. Собственно, такая конструкция и оказалась наиболее удачной при создании артиллерийских систем, предназначенных для десантных войск».

«Реанимировать» самоходное орудие «Спрут» решил нынешний командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков. Нельзя сказать, что модернизация этой установки лежала под сукном. Нет, конструкторы занимались доработкой, как по ходовой части, так и по вооружению, так что запрос военных не застал предприятия «оборонки» врасплох. Поэтому ожидается, что Воздушно-десантные войска получат обновленное самоходное орудие уже в 2018 году. САУ получила условное обозначение 2С25М «Спрут-СДМ1».

Высокая мобильность плюс огневая мощь

Основным требованием к новой САУ было повышение боевых характеристик за счет применения нового оборудования. В первую очередь - прицельных устройств и средств управления огнем. Это сделано. Что еще немаловажно: шасси самоходки унифицировано с другой бронетехникой десантных войск. Базой для нее послужила боевая машина десанта БМД-4М с семью опорными катками малого диаметра, с индивидуальной торсионной подвеской и гидроамортизаторами на каждом борту. Сохранена и возможность изменения клиренса, что необходимо как для ведения огня, так и десантирования самоходного орудия.

Одним из главных достоинств «Спрута», из-за чего он получил название «истребитель танков», считается его огневая мощь. Она такая же, как у танков Т-72 и Т-90. По сути, 125 мм - это орудие главного калибра для ВДВ, по крайней мере, из того, что способно десантироваться парашютным способом

Новая САУ способна использовать различные виды боеприпасов - осколочно-фугасные, бронебойные подкалиберные и тандемные кумулятивные. Снаряды пробивают до 770 мм брони, даже под динамической защитой. Плюс в боекомплекте имеются управляемые противотанковые ракеты.

«Спрут-СДМ1» получил и новый дизельный двигатель УТД-29 мощностью в 500 л.с. (предшественник обладал 450 «лошадками»). Это скажется на подвижности боевой машины и увеличит ее моторесурс. Скорость самоходки составит 70 км/ч по шоссе и грунтовой поверхности, на плаву машина сможет передвигаться со скоростью 7 км/ч, что позволит форсировать достаточно большие водные преграды. Подверглось модернизации и боевое отделение САУ, где установлена новая система управления огнем, в том числе с комбинированными прицелами с телевизионным и тепловизионными каналами, которые позволяют вести огонь в любое время суток и в любых погодных условиях. Для эффективности стрельбы предусмотрен и автомат сопровождения целей, который существенно повышает общие боевые характеристики самоходки.

В состав нового радиоэлектронного оборудования включены средства связи, интегрированные в единую систему управления тактического звена. Экипаж будет постоянно информирован не только о местоположении соседних машин, но и «видеть», по каким целям они работают. При необходимости САУ смогут переносить огонь по новым целям, которые они еще не успели зафиксировать, но их уже засекли соседи или с командного пункта. Стрельба при этом может осуществляться как штатным боеприпасом, так и управляемыми ракетами нескольких типов, которые запускаются из ствола основного орудия.

Не претерпел изменения разве что калибр орудия самоходки - он по-прежнему будет 125 мм. Оно устанавливается на стабилизированной системе и может наводиться в горизонтальной плоскости. При этом углы возвышения меняются в пределах от минус 5 до плюс 15 градусов - по «воробьям» (высоколетящим целям), конечно, стрелять не получится, но возвышенности окажутся в зоне поражения. Орудие оснащено автоматом заряжания, который самостоятельно подает в камору боеприпасы раздельного заряжания требуемого типа. При относительно небольших габаритах «Спрут-СДМ1» способен вместить 40 снарядов различных типов, которые находятся на борту в момент десантирования и готовы к использованию, как только экипаж займет свои места.

Усилено на САУ и пулеметное вооружение. К спаренному с орудием ПКТ калибра 7,62 мм добавлен еще один пулемет. Он смонтирован на дистанционно управляемом боевом модуле - стрельбу из него можно вести, не высовываясь из люка. Модуль будет установлен в кормовой части и его предназначение сводится к обеспечению безопасности с тыла, что весьма актуально при ведении боя в глубине обороны противника.

Еще один плюс обновленной самоходки заключается в такой «мелочи», как возможность перевозить на броне десантников, что бывает актуальным при коротком марше к боевым позициям.

В ВДВ уже успели оценить боевые качества «Спрут-СДМ1» на показательных стрельбах в учебном центре под Псковом и теперь ждут поставок САУ в войска. Ожидается, что они начнутся уже в ближайшее время.

2С25 « Спрут -СД » (индекс ГАБТУ - объект 952)

1 пушка высокой баллистики калибра 125 мм; 2 Многогранная бронированная алюминиевая башня; 3 прицел наводчика

4 погонное устройство; 5 фильтро-нагнетательное устройство; 6 двигатель силовой установки; 8 Водометные движители; 9 пневморессора подвески корпуса; 10 опорный каток; 11 вращающееся электрическое контактное устройство; 12 автомат заряжения; 13 гусеница; 14 рабочее кресло механика-водителя; 15 герметичный корпус;

16 Смотровые приборы; 17 волноотражательный щит; 48 прицелы.

Информация о разработке

В начале 90-х годов акционерным обществом "Волгоградский тракторный завод" на удлиненной базе боевой машины десанта БМД-3 была создана новая противотанковая самоходная пушка 2С25. Артиллерийскую часть для этой машины разработали в Екатеринбурге специалисты артиллерийского завода N 9, производящего как танковые пушки, так и артиллерийские системы калибра до 152 мм.

Свою историю «Спрут» ведет от разрабатываемого в конце 70-х годов легкого танка «объект 934», который был вооружен облегченной 100-мм нарезной пушкой 2А48 снабщенным автоматом заряжения на 19 выстрелов. Новый легкий танк получил 125-мм гладкоствольную танковую пушку 2А75, которая может использовать всю номенклатуру выстрелов, предназначенных для основного боевого танка, включая комплекс управляемого ракетного вооружения. Учитывая необходимость установки пушки на более легкое шасси, специалисты артиллерийского завода N 9 оснастили пушку противооткатным устройством нового типа.

Хотя первоначально самоходка предназначалась для российских воздушно-десантных войск - она рассчитана на парашютное десантирование с экипажем на борту из военно-транспортного самолета Ил-76, - в настоящее время ее предлагают также морской пехоте с целью оказания противотанковой и огневой поддержки во время проведения десантных операций. К сожалению, в настоящее время российская армия не располагает достаточными средствами для закупки самоходной артиллерийской установки 2С25, зато интерес к ней проявили представители вооруженных сил Республики Корея и Индии.

Огневая мощь

В передней части корпуса самоходки расположено отделение управления, боевое отделение с башней занимает среднюю часть машины, в ее корме находится моторно-трансмиссионное отделение. В походном положении командир машины сидит справа от механика-водителя, а наводчик - слева. Каждый член экипажа располагает встроенными в крышу наблюдательными приборами с дневным и ночным каналами. Комбинированный прицел командира стабилизирован в двух плоскостях и совмещен с лазерным прицелом для наведения 125-мм снарядов по лазерному лучу.

В качестве вспомогательного вооружения на противотанковой самоходке установлен спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом из 2 000 патронов, снаряженных в одну ленту. Поскольку САУ 2С25 разрабатывалась на базе БМД-3, в ее конструкции использовано много узлов и агрегатов ходовой части и силовой установки базовой машины.

В боевом отделении установлена гладкоствольная пушка высокой баллистики калибра 125 мм с размерами отката не более 700 мм Орудие оснащено компьютеризированной системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика с обеспечением их функциональной взаимозаменяемости, и со стабилизатором вооружения в 2-х плоскостях;


Боевое отделение 2С25 "Спрут"


Рабочее место командира оборудовано дневно-ночным прицелом со стабилизированным полем зрения, с лазерным дальномером, информационным каналом для пуска и наведения управляемой ракеты, дублирующим баллистическим устройством с каналами связи с баллистическим вычислителем прицела наводчика, системой ввода углов прицеливания и бокового упреждения в положение пушки относительно линии визирования, пультом автономного управления автоматом заряжания и приводами наведения с возможностью оперативной передачи управления комплексом по команде командира от наводчика к командиру и наоборот.

Командиру обеспечена возможность наблюдения за местностью с стабилизированным полем зрения днем с увеличением 1х, 4х, 8х и ночью с увеличением 5,5х, а также равные с наводчиком возможности прицельной стрельбы из пушки и пулемета, выбора типа боеприпаса, заряжания, замера дальности лазерным дальномером. По исходным данным танковый баллистический вычислитель автоматически вводит углы прицеливания и бокового упреждения в приводы наведения, что обеспечивает командиру возможность самостоятельно вести огонь без перенацеливания от дальномерной марки к прицельной или передать цель наводчику с высокой точностью.

Разработанная компьютеризированная система управления огнем обеспечивает принципиально новые функциональные возможности управления огнем с рабочего места командира, а именно:

  • осуществление режима наблюдения за местностью со стабилизированным полем
    зрения, поиска цели, целеуказания с помощью оптической системы командирского прицела;
  • совмещение в командирском прицеле функций пуска и управления ракетой и ведения прицельной стрельбы артиллерийскими снарядами;
  • возможность дублирования баллистического вычислительного устройства
    приборного комплекса наводчика;
  • возможность автономного включения и управления приводами наведения и автоматом заряжания;
  • возможность оперативной передачи управления комплексом по команде командира от наводчика к командиру и наоборот.

Устройство автомата заряжения

Кассеты со снарядами и зарядами в конвейере автомата заряжания установлены под углом, равным углу заряжания пушки, величина угла заряжания взаимосвязана с размерами снарядов и зарядов, высотой корпуса шасси, установочными размерами цапфы, обметаемым радиусом качания казенника в положении отката пушки и размерами вращающегося контактного устройства, а улавливатель механизма удаления поддона размещен на торцевой части казенника пушки с возможностью задержки поддона с обеспечением зазора между торцевыми поверхностями казенника пушки и поддона


Автомат заряжания 2С25 "Спрут" основные узлы которого показаны на рисунке


В состав автомата заряжания пушки входят: вращающийся конвейер 33 с двадцатью двумя выстрелами, цепной механизм подъема 30 кассеты с выстрелом, механизм удаления 26 стреляных поддонов 25, имеющий улавливатель, цепной досылатель 29 выстрела из кассеты 31 в пушку 1, привод крышки 28 люка выброса гильзы и подвижного лотка 27, электромеханический стопор 24 пушки на угле заряжания, блок управления. В кассетах 31 размещаются снаряды 32 и заряды 25.

Кассеты 31 со снарядами 32 и зарядами 25 в каркасе конвейера автомата заряжания установлены под углом а = 11°, равным углу заряжания пушки. Величина угла заряжания взаимосвязана с размерами типов снарядов и зарядов боекомплекта пушки, высотой корпуса шасси, установочными размерами цапфы обметаемым радиусом качания казенника 37 в положении отката пушки 1, внутренними габаритными размерами погонного устройства, корпуса 15, башни 2 и размерами вращающегося электрического контактного устройства, размещенного на днище корпуса 15 шасси, а улавливатель механизма удаления поддона выполнен без подвижной рамки и размещен на торцевой части казенника 37 пушки 1 с возможностью задержки поддона 25 с обеспечением зазора между торцевыми поверхностями казенника 37 пушки 1 и поддона 25.

Для обеспечения увеличенного отката автомат заряжания имеет уширенную раму подъемника 30 кассеты, внутрь которой входят детали механизма улавливания стреляных поддонов при откате. Механизм улавливания 26 и удаления стреляных поддонов 25 выполнен с обеспечением возможности при прохождении в нем стреляного поддона 25 донцем вперед временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки и при последующем движении стреляного поддона продуть зону казенника воздухом системы очистки, имеющей воздуховод от фильтро-нагнетательного устройства 5 в зону казенника пушки и на рабочие места экипажа с использованием вращающегося воздушного устройства.

В нижней части боевого отделения установлен вращающийся вокруг вертикальной оси конвейер 33 автомата заряжания, форма и размеры которого позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно вдоль бортов корпуса 15.

Защита

Броня лобовой части танка обеспечивает защиту от 23-мм снаряда с дальности 500 м. Корпус и башня изготовлялись из алюминиевого сплава, лобовая часть башни имела стальные накладки.

Характеристики подвижности

В моторно-трансмиссионном отделении САУ 2С25 установлен многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2, развивающий максимальную мощностью 331 кВт. С ним сблокирована гидромеханическая трансмиссия, имеющая гидрообъемный механизм поворота. Автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.

Подвеска индивидуальная, гидропневматическая, обеспечивающая изменение величины клиренса в диапазоне от 190 до 590 мм с места механика-водителя, Кроме того, гидропневматическая подвеска обеспечивает высокую проходимость и плавность хода. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят семь одинарных опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Имеется гидравлический механизм натяжения гусениц. Гусеница стальная, двухгребневая, цевочного зацепления. При движении по шоссе машина развивает максимальную скорость 65- 68 км/ч, а на сухих грунтовых дорогах показывает среднюю скорость 45 км/ч. Стандартное оборудование машины включает компьютеризованную систему управления огнем, систему защиты от оружия массового поражения и комплект приборов ночного видения.

Как и другие российские легкобронированные боевые машины, самоходка 2С25 является плавающей и передвигается в воде с помощью двух водометных движителей, максимальная скорость движения машины на суше 71 км/ч, на плаву 10,5 км/ч. Для осуществления плава в машине установлены водометы 8 с рабочими колесами диаметром 340 мм.

Для повышения плавучести на машине используются опорные катки с замкнутыми воздушными камерами и мощные водяные помпы, откачивающие воду из корпуса. Машина обладает хорошими мореходными качествами и, находясь на плаву, может эффективно действовать при волнении в 3 балла, в том числе вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном ±35º.

Удельное давление на грунт составляет 0,052 МПа при стандартных гусеницах (0,035 МПа для снегоболотноходной гусеницы), а максимальная скорость по дорогам составляет 71 км/ч (10 км/ч на плаву). Военно-транспортный самолет "ИЛ-76" может транспортировать по воздуху и десантировать две СПТП 2С25 с экипажем 3 человека внутри машины.

Фото

Боевые машины десанта БМД-4 и СПТП Спрут-С, -Д.

Фото предоставлены службой информации и общественных связей ВДВ РФ.

Усиленная парашютно-десантная рота на БМД-4 при поддержке самоходной артиллерии на опытном тактическом учении. Полигон Дубровичи, 26 июля 2006 г.


Огневые возможности парашютно-десантной роты, вооруженной современными боевыми машинами БМД-4 и Спрут-СД.

Комплекс «Строй-П»(БПЛА), СПТП Спрут-С, -Д и БМП-3М (БМП-4).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: