Танк панцер 3 с 50мм пушкой. Бронетехника после второй мировой войны

Никто на заводе «Крупп» в 1936 году не мог предположить, что эта массивная машина, оснащенная короткоствольной пушкой поддержки пехоты и считавшаяся вспомогательной, будет так широко использоваться в С конечным итогом в 9000 единиц она стала наиболее массовым танком, выпускавшимся когда-либо в Германии, объемы производства которого, несмотря на нехватку материалов, росли до самых последних дней Второй мировой войны в Европе.

Рабочая лошадь вермахта

Несмотря на то что появились боевые машины, более современные, чем немецкий танк Т-4 - «Тигр», «Пантера» и «Королевский тигр», он не только составлял большую часть вооружения вермахта, но также входил в состав многих элитных дивизионов СС. Рецепт успеха заключался, вероятно, в большом корпусе и башне, простоте обслуживания, надежности и надежном шасси, что позволило расширить массив вооружений, по сравнению с Panzer III. Начиная с модели A до F1 ранние модификации, использовавшие короткий 75-мм ствол, постепенно были заменены на «длинные», с F2 по Н, с очень эффективной высокоскоростной пушкой, унаследованной от Pak 40, которая могла справиться с советскими КВ-1 и Т-34. В конце концов Т-4 (фото представлено в статье) полностью превзошел Panzer III как по численности, так и своим возможностям.

Дизайн прототипа «Круппа»

Первоначально предполагалось, что немецкий танк Т-4, технические характеристики которого были определены в 1934 году ваффенамтом, будет выполнять функции «сопровождающего транспортного средства», чтобы скрыть его истинную роль, запрещенную условиями Версальского договора.

Участие в разработке концепции принимал Хайнц Гудериан. Эта новая модель должна была стать танком поддержки пехоты и размещаться в арьергарде Планировалось, что на уровне батальона одна такая машина должна приходиться на каждые три Panzer III. В отличие от Т-3, оснащенного вариантом стандартной 37-мм пушки Pak 36 с хорошими противотанковыми характеристиками, короткий ствол гаубицы Panzer IV мог быть использован против всех видов укреплений, блокгаузов, дотов, противотанковых пушек и артиллерийских позиций.

Вначале лимит веса боевой машины составлял 24 тонны. Компании MAN, Krupp и Rheinmetall-Borsig создали три прототипа, и Krupp получил главный контракт. Подвеска сперва была совершенно новой, с шестью чередующимися колесами. Позже армия потребовала установить стержневые рессоры, обеспечивавшие лучшее вертикальное отклонение. По сравнению с предыдущей системой, это делало ход более плавным, но необходимость в новом танке остановила дальнейшие разработки. Krupp вернулся к более традиционной системе с четырьмя сдвоенными колесными тележками и листовыми рессорами, облегчающими обслуживание. Планировался экипаж из пяти человек - трое находилось в башне (командир, заряжающий и наводчик), а водитель с радистом - в корпусе. Боевое отделение было относительно просторным, с улучшенной звукоизоляцией заднего моторного отсека. Немецкий танк Т-4 внутри (фото в материале это иллюстрируют) оснащался системой бортовой связи и радио.

Хотя это не очень заметно, но корпус Panzer IV асимметричный, башня смещена на 6,5 см влево, а двигатель - на 15 см вправо. Это было сделано для того, чтобы непосредственно соединить кольцо башни с трансмиссией для более быстрого ее поворачивания. Ящики с боеприпасами вследствие этого располагались справа.

Прототип, разработанный и построенный в 1936 году на заводе Krupp AG в Магдебурге, был обозначен Управлением вооружений сухопутных сил как Versuchskraftfahrzeug 622. Тем не менее в новой довоенной номенклатуре он быстро стал известен как Pz.Kpfw.IV (Sd.Kfz. 161).

Танк имел бензиновый двигатель Maybach HL108TR мощностью 250 л. с., и коробку SGR 75 c пятью передними и одной задней передачами. Максимальная скорость на испытаниях на ровной поверхности составляла 31 км/ч.

75-мм пушка - низкоскоростная Kampfwagenkanone (KwK) 37 L/24. Это орудие предназначалось для стрельбы по бетонным укреплениям. Тем не менее некоторую противотанковую способность обеспечивал бронебойный снаряд ​​Panzergranate, скорость которого достигала 440 м/с. Он мог пробить 43-мм лист стали на расстоянии 700 м. Два пулемета МГ-34 завершали вооружение, один соосный и другой в передней части машины.

В первой партии танков типа A толщина брони корпуса не превышала 15 мм и башни - 20 мм. Хотя это и была закаленная сталь, такая защита могла противостоять только легкому огнестрельному оружию, легкой артиллерии и осколкам гранатометов.

Ранние «короткие» предварительные серии

Немецкий танк Т-4 A являлся своего рода предварительной серией из 35 единиц, произведенных в 1936 г. Следующим стал Ausf. B с модифицированным командирским куполом, новым двигателем Maybach HL 120TR, развивающим мощность 300 л. с., а также новой передачей SSG75.

Несмотря на дополнительный вес, максимальная скорость возросла до 39 км/ч, и была усилена защита. Толщина брони достигла 30 мм в фронтальной наклонной части корпуса и 15 мм в других местах. Кроме того, пулемет был защищен новым люком.

После выпуска 42 машин производство переключилось на танк немецкий Т-4 C. Толщина брони на башне возросла до 30 мм. Общий вес составил 18,15 тонны. После поставки 40 единиц в 1938 г. танк был улучшен за счет установки нового двигателя Maybach HL 120TRM для следующей сотни машин. Вполне логично, что последовала модификация D. «Дору» можно отличить по вновь установленному на корпусе пулемету и выведенной наружу амбразуре. Толщина боковой брони увеличилась до 20 мм. Всего было изготовлено 243 машины данной модели, последняя из которых - в начале 1940 года. Модификация D стала последней предсерийной, после которой командование приняло решение о наращивании масштабов производства.

Стандартизация

Немецкий танк Т-4 E стал первой крупномасштабной серией, которую начали производить во время войны. Хотя многие исследования и доклады говорят о недостаточной проникающей способности 37-мм орудия Panzer III, его замена была невозможной. В поисках решения для проведения испытаний на один прототип Panzer IV Ausf. D была установлена модификация среднескоростной 50-мм пушки Pak 38. Первоначальный заказ на 80 единиц отменили после окончания французской кампании. В танковых сражениях, в частности, против британской «Матильды» и французского «Б1 бис», окончательно выяснилось, что толщина брони является недостаточной, а пробивная сила пушки слабая. В Ausf. E осталось короткоствольное орудие KwK 37L/24, но толщина передней брони была увеличена до 50 мм, с 30-мм стальными накладками пластин в качестве временной меры. К апрелю 1941 года, когда эта модификация была заменена Ausf. F, ее производство достигло 280 единиц.

Последняя «короткая» модель

Очередная модификация существенно изменила немецкий танк Т-4. Характеристики ранней модели F, переименованной в F1 при появлении следующей, изменились по причине замены передней накладной пластины 50-мм плитой и увеличения толщины боковых частей корпуса и башни до 30 мм. Общий вес танка вырос до более 22 тонн, что вызвало другие изменения, такие как увеличение ширины гусениц с 380 до 400 мм для уменьшения давления на грунт с соответствующей заменой двух натяжных и ведущих колес. F1 был произведен в количестве 464 единиц до его замены в марте 1942 г.

Первая «длинная»

Даже с бронебойным снарядом Panzergranate низкоскоростная пушка Panzer IV не могла противостоять хорошо бронированным танкам. В контексте предстоящей кампании в СССР должно было быть принято решение по крупному обновлению танка Т-3. Доступное теперь орудие Pak 38L/60, эффективность которого подтвердилась, предназначалось для установки в башне Panzer IV. В ноябре 1941 года создание прототипа завершилось, и было запланировано производство. Но при первых боях с советскими КВ-1 и Т-34 изготовление 50-мм пушки, также используемой в Panzer III, было прекращено в пользу новой, более мощной модели компании Rheinmetall на основе орудия калибром 75 мм Pak 40L/46. Это привело к появлению KwK 40L/43, относительно длинного калибра, оснащенного что позволило снизить отдачу. Начальная скорость снаряда Panzergranade 39 превысила 990 м/с. Он мог пробить 77-мм броню на расстоянии до 1850 м. После создания в феврале 1942 года первого прототипа началось серийное производство F2. К июлю их было изготовлено 175 единиц. В июне танк немецкий Т-4 F2 был переименован на Т-4 G, но для ваффенамта оба типа обозначались как Sd.Kfz.161/1. В некоторых документах модель именуется F2/G.

Переходная модель

Танк немецкий Т-4 G являлся улучшенным вариантом F2 с изменениями, касавшимися экономии металла путем использования прогрессивной лобовой брони, утолщенной у основания. Лобный гласис был усилен новой 30-мм пластиной, что в сумме увеличивало толщину до 80 мм. Этого оказалось достаточно для успешного противостояния советскому 76-мм орудию и 76,2-мм противотанковой пушке. Вначале решили привести к этому стандарту только половину производства, но в январе 1943 года Адольф Гитлер лично отдал приказ о полном переходе. Однако вес машины вырос до 23,6 тонны, выявив ограниченные возможности шасси и трансмиссии.

Немецкий танк Т-4 внутри претерпел значительные изменения. Башенные смотровые щели были устранены, вентиляция двигателя и зажигание при низких температурах улучшены, установлены дополнительные держатели для запасных колес и скобы для гусеничных звеньев на гласисе. Они служили и в качестве временной защиты. Были обновлены фары, проведено укрепление и видоизменение бронекупола.

В более поздних версиях весной 1943 г. появилась боковая броня на корпусе и на башне, а также дымовые гранатометы. Но самое главное, появилась новая, более мощная пушка KwK 40L/48. После выпуска 1275 стандартных и 412 улучшенных танков производство сместилось в сторону модели Ausf.H.

Основная версия

Немецкий танк Т-4 Н (фото представлено ниже) оснащался новой длинноствольной пушкой KwK 40L/48. Дальнейшие изменения касались облегчения производства - были удалены бортовые смотровые щели, использовались общие с Panzer III запчасти. В общей сложности, до появления следующей модификации Ausf. J в июне 1944 г. было собрано 3774 машины.

В декабре 1942 года «Крупп» получил заказ на танк с полностью наклонной броней, из-за дополнительного веса требовавшей разработки нового шасси, трансмиссии и, возможно, двигателя. Тем не менее производство началось с обновленной версией Ausf.G. Танк немецкий Т-4 получил новую коробку передач ZF Zahnradfabrik SSG-76, новый набор радиостанций (FU2 и 5, и внутренняя связь). Толщина лобовой брони увеличилась до 80 мм без накладных листов. Вес H достиг 25 тонн в боевом снаряжении, а максимальная скорость снизилась до 38 км/ч, а в реальных боевых условиях - до 25 км/ч, и гораздо меньше по пересеченной местности. К концу 1943 года немецкий танк Т-4 Н стал покрываться пастой «Циммерит», обновились воздушные фильтры, на башне был установлен зенитный станок для MG 34.

Последняя упрощенная модель

Последний танк, немецкий Т-4 J, собирался на Nibelungwerke в Санкт-Валентине, Австрия, так как Vomag и Krupp теперь выполняли другие задачи, и был подвергнут упрощениям, ориентированным на более массовое производство и редко находившим поддержку у экипажей. Например, был удален электропривод башни, наводка выполнялась вручную, что позволило увеличить на 200 л объем топливного бака, увеличив рабочий диапазон до 300 км. Другие модификации включали удаление башенного смотрового окна, бойниц и зенитного станка в пользу крепления дымового гранатомета. «Циммерит» больше не применялся, как и противокумулятивные «юбки» Schürzen, замененные на более дешевые сетчатые панели. Корпус радиатора двигателя тоже был упрощен. Привод лишился одного обратного ролика. Появились два глушителя с пламегасителями, а также крепление для 2-тонного крана. Кроме того, использовалась трансмиссия SSG 77 от Panzer III, хотя она явно была перегружена. Несмотря на эти жертвы, из-за постоянных бомбардировок Союзников поставки оказались под угрозой срыва, и в общей сложности до конца марта 1945 года было построено только 2970 танков из 5000 запланированных.

Модификации


Немецкий танк Т-4: тактико-технические характеристики

Параметр

Высота, м

Ширина, м

Броня корпус/лоб, мм

Башня корпус/лоб, мм

Пулеметы

Выстр./патр.

Макс. скор., км/ч

Макс. расст., км

Преод. рва, м

Преод. стены, м

Преод. брода, м

Надо сказать, что большое число сохранившихся после Второй мировой танков Panzer IV не было утеряно или отдано на слом, а использовалось по назначению в таких странах, как Болгария и Сирия. Некоторые из них были оснащены новым советским тяжелым пулеметом. Они приняли участие в боях за Голанские высоты во время войны 1965 года и в 1967 г. Сегодня немецкие танки Т-4 являются частью музейных экспозиций и частных коллекций по всему миру, и десятки из них до сих пор находятся в рабочем состоянии.

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Pz Kpfw III (Т-III)



















































































































До лета 1943 года немцы подразделяли свои на легкие, средние и тяжелые по вооружению Поэтому при примерно равной массе и толщине брони Pz. III считался средним, а Pz. IV - тяжелым.
Однако именно танку Pz. III суждено было стать одним из конкретных воплощений военной доктрины фашистской Германии. Не составляя большинства в танковых дивизиях вермахта ни в польском (96 единиц), ни во французском походе (381 единица), к моменту нападения на СССР он производился уже в значительных количествах и являлся основной машиной "панцерваффе". История же его началась одновременно с другими танками. с которыми Германия вошла во вторую мировую войну.
В 1934 году служба вооружения сухопутных войск выдала заказ на боевую машину с 37-мм пушкой, которая получила обозначение ZW (Zugfuhrerwagen - ротная командирская ). Из четырех фирм. участвовавших в конкурсе. только одна - "Даймлер-Бенц" - получила заказ на изготовление опытной партии из 10 машин. В 1936 году эти танки были переданы на войсковые испытания под армейским обозначением PzKpfw III Ausf. А (или Pz. IIIA). Они явно несли на себе печать влияния конструкций У. Кристи - пять опорных катков большого диаметра.
Вторая опытная партия из 12 штук модели В имела уже совершенно другую ходовую часть с 8 маленькими опорными катками, напоминавшую Pz, IV. На следующих 15 экспериментальных танках Ausf С ходовая часть была аналогичной, однако заметно улучшилась подвеска Следует подчеркнуть, что все прочие боевые характеристики на упоминавшихся модификациях в принципе оставались неизменными.
Этого не скажешь о танках серии D (50 единиц), лобовая и бортовая броня которых была доведена до 30 мм, при этом масса танка достигла 19,5 т, а удельное возросло с 0,77 до 0,96 кг/см2.
В 1938 году на заводах сразу трех фирм - "Даймлер-Бенц", " " и MAN - началось производство первой массовой модификации "тройки" - Ausf. E. 96 танков этой модели получили ходовую часть с шестью обрезиненными опорными катками и торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами. которая в дальнейшем уже не подвергалась существенным изменениям. Боевая масса танка составляла 19.5 т. Экипаж состоял из 5 человек. Такое количество членов экипажа, начиная с PzKpfw III. стало стандартным на всех последующих германских средних и тяжелых танках Таким образом, уже с середины 30-х годов немцы добились функционального разделения обязанностей членов экипажа Противники же их пришли к этому значительно позже - лишь к 1943-1944 годам.
PzKpfw III E был вооружен 37-мм пушкой с длиной ствола в 46.5 калибра и тремя пулеметами MG 34 ( 131 выстрел и 4500 патронов). 12-цилиндровый карбюраторный "Майбах" HL 120TR мощностью 300 л с. при 3000 об/мин позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 40 км/ч; запас хода при этом составлял 165 км по шоссе и 95 км - при движении по пересеченной местности.
Компоновка танка была традиционной для немцев - с передним расположением трансмиссии, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживание. Кроме того, создавались предпосылки для увеличения габаритов боевого отделения.
Характерным для корпуса этого танка, как. впрочем, и для всех германских танков того периода, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и обилие люков. До лета 1943 года прочности корпуса немцы предпочитали удобство доступа к агрегатам.
Заслуживает положительной оценки , характерным для которой являлось большое количество передач в коробке передач при малом количестве шестерен: на одну передачу - одна Жесткость коробки, помимо ребер в картере, обеспечивалась "безвальной" системой монтажа шестерен. В целях облегчения управления и повышения средней скорости движения были применены уравнители и сервомеханизмы.
Ширина гусеничных лент - 360 мм - была выбрана, исходя, главным образом, из условий движения по дорогам, при этом существенно ограничивалась проходимость по бездорожью Впрочем, в условиях западноевропейского театра военных действий бездорожье еще нужно было поискать.
Средний танк PzKpfw III был первым по-настоящему боевым танком вермахта. Он разрабатывался в качестве машины для командиров взводов, однако с 1940 до начала 1943 года был основным средним танком немецкой армии. PzKpfw III различных модификаций выпускались с 1936 по 1943 год фирмами "Даймлер-Бенц", "Хеншель", MAN, "Алкетт", "Крупп", FAMO, "Вегманн", MNH и MIAG.
Во вторую мировую войну Германия вступила, имея на вооружении помимо легких танков PzKpfw I и PzKpfw II средние танки PzKpfw III версий А, В, С, D и Е (см. главу "Танки межвоенного периода. 1918-1939 гг.", раздел "Германия").
В период с октября 1939 года по июль 1940 года фирмы FAMO, "Даймлер-Бенц", "Хеншель", MAN и "Алкетт" выпустили 435 танков PzKpfw III Ausf. F, которые незначительно отличались от предыдущей модификации Е. На танках появилась броневая защита воздухозаборов тормозной системы и системы управления, люки доступа к механизмам системы управления делались из двух частей, основание башни прикрывала специальная защита, чтобы при попадании снаряда башню не заклинивало. На крыльях устанавливались дополнительные габаритные фонари. Три ходовых фонаря типа "Нотек" размещались на передней части корпуса и левом крыле танка.
PzKpfw III Ausf. F вооружались 37-мм пушкой с так называемой внутренней маской, а 100 машин этой же версии - 50-мм пушкой с внешней маской, В 1942-1943 годах часть танков получила 50-мм пушку KwK 39 L/60, Первые же 10 машин с 50-мм пушкой были построены еще в июне 1940 года.
Производство танков версии G началось в апреле - мае 1940 года, и к февралю 1941 года 600 танков этого типа поступили в танковые части вермахта, Первоначальный заказ составлял 1250 машин, но после захвата Чехословакии, когда немцы поставили в строй много чехословацких танков LT-38, получивших в немецкой армии обозначение PzKpfw 38 (t), заказ сократили до 800 машин.
На PzKpfw III Ausf. G толщина кормовой брони увеличилась до 30 мм. Смотровая щель механика-водителя стала закрываться броневой заслонкой. На крыше башни появился электрический в защитном кожухе.
Танки должны были вооружаться 37-мм пушкой, но большая часть машин вышла из сборочных цехов с 50-мм пушкой KwK 39 L/42, разработанной фирмой "Крупп" в 1938 году. Одновременно началось перевооружение новой артсистемой ранее выпущенных танков моделей Е и F. новой пушки состоял из 99 выстрелов, для двух пулеметов MG 34 предназначалось 3750 патронов. После перевооружения масса танка возросла до 20,3 т.
Изменилось расположение ящиков с запасными частями и инструментами на надгусеничных полках На крыше башни имелось отверстие для пуска сигнальных ракет. К задней стенке башни часто крепился дополнительный ящик для снаряжения. получивший шутливое название "сундук Роммеля".
Танки более позднего выпуска оснащались командирской башенкой нового типа, которая устанавливалась также на PzKpfw IV и была снабжена пятью перископами.
Строились также танки в тропическом исполнении. Они обозначались PzKpfw III Ausf. G (trop) и отличались улучшенной системой охлаждения и воздушными фильтрами. Таких машин было выпущено 54 единицы.
Танки версии G поступили на вооружение вермахта в ходе французской кампании.
В октябре 1940 года фирмы MAN, "Алкетт". "Хеншель", "Вегманн", MNH и MIAG развернули серийное производство танков версии Н. К апрелю 1941 года было построено 310 (по некоторым источникам 408) машин из 759 заказанных в январе 1939 года.
Толщина брони задней стенки башни танков PzKpfw III Ausf. H увеличилась до 50 мм. Аплицированная лобовая броня была усилена дополнительной броневой плитой толщиной 30 мм.
В связи с увеличением массы танка и использованием гусениц шириной 400 мм на поддерживающих и опорных катках пришлось установить специальные направляющие, которые увеличили диаметр катков на 40 мм. Чтобы устранить чрезмерное провисание гусеницы, передний поддерживающий каток, который на танках версии G находился почти рядом с пружинным амортизатором, пришлось сместить вперед.
Среди других усовершенствований следует отметить изменение положения фары на крыле, буксирных крюков, формы входных люков. Ящик с дымовыми шашками конструкторы перенесли под навес задней плиты силового отделения. У основания башни устанавливался угловой профиль, защищавший основание от попадания снаряда.
Вместо коробки передач "Вариорекс" на машинах версии Н устанавливалась типа SSG 77 (шесть передач вперед и одна назад) Конструкция башни изменилась таким образом, что члены экипажа, находившиеся в ней, вращались вместе с башней. Командир танка, а также наводчик и заряжающий имели свои люки в боковых стенках и крыше башни.
Боевое крещение танки PzKpfw III Ausf. H получили в ходе операции "Барбаросса". В 1942-1943 годах танки были перевооружены 50-мм пушкой KwK L/60.
Следующей серийной версией были танки PzKpfw III Ausf. J. Они выпускались с марта 1941 по июль 1942 года. Лоб и корма машины были защищены 50-мм броней. Бронирование бортов и башни составило 30 мм. Броневая защита маски пушки увеличилась на 20 мм. Среди прочих незначительных улучшений самым существенным стал новый тип установки пулемета MG 34.
Первоначально танки PzKpfw III Ausf. J вооружались 50-мм пушкой KwK 38 L/42, но, начиная с декабря 1941 года, на них начали устанавливать новую 50-мм пушку KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров. Всего было построено 1549 машин с пушкой KwK 38 L/42 и 1067 машин с пушкой KwK 38 L/60.
Появление новой версии -PzKpfw III Ausf. L - связано с неудачным ходом работ по установке на PzKpfw III Ausf. J стандартной башни танка PzKpfw IV Ausf G. После провала этого эксперимента было принято решение начать производство новой серии танков, обладающих улучшениями, предусмотренными для версии L. и вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 L/60.
В период с июня по декабрь 1942 года было выпущено 703 танка версии L. По сравнению с предыдущими версиями новые машины имели усиленное бронирование пушечной маски, которая одновременно служила противовесом удлиненному стволу орудия KwK 39 L/60. Лоб корпуса и башни был защищен дополнительными 20-мм бронелистами. Смотровая щель механика-водителя и маска курсового пулемета MG 34 находились в отверстиях в лобовой броне. Другие изменения касались механизма натяжения гусениц, расположения дымовых шашек на корме танка под загибом брони, конструкции и расположения ходовых огней и размещения инструментов на надгусеничных полках, Смотровая щель заряжающего в дополнительном бронировании маски пушки была ликвидирована. Наверху броневой защиты маски имелось небольшое отверстие для осмотра и техобслуживания механизмов противооткатного устройства пушки. Кроме того. конструкторы устранили броневую защиту основания башни, которая находилась сверху на корпусе танка, и смотровые щели по бокам башни. Один танк версии L испытывался с безоткатным орудием KwK 0725.
Из заказанных 1000 танков PzKpfw III Ausf. L было построено только 653. Остальные переделали на танки версии N, оснащенные пушкой калибра 75 мм.
Последней версией танка PzKpfw III с 50-мм пушкой была М. Танки этой модификации представляли собой дальнейшее развитие PzKpfw III Ausf. L и строились с октября 1942 по февраль 1943 года. Первоначальный заказ на новые машины составил 1000 единиц, но, учитывая преимущества советских танков над PzKpfw III с 50-мм пушкой, заказ сократили до 250 машин. Часть остальных танков перестроили на самоходки Stug III и огнеметные танки PzKpfw III (FI), а другую часть переделали на версию N, установив на машинах 75-мм пушки.
По сравнению с версией L танки PzKpfw III Ausf. M имели незначительные отличия. По обе стороны башни устанавливались строенные дымовые гранатометы NbKWg калибра 90 мм, монтировался противовес пушки KwK 39 L/60, в боковых стенках корпуса были ликвидированы эвакуационные люки. Все это позволило увеличить боекомплект с 84 до 98 выстрелов.
Выхлопная система танка позволяла ему без подготовки преодолевать водные препятствия глубиной до 1,3 м.
Другие усовершенствования касались изменения формы буксирных крюков, ходовых огней, установки стойки для крепления зенитного пулемета, кронштейнов для крепления дополнительных бронеэкранов. Цена одного PzKpfw III Ausf. M (без вооружения) составила 96183 рейхсмарки.
4 апреля 1942 года Гитлер приказал изучить целесообразность перевооружения танков PzKpfw III 50-мм пушкой Рак 38. С этой целью один танк оснастили новой пушкой, но эксперимент закончился неудачно.
Танки последней серийной версии получили обозначение PzKpfw III Ausf. N. Они имели такой же корпус и башню, как и машины версий L и М. Для их производства использовано соответственно 447 и 213 шасси и башен обеих версий. Главное, что отличало танк PzKpfw III Ausf. N от его предшественников, это 75-мм KwK 37 L/24, которой вооружались танки PzKpfw IV версий A-F1. Боекомплект составлял 64 выстрела. PzKpfw III Ausf. N имели видоизмененную маску пушки и цельный командирской башенки, бронирование которой достигло 100 мм. Смотровая щель справа от орудия была ликвидирована. Кроме того, имелся ряд других несущественных отличий от машин более ранних версий.
Производство танков версии N началось в июне 1942 года и продолжалось до августа 1943 года. Всего было выпущено 663 машины, еще 37 танков были переоборудованы под стандарт Ausf. N в ходе ремонта машин других версий.
Помимо боевых, так называемых линейных танков, было выпущено 5 типов командирских общей численностью 435 штук. 262 танка переоборудовали в машины управления артиллерийским огнем. Особый заказ - 100 огнеметных танков - выполнила фирма "Вегманн". Для огнемета с дальностью действия до 60 метров требовалось 1000 литров огнесмеси. Танки предназначались для Сталинграда, но на фронт попали только в начале июля 1943 года - под Курск.
В конце лета 1940 года 168 танков версий F, G и Н были переоборудованы для движения под водой и должны были использоваться при высадке на английское побережье. Глубина погружения составляла 15м; свежий подавался шлангом длиной 18 м и диаметром 20 см. Весной 1941 года опыты были продолжены уже с 3,5-м трубой - "шнорхелем". Поскольку высадка в Англию не состоялась, некоторое количество таких танков из состава 18-й танковой дивизии 22 июня 1941 года преодолело по дну Западный Буг.
С июля 1944 года PzKpfw III применялся и в качестве БРЭМ. При этом на месте башни устанавливалась квадратная рубка. Кроме того, были выпущены небольшие партии машин для подвоза боеприпасов и проведения инженерных работ. Существовали прототипы танка-тральщика и варианты переделки линейного танка в дрезину.
PzKpfw III использовались на всех театрах военных действий - от Восточного фронта до африканской пустыни, повсюду пользуясь любовью немецких танкистов. Удобства, созданные для работы экипажа, можно было считать образцом для подражания. Их не имел ни один советский, английский или американский танк того времени. Прекрасные приборы наблюдения и прицеливания позволяли "тройке" успешно бороться с более мощными Т-34, KB и "Матильдами" в тех случаях, когда последние не успевали его обнаружить. Трофейные PzKpfw III были в Красной Армии излюбленными командирскими машинами как раз в силу вышеперечисленных причин: комфорт, отличная оптика плюс прекрасная радиостанция. Впрочем, они, как и другие немецкие танки, с успехом использовались советскими танкистами и по прямому, боевому, назначению. Существовали целые батальоны, вооруженные трофейными танками.
Производство танков PzKpfw III было прекращено в 1943 году, после выпуска примерно 6000 машин. В дальнейшем продолжалось лишь производство САУ на их базе. Энциклопедия техники

Выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая установка размещена сзади, боевое отделение и отделение управления - в средней части корпуса, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. Относительно низкий корпус танка сварен из катаных броневых листов. На модификациях А-Е лобовая броня имела толщину 15-мм, на модификациях F и G она составляла 30-мм, на модификации Н она усилена дополнительными листами до 30-мм+20-мм, а на модификациях J-О она уже составляла 50-мм+20-мм. Башня многогранной формы располагалась в центре корпуса. Пушка без дульного тормоза устанавливалась в башне с помощью широкой цилиндрической маски.

Выпускались следующие модификации танка:

  • А-Е - танк с 37-мм пушкой;
  • F-Н - танк с 50-мм пушкой;
  • М-О - штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
  • самоходный огнемет;
  • бронированная командирская машина;
  • бронированная наблюдательная машина.

С 1940 по 1942 год танки Pz-III были основным вооружением танковых дивизий. В связи со слабостью вооружения и бронирования с 1943 года они использовались лишь в качестве специальных машин. Всего немецкой промышленностью было выпущено 5700 танков Pz-III различных модификаций.

К 1936 году на вооружении германских танковых войск находился легкий танк PzKpfw I, вооруженный всего лишь парой пулеметов и имевший легкое противопульное бронирование. Этот танк невозможно было всерьез рассматривать в качестве боевой машины, его уделом была служба в учебных частях, а их роль на поле боя в лучшем случае ограничивалась разведкой и связью. Придя к власти, Гитлер отказался соблюдать ограничения, наложенные на Германию Версальским договором, и включился в начавшуюся в Европе технологическую гонку. В течение трех лет, предшествовавших Второй Мировой войне, германская техника совершила скачок, перейдя от легких танков PzKpfw I к средним PzKpfw III и PzKpfw IV, которым и суждено было стать основными немецкими танками, во многом предопределившими успехи и неудачи III Рейха.

Танки проектировались с расчетом на то, чтобы выдержать прямое попадание бронебойного снаряда.
Лобовая броня танка могла выдержать попадание фугасного снаряда. Для борьбы с танками применялись особые противотанковые пушки, имевшие небольшой калибр, но выпускавшие снаряд с большой скоростью. Состоявшая на вооружении вермахта 37-мм противотанковая пушка могла пробить броню практически любого танка.

При бое с пехотой противника требовались осколочно-фугасные снаряды с невысокой начальной скоростью, но более крупного калибра. Поэтому, по мысли Гейнца Гудериана, на вооружении танковых частей следовало принять два типа танков с принципиально разным вооружением. Один танк для борьбы с танками противника, другой - для борьбы с пехотой.

В качестве танка с противотанковым вооружением выступил PzKpfw III, вооруженный сперва 37-мм, а позднее 50-мм пушкой. Для борьбы с пехотой выбрали PzKpfw IV, вооружив его короткоствольной 75-мм пушкой.

В конкурсе по созданию 15-тонного танка участвовали компании "MAN", "Daimler-Benz AG","Rheinmetall-Borsing" и "Krupp". По соображениям секретности танку присвоили условное обозначение "машина командира взвода" ("Zugfuehrerwagen", ZW). Испытания прототипов прошли в 1936-1937 гг. на полигонах в Куммерсдорфе и Ульме. В сравнительных испытаниях победила модель, представленная компанией "Daimler-Benz", которую и решено было развивать.

Из истории создания танка PzKpfw III

Танк PzKpfw III, модификации A, B, C, D

Танк PzKpfw III состоял из четырех главных элементов: корпуса, башни, передней части надстройки с погоном башни и кормовой части надстройки с надмоторной бронеплитой. Главные элементы соединялись между собой сваркой, а детали каждого элемента соединялись заклепками и болтами. Внутри корпус машины делила переборка.

В переднем отсеке находилась коробка передач с рулевым механизмом, в заднем - боевое и двигательное отделение. Форма корпуса, башни и надстройки, а также схема размещения всех пятерых членов экипажа оставались неизменными на протяжении всего периода серийного выпуска PzKpfw III.

Первый вариант танка PzKpfw III Ausf.А выпускался в мае 1937 года. Было построено 15 машин, из которых только восемь получили вооружение и до 1939 года находились в составе 1-й, 2-й и 3-й танковых дивизий. Остальные танки использовались для испытаний.

Сравнительные тактико-технические характеристики танков

Марка танка

Год
создания

Масса,
т

Экипаж,
чел.

Лобовая
броня,
мм

Калибр
пушки, мм

Скорость
движения
км/ч

Т-26
обр.1938г.
БТ-7
обр.1937 г.
LT-35
LT-38
Cruiser
Mk III
Pz.III
Ausf.A

В том же 1937 год в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.В. Эта серия также ограничилась 15 машинам. Несколько из них поучаствовали в сентябрьской кампании 1939 года. В октябре 1940 года пять машин этой серии использовали для создания прототипов штурмовых орудий "Sturmgeschuetz III".

В июле 1937 года в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.C. До января 1938 года выпустили всего 15 штук. Несколько танков этой модификации также участвовали в сентябрьских боях в Польше.

В январе 1938 года начался выпуск танков PzKpfw III Ausf.D. До 1939 года построили 55 машин этого типа. Только 30 из них получили вооружение, остальные использовались для тестирования подвески, вооружения и двигателей. Несколько танков Ausf.D участвовало в боях в Польше и Норвегии.

Первые четыре модификации PzKpfw III (Ausf.А, В, С и D) фактически представляли собой прототипы, выпускаемые компанией "Daimler-Benz". Они не предназначались для крупносерийного производства, и каждая следующая модификация представляла собой доработанный вариант модификации предыдущей. На всех танках этих четырех модификаций стояли двигатели "Maybach" HL108TR мощностью 250 л.с. и 5 - или 6-скоростная коробка передач "Zahnradfabrik". Те танки, что были вооружены, несли 37-мм пушку KwK35/ 36 L/46,5 и три пулемета MG-34 (два в башне и один в надстройке). Толщина брони составляла всего 5-мм-15-мм. Такая толщина защищала только от ружейного огня, зато масса танка не превышала 15 тонн. На танках Ausf.А, В и С стояла простая барабанная башенка командира машины, тогда как на Ausf.D появилась литая башенка, аналогичная той, что стояла на PzKpfw IV Ausf.В.

В польской кампании 1939 года участвовало всего несколько танков PzKpfw III. Остальные машины использовались для испытаний и обучения экипажей. Несколько PzKpfw III Ausf.D совместно с PzAbt zb V 40 (NbFz VI) в апреле-мае 1940 года участвовали в боях на территории Норвегии. Позднее эти же машины попали в Финляндию, где служили в 1941-1942 гг.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.



Начав Вторую Мировую Войну с вторжения в Польшу Германии имела лишь около сотни танков Panzer III, поэтому в польской кампании и боях с французкой и британской армиями на западе этот танк был не столь заметен среди массы более устаревших танков, которыми на тот момент были вооружены танковые войска Германии. Но к началу восточной кампании вермахта Pz.III уже стал основным танком германской армии. На советский границах 22 июня 1941 года находилось 965 танков Panzer III.

Описание

Разработка среднего танка "Panzer III" велась с 1934 года такими известными немецкими концернами как "Фридрих Крупп", "МАН", "Даймлер-Бенц" и "Рейнметал Борсинг". Каждый из производителей представил свой образец танка. В итоге военные отдали предпочтение проекту фирмы "Даймлер-Бенц". В производство танк был запущен в 1937 году и получил своё окончательное название - "Pz.Kpfw.III". Первая модификация "Panzer III Ausf.A" имела лишь противопульную броню - 14.5мм и орудие калибра 37-мм. Танк быстро совершенствовался и дорабатывался. Модификации A,B,C,D и E были выпущены небольшими партиями. Первой крупной партией(435 единиц) выпускался танк "Panzer III Ausf.F". Большая часть танков модификации F уже была вооружена 50-мм пушкой KwK 38 L/42. Усиленная лобовая броня теперь составляла 30мм. Танк продолжали совершенствовать, внося различные конструктивные изменения, наращивая броню и усиливая вооружение. Так, лобовая броня "Panzer III Ausf.H" была доведена уже до 60мм. Для конца 30-х, начала 40-х годов, это было очень неплохое противоснарядное бронирование. Работы над танком
продолжались и в ходе первых крупных побед Вермахта на Западе, а затем и в ходе войны с Советским Союзом, где "Panzer III" был уже основным танком германской армии. Боевую ценность "Pz.III" самых массовых выпусков можно сопоставить с советским средним танком "Т-28" в плане огневой мощи и бронировании, поскольку после финской войны 30-мм броня этих советских танков была доведена до 50-80мм. Легкие танки Красной Армии, такие как "Т-26" и "БТ-7" могли на равных драться с Pz.III лишь при очень благоприятных условиях, таких как внезапный огонь из засады с очень близкой дистанции, но как правило тройка превосходила лёгкие советские танки за счёт лучших тактико-технических характеристик, прежде всего бронирования и орудия, а также благодаря отличным приборам наведения, прекрасной оптике и разделению обязанностей членов экипажа из пяти человек, каждый их которых занимался своим делом, в то время как например советские экипажи из трех человек на "Т-26" были перегружены работой. Комфортные условия работы экипажа увеличивали серьёзно увеличивали эффективность "Pz.III" в бою. И все же при всех своих преимуществах тройка не могла сражаться абсолютно на равных с новыми типами советских боевых машин - "Т-34" и "КВ" . Лишь на очень близкой дистанции огонь пушки "Pz.III" по этим танкам был эффективен - слабое орудие на тот момент стало самым серьезным недостатком этой прекрасной боевой машины. Советские же танки имели возможность пробивать броню "Panzer III" находясь на достаточно большой дистанции вне пределов эффективной зоны поражения последних. Единственное, что не давало советским танкистам полностью реализовывать преимущества в бою - это отсутствие радиосвязи, проблемы с трансмиссией "Т-34" и особенно "КВ", а также плохой обзор из танка. Во этом "тройка" имела преимущества, но и эти недостатки на "Т-34" в ходе войны были устранены, что полностью свело некоторое превосходство "Pz.III" на нет. "Panzer III" отводилась роль основного танка в Восточной Кампании 1941 года и неприятным сюрпризом для немцев явилась его слабая проходимость в условиях войны против СССР - слишком широкие гусеничные ленты затрудняли движение танка по русскому бездорожью. Командир третьей немецкой танковой группы Герман Гот отмечал, что отсутствие дорог мешало наступлению его танков, которые двигались через Белоруссию к Москве, едва ли не больше чем советские армии.
Оценивая последние модификации танка "Panzer III", а именно "Ausf.J","Ausf.L" и "Ausf.M", стоит сказать что в конце 30-х, начале 40-х это был бы просто превосходный танк, однако на момент развёртывания действительно массового производства этих танков последних серий, противники Германии уже также обладали хорошими образцами бронетехники, ничем не уступающими, а по ряду характеристик даже превосходящие германский танк. Англичане могли противопоставить немецкому "Pz.III" свою "Матильду" с бронированием лобовой проекции 78мм, а также хорошо бронированный пехотный танк "Валентайн" . Советский Союз массово производил средние танки "Т-34", а американцы начали отправлять союзникам по ленд-лизу танки "M4 Sherman" . Предельный потенциал конструкции "Panzer III" был достигнут при разработке модификаций L и M. Дальше усиливать бронирование и установить более мощное орудие на "тройку" не представлялось возможным. Советский Союз, Британия и США продолжали улучшать характеристики своих боевых машин и дотянуть "Panzer III" до их уровня уже не получалось. У Германии к тому времени давно был более совершенный танк - "Panzer IV", на который наконец было окончательно решено сделать ставку после очевидной невозможности дальнейшей модернизации "Panzer III".
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: