Мадьярская попытка догнать советское танкостроение. Венгерский танк Turan

Венгерский средний танк «Туран», разумеется, не оказал никакого переломного влияния на ход Второй мировой войны. Машины, которые начали поступать в войска в мае 1942 года и уже на то время, мягко говоря, бывшие не совсем современными, венгерское командование слишком долго продержало в резерве. Большая часть этих танков, названных в честь прародины мадьяр, была перебита советскими бронетанковыми войсками, которые несли в таких противостояниях минимальные потери. Однако свой след в истории мирового танкостроения венграм, безусловно, оставить удалось.

Дебют-кульминация-развязка по ускоренной программе

В апреле 1944 года у украинского города Коломыя наступавшие советские войска были контратакованы новыми танками непривычного вида. Их примитивная ходовая часть напоминала подвеску отечественного Т-26, а в роли основного вооружения танков выступали 40-мм и короткоствольные 75-мм орудия. Броня крепилась на каркасе заклёпками, корпус и башня выглядели угловатыми – внешне новые боевые машины больше напоминали танки начального периода Второй мировой. Особенно выраженным было сходство с лёгкими чехословацкими танками LT vz.35, которые в немного модернизированном виде (с немецкой радиостанцией, увеличенным боекомплектом и дополнительным четвёртым членом экипажа) широко использовались вермахтом на восточном фронте под названием PzKpfw.35(t).

Как и следовало ожидать, особых неприятностей наступавшим советским войскам эти танки не доставили. Даже по венгерским донесениям в первом боевом столкновении с участием «Туранов» (а это были именно они) 2-я танковая дивизия, имевшая на вооружении в числе других, уже известных советской армии венгерских машин («Толди» и «Нимрод») 120 танков «Туран-I» и 55 «Туран-II», смогла подбить только два советских танка. При этом к 26 апреля, когда наступательный порыв венгров окончательно иссяк, безвозвратные потери венгерского соединения в бронетехнике составили 30 машин. Безусловное качественное превосходство советских бронетанковых войск усугублялось для венгров и их количественным перевесом. Тем не менее, к 13 мая, по венгерским данным, «Тураны» подбили 27 танков, включая несколько Т-34–85 и как минимум один «Шерман».

Были, конечно, у венгерских средних танков и сильные стороны. Достаточно интересным выглядит «Доклад об использовании трофейной техники в условиях горно-лесистой местности» начальника штаба бронетанковых и механизированных войск 18-й армии гвардии подполковника Боронного от 11 ноября 1944 года. В этом документе есть краткий и ёмкий портрет венгерского танка:

“Туран” I и II относятся к типу средних танков с двигателем мощностью 260 л.с., в работе бесперебоен. Для нормальной работы в движении необходим прогрев двигателя на месте 15–20 минут в холодный период. 40-мм и 75-мм пушки аналогичны по устройству и безотказны в работе с большой точностью стрельбы. Имелись случаи задержек в работе вследствие неполной освоенности экипажами. Ходовая часть по типу Т-26. Управление при поворотах рычагами, торможение сжатым воздухом, коробка перемены передач пневматическая, переключается сжатым воздухом. Для замены КПП её необходимо вытаскивать вместе с мотором, что усложняет ремонт. Управление танком в движении лёгкое, но большой радиус поворота снижает манёвренность…

Трофейные танки по боевым качествам наиболее пригодны для сопровождения пехоты, для борьбы с танками малоэффективны. По своему техническому состоянию и габаритам в горах и по узким дорогам имеют хорошую проходимость.

Броня трофейных танков легко пробивается орудиями всех калибров. От 37-мм ПТО разрушения производятся незначительные и танки подлежат восстановлению, а в остальных случаях попадания снарядов средних и больших калибров производят значительные разрушения вплоть до полного вывода танка из строя. От попадания снаряда-ракеты из метательного аппарата и других кумулятивных снарядов танки загораются”.

Как видно из доклада подполковника Боронного, несмотря на то, что к моменту своего появления на фронте «Туран» морально устарел, он всё же не был совсем уж безнадёжен. Более того, захваченные венгерские танки более-менее успешно применялись и Красной армией: в 18-й армии был создан Отдельный армейский батальон трофейных танков, укомплектованный машинами разгромленной венгерской 2-й танковой дивизии. На вооружении этой воинской части находилось в том числе и восемь «Туранов».

Тем не менее, в течении года, от дебюта в апреле 1944-го до развязки в марте-апреле 1945-го (сражение у озера Балатон, где венгерские танковые войска закончили свой боевой путь), «Тураны» с лихвой хлебнули танкового горя.

Попробуем разобраться, что же это за танк такой – «Туран», и почему Венгрия во время Второй мировой войны, в отличие от многих других небольших стран, не удовлетворилась принятием на вооружение среднего танка иностранного производства, а в очередной раз принялась «изобретать велосипед».

Из чехословацких лёгких - в венгерские средние

Самобытное венгерское танкостроение опиралось на относительно высокоразвитую промышленность и талантливых инженеров-конструкторов вроде Миклоша Штраусслера. Тем не менее, несмотря на наличие отечественных разработок, первый серийный венгерский танк, «Толди», опирался в своей конструкции на шведскую машину L-60 .

Прототип шведского среднего танка Lago

Таким образом, в 1940 году, когда у венгров появилась потребность в среднем танке (а попытки получить немецкие машины оказались неудачными – Вторая мировая была в разгаре, и промышленные мощности Германии работали, в первую очередь, на нужды своей армии), они уже имели успешный опыт работы по организации производства танка на шведской базе. Вполне понятно, что одним из образцов, которые венгры рассматривали как основу для своего среднего танка, стала ещё одна шведская машина – танк Lago . Многие его узлы и агрегаты были унифицированы с уже освоенным в слегка модифицированном виде венгерской промышленностью L-60, что для быстрой организации производства было большим плюсом.

Ещё один вариант, который рассматривался венграми - итальянский танк M11/39. Доводом в пользу этого танка могло быть то, что значительную часть венгерского парка бронетанковой техники составляли итальянские же танкетки CV 3/33 и CV 3/35.

Однако на этот раз венгры взяли за образец детище чехословацкой танковой промышленности. В контексте чехословацко-венгерских отношений такой выбор мог показаться странным – отношения между странами были натянутыми. Венгрия считала Чехословакию неполноценным, искусственным государственным образованием и не теряла надежды вернуть утраченные северные земли. Однако в связи с известными мюнхенскими событиями Чехословакия в два этапа исчезла с карты Европы.

Венгрия частично утолила свои реваншистские амбиции, присоединив заселённый преимущественно мадьярами юг Словакии и Закарпатье. А в поле зрения венгерских танкостроителей попали два опытных чехословацких танка, Praga V-8-H (он же ST vz. 39) и Škoda Š-II-c (он же T-21), которые они отнесли к разряду «средних». Второму из них, работы по которому были почти завершены (начались ходовые испытания), и суждено было стать «прародителем» венгерских средних танков периода Второй мировой войны.

Венгерские военные и инженеры Института военной техники сошлись во мнении, что Т-21 является оптимальным выбором. Если с итальянским образцом были определённые проблемы со стороны поставщика, то в чём было преимущество чехословацкого танка перед шведской машиной – до конца не ясно. Существует мнение, что венгры посчитали его более простым в производстве.

Вполне возможно, что у венгров были и другие мотивы такого выбора – но с тем, что танк был действительно прост, спорить сложно. Т-21 был экспортным вариантом массового чехословацкого легкого танка LT vz.35 , который вермахт после захвата Чехословакии с удовольствием принял на вооружение. Простая подвеска на четырёх тележках была перенята у «Виккерса шеститонного» (вспомним, как подполковник Боронный в своём докладе про «Туран» писал: «ходовая часть по типу Т-26» - ещё одного массового «потомка» британского танка). Следует добавить, что зубцы и обода на ведущем и направляющем колёсах чехословацкого танка существенно уменьшали вероятность соскока гусеницы при резких поворотах и преодолении склонов, чем «грешили» советские Т-26. Ещё одним отличием чехословацкой подвески от советского аналога было наличие дополнительного катка между передней тележкой и направляющим колесом, который помогал преодолевать вертикальные препятствия.

Корпус Т-21 тоже был прост в производстве. Бронелисты толщиной от 8 до 25 мм крепились посредством уголков и заклёпок на стальном каркасе – что не внушало особых надежд с точки зрения снарядостойкости, но было гораздо проще сварки и литья. Существенным усовершенствованием по сравнению с LT vz.35 были сервоприводы управления – подполковник Боронный как раз и писал о лёгкости управления унаследовавшими их «Туранами». Вооружение у Т-21 и LT vz.35 было одинаковым – 37-мм пушка и два 7,92-мм пулемёта. Разными были формы башен – у Т-21 она была восьмиугольной, с вращающейся командирской башенкой. Что касается двигателя, по разным источникам на Т-21 устанавливался либо 120 (как у LT vz.35), либо более мощный 240-сильный двигатель. Трансмиссия в носовой части корпуса машины состояла из 12-ступенчатой коробки передач с пневматическими сервоприводами и бортовых фрикционов. Экипаж Т-21 состоял из трёх человек.


Средний танк Т-21 во дворе завода Skoda. На машине установлено чехословацкое вооружение: 47-мм пушка vz.38 и два 7,92-мм пулемета ZB vz.37. Крыша МТО демонтирована
fotowow.io.ua

Немцы, которые с марта 1939 года заправляли на чехословацких заводах, обкатали Т-21 на полигоне в Куммерсдорфе, но на них танк не произвёл большого впечатления в силу устарелости конструкции, и они без лишних вопросов согласились передать Т-21 венграм. Самих немцев больше заинтересовал LT vz.38. Хотя венгры проявили интерес к Т-21 ещё в октябре 1939 года, до зимы танк испытывался в Румынии – там его тоже оценили и собирались принимать на вооружение как танк R-3. У румын, впрочем, что называется, «не срослось» - заключив контракт с фирмой Skoda Werke на производство 216 танков, они остались ни с чем - Германии самой были необходимы производственные мощности захваченных чешских предприятий.

Затем начались бюрократические проволочки – переговоры о поставке Т-21 венграм пришлось вести и со Skoda Werke, и с вермахтом, в распоряжении которого находился танк. В итоге в Будапешт его отправили только 3 июня 1940 года. Венгры устроили его испытания, в ходе которых танк без поломок прошёл 800 километров (это уже после заводских, вермахтовских и румынских пробегов), и 7 августа был подписан лицензионный контракт. Для производства была выбрана усовершенствованная версия чехословацкого танка, которая называлась Т-22.

Но история самого Т-21 на этом не заканчивается – став «прародителем» венгерского среднего танка, он отправился выводить из тупика итальянскую танковую промышленность. Столкновения в североафриканской пустыне самых современных танков Муссолини M11/39 с британскими «крусейдерами» показали полную их несостоятельность. Изношенный Т-21 прошёл сравнительные испытания с трофейным французским Somua S35 и новыми итальянскими М13/40 и M14/41 и показал лучшую управляемость при примерно равных прочих характеристиках. Единственным серьёзным недостатком, с точки зрения итальянцев, стало недостаточное охлаждение силовой установки.

Производство и модификации

Туран – степной регион за Каспийским морем, который был древней прародиной мадьяр до их миграции в Европу. Приняв на вооружение новую машину 3 сентября 1940 года под обозначением 40М, венгры позже добавили к нему это романтичное название. Заказ на производство 230 «Туранов» был получен четырьмя венгерскими заводами 19 сентября 1940 года, но задержки с поставками документации фирмой Skoda Werke привели к тому, что реально производство началось лишь весной 1941-го. Первый прототип венгерской постройки из неброневой стали был закончен только в июле – к этому моменту ещё не появившиеся серийно «Тураны» как средние танки уже можно было считать устаревшими. Только в апреле 1942 года серийные 40М вышли из ворот завода «Манфред Вейсс», а в мае они поступили в войска. Первое же боевое столкновение с участием венгерских танков произошло, как мы помним, в апреле 1944 года – в это время на Восточном фронте типичными средними танками были уже «Пантеры» и Т-34–85.

Что же могли им противопоставить 40М, известные также как «Туран I» или «Туран 40»?

Под руководством инженер-фирмы «Манфред Вейсс» в конструкцию Т-22 были внесены следующие изменения. Во-первых, было усилено бронирование – лоб башни и корпуса до 50 мм, борта и корма – до 25 мм, крыша – до 15 мм. На танк массой в 18,2 тонны установили венгерский 8-цилиндровый V-образный двигатель мощностью в 235 л.с. Запас топлива в 265 литров обеспечивал дальность хода до 165 километров. 6-скоростная планетарная коробка передач и планетарный механизм поворота управлялись с помощью пневматического сервопривода, который дублировался на случай поломки механическим. Достаточная энерговооружённость в совокупности с удобными и не требующими больших физических усилий органами управления придавали «Турану» неплохую подвижность и манёвренность. Скорость танка на твёрдом грунте составляла 47 км/ч. В целом по защищённости и манёвренности машина вполне соответствовала реалиям 1941–42 годов. Немецкие PzKpfw III и IV по этим параметрам были вполне сопоставимы с «венгром».

Но вот с основным вооружением всё было гораздо хуже. Вместо чехословацкой 37-мм пушки А3 на «Туран» установили более мощную 40-мм венгерскую 41М 40/51. По табличным данным бронепробиваемость этого орудия при угле встречи 30° бронебойным снарядом с дистанции 300 метров составляла 42 мм, с 500 метров - 36 мм, с 1000 метров - не более 30 мм. К моменту контрнаступления 2-й венгерской танковой дивизии у Коломыи такое вооружение среднего танка с известной долей условности можно было считать символическим. Скорострельность орудия составляла 12 выстрелов в минуту, боекомплект включал 101 бронебойный и осколочный снаряд. Чехословацкие пулемёты ZB vz.35\37 на «Туране» заменили на 8-мм 34/40AM Gebauer с боекомплектом в 3000 патронов. Экипаж танка состоял из пяти человек.


Экипаж венгерского среднего танка 40М Turan I, стоящий рядом со своей машиной на Восточном фронте
waralbum.ru

Командирская модификация танка с дополнительной радиостанцией, визуально отличающаяся от линейного танка штыревой антенной на кормовом бронелисте башни, получила название «Туран» R.K.

Венгры, столкнувшиеся с советскими танками на Восточном фронте, прекрасно понимали, что их средний танк устарел, ещё не сойдя с конвейера. Как мы помним, первые серийные «Тураны» начали поступать в войска только с мая 1942 года – а за год до этого, в мае 1941-го, уже рассматривался вариант перевооружения танка короткоствольной 75-мм пушкой 41М с боекомплектом из 52 снарядов. Внешне танк отличался более высокой башней и достаточно оригинальным бронированием противооткатных устройств на маске орудия.

Новый танк «потяжелел» до 19,2 тонн, что несколько уменьшило его скорость и запас хода.


Два венгерских средних танка 41M Туран II, брошенных на железнодорожной платформе недалеко от Вены
waralbum.ru

В мае 42-го (практически одновременно с поступлением в войска танков предыдущей модификации) был одобрен проект новых танков 41М (или «Туран II», «Туран 75»). Серийное же их производство было налажено только в 1943-м, когда и этот танк уже успел устареть. Его командирская модификация отличалась тем, что в ней устанавливались целых три радиостанции (R/4T, R/5a и немецкая FuG 16), антенны которых размещались на правой стороне башни. Вооружён такой танк был только курсовым пулемётом – в башне ни пулемёта, ни орудия не было, а вместо последнего устанавливалась деревянная имитация.


Командирский «Туран II». Характерным внешним отличием этой машины от линейного танка было наличие трёх радиоантенн на башне. Из вооружения сохранён лишь курсовой пулемёт; башенный пулемёт и пушка отсутствуют (вместо орудия установлена его деревянная имитация)
fotowow.io.ua

В 1944 году на «Тураны» стали навешивать комплект противокумулятивных экранов.


Боец Красной армии осматривает трофейный танк «Туран II», оборудованный сетчатыми экранами. 1944 год
fotowow.io.ua

Дальнейшие эксперименты по усилению вооружения танка и его бронирования привели к созданию на базе серийного танка прототипа, вооружённого длинноствольной 75-мм пушкой в декабре 1943 года. Усиленное до 75 мм в лобовой проекции бронирование, новая башня со скошенным передним бронелистом и командирской башенкой, противокумулятивные экраны и новое орудие увеличили массу 43М «Туран III» до 23 тонн. Значительно снизившаяся удельная мощность должна была существенно повлиять на ходовые качества машины, но информации об испытаниях машины не сохранилось. Советское наступление на территорию Венгрии и массовые бомбардировки промышленных районов положили конец непродолжительной истории развития «Турана». К лету 1944 года выпуск бронетанкового вооружения в Венгрии прекратился.

Что касается общего числа произведённых венграми средних танков, разными источниками оно оценивается в интервале от 424 до 459 танков, из них 139 машин было выпущено в модификациях 41М/43М («Туран II»).

Говоря о модификациях самого «Турана», следует упомянуть и о машинах на его базе. В январе 1943 года на вооружение было принято штурмовое орудие «Зриньи II» - вероятно, лучший образец венгерской бронетехники периода Второй мировой войны. Боевая машина с низким профилем и удовлетворительным бронированием (лобовой лист рубки – 75 мм) вооружалась 105-мм пехотной гаубицей с горизонтальными углами наводки +/-11 градусов и максимальным углом возвышения до 25 градусов. Боекомплект составлял 52 выстрела раздельного заряжания. Таких самоходок венгры успели выпустить 66 штук. «Доклад об использовании трофейной техники в условиях горно-лесистой местности», который упоминался в начале статьи, не обошёл вниманием и эту машину:

«СУ „Зриньи“ имеет на вооружении 105-мм гаубицу. Боевое отделение закрытое, по габаритам - малое. Машина быстроходная, чем обеспечивается малая уязвимость в бою ».

Как штурмовые орудия «Зриньи II» вполне годились для поддержки пехоты, но как противотанковое средство в 1944 году они были уже малоэффективны.

Для этих целей под наименованием «Зриньи I» венгры разрабатывали на базе «Турана» 75-мм самоходное противотанковое орудие, вооружённое лицензионной версией немецкой пушки KwK 40. Выпуск этой машины ограничился одним прототипом по причине того, что наладить серийное производство орудия венгры так и не смогли. Впрочем, в некоторых источниках утверждается, что 4 серийных ПТ-САУ они всё же успели выпустить.

Путешественник во времени

Созданный на основе чехословацкого танка середины 1930-х годов, «Туран» к моменту появления на полях сражений Второй мировой превратился в своеобразного «гостя из прошлого». Если бы его подготовка к серийному производству не задержалась и венгерское командование не тянуло бы до последнего с его боевым применением, например, в 1941 году «Туран» стал бы грозным противником для советских Т-26, БТ-5, БТ-7 и Т-60. Но в апреле 1944-го он выглядел как наглядная иллюстрация к энциклопедической статье «Анахронизм». Полноценное разделение функций членов экипажа, хорошие средства связи, качественные немецкие приборы наблюдения, удобное управление, несомненно, были его плюсами – но из трёх главных для танка параметров (защищённость, вооружённость и манёвренность) только последний на заключительном этапе войны соответствовал объективным требованиям.


Танк «Туран II» с пехотинцами на броне буксирует грузовик

Попытки перенять немецкий опыт по перевооружению средних танков венгры предпринимали с изрядным опозданием – к тому моменту, когда в войска начали поступать танки «Туран II» с короткоствольными 75-мм орудиями, немцы уже перевооружали свои PzKpfw IV с таких коротких пушек на длинноствольные противотанковые. В итоге даже грамотные действия венгерских танкистов на морально устаревшей технике не приносили ощутимого результата. Летом 1944 года, например, 1-я венгерская кавалерийская дивизия, имевшая на вооружении танки «Туран», в составе группы армий «Центр» сдерживала наступление РККА в восточной Польше. Действия дивизии получили высочайшую оценку со стороны германского командования, но, потеряв все танки, она была выведена в тыл. При обороне Будапешта и в Балатонской операции венгерские танковые войска (1-я, 2-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии) прекратили своё существование, как и подавляющее большинство танков «Туран» в их составе.

Средний танк «Туран»

В начале 1940 года венгерские специалисты заинтересовались опытным средним танком ГЬ2с (Т-21) чехословацкой фирмы Jlkoda. Последний представлял собой развитие известного легкого танка той же фирмы 1Ъ2а (LT-35), с которым венгры смогли познакомиться в марте 1939 года. В пользу Т-21 высказались специалисты Института военной техники, они сочли его лучшим средним танком.из всех реально доступных. Немцев эта машина совершенно не привлекала, и они не возражали против передачи ее венграм. 3 июня 1940 года Т-21 был отправлен в Будапешт, а 10 июня прибыл на Центральный испытательный полигон Хонведшега в Хаймашкери. После испытаний, в ходе которых Т-21 прошел без поломок 800 км, 7 августа 1940 года стороны подписали лицензионный контракт. 3 сентября машину приняли на вооружение венгерской армии под названием «Туран» (Turan). Туран - мифологическая прародина мадьяр, находившаяся в Средней Азии, откуда в VI веке они начали свое переселение в Европу. Вскоре танк получил армейский индекс 40М.

Средний танк Т-21

В ходе подготовки к серийному производству первоначальная чешская конструкция подверглась некоторой модернизации и изменениям. Были установлены венгерские пушка и двигатель, усилено бронирование, заменены приборы наблюдения и средства связи. Эта работа проводилась под руководством конструктора фирмы Manfred Weiss инженера Яноша Корбуля. Первый заказ на 230

боевых машин, выданный министерством обороны 19 сентября 1940 года, поделили между четырьмя фирмами: Manfred Weiss (70 единиц), Magyar Vagon (70), MAVAG (40) и Ganz (50). Впрочем, от выдачи заказа до его реального выполнения было еще далеко. Началу производства мешало отсутствие полного комплекта технической документации, так как последние чертежи с фирмы Jlkoda были получены только в марте 1941 года. Затянулось и выполнение чертежей по модернизации. В результате первый прототип «Турана», изготовленный из неброневой стали, покинул заводской цех лишь 8 июля. В войска же новые танки начали поступать лишь в мае 1942 года. Всего было выпущено 285 танков 40М «Туран 40», в отечественной литературе они иногда обозначаются как «Туран I».

Компоновка и конструкция корпуса и башни, собиравшихся с помощью клепки на каркасе из уголков, в основном соответствовали чешскому прототипу. Толщина катаных броневых листов лобовой части корпуса и башни составляла 50 - 60 мм, бортов и кормы - 25 мм, крыши и днища - 8 - 25 мм.

Средний танк Т-21 во дворе завода Skoda. На машине установлено чехословацкое вооружение: 47-мм пушка vz.38 и два 7,92-ми пулемета ZB vz.37. Крыша МТО демонтирована

40-мм орудие 41М 40/51 было разработано фирмой MAVAG на основе 37-мм пушки 37М, предназначавшейся для танка V-4, противотанковой пушки того же калибра и «шкодовской» 37-мм пушки А7. Один 8-мм пулемет 34/40АМ Gebauer устанавливался в башне в шаровой установке, другой - в лобовом листе корпуса слева вместе с оптическим прицелом, защищенным, как и стволы обоих пулеметов, массивным броневым кожухом. Боекомплект пушки включал 101 выстрел, а пулеметов - 3000 патронов.

Turan I

Танк оснащался шестью перископическими приборами наблюдения и смотровой щелью с триплексом в лобовом листе корпуса напротив места механика-водителя. Рядом с местом стрелка-радиста устанавливалась радиостанция R/5a.

8-цилиндровый карбюраторный V-об-разный двигатель Manfred Weiss-Z мощностью 265 л.с. при 2200 об/мин позволял танку массой 18,2 т разгоняться до максимальной скорости 47 км/ч. Емкость топливных баков - 265 л, запас хода - 165 км.

Средний танк «Туран I» во время переправы. 2-я танковая дивизия. Польша, 1944 год

Трансмиссия «Турана» состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной коробки передач, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с помощью пневматического сервопривода. Предусматривался и дублирующий механический привод.

Следует отметить, что, имея удельную мощность 14,5 л.с./т, «Туран» обладал неплохой подвижностью и маневренностью. Они обеспечивались, помимо всего прочего, удобными и не требующими больших физических усилий органами управления.

Turan I с броневыми экранами

Продольный разрез

Поперечный разрез

Компоновка танка «Туран I»: 1 - установка курсового пулемета и оптического прицела; 2 - приборы наблюдения; 3 - топливный бак; 4 - двигатель; 5 - коробка передач; 6 - механизм поворота; 7 - рычаг механического (дублирующего) привода механизма поворота; 8 - рычаг переключения передач; 9 - пневмоцилиндр системы управления танком; 10 - рычаг привода механизма поворота с пневмоусилителем; 11 - амбразура пулемета; 12 - смотровой люк механика-водителя; 13 - педаль акселератора; 14 - педаль тормоза; 15 - педаль главного фрикциона; 16 - механизм поворота башни; 17 - амбразура пушки

Ходовая часть была в целом подобна ходовой части легкого чехословацкого танка LT-35 и применительно к одному борту состояла из восьми обрезинен-ных сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно и собранных в две тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков. Конструкция ходовой части обеспечивала танку мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний.

Кроме линейного танка, был одновременно разработан и командирский вариант «Туран РК», предназначенный для командиров рот, батальонов и полков. На этой машине имелась не только штатная радиостанция R/5a, но и радиостанция R/4T, антенна которой крепилась на кормовом листе башни.

В мае 1941 года, то есть еще до поступления новых танков в войска, венгерский генеральный штаб поставил вопрос о модернизации «Турана» с целью изменения его вооружения, судя по всему, под впечатлением от немецкого танка Pz.IV. На машине, получившей обозначение 41М «Туран 75» («Туран II»), установили 75-мм пушку 41М с длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. Башню пришлось переделать, увеличив ее высоту на 45 мм и изменив форму и размеры неподвижной командирской башенки. Боекомплект сократился до 52 артвыстре-лов. Остальные узлы и агрегаты танка изменениям не подверглись. Масса машины возросла до 19,2 т, немного снизились скорость и запас хода. В мае 1942 года «Туран II» приняли на вооружение, в 1943-м запустили в серийное производство; до июня 1944-го было выпущено 139 единиц.

«Туран I» из состава 2-й танковой дивизии. Восточный фронт, апрель 1944 года

Командирский «Туран II». Характерным внешним отличием этой машины от линейного танка было наличие трех радиоантенн на башне. Из вооружения сохранен лишь курсовой пулемет; башенный пулемет и пушка отсутствуют (вместо орудия установлена его деревянная имитация)

Наряду с линейными танками выпускались и командирские машины 43М «Туран II». Вооружение их состояло только из одного 8-мм пулемета в лобовом листе корпуса. Башенный пулемет и пушка отсутствовали, причем вместо последней устанавливалась деревянная имитация. В башне размещались три радиостанции - R/4T, R/5a и немецкая FuG 16.

Поскольку короткоствольная пушка не годилась для борьбы с танками, Институту военной техники поручили проработать вопрос о вооружении «Турана» длинноствольной 75-мм пушкой 43М. Параллельно планировалось увеличить толщину лобовой брони корпуса до 80 мм. Масса при этом должна была вырасти до 23 т.

В декабре 1943 года был изготовлен образец танка 44М «Туран III», но серийный выпуск развернуть не удалось из-за отсутствия достаточного количества орудий.

В 1944 году на «тураны», по примеру немецких танков Pz.NI и Pz.IV, стали навешивать экраны, предохранявшие от кумулятивных снарядов. Комплект таких экранов для «Турана» весил 635 кг.

Как уже упоминалось, в войска «тураны» начали поступать в мае 1942 года, когда первые 12 машин прибыли в танковую школу в Эстергоме. На 30 октября 1943 года Хонведшег располагал 242 танками этого типа. Полнее всех был укомплектован 3-й танковый полк 2-й

танковой дивизии - в нем насчитывалось 120 машин, а в 1-м танковом полку 1-й танковой дивизии - 61 «Туран 40», еще 56 единиц находилось в составе 1-й кавалерийской дивизии. Кроме того, два «турана» имелось в 1-й роте самоходных орудий и три использовались в качестве учебных.

Танки «Туран 75» стали поступать в венгерские войска в мае 1943 года; к концу августа их было уже 49, а к марту 1944-го - 107.

На фото вверху - массивная броне-маска противооткатных устройств 75-мм пушки.
В центре - автономная установка курсового пулемета, ствол которого закрыт броневым кожухом. Хорошо видны пулестойкие головки болтов. На бортах башни этого танка, помимо экранов, размещены траки гусениц.
Внизу - броневые кожухи прицела и курсового пулемета

В апреле того же года 2-я танковая дивизия была отправлена на фронт, имея в своем составе 120 «Туран 40» и 55 «Туран 75». Боевое крещение венгерские средние танки приняли 17 апреля, когда дивизия контратаковала наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесис-той и гористой местности не увенчалась успехом. К 26 апреля продвижение венгерских войск было остановлено. При этом потери составили 30 танков. В августе - сентябре дивизия участвовала в боях у Станислава (ныне Ивано-Франковск), понесла большие потери, и ее вывели в тыл.

1-я кавалерийская дивизия летом 1944 года принимала участие в тяжелых боях в восточной Польше, отступая к Варшаве. Потеряв все свои танки, она была в сентябре выведена в Венгрию.

С сентября 1944 года 124 «турана» 1-й танковой дивизии воевали в Тран-сильвании. В декабре бои шли уже в Венгрии, близ Дебрецена и Ньиредьха-зы. Кроме 1-й, в них участвовали и обе другие упомянутые дивизии. 30 октября начались бои за Будапешт, длившиеся четыре месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от столицы. В результате жестоких боев у озера Балатон в марте - апреле 1945 года венгерские танковые войска прекратили свое существование. Тогда же были уничтожены или захвачены Красной Армией и последние «тураны».

«Туран II» с сетчатыми экранами, изготовленными по образцу немецких «типа Тома»

Боец Красной Армии осматривает трофейный танк «Туран II», оборудованный сетчатыми экранами. 1944 год

Как уже говорилось, венгерский средний танк создавался на основе чехословацкой конструкции середины 1930-х годов. Не затянись так подготовка к его серийному производству и успей его выпуск к 1941 году - «Туран» мог бы стать грозным противником для советских БТ и Т-26. Но в апреле 1944-го эта угловатая клепаная машина была уже полным анахронизмом. Следует отметить, что венгры перенимали немецкий опыт с существенным опозданием: «Туран II» получил короткоствольную 75-мм пушку по аналогии с Pz.IV. в то время, когда немецкие танки уже перевооружались длинноствольными орудиями.

В 1942 году, опять-таки с учетом немецкого опыта, венгры решили создать свое штурмовое орудие. Единственной подходящей базой для него был «Туран», ширину корпуса которого увеличили на 450 мм. В 75-мм лобовом листе низкопрофильной клепаной броневой рубки в рамке установили переделанную 105-мм пехотную гаубицу 40М фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра. Горизонтальные углы наведения гаубицы ±11°, угол возвышения - +25°. Боекомплект САУ состоял из 52 выстрелов раздельного заряжания. Пулемета машина не имела. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как у базового танка. Боевая масса составляла 21,6 т. Экипаж состоял из четырех человек. Эту наиболее удачную венгерскую бронированную боевую машину периода Второй мировой войны, получившую обозначение 40/43М «Зриньи 105» («Зриньи II»), названную в честь национального героя Венгрии Миклоша Зриньи, приняли на вооружение в январе 1943 года и выпустили в незначительном количестве - всего 66 единиц.

С 1 октября 1943 года в венгерской армии начали формироваться батальоны штурмовой артиллерии по 30 САУ в каждом, на вооружение которых наряду с боевыми машинами немецкого производства стали поступать и штурмовые орудия «Зриньи». К 1945 году все оставшиеся САУ этого типа находились в составе 20-го Эгерского и 24-го Кошицкого батальонов. Последние части, вооруженные этими самоходками, капитулировали на территории Чехословакии.

Zrinyi I

Zrinyi II

Вооруженная 105-мм гаубицей САУ «Зриньи» была мощным штурмовым орудием

Батарея самоходных орудий «Зриньи II» во время тактических занятий. 1943 год

«Зриньи» являлись типичными штурмовыми орудиями. Они успешно сопровождали атакующую пехоту огнем и маневром, но бороться с советскими танками в 1944 году уже не могли. В подобной ситуации немцы перевооружили свои StuG III длинноствольными пушками, превратив их в истребители танков. Венграм же с их более отсталой экономикой такое мероприятие оказалось не по силам.

До наших дней сохранилось только две боевые машины из семейства венгерских средних танков. «Туран 75» (номер 2Н423) и «Зриньи 105» (номер ЗН022) можно увидеть в экспозиции музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.

Немцы однако ж лицензию им продавать отказались но предложили воспользоваться разработками Шкоды и взять за основу недоработанный чешский образец S-II-c, более известный у нас как Т-21.

В начале июня 1940 года танк прибыл в Будапешт. На ходовых испытаниях Š-II-c продемонстрировал отличные результаты: при массе в 16,5 тонн он развил на твердом дорожном покрытии максимальную скорость до 50 км/ч. С проходимостью проблем так же не было, но венгры, почему-то не удовлетворившись этими качествами, отправили танки для доработки на фирму Manfred Weiss.

Фирме было рекомендовано довести лобовое бронирование до 35 мм, в соответствии с германскими взглядами на тактику применения танков, служившими в то время образцом для венгров, увеличить число членов экипажа в башне с двух до трёх и установить командирскую башенку, а также внести ряд мелких изменений. Вместо чехословацкой 47-мм пушки уже на испытаниях была установлена венгерская 40-мм 41.M. Кроме того, венгерскими образцами было решено заменить пулемёты и двигатель танка.
В общей сложности в конструкцию танка было внесено более 200 различных изменений, и 28 ноября 1940 года модифицированный танк был принят на вооружение Венгерской армии под обозначением 40.M. Танк получил также имя собственное - «Туран», в честь исторической прародины венгров, которые некогда жили на территории современного Казахстана.

Первый прототип среднего венгерского танка, правда, изготовленный из неброневой стали, был готов в августе 1941 года, а два месяца спустя началось его серийное производство. В войска же Тураны начали поступать с мая 1942 года.
Туран имел противоснарядное дифференцированное бронирование. Броневой корпус и башня Турана собирались из катаных листов и плит гомогенной броневой стали, на каркасе с помощью болтов и заклёпок. Все плиты вертикального бронирования Турана устанавливались отвесно или с незначительными углами наклона к вертикали, толщина вертикальной брони лба корпуса и башни составляла, по разным данным, от 50 до 60 мм; бортов и кормы - 25 мм. Толщина бронелистов днища составляла 14 мм, а толщина крыши корпуса и башни в разных частях варьировалась от 8 до 25 мм. С 1944 года Тураны начали оснащаться комплектом 8-мм бортовых противокумулятивных экранов по образцу германских, но до конца боевых действий все танки оборудовать ими не успели.
Восьмицилиндровый карбюраторный V-образный двигатель Manfred Weiss-Z мощностью 265 л.с. при 2200 об/мин позволял танку массой 18,2 тонн разгоняться до максимальной скорости 47 км/ч. Емкость топливных баков составлял 265 литров, запас хода - 165 км.
Трансмиссия Турана состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной (3+3) коробки передач, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с помощью пневматического сервопривода. Имелся и дублирующий механический привод.
Ходовая часть была в целом подобна ходовой части легкого чехословацкого танка LT-35 и состояла из восьми обрезиненных сдвоенных опорных катков с каждого борта. Катки были попарно сблокированы в две тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков. Конструкция ходовой части обеспечивала танку мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний.
Основным вооружением Туран была 40-мм пушка. Эта 40-мм полуавтоматическая пушка 41.M 40/51 была разработана фирмой MAVAG на основе 37-мм противотанковых пушек − германской PaK 35/36 и чехословацкой A7 − и имела длину ствола в 51 калибр. Начальная скорость её бронебойного снаряда составляла 800 м/с, а масса осколочного снаряда − 0,96 кг. Пушка имела скорострельность 12 выстрелов в минуту.
Размещалось орудие в лобовой части башни на цапфах в установке, позволявшей осуществлять вертикальную наводку в пределах от −10 до +25°. Наведение на цель производилось при помощи телескопического прицела. Наводчик располагал оптическим дальномером. Боекомплект пушки составлял 101 унитарный выстрел с бронебойными и осколочными снарядами. Пушка могла использовать также боеприпасы от чешского Бофорса.
Вспомогательным же вооружением Туран

а были два 8-миллиметровых пулемёта 34/40AM Гебауэр.
Средством наблюдения за местностью в боевых условиях экипажу Турана служили поворотные перископические призменные смотровые приборы. По одному прибору имели механик-водитель, стрелок-радист, наводчик и заряжающий, а командир танка имел командирскую башенку с двумя смотровыми приборами. Механик-водитель, помимо этого, имел смотровую щель с защитным триплексным стеклом в верхнем лобовом листе корпуса.
Уже летом 1941 года стало очевидно, что что 40-мм пушка не в силах бороться со средними и тяжёлыми советскими танками
и
. Даже старенький
оказался этой пушчёнке не по зубам. Да и с поражением пехоты дела у этого орудия обстояли ничуть не лучше - слабый осколочно-фугасный снаряд не мог причинить никакого вреда полевой фортификации. Поэтому венгры решили, оставив бронирование без изменений, переоснастить Туран более мощным орудием 75-мм калибра. Наиболее подходящим вариантом оказалось австрийская 75-мм горная пушка с длинной ствола в 25 калибров. Её снаряд позволял бороться с лёгкими полевыми укреплениями, а само орудие имело весьма небольшой откат, что было важно при очень тесной башне, в которую, венграм так и не удалось впихнуть немецкую KwK 37, имевшую сходные характеристики.
Производство улучшенного танка начали только в 1943 году, а из заказанных 322 экземпляров было изготовлено всего 139. 15 танков из этой серии оснащались дополнительной радиостанцией FuG16 или R-4T, а некоторые экземпляры имели бронированные бортовые противокумулятивные экраны. Танки этой модификации получили полное официальное название 41M Turan 75 rovid, но в современных изданиях их чаще всего именуют как Туран II.

Туран II

До весны 1944 года танки Туран ни первой, ни второй модификации на фронте не появлялись. Впер

вые они были применены в составе 2-й венгерской танковой дивизии, которая вступила в бой 17 апреля 1944 года, контратаковав наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесистой и гористой местности не увенчалась успехом, и к 26 апреля венгерский контрудар был успешно отражён. При этом потери венгров составили 30 танков. В сентябре дивизия участвовала в боях у Торды, понесла большие потери и была выведена в тыл. Другим соединением, оснащённым Туранами, была 1-я кавалерийская дивизия. В летних боях в Галиции она потеряла все свои танки и в сентябре возвратилась на родину. 1-я танковая дивизия, также оснащённая Туранами, вступила в бой с нашими войсками уже в сентябре на территории Трансильвании, отнятой венграми у Румынии по Венскому арбитражу в 1940 году.
30 октября начались бои за Будапешт, длившиеся четыре месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от него. В жестоких боях у озера Балатон в марте-апреле 1945 года венгерские танковые войска перестали существовать. Тогда же были уничтожены или захвачены Советской Армией и последние
Тураны. Один из них до сих пор стоит в Кубинке. Он представляет собой довольно редкий экземпляр модификации Туран II, имеющей бортовые и башенные противокумулятивные экраны.

Туран II в Кубинке

Смотрите также:

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Любителям переписывать историю стоит ознакомиться с сухими цифрами краткого описания венгерской армии и её действий во Вторую мировую. Которая практически в полном составе до последнего дня воевала с антигитлеровской коалицией.

Основной целью внешней политики Венгрии являлось возвращение территорий, потерянных после Первой мировой войны. В 1939 г. Венгрия приступила к реформированию своих Вооруженных сил («Хонведшег» - Honvédség). Бригады были развернуты в армейские корпуса, созданы механизированный корпус и военно-воздушные силы, запрещенные Трианонским договором 1920 г.

В августе 1940 г. в соответствии с решением Венского арбитража Румыния вернула Венгрии Северную Трансильванию. Восточная венгерская граница прошла по стратегически важному рубежу - Карпатам. Венгрия сосредоточила на ней 9-й («Карпатский») корпус.

11 апреля 1941 г. венгерские войска оккупировали ряд районов северной Югославии. Таким образом Венгрия возвратила часть своих утраченных в 1918 - 1920 гг. территорий, но стала полностью зависимой от поддержки Германии. Венгерская армия почти не встретила сопротивления со стороны югославских войск (кроме налета 8 апреля югославской авиации на германские военные базы в Венгрии) и заняла главный город югославского левобережья Дуная г. Нови-Сад., где произошли массовые еврейские погромы.

Вооруженные силы Венгрии к середине 1941 г. насчитывали 216 тысяч человек. Ими руководил глава государства с помощью верховного военного совета, генерального штаба и военного министерства.

Военный парад в Будапеште.

Сухопутные войска имели три полевые армии по три армейских корпуса каждая (страна была разделена на девять округов по зонам ответственности армейских корпусов) и отдельный подвижной корпус. Армейский корпус по штату состоял из трех пехотных бригад (Dandar), кавалерийского эскадрона, гаубичной батареи на механизированной тяге, зенитно-артиллерийского дивизиона, звена разведывательных самолетов, саперного батальона, батальона связи и подразделений тыла.

Пехотная бригада, созданная по образцу итальянской двухполковой дивизии, по штату мирного времени имела в своем составе один пехотный полк первой очереди и один резервный пехотный полк (оба трехбатальонного состава), два дивизиона полевой артиллерии (24 орудия), конный отряд, роты противовоздушной обороны и связи, 139 ручных и станковых пулеметов. Полковые взводы и роты тяжелого оружия имели по 38 противотанковых ружей и по 40 противотанковых орудий (главным образом калибра 37 мм).

Стандартное вооружение пехоты состояло из модернизированной 8-миллиметровой винтовки Манлихера (Mannlicher) и автоматов «Солотурн» (Solothurn) и «Шварцлозе» (Schwarzlose). В 1943 г. в ходе унификации вооружений союзников Германии калибр был изменен на стандартный немецкий 7,92 мм. В ходе военных действий противотанковые орудия калибра 37 мм немецкого производства и 47 мм бельгийского производства уступили место более тяжелым немецким орудиям. Артиллерия использовала горные и полевые орудия чешского производства системы «Шкода» (Skoda), гаубицы систем «Шкода», «Бофор» (Beaufort) и «Рейнметалл» (Rheinmetall).

В составе механизированного корпуса состояли итальянские танкетки CV 3/35, венгерские бронеавтомобили системы «Чаба» (Csaba) и легкие танки системы «Толди» (Toldi).

Каждый корпус имел оснащенный грузовиками пехотный батальон (на практике велосипедный), а также противовоздушный и инженерный батальоны, батальон связи.

Кроме того, в состав венгерских Вооруженных сил входили две горнострелковые бригады и 11 пограничных бригад; многочисленные трудовые батальоны (сформированные, как правило, из представителей национальных меньшинств); небольшие подразделения лейб-гвардии, королевской гвардии и парламентской гвардии в столице страны - Будапеште.

К лету 1941 г. батальоны были укомплектованы танками примерно на 50%.

Всего в венгерских сухопутных войсках насчитывалось 27 пехотных (в большинстве кадрированных) бригад, а также две моторизованные, две пограничные егерские, две кавалерийские, одна горнострелковая бригады.

Военно-воздушные силы Венгрии насчитывали пять авиационных полков, один дивизион дальней разведки и один парашютно-десантный батальон. Численность самолетного парка венгерских ВВС составляла 536 машин, из них 363 боевых.

1-й этап войны против СССР

26 июня 1941 г. неопознанные самолеты совершили налет на венгерский город Кашша (ныне Кошице в Словакии). Венгрия объявила эти самолеты советскими. В настоящее время существует мнение, что этот налет был немецкой провокацией.

27 июня 1941 г. Венгрия объявила войну СССР. На Восточный фронт была выставлена так называемая «Карпатская группа»:

Первая горнострелковая бригада;
- восьмая пограничная бригада;
- механизированный корпус (без второй конной бригады).

Эти силы 1 июля вторглись на украинское Прикарпатье и, завязав бои с советской 12-й армией, форсировали Днестр. Венгерские войска заняли Коломыю. Затем механизированный корпус (40 тысяч человек) вступил на территорию Правобережной Украины и продолжал военные действия в составе 17-й немецкой армии. В районе Умани в результате совместных действий с германскими войсками было пленено или уничтожено 20 советских дивизий.

Венгерский солдат с противотанковым ружьем. Восточный фронт.

В октябре 1941 г. корпус после стремительного 950-километрового броска достиг Донецка, потеряв 80% техники. В ноябре корпус отозвали в Венгрию, где и расформировали.

С октября 1941 г. первую горнострелковую и восьмую пограничную бригады в украинском Прикарпатье сменили на недавно сформированные бригады сил безопасности с номерами 102, 105, 108, 121 и 124. Эти бригады включали по два резервных пехотных полка, вооруженных легким оружием, артиллерийскую батарею и эскадрон конницы (всего 6 тысяч человек).

В феврале 1942 г. немцы выдвинули 108-ю бригаду сил безопасности на передовую линию в районе Харькова, где она понесла значительные потери.

2-й этап войны против СССР

Весной 1942 г. потребность Германии в большем количестве солдат на советско-германском фронте вынудила венгров мобилизовать свою вторую армию численностью в 200 тысяч человек. В ее состав входили:

3-й корпус: 6-я бригада (22-й, 52-й пехотные полки), 7-я бригада (4-й, 35-й пехотные полки), 9-я бригада (17-й, 47-й пехотные полки);

4-й корпус: 10-я бригада (6-й, 36-й пехотные полки), 12-я бригада (18-й, 48-й пехотные полки), 13-я бригада (7-й, 37-й пехотные полки); 7-й корпус: 19-я бригада (13-й, 43-й пехотные полки), 20-я бригада (14-й, 23-й пехотные полки), 23-я бригада (21-й, 51-й пехотные полки).

Кроме того, в подчинении штаба армии находились: 1-я бронетанковая бригада (30-й танковый и 1-й мотопехотный полки, 1-й разведывательный и 51-й противотанковый батальоны), 101-й дивизион тяжелой артиллерии, 150-й моторизованный артиллерийский дивизион, 101-й моторизованный зенитный дивизион и 151-й инженерный батальон.

Каждая бригада имела артиллерийский полк и подразделения поддержки, номер которых был идентичен номеру бригады. После октября 1942 г. каждой из бригад добавили по батальону разведки, сформированному из только что созданных мобильных частей (которые объединяли конницу, мотострелков, велосипедистов и бронетанковые части). Бронетанковая бригада была сформирована весной 1942 г. из двух существовавших механизированных бригад и оснащена танками 38(t) (бывший чехословацкий LT-38), Т-III и Т-IV, а также венгерскими легкими танками «Толди», бронетранспортерами «Чаба» (Csaba) и самоходными орудиями «Нимрод» (Nimrod).

Германия предложила награждать отличившихся на Восточном фронте венгерских солдат крупными земельными наделами в России.

Под командованием генерал-полковника Густава Яни вторая армия прибыла в июне 1942 г. в район Курска и выдвинулась на передовые позиции по Дону к югу от Воронежа. Она должна была оборонять это направление на случай возможного контрнаступления советских войск. Венгерская армия в период с августа по декабрь 1942 г. вела продолжительные изматывающие бои с советскими войсками в районе Урыва и Коротояка (под Воронежем). Венграм так и не удалось ликвидировать советский плацдарм на правом берегу Дона и развить наступление на Серафимовичи. В конце декабря 1942 г. венгерская вторая армия перешла к пассивной обороне.

В этот период территория Венгрии начала подвергаться авиационным налетам. 5 и 10 сентября советская авиация дальнего действия нанесла удары по Будапешту.

Венгерские войска в донских степях. Лето 1942 г.

В начале зимы 1942 г. венгерское командование неоднократно обращалось к германскому командованию с просьбой обеспечить венгерские войска современными противотанковыми орудиями - снаряды устаревших 20-миллиметровых и 37-миллиметровых пушек не пробивали броню советских танков Т-34.

12 января 1943 г. советские войска форсировали по льду реку Дон и прорвали оборону на стыке 7-й и 12-й бригад. 1-я бронетанковая бригада, находившаяся в подчинении германского командования, была отведена назад и приказа контратаковать противника не получила. Беспорядочное отступление венгерской армии прикрывали части 3-го корпуса. Потери 2-й армии составили около 30 тысяч солдат и офицеров убитыми, причем армия потеряла почти все танки и тяжелое вооружение. В числе павших был и старший сын регента Королевства - Миклош Хорти. Оставшиеся 50 тысяч солдат и офицеров были взяты в плен. Это было самое крупное поражение венгерской армии за всю историю ее существования.

Венгерские солдаты, погибшие под Сталинградом. Зима 1942 - 1943 гг.

3-й этап войны против СССР

В марте 1943 г. адмирал Хорти, стремившийся усилить войска внутри страны, отозвал вторую армию назад, в Венгрию. Большинство запасных полков армии были передано «Мертвой армии», которая оказалась единственным объединением венгерских войск, активно сражавшимся на советско-германском фронте. Ее воинские соединения были переформированы и получили новые номера, хотя этот процесс скорее был рассчитан на немецкого союзника, чем на русских. Теперь в состав венгерской армии входили расквартированный в Белоруссии 8-й корпус (5-я, 9-я, 12-я и 23-я бригады) и остававшийся на Украине 7-й корпус (1-я, 18-я, 19-я, 21-я и 201-я бригады).

Эта армия прежде всего должна была бороться с партизанами. В 1943 г. артиллерийские и разведывательные подразделения были развернуты в батальоны. Впоследствии эти венгерские части были объединены в 8-й корпус (вскоре получивший известность на родине как «Мертвая армия»). Корпус был сформирован в Киеве, и ему поручили охрану коммуникаций от польских, советских и украинских партизан на северо-востоке Украины и в брянских лесах.

В середине 1943 г. венгры решили провести реорганизацию своих пехотных бригад по немецкому образцу: три пехотных полка, 3-4 артиллерийских дивизиона, а также инженерный и разведывательный батальоны. Регулярные пехотные полки каждого из корпусов были объединены в «смешанные дивизии», резервные полки - в «резервные дивизии»; первому корпусу были переподчинены все механизированные части, его основой стали воссозданная 1-я бронетанковая дивизия, недавно сформированная 2-я бронетанковая дивизия и 1-я кавалерийская дивизия, сформированная в 1942 г. из прежних кавалерийских бригад.

Группа пограничников 27-й легкой дивизии действовала как третий полк в течение всей кампании 1944 г. Горнострелковые и пограничные батальоны не подверглись реорганизации, но в Трансильвании были усилены 27 цеклеровскими (Szekler) батальонами милиции. Нехватка вооружения серьезно задержала эту реорганизацию, но восемь смешанных дивизий были готовы уже к концу 1943 г., а запасные дивизии - к весне 1944 г. Большинство из них были переданы «Мертвой армии», которую германское командование отказалось отправить в Венгрию и которая теперь состояла из 2-го резервного корпуса (бывшие 8-я, 5-я, 9-я, 12-я и 23-я резервные дивизии) и 7-го корпуса (18-я и 19-я резервные дивизии).

Бронетанковые дивизии дислоцировались на переднем крае советско-германского фронта. Танковые батальоны были оснащены венгерскими средними танками «Туран» (Тurаn) I и II. Боеготовность экипажей после нескольких лет войны была на высоком уровне.

Кроме того, им были добавлены восемь дивизионов штурмовых орудий. Сначала предполагалось оснастить их новыми штурмовыми орудиями системы «Зрини» (Zrinyi), но орудий хватило лишь на два батальона, остальные же были вооружены 50 немецкими «Штуг III» (StuG III). Первоначально дивизионы имели номера от 1 до 8, но позже им были присвоены номера соответствующих смешанных дивизий, к которым их, как предполагалось, должны были присоединить.

4-й этап войны против СССР

В марте - апреле 1944 г. немецкие войска вступили на территорию Венгрии, чтобы гарантировать ее дальнейшую лояльность. Венгерской армии было приказано не оказывать сопротивления.

После этого впервые была полностью проведена мобилизация. В мае 1944 г. 1-я армия (2-я бронетанковая, 7-я, 16-я, 20-я, 24-я и 25-я смешанные и 27-я легкая дивизии, 1-я и 2-я горнострелковые бригады) направлена в украинское Прикарпатье. Ей был также передан 7-й корпус «Мертвой армии», который уже вел боевые действия на этом направлении.

1-я венгерская танковая дивизия попыталась контратаковать советские танковые корпуса под Коломыей - эта попытка окончилась гибелью 38 танков «Туран» (Тurаn) и быстрым отходом 2-й бронетанковой дивизии венгров к государственной границе.

К августу 1944 г. армию усилили оставшимися регулярными дивизиями (6-й, 10-й и 13-й смешанными). Однако вскоре армии пришлось отступить на линию «Хуньяди» (Hunyadi) на севере карпатского участка границы, где она заняла оборону. Тем временем элитная 1-я кавалерийская дивизия соединилась со 2-м резервным корпусом в районе Припяти. Дивизия отличилась при отступлении к Варшаве и была удостоена права называться 1-й гусарской дивизией. Вскоре после этого весь корпус был репатриирован.

Переход Румынии на сторону СССР в августе 1944 г. обнажил южные границы Венгрии. 4 сентября венгерское правительство объявило войну Румынии. Чтобы получить новые соединения, учебные части пехотных, бронетанковой, кавалерийской дивизий и горнострелковых бригад объединили в депо-дивизии или «скифские» дивизии (Scythian). Несмотря на громкое название «дивизия», они обычно состояли не больше чем из пары батальонов и батарей артиллерии и вскоре вместе с некоторыми соединениями из состава 1-й армии были переданы во 2-ю армию (2-я бронетанковая, 25-я смешанная, 27-я легкая, 2-я, 3-я, 6-я, 7-я и 9-я «скифские» дивизии; 1-я и 2-я горнострелковые бригады, подразделения цеклеровской милиции), которая быстро выдвинулась в Восточную Трансильванию.

Вновь созданная 3-я армия (1-я бронетанковая, «скифская» кавалерийская, 20-я смешанная, 23-я резервная, 4-я, 5-я и 8-я «скифские» дивизии) перебрасывалась в Западную Трансильванию. Ей предстояло остановить румынские и советские войска, начавшие переход через южно-карпатские перевалы. 3-я армия успела создать рубеж обороны по венгеро-румынской границе. В районе Арада 7-й штурмовой артиллерийский дивизион уничтожил 67 советских танков Т-34.

Советское командование попробовало убедить командующего 1-й армией генерал-полковника Белу Миклоша фон Дальноки (Miklys von Dalnoky) выступить против немцев, но он в конце концов принял решение отступить на запад. Попавшая в безвыходное положение 2-я армия также отступила.

23 сентября 1944 г. советские войска вступили на территорию Венгрии в районе Баттоньи. 14 октября 1944 г. последовал советский ультиматум Венгрии с требованием в срок 48 часов объявить перемирие, порвать всякие отношения с Германией, начать активные военные действия против немецких войск, а также начать отвод своих войск с довоенной территории Румынии, Югославии и Чехословакии.

15 октября 1944 г. М. Хорти принял условия ультиматума, но венгерские войска не прекратили боевых действий. Немцы немедленно арестовали его и поставили во главе страны лидера ультранационалистический партии «Скрещенные стрелы» Ференца Салаши (Ferenc Szálasi), поклявшегося продолжить войну до победного конца. Венгерская армия все больше и больше переходила под контроль немецких генералов. Корпусная структура армии была разрушена, а три действующие армии усилены германскими воинскими соединениями.

Отто Скорцени (1-й справа) в Будапеште после завершения операции «Фаустпатрон». 20 октября 1944 г.

Немецкое командование согласилось на создание нескольких венгерских пехотных дивизий войск СС: 22-й добровольческой дивизии СС «Мария Терезия», 25-й «Хуньяди» (Hunyadi), 26-й «Гембес» (Gombos) и двух других (которые так и не были сформированы). За годы Второй мировой войны наибольшее количество добровольцев в войска СС дала Венгрия. В марте 1945 г. был создан XVII войсковой армейский корпус СС, названный «венгерским», так как в него вошло большинство венгерских формирований СС. Последний бой (с американскими войсками) корпуса состоялся 3 мая 1945 г.

Агитационный плакат «Вопреки всему!»

Кроме того, немцы решили оснастить современным вооружением четыре новых венгерских дивизии: «Кошут» (Kossuth), «Гёргей» (Görgey), «Петёфи» (Реtöfi) и «Клапка» (Klapka), из которых была сформирована только «Кошут». Наиболее эффективным новым воинским формированием оказалась элитная парашютно-десантная дивизия «Святой Ласло» (Szent Laszlo), созданная на базе парашютно-десантного батальона.

Состав сформированных дивизий был следующим:

«Кошут»: 101-й, 102-й, 103-й пехотные, 101-й артиллерийские полки.

«Святой Ласло»: 1-й парашютный батальон, 1-й, 2-й элитные пехотные полки, 1-й, 2-й бронетанковые полки, 1-й, 2-й разведывательные батальоны, два батальона речной охраны, зенитный дивизион.

В венгерские бронетанковые войска были переданы современные в то время германские танки и самоходные артиллерийские установки: 13 «Тигров», 5 «Пантер», 74 Т-IV и 75 истребителей танков Hetzer.

5-й этап войны против СССР

4 ноября 1944 г. советские войска подошли к Будапешту, но уже 11 ноября их наступление захлебнулось в результате ожесточенного сопротивления немецких и венгерских войск.

В конце декабря 1944 г. 1-я венгерская армия отступила в Словакию, 2-я армия была расформирована, а ее части были переданы 3-й армии, дислоцированной к югу от озера Балатон, и 6-й и 8-й немецким армиям, занимавшим позиции в Северной Венгрии.

26 декабря советские войска 2-го и 3-го Украинских фронтов завершили окружение будапештской группировки немецких и венгерских войск. Будапешт оказался отрезанным, его оборонял смешанный немецко-венгерский гарнизон, который состоял из 1-й бронетанковой, 10-й смешанной и 12-й резервной дивизий, группы штурмовой артиллерии «Билницер» (1-й бронеавтомобильный, 6-й, 8-й, 9-й и 10-й артиллерийские штурмовые дивизионы), зенитных частей и добровольцев «Железной гвардии».

2 - 26 января 1945 г. последовали контрудары немецких и венгерских войск, пытающихся деблокировать окруженную группировку в Будапеште. В частности, 18 января венгерские войска начали наступление между озерами Балатон и Веленце и 22 января заняли г. Секешфехервар.

13 февраля 1945 г. Будапешт капитулировал. Тем временем обескровленная 1-я армия отступила в Моравию, где заняла рубеж обороны, просуществовавший до конца войны.

6 марта 1945 г. венгерские и немецкие войска начали наступление в районе озера Балатон, но 15 марта советские войска его остановили.

В середине марта 1945 г., после провала немецкого контрнаступления в районе озера Балатон, остатки 3-й армии повернули на запад, причем 1-я гусарская дивизия была уничтожена под Будапештом. К 25 марта большая часть остатков 3-й венгерской армии была уничтожена в 50 километрах к западу от Будапешта. Остатки 2-й бронетанковой, 27-й легкой, 9-й и 23-й резервной дивизий, а также 7-я и 8-я «скифские» дивизии сдались американцам в Северной Австрии, в то время как остальные части (включая дивизию «Святого Ласло») сражались на австрийско-югославской границе и только в мае 1945 г. сдались британским войскам.

В период боев за Будапешт зимой 1945 г. в составе Советской армии появились венгерские формирования.

За период Второй мировой войны Венгрия потеряла убитыми около 300 тысяч военнослужащих, в плен попало 513 766 человек.

В начале 1940 года венгерские специалисты заинтересовались опытным средним танком ГЬ2с (Т-21) чехословацкой фирмы Jlkoda. Последний представлял собой развитие известного легкого танка той же фирмы 1Ъ2а (LT-35), с которым венгры смогли познакомиться в марте 1939 года. В пользу Т-21 высказались специалисты Института военной техники, они сочли его лучшим средним танком.из всех реально доступных. Немцев эта машина совершенно не привлекала, и они не возражали против передачи ее венграм. 3 июня 1940 года Т-21 был отправлен в Будапешт, а 10 июня прибыл на Центральный испытательный полигон Хонведшега в Хаймашкери. После испытаний, в ходе которых Т-21 прошел без поломок 800 км, 7 августа 1940 года стороны подписали лицензионный контракт. 3 сентября машину приняли на вооружение венгерской армии под названием «Туран» (Turan). Туран - мифологическая прародина мадьяр, находившаяся в Средней Азии, откуда в VI веке они начали свое переселение в Европу. Вскоре танк получил армейский индекс 40М.

Средний танк Т-21

В ходе подготовки к серийному производству первоначальная чешская конструкция подверглась некоторой модернизации и изменениям. Были установлены венгерские пушка и двигатель, усилено бронирование, заменены приборы наблюдения и средства связи. Эта работа проводилась под руководством конструктора фирмы Manfred Weiss инженера Яноша Корбуля. Первый заказ на 230

боевых машин, выданный министерством обороны 19 сентября 1940 года, поделили между четырьмя фирмами: Manfred Weiss (70 единиц), Magyar Vagon (70), MAVAG (40) и Ganz (50). Впрочем, от выдачи заказа до его реального выполнения было еще далеко. Началу производства мешало отсутствие полного комплекта технической документации, так как последние чертежи с фирмы Jlkoda были получены только в марте 1941 года. Затянулось и выполнение чертежей по модернизации. В результате первый прототип «Турана», изготовленный из неброневой стали, покинул заводской цех лишь 8 июля. В войска же новые танки начали поступать лишь в мае 1942 года. Всего было выпущено 285 танков 40М «Туран 40», в отечественной литературе они иногда обозначаются как «Туран I».

Компоновка и конструкция корпуса и башни, собиравшихся с помощью клепки на каркасе из уголков, в основном соответствовали чешскому прототипу. Толщина катаных броневых листов лобовой части корпуса и башни составляла 50 - 60 мм, бортов и кормы - 25 мм, крыши и днища - 8 - 25 мм.

Средний танк Т-21 во дворе завода Skoda. На машине установлено чехословацкое вооружение: 47-мм пушка vz.38 и два 7,92-ми пулемета ZB vz.37. Крыша МТО демонтирована

40-мм орудие 41М 40/51 было разработано фирмой MAVAG на основе 37-мм пушки 37М, предназначавшейся для танка V-4, противотанковой пушки того же калибра и «шкодовской» 37-мм пушки А7. Один 8-мм пулемет 34/40АМ Gebauer устанавливался в башне в шаровой установке, другой - в лобовом листе корпуса слева вместе с оптическим прицелом, защищенным, как и стволы обоих пулеметов, массивным броневым кожухом. Боекомплект пушки включал 101 выстрел, а пулеметов - 3000 патронов.

Turan I

Танк оснащался шестью перископическими приборами наблюдения и смотровой щелью с триплексом в лобовом листе корпуса напротив места механика-водителя. Рядом с местом стрелка-радиста устанавливалась радиостанция R/5a.

8-цилиндровый карбюраторный V-об-разный двигатель Manfred Weiss-Z мощностью 265 л.с. при 2200 об/мин позволял танку массой 18,2 т разгоняться до максимальной скорости 47 км/ч. Емкость топливных баков - 265 л, запас хода - 165 км.

Средний танк «Туран I» во время переправы. 2-я танковая дивизия. Польша, 1944 год

Трансмиссия «Турана» состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной коробки передач, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с помощью пневматического сервопривода. Предусматривался и дублирующий механический привод.

Следует отметить, что, имея удельную мощность 14,5 л.с./т, «Туран» обладал неплохой подвижностью и маневренностью. Они обеспечивались, помимо всего прочего, удобными и не требующими больших физических усилий органами управления.

Turan I с броневыми экранами

Продольный разрез

Поперечный разрез

Компоновка танка «Туран I»: 1 - установка курсового пулемета и оптического прицела; 2 - приборы наблюдения; 3 - топливный бак; 4 - двигатель; 5 - коробка передач; 6 - механизм поворота; 7 - рычаг механического (дублирующего) привода механизма поворота; 8 - рычаг переключения передач; 9 - пневмоцилиндр системы управления танком; 10 - рычаг привода механизма поворота с пневмоусилителем; 11 - амбразура пулемета; 12 - смотровой люк механика-водителя; 13 - педаль акселератора; 14 - педаль тормоза; 15 - педаль главного фрикциона; 16 - механизм поворота башни; 17 - амбразура пушки

Ходовая часть была в целом подобна ходовой части легкого чехословацкого танка LT-35 и применительно к одному борту состояла из восьми обрезинен-ных сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно и собранных в две тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков. Конструкция ходовой части обеспечивала танку мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний.

Кроме линейного танка, был одновременно разработан и командирский вариант «Туран РК», предназначенный для командиров рот, батальонов и полков. На этой машине имелась не только штатная радиостанция R/5a, но и радиостанция R/4T, антенна которой крепилась на кормовом листе башни.

В мае 1941 года, то есть еще до поступления новых танков в войска, венгерский генеральный штаб поставил вопрос о модернизации «Турана» с целью изменения его вооружения, судя по всему, под впечатлением от немецкого танка Pz.IV. На машине, получившей обозначение 41М «Туран 75» («Туран II»), установили 75-мм пушку 41М с длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. Башню пришлось переделать, увеличив ее высоту на 45 мм и изменив форму и размеры неподвижной командирской башенки. Боекомплект сократился до 52 артвыстре-лов. Остальные узлы и агрегаты танка изменениям не подверглись. Масса машины возросла до 19,2 т, немного снизились скорость и запас хода. В мае 1942 года «Туран II» приняли на вооружение, в 1943-м запустили в серийное производство; до июня 1944-го было выпущено 139 единиц.

«Туран I» из состава 2-й танковой дивизии. Восточный фронт, апрель 1944 года

Командирский «Туран II». Характерным внешним отличием этой машины от линейного танка было наличие трех радиоантенн на башне. Из вооружения сохранен лишь курсовой пулемет; башенный пулемет и пушка отсутствуют (вместо орудия установлена его деревянная имитация)

Наряду с линейными танками выпускались и командирские машины 43М «Туран II». Вооружение их состояло только из одного 8-мм пулемета в лобовом листе корпуса. Башенный пулемет и пушка отсутствовали, причем вместо последней устанавливалась деревянная имитация. В башне размещались три радиостанции - R/4T, R/5a и немецкая FuG 16.

Поскольку короткоствольная пушка не годилась для борьбы с танками, Институту военной техники поручили проработать вопрос о вооружении «Турана» длинноствольной 75-мм пушкой 43М. Параллельно планировалось увеличить толщину лобовой брони корпуса до 80 мм. Масса при этом должна была вырасти до 23 т.

В декабре 1943 года был изготовлен образец танка 44М «Туран III», но серийный выпуск развернуть не удалось из-за отсутствия достаточного количества орудий.

В 1944 году на «тураны», по примеру немецких танков Pz.NI и Pz.IV, стали навешивать экраны, предохранявшие от кумулятивных снарядов. Комплект таких экранов для «Турана» весил 635 кг.

Как уже упоминалось, в войска «тураны» начали поступать в мае 1942 года, когда первые 12 машин прибыли в танковую школу в Эстергоме. На 30 октября 1943 года Хонведшег располагал 242 танками этого типа. Полнее всех был укомплектован 3-й танковый полк 2-й

танковой дивизии - в нем насчитывалось 120 машин, а в 1-м танковом полку 1-й танковой дивизии - 61 «Туран 40», еще 56 единиц находилось в составе 1-й кавалерийской дивизии. Кроме того, два «турана» имелось в 1-й роте самоходных орудий и три использовались в качестве учебных.

Танки «Туран 75» стали поступать в венгерские войска в мае 1943 года; к концу августа их было уже 49, а к марту 1944-го - 107.





На фото вверху - массивная броне-маска противооткатных устройств 75-мм пушки.
В центре - автономная установка курсового пулемета, ствол которого закрыт броневым кожухом. Хорошо видны пулестойкие головки болтов. На бортах башни этого танка, помимо экранов, размещены траки гусениц.
Внизу - броневые кожухи прицела и курсового пулемета

В апреле того же года 2-я танковая дивизия была отправлена на фронт, имея в своем составе 120 «Туран 40» и 55 «Туран 75». Боевое крещение венгерские средние танки приняли 17 апреля, когда дивизия контратаковала наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесис-той и гористой местности не увенчалась успехом. К 26 апреля продвижение венгерских войск было остановлено. При этом потери составили 30 танков. В августе - сентябре дивизия участвовала в боях у Станислава (ныне Ивано-Франковск), понесла большие потери, и ее вывели в тыл.

1-я кавалерийская дивизия летом 1944 года принимала участие в тяжелых боях в восточной Польше, отступая к Варшаве. Потеряв все свои танки, она была в сентябре выведена в Венгрию.

С сентября 1944 года 124 «турана» 1-й танковой дивизии воевали в Тран-сильвании. В декабре бои шли уже в Венгрии, близ Дебрецена и Ньиредьха-зы. Кроме 1-й, в них участвовали и обе другие упомянутые дивизии. 30 октября начались бои за Будапешт, длившиеся четыре месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от столицы. В результате жестоких боев у озера Балатон в марте - апреле 1945 года венгерские танковые войска прекратили свое существование. Тогда же были уничтожены или захвачены Красной Армией и последние «тураны».

«Туран II» с сетчатыми экранами, изготовленными по образцу немецких «типа Тома»

Боец Красной Армии осматривает трофейный танк «Туран II», оборудованный сетчатыми экранами. 1944 год

Как уже говорилось, венгерский средний танк создавался на основе чехословацкой конструкции середины 1930-х годов. Не затянись так подготовка к его серийному производству и успей его выпуск к 1941 году - «Туран» мог бы стать грозным противником для советских БТ и Т-26. Но в апреле 1944-го эта угловатая клепаная машина была уже полным анахронизмом. Следует отметить, что венгры перенимали немецкий опыт с существенным опозданием: «Туран II» получил короткоствольную 75-мм пушку по аналогии с Pz.IV. в то время, когда немецкие танки уже перевооружались длинноствольными орудиями.

В 1942 году, опять-таки с учетом немецкого опыта, венгры решили создать свое штурмовое орудие. Единственной подходящей базой для него был «Туран», ширину корпуса которого увеличили на 450 мм. В 75-мм лобовом листе низкопрофильной клепаной броневой рубки в рамке установили переделанную 105-мм пехотную гаубицу 40М фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра. Горизонтальные углы наведения гаубицы ±11°, угол возвышения - +25°. Боекомплект САУ состоял из 52 выстрелов раздельного заряжания. Пулемета машина не имела. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как у базового танка. Боевая масса составляла 21,6 т. Экипаж состоял из четырех человек. Эту наиболее удачную венгерскую бронированную боевую машину периода Второй мировой войны, получившую обозначение 40/43М «Зриньи 105» («Зриньи II»), названную в честь национального героя Венгрии Миклоша Зриньи, приняли на вооружение в январе 1943 года и выпустили в незначительном количестве - всего 66 единиц.

Предпринималась попытка создать и противотанковую САУ 44М «Зриньи 75», вооруженную 75-мм пушкой 43М, такой же, как у танка «Туран III». Опытный образец построили в феврале 1944 года, на базе прототипа «Турана». Однако дальше изготовления четырех серийных экземпляров дело не пошло.

С 1 октября 1943 года в венгерской армии начали формироваться батальоны штурмовой артиллерии по 30 САУ в каждом, на вооружение которых наряду с боевыми машинами немецкого производства стали поступать и штурмовые орудия «Зриньи». К 1945 году все оставшиеся САУ этого типа находились в составе 20-го Эгерского и 24-го Кошицкого батальонов. Последние части, вооруженные этими самоходками, капитулировали на территории Чехословакии.

Zrinyi I

Zrinyi II

Вооруженная 105-мм гаубицей САУ «Зриньи» была мощным штурмовым орудием

Батарея самоходных орудий «Зриньи II» во время тактических занятий. 1943 год

«Зриньи» являлись типичными штурмовыми орудиями. Они успешно сопровождали атакующую пехоту огнем и маневром, но бороться с советскими танками в 1944 году уже не могли. В подобной ситуации немцы перевооружили свои StuG III длинноствольными пушками, превратив их в истребители танков. Венграм же с их более отсталой экономикой такое мероприятие оказалось не по силам.

До наших дней сохранилось только две боевые машины из семейства венгерских средних танков. «Туран 75» (номер 2Н423) и «Зриньи 105» (номер ЗН022) можно увидеть в экспозиции музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: