Численность сотрудников в крупных предприятиях. Малый, средний и крупный бизнес

КРИТЕРИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Экономика страны, будучи сложной хозяйственной системой, сочетает различные элементы и их пропорциональные соотношения. В общем виде можно выделить следующие элементы и, соответственно, структуру отношений в национальной хозяйственной системе: государство, рынок товаров, рынок ресурсов, хозяйствующие субъекты, домашние хозяйства.

Каждый элемент оказывает существенное влияние на развитие системы. Так, домашние хозяйства представляют собой потребительскую сферу экономики; хозяйствующие субъекты формируют сферу деятельности, направленную на получение прибыли посредством производства конечной продукции и оказания услуг для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей; государство оказывает регулирующее воздействие на процессы деятельности и взаимоотношений между элементами экономической системы на различных уровнях управления.

Фундаментом для определения задач и основных направлений эффективного развития экономической системы становится качественно новая структурная политика государства, разработанная для каждого элемента в отдельности. Одним из наиболее значимых элементов выступают хозяйствующие субъекты, производящие продукт в материальной и нематериальной форме.

Предприятия как элементы экономической системы

При разработке детальной политики развития хозяйствующих субъектов необходимо учитывать особенности каждого предприятия. Множественность и сложность хозяйствующих субъектов в экономической системе не позволяет разработать единую политику управления. Поэтому важно построить классификацию предприятий, выделить однородные группы по каким-либо признакам, для которых будут разрабатываться различные типы стратегии, определяющие направления развития.

В теории и на практике к признакам, по которым субъекты экономики могут быть классифицированы, относят отраслевую принадлежность предприятия, которая основывается на выделении двух групп отраслей - материального производства и непроизводственной сферы. Такое разделение дает ответ на общий вопрос, что предлагается обществу, какие интересы государства и населения тем самым удовлетворяются.

Выделим следующие классификационные признаки предприятий:

1) организационно-правовая форма;

2)субъектность собственности;

3) доминирующий фактор (выбор осуществляется между трудовыми, материальными, сырьевыми, финансовыми, топливно-энергетическими ресурсами потребления);

4) устойчивость производственного процесса во времени;

5) состав типов продукции (степень диверсификации производства);

6) принадлежность капитала;

7) характер сочетания науки и производства;

8) стадийность производственного процесса;

9) концентрация производства (размер предприятия, его потенциал). Наиболее полная классификация предприятий предложена в работе

С. Ягуткина1, где рассматривается широкий набор признаков классификации, что позволяет сгруппировать предприятия на основе ключевых признаков. Автор отмечает, что провести четкое разделение групп предприятий не представляется возможным, поскольку все они находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости (табл. 1).

Таблица 1. Классификация предприятий экономики

Признак Тип предприятия

1. Принадлежность к экономическому сектору Предприятие первичного, вторичного, третичного или четвертичного сектора экономики города, где первичный сектор экономики включает градообразующие и промышленные предприятия; вторичный состоит из предприятий жизнеобеспечения; третичный сформирован из предприятий, обслуживающих население; четвертичный представлен предприятиями связи, финансово-кредитными орагнизациями, банками, учреждениями органов законодательной и исполнительной власти, выполняющих административные функции

2. Функции в экономике Жизнеобеспечения, экономические, социальные, административные

3. Отрасль производства Предприятие отраслей группы А или группы Б

4. Масштабы производства Предприятие федерального, межрегионального, регионального или местного значения

5. Размер предприятий по численности работающих Г игант, крупное, среднее или малое

6. Производимый продукт Обособленный или сопряженный

7. По характеру выпускаемой продукции или услуг Промышленное, сельскохозяйственное, транспортное, торговое и т.п.

8. Степень специализации производства Универсальное или специализированное

9. Тип производственного процесса Массовое, серийное или единичное

10. Конкурентные преимущества (монопольная рента) Обладающее объективными или субъективными конкурентными преимуществами

11. Социальная политика Обеспечивающее занятость населения. Способствующее развитию социальной сферы города

12. Интеграционные связи Г лобальное (международное) или межрегиональное

13. Влияние на бюджет Бюджетообразующее или дотационное

14. Влияние на экологию Позитивное, экологически чистое или проблемное

15. Имидж предприятия Благоприятный, неблагоприятный, сформированный, формируюшийся или негативный

16. Тенденции развития Устойчивое, инертное, сезонное («курортное»), негативное

17. Форма собственности Частная, муниципальная, федеральная, общественных организаций, иностранных государств, смешанная

В данной классификации присутствуют все рассмотренные выше признаки. Группировки предприятий, например, по их влиянию на бюджет, имидж, экологию, позволяют расширить анализ, выделив специфические особенности развития.

Макроэкономическая значимость

Группировка предприятий по размеру позволяет оценить их вклад в развитие экономики, определяемый уровнем экономической деятельности. Так, вектор влияния малых предприятий складывается из следующих компонент:

1) формирование экономической конъюнктуры. Например, малые предприятия создают необходимую атмосферу конкуренции, способны, обеспечивать высокую мобильность в условиях рынка, создать более глубокую специализацию и кооперацию, без которых невозможна их высокая эффективность;

2) создание конкурентной среды в отраслях и сферах деятельности. Малый бизнес способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться и поддерживать атмосферу здоровой конкуренции;

3) расширение экономического потенциала крупных предприятий. Заполняя сектора рынка, не охватываемые крупными субъектами, в союзе с крупным бизнесом малые предприятия получают значительную выгоду для себя и для рыночной экономики в целом.

Малые предприятия не вступают в прямое соперничество с большим бизнесом и не противостоят ему. Они занимают свойственные им ниши рынка и по мере возможности и необходимости взаимодействуют с крупными предприятиями, принимая на себя решение задач, выполнение которых затруднительно или экономически невыгодно большому бизнесу.

Анализируя группу крупных предприятий, рассмотрим экономические выгоды, обусловленные их преимуществами. Так, они подразумевают:

Создание предпосылок и условий для масштабного внедрения инноваций;

Наличие мощного, концентрированного и централизованного капитала и других активов;

Низкие удельные капитальные вложения и издержки;

Высокую производительность труда за счет мощной сферы стимулирования и условно-постоянной части численности персонала;

Возможность получения эффекта масштаба (снижение себестоимости единицы продукции) и синергетического эффекта за счет интеграции активов и возможностей;

Возможность снижения себестоимости, увеличения прибыли, рентабельности производства, фондоотдачи и производительности труда.

Данные преимущества определяют роль крупных предприятий в национальной экономике, что позволяет отнести их к макроэкономически

значимым явлениям. Так, крупные компании могут поставлять товары и услуги большему числу субъектов, продавать свои продукты по более низким ценам, удовлетворяя все большее число потребителей. Большие компании имеют преимущества на рынках, поскольку потребителей привлекают известные названия торговых марок, которые, по их мнению, гарантируют определенный уровень качества, т.е. имеют лучший конкурентный потенциал.

Кроме того, крупные предприятия имеют возможность привлечь значительные финансовые ресурсы при меньшей стоимости. Отсюда и инновационный потенциал у них значительно выше.

Крайне важная роль крупных предприятий проявляется в том, что они создают дополнительные рабочие места, подчас формируя полноценную муниципальную инфраструктуру с социальными гарантиями и льготами, культурно-развлекательными, спортивными, медицинскими и образовательными учреждениями.

История развития крупных предприятий в России показывает, что отечественная промышленность развивалась в первую очередь как крупная. Такое положение сложилось еще в XIX в., в царской России. Для советской экономики была свойственна непропорционально высокая доля крупных предприятий при явно заниженной (по сравнению с развитыми рыночными экономиками) доле малых и средних предприятий. Уже в 1960 г. доля крупных предприятий (с числом занятых свыше 500 чел.) в СССР достигала почти 16% и была в 5 с лишним раз выше, чем в ФРГ. К 1987 г. удельный вес крупных предприятий дошел до 29,5%, на которых было сосредоточено 85,1% всех занятых. В новой рыночной экономике России возникшие малые предприятия частично покрыли их дефицит. Поэтому доля крупных в общем числе предприятий резко упала (до 2,9% в 1996 г.). Но и до настоящего времени фактически весь производственный потенциал по-прежнему сосредоточен на заводах-гигантах2.

Признаки крупных предприятий

Несмотря на то что в экономической науке доказана необходимость в исследовании предприятий по их размеру и определено влияние каждой группы на социально-экономическое развитие страны, до сих пор не предложены критерии, которые позволяют группировать предприятия по их величине, т.е. остается спорным вопрос самого определения понятия «крупное предприятие».

А.В. Шубин рассматривает крупное предприятие как фирму, производящую значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли либо характеризуемую по объемным показателям - численности занятых, объему продаж, размеру активов3.

Г.В. Шаров4 указывает, что к крупным предприятиям можно отнести системо-, градо- и бюджетообразующие наряду с отраслевыми комплекса-

ми, а также отдельные предприятия, годовой оборот которых превышает 5 млрд руб., размер активов не менее 7 млрд руб., численность персонала - свыше 1 тыс. чел. Главное отличие состоит в том, что они, находясь под контролем мажоритарных собственников, создают глобальные денежные потоки, с одной стороны, способны значительно увеличить ценность первоначально предоставленного капитала, с другой - подвержены высокому предпринимательскому или портфельному риску.

Таким образом, определение, предложенное Шаровым, более содержательно, поскольку включает количественные показатели критериев оценки предприятия. Однако и они подвергаются сомнению, поскольку в научной литературе можно встретить множество критериев и их различных показателей.

На основе нормативно-регулирующего критерия классификации предприятий по размеру в России установлены критерии оценки малых предприятий, что закреплено Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В частности, установлены следующие критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства:

Средняя численность работников за предшествующий календарный год: микропредприятия - численность занятых до 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек, средние - от 101 до 250 человек;

Суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не должна превышать 25%;

Выручка от реализации товаров за предшествующий год не должна превышать для микропредприятий - 60 млн руб., для малых предприятий - 400 млн руб., для средних - 1 млрд руб.

Определим, что законодатель относит к крупным предприятиям всех прочих субъектов, численность занятых на которых свыше 250 чел, а выручка от реализации товара (услуг) свыше 1 млрд руб.

В законодательстве присутствует еще один документ - Приказ МНС РФ от 16 апреля 2004 г. № САЭ-3-30/290 «Критерии отнесения юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях». В нем указаны подробные критерии отнесения предприятий к категории крупнейших в целях постановки на налоговый учет в специализированных межрегиональных инспекциях МНС России.

В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются:

Показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской отчетности организации;

Отношения взаимозависимости между организациями.

Количественные показатели разделены законодателем в зависимости от федерального или регионального уровня налогового администрирования крупнейшего предприятия (табл. 2).

Таблица 2. Критерии отбора крупнейших налогоплательщиков

Уровень предприятия Суммарный объем начисленных федеральных налогов Суммарный объем выручки и прочих операционных доходов, млрд руб. Объем активов, млрд руб.

Федеральный уровень налогового администрирования

Сфера производства и услуг 1 млрд руб. 10 10

Сфера услуг связи 300 млн руб.

Сфера транспортных услуг 50 млн руб.

Региональный уровень налогового администрирования

Сфера производства и услуг от 75 млн до 1 млрд руб. от 1 до 10 от 1 до 10

Сфера услуг связи -

Сфера транспортных услуг свыше 30 млн руб.

Кроме указанных условий отнесения предприятий к категории крупнейших в данном законодательном акте выделены критерии крупнейших предприятий по производству и обороту этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, подлежащие налоговому администрированию на федеральном уровне.

Для предприятий данного сектора рынка законодатель определил следующие критерии: а) суммарный объем начисленных федеральных налогов; б) суммарный объем производства; в) суммарная производственная мощность.

Для организаций, осуществляющих поставки табачных изделий, присутствует еще один критерий - доля выручки от реализации табачных изделий, произведенных одной из организаций, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, которая превышает 30%.

Как видно, законодатель применяет единый, общий для всех отраслей критерий - объем начисленных федеральных налогов. К нему добавляются в зависимости от отраслевой принадлежности хозяйствующего субъекта различные финансовые показатели - объем доходов, величина активов, объем производства, производственные мощности.

В работе Н.А. Сафронова5 указаны такие критерии выделения крупных предприятий, как: а) численность работников, занятых на предприятии; б) объем хозяйственного оборота предприятия, т.е. величина его де-

нежных поступлений (выручка) за определенный период времени; в) стоимость капитала предприятия.

А.Ю. Юданов указывает дополнительный критерий, который оценивает величину собственного капитала. Используя его, автор классифицирует предприятия на малые, средние, большие и крупные. Юданов аргументирует выделение данного критерия тем, что размер собственного капитала предприятия определяет потенциал формирования его финансовых ресурсов из заемных источников, объем и диверсификацию форм его финансовой деятельности, уровень специализации финансового управления.

С.М. Ягуткин указывает всего лишь на один критерий крупных предприятий - численность работающих. Исследуя вопросы градообразующих предприятий, он подчеркивает, что крупным градообразющим можно считать предприятие, обеспечивающее не менее 10% занятого и проживающего в городе трудоспособного населения.

Е.С. Юдникова, рассматривая вопросы конкуренции среди предприятий различных групп, указывает, что среди иностранных специалистов стало традиционным для разделения предприятий на малые, средние и крупные использовать в качестве критериев добавленную стоимость, стоимость активов, объем ежегодных продаж, численность персонала. Так, в 2001 г. Европейская комиссия распространила документ, устанавливающий единое определение для малых, средних, крупных организаций. Хотя данный документ носит рекомендательный характер (табл.3), рассмотрим его.

Таблица 3. Оценка размеров предпринимательства, предложенная Европейской комиссией6

Критерий Микрофирма Малая фирма Средняя фирма Крупная фирма

Максимальная численность работников, чел. 9 49 249 от 250 и более

Максимальный годовой оборот, млн евро незначителен 7 40 от 40 и выше

Валюта баланса, млн евро незначительна 5 27 от 27 и выше

Независимость незначительна не более 25% капитала или голосующих акций принадлежит другим компаниям

Европейская комиссия выделяет два основных блока количественных критериев - численность работников и финансовые показатели деятельности (годовой оборот, валюта баланса).

Юдникова также указывает следующие критерии, используемые зарубежными экономистами при классификации предприятий (табл. 4).

Таблица 4. Перечень параметров, характеризующих размер предпринимательства в зарубежных исследованиях

Количественный параметр Качественный параметр

Численность персонала Доля рынка

Годовой оборот Степень влияния на рыночные цены

Валюта баланса Независимость в принятии управленческих решений

Добавленная стоимость Участие в руководстве владельцев фирмы

Весьма подробно рассматривается вопрос точной идентификации субъектов предпринимательства в работе Н. Шагай7. Автор исследует классификацию сельскохозяйственных предприятий, рассматривая такие показатели и критерии отбора, как численность и размер выручки (табл. 5).

Таблица 5. Разделение крупных и средних сельскохозяйственных организаций по критериям численности и размеру выручки

Субъект предпринимательства Критерий разделения по численности работников, чел. Критерий разделения по объему выручки, млн руб.

Микропредприятие до 15 до 60

Малое предприятие до 100 до 400

Среднее предприятие до 250 до 1000

Крупное предприятие свыше 250 свыше 1000

Используя данные подходы к классификации, автор указывает, что фактически разделение организаций на микро-, малые, средние и крупные может быть осуществлено по критерию численности, так как по критерию объема валовой продукции они «не дотягивают» до того, чтобы оказаться в группе более крупных предприятий. Н. Шагай отмечает: «Если бы разделение на группы осуществлялось по размеру выручки без учета численности, то можно было говорить, что 99% всех организаций в сельском хозяйстве малые предприятия, из них 89% - микропредприятия». Тем самым автор доказывает, что определяющим критерием отбора остается численность работников.

Исследования, посвященные идентификации крупных предприятий, позволили выявить, что в 2009 г. государство, проводя политику посткри-

зисного восстановления экономики, определило список предприятий, которые нуждались в дополнительном государственном финансировании как представляющие определенную значимость для национальной экономики. Такие предприятия были определены государством как системообразующие. Однако продолжал оставаться нерешенным вопрос отбора предприятий в данную группу.

В процессе его обсуждения, премьер-министр России В. Путин определил два критерия: а) предприятия, чей годовой оборот составлял не менее 15 млрд руб.; б) предприятия, где осуществляют свою деятельность большинство жителей муниципального образования (в абсолютном выражении предприятие должно иметь не менее 4000 рабочих мест). При этом опять так и остались невыясненными критерии отнесения предприятия к градообразующему.

Так, компания «Финанс»8 использует следующие показатели деятельности: выручка, операционная прибыль, собственный капитал.

Консалтинговая компания «Энтер-Сервис»12 учитывает показатели объема реализации и прибыль компаний.

Федеральная служба государственной статистики13 составляет списки предприятий России по годовому обороту.

Таким образом, в современной науке и на практике используется единый подход к выделению крупных предприятий на основе ряда количественных показателей, которые, однако, различаются, что ставит под сомнение метод отбора.

Количественные критерии отбора

Составим сравнительную таблицу, в которой сведем наиболее часто используемые показатели отбора крупных предприятий. На ее основе сформулируем обобщенный подход к определению крупного предприятия (табл. 6).

Методика Показатель Критерий

ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» Средняя численность работников; выручка от реализации товаров (услуг) Более 250 чел.; более 1 млрд руб.

Приказ МНС «Критерии отнесения юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» Суммарный объем начисленных федеральных налогов; суммарный объем выручки и пр. операционных доходов; объем активов От 75 млн руб. до 1 млрд руб. и выше; от 1 до 10 млрд руб. и выше; от 1 до 10 млрд руб. и выше;

Н.А. Сафронов Численность работников; денежные поступления (суммарные доходы); стоимость капитала предприятия (критерии не определены)

А.Ю. Юданов Величина собственного капитала (критерии не определены)

С.М. Ягуткин Численность работающих Более 500 чел

Е.С. Юдникова по результатам исследования зарубежных подходов отбора Численность работающих; годовой оборот; валюта баланса; добавленная стоимость; доля рынка; степень влияния на рыночные цены От 250 чел. и более; более 1,5 млрд руб.; более 1 млрд руб.; (критерий отсутствует) (критерий отсутствует) (критерий отсутствует)

Н. Шагай Численность работающих; выручка Свыше 250 чел.; свыше 1 млрд руб.

Программа гос. поддержки системообразующих предприятий в посткризисный период Г одовой оборот; градообразующие предприятия Не менее 15 млрд руб. (критерии не определены)

Компания «Финанс» Выручка; операционная прибыль; собственный капитал (критерии не определены)

Компания «РА-Эксперт» Выручка; рыночная стоимость (критерии не определены)

Журнал «Коммерсант» Рыночная стоимость (критерии не определены)

Консалтинговая компания «Энтер-Сервис» Объем реализации; прибыль компании (критерии не определены)

Федеральная служба гос. статистики Г одовой оборот (критерии не определены)

Из таблицы следует, что чаще всего в методиках используются следующие показатели:

1) численность работающих;

2) выручка от реализации и прочие операционные доходы;

3) величина активов;

4) годовой оборот.

Кроме того, необходимо учитывать такой признак, как место регистрации предприятия, поскольку выделение крупных предприятий важно для определения роли данного предприятия как налогоплательщика, формирующего бюджет, либо на федеральном, либо на региональном уровнях.

Для формулировки определения крупного предприятия, осуществляющего деятельность в национальной экономике, используем указанные признаки.

Под крупным предприятием будем понимать юридическое лицо, являющиеся резидентом Российской Федерации, деятельность которого оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие национальной экономики и подпадает под такие критерии отбора, как численность работающих не менее 250 чел.; годовой оборот не менее 10 млрд руб.; суммарные доходы предприятия не менее 1 млрд руб.; величина активов свыше 10 млрд руб.

Как было указано, любое крупное предприятие может воздействовать на социальное развитие и экономику в страны в целом, а также на наполняемость государственного бюджета.

Поэтому крупные предприятия могут быть классифицированы на:

а) градообразующие;

б) бюджетообразующие;

в) отраслеобразующие.

Дадим краткую характеристику каждой группе крупных предприятий. Отраслеобразующее предприятие - это крупное предприятие, доля производства которого наибольшая в конкретной отрасли. Градообразующее предприятие объединяет в рамках своего производства наибольшую долю проживающих на территории муниципального образования и выполняет социальнообразующие функции. Бюджетообразующее предприятие - это предприятие, доля поступления налогов которого в бюджет является значительной.

В России осуществляют деятельность предприятия, которые одновременно могут относиться ко всем перечисленным группам. Такие предприятия будем рассматривать как системообразующие, т.е. хозяйствующие субъекты, роль которых в развитии отрасли, конкретного муниципального образования и в формировании государственного бюджета значительна.

Однако, как правило, провести четкое разделения внутри данных групп предприятий не представляется возможным, поскольку градообразующее предприятие является и бюджетообразующим, в этой связи и нало-

говый учет данного предприятия узаконен определенным образом. Яркий пример таких предприятий - ОАО «АвтоВАЗ» в г. Тольятти и Братский лесопромышленный комплекс.

Рассматривая роль системообразующих предприятий в рамках системы национальной экономики, выделим следующие возможности их влияния на ее развитие:

Содействие реализации протекционистской политики, проводимой государством, путем сокращения (вплоть до полного отказа) импорта определенных категорий товаров;

Разработка эффективной инновационной политики путем наращивания инновационного и интеллектуального потенциала с целью получения нового или преобразования производимого продукта, совершенствование способов его производства, повышение его конкурентоспособности и удовлетворение потребности общества в конкурентоспособных товарах и услугах;

Формирование рабочих мест на рынке труда, сокращение безработицы, повышение уровня благосостояния граждан и качества их жизни;

Поддержка социальной инфраструктуры региона из собственных источников финансирования и из государственного бюджета;

Изменение социальных характеристик общества в регионе присутствия. Так, получаемые в результате производственно-хозяйственной деятельности крупных предприятий доходы направляются в целевые фонды денежных средств, обеспечивающие наряду с накоплением капитала их текущее потребление. В зависимости от результата предприятие участвует в социальных программах. Их можно условно разделить на две группы: внутренние (оплата путевок в санатории, дома отдыха, средства на оказание помощи незащищенным слоям населения) и внешние (использование прибыли на благотворительные цели, оказание спонсорской помощи и др.) мероприятия социального характера;

Стимулирование социально-экономического развития региона за счет того, что наибольшая часть налоговых поступлений (до 60%) перечисляется именно градообразующими инфраструктурными предприятиями;

Подготовка и переподготовка кадров по новым профессиям, специальностям, повышение образовательного уровня и интеллектуального потенциала региона (человеческого капитала);

Обеспечение необходимого качества продукции, соответствующего росту конкурентоспособности;

Создание товаров и услуг, позволяющих увеличить жизненный цикл предприятия и стимулировать эффективность его производства.

Как видим, влияние данной группы предприятий весьма значимо, что актуализирует разработку для них стратегии развития с привлечением государства.

1 Ягуткин С.М. Современная классификация предприятий городской экономики. М., 2011. http://www.rusnauka.eom/7._DN_2007/Economics/20594.doc.htm

Yagutkin C.M. Sovremennaya klassifikaciya predpriyatiy gorodskoy ekonomiki . M., 2011. http://www.rusnauka.com/7._DN_2007/Economics/20594.doc.htm

2 Юданов А.Ю. Теория крупного предприятия и перспективы развития российской экономики. М., 2011. http://yudanov.ru

Judanov A.Ju. Teorija krupnogo predprijatija i perspektivy razvitija rossijskoj еkonomiki. M., 2011 //http://yudanov.ru

3 Шубин А.В. Взаимодействие малых и крупных предприятий. Автореф. дисс... канд. экон. наук. М., 2008.

ShubinA.V. Vzaimodejstvie malyh i krupnyh predprijatij.Avtoref. diss... kand. ekon. nauk. M., 2008.

4 Шаров Г.В. Регулирование финансовой деятельности крупных предприятий. Авто-реф. дисс... канд. экон. наук. М.,2009.

SharovG.V. Regulirovanie finansovoj dejatel"nosti krupnyh predprijatij. Avtoref. diss... kand. ekon. nauk. M., 2009.

5 Экономика предприятия / Под ред. Н.А. Сафронова. М.: Юрист, 1998.

Ekonomika predprijatija / Pod red. N.A. Safronova. M.: Jurist, 1998.

6 Юдникова Е.С. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике // Проблемы современной экономики. 2008, № 1 (25).

Judnikova E.S. Problemy konkurentosposobnosti v sovremennoj jekonomike // Problemy sovremennoj jekonomiki. 2008, № 1 (25).

7 Шагай Н. Малый и средний бизнес в сельском хозяйстве России: проблемы идентификации. М., 2011. http://www.rosbr.ru/ru/small_business/experts/column?pid=1655.

Shagaj N. Malyj i srednij biznes v sel’skom hozjajstve Rossii: problemy identifikacii. M., 2011. http://www.rosbr.ru/ru/small_business/experts/column?pid=1655

8 http://www.finansmag.ru/96286

9 http://rating.rbc.ru/

10 http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/2009/

11 http://kommersant.ru/doc/639856

12 http://www.enter-s.spb.ru/c_fo.html

13 http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/oborot.htm

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющие установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (в организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малое предприятие имеет ряд особенностей:

· - работники составляют небольшую команду, объединенную общими целями;

· - в работе используется взаимозаменяемость и взаимопомощь;

· - высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности;

· - нововведения руководителя быстро реализуются.

К преимуществам деятельности малых предприятий относятся:

· - возможность для многих граждан стать соучредителями (по причине небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капитал);

· - возможность использования местных сырьевых ресурсов и отходов производства;

· - создание новых рабочих мест;

· - небольшой аппарат управления по сравнению с крупными предприятиями и, как следствие, более низкие накладные расходы;

· - возрождение подсобных производств и народных ремесел;

· - содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов.

Кроме того, участие в малом бизнесе позволяет раскрыть творческий потенциал, реализовать активность и трудоспособность миллионов граждан, наполнить рынок нужными товарами и услугами.

Средний бизнес. В России до сих пор не существует четкого определения понятию «средний бизнес», то есть не выделяют его, как самостоятельную единицу экономических отношений. В основном понятие среднего бизнеса идет «рука об руку» с понятиями малый и крупный бизнес и остается на заднем плане, как «нагрузка» к предприятиям этих категорий.

Полностью отсутствуют признаки, по которым предприятие можно отнести к объекту среднего бизнеса, а также, чем конкретно средний бизнес отличается от малого и крупного. Это выглядит, как минимум нелепо, так как даже если предположить, что валовое производство товаров и услуг страны компаниями крупного бизнеса составляет 50%, а малого – 15%, то на валовое производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг, а это совсем не мало. На самом деле, в России и сейчас нет четкого разграничения понятий среднего и малого бизнеса.

Компании среднего бизнеса являются как бы негласным посредником между предприятиями крупного и малого бизнеса. До сих пор, в отличие от предприятий малого бизнеса, компании крупного и среднего бизнеса не обладают правовым статусом. Средний бизнес находится посредине между крупным и малым, и является их промежуточной прослойкой.

Предприятия среднего бизнеса выступают «связными» крупных и малых предприятий, и государства и малых предприятий.

Существует такое понятие, как сетевая экономика. Именно предприятия среднего бизнеса взяли на себя решение основных задач крупного и малого бизнеса, так как у этих двух категорий компаний нет возможности сотрудничать напрямую. Это происходит из-за того, что малый бизнес обладает неустойчивостью на рынке, обладает деятельностью с высокой степенью риска и маленькими размерами фирм.

Компании среднего бизнеса помогают регулировать организационные, правовые вопросы, возникающие между фирмами крупного и малого бизнеса. То есть средний бизнес формирует разные по оформлению и форме связи с малым и крупным бизнесом.

Сетевая экономика имеет структуру, которая состоит из трех ярусов: верхний ярус – представители крупного бизнеса, нижний – малого, а промежуточный ярус занимают предприятия среднего бизнеса, которые и формируют экономическую сеть.

Критерии среднего бизнеса

Можно все-таки попытаться выделить основные критерии, по которым возможно определить представителей среднего бизнеса:

Количество сотрудников, которые работают на предприятии. Хотя в данной категории есть свои особенности – все зависит от отрасли производства. Например, издательское предприятие может считаться средним, если количество работников насчитывает 15-20 человек, а автозавод – если на нем работают 10-40 тысяч работников.

Оборот предприятия, хотя и в этом случае все зависит от того, чем оно занимается. В настоящее время предприятием среднего бизнеса в России считается такое, которое в год имеет оборот 12-50 млн. долларов в год.

Часть рынка, которое занимает предприятие. Средними можно назвать те компании, доля рынка которых составляет 1-2,4 %.

Крупный бизнес . Под крупным бизнесом нет определенного понятия. К такому бизнесу можно отнести такие компании как Coca-Cola, General Motors и другие известные большие компании.

Основная функция состоит в том, что данные компании обеспечивают высокую рыночную экономику стране и миру. В них производится основная часть продукции. Даже можно сказать, что благодаря крупному бизнесу в мире живет весь остальной вид бизнеса. В основном выделяют 3 причины роста таких компаний.

1. Технологическая экономика – то есть это стремление компании к экономии ресурсов на производстве. Ее добиваются увеличением объема выпуска продукции за счет снижение издержек. Таких результатов компания добиваются с помощью усиление труда, поднятие классификации рабочих, внедрение автоматических оборудований.

2. Увеличивают разнообразие выпускаемых товаров, данный тип называют стремление компании к экономии на масштабе сферы деятельности. Благодаря такой экономике образовываются крупные, мировые компании. Для формирования таких корпораций используется такие виды инструментов как вертикальная интеграция и диверсификация.

3. Третий вид это когда компания экономит на трансакционных расходах. Данные расходы связаны с тем, что происходит переход товара от одной технологической структуры к другой. Сокращение достигают при помощи вертикальной интеграции и диверсификации.

Но, как и в любом другом виде бизнеса, крупный тоже имеет свои недостатки. При росте фирмы у нее снижается эффективность ее управления. Многие виды крупного бизнеса имеют негибкую систему, так как они могут регулировать спрос цены на производимую продукцию.

С 1 августа 2016 вступило в силу Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нём указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Прежде, для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие "доход от предпринимательской деятельности".

В расчёт берётся не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учёту. Разберёмся, какие организации и ИП в 2017 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2017

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчёт максимального размера доходов за прошедший год включаются не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведём критерии в виде таблицы:

Количество работников в 2017 году определяется на основании среднесписочной численности, отчёт по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта "Сколково";
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями - бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в разъяснила какими критеориями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реест, связанные с этим будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчётности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госрееста юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.
Для того, чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к списку малых и средних предприятий можно получить на сайте ФНС. Проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, можно уже сейчас. Достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска. В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключённых контрактах, участии в программах партнёрства. Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре, или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений. Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2017 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2017 пользуются следующими льготами:

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 ). За хранение наличных в кассе свыше определённой суммы предусмотрен штраф по . Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить - издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент - у малых предприятий есть такое право.
  • Ведут в 2017 упрощённый бухгалтерский учёт (п. 4 ). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучёт. Вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощённые способы ведения учёта, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учёт сплошным методом регистрации хозяйственных операций. Важно! Льготы по ведению бухучёта не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.
  • Получают в 2017 субсидии от региональных властей - для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Также субъекты такого предпринимательства в 2017 имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде ().
  • С 1 января 2017 года микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по , которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

Проверки малых предприятий 2017

Для таких предприятий действуют сокращённые сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок - 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) малым предприятиям предоставлены надзорные каникулы. В это время практически никакие проверки не грозят вашему бизнесу. К вам не придут санэпидемнадзор и пожарная инспекция. У вас не проверят лицензию на деятельность. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил . Но это касается только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Налоговые каникулы для малого бизнеса в регионах

Еще одним бонусом для ИП, попадающих под критерии такого бизнеса, в 2017 является возможность получить двухлетние налоговые каникулы. Такое право имеют предприниматели, которые регистрируются впервые, занимаются производственной, научной или социальной деятельность, либо оказывают услуги населению. Но для этого власти региона должны принять соответствующий закон.

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причём, даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус малого предприятия сохранится. Изменения статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: