Домашнем обучении как. Как правильно организовать домашнее обучение

Все чаще родители, стараясь индивидуализировать образовательный процесс своих детей, обращаются к понятию «домашнее обучение». Особенно это характерно для начальной школы, когда малыш может быть морально и физически не готов к одновременному смену образа жизни, качественному усвоению потока новой информации, необходимости социализации и активной конкуренции в среде сверстников.

Некоторые родители еще только обдумывают возможные последствия принятия на себя роли педагогов, а другие уже активно включились в работу, составляя планы на следующий год.

Домашнее обучение - что это такое?

Не секрет, что десятилетняя программа школы может быть изучена значительно быстрее при индивидуальном подходе к образовательному процессу. Понимая это, родители выбирают домашнее обучение как реальную возможность помочь детям сэкономить время и приобрести более широкие и полезные в современном мире знания. Осваивая стандартные предметы, ребенок одновременно овладевает дополнительными навыками альтернативной направленности, поэтапно формируясь в разностороннюю личность.

Надомная подготовка временного или постоянного характера вызвана необходимостью: медицинскими противопоказаниями к посещению школы ребенком. В этом случае ученик официально закреплен за образовательным учреждением, и оно несет полную ответственность за его знания и успешную аттестацию.

А вот «семейное обучение» как раз является синонимом homeschooling, предусматривая открепление ребенка от школы и возложение ответственности за его подготовку целиком на родителей. Учебное учреждение может быть только одной из сторон контракта в случае организации аттестации - промежуточной или итоговой.

Правовые нормы подготовки учащихся по очно-заочной форме

В 2012 году вышел "Закон об образовании". Его суть в том, что дети теперь могут получать образование в организованном порядке: в школах и вне их. Обучение в школах делится на очное, заочное (система экстерната) и очно-заочное (надомное, домашнее). Подготовка учащихся вне учебного заведения определяется терминами «семейное образование» и «самообразование», с адекватно вкладываемым в них смыслом.

Ребенок по медицинским показаниям имеет право на индивидуально разработанные параметры преподавания ему предметов, в соответствии со статьей 34 Федерального закона "Об образовании".

Домашнее обучение законом предусмотрено в следующих случаях:

  • необходимость длительного лечения;
  • инвалидность;
  • операция и последующая длительная реабилитация;
  • психоневрологические нарушения (эпилепсия, неврозы, шизофрения).

Для больных детей могут быть созданы как условия для обучения на дому, так и облегчение требований к посещению школы: дополнительные выходные дни, освобождение от уроков.

Количество часов нагрузки определяется специальными стандартами в зависимости от класса (обычно от 8 до 12 уроков в неделю).

Закон также предусматривает:

  • заключение контракта родителей с учебным заведением;
  • предоставление ребенку необходимой техники для дистанционного формата получения знаний;

  • правила приема ребенка с ограниченными возможностями в школу;
  • смену учебного заведения;
  • нормы аттестации и выдачи документов об образовании.

Готовясь по индивидуальной программе, дети осваивают предметы в соответствии со школьным планом, а также пишут контрольные, самостоятельные, творческие работы, сдают промежуточные тестирования.

Чтобы перевести на домашнее обучение своего ребенка, родители предоставляют в школу заявление и справку, выданную медкомиссией, на основании которой дирекция издает приказ и составляет расписание уроков.

Подготовка больных детей

В соответствии с диагнозом педагоги разрабатывают рабочие программы домашнего обучения по всем предметам.

Подготовка по такой системе может происходить как персонально, через визит педагога к ребенку, так и дистанционно.

Программы учитывают:

  • достижение к концу процесса определенных поставленных задач;
  • количество часов по каждой теме;
  • формы контроля знаний.

Основное внимание при разработке индивидуальных схем подготовки больных детей уделяется следующим направлениям:

  • умению выражать собственные мысли;
  • освоению терминологии конкретного предмета;
  • тренировке памяти;
  • стимулированию творческого мышления.

Большую роль играет воспитательный процесс: развитие силы воли, коммуникабельности, ответственности, понимания значимости изучаемой дисциплины.

Семейное образование: пункты закона

Домашнее обучение в России реализовывается также формой получения знаний вне школы.

Родители обязаны в письменной форме уведомить местные органы самоуправления и дирекцию образовательного учреждения, что они берут на себя полную ответственность за дальнейшую подготовку своих детей. Для прохождения промежуточных и итоговой аттестации заключается также контракт со школой об экстернате. С этих необходимых процедур начинается процесс семейного образования.

Наличие просроченных академических задолженностей недопустимо. Это может быть прецедентом для перевода на очную систему обучения в школу без возможности выбора способа подготовки в дальнейшем.

"Закон об образовании" регламентирует правовые нормы семейного обучения в следующих статьях:

  • Статья 17 - о видах учебного процесса.
  • Статья 33 - о системе экстерната.
  • Статья 44 - о правах родителей и детей.
  • Статья 58 - о неудачной аттестации и ее последствиях.
  • Статья 63 - о необходимости извещения органов самоуправления.

Также имеется письмо Министерства образования с разъяснениями, как перейти на домашнее обучение. Homeschooling в России, таким образом, регламентирован законодательными актами и полностью реализует демократические права и свободы граждан.

Почему родители решают учить детей самостоятельно?

Подготовка детей вне школы - серьезный шаг семьи и требует понимания всего комплекса проблем, которые могут сопровождать процесс образования.

Причины, в связи с которыми выбирается домашнее обучение:

  • идеологические - нежелание воспитывать ребенка в рамках общей системы;
  • религиозные;
  • перегрузка ребенка в спортивных, музыкальных, художественных школах, вызванная основным увлечением и планируемой дальнейшей карьерой;
  • психологическая неготовность малыша к адаптации в большом коллективе;
  • желание родителей защитить ребенка от пагубного влияния школы (стрессов, плохих компаний);
  • возможность учиться далеко за пределами цивилизации - в глухих родовых поместьях, так популярных в последнее время;

  • ребенок может перемещаться вместе с родителями к их местам работы в разных концах мира;
  • недовольство семьи качеством школьного образования.

Плюсы домашнего обучения детей полностью зависят от причин перехода на него.

А вот к минусам следует отнести возлагаемую на семью ответственность не только за образовательный процесс ребенка, но и за его последующую адаптацию в обществе, возможный дефицит общения со сверстниками и отсутствие опыта выстраивания отношений с системой, существующей за пределами семейного мира. Стоимость необходимых частных услуг репетиторов также может быть весомым фактором.

Возможно, минусы носят субъективный характер и вполне преодолимы?

История семейного образования, или «Мы все учились понемногу...»

Домашняя подготовка по разным предметам - давняя традиция русского общества досоветского периода, пришедшая из Византии вместе с христианством. Штудировали тогда церковные книги: Псалтырь, Часослов, Евангелие.

В Петровскую эпоху широкое распространение академического образования инициировало стремление к просвещенности в разных кругах общества. В качестве учителей и гувернеров привлекались иностранцы. Целая серия сатирических произведений, высмеивающих принципы провинциального воспитания, раскрывает убожество и недалекость мелкопоместного дворянства и нанимаемых им «педагогов». Тем не менее в качестве учителей могли выступать и очень талантливые люди, как баснописец Крылов или поэт Жуковский (детский наставник императора Александра II).

В целом домашнее обучение детей имело задачей привить манеры, дать начальные знания в математике, письме и иностранных языках, научить выражению своих мыслей (устному и письменному), то есть подготовить к следующей ступени получения знаний - академической.

Образование в семье в свое время получили многие известные люди России: Пушкин, Бунин и даже более близкие к современной эпохе, например физик Гинзбург, основоположник космонавтики Циолковский, конструктор Королев, маршал Рокоссовский, создатель водородной бомбы Сахаров.

В советский период учить детей можно было только в школах. Это позволяло государству регулировать воспитательный процесс подрастающего поколения.

А как за рубежом?

Пожалуй, всем известна легенда о Томасе Эдисоне, которого школьные педагоги признали неспособным к наукам, вследствие чего его подготовкой занималась мать, причем весьма успешно.

Истории известны другие знаменитые иностранцы, получившие семейное образование (homeschooling): Франклин Рузвельт, Луи Армстронг, Чарльз Диккенс, Уолт Дисней, Агата Кристи, Авраам Линкольн, Пьер Кюри, Клод Моне, Чарли Чаплин.

Все эти прекрасные примеры лишь подтверждают, что хорошее домашнее обучение детей - залог их успешного будущего.

К сожалению, несмотря на то что homeschooling - термин англосаксонского происхождения, в большинстве европейских стран разрешенный законодательно процесс семейной подготовки детей по факту имеет много проблем. Среди них можно назвать навязчивый контроль со стороны инспекторов, особенности организации аттестации, умышленное занижение баллов при тестировании.

Наиболее демократичный подход к системе семейного образования в США. Для поступления в вуз ребенок может представить анкету, заполненную родителями, со списком изученных предметов и проходить испытания по необходимым наукам в общем потоке. Другими словами, государственный аттестат не нужен вообще.

Как выстроить процесс семейной подготовки

После прикрепления ребенка к школе, которая будет проводить промежуточные тестирования, надо переходить к обучению. Основные подготовительные этапы состоят в:

  • получении учебников;
  • выяснении у учителей списка необходимой дополнительной литературы по изучаемым темам;
  • определении возможных требований на экзаменах;
  • составлении программы домашнего обучения;
  • формировании расписания занятий с перечнем дисциплин к освоению.

Как может быть построен процесс:

  1. Чтение и пересказ параграфа в учебнике, ответы на вопросы.
  2. Просмотр видеоролика по теме урока.
  3. Выполнение теста или творческого задания по материалам Интернета.

В день обычно проводится 2-3 занятия по разным предметам. Свободное время можно посвятить спорту, развитию творческих навыков: музыке, танцам, рисованию, углубленному изучению интересного материала, иностранных языков, а также общению со сверстниками и прогулкам на свежем воздухе.

Плюсы налицо: не нужно покупать школьную форму, сдавать деньги на шторы, ремонт класса и подарки учителям. В условиях домашнего обучения занятия проходят в максимально комфортных условиях как по времени проведения, так и по выбору удобной позы, допустимости выражения любого мнения, с возможностью перекусов и отдыха.

Обязательные тесты проводятся в 9 и 11 классах, поскольку предполагают выдачу документов об образовании. Также может быть осуществлен контроль знаний за начальную школу (после 4-го класса). Остальные экзамены не являются обязательными.

Учиться дома - это просто!

Информационная среда предлагает в широком доступе возможности для овладения не только школьными предметами, но и серьезными академическими дициплинами.

Она также насыщена:

  • тематическими библиотеками;
  • фондами видеороликов;
  • on-line курсами;
  • ресурсами дистанционного обучения в образовательных учреждениях;
  • различными форматами широкого общения.

Поэтому домашнее обучение маникюру, парикмахерскому мастерству, вязанию, столярному делу, ремонту помещений - обычная практика интересующихся людей, которым нужны практические знания.

К сожалению, получить диплом пока можно только в аккредитованных учреждениях, оплатив им стоимость обучения или тестирования.

Будущее семейного образования

Современный мир требует большей поворотливости от школьной системы, которая десятилетиями остается практически неизменной - стандартный набор предметов с постоянным количеством учебных часов.

Между тем в некоторых странах для поступления в вузы требуется сдать тестирование по ограниченному кругу дисциплин: родному и иностранному языку, истории, математике, информатике. Получается, что остальные изучаемые в школе предметы могут оказаться нужными только в случае специализации абитуриента по какой-то тематике.

Семейное образование в настоящее время стремится к преодолению разрыва между школьной системой и требованиями, предъявляемыми быстро развивающимися технологиями с узкоспециализированной направленностью. Эти процессы происходят во всем мире.

Поэтому домашнее обучение будет набирать сторонников, по крайней мере в интеллектуальной среде, а объемы его с течением времени увеличатся, подталкиваемые процессами глобализации:

  • упрощением перемещения между странами;
  • возможностями быстрых коммуникаций;
  • снижением стоимости информационных ресурсов;
  • распространением системы freelance как наиболее удобной в ряде хозяйственных областей;
  • переходом торговли на основные обороты в Интернете;
  • развитием дистанционных форм обучения;
  • перестройкой мышления современных детей с процесса запоминания на умение находить и структурировать нужную информацию;
  • более высокими требованиями к специализации знаний в промышленности и народном хозяйстве;
  • растущим стремлением людей к независимости от государства и его институтов.

Семейное образование - перспективная система подготовки детей, обеспечивающая широкие горизонты для развития творческого потенциала, независимого мышления, одновременного прохождения программ российских и иностранных школ с параллельной аттестацией.

Главное, чтобы оно не походило на сатирический короткометражный фильм «Домашнее обучение», где родители выглядят сумасбродами с сумасшедшими идеями, а ребенок ограничен в общении со сверстниками, ведя навязанную ему жизнь отшельника.

Уроки по 45 минут пять дней в неделю в здании школы — не единственный вариант получения среднего образования. Елена Гидаспова из Москвы уже к моменту двухлетия своего сына Матвея знала: ее ребенку будет лучше учиться индивидуально, дома. О том, почему была выбрана такая форма обучения, чем она отличается от школьной, что это дает детям, а что — родителям, Елена рассказала «О!».

Как мы узнали о домашнем обучении

Еще до рождения сына мы покупали развивающие материалы, читали разную литературу, тогда же и узнали о . Когда в 2003 году родился Матвей, мы стали искать еще больше информации по этой теме. Просмотрели огромное количество форумов, на некоторых из них зарегистрировались, стали общаться, узнавать что-то новое, спортом по специальным методикам .

Через пару лет наших занятий стало ясно, что Матвей развивается «вне формата». Он опережает своих сверстников, и общаться с ними ему не очень неинтересно. Он по натуре своей созерцатель: любит досконально изучить процесс, до мельчайших деталей. И если он владеет какой-то темой, то на очень высоком уровне, почти как специалист. А дает средние знания, ориентируясь на средние способности человека. Когда есть возможность заниматься с учетом индивидуальности ребенка, почему бы этим не воспользоваться?

Метод проб и ошибок

В начале пути мы столкнулись с проблемой: вокруг нас не было единомышленников, людей, с которыми можно было обсудить какие-то важные моменты, понять, туда ли мы идем. Это не значит, что у нас не было понимания в ближнем кругу: наши родные нас поддерживали и уж точно не мешали. Но нам нужно было пространство творчества, пространство идей. А оно в те годы только начало формироваться. Очень важным для нас оказалось интервью одного из первых практиков российского семейного образования Игоря Чапковского. Мы поняли, что его тезисы нам близки, узнали о том, как организован учебный процесс в его школе. Но по ряду причин она нам не подошла. И нам пришлось идти по этому пути самостоятельно, совершая ошибки и исправляя их. И этот путь был полон вызовов, на которые надо было отвечать. У нас не было времени рефлексировать, правильно ли мы поступаем, в ту ли сторону двигаемся. Нам просто было нужно продолжать движение.

Другая философия обучения

Многие интересуются: справится ли родитель в роли учителя с поддержанием дисциплины в «классе». У нас этот вопрос никогда не стоял: мы не превращали дом в школу. Домашнее образование, в нашем понимании, не предполагает расписания, перемен и звонков. Это совсем другая философия обучения. Понять окружающий мир можно в парке, в лесу, на прогулке, в деревне у бабушки, а — при покупках в магазине. Еще Матвей ходил в математический кружок, занимался с репетитором иностранными языками, как и другие дети, которые ходят в обычную школу.

Есть такой стереотип, что у ребенка на домашнем обучении дефицит общения. Это не так: он и не сидит за партой в кругу своих ровесников, но это не значит, что у него неразвитые коммуникативные навыки и он ни с кем не общается. Матвей учился в музыкальной и спортивной школах, участвовал в концертах, соревнованиях, занимался в научно-образовательном центре, где преподают химию, физику, информатику, автодело. А однажды сын даже дал интервью для телевидения. И во всех перечисленных случаях у него не было никаких проблем с общением.

У такого типа обучения есть важное преимущество для всей семьи: нет привязки к месту, можешь уехать хоть на дачу, хоть в другую страну. . Можно самостоятельно регулировать нагрузку, где-то брать повышенную программу, а где-то довольствоваться базой. У ребенка есть возможность развиваться по интересам и способностям. Минусы в том, что ты не можешь переложить ответственность на других людей, отправить ребенка в школу и… забыть. Мотивация ребенка — тоже отдельная, большая работа. Да и самому родителю тоже нужна мотивация. Ведь иногда приходится погружаться в заведомо неинтересный тебе материал.

Юридические аспекты

Ребенок на домашнем обучении должен проходить регулярные аттестации. Сначала это было в районной школе: каждую четверть Матвей писал контрольные работы по основным предметам. Сложность была в том, что мы должны были синхронизировать свои занятия со школьными. Нужно было заниматься по тем же учебникам, по той же методике, что и класс, к которому был прикреплен Матвей. Контрольные были адаптированы под эту программу. Вот и получалось, что мы хотели развиваться в системе интересов, близких именно нашему ребенку, а приходилось подстраиваться под стандартизированную программу.

В какой-то момент школу обязали принимать экзамены у тех, кто находится на альтернативных формах обучения, по стандартам Московского центра качества образования. Это были некорректные тесты, представляющие собой причудливую смесь разных программ. Подготовиться к ним было очень сложно, потому что мы не знали, что могло попасться на экзамене. Приходилось использовать в своей подготовки предэкзаменационные материалы. Занятия по ним отнимали много сил и времени и были больше похоже на натаскивание. Именно поэтому нам пришлось отказаться от сотрудничества с районной школой и перейти к интернет-образованию, законом это разрешено.

При этом у нас не было никаких юридических проблем в связи с такой формой обучения. Никто в управлении образования нам не препятствовал, и лишних вопросов не возникало. Пару лет мы даже получали небольшую денежную компенсацию, которая шла на дополнительное образование. Потом компенсацию отменили, а мы вынуждены были сменить статус с семейного образования на очно-заочное.

Надеюсь, наш опыт окажется полезен родителям, которые . Этот вариант сложно назвать альтернативным, потому что он самостоятельный, у каждого свой путь и свои методики. И очень сложно сказать заранее, подойдет ли вашей семье такой способ получения образования. Но кто мешает попробовать и решить?

Домашнее обучение (хоумскулинг, от англ. homeschooling – домашнее обучение) популярно в США и Канаде, имеет там многолетнюю практику. В России домашнее обучение, хотя и закреплено законодательно, вызывает пока скепсис со стороны образовательных учреждений. И родителям приходится быть в буквальном смысле первопроходцами. Педагог-психолог и мама обучающегося дома ребенка Анна Девятка рассказывает о плюсах, минусах и нюансах домашнего обучения.

Зачем?

Мы начнем с того, что каждому родителю, который заинтересовался домашним обучением, важно четко понимать свои мотивы – какие задачи в семье хотят решить при помощи домашнего образования. Кто-то хочет дать своему ребенку лучшее образование, чем в школе, сократив часы общеобразовательных предметов, таких как музыка и рисование, и увеличив часы профильных предметов – например, физики, истории, биологии. Для кого-то из родителей остро стоит вопрос сохранения здоровья ребенка. И обучая его дома, они надеются избежать перегрузки. Кто-то с помощью семейного образования совмещает начало спортивной карьеры ребенка и обучение.

Какие виды домашнего обучения бывают

Учить ребенка дома решаются далеко не все хоумскулеры. В настоящее время можно выбрать государственную или частную школу, которая поможет вам придерживаться плана обучения по предметам.
Существуют очно-заочный вид обучения , когда ребенок один-два раза в неделю учится в школе целый день, а остальное время занимается дома. За один-два дня дети изучают новый материал и отрабатывают его с родителями дома. При этом процесс обучения четко отслеживается и родителями и преподавателями.

Также можно перевести ребенка в обычной школе на заочное образование. В этом случае порядок обучения, предоставление домашнего задания и проверка выполненного, консультации с учителями – все эти нюансы проговариваются с администрацией выбранного учебного заведения, и в разных школах могут различаться.

Очная форма обучения в семейных школах подойдет для тех родителей, которые заинтересованы в более частом посещении школы детьми. Дети ходят в школу 3-4 раза в неделю. Такие школы позволяют получать образование в маленьких классах с тщательно сбалансированной учебной нагрузкой.

Правовая сторона

Домашнее обучение регламентируется законами. Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. предоставил родителям право на выбор формы обучения - учить ребенка в школе или в семье. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» это право также подтвердил.

Чем привлекательно домашнее обучение

Индивидуальным подходом . Семейное образование позволяет выстроить такой график и систему обучения, которая подходит именно вашему ребенка. Также позволяет подойти к процессу обучения креативно, через игру, что особенно важно в начальной школе.

Учиться можно из любой точки мира . Так как основные участники образовательного процесса – родители и ребенок, это позволяет учиться из любой страны и совмещать путешествия, жизнь в других странах с образованием в России.

Можно выбирать окружение ребенка. Дети на домашнем обучении сдруживаются «по интересам». И если говорить про компанию «хоумскулят», среди них престижно много знать и соревноваться между собой на тему «кто больше знает» и «кто больше интересного расскажет». Для ребенка такое окружение – дополнительная мотивация учиться. Впрочем, этот плюс легко отнести и к минусам – ведь детям можно позволить и самим выбирать окружение, а не подбирать только «хороших мальчиков и девочек».

У вас появится круг единомышленников . Когда вы приступите к домашнему обучению ребенка, то встретите таких же заинтересованных в обучении родителей, которые готовы общаться, дружить семьями и помогать друг другу.

Ребенок учится выстраивать отношения с разными людьми и уважать непохожесть людей. С преподавателями, друзьями, родителями друзей – хоумскулята лучше понимают, что все люди разные, у каждого есть своя точка зрения, они лучше ориентируются в новых правилах и общении с новыми людьми и искренне не понимают, как это – быть «как все».

Что непривлекательно в домашнем обучении

Ребенку может стать скучно и одиноко . Как бы здорово ни был организован график жизни ребенка, бывают моменты когда компания не помешает – например, когда родители заняты работой, а ребенку тоскливо в соседней комнате. Родители-хоумскулеры нас поддержат – чтобы ребенок не скучал, можно позаботиться о дополнительных встречах с друзьями, например пригласить кого-то в гости.

Опасность гаджетов. Если ребенок остается дома один, важно поставить временные ограничители на компьютеры, планшеты и телефоны. Работаем на предупреждение компьютерной зависимости.

Один дома. Важно продумать, сколько времени ребенок может оставаться дома один, и может ли помочь кто-то из родственников и присмотреть за ним.

Платность образовательных услуг. Обычно в процессе домашнего образования родители привлекают репетиторов, а их работа стоит денег. Также прикрепление к школе может быть как платным, так и бесплатным. Если вы не хотите оставлять ребенка одного, придется платить за услуги няни.



К чему нужно быть готовыми родителям

Вообще, выбирая семейное образование, родители должны четко понимать свою мотивацию. Исходя из нее, важно прописать цели на год, и на все то время, когда ребенок будет учиться в семье. Кроме целей, важно обозначить критерии контроля качества образования – будут ли это сделанные задания для школы, или оценка преподавателя, или ЕГЭ.

Родители должны уделить внимание и воспитанию самомотивации ребенка. Это важно в любом обучении, но так как в школе ребенка дополнительно контролирует учитель, а дома ребенок иногда может делать уроки сам, пока мама рядом работает на компьютере – важно, чтобы ребенок сам хотел делать уроки качественно и самостоятельно. Самомотивация и самоконтроль — то чему могут научить родители. Спешить в этом вопросе не надо, на воспитание этих качеств следует потратить не меньше полугода и дальше поддерживать эти качества.

Ответственность за результат обучения делится на несколько частей. Первая и основная часть ответственности лежит на родителях – на том, как они организуют процесс обучения, пригласят ли репетиторов по профильным предметам, объяснят ли ребенку важность занятий и хорошего образования. Одним словом, сумеют ли родители создать у ребенка внешнюю мотивацию.
Ответственность ребенка – в том, что он искренне заинтересован в обучении и старается выполнять задания в срок и по возможности самостоятельно.

Будьте готовы, что на домашнем образовании ребенок станет чаще находиться рядом с вами, так что ваш график работы, занятий спортом, встреч с друзьями будет находиться в постоянной зависимости от графика жизни ребенка. Поймите для себя — готовы ли вы к этому.

Да и сам процесс домашнего обучения требует пристального внимания родителей . Например, ребенок может усиленно делать уроки всю неделю, а в субботу окажется, что он делал только английский, причем на полгода вперед. А в субботу пришел к родителям за помощью с математикой. То есть родителям придется постоянно держать руку на пульсе, выполнять в каком-то смысле роль завуча.

Важно выбрать адекватный для ребенка и его возраста темп изучения предметов. Так вы избежите перегрузки и сохраните интерес ребенка к обучению. А если ребенок сам захочет что-то дополнительно почитать, изучить более глубоко – у него всегда есть возможность сделать это самостоятельно или попросить родителей помочь.

Совсем недавно я прочла данные исследования домашнего и семейного обучения, проводимого Национальным центром статистики в сфере образования. Оказывается, в каждой стране на таком виде обучения находится около 5-10% детей от общего их количества. Например, в России ежегодно насчитывается до 100 тысяч ребят, получающих домашнее образование. Цифры меня удивили и даже немного шокировали!

Почему родители отдают предпочтение такой форме обучения?

В чем недостатки и преимущества по сравнению с государственным образованием?

Чем отличие домашнего и семейного образования?

Постараюсь полноценно ответить на эти и многие другие вопросы, предоставляя родителям максимум информации для размышления.

Почему родители не хотят отдавать ребенка в общеобразовательную школу?

Причин может быть достаточно много:

  • некоторые мамочки и папочки считают, что школа дает не достаточно качественное и углубленное образование
  • есть ряд родителей, которые считают, что нагрузка в школе достаточно серьезная и плохо влияет на физическое и психологическое состояние ребенка
  • запугивание, приобщение к вредным привычкам: курению, наркотикам, алкоголю, а также разделение на социальный уровень со стороны сверстников
  • желание родителей установить свой собственный учебный план.
  • классы переполнены, поэтому учитель не в состоянии уделить каждому ученику соответствующего внимания
  • родители хотели и хотят проводить максимум времени со своим чадом
  • семья живет достаточно далеко от школы, а добираться до нее весьма проблематично.
  • у родителей был плохой опыт школьного обучения.

Возможно, бывает десятки других причин, но я выделила основные, часто встречающиеся.

Почему дети не хотят ходить в школу?

Теперь давайте ответим на вопрос обеспокоенных родителей: «Почему сын или дочь не хотят учиться в школе?» Сами понимаете, что дети разные и причин может быть достаточно много. Приведу вашему вниманию наиболее актуальные, которые выделили психологи:

  • в школах нашей страны не уделяется должного внимания каждому ученику, нет индивидуального подхода в зависимости от его умственных и физических способностей. Как правило, общеобразовательная система рассчитана на среднестатистического ученика. Поэтому, на практике замечено, что ребята с высокими интеллектуальными способностями не развивают свой дар, грустят, ленятся и спускаются до уровня среднего школьника. А вот дитё со слабыми умственными данными чувствует себя не комфортно, комплексует, когда его вызывают к доске, боится насмешек, отвечая перед всем классом. Поэтому родители тех и других деток понимающе относятся к потребностям их чада и переводят их на домашнее или семейное обучение. Таким образом, вундеркинды развивают свои способности и не скучают от недостатка информации, а слабенькие занимаются по упрощенной программе и не наращивают в себе комплексы неполноценности.
  • отношение ребенка к школе в большинстве случаев зависит от первой учительницы. Согласитесь, что не каждому повезло с первой учительницей! Вот, например, моей дочери очень повезло. Моя малышка с удовольствием ходила в школу, впитывала каждое слово, что говорила Лидия Александровна. И не только она! Директор, родители и дети были в восторге от ее метода преподавания, от умения интересно, профессионально и доходчиво изложить информацию. Немаловажным было и то, что она была терпеливой, справедливой, внимательной к каждому ребенку, никогда не повышала голос и не выделяла кого-либо, записывая в любимчики. Именно поэтому, весь класс, будучи в 8-м классе, сохранился в полном составе, имеет достаточно высокий бал успеваемости и сейчас подтверждает свои знания по всем предметам у разных преподавателей. А вот мне даже не хочется вспоминать о первой деспотичной учительнице! Хотя я училась хорошо, но в школу идти боялась и не хотела. В ушах стоял ее крик и постоянное недовольство всеми детьми! Не буду судить, а просто скажу, что мой класс с облегчением вздохнул, когда по семейным обстоятельствам она переехала в другой город.
  • сложная школьная программа. Многие родители и педагоги, с ужасом, понимают: какой непосильный груз ложиться на плечи учащихся! Посещая школу, он просиживает по 5-8 напряженных уроков, знакомясь с темой того или иного предмета, а потом, приходя домой, досконально изучает материал и делает огромный объем домашних заданий. Ребенок эмоционально и физически устает, не выдерживает таких нагрузок, болеет и отказывается ходить в школу. Видя состояние ребенка, некоторые родители принимают решение перейти на домашнее или семейное обучение.
  • ребенок – инвалид. К сожалению, есть детки, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. И таких деток в каждой стране насчитывается десятками, а то сотнями тысяч. Для них предусмотрена специальная программа домашнего обучения и получение аттестата среднего образования.

Какие бывают формы домашнего обучения?!

Разобравшись с причинами обучения в домашних условиях, давайте поговорим о том: каким оно может быть, рассмотрим его приоритеты и недостатки.

Бывает шесть форм надомного образования:

  1. Анскулинг , что в переводе с английского обозначает «без школы». Не поверите, но это полный отказ не только от школы, но и от школьной программы в целом. Не сложно догадаться, что анскулинг очень рискованное решение родителей по отношению к будущему малыша. Уверенные в своих педагогических и умственных способностях родители считают, что сами смогут научить ребенка всему необходимому, в своеобразной форме освоит все науки, которые понадобятся ему в жизни и при поступлении в высшее учебное заведение. В основном это оказывается фатальной ошибкой! Именно поэтому анскулинг запрещен во многих странах, в том числе в России и Украине.
  2. Домашнее обучение – это тесная связь со школьной программой и преподавателями. Для такой формы обучения оформляется медицинское заключение, свидетельствующее о вынужденном домашнем обучении. В результате, школьные педагоги проводят индивидуальные занятия с ребенком на дому, не отступая от среднеобразовательной программы: с написанием самостоятельных, контрольных работ и сдачей экзаменов.
  3. Домашнее обучение с частичным посещением школы . Такой вид обучения предоставляется только вследствие медицинских показаний, утвержденных специальной медицинской комиссией. Это могут быть дети с особыми потребностями, которым разрешается посещать только несколько уроков в день.
  4. Семейное обучение значительно отличается от домашнего тем, что уроки проводят сами родители или родственники, самостоятельно выбирая расписание уроков, материалы и их объемы. Вы скажите, что это же анскулинг! Нет, посмею вам возразить! Находясь на семейном обучении, малыш закреплен к школе, каждый год проходит аттестацию, сдает экзамены, а так же обязательным условием является сдача независимого экзаменационного оценивания. По окончанию ребенок получает такой же аттестат, что и школьники, посещающие учебное заведение.
  5. Экстернат , оформляется по договоренности с администрацией школы. Ребенок с помощью родных осваивает азы науки на дому, а затем сдает контрольные и экзамены, не приходя в школу.
  6. Дистанционный метод – это обучение преподавателями посредством Интернет через программу скайп или форумы. Домашние задания и контрольные роботы выполняются в режиме онлайн. Дистанционный метод обучение согласуется и утверждается администрацией школы в силу уважительных обстоятельств ученика.

Оцениваем плюсы и минусы обучения дома.

Остановимся на положительных и отрицательных сторонах надомного образования.

Положительные стороны:

  • ребята получают образование в удобное для них время и с учетом пожеланий
  • исключается факт насилия педагогами и сверстниками
  • не нужно соблюдать школьные правила и абсурдные ритуалы.
  • появляется возможность для родителей полностью контролировать дитя, заниматься его моральным, религиозным и этическим воспитанием.
  • прекрасная возможность жить по своим биологическим часам. Это прекрасная возможность высыпаться, при необходимости прекратить или во время болезни отменить занятия и т.д.
  • заниматься изучением особых наук или редких языков.
  • снижен риск заболеваний ОРЗ, ОРВИ, травматизма, инфекционных болезней, а также практически исключаются проблемы с осанкой и ухудшения зрения.
  • происходит постоянный контакт ребенка с родителями, в результате исключается дурное или любое другое влияние на подрастающую личность.
  • есть уникальная возможность пройти школьный курс обучения меньше, чем за десять лет.

Отрицательные стороны:

  • отсутствует опыт общения с коллективом
  • потребность постоянной занятости родителей обучением ребенка, контроль за учебным процессом.
  • нет четкого графика работы и жесткой дисциплины, что стимулирует быстроту выполнения учебных заданий.
  • нет опыта разрешения конфликтных ситуаций в кругу одноклассников и старшеклассников
  • родители не смогут профессионально и полноценно обучить всем школьным предметам без исключения. Какими бы талантливыми они не были.
  • чрезмерная опека приведет к эгоизму ребенка
  • малыш вырастит, как комнатное растение – без житейского опыта
  • навязывание родителями своей точки зрения для ребенка губительно и приводит к полному отсутствию своего мнения
  • малыш чувствует, что он не такой как все и примеряет на себя образ «белой вороны».

Вот так! Так что решайте, уважаемые родители: где и как должен получать образование ваш ребенок! Желаю Вам сделать правильный выбор!

Читайте еще:

Занятия с ребенком 1 год

7 способов привить детям любовь к чтению!

Домашнее обучение – альтернатива школьному. Продуктивно ли оно и как правильно его организовать?

Для того, чтобы успешно организовать обучение ребенка на дому необходимо

  • Выбрать школу, к которой будет приписан ученик и в которой впоследствии будет проходить аттестацию.

С начала 90-х годов по закону любой человек, являющийся гражданином Российской Федерации, имеет право обучаться на дому, но для получения необходимых документов об образовании необходима аттестация в подходящем по уровню государственном образовательном учреждении.

Юридически родители имеют право приписать своего ребенка к любому учебному заведению по своему желанию, но на практике меньше вопросов и проблем возникает при выборе школы, которая уже имеет «штат» учеников на домашнем обучении.

  • Написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести ребенка на домашнее обучение.

По сути, это единственный документ (кроме, конечно, копий паспортов родителей, свидетельства о рождении ребенка и фотографий), который требуется от родителей, решивших, что их ребенок будет обучаться дома. В устной беседе с директором в качестве причины такого выбора следует назвать особые семейные обстоятельства, например, частые командировки или любовь к путешествиям. В заявлении нужно обозначить, что всю ответственность за качество знаний ребенка родители берут на себя в силу того, что это их самостоятельное решение без особых объективных на то причин (как, например, состояние здоровья ребенка).

После того, как ребенок будет официально приписан к школе, нужно будет решить, как часто и по какой схеме его будут аттестовывать. Сдавать экзамены, практические и лабораторные работы он может как раз в неделю, так и один раз в полугодие опять же по согласованию с администрацией школы.

  • В случае необходимости следует предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

Для надомного обучения, когда школьные учителя приходят к ученику домой для проведения урока, необходима специальная медицинская справка, выданная клинико-экспертной комиссией (КЭК) медицинского учреждения. Если ребенок страдает заболеваниями, которые препятствуют его обучению в обычной школе, то по заключению КЭК он может рассчитывать на бесплатное обучение наравне со всеми гражданами России.

  • Получить программу и рекомендации по необходимому объему и качеству знаний, которые должен иметь ребенок по окончании отчетного периода.

Важно помнить о том, что выбирая домашнее обучение, родители серьезно должны быть озабочены качеством знаний, которые получит их ребенок. По истечении отчетного периода - недели, месяца, четверти или полугодия, в зависимости от договоренности со школой - ребенок должен будет успешно сдать положенные тесты и экзамены для того, чтобы быть аттестованным. В противном случае, будет рассматриваться вопрос о том, что домашнее обучение для него не эффективно и не представляется возможным.

Для того, чтобы не попасть впросак, определиться с тем, кто и как будет обучать ребенка на дому, родителям имеет смысл заранее получить программу обучения, обговорить с директором или завучем сложные моменты, пункты, на которые следует обратить особое внимание и т.д.

  • Определиться с формой домашнего обучения.

С появлением законодательно закрепленного права гражданина самому выбирать, и соответствующие документы об образовании, стали распространяться не только сети частных школ, но и домашнее обучение также получило свое развитие. В настоящее время существует три формы организации образования на дому.

Формы домашнего обучения

Надомное

Надомное обучение организуется силами школы, к которой приписан ученик, не способный из-за состояния здоровья обучаться на общих основаниях. Для тех, кто выбрал домашнее обучение без видимых на то причин, надомное обучение не может быть доступно.

Предоставив необходимые медицинские справки, ученик имеет право на то, чтобы учителя школы, к которой он приписан, проводили с ним индивидуальные занятия у него на дому. Данные уроки полностью дублируют школьную программу, а их качество полностью зависит от того, насколько добросовестно относятся к внеклассной работе.

Семейное

Семейное обучение организуется также после принятия заявления от родителей о домашнем обучении ребенка в одной из школ и согласования порядка аттестации ученика.

Классы семейного типа создаются при полной инициативе и , которые сами выступают в роли педагогов младших классов, а позже и учителей-предметников. Беря на себя ответственность за качество образования детей, родители вправе составить свою программу, дополнить необходимыми на их взгляд дисциплинами, скажем, начальную школу, изменить подход к изучению какого-то предмета по своему усмотрению. Но они должны помнить, что в конце четверти или полугодия в зависимости от договоренности со школой ребенок должен будет сдать экзамен, чтобы подтвердить, что он получил те же знания, что и его сверстники, находившиеся все это время за школьной партой. В остальном же родители вправе проявлять фантазию и творчество, изобретая новые формы и подходы для того, чтобы их детям было веселее и интереснее учиться.

Экстернат

Экстернат является самой известной формой индивидуального обучения и часто ассоциируется с одаренными детьми, такими, как Майкл Кевин Кирни, который окончил среднюю школу экстерном в 6 лет, а в десятилетнем возрасте попал в книгу рекордов Гинесса как самый молодой выпускник университета.

Для образования и получения аттестата по форме экстерната целесообразным является найти школу с опытом подобной работы, где есть ответственный (как правило, один из завучей) за организацию экстерната в данном учебном заведении. Как правило, в такой школе уже есть группа детей, с которой ведется работа по данной форме.

После заполнения соответствующих документов, родители получают на руки и зачетную книжку, и затем 2 раза в год ребенок сдает экзамены по предметам для того, чтобы переходить из класса в класс.

Если у ученика есть возможность и способности усваивать знания быстрее, чем это прописано в плане, он может переходить в следующий класс раз в полгода, а не раз в год, как все остальные дети. В этом и заключается суть экстерната.

Как правило, родители, нацеленные на экстернат, сразу же нанимают репетиторов, чтобы они смогли быстро и качественно обучить ребенка предмету.

По официальной статистике, имеющейся за 2007 год, из 100 тысяч детей, получавших образование на дому, 19 с половиной тысяч детей обучались на экстернате, почти 4 тысячи детей на семейном обучении, а остальные получали надомное образование по состоянию здоровья.

Родители в домашнем обучении

Оставляя ребенка на домашнем обучении, наставника и просветителя, которую в обществе призван нести учитель. Для того, чтобы успешно справиться с такими важными обязанностями, от родителей требуется определенный набор навыков.

  • Базовые знания и эрудиция, готовность отвечать на вопросы.

Необходимо воскресить собственные знания, полученные в школе и в течение жизни, для того, чтобы суметь отвечать на вопросы своего ребенка, удовлетворяя любознательность новоиспеченного ученика.

  • Организованность.

Родители должны уметь эффективно управлять собственным временем и правильно планировать время ребенка.

  • Разжигать и поддерживать познавательный интерес ребенка.

Нужно уметь нетривиально и с удовольствием преподносить новую информацию, тогда ребенок будет заинтересован в получении знаний.

  • Способствовать развитию самостоятельности.

Начиная с совместного изучения материала, со временем нужно увеличивать долю ребенком. Так, к концу седьмого класса ученик способен сам добыть необходимую информацию, выбрать нужное и отсечь лишнее, изучить и суметь рассказать о прочитанном, а затем сдать экзамен.

  • Развитие навыков целеполагания.

Родители должны уметь четко и ясно объяснить ребенку, почему они выбрали такую форму образования для него, какие она несет для него бонусы и как он должен их использовать. В противном случае, ребенок не будет видеть смысла в развитии самостоятельности и вообще получения знаний, не будучи ежедневно под контролем учителя.

Плюсы и минусы способа

Как и в любой ситуации, выбирая домашнее обучение, нужно трезво оценивать положительные и отрицательные моменты своего выбора.

Слабые сторона обучения на дому:

  • Отсутствие общения в коллективе сверстников или недостаточное его количество.
  • Родители должны перестать быть только мамой и папой, но стать еще и учителями, а это может быть болезненно для всех членов семьи.
  • Необходимость удаленной работы одного из родителей или вовсе .
  • Большие расходы на пособия и другие учебные материалы, а также на репетиторов, в случае если родители недостаточно компетентны в том или ином предмете.

Сильные стороны домашнего обучения:

  • Комфортные атмосфера и режим, привычная среда и отсутствие неприятных людей в окружении.
  • Индивидуальный темп и форма изучения предмета, а не рассчитанная на среднего ученика.
  • Возможность углубленного изучения действительно и ознакомления с другими предметами в рамках, необходимых для написания теста.
  • Более глубокие и близкие отношения с родителями, благодаря ежедневному контакту, изучению и обсуждению нового.

Мнение специалистов о целесообразности, преимуществах и недостатках домашнего обучения (видео)

Таким образом, перевести своего ребенка на домашнее обучение не представляет трудностей - достаточно найти подходящую школу с опытом такой работы и написать соответствующее заявление на имя директора. Далее необходимо согласовать план аттестации ребенка и получить на руки программу, которую он должен будет освоить за определенный отрезок времени. После этого нужно определиться с формой обучения на дому, в рамках которой ребенок будет получать знания. Соотнеся все позитивные и негативные стороны домашнего обучения, родители смогут определиться с тем, что действительно нужно их ребенку.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: