Диктант непроизносимые согласные в корне. Диктанты с творческим заданием

Агентство, ассистентский, безмолвствовать, бескорыстный, беспристрастный, бесчувственный, блеснуть, брусчатый, взгрустнулось, горестный, да здравствует, добросовестный, должностной, дощатый, жизнерадостный, захолустный, интеллигентский, искусный, клетчатка, комендантский, крупитчатый, лаборантский, ландшафт, масштаб, мундштук, наперсник, неистовство, объездчик, окрестность, опасность, парламентский, передатчик, перебежчик, перекрёстный.

Словарный диктант № 2. Непроизносимые и сомнительные согласные (продолжение)

Переписчик, перехлестнуть, песчаный, поверхностно, подписчик, под уздцы, поздний, по-прежнему, попутчик, постный, потчевать, почерк, праздничный, предвестник, предчувствие, прелестный, разведчик, разослать (от слать), разостлать (от стлать), редкостный, рентген, ресница, ровесник, рыбацкий, сверстник, светский, словесный, совестливый, совместный, страстный, сумасшедший, съестной, тростник, туристский, тягостный, тяжеловесный, уездный, упразднить, участвовать, хрустнуть, частный, шествовать (идти), шефствовать (быть шефом), яростный, яство.

Словарный диктант № 3. Слова с двойными согласными

Аккомпанемент, аккомпанировать, аккордеон, аккумулятор, аккуратный, аллегория, аллигатор, аннотация, антенна, аппарат, аппетит, аппликация, артиллерия, ассистент, ассортимент, аттестат, аттракцион, аффект, балл, балласт, баллон, баррикада, бацилла, бессонница, бриллиант, бессуффиксный, вилла, вожжи, выжженный, гамма, гиббон, гиппопотам, горилла, грамм, грипп, диаграмма, дискуссия, дрессированный, дрожжи, жжёный, жужжать, иллюзия, иллюминация, иллюстрация, иммунитет, интеллект, интеллигентный, искусство, каллиграфия, кассета, классика, коллега, коллектив, коллекция, колосс (великан).

Словарный диктант № 4. Слова с двойными согласными (продолжение)

Комиссия, комментарий, компресс, компромисс, конгресс, коралл, корректный, корреспондент, коррозия, коттедж, кристалл, кросс, кроссворд, массаж, массив, металлический, миссия, нарцисс, новелла, оккупация, одессит (Одесса), параллель, пассажир, пассивный, перрон, пессимизм, пресса, прогресс, пропеллер, профессия, процесс, рассчитать, режиссёр, саванна, стеллаж, телеграмма, теннис, терраса, территория, тонна, трасса, троллейбус, труппа, тоннель, хоккей, хоккеист, холл, целлофан, шасси, шоссе, экспресс, эффект.

Словарный диктант № 5. Слова с двойными согласными. Слова, в которых нет двойных согласных

Алюминий, актриса, белорус, белоруска (но: Белоруссия, белорусский), брюзжать, волейбол, галерея, гостиная, гостиница, гуманизм, десант, десерт, дилетант, драма, имитация, карикатура, колонка, коридор, кристальный, лилипут, манка, опереточный, официальный, офицер, привилегия, продюсер, раса, расчёт, расчётливый, расчётный, ресурс, реферат, трёхтонка, труженик, финский, элита.

Словарный диктант № 6. ПРИСТАВКИ ПРЕ- и ПРИ-

Пребывать где-то, прибывать куда-то, презирать предателя, призирать сироту, прекратить, преобразовать, преодолеть, препятствие, претензия, претендовать, притворить дверь, претворить мечту, планы; привыкать, приготовить, приказать, приключение, примерять одежду, примирять врагов, приобрести, приспособить, присутствовать, притвориться больным, прекословить, камень преткновения, приданое невесты, бесприданница, привилегия, приоритет.

Словарный диктант № 7. О-Ё-Е после шипящих

Жокей, жонглёр, изжога, мажорный, ожог (сущ.), поджог (сущ.), обжёг (глагол), прожорливый, распашонка, трещотка, трущоба, чащоба, чопорный, шомпол, шорник, шорох, бечёвка, зажжённый, жёваный, жёлоб, кошёлка, не в счёт, недочёт, никчёмный, печёнка, причёска, пшёнка, решётка, чёткий, шёпот, щёголь, щёлочь, кочёвка, корчёвка, напряжённость, ночёвка, отмежёвываться, печёный, сгущёнка, сушёный, толчёный, тушёнка, учёный, верблюжонок, вершок, дьячок, кумачовый, новичок, ножовка, парчовый, ручонка, речонка, дирижёр, стажёр.

Словарный диктант № 8. Н и НН в разных частях речи

Жёваный, кованый, ветреный (человек, день), ветряной (двигатель, оспа, мельница), серебряный, деревянный, стеклянный, оловянный, приданое (невесты), приданное значение, посаженный в тюрьму, посажёный отец, желанный, жеманный, данный, нечаянный, отчаянный, священный, невиданный, неслыханный, бешеный, диковинный, старинный, бездонный, бессонница, брошенный, смышлёный, мороженый, племянник, именинник, раненый, тканый.

Словарный диктант № 9. Н и НН в разных частях речи (продолжение)

Стреноженный, шерстяной, совершеннолетие, поклонник, путаник, пунктуационный, рьяный, рассчитанный, хоженый, езженый, эмалированный, искусственный, гривенник, дискуссионный, квалифицированный, классифицированный, нежданно-негаданно, мошенник, труженик, вышеизложенный, балованный, злоумышленник, оккупированный, зажжённый, длина, длинный, дарёный, отъявленный, неписаный, непрошеный.

Словарный диктант № 10. Сложные существительные

Бортпроводник, вице-президент, военачальник, горемыка, дровозаготовки, иван-да-марья (растение), канцтовары, киловатт-час, лжепророк, маскхалат, мать-и-мачеха (растение), мини-юбка, музей-квартира, норд-вест, овощехранилище, плацдарм, пресс-конференция, прима-балерина, полтетради, товарооборот, четверокурсник, южноамериканец.

Словарный диктант № 11. Сложные прилагательные

Взаимно перпендикулярные, витаминосодержащий, высокоинтеллектуальный, достопримечательный, жизненно важный, идейно-политический, иззелена-синий, кисло-сладкий, косноязычный, кредитно-денежный, левосторонний, литературно-критический, максимально близкий, молниеносный, научно обоснованный, научно-популярный, обоюдовыгодный, общественно полезный, общественно-политический, официально-деловой, рабски покорный, широкодоступный.

Класс. Слова с непроверяемыми написаниями (по алфавиту)

Словарный диктант № 12. А

Абонемент, абитуриент, авантюра, агрегат, адвокат, адъютант, академия, аккомпанемент, аллегория, амфитеатр, аналогия, аномалия, анонимный, аплодисменты, арматура, артиллерия, арьергард, астрономия, аттракцион, аппликация, апелляция.

Словарный диктант № 13. Б

Багровый, бакалея, бить баклуши, баланс, балерина, балласт, баллон, барометр, бархат, батальон, батарея, бахрома, бетон, бечёвка, бидон, бинокль, биссектриса, блокада, богатырь, бойкот, болото, бордовый, браслет, брезент, бриллиант, брошюра, бутерброд, бюллетень.

Словарный диктант № 14. В

Вагон, вакансия, вакуум, вакцина, варежка, ватрушка, велосипед, вентилятор, верблюд, вереница, веретено, вермишель, вестибюль, ветеран, ветчина, визит, винегрет, виолончель, виртуоз, витраж, витрина, вокзал, волейбол, волокита, волокно, волшебство.

Словарный диктант № 15. Г

Габарит, гавань, газон, галантерея, галерея, гараж, гардероб, гармония, гарнизон, генерал, гениальный, геология, георгин, гербарий, гибрид, гигиена, гимнастика, гипербола, гипотеза, гирлянда, гонорар, горизонт, готовальня, градация, грамматика, грамота, гримаса, гуманизм.

Словарный диктант № 16. Д

Девиз, дезертир, дезинфекция, декламация, декларация, делегация, деликатес, демисезонный, демобилизация, демократия, десант, десерт, дефект, дефис, диагноз, диагональ, диалект, диаметр, диапазон, диверсант, дивизия, диета, дилетант, дипломат, директор, дирижёр, диспетчер, дисциплина, донор, досконально.

Словарный диктант № 17. Е-И

Егерь, енот, жакет, жаргон, жасмин, желанный, жемчужина, жетон, жилет, жонглёр, зефир, игнорировать, иерархия, иероглиф, иллюминация, имитация, инвентарь, иней, инженер, инициал, интеллект, интеллигентный, интервал, интерьер, инцидент, истина.

Словарный диктант № 18. К

Кабель, кабина, кавалерия, кавычки, каламбур, каланча, калач, калейдоскоп, календарь, каллиграфия, калория, камертон, каморка, кампания (мероприятие), канава, канал, канонада, канцелярия, каравай, караван, карантин, караул, карикатура, каркас, карнавал, карниз, картон, кастрюля, каталог, катастрофа, каторга, кашне, каштан, каюта, квитанция.

Словарный диктант № 19. К

Кенгуру, керамика, кибернетика, кипарис, кисея, кларнет, кобура, коврижка, ковыль, коллега, коллектив, колонна, колорит, колос (у злаков), колосс (великан), колпак, колхоз, комбайн, комбинат, комедия, комета, комиссия, комод, компания (общество, объединения, предприятие), компас, компенсация, комплимент, композитор, компонент, компресс, компромисс, комфорт, конвейер, консерватория, конспирация, контингент, континент.

Словарный диктант № 20. К

Контрабанда, контракт, конферансье, конфетти, конфисковать, конфорка, концентрировать, коралл, корзина, коридор, коромысло, корыто, космонавт, котлован, кочан, коченеть, кочерга, кошелёк, коэффициент, крапива, кредит, кристалл, критерий, кропотливый, культпоход.

Словарный диктант № 21. Л-М

Лабиринт, лаборатория, лазарет, лаконичный, лауреат, лачужка, легенда, ликвидация, лимит, линолеум, лодыжка, ложбина, локомотив, лопата, лоскут, лотерея, лохмотья, лощина, мавзолей, магистраль, макароны, макулатура, манекен, манифест, маргарин, марионетка, медиана, медикаменты, медицина, мезонин, меланхолия, мелодия, мемориальный, меридиан.

При написании Контрольные диктанты 3 класс по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» использовались материалы из книги: Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. «500 контрольных диктантов по русскому языку. 1–4 классы»

Непроизносимые согласные в корне слова

Праздник космонавтики

Двенадцатого апреля мы празднуем День космонавтики. В этот день человек впервые оторвался от земли и вышел в звёздный простор. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. Доблестный сын русского народа.
В этот день человечество сделало гигантский шаг в своём развитии. Оно вступило на лестницу, ведущую к звёздам.

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта два однокоренных слова.
  2. Составить и записать по одному слову с согласной В так, чтобы с помощью этой согласной получились слова с орфограммами:

    б) непроизносимая согласная.

Золотая птица

Иволга – одна из самых красивых птиц наших лесов. Песня её прелестная и немножко грустная. Она похожа на протяжный свист флейты. Песни иволги делают наши леса ещё прекраснее. И вдруг с того же места раздаётся ужасный кошачий вопль. На дерево забралась кошка? Нет. Так кричит иволга. Её кто-то сильно испугал. В августе родители и птенцы улетают. На родине они живут всего три месяца.

Грамматические задания

  1. К двум словам диктанта с сочетаниями СН – ЗН приписать проверочные.
  2. Разобрать по составу слова: КРАСИВЫХ, ПРОТЯЖНЫЙ.
  3. Составить и записать по одному слову с согласной Т так, чтобы с помощью этой согласной получились слова с орфограммами:
    а) парная согласная в слабой позиции;
    б) непроизносимая согласная.

Звёздные странники

Вокруг Солнца кружатся планеты. Есть среди них и гигантские. Это Юпитер, Сатурн, Уран. Марс, Венера, Меркурий, Плутон поменьше. Эти чудесные планеты нам известны. Мы их видим на звёздном небе как прелестные маленькие звёздочки. Очень маленькие планеты называют астероидами. Они располагаются в основном в окрестностях Юпитера и Марса. Но появляются у нас в Солнечной системе и прекрасные звёздные странники. Это кометы. При приближении к солнцу у них появляется ужасный хвост. И мы видим хвостатую звезду. В старину кометы считались вестниками несчастий.

Грамматические задания

  1. К двум словам диктанта с непроизносимыми согласными в корне приписать проверочные.
  2. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными в корне Я, И. Написать проверочные слова.
  3. Над именами собственными в диктанте поставить знак ударения.

Текущая страница: 8 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]

Контрольное списывание

Дивный цветок

Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было гигантского роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными цветами. Цветок держался на прямом стебле. Его украшали широкие листья. На большой круглой голове был венец из нежных жёлтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминала солнце.

Растение любило тепло и всегда поворачивалось к солнечному свету. По дивному цветку узнавали время. Цветок назвали подсолнечником. По имени яркого солнца. (71 слово)

По Е. Пермяку

Грамматические задания

1. Выписать из текста три слова с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочные слова.

2. Выписать из текста слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

Письмо по памяти
* * *

Мороз и солнце. День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный!

А.С. Пушкин

Грамматические задания

1. Выписать два слова с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочные слова.

2. Выписать слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

* * *

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

Н.А. Некрасов

Грамматические задания

1. Выписать слово с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочное слово.

2. Написать слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

Контрольные диктанты
Праздник космонавтики

Двенадцатого апреля мы празднуем День космонавтики. В этот день человек впервые оторвался от земли и вышел в звёздный простор. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. Доблестный сын русского народа.

В этот день человечество сделало гигантский шаг в своём развитии. Оно вступило на лестницу, ведущую к звёздам. (48 слов)


Грамматические задания

2. Выписать из диктанта два однокоренных слова.

3. Составить и записать по одному слову с согласной В так, чтобы с помощью этой согласной получились слова с орфограммами:

б) непроизносимая согласная.

Золотая птица

Иволга – одна из самых красивых птиц наших лесов. Песня её прелестная и немножко грустная. Она похожа на протяжный свист флейты. Песни иволги делают наши леса ещё прекраснее. И вдруг с того же места раздаётся ужасный кошачий вопль. На дерево забралась кошка? Нет. Так кричит иволга. Её кто-то сильно испугал. В августе родители и птенцы улетают. На родине они живут всего три месяца. (64 слова)


Грамматические задания

1. К двум словам диктанта с сочетаниями СН – ЗН приписать проверочные.

2. Разобрать по составу слова: КРАСИВЫХ, ПРОТЯЖНЫЙ.

3. Составить и записать по одному слову с согласной Т так, чтобы с помощью этой согласной получились слова с орфограммами:

а) парная согласная в слабой позиции;

б) непроизносимая согласная.

Звёздные странники

Вокруг Солнца кружатся планеты. Есть среди них и гигантские. Это Юпитер, Сатурн, Уран. Марс, Венера, Меркурий, Плутон поменьше. Эти чудесные планеты нам известны. Мы их видим на звёздном небе как прелестные маленькие звёздочки. Очень маленькие планеты называют астероидами. Они располагаются в основном в окрестностях Юпитера и Марса. Но появляются у нас в Солнечной системе и прекрасные звёздные странники. Это кометы. При приближении к солнцу у них появляется ужасный хвост. И мы видим хвостатую звезду. В старину кометы считались вестниками несчастий. (82 слова)


Грамматические задания

1. К двум словам диктанта с непроизносимыми согласными в корне приписать проверочные.

2. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными в корне Я, И. Написать проверочные слова.

3. Над именами собственными в диктанте поставить знак ударения.

Контрольные работы за 2 четверть
Луна-рыба

Луна-рыба поражает своим чудесным обликом и размерами. Это самая тяжёлая из всех костных рыб. Вес её достигает двух тысяч килограммов. Это целых две тонны. Живут гигантские тяжеловесы в морях тропического пояса. Эта рыба – самая плодовитая в мире. (40 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными в корне Е, Я, И, О. Написать проверочные слова.

2. Выписать из диктанта два слова с непроизносимыми согласными. Написать проверочные слова.

3. Написать два однокоренных слова к слову РЫБА.

Молочное дерево

Кто даёт молоко? Всем это известно. Корова. А может ли дерево заменить корову и давать молоко?

Такое дерево растёт на территории Венесуэлы. Его сок напоминает по вкусу коровье молоко. Местные жители аккуратно надрезают кору дерева. Оттуда течёт сок. Жители подставляют чашки для этой вкусной жидкости. Она очень питательна и полезна. Так считают даже учёные. (56 слов)


Грамматические задания

2. Разделить на слоги для переноса слова: ЗАМЕНИТЬ, УЧЁНЫЕ.

3. Выписать из первого предложения слово, в котором звуков больше, чем букв.

Хвоинки

Хвоя можжевельника – это тоже листья. Только они жёсткие. Форма у них особая. Она длинная и узкая. Такие листочки способны пережить зиму. Для этого они достаточно прочны. Восковая кожица не даёт им сохнуть. Хвоя живёт на дереве несколько лет. Потом она буреет и опадает. Но не вся сразу. Поэтому на дереве сохраняется листва круглый год. В осенние и зимние дни она радует нас зеленью. (63 слова)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с непроизносимой согласной; б) с парной согласной в слабой позиции; в) с безударной гласной, проверяемой ударением; г) с удвоенной согласной.

2. Подобрать и записать три однокоренных слова к слову ЗИМА.

3. Поставить знак ударения над словами первого предложения.

Песчаная эфа

Из пустынных гадюк больше известна песчаная эфа. В нашей стране она встречается в Азии. Встреча с ней опасна. Эта змея держит грустное первенство по количеству погибших от неё людей. Передвигается она очень интересно. Она ползёт не вперёд, а как бы боком. След бокового хода состоит из отдельных косых полосок с крючковатыми концами. Эти следы сразу выдают песчаную эфу. В такой местности следует быть осторожным. (66 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с непроизносимой согласной; б) с парной согласной в слабой позиции; в) с безударной гласной, проверяемой ударением; г) с удвоенной согласной.

2. Разобрать по составу слова: ПУСТЫННЫХ, БОКОВОГО.

3. Подобрать и записать слово, близкое по значению слову ГРУСТНОЕ.

Лакомка

Мурка была странной кошкой. Любила она сладкий мёд. Раз Мурка грелась на утреннем солнце. Тут она почувствовала вкусный знакомый запах. Кошка радостно открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем лакомка аккуратно встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг окрестности огласил громкий кошачий визг. Несчастная Мурка бросилась в кусты. (56 слов)

По А. Дорохову

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта два слова с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочные слова.

2. Продолжить ряд слов на данное правило:

ВАННА, СУММА, …, …;

ЧУДЕСНЫЙ, УЖАСНЫЙ, …, …;

ЛЁГКИЙ, МЯГКИЙ, …, ….

3. Последнее предложение разобрать по членам предложения. Выписать словосочетания.

Концерт

Как готовятся лягушки к весенним концертам? Как и люди к праздникам. Лягушки наряжаются. У травяных голубеет горлышко. Остромордые с ног до головы становятся голубыми. Но особенно цветастые – тропические лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рёв, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус. (47 слов)

По Н. Сладкову

Грамматические задания

1. В словах первого предложения подчеркнуть согласные.

2. Написать два однокоренных слова к слову ТРАВА.

3. Выписать из диктанта предложение, состоящее только из главных членов. Слова этого предложения разделить на слоги.

Кактус

Кактусы известны своим умением приспосабливаться к местным условиям. Кактусы растут в сухом и жарком климате и долгое время прекрасно обходятся без воды. Прошёл дождь. Кактус сразу всасывает воду. Хранит он её в стебле. Стебель похож на губку. Но его оболочка толстая. Поэтому вода не испаряется и при жарком солнце. Да и листья кактуса – иголки. Иголки спасают кактус от испарения и защищают его от местных животных. (66 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

2. Выписать из диктанта два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

3. В последнем предложении подчеркнуть главные члены.

Фламинго

Фламинго – очень интересные птицы. Молодые фламинго серого цвета. Розовеют они позднее. Летают фламинго, вытянув длинную шею вперед, а ноги назад. Строят гнёзда по берегам морей. Там они выуживают вкусных рачков и улиток. На иле лежат перья, ракушки, мятые стебли. Материал они аккуратно скрепляют илом. Так появляется на вязкой грязи гнездо фламинго. (51 слово)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с непроизносимой согласной; б) с парной согласной в слабой позиции; в) с безударной гласной, проверяемой ударением; г) с удвоенной согласной.

2. Выписать слова, в которых произношение не совпадает с написанием: НАЗАД, НОГИ, МОРЕЙ.

3. Разобрать по составу слова: ДЛИННУЮ, ВКУСНЫХ.

Червячок

Самый длинный червь живёт у берегов Атлантики. В длину он достигает гигантских размеров. Известны особи до пятнадцати метров. Живут чудесные малютки целыми семьями. Окрашен червь в коричневый цвет. Но отливает прекрасным фиолетовым цветом. На спине у него тёмные и светлые полосы. Не любит он показывать солнцу свой наряд. Выходит червь на охоту по ночам. А ранним утром он прячется среди камней прибрежья. (63 слова)


Грамматические задания

3. Выписать из диктанта слово с разделительным Ь. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

Акула

Часто неаккуратный рыболов ухитряется даже о колючки ерша или о зубы щурёнка пальцы оцарапать до крови! Но есть рыбы действительно опасные.

Очень опасны большие акулы. В акульей пасти зубы бывают в шесть рядов. Они острые, как пила. Но гигантские китовые акулы людей не трогают. Хотя аппетит у акул хороший. Они пасутся на своих пастбищах и едят мелких рачков. Акулы заглатывают их миллионами. (63 слова)

По Н. Сладкову

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными в корне Е, Я, И, О, А. Написать проверочные слова.

2. Выписать из диктанта два слова с удвоенной согласной. Разделить эти слова на слоги.

3. Выписать из диктанта по одному слову с разделительным Ь и Ь – показателем мягкости.

Изложение
Наседка

Я лежу на воде и держусь рукой за тростинку. Подо мной песчаная полянка подводная. На её краю лежит старое ведро.

Из ведра выполз рак и стал водить усами и глазами. Потом он стал щупать песок клешнями. А от хвоста рачьего поползли рачата ростом с муравья. Они тоже деловито шевелили усами и щупали песок клешнями.

Я засмеялся. Рачата сразу кинулись под широкий материнский хвост. А рачиха собрала семейство и ловко юркнула под ведро. Больше она не показалась. (77 слов)

По Н. Сладкову

Грамматические задания

1. Составить план.

2. Написать изложение текста, соблюдая красную строку.

3 четверть
Предлоги и приставки Словарь

задумался допил надстройка облетел одарил сократил

созрел поводок окружить состарился посмотрел обошёл

отход осмелел подарить набег дополз дотащил

отошёл оттянул захотеть подкоп надкусил постучал

налетел обманул долечить заварил повертел наварил

сослужил зашёл подарок пожар запах отвар

Выборочный диктант

Дошёл до дома, побежал по полянке, извлёк из избушки, оттянул от пропасти, загадать загадку, сбежал с собакой, наехать на гвоздь, влетел в окно, подставить подножку, надстроить над домом, прочитал про лётчиков, забежал за сарай, стянул с верёвки, входить в метро, закрыл за ним, посмотрел по сторонам, закрыл за собой.

Обучающие диктанты
Храбрый дрозд

Отбился от дома кот, одичал и стал сам добывать себе пищу. Бегает кот по лесам и кустам. Ловит он птичек и разоряет гнёзда. Заметил кот в дупле дрозда. Из гнезда слышится писк птенчиков. Вот где пожива! Глаза у кота разгорелись. Подобрался он к дуплу и опустил туда лапу. Вдруг дрозд подлетел. Бросился дрозд на кота сзади и принялся клевать его. В голову, в нос и глаза. Струсил кот. Сполз он с дерева и бросился бежать. (77 слов)


Грамматические задания

1. В словах первого предложения подчеркнуть приставки.

2. Выписать из диктанта по одному слову: а) с приставкой ПО-; б) с предлогом ПО.

3. Записать по одному слову с приставками НАД-, ПРО-, ДО-.

Бородач-ягнятник

Ягнятник – это птица из семейства грифов. Под клювом у него пучок перьев. Он похож на бородку. Но почему ягнятник? Бородач-ягнятник часто ворует у пастухов малых ягнят. На опасных горных склонах он ударами крыльев толкает в пропасть овец, коз, собак. Бородачи очень любопытны. Они подлетают к человеку без агрессивных намерений. Бородачи просто хотят получше его рассмотреть. Но человеку от этого не легче. Несётся к тебе со свистом двухметровый любопытный. Страшно! (70 слов)


Грамматические задания

2. Выписать из диктанта по одному слову: а) с приставкой ПОД-; б) с предлогом ПОД.

3. Записать по одному слову с приставками ЗА-, СО-, НА-.

Лесные страхи

Стоял тёплый день. Медведица с медвежонком ходили по редкому лесу за оврагом. На крутом склоне лежал обломок дерева. Малыш схватился за него лапами. Со страшным грохотом обломок вместе с медвежонком полетел вниз. Поднялась пыль. Затрещали кусты. Застучали лесные камешки. Малыш от страха и от боли заревел. Медведица быстро бросилась к нему. А перепуганный мишка уже тянулся к матери. Он тихонько скулил. (63 слова)

По С. Устимову

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с приставкой С-; б) с предлогом С.

2. Разобрать по составу слова: ЗАХОД, ЗАЛ, ПОЛЁТ, ПОЛЕ.

3. Записать по одному слову с приставками О-, ОБ-, ОТ-.

Контрольные диктанты
Соколы

На сосне в гнезде хрустнула хрупкая скорлупка яйца. Появился первый черноглазый птенец. У малыша красивый наряд из белого пуха. За первым другие явились. У хищных птиц мать всегда сидит с птенцами. А отец ищет пищу. Мать встречает отца с охоты за много метров от гнезда. Отец замедляет полёт. Она в воздухе перевернулась спиной вниз. Так она приняла добычу из его когтей в свои. Добычу мать отдаёт птенцам. (68 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с приставкой ЗА-; б) с предлогом ЗА.

2. Написать по одному слову, где ДО: а) часть корня; б) приста– вка.

3. Разобрать по составу слова: НАРЯД, ПОЛЁТ, СПИНОЙ.

Фазан

Фазан – это дикая курица. Фазаны селятся в тростниках по долинам рек и на окраинах полей. Ранней весной петухи ищут гнездовые территории. У каждого она своя. Фазаны охраняют свою территорию от чужих петухов. Фазанята сразу после рождения уходят за матерью из гнезда. Ночуют они первое время на земле, но под крылом у мамаши. На третий день уже порхать умеют. На тринадцатый день уже хорошо летают. Птенцы сами взлетают за матерью на ветки деревьев и там ночуют. (77 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта пять разных предлогов.

2. Выписать из диктанта по одному слову, где О: а) часть корня; б) приставка.

3. Образовать от слова ХОД три однокоренных слова с помощью разных приставок.

Разделительный твёрдый знак Словарь

разъединить разъяснил подъезд въезжать съест отъезд

предъюбилейный подъезжать съедобный объедки изъян въезд

взъерошенный въедливый объёмный подъехал подъём объятия

разъярённый предъявить инъекция объехал съёмка отъехал

объявление объединить объедение съёжился съязвил объяснил

Выборочный диктант

Объяснить Марье, вьюн съёжился, съел с жадностью, оживление на съёмке, разъярённые братья, объедки печенья, Дарья съязвила, свинья съест, подъехать к подъёму, разъяснил объявление, предъявить сыновьям, предъюбилейное веселье, вьюга вьёт, взъерошенные воробьи, объятья гостьи.

Обучающие диктанты
Русские пословицы, поговорки, приметы

Съесть не могу, а оставить жаль. Одним махом поля не объехать. Зимой бы съел грибок, да снег глубок. Счастье с несчастьем близко живут. Дрожжи хороши, да не подъёмчивы. И считанную овцу волк съедает. Горе в чужой стране безъязыкому. Не прикидывайся овцою: волк съест. Молод знал голод, а отъелся – позабыл. Друг верен во всём измерен. Не учи безделью, а учи рукоделью. А дело бывало – и коза волка съедала.

На поле съезжаются, родством не считаются. Забота не съела, так скука одолела. Мой талант съел баран. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Худ пирог, да съелся. Будут голодные – съедят и холодное. Масленица объедуха, деньгам приберуха. Не радуйся под гору: подъём крут. Съешь и морковку, коли яблочка нет. На что спрос, на то и цена. На волка помолвка, а заяц кобылу съел. На всякое объявление есть объяснение. Было дело, да собака съела.

Без костей и рыбки не съесть. Труд людей объединяет. Съел бы пирога, да мука дорога. И не так подъезжали, да ни с чем отъезжали. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. На безрыбье и рак рыба. Медведь по корове съедает, да голоден бывает, а курица по зёрнышку клюёт и сыта живёт. Был конь, да изъездился. Не балуйся с медведем – задавит в объятьях. Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки ястреба забьют. Сердцу разъярённому места мало, расходиться негде. У медведя в бурьяне шкура в изъяне. Одному пирога не съесть. Пусти козла в огород, он всю капусту съест. И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги.

Съедают долги и богатого. Был мешок с зерном, стоял пнём, а высыпали – съёжился. В чужую душу не влезай. В среду съедим, так в четверг не глядим. В лес не съездишь, так на печке замёрзнешь. Ешь не кроши, съешь не проси. Не изведан – друг, а изведан – два. Всего света не изъездить. Не гони коня плетью при подъёме в гору. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Не изъезжено поле – не изведано горе. Чует кошка, чьё мясо съела. Не гони под гору, так въедешь и на гору. Не мытьём, так катаньем. Савва съел сало, а сказал, что не видал. Ленивые дожили, что и ножки съёжили. Волк волка не съест. Во сне счастье, наяву ненастье. Кто смел, тот и съел.

Не подливай масло в огонь. Не сули собаке объедки пирога, а кинь кусок хлеба. Хотя у кота спинка бита, а пирог съеден. На всякое хотенье есть терпенье. Не хвались отъездом, а хвались приездом. Кто пьёт, а кто слёзы льёт. Суда божьего околицей не объехать. На задорном буяне всё платье в изъяне. Что испекли, то и съедим, а завтра поглядим. Кручиною поля не изъездить, а врага слезами не утешить. Собака и хлеба не съест не порычав. Наш двор покрыт небом, а обнесён ветром. Что испекла, то и съела. Не объять необъятного.

Одни сласти съедать – горести не узнать. Семена съедим, так по урожаю тужить не станем. Долог путь, да изъездчив. В кривом глазу и прямое с изъяном. Не разгрызя ореха, не съесть ядра. Ныне съедим, а завтра поглядим. В объезд, так к обеду, а прямо, так к ночи. Без терпенья нет уменья. Съел кусочек с птичий носочек. С горы-то съехали, а в гору-то как въехать? И сел бы и съел бы, кабы в гости позвали. Нашёл, да не объявил – всё равно что утаил. Мясо ешь, да мясника не съешь.

Крокодиловы слёзы

Плачут ли крокодилы? Что нам говорит старинная легенда? Что съевший свою жертву крокодил проливает горькие слёзы. Какое лицемерное сожаление! Но объяснять такое явление сочувствием хищника наивно. Съел и льёт слёзы? Это не серьёзно. Просто со слезами крокодилы выводят на организма излишки солей. Так что крокодилы не плачут. Просто они как бы потеют глазами. (54 слова)


Грамматические задания

2. Разделить на слоги для переноса слова: ГОРЬКИЕ, ОБЪЯСНЯТЬ.

3. Написать слово с Ъ с корнем ЕРОШ.

Белкин мухомор

Сушит белочка осенью на сучках грибы. Вот сыроежки, опята, моховики. Знатное кушанье! Грибы все хорошие и съедобные. Но среди хороших и съедобных съёжился мухомор. Для чего белке ядовитый несъедобный мухомор? Разве в сухом мухоморе нет яда для белки? Мухомор – лекарство для белочки? Как объяснить это явление? Нет точной отгадки. (49 слов)

До Н. Сладкову

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по два слова с разделительными Ь и Ъ.

2. Вставить по две буквы в середину слов ПОЕХАТЬ, СЕЛ так, чтобы получились слова с Ъ.

3. Написать два слова с Ъ с корнем ЁМ.

Гришка

Гришка не был взрослой птицей. Был он взъерошенным крикливым птенцом. Я нашёл его в лесу. Птенец съёжился. Он сидел на земле надутый и злой. Ещё утром проснулся он в тёплом гнезде. Гришка растолкал братьев и сестёр и уселся на краю гнезда. Потом махнул крылышками и свалился на землю. Я протянул птенцу червя. Червя воронёнок съел мгновенно.

К нам в дом Гришка въехал на моём плече. А вечером птенчик ходил по моему столу и громко требовал новых угощений. (78 слов)

По А. Онегову

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта два слова с Ъ. Определить в этих словах количество букв и слогов.

2. Выписать из диктанта два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Написать проверочные слова.

3. Написать два слова с Ъ с корнем ЕД.

Кукушка

Это очень полезная птичка. Взрослая кукушка может съесть за час до ста волосатых и ядовитых гусениц. Таких гусениц другие птицы не съедают. Старые кукушки улетают а конце лета. А кукушата учатся жить самостоятельно. Заботливые маленькие птички высидели, вскормили кукушат и покинули их. Молодые кукушки сами отправляются в далёкий путь на юг. Кукушки не сбиваются в стаи. Но прилетают в свой срок в далёкие страны. Как находят дорогу молодые кукушки? Нет этому объяснения. Это загадка природы. (76 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

2. Написать по одному слову с буквосочетанием: ЬЮ, ЪЮ.

3. Написать два слова с Ъ с корнем ЕЗД.

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

Вестник, грустный, здравствуй, звездный, известный, капустный, лестница, местность, ненастный, повестка, поздний, праздник, радостный, свистнуть, сердце, солнце, тростник, участник, честный.

Опасный, вкусный, чудесный, прекрасный, ужасный, интересный.

1. Летят грачи - первые вестники весны. 2. Здравствуй, наше пионерское лето. 3. Небо было звездное. 4. Мне известна эта дорога.

1. Бабочка-капустница - вредное насекомое. 2. День был ненастный. 3. Брат получил повестку. Он пойдет служить в армию. 4. Весна в этом году поздняя.

1. Вся страна готовится к празднику Октября. 2. Охотник тихонько свистнул собаке. 3. У меня радостно забилось сердце.

1. Солнце спряталось за тучу. 2. Пионер должен быть честным. 3. Лодку мы спрятали в тростнике. 4. Мой дед - участник войны.

1. У зайца много опасных врагов. 2. Пирог был очень вкусный. 3. Мы смотрели чудесный фильм о зверях. 4. Был прекрасный летний день. 5. Поднялся ужасный ветер. 6. Дети слушали интересный рассказ.

1. Мне грустно прощаться с друзьями. 2. Широкая каменная лестница спускается к морю. 3. Я живу в сельской местности. 4. В наших горах отличные пастбища для скота.

1. Восход солнца мы встречали в горах. 2. Я услышала радостную весть. 3. У нас в школе был известный писатель. 4. Грустные ивы склонились к пруду.

Охота не удалась.

День был ненастный. Солнце спряталось за тучами. Моросил мелкий дождь. Было грустно. Мы выбрались из чащи. Местность эта была нам известна. Вот пастбища. Тут шалаш пастуха. Здесь мы отдохнем. Охота не удалась.

Прошли ненастные дни. Наступила весна. Солнце весело греет. Поют птички. Радостно журчат ручьи. Вся местность ожила. Из земли показалась травка. Зацвели ландыши. На деревьях раскрылись почки. В кустах запели соловьи. Здравствуй, весна!

Летнее утро.

В небе блеснул первый луч солнца. Ночная тьма уступает место яркому свету. В летнем воздухе льется радостная песня птиц. Ранним утром колхозники вышли в поле. Поздно вечером после работы они возвращаются домой.

Выборочные диктанты.

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна.

Грустную думу наводит она.

(Н. Некрасов.)

Ненастная погодка!

Метет по всей земле,

Предсказывала сводка Метели в феврале.

(А. Барто.)

Расцвела страна родная,

Песни звонкие слышны.

Здравствуй, праздник,

Праздник Мая,

Праздник солнца и весны!

(О. Высотская.)

Вышло солнце из-за тучи

И нагрело снег скрипучий.

(Н. Полякова.)

Ну, как улов,

Сергей Орлов,

Известный рыболов?

(В. Лифшиц.)

Самодиктанты.

То дождь проливной,

То буря ужасная.

Всем надоела погода … (ненастная).

Возит этот груз чудесный

Машинист, нам всем …(известный).

Утром к нам в оконце

Заглянуло … (солнце).

От дождей верхушками поник

И шуршит у берега … (тростник).

Для зайчишки самый вкусный,

Самый сочный лист … (капустный).

Комментированное письмо.

1. Юрий Никулин - известный артист. 2. Отец пришел с работы поздно. 3. Весь берег зарос густым тростником. 4. Участники концерта собрались в пионерской комнате.

1. Здравствуй, мой любимый край! 2. Я надолго запомню этот праздник. 3. У нашей бабушки больное сердце. 4. У Сережи был грустный вид.

1. Эта местность казалась мне знакомой. 2. Будь верен своему честному слову. 3. В ненастную погоду малыши сидят дома. 4. Вся лестница забрызгана грязью.

1. Умчатся в космос звездные корабли. 2. Дождь полил капустные грядки. 3. Ласково греет весеннее солнце. 4. Радостно свистнул щегол.

Утро было прекрасным. Прошел дождь. Он умыл капустные грядки, дорожки, деревья. Лучи солнца согрели землю. Я выбежал на крыльцо. Сердце радостно забилось. Здравствуй, утро! Какое ты прекрасное!

Вожатая сообщила радостную весть. Завтра ученики едут в колхоз. Там красивая местность. Есть большое озеро. У берега растет высокий тростник. Школьникам эта местность известна. Они уже были там.

Дядя Сережа.

Дядя Сережа - местный житель. Он хорошо знает весь город. Зимой дядя Сережа частый гость леса. Тут ему известны каждый куст и овраг.

Честный поступок.

Старушка потеряла сумку. Грустная пришла она домой. Через день ей принесли повестку из милиции. Там старушке вручили сумку. Ее нашел на лестнице мальчик. В сумке были паспорт и деньги. Радостно было думать старушке о честном поступке неизвестного мальчика.

Творческие диктанты.

Школьный праздник, радостные лица, участники концерта, прекрасные песни.

Красивая местность, пионерский костер, известный писатель, интересный рассказ.

Март, солнце, грачи, вестники весны, радостное настроение.

Поздняя осень, ненастная погода, пустые аллеи, грустный вид.

Контрольные диктанты.

На колхозном пастбище.

У речки колхозное пастбище. На пастбище коровы и козы. В полдень животные идут в тростник. Они ищут там тень от солнца. Коровы и козы пьют воду. Скот ждет, когда будет прохладно. (31 слово.)

Пионеры весь день готовились к празднику. Лестницу на второй этаж украсили еловыми ветками. В классе повесили флажки. На стол учительницы поставили кувшин с тюльпанами. Устроили выставку своих работ. Радостные ушли ребята домой. (32 слова.)

Зимой солнце светит редко. Часто бывают вьюги. Но случаются и ясные деньки. Ребята радостно встречают зиму. Они бегают на коньках, играют в снежки. В морозный день шумно на льду. (29 слов.)

Лесное озеро.

У нас красивая местность. Здесь чудесные озера. Мы часто ходим к лесному озеру. Берег зарос тростником. На воде качаются большие кувшинки. Весь день мы ловим щук, строим шалаши. Домой идем поздно, усталые и радостные. (34 слова.)

Он применяется на первом этапе изучаемого материала. Учащиеся выбирают и записывают слова и словосочетания на закрепляемое правило. Например, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова» во 2-м классе для выборочного диктанта дают предложения познавательного характера.

Африканский земляной волк питается только насекомыми. Хитрый леопард хранит добычу на деревьях. Медведь и енот - прекрасные рыболовы. Жук-златка в древности служил украшением. Дрозд кормится в основном на земле, реже - на деревьях. Крот является лучшим землекопом в мире. Голубь не пьет воду, а сосет ее. Ястреб является одним из самых надежных охранников аэродромов от птиц. Полярный медведь может иметь слой жира до 20 см.

У детей в тетрадях - слова на изучаемое правило с графическим обозначением орфограммы: волк, леопард, медведь, енот, жук, дрозд, крот, голубь, ястреб, медведь.

Распределительный диктант

Он нужен для разграничения сходных видов орфограмм (например, существительное на шипящую мужского и женского рода; безударные проверяемые и непроверяемые и др.) и для разграничения 2-3 изученных орфограмм (даже не сходных): безударные, непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие согласные.

Например, в 4-м классе: существительные ж. р. с "ь"; существительные м. р. без "ь"; инфинитив "ь"; глаголы 2-го лица единственного числа с "ь"; "-тся" без "ь" (глаголы 3-го лица).

Дети повторяют правила, а затем учитель диктует в разбивку слова. Ученики записывают в строчку 3-4 слова.

Выборочно-распределительный диктант

Выборочно-распределительный диктант - письменная работа, при выполнении которой производится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение выбранного на группы, чаще всего в столбики. Например, дается описательный оборот, а дети заменяют его словом на изучаемую орфограмму (в данном случае «Парные согласные на конце слова») и распределяют в два столбика (с оглушением и без оглушения).

У детей - запись в тетрадях в два столбика:

Творческие диктанты

Это запись под диктовку текста с орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. Можно выделить следующие разновидности творческих диктантов:

  • Творческие диктанты на расширение текста: например, ввести прилагательное в предложение (время выполнения - 10 минут).

После дождя

Ветер дует в лицо. ... облака плывут над рекой. Доносятся... раскаты грома. (Теплый, легкие, слабые.)

Учитель. Замените в тексте прилагательные антонимами. Как озаглавим новый текст?

Перед дождем
...
... ветер дует в лицо. ... облака плывут над рекой. Доносятся... раскаты грома. (Холодный, тяжелые и сильные.)

- Обозначьте графически условия выбора орфограмм в словах.

  • Творческие диктанты с заменами: например, заменить указанные слова близкими по значению.

... зверята

Мы ходили в цирк. Там смотрели на... лисичку. Глеб смеялся над... медвежонком. Веселая обезьянка корчила... рожицы. Малыши всегда удивляют и забавляют.

(Синонимы: смешные, забавные, потешный, уморительный.)

  • Творческие диктанты на сужение текста. При записи учащиеся сокращают прочитанный ими текст, опуская некоторые части предложений: например, из предложения записывают только подлежащее и сказуемое.
  • Творческие диктанты на разделение текста. Проводятся при изучении синтаксиса и пунктуации. Например, сложное предложение заменить простым (в 4-м классе дети вначале повторяют признаки сложного и простого предложений).

Как переходить через дорогу

Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения, и они стараются их придерживаться всегда. Дети тоже их соблюдают, и они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо, а затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора, а водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет, а красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть, и они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем, так как делают нашу жизнь безопасной.

Как переходить через дорогу (после преобразования)

Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения. Они стараются их придерживаться. Дети тоже их соблюдают. Они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо. Затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора. Водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет. Красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть. Они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем. Ведь они делают нашу жизнь безопасной.

Первый текст читается и разбирается устно.


Кодекс здорового человека

Каждый человек хочет быть здоровым. Для этого он должен соблюдать определенные правила. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты. Нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки. Здоровый человек должен заниматься спортом. Он обязан чаще дышать свежим воздухом. Люди должны улыбаться, любить жизнь. Они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.

После преобразования текст записывается в тетрадь.

Кодекс здорового человека

Каждый человек хочет быть здоровым, а для этого он должен соблюдать определенные правила:


1. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать.
2. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты, но нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки.
3. Здоровый человек должен заниматься спортом и чаще дышать свежим воздухом.
4. Люди должны улыбаться, любить жизнь, но они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.

Выберите вывод из пословиц:

  • Береги платье снову, а здоровье - смолоду.
  • В здоровом теле - здоровый дух.
  • Здоровье даром не дается, за него бороться придется.

Восстановленный диктант

Этот вид диктанта, к сожалению, учителями применяется редко или совсем не используется. Ученики должны восстановить текст диктанта по опорным словам. Но опорные слова не любые, а на изучаемое правило.

Текст для проведения восстановленного диктанта можно составить по любой теме, можно по картине. Восстановленный диктант является промежуточной работой между диктантом и изложением, а при использовании картины, включая некоторые элементы сочинения по картине, восстановленный диктант - хорошее средство для развития связной речи.

Остановимся подробнее на методике проведения таких диктантов.

При изучении темы «Правописание звонких и глухих согласных в середине слова» (2-3-е классы) текст должен быть составлен так, чтобы в каждом предложении была изучаемая орфограмма.

1. Чтение текста.

Выпал пушистый снег. Мы надели теплые шапки, шубки, варежки и отправились в лес. Узкая дорожка привела нас в чащу. Редкий звук нарушает тишину. Хрупкие березки и дубки стоят без листьев. Чей это след? Это пробежала ловкая мышка. Медведь залез в берлогу. Белка в дупле ест грибки и орешки.
(46 слов)

2. Дети подбирают заглавие (Зимой в лесу. Зимний лес). Самое удачное записывают в тетради.

3. Называют тему, главную мысль.

4. Учитель читает каждое предложение в отдельности.

Учащиеся находят слова на изучаемое правило (в данном случае - с парными звонкими и глухими согласными).
Учитель записывает эти слова на доске, учащиеся объясняют правописание, подбирая проверочные слова: снег, шапки, шубки, варежки, узкая дорожка, редкий, березки и дубки, след, мышка, медведь, залез, грибки и орешки

5. Учащиеся вспоминают, то есть восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.

6. Дети записывают диктант по памяти, в опорных словах обозначают графические орфограммы.

7. В конце урока учитель еще раз читает текст, ученики сравнивают его со своим.

Тексты восстановленных диктантов

Тема: "Непроизносимые гласные"

Стояла ненастная осенняя погода. Солнце спряталось за тучу. Грустно смотреть на голые деревья. Печально шелестит на болоте тростник. Зима в этом году пришла поздно. Вся местность от снега сразу изменилась. С радостным криком ребята выбежали на улицу и стали играть в снежки. Они слепили чудесную снежную бабу. Для ребят зима - настоящий праздник. Зимой много интересных развлечений.
(55 слов)

(Ненастная, солнце, грустно, тростник, поздно, местность, радостным, чудесная, праздник, интересных.)

Тема: "Безударные гласные, проверяемые ударением"

Скоро зима. Кончились теплые летние деньки.
Пришла ненастная осень. Животные готовятся к холодной зиме. Птицы улетают от голода и холода на юг. Хлопотливый еж утепляет свою норку. Ночью и днем таскает он душистые сухие листочки, мягкий лесной мох.
Проворная белочка запасает на зиму вкусные орехи, крепкие грибы. Мышки вырыли норки под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под корнями упавшей ели медведь решил устроить себе берлогу. Не страшна зима зверям.
(71 слово)

(Зима, деньки, осень, к холодной зиме, улетают, от голода и холода, хлопотливый, утепляет, свою, таскает, листочки, лесной, запасает, грибы, воруют зерно, под корнями, не страшна.)

Тема: "Глаголы 2 лица единственного числа"

Урок здоровья

С волнением ты ждешь уроки физкультуры. На этих уроках ты учишься управлять своим телом. В спортивном зале научишься лазать по шесту, по канату. В походе ты легко заберешься на самое высокое дерево, преодолеешь крутой подъем. На уроке физкультуры ты ходишь по узкому бревну и сохраняешь равновесие. Потом без труда переберешься по тонкому бревнышку через ручей. На уроках здоровья ты укрепляешь свои мышцы, закаляешь весь организм.
Если ты любишь уроки физкультуры, то вырастешь крепким, сильным, выносливым, здоровым. Будешь здоровым - принесешь больше пользы себе и другим.

(Ждешь, учишься, научишься, заберешься, преодолеешь, ходишь, сохраняешь, переберешься, укрепляешь, закаляешь, любишь, вырастешь, будешь, принесешь.)

Образцы работы с восстановленными диктантами

Тема: "Написание большой буквы в словах"

В нашем городе Кирово-Чепецке есть Дом малютки. Мы любим бывать там с Тамарой Алексеевной. Здесь живут наши друзья Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка. На Новый год мы подарили малышам собачку Жучку, кошечку Пушинку, петушка Красавца. Маленькая Олечка была рада черепахе Жужу. А Стасик весело играл с потешной коровушкой Буренкой. Всех забавляли проказы обезьянки Чапы.
(57 слов)

Этапы работы

1. Читается весь текст.

2. Дети выбирают заголовок из пословиц, самый удачный записывают в тетрадь:

  • Делай добро и бросай его в воду.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Добра желаешь - добро и делай.
  • Добро творить - себя веселить.

3. Ученики называют тему и главную мысль текста.

4. Каждое предложение читается в отдельности. Дети находят слова на изучаемое правило (в данном случае слова, которые пишутся с большой буквы). Слова записываются на доску. Дети объясняют правописание (Кирово-Чепецке, с Тамарой Алексеевной, Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка, Жучку, Пушинку, Красавца, Олечка, Жужу, Стасик, Буренкой, Чапы).

5. Дети восстанавливают все предложения по опорным словам.


Дети выясняют, по каким признакам слова объединены в столбики (по орфограммам), подбирают проверочные слова, говорят правила, проговаривают орфографически.

На доске - слова по группам (столбикам):

Проверяемая безударная гласная в корне слова: подарили, малышам, малютки, весело, забавляли.
Непроверяемая безударная гласная в корне слова: город, улица, собачка, петушок, черепаха, коровушка.
жи, ши, ча, ща: живут, наши, Пушинка, Чапа.
Исключения: здесь.

7. Учащиеся записывают диктант по памяти, используя опорные слова, которые остаются на доске. В опорных словах выделяют графически условия выбора орфограммы.

8. В конце урока еще раз зачитывается текст, дети сравнивают его со своим.

Тема: "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением"

Текст составлен по фрагменту сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Мальчишки посадили в лодочку оловянного солдатика и пустили в канаву.
Они бежали рядом и хлопали в ладоши.
Лодочку бросало и вертело во все стороны. Оловянный солдатик весь дрожал, но держался стойко. Он не изменился в лице. Ружье было на плече, голова прямо, грудь вперед.
Лодку понесло под длинные мостки. Стало темно. Из-под мостков выбежала большая крыса. Она спросила у смельчака паспорт. Но храбрец молчал. Отважный мореплаватель еще крепче сжимал ружье.

Фрагмент передан учителем сжато, введены слова на безударную гласную.

1. Учитель читает текст.

2. Задает вопросы по содержанию.

3. Подбирается заголовок. (Отважный путешественник. Храбрец).

4. Дети называют тему, главную мысль текста.

5. Проводится лексико-орфографическая работа в каждом предложении.

6. На доску из каждого предложения выписываются слова на безударную гласную. Дети устно подбирают проверочные слова (посадили; бежали и хлопали; бросало и вертело, стороны; дрожал, но держался; не изменился в лице; ...на плече, голова; понесло; темно; выбежала большая; спросила у смельчака; храбрец молчал; мореплаватель).

7. Учащиеся вспоминают, то есть устно восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.

8. Ученики записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. Дети в тетрадях в опорных словах графически обозначают условия выбора орфограммы.

9. В конце урока еще раз читается текст, дети сравнивают его со своим.

Тема: "Правописание приставок и предлогов"

Грибы-лекари

В лесу можно повстречать удивительные грибы. В народе белый гриб называют «царем грибов». В нем ученые нашли антибиотики. При помощи гриба дождевика останавливают кровотечение. Шампиньоны тоже помогают в борьбе с болезнями. А вот грибы трюфели вырастают под землей на глубине десяти сантиметров. Их выкапывают, как картошку. Для поиска используют собак и даже поросят.
(54 слова.)

На доске:
|_______ !

Этапы работы

1. Чтение текста. Беседа по вопросам. Обязательное использование рисунков грибов.

2. Придумывание заглавия.

3. Выяснение темы и главной мысли текста.

4. Чтение каждого предложения в отдельности, нахождение слов на изучаемые правила (в данном случае - правописание приставок и предлогов). Записывание слов на доску, объяснение орфограмм (в лесу, повстречать, в народе, называют, в нем, нашли, при помощи, останавливают, помогают в борьбе с болезнями, вырастают, под землей, на глубине, выкапывают, для поиска используют.)
Последнее предложение ученики придумывают сами по схеме, например: Невероятно! Фантастика! Удивительно! Замечательно! Здорово!

5. Лексико-орфографическая подготовка.

По какому признаку слова объединены в первом и втором столбиках?

6. Восстанавливание текста по опорным словам.

7. Запись диктанта по памяти (опорные слова остаются на доске).

В диктанте дети графически обозначают условия выбора орфограмм в опорных словах.

Выводы . При написании восстановительных диктантов развиваются все виды орфографической памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная; наглядно-действенное словесно-логическое мышление, внимание, орфографическая зоркость.

Тема: "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"

Тёма и Жучка

Была темная ночь. Тёма взял в сарае фонарь и длинную веревку. Мальчик пошел к старому колодцу. Тема решил спасти любимую собаку Жучку.
Он наклонился над страшным колодцем и позвал Жучку. Собака ответила ему радостным визгом. Тёма осторожно спустился по веревке в холодный вонючий колодец.
Он обвязал дрожащую Жучку веревкой. Мальчик собрал последние силы и с трудом вылез из колодца. Затем он вытащил измученную Жучку. Благодарная собака облизала своего спасителя.
(73слова)

Этапы работы

1. Читается весь текст.

2. Называется тема, главная мысль текста.

3. Задаются вопросы по содержанию.

4. Читается каждое предложение в отдельности.
Дети находят в них имена прилагательные, объясняют, от чего зависит правописание безударного окончания имени прилагательного.

Опорные слова выписываются на доску:
темная... (ночь), длинную... (веревку), к старому... (колодцу), любимую... (собаку), над страшным... (колодцем), радостным... (визгом), в холодной вонючий... (колодец), дрожащую... (Жучку), последние... (силы), измученную... (Жучку), благодарная... (собака)

5. Дети вспоминают, восстанавливают все предложения по опорным словам (устно). Идет пересказ по частям.

6. Лексико-орфографическая подготовка.

На доске выписаны по группам слова.
Шапку столбиков на доске можно не писать (см. таблицу).

проверяемая безударная гласная непроверяемая безударная гласная парные согласные удвоенная согласная "ь" после шипящих непроизносимые согласные
спасти
осторожно
холодный сарай верёвка
вонючий фонарь к колодцу длинная ночь радостный
обвязал колодец вылез измученная
дрожащую собака
вытащил
облизала
спаситель

Что общего между словами 1, 2 и 3-го столбиков?

7. Учащиеся записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. В диктанте в опорных словах дети графически обозначают условия выбора орфограммы.

8. В конце урока текст читается учителем, учащиеся сравнивают его со своим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: