Наследственная изменчивость лабораторная работа. Сборник лабораторных работ

Лабораторная работа №2

«Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

Цель: продолжить изучение темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов», выявить и описать признаки сходства зародышей человека и других позвоночных.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма от возникновения зиготы после оплодотворения яйцеклетки до смерти. Онтогенез включает в себя рост , развитие, формирование частей тела, их дифференциация. Исследованием зародышевого этапа развития многоклеточного организма занимается наука эмбриология.


«Онтогенез есть краткое повторение филогенеза»
Биогенетический закон Геккеля – Мюллера. 1874г.:


Вспомните основные стадии развития органического мира: зарождение жизни в воде , выход на сушу живых существ и т.д.

Человеческий зародыш на ранних стадиях развития напоминает зародыш рыбы: у него имеются жаберные щели, дуги аорты (кровеносные сосуды, пересекающие жаберные перегородки), сердце с одним предсердием и одним желудочком, как у рыбы, характерная для рыб примитивная почка (пронефрос) и хвост, снабженный всеми мышцами, необходимыми для его движения. На более поздних стадиях развития человеческий зародыш приобретает сходство с зародышем рептилии: жаберные щели зарастают ; кости, образующие позвонки, которые прежде были раздельными, как у эмбриона рыбы, сливаются; образуется новая почка - мезонефрос, а пронефрос исчезает ; предсердие разделено на две части - правую и левую. Позднее у человеческого зародыша развиваются характерные для млекопитающих четырехкамерное сердце и метанефрос - совершенно новая почка, нотохорд исчезает и т. д. На седьмом месяце внутриутробного развития плод человека больше похож на детеныша обезьяны, чем на взрослого человека: он весь покрыт волосами и имеет характерное для обезьян соотношение размеров тела и конечностей.

Гомологичыне органы – это____________________________________________________________________

Проверь себя!

Гомологичными называют органы, сходные по общему плану строения , по своим взаимоотношениям с окружающими органами и тканями, по эмбриональному развитию и, наконец, по иннервации и кровоснабжению (могут выполнять разные функции). Передний ласт тюленя, крыло летучей мыши , передняя лапа кошки, передняя нога лошади и рука человека гомологичны друг другу, хотя на первый взгляд они несходны и приспособлены к выполнению совершенно разных функций. Все эти органы имеют почти одинаковое число костей, мышц, нервов и кровеносных сосудов, расположенных по одному и тому же плану , и пути их развития очень сходны. Наличие гомологичных органов хотя бы и приспособленных для выполнения совершенно несходных функций, служит веским доводом в пользу общего происхождения обладающих ими организмов.

Аналогичные органы - это_____________________________________________________________


Проверь себя!

Аналогичные органы – это органы, выполняющие одну функцию, но имеющие порой разное строение. Например , крыло бабочки и птицы.



Строение растительной и животной клетки

Цель: находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой

Ход работы:

1. Под микроскопом рассмотрите микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, клеток многоклеточных организмов

2. Сопоставить увиденное с изображениями объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

3. Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы. В чем сходство и различие клеток? Какова

причина сходства и различия организмов?

Сходство Причины сходства Различие Причины различия
Клетка живая, растет, делится. протекает обмен веществ. И в растительных, и в животных клетках имеется ядро, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи. Общность происхождения жизни. Клеточная стенка у растений есть (из целлюлозы) у животных - нет. Клеточная стенка придает растениям дополнительную жесткость и защищает от потерь воды. Вакуоль есть у растений, у животных - нет. Хлоропласты есть только у растений, в которых образуются органические вещества из неорганических с поглощением энергии. Животные потребляют готовые органические вещества, которые получают с пищей. Различия между растительными и животными клетками возникли из-за разных путей развития, питания, возможности самостоятельного движения у животных и относительной неподвижности растений.

Вывод : Растительная и животная клетки в основном похожи друг на друга, различны они только теми частями, которые отвечают за питание клетки.

Лабораторная работа №3

Каталитическая активность ферментов в живых тканях

Цель: Сформировать знания о роли ферментов в живых тканях, закрепить умение делать выводы по наблюдениям.

Ход работы:

1) Приготовить 5 пробирок и поместить:

В 1-ую немного песка,

во 2-ую пробирку сырой картофель,

в 3-ю варёный картофель,

в 4-ую пробирку сырое мясо,

в 5-ую варёное мясо.

В каждую пробирку капните несколько капель пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок. Результаты наблюдений занесите в таблицу.

2) Измельчите в ступе кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водорода. Сравните активность измельченной ткани. Результаты наблюдений занесите в таблицу.

Активность ткани при различной обработке.

3) Объясните полученные результаты.

Ответьте на вопросы:

1)В каких пробирках проявилась активность ферментов?

Активность проявилась во 2,4,6 пробирках, потому что в этих пробирках были сырые продукты, а в сырых продуктах содержится белок, в остальных пробирках были варёные продукты, а, как известно в неживых - варёных продуктах белок при варении разрушался, и реакции не проявил. Поэтому организмом лучше усваивается продукты, содержащие белок.

2)Как проявляется активность ферментов в живых тканях?

В живых тканях при взаимодействии с перекисью водорода из ткани выделялся кислород, белок расщеплялся до первичной структуры и превращался в пену.

3)Как влияет измельчение ткани на активность фермента?

При измельчении живой ткани активность происходит в два раза быстрее, чем у не измельченной, т. к. растёт площадь соприкосновения белка и Н2О2.

4)Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных?

В растительных клетках реакция происходит медленнее, чем в животных, т. к. в них меньше белка, а в животных белка больше и реакция в них протекает быстрее.

Вывод: Белок содержится только в живых продуктах, а в варёных продуктах белок разрушен, поэтому никакой реакции с варёными продуктами и песком не происходит. Если же ещё и размельчить продукты, то реакция будет проходить быстрее.

Лабораторная работа № 4

Тема: выявление и описание признаков и сходства зародышей человека и других позвоночных.

Цель: Выявление сходства зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

Ход работы:

· Зарисовать все 3 стадии эмбрионального развития разных групп позвоночных.

· Составить таблицу, где указать все сходства и отличия зародышей на всех стадиях развитиях.

· Сделать вывод об эволюционном родстве зародышей, представителей разных группы позвоночных.

Вывод: выявили сходства и различия зародышей представителей разных групп как свидетельство их революционного родства. Высшие формы более совершенны.

Лабораторная работа № 5

Тема: решение генетических задач и построение родословной семьи

Цель: на контрольных примерах рассмотреть наследование признаков, условия и проявления

Ход работы:

· Составление родословной семьи, начинать с дедушки и бабушки, если есть данные, то с прадедов.

· В брак вступили светлокожая женщина и темнокожий мужчина. Сколько детей со светлой кожей будет в третьем поколении. Темная кожа доминирует над светлой.

АА – темная кожа – мужчина

аа – светлая кожа – женщина

F 1 Аа Аа Аа Аа 100% - темная кожа

F 2 АА Аа Аа аа 75% - темная кожа

25% - светлая кожа

АА х аа АА х Аа Аа х аа Аа х Аа

F 3 Аа Аа Аа Аа АА Аа АА Аа Аа Аа аа аа АА Аа Аа аа 81, 25% - темная кожа

18, 75% - светлая кожа

Ответ: 18, 75% - светлая кожа

Вывод: Признаки изменяются в соответствии с 1-м и 2-м законами Мендаля.

· У человека кучерявые волосы доминируют над прямыми. Карие глаза доминируют над голубыми. Веснушки тоже доминантный признак. Если в бак вступил мужчина с кучерявыми волосами, голубыми глазами и без веснушек. И женщина с прямыми волосами, карими глазами и с веснушками. Какие возможные сочетания могут быть у детей?

Сделать вывод о изменчивости признаков.

А- кучерявые волосы

а- прямые волосы

В- карие глаза

в- голубые глаза

С- веснушки

с- без веснушек

АВС авС аВс АвС АВс авс
АВС ААССВВ АаВвСС АаВВСс ААВвСС ААВВСс АаВвСс
авС АаВвСС ааввСС ааВвСс АаввСС АаВвСс ааввСс
аВс АаВВСс ааВвСс ааВВсс АаВвСс АаВВсс ааВвСс
АвС ААВвСС АаввСС АаВвСс ААввСС ААВвСс АаввСс
АВс ААВВСс АаВвСс АаВВСс ААВвСс ААВВсс АаВвСс
авс АаВвСс ааввСс ааВвсс АаввСс АаВвсс ааввсс

75%-кучерявые волосы

25% - прямые волосы

75% - карие глаза

25% - голубые глаза

75% - с веснушками

25% - без веснушек

Вывод: признаки изменяются в соответствии с 3-м законом Мендаля.

Лабораторная работа №6
Морфологические особенности растений разных видов.

Цель работы: Обеспечить усвоение учащимся понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять отличительную характеристику растений.
Ход работы:
1.Рассмотрите растения двух видов, запишите названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида. Опишите особенности их строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

2.Сравните растения двух видов, выведите черты сходства и различия. Сделать рисунки представительных растений.


Сеткреазия Сингониум

Лабораторная работа № 7

Тема: Построение вариационного ряда и вариационной кривой

Цель: Ознакомится с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда

Ход работы:

Подсчитываем число вариант признака. Определяем по формуле среднюю величину признака. Средняя величина - М. Вариант – V. Частота встречаемости варианта – Р. Сумма – Е. Общее число вариационного ряда – n.

Строим вариационную прямую. Строим вариационный ряд изменчивости. Делаем вывод об изменчивости признака.

1.4 1.5 1.5 1.4 1.8 1.6 1.5 1.9 1.4 1.5 1.6 1.5 1.7 1.5 1.4 1.4 1.3 1.7 1.2 1.6
1.7 1.8 1.9 1.6 1.3 1.4 1.3 1.5 1.7 1.2 1.1 1.3 1.2 1.4 1.2 1.1 1.1 1.2

М длина ==1,4

М ширина = =0.6

Вывод: Среднее значение по длине 1,4. Среднее значение по ширине 0.6

Лабораторная работа № 8

Тема: Приспособленность организмов к среде обитания.

Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять общие черты приспособленности организмов к среде обитания.

Ход работы:

1. Сделать рисунки данных вам 2-х организмов.

Агама кавказская Агама степная

2. Определить среду обитания организмов, предложенных вам исследования.

Агама кавказская: Горы, скалы, каменистые склоны, крупные каменные глыбы.

Агама степная: Песчаные, глинистые, каменистые пустыни, полупустыни. Часто селятся вблизи воды.

3. Выявите черты приспособленности этих организмов к среде обитания.

4. Выявите относительные характер приспособленности.

5. На основании знаний о движущихся силах эволюции, объясните механизм возникновения приспособлений

6. Построить таблицу.

Вывод: организмы приспосабливаются к конкретным условиям среды обитания. В этом можно убедиться на конкретном примере агам. Средства защиты организмов- маскировка, покровительственная окраска, мимикрия, поведенческие адаптации и другие типы адаптаций, позволяют организмам обезопасить себя и потомство.

Лабораторная работа № 9

Тема: Изменчивость организмов

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить работу по умению наблюдать натуральные объекты находить признаки изменчивости.

Ход работы:

· Сделайте рисунок данных вам организмов.

2. Сравните 2-3 организма одного вида, найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

Признаки сходства: форма листа, корневая система, длинный стебель, параллельное жилкование листьев. Сходство этих растений говорит о том, что у них одинаковые наследственные признаки.

3. Выявите у исследуемых организмов признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обуславливают различия между особями одного и того же вида.

Признаки различия: ширина и длина листовой пластинки, длина стебля. Растения одного вида имеют различия, так как обладают индивидуальной изменчивостью.

4. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие – ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида?

Благодаря наследственности организмы передают свои признаки из поколения в поколение. Изменчивость делится на наследственную, которая дает материал для естественного отбора и не наследственную, которая возникает из-за изменений факторов окружающей среды и помогает растению приспособиться к этим условиям.
Различия, которые обусловлены наследственной изменчивостью: форма цветка, форма листа. Различия, которые обусловлены не наследственной изменчивостью: ширина и длина листа, высота стебля.
Различия между особями одного вида могли произойти из-за разных условий окружающей их среды, а также из-за разного ухода за растениями.

5. Дайте определение изменчивости.

Изменчивость – это универсальное свойство живых организмов приобретать новые признаки под действием среды (как внешней, так и внутренней).

Вывод: сформировали понятие изменчивости организмов, продолжили работу по умению наблюдать натуральные объекты находить признаки изменчивости.

Лабораторная работа №10

Цель: Научиться понимать гигиенические требования в аудитории

Выполнение работы:

· Налить в колбочку строго 10 мл приготовленного раствора.

· Шприцем набрать 20 мл наружного воздуха

· Через иглу вводим воздух в колбочку

· Отсоединяем шприц и быстро закрываем иглы пальцем

· Раствор взбивают до поглощения углекислого газа (происходит постепенное обесцвечивание раствора)

· Воздух вводят до тех пор (постепенно регулируя его количество), пока раствор полностью не обесцветится

· После обесцвечивания раствора его выливают из колбочки, промывают её дистиллированной водой и вновь заполняют 10 мл указанного раствора

· Опыт повторяют, но используют воздух аудитории

· Процентное содержание углекислого газа определяют по формуле:

А - общий объем атмосферного воздуха, пропущенный через колбочку.

В – объем воздуха аудитории, пропущенный через колбочку

0.03% - примерный уровень содержания углекислого газа в атмосфере (постоянный уровень)

· Рассчитайте, во сколько раз углекислого газа в аудитории больше, чем в воздухе на улице

· Сформулируете гигиенические правила на основе полученных результатов.

· Необходимо осуществлять длительное проветривание всех помещений. Кратковременное проветривание слабоэффективно и практически не уменьшает содержание углекислого газа в воздухе.

· Необходимо озеленять аудитории. Но поглощение комнатными растлениями избыточной углекислоты из воздуха происходит только на свету.

· У детей, обучающихся в классах с высокой концентрацией углекислого газа, часто наблюдается тяжелое дыхание, одышка, сухой кашель и ринит, эти дети имеют ослабленную носоглотку.

Рост концентрации углекислого газа в помещении приводит к возникновению приступов астмы у детей-астматиков.

Из-за повышения концентрации углекислого газа в школах и высших учебных заведениях увеличивается число пропусков уроков учащимися по болезни. Респираторные инфекции и астма являются основными заболеваниями в таких школах.

Повышение концентрации углекислого газа в классе негативно влияет на результаты учебы детей, снижает их работоспособность.

· Без проветривания помещений в воздухе повышается концентрация вредных примесей: метана, аммиака, альдегидов, кетонов, поступающих из лёгких при дыхании. Всего с выдыхаемым воздухом и с поверхности кожи в окружающую среду выделяется около 400 вредных веществ.

· Опасность отравления углекислым газом возникает при горении, брожении в винодельских подвалах, в колодцах; отравление углекислым газом проявляется сердцебиением, шумом в ушах, чувством давления на грудную клетку. Пострадавшего следует вынести на свежий воздух и немедленно начать проводить меры по оживлению

Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных  Образовательные: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение; Цели:  Развивающие: продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; содействовать развитию самостоятельности, способствовать интенсификации учебного процесса, повышать мотивацию учения, пробуждать их творческие способности.  Воспитательные: способствовать в ходе урока экологическому воспитанию учаащихся 1. Дайте сравнительную характеристику биологического прогресса и биологического регресса. Заполните таблицу: Биологический прогресс Биологический регресс Признаки (свойства) Изменение интенсивности размножения Изменение численности группы Изменение размера ареала Изменение интенсивности конкуренции с родственными организмами Изменение интенсивности давления отбора Изменение числа подчиненных систематических групп 2. Подчеркните основные свойства ароморфозов. А) Ароморфозы (повышают, понижают) структурно­функциональную организацию организмов. Б)Ароморфозы (являются, не являются) приспособлениями к конкретным условиям среды. В) Ароморфозы (позволяют, не позволяют) полнее использовать условия внешней среды. Г) Ароморфозы (повышают, понижают) интенсивность жизнедеятельности организмов. Д) Ароморфозы (уменьшают, увеличивают) зависимость организмов от условий существования. Е) Ароморфозы (сохраняются, не сохраняются) в ходе дальнейшей эволюции. Ж) Ароморфозы приводят к возникновению новых (мелких, крупных) систематических групп. 3. В Архейскую эру произошли крупные ароморфозы в органическом мире, какое они имели биологическое значение для эволюции? Заполните таблицу» Ароморфоз Значение 1) Возникновение: 2) Клеточного ядра 3) Фотосинтеза 4) Полового процесса 5) Многоклеточного организма 4. Эволюция шла по пути постепенного повышения уровня их организма. Выпишите в таблицу название таксонов растений, которые появились в результате ароморфоза. Раскройте значение каждого ароморфоза Ароморфоз Таксон Значение 1. Появление покровной, механической и проводящей тканей 2. Появление стебля и листьев 3. Появление корня и листа 4. Возникновение семян 5. Возникновение цветка и плода 5. Впишите в таблицу название таксонов (типов, классов), раскройте значение ароморфозов Ароморфоз Таксоны Значение 1. Появление костяной челюсти 2. Появление хорды 3. Возникновение лёгочного дыхания 4. Появление пятипалой конечности 5. Появление в яйце защитной оболочки 6. Появление роговых покровов 7. Внутреннее оплодотворение 8. Возникновение четырехкамерного сердца, теплокровность 9. Появление перьев 10. Появление волосяного покрова, выкармливание детёнышей молоком 6. Впишите ароморфозы, обуславливающие появление групп животных в таблицу: А – возникновение хорды В – появление двухсторонней симметрии Г – возникновение расчленённых конечностей Д – появление трахеи Е – появление хитинового покрова Ж – расчленение тела на сегменты Организмы 1.Плоские черви 2.Кольчатые черви Ароморфоз 3. Насекомые 4. Хордовые 7. Рассмотрите картинки насекомых. Определите идиоадаптации каждого насекомого к среде обитания и заполните таблицу: Отряд и представитель Отделы и форма тела, крылья Тип ротового аппарат Окраска Конечности Отряд Чешуекрылые (капустная белянка) Отряд Двукрылые (комар пискун) Отряд Жесткокрылые (божья коровка) Отряд Перепончатокрылые (пчела медоносная) Раскройте эволюционное значение этих идиоадаптаций. 8. Рассмотрите картинки плодов и семян растений. Определите идиоадаптации каждого растения к распространению семян. Название растения Черты приспособленности Значение Приложение К заданию 7 К заданию 8




Модификационная изменчивость Большую роль в формировании признаков организмов играет среда его обитания. Каждый организм развивается и обитает в определенной среде, испытывая на себе действие ее факторов, способных изменять морфологические и физиологические свойства организмов, т.е. их фенотип.









ЗАДАНИЕ Выполните лабораторную работу, используя информацию слайдов и дополнительный материал. Для этого: Запишите тему и цель работы. Выберите объект для определения статистических закономерностей признака (комнатное растение, физиологические показатели одноклассников и т.д.) В ходе работы опишите особенности модификационной изменчивости. Постройте вариационный ряд и вариационную кривую, вычислите среднее значение изучаемого признака на предложенных статистических данных и выполните индивидуальную часть работы. Сделайте вывод (ответ на поставленную цель работы). Выполните отчетное задание. УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ!




Модификационная изменчивость Статистические закономерности модификационной изменчивости. Модификационная изменчивость многих признаков растений, животных и человека подчиняется общим закономерностям. Эти закономерности выявляются на основании анализа проявления признака у группы особей (n). Степень выраженности изучаемого признака у членов выборочной совокупности различна. Каждое конкретное значение изучаемого признака называют вариантой и обозначают буквой v. При изучении изменчивости признака в выборочной совокупности составляется вариационный ряд, в котором особи располагаются по возрастанию показателя изучаемого признака.


Модификационная изменчивость На основании вариационного ряда строится вариационная кривая графическое отображение частоты встречаемости каждой варианты Частота встречаемости отдельных вариант обозначается буквой p. Например, если взять 100 колосьев пшеницы (n) и подсчитать число колосков в колосе, то это количество будет от 14 до 20 это численное значение вариант (v). Вариационный ряд: v = Частота встречаемости каждой варианты p = Среднее значение признака встречается чаще, а вариации, значительно отличающиеся от него, значительно реже. Это называется нормальным распределением. Кривая на графике бывает, как правило, симметричной. Вариации, как большие, чем средние, так и меньшие, встречаются одинаково часто.


Модификационная изменчивость Легко посчитать и среднее значение данного признака. Для этого используют формулу: (v ּp) М = n где М средняя величина признака, в числителе сумма произведений вариант на их частоту встречаемости, в знаменателе количество вариант. Для данного признака среднее значение равно 17,13. Знание закономерностей модификационной изменчивости имеет большое практическое значение, поскольку позволяет предвидеть и заранее планировать степень выраженности многих признаков организмов в зависимости от условий внешней среды (приведите конкретные примеры).


В двух параллельных девятых классах измерили силу сжатия правой руки 50 мальчиков. Результаты следующие: Сила сжатия мальчиков, кг 29, 25 33, 34, 33, 34, 34, 33 35, 38, 37, 35, 38, 37, 38, 36, 38, 39 41, 41, 44, 42, 41, 42, 44, 43, 44, 41, 41 46, 45, 48, 49, 45, 46, 45, 47, 45, 49, 45, 47 51, 54, 50, 54, 53, 51 55, Используя данный цифровой материал, выполните следующие задания: 1. Составьте вариационный ряд изменчивости силы сжатия правой руки учащихся, используя таблицу (следующий слайд).














Ответьте на вопросы: а) есть ли пределы проявления признака? б) какие значения признака встречаются чаще, а какие реже? в) какое количество данных необходимо обработать для того, чтобы выявить закономерность? г) какое практическое значение имеет изучение данного признака? Сделайте вывод.


Выводы: 1. Проявление признака не выходит за пределы нормы реакции, которая определяется генотипом. 2. Среди показателей изменчивости данного признака чаще всего встречаются средние значения признака, а минимальные и максимальные проявления признака встречаются как исключения. 3. Модифиационной изменчивости присущи статистические закономерности, среднее значение признака обнаруживается только при массовых подсчетах (Чем больше данных, тем более четко проявляется закономерность). 4. Модификационная изменчивость играет огромную роль в практической деятельности человека (Генетические возможности сорта и породы максимально проявляются в оптимальных условиях). «Программа действия генов в системе генотипа напоминает партитуру симфонии. Эта партитура записана нотами в виде генов. Композитор – эволюционный процесс, оркестр – развивающийся организм, а дирижер исполнения симфонии – внешняя среда». (Русский генетик М. Е. Лобашов). ОБЪЯСНИТЕ, КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПРЕДЛОЖЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ. ПРИВЕДИТЕ КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ


Выполните тест 1. Как называется модификационная изменчивость? а) комбинативная б) наследственная в) ненаследственная г) индивидуальная 2. Чем характерны признаки при модификационной изменчивости? а) зависят от окружающей среды б) могут быть полезными и вредными в) возникают внезапно г) являются доминантными и рецессивными 3. Проявление какого признака нельзя отнести к модификационной изменчивости? а) рост учащихся одного возраста б) размер диаметра клубней картофеля в) масса семян фасоли г) окраска белой вороны


4. Каковы особенности модификационной изменчивости? а) проявляется у каждой особи индивидуально, т.к. изменяется генотип б) носит приспособительный характер, генотип при этом не изменяется в) не имеет приспособительного характера, вызвана изменением генотипа г) подчиняется законам наследственности, генотип при этом не изменяется 5. Модификационная изменчивость а) носит групповой характер б) носит индивидуальный характер в) наследуется г) изменяет генотип Увеличение массы тела у домашних животных при изменении рациона питания относят к изменчивости: а) модификационной б) цитоплазматической в) генотипической г) комбинативной

Разделы: Биология

Учебная цель:

Знать механизмы наследственной изменчивости, уметь прогнозировать степень риска проявления наследственной патологии;

Обучающие: познакомить учащихся с формами наследственной изменчивости, их причинами и влиянием на организм. Развить у школьников умение классифицировать формы изменчивости, сравнивать их друг с другом; приводить примеры, иллюстрирующие проявление каждой из них; сформировать знания о видах мутаций;

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, экспериментально-наблюдательских навыков, умения обобщать делать выводы, систематизировать материал, работать с учебником, микроскопом.

Воспитательные: продолжить воспитание коммуникативности, правильной взаимооценки, формирование грамотного отношения к окружающей среде.

Оснащение: таблицы; схемы; микропрепараты: по изменчивости хромосом, мутации у мушек дрозофил; микроскопы, цифровой микроскоп, компьютер, мультимедийный проектор.

I. Задание для самоподготовки дома

А. Необходимо повторить:

  1. Структурные уровни организации наследственного материала.
  2. Строение ДНК и РНК.

Б. Вопросы, подлежащие разбору:

  1. Формы изменчивости: фенотипическая и генотипическая. Их значение в онтогенезе.
  2. Медико-генетические аспекты брака.
  3. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций: генные; хромосомные; геномные; мутации в половых и соматических клетках.
  4. Мутагенные факторы. Мутагенез и канцерогенез. Антимутагены.
  5. Понятие о генных и хромосомных болезнях.

II. Вопросы для фронтальной беседы:

  1. Назовите формы изменчивости, при которых изменяется генотип?
  2. На какие группы делят мутации в зависимости от уровня изменений и локализации?
  3. Перечислите виды хромосомных аберраций.
  4. С чем связана геномная изменчивость?
  5. Какие изменения генетического материала отмечаются при полиплоидии?
  6. Каковы изменения в хромосомном наборе при моносомии?
  7. Каковы изменения в хромосомном наборе при трисомии?
  8. Каковы изменения в хромосомном наборе при нулесомии?
  9. Каковы изменения в хромосомном наборе при тетрасомии?
  10. С чем связаны генные мутации?
  11. Чем отличаются соматические и генеративные мутации?
  12. Что такое индуцированный мутагенез?
  13. Как количество мутаций связано с возрастом человека?
  14. Назовите физические, химические и биологические факторы мутагенеза.
  15. Каковы основные источники мутагенного загрязнения среды?
  16. Какие болезни называются наследственными?
  17. В чем выражаются нарушения хромосомного набора при синдроме Шерешевского-Тернера?
  18. В чем выражаются нарушения хромосомного набора при синдроме Клайнфельтера?
  19. В чем выражаются нарушения хромосомного набора при болезни Дауна?
  20. Приведите примеры генных болезней.
  21. Каковы пути устранения опасности мутагенного загрязнения окружающей среды?

III. Тестовый контроль:

1.Какая изменчивость связана с изменение числа хромосом?

а). Генные мутации;
б). Комбинативная изменчивость;
в). Модификационная изменчивость;
г). Геномные мутации.

2.Какие изменения генетического характера отмечаются при полиплоидии?

а). Увеличение количества хромосомных наборов;
б). Увеличение количества хромосом в наборе;
в). Изменения строения отдельных хромосом;
г). Изменение структуры гена.

3.Назовите физические факторы мутагенеза:

а). Температура;
б). Барометрическое давление;
в). Ионизирующая радиация;
г). Ультрафиолетовое излучение;
д). Вибрация;
е). Ультра- и инфразвук.

4.В чем проявляется изменение хромосомного набора при гетероплоидии?

а). Изменение числа хромосомных наборов;
б). Изменение числа хромосом;
в). Нарушение строения хромосом;
г). Изменение структуры генов.

5.При каком виде изменчивости число хромосом уменьшается на одну, две или три хромосомы?

а). Гетероплоидия;
б). Полиплоидия;
в). Хромосомные аберрации;
г). Генные мутации.

6.При каком виде изменчивости изменяется структура ДНК?

а). Хромосомные перестройки;
б). Генные мутации;
в). Геномные мутации;
г). Полиплоидия.

7.Как называется явление, при котором открывается часть хромосомы и присоединяется к гомологической хромосоме?

а). Инверсия;
б). Транслокация;
в). Дупликация;
г). Делеция.

8.Какой вид изменчивости связан только с воздействием внешней среды?

а). Комбинативная;
б). Модификационная;
в). Генная;
г). Генотипическая.

9.Назовите факторы, под воздействием которых происходит биологический мутагенез?

10.Какие изменения в хромосомном наборе соответствуют синдрому (болезни) Дауна?

а). Моносомия по 10 паре;
б). Трисомия по 23 паре;
в). Трисомия по 21 паре;
г). Моносомия по 21 паре хромосом.

11.При какой хромосомной аберрации теряется часть хромосомы?

а). Инверсия;
б). Дупликация;
в). Транслокация;
г). Делеция.

Если оно наблюдается:

а). У членов одного поколения одной семьи;
б). В ряду поколений одной семьи;
в). В одном поколении разных семей;
г). В ряду поколений разных семей.

IV. Практическая часть работы – исследование мутаций .

1.Изучить нормальные формы мухи дрозофилы.

Рассмотрите на микропрепарате внешнее строение мухи дрозофилы и определите пол. Нормальные мухи имеют тело серого цвета, покрытое прямыми щетинками; глаза красного цвета, расположенные по бокам головы. Грудной отдел состоит из трех члеников, несет 3 пары конечностей и пару прозрачных крыльев. Крылья вытянутой формы, гладкие по краям, длина их превышает длину тела. На брюшке имеются полоски, тергиды четко видны. У самца хитиновые пластинки на конце брюшка сливаются и имеют сплошную темную окраску.

В лабораторной тетради сделать заголовок: Рисунок № 1 “Самка и самец мухи дрозофилы”. Зарисовать нормальные формы мушек дрозофил; на рисунке обозначить: самец, самка. Сравнить рисунки с фотографиями, полученными с электронного микроскопа.

2.На микропрепаратах изучить внешнее строение мух с различными видами мутаций: желтое тело, зачаточные крылья, изогнутые щетинки, отсутствие крыльев, вырезка на крыльях. Сравнить изображения с фотографиями, полученными с цифрового микроскопа. В тетради выполнить: Рисунок №2 “Мутации у мухи дрозофилы”. Зарисовать различные виды мутаций.

3.Изучить хромосомные мутации (аберрации) на политенных (гигантских) хромосомах слюнных желез мухи дрозофилы на стадии пахинемы процесса мейоза. Клетки слюнной железы имеют крупные размеры, хромосомы представляют собой толстую нить, по длине которой видны хромомеры (поперечная исчерченность в виде темных и светлых полос). Хромомеры обеих хромосом образуют единую линию. Деление может произойти на конце хромосомы или в середине ее. Бивалент, гомологичный утраченному, образует петлю. В тетради выполнить: Рисунок №3 “Хромосомные аберрации”. Зарисовать и обозначить: делеция, район деления хромосом с нехваткой, границы участка нормальной хромосомы, гомологичного утраченному фрагменту, хромомеры, инверсия, дупликация.

4.Решить ситуационные задачи, определив типы мутации и причины их возникновения. Оформите свои ответы в форме таблицы.

Пример изменчивости

Типы мутаций

Причины мутаций

1.У людей с болезнью Дауна, характеризующейся идиотией и комплексом других аномалий, в клетках содержится 47 хромосом.

2.Некоторые люди обладают разным цветом глаз, хотя у родителей такие различия не наблюдались.

3.Альбинизм-отсутствие пигмента в коже, волосах, роговице глаз, наследуется как рецессивный признак.

4.Де Фриз описал гигантскую форму энотеры. У этого растения 28 хромосом вместо 14.

5.У молодой супружеской пары, которая подверглась радиоактивному излучению, родился ребенок с аномалиями.

6.У кареглазых супругов родился голубоглазый ребенок.

5.Заполнить таблицу: “Сравнительная характеристика форм изменчивости

ВОПРОСЫ для сравнения

Ф О Р М Ы И З М Е Н Ч И В О С Т И

Мутации Модификации
Генные Геномные Хромосомные

Характер изменчивости

Причины возникновения

Влияние на фенотип и генотип

Наследование

Значение для организма

Значение для эволюции

6.Темы для рефератов и проектных работ:

а). Влияние радиации на живые организмы.
б). Мутагенные факторы антропогенного происхождения.
в). Индуцированный мутагенез.
г). Соматические и генеративные мутации.
д). Наследственные болезни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: