Звук Ш. Подготовительный этап, постановка звука

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: Постановка звука [ш]

Программное содержание:

1. Познакомить с правильной артикуляцией звука [ш].

2. Упражнять в синхронной работе речевого аппарата при постановке [ш]. Развивать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука [ш]. Формировать длительную направленную воздушную струю. Развивать мелкую моторику, память, внимание целостное восприятие.

3. Воспитывать потребность научиться красиво и правильно говорить.

Организация: индивидуальное занятие.

Оборудование: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» с оснащением, магнитофон с аудиозаписью «Листопад», макет осеннего леса, модель верхней и нижней челюстей, речевой профиль звука [ш], артикуляционные упражнения, зеркало, зонд, шпатель, вата, спирт, дидактический материал.

Ход занятия:

I. Психологический настрой на правильную речь:

Какое у тебя настроение? Изобрази его солнечным лучиком или дождевой капелькой на нашем экране.

Сейчас я приглашаю тебя совершить прогулку в осенний лес, где нас ожидает много интересных открытий. Отправляемся.

II. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

(«сопряженные» упражнения, объединенные сюжетом «Путешествие пальчиков и языка в осенний лес»). См. приложение.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы снова вернулись в детский сад. Нас гость дожидается-наш давний друг Тигренок.

III.Объявление темы занятия:

Сегодня мы будем учить Тигренка правильно произносить звук [ш].

Описание артикуляции: кончик языка поднят к передней части неба, но не прижат. Язык принимает форму чашечки и его боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Губы округлены и выдвинуты вперед. Зубы сближены, но не сомкнуты. Воздух выдыхается равномерно посередине языка. Струя воздуха теплая. Голос не работает.

IV. Постановка звука [ш].

а) По подражанию.

б) От артикуляционного уклада.

в) С механической помощью от звука с или фрикативного р.

г) От слога са.

д) От звука р.

V. Анализ артикуляции: положение язык

Характер выдыхаемой струи воздуха. Участие голоса.См. выше.

VI. Закрепление изолированного звука [ш].

Игры на звукоподражание: «Шар лопнул», «Осенние листочки шуршат под ногами», «Мышка шуршит».

Физкультминутка «Листопад» (под аудиозапись).

VII. Развитие фонематического слуха.

а) Опознание звука [ш] из ряда изолированных звуков отдаленных по артикуляторным и акустическим признакам: м, к, и, ш, л, д, а, ш, у, н, ш, б, т, х, о, ш (откладывание осенних листочков на столе).

б) Опознание из слогов: ка, ду, ша, по, бы, ми, шу, ны, ло, ши (откладывание косточек на счетах)

в) Опознание из слов: шуба, кошка, камыш, шапка, машина, шкаф, мышка, шишка, ландыш
(хлопки в ладоши).

г) Опознание из фразы: У Наташи есть плюшевый мишка. У Миши День рождения. Ему подарили игрушечную машину. Увидела кошка мышку и погналась за ней (приседания).

д) Опознание из текста «Мыши» (загибание пальчиков).

Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»

VIII.Закрепление [ш] в слоге.

Игра «Говорящие руки». (Правая рука [ш] — левая рука [а] получилось [ша] и т.д)

IX.Закрепление [ш] в слове.

Игра «Машина» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)

X. Закрепление [ш] в предложении.

Игра «Четвертый лишний» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)

XI. Домашнее задание:

нарисовать предметы в названии которых есть звук [ш].

XII. Итог:

какой звук отрабатывался, его анализ.

Напомним Тигренку, чтобы не забывал.

XIII.Оценка деятельности ребенка на занятии с психотерапевтической направленностью:

выбор настроения на экране.

Занятие окончено!

Приложение

Путешествие пальчиков и язычка в осенний лес

Движения или статическая поза рук

Движения или статическая поза языка

Однажды пальчики пошли в лес: топ — топ, топ — топ, топ — топ — топ, топ — топ — топ Вверх — вниз, вверх — вниз, вверх — вниз
Подошли к опушке -ровной — ровной, гладкой — гладкой Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы -горизонтальны Язык ровный, свободно лежит на нижней губе
На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона Локти, ладони соединены, пальцы –вверх. Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы — в стороны, при этом пальцы загнуты «чашечкой» Язык высовывается и напряжённо тянется к носу Скруглённые края языка загнуты вверх «чашечкой»
Крона состоит из веток

листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают

Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются «чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются; ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища Язык в той же позе

Движение вверх-вниз (язык со скруглёнными краями), затем язык расслабленно опускается на нижнюю губу

На дереве — гнездо, а в нём — синица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в гнездо, кормит птенцов Руки соединяются рёбрами ладоней — «чашечкой», большие пальцы то спускаются на дно «чашечки», то поднимаются Язык — «чашечкой», а потом — свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны

Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей)

Движения или статическая

поза рук

Движения или статическая

поза языка

Под деревом — грибы с толстой и тонкой ножками Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой -шляпку. Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки -ножка, а ладонь — шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень много») Язык мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо присасывается («гриб растёт»)
Дерево растёт. Грибы растут, собираем их в корзину Руки вверх (к солнцу)

см. предыдущее упражнение, переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней — кверху

Язык напряжённо тянется к носу; чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на нижнюю губу
Идём по лесу дальше. . . Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. Имитация ходьбы»
Растёт дикая яблонька, на ней плоды -яблочки, они кислые Руки от локтя до запястий вместе, ладони — в кулаки, а большой палец — вверх; махнуть рукой (Эх!) Язык скруглённый, выгнутый — с опорой на верхней губу; затем надо сморщиться и слегка высунуть язык
Но дома сварим из них варенье — во какое! Поэтому соберём их в корзинку Поднять большой палец вверх.

Переплетение пальцев, ладони -вверх, руки — в стороны

Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы; Язык — «чашечкой»
Через лес («топ-топ») вышли к реке Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. Плавное движение широким языком вперёд — назад
Тяжело нести корзины, увидали лодку Соединённые ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытыми сверху (плавное движение «лодки») Сложить язык пополам -(«лодочкой») и вытягивать его вперёд
Приплыли домой Соединить пальцы «домиком» Присос — крыша домика ровная

Докшина А.А.,
учитель-логопед

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Коррекционно-образовательные:

Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

Упражнение в правильности произнесения звука Ш.

Коррекционно-развивающие :

Развитие артикуляционного аппарата;

улучшение мелкой моторики.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям;

Воспитание самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия

1.Организационный момент

2. Артикуляционная гимнастика

Статические подготовительные упражнения для языка

«Ковшик»

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок - баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

Динамические упражнения для языка

«Часики»

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.

3. Постановка звука.

1-й способ При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, действует такой способ.

Нам пригодится деревянный шпатель.

Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.

2-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» - ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.

4. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

5. Закрепление изолированного произнесения звука

Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

6. Развитие фонематического слуха

А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

7. Домашнее задание

Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится:

В начале слова;

В середине слова;

В конце слова.

8.. Итог занятия.

Сегодня на заня­тии ты побывал в осеннем лесу, встретил Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш - согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!

Шеховцова Нина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [щ]»

Тема : Постановка звука [Щ]

Цель :

1. Образовательные :

Закреплять умение правильно произносит звук [щ] ;

2. Коррекционные :

Развитие фонематического слуха;

Развитие навыков фонематического анализа;

3. Воспитательные :

Воспитывать положительное отношение к занятию ;

Оборудование : картинка (слон, профиль артикуляции звука [щ] .

План :

I.Орг. момент

Приветствие. Сообщение темы занятия .

II.Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

3. Пальчиковая гимнастика

4. Упражнение на развитие речевого дыхания

5. Упражнения по развитию мимической выразительности

6. Объявление темы занятия .

8. Постановка звука .

9. Физминутка.

звука .

Оценка деятельности ребенка.

Ход занятия

I.Орг. момент.

Приветствие

Здравствуй. Сегодня к нам на занятие пришел вот такой замечательный слон. Его зовут Дамбо. Наш слон, очень умный, умеет говорить, знает почти все звуки и буквы , но вот звук [щ] у него произносить не получается. Поможешь слонику?

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика

Сейчас мы будем делать упражнения, слоника мы посадим рядом с зеркалом, перед тобой, чтобы ты ему показывал, как правильно нужно их выполнять.

«Улыбка»

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

Наш Дениска – озорник

Тянет губки к ушкам.

Посмотрите, - говорит,

Я теперь - лягушка!

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта, делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем) .

Если у Дениса плохое настроение,

Ест Дениска наш вкусное варенье.

Надо верхнюю губу вареньицем намазать,

И широким язычком облизнуть все сразу.

«Накажи непослушный язычок»

Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.

Язычок твой – озорник,

Он не слушает тебя.

Накажи его скорее :

«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

«Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку : пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык : та-та-та.

Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

«Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние

«Большой и маленький»

3. Пальчиковая гимнастика

Давай покажем слонику, как хорошо мы с тобой делаем пальчиковую гимнастику.

Наши пальцы сжались тесно,

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало,

Их укроем одеялом.

Сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

4. Упражнение на развитие речевого дыхания.

Давай научим слоника делать дыхательные упражнения. Спокойно вдохни через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем выдохни протяжно, плавно выдох через рот.

«Заморозим подбородок»

Цель : формировать длительный, непрерывный ротовой выдох, активизировать губные мышцы.

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз под подбородок, выполнять молча и на одном выдохе.

«Дождик»

Цель : формирование речевого дыхания, умения произносить слова на одном выдохе.

1 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловить капли» (вдох) ; 2 - на выдохе произносить : «Кап-кап-кап!» ; 3 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловят капли» (вдох) ; 4 - на выдохе произносить : «Так-так-так!» . Повторить 3-4 раза.

5. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Представь, что сейчас (в ноябре) к нам пришел Дед Мороз.

Представь себе, что у нас на коленях пушистый котенок. Он мурлычет, а ты его гладишь.

Дед и баба слепили Снегурочку, и она на их глазах ожила. Что выражают лица деда и бабы?

Покажи, как Аленушка сидит и смотрит на братца Иванушку.

6. Объявление темы занятия .

Сейчас мы с тобой будем учится правильно произносить звук [щ] . И научим слоника.

7. Анализ артикуляции по плану.

При звуке [щ] губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса) .

Звук [Щ] - согласный , глухой, всегда мягкий.

8. Постановка звука .

Сейчас я расскажу тебе сказку, про маленький паровозик. Маленьким паровозиком будет у нас язычок, а рельсами будут коренные зубы. У паровозика никак не получается встать на рельсы, давай ему поможем? Хорошо, – в путь! Боковые края языка, словно колёса, прижимай к верхним коренным зубам. Следи, чтобы «колёса» крепко стояли на рельсах и ни в коем случае с них не съезжали (Ребёнок должен почувствовать, как боковые края язычка крепко прижимаются к верхним зубам). А теперь подуй на паровозик, чтобы он поехал. Хорошо, молодец.

Способы запасные, если не получаются предыдущие методы :

1. Самый простой способ постановки Щ от звука Ч . Для этого Ч нужно тянуть долго и тогда в конце будет слышаться звук Щ . Дальше нужно как можно дольше протягивать этот звук , стараясь говорить, как можно быстрее.

Внимание! Не забывайте следить, чтобы при произнесении звука Ч/Щ ребенок вытягивал губы вперед и поднимал язык к верхним зубам.

2. Слитно произносить шч. Следует обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука щ губы улыбаются , зубы видны, язык поднят за верхние зубы.

9. Физминутка.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

10. Закрепление изолированного звука .

Скажи мне ты видела, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит : «щщ.» Как оно шипит?. А ты видела в зоопарке змей? Знаешь, как они шипят? Послушай : «щщщ.» . Повторим теперь вместе, как шипят змеи.

А теперь давай энергично почистим одежной щёткой брюки : «Щ-Щ-Щ - …»

Давай с тобой проговорим скороговорку :

АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ : мы купили плаЩ.

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ : кому нужна поомоЩЬ?

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ : в огороде вырос хвоЩ.

УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ : за забором плюЩ.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ : нам попался леЩ.

11. Развитие фонематического слуха.

-«Поймай звук » : хлопни в ладоши, когда услышишь звук щ среди других звуков , слогов ,: ца, ре, [ощ], та, ш, щи, [са], зо, [щу],не, [ащ]

III. Итог занятия .

Молодец, ты сегодня очень старалась, я тобой очень довольна. Слоник, тебе тоже говорит спасибо, ты ему очень помогла. Скажи, какой звук мы сегодня учились произносить? Что тебе понравилось в нашем занятии ?

Можешь быть свободна.

Наталья Волкова
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]

Тема : Постановка звука Ш

Цель : уточнение артикуляции звука [Ш] , постановка звука

Задачи :

1)Образовательные : учить правильно произносить звук Ш , выделять звук Ш из ряда слов ;

2)Коррекционно – развивающие : формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;

3)Воспитательные : воспитание интереса к занятию , воспитание самостоятельности.

Оборудования : презентация «Артикуляционная гимнастика» , ватный шарик на нитке, колючий мячик.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие .

Сегодня к тебе в гости пришел маленький Антошка. (мальчик – презентация)

Он узнал, что ты будешь учиться шипеть, и пришел вместе с тобой поучиться.

2. Артикуляционная гимнастика

Улыбнитесь друг другу приветливо (Упр. «Улыбка» ) – презентация, Трубочка (счет до 10)

У Антошки еще мало зубов, а ты похвастайся своими (Упр. «Забор» )

Антошка очень любит круглые бараночки (упр-е «Колечко» ) Бараночки он ест со вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье» ). Очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу.

Варенье Антошка запивает чаем из чашечки (упр-е «Чашечка» )- улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними.

Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи Антошке, как это делать. А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).

3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи

Антошка любит показывать фокусы и смотреть на них.

Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.

4)Пальчиковая гимнастика

Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!

(катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек)

5)Развитие фонематического слуха

А сейчас мы поиграем в игру «Охотник» . Как только услышишь звук Ш , сразу лови его - хлопай в ладошки :

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА - ОСЁЛ

6)Постановка звука

Антошка любит кататься на паровозике. Покажем ему паровозик?

(сильно дуть на кончик языка, не останавливаться. А затем постепенно паровозик замедлять – ч – ч- ч и подольше тянуть звук «Ч» , который должен перейти в «Ш» )

Ч – ч- ч – ч- ч – ч – ч- ч, паровозик я веду,

Я везу своих друзей,

Вместе ехать веселей!

Паровозом управляю,

Остановки объявляю. (паровозик останавливается)

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш» . (картинка)

Теперь произнеси звук «С» , а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С» , чтобы пошел теплый воздух.

Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш….)

7) Итог занятия .

Какой звук мы сегодня учились произносить? Кто к нам в гости приходил?

Конспект индивидуального логопедического занятия.

(с использованием изотехники)

Подготовила

учитель – логопед Шлянина О. П.

г. Курганинска Краснодарского края

Тема: Постановка звука [Ш]

Цель : уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука, уточнение изолированного положения; развитие речевой моторики; развитие фонематического слуха; развитие точных движений кисть руки.

Оборудование: зеркало, предметные картинки, краски, кисть, баночка с водой, бумага, лягушонок, уж, Доктор Айболит.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика – Посмотри у нас сегодня в гостях веселый лягушонок, а это болото, в котором он живет. Давай поможем лягушонку перепрыгнуть с листика на листик. (Ребенок выполняет упр. всеми пятью пальчиками проворачивая кисть влево, вправо)

Прыг, скок, прыг, скок,

Я с листочка на листок,

Я – веселая лягушка,

Ваша милая подружка.

2. Артикуляционная гимнастика. (выполняя , красками прорисовывают символы)

Жил – был добрый уж Шурик. Заболело у него горло, да так сильно, что он перестал шипеть. Отправился он к Доктору Айболиту за помощью. По пути Шурик встретил нашего веселого лягушонка и улыбнулся «Улыбка». Лягушонок держал в лапках рупор «Рупор», громко квакал, созывая лягушат на блины «Блинчик» Конечно Квак пригласил и ужа. Они пили чай с вареньем «Вкусное варенье». Яблочное варение лежало в красивой чашечке «Чашечка». Шурик рассказал лягушатам о том, что с ним приключилось и его услышало солнышко. Солнышко протянуло свой лучик, и сказала: «Раскрась его волшебной желтой краской, он тебе и покажет дорогу к Доктору Айболиту». Уж так и сделал. Потом поблагодарил всех за помощь, сел на лошадку, поскакал «Лошадка». По пути на нос Шурику, с дерева опустился листик, он стал дуть на него «Фокус». Уж так увлекся, что и не заметил, как доехал.

«Улыбка» (полоска)

«Рупор» (волна)

«Блинчик» (круг)

«Вкусное варенье» (вертикальные полоски)

«Чашечка» (полукруг)

«Маляр» (зигзаги)

«Лошадка» (тычки)

«Фокус» (спираль)

3. Постановка звука механическим способом.

Положить на нижние зубы ребенка карандаш, на него ребенок положит язык. Попросите изобразить, как чихал больной уж – постучать кончиком языка по верхним альвеолам, произносить звук [Ч]. При этом он должен сильно и непрерывно дуть на кончик языка. Затем «уж перестает чихать» и по дольше тянет звук [Ч] который преобразовывается в звук [Ш ].

Вот и вылечил доктор Шурика. Он пополз и зашипел Ш – Ш – Ш –Ш – Ш – Ш – Ш.

(ребенок схематически изображает, как ползет уж)

4. Уточнение артикуляции.

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

5. Упр. «Чудесная поляна» На столе лежат предметные картинки, ребенок должен нарисовать по точечному контуру только те, в названии которого есть звук [Ш]. Обводя контур, ребенок длительно произносит звук [Ш].

Шар, зонт, мышка, жук, кошка, сумка, машина.

6. Итог занятия .

Положительная оценка деятельность ребенка.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: