Как перевести ребенка на самостоятельное обучение. Почему я перевела дочь на домашнее обучение по математике (да, так можно)

Совсем недавно я прочла данные исследования домашнего и семейного обучения, проводимого Национальным центром статистики в сфере образования. Оказывается, в каждой стране на таком виде обучения находится около 5-10% детей от общего их количества. Например, в России ежегодно насчитывается до 100 тысяч ребят, получающих домашнее образование. Цифры меня удивили и даже немного шокировали!

Почему родители отдают предпочтение такой форме обучения?

В чем недостатки и преимущества по сравнению с государственным образованием?

Чем отличие домашнего и семейного образования?

Постараюсь полноценно ответить на эти и многие другие вопросы, предоставляя родителям максимум информации для размышления.

Почему родители не хотят отдавать ребенка в общеобразовательную школу?

Причин может быть достаточно много:

  • некоторые мамочки и папочки считают, что школа дает не достаточно качественное и углубленное образование
  • есть ряд родителей, которые считают, что нагрузка в школе достаточно серьезная и плохо влияет на физическое и психологическое состояние ребенка
  • запугивание, приобщение к вредным привычкам: курению, наркотикам, алкоголю, а также разделение на социальный уровень со стороны сверстников
  • желание родителей установить свой собственный учебный план.
  • классы переполнены, поэтому учитель не в состоянии уделить каждому ученику соответствующего внимания
  • родители хотели и хотят проводить максимум времени со своим чадом
  • семья живет достаточно далеко от школы, а добираться до нее весьма проблематично.
  • у родителей был плохой опыт школьного обучения.

Возможно, бывает десятки других причин, но я выделила основные, часто встречающиеся.

Почему дети не хотят ходить в школу?

Теперь давайте ответим на вопрос обеспокоенных родителей: «Почему сын или дочь не хотят учиться в школе?» Сами понимаете, что дети разные и причин может быть достаточно много. Приведу вашему вниманию наиболее актуальные, которые выделили психологи:

  • в школах нашей страны не уделяется должного внимания каждому ученику, нет индивидуального подхода в зависимости от его умственных и физических способностей. Как правило, общеобразовательная система рассчитана на среднестатистического ученика. Поэтому, на практике замечено, что ребята с высокими интеллектуальными способностями не развивают свой дар, грустят, ленятся и спускаются до уровня среднего школьника. А вот дитё со слабыми умственными данными чувствует себя не комфортно, комплексует, когда его вызывают к доске, боится насмешек, отвечая перед всем классом. Поэтому родители тех и других деток понимающе относятся к потребностям их чада и переводят их на домашнее или семейное обучение. Таким образом, вундеркинды развивают свои способности и не скучают от недостатка информации, а слабенькие занимаются по упрощенной программе и не наращивают в себе комплексы неполноценности.
  • отношение ребенка к школе в большинстве случаев зависит от первой учительницы. Согласитесь, что не каждому повезло с первой учительницей! Вот, например, моей дочери очень повезло. Моя малышка с удовольствием ходила в школу, впитывала каждое слово, что говорила Лидия Александровна. И не только она! Директор, родители и дети были в восторге от ее метода преподавания, от умения интересно, профессионально и доходчиво изложить информацию. Немаловажным было и то, что она была терпеливой, справедливой, внимательной к каждому ребенку, никогда не повышала голос и не выделяла кого-либо, записывая в любимчики. Именно поэтому, весь класс, будучи в 8-м классе, сохранился в полном составе, имеет достаточно высокий бал успеваемости и сейчас подтверждает свои знания по всем предметам у разных преподавателей. А вот мне даже не хочется вспоминать о первой деспотичной учительнице! Хотя я училась хорошо, но в школу идти боялась и не хотела. В ушах стоял ее крик и постоянное недовольство всеми детьми! Не буду судить, а просто скажу, что мой класс с облегчением вздохнул, когда по семейным обстоятельствам она переехала в другой город.
  • сложная школьная программа. Многие родители и педагоги, с ужасом, понимают: какой непосильный груз ложиться на плечи учащихся! Посещая школу, он просиживает по 5-8 напряженных уроков, знакомясь с темой того или иного предмета, а потом, приходя домой, досконально изучает материал и делает огромный объем домашних заданий. Ребенок эмоционально и физически устает, не выдерживает таких нагрузок, болеет и отказывается ходить в школу. Видя состояние ребенка, некоторые родители принимают решение перейти на домашнее или семейное обучение.
  • ребенок – инвалид. К сожалению, есть детки, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. И таких деток в каждой стране насчитывается десятками, а то сотнями тысяч. Для них предусмотрена специальная программа домашнего обучения и получение аттестата среднего образования.

Какие бывают формы домашнего обучения?!

Разобравшись с причинами обучения в домашних условиях, давайте поговорим о том: каким оно может быть, рассмотрим его приоритеты и недостатки.

Бывает шесть форм надомного образования:

  1. Анскулинг , что в переводе с английского обозначает «без школы». Не поверите, но это полный отказ не только от школы, но и от школьной программы в целом. Не сложно догадаться, что анскулинг очень рискованное решение родителей по отношению к будущему малыша. Уверенные в своих педагогических и умственных способностях родители считают, что сами смогут научить ребенка всему необходимому, в своеобразной форме освоит все науки, которые понадобятся ему в жизни и при поступлении в высшее учебное заведение. В основном это оказывается фатальной ошибкой! Именно поэтому анскулинг запрещен во многих странах, в том числе в России и Украине.
  2. Домашнее обучение – это тесная связь со школьной программой и преподавателями. Для такой формы обучения оформляется медицинское заключение, свидетельствующее о вынужденном домашнем обучении. В результате, школьные педагоги проводят индивидуальные занятия с ребенком на дому, не отступая от среднеобразовательной программы: с написанием самостоятельных, контрольных работ и сдачей экзаменов.
  3. Домашнее обучение с частичным посещением школы . Такой вид обучения предоставляется только вследствие медицинских показаний, утвержденных специальной медицинской комиссией. Это могут быть дети с особыми потребностями, которым разрешается посещать только несколько уроков в день.
  4. Семейное обучение значительно отличается от домашнего тем, что уроки проводят сами родители или родственники, самостоятельно выбирая расписание уроков, материалы и их объемы. Вы скажите, что это же анскулинг! Нет, посмею вам возразить! Находясь на семейном обучении, малыш закреплен к школе, каждый год проходит аттестацию, сдает экзамены, а так же обязательным условием является сдача независимого экзаменационного оценивания. По окончанию ребенок получает такой же аттестат, что и школьники, посещающие учебное заведение.
  5. Экстернат , оформляется по договоренности с администрацией школы. Ребенок с помощью родных осваивает азы науки на дому, а затем сдает контрольные и экзамены, не приходя в школу.
  6. Дистанционный метод – это обучение преподавателями посредством Интернет через программу скайп или форумы. Домашние задания и контрольные роботы выполняются в режиме онлайн. Дистанционный метод обучение согласуется и утверждается администрацией школы в силу уважительных обстоятельств ученика.

Оцениваем плюсы и минусы обучения дома.

Остановимся на положительных и отрицательных сторонах надомного образования.

Положительные стороны:

  • ребята получают образование в удобное для них время и с учетом пожеланий
  • исключается факт насилия педагогами и сверстниками
  • не нужно соблюдать школьные правила и абсурдные ритуалы.
  • появляется возможность для родителей полностью контролировать дитя, заниматься его моральным, религиозным и этическим воспитанием.
  • прекрасная возможность жить по своим биологическим часам. Это прекрасная возможность высыпаться, при необходимости прекратить или во время болезни отменить занятия и т.д.
  • заниматься изучением особых наук или редких языков.
  • снижен риск заболеваний ОРЗ, ОРВИ, травматизма, инфекционных болезней, а также практически исключаются проблемы с осанкой и ухудшения зрения.
  • происходит постоянный контакт ребенка с родителями, в результате исключается дурное или любое другое влияние на подрастающую личность.
  • есть уникальная возможность пройти школьный курс обучения меньше, чем за десять лет.

Отрицательные стороны:

  • отсутствует опыт общения с коллективом
  • потребность постоянной занятости родителей обучением ребенка, контроль за учебным процессом.
  • нет четкого графика работы и жесткой дисциплины, что стимулирует быстроту выполнения учебных заданий.
  • нет опыта разрешения конфликтных ситуаций в кругу одноклассников и старшеклассников
  • родители не смогут профессионально и полноценно обучить всем школьным предметам без исключения. Какими бы талантливыми они не были.
  • чрезмерная опека приведет к эгоизму ребенка
  • малыш вырастит, как комнатное растение – без житейского опыта
  • навязывание родителями своей точки зрения для ребенка губительно и приводит к полному отсутствию своего мнения
  • малыш чувствует, что он не такой как все и примеряет на себя образ «белой вороны».

Вот так! Так что решайте, уважаемые родители: где и как должен получать образование ваш ребенок! Желаю Вам сделать правильный выбор!

Читайте еще:

Занятия с ребенком 1 год

7 способов привить детям любовь к чтению!

26290

Начальное, основное общее и полное среднее образование дети получают в школе. Но по закону «Об образовании в РФ» родители имеют право перевести ребенка на домашнее обучение. Расскажем, как это сделать.

Ч. 1 п. 2 cт. 17 закона «Об образовании в РФ» перечисляет основания для перевода ребенка на домашнее обучение: семейные обстоятельства; медицинские показания (проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы).

Переход на домашнее обучение по семейным обстоятельствам

Закон не конкретизирует, что это за «семейные обстоятельства», из-за которых родители переводят ребенка на домашнее обучение. Это только решение родителей. Чтобы учить ребенка дома, нужно выполнить несколько шагов.

Шаг 1. Уведомляем региональные органы управления образованием (Министерство/Департамент/Отдел), что вы переводите ребенка на семейное обучение. Сделать это родители обязаны в соответствии со ст. 63 ч. 5 нового Федерального закона «Об образовании в РФ». Заявление подается в письменной форме в двух экземплярах. Закон позволяет подать уведомление лично или по почте.

Если уведомляете лично - на втором экземпляре в учреждении поставят печать и дату приема документа. Заявление носит уведомительный характер. Вы просто информируете соответствующий орган о своем выборе. Чтобы контролирующие органы не решили, что ребенок прогуливает школу. Орган управления образованием может лишь принять к сведению ваше решение. У чиновников нет права запретить, не разрешить или не одобрить выбор.

Шаг 2. Идем в школу.

В школе родители пишут заявление, что переводят ребенка на домашнее обучение и просят отчислить его из школы. Заявление пишется в свободной форме. В течение недели школа обязана отдать личное дело и медицинскую карту учащегося.

Директор школы не имеет права отказывать в отчислении ребенка из школы для домашнего обучения. Если школа отказывает в отчислении - требуем письменное объяснение от директора и жалуемся на него в органы образования.

После того, как ребенка отчислили из школы, родители составляют индивидуальный план обучения.С этого момента ответственность за образование ребенка лежит на родителях.

Кстати, раньше (до 2012 года, когда приняли действующий закон «Об образовании») родители подписывали договор со школой. В нем прописывали формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Школьника приглашали на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы. Теперь договор заключать не нужно. Те родители, кто был недоволен требованиями школы посещать контрольные или другие занятия в школе, вздохнули с облегчением.

«Семейник» приобретает статус «экстерна» - в школу он ходит только на промежуточные и итоговые аттестации. Минус - те, кто регулярно приходил в школу за бесплатными консультациями, могут об этом забыть. Какие предметы изучать - решает школа, а как их преподавать - решают родители. Школа в этот процесс не вмешивается и не проверяет. Родители сами определяют методы обучения, время, которое отводится на каждую тему, количество материала, которое можно дать вне рамок программы и многое другое.

Учебники не обязательно покупать - в школе «семейнику» должны выдать бесплатные.

Ребенок пользуется и другими правами обычного школьника: может участвовать в олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой школы и т.п. До 9-го класса родитель имеет право вообще не отчитываться перед школой, чему и как учит ребенка.

Первый обязательный экзамен - ГИА в 9-м классе. Следующий - ЕГЭ в 11-м. Список школ, где ребенок будет сдавать эти экзамены (обязательную аттестацию), запросите в управлении образованием.

Из списка школ родители выбирают ту, где ребенок будет сдавать экзамены - и пишут заявление на имя директора. Как и уведомление, заявление необходимо сдать в канцелярию школы под расписку на втором экземпляре или отправить по почте ценным письмом первого класса с уведомлением о вручении и описью вложения.

После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации. Такую аттестацию ребенок проходит бесплатно. По желанию ребенка и родителя экзамены (промежуточную аттестацию) можно сдавать и раз в год.

Переход на домашнее обучение по медицинским показаниям

Учиться дома по медицинским показаниям закон разрешает детям:

- с хроническими заболеваниями;

- с затяжной болезнью;

- которые длительно лечатся амбулаторно.

Рекомендации перейти на домашнее обучение дает лечащий врач. Иногда родители принимают такое решение самостоятельно. Школа отпустит ребенка учиться дома на время болезни при наличии справки, оформленной через контрольно-экспертную комиссию (КЭК). Ее выдают в обычной поликлинике, к которой прикреплен ребенок.

Обязательно проверьте! На справке должна быть подпись врача, который выдал документ; врача, наблюдающего ребенка; заведующего детской поликлиникой; главного врача детской поликлиники. На документе ставится круглая печать поликлиники.

После того, как родители получили справку на руки, нужно идти в школу. На имя директора школы пишется заявление в свободной форме с просьбой перевести учащегося на домашнее обучение. К заявлению прикрепляется справка.

Максимальный срок обучения на дому - один год (учебный), минимальный - месяц (как правило, при травмах и операциях).

Ольга Сластухина

2017-11-10 14:23:02 Княжна Т.В.

Статья самое главное не огласила: в первом случае вы сами своими силами обучаете ребенка, а во втором учителя предоставляет школа за свой счет. По мед показаниям оказалось перевести ребенка не так уж и просто!Существует список из 60диагнозов с которыми переводят, с остальными- мимо. Хоть как ваш ребенок болеет, никого не волнует. Пусть ходит и зарабатывает с каждой болезнью себе диагноз посложнее.(Это очень печально, приходится много пропускать из-за затяжных болезней и потом наверстывать за свой счет. Все для людей, как всегда.

2017-10-31 16:35:53 Пуцко Марина Николаевна

Спасибо за информацию, очень полезна, т.к. нам вероятно придется забрать из школы внука первоклассника. Учится в школе №14, класс с экспериментальной программой "Гармония". Ребенок бегло читает, пересказывает, считает достаточно быстро примеры 2-го класса программы "Планета знаний". А вот программа "Гармония" с квадратиками и ноликами вводит его в ступор. Внук категорически не хочет ходить в школу, хотя до этой программы учился с большим удовольствием. За два месяца посещения школы не вынес и крупицы знаний. Наша семья в ужасе. Удивляемся, почему разрешили экспериментировать на наших детях без согласия родителей и калечить психику малолетних детей.

2017-09-07 14:09:04 Музыка В.А.

Наконец -то люди могут оторватся от тоталитаризма.Хватит делать наших детей общестатистической массой.Загнали этими новыми стандартами образования людей тупик.Надели шоры на глаза и думают прокатит.НЕТ! Господа.Наши дети то-же имеют право на свободную жизнь, а не только Ваши МАжоры.Ещё посмотрим - кто из кого вырастет.СПАСИБО Справедливой РОССИИ.!От всей души, желаю им удачи.Хотелось -бы сказать нам удачи,но я к сожалению ни член этой партии.

Домашнее обучение в школе, что это такое – вопрос, который задают несведущие родители в момент непонимания ситуации с учебой своего ребенка в школе . В случае состояния здоровья, при котором ребенок не может посещать занятия в школе, все достаточно ясно. А если ребенок здоров?

Да, как обычно, родители включаются в суету подготовки к учебному году с собраниями, посещениями магазинов одежды и обуви. И вдруг выясняется, что чей-то ребенок ходит в школу через силу, а чей-то вообще пытается под любым предлогом пропустить занятия.

Что делать в этом случае? Наказывать? Но этим делу не помочь. Разбираемся.

Дети не хотят ходить в школу. Причины

История говорит о то, что во времена СССР вопрос об учебе в школе практически не ставился – всеобщее среднее образование предполагало, что каждый ребенок идет в школу, а родители не задумываются – “надо или не надо”. Конечно же, кое-где случались отступления от этого правила, но это были единичные случаи.

Современное общество породило некую возможность демократии в образовании, что, несомненно, сказалось на качестве обучения и на результатах выпускников . Причин, по которым дети не хотят ходить в школу, как минимум две группы. Первая группа исходит, как ни странно от самих родителей, а вторая – от детей.

Почему родители не хотят отдавать ребенка в школу

Конечно, часть родителей не то чтобы не хотят отдавать ребенка в школу, но сомневаются в этой необходимости . Назовем лишь те сомнения родителей, которые были выявлены в ходе исследований.

Вот что говорили родители :

  • есть сомнения в качестве и углубленности образования – школа это потеря времени;
  • учебная программа дает большую нагрузку на учеников, что ухудшает физическое и психологическое состояние детей;
  • сверстники не всегда положительно влияют на одноклассников, приобщая к курению, наркотикам, алкоголю, а также угнетая более слабых;
  • часть родителей выступали за изменения учебного плана, вплоть до введения собственного плана;
  • переполнение классов не позволяет учителю уделить больше внимания каждому ученику;
  • проживание на большом расстоянии от школы вносит проблему доставки детей на занятия;
  • часть родителей имели не очень положительный собственный опыт учебы в школе.

В каждой семье собственный взгляд на обучение в школе, поэтому к приведенным высказываниям кто-то может добавить свое видение.

Почему дети не хотят ходить в школу

Дети. Это отдельная история, но это наши дети и к их мнению стоит прислушаться. Не всегда их мнение будет верным – в этом случае им просто следует объяснить правильную точку зрения. Но бывает так, что детское тонкое, чувственное восприятие ситуации с трудом будет восприниматься взрослым человеком – в этом случае родителям стоит поставить себя на место ребенка и попытаться почувствовать то, о чем говорит ребенок.

Вот что думают и говорят дети :


Осмысление всех этих причин нежелания посещения школы как раз и приводит к вопросу – домашнее обучение в школе, что это такое, насколько оно законно и как его организовать.

Внимание.
Оказывается домашнее или семейное образование не является такой уж неизвестной формой обучения . Исследования, проведенные Национальным центром статистики в сфере образования, показали, что домашнее обучение в школе охватывает в разных странах от 5 до 10 процентов детей школьного возраста. И даже в России ежегодно фиксируется до 100 тысяч детей школьного возраста, которые получают образование в домашних условиях .

Домашнее обучение. Законные основания

В современной России впервые образование было узаконено в 1992 году. Однако за прошедшие годы закон постоянно совершенствовался. Изменения вносились иногда дважды в год. Изменялась и сама система обучения. Более того, получив поколение школьников с “механическими знаниями” (ЕГЭ), государство обеспокоилось будущим общества и стало делать шаги по возврату лучшего из советской системы обучения, которой по праву гордились в СССР.

На момент написания данного материала в стране действует закон “Об образовании в Российской Федерации” № 273, принятый 29 декабря 2012 года . Изменения, произошедшие в сфере образования в последние полгода, предполагают изменения и в федеральном законе в ближайшем будущем.

Однако та часть, которая касается обучения ребенка на дому, вряд ли изменится, поскольку уже внесенные изменения поменяли суть этой формы обучения.

Важно.
В текущей версии закона в главе V в статье 52 (пункт 4) дается расширение толкования обучения на дому. В настоящее время возможность обучаться на дому предоставляется не только детям инвалидам (как это было раньше), но в качестве аргумента принимается желание родителей .

Такая поправка прямо отвечает пожеланиям общества, о сомнениях которого в предыдущем абзаце.

В законе домашнее обучение получило обобщенное название семейное образование и указано, что обучать ребенка могут сами родители, можно приглашать преподавателей из школы или пользоваться услугами платных репетиторов.

Внимание.
В том же 4-м пункте дается возможность ребенку, который был на домашнем обучении, при желании и при положительной аттестации, вернуться к стандартной (очной) форме обучения в общеобразовательной школе .

Это важное уточнение, поскольку переход на домашнее обучение не всегда может сопровождаться успехом. В ряде случаев и родители, и сами дети могут быть разочарованы таким переходом, а закон дает возможность вернуться к очному обучению . Такой возврат логичен, когда ребенок перешел на домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, а после лечения имеет желание вернуться в школу.

Домашнее обучение в школе, что это такое и какие есть варианты

В мировой практике обучения приняты шесть вариантов домашнего обучения :


Достоинства и недостатки домашнего обучения в школе

Как и в любом деле, домашнее обучение в школе имеет и положительны и отрицательные стороны . Прежде, чем начинать оформление, родителям стоит хорошо подумать, проконсультироваться в департаменте образования. Да, сменить очное обучение на домашнее можно на любом этапе учебы в школе, в любом классе. Также и вернуться обратно в школу можно в любой момент . Но здесь важно и мнение школьника, поскольку смена обстановки, смена ритма жизни неизвестно как повлияет на конкретного ребенка.

Достоинства:

  • для обучения можно разработать удобный график с учетом наклонностей ребенка и его биологических часов;
  • ребенок огражден от нападок сверстников, а также от возможных неприятностей с учителями;
  • нелюбимые школьные правила и ритуалы не учитываются в жизни;
  • родители получают возможность полного контроля всех действий ребенка, в том числе оберегая его от возможного дурного влияния, что особенно важно на переходном этапе развития;
  • для детей с высоким IQ появляется возможность уделить больше внимания дополнительным предметам, редким иностранным языкам;
  • значительно снижается риск вирусных заболеваний, а также есть возможность выправить осанку и поработать над улучшением зрения в случае имеющихся проблем;
  • для одаренного ребенка есть возможность пройти школьную программу в ускоренном варианте.

Недостатки:

  • низкий уровень общения со сверстниками, в том числе в разрешении конфликтных ситуаций уменьшает шансы на успех в будущей самостоятельной жизни;
  • на родителей ложится нагрузка по контролю за ребенком, в том числе за качеством обучения;
  • отсутствие школьной дисциплины и “размытый” график учебы расхолаживает школьника, что вполне может отразиться на результатах обучения;
  • отсутствие постоянного общения со сверстниками равносильно отсутствию жизненного опыта;
  • длительное нахождение школьника в одиночестве (без общения со сверстниками) может развить у него комплекс “белой вороны”.


Итак, вы уже знаете домашнее обучение в школе, что это такое, какие есть варианты, как эти варианты соотносятся с законом, и вы после анализа ситуации приняли решение перевести ребенка на домашнее обучение. Рассмотрим один вариант – семейное образование. Однако основные принципы за исключением сбора медицинских документов при переходе именно на домашнее обучение, работают при переходе на любой из действующих вариантов.

Прежде всего, нужно найти школу, в которой принято положение об образовании в семье . Образец такого документа можно скачать для ознакомления здесь . Не факт, что ближайшая к вам школа поддерживает семейное образование. Лучшим вариантом будет обратиться в департамент образования вашего района, в котором доподлинно известны школы района, с которыми возможно заключить договор о семейном образовании.

Затем вам следует :

  • собрать необходимые документы (список взять в департаменте образования);
  • написать заявление на имя директора школы о переводе на семейное обучение в свободной форме, но сошлитесь на закон № 273, принятый 29 декабря 2012 года “Об образовании в Российской Федерации”.

Заявление можно написать и в департамент образования, поскольку и комиссия по решению вопроса создается на базе департамента, да и директора школ не очень любят брать на себя ответственность.

Ваше заявление будет рассмотрено комиссией, которую соберет департамент образования. Родителей с ребенком могут пригласить на заседание комиссии. По итогам рассмотрения будет вынесено решение.

Внимание
Если ваш ребенок уже учился в школе, и вы решили перевести его на семейное обучение, но в другую школу, вас могут попытаться заставить написать заявление об исключении из школы, которую вы оставляете . Нет юридических оснований для написания такого заявления. А вдруг вы передумаете и решите вернуть ребенка на очное обучение и оставляемая школа самая удобная для вашего ребенка.

Если решение комиссии положительное, необходимо составить договор о семейном образовании с администрацией школы ( ). Все действия желательно выполнить в летнее время до начала нового учебного года.

Важно
Следует иметь в виду, что администрация школы имеет право расторгнуть подписанный договор в случае плохих результатов аттестации.

Возможность расторжения договора должна стимулировать родителей выполнять взятые на себя обязательства по образованию ребенка.

К сведению
При переходе на семейное образование “Положением о получении образования в семье” предполагается финансовая помощь (чаще всего это 500 рублей в месяц – стоит узнать в департаменте образования, поскольку сумма в регионах разная) и бесплатное обеспечение учебниками из школьной библиотеки.

Приветствую вас, родители юных школьников! Буквально недавно все мамы и папы были абсолютно уверены в том, что получить образование, как детсадовское, так и школьное, можно исключительно в стенах государственных учреждений. Наши родители неслись по утрам в детский сад или в школу, таща за руку нас, спящих на ходу, а потом спешили на работу, чтобы после окончания рабочего дня успеть забрать своё дитятко обратно домой.

Сегодня в качестве альтернативы учебным государственным стенам приходят платные элитные детсады и школы, где за определённую денежку с вашим ребёнком будут заниматься уже «на другой волне». Но и такое обучение требует посещать учебное заведение.

А встречались ли в вашей жизни случаи, когда абсолютно здоровые (не беру за основу примеры детей с ограниченными возможностями) ребята учились и получали аттестаты, не выходя из дома? Что такое домашнее обучение, или по-модному сегодня «хоумскулинг», и доступно ли оно рядовому школьнику?

План урока:

Существует ли российский хоумскулинг?

Домашнее обучение без прямого участия образовательного учреждения давно распространено в странах Западной Европы и Америке. В российском государстве хоумскулинг лишь набирает обороты. Для отечественного домашнего обучения не хватает наработанных научных методик.

Главными экспертами в семейном образовании пока остаются лишь сами родители, как правило, мамы и папы, которые своим хребтом через собственные пробы и ошибки проверяют альтернативную форму обучения.

Примеряя на себя западный опыт, российское законодательство с 1 сентября 2013 года предусмотрело в новом образовательном законе право каждой отдельной ячейки общества получать семейное образование. Система отечественного хоумскулинга сегодня даёт выбрать условия обучения ребёнка. Так, сделать это можно, либо полностью не выходя из дома, обучаясь заочно, либо в очно-заочной форме.

Что требует домашнее образование?

Прежде чем захлопать в ладоши от такой интересной идеи, когда про так поднадоевшую школу можно забыть, стоит задуматься о том, что весь груз ответственности за учебный процесс ляжет на плечи родителей. Готовы ли вы взвалить на себя такую ношу?

Ведь очень часто мамы и папы учеников начальной школы жалуются, что им приходится вечерами делать уроки с детьми, а иногда они и вовсе не способны объяснить ребёнку материал.

Для домашнего обучения от родителей потребуется либо стать самим «семи пядей во лбу», либо им придётся раскошелиться на репетиторов, которые очень даже не забесплатно, но с удовольствием придут на помощь.

Готовыми надо быть не только материально, но и морально. Как вы себе представляете, обрадуется ли родимая школа, если вы вдруг заявите, что ходить на уроки ребёнок больше не будет, а педагогам придётся принимать у него промежуточные экзамены?! Я пока это вижу с трудом.

Как указывает закон, учебное заведение не вправе вмешиваться в домашний образовательный процесс, поэтому выбирать и давать задания родители смогут на своё усмотрение. Как мамы и папы справляются с обучением своих детей на дому, покажет аттестация школьника. Как и все обычные дети, домашние ученики по окончании выпускных классов сдают ГИА и ЕГЭ.

Только после успешной сдачи экзаменов им будет выдан заветный аттестат.

Непрошедшие контроль качества будут вынуждены вернуться обратно в школу. Будет ли непредвзятым отношение педагогов при проведении экзаменационной проверки знаний, чтобы «слишком умным» родителям показать их место, – ответить сложно. Но абсолютно уверена, что трудности не заставят себя долго ждать.

Как можно учиться дома?

Сегодня у родителей, желающих дать своему школьнику индивидуальное обучение, есть выбор, каким из его видов заняться, учитывая особенности ребёнка.

Семейная учёба

Такой учебный процесс предполагает получение знаний дома при помощи родителей, или просто самостоятельно. В школу домашние ученики являются лишь на сдачу аттестации.

Обычно к семейному виду обучения приходят дети, значительно опережающие сверстников по интеллектуальному развитию.

Учатся дома и те, которые профессионально занимаются спортом, музыкой или ещё чем-то, когда совмещение серьёзного увлечения и школы невозможно. Решают приобретать знания, не посещая школу, дети тех родителей, чья работа связана с частыми переездами, и ребёнку приходится по несколько раз в год менять учебное заведение.

Бывают и такие ситуации, когда учиться вместе со всеми мешают религиозные или идеологические причины.

Надомная учёба

Такой вид образования рассчитан на детей, которые ходить в школу не могут по состоянию здоровья.

В России насчитывается более 600 тысяч инвалидов в возрасте до 18 лет, и лишь около 25% из них получают образование дома, получая аттестаты зрелости. Остальные же, к сожалению, остаются без документов.

Учатся дети с ограниченными возможностями по одной из двух программ. Общая предусматривает изучение всех дисциплин и сдачу контрольных и экзаменационных работ, как в обычной школе. Только уроки могут быть сокращены до 20-25 минут либо, наоборот, совмещаются вместе с продолжительностью до 2 часов. Всего преподают от 8 до 12 занятий в неделю.

При вспомогательной программе планирование обучения выстраивается индивидуально и зависит от состояния здоровья и сложности заболевания.

Дистанционная учёба

Появилась благодаря развитию информационных технологий и предполагает получение образования посредством интернета и телевидения. Этот вид домашнего обучения подходит только тем детям, которые способны самостоятельно интенсивно работать. Дистанционная форма не привязана к определённому месту, связь с педагогами происходит посредством телефона, электронной и обычной почты.

Хоть российский закон и предполагает возможность получить образование дистанционно, на самом деле такая форма присутствует в школах лишь в виде эксперимента. Более того, чтобы оказывать услуги по дистанционному обучению, школьное учреждение должно пройти аттестацию. Нет на сегодня и единых программ, спецлитературы, технических средств и ловких специалистов.

Так что для начальной школы учёба на дистанции — это не лучший вариант, зато хороший способ получить высшее образование.

Что сделать, чтобы учиться дома?

Тихим вечером в тёплом семейном кругу вы вместе с ребёнком решили, что домашнее обучение – подходящий вариант, и вы «на ура» справитесь без школы. Непременно встанет единственно важный на первом этапе вопрос: как на него перейти и куда бежать?

Для перехода на семейное обучение родители стучатся в региональный Департамент образования, который после принятия решения о возможности сделать такой шаг в своём приказе прикрепляет домашнего ученика к образовательному учреждению. Делается это для того, чтобы сдавать промежуточные аттестации.

Конечно, можно прийти прямо в близлежащую школу к директору, но нельзя быть уверенным «на все сто», что он возьмёт на себя такую ответственность без вышестоящих органов.

Между школой и родителями появится официальная бумага, где помимо прав и обязанностей сторон, описываются детали учёбы, в том числе сроки сдачи проверочных работ и аттестаций, перечень практических занятий для обязательного присутствия.

Родителям, желающим учить ребёнка в семье, нужно помнить: школьные педагоги не обязаны ходить к вам домой, но школа должна предоставить учебные пособия и литературу из !

Для перевода ребёнка на надомное обучение придётся собрать медицинские заключения и предоставить их в школу по месту жительства. Учебное заведение назначает из состава учителей тех педагогов, которые будут ходить домой. Родителям выдают журнал, где все учителя отмечают пройденный материал и ставят отметки. По окончании учебного года журнал сдаётся в школу.

Конечно, у домашнего обучения есть и плюсы и минусы. Подходя к образованию в индивидуальном порядке, мы устанавливаем детям свободный график, но одновременно даём соблазн раз за разом откладывать учёбу на потом. В любом случае, быть в рядах первопроходцев или остаться классиком – дело каждого родителя, ведь никто лучше вас не знает возможностей ребёнка.

Думаю, что прекрасным дополнением к статье будет сюжет из программы «Утро России», который как раз посвящен рассматриваемой сегодня теме. Смотрим видео.

А вы смогли бы решиться учить своего школьника дома? Хотелось бы услышать «за» и «против» хоумскулинга. Ваше мнение очень важно, ведь в споре рождается истина!

Удачи вам и вашим маленьким школьникам в новом учебном году!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Содержание статьи:

Большинство детей в возрасте 7-17 лет получают начальное, основное общее и среднее образование в стенах школы. Но родители должны знать, что по закону дети могут обучатся и дома. Давайте рассмотрим, в каких случаях осуществляется домашнее образование, и как оно организуется.

Индивидуальное или домашнее обучение

Образование, получаемое ребенком, без посещения школы, называется формой индивидуального или домашнего обучения.

Современная система обязательного образования рассматривает два способа индивидуального обучения:

1. По медицинским показаниям – проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы.

2. По семейным обстоятельствам – принятие родителями решения об обучении ребенка в условиях дома.

На сегодняшний день индивидуальное обучение пользуется все большей популярностью и многие родители переводят своих детей на надомное обучение, аргументируя это тем, что они лучше могут организовать учебный процесс, чем школа.

Организационные меры для получения семейного образования

Для оформления данного способа обучения, потребуется разрешение органа Управления образования. Одобрительное решение может быть принято в случаях, когда школьник:

Регулярно меняет место проживания, в связи с частыми переездами родителей;

Занимается каким–либо видом спорта или иной сферой деятельности профессионально;

Довольно часто бывает в разъездах – смотры, соревнования, конкурсы и т.п.;

Усваивает школьную программу, опережая одноклассников.

Основанием права на получение образования дома служит Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года.
Статья 63, пункт 2 «Общее Образование» содержит правовое доказательство того, что родители, (опекуны, усыновители) могут обучать ребенка в семье. В ней отражено, что образование можно получить не только в образовательных организациях, но и в формах семейного образования и самообразования. На 2018-2019 год ситуация не изменилась и вы можете обучать детей по семейной форме обучения по вашему желанию.

Принцип получения домашнего образования строится следующим образом:

1. Ребенка закрепляют за образовательным учреждением.

2. Родители самостоятельно организовывают учебный процесс.

3. Ребенок сдает экзамены и тестирование в закрепленной школе.

Они имеют право пригласить для занятий с учеником педагога и репетитора, предварительно согласовав с ними стоимость каждого урока. Родители финансируют педагогический труд самостоятельно.

Обучение на дому по медицинским показаниям

Возможность домашнего обучения имеет следующая категория детей, а именно, те из них, кто:

1. Имеет заболевание хронической формы.

2. Затяжной характер болезни.

3. Длительное амбулаторное лечение.

Наличие одной из причин перечисленных выше дает возможность перевода школьника на обучение дома. В большинстве случаев врач, наблюдающий ребенка, рекомендует рассмотреть вопрос об учебе на дому. Иногда, родители принимают такое решение самостоятельно.

Для того чтобы получить возможность обучать ребенка дома, потребуется выполнить следующее:

Получить медицинскую справку, оформленную через контрольно–экспертную комиссию (КЭК);

Составить письменное заявление на имя руководителя общеобразовательного учреждения;

Сдать составленное заявление, приложив к нему медицинскую справку.

Рассмотрим подробно вышеперечисленные пункты плана.

Медицинская справка

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 08.07.1980 года за № 281и Министерства здравоохранения от 28.07.1980 года за № 17-13-186 содержит информацию о списке медицинских показаний для домашнего обучения.

Процесс подготовки медицинской справки, дающей школьнику право на домашнее обучение, включает в себя:

1. Визит к врачу, наблюдающего больного ребенка для получения рекомендаций к КЭК.

2. КЭК выносит квалифицированное заключение, рекомендуя ребенку домашнее обучение. На основании этого выписывается медицинская справка. В документе зафиксирован диагноз заболевания, прописана длительность рекомендуемого домашнего обучения. Максимальный срок обучения на дому может составлять один год (учебный), минимальный - составляет месяц (как правило, при травмах и операциях).

Достоверность информации, изложенной в справке, заверяют личной подписью:

Врач, наблюдающий за ребенком;

Заведующий детской поликлиникой;

Главный врач детской поликлиники.

На документ ставится круглая печать поликлиники.

Заявление, на имя руководителя учебного заведения

В данном документе требуется изложить просьбу о возможном переводе школьника на обучение дома (индивидуальное обучение). Обязательным приложением к нему служит медицинская справка, выданная КЭК.

На основании поданных документов, администрация школы не может отказать в удовлетворении просьбы. Единственное условие – школа должна относиться к микрорайону по месту фактического проживания ребенка.

Руководство учебного заведения организует процесс индивидуального домашнего обучения. Он регламентируется правилами общеобразовательного учреждения. Обязательным пунктом прописывается, что образовательный процесс зависит от следующих особенностей:

1. Психическое и физическое развитие учащегося.

2. Способности усвоения школьной программы.

3. Вариантности учебного процесса. Это подразумевает получение ребенком знаний в школе, дома, и комбинированный способ обучения – в школе и в домашних условиях.

4. Гибкий учебный план.

Из этого следует, что школьник имеет возможность выбора. При нормализации состояния здоровья он может обучаться в стенах школы. Это, не зависит от срока указанного в медицинском документе, но требует согласования с руководством школы.

Особенности домашнего обучения

Существует возможность только домашнего образования на это есть нормативный акт: Письмо Министерства образования РСФСР от 14.11.1988 года за № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому». В таком случае педагоги приходят к ребенку только на дом, школу он не посещает вообще.

В таком случае по закону регламентируется количество учебных часов за неделю:

Учащиеся с 1 по 4 класс обучаются восемь часов;

Школьники с 5 по 8 класс имеют нагрузку в количестве десяти часов;

Ученики 9 класса учатся одиннадцать часов;

Учащиеся с 10 по 11 класс – в течение двенадцати часов.

Под каждого ребенка составляют учебное расписание индивидуальных занятий. Администрация школы согласовывает учебный план с родителями. Педагогическая услуга предоставляется бесплатно. Школьные учебники и тетради предоставляются школой, как и обычным ученикам.

Особенности смешанного образования

При домашнем обучении ребенка может возникнуть дефицит учебных часов. Если это происходит и ребенок не получает необходимого количества знаний по школьной программе, родители оплачивают дополнительные часы занятий. Поэтому при улучшении физического состояния ребенка становится возможным посещение школы, и в таком случае родители спешат этим воспользоваться. Кроме этого ребенок не только посещает учебные занятия в классе, но и дополнительно занимается с учителем в стенах школы. При ухудшении состояния здоровья педагоги снова посещают его на дому.

Есть вариант, который предусматривает индивидуальное изучение предметов, представляющих для школьника сложность восприятия. Основанием служит письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2003 года за номером 27/2643-6. «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения».

Важно! Способ получения необходимых учебных знаний осуществляется согласно письменному заявлению родителей.

Дистанционный способ обучения детей

Сегодняшний день предлагает школьникам, имеющим инвалидность дистанционный способ получения знаний. В первую очередь, это связано с длительным течением заболевания. А также в некотором случае такое обучение возможно для здоровых детей, живущих очень далеко от школы, как правило, это удаленные населенные пункты.

Для того чтобы ребенок смог получать школьное образование дистанционно, необходимо наличие:

Сохранного интеллекта;

Отсутствие противопоказаний к пользованию монитора компьютера;

Наличие интернета и скайпа.

Из письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2009 года за номером 06-1254 «Рекомендации по организации дистанционного обучения» следует:

1. Школьнику предоставляется компьютер.

2. Установление необходимых учебных программ.

3. Подключение к интернету и установка скайпа.

4.О бслуживание поставленной техники в случае ее неисправности.

За организацию учебного процесса отвечает центр дистанционного обучения. Занятия проходят на базе общеобразовательной школы или непосредственно через центр. Нередки случаи, когда данный вид получения знаний сочетается с домашним и комбинированным обучением.

Дистанционное обучение школьников становится наиболее востребованным видом обучения в последнее время.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: