Урок технологии 6. Открытый урок

Конспект урока

Предмет: технология _ Класс: 6 «д»

Тема урока: «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения».

Характеристика класса: 5

6 «д» класс состоит из 19 человек. Класс дружный, работоспособный, творческий. Успеваемость - 100%. Кругозор учащихся развит. Задания выполняют всегда.

Цели:

Создать условия для запоминания основной технической терминологии («Резьба по дереву», «резец косяк», «элементы резьбы»), обогащению технико-терминологического запаса учащихся;

Формировать умения и навыки разметки и вырезания азбучных элементов геометрической резьбы;

Развивать речь, наблюдательность, коммуникативную культуру через работу в группах, толерантность;

Развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку;

Воспитывать аккуратность, бережливое отношение к инструменту и материалу.

Оборудование:

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор.

Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point

Заготовки, резец косяк

Дидактическое обеспечение:

Учебник: Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков). Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вента-Граф, 2009г.

Инструкционно - технологические карты.

Образцы объектов труда. Технологические карты для учащихся.

Методы обучения:

  • : словесные, наглядные;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся: - частично-поисковый;
  • : частично-поисковый, практический.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.

Структура урока:

  1. Организационно- мотивационный момент -3 мин.
  2. Актуализация знаний- 7 мин.
  3. Изучение нового учебного материала - 30 мин.
  4. Практическая работа (закрепление нового учебного материала) - 35мин.
  5. Подведение итогов -15мин.
  1. Организационно-мотивационный момент

Цель: создать условия для эмоционального настроя на учебную деятельность.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Сообщают о готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята.

Проверим Вашу готовность к уроку: наличие рабочей одежды, тетради, линейки, карандаша.

Отсутствующие. Дежурные.

  1. Актуализация знаний

Цель:

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;

Мотивирование учащихся к пробному учебному действию;

Создание условий для самостоятельного формулирования учащимися темы урока, целей и практической задачи.

Методы : по источнику получения знаний : словесный, наглядный.

Результат:

Находить ответы на вопросы, используя образец изделия;

Овладевать умением прогнозировать, составлять план действий;

- слушать и понимать речь других;

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы учащихся.

Определение и запись темы урока в тетради.

Определение целей урока.

Расскажите, какой праздник нас ожидает в скором будущем? 2015 год какого животного по китайскому календарю?

Рассмотрите образец изделия и скажите, какую операцию вам необходимо изучить для того, чтобы изготовить елочную игрушку?

Сформулируйте тему урока.

Прочитайте вопросы. На какие из них вы бы хотели получить ответы на уроке?

  1. Какие виды резьбы бывают?
  2. Как зародилась резьба по дереву?
  3. При помощи каких инструментов выполняют резьбу по дереву?
  4. Как правильно и безопасно резать по дереву?

Как вы думаете, каковы цели урока?

Это и будут основные этапы работы на уроке.

Будете оценивать свою работу по карточке самооценки, на которой отражены все этапы урока.

Сообщение о традиции украшать жилье в определенном стиле

Слайд №1

«елочная игрушка»

Слайд №2

Тема: Резьба по дереву.

1. Изучить историю и виды резьбы по дереву.

2. Познакомиться с инструментом для выполнения резьбы и правилами безопасной работы.

3. Научиться резать по дереву.

  1. Изучение нового материала

Цель:

Уточнить общий характер нового знания.

Методы:

по степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых : частично-поисковый.

Результат:

Самостоятельно вывести определение «Резьба по дереву»

Познакомиться с Историей резьбы по дереву, видами резьбы по дереву;

Определять последовательность работы

Оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Работать по предложенному плану;

Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

Осуществлять самооценку;

Ориентироваться по технологической карте;

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работа с определением в парах.

Высказывание своих мнений.

Запись определения в тетрадях.

Просмотр слайдов

Определение характерных особенностей различных видов резьбы

Устный ответ учащихся

Устный ответ учащихся

Что такое «резьба по дереву»?

Посмотрите образцы изделий украшеных резьбой и попробуйте сформулировать определение

Проверка.

В «Справочнике» дано такое определение Резьбы по дереву, сравните с вашими. Что не учли в своём определении?

- Каков следующий этап урока?

Давайте познакомимся с историей возникновения резьбы,

И видами резьбы

Скажите какой вид резьбы использован для украшения нашей елочной игрушки?

Рассказ об инструменте для выполнения геометрической резьбы

- Переходим к следующему этапу. Какому?

Правила выполнения резьбы:

1 разметка

Проверка

2 приемы вырезания

Демонстрация приемов работы

Слайд № 3

Резьба по дереву-

Слайд № 3

«история резьбы»

Слайд №4

«виды резьбы по дереву»

Слайд №5

Изделия украшенные геометрической резьбой.

Слайд №6 « Резец косяк»

«Разметка азбучных элементов резьбы»

Слайд №6

« Приемы вырезания азбучных элементов геометрической резьбы»

  1. Практическая работа

Цель: формировать умения и навыки выполнения резьбы по дереву.

Метод по степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых : практический.

Результат:

Выполнить практическую задачу урока;

Работать по предложенному плану (технологическая карта);

Осуществлять самоконтроль;

Выполнять правила техники безопасности.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работа с технологической картой

Называют последовательность работы:

По технологической карте определяют операции которые будут использовать не уроке:

  1. разметка
  2. вырезание

Учащиеся рассказывают правила т.б.

У вас на партах имеются технологические карты, в которых описан весь процесс выполнения работы.

Рассмотрите, определите последовательность выполнения работы.

Изучение правил т.б. при выполнении резьбы.

1. Выполнить разметку азбучных элементов геометрической резьбы

2. Проверить исправность инструмента

Выполнение практической работы.

5.Рефлексия деятельности на уроке

Цель: соотнесение цели учебной деятельности и ее результата, фиксирование степени их соответствия.

Результат:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Осуществлять самоконтроль и самооценку;

Давать оценку деятельности на уроке;

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Выполняют уборку рабочих мест,.

Производят самооценку своих работ по карточкам оценивания.

Самооценка

У вас на партах имеются карточки оценивания работ.

Проверьте самостоятельно свои работы и поставьте оценки.

Разбор ошибок, допущенных при работе.

Отправить

Класснуть

Запинить

Уроки 1–2. Вводное занятие. Беседа о назначении и содержании уроков труда в течение года, изучение новых терминов

Вид учебного труда: вводное занятие.

Цели: дать представление о тематике уроков I четверти и их особенностях; познакомить с понятием «проект», составными частями производства проектов; продемонстрировать работы, выполненные учащимися прошлых лет; познакомить с учебником и рабочей тетрадью по технологии; выполнить лабораторную работу на тему «Женский костюм»; провести конкурс.

Оборудование: для учителя – наглядные пособия: плакаты, швейные изделия, выполненные учащимися разных лет, репродукции картин, шаблон женской фигурки из бумаги; для учащихся – тетради, карандаши, фломастеры.

Оформление доски: тема «Проект»; таблицы с образцами готовых изделий; репродукция картины К.А. Коровина «Северная песня»; эскизы костюмов К.А. Коровина к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Ход уроков

1. Организационный момент

– Назовите главные темы уроков технологии в 5 классе. (Кулинария и шитье.)
– Какие умения вы приобрели, чему научились на этих уроках?
– Какие из умений пригодились вам?

В этом году мы продолжаем изучать темы, начатые в 5 классе. Все, чему вы научились на занятиях по технологии в прошлом году, вам пригодится. Но вы также познакомитесь с новыми способами обработки пищевых продуктов, с новыми приемами приготовления еды для разного времени суток, для себя, для ваших гостей и членов вашей семьи. Вы будете учиться шить новые изделия из тканей. Одни вещи пригодятся вам самим – это предметы одежды, другие станут сувенирами, подарками для вас и ваших близких, друзей.

Как видите, назначение у изделий разнообразное, но главное, что их объединяет, – все они должны получиться хорошего качества, чтобы всех радовать своим видом. Значит, вам предстоит подняться на новую ступеньку в своем мастерстве. Думаю, вам это доставит большое удовольствие, но для достижения нужных результатов придется хорошенько потрудиться.

2. Повторение пройденного материала

Вспомним, что обозначает термин «технология». Если дать краткое определение, то это процесс создания человеком полезных изделий и услуг. В широком смысле в понятие «технология» входит огромное множество отдельных видов деятельности. Например, приемы и способы добывания человеком полезных ископаемых, процессы их обработки, переработка сырья, материалов, полуфабрикатов, которые получаются при переработке первичной продукции. Технологией также называют определенную последовательность действий во время изготовления нужной продукции заданного качества.
Человек сначала создавал вещи для того, чтобы защитить себя от холода и болезней и обустроить свой дом. Но это наиболее простые человеческие потребности.
(Демонстрация плаката.)

С развитием общества потребности возрастали. Поэтому сфера создания новых технологий и их применения все время расширялась.
– Приведите примеры технологий, возникших за последние годы. (Ответы учениц.) Посмотрите, какие потребности обозначены на схеме. (Текст плаката: «Развитие потребностей: добыча полезных ископаемых, архитектура, зодчество, ковроткачество, золототкачество, кораблестроение».)

Наиболее богатым на появление новых технологий оказался XX в. (Текст плаката: «Технологии XX–XXI вв.: разные виды транспорта, преобразование электроэнергии, военные разработки».) В наше время на человека обрушивается поток информации. Значит, активно развивались технологии связи, коммуникаций. (Текст плаката: «Технологии коммуникаций: радио, телевидение, телефон, Интернет».) Обобщим понятие термина «технология»: это деятельность человека по преобразованию материи, энергии и информации для удовлетворения человеческих потребностей. (Записать определение на доске.)

3. Вступительная беседа по теме уроков

Уроки по технологии будут, как и в прошлом году, проходить в специальных кабинетах, в зависимости от того, чем вы будете заниматься – кулинарией или шитьем. Этим видам деятельности по-прежнему отводится большее количество времени, потому что приготовление пищи, сервировка стола или ремонт одежды – работа, которую человек выполняет ежедневно.

Вы познакомитесь с новыми видами посуды и ее назначением, техническим оборудованием кухни, правилами поведения за столом, свойствами новых тканей, разными приемами шитья и украшения одежды.

– Какими видами деятельности вы занимались в 5 классе на уроках по приготовлению пищи и шитью одежды? (Примерный ответ. Проверка качества продуктов, их подготовка к обработке, отваривание, поджаривание, выпекание, сервировка стола, создание швейных изделий, выполнение разных швов, работа на швейной машинке, создание поделок из бумаги и ткани.)
– Какой технический предмет является главным на занятиях по шитью? (Швейная машинка.)
– Как называется вид занятий, во время которых вы изучаете правила шитья на машинке? (Машиноведение.)
– Какие этапы машиноведения вам запомнились? (История создания швейной машинки, приемы ее эксплуатации, принципы ее действия.)
– Как называется вид занятий, во время которых вы изучаете ткани, приготовленные для шитья из них нужных изделий? (Материаловедение.)
– Как называется этап шитья, во время которого производится создание выкройки новой одежды? (Конструирование.)

В этом году помимо приготовления пищи и шитья одежды вам предстоит познакомиться с правилами оформления жилья. Вы будете учиться тому, как с помощью различных дизайнерских приемов можно украсить свою комнату. У профессиональных дизайнеров это называется «культура жилища». Вы узнаете, какие именно виды человеческой деятельности и ее результаты входят в понятие культуры жилища. Иными словами, вам предстоит узнать технологию ухода за жильем.

Вы познакомитесь с правилами поведения за столом, узнаете как нужно вести себя в гостях и принимать гостей. Все это мы называем – этикет.

4. Повторение принципов бригадного метода

Как и в прошлом году, на занятиях по кулинарии вы будете выполнять задания всей бригадой. Вспомните, что означают эти слова, в какую бригаду входил каждый из вас, номер вашей бригады, ее бригадира и санитара. В этом году сохранится такое же формирование бригад. (Примечание: если в группе появились новые ученицы, педагог прикрепляет их к какой-либо из бригад и просит бригадира включить их в разные виды работ.)

– Какие виды деятельности входят в круг обязанностей бригадира? (Примерный ответ. Распределение продуктов перед уроком, заполнение учетной карточки на каждого члена своей бригады с оценкой работы на занятии.)
– Чем занимается санитар бригады? (Следит за внешним видом, своевременным мытьем рук во время работы с продуктами, выполнением правил приготовления еды.)
– Кто еще необходим на занятиях по кулинарии? (Примерный ответ. Дежурный, который несет ответственность за подготовку принадлежностей перед процессом приготовления еды и который сдает вымытую посуду и исправную технику дежурным следующего класса.)

5. Изучение метода проектов

Осваивать новые темы вы будете с помощью нового учебного метода – метода проектов. Само слово «проект» в переводе с латыни соответствует нашим терминам «замысел», «план», «идея». Осуществление проекта состоит из нескольких этапов.

– C чего, как правило, начинается выполнение любого задания? (С создания плана его осуществления и составления списка видов работ, которые необходимо выполнить.)
– Какие еще этапы выполнения задания вы можете назвать? (Примерный ответ. Самый важный этап – собственно процесс изготовления. В конце работы дается оценка ее качеству, производится анализ всего процесса изготовления.)

6. Работа в тетради

Как и в предыдущие годы, в этом учебном году самые важные моменты занятий по технологии нужно будет записывать в тетрадь, фиксируя процесс изготовления той или иной вещи. Лучше в данном случае использовать тетрадь для творческих работ, специально разработанную в едином комплексе с учебником.

Откройте тетрадь на с. 3 и прочитайте напутствие авторов. (Одна из учениц читает вслух со слов «Уважаемые шестиклассницы».)
Первый раздел называется «Основы проектирования» (на с. 4). На этой странице вам сейчас предстоит записать основные компоненты проекта, последовательность его выполнения.
На с. 5 учебника есть памятка школьникам, которые начинают работу над выбранными проектами. Прочитайте ее.
Теперь запишем основные правила работы с проектом. (Ученицы записывают последовательность работы над проектами, педагог комментирует каждый пункт.)

Правила работы над проектом

1. Постановка задачи. Формулирование цели создания проекта – для кого и зачем он создается. Началом работы над проектом могут стать слова «разработать» и «создать».
2. Уточнение идеи проекта – материала, внешнего вида. Изучение материала по теме работы, его обсуждение и отбор. Создание эскиза.
3. Планирование и изготовление – самая большая по времени часть проекта. Поэтапное воплощение теоретической разработки в материальное изделие.
4. Оценка готового проекта:
а) проверка качества, анализ формы и содержания;
б) самооценка: анализ процесса изготовления, плюсы и минусы готового проекта и этапов работы над ним.

7. Информационно-познавательное сообщение

– В школе вы часто встречаетесь со словосочетанием «развитие человека». Что оно означает? (Приобретение знаний, переход качеств человека на более высокую ступень.)
– Процессы развития человека принято подразделять на умственный и физический. Каким бывает умственное развитие человека? (Интеллектуальным, нравственным, эстетическим, творческим.)
Есть направление воспитательной работы, которое включает в себя все перечисленные вами виды умственного развития, – это знакомство с культурным наследием нашего прошлого, с традициями и обычаями наших предков, например изучение русских народных костюмов, обычаев. Традиционные русские наряды – ценность, которая пришла к нам из глубины веков, создавалась множеством поколений.
(Демонстрация плакатов или образцов моделей русских народных костюмов.)
– Какое впечатление производят на вас эти наряды?
– Чем они отличаются от современной одежды?
– Какие детали представленной одежды сохранились и до нашего времени?
– Где можно почерпнуть сведения о народном костюме? (Примерный ответ. В специальной литературе; в краеведческом музее; на выставке; в кино, театрах, если там разыгрываются сюжеты из древнерусского быта; из произведений писателей и художников.)

Народные традиции сохраняют современные мастера, которые шьют костюмы для артистов театров, исполнителей народных песен и танцев. Стараясь как можно лучше донести до зрителя смысл и эмоциональность исполняемых номеров, артисты одеваются в соответствующем стиле.

Представьте себе, что на сцену вышла певица, которая исполняет русскую народную песню – медленную, протяжную, мелодичную, в современной одежде, сразу создастся ощущение несоответствия образа артистки с тем, что она поет. Если же в театре исполняется пьеса, действие которой происходит в далекие времена, то к работе над ней обязательно привлекают художника, хорошо знакомого со стилем одежды, характерным для той эпохи.

Многое из старинной русской женской одежды перешло в наш XXI в., например функциональность вещи, ее многослойность, которая связана с природными условиями России, где большинство дней в году холодные, и поэтому приходится одновременно надевать сразу несколько вещей. Характерное отличие – богатое декорирование, придающее одежде яркость. В самых разнообразных предметах современной одежды – от ночной сорочки до пальто – нередко используются мотивы народного оформления в виде вышивки, аппликации, соответствующая фурнитура.

В этом учебном году у вас будет возможность в ряде швейных изделий применить какие-то элементы русского костюма. По ходу выполнения проекта вы сами решите, в чем будут проявляться эти народные традиции – в фасоне или в оформлении.

8. Лабораторная работа

Почувствуйте себя художником-модельером – создайте свой женский костюм, нарисуйте его в ваших тетрадях. В этом вам поможет готовый шаблон, вырезанный из плотной бумаги. Обведите контуры бумажной фигурки на странице вашей тетради и придумайте для нее костюм.
(Школьницы выполняют указанную работу.)

Теперь можно подумать над эскизом костюма. При этом вам придется решить целый ряд задач.

– Для какого времени года предназначен костюм?
– Для какого вида деятельности – работы, досуга, отдыха?
– Из каких частей он будет состоять?
– Как он может быть оформлен?

Сначала сделайте на отдельном листочке эскиз костюма. Для удобства прочитайте плакат, где перечислены этапы работы над моделью костюма.
(Повесить на доску плакат со схемой работы или записать задачи, которые необходимо решить при создании костюма.)

1. Придумайте фасон одежды.
2. Обоснуйте ее назначение.
3. Нарисуйте эскиз.
4. Оформите окончательный вариант модели.
5. Внесите элементы декора, украшения.
6. Раскрасьте костюм фломастерами.
(Школьницы выполняют работу, после чего демонстрируют свои модели, рассказывают, как они выполняли работу, объясняют полученный результат и анализируют модели по дополнительным вопросам.)

– Какова функция показанной одежды?
– Для кого она предназначена?
– Какая ткань может быть использована для ее изготовления?
– В чем ощущается влияние традиционного русского народного костюма?
– Что в модели было оригинальным?
– Возможно ли в чем-то творческое дополнение?

9. Изучение нового материала

Посмотрите на рисунки, расположенные на доске. (Ученицы рассматривают репродукции картин К.А. Коровина «Северная песня», эскизов К.А. Коровина к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».) В обоих случаях нарисованы костюмы девушек, но на картине «Северная песня» действие происходит летом; в другом случае – зимой.

– Какая деталь присуща этим костюмам, несмотря на то что они предназначены для разных времен года? (Юбки.)

В стародавние времена подобные прямые юбки из сурового или выбеленного домотканого полотна были традиционной женской одеждой. Они назывались «понева», это была старинная национальная одежда крестьянок. Понева могла быть не только одноцветной, материю для нее ткали из разноцветных нитей, так что она получалась и полосатой, и клетчатой. Но в России чаще всего ее шили из гладкой, однотонной ткани и украшали вышивкой, декоративной отделкой. Причем поневу было принято носить только с того времени, как девушка считались просватанной, в основном это была одежда замужней женщины.

– Какие элементы старинной девичьей одежды вы видите на представленных картинах? (Кокошники, ленты.)

Лента была не только украшением в косе, хотя и тогда ее расшивали бисером, кистями. Лентой назывался головной убор на жесткой основе с открытым верхом, который повязывался на голову. Иногда в холодное время года поверх него надевали теплый шерстяной платок. А головной убор замужней женщины назывался «кика», «кичка».

– Вспомните, в какой сказке А.С. Пушкина он упоминается? (В «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Парчовая на маковке кичка…».)

В эскизах к постановке оперы «Снегурочка» кичка является элементом одежды Бобылихи – замужней женщины.

10. Культура швейного труда

На следующем уроке вы займетесь шитьем. Но перед этим давайте проанализируем, какие условия нужны для того, чтобы во время таких занятий сохранить здоровье. Ведь шитье – напряженный труд. Как надо правильно организовать швейный труд? Работа за швейной машинкой предполагает сидячее положение корпуса, большую нагрузку на позвоночник и глаза.

– Что необходимо предпринять, чтобы по мере возможности снизить нагрузку на опорно-двигательный аппарат и ваши глаза? (Примерный ответ. Правильно выбрать место работы по отношению к источнику света, делать паузы во время шитья, специальную гимнастику для глаз.)

На рабочем столе должно быть предусмотрено место для размещения материалов, инструментов и оборудования. Существуют специальные упражнения для глаз.

Зрительная гимнастика

Каждое упражнение выполняется до 10 раз.
1. Широко раскрыть глаза и закрыть их, сжимая веки.
2. Зафиксировать взгляд на кончике носа.
3. Часто моргать.
4. Выполнить движения глазами вправо-влево, вверх-вниз, не поворачивая при этом голову.
5. Закрыть глаза ладонями и представить перед собой пространство, полное темноты. При этом несколько раз сделать продолжительные вдохи и выдохи.
Данные упражнения можно выполнять не только на уроках труда, но и во время любых других занятий, связанных с напряжением глаз, как в школе, так и дома.
(Школьницы выполняют упражнения, после чего записывают их в тетради.)

11. Изучение терминологии швейного производства. Работа в тетради

Поскольку вам придется несколько занятий побыть в роли мастеров швейного цеха, познакомьтесь с профессиональной терминологией этих специалистов. Запишите в ваши тетради несколько новых для вас понятий.

Ателье – небольшое швейное предприятие, где шьют одежду по индивидуальному заказу. С каждого заказчика тщательно сни- мают мерки и по ним делают лекала для раскроя ткани. Фабрика – крупное предприятие по изготовлению швейных и других изделий на типовые фигуры. При фабричном пошиве для создания выкроек пользуются специальными лекалами с различными размерами, которые считаются традиционными.

Какие же размеры принято считать нетрадиционными? Бывает, что у человека имеются какие-то отклонения от норм фигуры, например, часто встречается увеличенный объем в области талии или бедер. Конечно, при пошиве одежды в ателье или самостоятельно это учитывается, а при фабричном, типовом пошиве – нет.

– Какие виды одежды шьют чаще всего на фабриках? (Примерный ответ. Форменные комплекты для специалистов разных профессий – рабочих, железнодорожников, военных, а также для учащихся школ и т. д.)

Художник-модельер – специалист по созданию индивидуальных моделей одежды, выставочных комплектов, моделей для показов.

Конструктор одежды – специалист по созданию выкройки моделей, создающий чертежи для них. Работник фабрики, производящей типовые модели одежды.

Закройщик – конструктор, работник ателье, создающий индивидуальные выкройки одежды.

Портной – специалист по изготовлению швейных изделий.

12. Игра

В заключение занятия проведем игру под названием «Женская одежда». Каждая бригада будет поочередно называть предмет одежды из женского гардероба. За каждый ответ вам будет начисляться одно очко. Если в течение 5 с ответ не был дан, команда пропускает ход. Чтобы потом произвести подсчет набранных очков и не ошибиться, за каждый правильный ответ команда получит квадратик из бумаги.

Итак, закройте глаза, попытайтесь сосредоточиться и вспомнить как можно больше названий женской одежды.
(Команды называют предметы одежды, за каждый правильный ответ учитель вручает команде бумажный талончик. После того, как ответы иссякнут, учитель прекращает игру, производится подсчет, называют победителей и награждают их.)

Вы назвали довольно много видов одежды. Скажите, для чего предназначена одежда каждого указанного вами вида.
(Школьницы называют.)

Приведенные наименования необходимо записать в тетради и дать пояснения каждому виду одежды, описать ее внешний вид специфику.

Назначение одежды

1. Рабочая.
2. Повседневная.
3. Праздничная.
4. Деловая.
5. Спортивная.
6. Для отдыха.
7. Для сна.

(Школьницы дают пояснения каждому виду одежды, описывая ее внешний вид и специфику.)

13. Подведение итогов

– Сформулируйте правило: что подразумевается под рабочим местом? (Пространство, приспособленное для выполнения учебно-трудового задания, в котором находится место для работающего, рабочих материалов, инструментов и оборудования.)

– Каких отечественных или зарубежных художников- модельеров вы знаете?
– Какие виды технологий вам предстоит изучить в 6 классе? (Технологию ухода за жилым помещением.)
Домашнее задание
Раскрасьте фломастерами ваши модели костюмов. Подготовьте сообщение на одну из тем: «Народный костюм»,
«Знатна Русская земля своими мастерицами», «Зимние фантазии»,
«Образ природы в народном костюме». Можно проиллюстрировать ваше сообщение наглядными примерами.
На следующее занятие необходимо принести принадлежности для шитья. Вы будете шить футболку. Для ее создания достаточно ткани небольшого размера.
Для выкройки футболки принесите лист газетной бумаги, линейку, карандаш. Для снятия мерки вам понадобится сантиметр.

Вместе с этим также читают:

Конспект урока технологии в 6 классе «Вводное занятие»

Цель: раскрыть перед учащимися цель и содержание программы «Технология»; научить правильной организации труда и рабочего места; ознакомить с безопасностью и гигиеной труда.

Инструменты и оборудование:

1.Столярный верстак с набором инструментов,

2. Плакаты по технике безопасности в школьных мастерских.

Ход урока


I. Организационный момент .

Приветствие, проверка готовности учеников к уроку. Ознакомление учащихся с целью и содержанием программы «Технология» для 6 класса, с правилами поведения в школьной мастерской, с учебной мастерской и режимом работы в ней.
Инструктаж по технике безопасности.

Оформление протокола.

II. Изложение нового программного материала .

Из программы 5 класса вспомним, что же мы понимаем под
термином «Технология».
Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.
- Какие технологии вы знаете?
Технология обработки древесины.
Технология обработки металла.
Технология электротехнических работ.
Технология ремонтно-строительных работ.


- Теперь рассмотрим, что входит в рабочее место столяра:

1. Столярный верстак.
2. Стул.
3. Стеллажи, ящики, полки.
4. Тумбочки для хранения инструментов, приспособлений и
заготовок.


Давайте вспомним из курса 5 класса, из чего состоит столярный
верстак. Рис. 1.

Рис. 1. Столярный верстак:
1- предплечье;

2 - крышка с отверстиями;

3 - клинья лотка;
4 - передний зажим;

5 - выдвижные и поворотные пальцы.


Предложить учащимся рассказать о назначении каждой детали верстака.
1. Передний зажим для закрепления заготовок.
2. Отверстия и клинья для упора и крепления заготовок
при строгании.
3. Задний зажим для крепления заготовок при строгании и распиливании и т.д.
4. Далее давайте вспомним, как правильно подобрать верстак для
удобства работы?
5. Встать возле верстака, опустить руки вниз, положить руку на
его крышку: если не требуется наклоняться или сгибать руку,
значит, верстак подобран правильно.

Далее разберем основные правила техники безопасности

1. Работы выполняются в специальной одежде:
халат; комбинезон или фартук; берет.
2. Основные правила техники безопасности при работе на верстаке.
3. Оберегать крышку верстака от повреждений режущими
инструментам и. тд.
4. Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака.
5. Не ударять молотком по крышке верстака.
6. Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.
7. По окончании работы очищать верстак только щеткой.

ПРАВИЛА внутреннего распорядка в мастерской

В школьной мастерской, так же как и на промышленном предприятии, надо соблюдать правила внутреннего распорядка.

    Входить в мастерскую только после звонка и с разрешения учителя.
    2. На занятия необходимо приходить в спецодежде (халат или фартук с нарукавниками, головной убор).
    3. При себе следует иметь рабочую тетрадь с чертежными принадлежностями.
    4. Необходимые для работы материалы и инструменты выдают дежурные или учитель.
    5. Запрещается подходить к станкам без разрешения учителя.
    6. Для работы следует пользоваться только выданными инструментами. Нельзя брать инструменты с другого рабочего места.
    7. Инструменты общего пользования при необходимости выдаются учителем.
    8. На рабочем месте выполняются только те работы, которые указаны в задании.
    9. Инструменты и приспособления используют только по назначению.
    10. Запрещается во время урока оставлять свое рабочее место и переходить на другое.
    11. На рабочем месте надо соблюдать чистоту и порядок.
    12. По окончании работы следует убрать рабочее место, используя совок и щетку-сметку, снять спецодежду и вымыть руки.
    13. Инструменты, приспособления, изделия и заготовки сдают дежурному или учителю.
    14. Мастерскую покидают только с разрешения учителя.
    В случае нарушения правил внутреннего распорядка учащийся от работы отстраняется.


III. Практическая часть.
1. Подобрать верстак в соответствии с ростом.
2. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и меж¬ду клиньями.

IV. Текущий инструктаж.
Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.

V. Заключительная часть.
Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты. Уборка рабочих мест и помещения мастерской.

22.09.2014 6167 838

Раздел: Технология художественного рукоделия с элементами ДПИ. Моделирование швейных изделий.

Количество часов в данном разделе: 16

Урок по счету в данном разделе: 4.

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с видами одежды, требованиями, предъявляемыми к ней, и классификацией;
  • дать начальное представление о конструировании швейных изделий;
  • формировать у учащихся добросовестность и взаимопомощь при выполнении работы;
  • воспитывать эстетический вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, сознательное выполнение заданий, творческих работ;
  • формирование ключевых компетенций учащихся на уроках технологии;
  • развивать познавательный интерес учащихся, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Наглядность: презентация.

Оборудование для учащихся: рабочая тетрадь.

Оборудование для учителя: проектор, экран, ноутбук.

МО: словесный, наглядный, информационный, частично - поисковый, тестирование, самооценка, взаимооценка.

ФОПД: индивидуальная, фронтальная.

Литература:

  • Учебник по технологии для 6 класса, Т. Оралбекова, К. Шагирова, Н.Спиридонова 2011, -Жазұшы .
  • Лында А.С. Методика трудового обучения, - М., Просвещение, 1977
  • Мельникова Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.Е. Методика трудового обучения (обслуживающий труд). Под ред. Л.В. Мельниковой. - М.: Просвещение, 1985
  • Атутов П.Р., Поляков В.А., Андрианов П.Н., Байдалинова Э.А. и др. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. / Под ред. П.Р. Атутова. - М.: ИОСО РАО, 1997.

Межпредметная связь: история, география.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Отсутствующие.

II . Тест по предыдущей теме:

1.Волокно различают -

а) по цвету

б) по толщине

в) по происхождению

2. К волокнам растительного происхождения относятся -

а) хлопок, шелк

б) лен, шерсть

в) лен, хлопок

3. Нити основы проходят –

б) поперек длины ткани

4. Нити утка проходят

а) вдоль длины ткани, параллельно кромке

б) поперек длины ткани

5. Ткань это –

а) нити, переплетенные между собой

б) волокна, переплетенные между собой

в) пряжа, переплетенная между собой

Ключи к тесту

III . Виды одежды

3.1.Что называют одеждой и для чего она нужна

3.2. Классификация одежды

3.2.1.Деление по назначению на три класса (бытовая, форменная, производственная). Бытовая одежда (повседневная, домашняя, спортивная, торжественная). Производственная одежда (санитарная, специальная)

3.2.2. По способу эксплуатации (поясная, плечевая)

3.2.3. По ассортименту (Белье, верхняя одежда, легкое платье)

3.2.4. По половозрастному признаку (Женская, мужская, детская)

3.2.5. В зависимости от использования в различное время года(зимняя, летняя, демисезонная)

3.3. Требования, предъявляемые к одежде:

Ø Гигиенические - одежда должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность организма человека и предохранять тело человека от внешних воздействий

Ø Эксплуатационные - одежда должна быть удобной в носке, прочной и износоустойчивой, не деформировалась, не теряла форму

Ø Эстетические - одежда должна быть красивой, современной, преображающей внешний облик человека

Ø Экономические - одежда должна быть недорогой и доступной

IV . Понятие о конструировании

4.1.Изготовление одежды (художник-модельер, конструктор, модельер, закройщик, портной- швея)

4.2.Конструирование одежды – прикладная наука, занимающаяся вопросами рационального проектирования конструкции швейных изделий. Главной задачей процесса конструирования является отработка методов проектирования деталей одежды, позволяющих придать им наивыгоднейшую форму и размеры в соответствии со строением и размерами тела человека, гигиеническими требованиями, свойствами материалов, существующим стилем и модой, экономичностью расхода материалов и технологичностью пошива изделия.

V . Закрепление материалов урока

Ответить на вопросы.

Ø Что такое одежда?

Ø Как разделяют одежду по способу эксплуатации?

Ø Какие требования предъявляют к одежде?

Ø Что называют конструированием?

VI. Практическая работа

Зарисовать пример форменной одежды(школьной формы) твоей мечты

VI . Подведение итогов работы.

Выставление оценок.

VII . Домашнее задание

Принести альбомный лист для построения чертежа, чертежные принадлежности, линейку закройщика, рабочую коробку. Повторить пройденный материал. Закончить практическую работу.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Должность: учитель технологии

Место работы: МБОУ СОШ № 6 им. Коновалова В.П.

Месторасположение: г. Клинцы Брянской области

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о натуральных волокнах

Задачи:

Дать первичное представление о волокнах животного происхождения;

Изучить свойства волокон и провести их сравнительную характеристику;

Развивать умения у учащихся применять полученные знания на практике;

Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности

Тип урока: урок объяснения нового материала, лабораторная работа.

Межпредметные связи: история, география, биология.

Материалы и оборудование:

1.​ Коллекции: «Шелковые ткани», «Шерстяные ткани», «Последовательность обработки шерсти», «Последовательность обработки шелка»

2.​ Материалы и инструменты для проведения лабораторной работы.

3.​ Лоскутки тканей хлопка, льна, шерсти, шелка.

4.​ Проектор, экран.

Новые термины: натуральный шелк; натуральная шерсть, тутовый шелкопряд, куколка, пух, ость, мертвый волос.

Ход урока.

1. Организационный момент

Приветствие, доклад дежурных о посещаемости и готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

На рабочих местах перед ученицами разложить лоскутки из хлопка, льна, шерсти, шелка.

Учитель: Перед вами на столе находятся лоскутки из ткани. Рассмотрите их внимательно, подумайте, что из них можно сшить?

Учащиеся: Из таких тканей можно сшить одежду (платье, юбку, блузку, рубашку, фартук и т.д.)

Учитель: А теперь посмотрите на свою одежду. Из чего она сделана?

Учащиеся: Одежду делают из ткани.

Учитель: А как к вам попала ваша одежда?

Учащиеся: Купили в магазине.

Учитель: Хорошо! А как одежда попадает в магазин?

Учащиеся: Одежду сшили на швейной фабрике из ткани.

Учитель: Из чего состоит ткань? (можно рассмотреть лупой)

Учащиеся: Ткань состоит из ниток или пряжи.

Учитель: А нитки из чего?

Учащиеся: Нитки получают из волокон.

Учитель: Еще раз внимательно рассмотрите лоскутки из ткани, и скажите, они все похожи или отличаются друг от друга?

Учащиеся: Они разные, толстые и тонкие, теплые, мягкие и не очень….

Учитель: А как вы думаете, почему лоскутки все разные?

Учащиеся делают вывод: Свойства ткани зависит от свойств волокон, из которых она сделана.

Учитель: Что мы называем волокном?

Учащиеся: Очень тонкие, гибкие нити, длина которых превышает их поперечные размеры.

Учитель: На какие два вида делятся текстильные волокна?

Учащиеся: Волокна бывают натуральные и химические.

Учитель: Какие волокна называют натуральными?

Учащиеся: Натуральные волокна есть в природе.

Учитель: Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения. Растительные волокна (хлопок и лен) вы изучили в 5 классе, а сегодня на уроке мы поговорим о волокнах животного происхождения. Запишите тему нашего урока: «Натуральные волокна животного происхождения». Исходя из названия темы, поставьте перед собой цели урока. (учащиеся ставят и озвучивают свои цели урока)

Например - узнать какие бывают волокна животного происхождения;

Узнать свойства волокон животного происхождения;

Узнать какие ткани вырабатывают из этих волокон.

3. Объяснение нового материала.

К натуральным волокнам животного происхождения относятся: а) шерсть и б) шелк. У вас на рабочих местах находится таблица «Свойства волокон». Первые колонки таблицы (хлопок и лен) вы заполнили в 5 классе. Последние колонки (шерсть и шелк) заполните сегодня на уроке.

(Во время объяснения учебного материала, учащиеся заносят сведения в таблицу).

Шерсть.

Шерсть - волосяной покров животных. Человек приспособился получать шерсть от разных животных: коз, овец, верблюдов, собаки и даже кроликов. Волокна бывают белые, черные, рыжие, имеют длину от 2 до 45 см. (зависит от животного) Однако есть такое животное, которое дает около 90% от всего объёма шерсти. Помните детскую загадку «По горам, по долам, ходит шуба да кафтан». Конечно это овца. Стригут ее два раза в год: весной и осенью. Шерсть, снятая весной - жесткая и толстая, а состриженная осенью более мягкая и тонкая (к зиме у овцы появляется больше пуха). Для стрижки используют специальные электрические машинки, а раньше стригли большими ножницами, которые так и назывались - овечьи. Шерсть снимается цельным пластом - руном. После стрижки овцы опять пасутся на лугу, отращивают новую шерстку. Шерсть у овцы неоднородная, например, на спине жесткая, а на животе более мягкая, поэтому всю снятую шерсть сортируют по качеству. Учащиеся записывают в тетрадь:

Пух - наиболее тонкое, мягкое, извитое волокно (самое ценное сырье).

Ость (переходной волос) - более толстое, жёсткое и менее извитое волокно.

Мёртвый волос - малопрочное и очень жёсткое волокно.

Из пуха и мягкого волокна получаются теплые свитера и шапки, красивые платья и пальто, а из жестких волокон делают сукно, войлок и валенки.

Овцы пасутся под открытым небом, шерсть у них сильно загрязняется. Для того, чтобы шерсть привести в порядок, проводят первичную обработку:

1.​ Сортировка волокон (по качеству)

2.​ Трепание (удаление сора)

3.​ Мытьё волокон

4.​ Сушка волокон

После первичной обработки волокна поступают на прядильную фабрику , там их:

1.​ Чешут (чесальный цех) - получают ленту

2.​ Выравнивают, вытягивают, уменьшают по толщине на ленточной машине (ленточный цех)

3.​ Скручивают и вытягивают ленту в ровницу

4.​ Скручивают ровницу в пряжу на прядильной машине и наматывают в виде початков.

Готовую пряжу везут на ткацкую фабрику , где ткут ткань и производят ее отделку.

Из шерсти вырабатывают платьевые и костюмные ткани. Они бывают гладкокрашеными, пестроткаными и набивными .

Шерстяные ткани обладают рядом положительных свойств - они мягкие, достаточно прочные, почти не мнутся, износостойкие, хорошо драпируются и обладают прекрасными гигиеническими свойствами (впитывают влагу и пропускают воздух). Однако имеются и отрицательные свойства: дают большую усадку после стирки, поэтому обязательно перед раскроем декатируют, очень сильно притягивают пыль, требуют частой чистки. Стирают ткани в теплой воде специальными стиральными порошками, не выкручивают, рекомендуется чистка. Гладят их утюгом с терморегулятором «шерсть».

У учащихся заполнена таблица в графе шерсть: волокна бывают черного, белого, рыжего цвета, имеют не резкий блеск, длина 10- 450 мм, толстые, сильно извитые, мягкие, пушистые, имеют среднюю прочность.

Шёлк.

Кто же нам дает натуральный шелк, вы узнаете, разгадав загадку:

Он ни ночью и ни днем, без работы не сидит

Он из тутовых листков золотую нить сучит.

Тутовый шелкопряд - настоящее домашнее животное, потому что в дикой природе не встречается вообще. Питается он только листьями тутового дерева. Бабочка тутового шелкопряда откладывает яйца, из них появляется гусеница. Гусеницы очень много едят листочков и быстро растут. В определенный момент гусеница начинает завиваться в кокон, превращается в куколку. Из куколки появляется бабочка. Натуральный шёлк- размотанные тончайшие нити кокона. Родина шелка - Китай. Очень долго китайцы хранили секрет производства шелка и торговали им по всему миру. По легенде разгадала секрет получения шелка китайская принцесса, когда кокон упал ей в чашку с горячим чаем и начал разматываться. Из волокон шёлка получают очень лёгкие, красивые и прочные ткани. (Показ коллекции).

Учитель: Как вы думаете, какие изделия лучше изготовить из шёлковых тканей?

Учащиеся: (платья, блузки, головные платки, косынки)

С одного кокона сматывают нить тоньше человеческого волоса и длиной 700-800 метров. Волокно прямое, белое и гладкое. Нить сматывают сразу с 6-8 коконов. Такой шёлк называется шёлк - сырец.

Первичная обработка шелка

1.​ Сбор коконов тутового шелкопряда

2.​ Обработка паром (замаривание куколки - умертвить куколку и не допустить превращения её в бабочку, которая портит кокон, делая в нём выходное отверстие).

3.​ Сушка горячим воздухом (чтобы не испортились при хранении).

4.​ Получение шёлка - сырца

5.​ Сматывание шёлковых нитей

Полностью весь кокон размотать невозможно, отходы, полученные при размотке коконов (верхние спутанные слои, остатки коконных оболочек, поврежденные коконы и коконы, не поддающиеся размотке), используют для получения шелковой пряжи.

Шелковые ткани обладают рядом положительных: очень красивые, прочные, тонкие, мягкие, имеют блестящую и гладкую поверхность, гигроскопичны, воздухопроницаемы, комфортны для тела- в них летом не жарко, зимой не холодно. Однако имеются и отрицательные свойства: большая осыпаемость срезов и скольжение при раскрое. Стирают ткани в теплой воде специальными стиральными порошками. Гладят их утюгом с терморегулятором «шелк».

У учащихся заполнена таблица в графе шелк: волокна бывают белого, кремового цвета, имеют резкий блеск, длина 700- 1000 мм, тонкие, прямые, мягкие, очень прочные.

4.Практическая работа (§ 1 стр.8 - 9).
«Сравнение волокон шерсти и натурального шёлка»

Учитель: Какова цель практической работы?

Учащиеся: Научиться распознавать волокнистый состав тканей.

Материалы и инструменты: коллекция «Волокна», учебник, рабочая тетрадь, лупа

Ход работы:

1. Рассмотри под лупой волокна шерсти и шелка.

2. Сравни их между собой по внешнему виду и на ощупь

3. Учитель демонстрирует процесс горения волокон шерсти и шелка. Внимательно рассмотри процесс горения.

4.Заполни таблицу.

Шерсть по внешнему виду белая, на ощупь мягкая, пушистая, хорошо горит, запах жженого пера.

Шелк по внешнему виду белый, на ощупь гладкий, хорошо горит, запах жженого пера.

Наше занятие подходит к концу. Скажите, получили вы ответы на вопросы, которые задавали в начале урока, выполнили свои цели?

Ответы учащихся.

Домашнее задание на следующий урок: учебник. § 1-2, подобрать образцы тканей из натуральных волокон животного происхождения, оформить коллекцию из тканей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: