Вводное занятие технология 6 кл фгос. Открытый урок

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Цель урока – совершенствование умений анализа и интерпретации литературно-художественного произведения.

Воспитательные цели – воспитание ответственного отношения к чтению.

Обучающие цели – развивая эстетический вкус учащихся, научить их всестороннему постижению литературного произведения.

Форма работы практическое занятие и организация самостоятельной работы учащихся.

Одной из важнейших задач для реализации названной цели является развитие способности эстетического восприятия учащимися явлений литературы и отраженной в ней действительности, воспитание эстетического вкуса.

Художественное произведение постигается не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью. Предельная эмоциональность характерна для такого рода литературы, как лирика.

Специфика стихотворного текста состоит в том, что он, во-первых, как правило, бессюжетен, во-вторых, наполнен скрытым смыслом, выраженным очень сжато. Преодолеть эту форму и раскрыть глубину содержания можно только при медленном, вдумчивом чтении, которому и необходимо научить школьников.

Борис Корнилов, поэт, считает, что равнодушие к музыке говорит о неразвитости слуха, а равнодушие к поэзии говорит о неразвитости души.

Почему такая особая роль отводится поэзии? Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и многозначностью поэтического образа.

Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении стихотворных произведений на уроках литературы.

В статье Н. Гумилева «Анатомия стихотворения» говорится: «Стихотворение же - это живой организм, подлежащий рассмотрению: и анатомическому, и физиологическому».

Организация работы с поэтическим текстом должна быть основана на главном принципе: от слова – к мысли и чувству, от формы – к содержанию .

1. Вариант анализа лирического произведения (выведен на экран проектора)

1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?

2. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).

3. Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?

4. Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?

5. Звуковой фон стихотворения.

6. Цветовой фон стихотворения.

9. Особенности композиции стихотворения.

10. Жанр стихотворения. Тип лирики.

11. Литературное направление (если можно определить).

12. Значение художественных средств.

13. История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.

14. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.

15. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.

2. Вариант анализа стихотворения (выведен на экран проектора)

Время написания.

Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?

Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи ? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?

Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?

Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?

Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?

Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?

Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?

Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т. д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?

Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?

Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?

Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?

Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?

Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?

Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?

В стихотворениях филология и философия помогают понять друг друга.

В центре тютчевской философии – первозданный Хаос. Хаос – изначальная стихия бытия , бездна, которая обнажается ночью. Ему противостоит Космос – упорядоченный благоустроенный мир. Хаос – первоматерия, грубая здоровая сила, от которой человек отделился, создал цивилизацию. Но цивилизация – это только покров над бездной. Она не изолирует эти силы. Поэзия Тютчева – это диалог борьбы Хаоса и космоса.

Тютчевская природа – это не пейзаж, населенный растениями, животными и людьми, а космос, в котором живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания. Ночь для поэта не только одна из сторон бытия, но и выражение его сути. День – исцеление души после мучительной ночи, время, когда человеческая душа чувствует себя освобожденной от мучений и страданий. Это благодатный покров рокового мира. Поэт одинаково чуток к обеим сторонам действительности. Он понимает, что светлый златотканый покров – это всего лишь вершина, а не основа мироздания. Хаос – отрицательная беспредельность, зияющая бездна всякого безумия и безобразия, демонические порывы, восстающие против всего положительного и должного – вот глубочайшая сущность мировой души.

Таким образом, за каждой пейзажной зарисовкой, созданной в стихотворениях, стоит философская картина мира.

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Это стихотворение написано Тютчевым в 1830 году во время одного из кратковременных приездов в Россию. Возможно, поэтому оно проникнуто таким тонким, как натянутая струна, чувством, сравнимым с чувством, возникающим в момент прощания с дорогим человеком, причем, прощания неизбежного. Что создает такое чувство?

Рассмотрим цветовую гамму стихотворения. Она, с одной стороны, достаточно пестрая: блеск и пестрота, багряные листья, лазурь; но, в то же время, поэт слегка приглушает эту пестроту, делает её осторожной. С помощью чего? С помощью эпитетов: умильная, таинственная, томный, лёгкий, туманная, тихая, грустно-сиротеющая, стыдливая, кроткая. Вообще стихотворение насыщено эпитетами. Эпитет – это яркое, образное, художественное определение, функция которого – создание красочных образов, эмоциональной атмосферы, передача авторской позиции.

В этом стихотворении эпитеты многообразны по структуре, значению. Составной эпитет грустно-сиротеющая передает и отношение поэта к изображаемому, и состояние природы: грусть, сиротство, одиночество, именно этот эпитет акцентирует тему прощания, расставанья. Но это расставанье, причиной которого является смерть.

Эпитеты контрастируют друг с другом. Вслед за «умильная, таинственная прелесть» появляется «зловещий блеск». Затем чередуется «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр». Контрастные состояния поэт не противопоставляет, а соединяет, так как стремится изобразить переходный момент в жизни природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.

Все стихотворение – это одно предложение. Предложение сложноподчиненное, в первой части – однородные члены с обобщающим словом. Местоимение с предлогом на всём вбирает в себя и шелест, и пестроту, и лазурь, и «ветр». Как бы по-разному не были охарактеризованы эти детали, составляющие картину природы, объединяет и завершает этот образ кроткая улыбка увяданья. Текст произносится на одном дыхании, как прощальный выдох.

Осенняя красота умирает. За образом природы возникает человеческий образ. Созданию этой параллели способствует, в том числе, и уже обозначенный эпитет грустно-сиротеющая. Еще более усиливается это олицетворение в строках: Ущерб, изнеможенье - и на всем// Та кроткая улыбка увяданья,// Что в существе разумном мы зовем// Божественной стыдливостью страданья.

Кроткая – незлобивая, покорная, смирная. Возникает образ девушки, смиренно ждущей неизбежности конца.

сказал по поводу стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер»: «Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой, умирающей женщины, в которую он был влюблен».

Стихотворение Ф. Тютчева перекликается со стихотворением «Осень» написанным позже.

… … … Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Пушкинский образ, так же как и тютчевский, хранит отголоски былой красоты и смущен уже явными признаками увяданья. Оба стихотворения объединяет и предчувствие еще далеких, но приближающихся потрясений.

Стремление уловить переходное состояние как в жизни человека, так и в жизни природы характерно для творчества Ф. Тютчева. Тютчева интересуют наблюдения над стихиями природы и ее закономерностями. С помощью таких наблюдений поэт стремится познать сущность бытия, всеобщие законы вселенной.

Домашнее задание:

Самостоятельно сделать анализ стихотворения . «Как богат я в безумных стихах!..»

Цель:

  • знать основные мотивы лирики Тютчева, особенности изображения мира природы;
  • уметь анализировать и интерпретировать пейзажную лирику поэта;

Оборудование: компьютер с проектором, слайды с изображением портрета Тютчева, картин Левитана «Золотая осень», «Осень. Сокольники», с текстами стихотворений «Осенний вечер» Тютчева и «Унылая пора! Очей очарованье…» Пушкина.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мы уже говорили о том, что поэзия Тютчева вне времени и пространства, она глубока, философична и актуальна в любое время. Любовь и ненависть, жизнь и смерть, радость и горе, страдания и умиротворение – всё это есть в лирике поэта. Мир человеческих страданий, переживаний, с одной стороны, и мир природы – с другой. Но эти два мира существуют в неразрывной связи. Порой кажется, что человек в этом мире – песчинка. Он бессилен, слаб перед стихийными силами природы:

И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной…
В душе своей, как в бездне, погружён,
И нет извне опоры, ни предела…

Но природа у поэта имеет и другой лик:

Не то, что мните вы, природа:


Эти стихи станут эпиграфом к нашему уроку.

Пейзажная лирика Тютчева имеет глубоко философский характер. Изображение природы и человеческой жизни сплетены в ней воедино. Человек показан как часть природы, а сама природа – как живое существо, наделённое человеческими качествами. Разлад между ними приводит к трагедии. Изображение природы и человека в ней – основной мотив творчества поэта.

Сегодня мы прочитаем стихотворение «Осенний вечер» и попробуем погрузиться в поэтический мир Тютчева.

II. Чтение и анализ стихотворения «Осенний вечер».

Прежде чем окунуться в мир поэзии Тютчева, обратимся к собственному опыту: напишите ваши ассоциации к слову ОСЕНЬ. Вспомнить ваши чувства, ощущения вам помогут картины Левитана «Золотая осень» и «Осень в Сокольниках» – на экране демонстрируются картины. После того как ученики напишут свои слова-ассоциации, они их проговаривают, дополняют свои записи. Примерный перечень слов: сентябрь, жёлтые листья, прозрачный, чистый воздух, тишина, золотая осень, бабье лето, паутина, восторг, восхищение; дожди, грязь, слякоть, тёмные ночи, пасмурное небо, тихие вечера, холодные ветры, ненастная погода, грусть, тоска, одиночество…Одинокая тёмная фигура женщины на картине Левитана говорит о какой-то потере, скорби, как будто что-то ушло безвозвратно…Но могут быть и совершенно неожиданные слова – это зависит от учащихся. Эта работа проводится для того чтобы создать определённое настроение, подготовить учащихся к восприятию стихотворения Тютчева, довольно сложного для учащихся якутской школы. Учитель при этом говорит, что вся работа, которая проводится сегодня на уроке – это подготовка к домашнему сочинению, всё, что они узнают, будут записывать, послужит материалом для сочинения.

Чтение стихотворения (текст демонстрируется на экране, имеется в учебниках)

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерёв
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и над всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.

Приступаем к анализу стихотворения:

Какое настроение вызывает оно? Напишите в тетради ваши ощущения, ваше настроение (грустное, торжественное, восторг, восхищение, тревога, чувство утраты, потери, тоски)

  • Что создаёт это настроение, вызывает эти чувства? (эпитеты, метафоры, сравнения).
  • Выпишите эти слова в два столбика – «светлые» и «тёмные» (светлость осенних вечеров, умильная, таинственная прелесть, томный, лёгкий шелест листьев, туманная и тихая лазурь, кроткая улыбка, божественная; зловещий блеск, грустно сиротеющая земля, предчувствие бурь, порывистый ветер, ущерб, изнеможенье, увяданье, страдание)
  • Чтобы лучше понять стихотворение, поработаем с некоторыми из них.
  • Как понимаете слово УМИЛЬНАЯ? Подберите однокоренные слова – умиляться, милый. То есть любимый. То, что вызывает восторг, восхищение.
  • метафоры томный шелест, сиротеющая земля – что они означают?
  • ТОМНЫЙ – взгляд, голос. Подберём синонимы – волнующий, нежный, ласкающий. У Тютчева -томный шелест листьев.
  • Почему земля СИРОТЕЮЩАЯ? (всё кругом пустеет, деревья сбрасывают свой летний убор, трава увядает, сохнет, поля тоже пустеют). Всё кругом умирает, земля сиротеет.
  • Почему ТАИНСТВЕННАЯ прелесть? Потому что картина вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, тихий, прелестный осенний вечер и вдруг… Найдите в стихотворении место, где настроение меняется. С чем это связано? Что происходит вдруг? – порывистый ветер. Который привносит тревогу, настроение безысходности, усталости… Недаром говорят, ветер перемен. Ветер – всегда к изменению погоды. Погода осенью очень переменчивая – то солнце, то дождь, то ветер… Осень – промежуточное время года между ярким, пёстрым, шумным летом и суровой зимой. Природа осенью готовится к долгой зиме. Это как затишье перед бурей. Вот откуда эта тайна – неизвестно, что будет завтра.
  • Найдите ещё одну метафору, в которой ясно выражено это противоречие. Зловещий блеск – эпитет ЗЛОВЕЩИЙ предвещает что-то злое, страшное. Этот приём называется оксиморон – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие. Например, живой труп, жестокий ангел, честный вор и т.д. Определение нового слова ученики записывают в тетради.
  • УВЯДАНЬЕ – подберите синонимы: угасание, старение, исчезновение, умирание. Природа осенью умирает, краски блекнут, всё становится бледным, зыбким, ненадёжным.
  • Природа у Тютчева живёт, страдает, как и человек. Это стихотворение о природе, но не только. Подумайте, о чём ещё?
  • О человеческой жизни. О старости. О стыдливом, божественном страдании. Так мог писать очень мудрый человек. Говорят, осень жизни наступила. Это когда человек прожил жизнь, всё позади, впереди только смерть. И тогда становится понятно, откуда эта щемящая грусть, откуда это страдание.
  • Как вы думаете, от чего страдают старые люди? (от одиночества, от непонимания, от немощи, от того, что не хватает внимания, заботы…) Но страдают они молча. Они как бы стыдятся своей старости. Вот откуда это стыдливое, божественное страдание.
  • В чём же особенность тютчевского изображения природы? Как он её показывает? (Он показывает её как живое существо, он пытается понять её душу, услышать её голос. Природа у Тютчева – живое существо). В этом мы видим философский характер стихотворения. Оно о природе, и в то же время о человеческой жизни.

Сделаем краткий вывод: стихотворение Тютчева вызывает двоякое чувство – с одной стороны, мы видим прелестную картину тихой осени, когда всё золотится, пестреет яркими красками, слышим лёгкий шелест листьев, чувствуем дуновение свежего ветра. В чистом, прозрачном воздухе летают тонкие паутинки. И картина эта вызывает у нас восторг, восхищение, умиление. С другой стороны, так же, как на картине Левитана «Осень в Сокольниках», в стихотворении появляется чувство скорби, тоски, одиночества – ветер, как предчувствие сходящих бурь, сметает всё на своём пути, срывает листья с деревьев, оголяется лес, пустеют поля, всё увядает, сохнет, умирает… Приходит ассоциация с человеческой жизнью, когда приходит старость – позади бурная жизнь, полная событий, впереди только смерть. Становится жутко. Стихотворение Тютчева заставляет задуматься о жизни, о её смысле. О том, что все мы – дети природы, и связаны с ней неразрывной нитью.

Повторное чтение стихотворения.

  • Не правда ли, что теперь вы по-другому его прочитали?
  • Какие стихи другого поэта напоминает стихотворение Тютчева? – Стихи Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»: много общего в описании природы, осени. Но у Пушкина в центре – лирический герой, его чувства. У Тютчева – природа как живое существо. Сравните: ученики читают стихи Пушкина, которое появляется на экране.

III. Заключение.

Итак, мы узнали, что поэзия Тютчева – это особый мир, где природа и человек слиты воедино. Известный русский поэт и критик В.Я. Брюсов говорил, что стихи Тютчева о природе – это всегда страстное признание в любви. А другой называл Тютчева поэтом ночных откровений, поэтом небесных и душевных бездн. Душа – это самое главное, что пронизывает всю поэзию Тютчева. Вернёмся к эпиграфу урока:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

В конце хочу привести слова известного поэта Л.А. Озерова: «Тютчев явил России могущество слова. Он острым умом и мудрым сердцем открыл такие тайники Вселенной и души человеческой, в которые до него никто не заглянул. Есть галактика Тютчева. В ней ширь, высота, глубина, протяжённость пространства и времени. Это песчинка и звезда, радуга и фонтан, рассвет и закат солнца, сумерки и снежные вершины, гроза и знойный полдень… Это восторг перед величием ночи и молитва по безвременно ушедшей возлюбленной, дума о старости и песнь о весне жизни…»

IV. Домашнее задание:

написать мини-сочинение «Читая стихотворение Тютчева…»

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Октябрь 1830

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчев "Осенний вечер"

Поэзия Ф. И. Тютчева занимает почетное место среди отечественной пейзажной лирики. В его стихах гармонично слились два стиля: русский и классический европейский. Произведения Федора Ивановича можно сравнить с традиционными одами Гёте, Гейне, Шекспира по стилю, содержанию, ритмике. Но они намного скромнее в размерах, что придает глубину и емкость текстам.

У Тютчева любимым временем суток был вечер. В его лирике достаточно много стихотворений, посвященных этому периоду. Вечер в поэзии Тютчева многогранный, таинственный, волшебный. А природа одухотворена, наделена человеческими чертами, мыслями, эмоциями. Одним из таких стихотворений становится «Осенний вечер».

Пейзажная зарисовка была написана в 1830 году. Причисляется исследователями к ранней лирике поэта. Был относительно спокойный, но не самый радостный период в жизни автора. Недавно заключен официальный брак с первой супругой. Свободолюбивого молодого мужчину захлестнул семейный быт. Угнетала также жизнь вдали от Родины. Тютчев чувствовал тоску по беззаботной юности.

Миниатюра родилась у поэта, когда он гостил в родных краях, ненадолго посетил Россию. И стала ярким примером классической поэзии романтизма. Русский октябрьский вечер пробудил ностальгию, навеял тоску. В явлениях природы автор ищет аналогию с событиями человеческой жизни. Намекает, что все циклично у людей, как смена времени суток и сезонов. Рассуждения придают стихотворению глубокий философский характер.

Природа у Тютчева реальна, насыщена красками и звуками. Использован излюбленный прием автора – метод художественного параллелизма. Здесь ему помогают инверсии: «багряные листья», «холодный ветер порою».

Стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение, уложенное в 12 строк, одной строфой. По смыслу, ритмике и стилю текст делится на три части. В первой части размеренный темп, идет рассуждение о том, как прекрасны осенние вечера. Создается романтический настрой.

Вторая часть напоминает читателю, что упоение продлится недолго. Все мимолетно. Впереди ледяные ветры, снежные бури. Идет нагнетание обстановки, меняется ритм, ускоряется темп прочтения. От центральной части текста веет зимним холодом. Она резко контрастирует с введением. Использован прием антитезы.

Третья часть носит философский характер. Присутствует сравнение человеческого существования с тем, что происходит в природе. Использованы олицетворения с мрачной окраской: «кроткая улыбка увяданья», «стыдливость страданья». Все детали создают образ увядающей, засыпающей природы. Автор приходит к выводу о цикличности бытия.

Трехфазность композиции не вносит дисгармонии в восприятие текста. Нет резких эмоциональных скачков в повествовании. Стихи написаны пятистопным ямбом. Использована перекрестная рифма. Что придает размеренности, певучести тексту. Лирическими героями становятся рассказчик и сама природа.

Произведение стало ярким примером своеобразной натурфилософской поэзии Федора Ивановича. Пейзаж и философия слиты воедино, дополняют друг друга. Осень для поэта – символ духовной и возрастной зрелости. Время сбора урожая не только с полей, но ментального тоже. Период, когда подводят итоги.

Стихотворение оставляет приятные эмоции после прочтения, наталкивает на размышления. Оно учит ценить каждое мгновение. С одной стороны, важно любить лето, тепло, счастье, потому, что потом наступит холод, метель. С другой – поэт обращает наше внимание на то, что каждое время прекрасно, уникально по-своему. Нужно учиться видеть красоту в простых вещах.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Осенний вечер"

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!

Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение - не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.
«Осенний вечер» представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности.
Стихотворение написано пятистопным ямбом , использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение - одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы.
Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев ) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами - туманная, легкая.
Для изображения картины осенней природы Тютчев использует прием синтаксического сгущения, соединяя воедино различные средства художественной выразительности: градацию («ущерб» , «изнеможенье» ), олицетворение («томный шепот» листьев), метафоры («зловещий блеск» , «Улыбка увяданья» ), эпитеты (умильная, кроткая, стыдливая, туманная ).
«Осенний вечер» насыщен разнообразными по структуре и значению эпитетами - синтетическими («зловещий блеск и пестрота дерев» ), цветовыми («багряных листьев» ), сложными («грустно-сиротеющей» ). Контрастные эпитеты - «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск» , «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр» - очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.
Состояние природы и чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым аллитерация , при помощи которой создается эффект падающих листьев («Багряных листьев томный шепот» ), свежее дыхание ветра («И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр» ).
Для поэта характерно пантеистическое осмысление пейзажа. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы.
Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с помощью олицетворения и составного эпитета «грустно-сиротеющая» , акцентирующего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством - ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками.
В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость - мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.

Тютчев является одним из великих русских поэтов XIX века, тонко чувствовавшим красоту окружающей природы. Его пейзажная лирика занимает значимое место в отечественной литературе. «Осенний вечер» - стихотворение Тютчева, соединившее в себе европейские и русские традиции, по стилю и по содержанию напоминающее классическую оду, хотя его размеры куда скромнее. Федор Иванович увлекался европейским романтизмом, его кумирами были и Генрих Гейне, поэтому его произведения выдержаны в этом направлении.

Содержание стихотворения «Осенний вечер»

Тютчев оставил после себя не так уж много произведений - около 400 стихов, потому что всю жизнь занимался дипломатической государственной службой, на творчество практически не оставалось свободного времени. Но абсолютно все его работы поражают красотой, легкостью, точностью описания тех или иных явлений. Сразу видно, что автор любил и понимал природу, был очень наблюдательным человеком. «Осенний вечер» Тютчев написал в 1830 году во время командировки в Мюнхен. Поэту было очень одиноко и тоскливо, а теплый октябрьский вечер навеял ему воспоминания о родине, настроил на лирико-романтический лад. Так и появилось стихотворение «Осенний вечер».

Тютчев (анализ показывает наполненность произведения глубоким философским смыслом) не изъяснялся с помощью символов, в его время это было не принято. Поэтому поэт не связывает осеннюю пору с увяданием красоты человека, угасанием жизни, завершением цикла, делающего людей старее. Вечерний сумрак у символистов связан со старостью и мудростью, осень навевает ощущение тоски, но Федор Иванович попытался в осеннем вечере найти что-то положительное и прелестное.

Тютчев просто хотел описать открывшийся его взору пейзаж, передать свое видение этой поры года. Автору нравится «светлость осенних вечеров», на землю опускаются сумерки, но грусть озаряется последними лучами солнца, которые дотронулись до верхушек деревьев и осветили листву. Это Федор Иванович сравнил с «кроткой улыбкой увядания». Поэт проводит параллель между людьми и природой, ведь у человека подобное состояние называется страданием.

Философский смысл стихотворения «Осенний вечер»

Тютчев в своем произведении не проводил разделения между живой и потому что он считал все в этом мире взаимосвязанным. Люди очень часто даже неосознанно копируют какие-то поступки или жесты, которые видят вокруг. Осенняя пора тоже отождествляется с человеком, ассоциируется с его духовной зрелостью. В это время люди запасаются знаниями и опытом, осознают ценность красоты и молодости, но не могут похвастаться чистым взглядом и свежим лицом.

«Осенний вечер» Тютчев написал с легкой грустью о безвозвратно ушедших днях, но в то же время с восхищением совершенства окружающего мира, у которого все процессы цикличны. У природы нет сбоев, осень навевает тоску холодным ветром, срывающим желтые листья, но за ней придет зима, которая покроет все вокруг белоснежным покрывалом, затем земля проснется и запестрит сочными травами. Человек же, переживая очередной цикл, становится мудрее и учится наслаждаться каждым мигом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: