Кто написал произведение с добрым утром. Сергей Есенин ~ С добрым утром! (Анализ стихотворения)

Творчество Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Вырос поэт в селе Константиново Рязанской губернии, которое покинул 17-летним юношей, отправившись покорять Москву. Однако память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в своем сердце на всю оставшуюся жизнь.

Стихотворение “С добрым утром!” , написанное в 1914 году, позволяет в полной мере судить о поэтическом таланте Есенина и его трепетному отношению к родине. Небольшая поэтическая зарисовка,

В которой рассказывается о том, как пробуждается мир под первыми лучами ласкового летнего солнышка, наполнена лиризмом и удивительными по красоте метафорами.

Так, в каждой строфе стихотворения присутствует свойственная Есенину образность. Поэт осознано наделяет неодушевленные предметы качествами и способностями, которые присущи живым людям. Утро начинается с того, что “задремали звезды золотые”, уступив место дневному светилу. После этого “задрожало зеркало затона”, на поверхность которого опустились первые солнечные лучи. Дневной свет у Есенина ассоциируется с природным источником

Жизни, который дарит тепло и “румянит” небосклон. Восход солнца автор описывает так, словно бы это привычное природное явление представляет собой некое чудо, под воздействием которого весь окружающий мир преображается до неузнаваемости.

Особое место в творчестве Сергея Есенина занимает образ русской березы, которая выступает в различных ипостасях. Однако чаще всего поэт приписывает ей черты юной хрупкой девушки. В стихотворении “С добрым утром!” именно березы являются одним из ключевых персонажей, “оживших” по воле автора. Под воздействием теплых солнечных лучей они “улыбнулись” и “растрепали шелковые косы”. То есть, поэт умышленно формирует у читателей привлекательный женский образ, дополняя его “зелеными сережками” и каплями росы, сверкающими, словно бриллианты.

Обладая ярким поэтическим талантом, Сергей Есенин без особого труда совмещает в своих произведениях волшебство русской природы и вполне обыденные, повседневные вещи. К примеру, в стихотворении “С добрым утром!” на фоне ожившей заводи и девушки-березки автор описывает обычный деревенский плетень с зарослями крапивы. Однако даже это колючее растение, которое у Есенина также ассоциируется с барышней, поэт наделяет первозданной красотой, отмечая, что крапива “обрядилась ярким перламутром”. И этот необыкновенный наряд словно бы преобразил жгучую красавицу, превратив ее из злобной и сварливой фурии и светскую кокетку, которая желает случайным прохожим доброго утра.

В итоге данное произведение, состоящее всего из трех коротких четверосиший, очень точно и полно воспроизводит картину пробуждения природы и создает удивительную атмосферу радости и умиротворения. Словно романтичный художник, Есенин наделяет каждую строчку богатством красок, которые способны передать не только цвет, но и запах, вкус, чувства. Автор умышленно оставил “за кадром” многие нюансы и не рассказал о том, каким будет предстоящий день, и что именно он принесет. Потому как подобное повествование наверняка разрушило бы тонкое очарование того мгновения, которое отделяет ночь ото дня и именуется утром. Но при всем этом стихотворение выглядит вполне полноценным произведением, логическим завершением которого является пожелание “С добрым утром!”, адресованное всем тем, кто хотя бы раз в жизни встречал рассвет в деревне, и может по достоинству оценить момент пробуждения природы, волнующий и великолепный.

(No Ratings Yet)



  1. Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего...
  2. Стихотворение “Памяти Сергея Есенина” было написано Ахматовой в 1925 году, а опубликовано лишь в 1968 год уже после ее смерти. Это скорбящее стихотворение о трагической судьбе поэта. “Бездумно и безбольно...
  3. В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где...
  4. Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Однако он и не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве, которая к тому времени...
  5. Стихотворение “Весна на радость не похожа…” , датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в благотворительном сборнике “Пряник осиротевшим детям”, редактированием которого занимался писатель...
  6. Ранние Произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с...
  7. Первые годы жизни в Москве принесли Есенину много неприятных открытий. Его угнетала городская суета, поэтому все чаще и чаще поэт мысленно обращался к своей малой родине – селу Константиново. Есенину...
  8. Ранний период творчества Сергея Есенина связан с пейзажной лирикой, которая впоследствии принесла поэту популярность. Однако мало кто знает о том, что этот автор любил наблюдать не только за природой, но...
  9. Что значит быть добрым Мы часто употребляем слово “добрый” по отношению к людям и их поступкам. Но что значит быть добрым человеком? Я серьезно задумывался над этим и пришел к...
  10. Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был...
  11. Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием “Поет зима – аукает…” , было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его...
  12. Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале “Мирок” были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся...
  13. С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село...
  14. У многих русских поэтов Октябрьская революция вызывала весьма противоречивые чувства. Но одни смирились с неизбежностью происходящего, попытавшись приспособиться к новой жизни и найти в ней положительные моменты, а другие поспешили...
  15. В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное...
  16. Личная жизнь Сергея Есенина до сих пор скрывает немало тайн. Известно, что поэт был трижды официально женат, однако мало кто из его библиографов отважился бы назвать точное количество возлюбленных. Именно...
  17. Стихотворение “Собаке Качалова” , написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные...
  18. В 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву, однако удача улыбнулась молодому поэту не сразу. Пройдет еще несколько лет прежде, чем его первое стихотворение будет опубликовано в столичном журнале. Пока...
  19. Пейзажная Лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение “Клен ты мой опавший, клен заледенелый…” , созданное в...
  20. Сергей Есенин очень болезненно переживал период своего становления и взросления, считая зрелость синонимом приближающейся старости. Его беспокоило не столько физическое состояние, хотя постоянные запои далеко не самым лучшим образом сказались...
  21. У Сергея Есенина достаточно много любовных стихов, которые он посвящал различным женщинам. Однако не секрет, что в личной жизни поэт не был счастлив. Все три его брака закончились полным крахом...
  22. Сергей Есенин, как и многие поэты начала 20 века, с воодушевлением воспринял октябрьскую революцию. В отличие от Маяковского Он не высмеивал недостатки советского общества и не ужасался, как Блок, той...
  23. Не секрет, что поэт Сергей Есенин был человеком влюбчивым и достаточно импульсивным. До сих пор ходят споры о том, скольким женщинам за свою недолгую жизнь он успел вскружить голову, и...
  24. С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин посвятил своему приятелю стихотворение “Упоенье... “Письмо матери” очень хорошее и трогательное стихотворение. На мой взгляд, оно является практически пророческим. Сейчас я поясню, почему я так думаю. Стихотворение написано в 1924 году, лишь за год до...
  25. Сергей Есенин был трижды официально женат, и каждый его брак, по признанию поэта, оказался неудачным. Тем не менее, своим любимым женщинам он посвятил множество восхитительных, нежных и страстных стихов. Среди...
Анализ стихотворения Есенина “С добрым утром!

Цели урока:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы по стихотворению С. Есенина «С добрым утром!»

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина « С добрым утром!»; обогащать словарный запас детей;

Учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;

Развивающие: развивать критическое мышление, читательские умения; формировать собственное отношение к изучаемому материалу, работать над выразительностью речи;

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания (сообщения учащихся о жизни и творчестве Есенина, показ презентаций)

– Ребята, сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом Сергеем Есениным.

– Посмотрите на портрет С. Есенина и попробуйте сказать, какой он.

Кто из вас может рассказать об этом поэте? (Ответы детей)

В нашем классе есть ребята, которые поработали с дополнительной литературой и подготовили сообщения к уроку.

3) Сообщение темы урока с первичной актуализацией знаний.

Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Что вы хотели бы узнать и чему научиться? Исходя из этого- цель нашего урока? (Учиться чувствовать и понимать образный язык поэтической речи).

Для чего нужны вам эти знания?

Давайте с вами подумаем, что такое поэзия и что она значит для человека

4) Выразительное чтение стихотворения «Сдобрым утром!» учителем.

5). Анализ стихотворения .

Подумайте, о чем это стихотворение? Какова его тема? Каков характер стихотворения? Какое настроение создает стихотворение Сергея Есенина “С добрым утром”? Какими средствами выразительности языка воспользовался поэт? (Стихотворение о природе, это пейзажная лирика)

Обратите внимание на задачи, которые нужно решить на уроке.

Постарайтесь проследить за тем, как движется взгляд поэта, как он показывает читателю картину природы.

Первая строфа:

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Первая и последняя строки этой строфы показывают нам небо (звезды золотые, сетку небосклона) – верхнюю границу мира. Вторая и третья строка показывают нам воду (зеркало затона, заводи речные) – нижнюю границу мира. Таким образом, взгляд поэта, перемещаясь вверх-вниз-вверх, заставляет читателя тоже охватить взглядом весь огромный мир.

Вторая строфа.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

Внимательно всмотритесь в картину, которую рисует поэт. Как движется его взгляд? Какой прием использует поэт? (Каждая следующая строчка этой строфы дает все более детальное описание любимого дерева поэта, словно картина наплывает на нас. Мы вместе с поэтом все более внимательно рассматриваем деревья, вглядываемся в них. Используется прием приближения).

Таким образом, центральная строфа стихотворения показывает читателю срединный мир общей картины.

Третья строфа.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!".

На что поэт обращает внимание читателя? Проследим за взглядом поэта.

Взгляд опускается до нижней горизонтали картины, до уровня травы: “у плетня…крапива”.

Насколько ожидаемой оказалась для нас самая последняя строка стихотворения? Как она помогает почувствовать настроение поэта?

Вряд ли мы рассчитывали услышать поздравление "С добрым утром!" от лица крапивы. Недаром поэт использовал здесь слово “шаловливо”, потому что он, верно, и сам немного пошалил с читателем. Поэт намеренно использовал образ самого непритязательного растения для произнесения самой главной фразы произведения, чтобы показать, что в природе нет избранных, что все одинаково рады наступлению нового дня.

6). Работа над средствами выразительности языка в стихотворении.

Рассмотрим, какими средствами поэт рисует картину природы, создает настроение человека.

В нашу задачу входит поиск средств выразительности языка, среди которых очень часто встречается эпитет. Вспомним, что такое эпитет? Ответы учеников подтверждаются примерами из стихотворения. Запишем определение эпитета в тетрадь.

Вспомним, что такое олицетворение, которое тоже очень часто встречается в поэтических текстах пейзажного характера. Ответ проверим. Запишем определение олицетворения в тетрадь.

Повторим задачу по поиску олицетворения в следующей строфе стихотворения и проверим себя. На работу отводится одна минута.

Вспомним, что такое метафора. Чем метафора отличается от сравнения? Запишем определение метафоры в тетрадь.

Повторим задачу по поиску метафоры в следующей строфе стихотворения и проверим себя. На работу отводится одна минут

Стихотворение С. А. Есенина «С добрым утром!» написано предположительно в 1914 году и относится к ранней лирике поэта. По своему настроению оно оптимистичное, жизнеутверждающее, и с этой точки зрения созвучно с общим эмоциональным тоном поэзии Есенина начала 10-х гг. Свою первую книгу, вышедшую в эти годы, поэт назвал «Радуницей». Само ее название отражает радость восприятия, полноту ощущения жизни, характерную для дореволюционных стихотворений молодого автора.

При «до-анализовом» прочтении произведения его, как правило, относят к пейзажной лирике поэта, считая, что основной целью Есенина было изображение утренней пробуждающейся природы и выражение чувства восхищения ее красотой. Однако практика показывает, что достаточно провести анализ хотя бы некоторых языковых уровней текста, чтобы прийти к более глубокому его пониманию, к определению мировоззренческих основ есенинской поэзии.

С первых строк бросается в глаза, что все первые слова начинаются с буквы «з». Последующий фонетический анализ текста позволяет установить, что он богато инструментован. Его ритмомелодика выстроена на двух рядах звуков: с одной стороны, звонкие согласные з, д, б и сонорные р, л, м, н, поддерживаемые ассонансами а, э, о ; с другой – глухие и шипящие с, т, п, ж, ш . Глухие, как нам кажется, призваны передать некоторую «затушеванность», «пастельность» картины утра, ее «туманность», когда природа еще не до конца «проснулась», жизнь в природе проявилась не в полную меру. Но с каждой секундой она все более заявляет о себе, в природе звучат все новые и новые голоса, что и выражено с помощью звонких, сонорных и гласных звуков. Следует подчеркнуть, что два, казалось бы взаимоисключающих, звуковых ряда не диссонируют, а наоборот – создают особую мелодику стихотворения, позволяющую автору выразить мысль о гармонии происходящего в природе. Оба звуковых ряда смыкаются в стержневой строке стихотворения – «С добрым утром!».

В произведении очень много тропов: олицетворений (задремали звезды, улыбнулись березки, растрепали косы, крапива обрядилась, шепчет) ; эпитетов (звезды золотые, сонные березки, шелковые косы, серебряные росы, ярким перламутром, шепчет шаловливо) ; метафор (зеркало затона, сетку небосклона, горят росы, перламутром (жемчуг = капли росы)). Даже слово сережки воспринимается не в значении березовых семян, а как женское украшение, предмет бижутерии и таким образом включается в общий пласт слов с переносным значением. Тропы призваны создать красочность, пластичность картины, передать полноту «живой жизни» в природе. Все явления природы Есениным оживлены, очеловечены, одухотворены.

Полнота жизни в пробуждающейся природе выражена и с помощью стилистических фигур. В стихотворении есть инверсии (звезды золотые, брезжит свет и др.), отражающие необычность, новизну, свежесть происходящего. Много бессоюзных конструкций (Задремали… // Задрожало… // Брезжит…; Улыбнулись… // Растрепали… // Шелестят…). «Сквозным» приемом оказывается синтаксический параллелизм. На протяжении всего стихотворения главенствующее первое место занимает глагол, несущий мысль о движении как жизни (жизнь – форма существования материи).

Однотипно выстроена первая строфа: сказуемое (глагол) – подлежащее (существительное) – второстепенный член. Однотипна с точки зрения ее синтаксиса и вторая строфа. Правда, акценты здесь несколько смещаются. Если первое место в первой строфе было отведено глаголу-сказуемому, второе – существительному-подлежащему, а третье – определению, выраженному прилагательным или существительным, обстоятельству места или дополнению, то во второй строфе центральное место в трехчленной структуре стихотворных строк начинает занимать определение-прилагательное. Возможно, это связано с тем, что во второй строфе жизнь более проявлена, ясно обозначена. Природа проснулась, и каждое явление в ней, каждый предмет предстает в своем истинном облике, в своем своеобразии, отличительных признаках.

С точки зрения строения, самой «отличительной» является последняя строфа. Здесь всего один образ (одно подлежащее) – крапива. Но это самое «действенное» существо, самое «живое», поэтому оно сопровождается четырьмя словами, выражающими действие: глаголами обрядилась, шепчет , причастием заросшая , деепричастием качаясь . И даже наречие шаловливо содержит в себе действие (шалит). Наверное, благодаря своей «живости» (и живучести) крапива и получила право выразить ключевую мысль стихотворения, выраженную в его заглавии и в последней строке.

Строка «С добрым утром!» выбивается из общего ритмико-интонационного строя стихотворения. В отличие от других стихов, она написана не пятистопным хореем (кстати, самым «жизненным», оптимистичным метром), а двустопным. «Усечение» строки наполняет ее бо льшей энергетикой за счет того, что сила усеченных стоп передается оставшимся. Так, интонационно выделяя последний стих из ряда других, Есенин актуализирует его, придает ему особое звучание. И это неслучайно. Мысль о доброте как силе, благости жизни – ключевая и в этом стихотворении, и во всей поэтической системе автора. Она составляет зерно мироощущения и миропонимания Сергея Есенина.

Стихотворение имеет кольцевую композицию, цель которой – отразить целостность жизни, ее гармонию, ее «вечность». Гимн жизни, пропетый поэтом в стихотворении «С добрым утром!» – в произведении, написанном в самом начале XX века, был как предостережение от предощущаемых национальным гением трагических, кровавых событий наступившего столетия и как глубинная вера русского человека в «неуничтожимость жизненной материи»

«С добрым утром!» Сергей Есенин

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Стихотворение «С добрым утром» было написано Есениным в 1914 году, в самом начале его творческого пути, поэтому не отмечено ни душевным смятением, ни тоской. Поэту двадцатый год, он недавно приехал в столицу из деревни, и пока в его произведениях видна лишь красота природы, понятная ему почти так же, как Творцу, да ещё удаль молодости и некоторая сентиментальность.

«Певец родной деревни», «русской природы» — эти штампы основательно приклеились к Сергею Есенину ещё при его жизни. Никому ни до, ни после него не удавалось так передать не только красоту, но и тоскливое очарование села; заставить читателя почувствовать себя там — в описываемом лесу, на берегу озерца или рядом с избой.

«С добрым утром» — лирическое произведение, пейзажная лирика.

Тема: описание рассвета — спокойного и прекрасного природного явления, пробуждение природы под первыми лучами летнего солнышка.

Стихотворение насыщено изобразительно-выразительными средствами , в четырёх строфах уместилось столько красок, что раннее утро отчётливо видится читателю.

С самого начала завораживает аллитерация: «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» — семь слов начинаются с буквы «з», и вместе с сочетанием «зж» в середине слова эти строки явственно рождают ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. Первую строфу можно полностью отнести к вступлению — автор словно бросает лёгкие краски фона на холст. Если бы не название, читателю даже не было бы понятно, что речь идёт о рассвете, ни одно слово не указывает на время дня.

Во второй строфе — развитие сюжета , уже яснее проступает движение в природе. Это обозначают несколько глаголов: «улыбнулись», «растрепали», «шелестят», «горят». Однако почему происходят эти действия, снова нет прямого указания.

И третья строфа — явная кульминация и одновременный финал. «Заросшая крапива» описана выразительными, даже броскими словами: «обрядилась ярким перламутром», далее следует олицетворение «качаясь, шепчет шаловливо», и наконец — прямая речь, три слова, раскрывающие суть описываемого явления: «С добрым утром!» Несмотря на то, что эта же фраза вынесена в название, она всё равно остаётся до некоторой степени неожиданной. Это ощущение рождает сокращённая последняя строка — четыре ударных слога вместо десяти. После плавного ритмичного повествования они будто бы будят читателя, автор поставил последний энергичный мазок на холст: природа ожила, сонное настроение сию минуту развеется!

Стихотворение написано пятистопным ямбом , хотя при прочтении размер кажется сложным благодаря чередованию ударных и безударных стоп. Каждая строка начинается с безударной, затем разбег до середины из двух ударных, и снова пауза. Поэтому ритм стихотворения будто укачивает, убаюкивает, усиливая ощущение предрассветной тишины.

Перекрёстная рифма, наиболее часто встречающаяся у Есенина, как нельзя лучше подходит к описательному стихотворению — спокойное чередование в спокойном повествовании.

Столь щедрое использование фигур речи может быть уместным только в лирических описаниях, и так умело использовать их могли немногие поэты.

Эпитеты «золотые», «серебряные», «шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную, а олицетворения «звёзды задремали», «берёзки улыбнулись», «крапива шепчет» делают всё вокруг живым, ничуть не менее, чем человек. Благодаря этим штрихам природа предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной. Берёзки описаны словно подружки, деревенские девчонки, и «шаловливая» крапива тоже приветствует простыми и знакомыми словами.

Метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует замершую водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона», которую «румянит свет» — россыпь розовых перистых облачков на востоке.

После прочтения стихотворения остаётся чувство, будто автор не только нарисовал перед читателем совершенную картину, но и заставил его побывать там, проникнуться предрассветной тишиной и благодатным покоем. И название «С добрым утром!», повторённое в финале, призывает к добру и наполняет душу предвкушением радости. Это лучшее послевкусие, которое может оставить произведение.

Особое место в творчестве Сергея Есенина занимает образ русской березы , которая выступает в различных ипостасях. Однако чаще всего поэт приписывает ей черты юной хрупкой девушки. В стихотворении «С добрым утром!» именно березы являются одним из ключевых персонажей, «оживших» по воле автора. Под воздействием теплых солнечных лучей они «улыбнулись» и «растрепали шелковые косы». То есть, поэт умышленно формирует у читателей привлекательный женский образ, дополняя его «зелеными сережками» и каплями росы, сверкающими, словно бриллианты.

Обладая ярким поэтическим талантом, Сергей Есенин без особого труда совмещает в своих произведениях волшебство русской природы и вполне обыденные, повседневные вещи. К примеру, в стихотворении «С добрым утром!» на фоне ожившей заводи и девушки-березки автор описывает обычный деревенский плетень с зарослями крапивы. Однако даже это колючее растение, которое у Есенина также ассоциируется с барышней, поэт наделяет первозданной красотой, отмечая, что крапива «обрядилась ярким перламутром». И этот необыкновенный наряд словно бы преобразил жгучую красавицу, превратив ее из злобной и сварливой фурии и светскую кокетку, которая желает случайным прохожим доброго утра.

В итоге данное произведение, состоящее всего из трех коротких четверосиший, очень точно и полно воспроизводит картину пробуждения природы и создает удивительную атмосферу радости и умиротворения. Словно романтичный художник, Есенин наделяет каждую строчку богатством красок, которые способны передать не только цвет, но и запах, вкус, чувства. Автор умышленно оставил «за кадром» многие нюансы и не рассказал о том, каким будет предстоящий день, и что именно он принесет. Потому как подобное повествование наверняка разрушило бы тонкое очарование того мгновения, которое отделяет ночь ото дня и именуется утром. Но при всем этом стихотворение выглядит вполне полноценным произведением, логическим завершением которого является пожелание «С добрым утром!», адресованное всем тем, кто хотя бы раз в жизни встречал рассвет

Предмет: Литературное чтение.3 класс

Тема урока: Анализ лирического произведения

С. Есенин «С добрым утром!»

Форма урока: Изучение нового материала. Знакомство с анализом лирического стихотворения.

Цели и задачи:

    Познакомить учащихся с творчеством С.Есенина.

    Знакомство с анализом лирического произведения на примере стихотворения С.Есенина «С добрым утром!»

    Учить детей определять род литературы, жанр лирики.

    Развивать речь, логическое мышление, навыки выразительного чтения.

    Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе родного края.

    Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: Мультимедийный видеопроектор, ноутбук, экран; авторская презентация «С.Есенин»

Ожидаемые результаты: Создание положительной мотивации, направленной на эмоциональное и осознанное восприятие лирического произведения.

Этапы урока : I . Организационный момент

II . Сообщение темы и цели урока.

Сведения из биографии С.Есенина.

III

IV . Итог урока.

V . Домашнее задание.

Ход урока:

    Организационный момент.

Доброе утро! –

Солнцу и птицам,

Доброе утро вам –

Улыбчивым лицам.

    Сообщение темы и цели урока.

    Подготовительная работа.

1. Работа с таблицей. (Таблица у каждого ребёнка)

Дыхание

Дикция.

Скороговорка

2.Работа над логическим ударением.

Лучи солнышка осветили комнату.

Прочитай предложение тихо, громко, в пол- голоса, печально, радостно.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Учитель: - Ребята, сегодня на уроке нам выпала честь познакомиться с одним из произведений замечательного поэта - Сергея Есенина - волшебника русского пейзажа, удивительно чуткого к земным краскам, звукам и запахам.

Откуда это у него?

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Его мама была безграмотной женщиной. С малолетства Есенин воспитывался у деда по матери, знатока церковных книг. Читать Серёжа научился в 5 лет, а стихи стал писать в 9 лет. Он окончил 4-классное сельское училище, затем церковно-учительскую школу.

В 1912 году Есенин приехал в Москву. Там он работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок. Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году.

В 1915 г. поэт едет в Петроград. Знакомится с уже знакомым нам поэтом Александром Блоком.

- А. Блок сразу оценил талант поэта. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрел громкую славу.

В 1916 году вышел первый сборник его стихов “Радуница”, куда и вошло стихотворение “С добрым утром!”

У. –Что нового узнали о С. Есенине?

Ученик: С. Есенин в 1912 году приехал в г. Москву. Там он работал в типографии, вступил в литературно – музыкальный кружок. В 1915 году поэт переехал в Петроград. Познакомился с поэтом А. Блоком. А. Блок оценил талант поэта.

4.Работа над музыкальным произведением Эдварда Грига «Утро».

У. –Послушайте музыкальную композицию. Подумайте, какие картины можно нарисовать?

Ученик: Можно нарисовать рассвет. Ещё горят звёздочки, но ещё медленно понимается солнышко. Шелестят берёзки от лёгкого ветерка. На траве капельки росы переливаются ярким перламутром.

5.Работа над детскими иллюстрациями.

У. – Рассмотрите работы ребят. Какие из них можно отнести к теме «Утро»?

Ученики: Мне кажется, что рисунок Коли больше подходит к теме. т.к. он пытался передать восход солнышка, гладь озера, в котором отражаются его лучики, берёзки. Которые пробуждаются после долгого сна.

IV . Анализ стихотворения С Есенина «С добрым утром!»

1.Чтение учителем.

Учитель: -

Ученики: - С. Есенин очень красиво и загадочно описал раннее утро.

Учитель: Что вам особенно запомнилось?

Ученики: Запомнилось, что автор вселил души во всё неживое. Все герои рады утру, вселит что –то новое, неизведанное. И в тоже время чувствует небольшую грусть, печаль, что этот день закончится и уйдёт в лету.

2.Чтение детьми.

Учитель: - Прочитайте стихотворение про себя, найди непонятные слова. (Работа с Толковым словарём В. Даля)

Объяснение непонятных слов:

затон - заводь, залив, входящий в берег;

заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным движением (объяснил учитель, пользуясь “Словарем” Ожегова);

плетень - забор из лозы (дети объяснили сами);

перламутр (ом) - цвет белый с переливом желтого, голубого, розового (учитель показал на примере бус).

3. Чтение стихотворения «цепочкой» по строке.

У. –Какие картины можно представить? (Ученик читает строку и описывает картину, представленную им)

Ученик: «Задремали звёзды золотые.»

Ученик: Я представляю раннее весеннее утро, когда звёзды на небе ещё не скрылись.

Ученик: «Задрожало зеркало затона.»

Ученик: Чуть – чуть дует ветерок, от этого вода на реке слегка дрожит.

Ученик: «Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.»

Ученик: Солнышко только – только встаёт, его ещё не видно, а лучи уже озарили небо и отразились в воде.

Ученик: Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы.»

Ученики: На берегу стоят берёзки. От лёгкого ветерка шелестят их зелёные серёжки, молоденькая юная листва.

Ученики: «У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром.»

Ученик: Вот забор из лозы – плетень, возле которого растёт крапива. На листиках блестят капельки росы.

Ученики: И, качаясь, шепчет шаловливо:

« С добрым утром!»

Ученики: А ветерок качает и деревья, и траву. Кажется, что он разговаривает с ними.

Учитель: Прочитайте строки, которые нравятся вам больше всего. (Дети зачитывают понравившиеся фрагменты)

Учитель: Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Ученики: Стихотворение проникнуто тихой любовью к родной природе. Настроение у поэта было, наверное, грустное, печальное.

Учитель: Скорее светлой печали. Изменяется ли поэтическое настроение?

Ученик: Настроение не меняется.

Словарь настроений.

спокойное

грустное

мирное

мечтательное

лирическое

нежное

просветлённое

чудесное

изумительное

восхитительное

прелестное

лучезарное

странное

тревожное

Учитель: Прочитайте слова из словаря настроений. Какие слова описывают чувства поэта?

Ученик: грустное, т.к. поэт – житель деревни, а он переехал в город и может быть грустит о своём доме, о своём любимом уголке природы.

Ученик: мечтательное – когда- может быть у С. Есенина появится возможность вырваться хоть на минуточку туда, где прошло его детство, где жили его родные и близкие.

Ученик: нежное – лирический герой с нежностью, теплом и любовью описывает родную природу.

Ученик: просветлённое – вспоминая любимую родину, поэт описывает её, передавая светлую печаль.

У учащихся памятки:

    Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

    Все ли слова понятны?

    Каким настроением проникнуто?

    Какие чувства владели поэтом, когда он писал?

    Изменяется ли поэтическое настроение?

    О ком (или о чем) оно?

    Какие картины рисует поэт? Из каких образов, предметов они складываются?

    При помощи каких художественных средств?

    Какие краски, цвета, запахи, звуки, шумы использует поэт?

    Что хотел поэт показать нам этим стихотворением?

    Найдите основную мысль.

4. Работа над средствами художественной выразительности.

Учитель: - Ребята, а при помощи каких средств художественной выразительности автор описал нам этот уголок природы?

Средства художественной выразительности

    Эпитеты

    Метафоры

    Олицетворения

    Сравнения

    Повторы

    Аллитерация

    Гипербола

Учитель: - А для чего он это делает?

Ученик: для того, чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный или представленный им.

Задремали звезды

Задрожало зеркало затона

Улыбнулись сонные березки

Растрепали шелковые косы

крапива обрядилась ярким перламутром.

Учитель: - Олицетворение - одно из любимых средств художественной выразительности Есенина, потому что во всем, что окружало поэта, он видел жизнь: и в пшеничном колосе, и в русской березке…. А к каким еще приемам прибегает поэт?

Ученик: - Метафора .

звезды золотые ” (они не из золота, просто золотистого цвета и блестят), чтобы подчеркнуть сказочный блеск.

свет … румянит сетку небосклона” (когда солнышко восходит, то небо становится розоватым)

“… шелковые косы” (сравнение с шелком)

Горят серебряные росы” (росы блестят от лучей солнца).

Учитель: - Метафора - тоже любимый прием в поэзии Сергея Александровича. Краски и цвета, использованные поэтом, переносят нас в сказку. А какой прием помогает автору изобразить реальную красоту?

Ученик: - Эпитеты : “ заводи речные” , “зеленые сережки”, “заросшая крапива”, “с добрым утром”.

Учитель: - Прочитаем хором это стихотворение. Как будем читать?

Ученики: - Спокойно, размеренно, тихо.

5. Чтение вместе с учителем.

Учитель: - Кто услышал, какие звуки часто слышатся в произведении?

Ученик: - Мы слышим, как ветер шелестит листочками на деревьях и шуршит травой.

Ш елестят зеленые сере ж ки”

И, ка ч аясь , ш еп ч ет ш аловливо”.

Учитель: - Какие звуки чаще всего повторяются?

Ученики: - [ш], [ч], [л]. Учитель: Этот прием называется аллитерация. Аллитерация - это повторение в речи одинаковых согласных звуков.

V . Работа над выразительным чтением.

1.Вступительная беседа.

Учитель: - Так что же хотел поэт показать нам этим стихотворением?

Дети: - С. Есенин любит родной край, утро. Он хочет научить нас видеть в обычном необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину.

2.Чтение стихотворения в пол- голоса, расставляя паузы.

3.Чтение стихотворения вслух, расставляя логическое ударение.

4.Работа в парах. Чтение стихотворения друг другу.

5.Чтение стихотворения на оценку.

6.Чтение стихотворения под музыку Э. Грига «Утро».

Учитель: - Сергей Есенин воспевал в своем творчестве русскую природу. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу. Вы это почувствовали? Прочитайте его так, чтобы все полюбили этот уголок природы, свою Родину. Для того чтобы создать настроение приходящего утра, пусть фоном звучит музыка норвежского композитора Эдварда Грига «Утро».

Звучит музыка Э.Грига

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

V . Домашнее задание.

Учитель: - В ыучить наизусть стихотворение, нарисовать иллюстрации.

Прочитал:

1. Целым словом.

2. Соблюдал паузы.

3.Темп.

5.Без ошибок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: