Морские десантники. Морские десанты


Краснофлотцы Стрепетков и Руденко. Севастополь. Май 1942г.


Братишки




Моряки дают прикурить красноармейцу. Одесса 1941г.


Морская пехота в Ленинграде. 1941г.


Оборона Одессы


Морские пехотинцы 2-й отдельной бригады морпехоты Балтфлота. 31.08.1941г.


Скоро в бой


Морская пехота в порту Одессы, октябрь 1941г.


Командир 386-го батальона морпехоты ЧФ Герой Советского Союза Беляков зачитывает приказ


Посадка десанта на корабль. Северный флот


В поход


Советский бронекатер №92 с десантом морской пехоты на борту идет в боевой поход


Погрузка десанта морпехоты на малый речной бронекатер «БК-14»


Десант идет на заданье


Впереди неизвестность


Северный флот, 1942г.


Впереди


Бойцы 355-го отдельного батальона морпехоты Тихоокеанского флота перед высадкой в Сэйсине. 14.08.1945г.


Морская пехота Северного флота на катере МО-4


Снайпер, бурят Радна Аюшеев. 63-ая бригада морпехоты. 1944г.


Высадка десанта. 1944г.


Район Мурманска


Высадка морской пехоты. Район Керчи, ноябрь 1943г.


Морская пехота идет на штурм одного из островов Ладожского озера. 23.06.1944г.


Бойцы морпехоты лейтенанта Гулько высаживаются в тылу врага. Северный флот. 10.1942г.


Балтийский флот. Высадка десанта на остров, занятый врагом


Григорьевский десант

Анатолий ЖИГУЛИН
ОТВЛЕКАЮЩИЙ ДЕСАНТ

Отвлекающий десант -
Двадцать девять краснофлотцев.
Отвлекающий десант...
Скоро, скоро кровь прольется!

Отвлекающий десант
С хрупкой маленькой подлодки.
Наливает лейтенант
По сто грамм казенной водки...

И ясна, понятна цель,
Невозможное - возможно:
Взять поселок Коктебель
И держаться - сколько можно.

Налететь, напасть, отвлечь -
Без подмоги, в непогоду.
И навеки в землю лечь.
В эту землю, в эту воду.

Отвлекающий десант.
Есть такой в морском уставе.
Отвлекающий десант -
Верный путь к посмертной славе.

Болью полнится душа
На краю волны и суши;
Двадцать девять ППШ
Против сотни вражьих пушек!..

После всех побед и бед
Их припомнят и прославят.
Через тридцать долгих лет
Здесь им памятник поставят.

На воде растаял след...
Двадцать девять краснофлотцев!.
Через тридцать долгих лет
Лишь один сюда вернется.

Лишь один остался жив.
Плакал горькими слезами,
Две гвоздики положив
На холодный серый камень

История, рассказанная в этом стихотворении, имела место быть на самом деле. Конечно, ее нельзя сравнивать с крупными операциями Великой Отечественной, но все-же … Героизм и мужество тех, кто шел в такие практически обреченные десанты, заслуживает быть воспетым не только в стихах, но и в книгах и кинофильмах. Это было актуальным в прошлом, это особенно актуально и сейчас.
На их «Триста спартанцев» мы можем снять несколько десятков фильмов о нашей морской пехоте, о известных и малоизвестных их подвигах в тылу врага. Все это: их любовь к Родине, их отвага, их самопожертвование нельзя забывать…

Этим постом я решил напомнить не только о подвиге этих 29 морпехов, но о всей БРАТИШКАХ, павших и выживших в годы Великой Отечественной.

Это запись из вахтенного журнала подводной лодки «Д-5» (проект «Декабрист»).

29 декабря 1941 года в пятибальный шторм в Коктебельской бухте с борта подводной лодки Д-5 (проект "Декабрист") был высажен на резиновых лодках морской десант в составе разведывательного взвода краснофлотцев. Численность десанта - 29 человек. Это был так называемый отвлекающий десант, призванный отвлечь немцев от места высадки основного десанта - Феодосийского, который, в свою очередь, был частью знаменитой Керченско-Феодосийской десантной операции.

Ориентирами были мыс Хамелеон и дом Волошина - самое высокое здание на берегу.

В десант отбирали только добровольцев.

В ходе посадки в шлюпки один из моряков сорвался в воду. Его сразу отнесло водой в сторону. Можно лишь восхититься мужеству этого разведчика. Перед лицом смерти, моряк не издал ни звука. Не крикнул, не позвал на помощь. Ведь любой звук с моря очень хорошо слышен на берегу…

В молчании он встретил свою смерть…

Десант был обнаружен немцами у кромки прибоя и фактически сразу вступил в бой, который продолжался в общей сложности больше трёх часов. Выйти на берег удалось лишь половине десантников. Они разделились на две группы. Одна пробилась в посёлок, другая отошла по кромке прибоя к камышам - заболоченному участку на окраине посёлка.

Опасаясь, что это была лишь разведка и, ожидая подхода основных сил, немецкий гарнизон занял район обороны и приготовился к отражению десанта. В этот момент в феодосийской бухте загрохотали орудия крейсеров - началась феодосийская десантная операция. Десант свою задачу выполнил.

К исходу следующего дня Коктебель был освобождён. К этому моменту в живых оставалось десять человек. Это была группа засевшая в камышах. Несколько десантников было укрыто местными жителями. С подходом наших десантники влились в состав основных сил.

До конца войны дожили трое моряков этого героического десанта».

(от франц. descente - высадка, спуск), войска, специально подготовленные и высаженные (выброшенные) или предназначенные для высадки (выброски) на территорию противника для ведения боевых действий. По количеству привлекаемых войск, характеру выполняемых задач и глубине высадки (выброски) в армиях наиболее развитых стран Десант может быть стратегическим, оперативным, тактическим и специального назначения.
Стратегический десант (С.д.) может состоять из соединений и частей различных родов войск и специальных войск. Он применяется в стратегических операциях для захвата важных административно-политических центров и промышленно-экономических районов противника, дезорганизации его государственного и военного управления, овладения проливными зонами и островными территориями, содействия наступающим войскам фронтов (силам флота) в изоляции и быстрейшем разгроме крупных группировок противника. В ряде случаев стратегический десант может применяться для вторжения на территорию противника с целью открытия нового фронта вооруженной борьбы, а также для вывода из войны отдельных государств вражеской коалиции. Подготовка и высадка стратегического десанта планируется и проводится как воздушно-десантная операция или морская десантная операция. Для обеспечения высадки стратегического десанта могут привлекаться силы и средства всех видов вооруженных сил.
Оперативный десант (О. д.) обычно состоит из частей или соединений воздушно-десантных, пехотных (механизированных, моторизированных, мотострелковых) войск и морской пехоты. Применяется в операциях групп армий, во фронтовых и армейских операциях, в операциях флотов и флотилий. Основные задачи оперативного десанта : уничтожать оперативно-тактические ядерные средства и наиболее важные пункты управления противника и объекты его тыла; воспрещать подход оперативных резервов и срывать организованный ввод их в сражение; содействовать наступающим войскам в преодолении с ходу крупных водных преград, горных районов, зон радиоактивного заражения, заграждений и затоплений; захватывать и выводить из строя аэродромы и авиационные базы; содействовать наступающим войскам в окружении и уничтожении группировок войск противника; захватывать острова, проливные зоны, порты, военно-морские базы и участки морского побережья для дальнейшего развёртывания боевых действий. Подготовка и высадка оперативного десанта планируется и осуществляется так же, как и стратегический десант, а действия высаженных войск поддерживаются силами и средствами фронта (флота), группы армий.
Тактический десант (Т. д.) включает общевойсковые (мор. пехоты) подразделения и части в составе усиленной роты, батальона, полка. Он применяется соединениями, а иногда и объединениями сухопутных войск и военно-морского флота. В его задачи входят: захват и уничтожение важных объектов противника в его тактической и ближайшей оперативной глубине, в том числе ядерного оружия, пунктов управления и узлов связи; захват и уничтожение районов (рубежей) и объектов тактического значения (узлов дорог, мостов, переправ, гидротехнических сооружений, горных перевалов, проходов, дефиле и др.) с целью содействия наступающим войскам в быстром преодолении естественных преград, воспрещения манёвра войск противника и обеспечения высоких темпов наступления; уничтожение тыловых баз, складов, разрушение трубопроводов и др. Тактический десант может высаживаться с вертолётов (самолётов) или десантных средств флота на такую глубину, чтобы наступающие войска могли быстро (в течение нескольких часов) выйти к ним и развить успех их боевых действий.
Десант специального назначения (Д. с. н.) применяется командованием оперативных объединений для выполнения задач диверсионного и разведывательного характера в тактической или оперативной глубине противника. Такими задачами могут быть: разведка и уничтожение средств ядерного нападения противника; подрыв, поджог и затопление важных оборонительных объектов и сооружений в его тылу; захват новых образцов техники, вооружения и важных оперативных документов; распространение ложных слухов, создание паники в тылу врага и т.д. По составу десант специального назначения небольшой (отделение, взвод, рота). Для осуществления коротких стремительных налётов на тыловые и другие объекты противника в определённом районе может быть применено одновременно несколько десантов специального назначения. Для выброски (высадки) их могут использоваться вертолёты, транспортные самолёты, плавающие танки, подводные лодки, надводные корабли и другие средства десантирования. По составу войск (сил), средствам и способам переброски десант может быть воздушным, морским (речным, озёрным) и комбинированным.
Воздушный десант (В. д.) в зависимости от применяемых средств и способов высадки может быть парашютный, посадочный и парашютно-посадочный (комбинированный). Парашютный десант выбрасывается с военно-транспортных самолётов на парашютах. Такой способ можно применить в любое время года и суток, почти на любой местности. Для этого личный состав десанта проходит соответствующую подготовку. Посадочный десант перебрасывается на самолётах, вертолётах и планерах и высаживается на захваченные аэродромы и посадочные площадки. В него могут включаться общевойсковые подразделения и части, не имеющие специальной воздушно-десантной подготовки. Парашютно-посадочный (комбинированный) десант предусматривает выброску части личного состава и военной техники на парашютах и высадку другой части из самолётов, вертолётов и планеров. Воздушный десант выполняет свои задачи, как правило, во взаимодействии с соединениями и частями различных видов вооруженных сил и родов войск. Основу стратегического и оперативного воздушного десанта составляют соединения и части воздушно-десантных войск. В их состав могут включаться также пехотные (механизированные, мотопехотные, мотострелковые) соединения которые высаживаются в районы, захваченные предварительно воздушно-десантными частями. Тактические воздушные десанты выделяются преимущественно из состава общевойсковых соединений и частей. Для десантирования воздушного десанта применяются самолёты и вертолёты. Лёгкое вооружение, переносные радиостанции, боеприпасы и малогабаритные боевые грузы десантируются вместе с лнчным составом. Танки и другая военная техника обычно доставляются в тыл противника на транспортных самолётах с помощью воздушно-десантной техники.
Начало десантированию с воздуха было положено в годы 1-й мировой войны. Уже тогда в тыл противника перебрасывались на самолётах отдельные разведчики и диверсанты. После 1-й мировой войны в вооруженных силах главнейших государств Европы и США большое внимание уделялось вопросам высадки (выброски) войск и военной техники в тыл противника. В 1929 в Советском Союзе появились первые труды по теории боевого применения воздушного десанта, а в 1930 на манёврах войск Московского военного округа впервые был выброшен небольшой парашютный десант. Развитие авиационной и воздушно-десантной техники позволило в 30-х годах перейти к широкому развёртыванию воздушно-десантных войск. На манёврах Киевского военного округа 1935 впервые в мировой практике был выброшен десант в составе парашютного полка (1188 человек) и переброшены по воздуху два стрелковых полка с частью артиллерии и другой техники. На маневрах Белорусского военного округа 1936 был высажен десант численностью 5700 человек и выброшен парашютный десант в количестве 1800 чел.
Основные положения о воздушном десанте были изложены в Полевом уставе РККА 1936. К началу 2-й мировой войны в вооруженных силах Советского Союза, Германии, а затем Англии, США и других стран были отработаны основные способы высадки воздушного десанта. Все они, особенно комбинированные, широко использовались в ходе 2-й мировой войны. В Великой Отечественной войне 1941-45 воздушные десанты применялись в сражениях под Киевом, Одессой, на Керченском полуострове, в битве под Москвой. Наиболее крупный парашютный оперативный воздушный десант (свыше 10 тыс. чел.) был выброшен в начале 1942 в районах Вязьмы и Юхнова (см. Вяземская воздушно-десантная операция 1942) и в сентябре 1943 (около 10 000 человек) - севернее Канева (см. Днепровская воздушно-десантная операция 1943). Неоднократно применялись воздушные десанты и в войне с Японией (1945), в районах Чанчунь, Мукден (Шеньян), Дальний (Далянь) и др. Во 2-й мировой войне фашистская Германия использовала воздушные десанты при оккупации Голландии и Бельгии в 1940 (6680 чел.), при захвате острова Крит в 1941 (23,5 тыс. чел.). Командование союзников применяло воздушные десанты при высадке войск в Северной Африке в 1942 (1200 чел.), на о. Сицилия в 1943 (8830 чел.), при вторжении в Нормандию в 1944 (ок. 35 тыс. чел.), при форсирования реки Рейн в 1945 (св. 17 тыс. чел.) и др. США, кроме того, применяли воздушные десанты на Тихоокеанском ТВД. После 2-й мировой войны воздушные десанты использовались в локальных империалистических войнах: США - против КНДР (1950-53), Англией и Францией - против Египта (1956), кубинскими контрреволюционерами при высадке в район Плайя-Хирон (Куба, 1961), Израилем - против арабских государств (1967). В связи с возрастанием разрушительной мощи и дальнобойности средств поражения, увеличением размаха наступательных операций (боевых действий), появлением новых, более совершенных самолётов военно-транспортной авиации и вертолётов, а также других средств десантирования роль и значение воздушного десанта ещё больше возрастают. Способы их применения широко отрабатываются в армиях стран НАТО. Важное место при этом отводится использованию крупных оперативных (стратегических) воздушных десантов
Морской десант (М. д.) перевозится на десантных кораблях и транспортных судах. Высадка с относительно небольших десантных кораблей производится непосредственно на морском побережье, а с крупных кораблей и транспортных судов - с помощью десантно-высадочных средств, включая вертолеты, на которые войска и техника перегружаются с приходом десантных отрядов в район высадки.
В состав морского десанта выделяются соединения и части мотострелковых и танковых войск, части морской пехоты. Успех их высадки достигается надёжным подавлением противодесантной обороны противника, высоким темпом высадки и решительными действиями войск на морском побережье.
Применение морского десанта известно с древних времён, когда нередко на побережье противника высаживались целые армии, составлявшие основную группировку сил для достижения целей войны. Так, в период Пунических войн 3 - 2 вв. до н.э. на побережье Карфагена римляне высаживали крупные морские десанты дважды: в 256 до н.э. (40 тыс. чел.) и в 204 до н.э. (25 тыс. чел.). В войнах той эпохи победой или поражением морского десанта часто определялся исход войны. В эпоху феодализма и капитализма в связи с изменением характера войн, увеличением размаха военных действий на сухопутных ТВД морскому десанту стала отводиться вспомогательная роль. Состав участвующих в десанте войск зависел от характера задач и условий их выполнения. В ходе Северной войны 1700-21 русская армия и флот, например, неоднократно высаживали на побережье Швеции морские десанты, но каждый не превышал 5 тысяч человек.
В период появления парового флота численность морского десанта иногда, при особо благоприятных условиях, достигала 60-80 тыс. чел. (в Крымскую войну 1853-56 морской десант союзников, высаженный в районе Евпатории, составил 62 тысяч человек). В войнах периода империализма в связи с ростом торгового флота стали применяться морские десанты и большей численности. В двух англо-французских морских десантах в Дарданеллъской операции 1915-1916 участвовала 91 тысяча человек. Особенно широко применялись морские десанты в годы 2-й мировой и Великой Отечественной войн, в ходе которых было высажено более 700 морских десантов, в т.ч. 72 крупных (в 1-ю мировую войну - 5). Наиболее крупные морские десанты периода Великой Отечественной войны были высажены Советскими Вооруженными Силами в районах: Керчи и Феодосии 25 дек. 1941 (ок. 42 тысяч человек); Станички, Южной Озерейки 3-9 февраля 1943 (св. 17 тыс. чел.); Керчи, Эльтигсна 31 окт. - 11 дек. 1943 (части 56-й н 18-й армий Северо-Кавказского фронта). Самые значительные морские десанты союзников в войне против фашистской Германии: в Сицилию в июле 1943 (более 270 тыс. чел.), в Нормандию в июне 1944 (ок. 450 тыс. чел.); в войне против Японии: на о. Лусон в январе 1945 (275 тыс. чел.), на о. Окинава в апреле 1945 (452 тыс. чел.). После 2-й мировой войны морские десанты высаживались в ходе агрессивных войн империалистических государств против стран, боровшихся за свою национальную независимость. Ряд морских десантов был высажен ВМС США в период Корейской войны 1950-53, в т.ч. крупный десант (свыше 40 тыс. чел.) в Инчхон 15 сентября 1950. В ходе англо-франко-израильской агрессии против Египта морской десант был высажен в Порт-Саид 4 ноября. 1956 и т.д. Командование и штабы ВМС стран НАТО уделяют большое внимание отработке способов высадки морского десанта с применением новых десантно-транспортных средств и систематически проводят специальные десантные учения.
Литература: Кукушкин П.В. Батальон в морском десанте М., 1972, Лютов И.С.,Сагайдак П.Т. Мотострелковый батальон в тактическом воздушном десанте. М., 1969; Лисов И.И. Десантники. М., 1968; Михайлов А.Д Воздушные десанты М., 1962, Софронов Г.П. Воздушные десанты во второй мировой войне М, 1962, Белли В.А., Пензин К В. Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море 1939-1945 гг. М., 1967; Кампании войны на Тихом океане. М., 1956, Геивин Д. Воздушно-десантная война. Пер. с англ. M, 1957; Вильсон X. Морские операции в мировой войне 1914-1918 Пер. с англ M, 1935. В.А.Булатников, Е.Д. Гребиш, Н.Н. Фомин, M. M. Холодов.

ВЕДЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ДЕСАНТА НА БЕРЕГУ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕСАНТА В БОЮ ЗА ВЫСАДКУ

В В О

ПЕРЕХОД МОРЕМ

Командиры сил высадки и десанта совместно определяют: порядок действий десанта в различных ситуациях, которые могут возникнуть на переходе; порядок использова-

7.5. Переход морем

ния личного состава десанта при борьбе за живучесть кораблей; порядок проведения дезактивации и дегазации вооружения и техники, а также санитарной обработки личного состава при нахождении десанта на кораблях; способ пересадки личного состава и перегрузки техники и грузов с поврежденных кораблей на неповрежденные, а также замены подразделений десанта, потерявших боеспособность; организацию аварийно-спасательной службы подразделений десанта, совершающих переход морем на штатной плавающей технике.

Переход морем совершается рассредоточенно, с соблюдением всех мер маскировки. Маршруты движения кораблей выбираются так, чтобы до определенного времени противник не смог определить район и время высадки десанта. Широко применяются ложный маневр и перевозка ложных десантов, соблюдаются радиомолчание и светомаскировка. В некоторых случаях переход морем может совершаться методом последовательного перехода кораблей в промежуточные пункты, расположенные ближе к району высадки. При этом десант может находиться на кораблях или выходить для посадки (погрузки) в один из промежуточных пунктов. Во всех случаях построение походного порядка кораблей на переходе морем должно обеспечивать наибольшую безопасность их движения, свободу маневра, надежность управления, успешное отражение атак и ударов противника с моря и воздуха, быстрое перестроение в боевой порядок и высадку десанта в установленной последовательности (рис. 7.2).

На переходе морем организуются охранение и прикрытие десантных кораблей от атак и ударов подводных лодок, надводных кораблей и авиации противника. Для этого выделяются корабли охранения, используются огневые средства десантных кораблей и десанта.

Переход морем на штатной плавающей технике подразделения десанта осуществляют по кратчайшим маршрутам. Протяженность перехода зависит от ряда факторов: запаса хода машин, скорости машин на воде, условий перехода и состояния моря. Плавающие машины оборудуются светосигнальными устройствами и всплывающими буями. Перегрузка машин сверх установленных норм не допускается.

Переход морем подразделений на плавающей технике производится в походном порядке с организацией всех мер


180 ^ л - ^- Высадка морского десанта

обеспечения (рис. 7.3). Корабли (катера) навигационного лидирования встречают колонны плавающих машин на исходном рубеже, занимают место в голове их и лидируют заданным" курсом на установленной для плавающих машин



Рис. 7.2. Походный ордер кораблей с подразде 1 лением десанта на борту (вариант)

скорости. Корабли (катера) аварийно-спасательной службы замыкают колонны и следуют между ними. Коломны охраняются силами и средствами старшего начальника.

Оповещение о радиоактивном и химическом заражении осуществляется по корабельной сигнализации (по радио, голосом). Для защиты используются защитные свойства корабля, техники десанта, индивидуальные средства защиты. Для оказания необходимой помощи личному составу и проведения санитарной обработки и дезактивации на каждом корабле предусматриваются запасы воды и других средств.

7.6. Подразделения десанта в бою за высадку 181

Рис. 7.3. Походный порядок подразделения при

преодолении водного пространства на плавающей

технике (вариант)

Бой за высадку является решающим и самым ответственным этапом высадки морского десанта. Он представляет собой разновидность наступательного боя и имеет ряд


особенностей: сближение с противником осуществляется на кораблях; развертывание подразделений в боевой порядок, как правило, происходит непосредственно перед передним краем обороны противника; огневые средства десанта вводятся в бой по мере выгрузки их на берег; существенное влияние на высадку оказывают состояние погоды, моря, приливо-отливные явления и другие гидрометеорологические условия.

Бой за высадку, как правило, включает: развертывание сил высадки из походного порядка в боевой; огневую подготовку; высадку передовых подразделений и проделывание проходов в противодесантных заграждениях в воде и на берегу; высадку первого эшелона, резервов и захват ими пункта высадки; огневую поддержку действий подразделений десанта на берегу; высадку остальных сил и средств десанта.

По приказу командира сил высадки десантный отряд с подразделениями десанта перестраивается из походного в боевой порядок для высадки, корабли огневой поддержки занимают назначенные районы для открытия огня. Перестроение из походного порядка в боевой заканчивается с выходом первой волны десантных кораблей к исходной линии, обозначаемой обычно хорошо видимыми знаками и буями.

Огневая подготовка, как правило, проводится непосредственно перед высадкой. В ней участвует максимальное количество корабельной артиллерии и авиации, выделенных для обеспечения высадки десанта, а также огневые средства десанта, заранее подготовленные для ведения огня с десантных кораблей. Продолжительность огневой подготовки определяется необходимой степенью подавления противодесантной обороны противника и зависит от количества привлекаемых средств и их огневых возможностей, скорости десантно-высадочных средств и плавающей техники (при высадке на плав). Заканчивается огневая подготовка с подходом подразделений десанта на безопасное от разрывов снарядов своей артиллерии расстояние.

В ходе огневой подготовки в первую очередь уничтожаются огневые средства противника, которые могут оказать противодействие подходу десантно-высадочных средств к пункту высадки, высадке воздушного десанта и передовых подразделений морского десанта, действиям групп разграждения по проделыванию проходов в заграждениях. Ракет-

7.6. Подразделения десанта в бою за высадку 183

ные части, средства применения оружия массового поражения и батареи береговой артиллерии противника подавляются до выхода сил высадки в зону их огня, а в последующем - по мере их обнаружения. При планировании и проведении огневой подготовки предусматривается подавление всех объектов, которые могут оказать противодействие высадке десанта.

Если в период огневой подготовки по противодесантной обороне противника наносятся ядерные удары, то удаление десантно-высадочных средств (плавающей техники) от района взрыва должно предусматриваться в пределах радиуса безопасности для личного состава. Такое минимально допускаемое безопасное расстояние обеспечивает минимальный разрыв по времени между поражением объектов противника и началом высадки десанта.

Количество проделываемых проходов на пункте высадки зависит от построения боевого порядка батальона, количества десантных кораблей, одновременно подходящих к берегу, и обычно составляет 1-2 прохода на роту и 3-6 на батальон. Проходы в основном проделываются взрывным способом с помощью плавучих, удлиненных и шнуровых зарядов. Ширина прохода должна быть не менее ширины проводимых кораблей, увеличенной на два безопасных радиуса от взрыва морских мин вероятного противника. Проходы в воде обозначаются гидрографической группой, высаживаемой вместе с группой разграждения. Проверку, а иногда и проделывание проходов проводят группы разграждения. Для обозначения назначенных проходов в воде применяются хорошо видимые буи и вехи, окрашенные в разные цвета. Проходы на берегу обозначаются специальными указками.

Группы разграждения, гидрографические группы и подразделения для их прикрытия высаживаются обычно с быстроходных десантно-высадочных средств или вертолетов и являются передовыми подразделениями десанта.

Боевой порядок батальона (рис. 7.4) состоит из боевых порядков рот со средствами усиления, резерва (иногда и второго эшелона) и огневых средств, находящихся в непосредственном подчинении командира батальона. Боевой порядок роты состоит из боевых порядков взводов. В зависимости от обстановки и условий высадки взводы в роте могут действовать в линию, уступом вправо или влево, углом назад или вперед. Огневые средства, находящиеся в


Б. Подразделений десанта в бою за высадку 185

подчинении командира роты, располагаются за боевыми порядками взводов, в промежутках между ними или на флангах. Для высадки батальона в порт или овладения укрепленным пунктом (объектом) на побережье могут создаваться штурмовые группы из рот.

Высадка батальона проводится одним или двумя эшелонами, а роты, как правило, одним эшелоном.

Подразделения высаживаются в последовательности, которая позволяет командиру вводить в бой на берегу подчиненные подразделения в соответствии с принятым решением.

При подходе десантных кораблей к району высадки подразделения десанта приводятся в готовность к высадке, раскрепляется техника, личный состав занимает свои места в танках, бронетранспортерах и других машинах, проверяется готовность оружия к стрельбе и техники к движению; двигатели машин при необходимости опробуются и прогреваются. При значительном волнении моря техника раскрепляется непосредственно перед выходом на берег или на плав. При высадке десанта без техники личный состав находится в готовности к высадке.

Десантные корабли после развертывания в боевой порядок под прикрытием огня кораблей и авиации, расчлененные по фронту и эшелонированные в глубину, следуют к пункту высадки.

Для затруднения противнику наблюдения за подходом десанта к пункту высадки и ведения прицельного огня в ряде случаев могут ставиться дымовые завесы специально выделенными для этого кораблями (катерами). Дымовые завесы не должны затруднять ориентирование и подход к берегу десантных кораблей, ведение огня кораблями, нанесение ударов авиацией и выход плавающей техники на берег (при спуске ее на воду).

Командир десанта уточняет обстановку, обобщает данные о противнике, оценивает результаты огневой подготовки, уточняет свое решение на высадку и при изменении ранее принятого решения согласует его с командиром сил высадки; ставит (уточняет) задачи подчиненным командирам подразделений; вместе с командиром сил высадки уточняет дополнительные задачи кораблям огневой поддержки. Командиры подразделений десанта ведут наблюдение за противником, изучают местность в направлении


1"86 _________Гл. 7. Высадка Морского десанта

высадки, уточняют результаты огневой подготовки и единые ориентиры на местности.

Высадка десанта начинается по* сигналу командира сил высадки.

В тех случаях, когда десантно-высадочные средства не могут вплотную подойти к берегу (при глубине места высадки не более 1 м), подразделения высаживаются на берег на плавающей технике или непосредственно в воду. Неплавающая техника выгружается в воду в том случае, если глубина места выгрузки и грунт дна позволяют ей двигаться к берегу своим ходом.

С подходом десантных кораблей к берегу (исходной линии спуска плавающей техники на плав, месту выгрузки неплавающей техники в воду) по команде командира корабля открываются ворота и опускается аппарель. Высадка десанта начинается немедленно после остановки корабля и опускания аппарели. Высадка десанта без техники может также проводиться с борта корабля с помощью различных приспособлений, а иногда и непосредственно в воду.

При наличии противодесантных заграждений в воде и на берегу в последних проделываются проходы. Для обеспечения пропуска подразделений десанта по проделанным проходам в воде и на берегу организуется комендантская служба, которую осуществляют инженерно-десантные (инженерные, саперные) подразделения.

При сильном противодействии противника подходу десантных кораблей к берегу или неблагоприятных навигационных условиях может быть нецелесообразна или вообще исключена возможность высадки десанта непосредственно на берег. В этом случае обычно первый эшелон десанта высаживается на плавающих машинах. Для спуска плавающей техники на плав назначается линия спуска, удаление которой от берега зависит от состояния моря, системы огня противника, характера и глубины противодесантных заграждений в воде, мореходных качеств плавающей техники и условий видимости. Обычно это расстояние подразделения на плавающей технике должны преодолевать во время огневой подготовки. Для достижения высоких темпов высадки во всех случаях необходимо приближать исходную линию спуска плавающей техники на плав к берегу. Иногда для обеспечения внезапности и скрытности высадка может назначаться за пределами видимости десантных кораблей

7.6. Подразделения десанта в бою за высадку 187

радиолокационными станциями подразделений, обороняющих побережье.

Высадившиеся на берег подразделения первого эшелона с ходу развертываются в боевой порядок и стремительно атакуют обороняющегося противника. С подходом подразделений на безопасное от разрывов снарядов своей артиллерии расстояние огонь переносится в глубину и начинается огневая поддержка десанта, в которой участвуют корабли, авиация и артиллерия десанта по мере выгрузки ее на берег. В боевых порядках подразделений батальона могут находиться корректировочные посты корабельной артиллерии. Артиллерия батальона (штатная и приданная) с высадкой на берег немедленно открывает огонь отдельными орудиями (установками). В последующем управление огнем централизуется в масштабе батареи (взводов). Зенитные средства с выходом на берег прикрывают боевые порядки подразделений первого эшелона, командно-наблюдательный пункт и высадку (выгрузку) оставшихся на кораблях сил и средств десанта.

Командир и штаб высаживаются на берег вместе с основными силами и развертывают свой командно-наблюдательный пункт; уточняют обстановку и усиливают разведку; если необходимо, уточняют задачи высадившимся подразделениям и порядок высадки остальных сил и средств. С высадкой на берег командир десанта выходит из подчинения командира сил высадки, но продолжает поддерживать с ним тесную связь и взаимодействие. Командир сил высадки продолжает высадку (выгрузку) оставшихся на кораблях подразделений десанта и его материальных средств, поддерживает огнем бой десанта на берегу.

В ходе высадки не допускается скопления техники в пункте высадки, особое внимание уделяется быстрой выгрузке танков, артиллерии и своевременному вводу их в бой.

Задача подразделений десанта после высадки на берег- расширение захваченного участка и развитие успеха в глубину. Командир десанта и командиры всех подразделений должны сосредоточить все силы для разгрома противника, обороняющего наиболее важные объекты и опорные пункты, от овладения которыми зависят успех высадки и выполнение последующей задачи десантом, а также принять меры, исключающие контратаки противника во фланг и тыл высадившимся подразделениям.


Гл. 7. Высадка морского десанта

При высадке одновременно морского и воздушного тактических десантов для овладения пунктом высадки особое внимание уделяется согласованности действий их с силами высадки в фактически складывающейся обстановке. Если воздушный десант высаживается для обеспечения высадки морского десанта, его подразделения уничтожают противника в пункте высадки, овладевают прибрежной полосой и господствующими высотами, не допускают подхода резервов противника, проделывают проходы в противодесантных заграждениях и решают другие задачи в интересах успешной высадки морского десанта. С высадкой на берег всех сил и средств десанта и овладением ими рубежом, обеспечивающим успешные последующие действия, бой за высадку заканчивается.

После боя^за высадку характер последующих действий подразделений определяется боевой задачей, действиями противника в районе высадки и в направлении наступления десанта, темпом продвижения подразделений, наступающих вдоль морского побережья, и временем, в течение которого десанту предстоит самостоятельно вести боевые действия (рис. 7.5).

Часть сил высадки выделяется для огневого сопровождения боевых действий десанта, эвакуации раненых и больных, подвоза материальных средств и прикрытия его от ударов противника с моря. Боевые действия десанта поддерживаются авиацией и огнем подразделений, наступающих вдоль побережья, в пределах досягаемости.

При нанесении удара во фланг и тыл противнику с целью содействия наступающим вдоль морского побережья подразделениям основные усилия десанта сосредоточиваются на развитии наступления в глубину противодесантной обороны и выходе на рубеж (в район), обеспечивающий благоприятные условия для развертывания десанта в боевой порядок и атаки. Решительная атака во фланг и тыл противнику способствует успешному наступлению подразделений вдоль побережья. Для своевременного и организованного выхода на рубеж атаки (в заданный район) подразделения десанта используют проме-

7.7. Ведение боевых действий десантом на берегу 189

Рис. 7.5. Ведение боя батальоном на берегу после овладения пунктом высадки (вариант)


Гл. 7. Высадка морского десанта

жутки и.бреши в обороне противника, обходят, а при невозможности обойти уничтожают или блокируют уцелевшие опорные пункты, решительно продвигаясь вперед.

При выполнении задачи по овладению важным рубежом (объектом) и удержанию его до подхода подразделений, наступающих вдоль побережья или выходящих к морю, действия морского десанта должны быть направлены на стремительное выдвижение к указанному рубежу (объекту) и овладение им. Захваченный рубеж (объект) может удерживаться как до подхода подразделений, наступающих вдоль морского побережья или выходящих к морю, так и до определенного времени, когда будет достигнута цель высадки морского десанта.

Оборона рубежа (объекта) строится по принципу удержания отдельных опорных пунктов, связанных между собой единой системой огня, особенно противотанкового. Опорные пункты готовятся к круговой обороне. Для создания устойчивой обороны в первую очередь используются естественные препятствия и инженерные заграждения.

При ведении боевых действий в тылу противника морской десант должен быть готов к отражению сильных контратак пехоты и танков, к встречному бою с выдвигающимися резервами противника. Для отражения контратак основные огневые средства, в первую очередь противотанковые, развертываются на выгодном рубеже и уничтожают контратакующего противника. Одновременно принимаются меры для развития наступления с целью выполнения поставленной задачи. Во встречном бою морской десант должен стремиться частью сил сковать противника с фронта, а главными силами нанести ему удар во фланг и тыл.

Независимо от выполняемой задачи, характера действий противника и условий местности командиры подразделений десанта должны вести разведку, организовать противовоздушную оборону, защиту от оружия массового поражения, а также обеспечение флангов и тыла.

Огневое сопровождение десанта продолжается до предельных дальностей действительного огня корабельной артиллерии, до соединения десанта с подразделениями, наступающими вдоль побережья (выходящими к морю), или до выполнения десантом поставленной задачи на берегу.

7.8. бысадка морского десанта в особых условиях iQl;

Высадка десанта в шхерных, северных и пустынных районах, а также на скалистые берега и в зимнее время является высадкой в особых условиях.

Шхерным районом считается часть прибрежного водного пространства с сильноизрезанной береговой чертой и многочисленными островами различной величины. Для шхерных районов характерны разветвленная сеть продольных и поперечных фарватеров, а также различные навигационные опасности.

Успех высадки морского десанта в шхерном районе достигается быстрым захватом островов, господствующих над узлами фарватеров, своевременным сосредоточением усилий на главном направлении, смелым маневром силами и средствами на направлении обозначавшегося успеха, а также инициативными и дерзкими действиями подразделений десанта и командиров десантных кораблей (катеров).

Высадка морского десанта в шхерном районе отличается рядом особенностей. Для высадки используются, как правило, десантные корабли и катера, имеющие малую осадку. Пункт посадки выбирается ближе к пункту высадки. Пункты высадки в большинстве случаев имеют малые размеры, что определяет необходимость высадки на них в ряде случаев мелких подразделений, способных самостоятельно решать боевые задачи. Высадка десанта расчленяется на ряд боев по овладению отдельными островами и опушками шхер.

Наступление с острова на остров представляет собой форсирование водных преград с ходу. Для форсирования применяются в первую очередь плавающие танки и бронетранспортеры. При этом каждый из захваченных островов используется как опорный пункт для овладения последующим. Если занятие какого-либо острова требует значительных сил и времени, то он, как правило, блокируется огнем с соседних островов и корабельной артиллерии, ударами авиации.

При высадке морского десанта в северных районах следует учитывать: отсутствие развитой дорожной еети; трудность выполнения инженерных работ; сложные метеорологические условия и полярную ночь (день); низкую


Гл. 7. Ёысадка морского десанта

температуру морской воды. На боевые действия подразделений десанта в северных районах оказывают также влияние гористая и болотистая тундровая местность с большим количеством валунов, а в зимних условиях, кроме того, глубокий снежный покров и низкая температура окружающего воздуха.

Выполнение боевых задач морским десантом в пустынной местности затрудняется сложностью маскировки и ориентирования, резкими колебаниями температуры, сильными ветрами, отсутствием воды. При выполнении задач, особенно после овладения пунктом высадки, командиры подразделений должны, как правило, указывать подразделениям азимуты наступления, обеспечивать их необходимым запасом воды и устанавливать контроль за ее расходом. Пески требуют применения техники более повышенной проходимости и принятия дополнительных мер для обеспечения выхода техники на берег. Сложность проведения мероприятий по маскировке обязывает командиров уделять больше внимания противовоздушной обороне.

Высадка морского десанта на побережье, имеющее крутые или скалистые берега, обычно проводится мелкими подразделениями. Основными задачами высаженных подразделений являются: ведение разведки, действия в качестве обходящих подразделений для удара во фланг и тыл обороняющемуся на побережье противнику и др. Подразделения, высаживаемые на скальные участки побережья, должны уметь преодолевать скалы с помощью альпинистского снаряжения, а также специальных приспособлений и устройств. "- ,.

При подготовке высадки морских десантов зимой необходимо предусматривать оборудование утепленных укрытий для личного состава в районе ожидания и пунктах посадки, подготовку оружия и боевой техники в условиях эксплуатации при низких температурах и дополнительные мероприятия для повышения проходимости машин. Командиры подразделений не должны допускать случаев обморожения личного состава. При глубоком снежном покрове используются обходящие подразделения на лыжах, а также буксировка лыжников за машинами высокой проходимости. Необходимо учитывать возможность действий подразделений десанта в условиях снежных зарядов и пурги.

7.9. Обратная посадка подразделений десанта 193

Десант, будучи высажен на побережье, может: а) занять прибрежный район, создав здесь базу для дальнейшего движения в глубь страны; б) своим движением в тыл и фланг нашей армии поставить ее в трудное положение; в) занять базы флота, чем совершенно прекращается боевая деятельность последнего; г) десант, даже небольшой, способен довершить разрушение прибрежных сооружений, что, в полной мере, может быть недоступно только одному флоту.

В нашей обстановке, в предвидении возможности воины с противниками, с которыми мы не имеем сухопутной границы и разделены морем, десант является для них способом перенесения войны на нашу территорию. Пока противник действует только одним флотом, нам угрожает блокада и разрушение отдельных пунктов побережья. Но когда при этом он имеет задачей высадить десант - в опасности находятся не только прибрежные, но отдаленные от моря районы, куда его высаженная десантная армия может проникнуть.

Не говоря уже о крупных десантных операциях, сопряженных с высадкой целых армий, отдельные десантные отряды, действующие в прибрежной полосе под МОЩНЫМ прикрытием флота, имея от него поддержку, в виде огня судовых орудий, и обеспеченный на моретыл могут представить собой серьезную угрозу.

Они довершат и закрепят операции, предпринимаемые флотом против берега занятием прибрежных районов или уничтожением всех сооружений, представляющих для обороняющегося побережья ту или другую ценность. Действия флота совместно с сухопутными войсками в случае, если фланг армии упирается в море, сообщают операциям последней большую устойчивость: своим могущественным артиллерийским огнем, покрывающим прибрежную полосу на 20 - 25 километров, флот может обеспечить прибрежным группам войск крупное преимущество перед неприятелем, облегчая их наступление и сдерживая противника.

Однако, возможность действий флота с сухопутными войсками, а прежде всего возможность высадки крупных десантов - в полном мере зависит от того, в какой степени обеспечено обладание морем. Выполнение больших десантных операций требует безусловного обладании морем, н про тивном случае, десант может быть поражен силами слабейшего, но сохранившего за собой свободу действий флота обороняющегося.

Всем вышеуказанным операциям, напрапленным против берегов, должна противостоять организованная оборона последних. Противник наступает. Ему, в широком смысле этого слова, принадлежит инициатива действий. Он волен избирать любые условия для выполнения своих операций. Он озаботится провести свои операции в выгодной для себя и невыгодной для обороняющего побережье обстановке, право выбора ее предоставлено ему.

Сказанное является трудным заданием для обороны, которая должна быть построена в расчете на действия именно в неблагоприятной для себя обстановке. Это - одна из основных предпосылок, с которой надо подходить к рассмотрению операции обороны побережья.

Все действия противника должны быть предусмотрены обороняющим, и каждое из них должно встретить сопротивление со стороны последнего. Обороняющий должен обладать силами, вполне гибко организованными, чтобы быть в состоянии бросить их туда, куда потребуют обстоятельства момента.

Его действия могут проходить с запозданием уже по причине того, что инициатива операции у противника, и пройдет некоторое время, прежде чем направление н смысл этих действий для него выяснятся. Но он должен наверстать недостаток инициативы гибкостью сил, участвующих в обороне, гибкостью организации их и управления ими.

Последнее может быть достигнуто только в том случае, когда непосредственное командование силами объединено па месте, когда обороняющийся противопоставляет сопротивление, выполняемое по обдуманному и руководимому единой волей плану, а не ряд разрозненных усилий.

В царской России армия, флот и береговые крепости не были связаны тем единством, какое требуется для их успешной совместной деятельности. Каждое из них направлялось ведомственными планами и идеями того министерства, к которому они принадлежали, при отсутствии общего направления в подготовке, организации и боевом использовании.

Поэтому прибрежные операции, а прежде всего оборона берегов, являлись наиболее слабыми местами стратегии царской армии. Требуя полного и исключительного единства, они проводились в порядке междуведомственного компромисса.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1986, стр. 22-32

Морские десанты в локальных войнах

Капитан 1 ранга А. В. УСИКОВ ,

кандидат исторических наук, доцент

ИСТОРИЧЕСКИЙ опыт показывает, что многие локальные войны, развязанные империалистами после второй мировой войны, начинались с высадки морских десантов на побережье независимых государств. Примерами этого являются англо-франко-израильская агрессия против Египта в октябре 1956 года, вторжение контрреволюционеров на Кубу в апреле 1961 года, американских войск в Доминиканскую Республику в апреле 1965 года, захват англичанами Фолклендских (Мальвинских) островов в апреле-июне 1982 года и др. Высадка большинства морских десантов, по мнению зарубежных военных специалистов, осуществлялась в соответствии с современными взглядами на проведение десантной операции, но, как правило, при отсутствии противодействия на переходе десанта морем.

Анализ накопленного опыта высадки морских десантов в локальных войнах на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, Южном и Восточном Средиземноморье, в районе Карибского бассейна и в Южной Атлантике позволяет вскрыть особенности и характерные черты, а также некоторые тенденции развития этого вида боевых действий. Цели и задачи морских десантов, их состав, организация и интенсивность использования в локальных войнах были различными и определялись политическими целями войны (конфликта), военно-географическими условиями театра, характером вооруженной борьбы на суше, соотношением сил сторон и сложившейся обстановкой. Проведением десантных операций агрессор нередко стремился достичь не только военных, но и крупных военно-политических целей: свержения правительств независимых государств (Суэцкая десантная операция, вооруженное вторжение на Кубу и Гренаду), восстановления колониального статуса (Фолклендская десантная операция) и др.

Перед десантами ставились такие задачи, как нанесение ударов во фланг или тыл группировкам войск другой стороны; захват военно-морских баз, приморских городов, районов побережья или узлов прибрежных коммуникаций и островных территорий.

В локальных войнах в зависимости от целей и состава участвующих сил производилась высадка оперативных, тактических и разведывательно-диверсионных десантов. Как правило, в ходе морских десантных операций выбрасывались и разведывательно-диверсионные группы, а также осуществлялась высадка демонстративных десантов с задачей содействия главным силам. Для успешного ведения десантных действий, как и в годы второй мировой войны, обязательным считалось выполнение следующих условий: изоляция района боевых действий, создание превосходства сил на море и в воздухе, максимальное ослабление противодесантной обороны побережья до начала высадки десантов, достижение скрытности подготовки и внезапности нападения. Кроме того, в этот период в подготовке и ведении морских десантных операций имели место и существенные особенности, которые предопределялись прежде всего возросшими боевыми возможностями современных десантов, сил флота и авиации.

Главными силами в морских десантах являлись сухопутные войска и морская пехота. Количество войск, выделяемых в их состав, зависело от характера противодесантной обороны противника и поставленных задач. В оперативных десантах оно колебалось от 2-4 бригад с частями усиления (высадка англо-французских войск в Египет и английских - на Восточный Фолкленд) до армейского корпуса (Инчхонская десантная операция) общей численностью до 70 тыс. человек. Их боевые действия обеспечивали крупные силы флота и авиации: до 250 боевых кораблей и судов и до 500 боевых самолетов.

В тактических десантах численность войск колебалась в еще более широком диапазоне. Так, для вторжения на Кубу привлекалась бригада «2506» в составе шести батальонов (четырех пехотных, одного моторизованного и одного воздушно-десантного) с частями усиления (танковая рота, бронеотряд и батальон тяжелого оружия). Их переброска осуществлялась на б транспортах, а высадка прикрывалась двумя эсминцами. В авиационной подготовке участвовало 12 самолетов, из них 9 бомбардировщиков В-26.

В ходе проводившихся вооруженными силами США поисково-карательных операций против патриотических сил Южного Вьетнама в состав тактических десантов, как правило, выделялось не свыше усиленного полка морской пехоты - полковая десантная группа и до 15-18 десантных кораблей. А в период агрессии Израиля в Ливане в июне 1982 года в тылу палестинских войск и национально-патриотических сил Ливана в районах городов Сур, Сайда и Дамур были высажены десанты в составе нескольких батальонов с привлечением значительного количества кораблей.

Независимо от состояния противодесантной обороны нападающая сторона всегда стремилась к созданию и поддержанию в районе высадки подавляющего превосходства над противником в силах и средствах. В Инчхонской десантной операции в Корее интервенты имели, например, более чем 20-кратное преимущество в численности войск и абсолютное - по авиации и кораблям, в Суэцкой - англо-францу-зы превосходили египтян более чем в 5 раз, а в Фолклендской - группировка сил английского флота имела восьмикратное превосходство над противодействующими ей силами ВМС Аргентины.

Наиболее подготовленной для высадки и действий в передовых эшелонах десантов или в качестве штурмовых групп показала себя морская пехота. В тактических десантах она зачастую решала задачи самостоятельно или с приданными частями усиления. В ходе локальных войн агрессор, как правило, стремился значительно увеличить состав морской пехоты. Так, командование ВМС США во время войны в Корее подняло численность этого рода сил с 75 тыс. до 249 тыс., а во Вьетнаме - со 190 тыс. до 304,5 тыс. человек.

Основными тактическими подразделениями в вооруженных силах США и НАТО стали батальонные десантные группы, состоящие из батальона морской пехоты и подразделений усиления и обслуживания общей численностью до 2500 человек. Для транспортировки и высадки такой группы привлекался десантный вертолетоносец или войсковой транспорт и транспорт-док. При погрузке на корабли и суда обычно сохранялась тактическая целостность подразделений, что обеспечивало их высокую готовность к немедленным действиям при высадке на побережье. Батальонная десантная группа стала основной типовой тактической единицей при планировании и выполнении всех расчетов в ходе подготовки морских десантных операций.

Районы высадки выбирались как на оборудованном побережье (непосредственно в порты - высадка американской дивизии морской пехоты в Инчхон 15 сентября 1950 года, английских бригады морской пехоты и парашютной бригады в Порт-Саид и французских механизированной дивизии и танкового полка в Порт-Фуад в ноябре 1956 года), так и в необорудованных районах, а в ряде случаев на труднодоступных с моря участках побережья, где отсутствовала или была слабо подготовлена противодесантная оборона (высадка английских войск в бухте Сан-Карлос острова Восточный Фолкленд 21 мая 1982 года).

Способы десантирования в основном зависели от природных условий, конкретной оперативной обстановки, наличия и возможностей десантно-транспортных и десантно-высадочных средств. Высадка проводилась различными способами: «берег - берег» - без перегрузки войск с десантно-транспортных судов на высадочные средства; «корабль - берег» - с их перегрузкой и «комбинированным».

В морских десантных операциях широко применялись воздушные десанты. Для их высадки стали привлекаться вертолеты. Начало этому было положено в ходе боевых действий американских войск в Корее. 20 сентября 1951 года усиленная рота морской пехоты США (228 солдат с вооружением и 8 т груза) за 4 часа на 21 вертолете была высажена в нейтральную зону юго-западнее Косона. В дальнейшем вертолетные десанты стали составной частью морских десантов. В период англо-франко-израильской агрессии против Египта в ноябре 1956 года во втором эшелоне морского десанта с двух авианосцев, маневрировавших в 100 км от берега, на корабельных вертолетах в район Порт-Саида был высажен английский батальон морской пехоты в составе более 400 человек с вооружением. Это новое явление в практике морских десантов* послужило толчком к совершенствованию способов высадки десанта и строительству специальных кораблей (десантных вертолетоносцев типа «Иводзима» и универсальных десантных кораблей типа «Таррава»). Вертолетные десанты нашли широкое применение в последующих локальных войнах.

На основе массированного использования вертолетов в войне во Вьетнаме были выработаны особые способы десантных действий - «вертикальный охват» и «орлиный полет». Суть первого заключалась в высадке десанта с вертолетов, взлетавших с кораблей-вертолетоносцев и кораблей-доков, за которой следовал захват плацдарма. Второй имел место тогда, когда подразделения десанта после овладения плацдармом перебрасывались на транспортных вертолетах в глубину обороны для захвата новых рубежей. В обоих случаях боевые действия десантов поддерживались огневыми ударами вертолетов и самолетов морской пехоты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП). Для доставки десанта стал применяться новый тип корабля - десантно-вертолетный корабль-док.

Комбинированная высадка морского и воздушного десантов обеспечивала штурм побережья с моря и с воздуха. Такое использование сил и средств придавало десантной операции ярко выраженный воздушно-морской характер, что широко проявилось при высадке десантов в период войны во Вьетнаме и англо-аргентинского конфликта. Авиация, особенно вертолеты, при этом решала довольно сложные задачи: погрузка сил десанта на корабли и суда в пунктах погрузки; противолодочная оборона (ПЛО) оперативного соединения и передача грузов на суда на переходе морем; ведение разведки, обеспечение высадки разведывательно-диверсионных групп и передовых отрядов морской пехоты, переброска боевой техники с десантных судов на берег, огневая поддержка сил десанта в ходе боя за высадку и при решении задач на берегу; переброска сил на новые рубежи при захвате господствующих высот и узлов коммуникаций; нанесение ударов по наземным целям и кораблям противника; доставка материальных средств; связь и управление, эвакуация раненых. По взглядам американского командования, не менее одной трети личного состава морской пехоты должно доставляться на плацдарм высадки транспортно-десантными вертолетами.

Для проведения морских десантных операций формировались специальные соединения флота. Так, командование ВМС США для осуществления Инчхонской десантной операции осенью 1950 года временно создавало 7-е оперативное соединение флота, в состав которого входили соединения для перевозки и высадки основных сил и средств десанта, соединение сил прикрытия для огневой подготовки высадки и поддержки боевых действий его на берегу, авианосное соединение для прикрытия перехода сил десанта морем и его поддержки с воздуха, соединение тылового обеспечения, разведывательное соединение. Группировка ВМС, созданная для участия в операции, насчитывала в целом 257 единиц. Задачу прикрытия с воздуха выполняли около 500 боевых самолетов морского и наземного базирования.

Для восстановления колониального господства на Фолклендских (Мальвинских) островах было сформировано специальное оперативное соединение ВМС Великобритании, включавшее две авианосные группы (корабельную ударную и поисково-ударную), две амфибийно-десантные и группу сил обслуживания. По составу и целевому назначению оно, по мнению зарубежных специалистов, представляло собой оперативный флот, созданный с учетом возможностей противника и удаленности района боевых действий.

В некоторых морских десантных операциях участвовали как национальные силы агрессора, так и соединения и части коалиционного состава.

Во всех десантных операциях особое значение придавалось надежному огневому подавлению противодесантной обороны (ПДО) путем проведения эффективной огневой подготовки и поддержки десанта. Его части и подразделения, как правило, стремились под прикрытием мощных огневых ударов в высоких темпах высадиться на берег, захватить плацдарм и в дальнейшем развивать наступление в глубину. Так, перед англо-франко-израильской интервенцией в Египет морские силы агрессоров блокировали побережье страны. Непосредственному вторжению их войск предшествовали интенсивные бомбардировки, которые значительно ослабили оборону египтян. 5 ноября 1956 года после двухчасовой авиационной подготовки были выброшены на парашютах воздушные десанты в районе аэродрома Гамаль и южнее Порт-Фуада в целях обеспечения высадки посадочного эшелона и морского десанта. А на рассвете 6 ноября под прикрытием мощного огня корабельной артиллерии агрессоры приступили к высадке морского десанта. Высадка воздушного и морского десантов осуществлялась со специальных десантных судов в два эшелона. Ударами превосходящих сил египетская оборона была прорвана. Интервенты овладели Порт-Саидом и продвинулись вдоль Суэцкого канала на 35 км.

Одной из сложных проблем подготовки и проведения морской десантной операции является организация ПВО. Так, в англоаргентинском конфликте она стала выполнять и задачи ПРО от противокорабельных ракет (ПКР). ПВО английских ВМС строилась по зональному принципу и предусматривала эшелонированное использование средств разведки и РЭБ, палубных самолетов и вертолетов, корабельных и наземных зенитных ракетных и артиллерийских комплексов. При ее организации учитывались радиусы действия аргентинских и английских самолетов, а также удаленность островов от материка. В иностранной печати отмечается, что было создано три района ПВО: первый - на расстоянии 120 миль от группировки главных сил; второй - над Фолклендскими (Мальвинскими) островами; третий - в северной части Фолклендского пролива и в бухте Сан-Карлос для непосредственного прикрытия десантных сил на плацдарме.

Англичане стремились в ходе подготовки и проведения морской десантной операции увеличить дальность полета самолетов патрульной авиации и дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). В качестве средств раннего обнаружения воздушных целей использовались фрегаты и эсминцы УРО. Воздушное прикрытие обеспечивалось самолетами с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой (СВВП) и вертолетами. Часть из них находилась в воздухе, а остальные в трехминутной готовности к взлету. Для отражения ударов аргентинской авиации использовались зенитные ракетные комплексы (ЗРК) и корабельные зенитные артиллерийские системы. Самолеты СВВП, обладающие хорошей маневренностью, зарекомендовали себя в ходе конфликта довольно эффективным средством ПВО. Ими был уничтожен 31 аргентинский самолет. Зенитными ракетными и артиллерийскими комплексами кораблей в общей сложности было сбито 25 самолетов.

Результативным средством ПВО наземных позиций английских частей и подразделений, существенно затруднявшим действия аргентинской авиации, оказались ЗРК «Рапира», смонтированные на шасси автомобилей, а также переносные ЗРК «Блоупайт» с оптической системой наведения, которыми было сбито 9 и 10 аргентинских самолетов соответственно.

И все же, подчеркивает зарубежная печать, ПВО и ПРО оперативного соединения ВМС Великобритании имели много недостатков. Из-за нехватки средств дальнего радиолокационного обнаружения и эффективных РЛС обнаружения авиации и ПКР на малых высотах действия по их отражению были в большинстве случаев запоздалыми. Учитывая опыт обеспечения морских десантов в локальных войнах последних лет, военное руководство Великобритании и других стран НАТО пересматривает организацию ПВО и ПРО. Их системы предлагается полностью автоматизировать, на кораблях установить более совершенные РЛС, наиболее эффективные ЗРК. и ЗАК с большей скорострельностью. При переоборудовании кораблей строго соблюдается требование электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств.

В большинстве десантных операций отмечалось стремление достичь внезапности путем тщательной организации всестороннего обеспечения и принятия мер для надежного управления силами и средствами.

В ходе локальных войн наметилась устойчивая тенденция комбинированного использования различных способов достижения внезапности. Важнейшее место в этом отводилось оперативной маскировке. Ее цели достигались прежде всего скрытием планов, отвлекающими, демонстративными (имитационными) действиями, радио-, устной и документальной дезинформацией. Так, в ходе войны в Корее для обеспечения скрытности подготовки Инчхонской десантной операции план ее разрабатывала небольшая группа из 12 офицеров. Подготовка сил десанта велась длительное время в нескольких районах Японии. В заливах Строганова, Сагами и других местах проводились учения по отработке способов высадки войск на берег и поддержки десанта огнем с моря и с воздуха. Погрузка войск и техники осуществлялась рассредоточенно: 1-я дивизия морской пехоты без 5-го полка - в Кобе, ее 5-й полк - в Пусане, 7-я пехотная дивизия - в Иокогаме, группа поддержки - в Сасебо, штабная группа - в Токио. Движение групп кораблей начиналось в разное время. Первые вышли из Иокогамы 3 сентября 1950 года, а последние - из Пусана 13 сентября. До последнего момента личному составу не сообщали маршрута следования десанта.

Достижению внезапности способствовали: распространение слухов о высадке десантов в других районах - в Кунсане и Вонсане; нанесение ударов палубной авиацией на широком фронте в полосе до 240 км к северу и до 160 км к югу от назначенного района высадки; тщательный сбор сведений о районах десантирования. Внезапности высадки добивались также выбором места и времени десантирования основных сил. Впервые десантирование войск США производилось в дневное время и непосредственно в гавань крупного морского порта.

Широкий круг мероприятий по оперативной маскировке имел место и в период англо-аргентинского конфликта. Факт подготовки морской десантной операции командованием вооруженных сил Великобритании не скрывался. Но были приняты меры к тому, чтобы скрыть состав десантных сил, время и место проведения операции, направление главного удара. Чтобы заставить противника сосредоточить свои силы и средства на ложных направлениях, была организована блокада района боевых действий с целью не допустить туда разведывательные силы противника. Англичане применяли демонстративные удары по пунктам, где высадка не планировалась, инсценировали «потерю секретных документов» с указанием места высадки десанта. Для подкрепления этих данных велись радиопереговоры между кораблями оперативного соединения и демонстративными группами. В результате аргентинская разведка так и не смогла вскрыть момент начала десантной операции и установить место действительной высадки. Противодесантные действия войск, авиации и сил флота оборонявшихся были запоздалыми.

Таким образом, согласованные и проводимые по единому замыслу и плану мероприятия по введению противника в заблуждение относительно цели, масштаба, времени, района высадки и состава привлекаемых сил стали основным содержанием мероприятий по достижению внезапности в десантных операциях.

При подготовке морских десантов все большее значение придавалось разведке. Во время войн во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и особенно англо-аргентинского конфликта она добывала и обобщала сведения о военно-политической обстановке, вооруженных силах, театре военных действий, группировке сил, противодесантной обороне, а также другие данные, необходимые для успешного проведения десантной операции. Так, в период англо-аргентинского конфликта вооруженные силы Великобритании использовали все виды разведки: наземную, воздушную, морскую, космическую и специальную. Наиболее характерным было комплексное применение всех ее видов в тесном взаимодействии со спецслужбами и космическими системами США.

Впервые в практике морских десантных операций широко использовались данные космической радио- и радиотехнической, метеорологической и топогеодезической разведки с цифровыми методами передачи информации. Американские искусственные спутники Земли оптико-космической разведки («Ки Хоул-11»), фото- и радиотехнической разведки («Биг Берд») собирали и передавали командованию английского оперативного соединения обширную информацию, оказав тем самым значительную помощь в подготовке и проведении десантной операции. Для тактической разведки применялись самолеты вертикального взлета и посадки, вертолеты, специально оборудованные разведывательной аппаратурой и средствами радиотехнической разведки, корабли дальнего радиолокационного обнаружения и самолеты-разведчики «Нимрод», а также разведчики-диверсанты, разведывательные подразделения морской пехоты и части «коммандос».

Опыт локальных войн показал, что на проведение морских десантных операций все возрастающее влияние оказывают действия разведывательно-диверсионных сил. Техническому и боевому оснащению, укомплектованности, подготовленности к выполнению задач, постоянному совершенствованию вооружения подразделений и частей этих сил в армиях империалистических государств в послевоенные годы уделяется самое пристальное внимание. Расширяется круг решаемых ими задач. Их специальная подготовка осуществляется в районах, схожих по характеру местности, климатическим и погодным условиям с районами предстоящего боевого применения. Отличительной чертой их действий является скрытность, внезапность.

В локальных войнах задачи некоторых тактических" и большинства разведывательно-диверсионных десантов выполнялись только частями и подразделениями специального назначения. В морских десантных операциях наряду с другими войсками разведывательно-диверсионные силы флота действовали как самостоятельно, так и во взаимодействии с силами специального назначения армии и ВВС, а также с аналогичными подразделениями морской пехоты. Наиболее широкий размах их совместное использование получило в период англо-аргентинского конфликта.

В боевых действиях участвовало большое количество разведывательно-диверсионных частей и подразделений английских сухопутных войск и ВМС. Они вели разведку минных полей на подходах к побережью и всей системы противодесантной обороны в предполагаемых районах высадки, выбирали и готовили участки высадки десанта и посадочные площадки для вертолетов. Важное значение придавалось захвату ими аэродромов, уничтожению боевой техники, складов боеприпасов и горюче-смазочных материалов, нарушению линий связи. Кроме того, разведывательно-диверсионные подразделения и группы корректировали огонь корабельной артиллерии, наводили самолеты и вертолеты на цели, а также вели боевые действия для введения аргентинцев в заблуждение относительно места высадки десанта и выполняли другие задачи.

Опыт боевых действий подтверждает, что специально подготовленные и оснащенные части и подразделения этих сил способны успешно решать разнообразные задачи и оказывать существенное влияние на успех морских десантных операций.

Радиоэлектронная борьба как вид боевого (оперативного) обеспечения зародилась в локальных войнах 50-70-х годов, когда были определены роль и место средств радиоэлектронного противодействия в военных действиях, разработаны основные принципы построения системы этих средств и тактика их применения.

В морских десантных операциях 80-х годов РЭБ стала одним из важнейших элементов их подготовки и ведения. Так, при высадке десанта на Восточный Фолкленд РЭБ осуществлялась всеми родами английских экспедиционных сил в целях разведки и последующего огневого поражения и радиоэлектронного подавления радиоэлектронных средств (РЭС) и систем аргентинской стороны, особенно систем управления силами, а также радиоэлектронной защиты своих РЭС и систем. Для этого использовались корабельные, самолетные и вертолетные радиоэлектронные системы, включающие станции разведки и помех. Уже во время конфликта англичане в срочном порядке оснастили СВВП и некоторые типы вертолетов приемниками обнаружения радиолокационного облучения, автоматами для выстреливания диполь-ных отражателей и инфракрасными ловушками. Были установлены передатчики активных помех, которые успешно применялись против РЛС управления огнем зенитной артиллерии.

В воздушных боях англичане широко использовали новые образцы помехозащищенных ракет третьего поколения с высокочувствительными инфракрасными головками самонаведения (ГСН) и активными неконтактными лазерными взрывателями.

Опыт ведения РЭБ в десантной операции по захвату Фолклендских (Мальвинских) островов подтвердил наметившуюся ранее тенденцию возрастания ее интенсивности и увеличения возможностей по нарушению систем разведки, управления силами и средствами противника во всех звеньях и обеспечения устойчивости действий своих систем. Главное внимание стало уделяться развитию средств, способов и тактики радиоэлектронного подавления и поражения самонаводящимся оружием радиоэлектронных средств ПВО, управления авиацией, силами и средствами ПДО.

Такие виды обеспечения морской десантной операции, как противоминное (ПМО) и противолодочное (ПЛО), в локальных войнах имели второстепенное значение и велись ограниченным составом. Однако охранение сил высадки на переходе морем и в районах операций всегда строилось с учетом вероятной угрозы и необходимости организовать тот или иной вид обеспечения.

Успеху морских десантных операций во многом способствовала организация тылового и технического обеспечения. Количество видов материального обеспечения и их суммарная масса (в пересчете на одного военнослужащего) постоянно возрастают. Обеспечение десантов осуществлялось путем создания подвижного тыла, опыт работы которого тщательно изучался со времен второй мировой войны. Отмечается устойчивая тенденция неуклонного изменения соотношения между боевыми кораблями и обеспечивающими судами в сторону увеличения доли последних. Если в Инчхонской десантной операции оно составляло 1:0,8, то в ходе высадки на Восточный Фолкленд - уже 1:1,7. Для проведения последней операции англичане привлекли за 2,5 месяца боевых действий 51 боевой корабль и 86 судов, в том числе 36 танкеров, 13 лайнеров, войсковых и грузовых транспортов. В этой связи, как отмечают зарубежные специалисты, «особый интерес представляет использование в военных целях судов торгового флота, четкая работа различных складов и арсеналов, а также умелое привлечение промышленности к решению задач военного характера».

По мнению зарубежных специалистов, практика локальных войн выявила устойчивую тенденцию к централизации управления силами и средствами в десантных операциях. В Инчхонской десантной операции, например, общее руководство осуществлял главнокомандующий вооруженными силами США на Дальнем Востоке, а в Фолклендской - специальный штаб во главе с начальником штаба (командующим) ВМС Великобритании. В него входили: командующий ВВС, командующий ВМФ, командующий морской пехотой и начальник главного управления МТО ВМС. Штаб, размещавшийся в Нортвуде (близ Лондона), одновременно являлся консультирующим органом правительства. Непосредственное руководство силами в районе операции возлагалось на командующего 1-й флотилией надводных кораблей, принявшего командование оперативным соединением. Для обеспечения связи КЛ ВМС с флагманским кораблем «Гермес» на геостационарную орбиту был выведен английский спутник связи «Гепфиллер». Управление силами осуществлялось также через американские спутники и систему военной связи восточного побережья Канады, предоставленных командованию вооруженных сил Великобритании союзниками по НАТО во время конфликта.

Серьезные изменения происходили и в средствах управления разнородными силами десанта. Так, большое количество выделенных для проведения операции сил, огромная удаленность района высадки потребовали от англичан в ходе борьбы за Фолклендские (Мальвинские) острова улучшить организацию связи. Традиционные средства пришлось дублировать новыми высокоэффективными закрытыми системами связи с большей пропускной способностью, обеспечивающими передачу данных в реальном масштабе времени. В последних локальных войнах, по отзывам иностранных специалистов, наметилась тенденция к сокращению информации, передаваемой по открытым каналам, а также к широкому использованию космических систем связи, обладающих высокой помехозащищенностью, надежностью, гибкостью и большой пропускной способностью.

Анализ морских десантных операций в локальных войнах, как свидетельствует иностранная печать, позволяет вскрыть их характерные черты и некоторые тенденции дальнейшего развития этой формы боевых действий, взгляды командования ВМС НАТО на применение десантов в будущих военных действиях.

Во-первых, совершенствование способов высадки морских десантов будет осуществляться путем принятия на вооружение новых скоростных десантно-высадочных средств, прежде всего кораблей на воздушной подушке и катеров с более плоским корпусом и меньшей осадкой (водометно-глиссерного типа), что позволит им преодолевать линию прибоя, полосу пляжа и доставлять войска и технику прямо на берег. Их надводная скорость будет в 3-5 раз выше, чем у имеющихся десантно-высадочных средств. Значительно возрастут десантовместимость, дальность плавания, огневая мощь. Рассчитанные на базирование в сухих доках амфибийных кораблей, они значительно повысят мобильность десантных войск. Все это, по мнению американских специалистов, расширит десантодоступность побережья с 17 до 70 проц. общей протяженности береговой линии и в несколько раз увеличит возможность высадки морских десантов на необорудованное побережье и окажет влияние на повышение темпов высадки войск десанта на берег.

Во-вторых, возрастет применение в морских десантах самолетов СВВП и вертолетов. Они могут перебрасываться на тех же десантных кораблях, что и морская пехота, производить взлет и посадку с палубных надстроек боевых кораблей и транспортных судов или со слабо оборудованных береговых площадок, обеспечивать гибкость базирования и непосредственную авиационную поддержку сил и войск десанта. Из 52 самолетов, использовавшихся англичанами в ходе боевых действий в Южной Атлантике, 43 были самолетами СВВП.

В-третьих, новые десантно-высадочные средства, по мнению зарубежных специалистов, уже в середине 80-х годов позволят осуществить на практике концепцию «глубокого штурма побережья», в основе которой заложены стремительность действий штурмовых подразделений десанта, огневое поражение противника на всю глубину его ПДО; тесное взаимодействие частей, совершающих «горизонтальный» и «вертикальный» штурм побережья, с корабельной авиацией вертикального взлета и посадки и вертолетами. По новой концепции спуск десантно-высадочных средств будет происходить на расстоянии до 60 км от берега (сейчас 5-7 км и менее). В зоне между десантными кораблями и берегом планируется размещать корабли РЭП для постановки помех системам ПКР.

В-четвертых, решающей силой в морских десантах будет и впредь оставаться морская пехота. Ее оснащению и подготовке уделяется сейчас большое внимание. Так, корпусу морской пехоты США рекомендуется проводить подготовку в различных климатических условиях. Часть ее должна быть способна действовать в «условиях тропиков, большой влажности, низких широт... и находиться в состоянии боеготовности действовать в Карибском море, Восточном Средиземноморье, Южно-Китайском море и других горячих точках планеты». Для этих целей рекомендовано выделить по одной бригаде морской пехоты на Тихоокеанском и Атлантическом побережьях США. Большую часть этого рода сил планируется готовить для действий в арктических условиях и проведения операций за Полярным кругом.

В-пятых , существенные изменения произойдут в организации артиллерийской подготовки и поддержки в десантных операциях. По мнению военных специалистов США, отсутствие на современных кораблях артиллерии крупного калибра не позволяет оказывать достаточную артиллерийскую поддержку десантным частям во время их высадки на побережье, боя за высадку и при решении задач на берегу. Повышение эффективности артиллерийского огня предполагается осуществить по следующим направлениям: создание и применение новых снарядов, в том числе активно-реактивных калибра 155 и 203,2 мм с полуактивной системой управления на конечном участке траектории, что позволит увеличить дальность и точность огня корабельной артиллерии; принятие на вооружение облегченных артиллерийских установок калибра 203,2 мм (скорострельность - 12 выстрелов в минуту, дальность стрельбы до 28 км); модернизация и ввод в строй старых артиллерийских кораблей, содержащихся в резерве.

По мнению иностранных специалистов, в современных локальных войнах роль морских десантов не только не снижается, а наоборот, значительно возрастает. Для отдельных же театров и направлений по опыту англо-аргентинского конфликта десантирование может стать главным содержанием наступательных военных действий. О важности морских десантов в будущем свидетельствует и направленность боевой подготовки ОВС НАТО. Почти на всех учениях этого блока одно из важных мест занимают десантные операции крупного масштаба.

Кэгл М., Мэн сон Ф. Морская война в Корее.-М.: Воениздат, 1962, с. 365-379; Монтросс Л., Кэнзона Н. Иньчхонь-Сеульская операция.- М.: Иностранная литература. 1959, с. 309-343; International Defence Review, 1982 № 6 p. 685-686.

Военно-исторический журнал, 1963, № 7. с. 42-43; Куба, 1966, № 4, с. 4.

Зарубежное военное обозрение, 1982, № 8, с. 9.

Морской сборник, 1985, № 10, с. 17.

Военно-исторический журнал, 1983, № 4, с. 68; L"Expresse, 1982, № 1618, р. 37.

Васильев А. М. и др. Морские десантные силы.- М.: Воениздат, 1971, с. 251.

Морской сборник, 1982, № 11, с. 87.

Зарубежное военное обозрение, 1983, № 3, с. 64-67.

International Defense Review, 1982, № 8, p. 980.

Air et Cosmos, 1982, № 917, p. 35.

Внезапность в операциях вооруженных сил США.- М.: Воениздат, 1982, с. 253.

Монтросс Л., Кэнзона Н. Иньчхонь-Сеульская операция, с. 306-307; Внезапность в операциях вооруженных сил США, с. 248-253.

Osterreichische Militarische Zeitschrift, 1982, № 4, S. 312.

U.S. Naval Institute Proceedings, 1983, p. 133; Air et Cosmos, 1982, № 913, p. 40; № 917, p. 33.

International Defense Review, 1982, № 8, p. 977.

Морской сборник, 1982, № 12, с. 87.

Journal of the Royal United Services Institute for Defence Studies, 1982, № 3, p. 53-55.

Defense Nationale, 1983, Mai, p. 171.

Военно-исторический журнал, 1983, № 4, с. 68; Морской сборник, 1985, № 10, с. 18.

Defense Nationale, 1983, Mai, p. 170-171.

Военный вестник, 1982, № 3, с. 91-93.

Marine Corps Gazette, 1980, № 2, p. 38.

Военный вестник, 1982, № 3, с. 91.

Зарубежное военное обозрение, 1982, № 10, с. 12,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: