Универсальные формы работы с детьми и молодежью. Формирование культуры досуга молодежи

Не секрет, что бурное развитие компьютерных технологий, доступность сети Интернет позволяют молодым людям получать необходимую информацию там, а не в стенах библиотеки. Нацеленность на быстрое получение конкретной информации, снижение интереса к чте-нию, вызывает кризис читательской культуры, что не способствуют формированию активного гражданского поведения молодёжи, гармоничной адаптации во взрослой жизни. Но всё-таки именно библиотека является важным средством социализации личности, оказывая помощь в становлении взглядов и убеждений. Молодой читатель ХХI века значительно отличается от читателей - 90-х годов ХХ века - не только более современным мировоззрением, но и возможностями выбора получения нужной информации, способов проведения своего досуга. Чтобы не потерять молодежную аудиторию, должна измениться и современная библиотека. Работа с этой категорией читателей должна быть нацелена на поиск новых форм и методов библиотечного обслуживания молодежи.

С целью повышения уровня библиотечного обслуживания, обмена опытом работы среди библиотек Новгородской области, введения в работу инновационных интерактивных форм обслуживания молодёжи, повышения творческого уровня в работе библиотек, на базе центральной районной библиотеки Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая библиотечная система Маловишерского района» 31 октября состоялся совместный семинар сотрудников библиотечных систем Маловишерского и Крестецкого районов, посвящённый теме «Новые формы работы с молодёжью».

Семинар начался с приветственного слова председателя комитета культуры Администрации Маловишерского муниципального района Ефимовой Натальи Васильевны. В своём выступлении она познакомила нас со структурой культурных учреждений района, их работой, экономическом состоянии района, занятостью населения.

Директор МБУК «Маловишерская межпоселенческая библиотечная система» Татьяна Николаевна Яковлева рассказала о современном состоянии и актуальных вопросах развития своего учреждения, о распределении обязанностей среди работников в их творческой работе. Светлана Борисовна Андреева, директор МБУК «Крестецкая межпоселенческая библиотека» познакомила участников семинара с деятельностью и дальнейшими перспективами развития деятельности библиотек Крестецкого района.

Главный библиотекарь по маркетингу и массовой работе центральной библиотеки имени А.С.Пушкина МБУК «Маловишерская МЦБС» Елена Валерьевна Кондратьева рассказала о сайтах социальной сети и других медиа, которые являются помощниками библиотек в работе с молодёжью, познакомила с сайтом Маловишерской МЦБС, рассказала о творческих мастерских, которые проводит центральная библиотека. Заведующий отделом инновационной деятельности центральной районной библиотеки Маловишерской МЦБС рассказала о развитии библиотек через проектную деятельность. Поделилась опытом реализации проектов в рамках областного конкурса «Новгородика» и в рамках благотворительной программы «Активное поколение», о своих лучших проектах, которые получили поддержку в их реализации, о своих издательских материалах.




Опытом своей работы с молодёжью в видео-презентации поделилась Алевтина Васильевна Изосова, ведущий библиотекарь читального зала центральной районной библиотеки МБУК «Крестецкая межпоселенческая библиотека». Темой её выступления была: «Библиотека и молодёжь. Поиск идеальной модели». Она рассказала о работе с молодёжным клубом «Молодёжь.RU» при филиале государственного образовательного учреждения Новгородский торгово-технологический техникум по патриотическому воспитанию и о различных формах работы библиотеки с молодёжью в экологическом, краеведческом направлении, по продвижению чтения, здоровому образу жизни. Ведущий библиограф центральной районной библиотеки МБУК «Крестецкая межпоселенческая библиотека» Ольга Владимировна показала видео-презентацию и рассказала о работе с молодёжью в Центре правовой информации по профориентации, по мероприятиям в рамках предвыборных кампаний, по пенсионной грамотности молодого поколения.

Выступления на семинаре были очень интересными и познавательными, а закончился экскурсией по центральной и детской библиотекам МБУК «Межпоселенческая библиотечная система Маловишерского района».

Все участники уехали с новыми идеями и хорошими впечатлениями о слаженной и плодотворной работе библиотечной системы Маловишерского района. Получили хорошие уроки по издательской и проектной деятельности, по организации проведения мастер-классов и многое другое.

В.В.Судник

Молодёжь - это ключевая аудитория любого массового действия или праздника. Поэтому организаторам необходимо учитывать мнение этой аудитории. Итак, что же думает о молодёжных праздниках молодёжь? Я попросила нескольких представителей молодого поколения дать ответы на следующие вопросы:

  • 1 - Какие праздники вы считаете молодёжными?
  • 2 - Чем принципиально отличается молодёжный праздник от немолодёжного?
  • 3 - Что необходимо для проведения успешного праздника для молодой аудитории?
  • 4 - Примеры успешных, на ваш взгляд, молодёжных мероприятий, на которых вы присутствовали?
  • 1) День Молодёжи, День Святого Валентина, День Смеха.
  • 2) Возрастной категорией, присутствуют в основном лица от 18 до 25. Более активная конкурсная программа. Тексты в мероприятии более современные.
  • 3) Хорошо заинтересовать молодёжь. Разыгрывать более интересные призы, и проводить чаще активизацию зрителей.
  • 4) Конкурс красоты 2010
  • 20 Лет. Нина.
  • 1) День Молодёжи, День города, День Смеха, День Студента.
  • 2) Присутствуют люди до 30 лет, Современное содержание действия. Интересные активные конкурсы, современное музыкальное сопровождение, актуальные темы для нас молодёжи.
  • 3) Необходимо правильно организовать, так что б всем было интересно, агитацию, рекламу провести заранее, в Интернете выложить информацию. Во время представления активизировать. Темы интересные поднимать. Актёры и артисты что бы профессиональные были.
  • 4) День смеха

Вика, 20 лет.

  • 1) Новый Год, День города, День России, День Ивана Купала, Татьянин День и День Влюблённых.
  • 2) Активные конкурсы, лексикон современный, дискотека обязательно проводится.
  • 3) Важно чтоб на мероприятии были хорошие ведущие, которые не будут читать информацию с планшетов. Что б хорошо была передана тематика праздника, традиции и т.д. А так же очень важно чтоб динамика представления соблюдалась.
  • 4) Фестиваль одарённых детей.

Анна, 18 лет.

Подводя итоги опроса, можно сделать вывод, что самыми привлекательными праздниками для молодёжи являются День Святого Валентина, День Молодёжи, День Смеха, а самым главным в его проведении является безупречная организация и идея самого события - насколько она близка молодёжи и способна объединить участников.

Основная сложность организации молодёжных праздников состоит в том, что вкусы современных молодых людей чрезвычайно разнообразны. Это выражается во всём, начиная от музыки и литературы и заканчивая стилем одежды. Каждый представитель молодёжи индивидуален и хочет проявить себя на фоне сверстников. Наша задача сделать так чтоб это случилось, но при этом важно не обидеть никого другого, практически к каждому сделать краткий анализ и индивидуальный подход и, конечно же, вызвать полный интерес к содержимому праздника. И тогда это станет залогом успешного мероприятия и высокой оценки действий организаторов всеми присутствующими. Важно знать, как и во что "одеть" праздник, какую идею и художественную мысль вложить в него, чтобы он был интересным и насыщенным. Предлагаю, сделать небольшой экскурс по интересным формам проведения праздников, многие из них имеют историческое начало и вошли в культуру как традиционные, но используются и по сегодняшний день. А есть новые формы, которые пришли к нам в 21 веке, совсем недавно.

В технологиях социальной работы с подростками и молодежью используются индивидуальные, групповые и общинные методы(классическая группировка методов, предложенная М. Ричмонд).

Индивидуальная социальная работа представляет собой направление, вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом. Основная форма индивидуального метода социальной работы с подростками и молодежью – оказание помощи и консультирование молодых людей (разовое или на пролонгированной основе), либо индивидуальное консультирование в кризисных ситуациях. В ходе индивидуального взаимодействия с клиентом оказывается и помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (их представителями) и службами, врачами, юристами, полицией, судами и тюрьмами, координация их деятельности в социальной работе с молодежью.

Групповая социальная работа - метод, используемый с целью оказания клиенту помощи (развитие его физического и духовного потенциала, формирование социально одобряемого поведения и т.д.) через передачу группового опыта. В качестве основной технологии используется контролируемая терапевтическая дискуссия. Метод ориентирован на работу с уличными молодежными группировками девиантной направленности с целью вовлечения их в общественно полезную и социально контролируемую деятельность. Важнейшей предпосылкой успешной групповой работы является установление доверительных отношений с семьями молодых людей и различными структурами, участвующими в процессе воспитания, образования и социализации «трудных» подростков (школа, органы внутренних дел и др.). Групповая социальная работа реализуется преимущественно в формах клубной и кружковой деятельности: она предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства взаимодействия (помещение, спортивный зал и т. п.) и фиксированного времени. В групповые программы вносятся игровые элементы, спортивные и культурные мероприятия. Большое значение уделяется разумному и гуманистическому проведению молодыми людьми их свободного времени.

Общинная социальная работа представляет собой интеграцию всех методов социальной работы при решении задачи осознания молодым человеком тесной зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем. Социальная работа в масштабах общины направлена на кооперацию деятельности соответствующих учреждений по удовлетворению потребностей клиентов, расширению и стимулированию имеющихся притязаний, ожиданий и интересов молодых людей. Общинная социальная работа с молодежью призвана максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории (например, микрорайона) в решение острых молодежных проблем. Данный метод реализуется в непосредственном жизненном пространстве молодых людей и подростков, но при этом должны учитываться интересы и жителей данной территории (района).


Наряду с традиционными (вышеперечисленными) методами социальной работы с детьми, подростками и молодежью, формируются и новые, к которым относится, например, «мобильная социальная работа ». Ее принцип состоит в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия с целью активного проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям. Появление метода связано с необходимостью влияния и контроля за частью молодежи, не склонной обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности. Как правило, к данной категории относятся представители различных молодежных субкультур.

Обострение социальных проблем молодого поколения во всех странах мира привело к распространению такой формы мобильной социальной работы, как социальная работа на улице . Здесь деятельность по работе с молодежью перемещается из различных ведомств и учреждений непосредственно на улицы, в группы девиантной молодежи. Уличная социальная работа встречается в самых разнообразных формах: предоставление возможностей альтернативного проведения свободного времени; организация спортивных мероприятий, представляющих собой контролируемые формы агрессии (превентивные меры); работа так называемых «автобусов любви» на вокзалах, где собираются молодые проститутки, наркоманы; а также другие формы уличной социальной работы подростками и молодежью.

Важно отметить: если общая иерархия методов социальной работы с населением в целом представляет собой последовательность индивидуальных, групповых и общинных методов, то особенностью социальной работы с молодежью выступает как бы «перевернутость» пирамиды, в основе которой находится мобильная социальная работа, объединяющая всю совокупность методов. Первоочередное воздействие (первичный контакт) оказывается на жизненное пространство молодежи, осуществляется социальная работа на общинном уровне. Поскольку молодежь склонна формироваться по принципу групповых интересов, установление доверительных и солидарных отношений между социальным работником и молодыми людьми осуществляется на групповом уровне, на котором и включается механизм группового метода социальной работы. И только на последнем этапе возникает возможность индивидуального метода – консультирование и оказание конкретной помощи.

Особенности социальных технологий помощи молодежи связаны со спецификой ее социального положения. С одной стороны, молодежь нуждается в поддержке со стороны государства, так как ресурсов семьи может не хватать. С другой, любая помощь молодежи должна носить возвратный характер или сопровождаться социально-приемлемыми условиями, поскольку молодежь потенциально экономически наиболее активна.

Необходимо обогащение сложившейся социальной практики западным опытом применения гибких инновационных социальных технологий, где накоплен широкий опыт работы с маргинальными группами молодежи, их постепенной ресоциализации, в том числе через работу с трудными подростками или уличными детьми, а также на социальных предприятиях.

Таким образом, в развитых странах сегодня реализуются две основные стратегии социальной защиты молодого поколения: 1) «неоконсервативная» – государственная помощь только наименее защищенным категориям молодежи при жестком регламентировании расходования средств получателями помощи (США, Канада); 2) признание ответственности государства за успешное вхождение в общественные отношения всей молодежи и, соответственно, реализация долгосрочных программ, направленных на социальную защиту и поддержку всех представителей молодежной популяции (некоторые страны Центральной и Северной Европы).

Основные различия между вариантами формирования и реализации социальной политики и социальной работы с молодежью в зарубежных странах определяются:

1. Степенью вмешательства государства, правительственных и муниципальных органов: от минимальной (например, США) до всесторонней «патерналистской опеки» (Швеция).

2. Выбором подходов к социальной защите молодого поколения на том или ином этапе национального социально-экономического развития, а также эволюцией взглядов на роль молодежи в этом развитии.

3. Экономическими возможностями государств и муниципалитетов направлять на социальные программы в отношении подростков и молодежи финансовые средства, выделять бюджетные ассигнования.

Основное внимание деятельности по совершенствованию социальной работы с молодежью должно быть уделено разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи, как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды, характеризующейся жесткостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании и т.п.;

В связи с неразвитостью гражданского общества в России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам с одновременной поддержкой общественных формирований и молодежных инициатив (в настоящее время деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а так называемые гражданские инициативы – это все еще усилия, предпринимаемые одиночками-энтузиастами).

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью – интегративной и дефицитной. Интегративная модель – это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом деятельности, как социальная педагогика.

Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов. Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Согласно материалам «Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи» существует следующая структура социальных служб:

Центр социально-психологической помощи молодежи – оказание медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактика и предупреждение девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов:

1) отдела социально-правовой помощи (приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация);

2) отдел психолого-медико-педагогической помощи (диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга).

Центр информации для молодежи – оказание информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях самой молодежи.

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения – консультативная, социально-правовая, профориентационная и психологическая помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии.

Консультационный центр для подростков и молодежи – оказание квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи центра:

– обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и мест жительства;

– помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

– проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;

– информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);

– выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций.

Приют для подростков – обеспечение временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе.

Молодежные проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма.

Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодежи с зарубежными аналогами позволяет сделать вывод, что основное внимание в социальной работе с молодежью должно быть уделено:

– разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды, характеризующейся жесткостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании и т. п.;

– в связи с неразвитостью гражданского общества в России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам с одновременной поддержкой общественных формирований и молодежных инициатив (в настоящее время деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а так называемые гражданские инициативы – это все еще усилия, предпринимаемые одиночками-энтузиастами).

В социальной работе с молодежью необходимо учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, т. е. ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны самые неожиданные решения – от организации секций для «трудных» подростков до изучения приемов восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.

Другое важное направление социальной работы с молодежью – поддержка девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях. Эта деятельность осуществляется в основном посредством домов-приютов, работники которых призваны своевременно вмешиваться в кризисную ситуацию и создавать новые формы социальной работы. Находиться в таких приютах могут не только женщины-жертвы насилия, но и их дети. Допуск сюда мужчин абсолютно исключен. Деятельность таких женских приютов осуществляется в условиях анонимности и самоуправления.

В настоящее время наиболее распространенными формами социальной работы с молодежью в России являются социально-реабилитационные и консультационные центры для подростков и молодежи, а также телефоны экстренной психологической помощи. Их перечень и подчиненность достаточно подробно прописаны в Федеральном законе Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120 ФЗ от 24 июня 1999 г.) и соответствующих подзаконных актах.

Телефоны экстренной психолого-социальной помощи («телефоны доверия») организуются на базе специализированных государственных или муниципальных учреждений. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены методические рекомендации и типовое положение о таких центрах, где обобщен опыт работы «телефонов доверия» в различных городах нашей страны и за рубежом. Специфика проблем, с которыми обращаются по телефону доверия молодые люди, обусловила создание специализированных служб экстренной психологической помощи для подростков и молодежи («горячие линии» по вопросам ВИЧ/СПИД, наркотиков и др.). Номера телефонов обычно легко запоминающиеся, информация о них – доступна в любом месте, т.к. размещаются эти сведения не только во всех учебных заведениях, клубах, на стадионах, но и в транспорте, на улицах.

Социальная работа с молодежью осуществляется в рамках комплексного подхода.

социальный досуг молодежь

Сегодня социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 30 направлениям. Только психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи осуществляют 206 центров; 10% служб оказывают экстренную психологическую помощь по телефону; около 6% центров занимаются социальной реабилитацией; 19,5% предоставляют социокультурные услуги; 13,5% занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей; около 1% оказывают правовую и почти 5% - информационную помощь молодежи.

Основными направлениями работы органов социального обслуживания молодежи стали:

Воспитательно-профилактическое;

Реабилитационное;

Оздоровительное;

Досуговое:

Информационно-консультативное;

Содействие занятости;

Социальная поддержка молодого поколения.

В воспитательно-профилактическом направлении содержание строится в логике содействия самореализации детей и молодежи, что означает помощь им в осознанном целесообразном раскрытии и использовании своих позитивных возможностей, направленном на свободный выбор возможностей нового роста.

Для реализации этого направления должны решаться следующие задачи:

1. Получение и актуализация подростками важных социально-психологических знаний.

2. Раскрытие и воплощение подростками субъективных качеств в различных видах деятельности.

3. Развитие у подростков рефлексивной позиции и навыков обратной связи.

Реабилитационное направление включает вопросы наркопрофилактики, последствий бродяжничества, самовольных уходов воспитанников учреждений интернатного типа (УИТ), прошедших лечение от наркомании и алкоголизма и находящихся в ремиссии и т.д.

В работе используют следующие методы: беседа, наблюдение, интервьюирование, индивидуальное консультирование, индивидуальная психокоррекция, групповая психокоррекция, тренинг навыков.

Цель направления - активизация неспецифических адаптационных реакций организма и достижение эмоционального равновесия и глубокой душевной релаксации.

Оздоровительное направление включает оздоровление нации, формирование здорового, физически крепкого поколения, четко выделенную в Концепции развития физической культуры и спорта Российской Федерации, задача сохранения и укрепления здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы является первостепенной в образовательном процессе. Эта задача многогранна. Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление в учебном заведении, малая физическая активность во вне учебное время.

Основной принцип работы с молодежью - рациональная организация их досуга во внеурочное время. Здесь реализуется:

1. Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) - занятия в кружках, факультативах, курсах предпрофильного обучения.

2. Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расширение кругозора молодежи и организацию свободного времени) - конкурсы, викторины, игровые программы, утренники, коллективно-творческие дела, дискотеки. Сюда же можно отнести многие формы, которые активно реализуются в культурно-досуговых учреждениях.

Это - массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические, литературные, концерты), вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры), встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами), праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей).

3. Рекреативный досуг (направлен на переключение внимания молодежи от занятий в школе (институте), общение, ознакомление с природой и культурными ценностями) - походы, экскурсии, выезды за город, посещение музеев, концертов, клубы общения по интересам.

Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

По времени (кратковременные, периодические, систематические);

По характеру (пассивные, активные);

По направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Выделяют две основные формы досуга молодежи: организованный и неорганизованный. К сфере организованного досуга относятся подростковые и молодежные организации, дома культуры, социальные центры, художественные и спортивные кружки, клубы, секции и т.д. Формально образованные организации, занимающиеся досугом молодежи, способствуют включению юношей и девушек в новые социальные отношения, их самореализации, социализации личности, оказывают помощь семье в воспитании подрастающего поколения, содействуют профилактике безнадзорности, отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних.

Неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодежи, объединенных по какому-либо признаку, например, это могут быть сходные интересы. Принадлежность к неформальной группе обеспечивает молодому человеку определенный социальный статус и удовлетворяет потребности в социальной защите благодаря высокой степени внутригрупповой солидарности. Часто это приводит к самоотождествлению с компанией сверстников, отказу от индивидуальности, полному подчинению нормам, ценностям и интересам группы. В таких неформальных группах объединяющим стержнем является образ жизни, собственная мораль, духовные ценности, атрибутика, слэнг, то есть своеобразная субкультура, отличная от общепринятой культуры взрослых, которая распространяется только на членов группы безотносительно к остальным окружающим. Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить. Это воплощается в одежде, манерах, жаргоне, специфических увлечениях. Довольно часто всё ограничивается лишь эксцентричностью поведения, нарушением норм морали, интересами вокруг музыки, тусовок, деструктивных проявлений. Отличие спонтанной группы как агента социализации заключается в том, что она не регламентируется никаким законодательством, непредсказуема и нередко представляет опасность как для юношей и девушек, так и для окружающих.

Неорганизованная форма досуга, общение в компании сверстников, быть членом которой молодой человек нуждается органически - процесс закономерный. Действительно, по данным многих опросов юношей и девушек предпочтения по проведению досуга отдаются именно неформальному общению с друзьями, сверстниками.

В современных российских условиях организация досуга молодежи со стороны государства развита на недостаточном уровне. Бесплатные кружковые объединения, секции, студии, обычно существующие при учреждениях общего и профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, Дворцах культуры, или распались, или не в состоянии заинтересовать молодёжь. Учреждения, осуществляющие организацию свободного времени на коммерческой основе, многие молодые люди не могут оплатить. Кроме того, особое внимание следует обратить на молодежные неформальные объединения, формирующиеся по «дворовой», микрорайонной принадлежности, как на субъекте социализации, но в таких компаниях возможно негативное влияние - употребление спиртных напитков, приобщение к табаку и наркотикам, участие в асоциальных проявлениях.

В связи с чем, одним из направлений профилактики девиантного поведения молодых людей становится, во-первых, создание более широких возможностей для реализации различных вкусовых пристрастий в сфере досуга, «легализация» увлечений молодежи, предоставление возможности свободного выбора досуговых занятий; во-вторых, расширение сети досуговых учреждений для молодежи, и усиление контроля за теми учреждениями, деятельность которых связана с наличием таких форм социальной девиации, как алкоголизация, наркомания, проституция (дискотеки, ночные клубы и др.); в-третьих, выявление подростково-молодёжных компаний и групп с тем, чтобы, используя стремление молодого человека к принадлежности к неформальной группе, направить их деятельность в социально-значимое русло.

Деятельность социально-досугового учреждения и ее улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях культурно-досугового учреждения, от регламентированных условий, где развитие и обогащение личности носят на столь добровольный характер .

Информационно-консультативное направление деятельности включает:

Просвещение молодежи в форме «круглых столов», диспутов, бесед;

Пропаганда здорового образа жизни;

Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде;

Повышение правовой культуры и грамотности молодежи;

Подготовка молодежи к семейной жизни;

Консультативная деятельность специалистов: психолог, нарколог, врач акушер-гинеколог, юрист;

Проведение социологических опросов среди молодежи;

Организация временной летней занятости подростков и молодежи.

Органы социального обслуживания оказывают содействие в трудоустройстве молодежи. Трудоустройство осуществляется по следующим направлениям:

1. Организация общественных работ.

2. Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

3. Организация временного трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования в возрасте до 25 лет.

4. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.

К общим технологиям социальной терапии можно отнести следующие технологии:

1. Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения.

2. Арттерапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений.

3. Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий.

4. Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы.

5. Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций.

6. Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества.

7. Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах -ключевой элемент при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефонов доверия», в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. Одной из главных проблем молодежи является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Рыночные отношения предполагают коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что в ее сознании произошла коренная переориентация от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. Решению многих социально-экономических проблем молодежи способствует молодежное предпринимательство, развитию которого помогает целая комплексная система организаций, включающая региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, центры деловой поддержки и др.

Общество и государство рассматривает молодежь как базовый стратегический ресурс, как реальный субъект социально-экономической политики. Это означает повышение внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также выстраивание общественно-государственной системы молодежной работы.

Основные принципы, направления и стандарты социальной работы с молодежью, политики государства в отношении молодежи должны быть сформулированы и определены на федеральном уровне в виде основных стратегических направлений и приоритетов, что должно получить отражение в нормативно-правовой базе, в решениях и документах органов федеральной исполнительной власти.

Социальная работа с молодежью должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Социальная работа с молодежью не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это - адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Финансирование молодежной работы должно осуществляться из бюджетов всех уровней и из внебюджетных источников, строиться на принципах инвестирования, через создание эффективных механизмов, обеспечивающих результативность этой работы.

Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют различные основания. Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим - социально-психологические особенности клиентов социальной работы - молодежь в целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим - характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (от профилактики до коррекции).

Так, в это понятие входят и социальные службы, роль которых в обществе во многом отличается от деятельности обычных государственных учреждений. Социальные службы выступают в виде институциональной основы социальной работы, именно через них реализуются механизмы внедрения социальных проектов в практику с целью защиты и поддержки различных групп населения.

Важным в этой связи является расширение содержания старых и развитие новых методик, организационных форм социально-молодежной работы и работы по социальной поддержке молодежи, привлечение специалистов, вооруженных новыми знаниями, ведущих поиск и апробацию инновационных технологий социальной работы с семьей, уличной социальной работы с подростками, разработка социально-психологических консультационных методик и программ с учетом типа поселения.

Таким образом, использование различных принципов и методик социальной работы с молодежью позволяет решить обширный спектр проблем, охватывающих молодое поколение в трудный для них период времени.

Актуальность темы исследования. Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.

Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компа ниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. Молодежные субкультуры представляют собой явление, обусловленное как характером культуры и социальных взаимодействий современного общества, так и принципиальным изменением в его рамках места и роли молодежи. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.

Степень разработанности проблемы. Тема курсового исследования представляет собой широкую и многоаспектную проблему. В зарубежной и отечественной социологической науке исследование досуга и свободного времени представлено именами таких ученых, как Б.Л. Грушин, Ж. Дюмазедье, М. Каплан, Т. Кэндо, С.Г. Струмилин. Они заложили основные подходы к изучению свободного времени и досуга.

Исследованию бюджетов времени, выяснению роли и места досуга в структуре свободного времени посвятили свои работы В.А. Артемов, В.И. Болгов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, В.Д. Патрушев, Э.В. Соколов.

Различные аспекты молодежной проблематики находят довольно обстоятельное освещение в научной литературе. В своих монографиях и научных статьях И.В. Бестужев-Лада, В.Ю. Вишневский, Л.В. Генин В.А. рассматривают молодежь как особую социально-демографическую группу, анализируют ее проблемы в условиях трансформирующегося социума.

Исследование молодежного досуга весьма многоаспектно и подразумевает под собой изучение разнообразных процессов и явлений в жизни молодежи, а именно - социализации, воспитания молодежи, профессионального становления, образа жизни, ценностных ориентации и т.д.

Вследствие того, что сфера досуговой жизнедеятельности молодежи чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе, возникает необходимость изучения данного социального феномена, а это требует, прежде всего, социологического осмысления процессов происходящих в сфере досуга молодежи с опорой на достоверную эмпирическую базу.

Объект исследования - молодежь современной России как особая социокультурная группа.

Предметом исследования выступают основные признаки и особенности современных форм досуга как специфической сферы жизнедеятельности современной российской молодежи.

Цель курсовой работы . Определение роли молодежного досуга в формировании социально-активной личности, а так же выявление интересов современной молодежи.

Задачи курсовой работы:

Определить, как проводит досуг молодежь;

Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности;

Необходимо ли государству влиять на досуг;

Обозначить формы досуга молодежи;

Обогатить специалистов информацией, необходимой для профессиональной деятельности; провести социологическое исследование на данную тему, чтобы ответить на поставленные вопросы.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования представляют интерес для органов местного самоуправления, для служб органов социальной защиты населения, они могут быть учтены при разработке целевых молодежных программ, а также при планировании и организации социальной работы с молодежью.

Структура курсовой работы. Работа состоит из двух частей.
Основная часть, где я рассматриваю вопрос – играет ли роль досуг молодежи в формировании социально-активной личности. Практическая часть, в которой мы проведем исследование по этим вопросам. Основными методами исследования стали анкетирование и интервьюирование. Объектом исследования была выбрана молодежь г. Самары.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социологического анализа молодежного досуга

1.1. Досуг как форма реализации свободы выбора для молодёжи

Юность – период проб и ошибок, период выбора. Каждый из нас вправе выбирать из всего многообразия моральных, политических, эстетических и других ценностей. Это многообразие огромно: множество духовных культур « от Маркса до Будды», накопленных человечеством, даёт каждому практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, соответствующих вкусам, способностям, условиям жизни. Однако объективными условиями существования мы уже поставлены определённым образом в ограниченный круг возможностей, обусловленный и генетическими, и социально-политическими, и национальными, и экономическими, и тому подобными факторами. Сегодняшнее время в России делает такой выбор довольно сложным. С одной стороны несколько поколений россиян в силу понятных исторических причин оторваны от истоков своей культуры. С другой стороны молодёжи активно навязываются красиво упакованный суррогат иных культур, продукты массовой культуры, разнообразные и часто противоречащие, противостоящие друг другу политические, идеологические и религиозные идеи и мифы.
Свобода выбора жизненного пути относительна. Она ограничивается достигнутым уровнем общественного развития.

Проблема состоит в том, готов ли молодой человек иметь дело с неизмеримо возросшим многообразием выбора продуктов материального и духовного производства. Ему приходится выбирать среди движущихся ценностей и целей, число которых неуклонно возрастает. Таким образом, поиски себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием и сложностью выбора.

Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить, повергнуть в ужас. На это и рассчитаны одежда, манеры, жаргон, специфические увлечения молодых.

В индивидуально-психологическом плане для молодёжи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представлений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто основанная на восприятии негативных явлений общества.
Однако, сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в самых сложных условиях человек может только сохраняя свою личность.
Чем богаче мир и сложнее жизненные варианты, тем актуальнее проблема выбора собственной жизненной позиции.

Период ученичества, студенчества, в котором и находится большая часть молодёжи, – это та пора, когда с одной стороны, ослабевает контролирующая и регламентирующая функция семьи, а - с другой – нет ещё профессиональных обязанностей и обременённости заботами о своей семье. Таким образом, молодёжный досуг – это своеобразная форма реализации подобной свободы и поле для самореализации.

Досуг – самая простая и доступная площадка для конкретных дел. В нём можно проявить собственную самостоятельность, - умение принимать решение и руководить, организовывать.

Досуг – это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.
Понятие «досуг» как самостоятельная или организованная форма отдыха в свободное от учебы время не имеет четкого определения. Известный французский социолог Ж. Дюмазедье, определяя «досуг», говорит о нем как «об определенном занятии, который индивид осуществляет по собственной воле, - отдых, развлечение, самосовершенствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общественной жизни - после того как он выполнит свои профессиональные и общественные обязанности». Часто молодежь не знает, чем это время занять. В чем причина? Их несколько, а главное - неумение и нежелание самостоятельно организовать свою жизнь так, чтобы досуг, как и учебное время, был в дальнейшем для нее источником жизненного опыта. Неумение его организовать приводит к тому, что «это время» организует среда, и тогда молодой человек подвержен ее влиянию, в том числе и негативному.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: