Объекты и субъекты социальной работы. Субъект и объект как компоненты практики социальной работы

Введение

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, его целостности, мира, индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов.

Объект, и предмет -- основополагающие категории развития теории социальной работы. Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе».

Границы объекта и предмета теории социальной работы связываются с понятиями «социальное взаимодействие», «социальные и межличностные отношения» «социальные изменения», «социальная динамика» и «социальная структура». Предметная сущность социальной работы, несмотря на многообразие теоретических подходов, характеризуется таким общим понятием, как «социальность», которое выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов.

Объекты и субъекты социальной работы

Предмет социальной работы. Оказывая социальную помощь клиенту, социальный работник имеет дело в первую очередь с его социальной ситуацией. Социальная ситуация - конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы, тем непосредственным полем, где прилагает усилия социальный работник. Цель его деятельности - улучшение социальной ситуации клиента, превенция ее ухудшения или, по крайней мере, фасилитация, облегчение субъективного переживания клиентом своего положения. Ведь можно отдавать себе отчет, что в условиях спада производства и массовой безработицы помочь индивидам найти новое рабочее место не так просто. Но вот оказать им социально-психологическую поддержку, избавить от негативных личностных реакций на безработицу вполне возможно.

Понятие социальной ситуации служит методологическим инструментом, позволяющим вычленить те связи и взаимодействия, которые непосредственно связаны с социальной проблемой данного клиента и воздействие, на которые может повлиять на ее разрешение. Легче всего было бы сразу заявить, что с алкоголизмом человечество не смогло справиться на протяжении всей долгой истории своего развития, и на этом основании отказаться от поиска путей оказания помощи конкретному пьющему клиенту и его семье. Можно, неадекватно эксплуатируя диалектический принцип всеобщей связи явлений, начать анализ жизнедеятельности этого конкретного алкоголика с глобальных проблем и ожидать для их разрешения такого уровня ресурсов, который, конечно, на сегодняшний день недоступен. Понятие социальной ситуации, не отрицая всеобщих, глобальных связей индивида с миром, позволяет вычленить в его специфических условиях в первую очередь то, что непосредственно влияет на разрешение его проблемы, то, что находится в пределах воздействия и масштабов социальной работы. Анализ этих ближайших связей выявит психологические, семейные, групповые, медицинские и иные причины, которые толкают индивида к пьянству, поможет найти опору в его личности для создания устойчивой мотивации на излечение.

Субъект социальной работы. Как и любая другая деятельность, социальная работа представляет собой взаимодействие субъекта и объекта (социального работника и его клиента), протекающих при определенных общественных условиях. Помимо этих условий, ее успешное осуществление определяется тем, в какой степени социальный работник и его клиент удовлетворяет предъявленные к нему требования. Социальный работник должен быть квалифицированным специалистом в своей области, а так же обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о его гуманности. Что касается клиента, то от него требуется не только действительное желание решить свои проблемы, но и к социальному работнику. Иными словами, между социальным работником и его клиентом должно возникнуть доверительные отношения.

Основанные на чувстве и доверии, отношения между социальным работником и его клиентами больше всего похожи на дружбу, они являются формой межличностных отношений, т.е. направленные на установление личных связей между людьми. Дружба, однако, предполагает равенство сторон, тогда как отношения между социальным работником и его клиентом не равны. Действительно, эти отношения предполагают помощь клиенту со стороны социального работника, но не наоборот. Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом являет психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы.

Поскольку социальный работник любого ранга - всегда активная сторона, можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация - это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи, сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах.

Практика показывает (и у нас особенно), что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии - социальные работники.

Объект социальной работы. Кому же оказывают помощь социальные работники? Перечень клиентов в известной мере отражает краткую, но насыщенную историю развития этого вида деятельности. Социальная работа ориентирована на индивида. Помощь должна быть направлена не только на социальный слой, большую группу, территориальную общность - каждый представитель этих больших масс, отдельный человек имеет право на счастье, благополучие и развитие своих способностей. Первоначально социальная работа велась именно как работа с индивидами. Однако позднее стало ясно, что попытки изменить ситуацию и поведение индивидуального клиента редко оказываются эффективными, если не воздействовать на их непосредственное окружение, на ближайшую социальную сеть, в которую они вовлечены. Это привело к становлению семейной и групповой социальной работы. Воздействие на семью невозможно без воздействия на каждого ее члена. Изменения в поведении и самочувствии отдельных членов семьи ведут за собой изменение напряженности внутрисемейных взаимоотношений, трансформацию семейных коммуникаций и т.д. То же можно сказать и о работе с группой. Влияние непосредственного окружения трудно переоценить, особенно если речь идет о подростках и молодежи, о людях конформных, зависимых, с неустойчивым характером. А эта работа в свою очередь требует разрешения проблем более широкого окружения - всего населения того пункта, где проживает данный индивид, данная группа или семья. Подобное понимание выводит на необходимость обращения к общинной, или коммунальной, социальной работе.

Социальные проблемы тех, кому помогает социальный работник, зависят также от их принадлежности к определенной социально-демографической группе. Так, специфические трудности встречают людей в пожилом и старческом возрасте. Возможности справиться с ними, разумеется, различны у человека состоятельного или бедняка, у того, кто окружен любящей семьей, или у того, кто одинок, однако возрастные физиологические и социальные изменения настигают всех. Женщины и дети традиционно выделяются в особые категории клиентов социальной работы, так как объективные обстоятельства их положения составляют для них угрозу социального риска. Дети слабы, несамостоятельны и зависимы, что повышает их потребность в помощи и опасность стать жертвой со стороны взрослых. Женщины в силу выполнения своих репродуктивных функций также находятся в уязвимом положении. Для нас сегодня непривычной кажется мысль, что есть особая потребность в помощи у социально-демографической категории мужчин, которые встречаются с особыми трудностями, обусловленными именно их принадлежностью к мужскому полу. Однако это именно так, и андрологические проблемы (прежде всего медицинские и медико-социальные) начинают изучаться специально для оказания мужчинам квалифицированной помощи.

Принято также выделять клиентов - людей с особыми проблемами. Сущность, проявления и потребность во вмешательстве у таких людей зависят как раз от того, какова их особенность, какого типа проблемы затрудняют их жизнедеятельность. Так, инвалиды или лица с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощи со стороны государства, так как их физические, психические или интеллектуальные возможности препятствуют их нормальной жизни в этом обществе. Поэтому необходимо приспосабливать архитектуру и транспорт для инвалидов с ограничениями подвижности, создавать безопасные условия труда и проживания для тех, кто не вполне контролирует свое поведение, обеспечивать надзор и уход для тех, кто не в состоянии самостоятельно управлять своей жизнедеятельностью, и прилагать всевозможные усилия, чтобы интегрировать инвалидов в общество.

Однако помимо инвалидов особые нужды есть у безработных, у тех, кто участвовал в военных действиях и сейчас страдает от последствий посттравматического стрессового синдрома, у многодетных семей и у родителей, чьи дети испытывают трудности в обучении.

Итак, мы можем сделать вывод, что социальная работа ведется на уровне индивида, семьи, группы, общности людей, объединенных по территориальному, производственному признаку, по признаку сходной проблемы, или в пределах всего общества. Однако, оказывая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей работы. Этот вопрос также служит темой серьезных дискуссий, связанных с рамками компетенции и пределами возможностей данного вида деятельности.

Одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы является семья. социальный помощь субъект

В трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. По состоянию на конец 1993 г. их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, - это семьи с детьми-инвалидами. В 1993 г. было около 285 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Их около 200 тыс. Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями - это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время 2,3 млн.

Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн.

В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).

Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. По данным Федеральной миграционной службы России, на 1 мая 1994 г. в России находилось 200,2 тыс. таких семей.

Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.

Для решения проблем безработицы важно определить ее сущность, знать основные формы. Безработица понимается как отсутствие работы для трудоспособных, а безработным считается тот, кто может работать, но не работает. Безработица тесно связана с понятиями "занятость" и "занятый".

Как показывают социологические исследования, в числе безработных ныне в России оказываются в первую очередь неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, "слабые" демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины с детьми). Молодежь, женщины, работники предпенсионного возраста составляют до 70% безработных и более.

Безработица сказывается, прежде всего, на материальном положении незанятых, их социально-психологическом самочувствии.

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на непродолжительный период своей деятельности (после 30-х годов их не было), они становятся все более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу.

Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям группы риска.

В социальной защите нуждаются инвалиды.

Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди.

Социальная помощь также необходима людям пожилого возраста.

В силу естественного старения организма проявляется ряд хронических заболеваний, растет удельный вес лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, в помощи кардиологов, невропатологов, геронтологов, гериатров. Цивилизованность общества определяется, в частности, и тем, насколько широка сеть специальных поликлиник, больниц, домов отдыха и санаториев для пожилых людей.

Развал СССР, нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств, межнациональные конфликты, разгул рыночной стихии, "дикого" капитализма резко увеличило количество лиц без определенного места жительства.

Ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей дети, инвалиды, наркоманы и алкоголики, беженцы, военнослужащие, возвращающиеся из других стран.

Специфической социальной работой является работа с молодежью.

Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим, состоянием общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Определение социальной работы

2. Объекты и субъекты социальной работы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

социальная работа общество

Социальная работа, возникнув как общественное явление, развивалась как социальный институт, ставший объектом познания и существующий на различных уровнях - от обыденного до научно-теоретического.

Сложная, нестабильная социально-политическая, экономическая обстановка в России в начале перестроечного периода, падение жизненного уровня, вооружённые национальные конфликты, развал производства, рост безработицы и преступности и т. п. послужили предпосылкой к появлению деятельности, направленной на оказание помощи людям, нуждающимся в ней.

Социальный работник оказывает помощь человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию. Помощь может быть разноплановой, т. е. психологической, социальной, медицинской и т. д.

Социальная работа осуществляется через функционирование целого ряда государственных и общественных организаций. Как форма деятельности направлена на поддержку и развитие личности, реабилитацию индивидуальной социальной субъектности человека, оказание помощи в устранении проблем личного, социального, экологического, духовного характера и обеспечение социальной защиты для реализации собственных возможностей каждого человека гармоничной и полноценной жизнедеятельности.

Целью данной работы является определение объектов и субъектов социальной работы, но для начала определим социальную работу в целом.

1. Определение социальной работы

Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы.

Социальная работа является интегративным видом деятельности, объединяя в себе экономическую, политическую, правовую, культурную, психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды деятельности, и поэтому её называют особым видом деятельности.

Почему её следует относить к особым видам деятельности? Деятельностью называется совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Столяр хочет сделать из куска дерева стол. Мастер по ремонту радиоаппаратуры разбирает и собирает радиоприёмник, чтобы устранить неисправность в его работе. Совокупность действий каждого, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятельность.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.

Её структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но

в то же время зависимых друг от друга элементов или, как ещё говорят, компонентов. Это субъект, содержание, управление, объект и связывающие их вединое целое средства, функции и цели.

Схематически это будет выглядеть так:

Цель

Субъект - Содержание - Средства - Управление - Объект

Функции Социальная работа в вопросах и ответах под ред. Е. П. Агапова 2009

Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором.

Как система научных знаний, социальная работа предполагает наличие двух разделов: теоретический и практический. Первый включает в себя методологические основы познания, законы, общий категориальный аппарат и другое. Второй - сведения о практическом применении общих теоретических положений в практике социальной работы.

Как наука, социальная работа имеет собственный объект и предмет исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального Отличительной чертой социальной работы как теории науки, является то, что она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии. Новая наука создавалась как результат настоятельной потребности в научно - теоретических исследованиях в области социального развития и взаимоотношения между личностью и обществом на новом социально политическом и экономическом этапе развития общества, а также потребности в научно - практических и методологических рекомендациях по оказанию социальных услуг людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Григорьев А.Д. История социальной работы. М., 2006

Социальная работа как наука находится на стыке традиционных направлений социальных наук: философии, психологии, социологии, медицины, политологии, экономики и других. В число ее проблем входят специфические исследования связанные с отношением социальной работы и социальной политики, с социальными процессами, а так же с ответственностью общества за адекватное развитие личности.

Изначально, социальная работа возникла как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, но, с течением времени, данная дисциплина все чаще становится объектом специальных научных исследований.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнедеятельности личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

В литературе имеются и другие формулировки этих понятий. Но главное состоит в том, что социальная работа как одна их разновидностей деятельности, направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно, так называемых, слабых слоев и групп. Так же социальную работу можно определить как научную дисциплину; учебную дисциплину; прикладную науку; отраслевую теорию среднего уровня; самостоятельную теорию; специфическую форму социальной деятельности и др.

2. Объекты и субъекты социальной работы

Цели и задачи социальной работы обусловливают её субъектно-объектное поле. Социальная работа предполагает наличие множества объектов и субъектов, постоянную динамику и взаимодействие, разнообразие методологических подходов к их осмыслению. Субъекты и объекты социальной работы являются важнейшими компонентами её теории и практики, и в условиях становления социальной работы как фундаментального теоретического знания о человеке, попавшем в сложную жизненную ситуацию, способах улучшения его социального бытия, необходима классификация по целому ряду критериев:

принадлежности к определённой области (профессиональная деятельность, наука, учебная дисциплина);

проблемам, требующим своего разрешения (состояние здоровья, формы поведения, возрастные особенности, кризисные ситуации, трудовая деятельность и т. д.).

В этой связи объектом социальной работы как формы деятельности является человек, нуждающийся в помощи. Субъекты социальной работы - это люди и различные службы, осуществляющие эту помощь.

К объектам можно отнести:

индивида;

социальную группу, слой;

семью, детей, детей-сирот;

подростков, молодежь;

пенсионеров, пожилых людей;

инвалидов;

осуждённых и освобождённых из заключения;

мигрантов;

беженцев;

одиноких;

этнические меньшинства;

группы лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением.

Субъекты:

государство и его учреждения;

общественные организации (муниципальные, региональные, страноведческие, международные);

религиозные организации на всех уровнях социальной деятельности;

предприятия всех сфер;

индивидуальная инициатива;

институт социальных работников (организаторы, специалисты социальной работы).

При анализе социальной работы как науки объектом являются связи, взаимодействия, механизмы, способы и средства регуляции поведения людей и социальных групп, способствующие реализации их жизненных интересов и направленные на развитие социальной гармонии в обществе. В связи с многогранностью объекта в нём можно выделить целый ряд направлений: индивидуальные и семейные проблемы, социально-экономические, социально-экологические проблемы, проблемы социальной стратификации, поведенческого функционирования и др. Социальная работа в вопросах и ответах под ред. Е. П. Агапова 2009

К субъектам социальной работы как науки следует относить исследовательский потенциал, т. е. теоретиков и практиков, изучающих проблемы социальной работы, моделирующих инновационные технологии, определяющих перспективы её развития.

Объектом социальной работы как учебной дисциплины являются студенты, слушатели различных учебных заведений, субъектом - преподаватели, учёные.

Объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижные, особенно когда речь идёт о самостоятельной научно-исследовательской и другой деятельности.

Опираясь на критерии второй группы, мы можем выделить такие объекты:

по критерию здоровья - инвалиды, люди, имеющие психологические проблемы, люди, попавшие в зону военных действий, экологических катастроф и т. д.;

по критерию формы поведения - девианты, одинокие люди, люди, подвергшиеся насилию, и т. д.

Предложенная классификация достаточно подвижна и может видоизменяться в зависимости от целей и задач теории и практики социальной работы.

Заключение

Итак, в ходе данной работы изложено определение объектов и субъектов социальной работы. Выяснив, что социальная работа как одна их разновидностей деятельности, направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно, так называемых, слабых слоев и групп. Так же социальную работу можно определить как научную дисциплину; учебную дисциплину; прикладную науку; отраслевую теорию среднего уровня; самостоятельную теорию; специфическую форму социальной деятельности. Объектом являются связи, взаимодействия, механизмы, способы и средства регуляции поведения людей и социальных групп, способствующие реализации их жизненных интересов и направленные на развитие социальной гармонии в обществе. А к субъектам социальной работы как науки следует относить исследовательский потенциал, т. е. теоретиков и практиков, изучающих проблемы социальной работы, моделирующих инновационные технологии, определяющих перспективы её развития. Считаю, что данная тема раскрыта.

Список использованной литературы

1. Социальная работа в вопросах и ответах под ред. Е. П. Агапова 2009;

2. Григорьев А.Д. История социальной работы. М., 2006;

3. Словарь - справочник по социальной работе. М., 1997;

4. Курбатов В.И. Социальная работа. Ростов-на-Дону, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика сущности социальной работы. Классификация объектов социальной работы, которые возникают и формируются объективно, под влиянием социально-экономических условий жизни в том или ином обществе. Группы населения, как субъекты социальной работы.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Определение социальной работы как научной дисциплины. Возникновение, становление и развитие социальной работы. История социального обслуживания населения в Российской Федерации. Основные теории и принципы социальной работы. Объект и субъект исследований.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2010

    Основные положения теории социальной работы, предпосылки ее возникновения и развития как научной дисциплины. Анализ состояния и проблемы реформирования социальной работы в условиях современной России. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2010

    Характеристика объектов социальной работы, их отличительные особенности и наличие трудной жизненной ситуации. Классификация и основные категории социальных слоев населения. Степень включенности различных субъектов социальной работы в данную практику.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Понятие социальной работы как самостоятельной науки и практической деятельности, определение ее роли и значения в современном обществе. Ключевые категории данной сущности и место в системе дисциплины. Клиент и семья как объект социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Общая характеристика системы социальной работы. Субъект, объект, функции и методы социальной работы. Основные направления и специфика проведения социальной работы с различными группами населения. Метод обеспечения социальной защищенности человека.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Развитие молодежного добровольческого движения. Непрофессиональный уровень социальной работы. Организация социально-педагогической работы по профилактике здорового образа жизни. Волонтерское движение как субъект социальной работы: основные характеристики.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2013

    Определение и характеристика понятия социальной работы, как общественно-необходимой деятельности по оказанию социальной помощи и улучшению качества социальной жизни людей. Исследование и анализ особенностей современных благотворительных организаций.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2017

    Инвалиды как объект социальной работы в современном обществе. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы. Практика организации и содержание социальной работы с инвалидами на уровне муниципалитета города Горно-Алтайска Республики Алтай РФ.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2011

    Предпосылки и условия зарождения научной школы в социальной работе, традиции благотворительности и помощи бедным в христианском обществе. Метод индивидуальной работы с нуждающимися в концепции социальной работы М. Ричмонд, его дальнейшее применение.

В качестве объекта социальной работы в ее широкой трактовке выступают все люди, все население. Это объясняется тем, что жизнедеятельность людей, всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
Вместе с тем население структурировано по различным основаниям. И в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые оказались в сложно жизненной ситуации, когда они либо вовсе мне могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы.
Поэтому при рассмотрении данного вопроса надо расширить толкование объекта.
1. Первая группа объектов социальной работы - это группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность (здоровье, девиантное поведение, пожилой возраст, неблагополучное положение семей и отд категорий гражлан, бехдомность, сиротство и др)
2. Второй важнейшей группой объектов социально работы являются различные сферы жизнедеятельности людей.
. Сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры (среда, обстановка, процесс создания материальных благ; отрасли, которые обслуживают данную сферу; население и т.д.).
. Городские, сельские, а также промежуточные формы расселения. Важно учитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производственных сил, виды производства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т.д.
. Сфера здравоохранения — система, государственных и частных учреждений, проводимые мероприятия по охране здоровья и др.
. Сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовке и переподготовке кадров, соответствующая инфраструктура.
. Сфера науки (НИИ и лаборатории, учреждения, коллективы, ученые).
. Культурно-досуговая сфера - часть нерабочего времени, используемая на отдых и развлечения.
. Силовые структуры (подразделения осуществляющие защиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны).
. Пенитенциарная система - это исправительно-трудовые учреждения.
. Социально-этническая среда.
. Сфера бытового обслуживания.
Таким образом, объектом социальной работы выступают специфические сферы жизнедеятельности людей, все люди (при широкой трактовке), отдельные личности и группы, нуждающиеся в постоянной помощи (в узкой трактовке), попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Субъекты.
Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.’Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд им. В. И. Ленина, Российская ассоциация социальных служб. Ассоциация социальных педагогов и социальных работников. Союз офицеров и др.
Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.


Введение

1 Объекты социальной работы: история и реальность

2 Субъекты социальной работы: степень включенности различных субъектов в практику социальной работы

3 Характер субъектно-объектных отношений в социальной работе

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность проблемы . Будучи деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа имеет определенную структуру, которая включает в себя такие элементы, как объект и субъект. Социальная работа представляет собой многообъектную и многосубъектную деятельность.

Под объектом социальной работы подразумеваются те, кто нуждается в помощи. Объект социальной работы сложен и специфичен. Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Это общество в единстве и взаимодействии его социальных, экономических, политических и духовных элементов. Это человек во всем богатстве его жизненных проявлений – высшая ценность, конечный критерий и цель общественного развития. Это совокупность отдельных слоев населения и категорий граждан, которые в силу многообразных причин нуждаются в адресной социальной поддержке, социальной защите, социальной диагностике и коррекции, а также в социальной адаптации и реабилитации.

Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило, отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности – социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения: институты, учреждения и органы федеральной власти, а также многочисленных субъектов Российской Федерации, учреждения и органы муниципального управления и местного самоуправления, а также профессиональные органы, должностные лица и работники трудовых коллективов российского общества. Их права, полномочия и функциональные обязанности в области социальной работы официально регламентированы государством, законодательством, распоряжениями и постановлениями исполнительной власти.

Степень разработанности . В настоящее время проблеме объекта и субъекта социальной работы посвящено значительное количество работ. Основу нашего исследования составляют работы В. Афанасьева , Н. Ф. Басова , Л. Г. Гусляковой , И. П. Зайнышева , К. В. Кузьмина И. Курбатова , В. П. Мельника , П. И. Нищеретнего , П. Д. Павленка , А. Н. Панова , М. В. Ромм , Т. А. Ромм , Б. А. Сутырина , С. В. Тетерского , Л. В. Топчего , М. В. Фирсова , Е. И. Холостовой , П. Я. Циткилова и мн. др.

Объект курсовой работы – социальная работа.

Предмет работы – объект и субъект социальной работы.

Цель – анализ специфики объектов и субъектов социальной работы.

Задачи исследования сводятся к следующему:

1. Описать объекты социальной работы: история и реальность.

2. Рассмотреть основные субъекты социальной работы и степень их включенности в практику социальной работы.

3. Выявить характер субъектно-объектных отношений в социальной работе.

Методами нашей работы являются метод анализа научной литературы, журнальных публикаций, документов; метод исторической реконструкции, метод статистического анализа.

Научно-практическая значимость данной курсовой работы состоит в том, что предложенные в ней разработки можно использовать в практической деятельности социального работника.

1. Объекты социальной работы: история и реальность

Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации:

– инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности);

– неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры);

– сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет, родителей вследствие смерти);

– безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи);

– малообеспеченностъ (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей);

– безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе);

– отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого «микромира», что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий);

– конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями;

– физическое, психическое (эмоциональное) и сексуальное (половое) насилие;

– одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности) и пр. .

Еще в ветхозаветные времена возникла традиция особого отношения к вдовам и сиротам, притеснение которых со стороны других людей рассматривалось как действие, нарушающее волю Бога и подлежащее, в силу этого, суровому наказанию. Вдовы и сироты были тогда олицетворением беззащитности перед лицом тех трудностей, с которыми сталкивались люди в своей жизни. Традиции особого отношения к ним поддерживалась христианством, которое не только принимало соответствующие решения на своих Вселенских соборах (например, в Халкидоне в 437 г.), но и предпринимало практические действия, направленные на улучшение их положения, т. е. занималось благотворительной деятельностью .

Кроме вдов и сирот, объектами такой деятельности стали считать нищих (особое отношение к которым в России получило название нищелюбия), инвалидов, стариков и другие группы нуждающихся. Общей чертой представителей всех этих групп, которые в настоящее время принято называть социально незащищенными, является то, что – по сравнению с другими людьми – они находятся в наиболее тяжелом положении и не в состоянии сами (т. е. без посторонней помощи) улучшить его .

С. М. Соловьев в отмечал, что в отличие от германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей, славяне были милостивы к старым и детям. У восточных славян были приняты семейные обычаи поддержки людей пожилого возраста – «старцев». Из преданий известно об опеке над сиротами («приймаки», «мирские дети», «годованцы») и вдовами. До сих пор существует многовековые традиции социальной помощи, например, «помочь» («толока») – обычай согласно которому соседи приглашаются на большую спешную работу, затем работников обильно угощают. Такого рода помощь оказывается вдовам и немощным .

Устав князя Владимира I от 996 г. определил впервые основные категории призреваемых: вдовы, убогие, странники и нищие. Но главным в Уставе князя Владимира I являлось «нищелюбие»: накормить голодного, напоить страждущего и т. п. .

Согласно Стоглавому собору, основными объектами призрения выступали: прокаженные и престарелые; здоровые нищие, которые не могут тем не менее работать (дети-сироты); здоровые взрослые нищие и бродячие .

В период правления Петра I происходит пересмотр основных категорий призреваемых, все изменения имели целью борьбу с профессиональным нищенством. Основными объектами государственной системы призрения выступали: старые и увечные (нетрудоспособные нищие); убогие и юродивые; сироты, незаконнорожденные дети, безнадзорные дети .

В XVIII веке в России была сформирована система государственной социальной помощи в отношении нищих, сирот и убогих. Со второй половины XIX века в качестве объекта призрения стали рассматривать и тех, кто, не являясь «дряхлыми и убогими», в числе которых отдельные лица и семьи, нуждающихся в помощи «от бедности» были отнесены: переселенцы, рабочие, уходивших на отхожие промысли и на поиски сторонних заработков; безработные и неподготовленные к труду, недоимщики по государственным податям, а также крестьяне, не имевшие права на получение кредита в банке .

В начале XX в. появляются новые категории: пострадавшие во время войн (Русско-японская война 1904-1905 г.г., Первая мировая война); малолетние преступники; рабочие и служащие (в 1903 г. был издан Закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горно-заводской промышленности», согласно которому при увечье или временной потере работоспособности из-за производственной травмы, назначались пенсии и единовременные пособия) .

На рубеже XIX -XX вв. основным объектом государственного и общественного призрения становятся дети, в числе которых: сироты, инвалиды, учащиеся. К началу XX века в России складывается более или менее четкая система объектов социальной работы: сироты, больные дети (слепые, глухонемые, увечные), вдовы, бедные, бездомные, учащиеся, военные, раненые и больные .

Тем самым, в дореволюционный период в России, в числе основных объектов системы социальной работы выступали различные группы населения, прежде всего наиболее бедные его слои.

После революции, одной из основных категорий социального обеспечения стали инвалиды ВОВ, трудящиеся, пенсионеры, инвалиды труда, безнадзорные и беспризорные дети. Конституция СССР, принятая в 1936 г., закрепляла в числе важнейших прав граждан право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.

Таким образом, практически всегда в России оказывали адресную помощь особо нуждающимся и только в советский период – всем нуждающимся.

В настоящее время объектом социальной работы являются люди, которые ставят перед собой определенные цели, но не в состоянии сами их реализовать, испытывая в силу этого чувство неудовлетворенности жизнью. За каждой человеческой проблемой кроется множество личных, т. е. неудовлетворенных потребностей целой группы людей. Какими бы специфическими ни были, например, личные проблемы тех или иных безработных, различающихся по полу, возрасту, семейному положению, уровню образования или специальности, каждая из них является проявлением социальной проблемы, называемой безработицей. Поэтому можно сказать, что объектами социальной работы являются различные группы людей, испытывающих трудности при решении проблем, которые возникают в их жизни .объектов и субъектов социальной политики РФ Схематично объект и субъекты социальной ...

  • Социальная работа с различными категориями осужденных в пенитенциарной системе

    Дипломная работа >> Социология

    ... социальной работы 1.2 Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы 1.3 Объект и субъект социальной работы в уголовно-исполнительной системе 2 Система социальной работы в пенитенциарных учреждениях 2.1 Система социальной работы ...

  • Социальная работа и психология (1)

    Дипломная работа >> Психология

    ... объекта и предмета теории социальной работы с понятием "социальное взаимодействие". Объект и предмет социальной работы , с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы ...

  • Социальная политика и социальная работа : место и роль социальной политики в теории социальной работе

    Курсовая работа >> Социология

    И социальных изменений, касающиеся многоуровневых субъектов и объектов социальной работы ; коммуникативные проблемы, касающиеся взаимодействий субъектов социальной работы ; проблемы социальной стратификации и неравенства в социально ...

  • В качестве объекта социальной работы в ее широкой трактовке выступают все люди, все население. Это объясняется тем, что жизнедеятельность людей, всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

    Каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере его жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно. Богатый нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в безопасности существования. Здоровый может быть бедным, не имеющим возможностей реализовать свои разнообразные здоровые установки. В любой семье могут обостриться межсупружеские или родительско-детские отношения. Всегда в защите нуждаются дети, подростки, старики. Особенно это характерно для условий кризисного состояния общества. То есть каждый человек нуждается в той или иной степени в поддержке, помощи, защите.

    Вместе с тем население структурировано по различным основаниям. И в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые оказались в сложной жизненной ситуации, когда они либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы. Поэтому при понимании социальной работы в ее непосредственном, узком значении под объектами имеют в виду именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.

    При характеристике объекта социальной работы надо расширить его толкование, данное выше. В этом смысле уместна его интерпретация как:

    1) философской категории, обозначающей объективную реальность, внешний мир, существующий вне нашего сознания и независимо от человека; 2) предмета, явления, на который направлена человеческая деятельность; 3) предприятие, учреждение, место деятельности, нахождения. Поскольку социальная работа является такой отраслью знания, в которой значительное место занимает эмпирический, прикладной компонент, то важным является толкование объекта с точки зрения социологического исследования как носителя той или иной социальной проблемы, как конкретной области социальной реальности, сферы деятельности субъекта общественной жизни. С учетом сказанного определим группы объектов социальной работы и дадим им краткую характеристику.

    1. Первая группа объектов социальной работы – это группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность тех групп населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (декабрь 1995 г.) в 4-й статье дается следующее определение трудной жизненной ситуации: это ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность отдельного человека или семьи (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, вынужденная миграция, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), из которой они не могут выйти самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства.

    2. Второй важнейшей группой объектов социальной работы являются различные сферы жизнедеятельности людей. В этом случае под социальной работой следует понимать главным образом ее широкое толкование как решение не только повседневных проблем, но и решение, предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и другие проблемы социализации человека, групп, общностей). 2. Основания классификации групп людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации Групп, которые в кризисных условиях России оказались в трудной жизненной ситуации, достаточно много. Попробуем дать классификацию этих объектов, используя различные основания.

    1. Прежде всего это состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере или вообще решать человеку или группе самостоятельно свои жизненные проблемы. Одной из таких групп являются граждане-инвалиды (как взрослые, так и дети). К ним примыкают лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний. Ясно, что эта группа населения оказалась в трудной жизненной обстановке в результате потери (в той или иной степени) здоровья, вследствие того, что полученная доза облучения не позволяет в полной мере заниматься производительным трудом и требует постоянного лечения. К этим группам близки и специально выделяемые семьи, в которых имеются дети-инвалиды, а также группы (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам.

    2. Служба и труд в экстремальных социальных условиях, таких, как войны. По этому основанию выделяются участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны. Их жизненная ситуация усугубляется как преклонным возрастом, так и, конечно, состоянием здоровья этих людей. К ним непосредственно примыкают вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и мирное время. Сюда же можно отнести бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей.

    3. Пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации. Сюда одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям).

    4. Девиантное поведение в его различных формах и видах. К этим категориям относятся;

    Дети и подростки девиантного поведения;

    Дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию;

    Лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно- воспитательных учреждений;

    Семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющие наркотики.

    5. Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей. В связи с этим в эту группу населения, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, можно ситуации, можно отнести:

    Семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    Семьи с низким уровнем доходов; - многодетные семьи;

    Неполные семьи;

    Семьи несовершеннолетних родителей;

    Молодые семьи;

    Разводящиеся семьи;

    Семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей.

    6. Особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.). На этом основании выделяют детей из детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); осиротевших или оставшихся без попечения родителей детей; безнадзорных детей и подростков.

    7. Бродяжничество, бездомность. Это – лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы. 8. Положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии. В связи с этим выделяют группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находившихся в отпуске по уходу за ребенком. 9. Правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и впоследствии реабилитированных.

    3. Сферы жизнедеятельности общества как объекты социальной работы

    Сферы жизнедеятельности как объекты социальной работы очень многообразны. Среди них важнейшими являются: § сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры. Эта сфера включает в себя среду, обстановку, процесс создания материальных и других благ; комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство, а также население; материально- вещественные элементы, обеспечивающие условия жизнедеятельности в обществе - в производственной, политической и духовной сферах, в семье и быту;

    городские и сельские, а также промежуточные формы расселения. С точки зрения социальной политики и социальной работы в этой сфере жизнедеятельности людей важно учитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производительных сил, виды производства (промышленного и сельскохозяйственного и др.), насыщенность объектами культурно- бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т.д.; § сфера здравоохранения – система государственных, частных и смешанных предприятий и учреждений, осуществляющих мероприятия по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека; сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовки и переподготовки кадров, начиная с детских садов и кончая высшими учебными заведениями, а также соответствующую инфраструктуру; § сфера науки – область жизнедеятельности, осуществляемая науч- но- исследовательскими институтами и лабораториями, научными центрами, конструкторскими бюро и другими учреждениями, коллективами и отдельными учеными и направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о явлениях и процессах, протекающих в природе и обществе; § сфера культуры включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей); § культурно-досуговая сфера – часть нерабочего времени, используемая для отдыха и развлечения (посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т.д.), творческой и любительской деятельности, занятий физкультурой и спортом, а также вся инфраструктура организации отдыха и развлечений, творческой и любительской деятельности; § силовые структуры общества включают в себя армию, военный флот, пограничные части, милицию (полицию), ОМОН и другие силовые подразделения, осуществляющие защиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны. Сюда же включается, естественно, вся инфраструктура силовых подразделений, призванная обеспечить выполнение соответствующих функций указанных силовых структур; § пенитенциарная система – это исправительно-трудовые учреждения, в которых отбывают наказание люди, совершившие правонарушение или преступление, а также деятельность по осуществлению наказаний и исправлению (позитивной социализации) наказуемых; социально-этническая среда – в широком смысле это общественно- политическая система в целом, в которой функционирует (действует, развивается) социально-этническая общность: общественное разделение труда, способ (способы) производства, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культура данного общества (сообщества); в узком смысле означает непосредственное окружение социально-этнической общности, группы, слоя, отдельных их представителей: семьи, семейно-бытовые отношения, трудовые и поселенческие коллективы, разнообразные группы людей социального и соци- ально-этнического характера; § сфера бытового обслуживания населения – часть сферы обслуживания, оказание непроизводственных и производственных услуг (ремонт жилья, химчистка вещей, пошив и ремонт одежды, обуви, автотехобслуживание, прокат, услуги бань, парикмахерских, прачечных, фотоателье, ремонт бытовой техники и т.д.) соответствующими учреждениями и предприятиями.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: