Учреждения соц обслуживания семьи и детей. Социальное обслуживание населения

Вопросы улучшения социального положения
семей с детьми являются приоритетными для Департамента социальной защиты населения города Москвы.

В целях организации социального обслуживания семей с детьми в городе Москве в настоящее время функционируют 132 отделения по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания (ЦСО).

ЦСО являются многопрофильными учреждениями и осуществляют комплексное обслуживание семей и детей по месту жительства путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Указанные учреждения оказывают социальную помощь следующим категориям семей: малообеспеченным, многодетным, неполным, опекунским, с детьми-инвалидами и т.д.

В 2012 году будет реализован ряд мер, направленных на оказание социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми, состоящим на учете в учреждениях социального jбслуживания.

Социальная помощь является адресной, оказывается на основании личного заявления и акта обследования материально-бытового
положения семьи.

Малообеспеченным семьям с детьми могут быть оказаны следующие виды социальной помощи:


  • продуктовая;
  • вещевая;
  • в виде товаров длительного пользования (холодильников, телевизоров,
    стиральных машин);
  • путевки для детей в оздоровительные учреждения;
  • билеты на различные культурно-досуговые мероприятия и пр.

Помимо этого, в данных учреждениях
оказываются следующие виды услуг:

  • социально-медицинские (санитарно-просветительская работа, массаж, занятия лечебной физкультурой и др.);
  • социально-психологические (консультирование психолога, психодиагностика, проведение индивидуальных занятий и групповых тренингов, в том числе по вопросам профилактики вредных привычек и избавления от них, адаптации детей к школе, общения со сверстниками и т.д., привлечение к участию в клубах общения, экстренная
    психологическая помощь по телефону и др.);
  • социально-правовые (консультирование по гражданскому, жилищному, семейному, трудовому праву, помощь в составлении исков, содействие в оформлении льгот,
    пособий, компенсаций, жилищных субсидий, помощь в решении вопросов занятости и др.);
  • социально-педагогические (педагогическая коррекция, оказание
    помощи родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, организация совместного досуга родителей и детей
    и т.д.);
  • социально-бытовые (обеспечение
    талонами в парикмахерские, химчистки, бани, прачечные).

Во многих центрах социального обслуживания работают отделения дневного пребывания несовершеннолетних, в которых дети получают 2-разовое питание (обед и полдник), организуются различные досуговые мероприятия, проводится работа по развитию творческих способностей детей в кружках, клубах по интересам, оказывается помощь в подготовке домашних
заданий, реализуются программы социальной реабилитации детей.

В дни зимних и летних школьных каникул дети и подростки, посещающие отделения
дневного пребывания, получают 3-разовое питание (завтрак, обед и полдник).

Кроме того, в отделениях дневного пребывания проводятся и выездные мероприятия с посещением музеев, выставок, концертов, театров, спортивных мероприятий, экскурсий по сторическим местам и др.

Телефоны горячих линий и экстренных служб

Телефон «Горячей линии» Департамента социальной защиты населения города Москвы (круглосуточно): 8-495-623-10-59.

«Горячая линия по решению проблем беспризорных несовершеннолетних
»: 8-499-201-06-50.
Целью службы является координация движения беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних,
выявленных в городе, для осуществления экстренного устройства детей, оказавшихся в социально опасном положении, а также содействия родителям в розыске пропавших детей на базе Социального приюта «Алтуфьево».

«Горячая линия социально-психологической помощи детям и семьям мигрантов,
находящихся в трудной жизненной ситуации»: 8-499-201-59-47.
Функционирует на базе Социального приюта для детей и подростков «Алтуфьево».

Городская круглосуточная приемная:
607-17-19.
Работает на базе Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
- «Красносельский», специалисты которого осуществляют практическую помощь обратившимся в формах телефонного консультирования, а также консультативных приемов, семейного консультирования и психотерапии семьи, индивидуальной и групповой коррекции.

В соответствии с Соглашением между
Правительством Москвы и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, телефон Городской круглосуточной приемной для несовершеннолетних
СРЦ «Красносельский» ЦАО города Москвы подключен к Общероссийскому детскому телефону доверия:
8-800-2000-122.

Городская круглосуточная мобильная служба по оказанию экстренной
социальной помощи несовершеннолетним 8-499-975-27-50.
Создана на базе СРЦ «Красносельский» при поддержке
Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РФ в целях раннего выявления семейного неблагополучия, профилактики детской
безнадзорности, оказания разносторонней помощи несовершеннолетним и семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Специалисты ГКМС в любое время суток готовы выехать для оказания экстренной социальной помощи несовершеннолетним вне Центра и принять меры по устранению причин, обусловивших трудную жизненную
ситуацию.

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп граждан.

Важным аспектом в регулировании социально - экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в организации социальной помощи в этом направлении со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:

Расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач;

Установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

Содействие эффективному и гуманному развитию семьи как социально-экономической системы;

Развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет развитие горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должны, исходя из местной ситуации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

Аналитическую: изучает проблемы и нужды семей или членов коллектива;

Планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;

Управленческую: обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решение проблем клиента, добивается решения, проводит оценку результатов тех или иных мероприятий и т.д.;

Информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в различных формах помощи семье. Так, например, существует неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией, которая направлена на снятие или уменьшение отрицательных последствий таких состояний, включая возможность суицида. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психологической помощи и другие.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и более углубленная поддержка, направленная на оздоровление ситуации, выявление внутренних резервов и развитие веры человека в свои силы, в способность самостоятельно преодолеть жизненные трудности. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семей, проблемах и др.

Предоставляемая помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов человека, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и другие), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть откликающейся в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента, а также превентивного характера, то есть предупреждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России от 14.04.94 г. № 47 утверждено Примерное положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, в котором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра - содействие реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются:

Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;

Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

Поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их само обеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

Социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

Участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

Анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семьи и детей.

Семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;

Дети и подростки, оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды, и т.д.;

Взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);

Бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

2.1 Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Важным аспектом в регулировании социально - экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:

расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач;

установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;

развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях См.: Хижный Н.В. Государственная система социальной защиты граждан в РФ / Н.В. Хижный. М.: ИНИОН РАН, 2006. С.204.

Общую функциональную схему можно представить как систему взаимодействия семьи государственными, общественными, конфессиональными и частными структурами. Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей указываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона.

Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям. Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен исходя из местной ситуации выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также представляются достаточно перспективными. Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

Аналитическую: изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;

Планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;

Управленческую: обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решение проблем клиента, добивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;

Информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения См.: Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: Организация педагогической и социальной помощи неполным семьям / Я.Г. Николаева. М.: Владос, 2006. С. 61.

Социальная работа в этих службах может выражаться в различных формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого состояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психиатрической помощи и другие. Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направленная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутренних резервов клиента и увеличение его веры в свои силы, и возможность преодоления сложившихся обстоятельств.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 года было утверждено Примерное положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, в котором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д. Цель деятельности Центра - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений См.: Приказ Минсоцзащиты РФ от 14.04.1994 N 47 "Об утверждении Примерного положения о территориальном центре социальной помощи семье и детям"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст.68.

Семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;

Дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды и т.д.;

Взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);

Бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, на них около 200 - центры социальной помощи семье и детям.

Виды социального обслуживания

Инновационные формы и методы социальной работы с гражданами пожилого возраста на примере проекта "Бабушка-онлайн-Дедушка-онлайн"

Основа социальной работы с людьми пожилого возраста в первую очередь состоит в создании сети учреждений социального обслуживания, которая должна обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей...

Особенности социального обслуживания населения

Понятие и виды социального обслуживания

социальный обслуживание адаптация коррекционный Важным аспектом в регулировании социально - экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи...

Проблема детства в Кабардино-Балкарской Республике

Значительное место в профилактике детского и семейного не-благополучия в республике отводится системе социального обслу-живания семьи и детей, формированию оптимальной сети учрежде-ний социального обслуживания...

Проблема насилия в семье

В последние годы в нашей стране активно развивается система центров социальной помощи и других учреждений социального обслуживания...

Продуктивная коммуникация как способ повышения эффективности социальной деятельности общественной организации (на примере общественной организации "Открытые сердца")

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения...

Система учреждений социального обслуживания: пути повышения качества деятельности на примере УСЗН администрации муниципального района (Красногвардейский район, Белгородской области)

Социальная работа с молодой семьей

Посредничество - одна из функций социальной работы. Посреднические услуги могут быть сгруппированы по таким направлениям, как посредничество между государством, организацией...

Социальное обслуживание как форма защиты семьи

Управление - это одна из труднейших и ответственных сфер интеллектуальной и практической деятельности людей. Это сфера, от состояния которой во многом зависит благополучие общества и в конечном счете - судьба каждого человека...

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения...

Социальное обслуживание населения

Важным аспектом в регулировании социально - экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в организации социальной помощи в этом направлении со стороны государственных...

Социальное обслуживание населения

В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция старения населения. Согласно данным Отдела народонаселения ООН, в развитых странах удельный вес пожилых людей возрастет с 21 до 28% к 2050 г. В России к 2010 г...

Социальное обслуживание населения

Важным аспектом в регулировании социально - экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных...

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов

В городе Ханты-Мансийске координирует и осуществляет деятельность по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов Учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Комплексный центр социального обслуживания...

Социальное обслуживание семьи – это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально – бытовой, социально – медицинской, психолого-педагогических, правовых и других услуг для социальной адаптации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Существуют следующие виды социального обслуживания :

1) социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи;

2) предоставление временного приюта членам семей;

3) организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытовой и иной помощи в дневное время, например, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

4) консультативная помощь семьям и прочее.

В указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 01.06.92

сказано о необходимости содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям (центров социальной помощи, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки, попечительства и прочего). Рассмотрим для примера некоторые из названных учреждений.

Служба социальной помощи предусматривает:

· выявление группы семей социального риск и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи;

· выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей и помощь в их преодолении;

· проведение индивидуальной работы с детьми и взрослыми с асоциальным поведением.

Служба планирования семьи предусматривает организацию центров планирования семьи, формирование у населения ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению.

Служба социальной реабилитации проводит:

· социальную реабилитацию членов семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы и пр.;

· оказание помощи бывшим воспитанникам интернатов, детских-домов;

· устройство детей, оставшихся без попечения родителей или проживающих в неблагополучных семьях;

· создание центров усыновления и попечительства, медико-педагогических диагностических центров социальной реабилитации, лечебных и учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних, социальных приютов, бирж для трудоустройства несовершеннолетних и женщин с детьми.

Служба психолого-педагогической помощи предусматривает:

· создание консультаций, центров повышения психологической устойчивости;

· организация служб доверия и служб знакомств;

· содействие в подготовке молодежи к семейной жизни;

· оказание помощи в воспитании детей в семье.

Служба социальной профилактики отклоняющегося поведения имеет своей целью организацию работы по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений в семье и прочее.

Среднее число обслуженных за год одним учреждением социального обслужи­вания семьи и детей в Российской Федерации сейчас составляет около 3 тыс. че­ловек. Больше всего человек в среднем обслуживается центрами психолого-педагогической по­мощи населению. Второе мес­то по численности обслуженных лиц занимают центры социальной помощи семье и детям. Изменения в обеспеченности услугами кризисных центров для мужчин и женщин не столь динамичны и масштабны. На всей территории страны действует только один кризисный центр для мужчин, в силу чего формально наг­рузку на него составляет численность всего мужского населения страны (око­ло 67 млн. человек). В отношении обеспеченности российских женщин услугами кризисных центров ситуация несколько лучше, за счет увеличения количества центров с 6 в 1997 г. до 18 в 2003 г. В настоящее время на 1 кризисный женский центр при­ходится 4,2 млн. россиянок.

Подробная информация об обеспеченности услугами учреждений социального обслуживания семьи и детей в России в последние десятилетия представлена в приложении Б.

Основной службой, предусмотренной для оказания семье комплекса разного рода услуг, является комплексный центр социальной помощи семье и детям.


Его создание и

функционирование регулируется Методическими рекомендациями по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям», которые утверждены постановлением Минтруда России от 19 июля 2000 г. № 52. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р «О социальных нормативах и нормах» подобный центр создается из расчета 1 учреждение на 50 тыс. жителей, проживающих в городе (районе). При наличии в го­роде (районе) менее 50 тыс. жителей создается один центр.

Центр помощи семье и детям осуществляет :

· мониторинг социальной и демографической ситуации, уров­ня социально-экономического благополучия семьи и детей;

· выявление и дифференцированный учет семей и детей, ока­завшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социаль­ной поддержке;

· определение и периодическое предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;

· поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по пре­одолению сложных жизненных ситуаций;

· социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в соци­альной помощи, реабилитации и поддержке;

· социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

· оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

· участие в работе по профилактике безнадзорности несовер­шеннолетних, защите их прав;

· участие в привлечении государственных, муниципальных и не­государственных органов, организаций и учреждений, а также обществен­ных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов оказания со­циальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;

· внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и де­тей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;

Граждане имеют право обратиться в центр лично, по телефону или напpaвить письменное заявление. Допускается анонимное обращение граждан для получения от­дельных видов помощи. Зачисление на обслуживание производится на основании:

· личного заявления;

· заявления родителя (ей), опекуна или попечителя;

· заключения специалиста по социальной работе;

· направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объеди­нений;

· справки учреждения здравоохранения об отсутствии меди­цинских противопоказаний к обслуживанию.

1) комплексной реабилитации, направленной на решение всей совокупности проблем граждан;

2) социальной реабилитации, направленной на решение только социальных проблем граждан или части из них;

1) комплексной адаптации, направленной на решение всей со­вокупности проблем, возникающих у граждан в связи со сменой ус­ловий и места жизнедеятельности;

2) социальной адаптации, направленной на решение социаль­ных проблем, возникающих у граждан в связи со сменой условий и места жизнедеятельности;

3) комплексной профилактики, направленной на предотвраще­ние реальной угрозы трудной жизненной ситуации;

4) социальной профилактики, направленной на предотвраще­ние социальных последствий реальной угрозы трудной жизненной ситуации.

В состав комплексного центра помощи семье и детям могут входить следующие отделения (конкретные направления работы каждого их этих отделений представлено в приложении В):

· организационно-методическое;

· приема граждан;

· консультативное;

· психолого-педагогической помощи;

· помощи женщинам, оказавшимся в трудной жиз­ненной ситуации;

· профилактики безнадзорности несовершеннолет­них;

· дневного пребывания несовершеннолетних;

· реабилитации несовершеннолетних с ограничен­ными физическими и умственными возможностями;

· стационарное;

· срочного социального обслуживания.

Основные понятия.

Государственная социальная помощь - предоставление малоиму­щим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необ­ходимых товаров.

Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражда­нам определенной денежной суммы за счет средств соответствую­щих бюджетов бюджетной системы РФ.

Субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставля,-емых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Компенсация - возмещение гражданам произведенных ими рас­ходов, установленных законодательством.

Государственная социальная помощь назначается на основа­нии заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для одиноко проживающих) или от имени своей семьи в органы социальной защиты населения по месту жительства с указанием сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его се­мье) имуществе на праве собственности. Представленные заяви­телем сведения могут быть подтверждены актом обследования материально-бытовых условий, проводимого органами социаль­ной защиты населения.

Социальное обслуживание семьи - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, нахо­дящихся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация воспринимается человеком субъективно, как трудная лично для него или является объек­тивно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инва­лидность, неспособность к самообслуживанию, в связи с возра­стом, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспечен-ностью, безработицей, конфликтами и жестоким отношением в семье, одиночеством и т.п.).

Система социального обслуживания имеет слабую материаль­ную базу, характеризуется неразвитостью сети учреждений, уз­ким спектром оказываемой помощи, недостатком профессиональ­ных кадров.

Социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату через систему социальных служб, имеющих определенную лицензию, в порядке, установленном Правительством РФ.

Виды социального обслуживания:

- социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в по­стоянном нестационарном обслуживании; в виде социально-быто­вых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи;

- социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, нуж­дающихся в постоянном постороннем уходе;

- предоставление временного приюта гражданам без определен­ного места жительства, безнадзорным детям, подросткам;

- организация дневного пребывания в учреждениях социального об­служивания с предоставлением социально-бытового, медицинского и иного обслуживания в дневное время детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях;



- консультативная помощь гражданам и семьям в социально-экономическом, медико-социальном обеспечении жизнедеятель­ности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты;

- реабилитационные услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидов, несовершеннолетних, граждан с общественно опасным поведением и др.Региональная социальная политика

Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. № 803 и Концепция государственной национальной политики предусмат­ривают правовые разграничения полномочий и ответственности между органами власти на федеральном, региональном и мест­ном уровнях.

Региональная социальная политика призвана обеспечить за­щиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования. В условиях социаль­но-экономического кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семей. Создаются свои целевые программы и даже концепции социальной политики (Кировская, Смоленская, Новосибирская, Пермская области).

Анализ более 50 региональных программ показал, что все они направлены на поддержку остронуждающихся категорий семей, им оказывается дополнительная адресная поддержка. Во всех ре­гионах приоритетной является социальная поддержка беремен­ных женщин и женщин, имеющих детей. Социальная поддержка оказывается в форме продажи товаров широкого потребления и предоставлении различных коммунальных, бытовых, транспорт­ных и других услуг по льготным ценам, натуральной помощи (пи­тание, одежда, обувь).

Определенное распространение получили компенсационные выплаты семьям с детьми, не посещающими дошкольные учреж­дения. В Саратовской области компенсация на дошкольные уч­реждения выдается семьям безработных в объеме 70 % минималь­ной зарплаты. В Ярославской области ежемесячное пособие на до­школьные учреждения положено детям, не посещающим эти уч­реждения по медицинским показателям.

Во многих регионах осуществляется помощь студенческим се­мьям. В Белгородской области обязательно выделение отдельных комнат в студенческих общежитиях. В Тамбовской области семьям студентов, имеющих ребенка, предоставляется денежное пособие в размере 50 % минимальной зарплаты, в Новгородской - двух минимальных зарплат.

Усилия региональных властей направлены на повышение кон­курентоспособности женщин, молодежи, инвалидов, создание рабочих мест для социально незащищенных категорий населения," создание новых моделей занятости (неполный рабочий день, вре­менный найм, краткосрочный контракт, самозанятость), позво­ляющих совмещать профессиональные и семейные функции (Бел­городская область). Организуются различные формы надомного труда, курсы профессионального обучения для многодетных ма­терей, безработных родителей (Калужская, Орловская, Псков­ская, Пензенская области, Республика Мордовия).

Осуществляется поддержка региональными органами власти предпринимательской деятельности семей (обучение основам се­мейного предпринимательства), содействие в организации само­стоятельной производственной деятельности, создание малых пред­приятий (Белгородская, Пензенская области); предоставление без­возмездной материальной помощи, беспроцентных ссуд для раз­вития фермерского хозяйства (Орловская область); введение льгот для малообеспеченных семей с детьми при приватизации мелких объектов торгового и бытового обслуживания (Нижегородская область). В Калужской области предоставляются льготы по налого­обложению и кредитованию предприятиям и фермерским хозяй­ствам, созданным семейными детскими домами, многодетными семьями.

Меры, принимаемые в области улучшения жилищных условий семей, как правило, малоэффективны, касаются незначительной части населения. Это льготы по оплате жилья, жилищно-комму­нальных услуг (Белгородская, Кемеровская, Орловская области); выделение ссуд, субсидий многодетным семьям на строительство жилья, земельных участков под индивидуальное строительство (Пензенская область).

Для подготовки детей и молодежи к семейной жизни органи­зуются лектории, школы на базе учреждений здравоохранения, разрабатываются специальные программы, учебные пособия. Со­здаются службы планирования семьи по вопросам полового и сексуального воспитания и репродуктивного поведения.

Региональная семейная политика в подавляющем большинстве регионов отождествляется с социальной политикой, касающейся женщин и детей, тогда как семейная политика отражает только «семейное направление семейной политики»; реализация соци­альной политики на региональном уровне не имеет системности, научного обоснования, что снижает ее эффективность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: