Политическая самодеятельность. Молодежь и молодежная политика Социальная самодеятельность молодежи

Духовный кризис обязывает философов и социологов искать основы для грамотного развития и воспитания нового поколения. Молодёжь нуждается в поддержке и внимании, потому что без этого не будет развития страны. Это требует, в свою очередь, понимания того, как происходит социализация молодёжи, усвоение ею ценностей общества.

Общая характеристика

Молодёжь, как социальная группа, характеризуется зависимым социальным статусом, недостаточной личной самостоятельностью при принятии решений, касающихся своей жизни; остротой проблемы выбора профессионального пути, спутника жизни, нравственного и духовного самоопределения; активным становлением субъектности по мере самоидентификации, осознания своих интересов, роста своей организованности, большим интеллектуальным потенциалом.

Вхождение индивида в социальную группу молодёжи характеризуется активным развитием самосознания, рефлексии над собой и миром. Происходит расширение жизненного пространства человека. Наступает осознание будущего, появляется жизненная перспектива, возникают профессиональные намерения.

Значение идеалов

Осознание потребности в определении личных целей жизни, обострённый поиск жизненных ориентиров через идеалы и ценности является особенностью этого возраста. Исходя из этого психолог Виктор Франкл считал опасным «ограждать» молодых людей от ценностного и идейного воздействия под предлогом сохранения независимости их мировоззрения и внутреннего спокойствия (гомеостаза с социальной средой), поскольку экзистенциальный вакуум именно в этом возрасте переходит в деструктивные формы социальной активности. Именно у молодых восприятие новых идеалов и ценностей, их интериоризация вызывает не внутренний конфликт, а удовлетворение. Психологическое напряжение, связанное с такой интериоризацией, способствует развитию личности, формированию уверенности в себе и способности преодолевать трудности. Выводы В. Франкла подтверждает исследование, проведенное под руководством В.И. Чупрова и Ю.А. Зубок , по результатам которого оказалось, что 64,2% молодых людей в России считают для себя важным иметь идеалы, и только 28,6% полагают, что идеалы мешают в жизни человека.

В исследовании, проведенном профессором В.И. Кузнецовым в 2006 году, отнесли себя к числу тех, у кого есть идеалы, 52% опрошенных, и только 13,2% указали, что не имеют их. Однако 34,8% респондентов затруднялись с ответом на этот вопрос. Лишь у 28,5% идеалы совпадают с идеалами родителей, у 31% — не совпадают, а 40,5 % (!) не смогли определиться и в этом .

В поисках стабильности

С одной стороны, усиливается ориентация на социальную преемственность, в том числе многовекового опыта российской культуры, с другой – на новаторство и эволюционизм. Однако в современных условиях эти две ориентации часто не дополняют друг друга, а проявляются параллельно и могут вступать в противоречие. В результате возникает дискретность ценностного поля личности, которая приводит к подрыву «онтологической безопасности», то есть, по Э. Гидденсу, состояния уверенности людей в постоянстве окружающего социального и материального мира, в котором они живут и действуют. Перед молодёжью открываются новые возможности оперирования жизненным пространством, временем, деньгами, образованием, выбора формы трудовой деятельности, карьеры, однако постоянно присутствует риск лишиться этих благ. Такая ситуация усиливает релятивизм ценностей в сознании молодёжи и недоверие идеалам, что препятствует формированию смысла жизни, реализации устойчивой жизненной стратегии, т.е. нормальному функционированию личностных ценностей.

В современных условиях жизни молодого поколения, характеризуемых неопределенностью, социальное новаторство с необходимостью проявляется в форме риска. Поэтому уверенность в своих силах сменяется опасением, страхом перед изменениями и стремлением к стабильности, которой общество предоставить ему не может.

Поскольку молодёжь одновременно является объектом и субъектом социализации, распространяется неустойчивость способов достижения социального статуса молодым человеком, которая отражается и на процессе интериоризации ценностей, т.к. развивается отчуждение молодых людей от исторического опыта, традиционных ценностей, сложившихся в культуре форм и методов социального участия. Этим подрывается чувство «онтологической безопасности». Затем возникает противоречие между объективно присущим молодёжи стремлением занять соответствующие позиции в социальной структуре, приобрести определенный социальный статус и препятствиями ее эффективной интеграции в общество, возникающими в условиях социальной нестабильности и кризиса. Данное противоречие возможно разрешить путем изменения содержания социализации, в процессе которой закладываются не только готовые модели социального участия, но и способности дискурсивной оценки изменений, отделения ситуативного от постоянного, выявления объективно деструктивных и конструктивных общественных процессов.

Не обладая достаточными ресурсами и когнитивным потенциалом, способности воздействия на трансформацию социальной структуры и институциональных норм развиваются латентно и проявляются, в большинстве случаев, при переходе в более старшие возрастные группы, в которых синергия ресурсов, символического капитала и социокультурного потенциала личности существенно усиливают участие индивида в социальном процессе в качестве субъекта.


Особенности дальнейшей социализации

Таким образом, особенности становления молодёжи как агента социальных отношений определяется рядом факторов. Во-первых, происходит усиление неопределённости, как в самой личности, так и в конструировании отношений с внешним миром; усиливаются противоречия в структурировании ценностей, связанные с поиском смысла жизни, разочарованием в тех или иных ценностях, внутриличностными конфликтами, противоречиями прошлых этапов социализации.

Во-вторых, актуализируется потребность планирования жизненной стратегии, основанной на устойчивых социальных связях, вхождения в новые социальные группы, становления долгосрочной жизненной позиции, накопления социального каптала.

В-третьих, незаконченность интериоризации ценностей и как следствие противоречивость ценностной структуры личности препятствуют ей адекватно конструировать и развивать общественную жизнь.

В-четвёртых, состояние личности молодого человека характеризуется высокой динамикой ценностной системы и активной интериоризацией ценностей. Поэтому, молодёжь не обладает возможностью (часто и желанием) постановки долгосрочных целей, согласованных с социальным окружением, и планированием адекватных способов их достижения. В результате личность современного молодого человека склонна скорее к конформизму, чем к насаждению и достижению радикальных целей, в том числе связанных с разрушением социального порядка.

В-пятых, молодой человек, попадая во множество новых социальных ситуаций, может испытывать неудовлетворённость, несогласие с обстоятельствами или протест сложившимся нормам. Однако незавершённость кристаллизации ценностей препятствует реализации этих стремлений, ограничивает рефлексию, способности самооценки и устойчивой самоорганизации. Поэтому молодой человек стремится преодолеть границы информационного поля, в которых действуют индивид и группа с целью построения или расширения реального и символического пространства жизненного мира.

Трансгрессивность сознания молодёжи

Важной характеристикой сознания, влияющей на интериоризацию ценностей у молодёжи, является трансгрессивность, которая выражается, как пишут упомянутые выше Чупров и Зубок, в «системе установок молодёжи на перенесение названных образцов в свою жизнь, обусловленной отсутствием устойчивых императивов в обществе, девальвацией провозглашаемых ценностно-нормативных образцов и социального опыта » .

Таким образом трансгрессивные представления о должном и значимом в будущем, в том числе основанные на интуиции, ложатся в основу формирования терминальных ценностей и социальных идентичностей молодёжи.

Следовательно, формирование веса, значимости ценностей у молодёжи основано не только на соотнесении ценности с возможностями её актуализации в настоящем, но и на прогнозировании возможностей включения ценностей в долгосрочные жизненные стратегии, прогнозировании динамики значимости условий своей жизни, социальных связей, личностных свойств. «Поведенческие стратегии молодёжи ориентируются на требования не столько сегодняшнего, уже ускользающего мира, сколько завтрашнего - ещё не ясного и не выраженного, но прогнозируемого » .

Исследование центра «Социологии молодёжи» института социально-политических исследований РАН проведенное в 2006 году в 12 регионах РФ, опрошено 2000 чел. (рук. Ю.А. Зубок).

Кузнецов В.И. Молодёжь на рубеже веков // Социологические исследования. — Ростов-н/Д: РГУ, 2008. С.46.

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодёжи. — М.:Academia, 2008.С. 62.

Там же. С. 65.

Александр Огородников

Агрессивная самодеятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная(фр. epater - пора­жать, удивлять) самодеятельность

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д.. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.» . Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.

Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном про­исхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обла­дая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает со­знанием молодежи, приобретая универсальный харак­тер. Начинает превалировать тенденция к усилению про­цессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребитель­ским отношением к культуре. Нельзя не отметить и подчеркнутую аполитичность молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества, как безразличное и откровенно потребительское. «77% опрошенных полагает что: - «Когда нужно они вспоминают о нас». Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.» .

По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведённых в 2002 году 53 % молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, отметили её стремление к достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) – получение образования; в третью очередь (17%) – работу и карьеру. (См. Табл. 1). Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования .

Таблица 1. «Цели современной молодёжи»

Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение» . Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Изличных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие (см. Табл. 2).

Таблица 2. Распределение основных ценностей молодых людей .

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:

Материальное благополучие.

Ценность «Я» (индивидуализм).

Карьера (самореализация).

При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности:

Культ денег;

Безразличие и индивидуализм.

Вседозволенность.

Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, социологи выделяют:

Преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;

Вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;

Приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;

Слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;

Внеинституциональная культурная самореализация;

Отсутствие этнокультурной самоидентификации .

Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. Данные анализа результатов, проведенных в 2006 - 2007 годах кафедрой социологии молодежи МГУ им. М.В.Ломоносова социологических исследований среди студентов показали, что: «В настоящее время в молодежной среде, в обществе можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о неблагополучности в молодежной среде и требуют более детального изучения. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их положительная оценка» . (См. Табл.3).

Таблица 3. Перечень явлений, встречаемых в молодежной среде

Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном российском обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов, торжество антиценностей. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, на наш взгляд, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.

Социальная организация (от франц. organisation, от позднелат. organizo- сообщаю стройный вид, устраиваю) - исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности общества, людей; исторически сложившаяся упорядоченная система социальных отношений, например, экономическая организация общества, военная организация общества, политическая организация общества и т.д.

Основное отличие социальной организации от социального института заключается в том, что институциональная форма общественных отношений закреплена нормами права и морали, а организационная форма включает в себя помимо институциональных также и упорядоченные отношения, но которые еще не закреплены существующими нормами.


Похожая информация.


Понятие "молодёжь" как определение социально-демографической группы берёт своё начало с конца XVIII - начало XIX вв. До этого молодых людей в качестве особой социальной группы не признавали. Вплоть до конца XIX века проблемы молодёжи рассматривали через проблемы развития личности, воспитания гражданина исторически конкретного общества, что нашло научное выражение в педагогике, философии, психологии эпохи Возрождения, Нового времени, Западной философии XVII-XVIII веков. Актуализация теоретических исследований молодёжи, создание самостоятельных концепций возраста пришлось на начало XX века и получили развитие в социологических теориях молодёжи.

Молодёжь как особая социальная группа была признана по объективным признакам, которые определяют существование, развитие и изменение всех сторон данного социального образования.

Исходная позиция жизненного цикла, совпадающая с молодостью и связанная с процессом подготовки к взрослым функциям, появилась в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путём передачи из поколения в поколение ценностей, видов деятельности, средства и цели которых столетиями существовали в качестве устойчивых образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество.

Поэтому сегодня невозможно изучать молодёжь либо только с точки зрения социологии (социально-демографическая группа), либо только с точки зрения культурологического подхода (духовные ценности и идеалы молодёжи). Это делает процесс изучения односторонним. Выход лежит в соединении двух подходов в единый неразрывный социокультурный подход.

Концепции молодёжи в социокультурном аспекте начали разрабатывать в 50-гг XX в. такие исследователи как Г. Шельский, К. Мангейм, А Тенбрук, С. Эйзенштадт. В отечественной литературе по молодёжной проблематике социокультурный подход не всегда получает должного объективного освещения.

На сегодняшний день в кругах социологов утвердился взгляд на молодёжь как на референтную, социально-демографическую группу, важнейшими признаками которой большинство авторов считают возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а так же обусловленные тем и другим социально-психологические качества, что позволяет говорить о многоуровневом анализе молодёжи как социального феномена.

Однако вопрос по поводу окончательного определения понятия "молодежь" остается дискуссионным. Ученых разделяют различные подходы к предмету изучения - с позиции социологии, психологии, физиологии, демографии и др.

Исследователи Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В. А. и др. выделяют в качестве наиболее типичных подходов, встречающихся в научной литературе, следующие:

  • - психологический: молодость - это период развития человеческой личности между "puberty" (половая зрелость) и "maturity" (полная зрелость);
  • - социально-психологический: молодость - это определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого - всеми особенностями возрастного класса;
  • - конфликтологический: молодость - это трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни, продолжительный конфликт между индивидом и обществом, проблемная стадия в развитии человека;
  • - ролевой: молодость - это особая поведенческая фаза в жизни человека, когда он более не играет роли ребенка, и в то же время еще не является полноправным носителем роли "взрослого";
  • - субкультурный: молодежь - это группа со своим специфическим образом жизни, стилем жизни, культурными нормами;
  • - стратификационный: молодежь - это особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со специфическими позициями, статусами, ролями;
  • - социализационный: молодость - это период социального роста, первичной социализации;
  • - аксиологический: молодость - это социально значимый, важный этап жизненного цикла человека, именно на этом этапе происходит формирование системы ценностных ориентации индивидов, особого мироощущения, устремленности в будущее, оптимизма.
  • - возрастные;
  • - социально-исторические;
  • - социологические;
  • - духовно-культурологические;
  • - социально-психологические;
  • - культурологические.

Таким образом, в рамках рассмотренных подходов существует множество дефиниций молодежи, отражающих в большей или меньшей степени те или иные стороны жизнедеятельности и качественные характеристики этой социальной группы.

Молодежи присуща более высокая степень удовлетворенности жизнью, что связано с большей уверенностью в собственных силах, ориентацией на реализацию личных целей и интересов, на достижение и успех. Молодым людям свойственна приверженность к ценностям индивидуализма, личной инициативы и самостоятельности.

Успех для значительной части молодежи характеризуется достижением высокого материального статуса. Высшее образование как условие достижения успеха ценится меньше. Тем не менее, в сознании молодежи престиж высшего образования по сравнению со средним очень высок.

Отношение к труду весьма противоречиво. С одной стороны молодежь в основном не причисляет труд к перечню наиболее значимых ценностей. Это частично объясняется упразднением идеологии особой общественной значимости труда и трудового воспитания. Однако большую роль для многих играет интересная работа. Вместе с тем, основным мотивом молодых людей, объясняющим выбор ими рабочего места является возможность получения большего дохода. Это связано с ослаблением в молодежном сознании связи между деньгами и работой в ее трудовом значении.

Большинство представителей сегодняшней молодежи отводят довольно важную роль семье, считая ее непременным условием счастья. Сожительство как способ организации семейных отношений во многом уступает браку. Большая часть считает, что обязательным условием семейного счастья являются дети. Среди главных факторов, обеспечивающих устойчивость и стабильность семьи, молодые люди называют следующие: уважение и поддержка между супругами, супружеская верность, удовлетворенность сексуальными отношениями, достойный доход, нормальные жилищные условия, проживание отдельно от родителей и готовность обсуждать проблемы, возникающие между супругами. Набирает силу тенденция, в соответствии с которой роль женщины в материальном обеспечении семьи возрастает. Можно отметить возросшую роль материальных факторов в функционировании молодежной семьи.

Ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения. молодёжь семья социальный воспитательный

В широком смысле, молодежь представляет собой совокупность групповых общностей, образованных по возрастным признакам и по связанным с ними видами деятельности. И.С. Кон определял молодежь как "социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем или другим социально-психологических свойств". Определение понятия "молодежь" взаимосвязано с характеристикой поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои, массы и социальные группы. В этом определении выстраивается четкая структура, начальным звеном которой является "поколение", затем "класс" (или "страта") и, наконец, молодая часть класса - молодежь.

Такой вывод имеет важное методологическое значение для определения понятия "молодежь". При этом исследователи исходят из того, что в системе общественных отношений молодежь не занимает особого места, распределяясь между различными классами и социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В настоящее время в определении этих границ существует три основных подхода.

Первый, так называемый демографический подход рассматривает молодежь как особую часть населения, т.е. как людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.

Второй подход - статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.

Третий подход - социологический, когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, т.е. конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психологическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.

Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия "молодежь", нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннею структуру молодежи с разных точек зрения.

Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы:

  • а) учащиеся неполных и полных средних школ;
  • б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;
  • в) в возрасте от 20до 24 лет;
  • г) от 25 до 30 лет.

Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие "молодежь" входят следующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественном труде.

  • - Производственные рабочие. Механизаторы, работники ферм, транспортники, строители. В основном они имеют специальное образование на базе курсов и представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.
  • - Лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом, представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.
  • - Техники, технический обслуживающий персонал. Активно растущая прослойка молодежи в условиях компьютеризации труда и появления новых профессий по обслуживанию современной техники.
  • - Особую группу молодежи составляют менеджеры, риелторы, агрономы, зоотехники, а также организаторы производства и специалисты различных сфер хозяйства. В этой группе самый высокий уровень среднего и высшего образования.
  • - В последнее время активно формируется еще одна группа молодежи - научная и творческая интеллигенция. К ее числу следует отнести медицинских работников, учителей и работников народного образования, культуры. В этой группе самый большой процент "утечки мозгов".
  • - Учащаяся молодежь не однородна по своему возрастному составу и по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в средних учебных заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся по различным формам (очно, очно-заочно, заочно). Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны.

Итак, молодежь - это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры

Особая ценность для современной молодежи - возможность заниматься любимым делом. Как специфическая социально-демографическая группа молодежь характеризуется помимо возрастных рамок, еще и наличием определенного места в структуре общества, а также особенностями социального становления и развития. В рамках особенностей молодого поколения можно выделять основные и второстепенные. К основным характеристикам можно отнести физиологические, психологические, возрастные и социально-классовые. Данные характеристики присущи всем молодым людям. Второстепенные же признаки вытекают из основных и проявляются в зависимости от видов деятельности, места проживания и социального статуса молодого человека.

Н.Ф. Головатый выделяет следующие объективные обстоятельства, обуславливающие особую роль молодежи в жизни общества:

  • · молодежь играет важную роль в народно-хозяйственном производстве, т.к. является единственным источником пополнения трудовых ресурсов;
  • · молодежь - носитель интеллектуального потенциала общества, она обладает большими способностями к труду и творчеству во всех сферах жизни;
  • · молодежь способна гораздо быстрее, нежели другие социальные группы, овладевать новыми знаниями, умениями, профессиями, благодаря чему она имеет большую социальную и профессиональную перспективу.

Роль молодежи как объекта и субъекта в историческом процессе развития общества также имеет свою специфику. При вступлении в общественную жизнь молодой человек является объектом социального воздействия окружающей внешней среды: семьи, друзей, институтов образования и т.п. По мере взросления он учится и начинает заниматься творческой деятельностью, становясь субъектом социально-экономических, политических и общественных преобразований.

Молодежь представляет собой особую социально-демографическую группу, играющую свою незаменимую роль в обществе. Молодежь является единственным источником пополнения трудовых ресурсов, носителем интеллектуального потенциала общества. Она в большей мере способна к адаптации в новых условиях, изучению и усвоению новых знаний и навыков. Ценностные ориентации молодежи не могут не оказать влияния на жизнедеятельность общества в целом.

Достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени. Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою и т.д. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 30 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием.

Соответственно представителей демографической группы, возраст которых укладывается в эти временные рамки, называют молодежью. Однако не возраст является решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Для правильного понимания особенностей молодежи как следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость — это переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, свойственных этому возрасту.

Взросление — это прежде всего усвоение знаний и навыков и первые попытки применить их на практике.

Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь ().

Система молодежной политики слагается из трех составляющих:

  • правовых условий реализации молодежной политики (т.е. соответствующей законодательной базы);
  • форм регулирования молодежной политики;
  • информационного и материально-финансового обеспечения молодежной политики.

Основными направлениями молодежной политики являются:

  • вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;
  • развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;
  • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды , организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д. При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, которые способны помочь в решении его конкретных проблем.

Лекция 4.

Типы самодеятельности молодежи.

Агрессивная самодеятельность - Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная (пора­жать, удивлять) самодеятельность - Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность - Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделœей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность - Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность - Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнических групп и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Большинство современных стран полиэтничны. В составе РФ более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность - ϶ᴛᴏ исторически сложившаяся на определœенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка,психического склада , самосознанием и исторической памятью , а также осознанием своих интересов и целœей, своего единства и отличия от других подобных образований.


  • - Этнические общности. Основные черты и этапы формирования, русской нации

    Видное место в общественной жизни занимают этнические общности - этнос, которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос - это истори­чески сложившаяся на определенной территории, устойчивая сово­купность... [читать подробенее]


  • - Этнические общности. Межнациональные отношения.

    Этнос – исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, обладающая общими чертами культуры, языка, психологического склада. Этнические общности: Род- самая первая производственная, социальная и... [читать подробенее]


  • - Этнические общности

    Большие группы (общности) Большая группа - это настолько многочисленная группа, что все ее члены не знают друг друга в лицо и контакты между ними не могут совершаться непосредст­венно. Обычно под большими группами имеются в виду разные объединения, охватывающие... [читать подробенее]


  • - НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ.

    Важнейшим элементом социальной структуры общества являются социально-этнические общности людей. Они включали в себя (с учётом эволюции человеческого общества) род, племя, народность, нации. Эти объединения людей можно также называть историческими общностями, поскольку... [читать подробенее]


  • - Особенности социальной стратификации в современной России. Этнические общности.

    Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык,... [читать подробенее]


  • - Социально- этнические общности как субъекты и объекты политики

    Население Земли образует множестворазнообразных общностей. Особое место среди них по устойчивости в истории, по вкладу в культурное достояние человечества занимают этносы. Научное осмысление понятия «этнос» для обозначения особой общности людей активизировалось во...

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: