Кем является человек в обществе. Человек в обществе

Вспомните героя популярной книги Робинзона Крузо. Выброшенный на необитаемый в результате , он долгие годы в полном одиночестве. Правда, ни в чем не нуждаясь, ведь в тропическом климате можно было обойтись без теплой одежды, да еще удалось с корабля много полезных, необходимых вещей. К тому же Робинзон без особого труда добывал пропитание, так как на острове водились козы, в изобилии произрастали тропические плоды, виноград. Так что по сравнению с утонувшими товарищами, он мог чувствовать себя баловнем судьбы. Тем не менее, Робинзон испытывал жгучую, мучительную тоску. Ведь он был один. Все его мысли, все желания устремлялись к одному: вернуться к людям. Чего не хватало Робинзону? Никто не «стоит над душой», не указывает, что и , не ограничивает твою свободу. А не хватало ему самого главного – общения. Ведь вся история человеческой цивилизации свидетельствует, что только сообща, помогая друг другу, люди добивались успеха и преодолевали трудности. Не случайно самым страшным наказанием у людей каменного века считалось изгнание из рода или из племени. Такой человек был просто-напросто обречен. Разделение обязанностей и взаимопомощь – вот две главные основы, на которых зиждется благополучие любого человеческого общества: начиная от семьи и заканчивая государством. Ни один человек, даже обладающий колоссальной физической силой и самым острым, глубоким умом, не сможет сделать столько, сколько группа людей. Просто потому, что ему не на кого опереться, не с кем посоветоваться, наметить план работ, попросить о помощи. Некому раздать указания и некого проконтролировать, наконец, если он ярко выраженный лидер по натуре.Ощущение своего одиночества рано или поздно приведет к депрессии, причем она может принять самые тяжелые формы. Тот же Робинзон, чтобы не сойти с ума от отчаяния и тоски, вынужден был принять ряд мер: регулярно вел дневник, делал зарубки на своем примитивном «календаре» - вкопанном в землю столбе, разговаривал вслух с собакой, кошками и попугаем.Бывают ситуации, когда даже самому гордому и независимому человеку просто необходима помощь. Например, при серьезной болезни. А если рядом никого не будет, и не к кому даже обратиться? Это может закончиться очень печально. Наконец, ни один уважающий себя человек не может жить без цели. Ему надо ставить перед собой какие-то задачи и достигать их. Но - такова уж особенность человеческой психики – какой толк в достижении цели, если этого никто не увидит и не оценит? К чему будут все усилия?Вот и выходит, что человек не может обойтись без общества.

Описание темы: Школьное сочинение на тему: О роли человека в обществе.

"Роль человека в обществе".

Современные люди живут в обществе, в связи с чем они так или иначе вынуждены принимать участие в каких-то полезных для всего общества делах. Наверное, не один цивилизованный человек не может жить без общества, ведь так приобретается жилье, еда и удовлетворяются различные моральные потребности. Но если человек не может без общества, может ли общество обойтись без человека?

Наверное, каждый понимает, что нет такого человека, без которого разрушилось бы общество. Но и наоборот. Я считаю, что нет ненужного человека, ведь у каждого своя роль и каждый чем-то полезен для других. Как же определяется, какую роль будет играть конкретный человек? Зависит ли это от того, будет ли он простым трудягой, грамотным специалистом или же богатым инвестором, а может, и вовсе политиком?

Я думаю, что каждый человек сам выбирает то, какую роль он будет играть в обществе. Если он настойчив и идет к своей поставленной цели, несмотря ни на что, он, скорее всего, ее добьется. Главное - не сдаваться, после «падений» это, наверное, самый ключевой фактор. Конечно же, существуют различные непредвиденные ситуации, когда все будет идти совсем не так, как было задумано, а может быть, и кардинально наоборот. Однако же, я сомневаюсь, что если бы Путин не захотел бы стать президентом, он бы им стал, а также, если бы Менделеев не работал так усердно, изучая химические элементы, ему бы приснилась его знаменитая таблица.

Также стоит отметить и то, что роли у людей должны быть разные, и не могут все одновременно стать начальниками, ведь если допустить такое, получится, что гораздо престижнее быть просто хорошим работником и чтобы начальство само за тебя боролось, как за приз на аукционе.


(Картина Казимира Малевича "Отдых. Общество в цилиндрах" 1908 г.)

Вывод лично для себя я сделал следующий: человек получает роль в обществе по мере его незаменимости. Но чтобы стать по-настоящему незаменимым, нужно провести огромнейшую работу и именно в той области, которая в данное время наиболее востребована. Однако и вместе с вышесказанным, стоит учитывать, что настоящий мир весьма непостоянен и то, что очень востребовано сегодня, завтра может оказаться никому ненужным и наоборот. Следовательно, цель нужно иметь и идти к ней, но также обязательно быть разносторонне развитым и быть готовым к неожиданным изменениям.

Человек — существо социальное и лишь в обществе может реализовать себя. Жизнь человека сама по себе социальна, ведь ему приходится постоянно взаимодействовать с людьми и в быту, и на работе. Собственно , когда живет и развивается в социальной среде, а социальные факторы играют огромную роль в его становлении.

Что делает человека социальным существом?

Человек выделился из животного мира благодаря основным социальным факторам - труду и коллективной деятельности, общению, речи и мышлению, а также нравственности. Но именно труд сыграл главную роль при становлении человека. Коллективный труд приводил к тесным взаимоотношениям между членами коллектива, а затем и к групповому взаимодействию, включающему заботу о других. Все это вызывало необходимость в общении, появилась речь, которая способствовала развитию мышления. А мышление позволило обогатить речь новыми словами. Благодаря языку наработанный опыт передавался из поколения в поколение, умножая и сохраняя человеческие знания.

Человек изначально обладает специфическими человеческими качествами, однако полностью его в этот мир вводит именно общество, наполняющее социальным содержанием его поведение. В результате активного овладения языком, воспитания, обучения, освоения культурных ценностей на протяжении жизни формируются сознательные психические явления.

Только для человека характерны социальные особенности, которыми он обязан именно обществу:

  • орудийно-производственная деятельность,
  • сознание и способность к мышлению,
  • социальные потребности (общение, дружба, привязанность, любовь),
  • (мораль, религия, искусство),
  • творчество, созидание,
  • общественная и политическая деятельность,
  • деятельность, позволяющая преобразовать окружающий мир,
  • практическое осмысление своей деятельности.

Обретение человеком социальных качеств осуществляется в процессесоциализации . Это значит, что присущие конкретной личности черты, являются результатом освоения культурных ценностей, характерных для конкретного общества, и одновременно воплощением внутренних возможностей личности.

Человек неотделим от общества, а само общество таково, какими являются образующие его люди. Общество выступает как выражение, оформление и закрепление внутренней человеческой сущности, способа его жизнедеятельности. Человек существует как человек исключительно благодаря обществу, в нем он формируется и своей деятельностью формирует общество, в котором живет.

Когда человек овладел культурой изготовления орудий труда, устройством жилищ и воспроизводством пищи он стал зависеть от воспитания и социальных условий. Собственно формирование присущих человеку качеств вне человеческого общества стало невозможным.

Человек благодаря воспитанию, традициям, технической, научной и культурной информации обогащается опытом множества живших до него людей. Так между поколениями возникает особая форма связи – преемственность, вследствие чего накопленный за конкретную человеческую жизнь опыт не исчезает вместе с человеком, а присоединяется к общечеловеческой культуре.

Ценность человека для общества обусловлена его социально значимыми качествами, в совокупности характеризующими его как личность, однако стать личностью можно только в обществе. Пример того, что человек как личность не может существовать вне человеческого общества, это дети — маугли. Попав по разным причинам на несколько лет в сообщества животных, они возвращались к людям, однако для адаптации в этой социальной среде им требовались годы.

Вот почитайте статью для размышления, о своей зависимости или независимости от общества. Детальнее разобраться в понимании поможет тест в конце статьи.

Современный человек живёт в обществе, и так или иначе он вынужден участвовать в какой-либо коллективной деятельности. Цивилизованный человек физически не в состоянии быть из нее исключен. Он зависим от нее. Односторонней зависимости быть не может. Если бы это было так, современное общество распалось, а все люди разошлись бы в разные стороны. К обществу относится все окружение человека, это его семья друзья, одногруппники, даже информацию, которую он получает в процессе жизни, это тоже своего рода общество. Человек во многом зависит от общества, от его окружения зависит его образ мысли, жизни и физического здоровья. Влияние на человека в большой мере оказывает социум. Стоит отметить, что треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отношений. Этот процесс получил название социализации.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап, т.к. в этот период человек начинает впитывать в себя информацию, как губка, также он пытается подражать взрослым, беря от них не только хорошие качества, но и плохие. А в этот период взрослые могут навязывать свое мнение, и ребенок в этот момент беззащитен против требований старших, он будет вынужден подчиниться им, что может повлиять на дальнейшее развитие человека как личности.
Весь процесс развития личности можно разбить на несколько этапов в соответствии с возрастом ребенка:
· Ранний детский (0-3)
· Дошкольное и школьное детство (4-11)
· Отрочество (12-15)
· Юность (16-18)

Самое огромное влияние на личность человека оказывает мнение родителей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и в ней закладываются основы личности ребенка.
- В дошкольном возрасте еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой становится коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими. Ребенок хочет, чтобы его уважали сверстники, чтобы у него было много друзей. В детском саду он может получить жизненный опыт, т.к. он общается с детьми своего возраста, что-то берет от них, пытаясь подражать.
- В подростковом возрасте дети часто переживают кризис развития личности. Для кризиса этого возраста характерен дух противоречия, стремление все сделать по-своему, приобретать собственный опыт удач и промахов.
- К 18 годам, как правило, личность ребенка сформирована полностью. Кардинально изменить уже сложившуюся личность нельзя, можно лишь помочь ребенку корректировать его поведение. Поэтому так важно своевременно привить ребенку морально-этические ценности, обучить его нормам поведения и человеческих взаимоотношений тогда, когда личность ребенка еще развивается. Юность завершает активный период социализации. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств.

Зависимый человек - это тот, кто позволил поведению другого человека сильно воздействовать на нее или него, и кто одержим попытками контролировать поведение того человека. Зависимость связана с низкой самооценкой и огромным количеством негативных эмоций: страх, тревога, затянувшееся отчаяние, гнев, стыд, чувство вины и т.д. Жизнь зависимых людей полна длительных стрессов. По сути дела, именно стрессы, в том числе и сильные переживания за другого человека и создали у них данный тип личности. Эти люди способны сильно переживать, но, как правило, не способны действовать в нужном направлении, поскольку отрицательные эмоции отбирают у них всю энергию. Зависимые люди настолько втянуты в чужую жизнь, что чувствуют себя ничтожными без взаимоотношений с кем-либо. При этом они, разумеется, стараются и другого втянуть в собственную жизнь, в том числе в свои негативные переживания. Зависимые люди настолько привыкают «заботиться» о другом, что нередко предлагают навязчивую помощь даже тогда, когда другой человек в ней не нуждается, или тогда, когда эта помощь абсолютно бесполезна.

Независимый человек - это также самодостаточный, самостоятельный человек, который осознает личную ответственность за свою жизнь. Признаки независимого человека:
· Ответственный.
· Материальная независимость.
· Самодостаточность.
· Живет своей жизнью.

Для полноценного развития личности человеку необходимо общение с другими людьми. В противном случае социальные нормы и ценностные ориентации, установленные в обществе, не будут восприняты или воспримутся искаженно. Общение с теми, кто более развит, заставляет подтянуться к более высокой планке, устанавливает более высокий стандарт, чем тот, что есть у одиночки, и человек в группе стремится к лучшему - ведь он знает, что лучшее существует, одиночка же об этом и не подозревает.

Только прямое общение в группе, личные контакты и достижение открытости с другими людьми дают человеку возможность воспринимать чужой и передавать свой жизненный опыт. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью; группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки; от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков. Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что человек всегда будет зависеть и изменяться для общества. Потому что за общество можно принять как небольшую группу друзей человека, так и семью, а т.к. человек почти все время проводит с ними, он зависит от их мнения и решений. Почти каждый человек находится в средней зависимости от общества, т.е. человек задумывается, что о нем говорят люди, каждый день он выслушивает мнения людей и прислушивается к ним, поступает так, как ему сказали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: