Укрепление обороноспособности ссср накануне немецко–фашистской агрессии. Укрепление обороноспособности ссср

Защита от терроризма. Оборона как совокупность мер, принимаемых государством с целью обеспечения безопасности граждан, общества и государства, представляет собой сложное социально-политическое и экономическое явление. Правовое сопровождение возникающих при этом отношений осуществляется в рамках институтов практически всех отраслей права. Механизмы обороны подвержены внутренним и внешним воздействиям и непрерывно изменяются. С указанными изменениями связаны преобразования правового регулирования деятельности органов государства, организаций и граждан. Предстоит сформировать новый взгляд на формы и методы ведения войны, причины и условия возникновения военных конфликтов, возможные масштабы и сценарии развития военных событий.

В условиях глобализации современная обстановка характеризуется появлением внешних вызовов и рисков, связанных с террористической деятельностью международного характера. Террористические организации приобретают квазигосударственные формы, обеспечиваются экономической, политической и военной поддержкой ряда государств. Деятельность указанных организаций становится все более агрессивной и откровенно антироссий-ской. В связи с этим необходимо совершенствование законодательства об обороне, военного законодательства.

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» под обороной подразумевает систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и саму вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента

Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, определены цели совершенствования национальной обороны, которые состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны. Названный акт содержит официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. При этом обеспечение национальной обороны производится исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счет методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и миротворчества, международного военного сотрудничества.

В 2009 году в Стратегии (п. 1) было закреплено, что Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века и устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма. Однако международный терроризм в настоящее время вышел за очерченные в Стратегии пределы. В результате она перестала соответствовать реальной обстановке.

Так, сирийские события показали, что выработка государственной политики в области противодействия международному терроризму более не может осуществляться Национальным антитеррористическим комитетом, представляющим собой межведомственный орган, обеспечивающий координацию федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Для применения мер военного характера по подавлению ИГИЛ потребовалась реализация процедуры получения согласия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Постановлением СФ ФС РФ от 30 сентября 2015 г. № 355-СФ «Об использовании ю

Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» было дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Вместе с тем применение Вооруженных Сил Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике (САР) обусловлено не только выполнением обязательств, вытекающих из договорных отношений с САР. В связи с применением оружия с территории России по объектам не территории САР потребовалось также согласие и иностранных государств, формирование военно-координационных органов, установление взаимодействия с военными коалиционными формированиями иных стран.

Террористический акт, совершенный над Синайским полуостровом, был расценен Президентом Российской Федерации как угроза ее безопасности, что в соответствии со ст. 51 Устава ООН (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.) делает возможным принятие Россией необходимых мер индивидуальной или коллективной самообороны.

Таким образом, противодействие международному терроризму требует участия в этом процессе органов государственной власти, взаимодействия и координации на более высоком уровне, нежели уровень, предусмотренный в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года. Перечисленные обстоятельства указывают на необходимость корректировки Стратегии.

Нуждается в совершенствовании и Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Правовое обеспечение мобилизационной подготовки страны. К настоящему времени имеется около 200 законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся проблем проведения мобилизационной подготовки и мобилизации экономики в Российской

Федерации, которые являются мероприятиями по обеспечению обороны государства.

Внутренним фактором нестабильности в обеспечении обороны стали проблемы оборонной промышленности. Существенным образом сказался на обороне переход страны на рыночные отношения, появление частной собственности на средства производства, развитие новых способов и форм финансирования промышленности. Определенной проблемой стало наличие сложноустроенного государственного и муниципального управления. Названные проблемы затронули вопросы мобилизационной готовности Российской Федерации и не могли не сказаться на содержании правового регулирования, его качестве и эффективности.

Возникновение специфических общественных отношений, связанных с необходимостью заблаговременной подготовки к ведению военных действий (мобилизационных отношений), организации промышленного производства вооружений в условиях военного времени, а также обеспечения поддержания условий жизни населения стало результатом развития средств вооруженной борьбы, расширения театров военных действий с участием огромных военных сил. В 1930 году один из руководителей становления мобилизационного планирования Р.А. Муклевич утверждал, чтобы «в нужный момент промышленность смогла легко и безболезненно перейти с мирных на военные рельсы... нужна большая и продуманная работа не только планирующих органов, не только органов военоведа, штабов и мобилизационных органов, но и всех без исключения организаций, работающих в промышленности. <...> Простой взаимозаменяемости мирной и военной промышленности, как многие думают, не существует» . Сложность и важность названных отношений требует постоянного совершенствования специальной правовой регламентации.

Мобилизационная подготовка охватывает всю систему государственного управления, многие отрасли народного хозяйства, Вооруженные Силы, иные войска и органы. Однако так и не удалось найти баланса, о котором еще в июне 1930 г. говорили Р.А. Муклевич и К.А. Механошин 1 , выступая против гипертрофированного развития военной промышленности. «Мы не можем увлекаться развитием военной промышленности как таковой. Наши заводы не могут работать на склад, создавая огромные запасы военного имущества, в то время как страна нуждается в машинах и товарах» 2 .

Между тем разрушение системы коллективной безопасности, вызванное крушением СССР, и последующие попытки уничтожения военно-промышленного потенциала, доставшегося России в наследство, стали причиной консервации сложившейся до 1992 г. системы мобилизационной подготовки и мобилизации как экономической части государства, так и его военных компонентов. В известном смысле «застыли» и нормативные регуляции в этих сферах.

Экономические реалии современности показали, что прежними формами, методами и способами обеспечения мобилизационной готовности экономики и военной силы невозможно поддерживать надлежащий уровень безопасности граждан, общества и государства.

Возникла потребность установления регуляций, адекватных уровню экономического потенциала страны, изменениям в системе комплектования Вооруженных Сил, количестве и качестве современного вооружения, способности промышленности по его производству. Изменения, отраженные в Военной доктрине, утвержденной Президентом Российской Федерации, стали дополнительным основанием для совершенствования правового регулирования столь сложных общественных отношений.

Совокупность общественных отношений в области мобилизационной подготовки и мобилизации имеет тенденцию к разделению на две относительно самостоятельные области правового регулирования, правовая природа которых различна. Данное обстоятельство предполагает разделение группы мобилизационных отношений, регулируемых действующим Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», на две части. Сферой правового регулирования одной из них должны стать отношения, связанные с переводом страны на условия военного времени (мобилизация). Группа отношений, возникающих в период мирного времени, нуждается в самостоятельном нормативном правовом акте.

Целесообразным представляется поэтапное формирование взаимосвязанной, но относительно обособленной правовой регламентации с конечной целью подготовить проект федерального закона с рабочим названием «О мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации». Особенностью законопроекта должно стать одновременное вступление в силу пакета подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих отсутствие нестыковок между новым законом и устаревшим подзаконным регулированием.

  • Начальник управления ВМС.
  • Кен О.Н. Мобилизационное планирование и политические решения (конец 1920-х-середина 1930-хгг.)/О.Н. Кен.. 2-е изд, перераб. М., 2008.С. 177. Председатель сектора обороны Госплана. Цит. по: Кен О.Н. Указ. соч. С. 178.

Укрепление обороноспособности страны.

Обострение международной обстановки в конце 30-х годов, сложность военной техники требовали изменения организационного построения вооруженных сил СССР. В 1939 ᴦ. вооруженные силы СССР перешли на систему кадровой армии. Штаб РККА был переименован в Генеральный штаб.

В 1937 ᴦ. для создания мощного морского флота СССР был образован Народный комиссариат Военно-морского флота. 13 марта 1938 ᴦ. учреждается Главный Военный Совет Красной Армии, в задачи которого входило рассмотрение базовых вопросов строительства Красной Армии и укрепление обороноспособности страны. Был также образован Главный Совет Военно-Морского флота.

Военный совет являлся высшим органом военной власти в округе. Ему подчинялись всœе войсковые части и военные учреждения, расположенные на территории округа; Военный Совет подчинялся непосредственно Народному комиссару обороны СССР. Расширялась система военных комиссариатов – были созданы военные комиссариаты в автономных республиках, областях и городах, что позволило лучше организовать учет военнообязанных и призыв в армию.

Большую роль в укреплении вооруженных сил сыграл принятый Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 ᴦ. закон ʼʼО всœеобщей воинской обязанностиʼʼ. В отличие от старого Закона о воинской обязанности, в котором защита СССР предоставлялась только трудящимся, новый Закон установил, что всœе мужчины-граждане СССР без различия расы, национальности, вероисповедания и т. д. обязаны были отбывать воинскую службу в составе Вооруженных сил СССР. Возраст призываемых снизился с 20 до 18 лет.

Президиум Верховного Совета СССР в январе 1939 ᴦ. утвердил новый текст присяги. В отличие от старого текста͵ когда присягу читали коллективно, теперь каждый военнослужащий индивидуально принимал военную присягу и скреплял ее собственноручной подписью. 23 февраля 1939 ᴦ. весь личный состав Вооруженных сил СССР принял новую военную присягу.

Указ от 12 августа 1940 ᴦ. ʼʼОб укреплении единоначалия в Красной Армии и Военно-Морском флотеʼʼ отменил институт военных комиссаров. Были установлены генеральские и адмиральские звания для высшего командно-начальствующего состава. В 1937 ᴦ. было введено звание младшего лейтенанта͵ а в 1939 ᴦ. – подполковника.

К 1939 ᴦ. сложилась кадровая система комплектования и организации войск, была расширена сеть военных учебных заведений, приняты меры по оснащению войск новой техникой, особенно авиационной. Было приняло специальное постановление, обязывавшее директоров крупнейших заводов ежедневно информировать ЦК о выпуске самолетов и авиамоторов. В мае 1940 ᴦ. было принято решение о смене руководства Наркомата обороны: вместо Ворошилова, бессменно находившегося во главе армии более 15 лет и показавшего свою некомпетентность, наркомат возглавил С.К. Тимошенко . В акте о передаче дел говорилось и об упущениях в организации управления войсками. А в январе 1941 ᴦ. начальником Генерального штаба и заместителœем наркома обороны был назначен Г.К. Жуков.

Решению управленческих задач способствовали также меры, направленные на укрепление трудовой и производственной дисциплины. В 1940 ᴦ. были приняты Указы ʼʼО переходе на 8-ми часовой рабочий день и 7-ми дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учрежденийʼʼ, ʼʼОб ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиямиʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ предусматривали уголовную ответственность за опоздание на работу и переход рабочих с одного предприятия на другое, за выпуск недоброкачественной продукции.

Угроза военного нападения заставила советское руководство усилить общесоюзные институты управления, централизовать властные полномочия в общесоюзных органах. Целям повышения авторитета государственного управления служили меры по укреплению Совнаркома СССР. Перед войной его возглавил Сталин. Был обновлен состав Комитета Обороны. Вновь образованный орган из 7 человек обладал всœеми правами Совнаркома, в т.ч. издавались постановления. Это значительно повысило оперативность управления. В случае если полный состав СНК должен был собираться ежемесячно, то Бюро заседало раз в неделю, а то и чаще.

При этом к началу войны многое из намеченного осталось неосуществленным. Материально-технические и организационные меры по укреплению обороны не обеспечили должного отпора врагу на начальном этапе военных действий. К тому же немецкая государственная машина оказалась не хуже организованной и не менее дисциплинированной. Она была полностью отмобилизована и хорошо управляема, ее аппарат был перестроен в соответствии с требованиями военного времени.

Колоссальный ущерб Вооруженным силам был нанесен массовыми репрессиями1937-1938 гᴦ., что самым трагическим образом сказалось в годы Великой Отечественной войны.

Лекция 19. Государственное управление в СССР в годы Великой Отечественной войны (1941– 1945).

1. Перестройка управления на военный лад.

2. Изменения в области экономики.

3. Образование чрезвычайных органов управления.

4. Управление на оккупированных территориях.

5. Расширение прав союзных республик.

6. Роль И.В. Сталина в управлении страной.

7. Особенности государственного управления в годы ВОВ.

Укрепление обороноспособности страны. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Укрепление обороноспособности страны." 2017, 2018.

Глава XXIV УКРЕПЛЕНИЕ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СССР

После гражданской войны Коммунистическая партия направила усилия советских людей на решение коренных экономических, социально-политических и культурных задач социалистического строительства, в неразрывной связи с которыми находилось укрепление обороноспособности страны. В условиях враждебного капиталистического окружения Советский Союз не был застрахован от военного нападения.

Учитывая классовый характер возможной войны как столкновения двух противоположных общественно-экономических систем, партия в своей деятельности исходила из ленинского учения о защите социалистического Отечества. Обеспечение оборонной готовности страны было одной из важнейших задач на всех этапах социалистического строительства. Выполняя ее, партия и правительство постоянно укрепляли оборонную промышленность, проводили коренное перевооружение армии, авиации и флота, совершенствовали организацию Вооруженных Сил, развернули партийно-политическую работу в войсках, осуществляли массовую подготовку военных кадров, оборонно-массовую работу среди населения, военно-патриотическое воспитание трудящихся.

Построение социализма обеспечило условия для решающего укрепления обороны страны, усиления боевой мощи Вооруженных Сил. Защита завоеваний социализма стала для советских людей объективной необходимостью, вытекающей из коренных закономерностей общественного развития. Она имела и большое международное, интернациональное значение.

В. И. Ленин, Коммунистическая партия об укреплении обороноспособности страны. В. И. Ленин разработал и обосновал программу пролетарской революции, которая, по его выражению, лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться. «Первой заповедью нашей политики, - писал он, - первым уроком… который должны усвоить себе все рабочие и крестьяне, это - быть начеку, помнить, что мы окружены людьми, классами, правительствами, которые открыто выражают величайшую ненависть к нам. Надо помнить, что от всякого нашествия мы всегда на волоске».

Надежным гарантом безопасности Страны Советов должна была стать Красная Армия. В ленинском учении о защите социалистического Отечества созданию и укреплению Вооруженных Сил придавалось первостепенное значение. В декабре 1920 г., когда гражданская война завершилась, В. И. Ленин отмечал: «Не полагаясь на нанесенные уже империализму удары, мы свою Красную Армию во что бы то ни стало должны сохранить во всей боевой готовности и усилить ее боевую способность».

Имея в виду вероятность империалистической агрессии в любое время, В. И. Ленин подчеркивал особое значение экономического фактора в оборонительной войне. К этой войне надо было готовиться длительно и серьезно, предостерегал он: «…Без армии, серьезнейшей экономической подготовки вести современную войну против передового империализма… - вещь невозможная».

Партия следовала указаниям В. И. Ленина о значении военно-технического оснащения Вооруженных Сил как материальной основы их боеспособности. В современной войне, подчеркивал В. И. Ленин, «берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины…».

Среди факторов, повышающих боеспособность армии, ее моральный дух, Ленин выделял партийно-политическую работу в войсках, подготовку военных кадров, пополнение рядов армии коммунистами. «Все, кто сознает свою политическую ответственность, - указывал В. И. Ленин, - кто болеет недостатками нашей армии, пусть идут в ряды и в шеренги, красноармейцами или командирами, политработниками или комиссарами, пусть работает каждый - место найдет себе любой член партии по своим способностям - внутри военной организации для ее улучшения».

Программа военного строительства рассматривалась В. И. Лениным как составная и неотъемлемая часть советского строительства, в тесной связи с развитием социалистической экономики, науки, техники, культуры, укреплением морально-политического единства советского общества.

Идейно-теоретическое наследие В. И. Ленина стало основой военноорганизаторской деятельности Коммунистической партии на всех этапах социалистического строительства. Партия органически соединяла решение вопросов военного строительства с социально-экономическим развитием страны, с менявшейся международной обстановкой.

Главное внимание было уделено ключевым отраслям тяжелой промышленности как важнейшему условию повышения обороноспособности страны. В директивах по составлению первого пятилетнего плана XV съезд ВКП(б) отмечал: «Учитывая возможность военного нападения со стороны капиталистических государств на пролетарское государство, необходимо при разработке пятилетнего плана уделить максимальное внимание быстрейшему развитию тех отраслей народного хозяйства вообще и промышленности в частности, на которые выпадает главная роль в деле обеспечения обороны и хозяйственной устойчивости страны в военное время». Первый пятилетний план должен был обеспечить задачу первостепенной важности - «форсированное развитие отраслей промышленности, повышающих обороноспособность Советского Союза». Этот курс конкретизировался в документах последующих партийных съездов и конференций, постановлениях пленумов ЦК ВКП(б), во втором и третьем пятилетних планах развития народного хозяйства. Важное значение для оборонной промышленности имело ускоренное создание новых индустриальных центров в восточных районах страны.

Второй неотложной задачей было перевооружение армии и флота. Оно осуществлялось в два этапа: с конца 20-х годов и с конца 30-х годов.

Главные направления и конкретные задачи первого этапа перевооружения были определены в постановлении ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 г. «О состоянии обороны СССР». «Признать правильным и своевременным, - отмечалось в нем, - широкое развертывание работ по усилению и усовершенствованию технического вооружения армии». Это означало: оснащение армии и флота новейшими образцами военной техники, создание и повышение удельного веса новых родов войск (авиации, бронетанковых и других спецвойск), модернизация вооружения, моторизация армии, массовая подготовка командных кадров, овладение личным составом Красной Армии новой техникой.

В деле перевода армии и флота на новую техническую базу партия придавала большое значение развитию военно-технической науки, опираясь на указание В. И. Ленина о том, что «без науки современную армию построить нельзя…». Военная наука разрабатывала теоретические и практические основы строительства Вооруженных Сил в неразрывном их единстве. Этой цели была подчинена также деятельность крупных военноконструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и лабораторий при наркоматах оборонной промышленности, создававших новые образцы военной техники.

Обострение международной обстановки во второй половине 30-х годов, реальная угроза возникновения новой мировой войны обусловили проведение партией и правительством крупнейших мероприятий по дальнейшему укреплению экономической и оборонной мощи Советской страны. Значительная часть крупных промышленных предприятий была переключена на производство военной продукции. Развернулось широкомасштабное перевооружение армии.

Перед лицом надвигавшейся фашистской агрессии укрепление морально-политического единства советского народа и боеспособности Вооруженных Сил стали ключевыми направлениями в деятельности партии. Значительное внимание уделялось улучшению организации и руководства народным хозяйством, созданию государственных резервов, укреплению социалистической дисциплины труда и организованности трудящихся.

Оценивая первые результаты в перевооружении армии, XVIII конференция ВКП(б) в феврале 1941 г. отмечала, что «темпы роста продукции оборонных промышленных наркоматов в 1940 году были значительно выше темпов роста продукции всей промышленности. В результате успехов освоения новой техники и роста оборонной промышленности значительно повысилась техническая оснащенность Красной Армии и Военно-Морского Флота новейшими видами и типами современного вооружения».

Одним из важнейших факторов усиления боевой мощи Вооруженных Сил была партийно-политическая работа, органически сочетавшая единство идейно-политического, нравственного и воинского воспитания бойцов. В. И. Ленин указывал: там, где тверже всего дисциплина, где наиболее заботливо проводится политработа в войсках, - там нет расхлябанности в армии, там лучше ее строй и дух, там больше побед. Повседневная практическая деятельность партии охватывала широкий комплекс вопросов - укрепление политорганов и партийных организаций в войсках, улучшение их структуры, стиля и методов руководства, подготовка кадров политработников. Особое значение имело включение в Устав ВКП(б), принятый XIV партийным съездом, раздела «О парторганизациях в Красной Армии» - яркое свидетельство заботы партии об усилении своего влияния в Вооруженных Силах. По решению XVII съезда ВКПб), партийные и комсомольские ячейки были преобразованы в первичные организации. Большую важность для их роста имело постановление ЦК ВКП(б) в феврале 1938 г. «О приеме красноармейцев в партию» и Устав ВКП(б), принятый XVIII съездом ВКП(б) в новой редакции. В связи $ победой социализма и изменением классовой структуры советского общества устанавливались единые условия приема в партию и единый кандидатский стаж для всех слоев трудящихся.

Общее руководство партийно-политической работой в Вооруженных Силах осуществляли политические управления РККА и Военно-Морского Флота, работавшие на правах военных отделов ЦК ВКП(б). Результатом практической деятельности Коммунистической партии был постоянный рост армейских партийных рядов.

Придавая огромное значение подготовке военных специалистов, партия разработала и успешно осуществляла конкретную программу, уделяла постоянное внимание улучшению социального и политического состава, формам и методам обучения и воспитания.

Важной вехой в организационном укреплении партии, в выполнении задач парторганизаций в области промышленности и транспорта были решения XVIII съезда ВКП(б) о создании военных отделов и XVIII партийной конференции о введении должностей секретарей по промышленности и транспорту в руководящих звеньях партийного аппарата - от районных комитетов партии до ЦК компартий союзных республик. Военные отделы контролировали постановку учета и организацию призыва военнообязанных, состояние противовоздушной обороны, выполнение государственных планов и правительственных постановлений по вопросам развития промышленности и транспорта.

Большую организаторскую и массово-политическую работу по осуществлению задач в области военного строительства проводила Коммунистическая партия Украины. ЦК КП(б)У уделял особое внимание развитию машиностроения, химической промышленности, топливно-металлургической базы. Предприятия и отрасли, работавшие на оборону, в первую очередь снабжались новым оборудованием, электроэнергией, топливом. Их трудовые коллективы пополнялись квалифицированными рабочими, инженерами и техниками, опытными партийными кадрами. В мае 1940 г. XV съезд КП(б)У отметил, что «считает боевой задачей всех партийных, хозяйственных, комсомольских и профсоюзных организаций оборонной промышленности обеспечение и в дальнейшем выполнения производственных заданий, добиваясь неизменного совершенствования, повышения качества и сокращения сроков производства продукции, идущей на вооружение Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР». Введение должностей секретарей по оборонной промышленности в ряде обкомов партии промышленных областей сыграло важную роль в ускоренном выпуске оборонной продукции. В начале 1941 г. секретарями обкомов по оборонной промышленности были назначены: по Сталинской области - Д. В. Сарапулов, по Днепропетровской области - Л. И. Брежнев. Проводилась большая работа по интенсификации промышленного производства. В выполнении задач, поставленных XVIII Всесоюзной конференцией ВКП(б) по дальнейшему росту производства чугуна, стали, цветных металлов, угля, максимального развития машиностроения всех видов - эти области УССР играли исключительно важную роль. Так же напряженно работали на оборону и другие промышленные районы республики.

Значительное внимание ЦК КП(б)У уделял вопросам боевой и политической подготовки частей Украинского военного округа, развертыванию массовой военно-оборонной работы, состоянию оборонной промышленности, постоянно обсуждая их на республиканских партийных форумах.

Выполняя решения XVIII съезда ВКП(б) о создании военных отделов, июльский (1939 г.) Пленум ЦК КП(б)У обсудил вопрос «О массовооборонной работе». Партийная организация республики уделяла неослабное внимание военной подготовке трудящихся, всех коммунистов. С особой силой это подчеркивалось в решениях XV съезда КП(б)У. «Съезд считает, - отмечалось в резолюции, - важнейшей и неотложной задачей военную подготовку партийного актива, прохождение им систематической и квалифицированной военной переподготовки с тем, чтобы товарищи из партийного актива в любой момент призыва в РККА и ВМФ были способны выполнять в Красной Армии работу на должностях, соответствующих их квалификации и военным знаниям». Решения июльского (1939 г.) Пленума ЦК и XV съезда КП(б)У способствовали активизации работы массовых оборонных организаций, мобилизационной готовности коммунистов, всех трудящихся Советской Украины.

Развитие оборонной промышленности. Техническое перевооружение армии и флота. Важнейшим условием укрепления обороноспособности страны было техническое переоснащение Красной Армии и Военно-Морского Флота, достигаемое на основе всемерного развития оборонной промышленности.

За годы пятилеток в Союзе ССР было введено в строй около 9 тыс. промышленных предприятий. Успешное развитие тяжелой индустрии, особенно машиностроения, создало необходимые предпосылки для развертывания оборонной промышленности. Были созданы такие ее отрасли, как авиационная, танковая, химическая, военное судостроение, производство артиллерии и стрелкового вооружения. Это позволило увеличить выпуск новых видов вооружения для переоснащения армии и флота.

В 1940 г. Советская держава располагала значительным экономическим и военным потенциалом. Объем валовой промышленной продукции был в 7,7 раза больше, чем в 1913 г., при этом производство средств производства возросло в 13,4 раза. Металлургические заводы Советского Союза произвели около 15 млн. т чугуна, 18 млн. т стали и 13 млн. т проката. Возрос грузооборот транспорта, высокоразвитым стало сельское хозяйство.

По объему промышленного производства СССР занимал первое место в Европе и второе в мире. Успешное претворение в жизнь ленинского плана построения социализма, составной частью которого была индустриализация страны, обеспечило материально-техническую базу оборонной мощи Страны Советов.

Значительный вклад в экономический и оборонный потенциал государства вносила Украинская ССР. Она давала 50,5 % общесоюзной добычи угля и 67,6 % железной руды, выплавляла 64,7 % чугуна и 48,8 % стали, вырабатывала 75,5 % сахара. По уровню развития тяжелой промышленности Украинская ССР опередила ряд крупных стран Западной Европы, в частности Францию и Италию.

Обеспечивая готовность Советской страны к неминуемому столкновению с фашизмом, партия и правительство неуклонно увеличивали бюджетные расходы на оборону. Если в первой пятилетке оборонные средства составили 8,5 млрд. руб. (11,5 % госбюджета), во второй - 54,3 млрд. руб. (16,4 % госбюджета), то в одном лишь 1939 г. - 40,8 млрд, руб., т. е. 25 % бюджета. На 1941 г. планировалось довести военный бюджет до 43,4 % всего госбюджета.

Темпы роста оборонной промышленности значительно опережали темпы роста промышленности в целом. Если ежегодный прирост продукции всей промышленности в 1938 и 1939 гг. в среднем составлял 13,9 %, то в оборонной - соответственно 36,4 и 46,5 %.

Руководство оборонной промышленностью осуществлял до 1936 г. Народный комиссариат по военным и морским делам. Затем был образован Народный комиссариат оборонной промышленности. В связи с необходимостью быстрого развертывания и специализации военного производства в январе 1939 г. Наркомат оборонной промышленности был разукрупнен на четыре наркомата: авиационной, судостроительной промышленности, вооружения, боеприпасов.

Важным показателем усиления военного могущества СССР был не только количественный, но и качественный рост Вооруженных Сил. Гармоническое развитие всех родов и видов войск было предметом особой заботы партии и государства. Уже в начале 30-х годов в сухопутных войсках появились бронетанковые, механизированные и воздушно-десантные части, которые в дальнейшем совершенствовались. Большое внимание уделялось развитию Воздушного и Морского флота, противовоздушной обороне страны.

Перевооружение сухопутных войск, в которых должен был повыситься удельный вес артиллерии, танков и бронемашин, представляло весьма сложную задачу. Чтобы предоставить им соответствующую боевую технику, надо было создать новые отрасли оборонной промышленности. С этим социалистическая экономика успешно справлялась.

До 1928–1929 гг. сухопутные войска были оснащены стрелковым оружием устаревших конструкций, в основном винтовкой образца 1891 г. Строительство новых военных заводов и перевод многих промышленных предприятий на военное производство обеспечили Красную Армию новейшим стрелковым вооружением. Уже к началу 1937 г. она имела 60 тыс. станковых и 95 тыс. ручных пулеметов (конструкции В. А. Дегтярева - Г. С. Шпагина). За 1940 год оборонная промышленность выпустила около 2 млн. единиц стрелкового оружия.

Значительное развитие получила артиллерия. В мае 1929 г. Реввоенсовет СССР утвердил пятилетнюю программу артиллерийского перевооружения РККА. В результате ее осуществления число артиллерийских орудий увеличилось с 7 до 17 тыс., т. е. в 2,4 раза. В марте 1934 г. Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «О системе артиллерийского вооружения РККА на вторую пятилетку». За годы пятилетки производство его удвоилось. Для форсированного производства артиллерии всех видов в третьей пятилетке Главное артиллерийское управление СССР в 1938–1939 гг. получило 152 млн. руб.

Новым эффективным видом артиллерийского вооружения стали минометы, поступавшие в армию в годы второй пятилетки. Постановление ЦК ВКП(б) от 30 января 1940 г. «Об увеличении производства минометов и мин» сыграло решающую роль в резком росте их выпуска. Всего за 1939 - первую половину 1941 г. промышленность произвела 82 тыс. орудий и минометов. Это позволило более чем в полтора раза увеличить артиллерийское вооружение армии.

Крупным шагом в качественном развитии военной науки и техники было создание ракетных средств обороны. Их разработка развернулась с начала 30-х годов. Впервые в мире реактивные снаряды были применены в боях против японских милитаристов на р. Халхин-Гол. Особое место среди них заняли реактивные минометы БМ-13 («катюши»). Реактивная артиллерия стала надежным и грозным оружием советских войск.

Большое внимание уделялось созданию и развитию бронетанковых и механизированных войск. Первые отечественные танки были произведены на заводе «Красное Сормово» еще в 1920 г. Однако их производство в 20-е годы шло медленно. К 1928 г. в Красной Армии насчитывалось лишь 200 танков и бронемашин. Создание танковой, тракторной и автомобильной промышленности обеспечило оснащение армии этими машинами. За годы первой и второй пятилеток на вооружение Красной Армии поступило около 15 тыс. танков, в том числе 12 тыс. новых образцов. По сравнению с 1934 г. мощь танковых войск возросла почти вчетверо.

В августе 1938 г. Комитет обороны СССР принял постановление «О системе танкового вооружения», которое предусматривало расширение и ускорение темпов производства танков, особенно машин новых типов.

К началу 1939 г. бронетанковые войска имели 4 танковых корпуса, 24 отдельные легкотанковые и 4 бригады тяжелых танков, 3 химические (огнеметные) бригады. Автобронетанковое вооружение производили 20 специализированных заводов и не менее 100 связанных с ними других крупных предприятий.

В третьей пятилетке (с 1939 г.) началось производство тяжелых (КВ) и средних (Т-34) танков, которые по своим боевым качествам были лучшими образцами советской бронетанковой техники и не имели себе равных в мире. В этом заслуга их создателей - конструкторов и инженеров Ж. Я. Котина, М. И. Кошкина, А. А. Морозова, Н. А. Кучеренко, Н. Л. Духова и др. Однако к середине 1941 г. было произведено лишь 2083 танка КВ и «Т-34», а в совокупном танковом парке они занимали менее 10 %.

Количественное и качественное развитие бронетанковой техники привело к созданию механизированных войск. Уже в начале 30-х годов они оформились в самостоятельный род Вооруженных Сил - «Бронетанковые и механизированные войска». В течение 1929–1932 гг. впервые в мировой практике были созданы сначала опытный механизированный полк, затем - две бригады и два первых механизированных корпуса. К началу 1935 г. Красная Армия имела четыре механизированных корпуса и 14 бригад. В 1940 г. было создано девять механизированных корпусов, в в 1941 г. началось формирование еще 20 (к началу войны они, однако, не успели укомплектоваться боевой техникой и личным составом). Танковые и механизированные соединения значительно повышали боеспособность сухопутных войск и составляли их главную ударную силу.

В 1929 г. были созданы первые парашютные отряды. В дальнейшем они переросли в крупные соединения, оснащенные соответствующим вооружением и боевой техникой. В годы второй пятилетки воздушно-десантные части сложились в самостоятельный род войск. Их рост позволил приступить в 1936 г. к формированию бригад, а в начале 1941 г. - 5 авиадесантных корпусов.

Таким образом, напряженная работа оборонной промышленности обеспечивала сухопутные войска всеми видами боевой техники. За 1934–1939 гг. количество средней артиллерии возросло на 26 %, тяжелой - на 85 %, зенитной - на 169 %. Танковый парк увеличился за это же время на 191 %, а его огневая мощь - почти в четыре раза. К середине 1941 г. в составе сухопутных войск было 303 стрелковых, кавалерийских, танковых, моторизованных и воздушно-десантных дивизий. Совершенствовались также специальные рода войск - химической защиты, железнодорожные, инженерные части, связь.

Учитывая возросшую роль авиации в современной войне, партия и правительство уделяли большое внимание созданию и развитию Военно-Воздушных Сил. Уже в 1921 г. по указанию В. И. Ленина Совет Труда и Обороны сформировал комиссию для разработки плана развития авиации и воздухоплавания. В 1922 г. ЦК РКП(б) принял решение о создании авиационной промышленности. На восстановление и строительство авиационных заводов Советское правительство в течение 1921–1925 гг. ассигновало 8 млн. руб. золотом.

В январе 1930 г. Реввоенсовет СССР утвердил программу создания различных типов самолетов. Авиационная промышленность уже в первой пятилетке имела 6 самолетостроительных и 4 моторостроительных заводов, что позволило увеличить производство самолетов в 2,7 раза, а моторов - в 6 раз по сравнению с 1928 г. К концу 1932 г. 96 % истребительной и 97 % тяжелой бомбардировочной авиации составляли самолеты отечественного производства. Исходя из указаний партии. Реввоенсовет СССР в марте 1932 г. принял постановление «Об основах организации Военно-Воздушных Сил РККА». В апреле 1935 г. был утвержден план развития ВВС на ближайшие годы. В этих документах определялись задачи технической реконструкции ВВС, планировался тройной количественный рост авиации, в первую очередь тяжелой бомбардировочной и истребительной. В течение 1935–1939 гг. ВВС были оснащены новейшими типами самолетов различного назначения и конструкции. В этом была заслуга не только авиапромышленности, но и конструкторских бюро, число которых увеличилось с 14 в 1936 г. до 30 в 1939 г. В январе 1939 г. был создан Наркомат авиационной промышленности для непосредственного руководства производством авиационной техники. В начале 1939 г. в ВВС было три авиационных армии, 38 бригад, 115 полков.

В связи с усилившейся угрозой войны партия и правительство предпринимают ряд мер для укрепления и расширения производственной базы авиапромышленности. XVIII съезд ВКП(б), отметив форсированное авиастроительство в капиталистических странах, определил дальнейшие задачи отечественного самолетостроения. На их выполнение был направлен ряд решений Комитета Обороны - «О реконструкции существующих и строительстве новых самолетно-агрегатных и винтовых заводов» и «О развитии авиамоторных предприятий» (1939 г.), а также ЦК ВКП(б) и СНК СССР - «Об ответственности наркомов, директоров предприятий и начальников железных дорог за выполнение заказов и перевозку грузов для авиационной промышленности» (декабрь 1940 г.) и др. Началось строительство новых девяти авиационных и семи авиамоторных заводов. Из других отраслей промышленности в авиационную было передано семь заводов.

К концу 1940 г. авиапромышленность выросла по сравнению с 1939 г. более чем на 70 %, создано около 20 типов самолетов, произведено 17 745 боевых машин. На вооружение ВВС поступили истребители конструкции А. С. Яковлева (Як-1), А. И. Микояна и М. И. Гуревича (МиГ-3), С. А. Лавочкина, В. П. Горбунова и М. И. Гудкова (ЛаГГ-3), штурмовики С. В. Ильюшина (Ил-2), бомбардировщики В. М. Петлякова (Пе-2) и С. В. Ильюшина (Ил-4) и др. Это явилось крупным достижением советской авиационной науки и техники. Налажено было их серийное производство. За 1940 и первую половину 1941 г. было выпущено 3719 боевых самолетов новых марок, которые в общем парке военной авиации накануне войны занимали около 20 %.

На дальнейшее количественное и качественное развитие ВВС нацеливало постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 25 февраля 1941 г. «О реорганизации авиационных сил Красной Армии», предусматривавшее создание 106 авиаполков. К началу войны их удалось сформировать только 19.

Делались первые шаги по созданию реактивной авиации, различного типа ракет в Реактивном научно-исследовательском институте (основан в октябре 1933 г.) под руководством С. П. Королева. В течение 1934–1937 гг. осуществлялись пробные запуски ракет. В декабре 1937 г. состоялись первое наземное, а в феврале 1940 г. - летное испытания ракетоплана конструкции С. П. Королева, прошедшие весьма успешно.

Главным итогом развития авиационной промышленности и ВВС было создание бомбардировочной (в том числе и дальнего действия), истребительной, штурмовой авиации, а также авиационных частей спецназначения. ВВС из рода войск превратились в самостоятельный вид Вооруженных Сил. К 1941 г. Советский Союз вышел на третье место (после Германии и Англии) по производству боевых самолетов.

Огромная протяженность морских границ СССР требовала особых усилий для их защиты. Коммунистическая партия и Советское правительство предприняли ряд мер по развитию и усилению боевой мощи Военно-Морских Сил. Уже летом 1922 г. вступили в строй первые возрожденные боевые корабли на Черном, Каспийском, Балтийском и Белом морях. В течение 1926–1928 гг. был восстановлен почти весь наличный корабельный состав. В первой пятилетке высокими темпами строился надводный и подводный флот. Были созданы новые центры судостроения на Севере, Юге и Дальнем Востоке, Тихоокеанский флот (в 1932 г.) и Северная военная флотилия (в 1933 г.). Численно возросли и усилили свою мощность Днепровская, Каспийская и Амурская флотилии. В 1940 г. возникли Дунайская и Пинская военные флотилии. Расширялись береговые базы флота, строились морские укрепленные районы.

В июне 1933 г. Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «О программе военно-морского строительства на 1933–1938 гг.». Основное внимание уделялось в нем подводному флоту, строительству на всех морских рубежах страны береговых батарей для обороны военно-морских баз. Интенсивно строились также морские охотники, сторожевые и броневые катера.

Для выполнения сложных задач по дальнейшему развитию и техническому оснащению Военно-Морских Сил в декабре 1937 г. из состава Наркомата обороны выделился Наркомат Военно-Морского Флота. В начале 1939 г. был создал Наркомат судостроительной промышленности.

В 1938–1939 гг. были составлены десятилетний и пятилетний планы развития Военно-Морского Флота, в которых предусматривалось и сооружение новых заводов. Помимо предприятий Наркомата судостроительной промышленности на флот работали также до 200 предприятий других отраслей. Было сокращено до минимума строительство тяжелых кораблей (линкоров, крейсеров) и максимально развернуто производство легких (эсминцев, подводных лодок, тральщиков, торпедных катеров и др.).

Накануне войны Военно-Морские силы имели 4 флота, 5 флотилий и около 600 военных кораблей (в том числе 3 линкора, 4 крейсера, 40 лидеров и эсминцев, 184 подводные лодки, 279 торпедных катеров), большое количество вспомогательных судов, артиллерию береговой обороны и авиацию. Усиление технической и боевой мощи Военно-Морского Флота создавало надежную защиту морских границ Советского государства.

Не менее важное значение имела организация противовоздушной обороны (ПВО) страны. Характер будущей войны, как войны моторов, в которой авиации отводилось значительное место, обусловил меры по созданию ПВО. В конце второй - начале третьей пятилеток в техническом оснащении войск ПВО произошли крупные качественные изменения. Были созданы новые средства защиты - полуавтоматические зенитные пушки и крупнокалиберные зенитные пулеметы системы В. А. Дегтярева - Г. С. Шпагина. На 1 января 1939 г. войска ПВО имели 1672 зенитных орудия против 872 на 1 января 1935 г. Появилась истребительная авиация ПВО. Были созданы приборы управления зенитным огнем, радиолокационные станции наблюдения и обнаружения самолетов и другие средства ПВО.

В условиях нараставшей угрозы войны ЦК ВКП(б) и СНК СССР в феврале 1941 г. приняли постановление «Об усилении противовоздушной обороны СССР». Территория Советского Союза была разделена на зоны ПВО в пределах военных округов. В воинские соединения и части Вооруженных Сил СССР входили все рода войск ПВО - от зенитной артиллерии до прожекторных рот (кроме истребительной авиации, которая оставалась в ведении ВВС). Все эти меры сопровождались усилением поставок боевой техники войскам ПВО. Западные приграничные округа имели увеличенное количество боевых средств противовоздушной защиты.

В связи с ростом технической оснащенности Вооруженных Сил СССР, появлением в их составе новых родов и видов войск остро встал вопрос об обеспечении их боеприпасами. На производство боеприпасов работали предприятия как оборонной, так и других отраслей промышленности. Однако в целом выпуск боеприпасов отставал от роста потребности в них. Партия и правительство предприняли ряд важных мер для устранения отставания, расширения промышленной базы производства боеприпасов. В январе 1939 г. создается Наркомат боеприпасов, в августе того же года совещание в Москве наметило конкретные пути повышения производства боеприпасов. Основной мерой было введение новых производственных мощностей - строились 28 заводов и комбинат, реконструировались 28 предприятий. Кроме заводов Наркомата боеприпасов для выпуска этой продукции были привлечены 235 предприятий, 121 из них переводилось на новую технологию. В результате принятых мер за первое полугодие 1941 г. производство важнейших видов боеприпасов возросло на две трети.

Качественное совершенствование и модернизация всех видов и родов Вооруженных Сил в результате развития оборонной промышленности значительно усилили оборонную мощь СССР, укрепили обороноспособность его сухопутных, воздушных и морских границ. Красная Армия превратилась в современную армию, способную защитить социалистическое Отечество.

Большой вклад в повышение оборонного могущества страны внесли советские ученые и конструкторы. За выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения Президиум Верховного Совета СССР в октябре 1940 г. присвоил звание Героя Социалистического Труда Ф. В. Токареву, Н. Н. Поликарпову, Б. Г. Шпитальному, В. Г. Грабину, A. С. Яковлеву, А. А. Микулину, B. Я. Климову, И. И. Иванову, М. Я. Крупчатникову.

Наращивание военно-экономического потенциала страны стало возможным благодаря самоотверженному многолетнему труду всего советского народа. Достижения в социалистическом строительстве явились основой для материально-технического переоснащения Вооруженных Сил, источником повышения уровня партийно-политической работы в армии, морально-политического единства армии и народа.

Организационные мероприятия по укреплению армии и флота. Большое значение партия и правительство придавали организационной перестройке Красной Армии и Флота в мирных условиях, совершенствованию структуры родов войск, подготовке и воспитанию военных кадров, усилению партийно-политической работы в войсках.

В связи с демобилизацией после гражданской войны численность вооруженных сил к концу 1924 г. сократилась в 10 раз - до 562 тыс. человек. В то же время необходимо было сохранить высокую мобилизационную готовность. С этой целью была проведена военная реформа 1924–1925 гг., включавшая целый комплекс мероприятий по укреплению и перестройке Красной Армии, дальнейшему укреплению обороноспособности страны. Главным среди них был переход на территориально-кадровый принцип комплектования и организации войск. В территориальных частях и соединениях более 80 % состава привлекалось лишь на ежегодные сборы, остальные были кадровыми военными. Введением военной реформы достигалась двоякая цель: во-первых, большое количество граждан СССР проходило необходимую военную подготовку по месту жительства, ненадолго отрываясь от производительного труда; во-вторых, значительно сокращались материальные и финансовые затраты на содержание армии.

Смешанная территориально-кадровая система комплектования Красной Армии успешно проводилась в жизнь. В начале 1924 г. на территориальную систему было переведено 17 % состава стрелковых дивизий, в 1928 г. - 56 %. В Украинском военном округе (УВО), образованном в мае 1922 г., в 1925 г. имелось 6 кадровых и 10 территориальных стрелковых дивизий.

Военная реформа была завершена к 1928 г. и в условиях того времени сыграла положительную роль. Она способствовала росту боеготовности Красной Армии. В постановлении ЦК ВКП(б) «О состоянии обороны СССР» от 15 июля 1929 г. отмечалось: «Основным итогом истекшего пятилетия (1924–1929 гг.) планового строительства вооруженных сил является создание крепкой, боеспособной армии в политическом отношении вполне надежной, в техническом отношении стоящей на уровне развития производительных сил страны».

Однако к середине 30-х годов территориально-кадровая система построения войск перестала соответствовать характеру внутренней и международной обстановки. Уровень военно-технического оснащения армии возрос, увеличились требования к освоению и управлению современной боевой техникой. Поэтому в течение 1934–1938 гг. Вооруженные Силы СССР перешли к единой кадровой системе их построения и комплектования. Этому благоприятствовал рост экономического могущества страны, ее возросшие потенциальные возможности. Резкое обострение международной обстановки, усиление угрозы войны обусловили потребность в постоянной боевой готовности армии и флота, которую могли обеспечить лишь кадровые воинские формирования.

В Украинском военном округе перевод территориальных частей на положение кадровых начался рано. В 1931 г. Реввоенсовет СССР перевел здесь на кадровый принцип комплектования первые пять стрелковых дивизий. В дальнейшем эта работа продолжалась. К 1935 г. в состав округа входило 23 кадровых стрелковых дивизии.

Новая организационная перестройка сопровождалась увеличением численного состава Красной Армии. Уже в январе 1937 г. она насчитывала 1433 тыс. человек.

В соответствии с новой системой организации Вооруженных Сил были реорганизованы и их органы управления. В 1934 г. упразднен Реввоенсовет СССР, Народный комиссариат по военным и морским делам переименован в Наркомат обороны со вновь образованным при нем Военным Советом. В 1935 г. Штаб РККА был преобразован в Генеральный Штаб, в 1937–1938 гг. созданы Комитет Обороны СССР и Наркомат Военно-Морского Флота.

Произошла перестройка и на Украине. В связи с увеличением численности войск и оснащением их новой боевой техникой Украинский военный округ в мае 1935 г. был реорганизован. На его базе были созданы Киевский (с июля 1938 г. - Особый) и Харьковский военные округа. В октябре 1939 г. выделился также Одесский военный округ.

В течение 1938 г. произведено переустройство органов военного управления на местах, в частности, вновь были образованы военкоматы (упраздненные в январе 1925 г.) в автономных республиках, краях, областях и городах.

К началу 1939 г. переход на кадровую систему полностью завершился. По существу, была проведена вторая военная реформа. Большую роль в повышении мобилизационной готовности страны сыграл закон Верховного Совета СССР от 1 сентября 1939 г. «О всеобщей воинской обязанности» (первый - «Об обязательной военной службе» - был принят в 1925 г.). Он был введен в соответствии со статьей 132 Конституции СССР 1936 г. о защите Отечества как священном долге советского гражданина. Мероприятия партии и государства усилили боевую готовность войск, численность Вооруженных Сил СССР к середине 1941 г. увеличилась до 5 млн. человек.

Наряду с организационной перестройкой армии и усилением боевой готовности войск большое место в мероприятиях по повышению обороноспособности государства занимало идеологическое воспитание воинов. Численность партийных организаций и коммунистов в армии значительно возросла. Если на 1 января 1928 г. в Красной Армии и Военно-Морском Флоте было 6 тыс. партячеек с 82 тыс. коммунистов, то на 1 октября 1940 г. - 10 069 первичных парторганизаций, насчитывавших 508 тыс. членов и кандидатов в члены ВКП(б). К июню 1941 г. численность коммунистов в армии достигала 560,8 тыс. человек.

Значительно выросли и окрепли армейские комсомольские организации. К середине 1941 г. в них было более 2 млн. комсомольцев. Таким образом, коммунисты и комсомольцы составили более половины личного состава Вооруженных Сил СССР.

Активными проводниками идеологии и политики партии были политработники. Их подготовка проводилась в соответствующих учебных заведениях - Военно-политической академии им. В. И. Ленина, военнополитических училищах, школах, на курсах. В начале 1941 г. кадры политработников готовили 70 военнополитических заведений.

Для повышения идейно-теоретического уровня личного состава армии и флота с 1932 г. во всех воинских частях была введена марксистско-ленинская подготовка командных кадров. Существовала разветвленная сеть партийного и комсомольского просвещения, в крупных гарнизонах работали вечерние комвузы, в конце 30-х годов в соединениях были созданы дивизионные партшколы. В Украинском военном округе в 1934/35 учебном году работали 2,7 тыс. партийных и комсомольских школ.

Важной составной частью политического воспитания в армии была культурно-просветительная работа. Она отражала достижения культурной революции в стране. В 1939 г. в Вооруженных Силах СССР было 26 435 ленинских уголков, 1900 клубов, 267 домов Красной Армии, 2900 библиотек с книжным фондом и 28 млн. томов. Работали Центральный театр Красной Армии, Краснознаменный ансамбль песни и пляски, Центральный музей Красной Армии и другие культурно-просветительные учреждения. Широко использовались средства массовой информации (кино, радио, пресса). Развивалось самодеятельное искусство.

Заботой и любовью были окружены советские воины со стороны трудящихся, которые установили культурное шефство над ними. С другой стороны, велика была роль армии в решении многих задач культурной революции. Многие воины ликвидировали неграмотность, получали образование, специальность и, демобилизовавшись, возвращались в родные города и села подготовленными как для защиты Родины, так и для мирного труда.

Многогранная работа Коммунистической партии по идейной закалке воинов оказывала решающее влияние на воспитание у них чувства любви к социалистической Родине, повышение морально-политического духа, укрепление дисциплины и боеспособности армии.

Одной из сложнейших задач военного строительства была подготовка специалистов. В ходе реализации программы подготовки кадров неоднократно совершенствовалась сеть учебных заведений, организация учебного процесса. Этому способствовала, в частности, реорганизация военных академий, институтов, училищ.

Техническое переоснащение Вооруженных Сил СССР потребовало расширения масштабов подготовки и военных специалистов, овладения ими как новой боевой техникой, так и теорией. Были созданы новые специализированные академии РККА, а также (в 1936 г.) Академия Генерального штаба. В марте 1937 г. все военные школы (в том числе 15 - на Украине), кроме школ ВВС, были преобразованы в военные училища. К концу второй пятилетки их насчитывалось 75.

Накануне Великой Отечественной войны в Вооруженных Силах СССР готовили кадры 19 военных академий, 10 военных факультетов в гражданских вузах, 203 военных и 7 высших военно-морских училищ, курсы различного профиля по подготовке и переподготовке военных специалистов. Только за 1925–1937 гг. выпускниками военных учебных заведений стали 148 тыс. человек.

Многие военные школы и училища на территории Украинского военного округа добивались значительных успехов в боевой и политической подготовке кадров, за что неоднократно награждались Красным Знаменем ЦИК СССР, командованием округа, общественными организациями. Среди них были Киевская военная школа связи им. М. И. Калинина (в 1931 г.), 11-я Луганская военная школа пилотов и Сумская артиллерийская школа им. М. В. Фрунзе (в 1932 г.). Первое Киевское артиллерийское училище, занявшее первое место в Красной Армии, Президиумом Верховного Совета СССР в феврале 1941 г. было награждено орденом Красного Знамени.

Комплексный подход к решению проблемы советских военных кадров сыграл важную роль в повышении боевой готовности Вооруженных Сил СССР, а также военного обучения населения.

Боевая и политическая подготовка проверялась на тактических учениях и маневрах. Постоянным девизом советских воинов было суворовское изречение: «Тяжело в ученье - легко в бою». В ходе учений и маневров проверялись степень оперативно-тактической и штабной подготовки, отрабатывалась организационная структура войск, повышалась выучка и воинское мастерство бойцов. Особое внимание уделялось маневренности и взаимодействию родов войск, максимальному приближению учений и маневров к требованиям войны. Испытывалась зрелость командно-политических и инженерно-технических кадров, их способность оперативно решать возникавшие задачи. Таким образом, военные учения, с одной стороны, были подлинной школой повышения боевого мастерства, а с другой - показывали возросшую боеспособность армии и флота. Они стали своеобразным отчетом Вооруженных Сил партии, государству, народу о своей боевой готовности. Эта готовность была неоднократно продемонстрирована и в реальных боевых условиях. Советские Вооруженные Силы дали достойный отпор китайско-маньчжурским милитаристам на КВЖД (1929 г.), японским империалистам у озера Хасан (1938 г.) и на реке Халхин-Гол (1939 г.), белофинской военщине (1939–1940 гг.). Приобретенный боевой опыт использовался для повышения боеготовности армии и флота, усиления обороноспособности страны. За мужество и отвагу, проявленные в боях, тысячи советских воинов были награждены медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», учрежденными Президиумом Верховного Совета СССР в октябре 1938 г.

Нарастание военной угрозы обязывало Коммунистическую партию и Советское правительство осуществлять меры по дальнейшему укреплению обороноспособности страны, повышению морально-боевых качеств личного состава Вооруженных Сил. Продолжалось строительство и модернизация коммуникаций и оборонительных рубежей, сооружались новые укрепленные районы, прокладывались шоссейные и грунтовые дороги, развивалась железнодорожная сеть, оборудовались складские помещения. Боевая подготовка проводилась по принципу «делать все так, как на войне». В августе 1940 г. в войсках было введено полное единоначалие. Для высшего командного состава армии и флота устанавливались генеральские и адмиральские звания.

В строительстве укрепрайонов и сооружении военных объектов участвовали добровольно десятки тысяч трудящихся. Только на Украине в приграничных укрепленных районах в апреле 1941 г. работали 44 700 человек.

К середине 1941 г. было построено около 2500 железобетонных сооружений, вооруженных артиллерией и пулеметами. В приграничных округах расширилась сеть военных аэродромов. Производилась передислокация войск к границе. Из запаса было призвано в армию 800 тыс. человек, из них 38,5 тыс. направлены в укрепрайоны пограничных округов.

Опираясь на экономический, научно-технический и военный потенциал государства, созданный за годы довоенных пятилеток, совершенствуя боеготовность Вооруженных Сил, воспитывая мобилизационную готовность всех советских людей, Коммунистическая партия и Советское правительство делали все для укрепления обороноспособности страны, имевшей не только внутреннее, но и большое международное значение.

Из книги Нормандцы в Сицилии. Второе нормандское завоевание. 1016-1130 автора Норвич Джон Джулиус

Из книги История России. XX век автора Боханов Александр Николаевич

§ 1. Советские Вооруженные Силы накануне воины. Укрепление обороноспособности СССР В конце 30-х гг. Красная Армия переживала серьезные перемены: росла ее численность, совершенствовалась структура, изменялись принципы комплектования и обучения войск.В течение долгого

Из книги Записки княгини автора Дашкова Екатерина Романовна

Глава XXIV Современная политика носила самый утешительный характер. Шведская война кончилась. Война с турками, казалось, обещала самые счастливые результаты, чему, нет сомнения, содействовали храбрость наших солдат и искусство некоторых отличных полководцев. Мирный

Глава 4 Укрепление духа Военно-воздушная база Хиро находилась всего в двух часах езды на поезде от моего дома, но это был совершенно другой мир.Меня предупредили о том, чего там можно ожидать, да и сам я постарался подготовиться. Но никто не мог предположить, в каких

Из книги История Литвы с древнейших времен до 1569 года автора Гудавичюс Эдвардас

III глава ВОЗНИКНОВЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ СОСЛОВНОГО

Из книги Политическая биография Сталина. Том 2 автора Капченко Николай Иванович

3. Сталин и вопросы укрепления обороноспособности страны Сталкиваясь с поистине необъятным кругом проблем, которыми занимался Сталин, невольно испытываешь чувство удивления, а порой и недоумения. Иногда даже создается некое подобие недоверия к источникам, отражающим

Из книги Муссолини автора Ридли Джаспер

Глава 19 УКРЕПЛЕНИЕ ДИКТАТУРЫ Муссолини сошло с рук убийство Маттеотти - убийство, которому он потворствовал, опираясь на самых зверски настроенных фашистов. Первой его реакцией на известие о смерти Маттеотти и поднявшуюся бурю протеста было последовать совету

Из книги Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) автора Чадаев Яков Ермолаевич

Глава V УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Из книги Реабилитация: как это было Март 1953 - февраль 1956гг. автора Артизов А Н

№ 3 ПРИКАЗ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР, МИНИСТРА ЮСТИЦИИ СССР И ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР «О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 27 МАРТА 1953 ГОДА „ОБ АМНИСТИИ"» 28 марта 1953 г. № 08/012/85сВо исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27

Из книги Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны автора Коллектив авторов

3. Укрепление военно-экономической мощи СССР На основе роста экономического потенциала Советского Союза в предвоенные годы успешно решалась задача укрепления оборонной мощи страны. Ответственность этой задачи все более усиливалась по мере нарастания угрозы военного

Из книги Накануне 22 июня 1941 года. Документальные очерки автора Вишлёв Олег Викторович

Укрепление безопасности СССР (лето 1940 - весна 1941). О концепции "пассивного выжидания развития событий" Советское правительство понимало, что опаздывает с завершением мероприятий по подготовке к войне с Германией, и было заинтересовано в том, чтобы максимально оттянуть

автора Коллектив авторов

3. УКРЕПЛЕНИЕ ДРУЖБЫ НАРОДОВ СССР. РАЗВИТИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ УКРАИНСКОГО НАРОДА Дальнейшее развитие ленинского учения по национальному вопросу. Осуществляя национальную политику в условиях восстановления народного хозяйства, Коммунистическая партия и

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

2. УКРЕПЛЕНИЕ БРАТСКОЙ ДРУЖБЫ УКРАИНСКОГО НАРОДА С ДРУГИМИ НАРОДАМИ СССР. РАСШИРЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ТРУДЯЩИХСЯ УКРАИНЫ Связи УССР с братскими советскими республиками. В период строительства фундамента социалистической экономики Коммунистическая партия и

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

2. УКРЕПЛЕНИЕ ДРУЖБЫ УКРАИНСКОГО НАРОДА С БРАТСКИМИ НАРОДАМИ СССР. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОЛЕТАРСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ ТРУДЯЩИХСЯ УКРАИНЫ Дружба народов СССР - великое завоевание социализма. Планом второй пятилетки предусматривалась окончательная ликвидация хозяйственной и

Осуществлялись крупные мероприятия и в области военного строительства. Завершился процесс перехода к кадровой системе комплектования армии. Принятый в 1939 г. Закон о всеобщей воинской обязанности позволил увеличить се численность к 1941 г. до 5 млн. человек. После советско-финляндской войны особое внимание уделялось созданию отдельных бронетанковых и механизированных частей, развитию военно-воздушных сил. Развернулась учеба командных и инженерно-технических кадров в военных училищах и академиях. В 1940 г. были установлены генеральские и адмиральские звания в армии и на флоте, введено полное единоначалие (отменен институт военных комиссаров), повышен авторитет высших офицерских кадров. Осуществлялся ряд, мероприятий по совершенствованию организации и боевой подготовки войск.

Среди населения развернулась оборонно-массовая работа: велась допризывная подготовка учащихся старших классов, активизировалась деятельность Общества содействия армии, авиации и флоту (Осоавиахим), работали кружки противовоздушной обороны, осуществлялось обучение медицинских сестер и санитаров.

Массовым репрессиям подвергались многие тысячи советских людей, в том числе опытные государственные, хозяйственные и военные руководители. Была арестована пятая часть офицерских кадров (все командиры корпусов и командующие войсками военных округов).

Партийное руководство страны и сам И. В. Сталин уделяли особое внимание патриотическому воспитанию народа.

Мероприятия в области экономики, военного строительства и идеологии свидетельствовали, что в стране велась всесторонняя работа по подготовке к будущей войне. Однако культ личности И. В. Сталина, сложившаяся партийно-государственная бюрократическая система, породившие волюнтаризм и авторитаризм руководства, привели ко многим ошибкам, которые наглядно проявились в начальном периоде Великой Отечественной войны.

Существенной слабостью Красной Армии была ставшая следствием массовых репрессий 1937-1939 гг. низкая профессиональная подготовка кадров командиров

Мобилизация усилий для обеспечения победы в Великой Отечественной войне осуществлялась не только на фронте, но и в экономике, социальной политике, идеологии, Главный политический лозунг партии - «Все для фронта, все для победы!» имел важное практическое значение и совпадал с общей моральной настроенностью советского народа. Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. Многие советские люди записывались в народное ополчение, сдавали свою кровь, участвовали в противовоздушной обороне, жертвовали деньги и драгоценности для фонда обороны. Большую помощь Красной Армии оказали миллионы женщин, направленных на рытье окопов, строительство противотанковых рвов и других оборонительных сооружении. С наступлением холодов зимой 1941/42 г. развернулась широкая кампания по сбору для армии теплых вещей: полушубков, валенок, рукавиц и т. п.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: