Английский пулемет времен гражданской войны. Ручной пулемет Льюиса (Lewis)…

Авиационный пулемет «Lewis».

Разработчик: А.Льюис
Страна: США
Год создания: 1912 г.

Ручной пулемет, чья толстая черная «труба» на сошках знакома многим по фильмам о гражданской войне, был для своего времени замечательным оружием. Сочетание малого веса, простоты и надежности конструкции со скорострельностью обеспечили ему быстрое распространение во многих странах мира. Пулемет широко использовался в качестве пехотного, но не меньшую известность получили его авиационные варианты.

Создатель пулемета полковник Айзек Ньютон Льюис (Isaac Newton Lewis) был ведущим специалистом по вооружению Армии США. Он получил образование в военной академии «Вест Пойнт», которую окончил в 1884 году. В 1911 году Льюис стал начальником артиллерийской школы в форте «Монро», где получил мировое признание в качестве специалиста по механике и электротехнике. С приближением момента увольнения из армии полковник начал работать консультантом в компании ААС (Automatic Arms Company) в штате Огайо (на фото полковник И.Льюис).

В течение ряда лет Льюис трудился над созданием легкого пулемета, автоматика которого действовала за счет энергии пороховых газов. В то время фирма ААС купила права на пулемет, созданный доктором Семюелом МакКлином. Технические решения МакКлина Льюис использовал при разработке своего пулемета. За право выпускать пулемет конструкции Льюиса фирма ААС передала ему контрольный пакет акций и контроль над производством и распространением. Спустя два года Льюис создал пулемет с дисковым магазином и воздушным охлаждением ствола. Автоматика пулемета работала по принципу отвода газов. При выстреле газы проходили через отверстие в стволе и давили на поршень. Поршень, отходя назад, проворачивал зубчатой рейкой шестерню спиральной (как в часах) возвратной пружины и таким образом заводил ее.

Одновременно стойка на штоке поворачивала затвор и выводила его боевые выступы из кольцевого паза затворной коробки. При дальнейшем движении поршня с затвором из казенника извлекалась гильза, которая затем выбрасывалась наружу отражателем. Выступ затвора, действуя на подаватель, поворачивал магазин и подавал очередной патрон к приемному окну. После отхода частей назад возвратная пружина раскручивалась и посылала шток с затвором вперед. Затвор захватывал очередной патрон и посылал его в патронник. Подаватель поворачивался вправо и заскакивал за очередной выступ магазина. Стойка штока, двигаясь по прорези затвора, поворачивала его, боевые выступы заходили в пазы коробки, боек ударника разбивал капсюль и производил следующий выстрел.

Одной из проблем любого автоматического оружия является интенсивное выделение тепла при стрельбе. Для решения этой проблемы Льюис придумал оригинальную воздушную систему охлаждения. Ствол пулемета был заключен в алюминиевый радиатор, закрытый большим цилиндрическим кожухом.

Во время стрельбы пороховые газы, вылетавшие из ствола на большой скорости, затягивали внутрь кожуха воздух, который, проходя по каналам радиатора, отбирал у него тепло. Но, несмотря на то, что данная конструкция охлаждала ствол, очереди длиной более 20 выстрелов приводили к его перегреву, и требовалось делать перерыв. Дисковый магазин емкостью в 47 патронов расстреливался всего за шесть секунд, но считалось, что этого достаточно, так как пустой магазин легко заменялся.

В ходе службы в вооруженных силах США Льюис неоднократно выходил со своими изобретениями к командованию, но не находил понимания. Он осознавал, что предвзятое отношение армейского начальства к изобретателям — «выскочкам» работает против него. Поэтому Льюис решил использовать иной подход.

В местечке Колледж Парк, штат Мэриленд, размещался «разведывательный авиакорпус», укомплектованный несколькими бипланами «Wright». Им командовал старый знакомый Льюиса капитан Де Форрест Чендлер. Льюис объяснил ему свою идею нового оружия и предложил принять участие в первых воздушных испытаниях пулемета. Чендлер с большим энтузиазмом взялся за дело. К испытаниям привлекли пилота лейтенанта Де Уитта Миллинга.

Льюис проинформировал о своем проекте заинтересованных офицеров и 2 июня 1912 года деревянный биплан поднялся в воздух. Чендлер выпустил очередь по полотну, растянутому на траве перед ангаром. Остаток боекомплекта он расстрелял по близлежащему пруду. Этот исторический полет широко освещался в прессе, но армейское командование было крайне возмущено тем, что Льюис даже не известил его заранее об этом событии. Однако полет получил широкую огласку и Льюису предложили провести официальные испытания его пулемета. Испытания прошли успешно, однако пулемет вновь был отвергнут, так как Артиллерийское управление уже сделало выбор в пользу французского пулемета «Бене-Мерсье», во многом уступавшего системе Льюиса, вдобавок использовавшего неудобные жесткие ленты-обоймы. К тому времени Льюис уволился из рядов армии США и перебрался в Европу.

Предложение Льюиса о демонстрации его пулемета было принято группой бельгийских бизнесменов. Пулемет показал себя с хорошей стороны, в результате было подписано соглашение, согласно которому создавалась новая компания «Armes Automatic Lewis» для выпуска пулеметов Льюиса в Европе. Однако единственным производителем, способным предложить необходимые производственные мощности, была английская фирма «Бермингем Смолл Армз» (BSA), с которой и подписали договор. Завод в Бернингеме начал готовить производственную оснастку.

С помощью отдела BSA по связям с общественностью Льюис договорился о публичной демонстрации воздушной стрельбы из своего пулемета. Показ состоялся на стрелковом полигоне в Бизли 27 ноября 1913 года. Самолет известного летчика Грехема Уайта оборудовали дополнительным сиденьем для стрелка, которое занял бельгиец лейтенант Стеллингверф. Пилотировал машину Маркус Ментон. В назначенное время биплан вошел в зону полигона на высоте 120 метров, и Стеллингверф открыл огонь по квадратной мишени размером 7,5 метра. Результаты этой и последующих стрельб подтвердили заявления Льюиса — в среднем по 28 попаданий в цель из каждого патронного диска.

Фирма BSA получила заказы на пробные партии пулемета от военных ведомств Англии, Бельгии, России, а также ряда других стран. Специалисты по вооружению из Вулиджа провели тщательные испытания. Несмотря на проблему с перегревом ствола, пулемет в целом оценили положительно и рекомендовали его к принятию на вооружение. В том же году пулемет был официально принят бельгийской армией.

Важное значение в судьбе пулемета «Lewis» имели пробные воздушные стрельбы, проведенные британским Королевским Воздушным Корпусом (RFC — Royal Flight Corps) и Королевской Морской Авиационной Службой (RNAS — Royal Navy Air Service). После них стало очевидно, что пулемет системы Льюиса являлся одним из лучших кандидатов на роль авиационного вооружения. Однако Военное Министерство Великобритании проявило осторожность, и фирме BSA пришлось начать отгрузку уже произведенных партий пулеметов в Россию и Бельгию. Ориентируясь на перспективу большой войны в Европе, руководство BSA приняло решение расширить производство и заказало новые станки в США.

Буквально накануне войны, в июне 1914 года военное министерство и Адмиралтейство Великобритании, как бы «очнувшись», в срочном порядке заказали 10 пулеметов Льюиса, а через две недели еще 45. Сразу после начала боевых действий BSA получила заказ на 200 пулеметов, производство которых тогда осуществлялось с темпом 25 штук в неделю. А после того, как «Льюис пехотный», состоявший на вооружении бельгийской армии, блестяще проявил себя в боях (немцы, столкнувшись с этим грозным оружием, прозвали его «гремучей змеей»), заявки на новые пулеметы посыпались как из рога изобилия.

Вскоре стало ясно, что BSA в одиночку не осилить нарастающий вал заказов, поэтому англичане совместно с канадцами заказали 12000 пулеметов у крупной американской оружейной фирмы «Сэвидж Армз Компани». К концу 1915 года новые производственные цеха в Бернингеме заработали на полную мощность и выпуск пулеметов «Lewis» достиг там 300 штук в неделю.

Конструкция пехотного варианта пулемета «Lewis» практически не изменялась до конца Первой Мировой войны. Но для использования в авиации пулемет начал интенсивно модернизироваться. Первым изменением стала замена винтовочного приклада рукояткой по типу «Максима», более удобной при обращении с пулеметом, закрепленным на стрелковой турели. Тем более, что в этом случае его не требовалось упирать в плечо для парирования отдачи.

Массивная «труба» кожуха радиатора мешала стрелку прицеливаться, так как из-за большой парусности пулемет подвергался сильному давлению воздушного потока. Вскоре выяснилось, что из-за обдува воздухом в полете ствол менее подвержен перегреву, чем на земле, и от неуклюжего кожуха отказались, хотя сам радиатор остался.

Также выяснилось, что стреляные гильзы, вылетавшие за борт, повреждали полотняную обшивку самолета, а у машин с задним расположением двигателя — еще и винт. В строевых частях начали самостоятельно оборудовать пулеметы мешками или коробками для сбора гильз. После получения официальной жалобы фирма BSA начала выпуск мешков-гильзосборников для турельных вариантов пулемета «Lewis» емкостью в 94 гильзы. Но для интенсивного боя емкость оказалась недостаточной и ее увеличили до 330 гильз.

Дисковый двухрядный магазин на 47 патронов также оказался слишком мал для воздушной стрельбы, так как часто менять его в толстых рукавицах на пронизывающем ветру было весьма проблематично. Для облегчения жизни стрелков в 1916 году создали новый четырехрядный магазин на 97 патронов. Магазин оснастили ручкой, позволявшей осуществлять его замену одной рукой.

В ходе эксплуатации пулемета «Lewis» нередко случались повреждения газового цилиндра, находившегося под стволом. Для его защиты ствол и цилиндр были закрыты легкой металлической трубой диаметром 2,5 дюйма (6,25 см). Данная доработка, а также ряд других были произведены специалистами фирмы BSA в ноябре 1915 года. Модифицированный вариант пулемета «Lewis» Mk.II запустили в серийное производство в середине 1916 года.

Принцип действия пулемета не позволял использовать его с синхронизатором. Следовательно, для стрельбы вперед линию огня требовалось направлять вне зоны ометания воздушного винта. Как правило, на истребителях-бипланах пулемет «Lewis» закрепляли стойках-кронштейнах над верхним крылом. Поначалу замена магазинов в таких установках представляла собой опасный «акробатический трюк». Летчик должен был, отстегнув привязные ремни и убрав ноги с педалей, встать в кабине во весь рост, зажать ручку управления между ног и в таком положении снять пустой магазин, а на его место установить полней. Понятно, что в условиях воздушного боя заниматься подобными манипуляциями было просто невозможно.

В 1916 году для удобства замены магазинов в Англии было создано специальное приспособление. Его изобретателем считается сержант Фостер из 11-го дивизиона RFC. Это установка или «лафет Фостера» представляла собой дугообразный рельс, на котором крепился пулемет и по которому его можно было сдвигать назад-вниз. Для замены магазина летчик разблокировал на рельсе замок держателя и притягивал пулемет на себя до упора. В данном положении магазин легко сменялся, причем сделать эти можно было одной рукой, не уставая с кресла. Такими установками оснащались, в частности, широко распространенные британские истребители RAF SE.5a.

В России примерно в это же время появилась аналогичная установка для истребителей «Ньюпор», разработанная инженером Иорданом. Но в ней пулемет не опускался в кабину по направляющей, а отклонялся назад на шарнире.

В 1915 году пулемет «Lewis» стал стандартным оборонительным вооружением самолетов Королевского Воздушного Корпуса и морской авиации Великобритании, а также французских ВВС. Пулемет также очень ценили германские авиаторы, которые охотно снимали их с разбитых и трофейных самолетов Антанты и использовали на своих машинах.

Между тем, пулемет «Lewis», как и любая техника, имел свои недостатки. В полете при низких температурах нередко замерзала смазка. Газовый цилиндр требовал чистки после каждых 600 выстрелов, иначе поршень заклинивало. По-прежнему сохранялась опасность перегрева ствола при стрельбе длинными очередями, но в ходе воздушных схваток стрелки нередко забывали об этом, что приводило к отказам оружия.

В Королевской Морской Авиационной Службе использовался несколько другой вариант пулемета «Lewis», чем в RFC. Во многих дивизионах радиаторы с пулеметов снимались, а для защиты газового цилиндра ставили стальной кожух. Доработанные таким образом пулеметы успешно эксплуатировались.

В 1917 году специалисты RFC пришли к выводу, что флотский вариант пулемета значительно легче и обладает меньшим воздушным сопротивлением, чем «Lewis» Mk.II. Доработки флотских специалистов, а также ряд других, позволявших снизить массу оружия и повысить скорострельность, решили внедрить в новой модификации пулемета «Lewis» Mk III. Данный вариант получил широкое распространение в военно-воздушных силах различных стран на протяжении последующих 20 лет. Пулеметы «Lewis», состоявшие на вооружении в Российской Империи и США, использовали патрон калибром 7,62 мм, в то время как Франция, Италия и Япония использовали стандартный британский патрон 0,303 (7,7-мм).

Из-за увеличенного до 750-850 выстрелов в минуту темпа стрельбы у новой модификации участились отказы и ускорился износ механизмов. А возросшие высоты полетов обострили проблему с замерзанием смазки. В результате к началу тридцатых годов XX века «Lewis» уже считался морально устаревшим и недостаточно надежным оружием.

В 1936 году ему на смену в британских Королевских ВВС пришел более совершенный и надежный «Vickers». Но даже в ходе Второй мировой войны пулеметы Льюиса на зенитных турелях еще нередко использовались в ПВО Великобритании.

Турельные пулеметы «Lewis», как правило, оснащали обычными кольцевыми прицелами, на смену которым позже пришли кольцевые прицелы с флюгерной подвижной мушкой конструкции лейтенанта Нормана. Флюгерный прицел учитывал собственную скорость самолета, что позволяло прицеливаться более точно.

Модификация: Lewis Mk.I(II) / Lewis Mk.III
Длина, мм: 1280 / 1080
Длина ствола, мм: 670 / 610
Калибр, мм: 7,7 или 7,62 / 7,7 или 7,62
Скорострельность, выст/мин: 550 / 550-850
Вес, кг: 11,5 / 7,7

Пехотный вариант пулемета «Lewis».

Вариант пулемета «Lewis» для установки на самолетах — «Lewis 1915».

Авиационный пулемет «Lewis» с магазином на 97 патронов.

Пулемет «Lewis» на верхнем крыле истребителя Nieuport N.11.

Пулемет «Lewis» установленный на самолете Morane-Saulnier L.

Один из вариантов установки пулеметов «Lewis» на самолет Farman F.40.

Пулеметы «Lewis» на самолете русского воздушного флота Caudron G.IV.

Самолет-разведчик Voisin LA русского воздушного флота с пулеметом «Lewis».

Пилот производит перезарядку пулемета «Lewis».

Пулемет «Lewis» на лафете Фостера.

Оригинальность конструкции и достойные технические характеристики сделали пулемет Льюиса одним из самых долговечных образцов вооружения первой половины ХХ века. Помимо этого, запоминающийся внешний вид помог пулемёту оставаться в сознании любителей военной истории как одному из символов крупнейших военных конфликтов в истории.

История разработки ручного пулемёта Льюиса

Первые разработки в этой области принадлежат американцу Сэмюэлу Маклину, но дальнейшей разработкой и «доведением до ума» занялся полковник американской армии Айзек Льюис. Любопытно, что изначально полковник планировал создать станковый пулемёт с водяным охлаждением, но бросил эту идею из-за занятости ниши уже показавшими себя разработками Максима и Браунинга.

Ручной пулемёт с принудительным воздушным охлаждением представляется в 1913 году, но не привлекает внимания военного ведомства США, после чего Льюис начинает производство в Европе. Так, в бельгийском Льеже основывается компания Armes Automatique Lewis, а производство в Великобритании ведётся под покровительством Birmingham Small Arms (позже к делу подключается американская промышленность). В тот же год бельгийская армия принимает «Льюисы» на вооружение, и уже в 1914 году успешно применяет их с началом Первой мировой войны.

Первая партия из десяти образцов попадает в Россию в июле 1913 года для испытаний в Офицерской стрелковой школе. По достоинству оценив новый образец в сравнении с существующими громоздкими аналогами, спустя два года выходит постановление о массовом приобретении системы Льюиса для установки их на лёгкие аэропланы. До начала революционных событий было закуплено примерно 9500 «Льюисов» американского происхождения (под боеприпас винтовки Мосина) и около 1900 британских моделей (калибр.303 British).

Описание конструкции и принцип работы

Уже общепринятый принцип отвода пороховых газов не обошёл стороной данный пулемёт. Из технических решений, отличающих «Льюис» от аналогов, особенно стоит отметить специальный кран на газовой камере для регулирования скорострельности, неординарное строение дискового магазина вместе с подающим механизмом. В магазине отсутствовала подающая пружина, поэтому он вращался выступающим хвостом на пружине. Задача необычно выглядевшего кожуха – принудительное воздушное охлаждение: в момент выстрела пороховые газы, «застревающие» в кожухе, заставляли циркулировать холодный воздух вдоль ствола за счёт его разреженности в задней части и разницы температур.

Однако стоит заметить, что хотя авиационная вариация пулемёта производилась без подобного устройства, это не создавало затруднений при его использовании частями британской армии, так что кожух можно признать конструкторским излишеством. Так же непривычно смотрится отказ от цилиндрической возвратно-боевой пружины в пользу пластинчатой. Из-за её износа и усадки после долговременной стрельбы, в набор принадлежностей к пулемёту был добавлен специальный ключ для подтягивания пружины.

Основные элементы конструкции:

  • Ствол (с кожухом и радиатором);
  • Ствольная коробка;
  • Затвор;
  • Затворная рама;
  • Коробка с возвратно-боевой пружиной;
  • Магазин;
  • Сошки (позже одна телескопическая).

Ударный механизм относится к ударниковому типу, закреплён на стойке затворной рамы. Канал ствола запирался за счёт поворота криволинейного паза затвора. Предохранитель вынесен на ствольную коробку, а конструкция спускового механизма исключала возможность стрельбы одиночными выстрелами, что зачастую приводило к перерасходу патронов с учётом небольшой ёмкости дискового магазина.

Патроны к пулемёту Льюиса

Достойных оппонентов у «британца американского происхождения» в своей нише практически не было. Например, немецкий MG 08/15, по сути, был «Максимом» , потерявшем в весе в сравнении с оригиналом, но всё ещё слишком громоздким. Французская модель Шоша была слишком ненадёжна и уязвима к загрязнению, а ближайший противник – датский «Мадсен», при относительном успехе абсолютно не имел потенциала развития из-за ряда изначальных недостатков. Такая ситуация позволила извлечь конструктору максимум выгоды из своего изобретения, и пулемёт серийно выпускался под следующие боеприпасы:

  • .303 British (7,69*57 мм);
  • Патрон винтовки Мосина (7,62*54 мм);
  • .30-06 Springfield (7,62*53 мм);
  • .256 Mannlicher (6,5*53 мм);
  • Менее известные варианты, в частности, под немецкий 8-мм патрон.

Наибольшее распространение получили первые два варианта из этого списка.

Тактико-технические характеристики

Для обобщенного понимания, в следующей таблице приведены параметры первого британского серийного образца. Различия с аналогами, адаптированными под другие калибры, минимальны.

Несмотря на то, что Lewis gun (именно так пишется по-английски, это официальное название в рядах британских вооруженных сил) успешно справлялся со своей основной задачей – поддержкой пехоты в наступлении и даже заслужил прозвище «пулемёт, с которым можно бегать», в истории сохранились различные конструкции станков и треног для него.

Плюсы и минусы оружия

Повторяя упомянутое выше, «Льюис» был абсолютным лидером среди пехотного вооружения. В первую очередь благодаря тому, что теперь пулемётный расчёт из двух человек (первый номер несёт непосредственно оружие и два дисковых магазина, второй – дополнительные боеприпасы) становился настолько же мобильным, как и большая часть пехоты, вооружённая винтовками (позже – ПП). Также успешны примеры применения как в авиации на самолётах, неспособных нести более тяжёлое вооружение, так и в роли средства противовоздушной обороны. Вплоть до 1940-х годов ряд пулемётов оснащался специальными проволочными прицелами.

Главным минусом являлась низкая плотность огня – стандартный магазин в 47 патронов при массе почти в два килограмма разряжался за три секунды. Дисковый магазин часто подвергался критике из-за постоянного вращения, что при неосторожном обращении часто травмировало пальцы стрелков и приводило к осечкам.

Модификации над пулемётом Льюиса

Кроме адаптаций под различные калибры, британцы продолжали развивать идею конструктора.

Хронология версий:

  • Пехотная модификация Mk1 – незначительно доработанный образец;
  • Mk2 - специально для воздушного боя. Добавлена вторая рукоять для управления, вместо приклада. Впервые применяются магазины на 97 патронов, появляется мешок для гильз, укорачивается кожух и радиатор, добавлен пламегаситель;
  • Mk3 переделывался из уже состоявших на вооружении: улучшалась автоматика и увеличено газоотводное отверстие.

Также широкое распространение в авиации Японии получила лицензионная копия – Тип 92.

Применение в истории

Вскоре после принятия на вооружение зазвучали первые выстрелы из «Льюиса» в боевых условиях. На европейском театре военных действий он ценился всеми противоборствующими сторонами за многозадачность и мобильность. Солдаты стран, где он не был принят на вооружение, стремились получить его в качестве трофея.

Но наибольшую известность этот образец заслужил немного позже, став самым узнаваемым из пулемётов Гражданской войны . Сейчас ММГ «Льюиса» является чуть ли не обязательным реквизитом в любом фильме о противостоянии «красных» и «белых». Особую любовь он заслужил среди махновцев – личная охрана Махно была поголовно вооружена именно ими.

После революции пулемёты системы Льюиса в огромном количестве лежали на складах РККА вплоть до начала Второй мировой войны. С ними уходили на фронт первые из сформированных дивизий прямо с парада 1941 года, ими же массово оснащались подразделения ополчения вроде Тульского Рабочего полка.

Последним конфликтом, где было замечено массовое использование системы американского конструктора, стала Корейская война.

Предлагаю читателям обсудить – данная система опередила своё время или оказалась ненужной причудой конструктора?

Ждем ваших комментариев.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


Полковник Исаак Ньютон Льюис из береговой артиллерии США предложил этот пулемет армии США, но оружие не приняли, и Льюис организовал свою фабрику в Бельгии. В 1914 году его фирма обанкротилась и фабрика перешла к компании «Бритиш Смол Армз Компани».
Действие механизмов автоматики ручного пулемета системы Льюиса основано на принципе отвода пороховых газов через отверстие в стволе. В передней части кожуха расположен регулятор газовой каморы, который имеет два отверстия для отвода газов с буквенными обозначениями: «L» – отверстие большего диаметра и «S» – отверстие меньшего диаметра. Для перестановки регулятора с одного отверстия на другое он поворачивается на 180° с помощью рычага регулятора.

Запирание канала ствола производится поворотом затвора, боевые упоры которого входят в поперечные пазы ствольной коробки. Поворот затвора при запирании осуществляется криволинейным пазом на затворе и основанием стойки затворной рамы. Ударный механизм ударникового типа, закреплен на стойке затворной рамы. Спусковой механизм позволяет вести только автоматический огонь.

Питание пулемета патронами при стрельбе производится из дискового магазина, который приводится во вращательное движение подающим механизмом. Подающий механизм рычажного типа, приводится в действие выступом хвоста затвора, который входит в криволинейный паз рычага подачи.
На рычаге подачи расположена собачка, которая, взаимодействуя с поперечными ребрами магазина, поворачивает магазин. Удержание магазина от поворота вправо и влево производится двумя рычажками, которые расположены на крышке ствольной коробки.
Экстракция гильзы производится двумя выбрасывателями, закрепленными в затворе, а отражение – отражателем рычажного типа, находящимся в ствольной коробке.
Такая конструкция подающего механизма оказалась слишком сложной и склонной к задержкам при стрельбе. Кроме того, дисковый магазин емкостью 47 патронов был дорог в производстве и нетехнологичен. Поэтому в 1923 году конструкция пулемета была подвергнута модернизации, в ходе которой вместо дискового магазина был введен простой коробчатый магазин емкостью 20 патронов. Соответствующим образом был упрощен и подающий механизм.

Предохранитель пулемета состоит из двух планок с вырезами, размещенных с обеих сторон ствольной коробки. Вырезы предназначены для постановки затворной рамы на предохранитель в переднем и заднем положениях.


В конструкции пулемета использовано воздушное охлаждение ствола. В целях повышения эффективности охлаждения на стволе установлен алюминиевый радиатор с высокими продольными ребрами и кожух с патрубком. Ствол соединен со ствольной коробкой с помощью резьбы.

Пулемет имеет прицел стоечного типа. Он установлен на крышке ствольной коробки и имеет до 20 делений. Наибольшая дальность прицельной стрельбы равна 2000 ярдов, что соответствует 1850 м.
Для использования пулемета в качестве ручного он снабжен двуногой сошкой, прикладом и рукояткой спусковой скобы. В варианте легкого станкового пулемета он устанавливался на легкий треножный станок, затыльник с прикладом заменялся на затыльник с рукояткой.
Пулемет Льюиса применялся и в качестве авиационного. На самолетах он устанавливался в турелях и комплектовался дисковыми магазинами емкостью 97 патронов.
С принятием на вооружение британской армии ручного пулемета «Брен» пулеметы системы Льюиса были сданы на склады или переданы в колониальные войска. Нехватка ручных пулеметов в начале второй мировой войны заставила использовать эти пулеметы и в регулярных частях британской армии.

Пулемет Льюиса – это знаменитый британский ручной пулемет, принимавший роль в обеих глобальных войнах. Это один из самых известных образцов орудия прошедшего столетия. Пулемет Lewis успел поучаствовать и в русской революции, и в Штатской войне. «Льюис» можно смело именовать самым удачным пулеметом собственного периода.

Пулемет Льюиса имел необычную конструкцию и вправду высочайшие боевые свойства, что и позволило пулемету так длительно оставаться в строю. Отличительной особенностью пулемета Lewis является форма кожуха ствола, по которой можно безошибочно выяснить это орудие.

История сотворения

Ручной пулемет Льюиса был разработан Самуэлем Мак Кленом в США в 1911 году. Доработкой этого орудия занимался полковник американской армии Айзек Ньютон Льюис. Вначале он желал сделать этот пулемет станковым и оснастить его водяным остыванием, но потом тормознул на уникальной идее принудительного воздушного остывания ствола. Необходимо подчеркнуть, что никто после Льюиса не использовал схожую схему в конструкции орудия.

Льюис предлагал собственный пулемет для вооружения американской армии, несколько образцов орудия даже проходили тесты, но военное управление США сочло этот пулемет бесперспективным и не заслуживающим внимания. После этой беды Льюис вышел в отставку и перебрался за океан, поначалу в Бельгию, а потом в Англию. Конкретно бельгийцы первыми заинтересовались новым пулеметом и в 1913 году взяли его на вооружение. Выпуск ручного пулемета Lewis был налажен на заводах компании BSA (Великобритания).

В 1914 году пулемет принял боевое крещение – в Европе началась глобальная война. После ее начала спрос на пулемет Lewis рос необычными темпами, BSA расширяла создание, но, невзирая на это, не могла выполнить все заказы. Потому часть заказов было расположено в США.

custom_block(1, 46672070, 5524);

Германские пехотинцы называли пулемет Lewis «гремучей змеей» за соответствующий звук его работы и с наслаждением брали в качестве трофея. Потом «Льюисы» переделывались под маузеровский патрон и с фуррором использовали в бою. В особенности обожали пулемет Lewis германские штурмовые отряды.

В Россию этот пулемет попал еще в 1913 году: несколько образцов были куплены для проведения испытаний в Офицерской стрелковой школе. Но русским военным «Льюис» не приглянулся, в особенности много приреканий было на малый срок службы пулеметного ствола.

Но про этот пулемет в Рф не запамятовали, в особенности необходимы они стали во время войны. В 1915 году правительство Англии уступило Рф права на все «Льюисы», сделанные по английским заказам в США. Поставки начались уже в будущем году. Также в Россию поставлялись пулеметы Lewis, сделанные в Великобритании под британский патрон.303. Южноамериканские пулеметы были изготовлены под мосинский патрон 7,62 мм.

Ручные пулеметы Льюиса интенсивно применялись в русской авиации. На нем устанавливали дополнительную рукоять, гильзосборник и пламегаситель. Время от времени снимали кожухи: набегающий поток воздуха довольно охлаждал ствол.

До начала революционных событий в Россию успели поставить более 10 тыс. единиц этого орудия, потому они интенсивно использовались во время Штатской войны. К примеру, «Льюисами» была вооружена личная охрана знаменитого батьки Махно.

«Льюисы» в достаточно огромных количествах хранились на русских военных складах. После начала войны о их вспомнили и направили на фронт. Есть именитая фото красноармейцев, вооруженных этими пулеметами, шагающих на именитом параде 7 ноября 1941 года.

Схожая ситуация была и у англичан. В конце 30-х годов британская армия стала поменять «Льюис» на более современный «Брен». Во время бегства из Франции было потеряно неограниченное количество стрелкового орудия, потому «Льюису» пришлось снова встать в строй. Немцы также использовали эти пулеметы, оккупированные в виде трофеев. В главном им вооружались части фольксштурма.

Последним огромным конфликтом для этого пулемета стала Корейская война.

Custom_block(5, 75444309, 5524);

custom_block(1, 47628358, 5524);

Устройство пулемета и принцип его работы

Работа автоматики пулемета базирована на отводе части пороховых газов из канала ствола. Темп работы автоматики (скорострельность) регулируется краном на газовой камере. Газовый поршень двигался вспять, заводил спиральную пружину (как в обыденных часах) и через особый механизм поворачивал магазин. Запирание канала ствола производилось за счет поворота затвора, упоры которого входили в пазы ствольной коробки. Спусковой механизм позволял вести только автоматический огнь.

Пулемет Льюиса состоял из последующих составных частей: ствола с кожухом и радиатором, ствольной коробки, затвора и затворной рамы, магазина особенной конструкции, спускового механизма с рукоятью, возвратно-боевой пружины.

Спиральная пружина – это также уникальная особенность этого пулемета: никогда после она не использовалась в оружии. Для подтягивания пружины в набор к пулемету заходил маленькой особый ключ.

Пружина раскручивалась и подавала патрон в патронник, после этого выполнялся выстрел.

Основной особенностью пулемета системы Льюиса являлся его кожух, который очень выступал за габариты ствола орудия. При выстреле пороховые газы делали область пониженного давления в задней части кожуха, что протягивало через него прохладный воздух, который охлаждал ребристый ствол. К кожуху крепились раскладные сошки.

Более увлекательна и конструкция магазина этого пулемета. Он имел дисковую форму, патроны в нем были размещены в несколько рядов: в два либо четыре. В отличие от большинства имеющихся магазинов он не содержал подающей пружины. Патроны подавались при помощи специального механизма, который приводился в действие выступом на затворе. Схожий магазин можно рассматривать в качестве одной из первых попыток отказа от ленточного питания.

Предохранитель был установлен на ствольной коробке.

40 семь патронов расстреливались всего за 6 секунд, потому пулеметчиков учили отпускать палец со спускового крючка на счет «три». Прицельные приспособления состояли из целика и мушки, расположенной на конце кожуха. Целик имел две позиции: на 600 ярдов (приблизительно 500 метров) и вторую, созданную для стрельбы на более далекие дистанции. Зенитные «Льюисы» оснащались особыми прицелами, выполненными из проволоки.

Бельгийцы, первыми принявшие этот пулемет на вооружение, называли «Льюис» «пулеметом, с которым можно бегать». И это вправду было так. Невзирая на свои впечатляющие габариты, пулемет весил всего только двенадцать кг, что было сильно мало. Большая часть образцов подобного орудия тех пор имели водяное остывания, оснащались станками и весили более 30 кг. Понятно, что таковой пулемет навряд ли мог быть применен в наступательных действиях.

Тактико-технические свойства

Видео о пулемете

За окном уже третий день идет моросящий дождь, а в редкие бездождливые часы все заволакивает густой туман… Прям таки британская погода на дворе… Семья уже спит, а я сижу в кресле у догорающего камина, пью виски (совсем немного) и читаю «Записки о Шерлоке Холмсе» сэра Артура Конан Дойля… Ощущение такое, будто нахожусь в Британской Империи…
Не знаю как у вас, а у меня первая ассоциация, всплывающая в памяти, при упоминании о Британии — это доброе старое британское оружие. В первую очередь, конечно, это ручной пулемет Льюиса… Вот, собственно, об этом пулемете я вам сегодня и хочу рассказать…

Начало грозного XX столетия прошло «под знаком» активной разработки автоматического оружия, в частности пулеметов. Подобный тип вооружения с энтузиазмом внедрялся в войска, бюро по выдаче патентов были буквально завалены различными проектами и идеями в сфере автоматического оружия, зачастую – весьма далекими от жизненных реалий. Однако некоторые разработки оказались весьма удачными, активно применялись в боевых действиях и заняли свое почетное место на пьедестале истории ручного стрелкового оружия. Подобная участь ожидала и ручной пулемет Льюиса (Lewis)…


Ручной пулемет Льюиса (Lewis) британского производства (русский заказ). Вид справа.

В назначенное время биплан вошел в зону полигона на высоте 120 метров, и Стеллингверф открыл огонь по квадратной мишени размером 7,5 метра. Результаты этой и последующих стрельб подтвердили заявления Льюиса — в среднем по 28 попаданий в цель из каждого патронного диска.
Специалисты по вооружению из Вулиджа провели тщательные испытания. Несмотря на проблему с перегревом ствола, пулемет в целом оценили положительно и рекомендовали его к принятию на вооружение. В том же году пулемет был официально принят бельгийской армией.
Важное значение в судьбе пулемета Льюиса имели пробные воздушные стрельбы, проведенные британским Королевским Воздушным Корпусом (RFC — Royal Flight Corps) и Королевской Морской Авиационной Службой (RNAS — Royal Navy Air Service). После них стало очевидно, что пулемет системы Льюиса являлся одним из лучших кандидатов на роль авиационного вооружения. Однако Военное Министерство Великобритании проявило осторожность, и фирме BSA пришлось начать отгрузку уже произведенных партий пулеметов в Бельгию. Ориентируясь на перспективу большой войны в Европе, руководство BSA приняло решение расширить производство и заказало новые станки в США.

Буквально накануне войны, в июне 1914 года военное министерство и Адмиралтейство Великобритании, как бы «очнувшись», в срочном порядке заказали 10 пулеметов Льюиса, а через две недели еще 45. Сразу после начала боевых действий BSA получила заказ на 200 пулеметов, производство которых тогда осуществлялось с темпом 25 штук в неделю. А после того, как ручной пулемет Льюиса, состоявший на вооружении бельгийской армии, блестяще проявил себя в боях (немцы, столкнувшись с этим грозным оружием, прозвали его «гремучей змеей»), заявки на новые пулеметы посыпались как из рога изобилия.

Вскоре стало ясно, что BSA в одиночку не осилить нарастающий вал заказов, поэтому англичане совместно с канадцами заказали 12000 пулеметов у крупной американской оружейной фирмы «Сэвидж Армз Компани». К концу 1915 года новые производственные цеха в Бернингеме заработали на полную мощность и выпуск пулеметов «Льюис» достиг там 300 штук в неделю.
В 1915 году компания Savage Arms из США отказалась от работы по заказу и приобрела лицензию на выпуск этих пулеметов на своих производственных мощностях. В США было организовано производство пулеметов Льюиса калибра.30-06. Главным образом пулеметы поставлялись по государственному заказу для военно-воздушных сил и морской пехоты, но небольшое количество доставалось и гражданскому рынку (пулеметы Льюиса пришлись по душе путешественникам, отправляющимся в дикие части света — в Африку, Азию, Амазонию).

В Российской Империи пулемёты Льюиса появились в 1917 году (9600 пулемётов американского и 1800 английского производства), когда царское правительство, обеспокоенное острой нехваткой автоматического оружия в армии, заказало их изготовление у иностранных подрядчиков. Следует отметить, что часть пулеметов (по некоторым данным около 1200 штук) были изготовлены в калибре 7,62*54 — то есть под наш стандартный винтовочный патрон. В этих пулеметах на стойке затыльника ударным клеймом была выбита цифра «300».

После окончания Мировой войны пулеметы Льюиса оставались на вооружении армий и участвовали практически во всех вооруженных конфликтах вплоть до середины тридцатых годов. Лицензионное производство пулеметов было организовано в Японии и Голландии, где они состояли на вооружении. Многие страны (Латвия, Эстония, Турция, Аргентина, Мексика, Канада, Австралия, Китай и др) закупали это оружие.
Широкому распространению «Льюисов» в годы Первой Мировой войны, наряду со значительной потребностью войск в таком оружии, способствовало и то обстоятельство, что стоимость одного станкового «Виккерса» равнялась расходам, затрачиваемым на изготовление шести «Льюисов».

В СССР во время Великой Отечественной войны Льюисы так же вернулись в строй — ими были вооружены силы ополчения и формируемые партизанские отряды.

Кроме того, известно, что Льюисы являлись одним из видов вооружения, которые несли на себе подводные лодки типа «Калев» (построенные для Эстонии в Великобритании). После присоединения Эстонии к СССР эти субмарины вошли в 1940 году в состав Балтийского флота.

Кстати и немцы вооружали трофейными Льюисами свои тыловые подразделения. У них ин проходил под индексом MG100(h).

После войны отмечено использование Льюисов в Корейской войне и в борьбе еврейского народа за создание государства Израиль. А в Африке Льюисы использовались в бывших Британских колониях вплоть до 70-х годов ХХ века…

Устройство пулемёта:
Автоматика пулемёта работает на принципе отвода пороховых газов.
Пулемёт состоит из следующих основных частей и механизмов: ствола с радиатором и кожухом, ствольной коробки с крышкой и подающим механизмом, затыльника с прикладом, рукоятки управления огнём со спусковым механизмом, затвора, затворной рамы, возвратно- боевой пружины с коробкой, магазина и сошки.
В передней части кожуха расположен регулятор газовой каморы, который имеет два отверстия для отвода газов с буквенными обозначениями: “L” — большее отверстие и “S” — меньшее отверстие. Для перестановки регулятора с одного отверстия на другое он поворачивается на 180° с помощью рычага регулятора.

Запирание канала ствола производится поворотом затвора, боевые упоры которого входят в поперечные пазы ствольной коробки. Поворот затвора при запирании осуществляется криволинейным пазом на затворе и основанием стойки затворной рамы.
Ударный механизм ударникового типа, закреплён на стойке затворной рамы. Спусковой механизм позволяет вести только автоматический огонь. Питание пулемёта патронами при стрельбе производится из дискового магазина, который приводится во вращательное движение подающим механизмом. Подающий механизм рычажного типа, приводится в действие вы­ступом хвоста затвора, который входит в криволинейный паз рычага подачи. На рычаге подачи расположена собачка, которая, взаимодействуя с поперечными ребрами магазина, поворачивает магазин. Удержание магазина от поворота вправо и влево производится двумя рычажками, которые расположены на крышке ствольной коробки. Экстракция гильзы (патрона) производится двумя выбрасывателями, закреплёнными в затворе, а отражение - отражателем рычажного типа, находящимся в ствольной коробке.

Пулемёт имеет предохранитель, состоящий из двух планок с вырезами на обоих концах. Планки помещены с правой и левой сторон ствольной коробки. Вырезы предназначены для постановки затворной рамы на предохранитель в переднем и заднем положениях. Для постановки затворной рамы на предохранитель планку (левую или правую, в зависимости от того, с какой стороны находится рукоятка заряжания) необходимо сдвинуть вверх.
Соединение ствола со ствольной коробкой резьбовое. Охлаждение ствола воздушное. Охлаждение ствола усиливается благодаря наличию на стволе радиатора и кожуха с патрубком. Прицел рамочный, диоптрический; мушка треугольной формы. Для удобства стрельбы пулемёт имеет сошку. При использовании пулемёта как лёгкого станкового он присоединяется к качающейся части станка и в пулемёте заменяется затыльник с прикладом на затыльник с рукояткой.
Пулемет имеет прицел стоечного типа. Он установлен на крышке ствольной коробки и имеет до 20 делений. Наибольшая дальность прицельной стрельбы равна 2000 ярдов, что соответствует 1830 м
К пулемёту положен комплект принадлежности для разборки в чистки и следующие запасные части: затвор, отражатель, возвратно-боевая пружина с шестерёнкой и коробкой, собачка и два фиксатора магазина, рычаг подали и трубка для снаряжения магазина. Принадлежность и запасные части помещаются в специальном кожаном футляре.

А вот как описывает технические характеристики пулемета Максим Попенкер:
«Ручной пулемет Lewis использует газоотводную автоматику с расположенным под стволом газовым поршнем с длинным рабочим ходом. Запирание ствола осуществляется поворотом затвора на четыре боевых упора, расположенных радиально в задней части затвора. Стрельба ведется с открытого затвора, только автоматическим огнем. К особенностям пулемета относятся спиральная возвратная пружина, воздействующая на шток газового поршня через шестерню и зубчатую передачу, а также алюминиевый радиатор на стволе, заключенный в тонкостенный металлический кожух. Кожух радиатора выступает вперед перед дульным срезом, так что при стрельбе образуется тяга воздуха через кожух вдоль радиатора, от казенной части ствола к дульной. Питание патронами осуществлялось из присоединяемых сверху дисковых магазинов с многослойным (в 2 или 4 ряда, емкость 47 и 97 патронов соответственно) расположением патронов радиально, пулями к оси диска. При этом магазин не имел подающей пружины — его вращение для подачи очередного патрона на линию досылания осуществлялось при помощи специального рычага, расположенного на пулемете и приводимого в движение затвором. В пехотном варианте пулемет комплектовался деревянным прикладом и съемной двуногой сошкой, иногда на кожух ствола ставилась рукоятка для переноски оружия. Японские пулеметы системы Льюиса Тип 92 (выпускавшиеся по лицензии) дополнительно могли использоваться со специальных станков-треног.»


Снаряжение магазина и подготовка к стрельбе.


Снаряженный магазин на 97 патронов.

Надёжность работы оружия в любых, в т.ч. и неблагоприятных, условиях заслуженно принесла ему репутацию одного из лучших ручных пулемётов того времени, хотя значительный вес и трудоемкость обслуживания доставляли пулемётчикам определённые трудности. Про этот пулемет вполне можно сказать, что он был создан в «свое» время и с честью «отслужил» свою службу в армиях многих стран мира.Пулемет широко использовался в качестве пехотного, но не меньшую известность получили его авиационные варианты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: