Страшная «восемьдесят восьмая. САУ для обречённых Немецкие зенитные снаряды

Орудие Flak 37 (88-мм) в САУ Flak 37 Sfl.Auf 18ton Zgkw

Описание

8,8 cm FlaK 37 (нем. 8,8-cm - Flugabwehrkanone 37, буквально 8,8-см зенитное орудие образца 37 года), также известное как «восемь-восемь» (нем. Acht-acht) - германское 88-миллиметровое зенитное орудие, находившееся на вооружении с 1928 по 1945 годы. Одно из лучших зенитных орудий Второй мировой войны. Также послужило образцом при создании танковых орудий для танков «Тигр», «Королевский тигр». Эти орудия широко использовались в роли противотанковых и даже полевых орудий. Часто данные орудия называют самыми известными орудиями Второй мировой войны. Устанавливались на полугусеничные бронетранспортеры s.Zgkw.18t.

Полуавтоматический затвор горизонтально-клинового типа обеспечивал экстракцию стреляной гильзы и возведение боевой пружины за счет энергии отдачи, имел скорострельность в 15-20 выстрелов в минуту. Для возвращения орудия в исходное положение использовался пневматический накатник над стволом. Под стволом пушки в двух цилиндрах смонтирован пружинный уравновешивающий механизм, облегчающий вертикальную наводку орудия.

Модификация Flak-37 по сравнению с предшественниками (Flak 18,36) имела усовершенствованную систему управления огнем. Тактико-технические характеристики примерно соответствуют характеристикам Flak-18. Важным усовершенствованием в конструкции пушки было изготовление ствола из нескольких элементов, что позволяло заменять его изношенные фрагменты прямо в полевых условиях.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Основные характеристики

Доступные снаряды

Историческая справка

Снаряды бронебойный и фугасный (88-мм)

Основным предназначением данного орудия на полях Warthunder будет истребление танков. С этой задачей пушка справляется на отлично. Она может легко пробивать и уничтожать противников не только своего ранга, но и намного выше рангом. Пушка является зенитной и имеет отличные углы наводки вверх - т.е способна сбивать самолёты, особенно медленные тяжёлые бомбардировщики. Пушка поворачивается медленно. В игре пока нет фугасных снарядов которые разрывались в воздухе (с дистанционным взрывателем) - поражая самолёт осколками и ударной волной, поэтому поражать самолёты придётся обычными фугасами и бронебойными прямым попаданием. Подкалиберных нет - но они в принципе не нужны. Фугасными можно также противостоять не бронированной технике (типа зсу), они лучше их уничтожают. Пробитие фугаса 13-мм (что пробивает даже некоторую легко бронированную технику). Взрыватель каморного снаряда рассчитан на пробитие минимум 28-мм брони - это плохо, т.к означает что снаряд не взорвётся, если броня при пробитии будет менее 28 мм (как известно далеко не вся техника обладает такой бронёй). Боевые качества пушки в целом являются отличными - отличная "бешеная" скорострельность, отличное пробитие, мощные снаряды, отличная точность.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Мощный каморный снаряд
  • Отличная скорострельность.
  • Отличная баллистика полета снаряда и начальная скорость.
  • Отличная пробиваемость.

Недостатки:

  • Нет фугасного снаряда с дистанционным взрывателем.
  • Взрыватель рассчитан на пробитие минимум 28 мм брони.

Медиа

См. также

В июле 1944 года на предприятии «Нибелунгенверке» в серийное производство запустили новую тяжёлую САУ, созданную на базе танка Pz.Kpfw.VI Ausf. B «Тигр II» («Королевский тигр»). В первую серию «ягдтигров» (так назвали новые САУ) вошли самоходки и с шасси конструкции доктора Эрвина Адерса (главного инженера компании «Хеншель и сын»), и с шасси, разработанным доктором Фердинандом Порше

В 1941 году бои на Восточном фронте выявили один факт, ставший весьма неприятным для вермахта. Оказалось, что уровень развития советской техники значительно превышал ожидаемый – особенно наглядно это проявилось при столкновении немецких войск с новейшими танками КВ и Т-34 , броню которых большинство штатных противотанковых средств пробивало с трудом. Настоящим спасением в борьбе с этими гигантами оказались 8,8-сантиметровые (в Германии калибр артиллерийских систем традиционно измеряется в сантиметрах) зенитные орудия FlaK 36 и другие их модификации – FlaK 37 и FlaK 18. Только бронебойные снаряды этих зениток, разгонявшиеся мощными пороховыми зарядами до начальной скорости 820 м/с, могли пробить 75-мм броню КВ или прошить 45-мм лоб «тридцатьчетвёрки». В немецких частях эти пушки называли «восемь-восемь» и старались перебрасывать их на самые танкоопасные участки фронта.

Конструкторы корпорации Круппа разработали FlaK 18 ещё в 1928 году, и первые прототипы собирались вне пределов Германии – на заводе шведской компании «Бофорс». Это было связано с ограничениями производства вооружений, наложенными на Германию после окончания Первой мировой войны . Заводы Круппа в Эссене приступили к самостоятельной сборке этих артсистем только в 1932 году.

Артиллеристы Африканского корпуса вермахта готовят к стрельбе 88-мм зенитную пушку FlaK 36, 1940–41 годы
Источник – waralbum.ru

В 1940 году конструкторы создали 88-мм орудие FlaK 36, которое снабдили колёсными тележками для быстрого перемещения, а также электроспуском и бронещитком для защиты расчёта от пуль и осколков при стрельбе по наземным целям. Фактически это орудие создавалось как универсальное средство борьбы против самолётов и танков противника.

Серьёзным недостатком 88-мм зениток стал их высокий поражаемый силуэт и значительная стоимость – плата за универсальность. Управление вооружений вермахта (далее – УСВ) потребовало от конструкторов создать на базе FlaK 36 более дешёвую противотанковую пушку, что и было осуществлено в конце 1942 года корпорацией Круппа.

Новая 88-мм пушка Pak 43 оказалась одной из лучших противотанковых артсистем времён Второй мировой войны (далее – ВМВ). Её ствол длиной в 71 калибр позволял разгонять бронебойные снаряды до скорости в 1000 м/с, а подкалиберные – до 1130 м/с. Благодаря этому Pak 43 с дистанции в два километра могла поразить практически любой советский танк.


Немецкие артиллеристы разворачивают 88-мм противотанковую пушку Pak 43
Источник – waralbum.ru

Основным недостатком этой противотанковой пушки была высокая масса – 4,4 тонны. Поэтому если расчёт орудия вступал в бой, то смена позиции или отступление становились серьёзной проблемой. Низкая мобильность столь удачной артсистемы не могла не привести конструкторов к идее её установки на бронированные шасси.

На первый немецкий серийный тяжёлый танк Pz.Kpfw.VI «Тигр» установка орудия Pak 43 оказалась невозможной в силу значительных габаритов последнего. Поэтому бронированного «хищника» в 1942 году вооружили танковой пушкой KwK 36 такого же калибра (88 мм), но меньшей длины – всего 4,9 метра против 6,2. Естественно, баллистика этого орудия была хуже, чем у KwK 43 и StuK 43 (пушек, созданных на основе Pak 43 для установки, соответственно, на танки и САУ), однако её вполне хватало, чтобы подбивать советские КВ-1 и Т-34.

StuK 43 установили на тяжёлые противотанковые самоходные установки (или, как их называли в вермахте, – «ягдпанцеры») «Фердинанд» . В них переделали шасси танка «Тигр (П)» конструкции Фердинанда Порше, которые промышленность поторопилась изготовить по личному приказу Гитлера ещё до того, как УСВ приняло на вооружение «Тигр», сконструированный инженерами компании «Хеншель и сын». На заводе «Нибелунгенверке» в австрийском городе Санкт-Валентин над шасси надстроили бронированные рубки с чудовищным для того времени лобовым бронированием в 200 мм. В рубке разместили StuK 43, получив самоходку, которая стала одним из страшнейших противников советских войск в битве на Курской дуге. К счастью для советских танкистов, «фердинандов» немецкая промышленность выпустила мало – всего около 90 штук. Кроме того, ходовая часть этих САУ оказалась довольно ненадёжной, к тому же машины подводило отсутствие пулемётного вооружения, в результате чего самоходки становились беззащитными в случае ближнего боя против пехоты. Поэтому, несмотря на мощное бронирование и вооружение, значительное количество этих машин было потеряно в боях лета 1943 года.


САУ «Фердинанд» с 88-мм пушкой StuK 43 в бронетанковом музее в Кубинке
Источник – tankmuseum.ru

Опыт применения тяжёлых «ягдпанцеров» немецкие конструкторы учли, и в июле 1944 года на всё том же предприятии «Нибелунгенверке» в серийное производство запустили новую тяжёлую САУ, созданную на базе танка Pz.Kpfw.VI Ausf. B «Тигр II» («Королевский тигр»). Любопытно, что и в этот раз история с преждевременно изготовленными шасси для танков конструкции Порше повторилась, только теперь их собрали не 100 штук, а всего 7. В первую серию «ягдтигров» (так назвали новые САУ) вошли самоходки и с шасси конструкции доктора Эрвина Адерса (главного инженера и начальника отдела новых разработок компании «Хеншель и сын»), и с шасси, разработанным доктором Фердинандом Порше. Последующие машины выпускались уже только на шасси конструкции Адерса, но их, как и «фердинандов», собрали крайне мало. Общая численность произведённых «ягдтигров» оценивается приблизительно в 70–88 единиц, вес каждой из которых достигал 75,2 тонны – «ягдтигры» стали самыми тяжёлыми из всех серийных немецких бронированных машин. Для сравнения, масса «Королевского тигра» достигала 68 тонн, а современный немецкий танк «Леопард-ІІ» А5 весит 62 тонны.


Высокопоставленные представители вермахта и компании «Хеншель и сын» (Эрвин Адерс – в темном костюме справа), 5 сентября 1942 года
Источник – pokazuha.ru

«Ягдтигр» обладал стандартной немецкой компоновкой – впереди находилось отделение управления с установленной в нём трансмиссией, за ним – боевое отделение, располагавшееся в рубке и средней части корпуса. В корме разместили моторное отделение с V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения производства фирмы «Майбах» модели HL 230 P30. Рабочий объём силовой установки достигал 23 095 см³, и она развивала максимальную мощность в 700 л. с. при 3000 об/мин. Тем не менее, масса САУ для такого двигателя была слишком велика, поэтому по шоссе самоходка развивала скорость не более 38 км/ч, а на пересечённой местности – 17 км/ч.


Сборочный цех завода «Нибелунгенверке» с корпусами проходящих сборку «ягдтигров»
Источник – weaponscollection.com

Толщина верхнего лобового листа у рубки «Ягдтигра» достигала 250 мм, корпуса – 150 мм, нижнего броневого листа – 120 мм. Обе бронедетали корпуса располагались под углом 50°. Борта и корму самоходки немецкие конструкторы защитили 80-мм слоем стали, днище и крышу корпуса – 40-мм, крышу рубки – 45-мм. Интересно, что лобовые бронелисты рубки изготовили из брони ещё довоенного изготовления, которая была взята из запасов кригсмарине.

В 1944 году планировали собрать 150 «ягдтигров», но этим планам не суждено было сбыться. 16 октября 1944 года союзная авиация подвергла завод в Санкт-Валентине массированной бомбардировке, обрушив на него около 143 тонн бомб. Производство на предприятии частично восстановили, но выполнить государственный заказ в полном объёме оно уже не могло. Из ситуации пытались выйти, передав часть заказа компании «Ам Юнг Локомотивфабрик», расположенной в Юнгентале, но и там действия вражеской авиации сорвали все планы.


Вид цеха танкостроительного завода «Нибелунгенверке» после бомбардировки союзной авиацией 16 октября 1944 года. На переднем плане – повреждённые корпуса «ягдтигров»
Источник – waralbum.ru

Изначально все «ягдтигры» вооружались мощным 128-мм орудием Pak 80. Эта пушка была очень тяжёлой, поэтому её монтировали не в лобовом листе рубки (он просто не выдержал бы чрезмерной нагрузки), а на специально сконструированной тумбе, установленной на полу боевого отделения. Орудие обладало большим количеством недостатков – в частности, его отдача была настолько значительной, что вести огонь САУ могла только с места, в противном случае её ходовая часть рисковала выйти из строя. Если же на марше орудие не закрепляли на специальной стойке, то от покачиваний ствола механизм наведения мог как минимум разрегулироваться, а как максимум – выйти из строя. Но самым большим недостатком пушек Pak 80 в начале 1945 года стала их нехватка – на новые танковые шасси попросту нечего было устанавливать.


Моторный отсек «Ягдтигра»
Источник – scalemodels.ru

26 февраля 1945 года Гитлер издал приказ, согласно которому производство САУ «Ягдтигр» получило высочайший приоритет. Следующим приказом он потребовал передать заводу «Нибелунгенверке» все запасы 128-мм стволов. Туда же предписывалось отправлять и 128-мм буксируемые пушки Pak 44 на лафетах. В случае нехватки 128-мм артсистем предприятиям следовало использовать 88-мм танковые KwK 43/3 и StuK 43/3, устанавливаемые на «королевские тигры» и САУ «Ягдпантера», или даже противотанковые пушки Pak 43/3 L/71.

В марте 1945 года в Санкт-Валентине собрали всего три «ягдтигра», что было вызвано, прежде всего, нехваткой стволов. В апреле из семи произведённых САУ четыре машины с номерами шасси 305078, 305079, 305080 и 305081 вооружили 88-мм пушками. К 4 мая на заводе изготовили последние три машины с номерами шасси 305082, 305083 и 305084, для которых нашлись 128-мм орудия.


«Ягдтигр» с 128-мм орудием Pak 80 в походном положении
Источник – russkiytankist.3dn.ru

К этому времени на завод для получения новых машин прибыли танкисты двух подразделений – 1-й роты 653-го батальона тяжёлых истребителей танков (командир – лейтенант Ханс Книппенберг) и 501-го тяжёлого танкового батальона СС во главе с унтерштурмфюрером Вальдемаром Варнеке. Самоходчики потеряли свои машины в весенних боях на территории Германии и стран Бенилюкса (где силы 653-го батальона распылили на группы численностью по несколько машин каждая для поддержки пехотных подразделений), а 501-й батальон утратил практически всю свою материальную часть (в строю осталось всего четыре машины) во время неудачного мартовского наступления в районе озера Балатон.

Достоверной информации о том, какими пушками вооружались «ягдтигры», попавшие в то или иное подразделение, нет. Исследователь Эндрю Девей в своей книге «Jagdtiger Der stärkste König» утверждает, что эсэсовцам достались последние четыре машины, выпущенные на заводе и оснащённые 128-мм орудиями, а остальные машины, в том числе и 88-мм KwK43/3 «Ягдтигр», получили самоходчики 653-го батальона. Однако после сдачи Берлина 1 мая командование армейского батальона расформировало его, поэтому экипажи в соответствии с приказом взорвали свои машины и отправились по домам.

Танкистов-эсэсовцев такой исход войны не устраивал, а к Санкт-Валентину уже приближались советские войска, от которых ничего хорошего ожидать не приходилось, так как солдат СС красноармейцы в плен старались не брать. Поэтому экипажи оставшихся «ягдтигров» самостоятельно заправили свои машины, загрузили в них боезапас и двинулись на запад, чтобы прорваться к позициям союзников и сдаться там в плен. Две машины танкисты бросили по дороге из-за выхода из строя их ходовой части. Ещё одним «ягдтигром» они перегородили мост, чтобы затруднить проезд шедшим по пятам советским частям, и к американцам выехала единственная машина со всеми эсэсовскими экипажами на броне. Таким образом, ни одна 88-мм САУ «Ягдтигр» в боевых действиях участия не принимала.


Рисунок «Ягдтигра» 8,8 см Pak 43/3
Источник – world-of-tanks.eu

В 1996 году археологическое общество Simonides Military Archaelogy Group заявило о том, что его членами на территории Польши были обнаружены останки «Ягдтигра» с номером шасси 305081. Следов пушки поисковики не обнаружили, но в стандартной маске для 128-мм пушки Pak 80 они нашли специальный стальной вкладыш, использовавшийся для установки ствола меньшего диаметра. Никаких фотографий в подтверждение своих слов археологи-любители пока не предоставили.


Тактико-технические характеристики

Калибр, мм

37

Масса общая, кг

Длина общая, м

Масса снаряда, кг

0,64 (фугасного)

Угол вертикалого наведения, град.

-8°... +85°

Угол горизонтального наведения, град.

Начальная скорость снаряда, м/с

820

Максимально эффективный потолок, м

4800

Скорострельность, выст./мин

160 (очередями)

Когда в 1935 году 37-мм «Флак 18» была принята на вооружение, зенитка рассматривалась как оружие ПВО среднего калибра. Она была разработана концерном «Рейнметалл» в Швейцарии для того, чтобы обойти ограничения, налагаемые на Германию Версальским договором 1919 года. Какое-то время она была известна как SТ 10, или «Солотерн» S10-100. До поступления в войска у «Флак 18» было много серьезных проблем, но даже после их устранения ее не считали очень удачным оружием.

В первоначальном варианте пушка со станиной перемещались на тяжелом двухосном шасси, что сильно затягивало время размещения на позиции и ее смены. Более того, разворот станины производился медленно, а механизм самого орудия был так склонен к заклиниванию, что с этим мог справиться только хорошо тренированный, опытный расчет.
Несмотря на эти недостатки, «Флак 18» продолжала служить в годы войны. До 1939 года несколько орудий было поставлено Китаю.


В 1936 году «Флак 18» сошла с производства, и ее заменила новая 37-мм зенитка «Флак 36», которая использовала новые боеприпасы с одним, а не двумя ведущими поясками.
3начительно реконструированная станина могла перемещаться на одноосном шасси. «Флак 36» имела те же боевые характepиcтики, что и ее предшественница, но была более универсальной. После этого была выпущена только одна модификация, модель 37, имевшая сложную систему с часовым механизмом.
«Флак» 36 и 37 выпyскались большими партиями: к августу 1944 года только Люфтваффе имело 4211 единиц этих зениток. ВМС при меняли различные модели базового оружия на специальных корабельных опорных конструкциях, в том числе для подлодок. Имелись несколько типов импровизированных самоходных зенитных установок на грузовиках, на танковых и полугусеничных шасси. Штатное боевое расписание расчета включало семь человек, один из которых работал с портативным дальномером, но после 1944 года эта должность была упразднена. Боеприпасы подавались в казенник в виде связанныx в пачку шестизарядных магазинных кассетах.


После 1940 года зенитки «Флак» моделей 18, 36 и 37 стали штатным оружием ВС Германии против низколетящих самолетов; обычно они комплектовались в батареи по 9 или 12 орудий. Многие были размещены на вышках ПВО, обеспечивающих эффективную круговую защиту. Специальные поезда ПВО, курсирующие по Германии для отражения массированных налетов союзников, также оснащались зенитками «Флак 36» или «Флак 37» Производство зениток «Флак 36» и «Флак 37» не прекращалось до конца войны в трех главных промышленных центрах, но оно было достаточно сложным и дорогостоящим. В результате появилась «Флак 43».

Зенитная пушка Flak 36

Полуавтоматические зенитные пушки крупного калибра (75-105 мм) были созданы в Германии еще в годы Первой мировой. Однако положения Версальского договора запрещали немцам иметь зенитную артиллерию и все орудия рейхсвера были уничтожены.

Работы по их созданию возобновились тайно во второй половине 20-х годов и велись немецкими конструкторами как в самой Германии, так и в Швеции, Голландии и других странах. При этом все новые полевые и зенитные пушки, спроектированные в Германии в эти годы, получали в обозначении число 18, то есть "образца 1918 года". В случае запросов правительств Англии или Франции немцы могли ответить, что это не новые орудия, а старые, созданные еще в 1918 году, во время Первой мировой войны. В целях конспирации и зенитные части вплоть до 1935 года носили название "подвижных батальонов" (Fahrabteilung).

Проектирование 88-мм зенитного орудия группа конструкторов фирмы "Крупп" начала в 1931 году в Швеции. Затем техническую документацию доставили в Эссен, где и были изготовлены первые образцы пушек. С 1933 года зенитки, получившие обозначение 8,8 cm Flak 18 (в Германии, как известно, калибры орудий измеряются в сантиметрах), начали поступать в войска.

Зенитная пушка Flak 36 из частного музея Жака Литтлефида, США

Ствол пушки состоял из кожуха, свободной трубы и казенника. Затвор - полуавтоматический горизонтальный, клиновой.

Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника. Длина отката переменная. Тормоз отката снабжался компенсатором.

Основание лафета представляло собой крестовину, у которой боковые станины при переводе в походное положение поднимались вверх, а основная продольная балка выполняла роль повозки. К основанию лафета крепилась тумба, на которой устанавливался вертлюг (верхний станок). Нижний конец штыря вертлюга заделывался в салазки горизонтирующего механизма. Подъемное и поворотное устройства имели по две скорости наведения. Уравновешивающий механизм был пружинным, тянущего типа.

Пушка перевозилась с помощью двух ходов (подкатных одноосных тележек) Sd.Anh.201, которые при переводе орудия из походного положения в боевое отсоединялись. Ходы невзаимозаменяемые: передний - с односкатными колесами, задний - с двухскатными.

В 1936 году на вооружение поступила модернизированная 88-мм пушка Flak 36. Изменения в основном затронули конструкцию ствола, получившего отъемную переднюю часть, что облегчало его изготовление. При этом внутреннее устройство и баллистика ствола остались такими же, как у Flak 18. Все латунные детали орудия заменили стальными, что позволило заметно уменьшить его стоимость. Подвергся модернизации и лафет - передняя и задняя станины его стали взаимозаменяемыми. Для буксировки пушки использовались два одинаковых хода Sd.Anh.202 с двухскатными колесами. Вносились и другие более мелкие изменения. В целом же оба орудия были конструктивно идентичными.

Спустя год появилась следующая модификация - Flak 37. У орудия улучшили систему индикации направления стрельбы, связанную кабелем с прибором управления огнем.
В качестве буксировщика зениток использовался 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 фирмы "Краус-Маффей".


Тягач Sd.Kfz.7 с зенитной пушкой Flak 18

Боевое крещение 88-мм зенитки получили в 1936 году в ходе гражданской войны в Испании, куда они были отправлены в составе германского легиона "Кондор". По опыту этой войны орудия стали оснащаться щитом.

К 1 сентября 1939 года в зенитных частях люфтваффе насчитывалось 2459 орудий Flak 18 и Flak 36, которые состояли на вооружении как сил ПВО рейха, так и армейской ПВО. Причем именно в составе последней они отличились в наибольшей степени, и не только в стрельбе по самолетам. В ходе французской кампании выяснилось, что 37-мм немецкие противотанковые пушки абсолютно бессильны против брони большиства французских танков. Зато с этой задачей блестяще справились оставшиеся "безработными" (в воздухе безраздельно господствовала германская авиация) 88-мм зенитки. Еще большее значение этих орудий как противотанкового средства возросло в ходе боев в Северной Африке и на Восточном фронте.

Странное дело, но эти пушки не имели выдающихся боевых характеристик. Скажем, советская 85-мм зенитная пушка 52К ничем не уступала "немке", в том числе и по бронепробиваемости, но не стала такой знаменитой. В чем дело? Почему "aht-aht" ("восемь-восемь"), как называли эту пушку немецкие солдаты, заслужила такую славу и в вермахте, и в армиях стран антигитлеровской коалиции? Причина ее популярности кроется в неординарной тактике применения.

В то время как англичане, например, в Северной Африке ограничивали роль своих очень мощных 3,7-дюймовых зенитных орудий борьбой с авиацией, немцы использовали 88-мм пушки для стрельбы и по самолетам, и по танкам. В ноябре 1941 года во всем Африканском корпусе имелось только 35 пушек калибра 88 мм, но, двигаясь вместе с танками, эти орудия наносили огромные потери английским "матильдам" и "ва-лентайнам". На Восточном фронте 88-мм пушки также находились в боевых порядках танковых частей. Когда последние наталкивались на новые советские танки Т-34 и KB, в дело вступали зенитки. Подобная тактика применялась германскими войсками вплоть до конца войны. Естественно, что по мере насыщения войск новыми противотанковыми пушками значение 88-мм зениток как противотанкового средства постепенно уменьшалось. Тем не менее, к 1944 году 13 противотанковых артиллерийских частой были оснащены этими зенитными орудиями. По состоянию на август 1944 года в войсках находилось 10 930 орудий Flak 18, 36 и 37, которые применялись на всех фронтах и в ПВО рейха.

Широко использовались эти пушки и в береговой артиллерии.

Как собственно зенитное орудие эта пушка исчерпала себя уже к началу Второй мировой войны. Поэтому в 1939 году фирма "Рейнметалл" начала проектирование новой зенитки с улучшенными баллистическими харак-теристками - Gerat 37. Когда в 1941 году был изготовлен первый опытный образец, название заменили на 8,8 cm Flak 41. В 1942 году 44 пушки отправили для испытаний в Северную Африку. Впрочем, половина из них оказалась на дне Средиземного моря вместе с доставлявшими их транспортами. Остальные все же прибыли в Тунис.

В ходе фронтовых испытаний выяснилось, что Flak 41 имеет множество мелких недостатков, устранить которые в короткие сроки было невозможно. Тем не менее, эта пушка с длиной ствола в 74 калибра, начальной скоростью осколочно-фугасной гранаты 1000 м/с и баллистическим потолком 14 700 м стала лучшим зенитным орудием среднего калибра периода Второй мировой войны. Выпуск зениток Flak 41 нарастал очень медленно, а их применение осложнялось невозможностью использовать боеприпасы от Flak 18/36. В феврале 1944-го в ПВО рейха имелось всего 279 единиц Flak 41.

88-мм зенитная пушка Flak 18:
1 - накатник; 2 - верхний станок; 3 - лоток досылателя; 4 - механизм вертикального наведения; 5 - механизм установки взрывателя; 6 - маховик горизонтирующего механизма; 7 - тумба; 8 - левый цилиндр уравновешивающего механизма; 9-кронштейн крепления ствола по-походному; 10 - сиденье наводчика; 11 - сиденье установщика взрывателя; 12 - индикатор установки взрывателя; 13 - индикатор вертикального наведения; 14 - индикатор горизонтального наведения; 15 - люлька; 16 - тормоз отката; 17 - правый цилиндр уравновешивающего механизма; 18 - механизм горизонтального наведения; 19 - механизм вертикального наведения; 20 - продольная балка лафета; 21 -зенитный прицел; 22 - левая откидная станина; 23 - правая откидная станина.

Источники информации

М.КНЯЗЕВ "ВОСЕМЬ-ВОСЕМЬ". "Моделист-конструктор" № 4, 2001

FlaK - германское сокращение Fl(ug)a(bwehr)-K(anone), обозначающее зенитную (противовоздушную) пушку, что являлось исходным назначением этого орудия. Неофициально немцы называли их "Acht-Acht" (восемь-восемь), сокращая полное название "8,8-cm-Flugabwehrkanone".

Полуавтоматические зенитные пушки крупного калибра были созданы в Германии ещё в годы Первой мировой. Но положения Версальского договора запрещали немцам иметь зенитную артиллерию и все орудия были уничтожены. Работы по их созданию возобновились тайно во второй половине 20-х годов и велись немецкими конструкторами как в самой Германии так и в Швеции, Голландии и других странах. При этом все новые полевые и зенитные пушки, спроектированные в эти годы в Германии, получали в обозначение число 18, то есть "образца 1918 года". В случае запросов правительств Англии или Франции немцы могли ответить, что это не новые орудия, а старые, созданые ещё в 1918 году, во время Первой мировой войны.
Проектирование 88-мм зенитного орудия группа конструкторов фирмы "Крупп" начала в 1931 году в Швеции. Затем техническую документацию доставили в Эссен, где и были изготовлены первые образцы пушек. С 1933 года зенитки, получившие обозначение "88-мм зенитная пушка обр. 18 - Flak-18", начали поступать в войска.


Пушка имела полуавтоматический затвор, что было само по себе достижением для того времени. Отстреленные гильзы выбрасывались автоматически, так что натренированный расчет мог производить 15-20 выстрелов в минуту. Стрельба велась с тумбового лафета, имевшего четыре станины, расположенные крестообразно. Станины своими домкратами опирались на грунт. В походном положении пушка устанавливалась на Sd.Anh.201, представлявший собой четырехколесную подрессоренную повозку и имевший два колесных хода, середину повозки образовывали основание тумбы лафета и станины.


Боевое крещение 8,8-см пушка Flak-18 получила в Испании в составе легиона "Кондор". По результатам боевого применения часть пушек Flak-18 была снабжена броневым щитом для прикрытия расчета. В 1936 г. была принята на вооружение модернизированная 8,8-см пушка Flak-36. Внутреннее устройство обеих пушек и баллистика были одинаковыми. Для лучшего обслуживания, конструкцию ствола у Flak-36 сделали составной - теперь достаточно было сменить наиболее изношенную (как правило нижнюю) треть, вместо того чтобы менять весь ствол. В качестве повозки был применен спецприцеп Sd.Anh.202. Конструкция лафета была упрощена. В качестве буксировщика зенитки использовали 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 "Клаус-Маффей".


К 1 сентября 1939 г. в составе наземных частей люфтваффе состояло 2459 пушек 8,8 cm Flak-18 и Flak- 36. Сухопутные войска впервые получили 8,8-cм пушки в 1941 г. В августе 1944 г. в вермахте и люфтваффе было 10 930 орудий типа Flak-18, которые применялись на всех фронтах и в ПВО Рейха.
В ходе французской кампании выяснилось что 37-мм противотанковые пушки абсолютно бессильны против брони большинства французских танков. Зато с этой задачей отлично справились оставшиеся "безработными" (в воздухе господствовала немецкая авиация) 88-мм зенитки.


Ещё большее значение этих орудий как противотанковых средств выявилось в ходе боев в Северной Африке и на Восточном фронте. В то время как англичане, например, в Северной Африке ограничивали роль своих очень мощных 3.7-дюймовых зениток борьбой с авиацией, немцы использовали свои 88-мм пушки для стрельбы и по самолетам, и по танкам, для них изготавливались даже два различных по пробиваемости бронебойных снаряда. В ноябре 1941 года во всём Африканском корпусе имелось только 35 пушек калибра 88-мм (их стоимость тогда составляла 33.600 рейхсмарок), но, двигаясь вместе с танками, эти орудия наносили огромные потери танкам союзников.


Для наглядности исторические цитаты из двух книг, описывающих роль этих пушек в Африканском корпусе.

Митчем Сэмюэль У.(Mitcham Samuel W.) "Величайшая победа Роммеля"

88-мм орудие посылало свой 21-фунтовый снаряд на дистанцию 2 мили с исключительной точностью. Например, в бою под Сиди-Омаром в ноябре 1941 года британский танковый полк потерял 48 из 52 танков. Все они были уничтожены 88-мм орудиями. Ни один из британских танков даже не сумел подойти достаточно близко, чтобы обстрелять немецкие пушки. Историк 9-го королевского уланского полка пишет:
«Прямое попадание (из 88-мм орудия) напоминало удар огромной кувалды по танку. Снаряд пробивал аккуратное круглое отверстие диаметром около 4 дюймов, в башню врывался вихрь раскаленных докрасна осколков. Такое попадание обычно означало смерть... До самого конца войны 88-мм орудия оставались нашим самым опасным врагом»...

Генерал Неринг отреагировал немедленно. Он крикнул полковнику Алвину Вольцу, командиру 135-го моторизованного зенитного полка: «Зенитки вперед!» 16 смертоносных 88-мм зенитных орудий были быстро выдвинуты вперед, а полк развернулся в линию длиной около 1,5 миль, организовав систему перекрестного огня. Британские танкисты, покончив с гренадерами, атаковали последнюю линию обороны как раз в тот момент, когда Вольц завершил ее подготовку. Очень быстро выяснилось, что "Гранты" не выдерживают попадания 88-мм снарядов, выпущенных с дистанции 1200 ярдов. Вскоре горели уже 24 "Гранта", а уцелевшие поспешили отойти...


Стрельба "с ходу" - станина закреплена "по-походному" - без снятия колес

Александер Бевин (Alexander Bevin) "10 фатальных ошибок Гитлера":

У Роммеля было лишь одно «секретное» оружие - 88-миллиметровое зенитное орудие, которое, как он и другие германские генералы узнали во время кампании 1940 года, могло пробить до 83 миллиметров брони на расстоянии 2000 ярдов. Это делало 88-миллиметровые пушки весьма грозным противотанковым орудием...

Когда 15 июня 1941 года британские "Матильды" двинулись на Халфайю, которую английские солдаты прозвали "ущельем Дьявольского Огня", их командир успел отправить свою последнюю радиограмму: «Они разрывают мои танки на куски». Только одна из тринадцати "Матильд" сумела уцелеть под убийственным огнем четырех 88-миллиметровых немецких орудий. Атака англичан провалилась...


На восточном фронте 88-мм пушки также находились в боевых порядках танковых частей. Когда последние наталкивались на новые советские танки Т-34 и КВ в дело вступали зенитки. Подобная тактика применялась германскими воисками вплоть до конца войны.
Успешное использование этих орудий в качестве противотанковых привёло к созданию отдельной серии называемой PaK 88 (Panzerabwehr-Kanone - противотанковая пушка), а так же они послужили образцом при создании башенного вооружения для танков "Тигр" и "Тигр II"("Королевский тигр").

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: