Советы современному классному руководителю. Професииональный стандарт педагога

«Учитель должен обладать

всем тем, в чем нуждается ученик ».

Восточная мудрость

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет, так говорил мыслитель Боэций. Первыми учителями для нас были родители, а дети лучшими учителями для взрослых. Действительно, дети - это особый мир, тонко чувствующий все, что их окружает. И им всегда хочется находиться с тем человеком, который излучает тепло, нежность, заботу и радость. Именно такими людьми являются настоящие учителя.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить воспитывать, а вместе с тем он отвечает за самого себя, за свое право быть педагогом.

Я всегда мечтала стать учителем, а именно учителем истории, кем я являюсь. Поначалу это игры в школу, потом учеба в педагогическом колледже, затем в педагогическом институте. Но получив образование, я поняла, что самая главная работа по осуществлению мечты - стать учителем только началась. Ведь профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий.

Работая учителем, ты понимаешь, что новый день не похож на предыдущий, где каждый миг - это поиск чего-то нового, интересного. Где все время надо торопиться успеть, где все время надо спешить стать интересным для окружающих тебя людей, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Потому что тебя окружают самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные учителя и конечно самые любимые, самые отзывчивые, самые требовательные в этой жизни - дети. И от того кто был первым учителем, порой складывается вся дальнейшая жизнь человека. Я, благодарна, что мне в жизни пришлось столкнуться с замечательными людьми - это мои родители, учителя, коллеги и, конечно же, это дети.

Педагогическая деятельность требует особого призвания. Ведь воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. В. Ключевский писал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Успех педагогической деятельности во многом будет зависеть от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Вот уже два года я работаю над темой педагогической концепции «Коммуникативная компетентность преподавателя, как условие профессионально - нравственного развития студента». В ходе работы над ней, я поняла, что наличие у преподавателя высокого уровня коммуникативной компетентности, предполагает готовность управлять процессом взаимодействия на учебном занятии и вне его, расширить границы взаимопонимания.

Учитель должен также увлекаться самим процессом обучения и воспитанием человека. И, несомненно, от творчества самого преподавателя будет зависеть многое. Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц писал, что творческая мысль « осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение…, она никогда не рождается в усталом мозгу и никогда — за письменным столом. Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы…».

Уже несколько лет я использую на уроках презентации по истории и обществознанию. Это дает учителю неограниченные возможности для творчества. Использование информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретной группе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока. Работа над презентацией положительно влияет на развитие у студентов навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием. Так как самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

В своей работе я основываюсь на систему эффективных уроков А.А. Окунева.

Часто мы встречаем следующую модель: учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя. Я являюсь классным руководителем второй год и, могу сказать, что требования к классному руководителю не менее важны, чем к учителям-предметникам. Воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон. Поэтому особую роль в воспитании отводят классному руководителю.

Главной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Что означает не только оказание ему помощи в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей.

В своей педагогической деятельности я сформировала для себя ряд принципов, которые необходимо соблюдать:

Мне всегда хотелось, что бы на моих уроках было интересно, чтобы сложились хорошие взаимоотношения с детьми и их родителями.

Ведь сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимого, зримого, конкретного результата сразу по его завершении. Результатом является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. А чтобы поставленные цели осуществлялись, нужно просто любить свою работу.

Уважаемые коллеги, любите свою работу!

Ушиярова Ляйсан Сагитовна

Преподаватель истории и обществознания

Благовещенского промышленно-гуманитарного техникума,

стаж работы - 5 лет, первая квалификационная категория

Современный классный руководитель, кто он?

Профессии классного руководителя не учат ни в одном высшем учебном заведении. Классный руководитель – это огромная и тяжелая работа, он в каждом ребенке оставляет кусочек себя. Каким же должен быть современный руководитель детского коллектива?

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Каковы же роли, которые осуществляет на практике современный классный руководитель:

    аналитик

    стратег

    психолог

    духовный наставник

    талантливый организатор

    учитель родителей

    защитник здоровья воспитанников

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру местности, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Какие качества классного руководителя являются самыми главными. Во-первых, их нужно разделить на несколько категорий: личностные, человеческие, деловые и черты руководителя. И в каждой из этих категорий педагог, руководящий классом, должен быть самым-самым, чтобы успешно управлять доверенным ему детским коллективом. Давайте рассмотрим более детально каждое из них.

Личностные качества

Чтобы подопечные считали своего классного руководителя настоящим лидером на пути в будущее, учителю нужно систематически совершенствовать все эти качества, при этом оставаясь человеком. Говоря про личностные качества руководителя, в первую очередь имеется в виду доброта. Ведь он каждый день имеет дело с детьми, чья душа в этом возрасте так ранима. Конечно, доброта должна идти рука об руку с требовательностью и необходимой твёрдостью. Кстати, наряду с добротой такие качества классного руководителя как забота, внимание, понимание, отзывчивость, доброжелательность ставят на первое место в своих педагогах сами учащиеся. Видимо, в современной жёсткой жизни им не хватает этих простых человеческих чувств.

Человеческие

Как специалисты, так и учащиеся отмечают необходимость для педагога таких черт характера руководителя, как коммуникабельность, гуманизм, искренность и открытость. Действительно, если шеф любого человеческого коллектива будет замкнутым в себе тираном, общее дело не сдвинется вперёд ни на шаг. Во главе детского коллектива также должен стоять человек ответственный, справедливый, серьёзный. Впрочем, приветствуется и чувство юмора.

Деловые качества

Учитель, возглавляющий школьный коллектив, должен уметь планировать и анализировать свою профессиональную деятельность. А на основе этого прогнозировать её будущие результаты. Хороший руководитель постарается развить эти умения и в своих подопечных. Его воспитанники должны сами анализировать свою учебную и внешкольную деятельность. Нельзя переоценить и навык установления социальных и деловых контактов с родителями, коллегами и общественностью.

Конечно, показан идеальный портрет классного руководителя. В жизни кто-то силён в одной области, другие – в иной. Но развитию качеств руководителя учителю следует уделять постоянное внимание. Для этого нужны целеустремлённость и знание цели, которой желаешь достичь. Для человека, стремящегося к саморазвитию, очень важно иметь независимость мышления, внутреннюю свободу при одновременном осознании ответственности за собственный выбор. Учителей, у которых есть все эти качества классного руководителя, любят и уважают, к ним возвращаются их воспитанники после многих лет разлуки со своей «классной мамой».

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.

«Классный руководитель» - Взаимодействие с родителями. Программа курса «Самосовершенствования личности» (авт. Диагностика. «Ты в наших безднах образ божества…». Этапы работы классного руководителя. Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа №4 г. Волжска РМЭ. Роль классного руководителя в современной школе.

«Мотивация руководителя» - Группы воспитателей в зависимости от мотива и самоактуализации. Признание успешности классного руководителя на региональном уровне. Итоги воспитательной работы за 2007-2008 учебный год. Признание классного руководителя в собственной педагогической среде школы. Положением о моральном и материальном стимулировании работников:(показатели).

«Документация классного руководителя» - Психолого-педагогическая характеристика. Дневник классного руководителя. Многодетные семьи. Дети-инвалиды. Опекаемые. Телефоны SOS. Анализ ВР за год. Занятость учащихся во внеурочное время, состоящих на учёте в ПДН. Сведения об участии учащихся в делах школы, социума. Сведения о классном руководителе.

«Роль классного руководителя в школе» - Обеспечение связи ОУ с семьей. Организация в классе образовательного процесса. Критерии деятельности. Контроль за успеваемостью каждого обучающегося. Ребенок - росток человеческий. Цель воспитательной работы современной школы. Задачи деятельности классного руководителя. Взаимодействия классного руководителя.

«Проблемы классного руководителя» - В чём вы сами видите основную цель работы МО. Полученные рейтинги. Средний балл. Социометрическая процедура. Социометрия: исследование межличностных отношений в группе. Методика изучения уровня развития детского коллектива. Анкета. Основные проблемы. Цель. Социограмма. Считаете ли Вы необходимым активизировать работу МО.

«Роль классного руководителя» - П р о е к т ы. Закон об образовании. Пакет диагностик. Роль классного руководителя в формировании познавательных интересов школьников. Основные этапы работы классного руководителя по повышению учебной мотивации обучающихся. Зависимость качества знаний от сформированности познавательного интереса. Роль классного руководителя в формировании положительной учебной мотивации обучающихся.

Всего в теме 10 презентаций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эссе на тему: «Портрет совре менного классного руководителя»

портрет современный классный руководитель

Сегодняшний современный классный руководитель старается не стоять на месте, а идти в ногу со временем. Он психологически и методически подкован, владеет необходимыми знаниями по методике и теории воспитательной работы, разбирается в трудовом законодательстве, умеет ориентироваться в важных нормативных документах.

Помимо того, классный руководитель интересуется и вопросами, которые волнуют молодежь, а также изучает новинки современных информационных технологий. Он имеет представление о психологических особенностях возраста учащихся, особенно своего класса, понимая, что они - дети сегодняшнего сверхтехнологичного времени. Школьники все больше общаются в интернете, они имеют больше доступа к многообразной информации, что может иметь и положительный, и отрицательный отклик. Прекрасно, когда ученики видят в учителе человека современного, это повышает его авторитет и их доверие к нему.

Современный классный руководитель регулярно повышает свою квалификацию, периодически посещая тематические лекции, конференции и семинары. Он всегда открыт для всего нового, нацелен на свое профессиональное и личностное саморазвитие. Также хорошо, когда педагог ориентируется в инфраструктуре города, где он работает и живет, это позволяет лучше организовывать внеклассную работу.

Современному учителю очень важно уметь правильно общаться с родителями учеников, у него должен быть с ними постоянный контакт. Сегодня появилось очень много способов для общения: личная страничка учителя или даже сайт, электронный журнал и почта. Классный руководитель может завести страницу и в популярных социальных сетях, где часто проводят свободное время современные дети и подростки.

При проектировании воспитательной системы класса классный руководитель должен учитывать интересы, способности и пожелания детей. Очень полезно устраивать совместные просмотры различных актуальных фильмов, а затем их обсуждать вместе с учениками. На классных часах стоит поднимать темы, которые сегодня важны для ребят.

Особенное внимание классному руководителю следует уделить мотивированным и трудным ученикам. Часто такие дети остаются без внимания учителей. Задача педагога - раскрыть потенциал учеников. В беседе с детьми ему нужно быть откровенным, ожидая ответного отзыва. Необходимо проявлять тактичность и деликатность, ценить уникальность личности каждого ребенка. Ну и, конечно, нужно любить детей. Без этого условия не получится стать хорошим классным руководителем.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Способы взаимодействия школы с семьей: собрания, конференции, индивидуальные консультации. Описание аналитической, организационно-координирующей и коммуникативной функций классного руководителя. Модель взаимодействия классного руководителя с родителями.

    реферат , добавлен 16.09.2013

    Основные функции и обязанности классного руководителя, его роль в обучении и воспитании школьников. Первая встреча классного руководителя с классом. Работа с классным коллективом, личностью ученика и родителями. Планирование воспитательной работы.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    Рассмотрение процесса деятельности классного руководителя. Формирование индивидуальности ребенка в семье и формы работы классного руководителя с родителями учащегося. Стратегия и тактика взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2009

    Особенности педагогического общения классного руководителя. Функции, задачи, формы и принципы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся. Родительское собрание как форма педагогического общения учителя и родителей.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Основы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями школьника. Содержание, методы совместной работы (деятельности и общения). Принципы организации родительского собрания. Коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Классный час – это час духовного общения классного руководителя с учащимися своего класса. Цели, задачи и правила проведения классного собрания. Структура классного собрания. Программа классного собрания на тему "Что такое сотрудничество?"

    реферат , добавлен 10.03.2007

    Эффективность воспитания ребенка как общая цель родителей и учителей. Работа классного руководителя с родителями: задачи, функции и основные формы. Стратегия взаимодействия с родителями (из опыта работы). Педогагический анализ творческой работы.

    дипломная работа , добавлен 27.11.2008

    Исследование истории становления классного руководства. Характеристика воспитательных задач, содержания и форм работы классного руководителя. Взаимосвязь работы классного руководителя с учащимися. Планирование и подготовка воспитательного мероприятия.

    презентация , добавлен 22.04.2010

    Модель и характеристика классного руководителя, его основные направления воспитательной деятельности. Функции и полномочия куратора. Документация и отчетность. Взаимодействие педагога и ученика в современном мире, приемы организации индивидуальной работы.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2013

    Современная этика отношения к детству. Влияние стиля педагогического общения на личностное развитие ребенка. Признаки и стадии развития коллектива, работа классного руководителя с родителями учащихся. Стратегии воспитания, его методы и технологии.

Материал подготовлен

педагогом – психологом

МОУ Ц Д и К

Линниковой Л.Н.

Уважаемые классные руководители, здравствуйте!

Наша встреча, посвящена взаимодействию школы и семьи, двух наиважнейших социальных институтов, связующим звеном, которых является – работа классного руководителя.

Школа, первая учительница, мой класс, мой классный руководитель…

В моей школьной жизни было три классных руководителя, и кто – то скажет – не повезло, и я не соглашусь…

Упр. «Незаконченное предложение».

Настоящий классный руководитель – это…

Действительно, работа классного руководителя не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм. Она значительно шире и сложней. Классный руководитель совместно с детьми проживает и переживает то, что происходит каждый день в школе, выстраивая свою деятельность в сотрудничестве с учащимися, их родителями, взаимодействуя со специалистами.

По предыдущему упражнению и с помощью списка профессионально значимыхкачеств составим психологический портрет классного руководителя (10 составляющих).

Сравнимс мнением родителей.

Рассмотрим некоторые из них.

Профессионализм – как первая ступенька педагогического мастерства.

Профессионализм - отлично владеть своим предметом, глубоко знать содержание преподаваемого курса, применять современные педагогические технологии.

Любовь к детям – знания, ответственность, забота, уважение.

Можно заменить – понятием «толерантность»?

Толерантность - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости.

Упр. «Я и другие»

Выберите человека, который наиболее вам близок, опишите чем он вам близок (5 критериев) и чем всё таки различается, определите человека, с которым вы почти не общаетесь,опишите чем он не похож на вас, или чем похож. Для кого и что было легче описать? (при описании различий, продолжить упр. составлением общего).

Вывод: Зачастую. Мы напрочь забываем об уникальности мира другого человека, пусть даже непонятного нам и начинаем приклеивать «этикетки», «ярлыки».

Упр. «Копилка обид»

Предлагается нарисовать копилку обид и поместить в неё все обиды, которые вы переживали раньше. Что после делать с копилкой?

Вывод: Накопление обид – бесплодно. Жалость к себе является плохой привычкой.

Современный имидж сложившийся в массовом сознании, эмоционально окрашенный образ кого - либо.

Составляющие имиджа:

визуальный образ (костюм, причёска, пластика, мимика),

менталитет (интеллект, духовная практика)

Крепкое здоровье . И здесь остановлюсь на стабильном эмоциональном состояние и психологическом возрасте.

Особенности преподавательской деятельности, работы в школе идут не во благо физическому состоянию в целом, и аффективной сферы, в частности. Эмоциональное перенапряжение, стрессы, сопутствующие профессиям «Человек – человек», ведут к проблемам здоровья.

Один человек спрашивает другого, а как ты расслабляешься, а я не напрягаюсь, отвечает ему другой.

И как расслабляетесь вы?

Упр. на релаксацию (дыхание упр. «Лифт», мышечное расслабление «Лицо релаксанта», воображение «Убежище», увлечения).

Оптимизм, активность, крепкое здоровье и др. значимые качества связываются с молодостью.Но в народе говорят учителя дольше остаются молодыми. Действительно психологический возраст учителей чаще значительно меньше физиологического.

Я предлагаю проверить свой психологический возраст.

Методика на определение психологического возраста. А.А. Кроник,

Е.И. Головаха.

Необходимо оценить каждый пятилетний интервал своей жизни по степени насыщенности, значимыми событиями по 10 – бальной шкале. Психологический возраст будет тем выше, чем меньше человек ожидает, прожить и чем более реализовалось, его психологическое время.

Для классного руководителя выдвигаются определённые требования, требуется развитие профессионально значимых качеств. Родителей же для работы, так же как и учеников, классный руководитель не выбирает.

И самое главное, что родители – … разные. Родителей отличает:

n Возраст

n Образование

n Активность

n Социальный статус

n Конфликтность

n Материальное положение

И даже школьное прошлое…

Из выше сказанного делаем вывод для определения направлений работ:

Изучение – 100 % родителей

Информирование – 100 %

Просвещение - ?

Консультирование - ?

Совместная деятельность - ?

Обучение - ?

Т.е. уход от общего родительского собрания к работе по группам или даже по минигруппам, индивидуальной работе.

Это касается и методической, и особенно психологической работы.

Методическая (всё что касается образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика, способов дополнительного образования и т.д.)

Психологическая (всё, что связано с индивидуальными особенностями ребёнка и его социализации).

Принципы работы:

Создание доверительных отношений,

Взаимоуважение,

Заинтересованность консультантов,

Компетентность,

Формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы,

Хорошая организация консультирования,

Конфиденциальность.

И…ваша улыбка!

Упр. «Улыбка».

Предлагается улыбнуться психологу, соседу, самому себе.

Улыбка – международный язык общения!

Результаты работы:

создание определенных внутришкольных структур (органов самоуправления, Советов школы, комитетов, пресс-центра и т.д.);

создание документов, регламентирующих жизнь взрослых и детей в школьном пространстве;

повышение уровня социальной защищенности всех субъектов педагогического процесса, уровня удовлетворенности (характером взаимоотношений, качеством образования и т.д.) и уровня компетентности (педагогической - для родителей, методической - для учителей, образовательной - для школьников);

повышение активности, ориентации на сотрудничество;

формирование единого ценностно-смыслового пространства взрослых и детей и др.

Вопросы. Ответы. Пожелание успехов.

Приложение

Анкета для родителей. И. А. Хоменко.

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, связанных с вашим отношением к тем задачам, которые ставит перед собой наша школа. Ваше мнение поможет нам сделать работу более эффективной!

1. Какие ценности вы назвали бы в числе приоритетных ДЛЯ ВАС?

(Пожалуйста, отметьте по степени значимости: самую важную обозначьте цифрой 1, далее - цифрой 2 и т.д. в порядке убывания.)

Допишите свой вариант, если у нас вы его не нашли.

Ценности

Место

Здоровье

Семья

Дружба

Творчество

Карьера (профессиональный рост)

Образование

Нравственность

2. Известно, что результат полноценного образования - это хорошо воспитанный человек, обладающий обширными знаниями. И все же, как вам кажется, на чем должна делать акцент школа?

На обучении.

На воспитании.

(Пожалуйста, обведите ОДИН выбранный ответ.)

3. Как вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что - обязанность семьи и родителей?

Школа должна:______________________________

Семья должна:_______________________________

4. Нужно ли юридически при составлении договоров между школой и родителями закреплять эту ответственность между школой и семьей?

ДаНетДоговор вообще не нужен

5. Как вы думаете, в какой помощи от вас нуждается школа больше всего? (Нужное обведите.)

В материальной.В физической.В информационной.Ни в какой.

Ваш вариант:________________________________

6. Какую помощь и в какой мере вы могли бы РЕАЛЬНО оказать школе?

7. А в какой помощи от школы нуждаетесь вы?____

8. Пожалуйста, укажите некоторые данные о себе. В каком классе учится ваш ребенок (дети)? (Нужное обведите.)

1-35-910-11

Большое спасибо за ваши ответы!

Помимо традиционных способов диагностики (анкетирование) можно предложить и проведение «круглых столов» с родителями, учениками, учителями, на которых будут затрагиваться и выявляться актуальные проблемы школьной жизни.

Результатом проведения различных видов диагностики может стать выявление поля проблем в работе, степени удовлетворенности субъектов (взаимоотношениями, качеством образования в данном ОУ, бытовыми условиями и т.д.), потребностей субъектов, их активности и т.д., а также создание банка данных различных идей по преобразованию школьной жизни.

Диагностика поможет выявить, что хотят родители от школы и что они могут сделать для этого сами.

Иногда даже на этапе диагностики родители начинают реально осознавать заведомую неприемлемость тех или иных претензий к ОУ, чтонепременно сказывается на их отношении к школе и учителям.

Опросник персонала школы дляизучения педагогами собственных ресурсов - своих установок, своих возможностей, а также тех условий, в которых происходит развитие сотрудничества с родителями. Иными словами, это попытка посмотреть на СЕБЯ со стороны. Иногда то, к чему привыкли педагоги за долгое время работы в образовательном учреждении, резко контрастирует с представлениями родителей об удобстве, рациональности, комфорте (в том числе и психологическом). Работникам школы кажется вполне естественным тот порядок и тот стиль общения, которые сформировались в процессе работы, однако, с точки зрения родителей, не все может быть так замечательно. Бывает, какая-то «мелочь» служит препятствием к полноценному сотрудничеству. Например, несоблюдение часов приема родителей администрацией школы, или невежливый ответ секретаря по телефону, или недостаток информации по расположению кабинетов в школе, расписанию работы основных школьных служб (медицинского кабинета, библиотеки, буфета).

Отвечая на вопросы, учителя и администрация школ могут понять, все ли они делают для привлечения родителей в школьное сообщество:

Доброжелательны ли мы по отношению к родителям?

Легко ли им попасть в школу?

Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?

Легко ли родителям найти учительскую, кабинет завуча и директора (есть ли указатели к ним)?

Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?

Открыта ли школа для встреч (например, других организаций), организации форм дополнительного образования для родителей и жителей и др.?

Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?

Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям?

Проводим ли мы обучение родителей?

Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.?

Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе?

Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?

Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными?

В зависимости от полученной информации и строится дальнейшая работа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: