Электронный журнал. Деяния святых апостолов Деяния 18

Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, - и с ним Акила и Прискилла, - остригши голову в Кенхреях, по обету

В Кенхрее он по обету остриг голову. Если иудей хотел особенно поблагодарить Бога за оказанную ему милость, он давал обет назорейства (Числ. 6,1-21). Для полного выполнения этого обета в течение тридцати дней он не ел мяса, не пил вина, и отращивал волосы. После этих тридцати дней нужно было принести определенные жертвы в храме; ему также остригали волосы, чтобы сжигать их на алтаре в жертву Богу.

У. Баркли

Назорей, назореи (Чис. VI, 2) - слово, значащее с еврейского языка: отделять, отлучать. Во все дни обета назорейства, говорится в кн. Числ: ...до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он Господу (VI, 8). Назорей, мужчина ли то или женщина, мог произносить обет назорейства, т. е. не пить вина и других крепких напитков, отращивать волосы, не входить ни в один дом, в котором находилось мертвое тело, и наконец не присутствовать на похоронах. Если бы кто-либо из лиц мужского или женского пола случайно умер в присутствии кого-либо из назореев, тогда он должен был снова выдерживать весь срок своего обета, т. е. назорейства. Этот обет давался вообще на восемь дней, иногда на месяц, а иногда и на всю жизнь. Когда же кончался срок оного, то назорей приносил жертву в храм, затем священник отрезал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике, после чего назорей освобождался от своего обета и мог опять пить вино (Чис. гл. VI). Некоторые назореи на всю жизнь посвящались Богу их родителями с самой колыбели и оставались таковыми до самой своей смерти: во всю жизнь они не пили вина и не стригли себе волос. Таковы были напр. Самсон, пр. Самуил и Иоанн Креститель (Суд. XIII, 4, 5, Лук. I, 15, I Цар. I, 11). Лица, произнесшие обет назорейства вне Палестины и не имевшие возможности явиться в храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, т. е. до времени посещения Иерусалима. По сему-то св. ап. Павел, произнесши обет, подобный назорейскому, бывший в Коринфе, остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим (Деян. XVIII, 18). Назореи составляли сами по себе секту или класс, подобно пророкам, и служили примером самоотвержения и святой жизни (Амос. II, 11, 12).

Библейская энциклопедия


По сих же отлучився Павел от Афин, прииде в Коринф: И обрет некоего иудеанина именем Акилу, понтянина родом, ново пришедша от Италии, и Прискиллу жену его, (зане повелел бяше Клавдий отлучитися всем иудеем от Рима), прииде к ним.И зане единохудожником быти им, пребысть у них, и делаше: бяху бо скинотворцы хитростию. Стязашеся же на сонмищах по вся субботы, и препираше иудеи и еллины, И егда снидоша от Македонии Сила же и Тимофей, тужаше духом Павел, свидетельствуя иудеом Иисуса быти Христа. Противящымся же им и хулящым, отряс ризы своя рече к ним: кровь ваша на главах ваших: чист аз, от ныне во языки иду.

Прииде в Коринф. Был приведен Духом в Коринф; и в Коринфе должен был он оставаться; потому что афиняне, несмотря на то, что любили слушать новости, не внимали истине; так как заботились не о существе дела, а о том, чтобы всегда быть в состоянии сказать что-нибудь. Итак Павел признал достаточным бросить там только семя. Зане повелел бяше Клавдий. При Нероне Павел достиг совершенства, а при Клавдие загоралась война против иудеев, и они, как люди опасные, изгонялись из Рима. Поэтому Промысл устрояет, что он был отведен туда узником, чтобы не быть изгнанным ему, как иудеянину. И зане единохудожником быти им, пребысть у них, и делаше. Потому остался у них, что нашел пристанище у них удобным; так как оно было для него удобнее многих царских чертогов, как и для атлета палэстра более полезна, чем мягкие ковры, и для воина необходим железный меч, а не золотой. Отряс ризы своя, рече к ним, - чтобы устрашить их не словом только, но и делом. Кровь ваша на главах ваших. Неясно изречение. Думаю, что Павел говорит следующее: «каждый, кто отступает от Христа, который есть жизнь, представляется убивающим себя самого; так как переходит от жизни к смерти и чрез наносимое себе самому убийство проливает некоторым образом собственную кровь». Итак он говорит следующее: «за то, что чрез неверие вы убиваете себя самих, отвечать пред судом будете вы же сами: так как я невиновен в этом». Отсюда можно заключить, что самоубийца наказывается Богом, как убийца.

И прешед оттуду, прииде в дом некоего именем Иуста, чтуща Бога, емуже храмина бе вскрай сонмища. Крисп же начальник собора верова Господеви со всем домом своим: и мнози от коринфян слышавше вероваху и крещахуся. Рече же Господь в видении нощном Павлу: не бойся, но глаголи, и да не умолкнеши: Зане аз есмь с тобою, и никтоже приложит озлобити тя: зане людие суть ми мнози во граде сем. Пребысть же тамо лето и месяц шесть уча в них слову Божию.

Емуже храмина бе вскрай сонмища. От этого именно так воспламенились, то есть, от того, что Павел находился но соседству. Крисп же начальник собора верова Господеви. Это тот самый Крисп, о котором говорит Павел: ни единаго от вас крестих, точию Криспа и Гаиа (1 Кор. 1, 14). Не бойся, но глаголи, и да не умолкнеши… Наконец Господь говорит Павлу то, в чем он особенно нуждался; потому что ничто его так не печалило, как неверующие.

Галлиону же Анфипату сущу во Ахаии, нападоша единодушно иудеи на Павла, и приведоша его на судилище, Глаголюще, яко противу закону сей увещавает человеки чтити Бога. Хотящу же Павлу отверсти уста, рече Галлион ко иудеем: аще убо неправда была бы кая или дело злое, о иудее, по слову послушал бых вас: Аще ли же стязания суть о словеси и о именех и о законе вашем, ведите сами: судия бо аз сим не хощу быти. И изгна их от судилища. Емше же вси еллини Сосфена начальника собора, бияху пред судилищем: и ни едино о сих Галлиону радение бысть. Павел же еще пребыв дни доволны, и целовав братию, отплы в Сирию, (и с ним Акила и Прискилла), остриг главу в Кегхреих: обрекся бо бе.

Нападоша единодушно иудеи… Итак, как же они напали? спросит кто-нибудь. Внезапно схватив его. И однакож ничего не осмелились сделать, но привели его к проконсулу. А он изгнал их из судилища. Кажется мне, это был один из гуманных людей. Емше же Сосфена. Что же касается того, что они били Сосфена, так это или потому, что и он, как и начальник синагоги Крисп, предан был более Павлу, или уже они так далеко зашли в неистовстве, что, забыв свои планы, вместо Павла стали бить Сосфена, или же били его потому, что хотели убить Павла, а Сосфен не позволил им. Били Сосфена, поступали противозаконно в виду самого начальника, говоря этим: если всякий делает то, что хочет, если закона более не существует, так вот и мы бьем его. Проконсул же не останавливал их, но позволял им бить друг друга. Если бы они поступили так не по отношению к себе самим, а по отношению к кому-нибудь из другой нации; то он конечно образумил бы их. - Отплы в Сирию (и с ним Акила и Прискилла), остриг главу в Кегхреих. Так как иудеям казалось, что он учит отступничеству от закона, и так как многие гнушались его и не принимали его проповеди: то и здесь и в храме иерусалимском делает это с высокою целию. Это - то же, что он говорил: бых подзаконным яко подзаконен, да подзаконныя приобрящу (1 Кор. 9, 20). Обрекся бо бе. Разумеет обет отречения. Дал обет остричь волосы, чтобы свою деятельность более не посвящать уже мирским делам, подобно мирским людям, но чтобы подобно человеку, живущему по Боге, посвятить себя Церкви. И Акила, также по обету, остриг свои волосы; потому что это делалось теми, кто хотел жить богоугодно; но вместе это - был древний обычай у иудеев. Поэтому и пострижение монахов целесообразно.

Приста же во Ефесе, и тех остави тамо: сам же вшед в сонмище, стязашеся со иудеи. Молящым же им его на много время пребыти у них, не изволи: Но отречеся им, глаголя: яко подобает ми всяко праздник грядущий сотворити во Иерусалиме: паки же возвращуся к вам, Богу хотящу.

И тех остави тамо. Акилу и Прискиллу оставил в Ефесе, без сомнения с тем, чтобы они учили; так как, пробыв с Павлом так много времени, они научились многому. Паки же возвращуся к вам. Будучи пророком, и зная, что ему следовало возвратиться, Павел дал обещание снова возвратиться в Ефес. А чтобы никто не делал того же самого по неразумию, давая безотчетное обещание сделать то или другое, Павел научил нас не давать никакого обещания в будущем без присовокупления слов: Богу хотящу; потому что никто не знает, что принесет следующий день. Поэтому безумен тот, кто не ограничивает своего обещания словами: «если Господу угодно будет»; потому что, если кто будет обещать с самоуверенностию, что непременно сделает, тот часто будет выслушивать следующие слова: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лук. 12, 20): и яже обещал еси, когда будут?

И отвезеся от Ефеса (Акила же и Прискилла осташа во Ефесе), И сошед в Кесарию, возшед и целовав церковь, сниде во Антиохию. И сотворь время некое, изыде, проходя поряду Галатийскую страну и Фригию, утверждая вся ученики.

Посещать верующих и укреплять их было всегдашним правилом Павла, чтобы, если найдет их ослабевшими, облегчить их бремя наставническим назиданием.

Иудеанин же некто Аполлос именем, александрянин родом, муж словесен, прииде во Ефес, силен сый в книгах. Сей бе оглашен пути Господню: и горя духом, глаголаше и учаше известно, яже о Господе.

Некоторые утверждают, что Аполлос этот есть Аполлос, епископ коринфский, о котором Павел пишет: о Аполлосе же брате, много молих его (1 Кор. 16, 12), - также: аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти (1 Кор. 2, 6).

Ведый токмо крещение Иоанново. Сей же начат дерзати на сонмищах, слышавше же его Акила и Прискилла, прияша его, и известнее тому сказаша путь Господень. Хотящу же ему преити во Ахаию, предпославше братия написаша учеником прияти его: иже пришед тамо пособствова много веровавшым благодатию: Твердо бо иудеи не престая обличаше пред людми, сказуя писанми, Иисуса быти Христа.

Если Аполлос крещен был только крещением Иоанновым, то каким образом он пламенеет Духом? Дух Святый не сообщался таким образом. И если его последователи нуждались в крещении Христовом, то гораздо более нуждался в нем он. Итак что сказать на это? Мне кажется, он - из числа ста двадцати, крещенных вместе с апостолами; или если не так, то и с ним было то же, что и с Корнилием. Крещение Иоанново призвало к покаянию, но не доставляло в то же время очищения от греха; так что различие между крещением Иоанновым и крещением верующих заключается в том, что крещение верующих дарует оставление грехов; так как верующий крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа и омывается от предшествовавших крещению заблуждений. Если же крещенные Иоанном не имели Святого Духа, то каким образом Аполлос, крещенный только Иоанновым крещением, пламенел Духом? Но в таком случае, если он и пламенел Духом, все же не имел Святого Духа; потому что ни говорил разными языками, ни пророчествовал; иное дело пламенеть Духом и иное - иметь Святого Духа. Имеющий Святого Духа имеет Его обитающим в себе; и сам Дух вещает ему из сердца его, как вещал апостолам, то запрещая, то повелевая им глаголати слово. А пламенеющий Духом совершает что-либо, под руководством Духа, чрез освещение и наставление внешнее; так как от чувственного следует заключать к невидимому. Твердо бо иудеи не престая обличаше пред людми… Обличать пред людьми значит показывать дерзновение; обличать твердо значит являть силу, а обличать на основании Писаний значит свидетельствовать о своем знании; ни дерзновение ничего не достигает без силы, ни сила без дерзновения.

Толкование Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского

. После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф. И, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелев всем Иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам .

Павел был приведен Духом в Коринф; и в Коринфе должен был он оставаться, потому что афиняне, несмотря на то, что любили слушать новости, не внимали истине, так как заботились не о существе дела, а о том, чтобы всегда быть в состоянии сказать что-нибудь. Итак, Павел признал достаточным бросить там только семя.

«Потому что Клавдий повелел» . При Нероне Павел достиг совершенства, а при Клавдии загоралась война против иудеев, и они, как люди опасные, изгонялись из Рима. Поэтому Промысл устрояет, что он был отведен туда узником, чтобы не быть изгнанным ему, как иудеянину.

«По одинаковости ремесла, остался у них и работал» . Потому остался, что нашел пристанище у них удобным, так как оно было для него удобнее многих царских чертогов, как и для атлета арена более полезна, чем мягкие ковры, и для воина необходим железный меч, а не золотой.

«Отрясши одежды свои, сказал к ним», чтобы устрашить их не словом только, но и делом.

«Кровь ваша на главах ваших» . Неясное изречение. Думаю, что Павел говорит: «Каждый, кто отступает от Христа, Который есть жизнь, представляется убивающим себя самого, так как переходит от жизни к смерти и через наносимое себе самому убийство проливает некоторым образом собственную кровь». Или он говорит следующее: «За то, что через неверие вы убиваете себя самих, отвечать перед судом будете вы же сами, так как я невиновен в этом». Отсюда можно заключить, что самоубийца наказывается Богом как убийца.

. И пошел оттуда, и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги. Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились. Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе. И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию .

Многие воспламенились от того, что Павел находился по соседству.

«Крисп… начальник синагоги, уверовал в Господа» . Это тот самый Крисп, о котором говорит Павел: «никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия» ().

«Не бойся, но говори и не умолкай» . Наконец Господь говорит Павлу то, в чем он особенно нуждался, потому что ничто его так не печалило, как неверие.

. Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону. Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища. А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем; и Галлион нимало не беспокоился о том. Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету .

Как же, спросит кто-нибудь, «напали Иудеи единодушно на Павла?» Внезапно схватив его. И однако ж ничего не осмелились сделать, но привели его к проконсулу. А он изгнал их из судилища. Кажется мне, это был один из гуманных людей.

«А все Еллины, схватив Сосфена» . Что же касается того, что они били Сосфена, так это или потому, что и он, как и начальник синагоги Крисп, предан был более Павлу, или уже они так далеко зашли в неистовстве, что, забыв свои планы, вместо Павла стали бить Сосфена, или же били его потому, что хотели убить Павла, а Сосфен не позволил им. Били Сосфена, поступали противозаконно в виду самого начальника, говоря этим: если всякий делает то, что хочет, если закона более не существует, так вот и мы бьем его. Проконсул же не останавливал их, но позволял им бить друг друга. Если бы они поступили так не по отношению к себе самим, а по отношению к кому-нибудь из другой нации, то он, конечно, образумил бы их.

«Отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях» . Так как иудеям казалось, что Павел учит отступничеству от закона, и так как многие гнушались его и не принимали его проповеди , то и здесь, и в храме иерусалимском делает это с высокой целью. Это – то же, что он говорил: «был для чуждых закона… как чуждый закона, чтобы приобрести чуждых закона» ().

"По обету" . Разумеет обет отречения. Дал обет остричь волосы, чтобы свою деятельность более не посвящать уже мирским делам, подобно мирским людям, но чтобы, подобно человеку, живущему по Боге, посвятить себя Церкви. И Акила, также по обету, остриг свои волосы, потому что это делалось теми, кто хотел жить богоугодно, но вместе с тем это был древний обычай у иудеев. Поэтому и пострижение монахов целесообразно.

. Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился .

Акилу и Прискиллу оставил в Ефесе, без сомнения, с тем, чтобы они учили, ибо, пробыв с Павлом так много времени, они научились многому.

. А простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе.) Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников .

«К вам возвращусь опять» . Будучи пророком и зная, что ему следовало возвратиться, Павел дал обещание снова возвратиться в Ефес. А чтобы никто не делал того же самого по неразумию, давая безотчетное обещание сделать то или другое, Павел научил нас не давать никакого обещания в будущем без присовокупления слов «если будет угодно Богу», потому что никто не знает, что принесет следующий день. Поэтому безумен тот, кто не ограничивает своего обещания словами «если будет угодно Богу» ; потому что если кто будет обещать с самоуверенностью, что непременно сделает, тот часто будет выслушивать следующие слова: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил» ()?

Посещать верующих и укреплять их было всегдашним правилом Павла, чтобы, если найдет их ослабевшими, облегчить их бремя наставническим назиданием.

. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново .

Некоторые утверждают, что «Аполлос» этот есть Аполлос, епископ Коринфский, о котором Павел пишет: «Что до брата Аполлоса, я очень просил его» (); также: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» ().

. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью. Ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос .

Если Аполлос крещен был только крещением Иоанновым, то каким образом он пламенеет Духом? Дух Святый не сообщался таким образом. И если его последователи нуждались в крещении Христовом, то гораздо более нуждался в нем он сам. Итак, что сказать на это? Мне кажется, что Аполлос из числа ста двадцати, крещенных вместе с апостолами, или, если не так, то и с ним было то же, что и с Корнилием. Крещение Иоанново призвало к покаянию, но не доставляло в то же время очищения от греха, так что различие между крещением Иоанновым и крещением верующих заключается в том, что крещение верующих дарует оставление грехов, так как верующий крещается во имя Отца и Сына и Святаго Духа и омывается от предшествовавших крещению заблуждений. Если же крещенные Иоанном не имели Святаго Духа, то каким образом Аполлос, крещенный только Иоанновым крещением, пламенел Духом? Но в таком случае, если он и пламенел Духом, все же не имел Святаго Духа, потому что не говорил разными языками, не пророчествовал; иное дело пламенеть Духом, и иное – иметь Святаго Духа. Имеющий Святаго Духа имеет Его обитающим в себе, и Сам Дух вещает ему из сердца его, как вещал апостолам – то запрещая, то повелевая им глаголати (произносить) слово. А пламенеющий Духом совершает что-либо под руководством Духа через освящение и наставление внешнее; так как от чувственного следует заключать к невидимому.

«Сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями» . Обличать «всенародно» – значит показывать дерзновение; обличать сильно – значит являть силу; а обличать «доказывая Писаниями» – значит свидетельствовать о своем знании. Ни дерзновение ничего не достигает без силы, ни сила – без дерзновения.

Комментарии к главе 18

ВВЕДЕНИЕ К ДЕЯНИЯМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
ДРАГОЦЕННАЯ КНИГА

В некотором смысле Деяния Святых Апостолов самая важная книга Нового Завета. Не будь этой книги, мы, кроме сведений, извлеченных из посланий апостола Павла, ничего не знали бы о развитии ранней Церкви.

Историография знает два метода. Один из них пытается проследить ход событий день за днем, неделю за неделей, а другой как бы открывает ряд окон на важные моменты и великие личности того или иного времени. Именно этот второй метод был применен при написании Деяний Апостолов.

Мы называем ее Книгой Деяний Святых Апостолов. На самом же деле, книга не претендует на то, чтобы дать исчерпывающий отчет о деяниях Апостолов. Кроме Павла в ней упоминаются лишь три апостола. В Деян. 12,2 сказано одним коротким предложением, что Иаков, брат Иоанна, был казнен Иродом. Иоанн упомянут, но он не произносит ни слова. Лишь о Петре книга дает определенную информацию, но скоро и он, как выдающееся лицо, уходит со сцены. Название книги по-гречески гласит: "Деяния мужей-апостолов". Очевидно, что автор стремился запечатлеть в ней некоторые типичные деяния героических и мужественных руководителей первохристианской Церкви.

АВТОРСТВО КНИГИ

Хотя в книге об этом ничего не сказано, Лука с давних пор считался ее автором. О самом Луке нам известно очень мало; в Новом Завете имя его упоминается трижды: - Кол. 4,14 ; Фил. 23 ; 2 Тим. 4,19 . Из них мы можем заключить с достоверностью две вещи: во-первых, Лука был врачом и, во-вторых, он был одним из самых ценных помощников Павла и его самым верным другом, потому что он был с ним даже во время его последнего тюремного заключения. Мы можем сделать вывод, что он был из язычников. Кол. 4,11 оканчивает перечень имен и приветствий от обрезанных, то есть от иудеев; стих 12 начинает новый список, в котором приведены имена язычников. Отсюда мы делаем интересное заключение, что Лука - единственный автор в Новом Завете, который происходит из язычников.

О том, что Лука был врачом, можно догадаться по тому, что он инстинктивно употребляет медицинские термины. В Лк. 4,35, повествуя о человеке, в котором был нечистый дух, он выражением "и повергнув его посреди синагоги" употреблял точный медицинский термин "конвульсии". В Лк. 9,38 , рисуя портрет человека, просившего Иисуса: "умоляю Тебя взглянуть на сына моего", - он употребляет типичное слово, означающее посещение доктором больного. Самый интересный пример приведен в высказывании о верблюде и игольным ушам. Все три автора - синоптики приводят его (Мф. 19,24; Мк. 10,25; Лк. 18,25). Матфей и Марк употребляют греческое слово рафис, обыденное слово для иглы портного или домохозяйки. Лишь Лука употребляет греческое слово белоне, обозначающее иглу хирурга. Лука был врачом и врачебный лексикон совершенно естественно выходил из под его пера.

КОМУ ПРЕДНАЗНАЧАЛАСЬ КНИГА

И свое Евангелие, и Деяния Апостолов Лука написал для Феофила (Лк. 1,3; Деян. 1,1). Мы можем лишь догадываться, кем был Феофил. В Лк. 1,3 он называет его "достопочтенный Феофил", что в действительности означает "ваше превосходительство" и обозначает высокопоставленного на службе Римской империи человека. Существует несколько возможных объяснений этого имени.

1) Может быть, Феофил вовсе не имя настоящего человека. В те времена быть христианином было опасно. Имя Феофил составлено от двух греческих слов: Теос - то есть Бог и филен - любить. Может быть, Лука писал боголюбивому человеку, и, из-за безопасности не называет его настоящего имени.

2) Если Феофил был реальным человеком, то он, должно быть, был высокопоставленным чиновником. Вероятно, Лука писал ему, чтобы показать, что христианство - чудная религия, а христиане - благочестивые люди. Возможно, что он хотел убедить государственного чиновника не преследовать христиан.

3) Третья теория, более романтическая предыдущих, основана на том, что Лука был врачом, а в древности врачами были, в основном, рабы. Была высказана догадка, что Лука был врачом тяжелобольного Феофила, которому врачебное искусство и забота Луки вернули здоровье, и в знак благодарности он дал Луке свободу. И, возможно, в знак благодарности за это Лука записал своему благодетелю самое драгоценное - историю Иисуса.

ЦЕЛЬ ЛУКИ В ДЕЯНИЯХ АПОСТОЛОВ

Человек, пишущий книгу, имеет перед собой какую-то цель и, может быть, не одну. Подумаем же, почему Лука написал Деяния.

1) Одна его цель - рекомендовать христианство римскому правительству. Лука не раз показывает сколь учтивыми были римские судьи к Павлу. В Деян. 13,12 Сергий Павел, губернатор Кипра, уверовал в Христа. В Деян. 18,12 проконсул Галлион в Коринфе остался совершенно безучастным к требованиям иудеев наказать Павла. В Деян. 16,35 и далее, судьи в Филиппах, осознав свою ошибку, принесли публичное извинение Павлу. В Деян. 19,31 начальники в Ефесе заботились о том, чтобы Павлу не был причинен вред. Лука указывал на то, что в прошлом римское правительство часто проявляло благопристойное расположение к христианам и всегда было справедливым к ним.

Лука старается показать, что христиане - благочестивые и верные граждане и что их всегда такими и считали. В Деян. 18,14 Галлион заявляет, что у Павла нет мысли об обиде или злом умысле. В Деян. 19,37 ефесский чиновник дает христианам похвальную характеристику. В Деян. 23,29 Клавдий Лисий заявляет, что он ничего не имеет против Павла. В Деян. 25,25 Фест говорит, что Павел не сделал ничего, чем бы заслужил смерть, и в этой же главе Фест и Агриппа соглашаются, что Павла можно было бы отпустить, если бы он не обратился к Цезарю.

Лука писал свою книгу в то время, когда христиан ненавидели и преследовали, и он так изложил ее, чтобы показать, что римские судьи всегда были справедливы к христианам и никогда не смотрели на них как на злых людей. Было даже сделано очень интересное предположение, что Деяния - антология, составленная для защиты Павла в императорском суде Рима.

2) Другим замыслом Луки было показать, что христианство - вероучение для всех людей всех стран.

Именно эту мысль не могли принять иудеи. Они считали себя избранным Богом народом, и что Богу не нужен никакой другой народ. Лука хочет доказать другое. Он показывает Филиппа, проповедующего самарянам; Стефана, сделавшего христианство универсальным и погибшего за это; и Петра, принявшего Корнилия в христианство. Он показывает христиан, проповедующих язычникам в Антиохии, и Павла, разъезжавшего по древнему миру и убеждающего людей принять Христа; в Деян. 15 он показывает, что Церковь пришла к важному решению принимать язычников на равных правах с иудеями.

З) Но это были не главные его намерения. Главная цель Деяний Лука запечатлел в словах воскресшего Христа в Деян. 1,8 : "Вы... будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Он намеревался показать распространение христианства как религию, зародившуюся в маленьком уголке Палестины, и которая менее чем за тридцать лет достигла Рима.

С. Х. Тернер указывает, что Деяния распадаются нашесть частей, каждая из которых заканчивается коротким резюме

а) В 1,1-6,7 рассказывается об Иерусалимской церкви и проповедовании Петра, и заканчивается следующим резюме: "И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере".

б) В 6,8-9,31 описывается распространение христианства по всей Палестине, мученичество Стефана и проповедь в Самарии. Эта часть заканчивается с резюме:

"Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем и, при утешении от Святого Духа, умножались".

в) В 9,32-12,24 входит разговор Павла, распространение Церкви до Антиохии и принятие Корнилия. Она заканчивается словами: "Слово же Божие росло и распространялось".

г) В 12,25-16,5 рассказывается о распространении христианской Церкви в Малой Азии и о проповеди в Галатии. Она заканчивается: "И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом".

д) В 16,21-19,20 рассказывается о распространении Церкви до Европы и о подвижничестве Павла в больших языческих городах, как Коринф и Ефес. Она заканчивается таким резюме: "С такой силою возрастало и возмогало слово Божие".

е) В 19,21-28,31 рассказывается о прибытии Павла в Рим и о пребывании его в тюрьме. Конец показывает Павла "Проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно".

Такой план Деяний уже дает ответ на самый трудный вопрос: Почему Деяния заканчиваются именно повествованием о пребывании Павла в тюрьме в ожидании суда. Нам бы так хотелось узнать, что же произошло с ним потом; но конец окутан тайной. Лука кончает свое повествование здесь, потому что он выполнил поставленную задачу: он показал, как христианство зародилось в Иерусалиме и как оно распространялось по всему миру и, наконец, достигло Рима. Один крупный исследователь Нового Завета сказал, что Деяния могли бы быть названы так: "О том, как благая весть дошла от Иерусалима до Рима".

ИСТОЧНИКИ

Лука был историком, и поэтому важно, какими источниками он пользовался. Откуда же взял Лука свои факты? В этом плане Деяния распадаются на две части:

1) Первую часть составляют пятнадцать глав, свидетелем которых Лука не был, и информацию о которых он получил из вторых рук. По всей вероятности, он имел доступ к двум источникам.

а) Сохранились воспоминания в поместных церквах. Они, может быть, никогда не были записаны, но церковные общины хранили память. В этой части изображены факты из трех церквей: история Иерусалимской церкви, охватывающая Деян. 1-5 и 15-16 ; история церковной общины в Кесарии, охватывающая Деян. 8, 26-40 и 9, 31- 10, 48 , и, наконец, история церковной общины в Антиохии, охватывающая Деян. 11, 19-30 и 12, 25-14, 28.

б) Вероятно существовали циклы рассказов, состоящих из Деяний Павла, Деяний Иоанна, Деяний Филиппа и Деяний Стефана. Дружба с Павлом, несомненно, помогла Луке познакомиться со всеми крупными деятелями тогдашних церквей и, поэтому, он мог располагать всеми событиями и историями этих церквей.

2) Но большую часть изложенного в главах 16-28 Лука знал лично, как участник событий. Если внимательно читать Деяния, то можно заметить странную вещь: большую часть своего рассказа Лука излагает в 3-ем лице множественного числа, а отдельные отрывки изложены от 1-го лица множественного числа и вместо "они" Лука употребляет "мы". Следующие отрывки изложены от 1-го множественного числа: Деян. 16,10-17; 20, 5-16; 21, 1-18; 27, 1-28, 16. Лука, должно быть, был участником этих событий. Вероятно, он вел дневник и записывал свидетельства очевидцев. Что касается того, свидетелем которого он не был, он, по-видимому, узнал от Павла, с которым он провел долгое время в тюрьме. Не могло быть крупного деятеля церкви, которого Лука не знал бы лично, и, в любом случае, он мог получить нужную информацию от людей, бывших свидетелями того или иного события.

Читая Деяния, мы можем быть убеждены в том, что ни у одного историка не было когда-либо лучших источников и никто не использовал их более аккуратно, нежели Лука.

САМЫЙ ПОРОЧНЫЙ ГОРОД (Деян. 18, 1-11)

Вот живая картина обыденной жизни Павла. Он был раввином и, по обычаю, равнин должен был знать какое-то ремесло. Ему полагалась оплата за проповедование и учение, а он должен был добывать средства к жизни своим ремеслом. Иудеи прославляли труд. "Люби труд, говорили они. Тот, кто не учит сына ремеслу, учит его воровству". "Превосходно, - говорили они, - если человек изучает закон и земное ремесло; ибо, занимаясь и тем и другим, он не помышляет о погрешностях; занимаясь же одним законом, а не делом, человек в конце оступается и грешит". И поэтому равнины занимались каким-то достойным ремеслом. Поэтому они никогда не превращались в оторванных от жизни ученых и знали, какова жизнь трудящегося человека.

Павел изготовлял палатки. Город Тарс находился в Киликии, где водились стада особой породы коз, отличавшихся своим руном. Из него изготовляли особую ткань киликию, которая шла на изготовление палаток, портьер и драпировок. Павел, несомненно, занимался этим ремеслом, хотя употребленное здесь греческое слово может быть понято и как кожевник; Павел, должно быть, был искусным мастером. Он с достоинством напоминал, что никогда никому не был в тягость (1 Фес. 2,9; 2 Фес. 3,8; 2 Кор. 11,9 ). Но вероятно, что пришедшие в Афины Сила и Тимофей принесли подарок, вероятно от Филиппийской церкви, которая особенно любила Павла; и этот подарок позволил ему полностью посвятить себя благовествованию. Клавдий изгнал всех иудеев из Рима в 49 г., и, должно быть, Акила и Прискилла именно тогда прибыли в Коринф.

И как раз тогда, когда Павел очень нуждался в этом, Бог говорил к нему. В Коринфе Павла часто смущал страх. Ведь он был человеком сильных эмоций и, по-видимому, ему часто приходилось решать трудные вопросы. Но когда Бог возлагает на человека задачу, Он дает ему и силы для выполнения ее. И с Божьей помощью Павел обретал свое мужество и свои силы.

ОБЪЕКТИВНОЕ РИМСКОЕ ПРАВОСУДИЕ (Деян. 18, 12-17)

Как обычно, иудеи снова строили козни Павлу. Возможно, они пытались натравить Галлиона на христиан сразу после его вступления в должность консула, и потому он еще меньше разбирался в местной ситуации. Галлион был известен своим благородством. Его брат Сенека говорило нем: "Даже те, которые беспредельно любят моего брата любят его недостаточно. Никто никогда не относился так благосклонно к кому-нибудь, как относится мой брат ко всем". Иудеи хотели использовать Галлиона в своих целях, но он проявил себя беспристрастным римлянином. Он хорошо знал, что Павел и его сторонники не совершили никакого преступления и, что иудеи хотели использовать его в своих целях. Рядом с его судным местом стояли ликторы с розгами, и по его приказу они прогнали иудеев с судилища. Заключительный стих этого отрывка гласит: "и Галлион ни мало не заботился о том". Иногда толковали это так, будто Галлион не проявил к этому вопросу никакого интереса, но в действительности Галлион был вполне беспристрастным и не позволял другим навязывать ему свои решения.

Этот отрывок показывает нам неоспоримые достоинства христианской жизни. Галлион знал, что Павел и его собратья были ни в чем не виновны.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В АНТИОХИЮ (Деян. 18, 18-23)

Павел направился домой. Путь его лежал через Кенхрею, порт Коринфа, в Ефес. Оттуда он пошел в Кесарию, потом в Иерусалим приветствовать поместную церковь, и встретиться с ее руководителями. После этого он вернулся в Антиохию, откуда он и начал свое путешествие.

В Кенхрее он по обету остриг голову. Если иудей хотел особенно поблагодарить Бога за оказанную ему милость, он давал обет назорейства (Числ. 6,1-21 ). Для полного выполнения этого обета в течение тридцати дней он не ел мяса, не пил вина, и отращивал волосы. После этих тридцати дней нужно было принести определенные жертвы в храме; ему также остригали волосы, чтобы сжигать их на алтаре в жертву Богу. Несомненно, Павел думал о благодеяниях, оказанных ему Богом в Коринфе и дал этот обет, дабы выразить свою благодарность.

ТРЕТЬЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

История о третьем миссионерском путешествии начинается с Деян. 18,23 . Оно начиналось с Галатии и Фригии для утверждения учеников. Оттуда Павел пошел в Ефес, Где пробыл почти три года. Потом он направился в Македонию, а оттуда назад в Троаду и через Милит, Тир и Кесарию в Иерусалим.

ПРОПОВЕДЬ АПОЛЛОСА (Деян. 18, 24-28)

Здесь христианство описано как "путь Господень". В Деяниях слово "путь" употреблено также в 19, 9, 23 , указывая на то, что христианство не только верит в определенные истины, но и воплощает их в жизнь.

Аполлос пришел из Александрии, в которой жило около миллиона иудеев. Иудейская община была столь сильно в Александрии, что два из ее пяти районов были населены иудеями. Александрия была городом ученых, которые особенно развили любовь к аллегорическому толкованию Ветхого Завета. Они не только верили, что Ветхий Завет представляет собой исторический свод, но и, что каждое записанное в нем событие имеет еще и скрытое значение. Обладая такими знаниями, Аполлос мог бы очень эффективно убеждать иудеев, ибо он мог бы найти ссылки на Христа во всем Ветхом Завете, доказывая им, что Ветхий Завет всегда предвещал Его приход.

Но в его образовании имелся и существенный недостаток, ибо он знал только крещение Иоанново. При разборе следующего отрывка мы ясней увидим, что это значит. Но уже можно сказать, что Аполлос сознал необходимость покаяния и узнал в Иисусе Мессию, хотя он еще не знал о Благой вести, об Иисусе как о Спасителе и о явлении Святого Духа. Он знал о задании, порученном Иисусом Своим ученикам, но он еще мало знал о той помощи, которую Иисус оказывает им в выполнении его. Он почерпнул эти сведения из слов Акилы и Прискиллы. В результате этого Аполлос, знавший исторического Иисуса, осознал в Нем Мессию, постоянно присутствующего сердцах верующих. И сила его проповеди, должно быть, стократно умножалась.

В ЕФЕСЕ

Глава 19 Деяний в основном говорит о деятельности Павда в Ефесе. Он пробыл там почти три года, то есть дольше, чем в любом другом месте.

1) Ефес являлся рынком Малой Азии. В те времена торговля осуществлялась по долинам рек. Ефес стоял у устья реки Каистры и управлял богатейшим районом Малой Азии. Откр. 18,12.13 дает нам представление о предметах тогдашней торговли. Ефес слыл "сокровищницей Азии", а кто-то назвал этот город "ярмаркой тщеславия Малой Азии".

2) В Ефесе заседал присяжной суд. Иными словами, в особых случаях в Ефес приезжал римский губернатор и в нем разбирались важные судебные дела. В городе были хорошо известны пышность и блеск римской власти и судопроизводства.

3) В Ефесе проводились Ионические спортивные игры, на которые собиралась вся страна. Председательствовать на этих играх и организовать их, считалось большой честью. Люди, занимавшие такой высокий пост, назывались Азиархами. О них говорится в Деян. 31 .

4) Ефес был пристанищем для преступников. Храм Дианы, расположенный в Ефесе, имел право давать убежище преступникам. То есть, если преступнику удавалось добраться до храма, он был в безопасности. Поэтому в Ефесе нашли приют многие преступники древнего мира. 5) Ефес был центром языческого суеверия. Он славился своими чародейскими книгами, названными "Ефесскими письмами". Они обещали человеку безопасность в пути, бездетным - детей, успех в любви или деловых отношениях. Люди со всего мира приезжали в Ефес, чтобы купить эти письма, которые затем они носили как амулеты.

6) Но больше всего славился Ефес храмом Артемиды. Собственно, Артемида и Диана - одна и та же богиня. Артемида - ее греческое имя, Диана - латинское. Этот храм считался одним из семи чудес света. Он был около 130 метров длиной, 67 метров шириной и 18 метров высотой. Его окружали 127 колонн, каждая из которых была даром какого-то короля. Все колонны были изготовлены из паросского мрамора, а тридцать шесть из них были роскошно позолочены и украшены мозаикой. Главный алтарь был высечен Праксителем, величайшим греческим скульптором. Но изображение Артемиды не было прекрасным. Это была сидящая на корточках черная фигура со многими грудями, олицетворявшая плодовитость; статуя была настолько старой, что никто не знал, откуда она или из чего изготовлена. Рассказывали, что она упала с неба.

Комментарии (введение) ко всей книге «Деяния»

Комментарии к главе 18

Христос - основа, Церковь - средство, а Дух Святой - сила. У. Грехем Скрогги

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ

Деяния Апостолов - это единственная богодухновешая история Церкви; это также первая и единственная основная история Церкви, освещающая начало становления христианства. Все другие авторы основываются на сочинении Луки, добавляя к нему некоторые традиционные представления (и много домыслов!). Без этой книги перед нами возникло бы серьезное затруднение: резкий переход от жизни нашего Господа, описанной в Евангелиях, сразу к посланиям. Из кого состояли общины, которым адресованы послания, и как они возникли? Деяния отвечают на эти и многие другие вопросы. Это мостик не только между жизнью Христа и жизнью во Христе, которой учат послания, но также переходное звено между иудаизмом и христианством, между законом и благодатью. В этом состоит одна из главных трудностей толкования Деяний - постепенное расширение горизонта от маленького еврейского движения с центром в Иерусалиме до мировой веры, которая проникла в саму столицу империи.

Автор Ев. от Луки и Деяний Апостолов - один и тот же человек; в этом почти все единодушны. Если третье Евангелие написано Лукой, то ему же принадлежат и Деяния, и наоборот (см. "Введение" к комментариям к Евангелию от Луки).

Внешние свидетельства того, что Деяния написал Лука, убедительны, широко распространены и относятся к раннему периоду истории Церкви. Направленный против маркионизма "Пролог к Евангелию от Луки" (около 160-180 гг.), канон Муратори (около 170-200 г.) и ранние отцы Церкви: Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген - все соглашаются с тем, что Лука - автор Деяний. Того же мнения почти все, кто следует за ними в церковной истории, включая такие авторитеты, как Евсевий и Иероним.

В самом тексте Деяний есть три внутренних свидетельства, доказывающих авторство Луки. В начале Деяний автор особо упоминает более раннее произведение, также посвященное Феофилу. Из Евангелия от Луки (1,1-4) ясно, что здесь имеется в виду третье Евангелие. Стиль, экспрессивность изложения, лексика, особое внимание, уделяемое апологетике, и множество более мелких деталей связывают эти два труда. Если бы не желание поместить Евангелие от Луки вместе с другими тремя Евангелиями, без сомнения, эти два произведения вошли бы в Новый Завет вместе, как например 1-е и 2-е послания к коринфянам.

Далее, из текста Деяний ясно, что автор был спутником Павла в его путешествиях. Об этом свидетельствует использование местоимения "мы" в некоторых стихах (16,10-17; 20,5 - 21,18; 27,1 - 28,16); то есть автор непосредственно присутствует при событиях, о которых сообщает. Попытки скептиков объяснить эти особенности как чисто художественный прием неубедительны. Если они были добавлены только с целью придать произведению большую достоверность, то почему они вводятся так редко и ненавязчиво и почему лицо, входящее в это "мы", не называется по имени?

Наконец, если исключить других спутников Павла, упомянутых автором в третьем лице, а также тех его спутников, о которых известно, что они не были с Павлом во время событий, описанных в данных отрывках (с "мы"), то единственным реальным кандидатом является Лука.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

В то время как установление точного времени написания некоторых других книг НЗ не является столь важным, оно имеет большое значение для Деяний Апостолов, книги, которая прежде всего является историей Церкви, и к тому же первой историей.

Были предложены три датировки Деяний, две из которых согласуются с авторством Луки, а одна отрицает его:

1. Датировка этой книги П в. н.э., разумеется, делает невозможным признание авторства за Лукой: вряд ли он мог прожить дольше чем до 80 или, самое позднее, 85 г. н.э. Некоторые либеральные ученые считают, что автор использовал "Иудейские древности" Иосифа (около 93 г. н.э.), но параллели, на которые они ссылаются, рассматривая Деяния, 5,36 (о Февде), не согласуются, и нет особого сходства между описанными событиями.

2. Общепризнанная точка зрения такова: Лука написал и Евангелие, и Деяния между 70-80 гг. Тогда для составления своей Благой Вести Лука мог бы использовать Евангелие от Марка, существовавшее, вероятно, с 60-х гг.

3. Можно сделать обоснованное предположение, что Лука закончил писать Деяния вскоре после того, как произошли события, завершающие книгу: то есть во время первого заключения Павла в Риме. Возможно, Лука планировал написать третий том (но на это, видимо, не было Божьей воли) и поэтому не упоминает о гонениях, обрушившихся на христиан между 63 и 67 г. Однако отсутствие упоминаний о таких событиях, как жесточайшее преследование христиан Нероном в Италии после пожара в Риме (64 г.), война иудеев с Римом (66-70 г.), мученическая смерть Петра и Павла (вторая половина 60-х годов) и самое трагичное для иудеев и евреев-христиан - разрушение Иерусалима, указывают на более раннюю датировку. Итак, наиболее вероятно, что Лука написал Деяния Апостолов, когда Павел находился в римской тюрьме - в 62 или 63 г. н.э.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Деяния Апостолов преисполнены жизнью и действием. В них мы видим, как действует Святой Дух, формируя Церковь, укрепляя ее и распространяя ее влияние. Это потрясающий рассказ о том, как Дух Господень, используя самые невероятные средства, преодолевая самые непреодолимые препятствия и идя самыми нетривиальными путями, достигает удивительнейших результатов.

В Деяниях повествование возобновляется с того момента, на котором заканчиваются Евангелия, затем краткие драматические описания знакомят нас с ранними неспокойными годами молодой Церкви. Деяния рассказывают о великом переходном периоде, когда новозаветная Церковь освобождалась от пут иудаизма и заявляла о себе как о новом, совершенно отличном сообществе, в котором иудеи и язычники едины во Христе. По этой причине Деяния можно назвать историей "отлучения от груди Исаака". Когда мы читаем эту книгу, мы испытываем своего рода духовное наслаждение при виде того, как творит Господь. В то же время мы ощущаем и напряжение, наблюдая, как грех и сатана противостоят и пытаются препятствовать делу Божьему.В первых двенадцати главах центральное место занимает апостол Петр, мужественно проповедующий народу Израилеву С тринадцатой главы и далее на первый план выходит апостол Павел как ревностный, вдохновенный и неутомимый просветитель язычников.Деяния охватывают приблизительно 33-летний период. Дж. Б. Филлипс заметил, что ни в один другой сравнимый по протяженности период человеческой истории "небольшое количество простых людей не смогло так повлиять на мир, чтобы их враги со слезами ярости на глазах говорили, что эти люди "перевернули мир вверх дном"". (J. В. Pmllips, The Young Church in Action,

Vvi.)План

I. ЦЕРКОВЬ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 1 - 7)

А. Воскресший Господь обещает крещение Духом Святым (1,1-5)

Б. Возносящийся Господь дает Апостолам повеление (1,6-11)

В. Пребывающие в молитве ученики ожидают в Иерусалиме (1,12-26)

Г. День Пятидесятницы и рождение Церкви (2,1-47)

Д. Исцеление хромого и призыв народа израильского к покаянию (3,1-26)

Е. Преследования и рост Церкви (4,1-7,60)

II. ЦЕРКОВЬ В ИУДЕЕ И САМАРИИ (8,1-9,31)

А Служение Филиппа в Самарии (8,1-25)

Б. Филипп и евнух ефиоплянин (8,26-40)

В. Обращение Савла из Тарса (9,1-31)

III. ЦЕРКОВЬ ДО КРАЯ ЗЕМЛИ (9,32-28,31)

А Петр проповедует язычникам Евангелие (9,32 - 11.18)

Б. Основание церкви в Антиохии (11,19-30)

В. Гонения Ирода на христиан и его смерть (12,1-23)

Г. Первое миссионерское путешествие Павла: Галатия (12,24 - 14,28)

Д. Совещание в Иерусалиме (15,1-35)

Е. Второе миссионерское путешествие Павла: Малая Азия и Греция (15,36-18,22)

Ж. Третье миссионерское путешествие Павла: Малая Азия и Греция (18,23-21,26)

3. Арест Павла и суды над ним (21,27-26,32)

И. Путь Павла в Рим и кораблекрушение (27,1-28,16)

К. Домашний арест Павла и его свидетельство иудеям в Риме (28,17-31)

18,1 Некоторые полагают, что Павел оставил Афины из-за весьма скромных результатов проповеди. Мы предпочитаем считать, что Святой Дух направил его на запад и привел в КОРИНФ, столицу АХАЙИ . Этот город, известный распущенностью нравов, нуждался в проповеди Евангелия и в основании церкви.

18,2-3 В Коринфе Павел познакомился с супругами, которых звали Акила и Прискилла, дружба с которыми прошла через всю его жизнь. Акила был иудей из Понта, северо-восточной провинции Малой Азии. Он и его жена жили в Риме, но были изгнаны от туда по антисемитскому указу кесаря Клавдия. Так как Коринф располагался на основной дороге, ведущей из Рима на восток, они остановились здесь и открыли мастерскую по изготовлению палаток. Павел также владел этим ремеслом, благодаря чему и познакомился с ними.

"Самые прекрасные откровения в жизни снисходят на нас, когда мы пребываем в ежедневных трудах. Добывай хлеб насущный в поте лица, и посреди тяжелых трудов ты получишь благословение и узришь утешительные видения... Мастерская, контора или склад могут уподобиться дому Господнему. Трудись на своем поприще и трудись усердно: в этих трудах ты можешь обрести друзей, близких тебе по духу, как это произошло с Акилой и Прискиллой". (Dinsdale T. Young, Neglected People of the Bible, pp. 232-233.)

Из повествования не ясно, были ли Акила и Прискилла христианами, когда Павел познакомился с ними, или они обратились в результате его служения. Возможно, чаша весов склоняется в сторону того, что они уже были христианами, когда пришли в Коринф.

18,4 Павел во всякую субботу говорил в синагоге и убеждал иудеев и обращенных из язычников в том, что Иисус действительно был Христом Божьим.

18,5 Отправляясь в Афины, Павел оставил Силу и Тимофея в Верии. Из Афин он послал им указание присоединиться к нему. Они догнали его уже в Коринфе.

После их прихода Павел понуждаем был духом, то есть Господь возложил на него бремя с еще большим усердием свидетельствовать иудеям, что Иисус есть Христос. Можно предположить, что апостол больше не тратил времени на изготовление палаток, а полностью посвятил себя проповеди Евангелия.

Примерно в этот период Павел пишет 1-е Послание к Фессалоникийцам (приблизительно в 52 г. н.э.).

18,6 Неуверовавшие иудеи противились Павлу и злословили. Отвергать Благую Весть в конечном итоге означает противостоять самому себе. Неверующий никому так сильно не вредит, как самому себе.

Павел, отрясши одежды свои, сказал им: "Кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам". Отрясание одежд было очень выразительным действием, символизирующим отмежевание. Однако это не помешало Павлу пойти в синагогу в другом городе, например в Ефесе (19,8).

Слова апостола - торжественное напоминание каждому христианину о том, что на нем лежит ответственность за спасение людей. Христианин - должник каждого человека. Если он не выплатит этот долг, проповедуя Евангелие, Бог взыщет с него за гибель людей. Если, с другой стороны, он честно свидетельствует о Христе, но наталкивается на упорное сопротивление, то он освобождается от ответственности, и вина падет на того, кто отвергает Христа.

В этом стихе отражена смена направленности благовествования от народа израильского к язычникам. Бог решил, что прежде всего Благая Весть должна распространяться среди иудеев, но, как отмечается в Деяниях, поскольку народ израильский отвергает ее. Дух Божий с печалью отворачивается от этого народа.

18,7-8 После бурной ссоры с иудеями апостол направился в дом Пуста, обращенного в иудаизм язычника, который жил подле синагоги. Здесь он продолжал свое служение, и ему была дана радость увидеть, как в Господа уверовал Крисп, начальник синагоги, со всем домом своим. Многие другие коринфяне также уверовали в Спасителя и крестились. Павел крестил Криспа и некоторых других (1 Кор. 1,14-16), но обычно он поручал совершить обряд крещения какому-либо другому христианину Павел боялся, что люди сплотятся вокруг него самого, вместо того чтобы безраздельно отдавать свою любовь и преданность Господу Иисусу.

18,9-10 Господь, милостиво ободряя Павла, сказал ему в видении ночью, что ему нечего бояться. Апостол должен был продолжать проповедовать слово и сохранять уверенность в том, что Бог с ним и защищает его. В этом городе у Господа было много людей, то есть Он совершал в их жизни Свою работу, и в конечном итоге они спасутся.

18,11 Павел оставался в Коринфе еще полтора года, поучая коринфян Слову Божьему. Ценные дополнительные сведения об этом периоде содержатся в Первом и Втором посланиях к Коринфянам.

18,12-16 Вероятно, ближе к концу пребывания Павла в Коринфе, приблизительно в 51 г. н.э., проконсулом Ахаии был назначен Галлион. Думая, что новый проконсул примет их сторону иудеи привели Павла к нему пред судилище, располагавшееся на рыночной площади в Коринфе. Обвинение сводилось к тому, что Павел убеждал их чтить Бога не по закону иудейскому Даже не дав апостолу возможности выступить, Гамион с крайним презрением прекратил судебное дело. Он сказал иудеям, что дело это касается лишь их закона и не входит в его юрисдикцию. Если бы была какая-нибудь обида или злой умысел, то Галлион имел бы основание терпеливо выслушать иудеев, но в действительности спор шел лишь об учении и об именах и о законе иудейском. Проконсул не имел ни малейшего желания быть судьею в этом, поэтому прекратил дело.

18,17 Некоторые считают, что еллины наказали Сосфена за то, что тот привел Павла к Галлиону, выдвинув такое незначительное обвинение. Слова: "Галлион ни мало не беспокоился о том", не означают, что его не интересовала Благая Весть, хотя, вероятно, дело обстояло именно так. Очевидно, он не хотел вмешиваться в иудейские законы и обычаи.

18,18 После этих инцидентов Павел пробыл в Коринфе довольно дней.

Возможно, именно в это время он написал 2-е Послание к Фессалоникийцам.

Когда, наконец, он вместе с Акилой и Прискиллой простился с Коринфом, они отправились морем в Сирию, видимо, намереваясь вернуться в Антиохию. Комментаторы не могут прийти к единому мнению о том, Павел или Акила остриг голову в Кенхреях, восточной гавани Коринфа. (Причастие, обозначающее стрижку волос, в греческом оригинале стоит сразу после имени "Акила" и довольно далеко от имени "Павел".)

Некоторые считают, что такой способ давать обет был чисто иудейским и не годился для такого духовно зрелого человека, как Павел. Но однозначно решить этот вопрос, вероятно, невозможно.

18,19-20 Когда корабль пристал к берегу в ЕФЕСЕ, Прискилла и Акила сошли, намереваясь там остаться. Павел воспользовался краткой стоянкой судна, чтобы пойти в синагогу и поговорить с иудеями. Удивительно их желание, чтобы он остался дольше, но Павел не мог сделать этого.

18.21 Корабль отправлялся. Но Павел обещал, если будет угодно Богу, возвратиться в Ефес, проведя приближающийся праздник в Иерусалиме.

18,22 Следующая стоянка корабля была в КЕСАРИИ. Оттуда апостол пришел в Иерусалим, приветствовал там церковь, а затем отошел в АНТИОХИЮ. Этому посещению Anmuoxuu суждено было стать последним.

Так закончилось второе миссионерское путешествие Павла.

Ж. Третье миссионерское путешествие Павла: Малая Азия и Греция (18,23 - 21,26)

18,23 Проведя в Антиохии довольно продолжительное время, Павел был готов снова надолго отправиться в путь. Изложение этого миссионерского путешествия приводится в Деяниях, с 18,33 по 21,26.

Первыми областями, которые посетил Павел, были ГАЛАТИЯ и ФРИГИЯ. Апостол одну за другой обходил поместные церкви, утверждая всех учеников.

18,24-26 Повествование вновь переносит нас в Ефес, где мы оставили Акилу и Прискиллу. Туда пришел красноречивый проповедник именем Аполлос, человек, сведущий в Писаниях (ВЗ). По рождению он был иудеем, а происходил из Александрии, столицы северного Египта. Хотя его проповедь отличалась большой силой и сам он был очень ревностен, тем не менее ощущалось, что ему недостает познаний в христианской вере. Очевидно, он хорошо знал о служении Иоанна Крестителя и о том, что Иоанн призывал народ израильский покаяться и приготовиться к пришествию Мессии. Создается впечатление, что он не знал о христианском крещении или каких-либо других элементах христианского учения. Когда Акила и Прискилла услышали, как он говорит в синагоге, они поняли, что он нуждается в наставлении, поэтому с любовью приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. Готовность этого красноречивого проповедника принять наставления от мастера по изготовлению палаток и его жены делала ему честь.

18,27-28 Душа Аполлоса была открыта для учения, и потому братия в Ефесе поддержали его в намерении отправиться в Коринф, чтобы благовествовать там. Они даже написали для него рекомендательное письмо. В результате Аполлос оказался очень полезен христианам в Коринфе, ибо сильно опровергал иудеев всенародно, доказывая, что Иисус действительно Христос Божий.

б. В Коринфе (18:1-18)

Деян. 18:1 . Не вдаваясь в то, как и чем завершилось пребывание апостола в столице Греции, Лука лишь констатирует: После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф. Хотя Афины и Коринф отделяло друг от друга менее 100 км., города эти совсем не походили один на другой. Афины, как уже говорилось, славились как центр культуры и образования, Коринф же - как центр торговли, расточительности и… разврата.

Коринф находился сразу же на юг от узкого перешейка, соединявшего Пелопонесский полуостров с провинцией Ахаия. Через Коринф пролегали как сухопутные торговые пути, шедшие в северном и южном направлениях, так и морские (восточного и западного направления). Коринф владел двумя морскими портами: Лэхеумом на побережьи Адриатического моря и Кеихреями - на побережьи Эгейского. К южной оконечности Пелопонесса судам приставать было опасно, так что к услугам торгового флота были два упомянутых порта; выгруженные на их территории товары доставлялись потом на другую сторону перешейка, в Коринф.

В 146 г. до Р. Х. римляне сравняли Коринф с землей. Однако место это было слишком выгодно в стратегическом отношении, чтобы долго оставаться пустым. Столетие спустя, в 46 году, город был вновь отстроен. Торговый город, постоянно наводненный путешественниками, стал гнездом разврата. Положение усугублялось тем, что он был центром поклонения Афродите, богине любви; самое служение ей являло собой распутство, облеченное в религиозную форму. Политически Коринф представлял собой римскую колонию и был столицей провинции Ахаия.

О состоянии апостола Павла, когда он пришел в Коринф, можно судить по сказанному им в 1-Кор. 2:1-5. "Немощь, страх, великий трепет", в которых он признавался, могли иметь несколько причин: 1) Он пришел в этот город один. 2) Препятствия и трудности, с которыми он столкнулся в Македонии, настраивали его пессимистически и в отношении того, что ожидает его в Коринфе. 3) Предельная развращенность этого города вызывала у Павла отвращение. О том, что Павел пришел в Коринф один, свидетельствует, в частности, то обстоятельство, что здесь он сам крестил нескольких людей, тогда как обычно поручал это своим сотрудникак 1-Кор. 1:14-17).

Деян. 18:2 . В Коринфе Павел познакомился с иудеем Акилой и его женой Прискиллой. Акила был родом из Понта, провинции в северо-восточной части Малой Азии, на южном берегу Черного моря. Изгнанные из имперской столицы по указу императора Клавдия (в 49 или 50 году), повелевшего всем Иудеям удалиться из Рима, Акила и Прискилла пришли в Коринф, чтобы заниматься там своим ремеслом. Клавдий правил с 41 по 54 гг. от Р. Х.

Римский историк Светоний (69? - 140 гг. по Р. Х.), оставивший жизнеописания императоров, в своей "Жизни Клавдия" ссылался как на возможную причину упомянутого указа на постоянные мятежи, которые поднимали евреи, подстрекаемые некиим "Крестусом", т. е. этот возмутитель спокойствия выдавал себя за Христа). Неизвестно, были ли Акила и Прискилла христианами до своей встречи с Павлом. То, что апостол стал жить у них и работать (стих 3), вполне могло объясняться общностью их ремесла, а не веры.

Деян. 18:3 . Этим ремеслом было делание палаток. Судя по употребленному здесь греческому слову, при изготовлении палаток использовалась кожа; возможно, и козья шерсть, которой славилась Киликия, родная провинция Павла. И по сей день принято на Среднем Востоке размещать разного рода мастерские в нижней части дома, а жить - наверху.

Деян. 18:4 . И снова видим, что, согласно своему обычаю, Павел начал свою евангелизационную деятельность с синагоги (сравните 9:20; 13:5,14; 14:1; 17:2,10,17; 18:19; 19:8).

Деян. 18:5 . С приходом из Македонии Силы и Тимофея Павел целиком переключился на проповедническую работу (здесь - побуждаем был собственным духом свидетельствовать). Тому могло быть несколько причин. 1) Очевидно, помощники апостола принесли из Македонии денежное пожертвование от верующих (2-Кор. 11:9; Фил. 4:15), так что для Павла отпала необходимость трудиться для своего пропитания. 2) Апостол воспрянул духом при известии о твердом стоянии в вере Фессалоникской церкви (1-Фес. 3:6-8). 3) Сам по себе приход Силы и Тимофея явился для него моральной поддержкой. Иудеям он проповедовал то, что некогда осознал на дороге в Дамаск: Иисус есть Христос, т. е. Мессия (Деян. 2:36; 3:18,20; 17:3; 18:28).

Деян. 18:6 . И снова - знакомая картина иудейского противления Благовестию и вследствие этого - обращения Павла к язычникам (сравните 13:7-11,46; 14:2-6; 17:5; 19:8-9; 28:23-28). Павел символически "отрясает" одежды свои, подобно тому, как в Антиохии Писидийской он и Варнава "отрясли прах от ног своих" (13:51). Слова апостола: кровь ваша на главах ваших означает, что они сами навлекают на себя погибель (сравните Иез. 33:1-6).

Деян. 18:7-8 . Покинув синагогу, чтобы больше туда не возвращаться, Павел рядом с нею нашел место, где мог проповедовать желавшим слушать его. Это был дом некоего Иуста, по всей вероятности, язычника, судя по тому, что о нем сказано как о чтущем Бога (сравните 16:14; 17:4).

Говорится, однако, и о том, что уверовавшие были и среди иудеев; называется Крисп… начальник синагоги… со всем домом-своим. Он, конечно, был знатоком Ветхого Завета, и его обращение к Господу не могло не послужить толчком к обращению многих из Коринфян, которые, слушая Павла, уверовали и укрепились.

Деян. 18:9-11 . Вероятно, это ночное видение было послано Господом Павлу по причине его угрожающих обстоятельств. Может быть, оно было ответом на данный им обет (стих 18 и толкование на него). Итак, Господь повелел апостолу продолжать его служение в Коринфе, заверив его, что никто не сделает ему зла. А бояться "зла" (злых людей) у Павла были основания в свете происходившего с ним в других городах (17:5,13) и в самом Коринфе (18:6).

Павел повиновался Господу; сказано, что он оставался в Коринфе год и шесть месяцев (второе по продолжительности времени пребывание его в одном и том же городе; в Ефесе он провел два или три года; 19:10; 20:31). Греч, слово даос, переведенное тут как "люди" (18:10), часто использовалось для обозначения Божиего народа - Израиля. Не приходится сомневаться, что Господними планами в отношении мира предусмотрена временная замена Церковью иудеев, избранного Его народа (Рим. 11:11-21).

Деян. 18:12 . Повествование Луки в защиту Павла достигает "высшей точки" в стихах 12-17. Сказанное здесь весьма важно в свете того, что Галлион был проконсулом… в Ахаии, т. е. главным в ней представителем римской администрации. И всякое заключение, вынесенное им, служило юридическим прецедентом. Тем более, что Галлион был братом философа Сенеки (4 г. до Р. Х. ? - 65 г. по Р. Х.), пользовавшегося в Риме большим влиянием. Итак, неверовавшие Иудеи не только не ослабили своего противления Павлу, но, напав на него, привели его на суд к Галлиону.

Деян. 18:13-15 . Они стали обвинять апостола в том, что он учит людей чтить Бога не по римскому закону. На территории империи запрещалось проповедовать новые религии (иудаизм был религией, утвержденной в правах). Так что иудеи пытались убедить Галлиона в том, что христианство есть новое, отличное от иудаизма, Богопочитание. Однако Галлион отнесся к этому равнодушно. С его точки зрения христианство, явившееся в мир под эгидой иудаизма, не могло - в свете римского закона - стать предметом разбирательства в гражданском суде. Заключение Галлиона имело решающее значение, ибо равносильно было легализации христианства.

Деян. 18:16-17 . Взрыв насилия, жертвой которого стал Сосфен, начальник синагоги, свидетельствует об антисемитских настроениях, подспудно тлевших в коринфском обществе. Казалось бы, какое дело было язычникам до раздоров между евреями? Но вот одного из них, а именно Сосфена, они избили перед зданием суда. Сосфен, по-видимому, стал "начальником синагоги", вместо Криспа, и привел к Галлиону обвинителей Павла. Не исключено, что он - тот самый Сосфен, который позднее обратился ко Христу (1-Кор. 1:1). Так или иначе, такое незначительное "событие", как избиение на религиозной почве, оставило Галлиона равнодушным.

Деян. 18:18 . Не вполне ясно, сколько действительно времени пробыл Павел в Коринфе, - ведь отсчитывать "полтора года", о которых читаем в стихе 11, апостол мог как от времени своего "видения" (стихи 9-10), так и от момента своего прихода в Корниф (стих 5). Итак, из Коринфа Павел… отплыл в Сирию, направляясь в ту церковь в Антиохии-на-Ороите, которая отправила его в миссионерское путешествие. Перед тем, как сесть на корабль, он остриг голову… по обету, сделав это в Кеихреях, юго-восточном порту Коринфа.

Не сказано, когда дал Павел обет. Может быть, перед тем, как вышел из Троады, направляясь в Македонию, или при начале своего служения в Коринфе, а, еще более вероятно, перед тем, как Господь послал ему видение (стихи 9-10). Все время, пока длился этот назорейский обет, Павел не стриг волос (возможно, около полутора лет), и вот теперь остригся в Кенхреях (сравните Чис. 6:1-21). Во время своего пребывания в Коринфе апостол написал 1 и 2 Послания Фессалоникийцам (Таблицу в Деян. 13:38-39).

4. ЗАВЕРШЕНИЕ ВТОРОГО МИССИОНЕРСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ (18:19-22)

Деян. 18:19 . Из предыдущего стиха узнаем, что спутниками Павла на этот раз были Акила и Прискилла, которые сопровождали его до Ефеса. Сила и Тимофей, очевидно, остались один в Македонии, а другой - в Ахаии, чтобы было кому позаботиться о церквах, основанных там. Не сказано, с какою целью отправились в Ефес Акила и Прискилла. Возможно, для того, чтобы проповедать там Благую Весть. Как и в каждом городе, где имелась синагога, Павел отправился туда и там рассуждал с Иудеями (сравните 9:20; 13:5,14; 14:1; 17:2,10,17; 18:4; 19:8).

Деян. 18:20-21 . В отличие от упорного сопротивления Благовестию в других синагогах, в ефесской проповедь Павла нашла благоприятный отклик, и местные иудеи даже просили апостола побыть у них долее, чтобы продолжить с ним обмен мнениями, но на этот раз он предпочел поспешить домой, чтобы провести… праздник (вероятно, Пасху) в Иерусалиме.

Деян. 18:22 . Пристав к побережью Палестины в Кесарии (примерно в 800 километрах от Ефеса), Павел отправился в Иерусалим, где приветствовал церковь и отошел в Антиохию.

5. "ЗАВОЕВАНИЕ" МИССИОНЕРАМИ ЕФЕСА (18:23 - 19:20)

Третье миссионерское путешествие 18:23 - 21:16)

а. Начало третьего путешествия Павла (18:23)

Деян. 18:23 . Предельно кратко говорит Лука о первой части третьего путешествия Павла. Очевидно, целью автора было особо остановиться на служении апостола в Ефесе. По пути туда Павел служил в Галатии и Фригии (сравните 16:6), утверждая всех учеников. Несомненно он многих обратил ко Христу в этих местах во время своего второго-путешествия. С рассказа об Аполлосе (18:24-28) Лука начинает повествование о работе Павла в Ефесе.

б. Наставление Аполлоса (18:24-28)

Сказанным в 18:24-28, а затем в 19:1-7, подчеркивается, что та фаза христианской истории носила, переходный характер. Из 19:1-7 можно сделать вывод, что Аполлос не принимал христианского крещения, и что Святой Дух, вероятно, не сходил на него. Этот раздел Деяний Апостолов свидетельствует также о том, что христианство логически вытекало из Ветхого Завета и из служения Иоанна Крестителя. В самом деле, проповедь Павла была выше по смыслу своему и значению, чем проповедь такого духовного гиганта, каким был Креститель. Хотя даже Александрии и Ефеса достигла проповедь Иоанна, дело его получило завершение лишь во Христе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: