Михаил бакунин. Михаил александрович бакунин

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(род. в 1814 г. – ум. в 1876 г.)

Создатель теории анархистов-коммунистов, самый известный анархист в мире, организатор революционных восстаний и заговоров в Западной Европе, один из лидеров Первого Интернационала.

Михаил Бакунин родился 18 мая 1814 года в родовом поместье в Тверской губернии в знатной и богатой дворянской семье. В 1833 году окончил артиллерийское училище в Петербурге и начал службу в русской армии, но в 1835 году он внезапно подал в отставку. Переехав в Москву, молодой Бакунин изучает философию Шеллинга, Фихте и Гегеля, историю, блистает эрудицией в московских салонах. Он вхож в революционный кружок Станкевича, знакомится с Герценом и Белинским.

В 1840 году Бакунин уезжает в Германию для продолжения образования. За границей он сошелся с младогегельянцами – либеральными революционерами. В 1842 году в журнале «Немецкий ежегодник» появилась статья Бакунина «Реакция в Германии», где впервые прозвучал призыв к революции в России и бакунинское «фирменное» утверждение о том, что «страсть к разрушению – страсть творческая». После этой публикации царское правительство потребовало немедленного возвращения Бакунина в Россию. Но Бакунин отказался вернуться на Родину, где его ждала тюрьма. В январе 1843 года Бакунин переехал в Швейцарию, затем в Париж. Весной 1845 года Бакунин так излагал свое кредо: «Все то, что освобождает людей, все то, что заставляет их сосредоточиваться, пробуждает в них начало собственной жизни, самобытной и действительно самостоятельной деятельности, все то, что дает им силу быть самими собою, – истинно; все остальное – ложно, свободоубийственно, нелепо. Освобождать человека – вот единственно законное и благодетельное влияние. Долой все религиозные и философские догмы! Они представляют сплошной обман. Истина – это не теория, а факт, сама жизнь, это общение свободных и независимых людей, это – святое единение любви, вытекающей из таинственных и бесконечных глубин личной свободы».

В Париже Бакунин прожил четыре года, встречался с Прудоном, Марксом, польскими эмигрантами. Высланный полицией из Франции в 1847 году, Бакунин вернулся в Париж к началу революции 1848 года и принял в ней активное участие.

«Лев», как называли Бакунина, стал активным участником европейских революций 1848 года – революционных событий и баррикадных боев в Берлине, Праге и Дрездене, играл видную роль на Славянском съезде в Праге.

Бакунин призывал к освобождению славян Австрии от немецкого ига, к созданию Славянской федерации на основах равенства и братства. В мае 1849 года Бакунина арестовали в Дрездене, и он был приговорен саксонским судом к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением. После длительных переговоров саксонские власти передали Бакунина российской полиции. В России Бакунин был заключен на три года в Петропавловскую крепость, а затем на четыре года – в Шлиссельбургскую. В заключении Бакунин написал покаянную «Исповедь», просил царя Николая I возглавить движение за освобождение славян и стать «народным» царем.

В 1857 году, после воцарения Александра II, Бакунин был освобожден из заключения и отправлен на поселение в Сибирь. Однако в 1861 году он бежал через Японию и США в Англию. Среди друзей Бакунина были выдающиеся люди: Тургенев, Герцен, Белинский, Чаадаев, Вагнер, Жорж Санд, Мицкевич, Прудон, Вейтлинг… Бакунин вдохновил Рихарда Вагнера на создание образа Зигфрида, стал прототипом Рудина в оноименной повести Тургенева и Ставрогина в романе «Бесы» Достоевского.

В 1860–1870-е годы Бакунин живет в Лондоне, Италии, Швейцарии. Он помогает польским революционерам во время Польского восстания, организовывает в Испании секцию Интернационала и Юрскую анархическую федерацию Интернационала в Швейцарии, ведет революционную агитацию среди болгар, сербов, финнов и чехов, сотрудничает с подпольной русской организацией «Земля и воля», он вдохновитель революционных кружков в России, организатор восстания во французском Лионе и в итальянской Болонье. В 1845 году Бакунин становится франкмасоном, получил все высшие степени масонства. Он организовал несколько тайных обществ: «Флорентийское братство» (1864), «Интернациональное братство» (1866), «Международный альянс социалистической демократии» (1868).

Узнав о том, что Бакунин живет в Лондоне, Маркс в конце 1864 года встретился с ним, чтобы обсудить вопрос об объединении усилий в создании Интернационала. Но с первых же дней знакомства, еще в 1840-х годах эти два человека соперничали друг с другом. В июле 1848 года Маркс напечатал лживую информацию французского корреспондента в «Новой рейнской газете» о шпионской деятельности Бакунина в пользу Российской империи.

В 1864 году Бакунин выразил готовность пропагандировать идеи Интернационала в Италии, но вступил в Интернационал (Женевскую секцию) лишь в июле 1868 года. Бакунин попытался, с согласия женевских интернационалистов, объединить «Лигу мира и свободы» с Интернационалом. Однако Брюссельский конгресс Интернационала объявил, что «“Лига мира и свободы” не имеет причин существовать, раз есть Интернационал…»

В Берне на конгрессе Лиги произошел раскол во время обсуждения вопроса об отношении к социализму. Бакунин вместе с 18 членами вышел из Лиги и 25 сентября 1868-го основал «Альянс международной социалистической демократии». Альянс заявил, что признает все положения Интернационала и «считает себя его ветвью». Бакунин предпринял попытку включить Альянс коллективным членом в Интернационал, чтобы «…внести в движение на континенте некоторую долю здорового идеализма и революционной энергии».

Однако Маркс заявил, что программа «Альянса» – это «…поверхностно надерганная отовсюду мешанина – равенство классов, отмена права наследования как исходная точка социального движения (сен-симонистский хлам), атеизм, предписываемый членам Интернационала как догма, и т. д., а в качестве главной догмы (по-прудонистски) – воздержание от участия в политическом движении». Образовать свою секцию в Интернационале Бакунин смог лишь после внесения изменений в программные документы Альянса. Маркс надеялся открыть себе путь в те тайные организации, где сильны были позиции сторонников Бакунина. У бакунистов было большое число сторонников в Италии, Испании, Швейцарии, в отдельных кругах Франции и Германии.

В переписке Маркса и Энгельса 1869 года чувствуется подозрение, что Бакунин хочет встать во главе европейского рабочего движения. «Быть может, его придется официально исключить из Интернационала», – писал Маркс; «…нужно не дремать и постараться его обезвредить», – считал Энгельс. В 1869 году Маркс и Энгельс развернули кампанию интриг и прямой клеветы против Бакунина.

Пребывание Бакунина в Италии в 1865–1867 годах было временем окончательного перехода на анархистские позиции. Бакунинский Альянс претендовал на идейное руководство Интернационалом и одновременно на автономное существование. Маркс инициировал решение Генерального совета Интернационала об отказе принимать Альянс в Интернационал. Но бакунисты Женевы утвердились в Интернационале в качестве секции Интернационала под названием «Альянс социалистической демократии».

На Четвертом конгрессе Интернационала (1869 г.) Бакунин выдвинул программные требования (как пункты программы Интернационала): отмена права наследования, отказ социалистов от политической деятельности, упразднение частной собственности на землю. 32 делегата Интернационала проголосовали за предложения Бакунина, 23 – против при 13 воздержавшихся.

Генеральный совет Интернационала вел борьбу с Бакуниным и бакунистами постыдными методами. Против Бакунина использовались бездоказательные обвинения, клевета, закулисные интриги, организация фиктивных секций Интернационала, что создало видимость марксистского большинства на Лондонской конференции 1871 года и на Гаагском конгрессе 1872 года.

В 1871 году конгресс бакунистов Юрской федерации и Бельгийский совет Интернационала потребовали пересмотреть Устав Интернационала, выступив против «диктатуры» Маркса и против исключения бакунинского Альянса.

Организованный марксистами 2–7 сентября 1872 года в Гааге конгресс Интернационала превратился в судилище над анархистами. Делегатам конгресса была разослана брошюра Маркса «Мнимый раскол в Интернационале», направленная против Бакунина и его сторонников. Маркс собрал через своих агентов все наиболее компрометирующие сведения о Бакунине и снабдил своими злобными комментариями. Собранные против Бакунина факты были вовсе не бесспорны и относились скорее к «нечаевцам». Бакунина обвиняли в преступной связи с русским авантюристом Нечаевым, приписали ему авторство «Катехизиса революционера».

Бакунин так ответил на все обвинения: «Дамоклов меч, так долго висевший над нашими головами, наконец упал. Собственно говоря, – это не меч, а обычное оружие Маркса – куча грязи…»

Но после исключения Бакунина из Интернационала на Гаагском конгрессе 1872 года весь Интернационал восстал против недостойной комедии Гаагского конгресса, почти все секции Интернационала – бельгийские, французские, английские, испанские, итальянские, голландские, швейцарские и американские – отказались подчиниться Генеральному совету, поддержавшему Маркса. Большинство секций, объединившись, образовали новый, анархистский Интернационал, просуществовавший до 1879 года. Попытка Маркса превратить Международное товарищество рабочих в централизованную партию, исповедующую одну – «научно-социалистическую» – доктрину, провалилась и стала причиной развала Первого Интернационала.

Генеральный совет Интернационала вынужден был объявить о самороспуске. Это произошло 15 июля 1876 года в Филадельфии почти через месяц после смерти Бакунина.

Поддержавшие Бакунина секции Интернационала, объединявшие десятки тысяч рабочих по всей Европе, дали толчок мощному развитию анархистского движения в 1870-е годы. В некоторых странах, где был высок уровень социальной напряженности и отсутствовали реальные гражданские свободы (в Испании, Италии), это движение вылилось в ряд восстаний; в других (в Швейцарии, Бельгии) сложились открыто действующие рабочие союзы анархистской направленности. Роль идейного центра этого движения играла Юрская федерация.

В 1870-е годы Бакунин испытывал серьезные финансовые затруднения. Он принял предложение русского издателя перевести «Капитал» Маркса и получил за перевод аванс, но не смог довести работу до конца. Умер Бакунин 19 июня 1876 года в Берне.

Бакунин был ключевой фигурой мирового анархического движения и главным его теоретиком. Он сформировал основы анархизма как цельного мировоззрения и инициировал появление организаций анархистов в Европе. Но Бакунин идеализировал перспективы европейских революций, не брезговал мистификациями, увлекался заговорами. Он отрицал демократии Запада, вел борьбу против Маркса, лассальянцев и Мадзини, критиковал государственный социализм и «диктатуру пролетариата», отрицал возможность введения социализма через тотальное огосударствление жизни, заявляя, что любая эксплуатация и любая власть неразрывно связаны друг с другом.

Бакунин писал: «Государство – это самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности. Оно разрывает всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только часть их с целью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных».

«Итак, там, где начинается государство, кончается индивидуальная свобода, и наоборот. Мне возразят, что государство, представитель общественного блага, или всеобщего интереса, отнимает у каждого часть его свободы только с тем, чтобы обеспечить ему все остальное. Но остальное – это, если хотите, безопасность, но никак не свобода. Свобода неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив целиком. Малая часть, которую вы отсекаете, – это сама сущность моей свободы, это все… Такова уж логика всякой власти, что она в одно и то же время неотразимым образом портит того, кто ее держит в руках, и губит того, кто ей подчинен».

Бакунин заявлял: «Я ненавижу коммунизм, потому что он есть отрицание свободы и потому, что для меня непонятна человечность без свободы». Бакунин выступал против организующей деятельности партий, отрицал авторитеты и любую власть, мечтал о стихийной «социальной ликвидации государства», об уничтожении собственности, права наследования, о ликвидации всех национальных и территориальных государств. Он призывал к социальной революции, к безгосударственно-социалистической федерации общин и коммун, основанных на самоуправлении. Он считал кооперацию основной формой будущего производства, при обязательном условии, что земля и капитал во всех его видах будут коллективной собственностью. Главной силой революции Бакунин считал в Европе пролетариат, а в России – крестьянство и босяков. Бакунин выступал против права наследования и церковных структур, отрицал брак и семью, боролся за женское равноправие.

В трудах Бакунина можно найти антинемецкие и антиеврейские настроения. Германия представляется Бакунину воплощением духа государственничества, милитаризма и бюрократии, а романские и славянские народы как народы стихийных анархистов и правдолюбцев. Он верил в миссию славян создать новое справедливое общество. В 1870 году, в начале франко-прусской войны, Бакунин заклеймил «прусский» милитаризм и призвал к немедленной революции в Европе для изгнания немцев из Франции.

Бакунин радикализировал прудоновский анархизм, развивал его и популяризировал в рабочем движении. Итогом деятельности Бакунина явилось широкое распространение анархизма – прежде всего, в Испании, Италии, Швейцарии, России, Бельгии, Голландии, во Франции. Наиболее заметным проявлением этого процесса стало возникновение анархистского крыла в Первом Интернационале и Парижской коммуне.

Из книги Советские инженеры автора Иванов Л Б

В. РОДИОНОВ Михаил Александрович БОНЧ-БРУЕВИЧ В последние годы судьба не баловала Александра Ивановича. Дела шли из рук вон плохо. Душили долги. Почти за бесценок пришлось продать родовое имение. В 1896 году орловский помещик - впрочем, теперь уже бывший помещик -

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ТАШКИН Михаил Александрович Михаил Александрович Ташкин родился в 1918 году в поселке Сыртинском Кизильского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. В Советскую Армию призван в 1940 году. С немецко-фашистскими захватчиками сражался с первых и до последних

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

СЕМЕНОВ Михаил Александрович Полковник ВермахтаПолковник ВС КОНРРодился в 1894 г. в Санкт-Петербурге. Русский. Из семьи офицера Русской Императорской Армии. В 1912 г. окончил 1-й кадетский корпус в Санкт-Петербурге и поступил в Императорский Александровский Лицей. В 1914 г.

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Тургенев автора Богословский Николай Вениаминович

ГЛАВА VIII СНОВА В БЕРЛИНЕ. МИХАИЛ БАКУНИН Вскоре по прибытии в Берлин Тургенев получил от Ефремова известие о том, что на севере Италии, в городе Нови, по пути к озеру Комо, в ночь на 25 июня умер Станкевич. Потрясенный этим известием, Тургенев писал Грановскому 4 июля 1840 года

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (род. в 1856 г. - ум. в 1910 г.) Михаил Врубель - один из тех художников, чье творчество можно без преувеличения назвать демоническим. Всю жизнь он писал Демона, стараясь как можно реалистичнее изобразить его черты. Вообще, нечистая сила, дьявол -

Из книги Информационные технологии в СССР [Создатели советской вычислительной техники] автора Ревич Юрий Всеволодович

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Из книги Эпоха и личность. Физики. Очерки и воспоминания автора Фейнберг Евгений Львович

Чехов Михаил Александрович (1891–1955) Племянник А. П. Чехова, сын его старшего брата, актер Московского Художественного театра; играл в Европе и Америке, умер в США. Чехов видел его в 1895 году и писал о нем сестре: «Миша удивительный мальчик по интеллигентности. В его глазах

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

ЛЕОНТОВИЧ Михаил Александрович (1903–1981)

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

МАКСИМОВИЧ Михаил Александрович (1804–1873), ботаник, этнограф и историк. С 1833 г. был профессором ботаники в Московском университете, позднее, с 1834 г., профессор русской словесности и ректор Киевского университета Св. Владимира. С 1845 г. прекратил чтение лекций и поселился в

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Русские предприниматели. Двигатели прогресса автора Мудрова Ирина Анатольевна

НОВОСЕЛОВ Михаил Александрович 1(13).7.1864 – после 1938Духовный писатель, публицист, издатель. Издатель «Религиозно-философской библиотеки» (1902–1917; всего вышло 39 книг) и двух серий «Листков „Религиозно-философской библиотеки“»: «Семена царства Божия» и «Русская религиозная

родился 18 мая 1814 г. в деревне Прямухино Новоторжокского уезда Тверской губернии, в семье родовитого дворянина, где кроме него были четыре сестры и пять братьев. Благодаря стараниям отца, Александра Михайловича Бакунина, человека образованного, испытавшего влияние идей Руссо, личности детей формировались в атмосфере утонченных вкусов, искусства, литературы, любви, в общении с природой. Михаил прекрасно рисовал и музицировал.

Пятнадцати лет от роду он стал юнкером Петербургского артиллерийского училища, нравы которого являли собой прямую противоположность "прямухинской гармонии". "...Я привык лгать, - сетовал М. Бакунин в одном из писем, - потому что искусная ложь в нашем юнкерском обществе не только не считалась пороком, но единогласно одобрялась". Через три года он был произведен в прапорщики. Однако с первого офицерского курса Бакунина отчислили за нерадивость и дерзость, допущенную в отношении начальника училища; он был направлен на службу в армию, но через год, сказавшись больным, подал в отставку. Михаил Александрович решает посвятить себя изучению философии.

С начала 1836 г. М. А. Бакунин живет в Москве, периодически навещая родительское имение и Петербург. Знакомится и часто сближается со многими известными представителями российской интеллигенции. Он - один из главных проповедников философского кружка Н. В. Станкевича, вхож в знаменитый литературный салон Е. Г. Левашовой, в котором бывали А. С. Пушкин и П. Я. Чаадаев. Поддерживает близкие, хотя и небезоблачные, отношения с В. Г. Белинским, В. П. Боткиным, М. Н. Катковым, Т. Н. Грановским... В 1839-40 гг. знакомится с А. И. Герценом, Н. П. Огаревым.

Со всей страстью отдается М. А. Бакунин изучению немецкой классической философии, читает в подлинниках, Канта, Фихте и, наконец, Гегеля. Тогда в русских интеллигентных кругах велось много споров вокруг знаменитого положения этого философа "все действительное разумно, все разумное действительно". Бакунин трактует эту формулу в консервативном духе. "Примирение с действительностью во всех отношениях и во всех сферах жизни, - писал он в 1838 г. на страницах редактировавшегося В. Г. Белинским журнала "Московский обозреватель", - есть великая задача нашего времени".

Ничто, казалось, не предвещало будущих метаморфоз в сознании М. А. Бакунина. Разве что "скверность характера" связывает молодого Мишеля, "примиряющегося с действительностью", с будущим теоретиком и деятелем "социальной ликвидации".

Вот приватная характеристика, которую дал Бакунину В. Г. Белинский в 1838 году: "Всегда признавал и теперь признаю я в тебе благородную львиную природу, дух могучий и глубокий, необыкновенное движение духа, превосходные дарования, бесконечные чувства, огромный ум, но в то же время признавал и признаю чудовищное самолюбие, мелкость в отношении к друзьям, ребячество, леность, недостаток задушевности и нежности, высокое мнение о себе насчет других, желание покорять, властвовать, охоту говорить другим правду и отвращение слушать ее от других".

К началу 1840 г. Бакунин окончательно утвердился в мысли уехать в Европу, в Германию. Главная причина - неистребимая и "неудовлетворенная потребность знанья жизни и действия". К тому же хроническими стали ссоры с ближайшими друзьями. Последняя грязная сцена разыгралась на квартире Белинского, в присутствии многих, и закончилась вызовом Бакуниным Каткова на дуэль (впрочем, сначала по просьбе инициатора отложенную, а потом так и не состоявшуюся). "Подлец" - так оценил нравственные качества своего нового знакомого Н. П. Огарев.

4 октября 1840 г. на пристани в Кронштадте Бакунина провожал только А. И. Герцен, выделивший ему (отец же отказал) 2000 рублей бессрочного кредита.

За границей время уплотнилось для Бакунина до предела. Начав с погружения "исключительно, почти до сумасшествия" в немецкую философию и привычного "презрения" к политическим вопросам, он уже на втором году своей берлинской жизни убедился в "ничтожности и суетности всякой метафизики" и "бросился в Политику". Невероятно быстро расширяется круг знакомств и дружеских связей: лидер левых гегельянцев А. Руге, поэт-демократ Г. Гервег, проповедник утопического коммунизма В. Вейтлинг, композитор Р. Вагнер, французские социалисты П. Леру, Л. Блан, П. Ж. Прудон, коммунист Э. Кабе, деятели польского освободительного движения, А. Мицкевич... Десятки, сотни имен. Среди них - Карл Маркс, будущий идейный и политический противник, а пока вызывающий у Бакунина искреннее уважение и почтение. Их имена оказались рядом впервые в 1844 г. - знаменитый сборник "Немецко-французские ежегодники" открывался письмами Маркса, Фейербаха, Руге и Бакунина.

Смелые пробы пера Бакунина, политического писателя, - его статьи "Реакция в Германии" и "Коммунизм", опубликованные, соответственно, в 1842 и 1843 гг. В первой из них содержится знаменитая фраза: "Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть". Эти слова приобретут значение девиза практической деятельности Бакунина много лет спустя. Тогда же он не имел еще ни анархической, ни какой-либо другой своей программы, хотя его взгляды приобретали уже очевидно революционно-демократический характер. Отвергая "коммунистическое" общество, "устроенное по плану Вейтлинга" ("Это не свободное общество, не действительно живое объединение людей, а невыносимое принуждение, насилием сплоченное стадо животных, преследующих исключительно материальные цели и ничего не знающих о духовной стороне жизни и о доставляемых ею высоких наслаждениях"), Бакунин утверждал, что в основе "истинного коммунизма" лежат "священные права и гуманнейшие требования", что "коммунизм исходит не из теории, а из практического инстинкта, из народного инстинкта, а последний никогда не ошибается". Он уверен, что Европа находится "накануне великого всемирно-исторического переворота", что бедные и угнетенные массы свергнут существующий социально-политический строй и реализуют лозунги французской революции - "свобода, равенство и братство".

В 1843 г. начинаются гонения на Бакунина со стороны официальных властей, подстрекаемых царскими дипломатами. Он вынужден менять места жительства, страны. В январе 1845 г. из газет Бакунин узнал об указе русского правительства, лишавшем его всех прав и заочно приговорившем его к каторжным работам в Сибири. Легальные пути в Россию были отрезаны. Бакунин окончательно становится политэмигрантом и включается в политическую борьбу.

"В моей природе всегда был коренной недостаток - это любовь к фантастическому, к необыкновенным, неслыханным приключениям, к предприятиям, открывающим горизонт безграничный и который не может предвидеть конца". - писал М. Бакунин в 1851 г.

В феврале 1848 г. во Франции началась революция, вскоре охватившая еще ряд стран континентальной Европы. Бакунин спешит в Париж. Позднее он так опишет этот "месяц духовного пьянства":" Я вставал в пять, в четыре часа поутру, а ложился в два; был целый день на ногах, участвовал решительно во всех собраниях, сходбищах, клубах, процессиях, прогулках, демонстрациях; одним словом, втягивал в себя всеми чувствами, всеми порами упоительную революционную атмосферу". Особенно активно проповедовал Бакунин свои коммунистические, эгалитаристские и революционные идеи в казармах монтаньяров.

Косидьер, префект Парижа в 1848 году, о Бакунине: "Что за человек! Что за человек! В первый день революции это просто клад, а на другой день надобно расстрелять".

В конце марта Бакунин, имея в кармане два паспорта и 2000 франков от временного правительства Франции, направился уже поближе к границам России, где рассчитывал найти поддержку среди польской демократии в "бунте" против императора Николая. Оттуда двинул в Прагу, на Славянский конгресс, где проповедовал план создания свободной славянской федерации. Участвовал в качестве волонтера в Пражском восстании (июнь 1848 г.), закончившемся, впрочем, поражением. Весной следующего года он конспирировал в надежде взять реванш, однако правительственные аресты упреждают выступление в Праге. В начале мая 1848 г. Бакунин - один из руководителей восстания в Дрездене. 10 мая, после отступления повстанцев из города, он был арестован.

Бакунин не боялся смерти, с близкой неизбежностью которой уже свыкся, но возмездие победившей реакции оказалось более изощренным. Сначала, в январе 1850 г., суд Саксонии приговорил его вместе с двумя товарищами к смертной казни. Спустя полгода было объявлено королевское помилование: гильотина заменялась пожизненным заключением. И Бакунин... передается в руки австрийского правосудия. В мае 1851 г. австрийский суд приговорил его к смертной казни через повешение, которая вновь заменена пожизненным заключением. И... несколько дней спустя переданный русским властям Бакунин находится уже в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. В 1854 г. он был переведен в Шлиссельбургскую крепость, где пробыл до 1857 г., когда новый император, Александр II, счел возможным отправить, казалось, окончательно сломленного преступника на поселение в Сибирь.

От периода крепостного заточения остались два интереснейших документа, от которых Бакунину до конца жизни, видимо, было не по себе, - его покаянная "Исповедь", адресованная "грешником" Николаю I в 1851 г., и письмо Александру II от 14 февраля 1857 г., ответом на которое и было освобождение "молящего преступника" из крепости. Документы эти, найденные в архивах Третьего отделения после революции и опубликованные, вызвали шок среди почитателей Бакунина.

Оказавшись в условиях относительной свободы, Бакунин отнюдь не собирался "готовиться достойным образом к смерти", как он в том заверял Александра II. В 1858 г., в первом же письме к Герцену в Лондон, он писал: "Я жив, я здоров, я крепок, я женюсь, я вас люблю и помню и вам, равно как и себе, остаюсь неизменно верен". В этих словах все - правда. Он действительно вскоре женился на дочери проживавшего по соседству в Томске обедневшего дворянина Квятковского - 17-летней миловидной Антонине Ксаверьевне. Осенью 1861 г. Бакунин совершает смелый побег через Восточную Сибирь, Японию и Америку в Лондон, в объятия к Герцену и Огареву. Старые товарищи тут же приняли его в состав издателей "Колокола".

Не успев еще толком оглядеться, Бакунин, по выражению Герцена, "запил свой революционный запой". Его энергия стимулируется известиями о возникновении в России тайного общества "Земля и воля" и о готовящемся восстании в Польше.

Герцен, Огарев и Бакунин были едины в своем отношении к польскому вопросу: независимость Польши необходима для освобождения самой России. На какое-то время "Колокол" становится связующим звеном между русскими и польскими революционными силами. Издатели ведут переговоры с представителями руководства тех и других, однако слабость первых и обостренный шляхетский национализм вторых не давали оснований для оптимизма.

Бакунин не ограничивается печатной пропагандой, равно как и ролью заграничного представителя "Земли и воли". С началом польского восстания (январь 1863 г.) он направляется в Швецию, где сорганизовывает кампанию солидарности с поляками. Затем участвует в морской экспедиции, намеревавшейся доставить из Англии оружие для повстанцев. Наконец, когда печальный исход уже был ясен, Бакунин ищет помощь польскому и общеславянскому делу в Италии, пытаясь склонить легендарного героя Джузеппе Гарибальди к участию в польском восстании. Дружески приняв Бакунина, Гарибальди, тогда еще не оправившийся от раны, предложение отклонил, сославшись на нежелание самих польских деятелей.

На обратном пути Бакунины (Михаила Александровича в этой поездке сопровождала жена, приехавшая из России в 1862 г.) решили временно обосноваться во Флоренции. Здесь, среди прочих, состоялось знакомство с русским художником Н. Н. Ге - автором одного из наиболее известных портретов М. А. Бакунина. Из воспоминаний художника: "... он производил впечатление большого корабля без мачт, без руля, двигавшегося по ветру, не зная, куда и зачем".

В ноябре 1864 г. этот "корабль" встретился в Лондоне, после многолетнего перерыва, с Карлом Марксом, который накануне вместе с товарищами заложил основы Международного товарищества рабочих - I Интернационала. В беседе Бакунин произвел на Маркса весьма благоприятное впечатление, в частности, своими суждениями о европейской политике и с готовностью согласился взять на себя пропаганду программных документов Интернационала в Италии.

Был искренен Бакунин с Марксом в эту встречу или нет, судить трудно. Однако известно, что вскоре он приступил к созданию своего "интернационального революционно-социалистического тайного общества". Суть бакунинского проекта, разработанного в рукописях "Международное тайное общество освобождения человечества" и "Революционный катехизис", сводилась к организации широкомасштабного заговора для осуществления международной революции, в ходе которой были бы уничтожены современные государства и на их месте возникла бы вольная федерация народов, формирующаяся снизу вверх. Как это ни парадоксально, но для реализации идеи свободы и разрушения всех и всяких авторитетов Бакунин предлагал создать строго централизованную, дисциплинированную и в высшей степени авторитетную революционную организацию, чья деятельность покрыта тайной.

Именно этим последним и занимался Бакунин на протяжении 1865-1867 гг. Он неустанно агитирует, вербует своих сторонников, берет с них клятвы, принимает в "интернациональные братья", раздает поручения, пишет письма. Он пытается пропагандировать свои идеи даже среди либералов из Лиги мира и свободы. В конце концов осенью 1868 г. создается под руководством Бакунина "Альянс социалистической демократии" малочисленная, но довольно энергичная полутайная организация, имевшая свои секции в Швейцарии, Испании, Италии и Франции.

Претендовать на заметную самостоятельную роль в европейском революционном движении, где доминировало марксово Международное товарищество рабочих, "Альянс", конечно, не мог. Отсюда возникла идея использовать его для подчинения изнутри самого Интернационала. После нескольких неудач, а потом заявления о роспуске "Альянса" Бакунину удалось летом 1869 г. трансплантировать эту организацию в структуру Интернационала и существенно укрепиться в его Женевской секции.

С осени, со столкновения на IV конгрессе МТР по вопросу о праве наследования (в концепции Бакунина отмена этого права возводилась в ранг панацеи), разгорается борьба между сторонниками Маркса и бакунистами. Тон и содержание взаимных упреков и обвинений очень скоро вышли за пределы допустимого. В частности, марксистами реанимируется старая клевета, что Бакунин якобы является агентом русского правительства, во всяком случае панславистом, "русским патриотом" и т. п. 28 октября 1869 г. Бакунин: делится с Герценом своими сокровенными мыслями: открытое выступление против Маркса несвоевременно (в таком случае "три четверти интернац. мира были бы против меня"), однако в будущем произойдет столкновение "по вопросу о принципе, по поводу государственного коммунизма", и "тогда будем драться не на живот, а на смерть".

Несомненно, поражение анархизма в столкновении с марксизмом было предопределено самой логикой общественного развития. Однако здесь немаловажную роль сыграли действия носителей этих идей. Бакунин сам дал крупный козырь в руки своих противников. Опытнейший конспиратор и политик, он оказался жертвой мистификации со стороны авантюриста, революционного фанатика без чести и совести Сергея Нечаева, объявившегося в Женеве весной 1869 г. Познакомившись с Нечаевым, выслушав его рассказы о "делах" в России, Бакунин пришел в восторг от этого "героя без фраз". Хотя за Нечаевым к этому времени фактически ничего не числилось, кроме участия в студенческих сходках и акциях протеста, Бакунин, а потом и Огарев поверили (ибо хотели верить) в существование на родине мощной революционной организации, о наличии которой до сих пор и не подозревали.

Бакунин безоглядно сделал ставку на Нечаева, которого мысленно уже представлял руководителем русской ветви своей организации. На самом же деле он сам оказался не более как инструментом в руках любимого "тигренка". От Бакунина и с его помощью Нечаев получит до осени (когда он вернется в Россию и создаст свою печально знаменитую "Народную расправу") все: авторитетный в глазах русской радикальной молодежи документ о его принадлежности к "Европейскому революционному союзу" за подписью М. Бакунина, деньги из доселе неприкосновенного фонда и, наконец, пропагандистскую поддержку и программное обеспечение. Бакуниным, Огаревым и Нечаевым были опубликованы (частично анонимно) листовки, брошюры, статьи, призывавшие к немедленной революции, к движению в народ, в "разбойный мир", к организации бунтов и т. д. При этом Бакунина и Огарева, кажется, не беспокоило выходящее из-под пера Нечаева, хотя не увидеть серьезного противоречия между их взглядами и нечаевской апологией тотального террора, идеей допустимости любых мыслимых средств для достижения революционной цели и, наконец, описанием в качестве идеала казарменного "коммунизма", было просто невозможно.

Впоследствии, испытав на себе сполна изуверские приемы Нечаева и получив разоблачающую информацию от революционера Г. А. Лопатина, Бакунин назовет себя "глупцом" и "круглым дураком". Летом 1871 г., когда газеты опубликовали подробные отчеты открытого процесса над нечаевцами (одновременно жертвами обмана и кровавыми преступниками, убийцами своего засомневавшегося товарища), для определения руководителя "Народной расправы" у Бакунина нашлось только одно слово - "мерзавец". Но было поздно.

В чреде прямо-таки фатальных крушений революционных замыслов и предприятий, из которых состояла жизнь Бакунина, наиболее катастрофическим было изгнание с позором из Интернационала в сентябре 1872 г. После того как деятели Генерального совета поняли истинные намерения бакунинского "Альянса" и борьба против него стала вопросом "жизни и смерти Интернационала", сторонники Маркса больше не стеснялись в выборе средств. В доложенных Гаагскому конгрессу и потом опубликованных компрометирующих материалах дело Нечаева было ассоциировано с деятельностью "Альянса", а нечаевские писания неправомерно атрибутированы Бакунину. Все это возымело свои результаты.

Получая удар за ударом, Бакунин тем не менее почти до самой смерти не складывал оружия. Периоды разочарования и утраты веры в революционность народа неизбежно сменялись вспышками воодушевления и очередными затеями. В сентябре 1870 г. Бакунин - один из руководителей Комитета общественного спасения в революционном Лионе. Он горячо приветствовал Парижскую Коммуну в качестве "революции рабочих" и "ярко выраженного отрицания государства". В 1873 и 1874 гг. его адепты попытались спровоцировать революционные мятежи в Испании и Италии, Ф. Энгельс в этой связи справедливо замечал: "...бакунисты дали нам в Испании неподражаемый образчик того, как НЕ следует делать революцию".

Революционная анархистско-социалистическая концепция была изложена Бакуниным еще в 1868 г. "Наша программа", опубликованная на страницах русской эмигрантской газеты, четко формулировала задачи освобождения умственного (распространение в народе атеизма и материализма), социально-экономического (передача средств производства земледельческим общинам и рабочим ассоциациям) и политического (революционная замена государственности свободной федерациею вольных рабочих как земледельческих, так и фабрично-ремесленных артелей"). Предполагалось также осуществить "полную волю всех народов ныне угнетенных империею, с правом полнейшего самораспоряжения".

В 1870 г. в пространном письме к С. Г. Нечаеву, вновь объявившемуся за границей, Бакунин изложил свой фантастический проект "коллективной диктатуры тайной организации", "незримой и непризнанной", которая через своих членов будет сначала посредством пропаганды и сплочения народных сил подготовлять наступление революции, затем - разрушение существующего экономического, социального и политического строя и, наконец - самое сложное, - она сделает "невозможным установление какой бы то ни было государственной власти над народом". Обладая строго иерархизированной структурой, этот "штаб" народной революции должен, по мысли автора проекта, состоять из преданных, умных, опытных, страстных и, главное, самоотверженных людей, "которые отказались бы от личного исторического значения при жизни и даже от исторического имени после смерти".

В своих последних и наиболее крупных работах- "Кнуто-Германская империя и социальная революция" (1871 г.) и "Государственность и анархия" (1873 г.) - М. А. Бакунин попытался дать наиболее обстоятельную критику института государственности и его сторонников, в первую очередь марксистов. Сейчас, с высоты драматического опыта XX в., трудно сделать вывод о том, кто был более прав в этой полемике. С обеих сторон в ней присутствовала изрядная доля утопизма. К тому же рассуждения велись как бы на различных, не стыкующихся уровнях. Подробно конспектируя "Государственность и анархию", К. Маркс справедливо упрекал автора в идеализме: "Он абсолютно ничего не смыслит в социальной революции, знает о ней только политические фразы. Ее экономические условия для него на существуют". Однако Бакунину нельзя отказать в политическом чутье и понимании социальной психологии.

Критикуя сторонников Маркса, Бакунин предупреждал, что "ученые коммунисты", "доктринальные революционеры", заполучив государственную власть, попытаются уложить жизнь будущих поколений в прокрустово ложе своего социального идеала. "Дайте им полную волю, они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие ради пользы науки делают теперь над кроликами, кошками и собаками". Бакунин пророчествовал о том, что реализация идеи диктатуры пролетариата как представительной демократии на основе всеобщего избирательного права неизбежно выльется в деспотическое управление массами со стороны "незначительной горсти привилегированных избранных или даже не избранных". И даже рабочее происхождение новых "правителей" и "представителей народа" ничего не решает: став государственными чиновниками, они "будут представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом". "Начальники коммунистической партии", - с иронией прогнозировал Бакунин развитие событий "по Марксу", - в результате народной революции "сосредоточат бразды правления в сильной руке, потому что невежественный народ требует весьма сильного попечения; создадут единый государственный банк, сосредоточивающий в своих руках все торгово-промышленное, земледельческое и даже научное производство, а массу народа разделят на две армии: промышленную и землепашественную под непосредственною командою государственных инженеров, которые составят новое привилегированное науко-политическое сословие".

К сожалению, во многом Бакунин не ошибался. Но и его альтернатива: "свобода может быть создана только свободою, т. е. всенародным бунтом и вольною организациею рабочих масс снизу вверх" - тоже, как показал злосчастный опыт анархистов XX в. в России, Испании и т. д., оказалась дорогой, ведущей куда угодно, но только не в царство свободы, справедливости и братства. После неудачи в Италии, после многих разочарований в друзьях, очередных треволнений по поводу безденежья, заметного ухудшения здоровья Бакунин стал задумываться над подведением черты в своей беспокойной жизни. В ноябре 1874 г. он писал Н. П. Огареву в Лондон: "Я тоже, мой старый друг, удалился, и на этот раз удалился решительно и окончательно, от всякой практической деятельности, от всяких связей для практических предприятий.... Новое дело требует нового метода, а главное, свежих молодых сил, - и я чувствую, что для новой борьбы не гожусь... Живу я, впрочем, не сложа руки, но работаю много. Во-первых, пишу свои мемуары, а во-вторых, готовясь написать, если сил станет, последнее полное слово о своих заветнейших убеждениях, читаю много".

Ни того, ни другого завершить ему не удалось. 1 июля 1876 г. Михаил Александрович скончался в Берне, и через два дня социалисты разных стран проводили его в последний путь...

19-го века. Он оказал существенное влияние на становление современного анархизма. Его труды были переведены на множество языков и актуальны до сих пор. Философ также был известным панславистом. Современные сторонники этой идеи часто ссылаются на труды Михаила Александровича.

Его идеи привлекали многих участников которая изменила мир навсегда. Это однозначно одна из самых видных фигур в среде русских мыслителей.

Детство и юность

Михаил Александрович Бакунин родился 30 мая 1814 года в Тверской губернии. Его семья жила достаточно богато. Отец и мать являлись крупными помещиками с дворянским титулом. Помимо самого Михаила в семье было ещё 9 детей. Их содержание требовало огромных средств, что уже говорит о достатке Бакуниных. С детства Михаил обучался на дому. В возрасте 15 лет его отправили на армейскую службу. В Петербурге он проходил артиллерийскую подготовку. В 19-летнем возрасте поступает в офицерское училище. Однако в том же году его выгоняют оттуда, поскольку он грубо общался со старшими по званию. Ещё два года молодой Бакунин проводит в войсках.

В 1835 году покидает службу и перебирается в Москву. Там знакомится со знаменитым литератором Станкевичем. Примерно в это время его захватывает германская философия. Начинает активно изучать историю и социологию. Он довольно быстро становится вхожим во все Его речи приходятся по душе многим представителям известной интеллигенции. Из Москвы Михаил часто ездит в родительское имение и в Санкт-Петербург. В среде философов также приобретает значительную популярность. В 1939 году происходит знакомство с Герценом.

Эмиграция

Изучению философии Михаил Александрович Бакунин посвящает практически всё своё время. При этом он не имеет собственного дохода и фактически живёт за родительские деньги.

Семья не поддерживает такой образ жизни и хочет, чтобы Михаил вернулся в имение и занимался там поместьем. Но тем не менее отец регулярно высылает сыну деньги. Часто Михаил живёт за счёт своих друзей, подолгу останавливается в чужих домах. В совершенстве владеет немецким языком. В оригинале читает классиков немецкой философии. К 1840 году значительное внимание уделяет творениям Гегеля. Делится своими мыслями с друзьями. Пишет в различные журналы.

Увлечение немецкой философией приводит к тому, что Михаил решает переехать в Берлин, чтобы ближе познакомиться с данным пластом науки. Примерно в это время тайная полиция узнает, что есть такой философов - Михаил Александрович Бакунин. Биография простого дворянина портится связью с различными "неблагонадёжными элементами". Однако никаким преследованиям Михаил пока не подвергается.

Для поездки в Берлин ему необходимы деньги, и немалые. Поскольку собственного дохода писатель не имеет, он обращается к единственному спонсору - своему отцу. Для этого пишет длинное письмо, где чётко излагает свои намерения. Отец даёт разрешение на поездку, но отказывается выделять на неё средства. Бакунину приходится просить в долг у своего приятеля Герцена. Тот выделяет огромную сумму - 2 тысячи рублей. Теперь перспектива путешествия в Германию становится более реальной.

Незадолго до своего отъезда у Михаила происходит ссора с писателем Катковым, которая выливается в драку. В пылу Бакунин вызывает оппонента на дуэль, но на следующий день одумывается.

В Европе

В 1940 году Михаил Александрович Бакунин прибывает в Берлин. Там он заводит множество новых знакомств. Вливается в круги реформаторов. Больше всего его интересовала Русского философа горячо принимают в "гегелианский" клуб. Михаил пишет в различные немецкие газеты. Примерно в это время уклон его взглядов становится всё более "левым". Он пишет несколько революционных брошюр, которые были широко оценены в кругу различных социалистов. Помимо немецких философов в круг общения Бакунина входили также польские и русские эмигранты. Среди них был Иван Тургенев. После нескольких лет пребывания в Берлине Михаил знакомится с Марксом и даже несколько раз общается с ним.

Революционная деятельность

Через некоторое время философ переезжает в Париж, где теснее сближается с польской интеллигенцией. На одном из банкетов произносит речь с поддержкой права польского народа на самоопределение.

После этого становится понятно, что в Россию он вернуться не сможет. В Париже взгляды Бакунина всё больше радикализируются. Тут он примыкает к радикальным левым. По настоянию из Санкт-Петербурга Михаила высылают из Франции. Однако вскоре вспыхивает февральская революция, и Бакунин возвращается.

Михаил Александрович занимается организацией рабочих. Но из-за его радикальных взглядов новое правительство решает изгнать русского деятеля в Германию.

После этого он много путешествует по Европе. Во время пребывания в Праге издаёт несколько своих панславистских работ. Решает навсегда остаться в Европе, но в 1851 году его передают царской полиции и депортируют в Россию. Там он проводит время в заключении и ссылках. Четыре года Михаил Александрович Бакунин проживал в Томске. Затем совершил оттуда побег в Англию. Умер 19 июня 1876 года в Швейцарии, где и был похоронен.

Бакунин Михаил Александрович: основные идеи

Основные идеи русского философа базировались на материализме. Михаила Александровича можно охарактеризовать как "левого" идеолога. Он считал, что государственная власть должна быть полностью уничтожена. На её месте возникнет некое объединение различных общин. По утверждению Бакунина, каждая община может действовать абсолютно автономно. Власть коллективная. Как логический итог такого устройства - сильное развитие механизмов социального управления и взаимодействия. Общины должны были взаимодействовать между собой по принципу федерации.

За теорию такого устройства в обществе его неоднократно критиковали умеренные социалисты. По их мнению, центральная власть должна существовать, что полностью отрицал Бакунин Михаил Александрович. Идеи социального равенства и общинности по принципу коммун получили название "анархоколлективизм". При этом единственно возможным методом создания такого строя, по мнению философа, являлась революция. В качестве рассматривались наибеднейшие слои населения, так как они отличались высокой численностью и способностью к мобилизации. Революционные органы управления должны были исходить из низов.

Оценка коммунизма

Бакунин критиковал Маркса и его сторонников в контексте государства.

Он считал, что неизбежно приведёт к узурпированию власти. Вырождение революционеров в новый класс угнетателей было естественным следствием предложенного Марксом строя. Однако при этом сам Михаил Александрович высоко ценил труды немецкого философа и лично писал несколько положительных рецензий. В геополитической сфере он рассматривал Австрию и Турцию как основных врагов рабочего класса. Он считал, что эти империи должны быть уничтожены для достижения прогресса. Турция и Австрия угнетали множество народов, что было основной проблемой Европы, по утверждению Бакунина.

Панславизм

Во время эмиграции Бакунин огромное внимание уделял проблемам славян. Его панславистские труды стали известны по всей Европе. Он считал, что все славяне должны объединиться. Бакунин не рассматривал какую-то отдельную страну в качестве центра объединения. Наоборот, считал, что необходимо построить некую федерацию, где все славянские народы будут равны. За противоречие этому принципу он неоднократно критиковал правительства Австрии и Турции. Также уделял внимание польскому шовинизму. Частично затрагивал те же явления на территории Российской империи.

Последователи идей

Бакунин Михаил Александрович имеет множество последователей по сей день. В основном это радикальные анархисты. Они нашли некий симбиоз между трудами Бакунина и другого русского теоретика - Кропоткина. Чаще всего субкультурные маргиналы искажают представления философа о построении справедливого общества, доводя их до абсурда.

Помимо анархистов Бакунин уважаем и в кругах других "левых". Например, марксисты и необольшевики регулярно ссылаются на его труды. О том, что большевики разделяли часть взглядов анархиста, свидетельствует как минимум множество улиц, названных в честь философа. У входа в Кремль по приказу самого Ленина была выбита надпись "Бакунин Михаил Александрович". Краткая биография русского революционера входит в обязательную программу всех политологических институтов.

Михаил Александрович Бакунин (18 мая 1814, с. Премухино Новоторжского уезда Тверской губернии – 19 июня 1876, г. Берн, Швейцария) - русский революционер, один из идеологов анархизма и народничества.

Родился в семье тверского помещика Александра Михайловича Бакунина от брака его с Варварою Александровною Муравьевой. По матери его дядей был будущий .

Образование получил в Петербургском артиллерийском училище, которое окончил в 1833, а через два года вышел в отставку. Играл видную роль в кружке Н. В. Станкевича, был близок с В. Г. Белинским и А. И. Герценом.

В 1840 уехал за границу, где примкнул к левым гегельянцам. Русское правительство приготовило его к лишению всех прав состояния и ссылке, а в случае явки в Россию – к каторге в Сибири. За границей сблизился с польскими революционерами, участвовал в Славянском съезде в Праге. В 1851 Бакунин австрийскими властями выдан Николаю I и заключен в Петропавловскую крепость. В 1857 отправлен на поселение в Сибирь. Весной 1857 прибыл в Томск. Здесь ему на помощь пришел его дядя, H. H. Муравьев-Амурский, в то время могущественный генерал-губернатор Восточной Сибири. Он добился перевода Бакунина на жительство в и ввел его в свой круг.

В марте 1859 Бакунин переведен в Иркутск. Принимал активное участие в общественной жизни города. В 1860 опубликовал в двух номерах газеты « » статью «Несколько слов об общественной жизни ». Живя в Сибири, поддерживал тесные связи с Герценом, посылая ему с оказией письма и корреспонденции, в частности, краткий очерк о движении петрашевцев (с Петрашевским, Спешневым и Львовым он познакомился в ), сообщение об , носившее, правда, тенденциозный характер.

Бакунин воспользовался удобным случаем и в 1861 бежал из Сибири. С разрешения генерал-губернатора Муравьева, отправившись в путешествие с научною или торговою целью на Амур, Бакунин из Николаевска-на-Амуре с помощью В. К. Бодиско и Д. М. Афанасьева на клипере «Стрелок», ведущем на буксире американское торговое судно, перебрался в Хако-Дате, а оттуда в Сан-Франциско. 1-го января 1862 Бакунин был уже в Лондоне, и радушно был принят Герценом и Огаревым. В 1861–1863 сотрудничал с Герценом и Огаревым, был связан с «Землей и волей». Принимал активное участие в полит. жизни Европы: польск. восстании в 1863, лионском восстании (1870), выступлении анархистов в Болонье (1874).

К 1864–1867 относится формирование анархистских взглядов Бакунина, получивших распространение в России, Италии, Испании, частично в Швейцарии, Бельгии и Франции. Последние годы Бакунин провел в Локарно. В 1876 переехал для лечения в Берн, где и умер.

Сочинения

  1. Собрание сочинений и писем. - М., 1934–1935. - Т. 1–4.
  2. Избранные сочинения. - Пг., 1919–1921. Т. 1–5.
  3. Избранные философские сочинения и письма. - М., 1987.
  4. Философия. Социология. Политика. - М., 1989.

Литература

  1. Полонский В. М . Крепостные и сибирские годы М. А. Бакунина // Красная новь, 1921. - № 4.
  2. Кубалов Б. Страницы из жизни Бакунина и его семьи в Сибири // Тр. Ирк. гос. ун-та, 1923. - Вып. 5.
  3. Пирумова Н. М. Бакунин. М., 1970.
  4. Моисеев П. И. Критика философии М. Бакунина и современность. - Иркутск, 1981.
  5. Графский В. Г. Бакунин. - М., 1985.

30 мая (н. ст.) 1814 года родился Михаил Александрович Бакунин, всемирно известный теоретик анархизма , революционер, народник .

Свободный сын консерватора

Михаил Александрович был отпрыском достаточно богатого помещика, владевшего имением Прямухино в Тверской губернии. Александр Бакунин являлся одним из образованнейших людей своего времени, был предводителем тверского дворянства, выписывал европейские журналы, газеты, книги. В доме Бакуниных говорили на четырех иностранных языках. Глава семейства был, с одной стороны, консервативен, с другой - детей воспитывал в свободе. Михаил Бакунин, старший из сыновей и третий ребенок в семье, до 14 лет обучался дома, после чего был отправлен в артиллерийское училище, где вскоре начались конфликты с руководством. Из-за одного из них Бакунину не дали окончить училище и отправили в войска. Годы учебы и службы Бакунин посвятил изучению наук и философии, тогда же выучил польский язык, а тяга к знаниям не остывала в нем всю жизнь. В молодые годы Бакунин был сторонником и большим знатоком философии Гегеля, входил в кружок Станкевича. О Бакунине говорили, что он мгновенно сходился с людьми. Кстати, Иван Тургенев также входил в кружок Станкевича, а его произведение «Уездный лекарь», по сути, описывает завершение отношений Станкевича с сестрой Бакунина - Любовью.

Автопортрет М. А. Бакунина

Человек действия

Всяким развлечениям Бакунин предпочитал споры о философии. В 1840 году он переехал в Берлин, продолжил заниматься философией. В 1843 году, уже в Цюрихе, Бакунин проникается коммунистическими идеями. Из-за опубликованных им статей на эту тему возникает дипломатический конфликт. Бакунина вызывают в Петербург, он не возвращается, следует лишение его российского подданства с угрозой ареста по возвращении на родину. В середине 1840-х годов Бакунин в Париже знакомится со многими теоретиками коммунизма (в самом широком смысле), в том числе с Прудоном и Марксом. Последний станет для Бакунина другом и соратником, затем противником и даже врагом по I Интернационалу, да таким, что обе стороны доходили до совершенно гнусных пасквилей в адрес друг друга. Затем Бакунин заведет дружбу с немецким композитором Вагнером, а также лидером итальянского национально-освободительного движения Гарибальди и другими. Бакунин был человеком действия, что отличало его от большинства теоретиков-революционеров того времени. В 1848 году он принимал участие в революционных событиях в Париже. В 1849 году на стороне восставших участвовал в Дрезденском восстании, был арестован, приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение. Затем были австрийские тюрьмы, снова смертный приговор, замененный высылкой в Россию, заключение в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге. После восьми лет тюрем Бакунин, сильно подорвавший здоровье, благодаря хлопотам родственников был отправлен на вечную каторгу в Сибирь. Там Михаил женился и затем, в 1861 году, бежал. До последних лет Бакунин продолжал заниматься революционной деятельностью, скончавшись 1 июля 1876 года в Швейцарии.

Выступление М.А. Бакунина перед членами I Интернационала

Идеи

Бакунин возводил в культ понятие внутренней жизни, которая, по его мнению, является ключом к подлинному бытию человека. В центре внутренней жизни, то есть работы человека над собой, располагается, по Бакунину, понятие любви в смысле первоначала бытия. Одной из центральных мыслей Бакунина как теоретика анархизма была идея необходимости созидания, которое невозможно без разрушения, поскольку нужно сначала расчистить место для строительства. В 1847 году Бакунин пришел к идее панславизма - необходимости национального политического объединения всех славянских народов (абсолютное большинство которых тогда не имело суверенных государственных образований), которое станет «бомбой» для самодержавия и европейского миропорядка. Тогда же он сформулировал еще одну центральную анархистскую мысль: объединение человеческого общества и обществ «снизу» на основах федерализма, отрицание любых привилегий, уничтожение социального и экономического неравенства, а также всего несовместимого с принципами индивидуальной свободы. Особенностью Бакунина было то, что он кругом видел революционную ситуацию, воспринимая желаемое за действительное. Можно сказать, что жизненным кредо Бакунина было «бунт прямо здесь!». Впрочем, в конце жизни он признал, что Европа и Россия не готовы к осуществлению идеала анархии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: