Организация тайных обществ для чайников. Вступление — Орден Иллюминатов Как попасть в тайное общество

Организация тайных обществ для чайников

На поисковое словосочетание «тайные общества» поисковая система Яндекс выдает не много не мало 15 000 000 ссылок. Действительно, много это или мало? Для области намерений, для составления социологического среза современного общества и настроений молодежи, возможно, много. Но с точки зрения практического воплощения этих намерений – невероятно мало, особенно если принимать во внимание процентное соотношение намерений и их воплощения, стремящееся к невозможному по той простой арифметической причине, что делить на ноль нельзя.

Как ни странно, довольно значительная часть этих ссылок (можно говорить о приблизительно 7– 10%) ведет на сайты и блоги молодых и очень молодых людей, задавшихся целью создать свое собственное тайное общество или «возродить» уже известное, но не представленное в регионе проживания автора сайта или блога. Принимая во внимание наличие в современном мире всего лишь полутора десятков тайных (или приравниваемых к ним общественным мнением)42 обществ в совокупности не более чем полутора сотен разнообразных их изводов и ответвлений43, приходится признать, что практика создания тайных обществ является на настоящее время либо совершенно не разработанной темой, либо темой, заведомо связанной с многочисленными трудностями и трудно поддающейся разработке.

Причины возникновения тайных обществ и обстоятельства их создания могут быть реконструированы практически исключительно по внутренним документам соответствующих тайных обществ, в то время как документы официальной истории могут служить здесь лишь вспомогательным материалом и поставлять исследователю лишь косвенные свидетельства и незначительные факты. Это обусловливает фактическую непознаваемость реальных обстоятельств создания тех или иных тайных обществ: ведь смешно было бы полагаться как на исторические и неоспоримые факты на «легенды основания» и традиционные мифы общественных групп. Однако никто не отменял комбинаторный метод, который позволяет хотя бы отчасти приблизиться к истине в изучении как объективных условий создания того или иного тайного общества, так и субъективных мотиваций его создателей.

Немало преуспели на этом поприще авторы многочисленных конспирологических трудов, чьему перу принадлежит немало созданных на бумаге тайных обществ, или никогда не существовавших в истории (точнее, в имеющихся исторических свидетельствах), или существовавших в реальности, но обладавших совершенно иными характеристиками (согласно имеющимся историческим свидетельствам). В этих конспирологических артефактах обычно воплощаются как личные особенности, страхи и сомнения авторов, так и немалая часть «коллективного бессознательного», обобщенных особенностей, страхов и сомнений человеческого общества в разные времена, в разных странах и в разных своих социальных стратах.

В одном контексте с конспирологами справедливо было бы упомянуть также и «эзотериков», если принять это название для широкого круга лиц, серьезно занимающихся изучением эзотерических традиций, членов тайных обществ, практикующих индивидуально или просто увлекающихся чтением соответствующей литературы. Широким их круг стал в Европе в эпоху Просвещения, во время падения влияния официальной церкви и роста доступности неофициальной религиозной и оккультной литературы. С тех пор эти два процесса лишь развиваются и охватывают все более обширные территории обитаемого мира, поэтому и круг «эзотериков» продолжает неуклонно расти. Рано или поздно около половины этих людей приходят к мысли о создании собственной «группы поддержки», и здесь им на помощь приходит понятие тайного общества (при условии, что фигурант отказывается от намерения практиковать индивидуально). Выступая в роли «учителя» (основателя традиции), или «первого ученика» (преемника традиции, «открывателя древних свитков», «слушателя последней воли последнего учителя», «свидетеля явления духа – носителя традиции» и т. д.), он учреждает собственное тайное общество и снабжает его как внешними признаками, вроде административной структуры и правил приема, так и внутренней, то есть создает соответствующий миф основания и вырабатывает основные постулаты учения.

Вне всякого сомнения, можно до бесконечности спорить о наличии или отсутствии принципиальной разницы между «древними» и «современными» тайными обществами, их сравнительных преимуществах и недостатках, но в наши задачи в настоящей статье это не входит. Мы хотели бы представить здесь, по возможности, четкий и простой для понимания алгоритм создания тайного общества из имеющихся материалов: в первую очередь, это люди.

Говоря о религиозных тайных обществах, Ч. У. Гекерторн («Тайные общества всех веков и стран») пишет: «С самых древних времен вероисповедание имело свои тайные общества, то есть они возникали с того периода, когда истинные религиозные познания первых людей – состоявшие, надо заметить, из понятия о мироздании и Вечном Могуществе, которое произвело его, и законах, которыми оно поддерживалось – мало-помалу стали утрачиваться в общей массе человеческого рода. Истинное знание главным образом сохранялось в древних мистериях, хотя они уже отдалились на одну степень от первобытной, врожденной мудрости, представляя только тип, вместо прототипа. Именно явления природы внешней, временной, вместо действительности природы внутренней и вечной, которой внешний мир есть внешнее проявление… Сравнительная мифология сводит все, по-видимому, противоречащие и противоположные верования к одному первобытному, основному, истинному понятию о природе и ее законах».

Точно так же и на внешнем плане бытия механизм создания тайных обществ более или менее одинаков на всем протяжении человеческой истории.

Для простоты усвоения этого действительно универсального механизма логично было бы взять в качестве иллюстрации совершенно неожиданное в этой связи литературное произведение и на его примере продемонстрировать большинство из известных на данный момент признаков и свойств тайных обществ на этапе основания.

Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич

ОБЩЕСТВО ЧИСТЫХ ТАРЕЛОК

Все расселись вокруг стола на террасе. За столом было трое детей: две девочки и мальчик. Они подвязали салфетки и тихо сидели, ожидая, когда им подадут суп.

Владимир Ильич посматривал на них и тихонько разговаривал.

Вот подали суп. Дети ели плохо, почти весь суп остался в тарелках. Владимир Ильич посмотрел неодобрительно, но ничего не сказал. Подали второе. Та же история: опять почти все осталось на тарелках.

– А вы состоите членами общества чистых тарелок? – вдруг громко спросил Владимир Ильич, обращаясь к девочке Наде, которая сидела рядом с ним.

– Нет, – тихонько ответила Надя и растерянно посмотрела на других детей.

– А ты? А ты? – обратился он к мальчику и девочке.

– Нет, мы не состоим, – ответили дети.

– Как же это вы? Почему так запоздали?

– Мы не знали, мы ничего не знали об этом обществе! – торопясь говорили дети.

– Напрасно. Это очень жаль! Оно давно уж существует.

– А мы не знали! – разочарованно сказала Надя.

– Впрочем, вы не годитесь для этого общества. Вас все равно не примут, – серьезно сказал Владимир Ильич.

– Почему? Почему не примут? – наперебой спрашивали дети.

– Как «почему»? А какие у вас тарелки? Посмотрите! Как же вас могут принять, когда вы на тарелках все оставляете?

– Мы сейчас доедим! – И дети стали доедать все, что у них осталось на тарелках.

– Ну, разве что вы исправитесь, тогда попробовать можно. Там и значки выдают тем, у кого тарелки всегда чистые, – продолжал Владимир Ильич.

– И значки!.. А какие значки? – расспрашивали дети. – Как же поступить туда?

– Надо подать заявление.

– А кому?

Дети попросили разрешения встать из-за стола и побежали писать заявление. Через некоторое время они вернулись на террасу и торжественно вручили бумагу Владимиру Ильичу. Владимир Ильич прочел, поправил три ошибки и надписал в углу: «Надо принять».

Совершенно ничего странного нет в том, что на примере этого дважды воображаемого «тайного общества» (потому что оно воображено, по сути, вымышленным персонажем, только внешнюю оболочку позаимствовавшим у известного исторического лица) можно установить определенные закономерности, обеспечивающие вполне неиллюзорный успех этого предприятия как для «создателя» тайного общества, так и для его «новопосвященных». Оставим в стороне советские привычки Владимира Ильича с его заявлениями и резолюциями и сконцентрируемся на духовной стороне процесса.

Человек на протяжении всего отпущенного ему на земле срока живет в ощущении присутствия некоей реальности, которая реальна лишь для него, субъективна, но одновременно и признается всеми окружающими его людьми как единственная по-настоящему существующая и объективная. Человек более или менее отдает себе в ней отчет, точнее, имеет сложившийся образ окружающей реальности, который составной частью входит в саму его личность. И вдруг он внезапно осознает, что эта его личная, усвоенная и привычная, реальность не такова, какой она ему видится, что оказывается, параллельно с ним в этом объективно существующем и знакомом мире существует нечто, о чем он не подозревал и не задумывался, что существует вне его восприятия и ощущений и ведет собственную жизнь. Любое открытие подобного рода немного сдвигает рамки субъективной реальности человека и выбивает его из привычного шаблона. Его личная реальность, обычно плотным коконом обволакивающая его личность и создающая ей комфортные условия для жизни (подобно материнской утробе до рождения), получает пробоину и становится открыта внешнему влиянию, а сам человек становится уязвим, подвержен постороннему воздействию и теряет уверенность в себе. Естественно, размер этой «пробоины» напрямую зависит от значимости открытия и от свойств личности. В данном случае в рассказе фигурируют дети, и очевидно, что как сама детская личность более подвержена воздействию, чем взрослая, так и детская реальность обладает еще значительно более тонкими стенками, чем взрослая реальность.

Важнее всего здесь то, что выход за границы привычной реальности является одновременно переходом в состояние пограничной реальности – трансцендентность, то есть фактически имитируется то самое пограничное состояние, которое считается обязательным для осуществления полноценной мистической инициации и на достижение которого нацелены многочисленные посвятительные ритуалы известных тайных обществ. Иными словами, уже сам факт раскрытия детям факта существования тайного общества знаменует начало их посвящения, потому что в рассказе отчетливо виден их активный раппорт – заинтересованная и эмпатическая реакция, сочувствие и стремление узнать больше и при возможности принять участие.

Ни в коем случае нельзя также недооценивать тайный характер описанного общества, поскольку общеизвестно, что тайна – влечет.

Из чисто психологических приемов, оказывающих неотразимое воздействие на персонажей рассказа, стоит отметить неслучайно брошенное Владимиром Ильичом «Почему так запоздали?», – ведь таким образом теоретически существующему обществу придается авторитетность и косвенно сообщается, что в нем уже состоят «все» или «многие» люди, достойные всяческого одобрения и уважения, подразумеваемые образцовые люди, примеры для подражания.

Также важно, что опять же неявно и непрямо главный герой дает детям понять, что членам этого общества можно, или позволительно, или нужно смотреть свысока на всех прочих людей, что члены общества обладают «чем-то», что позволяет им так себя вести, потому что потенциальным кандидатам изначально не может придти в голову, что для такого отношения может не быть веских оснований. Следовательно, элементарная логика заставляет предположить, что члены этого общества наделяются по посвящении некими отличительными свойствами, выводящими их за рамки обычного людского бытия или, по крайней мере, его привычного для детей сектора.

И это предположение оправдывается, когда дети узнают, что для вступления в тайное общество они должны удовлетворить определенным условиям, несущим в себе явные признаки аскезы. Они должны радикально изменить образ жизни (при наличии малого числа обязанностей, как это бывает у детей, введение даже одной новой весьма чувствительно), причем, эта перемена сделает их особенными, не такими, как все остальные, и они должны будут нести ответственность за четкое и неизменное выполнение нового долга.

Подчеркивается, что над ними не будет стоять воображаемый человек с палкой, что новая обязанность налагается на них не столько извне, сколько так, чтобы стать их внутренней потребностью. Это вообще не столько обязанность, сколько приказ поменяться внутренне, стать другими, откуда у детей и повышенная тревожность, и рост ощущения значимости момента. Это не что иное, как побуждение к самосовершенствованию, прописанное во всех уставах и конституциях известных в истории духовных и мистических обществ. Как гласит ритуал масонского посвящения в ученики, «мы приучаем дух свой предаваться чувствам возвышенным, мыслить о чести и добродетели, ибо лишь управляя своими склонностями и своим нравом, можно привести дух свой в то справедливое равновесие, которое составляет мудрость, то есть познание жизни».

Вообще немаловажно, что вступление в тайное общество обусловлено исполнением некоей подготовительной работы. Любое посвящение – это, как известно, поиск неведомого нового или старого, о котором внезапно стало известно, что оно было, но исчезло. Мы уже говорили, что узнав сам факт существования новой, неизведанной реальности, кандидат уже оказался в пограничной реальности, за которой его ждет новая жизнь, обновление его личности и обретение новых свойств, даруемых инициацией. Логично поэтому, что с самого порога преддверия тайного святилища он приступает к работе над собой, над изменением собственной личности. Для него это уже не начало, но продолжение духовного труда во имя посвящения. И этим своим трудом он как кандидат разительно отличается от всех остальных людей, фактически становясь Кадошем – «отделенным, освященным».

В то же время кандидат знает и понимает, что собственное его мнение о проделанном пути и сделанных на этом пути успехах, о собственных его достижениях не значит почти ничего, потому что судить о них будут уже прошедшие посвящение члены общества. Они будут принимать решение, стоит ли принять его в свою среду, готов ли он разделить с ними привилегии и обязанности, присущие равноправному членству в избранном числе «отделенных». Понятие самоинициации является лишь позднейшим изобретением человеческого ума, избалованного доступностью информации, в то время как наиболее древние эзотерические традиции оперируют понятием избранного круга, по своей воле принимающего или отвергающего нового члена, ищущего приобщения к его тайнам.

Природа человеческая слаба, и душа, пребывающая в земном теле, неизменно склонна к идолотворчеству и идолопоклонству, поэтому логична и та уступка, которую делают большинство известных нам тайных обществ человеческой природе и которую делает и Владимир Ильич, еще более привлекая к своему обществу детей сообщением о том, что членам этого общества полагаются внешние знаки отличия. Не только любой член современных тайных обществ, но и любой мало-мальски сведущий в их специфике знает, как зачастую много внимания уделяется в них внешним атрибутам, вне зависимости от реальной значимости этих предметов в идеологии и символическом наполнении организации. Древняя заповедь почитать Творца, но не тварь далеко не всегда находит живой отклик в душах посвященных.

В общем и целом, созданное воображением персонажа рассказа общество, точнее, описанные внешние его свойства, сформулированы достаточно вдумчиво и профессионально, если можно так выразиться, вне зависимости от того, сколько много или, напротив, мало думал он над их формулировкой. Но нельзя не отметить также и существенные организационные и – что важнее – идеологические просчеты, ведущие к повторению Обществом чистых тарелок судьбы столь многих духовных организаций, ранее уже созданных в истории Земли.

Цели общества не провозглашены. Новопосвященные пребывают в неведении, во имя чего они жертвуют привычной реальностью и меняют образ жизни. Чистые тарелки выступают в данном случае в роли средства, а не цели. Если бы даже было проговорено, что тарелки должны быть чистыми, чтобы облегчить жизнь маме, поскольку ей тогда стало бы проще их мыть, – это уже было бы заявлением цели. Цель должна носить нравственный и духовный характер, и это положение было замечательно сформулировано В. Пелевиным в «Generation П» устами одного из его персонажей: «Но ведь не могут за бабками стоять просто бабки, верно? Потому что тогда чисто непонятно – почему одни впереди, а другие сзади?».

Не изложена легенда основания. У каждого тайного общества обязательно имеется легенда основания, а именно былинизированное изложение события в прошлом, положившего начало существованию организации. Обычно чем дальше во времени отодвинуто данное событие, тем большее значение ему придается и тем большим авторитетом данное общество рассчитывает обладать.

Самое главное – у посвящения нет продолжения. Эта история бессчетное количество раз повторялась из поколения в поколение. Не боясь солгать, можно уверенно сказать, что с минимальной статистической погрешностью, она повторялась при создании всех известных мировых тайных обществ, всех религиозных конфессий и всех политических партий и общественных групп. Создаваемые обычно пассионариями, одухотворенными лидерами, они затем лишались своего руководителя, который или успевал, или не успевал оставить своим преемникам знание о цели существования организации, ее происхождении и средствах достижения заявленной цели. В случае если учение не было сформулировано, ниша заполнялась измышлениями преемников, становящимися самостоятельным учением, принимавшим название того учения, которое провозглашал основатель. Если же основатель успевал сформулировать учение, оно с большей или меньшей точностью передавалось из поколения в поколение, обрастая попутно толкованиями, комментариями, дополнениями и тоже зачастую кардинально изменяясь, сохраняя при этом оригинальное название, связывающее его с основателем.

Итак, Владимир Ильич определенно не планирует никакого продолжения. Подписав детские заявления и приняв их в свое общество, он не делает далее ничего и предположительно переезжает на следующий день в Москву, например, потому что лето кончилось и пора за работу, в Кремль. Оставшись без харизматического лидера, дети предоставлены самим себе, и для них открываются два пути.

Первый путь: не увидев разительных перемен в собственной жизни после начала выполнения новых обязанностей, лишившись лидера, не сообщившего духовной цели, не зная, что являются продолжателями долгой традиции посвящения, не видя стоящих особого внимания практических последствий своей работы, дети могут разочароваться в новообретенном посвящении и «перестать в него играть». Однако последствия этого крайне серьезны: дети разочарованы в самих идеях новой реальности, харизматического лидерства, чистых тарелок, самосовершенствования, помощи маме, приобщения к избранному кругу. Истасканная, но не утратившая значения сентенция: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Лучше или хуже второй путь, решить очень трудно. Потому что состоит он в том, что наиболее пассионарный из детей в такой ситуации может взять на себя роль лидера и или действовать на свой страх и риск, объяснив, что делает это в условиях отсутствия создателя, или же начать повелевать от имени создателя, настаивая на связи с ним, реальной или духовной, которая у него якобы имеется и которая волею создателя недоступна остальным членам общества. Ясно, что общество трансформируется в общество нового создателя, и уже от него будет зависеть, повторит он ошибки первого создателя и удовлетворится несколькими первыми проявлениями своей власти, или же разработает для общества цели, идеологию, ритуалы и все прочее.

Кто бы что ни говорил, заветы Ильича могут навести на многие неординарные мысли, даже если укладывать их во вполне банальные и самоочевидные логические цепочки.

Из книги Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология автора Хуземанн Фридрих

Я-организация Человек, несмотря на интактность органов чувств, все же не мог бы переживать мир как «действительность», если бы весь его организм не был бы построен из мира благодаря Я и для Я. Это означает, что человек посредством органов чувств реально участвует в мире,

Из книги Ветер нагваля или Прощание с доном Хуаном автора Смирнов Терентий Леонидович

О тайных аспектах молитвы Моё преимущество как исследователя различных эзотерических методов состоит в том, что я имел уникальную возможность проследить преображающее воздействие молитвы на сознание человека одновременно с двух позиций, с двух параллельных уровней -

Из книги Золотые правила фэншуй. 10 простых шагов к успеху, благополучию и долголетию автора Огудин Валентин Леонидович

Результаты воздействия «тайных стрел» дорог Дорога, направленная прямо на входную дверь дома, приносит его жителям неудачи и создает предрасположенность к несчастным случаям. Дорога, направленная под углом к дому, способствует утечке денег. Если она подходит с

Из книги Теософические архивы (сборник) автора Блаватская Елена Петровна

«Исторический» зороастр и заратуштра тайных писаний Перевод – К. Леонов Общеизвестные грубые исторические ошибки и просчеты зачастую являются ничем иным, как преднамеренными искажениями их впоследствии, ибо они оставляют ложное впечатление в уме изучающего, от

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

автора Рерих Елена Ивановна

[Опасность различных обществ по изучению эзотерики] Прочла Ваше письмо со всем вниманием и должна сказать, что больше всего порадовало меня, что, видимо, сейчас Вы ни в каких псевдооккультных обществах или организациях не состоите. Ведь подобных организаций сейчас, что

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Проблемы в работе духовно-просветительских обществ] Относительно перегруппировок, мне кажется, что редко встречается резкое деление на устремленных и даровитых и малоуспевающих. Всегда имеется средний элемент, который и может служить достаточным двигателем для менее

Из книги Чудо здоровья автора Правдина Наталия Борисовна

Нейтрализация тайных стрел После этого еще раз внимательно посмотрите, не находятся ли три самые главные энергетические точки дома: дверь, плита и кровать – под воздействием «тайных стрел».Если вы найдете нечто смущающее вас, например трубы завода, заглядывающие в вашу

Из книги Рок возомнивших себя богами автора Сидоров Георгий Алексеевич

Глава 3. Суть тайных обществ Современные историки нам пытаются доказать, что масонство – явление довольно позднее. Что оно сложилось в начале XVIII века, а ранее никаких тайных обществ не было и быть не могло. Вольные Каменщики – не в счёт. Это была чисто профессиональная

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Из книги Астрология секса. Ваш зодиакальный путеводитель по любви и страсти автора Дэвис Роуэн

Из книги Из высказываний Матери. Ауровиль. Город будущего автора Ауробиндо Шри

Организация Необходимы ли для строительства Ауровиля особые методы труда, организации, координации?Без дисциплины жить нельзя. Даже у тела все функции подчинены строжайшей дисциплине. Стоит ей где-нибудь ослабнуть, и начнется болезнь.Какой должна быть природа этой

Из книги Граф де Габалис, или Разговоры о тайных науках автора де Виллар Николя Монфокон

Первый разговор о тайных науках Да предстанет перед Богом душа графа де Габалиса, скончавшегося, как мне только что сообщили, от апоплексического удара. Господа всезнайки не преминут заметить, что такого рода смерть не в диковину для людей, не умеющих хранить тайны

Из книги Масонский Завет. Наследие Хирама автора Найт Кристофер

3. СВЕТ ТАЙНЫХ ЗНАНИЙ

Из книги О Небесах, о мире духов и об аде автора Сведенборг Эммануил

Небеса состоят из бесчисленных обществ 41. Ангелы каждых небес не живут все в одном месте, но делятся на малые и большие общества смотря по различию блага любви и веры каждого из них; сходные между собой по благу образуют одно общество. Благо на небесах разнообразно до

Фото: Wikimedia.org/ Посвящение в масоны

13 августа 1822 года Александр I запретил деятельность тайных обществ в Российской Империи. Сейчас, двести лет спустя, тайных обществ в России предостаточно: можно вступить хоть в масонскую ложу, хоть в Орден Розенкрейцеров. Но много ли тайн осталось в деятельности этих, некогда тайных организаций?

Невольные каменщики

Запретительный рескрипт императора Александра объясняют деятельностью декабристского движения, которое к тому моменту уже приобрело огромный размах. Но под удар попали и организации, с политикой вроде бы не связанные: масонские ложи. За что же "Вольных каменщиков" лишили их прежней воли?

Вопрос о связи масонов и декабристов – тема, популярная у современных историков и писателей, но так и не раскрытая до конца. В том, что декабристы были масонами, сомневаться трудно: в начале XIX столетия ими была, пожалуй, вся активная часть дворянства мужского пола. А вот доказать, что восстание на Сенатской площади – часть мирового масонского заговора, никому пока не удалось. Хотя в сам масонский заговор многие верят до сих пор. Сколько бы ни уверяли сайты масонских организаций, что цели движения – духовный рост, просвещение общества и благотворительность, массовому сознанию эти стремления кажутся слишком мелкими и неинтересными. То ли дело – группа посвященных, которая хранит тайны тамплиеров, вынашивает планы мирового господства и стремится взять под контроль правительства разных стран! Мифов о масонах существует столько, что реальность выглядит как-то блекло. Впрочем, тайные общества тем и хороши, что развенчать легенды о них полностью невозможно: всегда можно сказать "Просто вы не все знаете!".

Что нам известно о масонах не из авантюрных романов, а из подлинных свидетельств? Вольные каменщики неспроста именовались каменщиками: хотя циркуль и наугольник в масонстве трактуются как символы способности к суждению, у этих предметов есть и исторический смысл – они напоминают об истоках организации. Ведь масонские объединения возникли вовсе не на развалинах ордена тамплиеров. Они выросли из гильдий, занимавшихся в Средние века строительством готических соборов. Соборы были огромными, жизнь строителей казалась на их фоне мелкой и ничтожной, и целые поколения каменотесов, проектировщиков, художников жили рядом с грандиозными стройками, привыкая к мысли о подчинении собственных интересов великим целям.

В какой момент цеховые объединения превратились в тайные братства, сказать трудно: процесс шел постепенно: люди работали, помогали друг другу, создавали собственные знаки, ритуалы и церемонии. В XVII веке, когда ремесленные объединения утратили значение, масонская организация обогатилась утопическими идеями: строить ведь можно не только храмы, но и справедливое, гуманное и просвещенное общество!

Что им стоит Храм построить

Сторонники "теории заговора" приписывали масонам множество тайных целей, однако информация, доступная "непосвященным", звучит довольно мирно. Члены масонского братства должны были верить в Бога, хотя трактовать его дозволялось по-разному, в зависимости от вероисповедания (некоторые масонские течения, договорившись до веры в Абсолют, стали принимать в свои ряды атеистов). Дискуссии о политике и религии запрещались, чтобы Братья не перессорились на пути к общей цели. Требовалось быть лояльными к властям страны, на территории которой находилась ложа, делать что-то общественно-полезное и заниматься благотворительностью. В общем, ничего интересного.

Впрочем, такие задачи звучали не очень интригующе, так что новых членов братства требовалось как-то увлечь. Когда в масоны принимают героя романа "Война и мир" Пьера Безухова, ему обещают более заманчивые перспективы: "Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить.

– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден и которого никакая человеческая сила не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства... от самых древнейших веков и даже от первого человека, до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, судьба человеческого рода зависит. Но как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного". Важное таинство служило хоть каким-то стимулом для самосовершенствования!

После запрета 1822 года масонские ложи, разумеется, не исчезли совсем, но популярность утратили. Времена менялись, постепенно в моду входили другие учения, и активная молодежь уже не желала всю жизнь мирно совершенствовать общество: гораздо перспективнее казалась идея разрушить все неправильное, а потом построить мир заново. Короткий ренессанс масонского движения в России после 1905 года завершился вместе с существованием Российской империи: в советской России вольных каменщиков, разумеется, запретили снова.

Новый виток развития масонского движения пришелся уже на 1990-е годы, когда в стране стало популярно все, чего раньше не было: от неоязычества до эзотерики. Прежнего своего влияния масоны так и не вернули, впрочем, они теперь тоже не те, что раньше.

По масонскому календарю

У масонов время идет по-своему: отсчет ведут от сотворения мира, добавляя к текущему году 4000 лет, причем год начинается 1 марта. То есть сейчас на дворе 6014 год Света Истины.

У словосочетания «масонский год» есть и более практическое значение: период с сентября по июнь, когда ложа ведет активную деятельность. В июле-августе наступают масонские каникулы, в сентябре начинается новый масонский год. Обычно его обозначают, как год 2013-2014 год e.v. – Era Vulgaris – Обычной Эры.

Как рассказал сайт Александр, представившийся Достопочтимым мастером ложи "Новый свет" , современные масоны – это не тайное общество, а скорее общество со своими секретами. Все "тайные" ритуалы, история, списки знаменитых участников движения давно описаны. "Главный секрет, который никто никогда не сможет раскрыть – это личный опыт, который каждый масон переживает во время работ Ложи, ритуалов посвящения и возвышений в степени, общения со своими Сестрами и Братьями, – объяснил Александр. – В остальном масонство открыто для мира и ведет с ним активный диалог, избегая только общения на политические и религиозные темы".

Достопочтимому мастеру ложи кажется, что современное общество тоже относится к масонам достаточно демократично. Хотя в Сети много конспирологической публицистики, все больше людей начинают смотреть на масонство положительно. И нового запрета властей Александр не боится: "Я думаю, что при нынешнем уровне открытости информации о масонстве большинство современных государственных деятелей также имеют представление о том, что на самом деле мы – скорее клуб для интеллектуальных бесед и работы над собой, чем революционеры-заговорщики. По крайней мере, хочется на это надеяться".

Больше лож, хороших и разных!

Ложа "Новый свет", носящая номер 1989, принадлежит к Масонскому Смешанному Международному Ордену "Право Человека" (Le Droit Humain). И это лишь одна из нескольких масонских лож в нашей стране. Если точнее, ее учредили выходцы из Объединенной Великой Ложи России , а та, в свою очередь, возникла после отделения части масонов от созданной в 1995 году Великой ложи России . Помимо просто Великой и Объединенной великой есть еще ложи "Москва" и "Астрея" , подчиненные напрямую старейшему в Европе объединению "Великий Восток Франции".

Женщинам в масонском движении раньше приходилось непросто: их право на строительство справедливого общества ущемляли, как и все прочие права, отказываясь принимать в масонки. Как пояснил Александр, "запрет на вступление женщин в так называемом регулярном масонстве представляет собой одну из древних ландмарок, то есть базовых принципов масонства. По сути, она напоминает нам о временах, когда женщина не считалась свободной, поскольку не обладала достаточным количеством гражданских прав".

Впрочем, эмансипация вообще коснулась тайных обществ в частности: сегодня многие масонские послушания открыли двери своих храмов для женщин. Признанное масонство сейчас делится на регулярное и либеральное. Регулярное – мужское масонство, берущее начало в Шотландии и потом, Англии. К либеральному масонству относятся прежде всего французские ложи, мужские, смешанные и женские, например Великая женская ложа Франции. Все либеральные ложи в том или ином виде существуют в России. Ложа "Новый свет" – одна из тех, которые принимают в свои ряды лиц обоего пола.

Ложи и клубы

В мире есть несколько организаций, похожих на масонские ложи, но все-таки не имеющих с ними ничего общего. Например, сеть Ротари-клубов, созданных представителями бизнеса для благотворительной деятельности и реализации гуманитарных проектов. Ротарианцы тоже имеют свои этические принципы, церемонии посвящения и даже особый календарь. Есть и Лайонс-клуб: организация, объединяющая волонтеров и благотворителей. Но, по мнению Александра, эти организации изначально созданы для бизнес-контактов и решения деловых вопросов, не требующих символических ритуалов. В масонских ложах чаще говорят о более высоких материях.

Как стать посвященным

Как же вербуют своих членов современные масоны? Прежде всего – они никого не вербуют. На сайтах всех существующих лож оговаривается, что миссионерской деятельностью они не занимаются: мол, хочешь вступить в масоны – спроси об этом масонов сам, а не жди, пока они тебя позовут. Так что желающему стать вольным каменщиком надо найти в интернете сайт какой-нибудь ложи и отправить запрос.
Подходящих кандидатов все масонские организации описывают одинаково: "человек свободных и добрых нравов, старше 18 лет, стремящийся к самосовершенствованию". Еще человек должен быть платежеспособным, так как масоны ежемесячно платят членские взносы. Размер взноса обычно зависит от доходов кандидата, хотя Великая Ложа России, например, прагматично оговаривает средние расценки на свои "услуги": "4000 рублей/год, 10000 рублей/посвящение".

Заплатить взносы – это еще не все. Кандидат в "Новый Свет", к примеру, проходит не менее четырех собеседований по разным темам, после чего новичка приглашают на церемонию опроса под повязкой. Александр описал ее так: "С повязкой на глазах кандидат вводится в храм и отвечает на вопросы Братьев и Сестер, после чего за кандидатуру проводится тайное голосование, по результатам которого кандидата приглашают на посвящение (или отказывают в оном)".

Фото: Wikimedia.org/Посвящение в масоны

Но и вступить в ложу – полдела, а вот чем заниматься потом? Как конкретно "делают людей лучше"? "Главное достижение – это, пожалуй, царящая в Ложе атмосфера братства, готовности прийти друг другу на помощь, а также возможность заниматься собственным интеллектуальным и духовным развитием, равняясь на достойных Братьев и Сестер", – объясняет Достопочтимый мастер Александр. – "К примеру, в прошедшем году наша Ложа работала над двумя основными темами: мы рассматривали утопизм и его актуальность в современном мире, а также исследовали символизм и уроки масонских посвятительных ритуалов".

Члены ложи занимаются саморазвитием и просвещением окружающих, создавая "зодческие работы" – небольшие доклады или рефераты на темы вроде "Символизм числа 3" или "Символизм архитектурных стилей". Работы читают вслух на собраниях ложи. Особо одаренные могут в качестве зодческих работ писать музыку, стихи, картины или делать ритуальную атрибутику. Еще вольные каменщики переводят иностранные материалы про свое движение и издают журналы (чаще всего только в электронном виде).

Воплощением высоких слов об улучшении мира являются благотворительные программы. "В основном это благотворительность частного порядка, – объяснил Александр. – Мы оказывали помощь ветеранам и старикам в хосписах, многодетным семьям, помогали в организации благотворительных мероприятий и фестивалей. Некоторые члены ложи регулярно участвуют в благотворительных спортивных марафонах. Также помогаем Сестрам и Братьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, даже в том случае, если они не принадлежат к нашей Ложе и нашему Ордену".

Другие тайные

У тех, кто жаждет приобщиться к тайным знаниям, в наше время большой выбор. Если масонское движение вам, по каким-то причинам не подошло можно податься в Иллюминаты . Этот загадочный Орден существует не только на страницах книг Дэна Брауна. Первое Общество иллюминатов появилось в 1776 году в баварском Ингольштадте, основал его философ, теолог и юрист Адам Вейсгаупт, вдохновившийся идеями Просвещения. Целью своей деятельности он провозгласил, естественно, счастье и совершенствование человечества.

Пирамида со Всевидящим оком – символ масонов и иллюминатов, попавший на долларовую купюру

Современных российских иллюминатов легко найти на просторах Интернета. Свои принципы они описывают в благостно-туманных формулировках: "сообщество свободных людей, ищущих смысл существования", "поддержание Света и веры в победу Добра". В отличие от масонов представители этого учения недолюбливают религию: мол, она задает ложные цели, отвлекает от построения Нового Порядка всеобщего процветания и благоденствия. Есть у "просвещенных" (от латинского illuminatus) и конкретные цели: уничтожить Мировую денежную систему, создать единую библиотеку иллюминатов и даже возродить некое "Тайное знание". Правда, как именно они планируют воплощать эти установки в жизнь, неизвестно.

Как и любое уважающее себя тайное общество, иллюминаты пишут, что новых членов привлекать не стремятся, однако все-таки предлагают желающим заполнить анкету на сайте. Требования к кандидатам просты: это должны быть люди старше 18, без судимостей и со стремлением менять мир к лучшему. Соискателей просят описать, что для них значат слова "Мораль", "Свобода", "Культура", задают каверзные вопросы из серии "Оправдывает ли цель средства?", а в конце честно предупреждают, что при вступлении в братство новый член должен будет "нести финансовое бремя". Величина бремени не сообщается.

Более откровенны в финансовом вопросе розенкрейцеры всех видов. Теоретически все эти ордена, школы и общества произошли от возникшего в Средние века Ордена розенкрейцера. Основателем его считается Христиан Розенкрейц, герой опубликованного в 1616 году романа "Химическая свадьба Христиана Розенкрейца". Существовал ли Розенкрейц в реальности и каким было его настоящее имя, неизвестно, зато красивый псевдоним Rosenkreutz снабдил общество эмблемой: роза, расцветающая на кресте. Розенкрейцеры увлекались алхимией, эзотерикой и астрологией, не брезговали магическими практиками.

Крест и розы – символ розенкрейцеров

В начале XX века возникло много организаций, подражающих средневековым розенкрейцерам, и разобраться в них не так-то просто. К примеру, в России сейчас действует некий Орден розенкрейцеров - филиал организации, штаб-квартира которой находится на Канарских островах. Вступить в этот тайный Орден очень просто: регистрируешься на сайте и выбираешь подходящий тариф: индивидуальный (40 евро сразу, по 13 каждый месяц) или семейный (45 евро сразу за двоих, 15 – ежемесячно). Оптом вступать дешевле! Отправив почтовым переводом взнос и прошение о вступлении, остается ждать, когда тебе вышлют членское удостоверение, приветственную открытку Императора и инструкции. В дальнейшем общение происходит по почте: новым членам ордена высылают материал для изучения, почти как на заочном курсе университета.

В Духовной школе золотого розенкрейца тарифы поменьше: от 300-500 рублей в месяц. Эта организация, возникшая в Голландии в 1924 году, присутствует в России не только "виртуально": у нее есть центры в нескольких городах, в том числе и в Москве. Кроме того, это чуть ли не единственная из розенкрейцерская организация, на сайте которой указан не только электронный адрес, но и телефон. Ответившая по нему женщина прозаично представилась Лидией Васильевной и рассказала, что российское представительство школы открылось в 1993 году. С другими сообществами розенкрейцеров Духовная школа не контактирует, потому что принципы у них разные: школа основывается на принципах Нового Завета, перенесенных в наше время, и не имеет дела с оккультными и мистическими учениями. Вступление можно начать с бесплатных открытых мероприятий, желающие могут стать членами школы, а потом уже учениками. Помимо членских взносов оплачиваются двухдневные конференции, но, по словам Лидии Васильевны, собранные деньги идут прежде всего на аренду помещений, так как у школы нет собственного здания.

Впрочем, Духовная школа золотого розенкрейцера имеет уж совсем мало общего с тайными орденами – это скорее что-то вроде коллективных тренингов с религиозным уклоном, и мистических откровений вступающим в нее ждать не стоит. Как метко заметил герой романа Умберто Эко "Маятник Фуко": "Если навстречу тебе выходил человек и говорил: добрый вечер, я розенкрейцер, это означало, что он не розенкрейцер. Уважающий себя розенкрейцер никогда так не говорит. Наоборот, он отпирается как может". А для того, чтобы найти по-настоящему секретное общество, хранящее древние знания, нужно потрудиться!

Хотя, может, лучше не искать? А то вдруг найдешь. Или они тебя найдут…

Анна Макарова

1. Придумайте тайну или секретное задание . Тайное общество должно преследовать цель защищать что-то.

2. Прочитайте несколько тематических книг, например, серию «Клика» от Лизи Харрисон , чтобы узнать основную информацию . Попросите потенциальных членов общества также прочитать эти книги и поговорите наедине с одним из ваших близких товарищей, который тоже проникся идеей создания сообщества.

3. Придумайте название для клуба . Вместе с товарищем обсудите, как будет называться ваше общество и кого еще вы будете в него принимать. Помните, что даже если у вас очень много друзей, далеко не все они подходят для членства в секретной организации. Ведь они все равно не узнают, что их не приняли, а это значит, что они не обидятся.

4. Придумайте обряд посвящения для себя . Вы сами должны пройти его, прежде чем принимать в клуб других людей, чтобы прочувствовать и здраво оценить свой план. Обряд посвящения – один из наиболее важных аспектов тайного общества. Это должно быть что-то, чем вы бы не стали заниматься просто так, в повседневной жизни. Зажгите свечи – это придаст любому действу серьезную и таинственную атмосферу. Можно давать участникам специальные имена, которыми их отныне будут называть другие члены клуба.

5. Определите, чем будет заниматься ваше общество . У сообщества должны быть правила. Создайте расписание определенных «клубных» занятий – например, одевайтесь одинаково по конкретным дням или проводите ежемесячные ритуалы. Все зависит от вашей креативности. Можно также организовать рассылку внутриклубных новостей.

6. Найдите потенциальных участников для клуба . Невзначай оброните в разговоре что-нибудь об обществе, чтобы оценить степень заинтересованности собеседника. Убедитесь, что он не предаст вас и не станет противиться правилам. Не упоминайте о клубе при людях, которым не доверяете на все 100%.

7. Введите будущих членов общества в курс дела . Пригласите их в гости, с ночевкой, и раскройте все карты. Они будут удивлены и обрадованы, ведь они – особенные!

8. Важный аспект тайных организаций – тайные встречи . Собирайтесь каждый раз в новом месте или найдите «тайную комнату», где вас точно никто не найдет и не узнает.

9. Придумайте дресс-код . В большинстве маленьких обществ, формой одежды являются мантии, а в крупных – замысловатые передники.

10. Держите все в тайне .

11. Тщательно подбирайте новых членов клуба . Посвящайте самых выдающихся и активных людей, тех, кто сможет вдохновлять и мотивировать остальных.

12. Не выдавайте всех секретов общества сразу же . Новые участники должны сначала заслужить ваше доверие.

13. Придумайте способ исключения из общества, если вдруг, некоторые члены стали вам неугодны, или начали болтать о секретах клуба . Если такое вдруг произошло, притворитесь, будто это – никогда и не было тайной, и немедленно придумайте что-то новое. Внесите этот пункт в правила клуба.

Советы :


  • Придумайте секретное рукопожатие.

  • Не рассказывайте об обществе людям, которым не доверяете.

  • Хорошее место для встреч участников тайного общества – школьная библиотека. Выберите отдаленный уголок и проводите собрания там.

Предупреждения :


  • Удалите историю посещения страниц в браузере, чтобы никто не узнал, что вы читали эти статью.

  • Если вы, вдруг, выбрали неподходящих членов для общества – тусовщиков, фанатов спорта, тех, кто стремится все контролировать или занят своими делами, вроде соревнований и самоутверждения – будьте готовы общаться с людьми, которым не доверяете. Они могут воспринять тайное общество, как возможность конкуренции, и тогда сложно будет заставить их молчать.

  • Убедитесь, что вы не делаете ничего противозаконного.

Чем можно заняться, чтобы жизнь не казалась скучной и пустой, как на необитаемом острове, который изредка посещают родственники? Просто не сидите дома! В каждом городе есть множество разных клубов для пожилых людей. А если у вас много творческих идей, вам под силу и свой клуб открыть!

Поступи в универ

В Новоильинском районе Новокузнецка при библиотеке им. Д. Лихачёва есть уникальный клуб для пожилых людей. Люди приходят сюда учиться! Это университет для старшего поколения «Новый старт!». Всё здесь, как в настоящем учебном заведении: уроки, учителя, перемены, выпускные, праздники. «Наш университет работает уже второй год, - рассказывает его руководитель Наталья Суворова, - к нам приходит всё больше и больше людей. Сказать честно, такая популярность вызывает у нас удивление, ведь всё, что мы проводим сейчас в клубе, мы делали и раньше в библиотеке. Очевидно, выбранная форма объединения оказалась очень удачной - здесь и знания, и общение!»

Идея создания такого клуба родилась у самих «учащихся». Кто-то видел уже подобные в других городах России, причём все они пользовались большой популярностью, ведь учиться никогда не поздно! А если ещё и с единомышленниками, то интересно и полезно. «Ко мне с просьбой открыть университет для пожилых людей обратился совет ветеранов района, - продолжает Наталья Сергеевна. - Идея мне показалась очень интересной, тем более что какая-то база при библиотеке у нас уже была. Мы составили паспорт и положение клуба, в которых обозначили основные его цели, задачи, направление работы, категорию „студентов“. У нас ведётся журнал посещений и за университетом закреплён куратор из сотрудников библиотеки, а из числа участников клуба выбираем руководителя».

Университет открыл свои двери, как и положено всем учебным заведениям, 1 сентября. «Студенты» посещают уроки литературы, краеведения, информатики, искусствоведения, английского языка, православной культуры, физкультуры и даже эсперанто! К ним приходят лекторы из Пенсионного фонда, МЧС , центров здоровья, причём не только рассказывают, а могут, к примеру, даже кровь на сахар проверить или ещё сделать какие-то экспресс-анализы. «Студенты» выезжают в пожарную часть, различные музеи, на выставки, встречаются с интересными людьми города.

Но не все уроки серьёзные. Много творческих занятий, которые со временем стали проводить не только волонтёры, но и сами «студенты». Они с большим удовольствием делятся своим опытом: кто-то вышивку показывает, кто-то флористикой занимается, декупажем, вязанием. Преподаватели в университете разные: это и сотрудники библиотеки, и волонтёры (действующие и вышедшие на пенсию преподаватели учебных заведений города, сотрудники МЧС, государственных учреждений), а теперь уже и сами учащиеся, которые готовятся к урокам с большим удовольствием и ответственностью. Занятия проводятся один раз в неделю, по пятницам. Как правило, в день проходит два-три урока, один из них - обязательно творческий.

«Наши «учащиеся» молодеют на глазах! - продолжает руководитель университета. - Действительно, превращаются в озорных, весёлых студентов. А какие нарядные они приходят! Есть у нас и первый звонок, отмечаем День знаний, День студента и, как положено, выпускной с вручением аттестатов. Наши бабушки и дедушки получают то, чего им стало не хватать, когда они вышли на пенсию, - новую информацию и общение. Они знакомятся у нас, находят новых друзей, потом вместе на дачу ездят, в гости другу к другу ходят и даже ездят вместе отдыхать, к примеру, в санаторий». А в этом году «студенты» «Нового старта» стали принимать участите в новом проекте «Бабушка на час». Это бесплатные творческие занятий для детей, с которыми занимается дежурная «бабушка» из числа слушателей университета. Они проводят различные творческие мастер-классы, читают вместе книги, помогают выполнять домашние задания, учатся играть на музыкальных инструментах, в шахматы и шашки. Вот так простая идея объединить знания и общение выросла в большую интересную концепцию, реализация которой приносит столько пользы и её организаторам, и учащимся.

В 2005 году Ираида Борисовна решила заняться общественной деятельностью, создала клуб для ветеранов родного Заводского района Новокузнецка и назвала его «Моя СемьЯ». Социальная служба пошла навстречу и выделила помещение - в ДК «Комсомолец». «Для того чтобы открыть клуб, нужно просто огромное желание и обязательно творческий потенциал, - рассказывает Ираида Зиновьева. - Мне даже не пришлось придумывать занятия: всё, что я умела сама, решила передать своим бабушкам и дедушкам. Умела шить - открыла кружок по шитью, умела рисовать - по рисованию, умела петь - организовала ансамбль, умела стихи писать - поэтический кружок, ландшафтом занималась - ландшафтный дизайн стала преподавать, из глины лепила - учу теперь других глинопластике. И в итоге получилось семь кружков». Средний возраст «клубной молодёжи» солидный - 80 лет. «Несмотря на свой возраст они молоды душой, потому что заняты творчеством, - продолжает руководитель клуба. - Мы и песни сочиняем, и стихи, и музыку, и поём сами. Постоянно участвуем в различных конкурсах, артвстречах и фестивалях. Наши бабушки на конкурсах обходят молодых и занимают призовые места! Они полны творческих идей и жизненного оптимизма, потому что чувствуют, что приносят пользу людям и дарят им радость, показывают пример, как нужно активно жить и не унывать!»

«Заразившись» от своего руководителя неуёмной энергией, «клубная молодёжь» тоже активно занялась общественной деятельностью. Теперь они выезжают с благотворительными выставками и концертами в специализированные учреждения для детей и пожилых. Считают, что только так, чувствуя себя нужным, реализуя свой творческий потенциал, можно жить в радости и согласии с собой.

Кино не для развлечения

Клубу интеллектуального кино «Диалог» в этом году исполняется 38 лет! Пожалуй, это один из старейших клубов Новокузнецка. Участники здесь разные, конечно, и пенсионеров много. Он возник из желания горожан обсудить проблемное кино. «В доперестроечные годы мы были просто взбудоражены такими фильмами, как »Андрей Рублёв », «Солярис», «Иваново детство», «Пять вечеров», «Восхождение», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Отец Сергий», - рассказывает участник клуба Андрей Иванов . - Никто же об этом не говорил по телевидению, как сейчас, не обсуждал их. Правды-то не услышишь! А нам очень хотелось понять фильм и обсудить его с единомышленниками. И до того порой обсуждения бурно проходили, что в ход кулаки пускали! Представляете?»

Создателем клуба стал врач-инфекционист Борис Гилёв. И в 1979 году «Диалог» начал организовывать встречи в библиотеке им. Н. В. Гоголя. «Было время, когда в клуб пускали только по результатам экзаменов, - продолжает Андрей. - Нужно было знать основные кинотермины. Помню, мы даже писали шпаргалки для новичков, чтобы их не завалили на экзамене». Клуб был очень популярным: входил в Общество друзей кино при Союзе кинематографистов, выезжал на различные кинофестивали, сотрудничал с Музеем кино в Москве. В своё время в гости к клубу приезжали киноведы из Москвы, известные кинооператоры. Здесь сформировалась уникальная коллекция фильмов лучших режиссёров!

«Конечно, сейчас у людей больше возможностей посмотреть и обсудить интересное кино: есть Интернет, различные форумы, - говорит Андрей Иванов. - Но мы приходим сюда именно для живого общения. Нам, пожилым людям, его не хватает. Учимся слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, знакомимся с новыми людьми. Многие из нас потом просто дружат, ходят друг к другу в гости. Мы получаем здесь интересные знания и общение, как раз то, чего нам так не хватает в жизни».

С ходом истории появлялось огромное количество секретных обществ и конспиративных теорий о них. Итак, представляем вашему вниманию список десяти самых могущественных, популярных и знаменитых секретных обществ, а также предполагаемых тайных организаций. Поехали.

Открывает рейтинг «Опус Деи», или Прелатура Святого Креста и Дела Божия - персональная прелатура Католической церкви, главным убеждением которой, является вера в то, что люди могут достигнуть святости и обычная жизнь является прямой дорогой ведущей к благочестию. Орден был образован в 1928 году в Испании, католическим священником Хосемария Эскрива де Балагер, с благословения Папы Пия XII.
Удивительно, на страницах одной из самых продаваемых и переоценённых книг в мире «Код да Винчи», Дэна Брауна утверждалось, что «Опус Деи» это секретная организация, целью которой является уничтожение «Приората Сиона» и всех, кто пытался раскрыть «правду» о Христианстве и истину, о предполагаемой королевской родословной Христа. Помимо книги, существовало ещё огромное количество противоречий, связанных со строгостью религиозной структуры «Опуса Деи».
Так как Католическая церковь запрещает тайные общества и членство в них, разоблачители «Опуса Деи», часто сетуют на то, что организация является секретной и ведёт тайную и зловещую политику. Хотя…


После публикации «Код да Винчи», внимание общественности обратилось к «Приорату Сиона». На самом деле, к разочарованию тех, кто хотел вступить в это сообщество, оно являлось вымышленным. Это был обман, придуманный в 1956 году претендентом на французский трон, Пьером Плантаром. Существующие письма, написанные Плантаром, де Шеризеи и де Сэдом друг другу в 1960 году, подтверждают, что эти трое участвовали в отъявленном мошенничестве, описывая схемы о том, как бороться с критическими замечаниями и различными утверждениями, дабы сохранить существование их выдуманной организации. Несмотря на это, множество людей всё ещё продолжают верить, что «Приорат Сиона» существует и функционирует, по сей день.
Авторы известной книги «Святая Кровь и Святой Грааль», введённые в заблуждение утверждали:

  • «Приорат Сиона» существует с 1099 года и в нём состояли, такие великие умы, как Исаак Ньютон и Леонардо да Винчи;
  • Орден защищает определённых королевских особ, так как они полагают, что те являются буквальными потомками Иисуса и его предполагаемой жены Марии Магдалины или, по крайней мере, короля Давида;
  • Общество стремится к созданию «Святой Европейской Империи», которая должна стать следующей гипервластью, устанавливающей Новый Мировой Порядок, ведущий к миру и процветанию;


Эта группа отличается от других тем, что в ней нет официального членства. Это ежегодная секретная конференция, состоящая примерно из 130 участников, большая часть которых являются влиятельными людьми в области политики, бизнеса и банковского дела, а также главами ведущих западных СМИ. Вход на конференцию только по личным приглашениям. Встреча обычно проводится в одном из пятизвёздочных отелей мира. Темы, обсуждаемые на конференции, держатся втайне. Первая встреча прошла в 1954 году в отеле «Бильдерберг», в Нидерландах.
Данная встреча была организована несколькими людьми. Польский иммигрант и политический советник Джозеф Ретингер, которого беспокоил рост антиамериканских настроений в Западной Европе, предложил провести конференцию, где европейские и американские лидеры, могли бы обсудить все насущные вопросы.
Хотя повестка дня и список участников были доступны общественности, детали встречи остались неизвестны. Кроме того, содержание конференций держится в секрете, и посетители обязываются не разглашать, обсуждаемые вопросы. Оправдание секретности группы состоит в том, что на встрече участники могут говорить свободно, не опасаясь, что каждое слово может быть неправильно интерпретировано СМИ.
Само собой разумеется, эта группа постоянно окружена противоречиями и теориями.


Иллюминаты (называют себя «просвещёнными») - секретное общество, оккультно-философского толка и мистического характера, которое было образовано 1 мая 1776 года в Ингольштадте, Адамом Вейсхауптом. Изначально было известно, как «Баварские Иллюминаты». Тогда группа считалась вне закона, но многие влиятельные интеллектуалы и прогрессивные политики вступили в её ряды. Из-за того, что иллюминаты не считали веру во Всевышнего главным, общество стало особенно популярным среди атеистов. Кроме того, большинство участников являются гуманистами. Широко распространено мнение, что иллюминаты стремятся свергнуть существую религию.
Внутренняя паника из-за смены лидера, и правительственные попытки объявить группу вне закона привело к её разрушению в 1785 году. Несмотря на это, теоретики, такие как Дэвид Ик и Уас Пенре, утверждали, что «Баварские Иллюминаты» существуют и по сей день. Хотя доказательств этой теории очень мало. Считалось даже, что общество «Череп и кости», являлось американским ответвлением иллюминатов.
Многие полагают, что иллюминаты все ещё управляют действиями мирового правительства и что они хотят создать Единое Мировое правительство, основанное на гуманизме и атеистических принципах.


Шестое место в списке самых знаменитых тайных обществ мира занимают «Тамплиеры» - международный, филантропический, рыцарский орден, связанный с масонством. Это современное ответвление масонства, которое не имеет прямого отношения к духовно-рыцарскому ордену, основанному на Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном, после Первого крестового похода. Современные тамплиеры отрицают их связь со средневековым орденом, однако активно используют его символику и идеи.
Чтобы стать членом общества, вы должны быть масоном третьей степени. Несмотря на заявления масонства, о том, что никакая масонская организация не является прямым наследием средневековых тамплиеров, определённые звания и ритуалы, очевидно, скопированы из средневекового ордена. Они известны как, «юбилейные звания» или степени. Тем не менее, несмотря на официальные заявления братства, некоторых масоны, «немасоны», и даже анти-масоны настаивают на том, что определённые масонские обряды и звания, обладают прямым тамплиерским влиянием.


Герметический Орден «Золотой Зари» (или, в большинстве случаев, просто Золотая Заря) - магический орден, представляющий собой оккультную организацию, действовавшую в Великобритании в течение второй половины XIX - начала XX века. Её члены практиковали теургию, магию, алхимию и поощряли духовное развитие своих адептов. Считается прародителем большинства оккультных групп.
Система взглядов «Золотой Зари» в основном взята из христианской мистики, кабалы, алхимии, религии древнего Египта, масонства, герметизма, теософии, волшебства и ренессансных писем. Уильям Уэсткотт и Алейстер Кроули – наиболее известные члены группы.
Фундаментальные документы ордена, известны как «Шифрованные манускрипты» были переведены на английский язык, при помощи шифра, написанного Иоганном Тритемием. На 60 листах документа, описывались магические ритуалы, базовая структура, которых происходит от розенкрейцеров.

Орден восточных тамплиеров - международная оккультно-религиозная организация, существующая с 1902 года. Изначально была задумана Карлом Кельнером, Францем Гартманом и Теодором Ройссом как масонская академия, которая отражала бы символизм нескольких оккультно-мистических сообществ. Но в 1912 году организация превратилась в носителя учения Телема под руководством оккультиста Алистера Кроули.
Орден считает себя связанным с масонством, но он не получил признания от масонских организаций и квалифицируется рядом исследователей как «псевдомасонство». На данный момент насчитывает около 3 000 участников. У них существует несколько уровней посвящения, а также проводятся стилизованные ритуалы при участии девственных священнослужительниц, детей и священников. Упоминаются боги из египетской мифологии и дьявол.

Розенкрейцерство (орден розенкрейцеров, розенкрейцеры, «Орден Розы и Креста») - теологическое и тайное мистическое общество, предположительно основанное в период позднего Средневековья в Германии, Христианом Розенкрейцем.
Интересно, что между 1607 и 1616 годами были опубликованы два анонимных манифеста, поначалу получившие распространение в Германии, а после - во всей Европе. Они носили названия Fama Fraternitatis RC (Слава Братства) и Confessio Fraternitatis (Вероисповедание Братства). Под влиянием этих документов, представляющих «наиболее чтимый орден» мистиков-философов-учёных, распространяющих «всемирную реформацию человечества», появилась почва для движения, которое впоследствии Фрэнсис Йейтс назвала «розенкрейцерским Просвещением». Третий важный документ в обществе, возник ещё в 1459 году. Он описывал как Христиан Розенкрейц – путешественник и алхимик, поженил короля и королеву в Чудесном дворце.
«Розенкрейцерство» связывали с протестантизмом и, частично, лютеранством. Согласно историку Дэвиду Стивенсону, «Розенкрейцерство» также оказало влияние на развитие масонства в Шотландии. Многие тайные общества утверждали, что получили свою преемственность и таинства, полностью или частично, от изначальных «Розенкрейцеров».
Сейчас существует огромное количество розенкрейцерских групп, каждая из которых заявляет, что она наиболее близка к оригиналу.


Масонство - международное движение, направленное на духовное совершенствование личности и братства людей разных религий, национальностей и взглядов. Некоторые исследователи предполагают, что масонство происходит от ассоциаций строителей, которые строили пирамиды в Египте, другие утверждают, что движение берёт своё начало с конца XVI - начала XVII века от строительных товариществ каменщиков.
Как бы там ни было, сейчас масонство распространено по всему миру и представлено в различных организационных формах - ложах, великих ложах, верховных советах, капитулах, ареопагах, консисториях, федерациях и конфедерациях. Общая численность представителей данного движения в мире оценивается в 4 000 000 человек.
Свои регулярные встречи, масоны проводят в ритуальном стиле. Они используют специальные знаки и рукопожатия, чтобы раскрыть себя перед другими возможными масонами. Знаки зависят от ложи и часто изменяются и обновляются. Это защищает группы от посторонних людей, желающих проникнуть в ложу. Масоны носят специальную стилизованную одежду, которую носили вольные каменщики в Средние века. Самым известным предметом гардероба является фартук.
Чтобы стать масоном, вас должен порекомендовать (в некоторых случаях 3 раза) человек уже состоящий в ложе. Вам должно быть больше 18 лет, и вы должны быть достаточно образованы. Многими религиями запрещено вступление в данный орден, например, Римская католическая церковь, предаёт таких людей анафеме.


«Череп и кости» - тайное общество студентов Йельского университета, ранее известное как «Братство смерти». Является старейшим университетским секретным обществом в США. Оно было организовано в 1832 году и использует схожие с масонством ритуалы, по сей день. Его участники встречаются каждый четверг и воскресенье, в здании, которое они называют «Гробницей».
Имена людей входящих в состав общества никогда не держались в тайне, вплоть до 1970 года. Известно, что Буш отец и сын, Рокфеллеры, а также многие представители высшей элиты США были его членами.
Интересно, что некоторые предполагают, что ЦРУ полностью состоит из участников ордена. Однако в 2007 году, Центральное разведывательное управление выпустило официальное заявление, о том, что не имеет никакого отношения к обществу «Череп и кости».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: