Конспект занятия в подготовительной группе «Как звери готовятся к зиме». "Как звери готовятся к зиме" (Подготовительная группа) Как животные готовятся к зиме подготовительная группа

Веселова Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад общеразвивающего вида № 84 г. Сочи
Населённый пункт: Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: конспект
Тема: Как лесные звери готовятся к зиме
Дата публикации: 21.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО.
Воспитатель: Веселова Екатерина Николаевна. Тема: «Как лесные звери готовятся к зиме». Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет) Образовательная область: Речевое развитие ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Цель: Расширять и обогащать представления детей о зимовье зверей. Образовательные задачи:  пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму);  активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога;  формировать умение излагать свои мысли понятно для окружающих анализировать, обобщать, делать простейшие выводы; Развивающие задачи:  развивать умение самостоятельно выдвигать гипотезы и предположения, объясняя явления природы;  развивать глазомер, слаженность обеих рук;  развивать умение равномерно покрывать водой лист бумаги;  развивать уверенность в себе, опираясь на собственные знания. Воспитательные задачи:  проявлять умение до конца выслушивать собеседника;  воспитывать аккуратность в работе с бумагой и кистью.
Предварительная работа
: 1. Чтение художественной литературы: А. Усачев «Жили-были ежики», М. Пришвин «Еж». 2. Загадки о животных. 3. Рассматривание картин из серии «Дикие животные». 4. Беседа «Кто как зимует?» 5. Проведение опытов: «Волшебные превращения воды» или рисуем лимоном.
Материал и оборудование:
1. кисточки и листы бумаги по количеству детей; 2. баночки-непроливайки с заранее разведенным слабым йодным раствором; 3.лимонный сок и ватные палочки для нанесения невидимого контурного силуэта рисунка. 4. видео обращение от имени героя (ежика); 5. презентация «Дикие животные»; 6.«иголки» (короткие зубочистки,окрашенные под окрас иголок ежа) для игры «Собери иголочки».
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Создание мотивационного поля (организационный момент).
Задача этапа: 1 - мотивировать детей на включение в речевую деятельность, предполагает возникновение желания работать («хочу») и уверенности в том, что всё получится («могу»).2 - введение в игровую ситуацию с использованием игр и упражнений. Воспитатель обращает внимание детей на «иголочки», лежащие на полу, и спрашивает: Чтобы это могло быть? Предполагаемые ответы детей: иголки швейные, иголки хвойного дерева, иголки кактуса, иголки ежика. Как только дети дали правильный ответ- предположение, что возможно эти «иголочки» обронил ежик, воспитатель предлагает поиграть в игру «Собери иголочки». Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук. Задача игры: захватить за один раз как можно большее количество «иголочек» (зубочисток) в пальцы. Выигрывает тот, у кого оказалось наибольшее количество «иголочек». Включается мультимедийный экран и детям предлагается просмотреть видеообращение от имени ежика: Здравствуйте Дети! Сегодня рано - рано утром я был у вас в детском саду, но детей еще не было, поэтому я оставил вам это видео обращение. В лесу случилась беда! Мне очень нужна ваша помощь. В лесу прошли дожди, листья с деревьев все облетели, на рябине не осталось ни одной ягоды. Как же теперь зимовать зверям? Что же кушать? Ребята, вы можете мне помочь? Воспитатель: Как вы думаете, у вас получится помочь нашему гостю? (ответы детей).Вы действительно, сможете это сделать? (ответы детей).
II.

Актуализация

знаний.
Воспитатель использует систему вопросов и подводит детей к осмыслению проблемы, темы занятия. Во время беседы используются слайды мультимедийной презентации. Давайте вспомним, кто из зверей, что запасает на зиму и где зимует. Проводится беседа с детьми на тему: «Кто как в лесу готовится к зиме», о способах зимовки диких зверей, их приспособлении и питании в зимний период, (на основе иллюстративного ряда примеров диких животных: белка, медведь, заяц, еж,лиса). Дети рассказывают про места обитания животных, способы зимовки, смену окраса, способы заготовки зимних запасов, используя имеющиеся знания. Вводятся слова: дупло, нора, логово, берлога. Воспитатель: А какому животному трудно зимовать без помощи человека? Для ответа на вопрос необходимо отгадать загадку. Отгадаете? (ответы детей). Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) Воспитатель: Расскажите, как это большое, сильное животное проводит зиму? (ответы детей).(Лось питается ветками деревьев, кустарников, корой.Спит на снегу или в глубоком снегу, ноги прячет под брюхо, чтобы не замёрзли).
Воспитатель: Чем питается лось?(ответы детей) (Основная пища лося - это молодые побеги дуба, осины, березы, рябины, кустарников). Воспитатель: Как человек помогает лосям перезимовать в лесу, особенно когда земля покрывается снегом? (ответы детей). (Лесники обустраивают кормушки, раскладывают сено, соль, сухие ветки с листьями). Воспитатель: Ежик, вот ребята тебе помогли и напомнили, что тебе нужно спать в зимнее время, а не гулять, и не искать себе пропитание.
Физкультминутка
. (Дети выполняют движения по тексту). Только в лес мы зашли Появились комары. Руки вверх над головой Руки вниз, хлопок-другой. Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. Руки за голову кладем И вразвалочку идем. Вдруг мы видим у куста Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем И назад в гнездо кладем. Кто-то зайку напугал, Зайка быстро ускакал. Скачем быстро мы за ним И домой скорей спешим. Прыг-скок, прыг-скок, Очень радостный денек. (М. Мышковская)
III.Открытие

детьми

нового

знания.
Этап предполагает вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний. Ежик продолжает обращение к детям с экрана: Дети, когда я шел к вам, на улице был дождь, и везде лужи, их так много и они не высыхают. Вот летом я ходил в гости к зайцу, там после дождя лужи быстро высыхали. Почему я никак не пойму? Дети выдвигают гипотезы, почему так происходит. Воспитатель: Ежик, мы тебе сейчас объясним. Ребята, кто сможет рассказать ежику, почему летом лужи высыхают быстро, а зимой нет? (Ответы детей в форме обобщения: летом солнце сильно греет и поэтому идет быстрое испарение воды из луж; зимой солнце светит, но совсем не греет, поэтому вода испаряется очень медленно). Воспитатель: Теперь я расскажу вам, как ежи готовятся к зиме. Поздней осенью обладатели колючей одежды готовятся к зиме. Перво-наперво перестают есть, чтобы очистить кишечник перед долгим прозябанием. Добровольная голодовка, возможно, так «удивляет» бывших обжор, что нарушается координация движений - ежей качает из стороны в сторону. А может, у них
кружится голова от воспоминаний о том, как они летом истово запасались жирком, а также аскорбиновой кислотой и витамином Е? Зимой витамины нужны отнюдь не меньше жира, помогают ежам при впадении в спячку и при выходе из нее. Осенью ежи любят покататься в опавшей листве, чтобы нанизать ее на иглы. Они это делают для того, чтобы постель в их норе была мягче и теплее. Представьте, что зверек с самым коротким именем благополучно спит. Дыхание ослабло, сердечко бьется еле-еле. Температура тела упала с 34 градусов до двух. Еж стал холоднокровным. Скрючившись, насекомоядный зверь коротает зиму. Таких зим у него может быть до шести. Вопрос к детям: Если еж перезимовал шесть зим, сколько лет по вашему этому ежику? (ответы детей). Иногда молодые ежата - ежата-первогодки часто замерзают. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, от чего так происходит? (дети высказывают свои гипотезы и предположения). Воспитатель: Действительно, оказавшись без родительской помощи, еще не умея, как следует устроиться на зиму, молодые ежата не в силах пережить долгую, холодную зиму.Опытные же, познавшие на своей колючей шкуре, что такое зимняя стужа, успешно переносят зиму и просыпаются с первым повышением температуры воздуха и окончанием ночных заморозков. Весной еж, спустивший жирок, похож на тряпку. Тело уплощено, колючая шкура болтается, как на вешалке. И если летом он шарил в поисках съестного в темноте, то весной жует почти круглосуточно. Зимовка ежей – это удивительное свойство природы, о котором вы сегодня узнали.
Игра с мячом на ковре: «Подскажи словечко»
- Осенью еж сытый, а весной…… (голодный) - У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные) - У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие) - Ёж маленький, а медведь …….(большой) - Заяц пушистый, а ёж …….(колючий) - У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий) - У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая) - Ёж зимой спит в норе, а медведь …… (в берлоге) - Заяц летом серый, а зимой …….(белый) - Еж летом бодрствует, а зимой…….(спит). Воспитатель: Ежик, теперь ты много знаешь и про зимовку зверей и про то, как звери готовятся к зиме, как делают заготовки припасов и меняют свои шубки.
IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.
На данном этапе происходит вовлечение детей в процесс самостоятельного применения ранее полученных знаний в ходе опытно-экспериментальной деятельности. Мы, с ребятами хотим показать тебе еще одно удивительное свойство природы. Мы хотим подарить тебе твои любимые лакомства. Это будет нашим подарком для тебя. Ребята, давайте начнем превращение. Дети проводят эксперимент с проявлением рисунка, нарисованным лимоном.
Воспитатель предлагает детям при помощи ватной палочки, смоченной в соке лимона, контуром изобразить любимое лакомство ежей на листе бумаги. Затем, кисточкой нанести на нее «волшебную» воду, заготовленную заранее. Воспитатель: Смочите свои кисти, и проведи ими по листу бумаги. Ежик, смотри, что происходит у ребят с их листочками. На листах у детей проявляется изображение, нарисованное ранее лимоном. Происходит химическая реакция при смешении воды с легким йодным раствором, который налит в банки- непроливайки. Воспитатель: Смотрите ребята, у всех вас проявились любимыелакомства ежей. Ежик, мы правильно угадали все то, что ты любишь? Ежик: Да, спасибо, вам, ребята! Хорошо у вас в гостях. Пора мне домой в лес возвращаться на зимовку. Воспитатель: Подожди, Ежик!Ребята, как быть с вашими рисунками? Что нам, с ними делать? (Предположения детей о том, как отправить рисунки ежику). Воспитатель: Давайте скажем Ежику до свидания! Приходи к нам еще на следующий год, как проснешься.
V. Рефлексия (итог).
На этом этапе подводится итог занятия в эмоциональном и смысловом аспекте, определяется результат образовательной деятельности с детьми. Ребята, как думаете, вы помогли сегодня ежику? Вы справились с этой задачей? Какое у вас сейчас настроение, после помощи лесному зверю? Что было для вас самым сложным, когда вы помогали ежику? Какое новое свойство природы вы сегодня узнали? С чем вы справились быстрее всего?

Младшая группа Тема: «Кто как готовится к зиме»Программное содержание:1. Знакомство с характерными особенностями поздней осени и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.2. Знакомство с понятиями «дикие» и «домашние» животные.3. Расширение знаний о диких животных. Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.4. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.

Подготовительная группа тема: «Кто как готовится к зиме».Программное содержание: 1. Закрепление знаний об осени, о временах года, последовательности месяцев в году.2. Формирование обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к изменениям в природе.3. Расширение и обогащение знаний об особенностях осенней природы (наблюдение таких явлений природы как заморозки, первый снег, сильные ветры, дожди, иней, град, туман).4. Расширение знаний о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда. Итоговое мероприятие: викторина «В мире животных».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Младшая группа Тема: «Кто как готовится к зиме»Программное содержание:1. Знакомство с характерными особенностями поздней осени и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.2. Знакомство с понятиями «дикие» и «домашние» животные.3. Расширение знаний о диких животных. Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.4. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.

День недели

Режим

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Понедельник

Утро

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Утренняя гимнастика. «Звериная зарядка»(фонотека)

Д\Игра «Чьи детки»- закреплять знания детей в назывании детёнышей домашних и диких животных.

«Кто в каком домике живет» Цель: учить строить простые поделки из бумаги на основе нового способа конструирования складывания бумаги пополам.

Настольно-печатные игры:Разложи картинки

Цель: учить детей применять свои знания о диких животных, действовать в соответствии с заданием.

«Кто что ест. » Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память

Д\игра: «Собери картинку» - упражнять в умении составлять целое из частей

поощрять участие детей

в совместных играх, создавать игровые ситуации, способствующие форми-рованию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

Закреплять навыки умывания, способствовать выполнеию навыка сознательно и с удовольствием выполнять правила умывания.

внести: иллюстрации по теме: «Зайцы на снегу», Медведь в берлоге», «Белки на дереве» и др.;

атрибуты животных для уголка сюжетно-ролевых игр;

Д.игра «Чья мама»

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Позновательное развитие

Беседа «Поздняя осень». Побуждать детей устанавливать причинные связи: наступила осень, солнце греет слабо, дует сильный ветер, с деревьев опали листья, трава завяла – люди надевают теплую одежду, птицы и звери готовятся к зиме. Рассказать об особенностях состояния конкретных животных в разные сезоны («Медведи, ежики впадают в спячку, птицы собираются в стаи и улетают»).

Худжеств.эстет.развитие(изо)

«Мишка косолапый»(ТРИЗ_РТВ)

Цель: Продолжать развивать умение детей рисовать красками. Закреплять умение набирать небольшое количество краски на губку, закрашивать весь предмет не сдвигая шаблон. Воспитывать аккуратность в работе.

Прогулка:

социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Наблюдение за поведением птиц (солнечн. погода- весело щебечут, пасм.погода- долго неподвижно сидят на ветках)

П/ игра: «Воробушки и автомобили»- ловкость, умение действовать по сигналу.

Трудовая деятельность: подкормка птиц на участке.

Игра с перевоплощением «Лиса»

Цель: Формировать умение детей имитировать характерные для животного движения-действия, применять свои знания и двигательный опыт. Развивать воображение, способствовать снятию эмоционального напряжения.

Учить детей правильно и быстро одеваться на прогулку, аккуратно складывать вещи в свой шкафчик до и после прогулки.

Подвижная игра: «Солнышко и дождик».

Цель: формировать умение соблюдать элементарные правила игры.

поощрять участие детей

в совместных играх, создавать игровые ситуации, способствующие форми-рованию внимательного, заботливого отношения

к окружающим.

Выносной материал

Метелки, лопатки, куклы, одетые по сезону Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, пе¬чатки, карандаши, палочки, ведерки, совочки.ону

Работа перед сном

социально-коммуни-кативное развитие;

прослушивание музыкального альбома: «Времена года»

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие .

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам под музыку

Чтение и восприятие художественной литературы: Е.Трутнева «Белкина кладовая» прогр. сод: учить внимательно слушать лит.произведение, понимать содержание стихотворения. Воспитывать бережное отношение к труду животных.

Рассматривание альбома (с подгруппой детей) на тему «Дикие животные». Ц.: продолжить знакомство с дикими животными

Сюжетно-ролевая игра: «больница для зверят» (игровая ситуация: врач проводит осмотр животных в зоопарке)

Воспитывать умение высказываться, не перебивая друг друга, говорить спокойно. Поощрять попытки детей рассказывать об изображенном на картине, отвечать на вопросы воспитателя, способствовать формированию фразовой речи.

Рисунки «Кто что ест?», «Узнай по контуру»

Конструирование по сказке «Теремок». Учить использовать в постройках деталей разного цвета; стимулировать обыгрывание постройки и включение ее в игру.

Предложить родителям поговорить с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах

Прогулка.

Наблюдение за морозными узорамиЦель: рассмотреть на окне морозные узоры. Выносной материал Деревянные лопатки.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник

Утро

социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие .

Проблемная ситуация: «Зачем зайцу другая шубка?» - продолжать знакомить с жизнью животных в зимнем лесу, учить делать простейшие логич. выводы

Д/и «У кого какая шубка»(в уголке эксперементирования)

Подвижная игра - "Слышим - делаем"(Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.)

Д.игра « Чей хвост»

«Игра с мишкой». Цель: воспитание КГН через сюжетную игру с игрушкой, развитие умения отличать части тела, находить и называть предметы ухода.

Д\игра « Опиши картинку» - составление короткого описательного рассказа из 3-4 предложений. (разв. монологической речи)

Игровая ситуация «Научим мишку делать мыльную пену», «Покажем мишке, как нужно вытирать руки на сухо»

Рассматривание те-мат.альбомов: «Зима», «Зимующие птицы». иллюстрация «Белочкина кладовая», «С кем дружит ель?»

Рассматривание сюжетных картинок, на которых изображено разное количество предметов (один большой мяч и много маленьких)

Беседа «Одежда детей в группе».

проведение с детьми в домашних условиях закаливающих процедур и утренней гимнастики, регулярных прогулок на свежем воздухе с целью со-вершенствования привычки к здоровьесберегающему поведению

Непосредственно образовательная деятельность

Физ.развитие

По плану физ.инструктора Сохранять и укреплять физическое здоровье детей при выполнении различных упражнений.

Соц.коммуникативное

развитие

«Как звери к зиме готовятся?" Карпухина Н.А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром.Ц: продолжать побуждать детей устанавливать простые связи между сезонными изменениями в природе и поведении животных

Прогулка:

социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие; физическое развитие

Наблюдение за следами на снегу - развивать наблюдательность, проявлять смекалку.

П\игра: «Охоткик и зайцы»- воспит. быстроту реакции, ловкость, ориент. в пространстве

Подвижная игра «Птица и птенчики» - разучить правила новой игры; формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Подв. игра «Лохматый пёс»

П.игра Воробушки и кот»

П.игра Мыши водят хоровод».

самоконтроль детей; контроль и оценка их деятельности; последовательность раздевания.

Беседа «Почему нельзя гладить чужую собаку»

Беседа «Драться или договариваться»: развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях.

Формирование представлений о безопасности поведения в повседневной жизни (не трогать и не брать в рот незнакомые растения…)

Выносной материал

Лопатки, карандаши, маски для игр, формочки для игры со снегом, кукла, одетая по погоде, детские игрушечные санки.

Трудовая деятельность: расчистка дорожек от снега.

Работа перед сном

социально-коммуникативное развитие;

Чтение худ. литературы: «Два жадных медвежонка»Цель: формировать у детей умение внимательно слушать сказку, находить иллюстрации, соответствующие данному отрывку. Способствовать развитию интереса к чтению.

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.(картотека)

Чтение: Л.Кондрашенко «Чьи следы на снегу»- учить вним. слушать, разв.мышление.

Д/и по развитию речи: «Сравни разных медвежат»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.(Ушакова, 15)

Этюд «Мы медведя испугались»Цель: учить детей средствами пантомимы изображать себя.

С/р игра «Медвежата»

Цель: развитие у детей способности принять на себя роль животного.

(Краснощекова, 71)

формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам, развивать диалогическую форму речи.

Выставка книг в книжном уголке о животных

«Блоки Дьенеша», «Паз-лы», «Найди пару»

Шапочки медвежат

Ручной труд: «кормушка для птиц»- учить использовать бросовый материал для изготовления кормушек

Прогулка.

Ситуативный разговор «Нужно ли самому уметь одеваться?».Закрепить последовательность одевания и раздевания.организация подвижных игр: «Узнай по голосу», «Мы веселые ребята»; Познавательно-исследовательская:Наблюдения в природе с наступлением осени.Наблюдаем за деревьями: листья разного цвета.

Младшая группа Тема: «Кто как готовится к зиме»

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда

Утро

социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Утренняя гимнастика«Звериная зарядка»(фонотека)

И игра-драматизация по сказке «Теремок», этюды «Дикие животные» развитие пантомимики

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…»

(Н.Д.-Ю.У.) Воспитатель подводит детей к выводу: Какова жизнь белки зимой (особенности питание и обитания). Как люди могут о них заботиться.

Воспитатель предлагает заготовить корм для белок, чтобы можно было их подкармливать зимой.

Изготовление волшебной книги о животных. Актуализировать и обогащать номинативный и предикативный словарь детей по теме «Дикие животные»

д\и: «Что умеют делать звери?»- созд. разнообразных словосочетаний

д\и: «Дикие или домшние» - классификация животных

В процессе игр с игрушками развивать у детей интерес к окружающему миру, знакомить с родной культурой.

Обсуждение «Как звери готовятся к зиме» (установка на сезонные изменения).

Рассматривание иллюстраций к рассказу К.Д.Ушинского «Спор животных»

Дидактические игры: складывание узора из геометрической мозаики, осязательное обследование предмета с закрытыми глазами («Отгадай, что это?»).

Памятка для родителей «Безопасность детей – забота взрослых».

Подбор пальчиковой и дыхательной гимнастик; подвижных, дидактических и речевых игр; артикуляционных упражнений.

Непосредственно образовательная деятельность

Позновательное развитие(ФЭМП)

Игра «Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке».Развивать умения сравнивать предметы по величине, соотносить их. Упражнять в развитие умения ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя (вверху - внизу, впереди – сзади, справа – слева); различать правую и левую руки.

Худ.-эстет.развитие(музыка)

По плану муз.руководителя

Прогулка:

социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие; физическое развитие

Наблюдение за деревьями.Цель: Формировать представления о временах года.

Чтение потешки и выполнение соответствующих движений(Н.Д.-Ю.У.)

«Зашагали ножки – топ, топ, топ!

Прямо по дорожке – топ, топ, топ!

Ну-ка, веселее – топ, топ, топ!

Вот как мы умеем – топ, топ, топ!

Топают сапожки – топ, топ, топ!

Это наши ножки. Цель: Воспитывать умение следить за развитием действия; создавать условия для запоминания потешки.

Подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «Мышки в кладовой»

Цель: Создание бодрого радостного настроения.

Трудовая деятельность: подкормка птиц на участке

Цель: Развивать у детей разнообразные виды движений; учить выполнять движения по образцу.

Игра на гармонизацию отношений «Назови меня ласково» для укрепление психологического комфорта в группе

Самостоятельная деятельность на прогулке.

Игры с выносным материалом.Рули, лопатки, формочки, игрушки, машинки

Трудовая деятельность: размещение кормушек для птиц на участке д\сада

Работа перед сном

Обучение детей аккуратному складыванию вещей в шкафчик. Хороводная игра «Мы по лесу идем»Цель: Продолжать формировать умение детей играть в хороводные игры. Развивать умение ходить по кругу взявшись за руки. Закреплять умение четко проговаривать слова игры.

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам. Гимнастика пробуждения: «Я на солнышке лежу»(картотека)

Чтение: А.Яшин «Покормите птиц зимой» -воспит.желание заботиться о братьях наших меньших.

Полоса препятствий «Лесная тропа»Цель: Формировать умение детей преодолевать полосу препятствия. Развивать ловкость, выносливость. Закреплять умение ходить по ограниченной поверхности удерживая равновесия, умение подлезать под дугу. Укреплять здоровье.(в спорт.уголке)

Игра «Спрячь животных в их домики»

Куда спрячем лису? (в нору).

Куда спрячем зайца? (в заросли).

Куда спрячем волка? (в логово).

Куда спрячем медведя? (в берлогу).

Куда спрячем белку? (в дупло).

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься самостоятельно выбранным делом.

Приучать после игры разбирать постройки, убирать на место строительный материал, аккуратно складывая его.

Оформление развивающей зоны «Животные леса»

Д/и по сенсорному развитию: «Построим зверей на зарядку»Цель: учить детей располагать множество однородных предметов линейно, по возрастанию (убыванию) признака

Прогулка.

Наблюдение за поведением птиц у кормушки П\игра: «Птицы и кошка» (по аналогии Воробушки и автомобиль»)

Младшая группа Тема: «Кто как готовится к зиме»

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг

Утро

социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие .

Утренняя гимнастика «Звериная зарядка»(фонотека

Беседы о жизни животных в лесу «Кто живет рядом с нами?». Рассматривание картинок – слайдов «Животные».

Дидактические игры: «Угадай, кто это» (игрушки диких и домашних животных), «Кто как кричит» (используется запись «Путешествие с Чевостиком»)

Дидактическая игра «Назови маму и детеныша»

Цель: Формировать умение детей узнавать и правильно называть диких животных и их детенышей. Развивать внимание, память.

Дидактическая игра «Собери картинку. Дикие животные»Цель: Формировать умение детей складывать картинку из трех четырех частей самостоятельно. Развивать логическое мышление, память, мелкую моторику рук. Закреплять знания о диких животных.

Полив растений Привлечение детей к показ способа полива Формировать понимание, что растениям необходимы свет и вода, за ними нужно ухаживать. Учить вместе с воспитателем готовить оборудование: приносить лейки, наливать воду в лейки. Воспитывать желание ухаживать за растениями.

Выполнение кгн процедур под песню: «Мы умеем чисто мыться»

Цель: Развитие интереса к музыке и выполнению культурно-гигиенических процедур.

Формировать устойчивое желание в соблюдении культурно-гигиенических навыков.

Рассматривание иллюстраций к книгам Е.Чарушина, В.Бианки.

Сюжетно-ролевая игра: «Семья» (игровая ситуация: собираем крупу для подкормки птиц)

Модели леса, домашних и диких животных

Рассматривание и сравнение животных. Выложить маски для театрализации.

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Памятка «Как обучить ребёнка правилам поведения на улице».

Непосредственно образовательная деятельность

Речевое развитие

Беседа по картине «Белки осенью». Учить рассматривать картинки о животных, развивать умение различать и называть существенные признаки и части тела, обсуждение картины. Упражнять в развитии понимания обобщающего слова (дикие животные); стимулирования употребления в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа (медведь – медведи, заяц – зайцы). Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о диких животных.

Худ.-эстет.развитие(музыка)

По плану муз.руководителя

Прогулка:

социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие; физическое развитие

Подвижная игра «У медведя во бору».

Цель: Продолжать развивать умение детей играть в подвижную игру «У медведя во бору». Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом игры, четко проговаривать слова.

Наблюдение за поведением собак и кошек (поджим лапы от холода, катаются на спине - к холоду)

Дидактическая игра «Что делал (делает) дворник?» (дети называют трудовые действия: чистит дорожки, убирает мусор и т. д.)

Дидактическая игра: «Я одеваюсь сам» Цель: Обогащать представления детей о процессах одевания в осенний период; развивать умение одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами.

Выносной материал: Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, пе¬чатки, карандаши, палочки, ведерки, совочки.

Работа перед сном

социально-коммуникативное разви-тие;

Выполнение движений, соответствующих тексту русской народной песенки «Заинька, походи...»(Н.Д.-Ю.У.)

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Игровая ритмическая гимнастика «Барбарики» - способствовать быстрому пробуждению, укреплению здоровья детей, развитию двигательной активности, упражнять в выполнении вместе с воспитателем простейших движений под ритмичную музыку.

Театр.-игровая деятельность: «Стоит в поле теремок»

Цель: воспитание эмоциональной отзывчивости, стремление выполнять имитационные действия.

(Маханева, 42)

Игровая ситуация«Мама учит зайчонка правильно вести себя за столом»

Цель: формировать у детей культурно-гигиени-ческие навыки самообслуживания, учить правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.

Поощрять желания детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители

Самостоятельные игры для детей: Предложить детям кегли, кольцеброс, мячи.

Цель: Учить самостоятельно развивать двигательную активность, силу, ловкость.

Оформление родительского уголка: Памятки родителям «Профилактика от гриппа», «Плоскостопие и как его избежать».

Прогулка.

Игры детей с выносным материалом. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. П\игра «Лохматый пёс» -учить двигаться в соответствии с текстом, упражнять в беге. «Ловкая пара»Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.игровая дея-ть детей по интересам

Младшая группа Тема: «Кто как готовится к зиме»

День недели

Режим

Интграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница

Утро

. социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие .

Утренняя гимнастика «Звериная зарядка»(фонотека)

Рассказ воспитателя «Как звери в лесу готовятся к зиме»Цель: формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму)(Воронкевич, 30)

Компьютерная презентация«Дикие животные»

Цель: обогащать представление детей о внешнем виде животных, среде их обитания, питании.

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам… » Продолжать формировать навыки гигиены; умываться, расчесывать волосы; вытирать лицо только своим чистым полотенцем; воспитывать желание быть опрятным и аккуратным.

Повторение элементарных правил поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями.

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди предмет желтого (зеленого, красного) цвета».

Вариант конструирования по логическим блокам Дьене-ша: «Найди нужную фигуру»

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

Непосредственно образовательная деятельность

Физ.развитие

По плану физ.инструктора Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить название некоторых видов спорта

Худ.-эстет.развитие

(изо)

Продуктивная деятельность «Морковка для зайки»Цель: Продолжать формировать умение детей лепить из пластилина раскатывая его между ладонями. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.

Прогулка:

социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие; физическое развитие

Наблюдение за сезонным явлением - инеем, заморозкамиЦель: формировать представление об инее как об одном из со¬стояний воды.

И не снег, и не лед,А серебром деревья уберет.

Стоят деревья в инее -То белые, то синие.

Столбами синеватымиСтоят дымки над хатами.

И все на свете в инее -То белое, то синее.

Выносной материал: Лопатки, формочки для игры со снегом, печатки.Подвижная игра«По трудной дорожке».Цель: развивать согласованность рук и ног при движении, чув¬ство равновесия, ловкость

Разучить считалку: Бежит зайка по дороге,

Да устали сильно ноги.

Захотелось зайке спать,

Выходи, тебе искать!

(Н.Д.-Ю.У.)

формирование умений быстро и аккуратно одеваться, правильно обуваться – с подгруппой, индивид. (каждый день)

Самостоятельная

деятельность детей на

участке, игры с выноснымматериалом – развитиенавыков совместной

игровой деятельности

Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки.

Работа перед сном

социально-коммуни-кативное разви-тие;

«Очень, нужен людям сон» Развивать у детей интерес к своему здоровью; учить заботиться о себе; закреплять знания о том, что сон необходим человеку, запоминать правила поведения перед сном; развивать умения делать простейшие выводы. ИГРА "УЛОЖИМ МИШКУ СПАТЬ"

Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожккам

Игра для детей: «Повторяйте за мной» (ходим (дети ходят, шагаем (шагают, Прыгаем, танцуем, приседаем, бегаем и т. д.)Цель: Развивать у детей разнообразные виды движений; учить выполнять движения по образцу.

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как звери готовятся к зиме», просмотр презентации «Как звери готовятся к зиме», беседа по содержанию рассказа;

Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудомРасставлять игрушки.Цели: Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться

Во время вечернего ухода домой продолжать формировать привычку прощаться с педагогами и детьми.

Дидактические игры: складывание пирамидки из 5-8 колец разной величины; складывание узора из геометрической мозаики.

Выложить в уголок рисования бумагу, карандаши, шаблоны.

Прогулка.

Игры детей с выносным материалом. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.Трудовая деятельность Цель: учить правильно пользоваться вениками, лопатками.П/и «Кот и мыши» Цель: учить слаженным действиям по сигналу воспитателя, упражнять в беге.



Предварительный просмотр:

Как помочь птицам пережить зиму

Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, дополнительные подкормки особенно важны для выживания птиц. В суровые зимы, наличие специального жирного, высококалорийного корма поистине становится для многих птиц вопросом жизни и смерти"

Если вы проводите зиму в загородном доме или на даче, проследите, чтобы зимний корм всегда был разложен в вашем саду. Если вы живете в городской квартире, то позаботьтесь о птицах во дворе, в ближайшем парке или у окрестного водоема. Если в вашем окружении есть дети, привлеките их к изготовлению корма и кормлению птиц, ведь для них это прекрасная возможность изучения живой природы и окружающего мира, а также отличный практический урок милосердия.
Готовый зимний корм можно приобрести в садовых центрах или в специализированных магазинах для птиц, а можно изготовить самому - это совсем не сложно и не дорого.

Зимний пирог для птиц

Изготовить настоящий "зимний пирог" для птиц, основным ингредиентом которого является жир, можно так. В глубокой сковороде растопите нарезанный кусочками нутряной жир или сало, добавьте несоленые черные семечки подсолнечника, очищенные несоленые орехи, сухофрукты, сырые овсяные хлопья, тертый (любые из этих ингредиентов, один из них или все вместе - на ваш выбор) в пропорции 1/3 сала или жира на 2/3 остального. Перемешайте и поместите в удобные емкости: упаковки из-под йогурта, половинки кокоса или в специальные кормушки для "птичьих пирогов".

Когда "пирог" застынет – угощение для птиц готово и его можно разместить в саду, закрепить под окном или на дереве. Если у вас в саду есть специальный птичий стол (плоская открытая кормушка), "пирог" можно просто выложить на него. Можно также поместить его в мелкие пластиковые сетки (в таких продаются, например, чеснок или мандарины), их очень удобно прикреплять на гвоздях или ветках деревьев. Однако некоторые исследования показали, что такие сетки могут стать причиной поломанных конечностей у птиц и, например, британское Королевское общество защиты птиц (RSPB ) не рекомендует их использовать.Хороший способ размещения "пирога" - заполнить им, как замазкой, выемки в стволах деревьев в саду или во дворе или размазать его по неровной поверхности коры. Вариант для птиц, предпочитающих кормиться на земле (например, дроздов или крапивников) – разложить жирный корм под живой изгородью, где они ищут пропитание и укрытие.

Всегда размещайте кормушки или корм с расчетом, чтобы у птиц была возможность хорошего обозрения окружающего пространства. Это поможет им вовремя среагировать на приближающуюся опасность (например, кошку , лису или хищную птицу). Не забывайте о свежей воде, которая необходима птицам и зимой. Это особенно важно для регионов, в которых не выпадает снега.

"Идешь по улице и вдруг - тихие трели... Поднимешь голову - и вот они, хохлатые жители лесов... Свиристели прилетают в наши края всего два раза за зиму: в начале, пролетом на юг, и в конце, пролетом на север - летнее место жительства. В городе бывают день-два, объедают рябину и яблоки с китайки и летят дальше... "

Другие зимние угощения для птиц

Это могут быть готовые зимние смеси для диких птиц из специализированных магазинов или домашнее угощение для птиц, которое вы готовите сами из доступных и недорогих продуктов - такие продукты обычно есть в любом доме. И, наконец, перед тем, как выбрасывать ненужные остатки еды, вспомните о птицах, которым столь необходим высококалорийный корм зимой. Вот продукты, которые помогут птицам продержаться до весны:

ОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ «МЕДВЕДЬ В БЕРЛОГЕ»

Для выполнения работы понадобятся:
- картон (фиолетового или синего цвета);
- цветная бумага (зелёного, коричневого цвета);
- белая бумага;
- металлизированная бумага жёлтого цвета;
- вата;
- фигурные и обычные ножницы;
- клей ПВА, кисточка для клея;
- простой карандаш; чёрный фломастер.

Порядок выполнения работы:

1. Педагог готовит для ребёнка заготовки: ёлочки разного цвета (две из зелёной цветной бумаги и две из белой; белые ёлочки должны быть по размеру больше на 5 мм); сугроб из белой бумаги; мордочка спящего медведя из цветной коричневой бумаги;
луна и звёздочки из металлизированной бумаги жёлтого цвета; полоски белой бумаги, вырезанные фигурными ножницами, шириной 1см и разной длины для наклеивания их по краям будущей открытки.

3. В середине сугроба наклеивает мордочку медведя, который спит зимой в своей берлоге.
«Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот,
И, как маленький, сосет»
(В Берестов)

4. Намазав сугроб вокруг мордочки медведя клеем ПВА, выкладываем объемный сугроб из комочков ваты.

5. Затем берём ёлочки зелёную и белую. Намазываем клеем зелёную ёлочку, накладываем на белую ёлочку. Приклеиваем так, чтобы края белой ёлочки были немного видны (снег на ветках ели).

6. Ровно согнуть ёлочки пополам по длине. Помогает педагог.

7. Ребёнок намазывает клеем ПВА: у первой елки левую часть, у второй – правую и приклеивает их рядом друг с другом для получения одной объемной ёлочки. Затем склеить среднюю часть елки.

8. Приклеивает луну и звёздочки.

9. По краям картона наклеивает вырезанные белые полоски для декоративного оформления открытки.

Http://vk.com/public58269624


Митряшкина Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Уголек"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект открытого занятия в подготовительной группе по экологическому воспитанию "Как звери готовятся к зиме"
Дата публикации: 10.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников №4 «Уголек»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе

по экологическому воспитанию

«Как звери готовятся к зиме»
Мыски 2016

Цель занятия:
Формирование представления детей о том, как дикие животные в лесу готовятся к зиме, приспосабливаются к зимним условиям.
Задачи:
 Учить понимать роль человека в сохранении природы, освоение правил поведения в ней.  Развивать эмоциональную сферу детей, логику, мышление.  Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания.  Воспитывать бережное осознанное отношение к миру природы, навыки сотрудничества, самостоятельность.
Ход занятия

Воспитатель:
Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть, меня зовут Наталья Михайловна. Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Возьмитесь все за руки и встаньте ко мне в круг. «Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся». (Садятся на стулья)
Воспитатель:
Дети, сегодня, когда я шла в детский сад, увидела на дереве кормушку, на которой сидели птицы: воробьи, синицы да сорока. И услышала разговор между ними. Сорока рассказывала воробьям и синицам, что им хорошо живется - сытно, их люди подкармливают, а лесным жителям тяжело приходится, они сами запасы делают, да и снег выпал рано. Шла я и думала, чем же можно помочь лесным жителям и пришла к вам за помощью. Может, поможем им, а заодно узнаем, как же они готовятся к зиме. Но прежде, чем отправиться в путь, нам надо вспомнить правила поведения в лесу. (По карточкам-схемам)
«Правила поведения в лесу»
(показ картонок на мультимедиа, дети отвечают полными ответами) Скажите, что обозначает этот знак? - В лесу нельзя шуметь. - Нельзя оставлять мусор. - Нельзя ломать ветки. И если мы с вами будем соблюдать эти правила
, то сохраним природу.

Воспитатель:
А чтобы нам не спугнуть лесных жителей, мы с вами на время превратимся в снежинок, покружимся тихонько, полетаем над жильем лесных зверей. Вставайте ко мне в круг. (Звучит музыка, снежинки летают).
Воспитатель
: Дети, посмотрите, как красиво вокруг, где это мы с вами? (Показ слайдов с лесом) Ответы детей: В лесу.
Воспитатель:
Правильно, мы с вами очутились в лесу. Прислушайтесь, вы слышите эти странные звуки? (Включается запись с голосами диких животных). Чьи же это голоса, попробуйте угадать: -Зимой белый, летом – серый (заяц) -рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу, под кустом (лиса) -кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (белка) -словно елка, весь в иголках (еж) Вы правильно назвали лесных жителей. Только что-то никого не видно. Вокруг одни деревья, как они называются, вы знаете? Ответы детей: перечисляют.
Воспитатель:
Правильно, в лесу много разных деревьев и кустарников, лес – это большой дом, в нем много жильцов, но их не сразу можно увидеть. А вот там, на полянке посмотрите, какой-то сугроб, кто же там может быть? (Показ слайдов с лесом с изображение берлоги медведя, откуда идет пар).
Загадка про медведя:
Зверь мохнатый, косолапый,
Он сосёт в берлоге лапу. Ответы детей: медведь.
Воспитатель:
А что он делает в это время года? Ответы детей: он спит.
Воспитатель:
Правильно, а почему он спит? Ответы детей: он подготовился к зиме и залег в спячку.
Воспитатель:
Как же медведь готовится к зиме, чем он питается? Ответы детей: Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, рыбу, нагуливает на зиму жир.
Воспитатель:
А где будет зимовать медведь? Ответы детей: Зимует медведь в берлоге.
Воспитатель:
Правильно. Из чего же он делает себе постель? Ответы детей: Медведь выстилает берлогу корой, мхом и ветками.
Воспитатель:
Правильно, медведь готовит себе постель в глубокой яме, которую выстилает листьями, сухим мхом, а как только полетят первые снежинки, медведь укладывается в свою теплую постель и проспит всю зиму.
Воспитатель:
Медведю необходимо большое количество пищи, но зимой он не может прокормиться, поэтому он ложится в спячку. Сон у медведя очень чуткий, если сильно шуметь, то он может проснуться. Не будем тревожить медведя, полетим дальше. Какой чистый и пушистый снег кругом. Я вижу чьи-то следы, да как их много. Приглядитесь, следы как - будто петляют, кто же их оставил? А может… -Комочек пуха, длинное ухо -Прыгает ловко, любит морковку. Кто же это? Ответы детей: заяц (Показ слайда с изображением зайца белого)
Воспитатель:
А следы зайца как называются? Заячьи.А где же будет зимовать заяц?
Ответ детей:
Заяц будет зимовать под кустом.
Воспитатель:
Правильно, но в сильные холода он прячется под снег.
Воспитатель:
Скажите, чем питается заяц? Ответы детей: Заяц питается корой.
Воспитатель:
а как же заяц приготовился к зиме? Кто знает? Ответы детей: он меняет цвет шубы, она становится белой.
Воспитатель:
Но меняет он цвет шубы постепенно. Зачем же ему менять цвет шубы? Ответы детей: у зайца много врагов: волки, лисы.
Воспитатель:
Что же зайцу помогает от них спасаться. Ответы детей: Зайцу помогают спасаться от врагов длинные ноги, чуткие уши, и нос.
Воспитатель:
А убегает он от врагов, запутывая следы, говорят еще -
петляет.
Интересно, куда же дальше приведут нас его следы? Посмотрите, да вот же они, прямо возле дерева. А на дереве кто-то сидит.
Загадка про белку:

По веткам скачет, а не птица, Рыжая, а не лисица.
Воспитатель:
Знакома вам она? Ответы детей: да, это белка (Показ слайда картинка белки).
Воспитатель:
Конечно. Вы ничего не слышите? По-моему, заяц с белкой о чем - разговаривают. Может, потихоньку подойдем, послушаем? Ответы детей: давайте.
Воспитатель:
Слышите, заяц белке жалуется, что тяжело ему приходится, от врагов спасаться надо, корм найти, да ночлег. А белка отвечает, что она шубку то поменяла, но боится, не хватит ей запасов.
Воспитатель:
Посмотрите на картинку, раньше белка была рыжая, а сейчас какая? (Серая). Ответы детей: Шубка у белки стала серая, мех стал гуще.
Воспитатель:
Она цвет шубы поменяла, почему? Ответы детей: Так белка от врагов прячется.
Воспитатель:
Где же она будет зимовать? Ответы детей: в дупле, на дереве (показ слайда дерево с грибами).
Воспитатель
: Дупло у белки сухое, чем же она его выстилает? Ответы детей: сухими листьями, травой, мхом.
Воспитатель:
Там зимой у белки сухо и тепло. Она сворачивается клубком и спит. В сильные морозы в одном дупле могут спать несколько белок, чтобы было теплее, вход они закрывают мхом.
Воспитатель:
Интересно, какие запасы готовит белка на зиму, вы знаете? Ответы детей: белка сушит грибы, собирает орехи, шишки, желуди.
Воспитатель:
Белка делает очень много запасов, найдет орех, зароет в яму под деревом, а если вдруг зимой не найдет, то в том месте орех прорастает, а грибы сушит на ветках.
Воспитатель
: Посмотрите, толькогрибов - то у белки мало, вдруг ей не хватит запасов на долгую зиму, может, поможем белке, сделаем для нее грибы? Ответы детей: поможем.
Воспитатель:
Подойдите, пожалуйста, к столу. Скажите, чем питается белка? Ответы детей: (перечисляют).
Воспитатель:
Мы с вами будем делать для белки грибы. Для этого мы используем желуди и скорлупу от грецкого ореха.
Воспитатель:
(Звучит музыка леса). Правильно, скорлупку и желудь мы соединим между собой с помощью пластилина. Вот и получились у нас грибы для белки. Может, угостим ее? (Раскладываем сделанные грибы возле дерева на макете) Теперь ей хватит запасов. Не будем отвлекать белку, полетим дальше.
Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки (Садимся на стулья).
Воспитатель:
Посмотрите, куда это мы прилетели! (Показ слайда) Поляна, а на ней пень! А под ним кто-то шуршит. Слышите? Кто же это может быть?
Загадка про ежа.
В густом лесу под елками, осыпанной листвой, Лежит клубок с иголками, колючий и живой. Ответы детей: еж.
Воспитатель:
Как вы думаете, что он там делает? Ответы детей: он готовит постель.
Воспитатель:
А как же он ее готовит? Ответы детей: он катается клубком и собирает на колючки сухую траву.
Воспитатель:
Где же будет зимовать еж? Он делает углубление в земле и в него укладывается. Почему же еж спит зимой? Ответы детей:ему нечего есть.
Воспитатель:
Чем же он питается? Ответы детей:Еж насекомоядный, а еще он ест мелких грызунов.
Воспитатель:
Так вот про кого сорока рассказывала птицам - про ежа Как - бы не замерзнуть ему в сильные холода.
Воспитатель:
Можем, поможем ежику, сделаем для него теплую постель? Для этого мы будем использовать бумагу. Какого цвета бумага лежит перед вами? Почему мы взяли бумагу именно такого цвета? Ответы детей: цвет листьев осенних. Ответы детей: Потому что еж готовит себе постель осенью, а листья в это время года начинают желтеть.
Воспитатель:
Правильно, но сначала мы их разомнем наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика про ежа.
По сухой лесной дорожке (постукивать кулак о кулак) топ – топ – топ - топочут ножки (кулаками по столу) Ходит, бродит, вдоль дорожек (кулак о кулак) весь в иголках серый ежик (поочередно соединять кончики пальцев обеих рук с большим пальцем) Ищем ягоды, грибочки для сыночка и для дочки (поочередно загибать пальцы обеих рук, начиная с большого).
Под музыку «Звуки леса»

Воспитатель:
Ну вот, теперь приступаем. Берем лист бумаги, пальцами одной руки зажимаем его, а пальцами другой руки плавными движениями по нарисованному контуру начинаем отрывать край бумаги. Вы все справились, молодцы.
Воспитатель:
Сколько листьев у нас получилось, теперь ежу будет тепло. Возьмем листья и накроем ими ежа? (подходим к макету, ежа укрываем сделанными листьями).
Воспитатель:
Посмотрите, лесные жители теперь готовы к зиме, вы в этом им тоже помогли, а нам с вами пора возвращаться. (
Звучит музыка, полетели снежинки, сели на стулья).

Воспитатель:
Дети, как вы думаете, мы с вами помогли ежу и белке? Ответы детей: помогли.
Воспитатель:
Что мы с вами делали?
Ответы детей:
Для белки – грибы, для ежа – листья. Оказывается, все лесные жители по- разному готовятся к зиме. У каждого из них свое названье жилища, скажите, кто, где будет зимовать? Ответы детей: Медведь будет зимовать в берлоге, заяц в сильные холода будет зарываться под снег или прятаться под кустом, белка будет зимовать в дупле, еж под пнем в углублении
(закрепление).

Игра «Так бывает или нет»
Помогите мне дети, иду я по лесу, снег скрипит под ногами, а навстречу мне еж катится. Так бывает или нет?
Воспитатель:
почему? Ответы детей: потому что еж ложится в спячку.
Воспитатель:
как-то раз зимой была в лесу и видела, как медведь малину ел, так бывает или нет? Ответы детей: Нет, потому что медведь ложится в спячку.
Воспитатель:
В лесу живет много зверей, но в этот раз мы их не встретили, вы их сможете найти на этих картинках и узнаете, кто еще живет в лесу (Раздать всем детям картинки с перепутанными животными). Всем спасибо.

Задачи приоритетной образовательной области:

  • «Познавательное развитие»

Расширять и систематизировать элементарные представления о представителях животного мира, представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Развивать умение ориентироваться в пространстве, самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения. Совершенствовать речь как средство общения, умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, воспитывать культуру речевого общения

Образовательные задачи в интеграции с образовательных областей:

  • «Речевое развитие» — Владение речью как средством общения.
  • «Физическое развитие» — Формирование мелкой моторики рук.
  • «Социально-коммуникативное развитие» — Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости.

Планируемые результаты НОД:

Целевые ориентиры: формирование воображения, интересов детей, эмоциональной отзывчивости. Становление самостоятельности, целенаправленности и собственных действий. Формирование готовности совместной деятельности со сверстниками. Владение речью как средством общения.

Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности;

Познавательные — умение искать пути решения поставленным задачам.

Регулятивные – Умение осуществлять действия по заданному правилу.

Оборудование для педагога: ноутбук, картинки, видеокамера.

Оборудование для детей: конверты с разными картинками, микрофоны на пол группы, картинки с животными.

Ход познавательного развития в интеграции с речевым развитием.

Дети играют. Вдруг слышится звук пришедшего письма на электронную почту.

Воспитатель. Ребята, вы слышали — нам пришло письмо на электронную почту. Давайте посмотрим кто же его нам отправил (воспитатель открывает видео письмо)

Текст письма: «Здравствуйте, ребята МДОУ №14, подготовительной группы. Я Снеговик, помощник Деда Мороза. Дед Мороз поручил мне создать лесной журнал «Кто как зиме готовится». Но у меня очень мало информации на эту тему. Помогите мне, пожалуйста. Я слышал, что ребята вашей группы много знают о жизни зверей и птиц. Заранее благодарю. Снеговик».

Воспитатель. Ребята, ну что, поможем Снеговику? Всё, что мы сегодня будем делать, Анастасия Владимировна будет снимать на видеокамеру, чтобы мы могли видео отправить Снеговику на электронную почту и сами посмотреть, родителям показать, как мы работали, собирали информацию для журнала.

Воспитатель. В нашей группе спрятались звери, чтобы их найти, вы должны точно следовать инструкции, уметь ориентироваться в группе. Давайте разобьёмся на пары. Я дам вам карточки-схемы, по ним вы найдёте картинку с животным, о котором вам нужно будет рассказать. Рассказы мы построим как интервью, один из вашей пары будет журналист. Что делает журналист? (ответы детей)

Воспитатель. Правильно, задаёт вопросы. Кто из вас будет журналистом? Как можно выбрать журналиста? (ответы детей: договорится, по жребию или др.)

Дети выбирают, кто будет журналистом, берут карточку=схему ищут животное. По очереди берут друг у друга интервью. Дают развёрнутые ответы на вопросы. Воспитатель тоже работает в паре с ребёнком.

Воспитатель. Ребята, чьё интервью было более развёрнутым? Давайте проголосуем смайликами. (дети голосуют)

Воспитатель . Ребята, какие задания мы могли бы придумать для журнала, чтобы читатели могли проверить свои знания? (ответы детей)

Воспитатель. Давайте проверим себя и выполним задания. Но сначала поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра .

Мальчик-пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках,

Встретил белочку, лисичку,

Встретил лося и синичку,

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(загибаем пальчики при перечислении)

Воспитатель . Ну что, готовы выполнять задание? Тогда приступаем.

Игра «Собери картинку»

Дети берут конверт с разрезной картинкой, собирают её и называют животное.

Дидактическое упражнение «Подбери определения»

Волк (какой) – серый, зубастый, страшный, …

Медведь (какой) – бурый, косолапый, неуклюжий, …

Лиса (какая) – хитрая, пушистая, рыжая, …

Ёж (какой) – колючий, маленький, …

Заяц (какой) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…

Игра «Кто где живет? »

(дети показывают картинку, отвечающую на вопрос)

(Кто) юркнула в дупло. (Кто) шмыгнул в логово.

(Кто) залез в берлогу. (Кто) забрался под листья.

(Кто) спряталась в нору. (Кто) укрылся под кустом.

Ира «Придумай загадку»

Дети, основываясь на свои знания, придумывают загадки.

Светлана Зазерская
Конспект занятия в подготовительной группе «Как звери готовятся к зиме».

Цель : формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.

Задачи :

Уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени;

Систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме , умение определять отличительные признаки животных;

Обогащать и активизировать словарь по теме, учить вступать в общий диалог, развивать его и заканчивать;

Воспитывать бережное отношение к миру природы, к диким животным, проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Предварительная работа :

Наблюдение за изменениями в природе осенью;

Беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме , загадки, стихи о животных;

Рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания;

Чтение рассказов В. Бианки «Хвосты» , «Тайна ночного леса» , В. П. Краснопевцев «Как животные служат людям» ;

-дидактические игры : «Когда это бывает?» «Дикие животные» , «Времена года» , «Какое время года хозяйничает в лесу» , «Волшебный круг» ;

Экскурсии по экологической тропе «В гости к Старичку-Лесовичку» ;

- тематические физминутки : «Зайка» , «Мишутка» , пальчиковая гимнастика «Лиса и волк» ;

Оборудование :

Интерактивная доска

Трафареты осенних листьев, фломастеры

Музыкальное сопровождение О. П. Радынова «Природа и музыка» .

Ход НОД

Дети, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь.

- А сейчас послушайте : далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.

Я, думаю, вы догадались, о чём идет речь? (ответы детей)

Дети, а где мы можем увидеть все времена года, не выходя из нашей группы ? (ответы детей)

На доске «волшебный круг» (слайд 1)

Дети, а это что за знаки? (приметы)

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Каждой примете свое время или место» .

(дети выполняют задание)

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Дети, посмотрите в окно и скажите, как вы думаете, какую дочь послал на землю отец Круглый год? (осень)

А какие задания он дал дочери? (ответы детей)

Дети, вы не заметили никаких изменений, когда утром шли в д/с?

- А я заметила : мы часто ходим в гости к «Старичку-Лесовичку» , а сегодня его домик пуст (слайд2)

Как вы думаете, куда он мог уйти? (ответы детей)

Какие хлопоты и у кого в осеннем лесу? (ответы детей)

Дети, вы хотели бы посмотреть, что там происходит?

Давайте скажем волшебные слова и отправимся в лес :

Вокруг себя повернись, в осеннем лесу окажись (слайд 3)

Посмотрите, как красиво в осеннем лесу.

Лес для кого является домом? (ответы детей)

Дети, вы знаете как готовятся к зиме животные ?

Давайте посмотрим, с кем будет первая встреча. (Белка)

Как готовится белка к зиме ?

Белка к зиме меняет цвет шубки с рыжей на серую. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба или куницы. Кроме того, шубка становится более теплой и пушистой. В самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы : осенью белочка таскает туда опавшие листья, сухой мох, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белка очень запасливый зверек . В дупле она устраивает много кладовых. Там хранятся орехи, шишки, желуди, грибы…

Дети, вы знаете, чем служит хвост у белки? (рулем) .

Когда белка прыгает с дерева на дерево, то она расправляет свой пушистый хвост и он, как парашют, поддерживает ее в воздухе. А в зимнюю стужу, белка прикрывается хвостом, как одеялом.

С кем будет следующая встреча? (Заяц)

- Готовятся ли зайцы к зиме ?

Зайцы меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой его не было видно на снегу. А ещё белая шубка – тёплая. Питается заяц корой деревьев, молодыми веточками.

А как заяц устраивает себе домик?

Оказывается, у него нет отдельной норки. Днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать.

Дети, а вы знаете, как меняется цвет шубки у зайчика? (показ рисунка)

Все они приспособились к жизни в лесу. О них никто не заботится, они сами добывают себе пищу и защищаются от врагов.

А сейчас мы немного отдохнём : физминутка «Зайка» .

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки.

Шорох тихий раздаётся :

Кто-то по лесу крадётся.

Заяц путает следы,

Убегает от лисы.

Прыгнул в бок и обернулся

И под кустиком свернулся.

Словно беленький клубок –

Чтоб никто найти не мог.

С кем следующая встреча? (Медведь)

Дети, вы знаете, как готовится медведь к зиме ? (много ест, запасает жир, устраивает берлогу)

Медведь за лето и осень очень сильно толстеет, набирает жир. А к поздней осени, среди бурелома, под корнями упавших деревьев устраивает берлогу. Дно выстилает еловыми ветками, сухими листьями и засыпает на мягкой подстилке на всю зиму.

Чем питается медведь? (ягодами, мёдом, кореньями, грибами, рыбой, лягушками)

Медведь - хищное животное.

Дети, а вы знаете почему так говорят «сосёт лапу» . Просто в середине зимы кожа на лапах у медведя начинает чесаться, зудеть, меняться. Вот медведь во сне и слизывает старую кожу.

Пока вы рассказывали о животных, я собрала осенние листочки. Но листочки эти не простые : здесь есть задание. Если вы соедините точки, то узнаете, с кем мы встретимся в следующий раз в осеннем лесу.

Самостоятельная работа детей.

А сейчас нам нужно возвращаться в д/с. Листочки возьмём с собой, сделаем в группе красивый осенний букет, а вот нашим лесным жителям я захватила подарки (корзина с шишками, желудями, орехами)

-Говорим волшебные слова :

Вокруг себя повернись, в д/с окажись.

Дети, что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Что нового узнали о животных?

Сама природа приспособила животных к зиме , но и человек должен заботиться о животных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: