Игра в подготовительной группе картотека с целями. Подвижных игр подготовительная группа

Игровая деятельность - это единственно эффективный способ для ребёнка обогатить свой социальный опыт, расширить границы познания. Забавы нельзя воспринимать только как способ развлечения малышей, это совершенно отдельный мир, разнообразие и потенциал которого открывает широкие образовательные возможности и для родителей, и для педагогов детского сада. В этом контексте стоит отдельно остановиться на играх в подготовительной группе для детей 6–7 лет, которые в скором времени перейдут на следующую образовательную ступень и станут школьниками. То есть для них важно не только достичь определённого уровня физического и интеллектуального развития, овладеть необходимыми навыками, но и успешно адаптироваться в новой среде.

Суть игровой деятельности в детском саду

Игра в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является формой общественной жизни ребёнка, способствующей его физическому, психическому и интеллектуальному росту, а также воспитывающая волевые, нравственные качества и творческие способности.

В игре дети учатся быть креативными

Цели

Исходя из определения игровой деятельности, можно составить перечень целевых ориентиров, определяющих её значимость в детском саду.

Обучающие

К этой группе относится:

  • организация познавательной деятельности (как следует из практики, в игровой форме дети быстрее усваивают новые знания);
  • расширение кругозора (новые виды активности или иные формы уже знакомых игр раскрывают для детей некоторые неизвестные явления и факты, например, проводя в подготовительной группе игру-исследование по выращиванию цветка, ребята знакомятся с понятием «черенок», разбирают такое явление, как «анабиоз» и пр.);
  • формирование навыков и умений (например, в процессе игр на прогулке дети учатся, помогая дворнику, убирать снег с дорожек, при этом игровое задание состоит не только в качестве уборки, но и в скорости, что воспитывает чувство здоровой конкуренции).

Развивающие

В этом случае миссия игры заключается в развитии:


Воспитательные

Часть триады целевого компонента образования в игре реализуется воспитанием:

  • самостоятельности (в процессе игровой активности дети 6–7 лет не только сами выполняют игровые действия, но и придумывают правила, например, для сюжетно-ролевых забав);
  • саморегуляции (ребята учатся не бросать начатое, доводить дело до конца, не поддаваться сиюминутным чувствам);
  • общительности (взаимодействие в большинстве игр подразумевает коммуникацию друг с другом и со взрослым);
  • чувства сотрудничества;
  • нравственных и эстетических позиций.

Задачи

В контексте реализации поставленных целей, организуя и проводя игры, педагог решает следующие задачи:


Классификация видов игровой деятельности

Существует несколько подходов к разделению забав на виды. В ДОУ принято использовать классификацию, сочетающую в себе факторы содержания, степени самостоятельности и форму организации.

Дидактические

Это забавы, в которых есть

  • чёткие рамки деятельности каждого из участников;
  • строгие правила;
  • цель и непременный конечный результат.

Эти игры используются для знакомства с новым материалом (например, игра-эксперимент по определению скорости таяния снега при разной температуре), закрепления знаний (например, для отработки сложения в пределах 10 дети складывают пазлы, в которых недостающие элементы - это слагаемые или сумма).

Виды дидактических игр

Для формулирования выводов относительно уровня развития игровой деятельности у ребёнка педагог использует полученные результаты, описывая их в свободной форме с опорой на полученные данные.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Речка—берег

Ход игры : на игровой площадке проводят 2 параллельные линии. Между ними — «река». Все игроки становятся на берег или на оба берега «реки». Ведущий быстро говорит «В реку!», и игроки прыгают в реку. Ведущий кричит «На берег!», и игроки прыгают на берег. Игрок, который ошибся, выходит из игры. Выигрывает последний игрок, ни разу не ошибившийся. Он становится новым ведущим.

Особые замечания: ведущий может ускорять темп. Все проигравшие игроки после окончания игры прыгают на одной ножке вдоль «речки».

Царица-рыба

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: красивый платок или венок, 4 шеста с цветными ленточками.

Ход игры : из игроков выбирается «царица- рыба». Ей на голову надевают яркий платок или венок. «Рыба» становится в центр хоровода, который изображает рыбацкую сеть.

Фрагмент игры

Около хоровода ставятся 4 шеста с цветными ленточками. «Рыба», пробравшись между рук игроков, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если «рыбу» не поймали, она продолжает играть и возвращается в хоровод. «Рыбак», поймавший «рыбу», становится на ее место.

Особые замечания: «рыба» не может разрывать круг, а только проскальзывать под руками.

Водяной

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: в центре игровой площадки чертят круг — «озеро» или «болото», в котором живет Водяной. Все игроки -— дети, а один -— Водяной. Он говорит: «Я водяной, я водяной, поговорил бы кто со мной!» Дети бегают вокруг «озера» и кричат: «Водяной, поиграй со мной!»

Водяной бегает по «озеру» и ловит тех играющих, которые слишком близко подошли к нему. Пойманных детей Водяной забирает к себе в «озеро». Игра продолжается до тех пор, пока Водяной не переловит большинство детей.

Особые замечания: Водяной не может выйти за пределы своего круга-«озера». Те, кого он поймал, тоже могут помогать Водяному.

Морские фигуры

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, расширение эрудиции.

Атрибуты: несколько стульев.

Ход игры : по игровой площадке расставляются стулья. Ведущий — капитан. Он дает каждому игроку название какого-нибудь предмета из корабельной обстановки. Капитан начинает двигаться за спинами сидящих по кругу и рассказывать о плавании на корабле, называя при этом предметы, необходимые для морского плавания. Каждый названный капитаном «предмет» встает. Они выстраиваются друг за другом за капитаном. Когда встали все игроки, капитан кричит: «На море шторм!» Дети двигаются, изображая волны. Капитан командует: «На море штиль!» Дети стараются как можно скорее занять свои места на стульях. Оставшийся без стула становится капитаном и начинает игру заново, рассказывая свою историю.

Особые замечания: строиться за капитаном игроки должны в порядке названных им предметов. Садиться можно не только на свой, но и на любой свободный стул.

Ловись, рыбка, большая и маленькая!

Цель игры: развитие двигательных способностей, внимания, координации, быстроты реакции.

Атрибуты: шнур или веревка длиной 4—5 м с привязанным на конце мешочком с песком.

Ход игры : все игроки-«рыбки» становятся в круг. Один игрок — «рыбак» — становится в круг и начинает вращать веревку с мешочком, которая, скользя по полу, проносится под ногами играющих. «Рыбки», внимательно наблюдая за движением мешочка, следят, чтобы он не задел их, и подпрыгивают. Тот, кто заденет мешочек или веревку, становится в середину и начинает вращать веревку.

Особые замечания: при вращении веревки «рыбки» не могут отходить от своего места.

Судак и плотва

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : на площадке проводят две линии на расстоянии 15 м друг от друга. Один из игроков — «хищный судак», все остальные — «шустрая плотва», поделенные на 2 команды. «Плотвички» встают лицом друг к другу по противоположным линиям. По команде ведущего они одновременно перебегают к другой линии. «Судак» старается осалить — «поймать» как можно больше «плотвы». Осаленные игроки выходят из игры.

Особые замечания: проигрывает та команда, в которой осалено большее число игроков.

Черепашки-футболисты

Атрибуты: футбольный мяч.

Ход игры: из числа игроков выбирается ведущий — «большая черепаха». Он берет в руки мяч. Остальные игроки-«черепашки» сидят на площадке в разных местах.

По сигналу ведущего «Игра!» — «большая черепаха» бросает мяч, стараясь попасть им в одного из игроков. Попадание засчитывается в том случае, если мяч коснулся любой части тела, кроме ног. Если ведущему это удалось, он меняется местами с «черепахой», в которую попал мячом и которая зарабатывает штрафное очко. Если же «большая черепаха» попала в ноги или промахнулась, то игроки, получив мяч в свое распоряжение, начинают передавать его друг другу ногами, передвигаясь в упоре лежа. «Большая черепаха» старается перехватить мяч и с того места, где ему это удалось, снова попасть в кого-либо из «черепашек». Игру выигрывают те «черепахи», которые за назначенное для игры время не получили ни одного штрафного очка.

Особые замечания: «большая черепаха» может бросать мяч только с того места, где ей удалось его перехватить. Передвижение по площадке с мячом запрещено. Если мяч укатился за пределы игровой площадки, «черепаха» бросает его с края площадки. «Черепашки» могут защищаться от попадания, поворачиваясь и выставляя ноги навстречу мячу или передвигаясь в упоре лежа.

Река впадает в море

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : все игроки — это река. Они встают в несколько колонн с одинаковым количеством человек. По сигналу ведущего «Реки текут!» все бегут друг за другом в разных направлениях, придерживаясь колонн. На сигнал «Море!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги- моря. Выигрывают те игроки, которые быстрее построят круг.

Особые замечания: все действия следует производить по сигналу.

Рыбаки

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: шнур длиной 3—5 м.

Ход игры: из шнура выкладывается круг — «сеть» в центре игровой площадки. Все игроки — «рыбки». Трое — «рыбаки». «Рыбаки» встают в центр круга. «Рыбки» бегают по всей площадке, забегая иногда в круг. «Рыбаки» пытаются поймать их.

Особые замечания: ловить «рыбок» можно только в кругу. Пойманные «рыбки» выбывают из игры.

Рыбки и рыбаки

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: игроки делятся на 2 группы и становятся друг против друга на расстоянии нескольких шагов. Одна группа — «рыбаки», другая — «рыбки». .

Начинает игра с разговора. «Рыбы» спрашивают:

— Что вы делаете?

— Невод вяжем.

— Что вы будете неводом делать?

— Рыбу ловить.

— Карася!

— А попробуйте!

«Рыбы» разворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый «рыбак» старается поймать одну из «рыб». Потом игра начинается вновь, но называется уже другая «рыба».

Особые замечания: ловить «рыб» можно только на границах моря. «Рыба» считается пойманной, когда «рыбак» дотрагивается до нее рукой.

Акула

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: веревка длиной 2—3 м, колышек, стул.

Ход игры: все игроки — «рыбки». Один игрок — «акула». На одном конце веревки делают петлю и надевают ее на колышек, закрепленный в земле, в центре площадки.

Можно привязать веревку к стулу, стоящему в центре.

«Акула» берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы она была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-«рыбкам», которые разбрелись по площадке-морю, надо прыгать через нее.

Особые замечания: «рыбки», задетые веревкой, считаются съеденными «акулой».

Прыжок через веревку

Рыбы и крокодилы

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Атрибуты: резиновый мяч среднего размера.

Ход игры: в центре поля очерчивают большой круг диаметром около 4 м. Игроки делятся на 2 команды — «рыб» и «крокодилов». «Рыбы» защищают свой дом, а «крокодилы» на них нападают. Игроки-«рыбы» входят в круг, а игроки-«крокодилы» окружают их за чертой, отойдя друг от друга на приблизительно одинаковое расстояние. Получив мяч от ведущего, нападающие 3 раза подряд перебрасывают мяч над кругом. Это условие для начала игры. В это время «крокодилы» не имеют права ударять находящихся в кругу, а те не могут прыгать и ловить мяч. После 3 перебросов игроки-«крокодилы» стараются уловить момент и ударить по кругу. Кто находится в кругу, стараются избежать ударов — защищаются, т. е. «рыбы» ловят мяч или стремятся удержать его в кругу. В случае удачной защиты игроки меняются ролями.

Особые замечания: если удар «крокодилов» достиг цели и мяч вылетел из круга, то защитник, в которого попал мяч, выбывает из игры. Если мяч не достиг цели, из игры выходит тот игрок- «крокодил», который бросал мяч.

Щука и караси

Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции.

Ход игры: на противоположных концах игровой площадки очерчиваются 2 «залива», в которых живут «караси». Расстояние между «заливами» примерно 10—15 м. Все остальное пространство игровой площадки — «река». Из игроков выбирается «щука», все остальные — «караси». «Караси» встают все вместе в одном из «заливов», а «щука» — посередине «реки». «Шука» говорит «Раз, два, три!», и все «караси» начинают переплывать к противоположному заливу. «Щука» ловит «карасей». Пойманный «карась» становится на середину игровой площадки. «Щука» опять считает, «караси» опять переплывают и т. д.

Пойманные «караси» встают посередине «реки», держась за руки, и образуют сеть. «Караси» продолжают переплывать из одного «залива» в другой, но теперь уже проходя через сеть. «Щука» ловит выбегающих из сети «карасей».

Все пойманные «караси» присоединяются к сети, и теперь из нее образуется круг — корзина. Непойманные «караси» пробегают через корзину, а «щука» ловит их. Когда «карасей» остается очень мало, пойманные образуют верши — встают в 2 ряда, лицом друг против друга, образуя коридор. «Шука» становится в 2 м от вершей и ловит «карасей» у выхода из них. Игра заканчивается, когда все «караси» пойманы.

Особые замечания: на счет «Три!» все «караси» должны начать перебегать из одного «залива» в другой. Пойманные «караси», стоящие в сети, корзине или вершах, не препятствуют передвижению остальных «рыб». Все «караси» при перебежке должны забегать в сеть, корзину или верши. Игроки, образующие корзину, могут поймать «щуку», если им удастся закинуть сплетенные руки за «щуку» и загнать ее в корзину. Если «щука» попадется в корзину, все пойманные «караси» отпускаются и выбирается новая «щука», а бывшая становится «карасем».

Рыбы в сети

Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции.

Ход игры : в центре игровой площадки очерчивается большой круг. Из числа игроков выбираются 3 «рыбы», остальные игроки образуют сеть, встав в круг и взявшись за руки. По сигналу ведущего — «рыбака» — круг начинает двигаться вправо, а «рыбы» бегают в кругу. По сигналу «рыбака» круг останавливается, и «рыбы» стараются выбраться из сети. Они могут пробегать под руками стоящих в круг игроков, перепрыгивать через руки или силой пробиваться между ними. Другие игроки препятствуют им, приближаясь друг к другу, приседая и т. д. «Рыбам» на выход из сети дается 1 минута. После этого игра прекращается, и выбираются новые «рыбы».

Особые замечания: если «рыба» просунула сквозь сеть голову, она считается свободной.

Жмурки «Кот и котята»

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : все игроки — «котята», они идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку и ведя игрока-«кота» с завязанными глазами. «Кота» доводят до двери, ставят на порог, просят взяться за ручку и начинают с ним такой разговор:

—- Кот, кот, на чем стоишь?

— На дубу!

— За что держишься?

— За сук!

— Что на суку?

— Что в ульях?

— Кому да кому?

— Мне да сыну моему!

— А нам что?

— Песка да глины!

Дети начинают петь песенку:

Кот, кот Опанас,

Ты лови два года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

При последних словах дети-«котята» разбегаются в стороны, а «кот» старается кого-нибудь из них поймать. «Котята» вертятся вокруг «кота», дразнят его, дергают за одежду.

Особые замечания: осаленный «котенок» выходит из игры.

Палочка-выручалочка

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: небольшая палочка.

Ход игры : все игроки — дети. Один игрок, выбранный по считалке, — Колдун. Он отбегает от детей и встает лицом к стене. У стены лежит палочка-выручалочка. Колдун берет в руки палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не найма. Кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов Колдун ставит палочку у стены и идет искать. Заметив одного из игроков, он громко называет его по имени, быстро подбегает к стене, берет палочку в руки, стучит ей о стену и кричит: «Палочка-выручалочка (имя найденного игрока) нашла!» Названный и «застуканный» игрок выходит из игры, а Колдун идет искать следующего. Если игра продолжается после того, как Колдун всех поймал, на его место становится тот, кого поймали первым.

Если какой-нибудь игрок, будучи замеченным Колдуном, добежит до палочки раньше его, он быстро берет палочку и со словами «Палочка, выручай!» стучит ею по стене и бросает как можно дальше. Пока Колдун ищет палочку, игрок прячется заново. Колдун находит палочку, кладет ее на прежнее место и снова идет искать.

Особые замечания: пока дети прячутся, Колдун стоит лицом к стене и считает до 20; искать детей он должен по всей площадке, не задерживаясь около палочки.

Колпак

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : из игроков выбирается ведущий. Он говорит:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Игроки встают в круг и сначала, когда ведущий в первый раз произносит слова, они просто слушают. При втором повторе игроки должны слово «треугольный» заменять показом треугольника из пальцев. При третьем повторе игроки должны слово «колпак» заменять показом колпака над головой с помощью рук.

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

(6 – 7 лет) ,

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

(Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.)

    Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.

    Формировать представления об активном отдыхе. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.

    Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

    Учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве.

    Учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.

    Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности.

    Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).

Перечень подвижных игр:

Подвижные игры с бегом:

«Быстро возьми, быстро положи»,

«Перемени предмет»,

«Ловишка, бери ленту»,

«Совушка»,

«Чье звено скорее соберется?»,

«Кто скорее докатит обруч до флажка?»,

«Жмурки»,

«Два Мороза»,

«Догони свою пару»,

«Краски»,

«Горелки»,

«Коршун и наседка».

Подвижные игры с прыжками:

«Лягушки и цапля»,

«Не попадись»,

«Волк во рву».

Подвижные игры с метанием и ловлей:

«Кого назвали, тот ловит мяч»,

«Стоп», «Кто самый меткий?»,

«Охотники и звери»,

«Ловишки с мячом».

Подвижные игры с ползанием и лазаньем:

«Перелет птиц»,

«Ловля обезьян».

Эстафеты:

«Веселые соревнования»,

«Дорожка препятствий».

Подвижные игры с элементами соревнования:

«Кто скорее добежит через препятствия к флажку?»,

«Чья команда забросит в корзину больше мячей?».

Народные игры:

«Гори, гори ясно!»,

Подвижные игры с бегом

КАРТОЧКА № 1

«Быстро возьми, быстро положи»

Цель:

Совершенствовать навыки детей бега в быстром темпе, развивать ловкость.

Оборудование: стулья, погремушки или кубики, корзины.

Описание:

На одной стороне площадки стоят 3-4 стула, на каждом по 2-3 погремушки или небольших кубика. На другой стороне на расстоянии 5-6 м стоят 3-4 ящика или корзины. Трем-четырем детям предлагают взять по одному предмету, бегом перенести их и положить в ящик. Физически крепким детям можно добавить еще один предмет или немного (на 1-2 м увеличить расстояние для бега). Детей подбирать примерно одинаковых по силам.

Подвижные игры с бегом

КАРТОЧКА № 2

«Перемени предмет»

Цель:

Развивать быстроту бега, умение быстро реагировать на сигнал.

Оборудование: мешочки с песком, кубики.

Описание:

На одной стороне площадки чертят 4- 5 кружков на расстоянии одного шага один от другого, в каждом по мешочку с песком. На противоположной стороне выстраиваются играющие в 4-5 колони против каждого кружка. Каждый первый в колонне получает кубик (шишку, камешек). По сигналу дети бегут к кружкам, кладут в них кубики, берут мешочки с песком и возвращаются на места.

Правила:

Предмет нужно класть в кружок, не бросать; если предмет не точно положен и кружок, играющий должен вернуться и поправить предмет.

Подвижные игры с бегом

КАРТОЧКА № 3

«Ловишка, бери ленту»

Цель:

Совершенствовать навыки детей бегать в разных направлениях, не сталкиваясь, действовать по сигналу.

Оборудование: ленточки по числу участников.

Описание.

Дети строятся по кругу. Каждый получает полоску или цветную ленточку и закладывает ее за поле или за ворот. В центре круга ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются по площадке (если она большая, надо обозначить границы для игры). Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть ленточку. По сигналу «раз, два, три, в круг скорей беги» дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент, возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

Правила:

Ленточку не придерживать руками; лишившийся ленточки временно выходит из игры.

Подвижные игры с бегом

КАРТОЧКА № 4

«Совушка»

Цель:

Совершенствовать навыки детей бегать в разных направлениях с выполнением движений, развивать равновесие.

Описание :

Все играющие - птички, один - сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 секунд снова дается сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети - птички бегают по площадке.

Подвижные игры с бегом

КАРТОЧКА № 5

«Чье звено скорее соберется?»

Цель:

Упражнять в беге врассыпную, умении слушать сигнал воспитателя, развивать внимание.

Оборудование: предметы по количеству человек в звеньях (разнообразные для каждого звена).

Описание:

Дети распределяются на два, три звена. Каждое звено выбирает определенный предмет – один одинаковый на все звено. В разных концах зала устанавливаются места для звеньев. По сигналу воспитателя дети ходят или бегают в разных направлениях. По сигналу «На места!» бегут и строятся у соответствующего предмета в звено.

Усложнение:

Воспитатель меняет места предметов в процессе игры.

Подвижные игры с бегом

КАРТОЧКА № 6

«Кто скорее докатит обруч до флажка?»

Цель:

Учить детей выполнять задание точно, качественно. Развивать у детей быстроту, умение передавать эстафету.

Оборудование: обручи, палки, флажки.

Описание:

Играющие делятся на звенья; становятся друг за другом за чертой. У первых в колоннах в руках обручи, воспитатель даёт команду - «Кати!» первые в колоннах катят обручи по направлению к флажкам, подталкивая их руками палкой, обегают с обручем флажок, возвращаются в свои колонны и передают обручи следующему, хлопнув по плечу. Игра заканчивается, когда стоявший в колонне, последними выполняют задание. Выигрывает звено, которое быстрее закончит игру.

Варианты:

Подталкивать обруч палочкой. Как только игрок получает палочку, он сейчас же бежит к флажку, прокатывая палочкой обруч и т.д.

Подвижные игры с бегом

КАРТОЧКА № 7

«Жмурки»

Цель:

Учить детей бегать по площадке врассыпную, двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы. Развивать умение быстро перемещаться по залу, ловкость, быстроту действий.

Оборудование: платок.

Описание:

Выбирается водящий – «жмурка». Он встаёт в середину комнаты, ему завязывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем все дети разбегаются по комнате, а Ловишка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности, для жмурки, дети должны предупредить словом «Огонь!». Поймав кого-нибудь «жмурка» передаёт свою роль пойманному.

Правила:

Завязанную на глаза повязку не снимать и не подглядывать.

Варианты:

Если игра проходит на улице, то очерчивается граница, за которую играющие не имеют права забегать. Переступивший условленную границу считается сгоревшим и обязан заменить жмурку.

Подвижные игры с бегом

КАРТОЧКА № 8

«Два Мороза»

Цель:

Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову).

Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

Оборудование: мел.

Описание:

На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят:

«Мы два брата молодые,

два мороза удалые.

Я - Мороз Красный Нос.

Я - Мороз Синий Нос.

Кто из вас решиться,

в путь-дороженьку пуститься?»

Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.

Правила:

Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

Варианты:

За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.

Подвижные игры с бегом

КАРТОЧКА № 9

«Догони свою пару»

Цель:

Учить детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать проявлению выносливости.

Описание:

Дети встают парами на одной из сторон площадки: один впереди, другой сзади – отступя 2-3 шага. По сигналу воспитателя первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят – каждый свою пару. При повторении игры дети меняются ролями.

Варианты:

Запятнать свою пару мячом.

Подвижные игры с бегом

КАРТОЧКА № 10

«Краски»

Цель:

Совершенствовать навыки детей бегать с ускорением. Развивать быстроту реакции, ловкость, внимательность.

Описание:

Среди игроков выбирается водящий - «монах» и ведущий - «продавец». Все остальные игроки загадывают втайне от «монаха»- цвета, причем цвета не должны повторяться. Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за Красочкой. Продавец: «За какой?». Монах (называет любой цвет): «За голубой». Если такой краски нет, то; продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!». «Монах» начинает игру сначала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать oт «монаха» - а тот его догоняет. Если догнал - «монах» становится «продавцом», а пойманный игрок - «монахом». Если не догнал - игра начинается сначала.

Подвижные игры с бегом

КАРТОЧКА № 11

«Горелки»

Цель:

Развивать ловкость и быстроту бега. Воспитывать интерес к народным играм.

Описание:

Играющие становятся в колонну парами.

Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия.

С помощью считалки выбирают ловишку:

«Косой, косой.

Не ходи босой.

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут.

Не найдет тебя медведь.

Выходи, тебе гореть»

Ловишка становится на линию сонной к остальным играющим. Все, стоящие парами, говорят:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо - птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три - беги!»

С окончанием слов дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один - справа, другой - слева), стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки. Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становятся ловишкой. Если ловишка не поймал, он остается в той же роли.

Правила:

Во время произнесения слов ловишка не должен оглядываться; ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

Подвижные игры с бегом

КАРТОЧКА № 12

«Коршун и наседка»

Цель:

Развивать ловкость детей, умение перемещаться боковым приставным шагом.

Описание:

В игре участвует 8-10 детей. Одного из играющих выбирают коршуном, другого - наседкой. Остальные дети - цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка, вытягивая руки в стороны, не дает коршуну схватить цыпленка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой.

Правила:

Не разрывать сцепления в колонне; нельзя держать коршуна руками; пойманный идет в гнездо коршуна.

Подвижные игры с прыжками

КАРТОЧКА № 13

«Лягушки и цапля»

Цель:

Упражнять детей в прыжках вверх разными способами в зависимости от ситуации, приземляясь мягко на носки, с эластичным сгибанием колен.

Оборудование: колышки высотой 15 см., веревка.

Описание:

В середине площадки обозначают болото, вбивают колышки (высота 15 см), на них вешают веревку с грузиками так, чтобы она не провисала. В стороне от болота цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. По сигналу «цапля» она перешагивает через веревку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из болота любым способом; отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли.

Правила:

Из болота можно выпрыгивать; перешагнувший через веревку, считается пойманным.

Усложнение:

Ввести вторую цаплю, поднять веревку на высоту 20 см.

Подвижные игры с прыжками

КАРТОЧКА № 14

«Не попадись»

Цель:

Учить детей перепрыгивать шнур на дву-х ногах вперёд, назад, делая взмах руками, толчок ногами. Развивать ловкость. Укреплять своды стоп.

Оборудование: шнур (обруч большой).

Описание:

Дети располагаются вокруг шнура, положенного в форме круга. В центре двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг, и выпрыгивает по мере приближения ловишек. Кого успели запятнать, получает штрафное очко. После подсчёта пойманных меняются ловишки и игра возобновляется.

Варианты:

Дети запрыгивают в круг на одной ноге или боком.

Подвижные игры с прыжками

КАРТОЧКА № 15

«Волк во рву»

Цель:

Упражнять детей в прыжках в длину с разбега, энергично отталкиваясь маховой ногой с резким взмахом рук, приземляться, сохраняя равновесие. Воспитывать ловкость, смелость.

Описание:

Посередине площадки проводятся две линии на расстоянии 70-100 см одна от другой, это ров. У одной из сторон площадки дом коз. Вес играющие козы, один - волк. Козы располагаются в доме, волк во рву. По сигналу воспитателя «козы, на луг» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров (волк не трогает коз), по сигналу «козы, домой» перебегают в дом, перепрыгивая через ров. Волк, не выходя изо рва ловит коз, касаясь их рукой. Пойманные отходят в конец рва. После 2-3 перебежек всех пойманных возвращают в дом. Назначается другой волк из числа тех, кто не попался.

Правила:

Прыгать через ров.

Усложнение:

Ввести второго волка; сделать два рва, в каждом по одному волку.

КАРТОЧКА № 16

«Кого назвали, тот ловит мяч»

Цель:

Учить детей ловить мяч, подброшенный вверх двумя руками, не прижимая к груди, бросать вверх, называя имя ребёнка. Развивать умение действовать быстро. Укреплять моторику рук.

Оборудование: большой мяч.

Описание:

Дети ходят или бегают по площадке. Воспитатель держит в руках большой мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо повыше, чтобы успеть поймать, и в направлении того, кого назвали.

Варианты:

Дети стоят в кругу, один ребёнок подбрасывает мяч вверх и

называет имя того, кто должен его поймать все остальные дети разбегаются подальше от центра. Поймавший мяч кричит – стоп! Все останавливаются. А тот, кто поймал мяч, с места бросает мячом в того, кто стоит ближе, если попал, тот становится водящим, если не попал, сам бросает мяч вверх.

Подвижные игры с метанием и ловлей

КАРТОЧКА № 17

«Стоп»

Цель:

Закреплять умение детей бросать мяч вверх и довить его. Развивать меткость, умение быстро реагировать на сигнал.

Оборудование: резиновый или волейбольный мяч

Описание:

Дети становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с мячом в руках стоит в центре круга. Он подбрасывает мяч высоко вверх и называет любой номер. Вызванный игрок старается поймать мяч, а остальные разбегаются в стороны. Если игрок ловит мяч, не дав ему упасть, он называет другой номер и подбрасывает мяч снова вверх. Игрок, поймавший мяч с отскоком от пола, кричит «Стой!». Все останавливаются, а водящий пытается попасть мячом в ближайшего игрока, который старается увернуться от мяча, не сходя с места.

Если водящий промахнется, то вновь бежит за мячом, а взяв в руки,

снова, кричит «Стой!» и старается осалить мячом ближайшего игрока.

Осаленный игрок становится водящим, а игроки снова становятся в круг, и

игра продолжается. После команды «Стой!» все игроки останавливаются,

а пока водящий не поймал мяч, игрокам разрешается передвигаться по

площадке в любом направлении.

Подвижные игры с метанием и ловлей

КАРТОЧКА № 18

«Кто самый меткий?»

Цель:

Учить детей бросать мешочки с песком в вертикальную цель сверху из-за головы, стараясь попасть в неё. Развивать глазомер, моторику рук.

Оборудование: мишени, мешочки для метания в цель.

Описание:

Дети делятся на 4-5 звеньев. У одной из сторон комнаты проводится черта, а на расстоянии 3 метров от неё ставится 4-5 одинаковых мишеней. Дети по одному из каждого звена выходят на линию и бросают мешочек, стараясь попасть в цель. В конце подсчитывается количество очков в каждом звене.

2 вариант:

Можно увеличить расстояние 3,5м., мишень можно сделать из подвешенных обручей.

Подвижные игры с метанием и ловлей

КАРТОЧКА № 19

«Охотники и звери»

Цель:

Закреплять умение детей метать в движущуюся цель, развивать ловкость, быстроту реакции.

Оборудование: мяч.

Описание:

У двоих детей (охотники) в руках мячи. Все остальные игроки - звери. Одна половина площадки - лес, другая - поле. Охотники стоят в центре. Звери свободно бродят в лесу. По сигналу воспитателя «Охотники!» все бегут из леса в поле. Охотники стараются поймать зверей - попасть мячом. Тот, кого коснулся мяч, должен лечь на том месте, где его «осалили».

Подвижные игры с метанием и ловлей

КАРТОЧКА № 20

«Ловишки с мячом»

Цель:

Развивать у детей ловкость, быстроту. Учить уворачиваться.

Оборудование: мяч.

Описание:

Дети находятся на площадке. Выбранный ловишка становится на середине. По сигналу «раз, два, три... лови» все играющие разбегаются по пло­щадке, увертываются от ловишки, который старается догнать кого-нибудь из де­тей и коснуться его рукой, запятнать. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3-4 играющих, выбирают другого водящего.

Варианты:

Можно использовать другие варианты игры: «Ловишки-перебежки», «Ноги от земли», «Ловишки в кругу» и др.

КАРТОЧКА № 21

«Перелет птиц»

Цель:

Закреплять умение детей лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек.

Оборудование: гимнастическая стенка.

Описание:

Дети стоят свободно на одной стороне площадки напротив гимнастической стенки с несколькими пролетами. По сигналу «птицы полетели» бегают по площадке, по сигналу «буря» влезают па лестницу. Если пролетов мало, число играющих детей ограничивается, чтобы всем хватило места на лестницах (3-4 ребенка на пролете).

Правила:

Бегать по всей площадке, не стоять у стенки;

влезать на свободное место, уступая друг другу;

слезать до конца, не спрыгивая.

Подвижные игры с ползанием и лазаньем

КАРТОЧКА № 22

«Ловля обезьян»

Цель:

Учить лазить по гимнастической стенке удобным способом, поднимаясь и спускаясь, не пропуская реек, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу, подражать действиям ловцов, координацию движений, быстроту действий, ловкость.

Оборудование: гимнастическая стенка.

Описание:

Дети делятся на две группы – обезьян и ловцов обезьян. Дети – обезьяны размещаются на одной стороне площадки, где есть пособия для лазания, на противоположной стороне площадки находятся ловцы. Обезьяны подражают всему что видят. Пользуясь этим, ловцы хотят заманить обезьян и поймать их. Ловцы сговариваются, какие движения будут показывать и показывают их на середине площадки. Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на лестницу и наблюдают за движениями ловцов. Проделав движения, ловцы скрываются, а обезьяны слезают и приближаются к тому месту, где были ловцы и повторяют их движения. По сигналу «Ловцы» - обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех, которые не успели влезть на дерево. И уводят к себе. После 2-3 повторений дети меняются ролями.

Варианты:

Ловцы должны придумать сложные движения: шпагат, мостик, и т. д.

Эстафеты

КАРТОЧКА № 23

«Веселые соревнования»

Цель:

Учить детей выполнять задание точно, качественно. Развивать у детей координацию движений, ловкость, быстроту, умение передавать эстафету.

Оборудование: обручи, флажки.

Описание:

Играющие становятся в 3 - 4 колонны у общей черты на расстоянии 2 - 3 шагов одна от другой. В каждой колонне одинаковое число играющих. Перед каждой колонной прочерчена «дорожка» из двух параллельных линий длиной 3 м. (расстояние между линиями 20 - 25 см.). Далее через «дорожки» проведены две перпендикулярные линии на расстоянии 70 - 80 см. («канавки»), и затем на небольшом расстоянии от них лежат обручи. По сигналу взрослого первые дети бегут по дорожкам, перепрыгивают «канавки», подбегают к обручам, берут их, надевают на себя и

опускают на землю. После этого они быстро возвращаются

в конец своей колонны. Прибежавшему первым, дают флажок

или другой значок. Колонна, у которой больше флажков, считается победившей.

Варианты:

Можно играть и по-другому. Первые дети, выполнив задания, возвращаются, при этом они должны коснуться рукой вторых игроков и стать в конец колонны. Вторые игроки бегут сразу же, как только до них дотронулись. Цель соревнования - какая колонна быстрее выполнит задание.

Эстафеты

КАРТОЧКА № 24

«Дорожка препятствий»

Цель :

Учить детей преодолевать полосу препятствий на скорость, выполнять задания точно, качественно.

Развивать у детей координацию движений, ловкость, быстроту, умение передавать эстафету.

Оборудование: барьеры (дуги), скамья (бревно), набивные мячи, мешочки для метания.

Описание:

В качестве препятствий могут быть различные пособия: скамейки, дуги,

барьеры, цели для метания. Порядок преодоления препятствий может быть любым, например: подлезть под несколькими дугами (рейками), пройти по скамье (или бревну), обежать набивные мячи (4 мяча, положенных на расстоянии 1м один от другого), перепрыгнуть с места через две линии, проползти по скамье, пробежать с маленьким мячом (или мешочком с песком) 6-7 м и метнуть его в цель. Оцениваются быстрота и точность выполнения задания.

КАРТОЧКА № 25

«Кто скорее добежит через препятствия к флажку?»

Цель:

Совершенствовать навыки пролезания в обруч сверху и снизу.

Развивать ловкость и быстроту движений.

Оборудование: кегли, обручи.

Описание:

4-5 детей на одной стороне площадки. На противоположной стороне лежат флажки (кубики, кегли). На середине площадки напротив каждого играющего положено по два обруча. По сигналу дети бегут к обручам, пролезают в один снизу и кладут его на пол, в другой- сверху и также кладут на пол, добегают до флажка, поднимают его вверх. Выигрывает тот, кто правильно выполнил задание и прибежал первым.

Правила:

Обруч не бросать, класть на пол; пролезать в обручи одним и другим

способом.

Подвижные игры с элементами соревнования

КАРТОЧКА № 26

«Чья команда забросит в корзину больше мячей?»


Цель:

Учить детей бросать мяч в цель в горизонтальном направлении двумя руками от груди.

Оборудование : баскетбольные мячи.

Описание:

Дети становятся в 2 колонны напротив баскетбольных щитов на расстоянии 1,5-2 м. (Броски мяча в корзину 2-мя руками от груди).

Народные игры

КАРТОЧКА № 27

«Гори, гори ясно!»

Количество игроков : четное.

Описание:

Играющие, выстраиваются парами друг за другом - в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Дин - дон, дин - дон,

Выбегай скорее вон!»

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

«Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!»

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Народные игры

КАРТОЧКА № 28

«Лапта»

Оборудование:

Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой – кон.

Описание игры:

Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч. Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок,– тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Правила игры:

Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.

Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона. Тот, кто подает, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту. Если подающий не поймал на лету возвращенный ему мяч, то он берет его и начинает подавать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, т.е. десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал.

Вариант:

На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймает мяч, то его берет тот из играющих, к которому он упал ближе, и возвращает его подающему. Если подающий поймает его на лету, то начинает отбивать мяч, а подающим становится тот, который удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идет к ловящим.

Подготовила воспитатель

П. и. « Иголочка, ниточка, узелок.»

Цель – научить ходить и бегать, меняя направление, в колонне по одному, играть дружно.

Ход игры. Дети двигаются в колонне, не расцепляя рук, делают повороты, перепрыгивают через препятствия.

П. и. «Платок»

Ход игры. Все встают в круг. Водящий с платком идет за кругом, кладет его на плечи одному из играющих и быстро бежит по кругу, тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. Тот и другой стараются занять свободное место в кругу.

П. и. «Пустое место».

Цель – развивать физические качества.

Ход игры. Дети встают в круг, выбирают водящего, он пробегая мимо игроков, одного из них пятнает и бежит дальше. Запятнанный бежит в противоположную сторону. Кто первый занимает свободное место, победитель, а опоздавший водит.

П. и. «Тише едешь – дальше будешь».

Цель – развивать быстроту реакции.

Ход игры. Все участники отходят от ведущего к противоположной стороне площадки. Ведущий отворачивается и говорит: «тише едешь – дальше будешь.1, 2, 3 замри». Участники торопятся добежать до ведущего и дотронуться до его плеча, но замирают после команды «Замри». Ведущий поворачивается и всех, кто не успел вовремя замереть или шевелится, отсылает на исходное положение.

Х. и. «Веснянка».

Цель – координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Ход игры. (идут по кругу взявшись за руки)

Солнышко, солнышко золотое донышко гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей (бегут)

Прилетело сто грачей(«летят» по кругу)

А сугробы тают, тают (медленно приседают)

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх).

П. и. «Зевака»

Цель – развивать внимание, упражняться в бросании и ловле мяча.

Ход игры. Дети становятся в круг и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить, тот, кто уронит мяч, встает в круг и по заданию детей выполняет 2-3 упражнения с мячом.

П. и. «Охотник»

Цель – упражнять в бросании и метании мяча.

Ход игры. Одного выбирают «охотником» , все остальные «дичь». «Охотник» играет в мяч, все остальные ходят по площадке. После 3-4 упражнений он кричит: «Дичь», все останавливаются, ион со своего места пятнает кого-то из воспитанников. Запятнанный становится помощником охотника. Игра продолжается пока не появляется определенное количество помощников(3-5).

П. и. «Змейка».

Цель – научить воспитанников бегать, держа друг друга за руки, точно повторяя движения водящего.

П. и. «Стадо»

Цель – научить быстро реагировать на сигнал.

Ход игры. Выбирают «пастуха» и «волка», « волк» в середине площадки, « овцы» зовут пастуха.

Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!

Трава мягкая, роса сладкая, гони стадо в поле поиграть

на воле! (по сигналу «пастуха»- «Волк!», овцы бегут в «дом» на противоположную сторону площадки.

П. и. «Ручейки у озера».

Цель – научить бегать друг за другом небольшими группами, становиться в круг.

Ход игры. Воспитанники делятся на команды по сигналу «Ручейки» бегут друг за другом. По сигналу «Озеро» становятся в круг.

П. и. «Гуси лебеди».

Цель – учить действовать согласно словам игры, учить играть дружно.

П. и. «Ловишки»

Цель – совершенствовать двигательные умения.

Ход игры. Дети строятся в круг, у каждого цветная ленточка, заправленная за пояс сзади. В центре круга ловишка. По сигналу дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть ленточку. Тот, кто лишился ленты, садится на лавочку. В конце игры определяется самый ловкий.

П. и. «Сделай фигуру»

По сигналу дети разбегаются по залу, на следующий сигнал останавливаются и принимают какую либо позу. Воспитатель отмечает какие фигуры ему понравились.

П. и. «Вышибало»

Цель - тренироваться в бросании и ловле мяча.

Ход игры. Двое детей – капитаны, стоят на противоположных сторонах площадки. Остальные в середине. В кого из детей капитаны попадут мячом, выходят с площадки и подходят к своему капитану. Выигрывает команда, выбившая с поля всех игроков противника.

П. и. «Попади в круг»

Цель – развивать глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

Ход игры. В центре площадки рисуется круг или становится корзина. Дети с шишками или мячами стоят на расстоянии 1 метра от круга. По команде «Бросай» бросают шишками в круг.

П. и. «Мышеловка»

Цель – учить бегать не сталкиваясь.

Ход игры. Играющие делятся на две команды, меньшая образует круг мышеловку, остальные изображают мышей. Дети изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу. Мыши находятся вне круга.

«Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть

Всё погрызли, всё поели берегитесь же плутовки

Доберёмся мы до вас. вот поставили мышеловки,

Переловим все за раз!»

Мыши вбегают и выбегают из мышеловки. По сигналу «хлоп» стоящие по кругу приседают. Пойманные мыши становятся в круг.

П. и. «Пожарные на учении».

Цель – закреплять умение лазать по гимнастической стенке.

Ход игры. Воспитанники строятся в две колонны лицом к гимнастической стенке – это пожарные. На каждом пролете гимнастической стенке на одинаковой высоте подвешивают колокольчик. По сигналу воспитанники стоящие в колонне первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются в низ, затем возвращаются к своей колонне и встают в ее конец.

П. и. «Светофор»

Цель – закрепить знание цветов, умение соблюдать правила дорожного движения.

Ход игры. Водящий стоит по середине площадки, называет цвета. Дети у которых есть такой цвет в одежде, переходят на другую сторону площадки, а у кого нет этого цвета, должны перебежать. Водящий ловит их, кого поймал, тот становится водящим.

П. и. «Перебежки»

Цель – упражнять в быстроте и ловкости.

Ход игры. Водящий в середине площадки, игроки перебегают из одного «дома» в другой. Водящий ловит игроков.

П. и. «Дорожки»

Цель – научить воспитанников бегу друг за дружкой, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать друг другу.

Ход игры. На площадке рисуются разные извилистые линии, дети бегают по ним.

П. и. «Казаки – разбойники»

Цель – развивать умение ориентироваться на местности.

Ход игры. Дети делятся на две команды: «казаки» и «разбойники». «Казаки» убегают и прячутся, а «разбойники» их ищут, по следам или стрелкам

П. и. «Салочки – выручалочки»

Цель – учить быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом.

Ход игры. Салочка нас не догонит, салочке нас не поймать. Мы умеем быстро бегать, и друг друга выручать. (дети с последними словами убегают, того кого осалили, должен остановиться.

П. и. «Поймай хвост»

Цель – научить бегу в колонне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего.

Ход игры. Дети встают колонной. «Голова» пытается поймать « хвост».

П. и. «Такси»

Цель – учить двигаться вдвоем, соизмерять движения друг с другом, менять направления движения, быть внимательным к партнеру по игре.

Ход игры. Дети становятся внутри обруча – один водитель, другой пассажир, перемещаются по площадке.

П. и. «Поезд»

Цель – учить ходить и бегать небольшими группами сначала держась друг за друга, затем не держась, приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.

Ход игры. Дети встают в колонну, держась друг за друга, и двигаются по команде.

П. и. «Снег кружится»

Цель – научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.

Ход игры.

Снег кружится (кружатся, приседают)

Белая вся улица (дуют)

Собрались мы в кружок, завертелись как снежок.

(разлетелись «снежинки» в разные стороны)

П. и. «Перелет птиц»

Цель – учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Ход игры. Дети «птицы» собираются на одной стороне площадки. По сигналу «Полетели», «птицы» «разлетаются по всей площадке. По сигналу «Буря» летят к «деревьям».

П. и. «Филин и пташки»

Цель – упражнять в беге в рассыпную.

Ход игры. Играющие выбирают «филина», он уходит в свое гнездо. Дети «летают» по площадке, подражая крику той птицы, которую выбрали. На сигнал «филин» все птицы «улетают» в свои гнезда. Если «филин» успевает кого-то поймать, то он должен угадать какая это птица, и только тогда пойманная становится «филином».

П. и. «мыши водят хоровод»

Цель – научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, ориентироваться в пространстве, бегать легко, на носках, стараясь не попадаться ловящему.

Ход игры. Выбирается водящий «кот Васька», остальные «мыши». Дети водят хоровод, «кот» спит в середине круга. На слова «разобьет наш хоровод», дети разбегаются, «кот» ловит детей.

«Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот

Тише мыши не шумите

Кота Ваську не будите

Вот проснется Васька кот

Разобьет наш хоровод»

П. и. «Цепи кованые».

Цель – воспитывать выносливость, умение концентрировать свою силу и энергию для защиты команды. Воспитывать чувство товарищества.

Ход игры. Дети делятся на две команды. Одна команда говорит: «Цепи кованые, раскуйте нас». Другая спрашивает: «Кем из нас». Дети первой команды называют имя. Кого назвали, тот бежит и старается разбить цепь. Если разбивает, забирает любого из игроков, если нет, остается сам в этой команде. Игра продолжается.

П. и. «Два мороза».

Цель – научить бегать врассыпную, развивать навыки пространственной ориентации, быстроту, ловкость.

Ход игры. Дети делятся на две группы, располагаясь в противоположных сторонах. В середине братья Морозы: «Мы два брата молодые, два мороза удалые: Я мороз Красный Нос, я мороз Синий Нос, кто из вас решиться в путь дорожку пуститься».

Дети: Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз.

Дети перебегают с одного конца в другой.

П. и. «Мы, веселые ребята».

Цель – развивать быстроту и ловкость.

Ход игры. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне так же проводится черта, в центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят: «Мы веселые ребята любим бегать и скакать, ну попробуй нас догнать, раз – два – три – лови». Дети перебегают на другую сторону, а ловишка их ловит.

П. и. «Удочка»

Цель – учить перепрыгивать через вращающуюся веревку.

Ход игры. Играющие стоят по кругу, в центре воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку над самой землей, а дети подпрыгивают на двух ногах, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.

П. и. «Не оставайся на полу».

Цель – учить бегать не сталкиваясь, ориентироваться в пространстве.

Ход игры. Выбирается ловишка, который вместе с детьми бегает по залу. Как только звучит команда «Лови!» все убегают от ловишки и взбираются на предметы. Дети до которых ловишка дотронулся, отходят в сторону. По окончании подсчитывают количество пойманных и выбирают ловишку.

П. и. «Лохматый пес».

Цель – учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему.

Ход игры.

Вот сидит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит. (Водящий сидит на корточках «спит»)

Подойдем к нему разбудим, и посмотрим, что же будет. (Дети подкрадываются и прикасаются к водящему, водящий пытается запятнать убегающих детей).

Ирина Веселовская
Подвижные игры на улице. Подготовительная группа

Подвижные игры на улице .

Подготовительная группа .

«Мы веселые ребята»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. «Ловишка» , назначенный воспитателем, находится в центре круга. Играющие, двигаются по кругу вправо или влево (по указанию воспитателя, и говорят :

Мы веселые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три - лови!

На последнем слове все разбегаются, а «ловишка» догоняет их. Пойманный, временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока «ловишка» не поймает 2-3 детей.

По сигналу воспитателя «В круг!» все играющие становятся в круг. Игра возобновляется с новым «ловишкой» .

«Мышеловка»

Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше.

Оба хором говорят :

Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим, и мышей тогда поймаем!

Задача играющих пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот, кто попал в мышеловку, присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна мышь - победительница.

«Зайцы и лиса»

До начала игры на песке чертится круг диаметром 10 м. Выбирается водящий - «лиса» , все остальные игроки - «зайцы» . Лиса остается за пределами круга, зайцы располагаются в круге. Ведущий дает сигнал, лиса вбегает в круг и пытается поймать зайцев. Выбегать за пределы круга зайцам не разрешается. По сигналу ведущего лиса выскакивает из круга. Подсчитывается число пойманных зайцев. Выбирается новая лиса. Побеждает та из лис, которая сумела поймать больше зайцев.

«Два мороза»

На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих, два Мороза (Мороз - красный нос и Мороз - синий нос) становятся посредине площадки лицом к детям :

Мы два брата молодые, Я Мороз - синий нос,

Два Мороза удалые, Кто из вас решится

Я Мороз - красный нос, В дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают :

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

После этого они перебегают в другой дом, а Морозы стараются их заморозить (коснуться рукой) . Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз. Они стоят так до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, сколько играющих им удалось заморосить. После 2-3 перебежек выбирают новых Морозов. В конце игры подводится итог : какие Морозы заморозили больше играющих.

Указания. Игрок, который выбежит из дома до сигнала или остается в доме после него, тоже считается замороженным.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова :

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

Пять шагов

Цель игры : воспитывать сообрази-тельность и быстроту мышления.

Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 ша-гов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить лю-бое имя (женское или мужское в за-висимости от задания) . Отмечаются игроки, которые справились с задани- ем.

Запрещённое движение

Цель игры : развивать моторную па-мять.

Игроки строятся в круг, в центре – педагог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них – за-прещённое. Дети повторяют все дви-жения, кроме запрещённого. Те, кто повторили запрещённое движение, получают штрафные очки. Отмеча-ются игроки, которые не получили штрафных очков.

Запрещённое движение надо ме-нять через 4 – 5 повторений.

Цель игры : воспитывать артистич-ность и выразительность движений.

Игроки находятся на площадке, во-дящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водя-щий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т. д.) . Игроки одно-временно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику.

Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребёнок.

Фантазёры

Цель игры : формировать творческое воображение.

Игроки шагают в колонне по одно-му, педагог громко называет любой предмет, животное, растение (лодка, волк, стул и т. д.) . Дети останавлива-ются и позой, мимикой, жестами пы-таются изобразить то, что назвал пе-дагог. Отмечается самый интересный образ.

Каждый игрок старается приду-мать свою фигуру.

Слушай – танцуй

Цель игры : развивать танцевальные движения, быстроту реакций.

Дети двигаются под музыку. Музы-ка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка. Дети танцуют. Подби-рается музыка разная по ритму.

Во время движения дети не долж-ны задевать друг друга.

Кто внимательный?

Цель игры : воспитывать внимание и организованность.

Дети строятся в колонну, шагают по площадке и выполняют движения по сигналу. 1 удар в бубен – присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на месте. Отмечаются са-

мые внимательные игроки.

Сигналы подаются в разной по-следовательности, после каждого сиг-нала дети продолжают ходьбу в ко-лонне. Можно придумать и другие упражнения.

Публикации по теме:

Конспект игрового физкультурного занятия на улице «Весна на улице, воробушки веселятся» (первая младшая группа) Игровое физкультурное занятие на улице «Весна на улице, воробушки веселятся» (младшая группа Задачи: 1. Закреплять умение выполнять прыжки.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» подготовительная группа Цель: актуализировать знания детей о медицинских профессиях. Задачи: Дать возможность применить на практике свои знания о деятельности хирурга,.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Дом моды» (подготовительная группа) Сюжетно – ролевая игра «Дом моды» 1. Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации с-р игры и выполнение правил и норм поведения.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр» (подготовительная группа) Цель. Продолжать формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; Закреплять представление детей о.

Математический КВН (подготовительная группа). Программное содержание. 1. Активизировать умственную деятельность детей с помощью занимательной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: