Конспект русский язык 6. Вступительное слово учителя

Конспект урока русского языка

Класс : 6а

Тема: Обобщение об имени прилагательном

Место урока в теме: 30 урок

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные:

Создать условия для развития у учащихся умения:

Использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

Находить имена прилагательные в тексте;

Работать со справочным материалом;

Обобщить теоретический материал об имени прилагательном;

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Уметь:

Оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

Слушать и понимать речь других;

Совместно договариваться о правилах работы в группе.

Формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

Принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать, слушать и корректировать действия партнёра.

Познавательные УУД:

Уметь анализировать объекты (слова), выделять общие признаки;

Формулировать понятие;

Сравнивать объекты (находить общее и отличия);

Обобщать;

Искать информацию в различных источниках;

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Регулятивные УУД:

Меть определять и формулировать цель на уроке;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в -соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Методы, приемы: проблемно-поисковый

Ресурсы :Г.К Лидман-Орлова. Русский язык. Практика.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений:/ Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремееева и др. под ред. Г.К. Лидман-Орловой-М. Дрофа, 2013. / ; презентация на компьютере учителя , проектор, карточки для работы в парах и групповой работы.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме "Имя прилагательное";продолжить работу по формированию у обучающихся исследовательских умений и навыков;развивать умение работать в группе;развивать речь, логическое мышление, память, внимание, орфографическую зоркость;развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, воспитывать интерес к урокам русского языка

Задачи: Образовательные:

Обобщить теоретический материал об имени прилагательном;
- создать условия для проявления познавательной активности учащихся;
- показать на примерах художественных текстов функцию прилагательных в речи
-расширить словарный запас обучающихся.

Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

Формирование умения работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ;
- вызвать у них интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;
- развивать монологическую речь учащихся, учить диалогу;
- развивать речевые навыки учащихся.
- развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

Встали ровно. Урок русского языка.

Мы заканчиваем изучение темы «Имя прилагательное».
На 30 уроках вы изучали эту тему, знакомились с признаками прилагательных, с орфограммами, с ролью прилагательных в речи, учились использовать прилагательные в нашей речи. Какую цель мы поставим перед собой на сегодня?

Сегодня мы должны подвести итог того, что усвоили, что-то повторить, что-то закрепить.

II . Словарная работа.

Я предлагаю начать наш урок со словарной работы, но и в этой работе у нас будут присутствовать слова изучаемой части речи. Догадались какие?

Посмотрите на эти иллюстрации, людей с какими признаки мы можем на них наблюдать?

Верно, наши новые словарные слова: печальный и инициативный.

Какое лексическое значение этих слов?

Запишите новые словарные слова к себе в тетрадь. Составьте предложения, используя эти слова. Запишите предложение в тетрадь (один ученик записывает на доске), выделяя орфограммы в новых словарных словах.

С какой целью мы изучаем новые словарные слова?

Это будут имена прилагательные.

Один человек очень печальный, другой- инициативный.

Печальный- состояние душевной горечи, инициативный-предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам.

Дети называют предложение. Одно из них записывается в тетрадь.

Мы обогащаем словарный запас, избегаем ошибок.

II I . Актуализация знаний

Перед сложной работой требуется разминка, она поможет нам настроится. Эта разминка будет в форме с блиц-опроса

    Какими способами образуется имя прилагательное?

    Как определить, какое окончание следует писать у имени прилагательного?

    У каких прилагательных есть степень сравнения?

    Как пишутся краткие прилагательное с шипящим на конце?

    Когда в прилагательном пишется одна буква Н. Есть ли исключения?.

6) Какие сложные прилагательные пишутся слитно?

Вывод: Подумайте и скажите, какие вопросы вам показались наиболее легкими, трудными? Проанализируйте работу.

Прилагательные образуются с помощью приставок, суффиксов, сложением основ.

Необходимо задать вопрос, какое окончание будет в вопросе такое и в прилагательном.

Степень сравнения есть только у качественных прилагательных.

Краткие прилагательные пишутся без мягкого знака.

Одна буква –н- пишется у прилагательных с суффиксом –ин, ан,ян, прилагательные, у которых нет суффиксов(юный, румяное)

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы от подчинительного словосочетания.

Дети делают вывод.

IV . Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока. Целеполагание.

А теперь я попрошу вас вспомнить всё, что мы с вами раньше изучали об имени прилагательном. И сделаем мы это с вами с помощью проектных выступлений, которые были у вас в домашнем задании. Параллельно с выступлением каждая группа представит свой ответ в форме цветной страницы, которые позже вы объедините в наше пособие, продукт нашей деятельности.

V .Работа над пройденным материалом, проверка домашнего задания

Сейчас проверим ваше домашнее задание и обобщим материал по теме имя прилагательное.

1.Работа в группах

(проходят выступления каждой группы по темам:1- понятие об имени прилагательном, 2-роль имени прилагательного в тексте, 3- разряды имен прилагательных по значению, 4- степени сравнения имен прилагательных, 5- синтаксическая роль имен прилагательных) Каждая группа имеет по 3 слайда, которые не только дают теоретические сведения, но практические рекомендации.

2. Коллективная работа.

После выступления каждой группы, дети выполняют задания каждой группы.

А)нахождение имен прилагательных среди других частей речи.

Постарайся определить, какой частью речи, членом предложения являются слова в предложении на языке Крокс.

    Сяпала кузявская Калуша по мрюхиной напушке, увязала бутявку и рыкло заволила.

Б) распространение предложения именами прилагательными.(дифференцированная работа)

Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек.

    группа списать текст, вставить имена прилагательные.

    Списать текст, вставить имена прилагательные, определить каким членом предложения являются.

3группа-распределение имен прилагательных по разрядам.

Свинцовая (болванка,тяжесть)

Лисья(морда, шуба, хитрость)

4группа- определение степеней сравнения.

Найди ошибки в образовании сравнительной и превосходной степени сравнения прилагательных

Богатый-богатее, строгий- строгайший, добрый-добрейший, красивый-красивше,плохой-хуже. Вечерний-вечернийший.

5группа- определение синтаксической функции имен прилагательных.

Выступления детей.

Сяпала- глагол, кузявская- прилагательное, Калуша-существительное,по-предлог, мрюхиной- прилагательное, напушке –существительное, увязала-глагол, бутявку-существительное, и- союз, рыкло-наречие, заволило-глагол.

У детей получается текст: Летний вечер тих и красив. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек.

Относительные: бархатный костюм, свинцовая болванка, лисья шуба, музыкальный салон. Качественные: бархатный голос, свинцовая тяжесть, лисья хитрость, музыкальный голос. Относительные: лисья морда.

Дети называют: Богатый-богатее, строгий- строгайший, красивый-красивше, вечерний-вечернийший

VI . Домашнее задание.

Домашнее задание будет по выбору, я предлагаю вам упр 448 и 450. Посмотрите на эти упражнения, что предстоит вам сделать.

Запишите в дневник то упражнение, которое вы будете выполнять.

Ученики записывают домашнее задание.

VII . Подведение итогов урока. Организация рефлексивной деятельности

На уроке я работал(а) … активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я … доволен/не доволен
3. Урок для меня показался … коротким/длинным
4. За урок я … не устал/устал
5. Материал урока мне был … понятен/не понятен

интересен/скучен
6. Домашнее задание мне

кажется… лёгким/трудным

Мне тоже урок показался коротким, а ваши выступления интересными. Оценки за урок получили (перечисляю детей), оценки аргументирую.

Урок русского языка в 6б классе.

Тема: Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Старикова Г. А., учитель русского языка
Цель: 1. Познакомить учащихся с написанием –н- и нн- в наречиях на –о и –е.
2. Формировать навык написания –н- и –нн- в наречиях на –о и –е.
3. Повторить правописание –н- и –нн- в прилагательных.
4. Формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной исследовательской деятельности.
Оборудование: 1) Компьютер, проектор, экран.
2) Раздаточный материал для учащихся.
3) УМК под редакцией В.В. Бабайцевой.

Ход урока :
1. Мотивация к учебной деятельности (настрой на урок)
Вступительное слово учителя.
- М. Горький, известный русский писатель, сказал: « Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей».
Как вы понимаете это высказывание?
(Ответ: В русском языке очень много слов есть, и постоянно они образуются, пополняют словарный запас)
- И мы тоже сегодня на уроке продолжим пополнять свой словарный запас, делать свою речь как устную, так и письменную, богатой и выразительной.

Записать в тетради число, классная работа, словарный диктант.

2. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения пробного действия:
а) Словарный диктант
Телефонный разговор, картинная галерея, утренняя зарядка, мужественный человек, интересный рассказ, бережное отношение, искусный мастер, искренний ответ.
б) Вопросы для учащихся и задания
- проверьте свою запись (слайд №1)
- на какое правило записанные прилагательные в словосочетаниях?
- Почему в данном случае –н, а в другом –нн- ?
в) Запись на слайде №2 прочитать.
Держался мужественно
Говорил интересно
Мастерит искусно
Ответит искренне

Вопросы: 1) Подойдут ли данные слова с -н- и –нн- под данное правило?
(Ответ: нет, это наречия)
2) А как можно объяснить это написание?
(Ответ: Не знаем, этого правила мы не изучали)

3. Формулировка темы, запись в тетрадях, постановка целей.
Вопросы: 1)какова тема урока? (слайд №3)
2) Какова цель нашего урока?
(Ответы: 1) Правописание –н- и –нн- в наречиях на -о – е-; 2) Узнать, в каких случаях пишется н, а в каких нн в наречиях, образовывать и научиться их правильно писать. (слайд №4)

3. 4. Организация учебного проекта по выходу из затруднения.
Вопросы: 1) Вспомните, от каких частей речи может образовываться наречие?
(Существительное, прилагательное, числительное)
2) Вернёмся к заданиям с наречиями: Как вы думаете, от каких слов образованы данные наречия? Прочитайте их.
(Мужественный
интересный
искусный
искренний)
(Какая это часть речи?)

Демонстрация слайда №5

Мужеств енн ый – мужеств енн о
интер
есн ый – интер есн о
иску
сн ый – иску сн о
искр
енн ий – искр енн е

3) Какой вывод можно сделать, проанализировав эту запись?
(В наречиях пишется столько н, сколько в словах, от которых они образованы)
Прочитать в учебнике правило стр. 204.
5. Выработка алгоритма действия:
а) прочитать слово; (наречие)
б) определить, от какого прилагательного оно образовано;
в) определить, сколько н пишется в них;
г) написать в наречии столько н, сколько в исходном слове. (Раздаточный материал)

6. Первичное закрепление: наречия, записать словосочетания: объяснить написание н или нн. (слайд №6)
4. Глядеть груст (н, нн) ый
Взглянуть дружелюб (н, нн) ый
Слушать вниматель (н, нн) ый
Волноваться излиш (н, нн) ий
7. Самостоятельная работа: выполнение упр. 562 стр. 205 (по учебнику Практика)
Физминутка.
8. Проверка самостоятельной работы. Включение в систему знаний и повторений.

9. Творческое задание: подобрать к наречиям синонимы на данное правило:
а) Безмятежно – (спокойно)
тревожно – (беспокойно)
невнимательно – (рассеянно)
быстро – (мгновенно)
смело – (бесстрашно)
напрасно – (бесполезно)
Объяснить правописание –н- и –нн-, сказать, от каких слов они образованы.
б) Записать прилагательные, образовать наречия, если можно.
Юный
деревянный
неожиданный
смущённый
таинственный
объективный
бешенный
(От каких прилагательных невозможно образовать наречия?)
5. Творческое задание: по тетради с печатной основой упр. 164 с. 105, составить словосочетания, использую наречия с –н- или –нн-. (Работа в парах)

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Над какой темой мы работали?
- Каковы были цели урока?
- Достигли ли мы их? С какими трудностями столкнулись?

Выставление оценок: учащиеся выставляют друг другу оценки.
Домашнее задание.

Наталья Назарова
Конспект урока для 6 класса по русскому языку «Текст»

Учитель русского языка и литературы – Назарова Н. А.

МБОУ «Средняя школа №4 имени А. М. Горького»

Петропавловск-Камчатского городского округа

Предмет : русский язык .

Русский язык . 6 класс . Москва. Просвещение, 2016 г.

Тема урока : Текст .

Тип урока : урок развития речи .

Цели урока :

Формировать понятие слова «текст » .

Учить составлять и анализировать текст .

Продолжить развивать устную и письменную речь.

Повторить знание по теме «состав слова» и орфограммы в корне слов.

Привить бережное отношение к хлебу.

Формы обучения : индивидуальная, групповая, фронтальная.

Информационно-технологические ресурсы : мультимедийный проектор, экран, компьютер, тексты из книг : М. А. Алексеева «Битва за урожай» ; Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» , В. А. Солоухин «Каравай заварного хлеба» , карточки с заданиями. Наглядные пособия.

Ход урока.

Организационный момент.

Творческая разминка.

Слайд №1. На экране отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» :

Он видит, как в поле отец разрыхляет,

Как в влажную землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растёт, наливает зерно.

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, в амбар отвезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Можно ли назвать этот отрывок текстом ? (Можно. Объединены одной темой. Все предложения связаны по смыслу) ;

Поясните значение слов : жатва, амбар, серпами, цепами;

Выпишите из текста слова и подберите к ним проверочные :

(бросает – брось, зерно – зёрна, зеленеть – зелень, зелёный, наливает – лить, серпами – серп, снопы – сноп, отвезут – вёз, цепами – цепь, испекут – печь).

Беседа :

Кто из вас знает, как убирают хлебные поля в наше время?

Делятся впечатлениями

Кто догадался, как называется тема урока ?

Называют тему урока

Вы правильно догадались. Тема нашего урока «Текст » . Речь пойдёт о хлебе.

Записывают число, тему урока .

Слайд №2.

Рассмотрим иллюстрацию из книги С. Иванова «Блокадный Ленинград» . (Пожилой человек держит на ладони кусочек хлеба)

Какое впечатление произвело на вас увиденное?

Какое значение в жизни этого человека имел кусочек хлеба?

Жалость к человеку.

Худой, измождённый, голодный.

Бережно держит хлеб, боится съесть всё сразу.

Для него это источник энергии, это питание, это жизнь.

Во время войны люди умирали от голода. У ленинградцев особое, бережное отношение к хлебу.

Словарная работа.

Подберите к слову хлеб однокоренные слова, запишите и выделите корень :

Хлеб, хлебный, хлебопашец, хлебушко,

Хлеба, хлебозавод, хлебница, нахлебник.

Какие трудности возникли при написании слов?

Что обозначает слово нахлебник?

При помощи чего образовали новые слова?

Вспомните, что ещё кроме хлеба можно выпекать из муки? (наглядный материал)

Записывают в тетрадь.

(хлебопашец, хлебозавод, хлебушко)

(Человек, живущий за счёт других) .

При помощи суффиксов, приставок и сложением корней.

(Пироги, лепёшки, блины, булочки, калачи, ватрушки, батоны, и т. д.)

Физминутка Выполняют элементарные

физические упражнения

Самостоятельная работа

Выполнение работы по вариантам :

I вариант

К слову хлеб запишите синонимы :

(краюха, каравай, буханка, булка)

II вариант

К данным словам запишите антонимы :

(белый – чёрный, свежий – чёрствый, мягкий – твёрдый)

Работа в парах.

Используя синонимы и антонимы, составьте предложения, чтобы получился текст .

В первой паре ученик зачитывает следующий текст .

Мы часто слышим от покупателей, что хлеб продают не свежий, а чёрствый, булочки вчерашние, баранки твёрдые, а я думаю, что хлеб не бывает чёрствый. Чёрствыми бывают люди. Хлеб нужно любить всякий.

(Дети доказывают, что они написали текст , потому что предложения объединены одной темой и совпадают по смыслу).

Объясните значение словосочетания «Чёрствый человек» ?

Ответьте на вопрос, чем отличаются словосочетания «чёрствый хлеб» и «чёрствый человек» ? Отвечают на поставленный вопрос.

Работа с учебником.

Открывают учебник (стр. 34, §13) .

Прочитайте сообщение о тексте .

Что узнали нового о тексте ? (Текст – это речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью. Текст может иметь заглавие).

Выполнение устного задания упражнение №61. Отрывок текст И . Тургенева.

Задание : Прочитайте и озаглавьте текст .

(Лес поздней осенью, Осенний лес, Лес осенью, Описание осеннего леса)

Творческая разминка.

Слайд №3.

На экране предложения, где нарушена последовательность.

Задание : Записать предложения, чтобы получился текст .

Комбайнёры убирают зерно.

Там колосится спелая рожь.

За околицей находятся колхозные поля.

Там колосится спелая рожь.

Комбайнёры убирают зерно.

Они до срока торопятся убрать хлеба.

Записывают в тетрадях, зачитывают и доказывают, что текст составлен правильно .

Чем отличается работа современного колхозника (фермера) от некрасовского крестьянина?

(В то время был тяжёлый ручной труд, а сейчас выполняют работу машины) .

Работа в группах.

Слайд №4.

На экране отрывок из книги М. Алексеева «Битва за урожай» .

Задание по группам.

1 группа : выпишите слова с безударной гласной и объясните орфограмму.

2 группа : выпишите слова с непроизносимыми согласными и объясните орфограммы.

3 группа : выпишите слова с корнем хлеб, и объясните значения слов.

От каждой группы отвечает по одному человеку.

Задание каждой группе.

Вспомните и запишите пословицы и поговорки о хлебе.

«Хлеб – мерило всех ценностей» .

«Хорошо трудиться и хлеб уродится» .

«Где пашет сошка, там хлеба крошка» .

«Хлеб поспевает – колхозник не гуляет» .

«Урожай хлебушка – калачу дедушка» .

«Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре» .

«Без соли, без хлеба – худая беседа» .

«Хлеба ни куска – везде тоска» .

«Хлеб всему голова» .

«Хлеб в пути не тяжесть» .

Поясните смысл написанных пословиц. (Поясняют значение пословиц) .

Сравните пословицы, которые вы вспомнили с пословицами на наглядном материале.

Домашнее задание.

§13. Написать рассказ «Как хлеб приходит в наш дом» .

Рефлексия учебной деятельности.

Подведение итогов урока .

Чем занимались на уроке ?

Что узнали нового и полезного для себя?

(Узнали много нового о хлебе, какой бывает хлеб, о тяжёлом труде крестьянина-хлебороба, о бережном отношении к хлебу.

Познакомились с текстом .

Узнали, чем отличается текст от группы предложений.

Как правильно составлять текст .

Повторили орфограммы).

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Путешествие в словообразование"

Конспект урока по русскому языку

в 6 классе на тему:

"Путешествие в словообразование"

Тема: "Путешествие в словообразование"

Тип: закрепление

Цели:

1. закрепить материал, пройденный на предыдущем уроке;

2. научить детей самим на практике образовывать слова разными способами;

3. дать понятие словообразовательной цепочке

4. повторить орфографию (правописание приставок на з----/с-, буквы О и А в корне -раст-, -рос-, проверяемы согласные в корне слова, непроверяемые безударные гласные в корне слова, буквы Ы/И в словах на И, правописание приставок при-/пре-, корни с чередованием -тер-/-тир-, -лаг-/-лож-, -гор-/-гар-, -мир-/-мер-).

План урока:

1. Орг. момент - 1 мин.

2. Повторение пройденного материала - 15 мин.

3. Закрепление - 15 мин.

4. Итог урока- 3 мин.

Ход урока

Ребята! Запишите число и классная работа в свои тетради. (сл.1)

Я предлагаю вам отправится в путешествие, (сл.1)цель его - исследовать страну, имя которой Словообразование, мы будем учиться ориентироваться на местности в этом лингвистическом краю. Компасом будут служить ваши знания…

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете это высказывание?

Это высказывание я понимаю так: для того чтобы правильно написать слова, нужно обязательно знать из каких частей оно состоит, то есть знать как оно образовалось.

Правильно. Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку, умение быстро работать.

Что такое словообразование?

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Что такое морфема?

Это значимая часть слова.

Какие морфемы вы знаете?

Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова?

Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова - окончание.

На доске вы видите способы словообразования. Давайте к каждому из них подберем пример (сл.2)

Способы образования

Приставочный

Суффиксальный

Лесничество -лесник

Героизм - герой

Приставочно-суффиксальный

Безветрие- ветер

Бескозырка- козырёк

Бессуффиксный

Говор-говорить

Сторож - сторожить

Сложение основ

Языкознание

Лесопарк

Переход из одной части речи в другую

Заводская столовая из столовая комната

Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь. Вот и первый пункт - остров Морфемика(сл.3), чтобы освежить наши знания, предлагаю вам послушать этюд “Душа слова” и угадать, о какой части слова идет речь. А так же ответить на вопрос: «Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями»?

(сл.4) Встретились части речи да стали рассказывать о себе:

“Слово в моем представлении - это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце - это Я. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие - таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть. Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем? (корень)Почему? (в корне заключено лексическое значение слова)

Другая часть слова сказала: “Я - голова слова! Я все время думаю, как помочь сердцу лучше выразить синтаксическое значение. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем - попробуй, догадайся! А если впереди встану Я, многое становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел… Вот что значит слово “с головой”!”. Какая часть может считаться головой слова?

Приставка.

“ А Я - это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я способен даже превратить здание в человека. Не верите?”, - заявила еще одна часть слова. Как можно превратить здание в человека? (Подсказка для учащихся: в каком здании мы находимся? Школа - школьник.) “Да что здание - целый город. Город - горожанин. Правда, здорово? Маленький, да удаленький!”. Что это? (суффикс)

Последняя часть слова грустно промолвила: “А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни “нарядить” слово, все равно оно будет обозначать то же самое”.

“ Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ - появились товарищи”, - успокоили ее другие. “Сколько нас, самых разных! Что ж, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться. Какую часть слова можно считать “одеждой”?

Окончание.

Итак, почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?

А бывает так, что суффикс управляет корнем?

Чередование

А приставка может изменить корень?

Правописание И\Ы после приставок.

А вы помните правописание таких слов? Давайте проверим. Вставьте пропущенные буквы в слова и запишите их в тетрадь. (сл.5) К доске у нас пойдет Марина.

Проверка (сл. 6)

Приберу, разыгралась, вытирать,

примирились, расположились,

прирастать, коснуться, загорать

Марина не допустила ни одной ошибки, что мы ей поставим?

Жители острова предлагают вам решить шарады. Это загадка, в которой слово, подлежащее отгадыванию, состоит из нескольких составных частей, каждая из которых является самостоятельным словом.

(Командам раздаются карточки)

(Сочинение)

Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ,

Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА,

Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ.

(Преподавание)

Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,

Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте,

Целым я излагаю событий ход.

(Рассказчик)

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,

(Расписание)

Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите в них орфограммы.(Вызвать к доске).

Находясь на острове Морфемы , мы познакомились с трудолюбивыми жителями этого населенного пункта, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь. Для этого нам надо выполнить задание 2 (сл.7) Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова.

Какие слова мы называем родственными?

Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.

Жители деревни предлагают вам следующие задания: прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” (сл.8) Свой ответ нужно обосновать.

Молвил слон, подставив бок:

Прислонись ко мне, сынок?

Прислонясь к слону, слонёнок

Отдохнул, набрал силёнок,

(Я. Козловский)

Слова слон и слоненок однокоренные, потому что слоненок образован от слона суффиксальным способом. А вот слово прислонясь не является однокоренным, потому что они разной семантики.

Дождик льёт - кругом вода,

Мокнут столб и провода.

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстрых вод

Задрожал водоотвод.

Слова вода и водопровод однокоренные, провода, подвода и завод не однокоренными.

Дети, а знаете ли вы, что такое подвода?

Повозка, телега, обычно грузовая, приводимая в движение конной тягой.

Правильно, продолжим…

Если б дали берёзе расчёску

Изменила б берёза причёску:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

(И. Токмакова)

Все слова однокоренные, корень -чес-

Вы кто такие?

Я - гусь, это - гусыня, это наши гусята. А ты кто?

А я ваша тётя - гусеница.

Гусь, гусыня, гусята - однокоренные, гусеница не является.

Молодцы! С заданием справились легко. А сейчас я предлагаю вам прочитать и записать в тетрадь интересное высказывание Рыбникова: “Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаенный смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонек!” (сл.13)

Продолжим наше путешествие. (сл.14)А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете?

Они показывают словообразовательную модель.

Что такое словообразовательная модель?

Схема, по которой построено слово.

По-видимому, прежде чем попасть в следующий населённый пункт командам нужно выполнить задание. Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать слова.

Сотрудник

безделица

Все успешно справились с заданием. Но у нас случилось горе. Деревня достаточно большая и некоторые родственники не могут понять, какое место они занимают в словообразовательной цепочке.

Посмотрите на пример (сл. 15). Что вы заметили в наших словообразовательных цепочках?

Каждое следующее слово отличается лишь одной приставкой или одним суффиксом от предыдущего.

Молодцы. Но мы ведь все знаем, что некоторые слова образуют несколько словообразовательных цепочек. Давайте поработаем у доски. Аня поможет нам это сделать.

На слайде мы видим ряд слов (выделенных желтым). Мы должны вставить их в нашу схему. От слова «лист» все образовалось. Давайте продолжим и морфемы, с помощью которых мы это смогли сделать.

листочек

листовой

листик

2) глупыш, свежесть, ежевечерний

3) куда-либо, кое-как, заборчик

4) силач, вредитель, лисий

2. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

1) развесёлый, дошить, подоконник

2) утомление, прескверный, сыграть

3) подполковник, накрепко, пригород

4) сочувствие, слева, забежать

3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) бездонный, всмотреться, переувлажнить

2) разбежаться, контратака, израсходовать

3) докрасна, по-русски, подснежник

4) нахлебник, сверхинтересный, подземный

4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

1) удар, сушь, час

2) насыпь, загар, выходка

3) ширь, чернь, безбилетник

4) просека, отказ, дичь

5. В каком ряду все слова образованы способом сложения?

1) тёмно-синий, углекоп, оргстекло, навсегда

2) дымоход, спецмашина, умалишённый, сегодня

3) пылесос, предгрозовой, сенокосилка, сейчас

4) сверхмощный, хлебозавод, сорвиголова, сталевар

6. В каком ряду все слова являются сложносокращёнными?

1) ООН, ЦСКА, профком, белозубый

2) главк, ФСБ, спецназ, нелегал

3) МГУ, РФ, вуз, местком

4) РГПУ, светотень, РАН, юрфак

7. В каком из предложений нет слова, образованного способом перехода из одной части речи в другую?

1) По улице шел военный.

2) Ученик решил пример путём подстановки.

3) Школьная столовая закрылась на ремонт.

4) Из окна были видны белые облака.

8. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке сказать — предсказать — ... — предсказательница?

1) сказание

2) предсказывать

3) предсказатель

4) предсказывание

Хорошо, и с этим заданием все справились. Мы побывали во многих населенных пунктах страны Словообразование, познакомились с ее достопримечательностями.

Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько неисследованных территорий. Наш путь мы продолжим в 7 классе. А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?

Мы повторили способы образования слов, поговорили о родственных словах, составили словообразовательную цепочку, и ответили на вопросы.

Предлагаю вернуться к нашему эпиграфу: “Если знаешь части слова, то напишешь их толково” Как вы понимаете эти слова? Нужно ли знать части слова и как оно образовано, чтобы написать его правильно?

Теперь самым активным я выставлю оценки. Подайте свои дневники. Все остальные свободны.

Приложение 1. (карточки)

Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно,

Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно,

Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,

Вместе на темы различные пишешь.

Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ

Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА

Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ

Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,

Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте,

Приставка та же, что в слове РАСХОД,

Целым я излагаю событий ход.

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень

Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,

В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте,

В целом по мне на уроки пойдёте.

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема: «Русский язык – один из развитых языков мира».
Цель деятельности учителя: формировать представление об изучаемом предмете; познакомить с учебником, расширять представление о русском языке, познакомить с понятием «развитой язык», повторить изученное в 5 классе (разделы науки о языке).
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
-предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества; уметь устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме; осознавать эстетическую функцию родного языка; создавать письменное высказывание-рассуждение на основе исходного текста;
-метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
-личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Формируемые УУД:
-коммуникативные: слушать и слышать друг друга с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;
-познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.
Ход урока.
I. Приветствие. Мотивация к учебной деятельности.
-Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
II. Актуализация знаний. Формулирование темы.
- Ребята, этот урок первый в нынешнем учебном году. Как вы думаете, о чем пойдёт речь на сегодняшнем занятии? (О русском языке, о его месте среди других языков).
- Верно, сегодня мы поговорим об особенностях русского языка как одного из самых развитых языков мира. Итак, открывает тетради, записываем число и тему занятия: «Русский язык – один из развитых языков мира». (Слайд 1).
-Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка. Урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.
III. Работа по теме урока.
– Прочитайте эпиграф к нашему уроку (слайд 2). Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.
– Что такое тезис? (Ответы учащихся). А как формулируется значение этого слова в словаре? (Работа со словарями; слайд 3).
-Поработаем с предложениями-тезисами. (Предложения распределяются между учениками: первое предложение – 1-му «круглому столу», второе предложение – 2-му «круглому столу», третье – 3-му «круглому столу»).
– Определите тип предложения по цели высказывания. (Повествовательное).
– Что нужно сделать, чтобы перестроить повествовательное предложение в вопросительное? (Задать вопрос.)
– Выберите вопрос, который нужно задать к исследуемым предложениям так, чтобы ответ на него можно было бы начать словами потому что или так как: когда? что? почему? где? куда? зачем?
–Перестройте предложение в вопросительное, задав к нему вопрос почему? Запишите. (Учитель помогает третьему «круглому столу», если у учащихся возникнут затруднения в замене местоимения существительным.)
– Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос. Коротко запишите его в тетрадь. (Представители каждого круглого стола зачитывают свои ответы в той же последовательности, как расположены предложения в эпиграфе.)
-Молодцы! А теперь предлагаю выполнить небольшую разминку.
IV. Физкультминутка. (Слайд 4).
V. Первичное закрепление.
– Итак, мы, носители русского языка, должны гордиться тем, что наш язык – один из развитых языков мира. Кстати, что же означает слово развитой? Давайте обратимся за объяснениями к толковому словарю, нашему верному помощнику. (Работа со словарём, ответы учащихся, слайд 5).
– Молодцы, ребята! А теперь прочитайте упражнение 1 на стр. 3 и ответьте на вопрос: «В чем наш язык достиг высокой степени развития?» (Ответы учащихся).
– С вашими ответами трудно не согласиться. Далее нам предстоит разгадать загадки каждого раздела языкознания. А не забыли ли вы их? Назовите известные вам разделы науки о языке. Внимание! Подсказку можно найти в учебнике: в содержании или на обложке. (Ответы учеников).
- Вы верно назвали все разделы языкознания. Это фонетика, морфемика, словообразование, лексикология, морфология, синтаксис. (Слайд 6).
Фонетика
– Что изучает фонетика? (Ответы учеников).
- Действительно, фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуки речи. (Слайд 7).
- Почему в тексте упражнения 1 говорится о таком количестве звуков, ведь в алфавите только 33 буквы? (Ответы учащихся)
- Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа – налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание? Докажите свой ответ, сделав фонетический разбор этих слов. (Трое учащихся работают у доски).
Морфемика и словообразование
– Что изучают морфемика и словообразование? (Ответы учеников. Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм. Словообразование - раздел языкознания, в котором изучаются средства и способы образования новых слов. Слайд 8).
- Александр Николаевич Тихонов, известный советский и российский лингвист писал: « Слова в русском языке разнообразны по своей структуре… Обычно корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно видеть». Попробуйте, например, найти корень в слове помыть?
- А теперь составьте ряды однокоренных слов, выделите в них морфемы (каждому «круглому столу»- свой корень, трое учащихся – у доски)

- Какими морфемами «обросли» эти корни?
Лексика
– Что изучает лексикология? (Ответы учащихся).
- Вы правы, лексикология - раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику. (Слайд 9).
– Из текста упражнения 1 мы узнали, что в русском языке очень много синонимов. В рамочке приведены два словосочетания развитый ребенок и развитой язык. Составьте синонимический ряд с каждым прилагательным. (Развитый – зрелый, неглупый, образованный, перспективный, прогрессивный и т.п. Развитой - сформированный, натренированный, достигший высокой степени развития и т.п.)
Морфология и синтаксис
– Переходим к следующим разделам науки о языке. Что изучает морфология? Синтаксис? (Ответы учащихся. Слайд 10).
- Молодцы! А теперь немного поупражняемся.
- Найдите «3-е лишнее»:
а) существительное, подлежащее, прилагательное;
б) глагол, обстоятельство, сказуемое;
в) дополнение, определение, существительное.
- Какими частями речи являются эти слова: светило, печь, покрой? (Существительным или глаголов в зависимости от контекста).
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Видите, как много загадок таит в себе наш родной язык. Что нового вы узнали на уроке? (Ответы учащихся).
- Как вы понимаете значение слова развитой? (Ответы учащихся).
– Почему русский язык – один из развитых языков мира? (Ответы учащихся).
– Почему каждый человек должен любить и беречь свой родной язык? (Ответы учащихся).
- Итак, ребята, каждый из нас должен бережно относиться к родному языку. Не засорять свою речь, необходимо использовать всё богатство одного из самых развитых языков мира, ведь, как писал К.Г.Паустовский, « для всего в русском языке есть великое множество слов».
- Дома я предлагаю вам подумать над словами Константина Георгиевича и написать небольшое сочинение-рассуждение. (Упр. 3 , стр. 5). Откройте дневники и запишите домашнее задание.(Слайд 11).
- Сегодня вы неплохо поработали и получили следующие отметки:…
- Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Спасибо за внимание! Урок окончен.(Слайд 12).

Презентация на тему: Русский язык – один из развитых языков мира

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: