Словарные слова с удвоенными согласными сс. Справочник по русскому языку

Цель: формировать знания, умения, навыки о написании слов с удвоенными согласными.

обучающие: совершенствовать знания о правописании слов с удвоенными согласными буквами в корне; формировать орфографические навыки;

учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника;

развивающие: развивать орфографическую зоркость, каллиграфическое письмо обучающихся, словесно-логическое мышление, устойчивое внимание, словарный запас детей;

воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уважение к труду и людям труда, знакомство с профессией журналиста.

Оборудование: карточки по ТИО, диск “Русский язык 2 класс” (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), орфографические словари, презентация .

Ход урока

1. Оргмомент.

Вы пришли сюда... (учиться).

Не лениться, ... (а трудиться).

Работать как? .... (старательно).

А слушать как? ... (внимательно).

Сегодня урок русского языка пройдет в форме деловой игры “Заседание редакционной коллегии газеты”. Вы сотрудники редакции: журналисты, помощники журналистов, корреспонденты, корректоры (корректор проверяет текст на наличие ошибок), а я главный редактор.

Откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Результативность вашей работы будет зависеть от того, как вы активно будете участвовать в обсуждении всех вопросов.

Какую бы работу мы с вами не делали, все начинается с разминки. Наша разминка – это минутка чистописания.

2. Минутка чистописания.

Буквы близнецы:

бб жж кк лл мм нн пп сс

Пропишите буквы с правильным соединением.

3. Тема урока.

Сегодня разговор наш пойдет о необычных словах, в которых живут эти буквы близнецы.

Но сначала... К нам в редакцию пришла телеграмма. (Cлайд № 2)

ТЕЛЕГРАММ А!

Ребята! Я хочу к вам прийти в класс на русс кий язык. Ведь на этом уроке вы будете знакомиться с новой орфограмм ой.

Незнайка.

Орфограмма, с которой мы познакомимся, есть в словах текста телеграммы.

Кто догадался, над какой темой и с какой орфограммой мы сегодня будем работать? (Слова с двойными согласными).

Правильно. Мы рассмотрим написание слов с удвоенными согласными.

Какая цель нашего заседания, чему мы должны научиться? (Научиться писать слова с удвоенными согласными)

А как вы думаете, можно ли проверить написание слов с удвоенными согласными? (Диск , Согласные звуки. Анимация. п.5). Запись слов в тетрадь.

Правило в учебнике, стр. 117.

Послушайте и скажите, о каком правиле здесь идет речь?

Эти буквы близнецы
Удалые молодцы.
Ты одной закончи строчку,
А с другой ее начни. (Перенос слов)

(Диск, Согласные звуки. Анимация. п.6.) Запись слов в тетрадь.

Для вашего удобства я выписала часто встречающиеся слова из орфографического словаря (памятка-помощник).

Слова с удвоенными согласными нужно запомнить!

бб – субб ота

жж - дрожж и, вожж и, жужж ать

кк - хокк ей, акк уратный, акк орд, акк ордеон, акк уратно

лл - алл ея, колл ектив, милл ион, колл екция, артилл ерия, интелл игент, бюлл етень, балл ада, балл он, илл юзия, тролл ейбус, илл юминация, илл юстрация, кристалл , металл , Алл а

мм - грамм атика, телеграмм а, сумм а, килограмм , грамм , Эмм а, Римм а, симм етрия

нн - тонн а, анн отация, ванн а, утренн ий, весенн ий, осенн ий, ранн ий, длинн ый, Анн а, Сюзанн а, Генн адий, тенн ис, колонн а, юнн аты антенн а, медленн о

пп - групп а, апп етит, апп арат, апп ликация, грипп , гипп опотам

рр - корр еспондент, терр итория, терр аса, кор рекция, терр ор, перр он

сс - касс а, масс а, шосс е, класс , комисс ия, пасс ажир, расс каз, басс ейн, компромисс , компресс , професс ор, асс истент, сс ора, режисс ер, кросс , прогресс , процесс , пресс , мисс ия, русс кий, класс ик, Росс ия, Одесс а, дресс ировщик, искусс тво, касс ир, масс аж

фф - суфф икс

4. Упражнения.

Чтобы заседание редакционной коллегии было слаженным, нам необходимо выполнить несколько упражнений и как можно больше запомнить слов с удвоенными согласными.

Для написания статьи, заметки журналисту необходимо знать лексическое значение слов.

5. Игра “Значения слов”. Диск. Согласные звуки. Упражнение № 5 (или учебник стр. 118, упр. 190).

6. Физминутка. (Слайд № 3–9).

7. Работа в паре. (Слайд №10).

Запиши слова в два столбика: в первый – с удвоенной согласной, во второй – без удвоенной согласной.

Пас...ажир, кал...ендарь, кол...ектив, рус...кий, тел...фон, кол...екция, кос...мос, бас...ейн, дорож...ка, рис...унок.

Самопроверка. (Слайд № 11).

8. Ребусы. (Слайд № 12).

Запишите слова, деля для переноса. (Мас – са, груп – па, кас – са).

9. - Сейчас мы попробуем себя в роли корректора.

Незнайка вместе с телеграммой прислал письмо. Прочитайте. (Слайд № 13).

Я учусь во втором класе. У нас дружный колектив. В ссуботу мы ходим в басеен. Я люблю играть со своими друзьями в хокей.

Что вы заметили? (Разбор ошибок)

Запишите текст правильно, без ошибок. Выделение орфограмм.

10. Домашнее задание.

Постарайтесь выполнить работу без ошибок, используя правила написания слов. Для этого вам предлагается выполнить ряд заданий по карточкам.

Карточка № 1 (синяя) – выполняют помощники журналистов

1. В данные названия профессий вставь пропущенные двойные согласные.

Хо___еист, профе___ор, режи__ёр, а___истент, ко___еспондент, дре___ировщик.

2. Раздели на слова и запиши полученное предложение. Выдели основу предложения (главные члены).

Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее.

__________________________________

3. Спиши слова, разделяя их черточками для переноса.

Русский язык, пассажирский поезд, осенний дождь, новое шоссе, весенний цветок, Анна.

_______________________________________________

Карточка № 2 (зеленая) – выполняют журналисты

1. Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными.

Место, где продают билеты - ________________________________

Спортивная игра с мячом или шайбой - _______________________

Шестой день недели - ______________________________________

Комната для занятий детей в школе - _________________________

Дорожка, обсаженная деревьями - ___________________________

Товарищ по работе - ______________________________________

Обучение животных - _____________________________________

Спортивный бег - ________________________________________

Слова для справок: коллега, кросс, касса, хоккей, дрессировка, аллея, суббота, класс.

2. Вставь подходящие по смыслу слова с двойными согласными.

Ребята делают _______________________ зарядку.

Идёт нудный ______________________ дождь.

В ______________________ день мы ходили в кино.

Учительница вошла в ________________.

3. Запиши два женских и два мужских имени с двойными согласными.

____________________________________________

Карточка № 3 (красная) – выполняют корреспонденты.

1. Ответь на данные вопросы, написав слова с двойными согласными.

В каком дне недели – бб? ________________________________

В какой игре – кк? _______________________________________

В какой игре – нн?_______________________________________

Какая болезнь – пп? _____________________________________

В каком языке – сс? ______________________________________

2. Измени слова по образцу.

Рано, звонок – ранний звонок

Класс, комната - _________________________________________

Конь, отряд - ____________________________________________

Осень, дни - _____________________________________________

Пассажир, поезд - ________________________________________

3. Прочитайте. Найди и исправь ошибки. Запиши правильно.

Девочка Ала, поход в лесс, второй клас, дрожевое тессто, принять вану, творожная масса.

_________________________________________________________

11. Подведение итогов.

Вывод. Что такое удвоенная согласная в слове? (Орфограмма).

Как можно проверить написание слов с удвоенными согласными? (В орфографическом словаре).

Как правильно переносить слова с удвоенной согласной?

12. Рефлексия. Слайд со смайликами № 14.

1. Замените словосочетание одним словом.

* Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков

бумаги, ткани.

* Прибор, техническое устройство.

* Большое желание употреблять пищу.

* Ремни, верёвки для управления лошадьми.

* Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.

Слова – помощники: а……етит, во……и, а……арат, дро……и, а……ликация.

2. Прочитай слова. Запиши их по алфавиту, разделяя для переноса. Как ты понимаешь выражение «свежая пресса» ?

Аппликация, троллейбус, пресса, гиппопотам, теннис, балл, комментарий, металлы, стеллажи.

3. Прочитай и отгадай загадку.

Плещет тёплая вода

в берегах из чугуна.

Отгадай, вспомни:

Что за море в комнате? (В__ __ ___а,)

Запиши загадку и отгадку. Слово с удвоенной согласной раздели для переноса.

Групп а, грипп , апп арат, апп ликация, апп етит, Филипп .

Хокк ей, акк уратный, акк орд.

Дрожж и, вожж и, жужж ать, можж евельник.

Колл ектив, алл ея, Кирилл , Алл а, Элл а, Талл ин, милл ион, колл екция, илл юстрация, илл юминация, металл , тролл ейбус, брилл иант, Чиполл ино, милл иметр, вилл а, балл он.

Грамм атика, телеграмм а, сумм а, килограмм , грамм , Эмм а, Римм а.

Тонн а, ванн а, тенн ис, Анн а, Инн а, Нонн а, Жанн а, Сюзанн а, Генн адий, ранн ий, длинн ый, утренн ий, осенн ий, весенн ий, подоконн ик, одинн адцать, лиственн ица, колонн а, антенн а.

Масс а, касс а, шосс е, класс , пасс ажир, комисс ия, сс ора, басс ейн, расс каз, расс вет, кросс , професс ор, русс кий, класс ик, нарцисс , искусс тво, Росс ия, Новоросс ийск, Одесс а, прогресс , экспресс , компресс , асс истент, режисс ёр, компромисс , процесс .

Терр итория, перр он, терр аса, корр еспондент, корр екция, терр ор.

Субб ота.

Эфф ект, суфф икс.

Савв а.

Шарлотт а.

5. Выпиши слова в алфавитном порядке: сначала имена собственные, а затем – остальные слова. Подчеркни удвоенные согласные и орфограмму - большую букву в именах собственных.

Перрон, Инна, класс, Алла, аллея, Кирилл, аккуратный, Анна, Филипп, хоккей.

6. Раздели для переноса.

Аллея, программа, конница, шоссе, пассажир, аппликация, жужжит, дрожжи, кассир, грамматика, аппарат.

7. Прочитай. На какую тему эти слова? Составь и запиши 3 предложения на тему «На вокзале» . Выдели удвоенную согласную.

Суббота, класс, экскурсия, музей, вокзал, кассы, перрон, билеты, электропоезд, вагоны, пассажиры..

8. Выборочный диктант. Выпиши слова с удвоенными согласными. Подчеркни их.

На уроке русского языка учительница Алла Сергеевна диктует слова с удвоенными согласными. Ребята пишут: баллон, аттестат, коллекция, аттракцион. После урока русского языка будет урок физкультуры. Ребята будут бежать кросс по школьной аллее.

(По А. Форощук).

9. Подчеркните двойные согласные. Образуйте и запишите слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

Рано - …………………, …………………., ……………….. .

Утро - …………………., …………………., ……………….. .

Весна - …………………., …………………., ……………….. .

1. Наступила ранняя весна.

2. Суббота - выходной день.

3. У Анны хорошая коллекция бабочек.

4. Утром принесли телеграмму.

5. Группа ребят из нашего класса побывала в музее.

10. Списать текст, вставляя, где нужно согласные Н или НН.

Пришла вес…а. Появились подснежники и другие ра……ие весе…..ие цветы. Пройдёт лето. Наступит ра…..яя золотая осе…ь. Ласково будет ещё светить осе…..ее солнце. Но с каждым днём будет холоднее, начнутся первые утре…..ие заморозки.

Подчеркнуть удвоенные согласные.

11. Прочитай. Составь верные сочетания слов, запиши. Подчеркни удвоенные согласные.

класс срочная

орфограмма дружный

аллея сложная

программа тенистая

телеграмма знакомая.

Назови слова, в составе которых общий элемент - «грамма». Что он означает? Какие ещё слова с этим элементом ты знаешь?

12. Вставьте согласные ПП, КК, ЖЖ.

Гру……а, дро……и, хо……ей, гри……, жу……ать, а……арат, а……уратный, а……ликация, а……орд, мо……евельник, а……етит, во……и, Фили…… .

13. Вставьте согласные ЛЛ, ММ, НН.

Дли……ый, гра……атика, ва……а, а……ея, Ри……а, те……ис, Кири……, су……а, А……а, Та……ин, Ге……адий, Но……а, ми……ион, И……а, ко……екция, Жа……а, А……а, Э……а, Сюза……а, и……юстрация, оди……адцать, телегра……а, мета……, осе……ий, гри……, тро…ейбус, то……а, и……юминация, весе……ий, килогра……, утре……ий, ко……ектив, ра……ий.

14. Вставьте согласные СС, РР, ББ, ФФ, ТТ, ВВ.

Ма……а, ка……а, шо……е, Оде……а, кла……, па……ажир, Са……а, коми…….ия, ра……вет, ……ора, су……икс, ба……ейн, ра……каз, те……аса, кро……, профе……ор, те……итория, э……ект, ру……кий, кла……ик, иску……тво, су……ота, нарци……, Ро……ия, Новоро……ийск, Шарло……а, пе……он.

15. Отгадай загадки, напиши отгадки.

* Как всегда, иглист и зелен,

Схож я с ёлочкой вполне.

Но родня, на самом деле,

Кипарис и туя мне.

(М - - - - - - - - - - - .)

* На реке пожара нет,

Над рекой горит ……. .

(Р - - - - - -)

* Что за комната такая -

Очень светлая, большая,

Парты ровными рядами,

А за партами - мы сами?

16. Словарный диктант.

Анна, ванна, сумма, масса, класс, Россия, русский, Алла, аллея, группа.

Классный, ранний, осенний, весенний, утренний, медленный.

17. Запишите одним словом.

1. Помещение в школе (класс) .

2. День недели (суббота) .

3. Один из видов игры в мяч (теннис) .

4. Игра на льду на коньках (хоккей) .

5. Место, где продают билеты (касса) .

6. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея) .

7. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе) .

8. Женские имена (Алла, Анна, Римма, Жанна, Инна).

18. Словарный диктант.

Осенний день, весенний ветер, утренний мороз, ранние овощи, русский язык, классный журнал, субботний вечер, одиннадцать лет.

19. Выборочные диктанты.

1. В младшей группе стихли шутки,

Потерялся аппетит.

Грипп случился у Мишутки -

Врач прививками грозит.

2. Инна медленно вставала,

Слыша ранний птичий крик.

Раз одиннадцать зевала,

Сонно глазки протирала,

После ванну принимала.

И, конечно, опоздала

На весенний утренник.

3. В субботу тенистого парка

шёл к Алле Кирилл, нёс

почтовые марки.

Коллекцию он просмотрел

аккуратно и утром

весенним понёс их обратно.

20. Зрительные диктанты.

1. Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идёт.

(И. Бунин)

2. Сделали серому зайке

Слишком длинные ушки.

(А. Барто)

3. В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

4. День стоял весёлый

Раннею весной.

5. По проволоке дама

Идёт, как телеграмма.

6. Очень весело в дороге

Пассажиру лет семи …

7. Луна осенняя светла,

Аллея дремлет кружевная.

8. В школе тихо и светло

В этот ранний час.

Сквозь оконное стекло

Ветви смотрят прямо в класс.

(С. Маршак)

21. Творческие диктанты.

I. Составить с данными словами и записать рассказ из 4-5 предложений.

Экскурсия.

Суббота, группа ребят, класс, музей, касса, кассир, билеты;

экскурсовод, интересный рассказ;

богатая коллекция.

О г о р о д.

Весенний день; рассада; длинные грядки; отличный урожай.

III. Образовать от данных слов другие слова так, чтобы в них было - НН-.

Осень – осенний, весна, старина, длина, камень, лимон, сон, окно, пустыня, конь.

22 Образуйте и запишите имена прилагательные.

Ко……екция, гра……атика, ко……ектив, тро……ейбус, ми……ион.

23 Замените словосочетание одним словом.

* Острое вирусное заболевание.

* Человек исполнительный, соблюдающий во всём порядок.

* Несколько предметов или людей, расположенных близко

друг от друга или соединённых вместе.

* Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты

* Производить однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.

Слова – помощники: а……куратный, гри……, а……орд, жу……ать, гру……а.

24. Отгадай загадки Анатолия Арсирия. Проговори слова отгадки по слогам, запиши. Обозначь орфограмму. Раздели слова – отгадки для переноса. Составь с одним из них предложения и запиши.

1. Во мне два к , не забывайте,

таким как я, всегда бывайте:

я точный, чистый, и опрятный,

иным же словом - ……………..

2. Он на вокзале есть всегда,

к нему подходят поезда,

двойное р содержит он

и называется ……………. .

3. Проста загадка и легка:

пишусь всегда через два к ;

и мяч, и шайбу клюшкой бей,

а называюсь я - …………..

25. Прочитай названия книг. Знаешь ли ты их авторов? С какими из этих книг ты уже знаком? Спиши названия книг (они пишутся в «кавычках»), подчеркни удвоенные согласные буквы.

« Рикки - Тикки - Тави »,

« Пеппи Длинный чулок »,

« Винни - Пух и все - все-- все »,

« Приключения Чиполлино ».

Подсказка: Редьярд Киплинг, Астрид Лингрен, Алан Милн, Джанни Родари.

26. Вставьте удвоенные согласные.

Дли……ый, ро……ийское, ва……чка, ма……овое, а……ордная, хо……ейный, утре……ее, су……отник, ра……яя, а……етитный, гра……атические, сгру……иповались, для э……екта, кла……ическое, осе….ий, весе……яя, ка……овый, шо……ейная, па……ажирское, ра……каз, А….очка.

27. Спишите слова. Объясните написание одной и двух букв н.

Весна – весенний, осень – осенний, длина – длинный, рано – ранний, камень – каменный, лимон – лимонный, сон – сонный, телефон – телефонный, окно – оконный, туман – туманный, туманность.

28. Выделите корень и суффикс. Объясните написание одной и двух букв н.

У конных, пустыня, к баклажану, за длинным, вешняя, по вагонным, в каменном, с чемоданным, весну, макаронная, к чемодану, с балкона, газонный, в балагане, балконная.

29. Раскройте скобки. Объясните написание одной и или двух н.

Бето(н,нн)ое, карти(н,нн)ка, пусты(н,нн)ая, бало(н,нн)ая, ко(н,нн)ь, телефо(н,нн), ра(н,нн)его, весе(н,нн)ими, с дива(н,нн)ых, макаро(н,нн)ы, осе(н,нн)ь, ра(н,нн)о, бараба(н,нн)ая, с лимо(н,нн)ым, в каме(н,нн)ом, балко(н,нн)чик, у весе(н,нн)его.

30. Вспомните все пройденные слова с удвоенными согласными ЛЛ, ММ. Раскройте скобки.

Ко(л,лл)ектив, гра(м,мм)атика, а(л,лл)оэ, а(л,лл)ея, Кири(л,лл), по(л,лл)ковник, телегра(м,мм)а, А(л,лл)а, ко(л,лл)екция, со(л,лл)онка, ки(лл,л)о(м,мм)етры, тра(мм,м)вай, Ри(м,мм)а, Ди(мм,м)а.

31. Творческая работа.

Придумай и запиши текст телеграммы (1-2 предложения), включи в него 1-2 слова с удвоенными согласными в корне.

32. Прочитай имена и фамилии знаменитых зарубежных авторов литературных сказок. Назови известные сказки, которые написали эти авторы. Спиши, подчеркни удвоенные согласные и орфограмму - большую букву в именах собственных и фамилиях.

Братья Гримм (Вильгельм и Якоб), Шарль Перро, Сельма Оттилия Лагерлёф, Джоэль Харрис.

33. Вставьте пропущенные буквы.

Плавательный ба…..ейн, огромная те……итория, и……юстрации к сказке, ко……екция марок, дружный ко……ектив.

34. Выпиши из двустишия С. Бондаренко слова с удвоенными согласными.

1. Если в доме много сора,

В доме может вспыхнуть ссора.

2. Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

3. Сегодня будет «кинопанорама».

Какая интересная программа!

4. Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

Раздели слова с удвоенными согласными для переноса. В каких двустишиях ты услышал одинаково звучащие слова? Как ты их запишешь? Объясни.

35. Раскройте скобки.

Кла(с,сс), ве(с,сс)на, па(с,сс)ажир, ми(с,сс)ия, пля(с,сс)ка, со(с,сс)на, ба(с,сс)ейн, (с,сс)офа, ра(с,сс)каз, о(с,сс)ень, ру(с,сс)кий, профе(с,сс)ор, но(с,сс)ок, ка(с,сс)ка, ка(с,сс)а, тря(с,сс)ка, шо(с,сс)е, нарци(с,сс), Новоро(с,сс)ийск, Ро(с,сс)ия, Мо(с,сс)ква, анана(с,сс).

36. Образуйте и запишите имена прилагательные.

Дро……и, гру……а, хо……ей, а……уратность.

Замените словосочетания одним словом.

Человек, обладающий большой внутренней культурой.

Срочное сообщение передаваемое по телеграфу.

Поясняющий рисунок.

Единицы измерения массы.

Декоративное освещение парков, улиц, по случаю какого - нибудь торжества.

Слова-помощники: килогра…., гра……., то…..а, телегра……а, и……юминация, инте…..игент, и…….юстрация.

37. Творческие диктанты.

Класс, экскурсия, группа, осенние листья, коллекция, рассказ

Анна, телеграмма, касса, гостить, весенние цветы.

Придумай предложения из данных слов.

38. Обучающие диктанты.

Вчера наш класс был в парке. Красив осенний парк! Ребята собирали осенние листья. На уроке русского языка составили рассказ об осени. (23 слова)

Наш класс.

Я учусь во втором классе. У нас дружный коллектив. В субботу группа ребят провела утренник. Об этом написали рассказ в классную газету. (24 слова)

39. Предупредительный диктант со зрительной подготовкой.

Прочитай. В каких словах есть удвоенные согласные. ? Подчеркни эти согласные. Какие ещё орфограммы ты увидел? Обозначь их. Запиши под диктовку.

1. В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы…. (К. Чуковский)

2. Вот вам телеграмма от гиппопотама! (К. Чуковский)

3. У нас четыре Аси, четыре Васи, пять Марусь и два Петровых в классе. (А. Барто)

Открой книгу, проверь себя.

40. Запиши под диктовку. Подчеркни удвоенные согласные.

Гиппопотам - могучее животное.

Масса его тела - более двух тонн.

А в одной тонне - тысяча килограммов.

И при таком весе бегемот очень быстро

плавает и хорошо ныряет!

41. Объясните написание одной и двух букв.

Поддался сестре - подался в горы, подержать молоток - поддержать друга, подделать документ - поделать гимнастику, поддать жару - подать идею.

42. Раскрой скобки. Объясни написание одной или двух букв.

Бе(з,зз)работный, бе(з,зз)вучный, ра(с,сс)пад, (с,сс)ода, по(д,дд)ъёмный, ра(з,зз)адорить, ра(с,сс)каз, бе(з,зз)дна, (с,сс)ора, по(д,дд)арить, ра(с,сс)ольник, о(т,тт)оптать, с(т,тт)ащил, ра(з,зз)жечь, ра(с,сс)верлил, о(т,тт)аять, бе(с,сс)рочный.

43. Напишите однокоренные слова с одной буквой н

Ранний - ………, весенний - …………, осенний - ………… ,

длинный - …………., туманный - …………… .

44. Из слов «сбежали» гласные. Восстановите слова.

ПП - гр…пп…, гр…пп, ...пп…р…т, …ппл…к…ц…, ...пп…т…т, Фи…л…пп.

КК - х…кк…й, ...кк…р…тн…й, ...кк…рд.

ЖЖ – др…жж…, в…жж…, ж…жж…ть, м…жж…в…льн…к.

ЛЛ - к…лл…кт…в, ...лл……, К…р…лл, ...лл…, Т...лл…н, м…лл……н, к…лл…кц……, ...лл…стр…ц……. .

ММ - гр…мм, т…л…гр…мм…, с…мм…, к…л…гр…мм, Р…мм… .

ВВ - С…вв… .

ТТ - Ш…рл…тт… .

45. Выборочный диктант с подготовкой. Прочитай. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Обозначь орфограммы, объясни написания, напиши только слова с удвоенной согласной.

Дре(сс,с)ировщик и ле…

«Смирный какой: (без) команды - шагу ….

Вот как его укротил я, б..днягу!»

Так дре(сс,с)ировщик (по)думал о л..ве

Ле… рассуждал, между прочим, вот так:

«Храбрый какой! Не б…ится, ч…да…

Если б он не был так ловок и смел,

Я бы его обязател…но с…ел!»

(А. Шибаев)

46. Страничка - тест. Раскрой скобки.

Кла(с,сс), весе(нн,н)яя, па(с,сс)ажир, ка(с,сс)а, осе(нн)яя, а(л,лл)ея, тро(лл,л)ейбус, до(к,кк)тор, балага(нн,н), ра(н,нн)ий, ра(н,нн)ка, ко(л,лл)екция, ра(з,зз)грузил, Ро(с,сс)ия, лет(нн,)ий, (с,сс)ора, Оде(с,сс)а,

каме(н,нн)ое, макаро(н,нн)ый.

47. Предупредительный диктант с продолжением. Зрительная подготовка. Прочитай текст. Найди слова с удвоенной согласной в корне слова. Какие ещё орфограммы ты обнаружил в тексте? Объясни написание.

В одном зоопарке маленькая горилла отказывалась от пищи. Спасти животное вызвался директор зоопарка.

Каждый день перед клеткой он с аппетитом съедал вкусный обед. Скоро обезьянка стала подражать человеку.

А директор теперь худеет.

(по материалам журнала «Клёпа»)

Запиши текст под диктовку. Обозначь все знакомые орфограммы. Придумай продолжение текста из 1-2 предложений. Включи в него слово килограмм. Проверь написанное.

48. Диктант - текст.

В субб оту ранн им утром Алл а Кирилл ова шла по узкой дорожке около акк уратного зелёного забора. За кустами можж евельника виднелась металл ическая крыша дачного дома. Скоро Алл а вышла за терр иторию посёлка Чашники и пошла по берегу речки Смородинки. На лугу росла масс а цветов. Жужж али пчёлы. Луг казался красивой апп ликацией или красочной илл юстрацией из детской книжки. У воды стояла групп а плакучих ив с длинн ыми гибкими ветками. Алл а нырнула в воду. Поднялся милл ион брызг. Хороши утренн ие купания! (72 слова)

Если ученик допустил ошибки в выделенных орфограммах, то в изучении темы «Удвоенные согласные» есть пробелы. Для их устранения необходимо продолжить выполнение упражнений на данную тему.

49. Отгадай загадки и напиши отгадки.

Ёлка иль не ёлка?

Зелена иголка,

А совсем не колка! (Л - - - - - - - - - - .)

Становлюсь собой в плену огня.

Не было бы в мире без меня

Ни велосипедов, ни станков,

Ни автомобилей, ни коньков. (М - - - - - .)

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. (А - - - - - - .)

Этот глаз - особый глаз,

Быстро взглянет он на вас -

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Ф - - - - - - - - - - .)

50. Замените слова противоположными по значению словами с удвоенной согласной.

Неряшливый, невкусный, вечерний, закат, поздний.

Слова – помощники: утре….ий, а…..уратный, ра…..ий, а…..етитный, ра…..вет.

51. Диктант - подготовка.

С л у ч а й.

На алл ее в кусты можж евельника упала старая сосна. Как её убрать акк уратно? У неё длинн ый ствол. Она весит больше тонн ы. Ранн им весенн им утром Кирилл и Генн адий взяли пилу и стали пилить дерево. На лугу жужж али первые насекомые. По шосс е проезжали редкие машины. Кирилл и Генн адий распилили дерево и убрали его с алл еи. Осталась масс а опилок. Пильщики акк уратно убрали терр иторию.

Если ученик допустил ошибки в выделенной орфограмме, ему необходимо выписать слова, в которых были допущены ошибки и подобрать к ним однокоренные.

52. Диктант - тест.

Осенняя пора.

Дни ранн ей осени в Росс ии очень красивы. Утренней порой туман стелется над сонн ой долиной. Масс а ярких листьев устилает траву, тропки, дорожки, алл еи, шосс е. Милл ионы листьев ещё остались на ветках. В лучах солнца осенн яя листва, как чудесная илл юминация. У опушки растёт групп а зелёных ёлочек. Юнн аты Эмм а, Жанн а, и Савв а на терр итории лесной школы акк уратно убирают листву. На площадке друзья Кирилл и Филипп играют в тенн ис. Длинн ыми зимними вечерами они будут играть в хокк ей. (74 слова)

Если ученик допустил больше четырёх ошибок на правописание удвоенной согласной, значит необходимо повторить правила и выполнение упражнений.

В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные сс и жж . Таких слов немного.

Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: посс орить, посс ориться ; а также в словах Росс ия (от устаревшего росс ), росс ийский, Белорусс ия (но Русь, белорус ).

Буквы жж пишутся в словах вожж и, дрожж и, жужж ать, можж евельник и образованных от них родственных словах, например: жужж ание, можж евеловый . Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут ), например: жж ение, сожж ение, жж ешь, жж ет, сожж ет .

Двойные согласные на стыке приставки и корня

Двойные согласные в русских словах пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: бесс порный, восс тание, возз рение, подд ержать, отт еснить .

Примечания:

1. С буквами сс пишутся слова, образованные от корня -счит- при помощи приставки рас -, например: расс читать, расс читывать . Слова с той же приставкой и корнем -чет- пишутся с одним с , например: расчет, расчетливый (но бессчетный , от без счета ).

2. Двойные согласные могут встречаться в суффиксах и на стыке корня и суффикса, например: традиционн ый, единственн ый, матросс кий . Эти случаи рассмотрим позже.

Двойные согласные в иностранных словах

Большинство сдвоенных согласных встречается в иноязычных словах, например: апелляция , интеллигент , оккупант . Эти слова, как и слова с непроверяемыми написаниями, нужно запоминать. Ниже приводится список наиболее встречающихся слов с двойными согласными.

Слова с двойными согласными

  • агрессор
  • аппарат
  • ассоциация
  • аллегория
  • аппетит
  • атташе
  • аннотация
  • артиллерия
  • аттестат
  • аннулировать
  • ассистент
  • аттракцион
  • апелляция
  • баллада
  • баррикада
  • беллетристика
  • баллотировка
  • бассеин
  • бюллетень
  • группировать
  • дискуссия
  • диссертация
  • дифференциация
  • иллюзия
  • иллюминация
  • иллюстрация
  • классик
  • комментарий
  • концессия
  • коллектив
  • коммунизм
  • корреспондент
  • коллоквиум
  • коммюнике
  • кристалл
  • колонна, колоннада
  • компромисс
  • кристаллический, но кристальный
  • колосс
  • конгресс
  • кросс
  • комиссия
  • масса
  • металл
  • миссия
  • оккупация
  • оппозиция
  • оппонент
  • параллель
  • пессимизм
  • прогресс
  • пассивный
  • пресса
  • профессия
  • перрон
  • программа
  • режиссер
  • рессора
  • репрессия
  • симметрия
  • суррогат
  • телеграмма
  • территория
  • трасса
  • теннис
  • террор
  • труппа
  • терраса
  • тонна, но пятитонка
  • туннель и тоннель
  • хоккей
  • целлюлоид
  • целлюлоза
  • шасси
  • шоссе
  • экспрессия
  • эффект

(39 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Слова с удвоенными согласными в корне подчиняются простым правилам русского языка, которые изучают в средней школе. Для грамотного написания орфограммы, следует заранее научиться разбирать слово составляющие: корни, суффиксы.

Вконтакте

Двойные буквы на стыке между приставкой корнем

  1. Если приставка и корень начинаются на одну и ту же букву, то пишутся удвоенные согласные. Разобрав слова на морфемы, легко понять, как пишутся эти слова. Правило действует для таких слов, как: преддверие, воззвание, беззаконный, ввести, поддержать, восстановить, рассердить, раззадорить, бессовестный.
  2. Слова с приставками, которые оканчиваются на –с и однокоренные слову «ссора» также пишутся с удвоенными согласными .

Примеры: рассориться, поссориться.

Обратите внимание! Несмотря на то, что в однокоренных слову «ссора», вместе с приставкой образуется три буквы С, пишется только две. В русском языке не может быть тройной . Это же правило с отсутствием утроенной согласной действует и для остальных слов .

Cложные существительные с удвоенной согласной

Существительные с удвоенной согласной могут быть сложносочиненными , состоять из двух смысловых корней или основ. Удвоенная согласная пишется в том случае, если между корнями нет соединительной гласной, а начинаются они с одной буквы.

Пример таких слов: Моссовет (Московский совет), главврач (главный врач), Компартия (Коммунистическая партия)

Правописание удвоенных согласных в зарубежных словах

Заимствованные существительные, которые пишутся с удвоенными буквами — самый распространенный тип слов.

Проверить их невозможно, можно только запомнить, или пользоваться орфографическим словарем.

Вот несколько таких слов: , балласт, гиппопотам, массажист, миллиметр, оккупант, оттоманка, оффшор, палаццо, пассажир, пессимизм, пицца, плиссе, попурри, программист, профессор.

Слова с удвоенной РР — одна из самых обширных групп слов. Примеры: терраса, перрон, терроризм, аррозия, корректор, геморрой, цирроз, терракотовый, баррикада. Эти слова связаны с латинскими и греческими словами, представляют собой медицинские или узкопрофессиональные термины.

Определить основу слова тяжело в таких словах, как шоссе, аттракцион, коллекция. Корень в слове аллея тоже пишется с двумя –ЛЛ-. Все эти слова являются иноязычными по происхождению, их производные также имеют две одинаковых буквы в основе.

Важно! Производные от слов с парой удвоенных согласных в корне обычно тоже пишутся с двумя согласными.

  • Шоссе – шоссейный.
  • Коллекция – коллекционный.
  • Компромисс – компромиссный.

Исключением из этого правила являются образования, русифицировавшиеся с течением времени. Обычно двойное –НН- превращается в одиночное, если после него используется суффикс –К-.

  • Колонна – колонка.
  • Манна – манка.
  • Кристалл – кристальный.

Для проверки этих слов лучше воспользоваться словарем.

Более того, в некоторых случаях, даже при отсутствии суффикса –К- производные от иноязычных слов с удвоенной буквой в корне образуют формы с одной буквой . Примеры этих исключений:

Оперетта – опереточный, опереточник.

Колонна – колончатый, колонковый, колонка, колоночный. Другие производные пишутся с двумя –Н-. Для сравнения: колоннада, колонный.

Кристалл – кристальный, кристальчик. Это правило действует только в тех случаях, когда в словах возникает сочетание –ЛЬ-. Для сравнения: кристаллический, кристаллик.

Двойная согласная в словах с русским происхождением

Правописание слов с традиционно русскими корнями определяется исторически. Существуют правила, которые помогут проверить слова с удвоенной согласной.

Удвоенная –ЖЖ-:

  • В словах, образованных от «жечь». Примеры: жжение, сожжённый, жжёт.
  • В исконно русских словах удвоенные согласные есть в таки словах, как: вожжи, можжевеловый, жужжать.

Совет ! Как двойные согласные в исконно русских словах на слух могут восприниматься сочетания букв зж-зг-зд.

Пример таких слов: брюзжать (брюзга), визжать (визг), дребезжать (дребезг).

Исключением из правила являются также слова жужелица, брыжи. Их написание связано с историческим развитием.

Удвоенные согласные в корне слова Россия и его производных.Правописание этих слов не проверяется правилом, запомните их . Некоторые из этих слов: Россия, российский, великоросс. Но когда корень меняется на рус, в корне остается одна согласная: русист, обрусеть.

Это правило используется, если только вторая –С- не появляется в суффиксе.

Примеры таких исключений: Белоруссия, русский.

Удвоенная согласная в именах собственных

Имена с удвоенной согласной часто встречаются , поэтому необходимо помнить об их написании.

Женские имена: Алла, Анна, Римма.

Мужские имена с удвоенной буквой: Кирилл, Савва.

Уменьшительное-ласкательные формы имен собственных с суффиксом –К- пишутся без удвоения согласной.

Анна – Анка.

Римма – Римка.

Кирилл – Кирилка.

Если уменьшительно-ласкательная форма образовывается с помощью частиц, женские и мужские имена используются с удвоенной буквой. Например: Кириллушка, Аннушка.

Правописание двойной согласной на стыке суффикса и основы

Между корнем и суффиксом часто встречается сочетание СС или НН. В этом случае одна буква находится в основе слова, другая – в суффиксе. Чаще всего эта орфограмма наблюдается там, где есть суффиксы -СТВ-, -Н-, -СК-.

Этому правилу подчиняются такие слова, как: лимонный, чугунный, семенной.

Изучаем удвоенные согласные в корне слова, примеры

Слова в русском языке с удвоенными согласными

Вывод

Правописание перестает казаться таким сложным, когда вы знаете правила и можете легко ответить, как пишутся удвоенные согласные, расположенные в корне слова. Помните примеры, которые не поддаются проверке! Если перед вами особенно сложное слово, лучше всего воспользоваться орфографическим словарем, где дается правильное написание слова и его производных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: