Слова с 2 согласной. Двойные согласные в иноязычных словах

Анна, Инна, класс , рассказ, группа , ванна, русский, суббота , ссориться, Алла, телеграмма , программа, классный, касса , аллея, субботний, шоссе, Одесса, грамматика , сумма.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Записать предложения. Подчеркнуть слова с удвоенными согласными.

1. Ранним утром прохладно. 2. Сонный лес стоит в снегу. 3. Первый раз в первый класс. 4. В кассу стоит очередь.5. В субботу в школе утренник. 6. У зайца длинные уши. 7. Мой отец - военный. 8. Коллектив нашего класса дружный.

1. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. 2. В ванной нет света. 3. Над цветком жужжит полосатая пчела. 4. Перед домом широкое шоссе. 5. В цирке новая программа. 6. Дети рассказывают о каникулах. 7. Одесса находится на берегу моря. 8. Алла и Инна - подруги.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Начинается программа!

Два ручных гиппопотама,

Разделивших первый приз,

Исполняют вальс-каприз.

Смотрели пассажиры

На тёмный лес вдали.

По проволоке дама

Идёт, как телеграмма.

Мы выходим на перрон,

На снежок хрустящий.

Негритянка Мэри Грей -

Дрессировщица зверей.

(С. Маршак)

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний -

Путешественник-скворец.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

(3. Александрова)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с удвоенными согласными.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Наш любимый предмет в школе - русский язык. А учительницу зовут Жанна Павловна. Она учит нас грамматике. Программа в этом году очень трудная. Мы много работаем. Наш класс делает большие успехи. В первом классе многие читали и писали медленно. А сейчас и ошибок стало меньше. В субботу у нас диктант. Мы все получим хорошие оценки.

В субботу мы ехали с отцом с дачи. Колонна машин шла по шоссе. Вдруг фары осветили маленькую чёрную тень. Мы остановились. Перед колёсами сидел печальный лохматый щенок. Как оказался он на дороге? Мы решили взять его домой. В машине маленький пассажир согрелся. Он лизнул мою руку и заснул. Мы медленно тронулись в путь. Впереди была длинная дорога.

Наступила суббота. Алла быстро сделала уроки. Потом она убрала свою комнату. Мама тоже закончила стирку в ванной. Они решили пойти на прогулку в парк. Тёплое осеннее солнышко грело землю. Медленно падали листья. Все аллеи были покрыты золотым ковром. Алла насобирала целый букет из листьев. Потом он ещё долго стоял на окне.

БАБУШКА ПРИЕХАЛА

Ранним утром раздался звонок. Я открыл дверь. Это пришли с почты. Нам принесли телеграмму. Ко мне приедет бабушка Анна. Я всегда с радостью жду её приезда. Мы много гуляем с бабушкой, ходим в кино. В субботу мы встречали её на вокзале. Бабушка попросила меня купить два обратных билета в кассе. Скоро у меня каникулы. Я поеду вместе с бабушкой к ней в гости.

ЛЮБИМАЯ КНИЖКА

Моя любимая книжка - про Буратино. Так зовут деревянного мальчика с длинным носом. Раньше я не умел читать. Мне читала сестра Инна. А теперь я учусь в первом классе. Я сам читаю свою любимую книжку младшему брату Кириллу.

Раннее утро. Как не хочется вставать! Но надо собираться в школу. Первый урок русского языка. Учительница Алла Ивановна строгая. Она не разрешает опаздывать. Я иду в ванную. Потом завтракаю на кухне. Одеваюсь и бегу в класс.

В субботу мы ходили в театр. Билеты мы купили в кассе перед входом. В зале нам дали программу. Там мы прочитали фамилии всех артистов. Спектакль был длинный, но очень интересный. Мне очень понравились балерины. Они медленно кружились в танце.

Правило

Удвоение в русских словах

Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня , если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция.

Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращённых слов , если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач.

Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжёшь, жжёт, жжёный, жжение, жжёнка.

Удвоение в заимствованных словах

Слова иноязычного происхождения в своих языках пишутся по тому же принципу, удвоение согласных чаще всего сохраняется и при переходе слова в русский язык, но мы не можем объяснить удвоенную согласную, не зная морфем языка, из которого пришло слово. Правописание таких слов остаётся заучивать, что и рекомендует нам грамматика 1956 года:

"§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт."

Для того, чтобы выучить иностранные слова с удвоенными согласными, нужно как минимум составить их список. В коллекции нашего сайта сейчас более 300 таких слов. Список слов с удвоенными согласными и упражнения, которые помогут быстро выучить эти слова содержатся в курсе .

Примеры

алл игатор

терр аса - слово греческого происхождения: terr a - земля.

атт ракцион

окк упант

бесс онн ица - удвоение на стыках приставки, корня сон и суффикса.

расс ыпать

сс ора

На что обратить внимание

  • Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, например: рассориться (рас + ссориться), одесский (одесс + ский), прусский (прусс + ский), пятитонный (пятитонн + ный).
  • В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа - группка, группочка; программа - программка, программный; киловатт - киловаттный; Калькутта - калькуттский; класс - классный; гунн - гуннский; балл (единица меры, оценки) - пятибалльный, галл - галльский; либретто - либреттист. Но пишется: кристальный (хотя кристалл), финка, финский (хотя финн), колонка (хотя колонна), пятитонка (хотя тонна), оперетка (хотя оперетта).
  • О выборе Н и НН читайте отдельный материал. Н и НН во всех частях речи .
  • Иногда иностранные слова, обрусев, утрачивают второй согласный. Так слово офис, вошедшее в русский язык вместе с бизнесом в 90 годы 20 века сначала писалось с удвоенной ФФ (как в английском слове), но достаточно быстро люди стали употреблять его с одним Ф. Слово траффик сейчас пишут то с одной, то с двумя ф.
  • Нет удвоенных согласных в словах:

    гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

1. Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) - возжжешь (воз + жжешь), также возжженный.

Примечание 1. При наличии звукового чередования зг-зж , зд-зж пишется не двойное ж , а зж , например: визжать (визг), приезжать (приезд). Ср.: брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т.п.

Примечание 2. В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж .

2. Двойное с в корне пишется в словах ссора, ссуда и однокоренных с ними.

3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, госсектор, поссовет, роддом.

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, групорг, конармеец.

4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл - пятибалльный, галл - галльский, гунн - гуннский, компромисс - компромиссный, группа - группка, диаграмма - диаграммка, программа - программка, телеграмма - телеграммка. То же - в собственных именах, например: Канберрский университет, Каннский кинофестиваль, Лозаннская конференция, боннское правительство, таллиннские памятники старины и т.п.

Исключения. В некоторых словах в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например: кристалл - кристальный, финн - финский, колонна - колонка, тонна - пятитонка, финн - финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а ), оперетта - оперетка; в названиях лиц с суффиксом , например: Алла - Алка, Анна - Анка, Кирилл - Кирилка, Римма - Римка, Савва - Савка, Филипп - Филипка, Эмма - Эмка.

5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: беззаветный - бессердечие, воззвание - восстание, подделать, раззадорить - рассказ, чересседельник; то же самое касается и приставок иноязычного происхождения, например: диссимиляция, контрреволюционный, транссибирский.

Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по- ) и поддаться (приставка под- ). Ср.: Дверь подалась под ударами (перестала оставаться в первоначальном положении). - Дверь поддалась ударам лома (не сдержала напора, нажима).

6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, акклиматизация, аккомодация, аккредитив, аксессуар, аллергия, аллитерация, аммиак, аммонит, апелляция, аппендицит, аппликация, аппретура, аппроксимация, асессор, ассемблер, атолл, аттентат, аттик, аттракцион, баббит, балласт, баллон, баллотироваться, баррель, беллетристика, биссектриса, босс, буффон, вендетта, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, депрессант, джоббер, дилемма, дистиллировать, дифференциал, идиллия, иллюминация, индифферентный, иррациональный, ирригация, каллиграфия, кассация, клемма, коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, саммит, сеттер, сеттльмент, силлабический, симметрия, спагетти, стеллаж, стрептококк, теннис, терраса, террикон, территория, троллейбус, хиппи, хлорофилл, хобби, целлюлоза, цирроз, чеддер, шасси, шиншилла, эксцесс, эллипс, эссенция.

Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, брокер, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилер, дилетант, импресарио, карикатура, катар, коридор, лилипут, нивелир, офис, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др.

Примечание 2. В суффиксе -есс-а пишется два с (поэтесса, стюардесса, клоунесса), в суффиксе -ис-а пишется одно с (аббатиса, актриса, директриса).

В суффиксе -етта пишется два т , например: ариетта, оперетта, симфониетта.

В слове генералиссимус пишется два с .

Правописание согласных в корне включает три типа правил:

1) правописание звонких/глухих согласных;
2) правописание непроизносимых согласных;
3) двойные согласные.

Правила 1 и 2 рассмотрены нами в п. 1.14. Изменения согласных в речи , п. 1.15. Правопи-сание согласных . В данном пункте остановимся более подробно на правописании двойных согласных в корне .

О правописании двойных согласных на стыке морфем, в суффиксах, приставках см. п. 2.5. Приставки , п. 2.7. Суффиксы. Постфиксы .

1. В корне слова двойные согласные пишутся, как правило, в заимствованных словах.

Аллея, ассамблея, баллада, колонна, корреспон-дент, репрессия, теннис, тонна, терраса, эффект.

    Слово балл имеет значения:

    1. «единица оценки степени чего-либо» (ветер в шесть баллов );
    2. «оценка в школе, в спорте и т.д.» (проходной балл ).

    Слово бал имеет значение «большой танцевальный вечер» (выпускной бал ).

2. В корнях русских слов две одинаковые согласные пишутся в следующих случаях:

3. Корневые двойные согласные сохраняются в производных словах.

Ср.: программа - программировать - программный - программка, Канны - каннский.

4. Исключения:

Пишется одна согласная Пишется двойная согласная
1. В первой части сложносокращенных слов: Ком партия (комм унистическая партия ), кор пункт (корр еспондентский пункт ).
2. В уменьшительно-ласкательных формах личных имён с суффиксом -к- , ср.: Алл а - Ал ка, Анн а - Ан ка, Кирилл - Кирил ка, Римм а - Рим ка, Савв а - Сав ка . В других случаях пишется двойная согласная - Алл очка, Анн ушка .
3. В некоторых производных от слова кристалл (если после л пишется ь ): кристаль ный, кристаль но, кристаль ность, кристаль чик . В других производных пишется двойная согласная: кристалл ический, кристалл ик и др.
4. В некоторых производных от слова колонна : колон ка, колон очный, колон чатый, колон ковый . В остальных словах пишется двойная согласная: колонн ый, колонн ада, колонн ообразный и др.
5. В некоторых производных от слова оперетта : оперет ка, оперет очный, оперет очник .
6. В некоторых производных от слова финн : фин ский, Фин ляндия, фин ка . Но: финн о-угорский .
7. В одном из производных отдельных слов, ср.: антенна - антенка, тонна - трёхтонка, пятитонка . Но: антенн очка, антенн ый .
Но: тонн аж и др.

Упражнения к теме «2.4. Правописание согласных в корне»

  • 2.4. Правописание согласных в корне

Цель: формировать знания, умения, навыки о написании слов с удвоенными согласными.

обучающие: совершенствовать знания о правописании слов с удвоенными согласными буквами в корне; формировать орфографические навыки;

учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника;

развивающие: развивать орфографическую зоркость, каллиграфическое письмо обучающихся, словесно-логическое мышление, устойчивое внимание, словарный запас детей;

воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уважение к труду и людям труда, знакомство с профессией журналиста.

Оборудование: карточки по ТИО, диск “Русский язык 2 класс” (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), орфографические словари, презентация .

Ход урока

1. Оргмомент.

Вы пришли сюда... (учиться).

Не лениться, ... (а трудиться).

Работать как? .... (старательно).

А слушать как? ... (внимательно).

Сегодня урок русского языка пройдет в форме деловой игры “Заседание редакционной коллегии газеты”. Вы сотрудники редакции: журналисты, помощники журналистов, корреспонденты, корректоры (корректор проверяет текст на наличие ошибок), а я главный редактор.

Откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Результативность вашей работы будет зависеть от того, как вы активно будете участвовать в обсуждении всех вопросов.

Какую бы работу мы с вами не делали, все начинается с разминки. Наша разминка – это минутка чистописания.

2. Минутка чистописания.

Буквы близнецы:

бб жж кк лл мм нн пп сс

Пропишите буквы с правильным соединением.

3. Тема урока.

Сегодня разговор наш пойдет о необычных словах, в которых живут эти буквы близнецы.

Но сначала... К нам в редакцию пришла телеграмма. (Cлайд № 2)

ТЕЛЕГРАММ А!

Ребята! Я хочу к вам прийти в класс на русс кий язык. Ведь на этом уроке вы будете знакомиться с новой орфограмм ой.

Незнайка.

Орфограмма, с которой мы познакомимся, есть в словах текста телеграммы.

Кто догадался, над какой темой и с какой орфограммой мы сегодня будем работать? (Слова с двойными согласными).

Правильно. Мы рассмотрим написание слов с удвоенными согласными.

Какая цель нашего заседания, чему мы должны научиться? (Научиться писать слова с удвоенными согласными)

А как вы думаете, можно ли проверить написание слов с удвоенными согласными? (Диск , Согласные звуки. Анимация. п.5). Запись слов в тетрадь.

Правило в учебнике, стр. 117.

Послушайте и скажите, о каком правиле здесь идет речь?

Эти буквы близнецы
Удалые молодцы.
Ты одной закончи строчку,
А с другой ее начни. (Перенос слов)

(Диск, Согласные звуки. Анимация. п.6.) Запись слов в тетрадь.

Для вашего удобства я выписала часто встречающиеся слова из орфографического словаря (памятка-помощник).

Слова с удвоенными согласными нужно запомнить!

бб – субб ота

жж - дрожж и, вожж и, жужж ать

кк - хокк ей, акк уратный, акк орд, акк ордеон, акк уратно

лл - алл ея, колл ектив, милл ион, колл екция, артилл ерия, интелл игент, бюлл етень, балл ада, балл он, илл юзия, тролл ейбус, илл юминация, илл юстрация, кристалл , металл , Алл а

мм - грамм атика, телеграмм а, сумм а, килограмм , грамм , Эмм а, Римм а, симм етрия

нн - тонн а, анн отация, ванн а, утренн ий, весенн ий, осенн ий, ранн ий, длинн ый, Анн а, Сюзанн а, Генн адий, тенн ис, колонн а, юнн аты антенн а, медленн о

пп - групп а, апп етит, апп арат, апп ликация, грипп , гипп опотам

рр - корр еспондент, терр итория, терр аса, кор рекция, терр ор, перр он

сс - касс а, масс а, шосс е, класс , комисс ия, пасс ажир, расс каз, басс ейн, компромисс , компресс , професс ор, асс истент, сс ора, режисс ер, кросс , прогресс , процесс , пресс , мисс ия, русс кий, класс ик, Росс ия, Одесс а, дресс ировщик, искусс тво, касс ир, масс аж

фф - суфф икс

4. Упражнения.

Чтобы заседание редакционной коллегии было слаженным, нам необходимо выполнить несколько упражнений и как можно больше запомнить слов с удвоенными согласными.

Для написания статьи, заметки журналисту необходимо знать лексическое значение слов.

5. Игра “Значения слов”. Диск. Согласные звуки. Упражнение № 5 (или учебник стр. 118, упр. 190).

6. Физминутка. (Слайд № 3–9).

7. Работа в паре. (Слайд №10).

Запиши слова в два столбика: в первый – с удвоенной согласной, во второй – без удвоенной согласной.

Пас...ажир, кал...ендарь, кол...ектив, рус...кий, тел...фон, кол...екция, кос...мос, бас...ейн, дорож...ка, рис...унок.

Самопроверка. (Слайд № 11).

8. Ребусы. (Слайд № 12).

Запишите слова, деля для переноса. (Мас – са, груп – па, кас – са).

9. - Сейчас мы попробуем себя в роли корректора.

Незнайка вместе с телеграммой прислал письмо. Прочитайте. (Слайд № 13).

Я учусь во втором класе. У нас дружный колектив. В ссуботу мы ходим в басеен. Я люблю играть со своими друзьями в хокей.

Что вы заметили? (Разбор ошибок)

Запишите текст правильно, без ошибок. Выделение орфограмм.

10. Домашнее задание.

Постарайтесь выполнить работу без ошибок, используя правила написания слов. Для этого вам предлагается выполнить ряд заданий по карточкам.

Карточка № 1 (синяя) – выполняют помощники журналистов

1. В данные названия профессий вставь пропущенные двойные согласные.

Хо___еист, профе___ор, режи__ёр, а___истент, ко___еспондент, дре___ировщик.

2. Раздели на слова и запиши полученное предложение. Выдели основу предложения (главные члены).

Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее.

__________________________________

3. Спиши слова, разделяя их черточками для переноса.

Русский язык, пассажирский поезд, осенний дождь, новое шоссе, весенний цветок, Анна.

_______________________________________________

Карточка № 2 (зеленая) – выполняют журналисты

1. Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными.

Место, где продают билеты - ________________________________

Спортивная игра с мячом или шайбой - _______________________

Шестой день недели - ______________________________________

Комната для занятий детей в школе - _________________________

Дорожка, обсаженная деревьями - ___________________________

Товарищ по работе - ______________________________________

Обучение животных - _____________________________________

Спортивный бег - ________________________________________

Слова для справок: коллега, кросс, касса, хоккей, дрессировка, аллея, суббота, класс.

2. Вставь подходящие по смыслу слова с двойными согласными.

Ребята делают _______________________ зарядку.

Идёт нудный ______________________ дождь.

В ______________________ день мы ходили в кино.

Учительница вошла в ________________.

3. Запиши два женских и два мужских имени с двойными согласными.

____________________________________________

Карточка № 3 (красная) – выполняют корреспонденты.

1. Ответь на данные вопросы, написав слова с двойными согласными.

В каком дне недели – бб? ________________________________

В какой игре – кк? _______________________________________

В какой игре – нн?_______________________________________

Какая болезнь – пп? _____________________________________

В каком языке – сс? ______________________________________

2. Измени слова по образцу.

Рано, звонок – ранний звонок

Класс, комната - _________________________________________

Конь, отряд - ____________________________________________

Осень, дни - _____________________________________________

Пассажир, поезд - ________________________________________

3. Прочитайте. Найди и исправь ошибки. Запиши правильно.

Девочка Ала, поход в лесс, второй клас, дрожевое тессто, принять вану, творожная масса.

_________________________________________________________

11. Подведение итогов.

Вывод. Что такое удвоенная согласная в слове? (Орфограмма).

Как можно проверить написание слов с удвоенными согласными? (В орфографическом словаре).

Как правильно переносить слова с удвоенной согласной?

12. Рефлексия. Слайд со смайликами № 14.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: