Как аттестоваться на первую категорию учителя? Примерное заявление учителя.

В правительстве и экспертных сообществах обсуждается дополнение национального проекта «Образование». В него включено 9 крупных федеральных проектов, и в том числе заложены основы нового подхода к проверке профессионализма педагогов. В частности, Общероссийский народный фронт предлагает отказаться от действующей системы аттестации, а взамен ввести единый профессиональный экзамен. И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты.

В ОНФ подчеркивают, что экзамен должен соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.

Неизвестно, согласятся ли чиновники на такое предложение, но сейчас в РФ проходит другой эксперимент — апробируется новая модель аттестации учителей в рамках того же нацпроекта «Образование». Ее главное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. Планируется, что по новой модели аттестацию начнут проводить с 2020 года. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, также не изменится периодичность проверок.

В какие сроки сейчас проводится аттестация

Сроки проведения проверки зависят от ее вида. На сегодняшний день для квалификации воспитателей существуют два виды проверки:

  1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Она является обязательной в проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности. Согласно п. 22 Порядка проведения аттестации, существуют исключения для определенных групп педагогов.
  2. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию самого работника в целях повышения имеющейся категории. Данный вид является проверкой профессионального соответствия на повышение категории.

Отметим, что при сроке действия категории — 5 лет — можно проходить повторную проверку по истечении 2 лет с момента получения предыдущей категории. В случае когда заявитель получает отказ в повторной проверке, он может подать заявку еще раз по истечении 1 года после полученного отказа.

Нужно отметить, что, согласно положению о плановой аттестации педагогов, срок на подтверждение соответствия занимаемой должности составляет 5 лет. Следовательно, в 2019 году на нее будет направлен педагогический состав, аттестовавшийся в 2013 году.

Для прохождения проверки на соответствие занимаемой должности сотрудника направляет руководитель образовательного учреждения.

Обратите внимание, что в случае несвоевременного подтверждения категории она аннулируется.

  • сотрудник, имеющий первую категорию, должен подать заявление на аттестацию для получения первой категории и пройти в общем порядке процедуру;
  • если у педагогического работника была высшая категория, то ему придется сначала пройти проверку на первую категорию и только при успешном прохождении спустя два года он сможет претендовать на высшую.

При этом квалификационные категории, присвоенные до 01.01.2011, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Отныне эти педагоги также должны будут аттестовываться каждые пять лет.

Список необходимых документов

Перечень обязательных документов для прохождения аттестации:

  1. Заявление на аттестацию воспитателя на высшую категорию (2019 год).
  2. Копия результата прохождения предыдущей аттестации в случае ее наличия.
  3. Копии дипломов по профильному образованию (среднее и высшее педагогическое образование).
  4. Если ранее была получена высшая или первая категория, необходимо приложить ее копию в пакет документов.
  5. В случае смены фамилии прикладывается копия документа.
  6. Сопроводительное письмо или характеристика с места работы, которая может служить подтверждением профессиональной компетенции воспитателя.
  7. Когда проводится аттестация воспитателя на 1 категорию, в 2019 году портфолио может понадобиться. Подробнее о требованиях, которые к нему предъявляют, читайте в .

После подачи документов в течение месяца заявитель получает уведомление о месте и времени проведения проверки.

Заявление на аттестацию воспитателя

Заявление на высшую категорию воспитателя ДОУ (2019 год по ФГОС) должно быть выполнено на специальном бланке. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу. Далее необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель.

  • просьба об аттестации на выбранную категорию;
  • информация о категории в данный момент и сроке ее действия;
  • указываются основания для присвоения категории. В этом пункте важно ориентироваться на требования к выбранной квалификации;
  • список образовательных мероприятий, в которых участвовал сотрудник ДОУ;
  • сведения о заявителе. Данные об образовании, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если воспитатель имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, необходимо отразить данные сведения в тексте заявления.

В конце документа ставится дата и подпись заявителя.

Образец заявления

Важно отметить, что при заполнении заявления особое внимание нужно уделить педагогическим достижениям воспитателя. Если в процессе педагогической деятельности вы участвовали в методических разработках, создании интерактивных уроков или применяли другие инновации, вам необходимо обязательно упомянуть об этом в тексте заявления. Также к заявлению может прилагаться приложение, в котором будут представлены ваши разработки и т. д.

В некоторых регионах проводятся многоступенчатые процедуры аттестации. К примеру, Министерство образования Республики Татарстан включило в проверку воспитателей дополнительное тестирование: в перечень вариативных форм, связанных с экспертизой профессиональной компетентности аттестуемого работника, входит компьютерная проверка. По итогам тестирования работнику выдается на руки справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования претенденту на высшую квалификационную категорию необходимо набрать 90 баллов.

Публикуем примеры тестов Министерства образования РТ: аттестация воспитателей, тестирование 2019 г.

Тестовые задания для воспитателей

Тесты по дошкольной педагогике

Аналитическая справка по сути является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности.

В данном документе необходимо указывать все профессиональные достижения за межаттестационный период.

Аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации состоит из:

  • аннотации;
  • аналитической части;
  • проектной части;
  • заключения;
  • приложения.

Для аналитической справки в обязательном порядке заполняются анкетные данные:

  1. Фамилия, имя, отчество заявителя.
  2. Информация об образовании.
  3. Общий стаж работы.
  4. Стаж работы на аттестуемой должности.
  5. Стаж работы в образовательном учреждении, которое направило на аттестацию.
  6. Уровень квалификации для работы на данной должности.

Следующим обязательным этапом при заполнении документа является указание обязательных сведений:

  1. Цели и задачи, реализация которых осуществляется заявителем.
  2. Достигнутые цели.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности работника ДОУ. В этот перечень входит информация о составе группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности: приемы и методы.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности заявителя со стороны родителей воспитанников дошкольного учреждения. Эти данные могут проверяться комиссией.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитуемых и профилактику здорового образа жизни.
  8. Информация об обучении воспитателя, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Коммуникации воспитателя, его публикации по воспитанию и обучению детей и других материалов, связанных с его профессиональной деятельностью.
  10. Навыки работы с документацией и другие умения, необходимые на занимаемой должности.
  11. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
  12. Дата и личная подпись заявителя.

На заполненном документе ставится печать образовательного учреждения, в котором работает заявитель в настоящее время, и подпись руководителя учреждения.

Важно отметить, что данная справка — это самоанализ педагогической деятельности воспитателя ДОУ для аттестации и показывает его достижения за время работы, а также его планы по профессиональному совершенствованию.

Образец аналитической справки воспитателя для аттестации

Процедура аттестации

Обязательная

Проверка на профессиональную пригодность воспитателей дошкольных учреждений проводится каждые пять лет. Исключения составляют лица, имеющие отвод от прохождения испытания по уважительным причинам. К ним относятся:

  • женщины, являющиеся беременными. В данном случае испытание проводится не ранее чем через два года после выхода воспитателя из декретного отпуска на работу;
  • сотрудники, имеющие стаж работы менее 2 лет;
  • сотрудники, проведшие более 4 месяцев на непрерывном больничном. В данном случае прохождение испытания для них рекомендовано по истечению 12 месяцев после их возвращения на рабочее место.

Процедура проверки знаний состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование аттестационной комиссии.
  2. Подготовка списка аттестуемых и составление графика проведения проверки.
  3. Формирование представления для каждого испытуемого.
  4. Сама процедура.
  5. Выведение оценки и оформление результатов.

Важно отметить, что в предыдущие годы педагогический стаж 20 лет и более являлся гарантом пожизненного сохранения второй категории. На сегодняшний день это не является актуальным. Для подтверждения квалификации также необходима аттестация воспитателей.

В настоящее время Министерство образования РФ разрабатывает новые критерии оценки профессионального соответствия педагогических работников:

  1. При успешном прохождении аттестации комиссия дает заключение о соответствии занимаемой должности.
  2. В случае если проверка была пройдена неуспешно, комиссия выносит решение о несоответствии занимаемой должности.

Согласно данному решению, может быть расторгнут трудовой договор с педагогом на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ . Однако отметим, что вердикт о несоответствии занимаемой должности не требует обязательного увольнения педагога. Работодатель, например, может отправить сотрудника, не прошедшего аттестацию, на курсы повышения квалификации для того, чтобы после их окончания он мог повторно ее пройти.

Также педагога нельзя уволить в том случае, когда существует возможность его перевода с его письменного согласия на другую, нижестоящую, должность или нижеоплачиваемую работу. Также нельзя будет уволить педагогического работника в случае, если он попадает в перечень лиц, указанных в ст. 261 ТК РФ .

Добровольная

Любой воспитатель может изъявить желание пройти испытание для повышения своего уровня и самостоятельно отправить заявку.

Этапы добровольной проверки включают в себя:

  1. Проверка поданного заявления.
  2. Назначение срока прохождения испытания. Отметим, что срок проверки не может превышать 60 дней с момента начала проведения до момента принятия решения.
  3. Письменное уведомление заявителя о времени и месте проведения проверки. Уведомление направляется в срок до 30 дней.
  4. Оценка испытуемого.
  5. Оформление результатов проверки.

Важно отметить, что срок действия категории составляет 5 лет. Отправлять запрос на проверку профессиональных знаний можно по истечении 2 лет после получения предыдущего уровня. В случае когда кандидату было отказано в проведении аттестации, повторный запрос может быть отправлен не ранее чем через год после отказа.

Если педагогический работник успешно проходит аттестацию, то комиссия выносит решение о соответствии педагога требованиям, которые предъявляются к первой (высшей) категории. Присвоение квалификации происходит в тот же день и зарплата по новому тарифу выплачивается со дня присвоения квалификации. Производится запись в трудовой книжке о соответствующей категории без упоминания преподаваемого предмета.

В случае когда педагог не смог пройти аттестацию, комиссия выносит решение о несоответствии требованиям. Кто сдавал на первую категорию, остаются без категории и обязаны пройти проверку на соответствие занимаемой должности.

Если же педагог сдавал на высшую категорию, то в случае неудачи у него остается первая до окончания срока ее действия. После окончания срока необходимо будет либо подтвердить первую категорию, либо аттестоваться на высшую.

Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано согласно «Порядку аттестации педагогических работников». Заявление об обжаловании можно подать в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования либо в суд. Заявление в суд необходимо подавать до истечения 3 месяцев, когда работник узнал о нарушении своего права.

Заявление и пакет необходимых документов предоставляется только в областную Аттестационную комиссию. Если вы работаете не более 2-х лет в данной или находитесь в , то для вас устанавливается особый график для прохождения аттестации.

Все документы и/или присвоение квалификационной категории заполняет работодатель. Если вы совмещаете работу в нескольких образовательных учреждениях, то такие документы могут оформить и предоставить комиссии сразу несколько работодателей. В пакет документов () обычно входит:
- заверенная копия вашей трудовой книжки;
- заверенная копия вашего о высшем (или среднем профессиональном)образовании;
- характеристики с вашего места работы (или нескольких), результаты проведения образовательных и внеклассных мероприятий;
- свидетельства об окончании КПК и получении других видов образования;
- информация о результатах ваших предыдущих аттестаций (копия).

Ознакомьтесь с уведомлением о вашей аттестации не позднее, чем за месяц до ее начала и получите информацию о дате и месте, а также времени проведения аттестационных испытаний. Письменно подтвердите факт ознакомления.

Если вы не имеете категории или у вас подходит к концу 5-летний срок действия предыдущей категории, то вы можете подать заявление самостоятельно в областную Аттестационную комиссию. Вы можете подавать заявление, только если с момента предыдущей аттестации прошло не менее 2- лет, или вы работаете на одном месте также, не менее 2-х лет.

К заявлению приложите стандартный пакет документов (портфолио) и лист с результатами предыдущих аттестаций (если они были). Заполните новый аттестационный лист до пункта, указанного оформления.

Обратите внимание, что не позднее, чем через месяц вы должны будете получить уведомление, заверенное членами комиссии, о дате, месте и времени проведения аттестационного испытания.

Испытание проходит на заседании комиссии в форме экспертизы профессиональных достижений . Если вы хотите присутствовать на этом заседании, укажите это в своем заявлении на присвоение категории.

По итогам испытания выносится решение о присвоении или отказе в присвоении категории. Оригинал аттестационного листа с результатами прохождения испытаний высылается работодателю.

Вы можете обжаловать решение Аттестационной комиссии. Обратитесь в областной отдел образования, комиссию по или в суд. Если вы приняли решение обратиться в суд, то заявление можно подавать в течение 3-х месяцев со дня вынесения решения комиссией.

Видео по теме

Источники:

  • категория учитель
  • Как лучше пройти аттестацию?

Совет 2: Что нужно учителю для аттестации на высшую категорию

Одной из сторон деятельности учителя является аттестация. Ей педагоги подвергаются один раз в пять лет. Она позволяет получить более высокую категорию и прибавку к зарплате.

Обязательная и добровольная аттестация

Высшая категория, как следует из названия, определяет абсолютную степень владения педагогом не только своим предметом, но и методиками преподавания. С 1 января 2011 года действует новый порядок аттестации педагогических работников.

В настоящее время существуют первая и высшая квалификационные категории. Раньше также присваивалась вторая категория, однако с 2011 года она превратилась в соответствие занимаемой должности. Каждый современный педагог должен соответствовать своей должности. Это обязательная аттестация. Однако аттестация на первую и высшую категории – добровольное дело.

После двух лет работы в школе молодой учитель аттестуется на соответствие занимаемой должности, еще через два года может претендовать на получение первой категории. Она будет действовать в течение пяти лет. После этого педагог может либо подтверждать эту категорию, либо подавать на высшую категорию.

Стоит знать, что на столь высокую категорию аттестуют органы на уровне субъекта РФ.

Особое внимание портфолио

Подготовка к аттестации на высшую квалификационную категорию начинается заранее. Учитель пишет заявление по установленному образцу. После этого работодатель подает представление на соискателя категории. В этом документе работодатель всесторонне оценивает профессиональные качества и навыки педагога. Кроме того, в представлении обязательно указываются сведения о прохождении курсов повышения квалификации работником. Кроме того представление включает сведения о предыдущих аттестациях. За месяц до аттестации работодатель под роспись знакомит соискателя на высшую категорию с содержанием представления.

Важным моментом при подготовке к аттестации на высшую категорию является составление портфолио. Существуют определенные правила к его содержанию. Оно подается в аттестационную комиссию вместе с заявлением или через месяц после его подачи. Аттестационная комиссия назначает дату, время и место проведения аттестации.

Учителям следует помнить, что, не имея первой категории, невозможно претендовать на получение высшей. Для претендента на высшую категорию желательно иметь в портфолио статьи, опубликованные в научно-популярных изданиях, участие в конкурсах, победителей и призеров олимпиад и пр.

Аттестация на высшую категорию проходит в виде рассмотрения представленного портфолио. В него педагог

Вам понадобится
Заявление
Аттестационный лист предыдущей аттестации
Новый аттестационный лист
Портфолио личных достижений

Инструкция
1.
Аттестация для учителя – это важная процедура. Она стимулирует повышать качество образования и дает уверенность педагогам в своих силах и умении. А, также, она позволяет оценить уровень качественной работы педагога. В 2011 году с 1 января были введены новые правила, согласно которым аттестация становится обязательной для педагогов разного уровня. Те из них, кто не проходил аттестационные испытания, теперь должны подтверждать свое соответствие той должности, которую они занимают. А что же необходимо педагогам, которые решили подать документы на первую категорию? Во-первых, необходимо составить заявление. Его можно написать и подать на рассмотрение в любое время по желанию аттестуемого. Если же срок действия первой категории заканчивается, то с подачей заявления нужно поторопиться. Сделать это следует за три месяца до окончания действия категории.
2.
Заявление на аттестацию учителя начальных классов на первую квалификационную категорию ничем не отличается от аналогичного заявления учителя-предметника. В любом случае, при составлении заявления педагогу следует особое внимание обратить на его хорошую аргументированность. Кроме заявления потребуется аттестационный лист предшествующей процедуры прохождения аттестации. А, также, педагогу следует заполнить новый аттестационный лист. Для аттестуемого предполагается заполнение семи первых пунктов данного листа. Аттестоваться на первую категорию учителю поможет хорошо подготовленное портфолио личностных достижений. В нем в полной мере должно быть отражено владение педагогам современными методиками и технологиями образовательного процесса. Кроме того, важное место при оценке соответствия первой категории будут иметь эффективные результаты работы учителя и повышение качественных достижений учащихся по данному предмету.
3.
Ограничений на подачу заявления о присвоении первой квалификационной категории очень мало. Право на ее получение имеют учителя без категории; с первой категорией, срок которой либо заканчивается, либо в середине срока, но, только спустя 2 года после ее присвоения; педагоги с высшей категорией. Соответствующее заявление на первую категорию теперь возможно написать и учителям, не успевшим проработать в данной должности и двух лет, а, также, женщинам, находящимся в отпуске по беременности, и в последующем, по уходу за ребенком. Порядок прохождения аттестации на первую категорию для педагога предусматривает следующее. На начальном этапе заявление рассматривается комиссией в течение одного месяца. Она назначает место, а, также, дату проведения аттестационных испытаний, о чем и сообщается учителю. Испытание проводится в виде экспертизы потрфолио личных достижений. Кстати, на заседании комиссии может присутствовать сам аттестуемый.
4.
Аттестация учителей на первую категорию предполагает высокие требования. Это эффективное применение учителем на учебных занятиях современных методик и технологий образовательного процесса. Большим «плюсом» явится активное распространение своего опыта. Педагог может презентовать свое участие в конкурсах профессионального мастерства, выступления на семинарах. Преветствуется активная работа на районных методических объединениях, обобщение своего опыта преподавательской деятельности в любой форме. Весомый вклад в портфолио внесут качественные результаты освоения учащимися предмета данного преподавателя, а, также, достижения обучающихся. Это призовые места в районных и областных олимпиадах, участие в дистанционных олимпиадах разного уровня, научных конференциях, творческих конкурсах. Все представленные материалы рассматриваются экспертной группой. Именно, она, проведя экспертизу, делает выводы и составляет экспертное заключение. Учителю, работающему творчески и ориентированному на повышение своего профессионального мастерства, получить положительное решение комиссии не составит большого труда.

Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории


Аттестация имеет две цели:

При подготовке к процедуре аттестации педагогический работник готовит портфолио . Педагоги могут проявить себя в работе районных методических объединений, проводить открытые занятия, участвовать в семинарах, обобщить опыт своей работы, также вести научно-исследовательскую и экспериментальную работу.

Кроме того, учитель может представить результаты не только своего труда, но и достижения учащихся . Это результаты творческих конкурсов различного уровня, научно-практической конференции учащихся, дистанционные олимпиады, в копилку педагога могут пойти результаты областных контрольных работ, районных и областных предметных олимпиад.

Прежде чем написать заявление при подготовке к процедуре аттестации, педагогический работник вправе получить консультации, рекомендации по самоподготовке как в подкомиссии, так и, в случае необходимости, в Аттестационной комиссии или пройти обучение на курсах повышения квалификации.

Педагогические работники вправе подавать заявления в течение всего календарного года. Аттестационная комиссия рассматривает заявление аттестуемого работника в течение месяца, затем в течение двух месяцев проходит собственно процедура аттестации.

Ведущая роль в аттестации педагогических работников отводится экспертам, наиболее значимую роль играют сделанные ими выводы и подготовленное ими экспертное заключение.

Как проходит аттестация

Процедуры проведения аттестации

Квалификационное испытание проходит в форме экспертизы портфолио профессиональных достижений учителя . Заседание аттестационной комиссии может проходить как без участияучителя , проходящего испытания, так и в его присутствии. О желании присутствовать на заседании нужно заранее написать в заявлении .

Если учитель заявил о желании присутствовать на заседании, но в указанный срок не явился на него без уважительной причины, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

Решение комиссии

В ходе аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника . Затем оно утверждается органам образования субъекта РФ. Аттестационный лист и выписка из акта органа образования высылаются работодателю.

1. Если учитель прошел аттестацию , выносится решение «соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

В этом случае квалификационная категория присваивается педагогическому работнику со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. С этого же числа учитель имеет право на оплату труда в соответствии со своей категорией.

Запись о присвоении категории делается в трудовой книжке, в разделе «Сведения о работе». Например: «Установлена первая квалификационная категория по должности «учитель» — при этом преподаваемый предмет не указывается.

2. Если учитель не прошел аттестацию , выносится решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории » .

В этом случае те, кто «сдавал» на первую категорию , остаются без категории , и должны пройтиаттестацию на соответствие занимаемой должности.

Тем, кто «не сдал» на высшую — сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. После чего аттестацию придется проходить снова — либо на подтверждение первой категории , либо на установление высшей.

Обжалование решения аттестационной комиссии .

Право на обжалование итогов аттестации оговаривается в «Порядке аттестации педагогических работников ». Подать заявление об обжаловании можно либо в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования, либо в суд. Заявление в суд о разрешении индивидуального трудового спора подается в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Скачать: Лист оценивания учителя начальных классов на первую и высшую категорию (новый)
Экспертная оценка и самооценка профессиональной деятельности педагога проводится по одинаковым показателям, отражающим способность успешно решать основные функциональные задачи педагогической деятельности.
В соответствии с методическими рекомендациями для проведения экспертной оценки одного аттестуемого учителя назначается не менее двух независимых экспертов.

Причём для учителя один эксперт обязательно должен быть специалистом преподаваемого предмета. Один из экспертов обязательно должен быть внешним.
В процессе работы эксперты: — посещают и анализируют 1-2 урока, — знакомятся с портфолио;
- изучают рабочие программы, классные журналы, результаты уровня контроля достижений обучающихся, методические и дидактические материалы, используемые и самостоятельно подготовленные аттестуемым и т.д.;
- проводят беседы с руководителем образовательного учреждения, его заместителями, руководителем методического объединения, коллегами аттестуемого , со всеми, кто может предоставить аргументированную информацию об уровне развития компетенций аттестуемого .

Лист самооценки аттестуемый заполняет самостоятельно, но, если у него возникли затруднения или вопросы, он вправе обратиться за помощью к экспертам.

Именно эксперты вправе сделать вывод, насколько аргументировано заявление педагогического работника с просьбой об аттестации .

В конце экспертного заключения экспертная группа выражает своё мнение о том, соответствует или не соответствует аттестуемый требованиям, предъявляемым к высшей или первой квалификационным категориям . Кроме того, эксперты вправе включить в экспертное заключение рекомендации.
При наличии рекомендаций аттестованный педагогический работник обязан в течение года выполнить их. За выполнением рекомендаций должен следить работодатель.

Новый вид аттестации аттестация педагогических работников с целью подтверждениясоответствия занимаемой должности. Это обязательная аттестация для педагогических работников , не имеющих квалификационной категории .
В «Методике оценки уровня квалификации педагогических работников » предусмотрена, при необходимости, возможность проведения письменного квалификационного экзамена выездной комиссией.
При подготовке к аттестации так же, как и при аттестации на квалификационную категорию ,педагоги должны иметь возможность получения квалифицированной помощи в форме курсов повышения квалификации, консультаций, материалов самоподготовки и тому подобное.

Основанием для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности является представление работодателя, которое содержит: — мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника , результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности;
- информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации ;
- сведения о результатах предыдущих аттестаций

Педагогические работники проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.
Аттестуемый педагог вправе выбрать один из двух вариантов письменного квалификационного испытания :
- подготовка конспекта урока (занятия) по предмету, который он преподаёт в текущем году;
- решение

Должность: учитель технологии общеобразовательной школы

Стаж: 5 лет

Регион: Пермский край

Населённый пункт: город Лысьва

Предыдущая аттестация: соответствие занимаемой должности

В октябре 2016 года прошла аттестацию на установление соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории.

В самом начале моей публикации позволю себе небольшое лирическое отступление. Аттестовывалась я впервые, оформляла и размещала материалы на сайте сама, решила, что в первый раз мне будет полезно и интересно «пропустить всё через себя», хотя у нас в городе практикуется за определённую плату заказывать заполнение портфолио компетентным людям, и даже официально у методистов Центра научно-методического обеспечения существует такая услуга, стоимость 2000-4000 рублей, а также консультации: без выхода в интернет — 150 рублей, с выходом в интернет — 250 рублей.

Я воспользовалась консультацией за 250, поскольку уже успела зарегистрироваться сама и «накидала» часть материала. Консультация оказалась полезной, но собственный опыт переоценить трудно, да и далеко не все советы методиста пошли на польз

Итак, дальше нужно было подать заявление. По закону: заявление педагогом подаётся за три месяца, однако у нас, в Лысьве, такие правила: заместитель директора по методической работе собирает заявления желающих аттестоваться и тех, у кого заканчивается период предыдущей аттестации в следующем учебном году, и в начале июня (для каждой школы назначено своё время) относит в Управление образования, где регистрирует их и обсуждает график аттестации педагогических работников своей образовательной организации на следующий учебный год.

Я решила аттестовываться в октябре 2016 (в сентябре аттестационная комиссия не работает), да и летом можно было спокойно, без спешки подготовиться.

Образец заявления
DOC / 21 Кб

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АТТЕСТАЦИИ

Как таковой пакет документов предъявлять не нужно, но для аттестации нужны основания, поэтому в заявлении в краткой форме указываются пройденные курсы, участие в конкурсах, результаты обучения и др. При недостатке оснований для аттестации на категорию, завуч, который находится в курсе состояния дел педагога, может порекомендовать аттестоваться на соответствие, хотя образовательной организации не выгодно понижение категорийности педагогов.

Все документы размещаются непосредственно в электронном виде в портфолио. До начала работы с портфолио для удобства можно создать на «рабочем столе» папки с названиями, соответствующими его разделам, и все имеющиеся материалы «раскидать» по папкам, тогда будет понятно, в каком разделе вам не хватает материалов (это может сделать за вас методист ЦНМО за определённую плату, о чём я уже упоминала). Есть материалы, которые подойдут для двух или нескольких разделов, нужно проанализировать наполняемость, чтобы не было «где-то густо, а где-то пусто». (Например, документ, свидетельствующий о вашем участии в "Краевом проекте по разработке компетентностно-ориентированных заданий" можно разместить в разделе «Методическая работа и трансляция педагогического опыта» и/или в разделе «Результаты участия в проектной деятельности, социально-образовательных инициативах»)

Возможен и такой вариант: каждый новый документ, свидетельствующий об участии, результате, приказы, новые разработки сразу размещать в электронное портфолио, и когда наступит время аттестации - всё уже готово! «НО» за последние несколько лет сайт «слетал» уже не раз, а также претерпевал изменения, и педагогам приходилось начинать заново...

АТТЕСТАЦИЯ

  • Данный вид аттестации не предусматривает тестирования, экспертиза портфолио — единственное испытание.
  • Испытание проходит без личного присутствия педагога. Когда портфолио готово, нужно нажать на поле зеленоватого цвета «Отправить запрос на экспертизу портфолио», которое находится слева. Затем нужно выбрать предметную область. Портфолио направляется эксперту данной предметной области. Имя эксперта я узнала из «Экспертного заключения».

А НУЖНЫ ЛИ ОТКРЫТЫЕ УРОКИ?

В наше время открытые уроки не единственная форма трансляции педагогического опыта, заставлять давать урок никто не будет, однако, как же без них, завучи обычно настоятельно рекомендуют. Открытый урок позволяет наглядно продемонстрировать педагогическое мастерство. Хотя многие аттестуются и без них. Но я всё-таки открытый урок давала, в 5 классе — по ФГОС, с технологической картой.

Присутствовали 10 человек: завуч и 9 учителей нашего лицея. Замечаний особо не было, были предложения, идеи, как можно было бы данный урок усовершенствовать.

КВАЛИФИКАЦИОННОЕ ИСПЫТАНИЕ В ФОРМЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОРТФОЛИО

Так как аттестоваться предстояло в октябре, портфолио я должна была заполнить и отправить на экспертизу до 15 сентября (15 в 00:00 портфолио для аттестуемого становится недоступным).

Скрин-шот с личной страницы портфолио

РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИО:

1. Портрет

1.1. Общие сведения о педагоге

1.2. Анкета (после заполнения анкета должна быть скачана, распечатана, заверена руководителем и загружена в портфолио в формате pdf).

1.3. Методическая тема (одна или несколько)

1.4. Краткий самоанализ

2. Методическая работа и трансляция педагогического опыта

2.1. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, проблемных групп, временных творческих коллективов и др.

2.2. Выступления на конференциях, семинарах, мероприятиях, проведение семинаров, мастер-классов, открытых уроков (занятий, мероприятий), публикации.

3. Результаты участия в проектной деятельности, социально-образовательных инициативах

3.1. Руководство проектной деятельностью, разработка и реализация собственных проектов; участие в проектах, социально- образовательных инициативах

4. Результаты внеурочной деятельности
4.1. Результаты внеурочной деятельности, направленной на развитие способностей обучающихся

5. Результаты обучения и воспитания обучающихся
5.1.1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
5.1.2. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования регионального и федерального уровней
5.2. Развитие у обучающихся способностей к научной деятельности (участие в научно- практических конференциях, научных обществах и др.)
5.3. Развитие у обучающихся способностей к творческой, физкультурно- спортивной деятельности (результаты участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях)
5.4. Развитие у обучающихся способностей к интеллектуально й деятельности (результаты участия в олимпиадах)

6. (только для работников детских садов)

7. Работа с родителями и социальными партнёрами
7.1. Результаты работы с родителями и социальными партнерами

Каждый раздел заполняется имеющимися материалами, свидетельствующими об участии в том или ином мероприятии, либо подтверждающими результаты той или иной деятельности за 5 лет: справками, приказами, сертификатами, дипломами и др. Все справки и сертификаты должны быть подкреплены разработками (авторские программы курсов, конспекты мастер-классов, технологические карты уроков, презентации, статьи, тексты выступлений и др.). То есть, например, если загружен отзыв об открытом уроке, то должна быть прикреплена ещё и разработка урока.

Все материалы должны быть заверены руководителем. Справки должны иметь определённую форму, подпись руководителя или заместителей и печать.
Бланк справки
DOC / 21.5 Кб

Материалы в каждом разделе должны располагаться в хронологической последовательности, самый «свежий» загружается последним. Далее в разделах 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 4.1, 5.2 должен располагаться аналитический отчёт.
Аналитический отчёт
DOC / 23.5 Кб

Каждый раздел имеет поле для самооценки (от 1 до 10) - максимум 110 баллов, таким образом формируется общая самооценка в процентах. Так как я учитель технологии, то целый раздел, учитывающий результаты ЕГЭ выпадает, поэтому сто процентов уже не набрать. Эксперты, как правило понижают баллы относительно самооценки, поэтому рекомендуется ставить себе чуть выше, но, конечно, адекватно и в пределах разумного. Для аттестации нужно, чтобы оценка эксперта была - 75% и выше.

Самоанализ загружается в первый раздел, но в последнюю очередь, анализ собственной деятельности описывается в порядке разделов портфолио.

И в заключении хочу рассказать о довольно неприятной истории, которая произошла со мной в процессе аттестации. Заполняла портфолио, как я уже сказала, сама, летом, аккуратно загружая всё в хронологическом порядке и прикрепляя все разработки. Видимо нас таких было много...Сайт, надо сказать, работал с большими перебоями. Наконец, когда все было готово - 12 сентября, я отправила запрос на экспертизу. Заходила на свою страницу 13, 14 - всё было на месте. Но когда я вдруг решила посмотреть личную страницу 15 сентября вечером (до закрытия портфолио оставалось пару часов), обнаружила, что многие материалы попросту пропали. Ничего не придумав лучше, я судорожно попыталась восстановить хотя бы часть утерянного, было уже не до порядка и не до «последовательности».

Помочь мне никто не смог, правда администрация сообщила об этом конфузе в Управление образования. Оказалось, что нас таких из города четверо «счастливчиков». Единственная обратная связь с работниками сайта - написать в службу поддержки. На третий раз, они мне ответили, что сайт перегружен, ведутся работы по восстановлению. Посмотреть свою страницу я уже никак не могла и увидела ее только после завершения аттестации: всё в жутком беспорядке, порядок нарушен, не все материалы вернули...Пережила я, конечно, не очень приятные мгновенья...Сделала вывод, что нужно было отправлять, не за несколько дней (по совету методиста ЦНМО), а как положено 15 сентября и ни днём раньше!

Но главное: через две недели я получила заветное «Заключение эксперта» с сообщением о 75%, то есть первую квалификационную категорию мне всё-таки присвоили!

Желаю всем удачи и выдержки при аттестации, они вам точно пригодятся!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: