Экология и мы. Сочинение-рассуждение на тему: "Экология и человек"

« ЭКОЛОГИЯ И Мы »

Цели: Расширять и углублять экологическую культуру детей; создать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Детей разбивается на 2 команды. У каждой команды название, эмблема.
Вед. держит в руках глобус.

2. Основная часть.
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Учащиеся читают стихи.
1. Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
2. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
3. Грустит глубокая река,
свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
4. Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
5. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Показ презентации

ВЕД: – Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя Паустовского К.Г. есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”.
Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

1.На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
2. Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Итак, наша игра начинается!

Сейчас мы проведем викторину «Берегите землю, берегите». Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знатоки окружающего мира».
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
9. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
10. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
11. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
12. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
13. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
14. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).
2-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
1 команда
1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
2 команда
5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

3-й конкурс. Игра «Собери шишки».
(На поле разбросаны шишки. Выходят по одному члену от команды).
– Кто больше соберёт шишек. (Повторить несколько раз).

Учащиеся читают стихи.
1. Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!

2. В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

4-й конкурс. «Собери слово».
В словах перепутаны буквы, поменяй их местами, так, что бы получились слова.
5 -й конкурс. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Был бы лес, соловьи прилетят.»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
Загадки
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).
4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).
5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).
6. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).
7. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
6-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
1. Журавль и цапля.
2. Лев и собачка.
3. Ворона и лисица.
4. Три медведя.

7-й конкурс. «Рассортируйте мусор»
С помощью стрелочки перенеси картинки предметов в квадраты с надписью.
8-й конкурс. «Лесные правила»
Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Пока жюри полдводят итоги, выступают учащиеся.
1. Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
2. Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
3. Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

3. Подведение итогов. Награждение победителей. Вручаются медали «Знатоки окружающего мира»

Если предложенное мероприятие проходит между учащимися одного класса, тогда все учащиеся составляют две команды. Возможно участие в игре нескольких параллелей 8-го класса, тогда часть учащихся является болельщиками, и им могут быть заданы вопросы викторин.

Мероприятие проводится в классе или актовом зале, в состав жюри входят учителя-предметники или учащиеся старших классов. У каждого члена жюри – набор дисков с баллами от 1 до 5. После окончания каждого конкурса жюри подводит и объявляет итоги.

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, закрепить экологические знания, формировать интерес к изучению химии, биологии и экологии.

Оборудование: выставка рисунков и плакатов на экологические темы, музыкальные фрагменты, карточки с заданиями для команд. У участников команд на груди – эмблемы.

Ведущий: Добрый вечер. Мы собрались здесь, чтобы поговорить об экологии, которая сегодня перестала быть только экологической дисциплиной, как это считалось еще тридцать лет назад, и заняла свое место среди прочих фундаментальных наук: математики, физики, химии, биологии.

Современная экология стала крупнейшей междисциплинарной отраслью знаний. Но она имеет и свою специфику. Как удачно подметил российский эколог Н.Ф. Реймерс: «Она всегда ставит в центре изучения живое, смотрит на мир его глазами, будь то отдельная особь, популяция организмов, биоценоз или человек, всё человечество…».

Вот мы и постараемся посмотреть на некоторые проблемы с этих позиций.

Для выполнения первого задания вам нужно вспомнить один из законов Барри Коммонера – «Всё связано со всем».

Задание 1. «Литературный конкурс».

Задание выдается командам по вариантам, карточки с заданиями вытаскивают капитаны команд.

Ведущий: Для разминки вы должны составить сказку или рассказ из предложенных вам фраз, расположив их в логической последовательности, а затем вы зачитаете свои творения.

Вариант 1: Составьте сказку:

  1. Филин обиделся и улетел в другой лес.
  2. Мыши стали поедать соты и разорили ульи.
  3. Пришлось мужику мириться с филином.
  4. Не стало пчел – не опыляются травы, и их урожайность понизилась.
  5. Худо стало мужику без мёда и молока.
  6. Не стало филина – расплодились мыши.
  7. Мало стало травы – корова стала давать мало молока.
  8. Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3.

Вариант 2: Составьте рассказ:

  1. Воды реки Минимата принесли соединения ртути в море.
  2. Отравленная ртутью рыба стала малоподвижной, и местные жители стали ловить в море рыбу сачками.
  3. В 1956 году в Японии произошел сброс соединений ртути в реку Минимата со сточными водами от завода по производству поливинилхлорида, где ртуть использовалась в качестве катализатора.
  4. Ртуть попала в организм людей и вызвала тяжелое поражение нервной системы (расстройства речи, слуха, зрения) – эта болезнь получила название «болезнь Минимата».
  5. В море соединения ртути поглощались водорослями, инфузориями и мелкими ракообразными, которыми питалась рыба.
  6. «Болезнь Минимата» повторилась в Японии в 1964–65 гг., когда отравилось 180 человек, из которых 52умерли.

Ответ: 3, 1, 5, 2, 4, 6.

Ведущий: А сейчас вы поработаете экспертами-экологами и выберете наиболее приемлемый, по вашему мнению, вариант решения из трех возможных, обосновав свое мнение.

Задание 2. «Экологический решебник».

Выдается командам по вариантам.

Вариант 1:

Фермеры Туниса встревожены появлением огромных популяций пешей саранчи. Стаи её медленно передвигаются, поедая всю растительность до самой земли. Через неделю саранча поднимется на крыло, и большие серые тучи её, преодолевая десятки и сотни километров, опускаясь на фермерские поля. Когда такая стая садится на поле, слышен хруст, как во времена сильного града. После взлета стаи глазам фермера предстанет печальная картина разорённого поля, где среди голой земли торчат отдельные стебли без листьев.

Для спасения урожая возможны три варианта решения:

  1. Использование ядохимикатов (500 долларов).
  2. Выращивание богомолов, поедающих саранчу (100 долларов).
  3. Наём рабочих с хлопушками и лопатами (100 долларов).

Какое решение высчитает наиболее выгодным экономически?

Ответ: наиболее эффективно использование ядохимикатов, т.к. выращивать богомолов уже поздно – саранча скоро поднимется на крыло и уничтожит весь урожай фермеров. Механические методы борьбы слишком трудоемки.

Вариант 2:

Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три решения этой проблемы, требующие от фермеров соответствующих расходов:

  1. Использование ядохимикатов (1000 долларов).
  2. Приобретение белянкового наездника (500 долларов).
  3. Механическое уничтожение кладок на листьях капусты (250 долларов).

Какое направление вы предложите как эксперты?

Ответ: наиболее эффективный метод – использование наездника: быстро снижается численность, и продукция остается экологически чистой. Ручной труд эффективен, но слишком трудоемок.

Ведущий: Теперь немного поиграем! В течение двух минут попытайтесь составить как можно больше слов из слова БИОЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ.

Учитываться будут только имена существительные, за каждое верно составленное слово команда получает один балл.

Ведущий: Отдохнули? А теперь небольшая химическая викторина. Право ответа предоставляется команде, ранее заявившей о своей готовности. Викторина будет по плечу тем, кто дружен и с географией, историей. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

«Из истории металлов»

  1. Вспомните, какой из металлов в глубокой древности называли «небесной медью» и почему?
  2. Вспомните за возможно более короткое время, в каких географических названиях встречается слово «медь»?
  3. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми, а вот посуда – разная, в то время она изготавливалась из металлов. (Если участники испытывают затруднения, можно дать наводящий вопрос: Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда?)
  4. Что означает выражение: «Металл, принесенный в жертву рыжему дьяволу»?
  5. Если бы существовал приз «за активность», то атомам какого из металлов вы бы его присудили? Ответ обоснуйте.

Ответы:

  1. Железо. Первое найденное человеком железо было метеоритным, т.е. небесного происхождения, а обрабатывали его так же, как и медь.
  2. Медногорск – город на южном Урале, о. Медный – один из командорских, о. Кипр – от лат. КУПРУМ.
  3. Из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.
  4. Железо и его сплавы – стали, ржавеют. Коррозия или ржавление и называется «рыжий дьявол», т.к. от этого процесса значительные потери.
  5. Цезию, если не считать франция, которого практически нет в природе.

Ведущий: А теперь викторина биологическая.

«Экологические аспекты в биологии»

  1. Стеклянный сом – рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно сильном солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает большое количество хищников, обитающих здесь же.
  2. Рыба гольян – настоящий каннибал. Взрослые особи иногда пожирают свое потомство. В чем биологический смысл этого явления?
  3. В Польше некоторое время усиленно уничтожали выдру как вредителя рыбоводства. Однако выяснилось, что уничтожение этого зверя вызвало вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?
  4. Задержанный охотинспектором браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя убивать, значит и браконьера преследовать не надо, ведь говорят же, что браконьер – это хищник» убедительны ли доводы браконьера? Как бы вы провели с ним дискуссию?
  5. В Казахстане проводилось истребление сусликов путём разбрасывания отравленной приманки. Однако помимо сусликов гибли лисицы, корсаки, белые хори, которые сами приманку не съедали. Объясните причину гибели хищников.

Ответы:

  1. Для стеклянного сома яркий солнечный свет – защита, на его фоне прозрачное тело рыбки незаметно для хищников.
  2. Это срабатывает механизм регуляции численности популяции.
  3. Выдра питается в первую очередь больной рыбой и поддерживает этим нормальное состояние популяции.
  4. Волки – санитары: проще всего им поймать наименее осторожных, ослабленных или просто больных животных. Так они ведут отбор на наиболее приспособленных животных, улучшая популяцию. А браконьеры убивают самых красивых и сильных животных, лишая их возможности оставить потомство и тем самым передать эти признаки потомству.
  5. Хищники питались отравленными сусликами, что и стало причиной их гибели. Это явление называется кумуляцией токсинов в цепях питания.

Задание 3 . «Разгадаем ребус».

Ведущий: В этих ребусах зашифрованы названия болезней человека, напрямую связанных с нарушением экологической обстановки вокруг нас. (Рисунок 1 , рисунок 2). Объясните, в чем причина этих заболеваний.

Ответ:

Задание 4. «Что за буквами спрятано?»

Знаете ли вы полную расшифровку аббревиатур, так или иначе связанных с охраной среды и здоровья человека? МСОП, СПИД, ВОЗ, ПДК, МАБ, ВООП, ВФОП, АЭС.

Ответ: МСОП – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения. ПДК – предельно допустимая концентрация (вредных веществ). МАБ – международная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера». ВООП – Всероссийское общество охраны природы. ВФОП – Всемирный фонд охраны природы. АЭС – атомная электростанция.

Ведущий : Итак, друзья, вы неплохо потрудились и продемонстрировали основательное знание предметов. Пока жюри подводит общий итог и определяет победителей, предлагаю вам немного отдохнуть – весело и с пользой. Призовите на помощь свои актерские способности. Всем известно, что хищник всегда стремится найти жертву, а жертва – спастись от хищника. Попробуйте изобразить в виде пантомимы взаимоотношения, записанные на бумаге, не называя вслух ни одного действующего лица.

Команды получают листки с заданиями; выступают не по очереди, а вынимая номерки, как лото из мешочка

Задания:

1. Паук – муха.
2. Дятел – короед.
3. Сова – мышь.
4. Скопа – рыба

Ведущий : А сейчас – слово жюри.

Подведение итогов, награждение победителей.

И спользованные материалы

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.
  2. Балабанов В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002. – 154 с.
  3. Исаков В.В. Экологический аукцион // Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – С. 45.

Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с подрастающим поколением.

Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Нам надо воспитать такого человека, который удовлетворялся бы возможностью любоваться несорванным цветком, имея потребность не только брать от природы, сколько ей, отдавать, который бы чувствовал свою ответственность за судьбу всего живого на земле.

Экологическая культура людей, культура их взаимоотношений с природой, зависит от общей культуры человека, от уровня биологических знаний и составляет неотъемлемую черту личности человека.

Экология изучает взаимоотношения живых существ с окружающей их средой. В переводе с греческого этот термин означает «изучение дома». Ведь у каждого живого существа есть свой «адрес» - это физические условия (свет, влажность, температура) и различные взаимоотношения между видами (пища, партнёры и враги), с которыми оно связано множеством невидимых нитей - экологических связей.

Экологическое воспитание необходимо всем. Без этого невозможно реальное осуществление обязанностей граждан, указанных в основном законе страны - Конституции РФ, в которой записано, что все граждане обязаны беречь природу и охранять её богатства. Отсюда вытекают и гражданские обязанности родителей по экологическому воспитанию своих детей. Корни этического поведения в природе закладываются не только в д/с и школе, но в первую очередь - в семье.

Кажется, вечна природа и вечна её красота. Но так ли это? Сломал кто-то просто так тонкоствольную берёзку, выдернул с корнем подснежник, спугнул с гнезда птицу - и вот уже потеряла лесная поляна всю прелесть. Но только ли в красоте дело? Меньше стало на земле одним цветком, одним деревом, одним выводком птиц. Чтобы оберегать и любить по- настоящему природу, её надо знать. Только незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать ногой жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях дома и на даче.

У детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно детей брать на дальние прогулки в лес, на речку. И чем чаще это делается, тем лучше. Используйте каждый свободный час. Идите с ребёнком в поле, лес, на берег пруда, самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть глаза на них вашему ребёнку.

Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона, увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно), на характер выпавших осадков (снег зимой и дождь в другие сезоны года). Очень целесообразно показать малышу солнце, луну, звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны. Детям интересно наблюдать грозу, радугу и др. природные явления.

Одновременно внимание детей необходимо направлять на зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью происходит листопад и плодоношение, зимой кустарники и деревья находятся в безлистном состоянии, в состоянии покоя. Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники (ель, сосну, лиственницу, липу, рябину, клён, дуб, вяз, тополь). Научить различать детей хвойные и лиственные деревья.

Во время прогулок детей в лес, их знания о деревьях расширяются: деревья узнают по цвету и поверхности коры (белая у берёзы, тёмно-коричневая с глубокими трещинами у дуба, коричневая - у липы, жёлто-серая с трещинами у тополя), по форме листьев или особенностям хвои.

Строение листьев хорошо рассматривать во время листопада. Найдите по одному листу липы, берёзы, дуба и покажите ребёнку в сравнении их между собой по форме: у липы листья округлые; у берёзы гладкие, треугольные; у дуба вырезные. Интересно сравнить хвою ели, сосны, лиственницы по цвету, величине и жёсткости, сравнить шишки этих деревьев. У ели хвоя тёмно-зелёная, короткая, у сосны - сине-зелёная, у лиственницы - в отличие от них, хвоя светло-зелёная и, главное, мягкая, как бы пушистая. Такое сравнение очень помогает детям запомнить названия деревьев.

Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или кустарник плохо растут.

На прогулках в парк или сквер желательно знакомить детей с различными декоративными растениями (цветами), обращать внимание на их цветение, окраску их цветков, запах, некоторые особенности строения цветка. Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое декоративное растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рвать нельзя.

Каждый должен знать, что массовый сбор цветков в букеты, подобные веникам, - браконьерство! Однако пройти мимо красивого, тем более первоцветущего растения с ребёнком все-таки трудно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его, полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его. Для удовлетворения познавательного интереса и эстетических потребностей бывает вполне достаточно составить небольшой букетик из одного - трёх, в крайнем случае, из 7-ми цветов, с добавлением какой-нибудь зелени. При сборе цветов необходима охрана их подземной части: нельзя их вырывать из земли с корнем. Дома надо показать ребёнку, как поставить букет в вазу с водой.

Семьи часто делают выходы за ягодами и грибами. Собирают землянику, малину, клюкву, калину, ежевику, костянику. Но, наряду с этими ягодами, в лесу растут и неизвестные, именуемые «волчьими» ягоды. Детям необходимо при случае показывать несъедобные ягоды и предупреждать их, чтобы они не отравились. Кажется, нет более простого, чем сбор ягод, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы и прививать детям правильные навыки сбора ягод. Нередко при сборе черники, брусники срывают ягоды вместе со стеблями и таким образом, бессмысленно уничтожают кустарник, который плодоносил бы ещё не один год.

При сборе грибов детям необходимо не только показать различные съедобные грибы, но и заострить их внимание на внешних признаках: окраска шляпки, ножки, строение шляпки гриба, указать на условия, в которых встречается каждый из видов грибов, например, около каких деревьев растёт белый гриб или подосиновик. Однако серьёзное внимание надо уделять и ядовитым грибам. Но пренебрежительно относиться к ним всё равно нельзя. Нельзя их сбивать ногами, топтать, т.к. они играют свою незаменимую роль в жизни леса. При сборе грибов детям показывают, как срезают ножом грибы, чтобы не повредить грибницу, объясняют, что раскапывание грибниц запрещено.

Если детей привлекают к сбору лекарственного сырья, то при этом желательно проводить в каждом отдельном случае небольшую беседу: назвать лекарственное растение, показать его, рассмотреть его цветки, листья, стебли, познакомиться с условиями его обитания. Ребёнку необходимо рассказать, какую часть растения собирают и как именно и для чего его применяют. Все должны знать способы охраны лекарственных растений: на 4-х квадратных метрах оставляется 9 самых крупных плодоносящих растений. В любом случае очень важно не повреждать их подземную часть.

Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе в целом, к лесу, водоёму. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Родители должны быть примером, образцом поведения в природе. Приучайте детей, чтобы они не рвали ветвей и листьев.

Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах сельскохозяйственных работ. Бывая с детьми на даче, желательно показывать им какие у сельскохозяйственных растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Однако пассивным наблюдателем происходящих сельскохозяйственных работ, ребёнок оставаться не должен. Ему нужно давать небольшое задание: посеять семена, посадить, например, несколько кустиков клубники, прополоть грядку. Желательно, чтобы были комнатные растения дома, за которыми ребёнок мог бы ухаживать.

В конце зимы с ребёнком можно разбить на окне небольшой огород: посадить лук, чеснок, укроп. Интересно наблюдать с ре6бёнком, как распускаются листья на ветках, поставленных в воду зимой. Ветки можно найти на улице после обрезки деревьев или кустарников. Эти ветки иногда дают корни и их можно ранней весной высадить в открытый грунт. Если ребёнок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться к другим растениям и в других условиях.

Конечно, не все родители имеют биологическое образование и достаточно знают природу, поэтому им нужно самостоятельно пополнять и расширять свои биологические природоохранительные знания.

После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно, не откладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти в справочной литературе, которая необходима в повседневной жизни. Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.

Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле. Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз несорванные цветы и травы, и пусть этот зелёный и голубой мир останется таким же ярким праздничным, каким мы его получили в наследство.

Классный час «Экология и мы»

Зайцева Наталья Валентиновна

Учитель технологии

МБОУСОШ №1 город Южа,

Ивановская область

Цели: ▪ развивать представления учащихся о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях в природе, природоохранной деятельности; ▪ формировать умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред, или безобидно, или полезно); ▪ воспитывать уважительное, внимательное отношение к природе. Средства обучения: набор цветных кружков (красный, жёлтый, зелёный) для каждого ученика, ватман, маркеры, набор фотографий Ход классного часа Чтобы дорожить природой, любить её и сохранить – её нужно знать! Знать самые элементарные правила «общения» с природой!

Ты береги нас! Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой! И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!» В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!» Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!» Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!» Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу! (А. Максимова) Ребята вам не безразлично будущее нашей планеты? Вы хотите дышать чистым воздухом? Пить чистую воду?

Сегодня мы с вами должны выяснить, что каждый из нас может сделать для этого.

Оценить себя, свое поведение по отношению к природе, задуматься над тем, какой вклад каждый из нас может внести чтобы долго жить, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, что сегодня реально угрожает нашему существованию.

Итак, наш классный час называется «Экология и мы»

Ребята, прежде перейти к теме классного часа я хочу спросить у вас

Что вы хотите узнать? Чему хотите научиться? О чем порассуждать на нашем классном часе сегодня?

Дерево ожидания (каждый ученик на листочке пишет ответ на вопрос и прикрепляют к макету дерева)

Ребята какие проблемы экологии нашего города, района вы знаете?

(учащиеся называют экологические проблемы)

Сегодня мы с вами обсудим несколько из этих проблем.

    Лесные пожары

    Загрязнение окружающей среды - мусорные свалки

    Загрязнение воды

Информация о природе города

В нашем городе создано неформальное общественное объединение

Клуб защиты природы при редакции газеты «Светлый путь», главная его задача информировать население и власти о существующих экологических проблемах.

Члены клуба обращаются к властям, населению с такими проблемами:

    Безобразие на озерах, на городских окраинах (появление неорганизованных свалок)

    сельхозпредприятия в Груздеве и Селищах сбрасывают нечистоты из ферм в близлежащие болота и поля.

    запущенный и полузабытый городской парк

    посадка молодых саженцев деревьев не покрывает количество спиленных аварийных деревьев в черте города и в лесопарковой зоне.

    необходимость защиты ряда водных объектов Южского района, отнесенных к памятникам природы.

    После опустошительных лесных пожаров 2010-2011 годов на первое место вышла проблема восстановления лесов.

Как я уже сказала, сегодня мы рассмотрим эти проблемы (на доске)

Сейчас мы с вами рассмотрим причины возникновения этих экологических проблем.

Работа в группах (3 группы) каждой группе выдается ватман и маркеры

1группа- Лесные пожары

2 группа –Мусорные свалки

3 группа – загрязнение воды

Назовите причины этой проблемы, почему возникают, от чего это зависит.

Время на выполнения задания 3 мин

По 5-ти бальной шкале(Учащиеся оценивают себя по шкале: лесные пожары, мусорные свалки, загрязнение воды)

Экология нашего района зависит от каждого из нас.

Ребята подумайте над тем, какие качества мы должны воспитывать в себе, как изменить свое поведение, чтобы улучшить экологическую обстановку, в нашем городе, районе.(учащиеся называют качества)

  1. Неравнодушие

    Милосердие

    Трудолюбие

Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению не все помнят об этом.

Физкульминутка игра «Вода – не вода»

Задание : игра на внимательность.

Называется слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – учащиеся должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – учащиеся поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши: цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай, таз.

Задание «Эрудит» Задание : Найти соответствие и объясните с позиции экологии следующие пословицы: (Каждой группе выдаются фотографии и фразы, которые они должны подобрать) «Бережливость – лучшее богатство» «Как аукнется, так и откликнется» «Без хозяина – дом сирота» «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться

«Не делай неприятностей кому-либо, иначе в будущем сам можешь лишиться поддержки»
«Под лежачий камень и вода не течет»

«Дело не сдвинется с места, если ничего не предпринимать»

«Был бы лес, соловьи прилетят.»

«Добрая земля - полная мошна, худая земля - пустая мошна»

«Вода камень точит.»

«Не зная броду, не суйся в воду.»

«Загадил свой дом- не загрязняй чужой!»

«Оцени поступок человека» Задание : зачитывается описание поступка человека в природе и Учащиеся должны оценить этот поступок, подняв соответствующий сигнальный кружок: красный – действие запрещено, наносится вред окружающей среде; жёлтый – предупреждение об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе; зелёный – действие разрешено. 1. В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты. 2. Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать. 3. Из леса домой мы принесли кусочки мха, чтобы устроить зелёный уголок. 4. Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки. 5. Мы нашли в лесу непотушенный костёр и затушили его. 6. В школьных кабинетах, коридорах ученики выращивают комнатные растения. 7. Каждую зиму учащиеся проводят операцию «Птичья столовая». 8. Каждую весну на пришкольном участке высаживается большое количество цветов.

Творческое задание (работа в группах) 1группа «Что мы можем сделать вместе?»

Что мы можем сделать нашим классным коллективом для защиты окружающей среды нашего города, района.

2 группа «Обращение к людям»

Написать небольшое обращение к людям, как должен относится человек к природе, что он должен делать, какие меры предпринимать по охране окружающей среды

3 группа Коллаж «Природой будем дорожить»

Задание:Выполнить из предложенных картинок и фраз коллаж

Вот и подошла к концу наш классный час, не хотелось бы закончить её грустной нотой. Мы верим в разум человека, ведь нравственный долг каждого из нас сохранить для потомков травы зелёными, а зверей живыми.

Рефлексия

А сейчас я попрошу каждого из вас продолжить предложение:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

    я задумался …..

    решил в себе изменить…

    уверен, что буду….

Заключение: Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли и в наших руках.

Гажалова Татьяна

В своей работе ученица проанализировала взаимоотношения ближайшего окружения с экологией.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Экология и мы» Проект выполнила: Ученица 8 класса Гажалова Татьяна Руководитель: Сотникова С.В.

Проблема: Не все знакомы с понятием экология.

Тема: Экология и мы. Окружающая среда - это мы с вами. Чарлз Панатти.

Актуальность: Нарушая законы природы, человек уничтожает самого себя. Законы экологии: 1.Всё связано со всем, 2.Всё должно куда-то деваться, 3.Природа знает лучше. Барри Коммонер.

Цель работы: Изучить отношение к экологии моего ближайшего окружения.

Гипотеза: Велика вероятность того, что не все относятся к природе бережно.

Задачи: 1.Провести анкетирование. 2.Рассказать о результатах. 3.Изменить отношение к данной проблеме.

Результаты: В анкетировании приняли участие 50 человек среди них мои одноклассники, соседи, знакомые.

Результаты:

Результаты:

Результаты:

Результаты:

Результаты:

Выводы: Проведя исследования я узнала, что люди из моего окружения стараются бережно относиться к природе. Не нарушают экологический баланс. Я рада, что моя гипотеза опровергнута.

Благодарю родителей и учителей, которые научили любить природу!!!

Предварительный просмотр:

Введение: Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации, истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей.

Основная проблема человечества и то, как мы будем к ней относиться, зависит наша дальнейшая жизнь и жизнь наших потомков. Очень важно принимать во внимание значение экологических проблем, которые наносят вред здоровью людей. Но, в то же время, мы понимаем – многие проблемы экологии «обязаны» своим появлением человеку. Ведь именно он совершил открытия, которые в данный момент вредят окружающей среде. Меня очень заботят эти проблемы, мне было интересно прочитать много книг и журналов об экологических проблемах, узнать, как к ним относятся в разных уголках Земли. У каждого человека есть свой дом, и конечно, он бережёт свой дом, своё жилище. А Земля - огромный дом для всех людей, так надо беречь этот дом, если его не будет, не будет и людей. Представим, что лет через 50 этот относительный рай на Земле кончится и настанет пара столетий непростых испытаний. Поэтому уже сейчас надо предпринимать шаги, большие шаги, чтобы бороться с угрожающими тенденциями и проблемами.

Здравствуйте все присутствующие в зале. Меня зовут Гажалова Татьяна, я учусь в восьмом классе МБОУ СОШ пгт. Ерофей Павлович. Свою работу я выполняла под руководством Сотниковой Светланы Васильевны учителя географии.

Представляю вашему вниманию исследовательскую работу «Экология и мы».

Сейчас в нашем обществе появились новые технические устройства, с помощью которых стали создавать всё более новые вещи, качественней, лучше и в большом количестве. Человек перестал задумываться о том, МОЖЕТ ЛИ это всё новое нанести вред природе. Бурное развитие техники при явно недостаточных или малоэффективных природоохранных мероприятиях привело к заметному УХУДШЕНИЮ экологической обстановки, что грозит тяжелейшими последствиями, которые разрушают как саму среду обитания человека, так и его здоровье. Существенное загрязнение окружающей среды биологически вредными веществами, обострение радиационной обстановки, усиление энергетических полей технических систем, в том числе электронных – вот факторы, которые негативно отражаются на чистоте воздуха, воды, почвы, продуктов питания в первую очередь.

Не стоит забывать, что вред природе наносят не только вредные выбросы производства, горы мусора, загрязнения рек и морей, вырубки лесов, уничтожение животных и растений, НО и наши поездки в выходные дни на шашлыки или за грибами. Естественно, что вред наносимый разведённым костром, несоизмерим с тем, что «Дарит» природе химкомбинат или полигон для бытовых отходов, но он всё же ощутим.

Итак, проблема в том, что наверно не все знакомы с понятием экология. Сл.

Тема моего исследования «Экология и мы». Сл.

Проблема актуальна . Не будем углубляться в научные дебри, суть экологии можно сформулировать одной короткой фразой – «Человек, не навреди»! Но, к сожалению, вредим мы много и изощрённо, нанося природе невосполнимый вред. Сл.

Цель моей работы, изучить отношение к экологии моего ближайшего окружения. Сл.

Объектом исследования являются: Родственники, одноклассники, соседи и знакомые. Сл.

Предмет исследования : Отношение к окружающей среде. Сл.

Моя гипотеза такова: Велика вероятность того, что не все относятся к природе бережно. Сл.

Задачи которые я поставила перед собой: 1.Провести анкетирование.

2.Рассказать о результатах.

3.изменить отношение к данной проблеме. Сл.

Для проведения анкетирования я составила анкету. Раздала анкету одноклассникам, родственникам, соседям и знакомым. Вот такие результаты у меня получились. Сл.

1.Отдыхать на природе любят все. Смотрят передачи о природе 86% опрошенных. Сл.

2.Очень жаль, что посадили дерево только 30%, и всё таки моют машины в реке 26%. Сл.

3.Больше половины экономят воду и электричество. Почти все убираются в своём подъезде. Сл.

4.Почти все работают в огороде и участвуют в субботниках по уборке территорий. Сл.

Проанализировав полученные данные я пришла у выводу, что моё окружение знает об экологии и бережно относится к природе. Я рада, что моя гипотеза опровергнута. Сл.

И в заключении я хочу поблагодарить родителей и учителей, за то, что они научили меня любить природу и дорожить ей.

Спасибо за внимание.

Заключение: Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что-либо на земле, так как воздух загрязнен, вода отравлена, почва заражена радиацией или другими химическими веществами. Но многое изменилось с тех пор. И в нашем веке это вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это. Владельцы крупных заводов, нефтегазодобывающей промышленности, думают только о себе, о прибыли. Они пренебрегают правилами безопасности, игнорируют требования экологической полиции, GREANPEACE, а порой им лень купить новые фильтры для промышленных стоков, газов, загрязняющих атмосферу. А какой может быть вывод? Еще один Чернобыль, если не хуже. Так что, может, нам следует задуматься над этим? Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет, заслуга каждого из нас. Нам необходимо научиться чувствовать себя членами одной семьи, судьба которой зависит от каждого из нас. Только тогда мы сможем сберечь наш общий дом – Землю. И что осознание единства человечества – одна из основ экологической нравственности и гуманизма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: