Что обозначают буквы е, ё, ю, я. Звук (й’э) буквы Е, е

Задачи:
Конспект открытого урока по обучению грамоте (чтению).
Класс: 1 Б
Учитель: Бутрова М.В.
Цель:





Познакомить с новыми буквами и их особенностями.
Развивать фонематический слух.
Учить читать их в слогах и словах.
Формировать навык орфоэпического выразительного чтения предложений с изученными буквами.
Развивать устную речь, обогащать словарный запас.
Воспитывать толерантность по отношению друг к другу.
Прививать любовь к родному языку, его многообразию.

Ученик должен знать:
Печатное начертание букв
Ученик может знать:

Ученик должен уметь:






Корректировать свою работу
Ученик может уметь:


Оборудование и материалы:
Point.
Мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран).

6. Карточки (10 штук).
и тот, кто сидит в пруду.
8. Детская энциклопедия.
9. Маршрутный лист.

Структура занятия

Этап урока
Слайд

1. Организационный момент
Слайд 1 (колокольчик)

4.

6. Итог урока

7.Рефлексия деятельности

Использованные интернет-источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ход урока
Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок, начинается урок.
Всех прошу я не зевать,
Слушать, думать, отвечать! (слайд №1 колокольчик)
-Ребята, посмотрите за окно. Какой сегодня день прекрасный, предновогодний! Улыбнитесь друг другу. А сейчас подарите мне ваши очаровательные улыбки.
- Сейчас у нас урок чтения и у вас на партах: учебники, тетради, карандаши, карточки. Тихо сядут девочки, ещё тише мальчики.

Сегодня у нас не простой урок, а урок-путешествие. Совершая новогоднее путешествие по маршрутному листу, мы откроем ещё одну тайну русского языка о двух буквах.
- Посмотрите на маршрутный лист и скажите, что нас ожидает в пути? На каких станциях мы будем останавливаться?

(На доске: П Н У Т Р на новогодней ёлочке) УУД1
Актуализация опорных знаний.
- Итак, в путь. Мы на первой станции.
- Давайте поиграем в игру «Дополни предложение» (фронтально)
1) Звуки бывают...
2) Звуки мы(слышим, произносим), а буквы мы... (пишем, видим)
3) После твердых согласных пишутся гласные...
5) После мягких согласных пишутся гласные...
6) Согласный звук всегда мягкий это
– Как отличить согласный звук от гласного? Кто помнит стихотворения?
Гласные тянутся в песенке звонкой,Могут заплакать и закричать,Могут в кроватке баюкать ребенка,Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласныШелестеть, шептать, скрипеть,Даже фыркать и шипеть,Но не хочется им петь.
-Какие прекрасные стихи!
-А вот и они, гласные и согласные буквы. Используя рассыпанные буквы, заполним пропуски в словах на ваших карточках, составим и прочитаем получившиеся чистоговорки. (слайд №2, дети вписывают буквы, читают чистоговорки) УУД8
- Работаем в парах, готовая пара сигнализирует. (слайд №3 чистоговорки)
- Молодцы! Двигаемся дальше.
(звучит музыка, слайд №4 ели, енот, Емеля, ежи)
- Ребята, что за чудо, мгновение и мы с вами в сказочном лесу. Что же мы видим? Что это за деревья? Кто спрятался за елями? Кто они?
- Верно, это герои детских сказокдетских книг. Эти книги сегодня у нас в гостях (выставка книг). Читайте, любите книгу, книга источник знаний.
Работа над новым материалом. Совместное «открытие» знаний.
-Смотрим на маршрутный лист. Мы на второй станции. И у меня в руках две веточки. От каких они деревьев? Что вы знаете о еле? Как отличить ель от сосны?

Выделение звуков и обозначение их буквами
(слайд №5, картинки ели, ёжик и схемы этих слов, выплывающие буквы)
выплывают картинки, схемы и буквы: сначала ели, потом схема, потом буква в схему
-Давайте вместе произнесём слово: ели, протяжно, по слогам: е - ли,
- Сколько слогов в слове(2) произнесём ещё раз первый слог, сколько звуков в первом слоге (2), какие это звуки? Звук [й’] какой он?(мягкий согласный), а звук [э] (гласный)

Верно, слово начинается с мягкого согласного звука [й’], а дальше мы слышим ещё один звук [э]. Два звука слившихся вместе [й’] [э] принято обозначать не двумя буквами, а одной Е, е.

выплывают картинки и буквы: сначала ели, потом схема, потом буква в схему
-Давайте вместе произнесём слово: ёжик, протяжно, по слогам: ё-жик,
- Сколько слогов в слове(2) произнесём ещё раз первый слог, сколько звуков в первом слоге (2), какие это звуки? Звук [й’] какой он?(мягкий согласный), а звук [о] (гласный)
-Верно, слово начинается с мягкого согласного звука [й’], а дальше мы слышим ещё один звук [о] .Два звука слившихся вместе [й’] [о] принято обозначать не двумя буквами, а одной Ё, ё.

Посмотрим на звуковую схему слова

Ребята, у нас в гостях мудрая сова(слайд №6 звуковой)

Хочу вам сказать, что буква ё самая молодая буква в русском языке и у неё есть день рождения. Писатель и историк Н.М. Карамзин впервые её использовал в своих трудах в 1797 году. (слайд №7 Карамзин) В городе Ульяновске есть памятник букве Ё (слайд №8 памятник букве Ё)
-А на что похожи буквы?

На дворе – такая жалость!-
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква е зато осталась!

Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

Ева гребнем причесалась – В нем три зубчика осталось.

(слайды №9 лесенка, грабли, гребень)
-Ребята, буквы е и ё очень похожи друг на друга и стоят в алфавите рядом, но обратите внимание на непохожесть написания большой и маленькой букв как е, так и ё.

Игровая физминутка
- А сейчас давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы е.
-Приготовились! Начали:
ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, ёжился
- Дети, объясните, почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей? (Ответы детей о том, что куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название)
-Ребята, объясните, когда так говорят, ёжился? Неужели это превращение в ежей? (Холодно, страшно, прячемся).
- А попробуйте изобразить съёжившегося человека. (Дети показывают).
- Никого такая фигура вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода).
- Вот почему люди так говорят.

Ёжик ёлку наряжал«Как же так?» соображал, «На спине моей иголки Как у новогодней ёлки!
Мы, наверно с ней родня...Ёлка, узнаёшь меня?»
Вывод
- Буквы е и ё можно назвать хитрыми? Почему? (Слышатся два звука, а пишется не две буквы, а одна; или буквы е и ё могут обозначать сразу два звука)
- Но это не все хитрости этих букв. Об остальных мы узнаем на следующем уроке.

Закрепление и применение знаний
Смотрим на маршрутный лист. Мы на третьей станции.

Чтение слов УУД2
-А сейчас читаем слова с этими хитрыми буквами. Те у кого Спутники Букваря работают на стр.76, остальные работают со мной.
-С какого звука начинаются эти слова? А с каких букв?
(слайд№10 таблица для начинающих читать) и (Спутник Букваря для читающих детей, стр. 76).
- О чём прочитали в Спутнике Букваря?
Работа с текстом по учебнику. Развитие речи.
- Открываем букварь на странице 76. С текстом в учебнике нас познакомит Даша.
- Что интересного узнали из текста?
- Почему этих разных животных назвали одинаково? (очень похожи, есть иголки)
- Озаглавь текст. (Ежи)
- Вчера, я вас просила узнать всё о рыбе-ёж. Чем же опасна ёж-рыба? (слайд №11 ёж-рыба)
- Откуда ты это узнал?
-А я вам принесла вот такую энциклопедию. В ней написано много интересного о животных. УУД10

- Всегда интересно узнать что-то новое.
- Назовём предметы и поставим к ним вопросы «кто?» или «что?». Что такое Что обозначают слова, отвечающие на эти вопросы? Почему предметы имеют одинаковые названия (По внешнему сходству) посмотрим на (слайд№12 ёрш, ёжики)
Музыкальная физминутка
Работа в тетради УУД3
-Смотрим на маршрутный лист. Наступило время самостоятельной работы в тетради выполнение творческого задания с. 36
-Выполняем задание 1, 2. Обменяемся тетрадями. Проверим. Дополнительное задание (по времени) 3: составим предложения со словами.

Итог урока.

Какую же тайну русского языка мы открыли, с какими буквами познакомились?
- Что нового вы узнали?

Рефлексия деятельности.
- Итак, мы на последней станции.
- Какое впечатление от сегодняшнего урока вы получили?
- Мне было крайне приятно путешествовать с вами. Я рада тому, что на уроке вам сегодня было не скучно, вы учились не только читать, но учились красиво говорить, отвечать на вопросы, пополнили свой словарный запас, а самое главное вы сами добывали свои знания. А значит, работали, значит трудились. Что бы посмотреть, что скажет нам Емеля на прощание, соберём рассыпавшуюся пословицу.
(слайд № 13 пословица «Без труда, не вынешь и рыбку из пруда»)
Сегодня 23 декабря. Скоро Новый год. Это время чудес. Сейчас я совершу небольшое чудо. Крибле, крабле, бумс Посмотрите-ка, что у вас под партой? Это вам за вашу хорошую работу.
- Всем спасибо. Урок окончен.

МОУ Красногуляевская СОШ МО «Сенгилеевский район»
Ульяновской области

Представление

Учитель Бутрова Марина Владимировна
Педагогический стаж 20 лет
Категория высшая
Класс 1 «Б»
Образовательная область филология
Предмет обучение грамоте
Тема урока «Звуки [й’], [э], [й’], [о]. Буквы Е, е, Ё, ё»
Цель:
Создать условия для положительной мотивации к учебной деятельности и формирования у первоклассников универсальных учебных действий:
умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей; УУД1
контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы; УУД2
умения использовать знаково-символические средства для создания схем; УУД3
умения работать в малой группе, оказывать необходимую взаимопомощь; УУД8
умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета; УУД10.

Задачи:
1.Познакомить с новыми буквами и их особенностями.
2.Развивать фонематический слух.
3.Учить читать их в слогах и словах.
4.Формировать навык орфоэпического выразительного чтения предложений с изученными буквами.
5.Развивать устную речь, обогащать словарный запас.
6.Воспитывать толерантность по отношению друг к другу.
7.Прививать любовь к родному языку, его многообразию.
Требования к уровню подготовки учащихся на данном уроке
Ученик должен знать:
Гласные и согласные звуки русского языка; их отличительные признаки
Печатное начертание букв
Ученик может знать:
Способы обозначения мягкости согласных на письме с помощью гласных букв
Ученик должен уметь:
Анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки и определяя их последовательность
Делить слова без стечения согласных на слоги
Определять место ударения в слове и ударный слог
Выявлять слова, значение которых требует уточнения
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
Сознательно плавно, читать по слогам и целыми словами
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста
Корректировать свою работу
Ученик может уметь:
Самостоятельно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы
Пользоваться дополнительной литературой и Интернетом в поисках нужной информации
Основные результаты:
Предметные результаты
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами и по слогам;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять количество букв и звуков в слове.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме;
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные результаты
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– понимать эмоции других людей
– высказывать своё отношение к происходящему.
Тип урока: урок изучения нового материала.
(урок первичного предъявления новых знаний)
Формы обучения: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.
Методы обучения: проблемно-поисковый, метод стимулирования интереса к учению.
Методы контроля: устный ответ, практическая работа.
Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, учительский контроль.
Оборудование и материалы:
1. Презентационное сопровождение, выполненное с помощью MS Power
Point.
2.Мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран).
3. Учебник «Букварь» автор Т.М. Андрианова.
4. Спутник Букваря для читающих детей. Т.М. Андрианова.
5. Рабочая тетрадь к «Букварю». Т.М. Андрианова.
6. Карточки (10 штук).
7. Выставка книг: По щучьему веленью, Колючая семейка, Крошка Енот
и тот, кто сидит в пруду.
8. Детская энциклопедия.
9. Маршрутный лист.

Структура занятия

Этап урока
Слайд

1. Организационный момент
Слайд 1 (колокольчик)

2. Актуализация опорных знаний
Слайд 2 (буквы), (слайд №3 чистоговорки)

3. Введение в тему урока и постановка проблемы
Слайд 4 (ели, енот, Емеля, ежи)


Слайд 5-9 (картинки ели, ёжик и схемы этих слов, выплывающие буквы), (Карамзин), (памятник букве ё), (лесенка, грабли, гребень)

5. Закрепление и применение знаний.
Слайд 10-12 (таблица для начинающих читать), (ёж-рыба), (ёрш, ёжики)

6. Итог урока

7.Рефлексия деятельности
Слайд 13(пословица «Без труда, не вынешь и рыбку из пруда»), слайд 14

Проект урока
№ этапа урока
Этапы урока
Продолжительность этапа урока
Задачи этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Оценка результатов деятельности ученика
Примечания

Тема урока: «Звуки [й’], [э], [й’], [о]. Буквы Е, е, Ё, ё»

Задачи урока: 1. Познакомить с новыми буквами и их особенностями. 2. Развивать фонематический слух и устную речь. 3. Формировать навык орфоэпического выразительного чтения. 4. Воспитывать толерантность по отношению друг к другу.

Организационный момент
2 мин.
Настроить учащихся на урок, обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала.
Организация процесса обучения. Постановка задач урока.
Целенаправленное наблюдение, включение в процесс целеполагания.
М/П регулятивные: способность к самоорганизации.
Контроль настроения.
Положительный настрой на работу.
Слайд №1

Актуализация опорных знаний
3 мин.
Вспомнить изученные буквы.
Выявить пробелы в знаниях.
Подготовить учащихся к изучению нового материала.
Работает по слайду. Корректирует ответы детей.
Вспоминают ранее изученные буквы.
Выполняют задание в парах. Отвечают.
Предметные: использовать изученные буквы
М/П коммуникативные: организовывать и осуществлять сотрудничество
Знание изученных букв. Готовность к изучению новых букв и звуков.
Слайд №2-3

Введение в тему урока и постановка проблемы
2 мин.
Заинтересовать детей, поставить проблему, привлечь внимание к изучению нового материала
Задаёт вопросы. Работает по слайду.
Слушают. Смотрят. Отвечают на вопросы.
М/П регулятивные:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с слайдом.
Заинтересованность в познании нового.
Слайд №4

Работа над новым материалом. Совместное «открытие» знаний.
5 мин.
Познакомить с новыми буквами и звуками их обозначающими.
Обеспечить восприятие и осмысление изучаемого материала.

Работает по слайду.
Выделение звуков и обозначение их буквами.
Сравнивают слова с их звуковыми моделями. Выделяют звуки.
Формулируют вывод.
Предметные:
знать названия букв и звуков их обозначающих, демонстрировать понимание звуко-буквенных соотношений.
М/П познавательные: использование знаково-символических средств
Запоминание.
Воспроизведение.
Слайд №5-9

Физминутка
2 мин.
Снять напряжение
Показ упражнений
Смотрят.
Выполняют упражнения.

Повышение активности.

Закрепление и применение знаний.

Организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного материала и применению знаний

5.1
Чтение слогов, слов и текстов
2 мин.
Формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами.
Работает по слайду.
Контролирует процесс чтения.
Выполняют дифференцированное задание.
Читают по слайду и по Спутнику Букваря.
Предметные:
читать слоги, слова с изученными буквами.
М/П познавательные:
ориентироваться в дополнительной литературе
Понимание прочитанного текста. Продуктивная деятельность
Слайд №10

5.2
Работа с текстом по учебнику.

4 мин.
Формировать навык орфоэпического выразительного чтения.
Работает по учебнику.
Читают. Отвечают.
М/П познавательные:
делать предварительный отбор источников информации; ориентироваться в учебнике.
Развитие речи. Обогащение словарного запаса.
Слайд №11

5.3
Работа с заданием повышенной трудности
3 мин.
Развивать интеллект, речь, мышление.
Работает по слайду. Задаёт вопросы.
Выявляют общий признак у изображённых предметов. Объясняют значения слов. Самостоятельно ставят вопросы к словам.
М/П познавательные:
широкий спектр логических действий и операций
Интеллектуальное развитие.
Слайд №12

Физминутка
2 мин.
Снять усталость и напряжение.
Показ упражнений.
Смотрят.
Выполняют упражнения.
Личностные; эмоциональная саморегуляция
Повышение активности.

5.4
Работа в тетради
3 мин.
Организовать деятельность учащихся по применению полученных знаний на практике.
Объясняет задание. Управляет деятельностью учащихся.
Выполняют задание. Дают ответы. Корректируют свою работу.
М/П познавательные:
действия моделирования
Правильные ответы.

Итог урока
2 мин.
Выделение главного из урока. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.
Спрашивает.
Вспоминают и обобщают изученное.
М/П познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения).
Осознание учащимися содержания урока, последовательности и оснований действий.

Рефлексия деятельности
2 мин.
Организовать оценку работы на уроке своему эмоциональному состоянию и оценку работы всего класса.
Спрашивает. Предлагает рассказать о впечатлениях.
Высказывают мнения о работе класса в целом и своей работе на уроке.
Личностные;
давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Умение оценивать свою работу на уроке, своё эмоциональное состояние.
Слайд №13,14

На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких - один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Мэр - метр

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук - твёрдый, во втором - мягкий.

Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес - звук [э], мёд - звук [о], брюки - звук [у], мяч - звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука - [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Красное яблоко.

Рис. 10. Красное яблоко ()

В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

  1. В начале слова (юг, яма)
  2. После гласных (заявка, поют)
  3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).

Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

Закрепление знаний на практике

Закрепим полученные знания, выполнив задания.

Разделим слова на два столбика: первый столбик - где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик - 2 звука.

Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

Ветка пьёт

Петя поют

Алёша друзья

мята съели

берёза синие

В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик - где Я обозначает два звука.

Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

Проверим правильность выполнения задания:

Тянуть яркий

Петя деревья

Аня растения

рябина ястреб

Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Проверьте правильность выполнения задания:

Мы е дем, е дем, е дем

В далёкие края ,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья .

На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак - это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. School.xvatit.com ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Genon.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 95 С. 67.
  • Отгадай загадки. В словах-ответах найди буквы Е, Ё, Ю, Я и подчеркни их одной чертой, если они означают 1 звук, или двумя чёрточками, если они означают 2 звука.

Здравствуйте ребята, меня зовут Н.И. и, сегодня урок чтения у вас проведу я.

- Каждый день всегда везде,

На занятиях в игре

Смело, четко говорим, и тихонечко сидим.

- Сегодня будем на уроке работать с новыми звуками, познакомимся с новыми буквами, а это значит, что мы сможем еще составлять большее количество слов и предложений.

Итак, ребята на доске перед вами буквы.

(А Л Т И О Н У С Р К В).

1) Звуки бывают... (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).

2) Звуки слышим, буквы... (пишем).

3) В слове столько слогов, сколько... (гласных).

Чем отличается гласный звук от согласного? (гласные тянутся, поются, они не встречают преград на пути, а согласные встречают препятствия)

Хорошо.

Ребята, скажите , с какой буквой вы раб отали на прошлом уроке? (В )

Давайте откроем азбуку на с. 71. Там у вас вверху странички небольшой рассказ. Кто сможет его прочитать, остальные внимательно слушает, и пытаются в этом рассказе найти все буквы В. Сколько их?(7)

Дайте, пожалуйста, характеристику звука в, в слове тыква (согласный, твердый, звонкий).

Звуко-буквенный анализ.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску что за слово вы видите?

Скажите, сколько букв в этом слове? (3).

А сколько звуков? (ответы будут разные).

А у кого по-другому?

Ребята, вы еще не познакомились с буквой, с которой начинается слово ели, сегодня вы узнаете, что же это за буква.

Давайте произнесем слово ели хором, громко и четко? (Е-ли).

Сколько слогов в слове Ели? (2)

Послушайте, как я произнесу это слово.

Давайте вместе произнесем первый слог протяжно. ([й’э].).

Что вы слышите? (два звука).

Слияние, в котором 2 звука. Это слияние мягкого согласного с гласным звуком – Й с Э

(выставляется схема первого слога).

Произнесите второй слог. Из чего он состоит? (из слияния мягкого согласного с гласным). (Выставляется схема второго слога).

- Давайте теперь, подставим слоги под схемами. Что мы поставим под первым слогом, как вы думаете? (Дети не смогут ответить на вопрос).

– Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е. Мы слышим 2 звука [й’э], а пишем одну букву е. Где стоит буква е? (в начале слова). Итак, ребята, если буква е стоит в начале слова, то она обозначает два звука.

Итак, почему, эта буква особенная как вы думаете? (эта буква обозначает два звука).

Хорошо, ребята, давайте еще раз вернемся к нашей схеме. Сколько букв в слове ели? (3).

А сколько звуков? (4).

Знакомство с буквой Е е.

Итак, где стоит буква е? (в начале слова).

Ребята, обратите внимание, как выглядит буква е. Она бывает большая и маленькая.

Итак, посмотрите, пожалуйста, на доску. На доске выя видите печатную букву Е и строчную е.

Итак, скажите, пожалуйста на что похожа буква Е? (ответы детей).

Из каких элементов состоит большая буква Е?

А маленькая?

Хорошо, теперь откройте ваши тетрадки, сядьте правильно, поверните ваши тетрадочки, чтоб уголок упирался в грудь, между партой и грудью проходит кулачок.

Отступите 2 клеточки от предыдущей работы, и сначала рабочей строки начинаем. Итак, посмотрите большая буква Е занимает две клеточки, напишите пожалуйста 3 буквы. А вот маленькая одну клеточку.

Хорошо, мы с вами познакомились как же выглядит буква Е, пойдем дальше.

Давайте посмотрим еще на одно слово. У нас на доске слово РОЕТ.

Ребята, сколько произносим букв в этом слове? (5).

А на самом деле сколько? (4).

А почему так? (потому что буква е обозначает два звука).

Итак, посмотрите на слово, после какого звука следует е? (после гласного).

- Давайте попробуем сделать вывод. Если буква е стоит после гласного она обозначает два звука.

В первом случае, где у нас стояла е? (в начале) – А здесь после гласного.

- Значит, буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного. Она может стоять и в середине после гласного, и в конце.

Физминутка.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Ребята, откройте, пожалуйста, учебники на с. 73. Вверху, по серединке у вас слова.

Закрепление материала.

Где стоит буква е? (в начале)

А что мы знаем о букве е, если она стоит в начале слова? (обозначает два звука).

Хорошо, сколько букв в этом слове? (6).

А сколько значит звуков? (7).

Посмотрите, на слово воет?

Где стоит буква е? (после гласной)

А что мы знаем о букве е, если она стоит после гласной? (что она обозначает два звука)

Хорошо, значит, сколько букв в этом слове?(4)

А сколько звуков? (5).

Посмотрим на слово сосновые. Где стоит буква е? После чего? (после гласной).

А что мы знаем про букву е, если она стоит после гласной? (она обозначает два звука).

Значит, сколько букв в этом слове? (8)

А сколько звуков тогда?(9)

Хорошо, ребята, теперь откройте с. 74. Там вверху у вас задание. Кто сможет прочитать? (назови слова с противоположным значением).

Старые – новые

Высокие – низкие

Толстые – тонкие

Хорошо, теперь следующее задание, которое следует прямо за ним. Что там нужно сделать? (назвать слова, которые отвечают на вопрос какие? ).

Сосны – сосновые

Осины – осиновые

Ели – еловые.

Беседа о пользе леса.

Итак, ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку что там изображено? (лес).

Кто живет в лесу?

А что растет?

Скажите, а для чего нам нужен лес?

Чем он полезен?

Представьте, если бы не было леса, чтобы было тогда?

Хорошо, теперь откройте азбуку на с. 72.

Внизу странички у вас пословицы. Итак, кто у нас уже умеет читать, прочитает. Остальные считает сколько, же раз им встретится буква е. Потом мне назовете.

Сколько же раз встретилась? (9 раз)

Хорошо, ребята а как вы понимаете значение последней пословицы? (то есть работать он лентяй а вот покушать любит).

Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

А почему букву е, называют необычной?

Какие это звуки?

А когда, буква е обозначает два звука?

Придумайте, пожалуйста, такое слово, чтобы буква е стояла в начале слова? (енот, Егор, едет и т.д.)

А теперь чтобы стояла после гласной? (лает, воет, моет и т.д.)

Спасибо за урок! Мне было очень приятно с вами работать, вы сегодня прекрасно работали. До свиданья!

Если ребенок затрудняется в написании сложных букв, коими, как правило, являются Э и Й, нужно отработать эти буковки. Тексты для диктантов и контрольного списывания вам в этом помогут. А затруднения вызываются тем, что буквы неоднозначны в произношении. В частности, когда говоришь Е, бывает, слышится Э. В Й дети часто забывают написать "хвостик". Я и вовсе ребенок воспринимает как две буквы - Й и А.

Тексты на дифференциацию букв Э и Е

Это Ева. Это Эля. Дети сели под ели. (8)

Эля кричит. Эй! Эля слышит ответ. Это эхо. (8)

Это сосна. Это ель. Под этим деревом сидит заяц. (9)

Эх, весело! Это Эля едет с горки. Эй, Егор, берегись! (10)

Эдик играет этюд. Этот этюд сложен. Эдик любит петь дуэтом. (10)

Это сад Эдика. Эти розы красны. Этот мак высок. Эта клумба хороша! (12)

У Эли экзамен. Где экватор? Вот эта линия на глобусе. Эй, Эмма, не подсказывай! (14)

Мы зашли в пустой дом. Здесь есть эхо. Мы на втором этаже. Кто жил в этом доме? Эй, Эдик, будь осторожен! (21)

Эдик и Эмма пришли в магазин. На втором этаже есть торты. Вот на этой этажерке эклеры. Но дети больше любят эскимо. (21)

Эдик нарисовал эскиз. Это экскаватор роет канаву. Этот эскиз Эдика стоит на этажерке. Пришла Эля. Эх, Эдик, рисуй лучше! (19)

Тексты на отработку написания слов с буквой Й

При переносе букву Й не отрывают от слога. Например: май-ка.

Сам алый и сахарный. Кафтан зелёный и бархатный. Что это? (10)

Юля и Яна на лужайке. Юля, собирай шавель! Яна, помогай Юле! (11)

Скорее подрастай. Делай хорошо работу. Прославляй свой родной край. (9)

Это моя мама. Это мой папа. Сейчас хозяин и хозяйка угощают гостей. (12)

Это мой ластик. А это твои краски. Это мои ручки. Дай мне твой карандаш. (14)

Сходи в сарай. Возьми лейку. Полей огород. Стой! Вот муравей. Пожалей его. (12)

Лиса бежит за зайцем. Она хочет его поймать. Эй, косой! Убегай на лужайку. (13)

Это мой огород. Это моя кукла Яна. Яна, копай лопатой! Яна, поливай водой! (13)

За избой стоит новый сарай. Там зайчиха с зайчатами. Зайка грыз капусту. Собака Знайка рычит на зайку. (17)

Хозяйка встречает гостей. Вот тапочки из войлока. Вот чайник. Вот кофейник. Как вам мой дом? Да у вас рай! (19)

Вставай рано. Делай зарядку. Умывайся холодной водой. Не опаздывай в школу. Слушай учителя. Отвечай хорошо. (15)

Андрей и Николай гуляют. Они перешли ручей. Вот стоит сарай. А там стройка. Стой, Николай, давай не пойдём на стройку! (20)

Пойдём скорей в лес! С нами собака Лайка. Вот на дереве сойка. Она вертит шейкой. Внизу муравейник. А вон бежит зайка. (21)

Вот улей. В нём пчелиный рой. А вот муравей ползёт к муравейнику. Перейдём через ручей. Он узкий и мелкий. Прыгай смело. (21)

У нас есть большой воздушный змей. Скорей пойдём на поле! Поймай воздушный поток и запускай змея. Летай, змей, не падай! (20)

Как красиво поёт весной маленький соловей! О чём он поёт? Это тайна. Решай её. Подумай об этом. Пой, лесной певец, не улетай! (22)

Пей чай и ешь йогурт. Чайник на плите. Бери свой стакан. Мешай сахар, пока чай тёплый. Потом поставь посуду в мойку и помой её. (24)

Скорей бери лейку и поливай огород. Стой! Не топчи урожай! Пожалей куст душистой мяты. Теперь отнеси лейку в сарай и иди отдыхай. (22)

Во дворе слышен собачий лай. Пойди, поиграй с собакой! Бросай мяч! Прыгай, Жучка! Жучка не поймала мяч. Он улетел в высокий репейник. (22)

Тексты с буквой Я

Перед Яной дивная картина. Эта цветочная поляна такая красивая! (9)

Яблоко упало с яблони. Семья рада. Сварим из яблок варенье. (10)

Ясное небо закрыли тучи. Молния пронзила темноту. Грянул гром. (9)

Гадюка - ядовитая змея. Её яд очень опасен для человека. (9)

Под яблоней прошмыгнула зеленая ящерица. Она спешит в ямку среди травы. (11)

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] .
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] .
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] .
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й"и].
    Ручьи → [руч"й"и] .
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударением а о и э у у о а э ы
без ударения а а и и у у о э, и э, и ы
в начале слова а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после гласных а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ь, ъ а о й"и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ж, ш, ц ы о ы ы у у о а э ы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой"эст] .
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] .
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з"д"элал] .
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон"т"ик] .
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] .
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] .
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а] .
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] .
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син"эва] .
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
    счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: