Чем отличается практика от стажировки? Порядок проведения стажировки персонала на рабочем месте, программа и сроки прохождения.

Изменения в федеральном законодательстве и требования ФГОС к кадровому обеспечению образовательных программ привели к актуальности организации стажировок педагогических работников для создания возможностей для представления и обмена педагогами инновационным педагогическим опытом, применяемыми образовательными и информационными технологиями.
Что же отличает стажировку от традиционных курсов повышения квалификации?
Во-первых, практико-ориентированный характер стажировки, подразумевающий замену лекций практическими формами организации обучения (экскурсиями, мастер-классами, обменом опытом на рабочем месте, наставничеством), выполнение должностных обязанностей либо решение профессиональных задач на рабочем месте, практические конференции, совещания, проекты. Любая стажировка включает самостоятельную теоретическую подготовку, а также индивидуальные задания практического (педагогического) или исследовательского характера.
Во-вторых, освоение современных технологий (педагогических, информационных, управленческих) на базе лучших образовательных практик. В современных условиях такими базами стажировки могут стать ресурсные центры, научно-образовательные консорциумы, образовательные, научные и иные организации, обладающие необходимым инновационным опытом по организации образовательного процесса и реализации современных технологий.
В-третьих, накопление профессионального опыта педагогов, которое эффективно происходит в процессе анализа собственных проблем педагогической деятельности, анализа достижений других специалистов, обмена профессиональным опытом, изучения передовых образцов педагогического и управленческого опыта деятельности, выделения ключевых факторов эффективного поведения и деятельности и развития профессионально важных качеств личности.
В-четвертых, стажировка имеет индивидуальный характер независимо от того, проходит ее педагог индивидуально или в группе слушателей. Каждая стажировка имеет индивидуальный план и индивидуальные задания, которые направлены на решение конкретных профессиональных задач совершенствования профессионального мастерства (профессионального развития) исследовательского либо прикладного характера.
Стажировку организуют на базе образовательных, научных и иных организаций, имеющих опыт инновационной деятельности и высокие результаты в том или ином направлении образовательной деятельности. Именно такие образовательные организации могут стать стажировочными площадками, организовать эффективное распространение и обмен передовым педагогическим опытом, демонстрировать результаты внедрения современных образовательных, воспитательных, информационных технологий.
Такие стажировки для педагогов разных категорий на базе стажировочных площадок уже два года работают в Московском городском педагогическом университете как в рамках традиционных курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и отдельно в процессе изучения той или иной образовательной программы.
Направленность стажировок различна - от разовых мероприятий по обмену педагогическим опытом (проблемных семинаров, мастер-классов), освоению курсов повышения квалификации с изучением опыта других педагогов и образовательных учреждений до проведения исследований и реализации проектов на базе собственной школы по итогам прохождения стажировки.
Все более популярной становится организация стажировок для школьных команд педагогов, позволяющих не только изучить инновационный опыт коллег, но и на основе коллективной рефлексии, творческого осознания этого опыта предложить программу изменений образовательного процесса своего образовательного учреждения. Таким, например, стал проект, реализуемый в МГПУ для школьных команд педагогов, по проблеме формирования метапредметных компетенций обучающихся, в рамках которого предусмотрены две стажировки - на базе передовых образовательных практик Москвы и в школах Финляндии, которые имеют высокие результаты в международных сравнительных исследованиях компетенций обучающихся.
Стажировку можно организовать либо по реализуемым вузом образовательным программам, либо создавать отдельно по заявкам педагогов и образовательных организаций. Сегодня в МГПУ создают совместно со стажировочными площадками оригинальные программы стажировок для распространения инновационного опыта в системе московского образования. Примерами такого сотрудничества в области стажировок стали:
подготовка педагогов для реализации программ международного бакалавриата - гимназия №1404 «Гамма» (директор - Н.Раюшкина);
реализация современных программ естественно-научного образования с использованием нанотехнологий и технологического предпринимательства - образовательные учреждения Школьной лиги Роснано;
использование современных информационных технологий в образовательном процессе и управлении образовательными организациями - лицей №1575 (директор - И.Боброва);
подготовка учителей технологического профиля - школа №293 (директор - А.Глозман);
исследовательская деятельность обучающихся (научно-технический профиль) - МУК №15 «Мещанский» (директор - В.Шалашов).
По результатам прохождения стажировки педагогам выдают документ о повышении квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы, аналогичный удостоверениям о повышении квалификации.
Если сегодня в МГПУ по программам стажировки обучают около 300 человек в год, то в ближайшем будущем многие педагоги будут участвовать в программах стажировки как наиболее востребованных для освоения практического опыта, для овладения инновационными методами и технологиями работы, для обсуждения и рефлексии педагогических идей.

Дмитрий МАХОТИН, заведующий кафедрой профессионального развития педагогических работников Института дополнительного образования

28.12.2015

Каждый, кто прошел через стены высшего учебного заведения в качестве студента, не понаслышке знаком с таким понятием, как практика. Без ее успешного прохождения в профильной сфере, как правило, получить диплом о высшем образовании не получится.

В свою очередь, выпускники институтов, которые не имеют за своими плечами ничего кроме учебных лет, принимаются на работу в качестве стажеров на время испытательного срока. Казалось бы, очень близкие понятия, главный принцип которых получить необходимый опыт работы.

Что такое практика?

Практика — это особый вид учебной работы, которая должна закрепить институтские знания в профильной сфере студента. Практика является необходимым элементом программы по образованию в ВУЗе. Практические навыки, студенты отрабатывают, как правило, на безвозмездной основе в реальной организации, которая является профильной относительно специальности обучающегося. Студенческая практика может быть учебной, производственной или же преддипломной.

Что такое стажировка?

В ходе стажировки, рабочий нарабатывает необходимый опыт и демонстрирует начальству собственную профпригодность для работы в штате на равных условиях. Стажировка может быть частью программы по повышению квалификации или получения дополнительного образования, однако чаще всего ВУЗ не имеет к стажировке студента никакого отношения. Продолжительность стажировки устанавливается по усмотрению работодателя в зависимости от целей, поставленных перед стажером.

Ранее, пояснялось, что практика является исключительно частью программы обучения ВУЗа. Соответственно, ее проходят все студенты в обязательном порядке. Кроме того, прохождение практики возможно только в той сфере и должности, которая связана напрямую со специализацией, получаемой в учебном заведении. Нельзя учиться на менеджера по туризму и пойти практиковаться в юридическую компанию. Практическая деятельность дает возможность реализовать те теоретические знания, которые были получены в стенах ВУЗа.

Как студенты попадают на практику? Чаще всего, их направляют от лица учебного заведения в конкретную организацию, с которой ВУЗ заключил соглашение. Практические занятия могут выпадать на время учебных семестров параллельно с посещением лекций или же выделены специальным блоком в ходе обучения. Однако самое главное, что практика не выпадает на время каникул.

Также студенты могут самостоятельно договориться о практике в понравившемся месте. В этом случае он заключает договор по установленной университетом форме. Продолжительность практики строго регламентирована и определяется образовательной программой. Сама суть и структура практики также строго оговаривается вне зависимости, где ее проходит студент.

После практической деятельности необходимо подвести итоги и представить их в качестве отчета, за который выставляется оценка. Работодатель пишет свои наблюдения и рекомендации относительно деятельности студента.

В свою очередь, стажировка чаще всего является действием инициативным, а не по наставлению преподавателей. Стажировка является возможностью показать свою профпригодность начальству, она может проходить даже на конкурсной основе, по итогам которой выбирается лучший из претендентов. Стажироваться можно не только на должность, которая соответствует вузовской специализации. Вполне возможно, что человек имеет образование медика, а работать устраивается в компанию по аренде недвижимости, просто потому что это финансово выгоднее. Естественно, у практикантов такой возможности нет.

Вообще, понятие стажировки не относится исключительно к выпускникам ВУЗов. Стажироваться также могут опытные работники, которые решают переквалифицироваться или пойти вверх по карьерной лестнице. Регулярная стажировка и так называемая «прокачка» своих навыков ведет не только к получению более высокой должности, но и росту заработной платы. Если в результате практической деятельности, студенты чаще всего не могут рассчитывать на материальную награду, то стажировка, как правило, является делом оплачиваемым. По итогам стажировки работник либо получает желаемое вакантное место и повышение зарплаты, или же встречает неприятный отказ от начальства.

Особенности практики и стажировки

Практика:

  • Является неотъемлемым элементом обязательной программы учебного заведения.
  • Студент направляется по указу ВУЗа в конкретную организацию.
  • Как правило, не имеет материального вознаграждения.
  • Главная цель — закрепить теоретические знания на практике.
  • Должна быть исключительно в рамках получаемой специализации.
  • Срок и время проведения определяется учебной программой.

Стажировка:

  • Стажировка назначается при устройстве на работу и является личной инициативой работника.
  • Чаще всего не подкрепляется подписанием каких-либо соглашений.
  • В большинстве случаев оплачивается работодателем.
  • Цель — демонстрация профпригодности и получение в итоге желаемой должности.
  • Образование работника может не быть профильным относительно деятельности компании.
  • Сроки определяет в индивидуальном порядке работодатель в зависимости от производственной необходимости.

Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.

Нам часто задают вопросы, чем отличается практика от стажировки.

Мы провели сравнительный анализ, чтобы помочь вам разобраться и сделать правильный выбор.

Что это такое?

Практика / Обязательный вид учебных занятий, ориентированных на профессионально-практическую подготовку студента. Проводится в целях приобретения практических навыков работы, углубления и закрепления знаний, полученных в процессе обучения, а также сбора, систематизации, обобщения материалов для подготовки выпускной квалификационной работы.

Стажировка / Собственная инициатива получить возможность увидеть компанию изнутри, понять, какими ценностями она живет, как работает ее бизнес, применить свои знания на практике и попробовать свои силы в разнообразных проектах.

Когда можно пойти?

Сколько времени займет?

Практика / Как правило, продолжительность практики составляет от 6 до 10 недель, и зависит это от направления и профиля подготовки. Рабочее время занимает 8 часов, поскольку во время прохождения практики занятия в Университете не предусмотрены.

Стажировка / Длительность стажировок – в среднем 2-3 месяца. Стандартная продолжительность стажерских программ – от 1 месяца до года. Стажировка может быть либо с полной, либо с частичной занятостью – это зависит от конкретной программы стажировки и возможностей компании. В основном компании набирают студентов на лето, чтобы они могли полноценно работать без ущерба для учебы.

Как найти для себя вариант?

Практика / Финансовый университет заключает договоры с государственными организациями, российскими и международными компаниями и банками на проведение практики студентов. Вы также можете выбрать организацию не из числа компаний – партнеров Университета и заключить индивидуальный договор по форме, установленной в Университете. В Управлении планирования и развития карьеры вам окажут содействие в выборе места для прохождения практики и расскажут, какие документы необходимо подготовить после окончания практики.

Стажировка / На сайте Управления планирования и развития карьеры в разделе «Стажировки» постоянно появляются актуальные предложения от работодателей. Также рекомендуем активно посещать корпоративные сайты компаний, анализировать информацию о карьерных возможностях на кадровых порталах.

Что я буду делать?

Практика / Цели и задачи практики определяются программой практики, разработанной в соответствии с направлением и профилем подготовки.

Стажировка / Выполнять задания, предусмотренные программой стажировки или вашим куратором в компании. Задания могут касаться как профессиональных областей – составления планов, аналитики, работы с клиентами, подготовки отчетов и пр., так и административной работы.

Могу ли я заработать?

Практика / Как правило, практика не предполагает материального вознаграждения, только в том случае, если совместите с оплачиваемой стажировкой.

Стажировка / Да, бывают оплачиваемые стажировки.

P . S . Практику и стажировку стоит рассматривать как обучение и возможность применить свои знания на практике, а не как способ заработать деньги, ведь вы получаете ценные навыки, с которыми в дальнейшем сможете успешно трудоустроится. Практика или стажировка довольно часто становятся началом профессионального пути для молодого специалиста.

Какие гарантии трудоустройства?

Практика / Практика, как правило, не предусматривает последующего трудоустройства. Возможность обосноваться в компании в качестве сотрудника зависит от вашей инициативы и умения себя зарекомендовать.

Стажировка / Как правило, логическим завершением стажировки является отбор лучших кандидатов для трудоустройства в компанию. В этом случае, важна ваша готовность уделять компании от 20 до 40 рабочих часов в неделю.

P . S . Нужно понимать: какими бы вы великолепными знаниями не обладали и каких бы блестящих результатов не достигли, дорога в штат компании открывается только при наличии вакансии.

Текст: Управление планирования и

развития карьеры Финансового университета

Чем отличается практика студентов от стажировки? В каких нормативных документах зафиксированы эти понятия? Одни компании приглашают на стажировку студентов, обещая им возможность подзаработать, другие приглашают на стажировку, имея в виду бесплатные рабочие руки.

Если стажировка - апельсин, то практика - это долька апельсина...

«Таня, чем отличается практика студентов от стажировки?» спросил меня однажды шеф. Действительно, чем отличается? Одни компании приглашают на стажировку студентов, обещая им возможность подзаработать, другие приглашают на стажировку, имея в виду бесплатное прохождение практики. Вы не найдете «стажировку» в Законе об образовании, а вот понятие «практика» там раскрыто. Расследование привело меня к четырем нормативным документам: Закону «Об образовании в РФ», Порядку обучения по дополнительным профессиональным программам и Положениям о практике в колледжах и вузах.

Практика - вид учебной деятельности, часть образовательной программы, а стажировка - форма образования (самостоятельная программа обучения, в которую входит такой вид учебной деятельности, как практика). На практике мы предоставляем возможность студентам отработать навыки для ведения профессиональной деятельности, а на стажировке обучаем под конкретную должность, которую обучающийся займет впоследствии. (Мы же с вами знаем, что на одной должности сотрудник может совмещать несколько профессий или напротив реализовывать узкое направление одной?)

Продолжительность и план практики «пишут» учебные заведения на основании ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), продолжительность и план стажировки устанавливает «заказчик» (работодатель), исходя из собственных задач. Обычно практика рассчитывается образовательными учреждениями на месяц и разделена на учебную, производственную, преддипломную. Однако по нормативным актам все виды практики могут быть объединены, могут быть равномерно распределены в течении всего учебного года. И самое главное. Практика основана на принципе долженствования, её невозможно обойти в рамках образовательной программы. Стажировка - дело добровольное.

Иногда учебные заведения и работодатели объединяются и подстраивают внутренние правила под общее дело. В таком случае практика студентов перерастает в формат стажировки. В этом тандеме все стороны только выигрывают. Работодатель получает «заточенного» под него специалиста, вузы/ссузы реализуют действительно практико-ориентированное обучение, о котором так много говорят, студенты приобретают актуальные практические умения и надежду на реальное трудоустройство.

В таблице представлены отличительные признаки практики и стажировки на основании нормативных документов.

Практика

Стажировка

Понятие

Вид учебной деятельности

Форма реализации дополнительной профессиональной программы

Цель

Формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций

Изучение передового опыта, в том числе зарубежного,

Закрепление теоретических знаний,

Приобретение практических навыков и умений

Цель программы

Не является отдельной программой.

Повышение квалификации: совершенствование компетенций, получение новой компетенции для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Профессиональная переподготовка: получение компетенции необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Конечный результат

Ведение профессиональной деятельности

Исполнение должностных обязанностей

Метод обучения

Выполнение определенных видов работ, связанных с будущей профессией

Самостоятельная работа с учебными изданиями;

Приобретение профессиональных и организаторских навыков;

Изучение организации и технологии производства, работ;

Непосредственное участие в планировании работы организации;

Работа с технической, нормативной и другой документацией;

Выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

Участие в совещаниях, деловых встречах.

Продолжительность

Устанавливается ФГОС, учебным планом

Устанавливается организацией самостоятельно, исходя из задач стажировки. Не менее 16 часов (двух рабочих дней).

Учебные задачи

Формулирует руководитель практики в соответствии с рабочей учебной программой

Формулирует «заказчик»

Документ

Не выдается

Выдается диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации (если у организации имеется лицензия на право ведения образовательной деятельности)

Правовые отношения

Договор о практике

Договор об образовании (об обучении)

Отличительные признаки стажировки, как формы обучения:

Таким образом, в системе образования стажировка - одна из форм дополнительного профессионального образования.

Практическое обучение представляет собой разновидность обучения во время работы для «белых воротничков» и прочих лиц, пытающихся сделать профессиональную карьеру. И хотя практиканты - это, как правило, студенты колледжей или университетов, иногда ими становятся выпускники школ или аспиранты. В некоторых случаях ряды практикантов пополняют учащиеся средних и младших классов. В ряде стран вместо слова «практика» для школьников используют термин «рабочий опыт». Практика может быть оплачиваемой или неоплачиваемой, в большинстве случаев практиканты рассматривают период стажировки как временную работу.

В общем и целом практика - это предоставление услуг со стороны студента в обмен на получение опыта в определенной организации. Студенты также используют практику как способ, позволяющий определиться, представляет ли для них интерес работа в определенной сфере либо же для налаживания связей. Некоторые стажеры находят себе постоянную оплачиваемую работу в компаниях, в которых они проходили практику. В свою очередь, для работодателя преимущество состоит в том, что человеку, получившему определенный опыт, требуется совсем немного или вовсе не требуется дополнительной подготовки, чтобы работать в качестве постоянного сотрудника. Однако нет гарантии, что стажер получит работу по окончании стажерской программы.

Виды стажировки

Стажировка присутствует в широком количестве индустрий. Производственная практика бывает оплачиваемой, частично оплачиваемой (в форме стипендий) или неоплачиваемой. Оплачиваемая практика - частое явление в таких областях, как медицина, архитектура, наука, инженерия, юриспруденция, бизнес (в особенности бухгалтерия и финансы). В некоммерческих благотворительных организациях и исследовательских центрах зачастую присутствуют неоплачиваемые волонтерские должности. Стажировка может быть частичной или полной. Обычная практика длится в течение 6–12 недель, но может быть короче или длиннее, в зависимости от конкретной компании. В США существует два типа начальных производственных стажировок. Стажировка для получения опыта работы. Чаще всего период практики начинается на втором или третьем году об- учения в каком-нибудь учебном заведении. Этот период длится от двух месяцев до одного полного года. В течение этого времени от студента ожидают практического применения знаний, которые он получает в вузе.

Исследовательская практика (выпускная), или диссертационная. Такую разновидность практики проходят студенты последнего курса, и она предусматривает осуществление студентом исследования для своей компании. Практикант, к примеру, может работать над определенным аспектом, который руководство компании хочет улучшить, либо же ему может быть предложена определенная тема для исследования. Результаты исследования излагаются в докладе и затем представляются общественности. По причине жесткого трудового законодательства европейские стажировки обычно не оплачиваются, но среди других стран они пользуются большой популярностью. Еще одной разновидностью, получившей распространение в последние годы, является виртуальная практика: практикант работает удаленно, без привязки к офису. Виртуальная практика предполагает возможность получения необходимого результата без физического присутствия на работе. Обычно для этого используются соответствующие инструменты: телефон, e-mail, веб-коммуникаторы. Зачастую стажеры работают по индивидуальному графику.

Существуют компании, которые за определенную плату подыскивают студентам место для стажировки. Представители таких компаний обещают вернуть деньги в случае, если рабочее место найдено не будет. Программы этих компаний имеют существенные отличия, некоторые обещают трудоустройство в известных организациях, проживание в другом городе, поддержку на протяжении лета, организацию досуга, а иногда еще и стипендию. Еще одна форма оплаты практики - посредством благотворительных аукционов. В некоторых случаях компании организовывали стажировки только для помощи благотворительным организациям. Есть мнение, что участниками оплачиваемых программ могут стать только студенты из обеспеченных семей. Руководители отдельных компаний заявляют, что «среднестатистический студент принадлежат к мидл-классу, и его родителям приходится «глубоко копать», чтобы найти средства для оплаты практики. Некоторые компании целенаправленно обеспечивают стипендии и гранты для людей из малообеспеченных слоев населения. Критики осуждают распространенные ситуации, когда высокие оценки ставятся только после прохождения неоплачиваемой стажировки.

В зависимости от конкретной ситуации подобное явление может расцениваться как неэтичное, поскольку единственное, чем компенсируется труд студента, - это оценки. Даже если учебные заведения не требуют проходить практику в обмен на получение оценок, руководители некоторых компа- ний совершают давление на администрацию вузов, лоббируя свои интересы. Юридические нормы, касающиеся стажировки и, собственно, процесса ее прохождения, существенно разнятся в зависимости от региона и страны.

Бразилия

Практику в Бразилии называют estágios (буквально «стажировка»). Существует «закон о стажировке». Согласно этому закону компании должны платить практикантам месячную зарплату, хотя некоторые стажировки не оплачиваются.

Канада

В Канаде университеты проводят программы, так называемые «Co-ops». Чаще всего на конкурсной основе студентам приходится соревноваться за право прохождения стажировки, потому как количество мест ограничено. Практика, обычная продолжительность которой составляет четыре месяца, длится во время летних каникул либо в период учебного года. И хотя некоторые стажировки не оплачиваются (в частности, в медиасфере, PR-агентствах), многие канадские организации предлагают студентам плату. Не всегда практикантам предоставляются начальные должности, порой они получают среднеуровневые должности. К примеру, в провинции Онтарио оплачиваемые практики доступны иммигрантам с широким зарубежным опытом, но не имеющим такового опыта в Канаде. Сложно оценить то, насколько в Канаде распространена система неоплачиваемых стажировок. Отчасти из- за того, что нет письменных указаний касательно производственных практик. Уровень минимальной заработной платы определяется законодательно на уровне каждой отдельно взятой провинции. В Онтарио существует шестибалльный тест, призванный установить отсутствие трудовых отношений между работодателем и служащим.

1. Подготовка должна быть схожей с той, которую проходят в школах производственного обучения. 2. Подготовка должна приносить пользу практиканту. 3. Лицо, предоставляющее возможность обучения, если и получает, то весьма незначительную выгоду от активности практиканта во время обучения. 4. Практикант не получает права стать служащим в компании лица, предоставляющего стажировку. 5. Практиканту сообщается, что он или она не полу- чит компенсации за время, потраченное на подготовку. И прочее.

Соединенные Штаты

Студенты американских вузов часто выбирают стажировки в зависимости от профильного предмета. Порой бывшие практиканты, получив достаточный опыт, становятся полноправными служащими компании, в которой практиковались. Условия высокой конкуренции, присутствующие на рынке, обязывают студентов получать опыт работы еще до окончания вузов. Не все стажировки оплачиваются. Многие неоплачиваемые практики предусматривают наличие хороших отметок. Власти Соединенных Штатов предоставляют работодателю возможность не платить студенту, если не выполняются следующие условия.

1. Даже в том случае, если практика предусматривает выполнение фактических производственных операций в комплексах работодателя, такая работа должна быть сходной с той, которую проходят в школах производственного обучения. 2. Подготовка должна приносить пользу практиканту. 3. Практиканты не должны становиться заменой обычным служащим, но работать под их контролем. 4. Работодатель, который предоставляет практику, не получает моментальной выгоды от активности практиканта. 5. Прохождение практики не является непременным условием получения работы по окончании стажировки. 6. Работодатель и практикант должны осознавать, что практика не предусматривает получения зарплаты. И т.д. Законы отдельных штатов, регулирующие данный вопрос, имеют определенные отличия. К примеру, в Калифорнии работодатель обязан платить практикантам, работающим на территории штата, в том случае, если они не получают стипендию.

Индия

В Индии студенты часто выбирают стажировку в зависимости от изучаемых в университете профильных дисциплин. Студенты часто используют практику, чтобы получить необходимые сведения и побольше узнать о конкретной работе.

Малайзия

Некоторые курсы, предлагающиеся в общественных университетах Малайзии, пред- усматривают, что студент должен участвовать в профессиональной подготовке на протяжении как минимум десяти недель. В частности, такая ситуация наблюдается в инженерии и архитектуре. Однако этот период может длиться от десяти до шести недель.

Нигерия

Интернатура в Нигерии носит название S.I.W.E.S, или IT (производственная подготовка). Практика для студентов третьего курса обучения обычно длится 6 месяцев, студенты четвертого курса проходят практику в течение 5 месяцев. Студенты, изучающие ветеринарную медицину, как правило, практикуются в период перерыва между семестрами. Таким образом ситуация обстоит в университете Ahmadu Bello University, Zaria, как, впрочем, и в других университетах, с минимальными отличиями.

Новая Зеландия

В Новой Зеландии существует ряд университетов, в которых студенты могут проходить практику во время обучения. Для студентов, изучающих туризм и гостиничный бизнес, прохождение практики является обязательным условием получения диплома. В большинстве случаев стажировка оплачивается работодателем. Студенты, изучающие психологию в образователь- ных учреждениях Новой Зеландии, должны пройти один год практики (к примеру, в университете Massey University выпускники, получившие диплом по специальности «образовательная психология», получают распределение от Министерства образования). Осуществляется поддержка от различных программ, к примеру Ministry of Education Study Awards (программа поддержки стажеров). Финансирование предоставляется на конкурсной основе: в 2013 году такой грант (15 тысяч новозеландских долларов) получили 10 человек.

Германия

Как и в большинстве других стран, здесь основная масса студентов проходит практическое об- учение (практикум) в период между четвертым и пятым семестром. В Германии распространена последипломная практика, длящаяся от 6 до 7 месяцев.

Дания

Неоплачиваемая интернатура в Дании недопустима. Весьма распространенным явлением в датских университетах является выдача студентам направлений на так называемые «бесплатные рабочие места»: практикант получает пособие во время практического обучения, длящегося обычно три месяца. Профсоюзные объединения осуществляют тщательный контроль за такой разновидностью работы, поэтому прием на работу практикантов не влечет за собой потерю оплачиваемого рабочего места. Студенты/граждане EEA/EU могут свободно перемещаться и проживать на территории Дании, в соответствии с правилами ЕС. Если пребывание в стране превышает три месяца, тогда студенту необходимо подать заявку в региональную правительственную администрацию. Особые правила предусмотрены для студентов из стран, не являющихся членами ЕС. Студент из такой страны должен быть в возрасте от 18 до 34 лет (исключение - студенты-медики). Помимо прочего, существуют специальные нормы для студентов, специализирующихся в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение и архитектура.

Франция

Во французских университетах практика носит название stages. Здесь студенты проходят практику на третьем и четвертом годах обучения. Продолжительность стажировок составляет от 2 до 6 месяцев. С 1 января 2012 года в трудовом законодательстве Франции появилось положение, согласно которому каждому практиканту, проходящему практику в течение двух месяцев и более, должны платить 436,05 евро в месяц. В последнее время получила распространение практика, которую проходят выпускники по окончании вузов. Также широкой популярностью пользуются стажировки для студентов из других стран. Главная цель, которую ставят перед собой иностранные практиканты, находящиеся во Франции, - выучить язык. Управляющие французских компаний поощряют служащих-полиглотов. Австралия Стажировки в Австралии часто называют «рабочим опытом», если практикантами являются учащиеся старших классов школ, и «производственным опытом», если практиканты - студенты университетов. В некоторых отраслях, например в инженерии, требуется минимальный практический опыт (обычно 12 недель), для того чтобы получить профессиональную аккредитацию от ведомства «Инженеры Австралии», регулирующего вопросы, относящиеся к этой индустрии. Неоплачиваемые практики разрешены «Законом о честной работе», разработанным в 2009 году. Существуют определенные критерии, использующиеся для того, чтобы установить, соответствует ли стажировка юридическим нормам: критерий полезности практики для стажера, коммерческая выгода для компании, период прохождения.

Нидерланды

В Нидерландах практику во время обучения называют так же, как и во Франции, - stage. Она длится от 3 до 9 месяцев. Компании не обязаны платить студенту, и порой небольшие предприятия не предоставляют практикантам плату. Стандартная компенсация стажерам в Нидерландах составляет порядка 300 евро в месяц, объем зарплаты зависит от образовательного уровня и, не в меньшей степени, от великодушия работодателя.

Италия

Болонская система, использующаяся в Италии, предусматривает обязательное прохождение практики (называющейся stage на французский манер) почти для всех студентов-бакалавров и магистров (в особенности для учащихся технических и экономических факультетов). Цель болонского процесса - уменьшить разницу между требованиями компаний и знаниями (зачастую только лишь теоретическими), которые предоставляют итальянские университеты. Однако по той причине, что учащиеся вузов обычно проходят практику в университетах (также следует учесть то обстоятельство, что студентам-стажерам крайне редко предоставляется возможность должной профессиональной подготовки), такие стажировки чаще всего вовсе не рассматриваются как реальный опыт работы. Таким образом, почти всем студентам, надеющимся получить необходимую профессиональную подготовку и потенциальную работу в определенной или смежной сфере, приходится проходить повторную практику по окончании учебного заведения. Стандартный период в Италии составляет до 6 месяцев, однако этот период может быть пролонгирован еще на полгода. Стажировки в итальянских компаниях бывают как оплачиваемые, так и неоплачиваемые. Практиканты, которые не пишут письменные работы, обычно не получают денег за практику. Почти все выпускные стажировки оплачиваются, но сумма вознаграждения обычно довольно низкая: в пре- делах 600 долларов (четвертая часть зарплаты молодого специалиста, недавно принятого на работу по окончании университета), без дополнительных бенефитов, за исключением разве что ланча и нескольких дней, которые практикант может пропустить по болезни/во время от- пуска. Сложившимся положением вещей обусловлено распространенное в студенческой среде мнение о том, что управляющие компании принимают на работу практикантов лишь для того, чтобы на них сэкономить, не предлагают должного уровня заработной платы, подготовки, не нанимают их по окончании стажировки, даже несмотря на то, что практиканты могут зарекомендовать себя в качестве продуктивных и способных к быстрому обучению исполнителей. Другими словами, подавляющему большинству выпускников итальянских вузов приходится тратить год или даже два на поиск достойного места работы (в некоторых случаях в такой ситуации оказываются и люди, окончившие магистратуру). Это еще одна причина, по которой итальянцы сравнительно поздно оставляют родительские дома и живут с родителями порой и в 30-летнем возрасте. Чтобы получить возможность стажироваться, выпускники должны пройти ряд собеседований, иногда они проводятся не в тех городах, где выпускники учились.

Испания

В Испании прохождение практики во время обучения не является распространенным явлением. «Настоящий» практический опыт испанские студенты получают только по окончании вузов. Но некоторые испанские компании предоставляют студентам возможность практиковаться, в подавляющем большинстве случаев студентам из других европейских стран. Часто студенты изъявляют желание учить испанский. Приемлемая сумма компенсации за практику составляет 500 евро в месяц. Для поиска стажировки может понадобиться специализирующаяся в этом направлении компания, так как установить непосредственный контакт с работодателями в Испании не так-то просто. Компенсация регулируется во многих университетах, начиная со ставки 6 евро/час. Учитывая такие ставки, работодатели могут использовать неоплачиваемые стажировки для получения бесплатной рабочей силы.

Великобритания

На Британских островах распространена неоплачиваемая практика для студентов. Студенты могут проходить практическую подготовку во время летних каникул. Университетский персонал предоставляет учащимся возможность самостоятельного поиска работодателей. Некоторые студенты предпочитают договариваться о прохождении годичной практики, так называемого sandwich placements’ («сэндвича»), между предпоследним и последним годом обучения в вузе. Некоторые университеты и работодатели проводят ярмарки вакансий и выставки, чтобы привлечь студентов и познакомить их с потенциальной работой. В современных условиях рынка труда студенты, прошедшие практику, более предпочтительны для работодателей. Согласно результатам некоторых исследований, у таких студентов более высокая квалификация, нежели у коллег, не имеющих подобного опыта. Некоторые иностранные студенты могут рассматривать практику как возможность знакомства с британской трудовой системой. Такие организации, как Конгресс профсоюзных объединений и Intern Aware, пытаются добиться изменений существующей системы стажировок с целью повышения правосознания в студенческом сообществе, в частности, для того, чтобы рассказать о правах студентов, в особенности что касается минимальной заработной платы и оплачиваемых выходных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: