Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения

Предикативность как основное грамматическое значение предложения

Соотношение разных сторон устройства предложения

В) коммуникативная организация предложения.

Предложение как основная единица синтаксиса. Аспекты изучения предложения

План

Предложение как основная синтаксическая единица. Аспекты изучения предложения

Лекции 6-8

Схема анализа словосочетания

Выделите из текста словосочетания и отдельно сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.

I. Начальная форма словосочетания (по начальной форме стержневого слова).

II. Синтаксические отношения между словами (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, восполняющие, комплексные).

III. Структурный тип и структурная схема (способ выражения стержневого и зависимого слова).

IV. Тип по спаянности компонентов (свободное/несвободное: синтаксически несвободное, фразеологически связанное).

V. Вид и разновидности подчинительной связи:

1) вид связи: согласование, управление, примыкание;

2) способ выражения зависимого слова;

3) способ выражения стержневого слова;

4) степень связи: сильная, слабая;

5) средства связи: предлоги, союзы, форма зависимого слова, интонация;

6) порядок компонентов: прямой, обратный.


2. Формальная, коммуникативная и смысловая организация предложения:

А) формальная организация предложения;

Б) смысловая организация предложения;

5. Грамматические средства выражения предикативности:

Предложение - это основная единица синтаксиса. Это главное средство выражения и сообщения мысли. Основная функция предложения в языке - это коммуникативная функция.

Предложение соотносительно с логическим суждением, но не тождественно ему. Каждое суждение выражается в форме предложения, но не каждое предложение является суждением.

Понятие предложения в академических грамматиках и в вузовских учебниках

1. Академик Алексей Александрович Шахматов: «Предложение - это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое и служащая для словесного выражения единицы мышления».

2. Академик Виктор Владимирович Виноградов: «Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

3. «Грамматика-70»: «Простое предложение - это самостоятельная синтаксическая единица сообщения, грамматическим значением которой является предикативность, а формой - минимальная структурная схема, с принадлежащей ей системой собственно грамматических средств для выражения синтаксических времен и наклонения.


4. Предложение - минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. (Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М. А. Теленкова «Современный русский язык»)

Учение о предложении занимает такое положение в синтаксической теории уже давно, со времени появления-первых теоретических синтаксических трудов (в России с конца XVIII - начала XIX вв.). Но понимание предложения за это время существенно изменилось.

История русского синтаксиса знает несколько теорий предложения.

1) Определение предложения через логику.

Представителем этого направления был Фёдор Иванович Буслаев. Он определял предложение как суждение, выраженное словами. Он считал, что все логические связи и категории находят свое отражение в языке.

2) Определение предложения в психологическом плане .

Представитель второго направления Александр Афанасьевич Потебня отвергал представление о предложении как об эквиваленте логического суждения и утверждал, что предложение есть выражение в словах психологического суждения. Основным признаком предложения А.А.Потебня считал наличие в нем глагола в личной форме.

3) Формально-грамматический аспект изучения предложе ния.

Основоположник его Филипп Фёдорович Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания.

Цель лекции: познакомить с грамматическими признаками и грамматическими категориями предложения.

1. Коммуникативная сущность предложения. Основные признаки предложения: грамматическая организованность; интонационная оформленность; семантическая завершенность; предикативность (отношения содержания высказывания к действительности).

Предложение является основной единицей синтаксиса, так как именно предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: познавательная или экспрессивная (язык как орудие, инструмент мышления) и коммуникативная (язык как средство общения). Предложение – главное средство выражения и сообщения мысли.

Науке о языке известны принципиально различные подходы к изучению предложения как синтаксической единицы. Коллекция определений предложения перевалила за 1000. Однако, в конечном счете, имеющиеся определения предложения как синтаксической единицы допускают обобщение.

Так, существуют определения, в основе которых лежит ориентация на внеязыковую действительность (экстралингвистический подход). Также существуют определения, которые отличает ориентация на собственно лингвистические факторы (лингвистический подход).

Типы определений предложения:

1. Определения, в основе которых лежат экстралингвистические факторы.

Представитель логико-грамматического направления в языкознании Ф.М. Буслаев определял предложение как суждение, выраженное в сознании (ориентация на внеязыковую действительность. А.А.Потебня. полагал, что предложение не может определяться через суждение, потому что языки специфичны, оригинальны, это категория историческая. А.А.Потебня прибегал к ярким сравнениям: "Определять предложение через суждение – это то же самое, если бы кто-нибудь определил великого Сократа, что Сократ – человеческая особь".

2. Определения, в основе которых лежат лингвистические (языковые) факторы.

А.А. Потебня в своих поисках адекватного определения предложения обратился к сугубо лингвистическим основаниям. Самым главным моментом для него было то, что предложение состоит из частей речи, то есть обобщенных классов слов. Для А.А. Потебни предложение – это синтаксическая единица со спрягаемым глаголом (verbum finitum).

3. Комплексные определения предложения, отражающие многоаспектную.

В.В. Виноградов искал пути преодоления указанных недостатков в подходах к новому определению предложения. Он сумел преодолеть односторонность каждого из прежних типов определений, включив в определение предложения как экстралингвистические, так и собственно лингвистические факторы.

Для того чтобы высказывание состоялось, нужен субъект, лицо говорящее, который это высказывание создаст. Экстралингвистическая ориентация – самая существенная первичная подоплека предложения. Поэтому в определении предложения должна существовать опора на эту объективную окружающую действительность. До мышления – действительность. Понимая необходимость ориентации на экстралингвистический фактор, В.В. Виноградов доходит до конкретной действительности.

Вторая часть его определения ориентирована на собственно лингвистические факторы. Ученый разглядел в предложении такую категорию, как предикативность, которая отражают позицию говорящего по отношению к тому, о чем в предложении сообщается. Обычно это делается при помощи глагола – через морфологические категории лица, времени, наклонения. Предикативность предложения (отношение высказывания к действительности) формируется в синтаксических категориях модальности, синтаксического времени и синтаксического лица.

В.В.Виноградов дал такое определение предложению: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Из этого определения следует, что главными признаками предложения являются:

1. Грамматическая организованность;

2. Интонационная оформленность;

3. Смысловая завершенность;

4. Предикативность.

1. Грамматическая организованность.

В каждом предложении есть главные члены и могут быть второстепенные члены, между которыми устанавливается определенный вид синтаксической связи: предикативная, подчинительная, сочинительная, полупредикативная и др. Допускаются также отдельные типы осложнения простого предложения: однородные члены, обособленные члены, обращение, вводные и вставные конструкции.

2. Интонационная оформленность.

Каждое предложение интонационно завершено и отделяется от другого предложения разделительной паузой. Роль интонационной оформленности как обязательного формального признака предложения наглядно выявляется при сравнении просто слов и слов-предложений. Любое слово может стать предложением при произнесении его с предикативной интонацией. Интонация законченности как раз и служит показателем предикативности.

3. Смысловая завершенность.

Всякое предложение заключает в себе относительно завершенную мысль.

4. Предикативность.

Предложение обладает грамматическим значением, которое выражается в предикативности. По В.В. Виноградову, предикативность – это соотнесенность высказывания с объективной действительностью, формализованная в синтаксических категориях модальности, синтаксического времени и синтаксического лица.

Если предикативность – грамматическое значение предложения, то в языке должны быть средства, выражающие это значение. К числу синтаксических категорий, выражающих значение предикативности, относятся категории модальности (синтаксического наклонения), темпоральности (синтаксического времени) и персональности (синтаксического лица).

Синтаксическая модальность – это оценка высказывания с точки зрения реальности/ ирреальности. Реальность – соответствие действительности, выраженное синтаксическими средствами. Ирреальность – несоответствие действительности, представление высказывания как желаемого, требуемого говорящим. Значение реальности/ ирреальности в предложении на глагольные формы наклонения. Ср.: Я помню чудное мгновенье (объективная реальная модальность, выражена личной формой глагола изъявительного наклонения). Я волком бы выгрыз бюрократизм (объективная ирреальная модальность, выражена личной формой глагола сослагательного наклонения).

Субъективная модальность выражается модальными словами, модальными предикативами, прилагательными, существительными с модальной семантикой и др. Н-р, Видимо, идет снег (объективная реальная модальность выражена личной формой глагола изъявительного наклонения, субъективная модальность – модальным словом «видимо»).

Синтаксическое время предложения чаще всего совпадает с морфологической категорией времени глагола – на глаголы изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени.

Однако в предложении может и не быть глагола, и, тем не менее, предложение всегда обладает синтаксической категорией времени.

Синтаксическое время может быть выражено не только предложениями с личными формами глагола, но и самой структурой предложения (н-р, Зима.), обстоятельственными словами с временной семантикой (н-р, словами вчера, сегодня, завтра и под.), нулевыми глагольными связками, которые нулевыми могут быть только в настоящем времени (н-р, Брат – студент), семантикой предложения, т.е. контекстом (ср.: Поднять флаг. Зашел бы с другом – синтаксическое будущее время).

Синтаксическое лицо тоже опирается на морфологическое лицо, которым обладают личные местоимения и глаголы изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, повелительного наклонения (глаголы прошедшего времени и сослагательного наклонения не имеют морфологической категории лица в силу происхождения и образования). Синтаксическое лицо может быть выражено структурой предложения (н-р, Зима. – настоящее синтаксическое время; Смеркалось. – 3 синтаксическое лицо, безличное значение; Набежали – 3 синтаксическое лицо, неопределенно-личное значение).

3. Понятие синтаксической связи и ее разновидности.

Синтаксические единицы состоят, как правило, из нескольких компонентов. Однокомпонентными могут быть только предложения. Компоненты синтаксических единиц находятся друг с другом в определенных смысловых связях – синтаксических отношениях, которые формально выявлены синтаксической связью.

Синтаксическая связь – это формальные, строевые отношения между компонентами синтаксических единиц. В составе синтаксических единиц синтаксической связью объединяются компоненты разной природы:

1. Слово + форма слова (н-р, выписать газету);

2. Форма слова + форма слова (н-р, сад цветет);

3. Простое предложение + простое предложение и т.д.

В предложении основной вид связи – предикативная. Это связь между главными членами предложения, взаимонаправленная связь В предложении частотны подчинительная и сочинительная виды связи.

Сопоставительная характеристика сочинительной и подчинительной

Сочинительная связь Подчинительная связь

Связь грамматически равноправ-ных Связь грамматически неравно-

компонентов, двусторонняя. правных компонентов, односто-

ронняя, есть главное и зависимое

Компоненты однофункциональны Компоненты разнофункциональны

Встречается между однородными Встречается в словосочетаниях, в

членами предложения, в слож- сложноподчиненных предложе-ниях,

носочиненных предложениях, меж- между главной и прида-точной час-

ду однородными придаточными в тями.

сложноподчиненных предложе-ниях.

Средства выражения – не выражает- Выражается формами слов, предло-

ся формами слов, только сочини- гами в словосочетаниях, в сложно-

тельными союзами подчиненных предложениях – под-

чинительными союзами и союзными

Может быть открытой и закрытой Всегда закрытая

Другие виды синтаксической связи в предложении:

1. Связь свободного присоединения или свободного отношения (детерминантная). Внешне она схожа с примыканием, но отличается от нее неприсловным характером. Словоформа распространяет предложение в целом. Н-р, Под старость / жизнь такая гадость.

2. Присоединительная, тоже предложенческая, не наблюдается на уровне связи слов. Это связь вторичная, элементы высказывания возникают в сознании не сразу, а лишь после того, как высказана основная мысль. Характеризуется интонационным и синтаксическим разрывом с основным высказыванием. Н-р, Два таких журнала поступили – и в один день.

3. Аппликативная (термин Распопова) или полупредикативная связь. Возникает при осложненности предложения обособленными членами на стыке, графически обозначаемом запятой. Н-р, Шли по улице,/ ведущей в центр деревни.

4. Пояснительная связь (маркирована союзами а именно, как-то) и всегда постпозитивна по отношению к поясняемой части в силу своего пояснительного характера и т.д.

Литература

1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3.

4. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001.

5. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2. –С.252, 257-258.

6. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.

7. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: Учебное пособие. – М., 1977.

8. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1989.

9. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения: Учебное пособие. – М., 1979.

10. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс: Учебник. – М., 1989.

11. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник. – М., 2000.

12. Русский язык: Учебник для 8 класса / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2001.

13. Русская грамматика: В 2-х т. / Под ред. Н.Ю.Шведовой.– М., 1980. – Т.2.

Контрольные вопросы

1. Общее понятие предложения (знать определения из вузовских и школьных учебников, сравнить их). Основные признаки предложения, его отличие от словосочетания. Что значит: коммуникаты-релятивы и коммуникаты-предложения, их соотношение. Согласны ли вы с таким пониманием релятивов Л.А.Новиковым? Почему предложение является основной единицей синтаксиса?

2. Грамматические категории предложения, оформляющие предикативность: синтаксическое наклонение (модальность), синтаксическое время (темпоральность), синтаксическое лицо (персональность). Грамматическая форма предложения. Понятие парадигмы предложения, типы парадигм, начальная форма парадигмы предложения. Грамматическое значение предложения.

3. Понятие синтаксической связи. Уровни синтаксической связи. Открытая и закрытая связь. Обязательная и факультативная связь. Виды синтаксической связи в предложении: предикативная (ее разновидности), сочинительная, подчинительная, детерминантная, полупредикативная (аппликативная), присоединительная, пояснительная и др.

Проблема предложения и его дефиниции в грамматике

Предложение, наряду со словом, является одной из двух основных единиц языка. Изучением предложения и его категорий занимается синтаксис, в котором изучаются закономерности сочетания слов и построения предложений, закономерности включения предложений в единицу более высокого уровня. Предложение как основная единица синтаксиса является единицей коммуникативной, т.е. направленной на общение в условиях определенной конкретной ситуации. Поэтому с предложением связаны все проблемы, отражающие закономерности построения речи. Существуют разные подходы к изучению предложения: 1 – структурный, 2 – логический, 3 – семантический. Они определяются тем, какой из трех факторов, отраженных в предложении, взят за основу: языковая форма, форма мысли или объективная действительность. Одной из самых сложных проблем в синтаксисе до настоящего времени остается дефиниции предложения как основной синтаксической единицы. В настоящее время принято выделять основные признаки предложения как синтаксической единицы. К числу таких признаков относятся: 1- коммуникативная функция предложения, 2 – его предикативность, 3 – его модальная характеристика, 4 – относительная завершенность его содержания и 5 – его грамматическая и интонационная структура. Помимо названных пяти признаков, В.Г.Адмони выделяет семь основных аспектов предложения, которые в целом необходимо учитывать при его характеристике.

НОМИНАТИВНЫЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложность проблем, связанных с предложением как основной синтаксической единицей языка, вызвана тем, что предложение представляет собой многоплановое образование, в котором отражаются три основополагающих элемента: языковую структуру, объективную действительность и человека, говорящего, с его мыслями и чувствами, эмоциями и отношениями. Уже в начале 20-го века в грамматиках была намечена проблема взаимодействия и взаимоотношения номинативного и коммуникативного аспектов предложения, которая выявляла свою остроту особенно в свете вопроса соотношения языка и речи. Одним из первых, кто предложил разграничивать в предложении постоянные и переменные элементы, был знаменитый французский лингвист Ш.Балли, который ввел понятия диктума и модуса.



Проблема моделирования в синтаксисе возникла в середине 20-го века и определялась во многом чисто прикладными потребностями. В лингвистике появились многочисленные работы, в которых эти проблемы связывались с выявлением моделей предложения. Были сформулированы основные признаки модели предложения. Вместе с тем, в ряде работ отмечалось, что традиционная теория членов предложения фактически выступала как первая попытка моделирования. Важную роль в процессе моделирования сыграла теория валентности глагола, которая явилась основой модели немецкого предложения. До настоящего времени многие вопросы моделирования остаются дискуссионными. Большой вклад в разработку данной проблематики внесла О.И.Москальская, первой предложившая определение семантической модели и наметившая пути к решению многих спорных вопросов в этой области языкознания.

Одним из важных вопросов теоретической грамматики всегда был вопрос классификации предложений. Уже в традиционной грамматике находим самые различные подходы к классификации простого предложения, в основу которых были положены разные критерии. Так, по цели высказывания традиционная грамматика выделяет повествовательное, вопросительное и побудительное предложения. По составу главных и второстепенных членов все предложения могут быть поделены на двусоставные и односоставные, которые в свою очередь не являются однородной группой. По наличию членов предложения выделяются нераспространенные и распространенные предложения. По типу сказуемого выделяются предложения с простым глагольным, сложным глагольным, именным сказуемым, по типу подлежащего - личные, безличные предложения. В особую группу некоторые авторы выделяют неопределенно-личные предложения.

Понятие предикативности является базовым для всей теоретической грамматики. Это одна из важнейших синтаксических категорий, которая вместе с категориями времени и модальности формирует предложение как актуализованную единицу речи – высказывание. По вопросу о предикативности в лингвистике на всем протяжении ее развития высказывались различные точки зрения, в работах ведущих отечественных и зарубежных языковедов находим разную трактовку данного понятия. Одним из самых сложных вопросов в данной проблематике является вопрос о соотношении таких близких понятий, как предикативность и предикация. Большинство авторов считают предикативность грамматическим выражением предикации, которая, в свою очередь, устанавливает связь предмета и признака данного предложения с конкретной ситуацией. Способы выражения предикативности в каждом языке отличаются своим своеобразием и спецификой. Так, в немецком языке языковым выражением предикативности являются категории лица, времени и модальности. Важным является вопрос отличия предикативных отношений от других видов синтаксических отношений в предложении. Помимо центрального понятия предикативности, в теоретической грамматике существуют также понятия полипредикативности, полупредикативности и скрытой предикативности, которые также обнаруживают специфику в каждом конкретном языке.

Порядок слов в том или ином языке напрямую определяется наличием или отсутствием в данном языке флективных элементов, а значит, напрямую связан с типом языка. Существуют следующие формы порядка слов: 1) контактный – дистантный; 2) препозитивный – постпозитивный; 3) фиксированный – нефиксированный; 4) исходный (нормальный) – измененный (сдвинутый). В каждом языке порядок слов складывался в течение всего исторического развития, отражал главные особенности этого языка, менялся в зависимости от изменений в морфологической системе. Особенности порядка слов немецкого предложения связаны в первую очередь с таким явлением немецкого синтаксиса, каким является рамочная конструкция.

МОДАЛЬНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЕЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ

Модальность представляет собой один из важнейших признаков предложения. Вопросы, связанные с модальностью, как и вопросы, связанные с предикативностью, всегда находились в центре внимания теоретиков грамматики. Точки зрения на модальность как синтаксическую категорию в работах отечественных и зарубежных лингвистов отличаются значительно. Большой вклад в разработку данной проблематики внес академик В.В.Виноградов. В соответствии с его концепцией различаются три аспекта модальности простого предложения, среди которых выделяется один – обязательный для формирования предложения, два других являются факультативными, т.е. могут присутствовать или отсутствовать в предложении. Как никакая другая синтаксическая категория, модальность отражает не только специфику языковой системы, но и напрямую связана с социокультурными особенностями того общества, который говорит на данном языке. Важную функцию в формировании данной синтаксической категории выполняют модальные глаголы, роль которых в выражении разновидностей модальности в современном немецком языке чрезвычайно значительна. Это связано не в последнюю очередь с разграничением в системе немецкого языка первичных и вторичных значения модальных глаголов, что накладывает отпечаток на их отношение к реализации одного из видов модальности.

КОММУНИКАТИВНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проблемы коммуникации стали в лингвистике, и в частности, в теоретической грамматике, особенно актуальными с развитием функционального подхода к исследованию языковых явлений. Итогом многочисленных исследований в этой области стала теория коммуникативного (актуального) членения предложения, получившая полное освещение в работах отечественных и зарубежных германистов. В немецкой грамматике истоки данной теории восходят к трудам Г. Пауля, который одним из первых немецких грамматистов обратил внимание на роль слушателя в процессе коммуникации. Его идеи нашли дальнейшее развитие в работах К.Бооста, Э.Драха, которые, в конце концов, привели к созданию теории коммуникативного членения предложения. Эти авторы рассматривают немецкое предложение как расчлененное поле, подчеркивают при этом роль первого места в немецком предложении. Введенные в теории коммуникативного членения предложения понятия "тема" и "рема" предложения могут рассматриваться как основополагающие для всей дальнейшей разработки теории коммуникации. Важным в данной теме является вопрос о языковых средствах выражения темо-рематического членения предложения, которое в каждом языке обладает своей ярко выраженной спецификой.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложносочиненное предложение и его классификации

Сложное предложение представляет собой полипредикативная структура, т.е. оно состоит как минимум из двух (или более) предикативных отношений. Традиционно разграничиваются два вида сложного предложения: 1) сложносочиненное предложение (паратаксис) и 2) сложноподчиненное предложение (гипотаксис). В отношении сложносочиненного предложения возникает проблема отграничения его от последовательного ряда простых предложений. При этом важным является автосемантия и синсемантия компонентов такого сложного целого. Теорию автосемантичности и синсемантичности наиболее полно разработала Е.В.Гулыга, которая представила законченную систему таких типов сложных предложений. Современная теоретическая грамматика немецкого языка предлагает различные классификации семантических связей внутри паратаксиса: 1) соединительные; 2) противительные; 3) разделительные; 4) каузальные; 5) следственные; 6) пояснительные и т.д. Мнение лингвистов по количеству и по характеру семантических связей между элементарными предложениями паратаксиса существенно различаются.

Сложноподчиненное предложение в традиционной и

современной грамматике

Сложноподчиненное предложение (гипотаксис) представляет собой один из тех видов сложного предложения, который до настоящего времени остается в центре внимания грамматистов. Традиционная грамматика предлагала различные виды классификации придаточных предложений, такие как: а) по месту придаточного предложения в составе гипотаксиса; б) по типу связи с главным предложением; в) по степени зависимости от главного предложения; 4) по той функции, какую придаточное предложение выполняет в составе гипотаксиса. Наибольший интерес и наибольшее расхождение в точках зрения представляет последняя классификация, в соответствии с которой теоретическая грамматика выделяла придаточные субъектные, придаточные предикативные, дополнительные, определительные и различные виды обстоятельственных придаточных предложений (придаточные места, времени, цели, причины и т.д.). В середине 20-го века предпринимались неоднократные попытки пересмотреть указанную классификацию, однако, в основном результаты новых теоретических исканий сводились к тем же основным семантико-синтаксическим видам.

Текст как единица синтаксиса представляет собой относительно новый для грамматики объект исследования. Новизна для теоретической грамматики текста как предмета исследования поставила на повестку дня проблему определения места текста в системе синтаксических единиц. В результате произошло становление лингвистики текста как специфического раздела грамматики, благодаря чему многие традиционные проблемы получили новое освещение. Одним из самых дискуссионных в период становления лингвистики текста был вопрос, связанный с различными подходами к дефиниции термина "текст". Этот вопрос остается спорным и до настоящего времени. Многочисленные работы посвящены исследованию текстообразующих элементов языка, среди которых выделяются анафорические и катафорические элементы. Много внимания уделяется такому вопросу, как композиция текста. Выделены промежуточные формы между предложениями и цельным текстом, среди которых такие сверхфразовые единства, как абзац, параграф, глава и т.д.


Лексикология

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: